Анализ сказки снегурочка автор александр николаевич островский. Анализ «Снегурочка» Островский. Список использованной литературы

Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013

Уроки 1 - 2. Краткие сведения об А.Н. Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке.

1.Прослушайте сообщение учителя об А.Н. Островском. Заполните вторую часть таблицы.

Биографические сведения

Мои замечания об услышанном

Николай Фёдорович Островский, Любовь Ивановна Саввина - отец и мать

Начальное домашнее образование

В 1835 - 1840 годах - учёба в Московской губернской (первой) гимназии

1840 - 1843 годы - учёба на юридическом факультете Московского университета. Увлечение театром

1843 - 1851 годы - служба в суде, первые литературные опыты

Темы творчества А.Н. Островского

2.Составьте вопросы к статье учебника «Творческая история пьесы “Снегурочка”»

3.Запишите наиболее характерные черты литературной сказки.

_________________________________________________________________

4.Соотнесите события пьесы-сказки с событиями волшебной сказки. Заполните третью часть таблицы по образцу. В чём сходство композиции волшебной сказки и пьесы-сказки А.Н. Островского?

Композиция волшебной сказки

События пьесы-сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия

«Ярило сожжёт её, испепелит, растопит,

Не знаю как, но умертвит. Доколе ж

Младенчески чиста её душа,

Не властен он вредить Снегурке».

«Снегурочка, беги от Леля!»

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего. Встреча с дарителем

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки

Развязка

Преодоление потери или недостачи. Свадьба и воцарение героя

5.Выпишите во вторую часть таблицы названия обрядовых песен, вариаций и обработок по образцу.

Русские песни и обряды

Песни

Обработки и вариации народных песен

«Собирались птицы, собирались певчи»; «Каково птицам жить на море»; «Земляничка-ягодка…»; «Хмелинушко, тычинная былинка…»

Магический ритуал, связанный с посевом, жатвой и обмолотом урожая

Народные песни, запевы, сопровождающие обряд похорон Масленицы

Обряды, связанные с празднованием Семика (четверг на седьмой неделе после Пасхи)

Элементы свадебного обряда

6.Назовите источники, послужившие основой создания пьесы-сказки.

_________________________________________________________________

Уроки 3 - 4. Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского.

1.Выпишите из монолога Весны в Прологе словосочетания, воссоздающие картину царства берендеев.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.Составьте краткую характеристику жителей Берендеева царства и царя Берендея, заполнив четвёртую часть таблицы по образцу.

Герои

Значение имени

Цитаты для комментирования

Краткая характеристика героев

Бобыль

Бедный крестьянин, не владеющий землёю; одинокий, живёт в людях захребетником или в батраках, сторожах, пастухах

Пролог, явл.4; д.1, явл.1 «И кланяйтесь, а я ломаться буду». «Сам ленив, так нечего пенять на бедность. Бродишь без дела день-деньской».

Не умеют ценить красоту, завистливы, хитры, жадны, ленивы, тщеславны

Бобылиха

Бобылиха - жена Бобыля; бездомная и бедная вдова, живущая в людях, по задворкам, вне селения

«Да что твоя работа! Кому нужна! От ней богат не будешь, а только сыт; так можно, без работы, кусочками мирскими прокормиться».

Мечта героев: «что день, то пир, что утро, то похмелье»; «с рогами кика», глядя на которую «боярыни умирали бы от зависти»

Мураш

Муравль, насекомое, мелкий вид муравышек, мурашка, водится в жилых домах и кухнях

Д.1, явл.1

«Поди-ка, поклонами обманывай других; а мы тебя, дружка, довольно знаем. Что бережно, то цело, говорят»

Берендей и берендеево царство

Берендеи, кочевое племя тюркского происхождения, упоминаемое в русских летописях с 1097 года до конца XII века. В связи с нашествием монголо-татар на Русь в начале XIII века часть берендеев ушла в Болгарию и Венгрию, остальные слились с населением Золотой Орды

Д.2, явл.1

Диалог царя с Бермятой.

Д.2, явл.2

«Воруют понемножку, благополучие - велико слово, не вижу я давно его в народе».

«В сердцах людей заметил я остуду немалую».

«Тщеславие, к чужим нарядам зависть».

«Супружеская верность утратила немного незыблемость свою и несомненность»

3.В чём видит Берендей причину несчастий?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4.Запишите краткую характеристику Леля, Купавы, Снегурочки, Мизгиря в четвёртую часть таблицы.

Герои

Значение имени

Цитаты для комментирования

Краткая характеристика героя

Лель

Названье старинного русского божка, сравниваемого с купидоном, амуром. У некоторых славянских народов весна называлась Лялей или Лелей

Д.1, явл.3

«Вон видишь, ждут меня и ручкой манят. Побегаем, пошутим, посмеёмся, пошепчемся у тына под шумок, от матушек сердитых потихоньку».

Купава

Купава, купавна (пск. твер.), пышная, гордая.

Купало, божество лета

Д.1, явл.5

«Я-то, Снегурочка, а я-то как счастлива! Без милого не проживёшь, придётся кого-нибудь любить, не обойдёшься».

«Тогда прощайте. В его дому, в большом посаде царском, на всём виду богатою хозяйкою забарствую».

Д.2, явл.3

«Всех-то забыла я… Знаю да помню лишь друга любезного»

Д.3, явл.6

«Моя любовь, до веку и до часу, голубчик сизокрылый»

Мизгирь

Паук, муховор; земляной, злой паук, тарантул. Мизгиря убьёшь - сорок грехов сбудешь

Д.1, явл.5

«Хорош-пригож, румяный, круглолицый, красен, кудряв».

«Торговый гость из царского посада».

Д.1, явл.6

«Однако нам Мизгирь в глаза смеётся (Брусило)».

Д.1, явл.7

«И для любви погасшей возврата нет, Купава».

«Люби меня, Снегурочка! Дарами бесценными красу твою осыплю и жизнь отдам в придачу»

Снегурочка

Д.1, явл.1

«Моя беда, что ласки нет во мне».

Д.1, явл.4

«Тяжёлою обидой, словно камнем, на сердце пал цветок, измятый Лелем».

Д.2, явл.5

«Её краса поможет нам, Бермята, Ярилин гнев смягчить».

Д.3, явл.1

«Люби меня немножко; дожидайся, - Снегурочка сама тебя полюбит».

Д.4, явл.2

«Хочу любить; но слов любви не знаю».

«Что всё, что есть на свете дорогого, живёт в одном лишь слове. Это слово: Любовь»

5.Почему Снегурочку и Мизгиря не принимают в царстве берендеев?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6.Чем близки образы Мороза и Мизгиря?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

7.Почему Снегурочка полюбила именно Мизгиря?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

8.Почему Лель не может полюбить Снегурочку?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

9.Почему Лель и Купава полюбили друг друга? Чем похожи эти герои?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

10.Каков смысл фразы царя: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут»?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

11.Запишите имена композиторов, написавших музыку к «весенней сказке» А.Н. Островского

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Урок 5. Защита рефератов

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Как в литературоведении называют произведения фольклора, которые возникли и исполнялись во время совершения обрядов - установленных действий, имеющих для исполнителей религиозное, бытовое или ритуально-игровое значение?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2.Выпишите примеры инверсии. Запишите определение данного литературоведческого термина.

Идём скорей! Бледнеют тени ночи.

Смотри, заря чуть видною полоской

Прорезала восточный неба край,

Растёт она, яснее ширясь. Это

Проснулся день и раскрывает веки

Светящих глаз. Пойдём! Пора приспела

Встречать восход Ярила-Солнца. Гордо

Перед толпой покажет Солнцу Лель

Любимую свою подругу.

_____________________________________________________________

3.Для каких произведений устного народного творчества характерны следующие особенности: принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека; передача внутреннего состояния героя через внешние формы; разнообразные композиционные и стилевые приёмы (параллелизм, повторы, лирические обращения, тропы)?

Выпишите из текста пьесы-сказки наиболее характерный пример.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4.Как в литературоведении называется род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене?

________________________________________________________________






Творческая история пьесы «Снегурочка» Почему пьеса А.Н..Островского «Снегурочка» так удивила читателей, критиков, зрителей? Почему пьеса А.Н..Островского «Снегурочка» так удивила читателей, критиков, зрителей? Как был изменён А.Н..Островским первоначальный замысел пьесы? Как был изменён А.Н..Островским первоначальный замысел пьесы? Как вы думаете, какие сложности мог испытывать великий драматург, создавая пьесу «Снегурочка»? Как вы думаете, какие сложности мог испытывать великий драматург, создавая пьесу «Снегурочка»? Индивидуальная работа со статьёй (с): Как была оценена пьеса отдельными литераторами? В чём причина неоднозначной оценки? Как была оценена пьеса отдельными литераторами? В чём причина неоднозначной оценки?











Схема композиции Содержание частей композиции 1. Экспозиция 2. Завязка 3. Развитие сюжета 4. Кульминация 5. Развязка Присутствие старшего и младшего поколений. Отлучка старших. Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же нарушается запрет,за этим следует беда. Поиск потерянного или недостающего, исправление ошибки Главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её Преодоление потери, или недостачи, воцарение (получение более высокого статуса)




Схема композиции Содержание частей композиции 1. Экспозиция 2. Завязка 3. Развитие действия 4. Кульминация 5. Развязка Знакомство с родителями Снегурочки Чудесное дитя Мороза и Весны просится к людям. Запрет Мороза: «бойся Леля, речей его и песен» Испытание героини, оказавшейся среди людей: конфликт с Бобылём и Бобылихой, конфликт с девушками Берендеева царства, конфликт с Купавой, конфликт с Лелем Приобретение запретного качества – любви Гибель героини. Торжество Солнца и гармонии в жизни берендеев


Островский в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, то в «весенней сказке» Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил заимствованный центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, он смог перенести из сказки жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и любви в сердцах берендеев. Островский в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, то в «весенней сказке» Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил заимствованный центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, он смог перенести из сказки жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и любви в сердцах берендеев.


Тест на гениальность Как-то к Брехту пришел молодой человек и сказал: Как-то к Брехту пришел молодой человек и сказал: - У меня в голове полно творческих замыслов, я могу написать хороший роман. Писать мне мешает только одно – я не зная, как начать. - У меня в голове полно творческих замыслов, я могу написать хороший роман. Писать мне мешает только одно – я не зная, как начать. Брехт улыбнулся и посоветовал: Брехт улыбнулся и посоветовал: - Очень просто. Начните с … - Очень просто. Начните с … Бертольт Брехт немецкий поэт, прозаик, драматург, реформатор театра, основатель театра «Берлинский ансамбль». Лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» (1954).


Мир Берендеева царства Какими событиями наполнена жизнь берендеев? Какими событиями наполнена жизнь берендеев? Дайте характеристику жителям Берендеева царства: Бобылю и Бобылихе, Мурашу, Лелю, Купаве. Докажи свои выводы текстом. Что обозначают имена героев? Являются ли они своего рода характеристикой героев? Дайте характеристику жителям Берендеева царства: Бобылю и Бобылихе, Мурашу, Лелю, Купаве. Докажи свои выводы текстом. Что обозначают имена героев? Являются ли они своего рода характеристикой героев?

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение – «Снегурочка» , написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса – своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить» . И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего – взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки – это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись» . Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет – погибнем вместе» . Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной» , потом «чудесной» . Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.

Пьеса А. Н. Островского «Снегурочка» и созданная на ее основе одноименная опера Н. А. Римского-Корсакова — своеобразный гимн русскому фольклору, дань уважения и преклонения перед богатейшим наследием языческой Руси, ее верованиями, предания-ми, обрядами и мудрым отношением к жизни в гармонии с природой.

Говорить о фольклоризме этих произведений и легко и сложно. Легко потому, что фольклорное начало, этнографизм составляют суть, содержание, язык и пьесы, и оперы. Многие факты лежат здесь на поверхности, так что не составляет большого труда найти первоисточники образов, сюжетных линий, эпизодов в сказочном, песенном, обрядовом материале. Нас поражает и восхищает авторское проникновение в мир русской архаики и современного драматургу и композитору народного творчества, удивительно бережная и в то же время ярко индивидуальная, смелая обработка этого пласта национальной культуры и создание на основе его величайших по красоте, глубине мысли произведений, созвучных прошлому и настоящему.

Трудность, и немалая, заключается в том, что фольклоризм «Снегурочки» таит в себе множество загадок и скрытого смысла. Это всегда озадачивает и очаровывает, в этом непреходящая ценность и сила искусства, его вечная актуальность и новизна. Возьмем принятое жанровое определение «Снегурочки» — весенняя сказочка. Вроде бы все ясно, но, строго говоря, неверно: перед нами разворачивается отнюдь не сказочное действо хотя бы потому, что завершается оно гибелью главных героев, что классической сказке никак не свойственно. Это чистой воды мифология, увиденная сквозь толщу веков, понятая и обработанная художниками XIX столетия. Еще точнее сюжет «Снегурочки» можно было бы обозначить как древний календарный миф, насыщенный позднейшими текстами обрядового, песенного, эпического содержания, сохранившими если не целиком, то частично черты архаического взгляда на мир, на место и роль человека в космоприродном универсуме.

Кстати, и то, что мы по привычке называем народной сказкой о растаявшей под лучами летнего солнца девочке, вылепленной из снега, — тоже не сказка. Заметим в скобках: сюжет о Снегурочке стоит особняком в традиционном сказочном репертуаре, он практически не имеет вариантов и очень краток, скорее напоминает притчу о закономерном наказании за пренебрежение к правилам поведения, обусловленным законами природы, и нежизнеспособности искусственного, неестественным образом созданного вопреки законам жизни.

Главное в сюжете пьесы и оперы — идея гармонии человека и природы, преклонение перед красотой окружающего мира и целесообразностью законов естественной жизни. Все это, по мысли многих представителей русской интеллигенции XIX в., когда-то было свойственно человеческому обществу и потеряно с приходом цивилизации западноевропейского, урбанического типа. Сегодня видно, насколько сильна была в русском обществе ностальгия по «идеальному прошлому» и насколько это опиралось на характерное для России стремление узнать свои корни, откуда что «есть пошло», понять и осмыслить себя сегодняшнего через свое прошлое — историческое и мифологическое, оздоровить и исправить современное общество через обращение к заветам старины седой.

Не касаясь авторского замысла и сугубо профессиональных приемов композиторского творчества, ограничусь несколькими комментариями к фольклорно-этнографическим реалиям, отраженным в либретто оперы Н. А. Римского-Корсакова. Отдельные детали, повороты сюжета, мотивировки, воспринимаемые ныне как второстепенные, а то и просто странные, на самом деле оказываются чрезвычайно важными и помогают проникнуть в глубины народного мировоззрения, понять символику и логику поступков действующих лиц оперы.

Несколько раз упоминается в пьесе и либретто Красная горка. Сначала здесь появляется Весна, потом сюда отправляются водить хороводы молодые берендеи — девушки и юноши. На Красной горке встречает Купава Мизгиря и влюбляется в него. Это, конечно, не случайно. Во-первых, издавна именно на возвышенностях, холмах девушки кликали весну, отправляясь туда петь веснянки и встречать прилет птиц. Красной горкой называлось, а кое-где до сих пор называется первое весеннее гулянье молодежи на улице после зимних избяных посиделок. Красной горкой именуют и первое воскресенье после Пасхи, оно считается счастливым днем для бракосочетания. Ярилина гора «Снегурочки», можно сказать, перенимает эстафету Красной горки, реализуя ее брачную, эротическую направленность и усиливая мотивы расцвета производительных сил природы, урожайности земли.

В «Снегурочке» блестяще отражено мифологическое представление о вечном круговороте жизни и жестких законах природы: всему отведено свое время, все с неизбежностью рождается, зреет, стареет и умирает; за зимой должна наступить весна, на смену которой обязательно придет лето, затем в строгой очередности осень и зима. Такой порядок есть условие вечного существования Вселенной, человека и культуры. Нарушение порядка и правильного хода вещей, вмешательство в раз и навсегда устоявшийся поток жизни чревато трагическими событиями — и в сфере природных явлений, и в судьбе человека. Однако многовековый опыт показывал, что гладкого, спокойного перехода из одного состояния в другое практически не бывает, срывы и нарушения неизбежны, потому великая миссия человека заключается не только в строгом следовании заведенному порядку, но и в восстановлении утраченного баланса. В языческие времена, как, впрочем, и в более близкие к нам, мощным механизмом регулирования жизненных процессов были ритуалы и обрядовые комплексы, в состав которых обязательно входили жертвоприношения.

Если с этой позиции посмотреть на «Снегурочку», то очевидной становится буквально пронизанность ее темой жертвы ради высшего блага, мотивами очищения и преображения через смерть, уничтожение. Это и сжигание Масленицы с плачем и смехом, и радость берендеев по случаю гибели Снегурочки и Мизгиря. Наконец, это финальный апофеоз — появление Ярилы-Солнца с символами жизни и смерти, конца и начала — человеческой головой и снопом ржаных колосьев. Здесь необходимо еще раз подчеркнуть превосходное знание Островским и РимскимКорсаковым народных традиций, обрядов и образов, лежащих в основе дохристианской земледельческой картины мира.

В Прологе берендеи точно в соответствии с вековой традицией провожают Масленицу в виде чучела из соломы, обряженного в женскую одежду. В реальной обрядовой практике Масленицу сжигали, в «Снегурочке» ее увозят (прогоняют) в лес. Последнее оправдано кольцевым построением пьесы и оперы: в заключительной сцене 4-го действия солома Масленицы превращается в налитые зерном колосья ржи, которые держит Ярило; темный холодный лес заменяется залитым солнцем, открытым пространством Ярилиной долины; люди выходят из лесу, из мрака на свет, и взоры их обращены вверх — к горе с острой вершиной, где появляется жаркий бог Солнца. В народной традиции связь масленичных огней с купальскими усиливалась колесом, символизирующим солнце. Чучело Масленицы сажали на колесо и сжигали вместе с ним, в Купальскую ночь с возвышенностей, где разжигали костры, скатывали горящие колеса.

Еще более поразительно почти что цитирование в «Снегурочке» реальных обрядов. Самый яркий пример: финальное появление Ярилы с человеческой головой и хлебным снопом и записанный не однажды обряд призывания лета. К 27 апреля в Белоруссии было приурочено следующее действо: выбиралась молодая женщина, которая должна была изображать молодого красивого мужчину (видимо, Ярилу). Босоногая, она была наряжена в белую рубаху, на голове красовался венок из полевых цветов. Женщина держала в правой руке символическое изображение человеческой головы, а в левой — ржаные колосья. В других местах так же наряженную девушку, с теми же атрибутами сажали на белого коня, привязанного к дереву. Вокруг нее девицы водили хороводы. Воронежцы сходный ритуал проводили накануне Петровского поста и наряжали не девицу, а юношу.

Напомним, что Ярила — славянский мифологический и обрядовый персонаж, воплощающий идею плодородия, прежде всего весеннего, а также сексуальной мощи. Имя этого божества произведено от корня яр. Широкий спектр значений раскрывается в однокоренных словах, например яровой хлеб, ярость, яркий, ярка (овца), на Русском Севере существует термин «яровуха», обозначающий совместное гулянье парней и девушек и ночевку их в избе во время Святок.

Совершенно в духе народных представлений даны образы Бобыля и Бобылихи. В сказках, преданиях, народных песнях бобыли — изгои, ущербные люди, не сумевшие или не пожелавшие выполнить естественные социальные функции — обзавестись семьей и иметь детей. Их жалели, но и сторонились. Не зря в фольклорных текстах бобыли живут на окраинах селения, в последнем доме, а обычное крестьянское право лишало их целого ряда привилегий и прав, в частности запрещалось участие их в ритуалах, связанных с продуцирующим началом, пожилых мужчин-бобылей не включали в совет старейшин. Бобыли, как социально неполноценные крестьяне, часто становились пастухами, об общепринятом пренебрежительном отношении к которым хорошо известно по массе этнографических наблюдений, описаний, исследований. Понятно, отчего именно к таким «недолюдям» попадает Снегурочка, сама наполовину человек, именно у них она должна пройти, говоря сегодняшним языком, период адаптации к новым условиям. По законам волшебной сказки и обрядов инициационного типа дом на окраине и хозяин (хозяева) его должны выполнить фукцию медиатора, помочь героине преобразиться, перейти из одного мира в другой через систему испытаний. Берендеевские бобыли — явно смеховой, сниженный образ классических «испытателей» сказочных героинь: Бабыяги, Метелицы, ведьмы и пр. У бобылей не нашлось для приемной дочери волшебного клубочка или заветного слова, которые помогли бы девушке из иного мира превратиться в полноценного члена человеческого сообщества. Но ведь перед нами не сказка…

Бобыль и Бобылиха обделены Пастушьи трубы и рожок жизненной силой, жаром любви, по тому падки на мнимые, обманные ценности (богатство Мизгиря) и холодны по отношению к Снегу- рочке. В обрисовке об- раза Бобылихи есть одна существенная деталь, ко-торая сегодня ус-кользает от внимания, но которая хорошо понималась нашими соотечест-венниками в XIX веке и использовалась в качестве яркого дополнитель-ного штриха, делающе-го Бобылиху смешной и жалкой в своих притязаниях. Речь идет о рога-той кичке, которую, на-конец-то, просватав при-емную дочь и получив выкуп, обрела Бобыли-ха. Дело в том, что кич-ка — не просто традиционный женский голо-вной убор. Рогатую кичку (с возвышениями на передней части в виде конского копыта, лопаты или рогов, направленных вверх-назад) могли носить женщины, имевшие детей, при-чем высота «рогов» обычно напрямую зависела от ко-личества детей. Так что, заполучив кичку, Бобылиха как бы уравнивала себя с другими берендейками-"боярынями" и могла претендовать на иное к себе отно-шение. Кстати, тот же прием в той же смеховой функции применил и А. С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке», где Старуха, обретя новый статус, восседает в украшенной рогатой кичке.

По-своему загадочен образ Мизгиря. Роль его в сю-жете, отношение к нему берендеев, мотивировка по-ведения и трагическая, с нашей точки зрения, гибель становятся более понятными при обращении к веро-ваниям и представлениям, часть которых дожила едва ли не до начала XX в.

Мизгирь — одно из наименований паука. В тради-ционной культуре паук — существо близкое к сонму нечисти, коварное, злое, агрессивное. Существуют ус-тойчивые представления о том, что убившему паука прощается семь грехов. С другой стороны, мизгирь воспринимается и как одна из ипостасей домового, считается, что паука в доме нельзя убивать, так как он приносит богатство и благополучие. Удивительным образом оба отношения сходятся в образе Мизгиря-купца. Купцов издавна уважали на Руси, наделяли осо-быми качествами и знаниями, почти волшебными, а то и магическими, благодаря их пребыванию в далеких странах, на краю земли, значит, близости к неведомому, потустороннему и опасному. (Вспомним новгородско-го былинного Садко, купца из «Аленького цветочка» и др.) Деньги, золото, богатство обычно воспринимали как признак либо чудесного дара или случая, либо как следствие разбоя, нечистой и нечестной сделки.

В народе с пауком связана брачная и любовная те-матика. В свадебной обрядности белорусов, жителей западнорусских губерний используются сплетен-ные из соломы сложные фигуры — символы счастья и крепкого союза. Такой предмет назывался паук, он прикреплялся к потолку избы, часто над столом, где проходил брачный пир. Мизгирь — заморский купец — хоть и из берендеева рода, но чужой, оторвавшийся от своих корней. В этом смысле он настоящий сказочный жених — незнамый и богатый, дарующий героине счастье, но и свадебный «чуж-чужанин» — жених, прибывший из-за моря, «из-за лесу, из-за гор» и связанный прежде всего с пред-ставлениями о разлуке и неволе. Горячность, эгоизм, агрессивность Мизгиря сродни прямо противополож-ному полюсу — холодности и пассивности Снегуроч-ки. То и другое в крайних своих проявлениях — чуждо простым берендеям и опасно для сообщества людей.

Добавим, что известен ритуал, приуроченный к кон-цу лета, — изгнание из дома насекомых посредством колосьев нового урожая. Тараканов, пауков, клопов собирают в коробок и зарывают (хоронят) в землю со словами: «Ржаной сноп — в дом, тараканы — вон!».

Таким образом, сама тема избавления от насекомых, принимая обличье потешки, а когда-то, быть может, и серьезного ритуала, была актуальна для традицион-ного общества. И в определенных ситуациях изгнание, умервщление паука (мизгиря) считалось делом благим и необходимым. Еще одно дополнение — известны ма-гические ритуалы вызывания дождя с помощью пау-ков, что подчеркивает изначальную, мифологическую причастность паука водной стихии, внечеловеческому миру. В контексте же «Снегурочки» как бы сходятся все народные представления о пауке, что оправдыва-ет изгнание Мизгиря из пределов Берендеева царства и заставляет рассматривать его гибель как возвраще-ние в родную (вне-человеческую) стихию, в иноми-рье, что, естественно, понималось как восстановление утраченного порядка и справедливости и способс-твовало возврату нормальной жизни, приходу Яри-лы-Солнца и лета. Вода оказывается и родной стихией Снегурочки, ее сущностью и нормальным природным существованием в весенне-летний период, так что смерть влюбленных — это возврат к естеству. Слияние в одной стихии объединяет их — разных, но тождественных в чужести по отношению к людям и в обречен-ности смерти ради устранения дисгармонии в мире.

Подобных примеров тонкого, точного, глубоко осмысленного подхода к традиционной русской куль-туре в «Снегурочке» очень много.

Опера, созданная Римским-Корсаковым, на уровне либретто сохранила как сюжетную, так и поэтическую основу произведения Островского.

Разумеется, фольклоризм оперы более очевиден и ярок благодаря включению подлинных народных песен и наигрышей, фольклорных приемов звукопод-ражания, народных кличей и плачей, благодаря музы-кальной образности, удивительной системе лейтмоти-вов, богатой и сочной инструментовке.

Н. А. Римский-Корсаков сторицей отплатил наро-ду, щедро раскрывшему перед ним тысячелетнее ду-ховное богатство, подарив в новом, современном виде свою гениальную творческую фантазию на темы Древ-ней Руси.

«Снегурочка» - «весенняя сказка» А.Н. Островского. Написана в марте-августе 1873 г. Первая публикация: «Вестник Европы» (1873 г., №9). По окончании работы над пьесой А.Н. Островский сказал Н.А. Некрасову: «В этом произведении выхожу на новую дорогу». Новизна пьесы, воспринятой как «преддверие к историческим галереям» драматурга, не встретила однозначного одобрения. И.С. Тургенев был «пленен красотой и легкостью языка пьесы», высоко оценил поэзию национального предания, заключенную в ней. Но те, кто ценил в Островском дар сатирика и обличителя, были разочарованы. Критика иронически отметила сходство некоторых мотивов «весенней сказки» с шекспировской комедией «Сон в летнюю ночь». Привычка воспринимать Островского как бытописателя «темного царства» привела к отвержению «призрачно-бессмысленных» образов пьесы и оценке берендеев как «народа столь же глупого, сколько фантастического» (В.П. Буренин).

Источником поэтической образности пьесы «Снегурочка» Островского явилась славянская мифология. Основой сюжета послужила народная сказка о девушке-снегурочке (опубликована И.А. Худяковым в 1862 г.). Сведения о верованиях и религиозных представлениях древних славян Островский почерпнул из фундаментального исследования А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869 гг.). Обрядовые песни, игрища, образные мотивы лирических монологов составились из записей фольклористов и этнографов А.В. Терещенко, Т.И. Филиппова, П.Н. Рыбникова и др. Стихотворный размер песни хора гусляров, начинающего второе действие, драматург приблизил к ритму прозы «Слова о полку Игореве». «Снегурочку» можно рассматривать как мифо-поэтический пролог к поздней драматургии Островского, итог его размышлений о духовных основах русской жизни. Авторское определение жанра как «весенняя сказка» дает ключ к содержанию пьесы о весне народной жизни.

«Начальное», «раннее» время действия — это правремя славянского племени. Пространство жизни берендеев (название взято из «Повести временных лет», но там оно принадлежит союзному Руси тюркскому племени) одухотворено и оживотворено, вещно и прекрасно. Это заря мироздания — золотой век: «Веселы грады в стране берендеев, радостны песни по рощам и долам / Миром красна Берендея держава». Сказочно-утопическое Берендеево царство устроено на началах правды и любви. Религия берендеев — «естественная», «натуральная» религия народа, у которого дело закона «написано в сердцах» и свято соблюдается всеми. Мудрым и справедливым блюстителем закона выступает Берендей, — «великий царь счастливых берендеев», «за всех сирот заступник», «отец земли своей».

Дети природы, берендеи живут с нею в счастливом согласии, радостно повинуясь ее основному закону - закону любви: «Природой неизменно положена пора любви для всех...» Любовь для берендеев — первоначало жизни; «горячность любовная» — необходимое условие ее продолжения. Она связывает воедино все элементы мироздания, обеспечивает его эпическое равновесие. Обрядовая, ритуальная любовь является земным воплощением священного брака земли и Неба, залогом благополучия берендеева царства. В сакральное время (Ярилин день) в заповедном лесу брачное торжество совершается во славу верховного божества Ярилы: «Угодней нет Яриле жертвы!». Как дети природы, берендеи язычески безразличны к «личному» началу в любви. (Особенно это заметно в безличной ласковости «любимца солнца» пастуха Леля, в «любвиобильности» Елены Прекрасной и пр.) Здесь-то и кроется зерно трагического конфликта.

Появление среди людей Снегурочки грозит разрушить естественный порядок жизни. Дочь Весны и Мороза, она не «знает любви совсем» и потому в глазах берендеев выступает нарушительницей природного закона: «На свете все живое должно любить...». Холодность героини, ее «нездешняя» красота порождает среди берендеев ревность, брань, усобицу. Наступает «остуда в сердцах немалая», исчезает религиозное «служенье красоте», нарушается весь уклад жизни людей. В гневе Ярила не знает пощады и лишает берендеев благодатного тепла: короткое лето «год от году короче становится, а вёсны холодней...».

Зерно трагического конфликта прорастает, когда «гордый духом» Мизгирь, увлеченный красотой Снегурочки, изменяет красавице Купаве. Это неслыханное нарушение человеческого закона предвещает конец беспечального и беспроблемного золотого века. Личное своеволие любовного чувства посягает на самую сущность религии любви берендеев. Мизгирь и Снегурочка, чуждые родовому единству берендеев, вносят хаос и разрушение в их гармоничное и упорядоченное бытие. «Личное» вступает в неразрешимое противоречие с «родовым» и гибель его становится неизбежной. Погибает Снегурочка, вымолившая у матери-Весны дар любви ради приобщения к человеческому роду. Ее «неотмирная» красота растаяла под яростными лучами верховного покровителя здешнего мира. Гибнет «обманутый богами» Мизгирь, бросаясь в озеро с Ярилиной горы: «Если боги обманщики — не стоит жить на свете!»

Жестокость к беззаконным проявлениям личного чувства звучит в словах царствующего мудреца Берендея: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут. Солнце знает, кого карать и миловать. Свершился правдивый суд!..» Конфликт между «законом» и «волей», «своим» и «чужим» приводит к финальной катастрофе. Так происходит «рождение трагедии из духа эпоса».

Впервые «Снегурочка» Островского поставлена 11 мая 1873 г. в Малом театре (Москва). Музыку к спектаклю написал П.И. Чайковский. Заглавную роль исполнила Г.Н. Федотова. В Александринском театре (Петербург) первый раз пьеса поставлена 27 декабря 1900 г. - в бенефис К.А. Варламова, исполнителя роли царя Берендея. В заглавной роли выступила В.Ф. Комиссаржевская. Среди других постановок следует отметить спектакль Нового театра (Москва), премьера которого состоялась 8 сентября 1900 г. В режиссуре A.П. Ленского пьеса прозвучала как драма любви. В Художественном театре (Москва) пьеса шла в постановке К.С. Станиславского (первое представление — 24 сентября 1900 г., роль Берендея играл В.И. Качалов).

В 1881 г. Н.А. Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка», впервые поставленную 29 января 1882 г. в Мариинском театре (Петербург), — под управлением дирижера Э.Ф. Направника. Среди других постановок оперы следует отметить премьеру 8 октября 1885 г. Частной Русской оперы С.И. Мамонтова (художественное оформление спектакля — B.М. Васнецов, И.И. Левитан, К.А. Коровин). В Большом театре (Москва) первая премьера оперы состоялась 26 января 1893 г.