Валерий Халилов: «Дирижер военного оркестра воспитывает не только своих оркестрантов, но и всех слушателей. Халилов Валерий Михайлович - биография. Российский Дирижер и Композитор Народный Артист РФ Генерал-Лейтенант

День рождения 30 января 1952

дирижёр, композитор, член Союза композиторов РФ, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, главный военный дирижёр России, генерал-лейтенант от 9

Биография

Родился в семье военного дирижёра 30 января 1952 года в городе Термез . В 4 года начал сочинять музыку. С 11 лет воспитанник военно-музыкального училища в Москве. 1970 - 1975 г.- военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс профессора Г. П. Алявдина).

Первое место службы - дирижер оркестра Пушкинского высшего училища радиоэлектроники ПВО страны.

На конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа, оркестр под управление Валерия Халилова занимает первое место (1980 г.).

В 1981 году переведен преподавателем на военно-дирижерский факультет (Москва).

В 1984 году переведён в орган управления военно-оркестровой службы ВС СССР.

С 2002 года - начальник военно-оркестровой службы Российской Федерации.

Валерий Халилов организатор многих праздничных театрализованных мероприятий, проводимых в Москве и не только, участие в которых принимают как военные духовые оркестры России, так и коллективы со многих стран мира. Среди этих зрелищных мероприятии надо отметить, международные военно-музыкальные фестивали «Кремлевская Зоря», «Спасская Башня».

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооруженных Сил Российской Федерации в Австрии, Швеции, США, Венгрии, Германии, КНДР, Монголии, Польше, Финляндии, Франции, Швейцарии, Бельгии.

Валерий Халилов - прекрасный композитор. Его перу принадлежат замечательные произведения для духового оркестра: «Адажио», «Элегия», марши - «Кадет», «Молодежный», «Рында», «Улан», романсы и песни.

Брат генерал-лейтенанта В.М. Халилова - старший преподаватель военного института (военных дирижеров) Военного университета, заслуженный артист России (1997 г.), полковник Халилов Александр Михайлович (автор музыки к знаменитой песне "Мы уходим с Востока" ВИА "Каскад" и некоторое время руководитель этого коллектива), а его племянник - выпускник (2011) военного института (военных дирижеров) Военного университета Халилов Михаил Александрович.

Многих россиян потрясла неожиданная новость о трагической гибели самолета Ту-154, которая произошла 25 декабря 2016 года. На борту было много известных людей, в том числе и Валерий Халилов - руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. Александрова. Он вместе со своим коллективом летел в Хмеймим, чтобы принять участие в новогодних мероприятиях. Весь состав трагически (91 человек, в том числе 64 артиста) погиб в небе над Сочи. Памяти Валерия Халилова - бессменного руководителя этого заслуженного ансамбля - и посвящена данная статья. Она расскажет о человеке, который всю свою жизнь служил музыке.

Валерий Халилов: биография

Художественный руководитель известного во всем мире ансамбля имени Александрова родился 30 января 1952 года в небольшом городке Термез в Узбекистане. Его отец тоже был военным дирижером. Музыкой мальчик стал заниматься с четырехлетнего возраста. С одиннадцати лет Валерий Халилов начал учиться в Московской военной музыкальной школе. Вначале он поступил на класс кларнета к педагогу Е. Егорову, а затем - на фортепьяно к Т. Соколовой. Именно это учебное заведение заложило в юношу ту музыкальную основу, которая помогла ему впоследствии стать военным дирижером.

С 1970-го по 1975-й год будущий руководитель целого музыкального коллектива обучался в Московской гос. консерватории на военно-дирижёрском факультете в классе профессора Г. П. Алявдина.

Работа

Первым местом его службы стало Пушкинское высшее командное училище, специализирующееся на радиоэлектронике ПВО. Здесь Валерий Халилов руководил оркестром. В 1980-м коллектив, дирижером которого он являлся, занял первое место на конкурсе Ленинградского военного округа.

Спустя год Валерий Халилов переходит на преподавательскую работу на кафедру военно-дирижерского факультета консерватории им. П. Чайковского. В 1984-м его перевели в распоряжение ВС СССР - в управление военно-оркестровой службы. Здесь он дослужился до заместителя начальника военно-оркестрового подразделения.

С 2002 по 2016 годы Валерий Халилов являлся начальником военно-оркестровой службы страны — Главным военным дирижером России. Будучи на этой должности, он неоднократно выступал в парадах на Красной площади, посвященных Дню Победы в качестве руководителя сводного оркестра. В мае 2015-го года дирижер стал членом попечительского совета общественной региональной организации «Академия праздничной культуры».

В ансамбле

Именно Валерий Халилов является автором таких известных произведений, написанных для духового оркестра, как «Элегия» и «Адажио», а также маршей «Кадет», «Улан», «Молодёжный», «Рында» и т. д. Ему принадлежит множество песен и романсов. Но самое главное событие в жизни Халилова, которое многие сегодня называют судьбоносным, произошло в апреле 2016 года. Именно тогда Валерия Михайловича назначили на должность художественного руководителя и начальника ансамбля песни и пляски Российской армии им. А. Александрова. С коллективом, с которым он проработал почти полтора года, дирижер и находился на борту злополучного самолета.

Валерий Халилов, фото которого часто можно было видеть на первых полосах газет, выступал организатором праздничных театрализованных мероприятий, в которых участвовали духовые оркестры нашей страны и зарубежные коллективы. В их числе такие международные фестивали, как «Спасская башня» и «Кремлёвская зоря», «Амурские волны», проходящий в Хабаровске, «Марш столетия» и т. д. Он много гастролировал. Его ансамбль выступал в США, Австрии, КНДР, Швеции, Венгрии, Швейцарии, Польше, Германии, Монголии, Франции, Финляндии, Бельгии.

Семья

Со своей супругой познакомился в Гагре, еще когда был самым обычным солдатом. Он покорил молоденькую красавицу Наталью своим невероятным умением играть на нескольких музыкальных инструментах. Именно благодаря тому, что жена Валерия Халилова родом из Абхазии, его жизнь оказалась тесно связана с этим местом. Супруги мечтали построить небольшой дом рядом с отцовским участком Натальи. И им это удалось.

Как вспоминают соседи по Гагре, в частности Анзор Кококсерия - депутат Абхазии, Халиловы очень любили республику. Они при первой же возможности прилетали сюда, чтобы хотя бы несколько дней пожить в своем домике. Так получилось, что Валерий Михайлович по своему мировоззрению оказался очень близок к кавказскому народу. Он глубоко уважал традиции и культуру этой страны.

Когда Халиловы приезжали в Абхазию, то основное свое время проводили или на море, или на приусадебном участке. Валерий Михайлович старался как можно чаще отдыхать с женой и детьми. Он всегда говорил, что самое ценное, что имеет в этой жизни, - это его семья.

Валерия Халилова - отца двух дочерей - судьба наградила и внуками, и внучками. В одном из своих интервью рассказывал, что они очень на него похожи. С пеленок внуки ходят строем и даже пытаются дирижировать. Михайловича вспоминают, что их папа обожал их, всегда приглашал на свои концерты, слушал вместе с ними симфоническую музыку.

Воспоминания близких

Валерий Халилов запомнился окружающим как добродушный и отзывчивый человек. Он всегда уважал мнение своих близких и старался к нему прислушиваться. Приезжая в дом в Гаграх, дирижер часами возился на участке. Он даже пытался делать с соседями вино. Валерий Халилов был мужчиной физически достаточно крепким. Для него не было проблемой поколоть дрова, поработать в огороде. Его приусадебный участок содержался всегда в чистоте и порядке. Для многих друзей, по их словам, он был не товарищем, а братом.

Звания и награды

В. Халилов являлся членом российского Союза композиторов. Ему присвоили звание Народного артиста. В списке наград Халилова два ордена и несколько медалей. Он не раз удостаивался премий Минобороны и Минкультуры РФ в области искусства. В июле 2010 года Валерию Халилову было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта. В 2016-м, уже после смерти, ему была присуждена премия Минобороны в номинации «Музыкальное искусство».

Трагическая гибель

Светлую память о талантливом музыканте, патриоте Отечества и просто хорошем человеке генерал-лейтенанте Халилове навсегда сохранят не только родные и близкие, но и многие почитатели его таланта. Он погиб, когда летел в Сирию, чтобы вместе с ансамблем поздравить российских военных и местных жителей с Новым годом. Но, к огромному сожалению, до места не добрался…

Валерия Халилова похоронили на родине его предков во Владимирской области. Именно таким было его желание. Рассказывают, что на Архангельском погосте было море народу. Да и Богоявленский собор, в котором проходил чин отпевания, мог с трудом вместить всех тех, кто захотел проститься с военным дирижером.

Его именем названа улица в Киржаче Владимирской области, а военно-музыкальное училище в Москве будет носить имя В. Халилова.

Меня крестили в четыре года. Рос я в деревне под Киржачом, моя бабушка была верующая, причем не просто набожная, как все старушки в те времена, а верующая глубоко, искренно. Она часто говорила мне: «Внучек, не нами заведено, не нам отменять», потому Православие и церковная жизнь казались мне чем-то совершенно органичным, неизменным и правильным. Деревянная часовенка, что стояла в нашей деревне, была разрушена, и по праздникам все бабушки ходили в монастырскую церковь в соседнее село. Я ходил вместе с ними, и я все помню, хотя и был маленький: леса наши сказочные, владимирские… поляны земляничные, маковки церквушек. Даже сама русская природа завораживает, а вот как можно не любить Церковь хотя бы как часть русской духовной культуры - я и вовсе не понимаю!

Я был крепышом, честно говорю, это сейчас я худой такой. Вообще я был такой полненький, толстенький, уже был, так сказать, осознанным человечком. Папа был коммунистом, и мама, используя возможность такую, что отец работал, а я был в деревне, она бабушке говорит: «Давай, пока отца нет». Но папа не то, что был против, но знаете, как в те времена? Он был армейским офицером, дирижером был, как и мой брат дирижер, и племянник в Севастополе сейчас дирижер, кстати сказать. Поэтому, может из-за того, что мама опасалась, если узнают у отца, могут что-нибудь сделать. Короче, меня крестили. Я вот этот момент очень хорошо помню, как меня в первый раз крестили. Меня посадили на подворье, на дворе, у нас так изба и двор перед избой. В тазик посадили с холодной водой. Ну как это? Батюшка наклонился надо мной, а я был здоровым таким мальчиком, и я ему вцепился в бороду. Вы знаете, как это… Попа за бороду.

Я был крещен в четыре года, и когда в сенях я спал, у меня над головой была картина. Я не помню, какая, там много было святых людей на этой картине, но меня вот каждый «отбой», как сейчас военным языком говорят, меня сопровождала эта картина. Когда я ложился спать, мальчишка совсем, в деревне в этой избе. Потом она пропала, потому что были такие времени, когда ходили, картины собирали, иконы. А у нас деревня неохраняемая, просто взломали и многие иконы во многих наших, в деревушке домах, просто… Тогда вот такое что-то было безобразие. Эта икона пропала. Кроме того, у нас такая деревня, такая живописная, такая потрясающая, небольшая, такая патриархальная, не верить во что-то там такое небесное просто невозможно при всей ее красоте.

Вот в такой среде я воспитывался. Это все, как говорится, от Бога. У меня вот эта русскость, она заложена вот этой деревней.

Вот это все подвигло меня к вере в Бога. Ну, и кроме такого, были просто случаи, очень интересные… а почему вот я жил, потом уже, сейчас это Якиманка называется. Как и раньше, кстати сказать, и там вот эта церковь, метро Октябрьская. И вот Пасха, я помню. Люди ходят вокруг церкви, это мне сильно запомнилось. Мы, молодежь, стоим на парапетах вокруг церкви, нас милиция туда не пускает. Туда проникают бабушки в косыночках с детьми с маленькими – пропускали. Мы туда пройти не можем, мы молодежь – нас туда не пускают, и я думаю, вот что они там делают, что они там творят, почему нас не пускают.

Вот вопрос: почему? Что там такого плохого они делают, почему нас не пускают? Меня всегда туда тянуло, потому что оттуда раздавалось пение, какие-то запахи, знаете это, свечные, вот это все, кресты, таинство какое-то. Это все равно привлекало. Вот чем больше запрещали, тем я больше туда в этом смысле тоже тянуло. Какие-то есть мелочи незамечаемые, а потом анализируешь: а почему ты так сделал? Да потому, что вот эта мелочь на тебя повлияла, поэтому к Богу идет каждый своей, безусловно, дорогой, и к этой дороге ведут какие-то может быть, даже мелочи какие-то, я не знаю. Знамения? Не знаю. Но привело, слава Богу!

О выборе профессии

Папа у меня был военным дирижером. У меня сейчас младший брат военный дирижер. И действующий военный дирижер племянник, лейтенант, служит моряком в Севастополе. То есть у меня по мужской линии семья династийная, военные дирижеры. Благодаря отцу, я поступил в Московскую военно-музыкальную школу. И, честно говоря, поступив, я не понимал, зачем я туда поступил. Был оторван в 11 лет от домашнего уюта, попал в стены закрытого учебного заведения. Причем всё было присуще военному складу бытия: подъем, отбой, зарядки, физические нагрузки. И, конечно, общеобразовательные и музыкальные предметы. Срок обучения – 7 лет, поступив в 11, я закончил в 18. Весь мой физический, биологический рост пришелся на этот период. Школа заложила в меня то профессиональное образование, которым я до сих пор и пользуюсь. Вот так я стал военным дирижером.

О музыке духовной и военной

Я часто думаю о внутреннем сходстве, казалось бы, противоположных сфер - военной и духовной музыки. Ведь у военной музыки потрясающая сила, и она, вопреки стереотипам, отнюдь не агрессивна. Мне больно слышать, когда говорят, что исполнение маршей - это шаг к милитаризации всей страны. Надо, как мне кажется, мыслить категориями художественного вкуса. Хороший марш написать так же трудно, как хорошую песню! Каждый великий композитор имеет свое лицо, национальная музыкальная традиция тоже: главная особенность нашей, российской, военной музыки - в особом мелодизме, в ее фольклорных, народных интонациях.

Умеют ли современные люди воспринимать классическую музыку? Определить, плохо или хорошо человек воспринимает музыку, можно только после того, как он научится воспринимать! А как человек откроет для себя прелесть классической музыки, если ему не прививали любовь к ней с самого детства? Есть в душе каждого из нас зона, открытая всему высокому и доброму - открытая правильной музыке. А правильной музыкой я называю ту, что в своем эмоциональном воздействии побуждает человека к самым лучшим поступкам - созиданию, творению. И если так называемая «легкая» музыка может служить ненавязчивым фоном, то классика - никогда. Слушать классику - работа души.

Люди во все времена - одни и те же, они всегда открыты хорошей музыке. А значит, мы должны просвещать в силу своих умений. Не хвалясь, могу сказать, что мы открыли для военных оркестров двери многих концертных залов: Большого зала Московской консерватории, Концертного зала имени Петра Ильича Чайковского, Международного дома музыки. И мы раздаем бесплатные билеты, невзирая на то, что по всем законам коммерции люди будто бы охотнее идут на мероприятия, когда купили билет за свои кровные деньги. Верите ли, я никогда не льстил себя надеждой, что все наши концерты будут проходить при аншлаге, но у нас люди на ступеньках сидят, лишь бы послушать музыку! И как после этого можно говорить, что современный человек не способен воспринимать классику?

Мы мечтаем вернуть духовую музыку в парки, к людям. Ведь людям сегодня особенно недостает чего-то настоящего… на работе, в быту, и мы стараемся восполнить эту насущную потребность живой музыкой, красивыми мелодиями. Вот приходит на концерт типично городской человек: слившийся с городом, не мыслящий своей жизни без горячей воды и телевизора, как будто прилипший, присохший к этой комфортной жизни. И вдруг он слышит звуки военного духового оркестра, окунается в другой мир и… оттаивает. Спросите его в эту минуту, о чем он сейчас думает, и он точно скажет: о любви, о детях, о родине, о Боге.

Знаете, я подметил удивительную вещь: духовой оркестр просто не может играть плохую музыку! Даже если музыканты плохонько играют - все равно эта музыка очаровывает, пусть даже некоторые звуки переданы неверно. Это как в природе: одному нравится осень, другому нет: все вянет, слякотно, ноги промокают. Но все равно каждое время года прекрасно! Так же и духовая музыка: сама ее природа, само дыхание ее - чистое, светлое. Наверно, именно в этой плоскости музыка - военная ли или просто классическая - и пересекается с духовной жизнью. И мне очень хочется, чтобы моя работа воспитывала в людях только нравственное.

У меня шутка есть такая. Я говорю людям религиозным: «А вы знаете, у меня есть товарищ, который написал кандидатскую диссертацию на тему «Влияние духовой музыки на духовную жизнь духовенства». Это шутка, но конечно, на самом деле, и опять я говорю всегда об этом: техника развивается, но люди-то стремятся куда при урбанизации? Куда они стремятся? На природу. Я всегда сравниваю, посмотри, что в пятницу, что творится будет на дорогах – куда все бегут? В лес, на полянки, на природу.

Вот духовой оркестр – это природа, это живой звук, источаемый оттуда, изнутри. И даже если он играет примитивно, даже пацаны играют, самодеятельный оркестр – вот эти простые мелодии, вот этот примитивизм даже, в каком-то смысле, но подача вот этих звуков, вот этих природных, и опять говорю, на генном уровне заставляет людей слышать. Вокруг – раз, собирается, не хочу говорить, какие-то люди всякие, может быть даже странные, но они собираются, потому что видимо, вот эта наша музыка, она коим-то образом влияет на кору головного мозга. Собираются. Даже если плохенько играют – толпа собирается вокруг духового оркестра.

О молитве в военном марше

Скажем, марш “Генерал Милорадович”. Идею подсказал полковник Бабанко Геннадий Иванович, который во время моей службы в Пушкино был начальник политотдела училища и уже будучи на пенсии написал книгу “Генерал Милорадович”, зная, что я пишу музыку, позвонил мне, и говорит: Валер, напиши музыку о генерале Милорадовиче, я тебе дам книгу почитать, а ты под впечатление этой книги напиши марш. И вот прочитав книгу, я понял, что судьба этого генерала совершенно необыкновенная и не просто забытая, но и в понятийном понимании она просто извращенная.

Генерал Милорадович, командуя арьергардом, не позволил противнику в желаемое для него время столкнуться с нашими войсками. Герой войны 1812 года. В 1824 году декабрьское восстание. Сенатская площадь. Как известно, декабристы вывели войска. Милорадович был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Когда он въехал на Сенатскую площадь, войска, узнав его, стали падать ниц. И один из декабристов, бывший поручик Каховский, видя, что сейчас произойдет перелом в восстании, он из дамского пистолета сзади нанес смертельное ранение Милорадовичу, от которого он скончался.

Так вот улица Каховского в Питере есть, а вот улицы Милорадовича нет. Да и вообще фамилия Милорадович возникла после того, как царь вызвал к себе Храбреновича, его предка, и сказал: ты мне очень мил своей храбростью, станешь Милорадовичем. И в этом марше впервые я использовал молитву, причем музыку к этой молитве я написал сам. Такого аналога нет. И если послушать марш внимательно, можно вообразить себе и светскую жизнь Санкт-Петербурга, и молебен перед боем, и возвращение этих русских воинов. Всё это с хором.

Кстати сказать, в марше, в нашем российском и советском, это впервые – внедрение молитвы в марш. Это я сделал, исходя из того образа, который мне сулил сам генерал Милорадович, потому что он был безусловно православным, верующим человеком, а коль войска уходят на поле брани, то всегда был молебен. Так вот этот молебен я сделал – я в Евангелии при помощи верующего человека нашел слова, посвященные «нашим воям», и положил на эти слова, как обычно делается, музыку. Вы услышите вот эту молитву в середине марша. А потом Вы услышите победоносное шествие, возвращение под салют наших войск с поля брани, и опять услышите первую часть, опять возвращение к светской жизни. Вот такое в течение, я не знаю, по-моему, пяти или четырех с половиной минут, перед Вами пронесется жизнь как бы этого генерала славного Милорадовича. Вот это марш, это русский марш, я его написал. В нем ничего нет такого предосудительног о, касаемого, как говорят, извините за выражение, сапога – такого нет. Это очень такой светский, очень красивый, мне кажется, марш. Его, кстати сказать, многие дирижеры полюбили и часто исполняют, хотя он трудный для исполнения.

О военных музыкантах России

Наша страна - единственная, где существует отлаженная система подготовки военных дирижеров. За границей ими становятся люди, уже имеющие высшее музыкальное образование и прошедшие аттестацию по физической подготовке. А у нас армия сама выращивает себе музыкантов. Сначала среднее образование - Московское военно-музыкальное училище принимает девятиклассников, после окончания учебы они могут поступать в Институт военных дирижеров на базе Военного университета Минобороны. Такая система обучения и воспитания дает специалиста, знакомого с армейской жизнью изнутри. Приходя в оркестр лейтенантом, он уже знает, что и как делать. Это положительно сказывается на мастерстве наших оркестров. К примеру, во время парада на Красной площади 1000 военных музыкантов наизусть играют около 40 композиций. Иностранцы удивляются синхронности и красоте исполнения.

Родился в семье военного дирижёра. Музыкой начал заниматься в четырехлетнем возрасте. Окончил Московскую военно-музыкальную школу (ныне – Московское военно-музыкальное училище) и Военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. По окончании обучения был назначен военным дирижёром оркестра Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО.

После того, как оркестр под управлением Валерия Халилова занял I место в конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа (1980) – стал преподавателем кафедры дирижирования Военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

В 1984 году Валерий Халилов переведён в орган управления военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР, где служил в качестве офицера военно-оркестровой службы, старшего офицера и заместителя начальника военно-оркестровой службы.

С 2002 года по 2016 год Валерий Халилов – начальник военно-оркестровой службы Вооружённых Сил Российской Федерации – главный военный дирижёр.

В апреле 2016 года приказом Министра обороны Российской Федерации Валерий Халилов назначен на должность Начальника ансамбля – художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

Валерий Халилов – музыкальный руководитель таких международных военно-музыкальных фестивалей как «Спасская башня» (г. Москва), «Амурские волны» (г. Хабаровск), «Марш столетия» (г. Тамбов) и Международный военно-музыкальный фестиваль в Южно-Сахалинске.

Валерий Халилов – член Союза композиторов России. Его творчество как композитора, в основном, связано с жанрами духовой оркестровой, хоровой, вокальной и камерно–инструментальной музыки.

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооружённых Сил Российской Федерации в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, КНДР, Ливане, Монголии, Польше, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции.

Трагически погиб 25 декабря 2016 г. в результате авиационной катастрофы самолета Ту-154 RA-85572 Министерства обороны России, направлявшегося из аэропорта Адлер в Сирию.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Халилова Валерия Михайловича

Халилов Валерий Михайлович − композитор, главный военный дирижер России, известный как организатор праздничных театрализованных представлений. Носил воинское звание генерал-лейтенанта.

Начало музыкального пути

Валерий Михайлович родом из узбекского города Термез. Там он появился на свет 30 января 1952 года. Когда Валере исполнилось девять лет, семья переехала в столицу СССР. Будущее мальчика было предопределено профессией его отца, военного режиссера. Вместе с тем смышленый ребенок довольно рано проявил свои музыкальности наклонности. Первые ноты в своей жизни он сочинил уже в четыре года, а уже с одиннадцати был зачислен в московское военно-музыкальное училище. Живописное место, где оно располагалось (Серебряный Бор), благоприятствовало творческим начинаниям. Здесь подросток не только овладевал инструментами, но и сочинял музыку. Параллельно приучался к четкому армейскому режиму. Конечно, о полноценной воинской службе речь не шла, однако распорядок дня максимально приближался к солдатскому. Пришлось привыкать к казарменному положению.

Зато в 1967 года Валерий Халилов получил незабываемые впечатления от необычайно красивого и мощного военного парада на Красной площади, по которому торжественно прошел в составе роты барабанщиков. До сих пор Валерий Михайлович вспоминал об этом с мальчишеским восторгом и гордостью. Впоследствии он не раз маршировал по главной площади страны, но тот период юности он забыть не в состоянии.

В период с 1970 по 1975 год проходил обучение в Московской государственной консерватории им. на факультете, где готовили руководителей исполнения ансамблевой музыки в армии. Наставником юноши являлся выдающийся советский дирижер Георгий Алявдин.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Главный военный музыкант страны

После окончания этого заведения Халилов прибыл в распоряжение командования Пушкинского высшего училища радиоэлектроники войск противовоздушной обороны. Молодому специалисту доверили дирижировать оркестром. Валерий рьяно и со знанием дела взялся за исполнение служебных обязанностей, в результате чего спустя короткое время вывел свой творческий коллектив на лидирующую позицию в Ленинградском военном округе. На окружном конкурсе военных оркестров курсанты Халилова вышли на первое место.

С 1981 года занимался преподавательской деятельностью, а в 2002-м возглавил оркестровое подразделение вооруженных сил России. Привлекался к разработке многих зрелищных представлений, в частности, фестиваля «Спасская Башня». История этого популярного патриотического мероприятия началась с 2007 года.

Валерий Халилов всегда придерживался мнения о том, что армейский оркестр непременно нужно ставить во главу угла. Именно поэтому, по его словам, профессию военного музыканта нужно уважать, а ее представителей всячески поддерживать.

Гибель

Жизнь Валерия Халилова трагически оборвалась 25 декабря 2016 года в авиакатастрофе над Черным морем. Генерал погиб в результате падения самолета, на котором он с музыкантами направлялся в Сирию.

ТАШКЕНТ, 25 дек — Sputnik. На борту разбившегося Ту-154 в Сирию летел Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова. С мая 2016 года руководителем главного военного музыкального оркестра страны был генерал-лейтенант Валерий Халилов.

Вместе с коллективом музыкант летел в Сирию поздравлять российских военнослужащих с наступающим Новым годом.

Валерий Халилов — уроженец Узбекистана. Он родился 30 января 1952 года в небольшом городе Термез в Сурхандарьинской области. Уже в четыре года начал сочинять музыку, что вкупе с семейной традицией и определило дальнейший жизненный путь.

В 11 лет он поступил в военно-музыкальное училище в Москве. В 1975 году закончил военно-дирижерский факультет при консерватории Чайковского.

В 1980 году оркестр Пушкинского высшего училища радиоэлектроники ПВО занял первое место на конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа.

В 1981-1984 году работал преподавателем на родном факультете в альма-матер, на кафедре дирижирования.

С 1984 по 2002 год — в органах управления военно-оркестровой службы, где прошел путь от офицера военно-оркестровой службы до заместителя начальника службы.

В 2002 году стал начальником военно-оркестровой службы Вооруженных сил Российской Федерации — главным военным дирижером.

Параллельно с работой на посту главного военного музыканта Халилов был музыкальным руководителем международных военно-музыкальных фестивалей — "Спасская башня", "Амурские волны", "Марш столетия", международный военно-музыкальный фестиваль в Южно-Сахалинске.

Валерий Халилов был одним из создателей и организаторов фестиваля "Спасская башня". Вот что сам он рассказывал об этом в интервью журналу "Ориентир".

По его словам, фестиваль этот родился в 2007 году. Первоначально он назывался "Кремлевская зоря". Такого рода фестивали во многих странах проводятся регулярно. Есть фестивали мирового уровня, о которых знают все военные музыканты мира. Своеобразной предтечей нашего фестиваля был Международный военно-музыкальный фестиваль «Ода миру», на который каждые пять лет к Дню Победы приезжали три военных оркестра из стран антигитлеровской коалиции — Франции, Великобритании и США.

"И вот тогда и было высказано предложение проводить такие мероприятия не только в рамках одного праздника, а в рамках международного фестивального движения… Фестиваль — один из наших ведущих творческих проектов. В нем принимают участие военные оркестры из стран совершенно разного географического направления. Это и Африка, и Европа, и Азия, и Америка. Ежегодно участниками фестиваля становятся более 1000 человек", — отмечал Халилов.

В апреле 2016 года главный дирижер страны был назначен на должность художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова.