Центр жоржа помпиду в париже история. Центр Помпиду в Париже (информация, адрес, купить билет). Экстравагантный театр Atelier Brancusi

Расположенный в сердце Парижа недалеко от улицы Риволи в квартале Бобур, Центр Помпиду (фр. Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou) удивляет своей архитектурой и содержанием. С его верхних этажей и смотровой площадки, город видно как на ладони: здесь открывается великолепная панорама на Собор Парижской Богоматери , Эйфелеву башню , церковь Святого Сердца , Монмартр . Округ, где построено авангардное «чудо архитектурной фантазии», которое парижане окрестили Помпизавром и Бобуром, издавна известен как квартал развлечений – с кафе, ресторанами, уличными музыкальными представлениями, жонглерами, «живыми скульптурами», ярмарками... Это идеальный уголок Парижа для всех – самостоятельных путешественников, влюбленных пар, семей с детьми, компаний, в котором любят бывать больше, нежели на Марсовом поле с Эйфелевой башней.

Комплекс состоит из шести уровней (8-ми этажей: с 1-го по 6 уровень), полностью посвященных культуре. В нем можно без труда и усилий провести день напролёт. Здесь расположен самый большой музей современного искусства в Европе с собранием более чем 76 000 работ, среди которых шедевры таких мастеров как: Пикассо, Кандинского, Леже, Матисса, Миро, Шагала, Сальвадора Дали , Мунка, Кляйна, Твобли, Ворхола и др.

Не путать с Музеем современного искусства Парижа (Мusée d’аrt modernе dе lа Villе dе Pаris), расположенным в Токийском дворце.

Истории создания Центра

Известный политик-реформатор Жорж Помпиду, еще в начале своей карьеры на посту президента пятой Французской Республики, решил модернизировать не только политику и экономику, но и создать суперсовременный символ культуры, где были бы собраны воедино различные выставки, библиотеки и мастерские. Был объявлен конкурс на лучший авангардный проект здания-символа. В конкурсе приняли участие специалисты из 49 стран, были рассмотрены более 680 предложений. Победителем стал новаторский проект итальянских архитекторов Роджерса и Пьяно. В 1977 году, в торжественной обстановке с Центра сдернули ткань, скрывавшую строение, – и перед потрясенной публикой предстал железный монстр, похожий на вывернутый наизнанку завод! Разноцветные гигантские трубы каждой отдельной системы окрашены в свой цвет, в стеклянной трубе – эскалатор по диагонали, а лифты и вся арматура – снаружи. Конечно, здание получилось необычным (особенно для изящного центра Парижа), но довольно практичным за счет такого оригинального вынесения коммуникационных конструкций за периметр основных площадей.

Ежегодно принимает в своих стенах более 25 выставок – настоящих мировых событий, представляя мэтров истории искусства ХХ века и современных величайших художников XXI-ого. Здесь также находится кинотеатр, где демонстрируют арт-хаусное кино, а насыщенная программа театра, танцев, концертов, конференций, семинаров, огромная библиотека, магазины, рестораны и открытые кафе – органично дополняют это художественное изобилие и превращают Центр Помпиду в исключительное место.

Что находится в Центре Помпиду?

1. Французский Государственный музей Современного Искусства.

2. Общественная информационная библиотека (Bpi). Здесь всегда собираются очереди студентов, так как библиотека предлагает свободный доступ к огромному банку данных с документами, книгами, аудио и видеоматериалами.

3. Институт исследований и акустической координации и музыки (Ircam) расположен в подземном уровне, под площадью имени Стравинского. Здесь изучают мир звуков и представляют разнообразные концертные программы.

Кроме основных отделов, в Центре на 1-м (в Южном Мезонине - Mezzanine Sud) и 6-м уровне находятся галереи с временными экспозициями.

Зона спектаклей (уровень -1), состоит из 4 залов, посвященных живым представлениям: танцу, музыке, театру, а так же кино, семинарам и конференциям.

О музее Центра Помпиду

Вход с 4-ого уровня. В одном из самых больших музеев современного искусства мира представлено развитие жанров от фовизма и кубизма до актуальности. Среди экспонатов: художественные полотна, фотографии, скульптуры, дизайнерские и архитектурные предметы, макеты, ретроспективы, мебель и др. Музей разделен на 2 этажа: модернизм 1905-1960 гг. и временные выставки в Grand Galleries (уровень 5), и современность – с 1960 до наших дней (уровень 4).

Модернисты

Постоянная выставка, насчитывающая более 1000 экспонатов, раскинулась на 40 залов. По ходу движения, на примерах экспонатов дизайна, живописи и архитектуры, можно представить, как развивались и какими противоречивыми к своему времени (каждые 10 лет), были их легендарные творцы. Особенно чувствуется контраст между залами монографий (Пикассо, Матисс, Леже, Делоне) и тематическими выставками. Здесь также можно увидеть работы нашумевшего социально-духовного течения дадаистов (Дада – «хвост коровы» в одном из африканских языков), идеология которого заключалась в борьбе с саморазрушением и «железной логикой» общества. Выражение дадаизма вылилось в иррациональное анти-искусство, порождая новое течение – сюрреализм. Привлекают интерес абстракции Кандинского, импровизации Купки и Мондриана, предметы повседневности «ready-made» Дюшампа, арабески Модильяни, работы Сальвадора Дали, Макса Эрнста, Миро и иностранных художников-экспрессионистов, которые основали на Монпарнасе свою Парижскую школу, арт-объекты движения «Кобра», комиксы и др.

Современные тенденции

Экспозиции современного искусства постоянно пополняются всевозможными предметами стиля, дизайна, фотографии, видео, инсталляциями, скульптурами, полотнами, архитектурными макетами и перформансами.

Три зала полностью посвящены архитектуре и дизайну от 60-ых годов XX века до наших дней (Старк, Нувель, Перро).

Инфраструктура

Бар на уровне для спектаклей (-1).

0 уровень: гардероб, книжный магазин по дизайну, фотографиии, архитектуре, почтовое отделение, магазин сувениров, библиотека имени Кандинского, продажа ж/д билетов (SNCF), банкоматы.

В 1969 году французский президент Жорж Помпиду предложил идею открытия нового института культуры в Париже, который будет представлен современными коллекциями искусства.

Сейчас это крупнейшее место искусства в Европе, где посетители могут насладиться более чем 50000 произведений и шедевров Пабло Пикассо, Марселя Дюшана и Жоана Миро. Вы обязаны посетить центр Помпиду когда находитесь в Париже, и изучить искусство конца 19-го-и 20-го веков, в том числе направление фовизма, кубизма, сюрреализма и абстрактного экспрессионизма. Сама конструкция архитектурный шедевр, который имеет все свои внутренние удобства: лифт, кондиционер и трубопроводы на фасаде.

Центр Помипиду в столице Франции

В 1971 году соревнование на этот новый центр культуры привлек внимание более шестисот заявок. Победителем стал проект, представленный архитекторами Джанфранко Франкини, Ричардом Роджерсом и Ренцо Пьяно, который выиграл благодаря идеи перемещения функциональных элементов, таких как кондиционеры-эскалаторы и водопроводы вне строения, которые освобождают внутреннее пространство для демонстрации произведений искусства.

Процесс строительства этого стеклянного сооружения почти в самом центре города (квартал Бобур) столкнулся с огромным количеством оппозиции. Люди не оценили идею постройки нефтяной фабрики в историческом районе города. Но в начале зимы 1977 года, когда проект официально открыли, он получил мгновенный успех и собирал 5000 посетителей в сутки. Сегодня центр Помпиду принимает более 25 тысяч человек в сутки, что делает его одним из самых отведываемых мест в столице Франции.


Центр Помпиду пожалуй самый известный музей нынешнего искусства. В нем также содержится очень знаменитая библиотека, магазин с книгами, балкон с панорамным видом на и кинотеатр. Его библиотека может похвастаться коллекцией из более, чем 400 тысяч книг, двух с половиной тысяч журналов и огромным количеством новинок мультимедиа.

Библиотека расположена на первых этажах здания, в то время, как скульптуры и коллекция музея расположена на четвертом и пятом этаже. Верхний и нижний этажи предназначены для больших экспозиций. Музей имеет одну из самых важных коллекций нынешнего искусства. Около 60 тысяч его работ охватывает период искусства времен 20-го века. 4-й этаж охватывает художественные движения 20-го века, таких, как фовизм, абстракционизма, сюрреализма и кубизма. Некоторые из выставленных там художников включают Матисса, Миро и Пабло Пикассо.

На что посмотреть в Помпиду

Выставки:


Множество шедевров, которые растянулись по всем этажам центра Помпиду, где вы сможете ознакомится со всеми нынешними направлениями искусства. Это место точно предназначено для ценителей искусства с более не стандартными вкусами. Большинство из шедевров сделаны из интерактивного видео и изображения, для печати и росписи.

Фонтан имени Стравинского:

Фонтан имени Стравинского нестандартный фонтан, который расположен между Сен-Мерри (церковь) и центром Помпиду. Этот необычный ярко окрашенный фонтан изображает 16 творений и скульптур, включающийся бесплатными подземными водами. Созданный скульпторами Жаном Тэнгли и Ники де Сен-Фалль в 1983 году, пожалуй это самый знаковый из парижских фонтанов и прекрасно вписывается в его расположении.

Библиотека, которая находится в центре Помпиду, делится на две части. Первая – это библиотека с публичной информацией, которая открыта в свободном доступе. Вторая фокусируется на научные исследования и документации, которые касаются современного искусства. Обе части это замечательное место для тех, кто хочет заказать несколько исследований, или просто посмотреть вокруг огромной коллекции информации.


Знали ли вы?

  • Тендер на лучший проект для здания собрал более, чем 600 заявок от архитекторов.
  • Ренцо Пиано и Ричард Роджерс являлись неизвестными до открытия центра Помпиду.
  • Большинство французов не в восторге от дизайна здания. Они проводят аналогии с котельной или нефтяной фабрикой.
  • Хотя Центр Помпиду – это художественная галерея, две его библиотеки занимают три этажа здания.

Основные характеристики:

  • 50 тысяч шедевров искусства.
  • Работы Пабло Пикассо, Дюшана, Эрнста и Жоана Миро среди многих других.
  • Фотовыставка, выставка работ Ман Рэя и Робера Дуано.
  • Невероятная панорама на Париж с верхней террасы на втором этаже.

Время, в которое работает Центр Помпиду, с 11-00 до 22-00, ежедневно, кроме вторника.

Каждое поколение стремится оставить после себя нечто уникальное, удивительное – то, что станет предметом восхищения потомков. Не уставая поражаться величественной красоте средневековых архитектурных достояний, современное общество создает собственные творения, предпочитая в дизайне и зодчестве прогрессивные направления, а ярким примером служит Национальный Центр искусства и культуры Жоржа Помпиду.

Расположен культурный Центр в одной из наиболее старой части города – в , раскинувшемся на правом берегу Сены, и включающим в себя остров Сен-Луи с восточной территорией Сите, на которой возвышается готический , охраняемый химерами и горгульями.

История Центра Жоржа Помпиду

Жорж Раймон Помпиду был не только президентом Пятой республики, но и большим ценителем искусства, преподавателем словесности и литературоведом. Во время его правления Франция совершила значительный шаг вперед в области экономики, и практически совершила техническую революцию.

Прогрессивные взгляды главы государства инициировали множество проектов, способствующих развитию страны во всех направлениях. Одно из достойных его детищ – многофункциональный Центр Помпиду, призванный поддерживать современное искусство, будь то музыка, живопись, танец, литература, кинематограф или другая школа.

В качестве строительной площадки было выбрано широкое плато Бобур, и так порой в простонародье называют сам комплекс.

Чтобы воплотить грандиозную задумку, власти города ориентировались на прогрессивных людей, умеющих думать креативно. В период действия конкурса на рассмотрении оказалось 681 планов от зодчих 49-и стран, но жюри выбрало троих наиболее достойных: английского архитектора Ричарда Роджерса и итальянцев Д. Франчини и Р. Пьяно.

Причем Роджерс и Пьяно управляли проектом и создали направление хай-тек, уходящее корнями в поздний модернизм.

Его основные характеристики: технологичность, восприятие конструкции как орнамента, монументальность, сложная простота, функциональность и удобство, что дало повод критикам считают новаторский стиль неким поэтическим окончанием целой эпохи.

С момента рождения идеи о строительстве в 1969 г. до окончания работ в 1977 г., прошло 8 лет. Торжественное открытие Помпиду прошло 31 января, а первых посетителей он принял 2 февраля.

Первое впечатление от экстравагантного здания было в духе парижан – неприкрытая критика и сравнение с нефтеперегонной фабрикой. Но вспоминая историю , и других , видно, что столичные жители всегда предвзято относились к смелым концепциям, и только спустя время соглашались, что строение отлично вписывается в структуру города, внося определенный колорит и изюминку.


Сегодня Центр искусств Помпиду считается визиткой столицы, одним из значимых и посещаемых шедевров современности.

Сооружение действительно необычно по своей структуре, и имеет протяженность 166 м, на 42 м уходит ввысь и на 60 м в ширину, поднимаясь на 10 уровней и занимая площадь 7 500 кв. метров. Чтобы максимально полезно использовать его внутреннюю площадку, решено было вынести наружу всю техническую начинку: эскалаторы, лифты, трубопровод и даже арматурные соединения.

Это освободило 40 тыс. м кв. полезной территории, а наружные коммуникации раскрасили в разные цвета, что придало сооружению гротескный вид. На фоне белого каркаса выделяются синие воздуховоды, зеленые коммуникации водопровода, желтая электропроводка, и среди этого пестрого переплетения курсируют нарядно-красные эскалаторы и лифтовые кабины.

Организация работы культурного Центра

Центр Жоржа Помпиду, это отлично продуманное сооружение, ставшее своеобразным толчком для активации развития всех творческих направлений. Под одной крышей объединили общественную библиотеку; государственный музей современного искусства, который до этого занимал крыло Токийского дворца; Центр современной музыки.


Планировалось, что именно Бобур отныне станет тем ядром, где сосредоточены все актуальные веяния и течения андеграунда, а разрабатывал план их демонстраций Франсуа Матей, приглашенный из Музея декоративных искусств.

После открытия до 90-х годов прошлого столетия культурный Центр провел ряд выставок, ставших впоследствии успешным «рецептом» для дальнейших экспозиций.

Директорат, в который входили Понтус Хультен и Доменик Бозо, предложили организовать вернисажи Уолтеру Хоппсу, и его авторству принадлежат: «Париж-Нью-Йорк», «Париж-Париж», «Париж-Берлин», «Париж-Москва».

Во время их организации Хоппс привлек в проект не только служащих Государственного музея современного искусства, но и прочих департаментов. Каждая тема имела собственный план. На вернисаже «Париж-Нью-Йорк» разные отделения, в том числе и библиотека, имели обособленную секцию, а в случае с «Париж-Берлин» собрания занимали общую площадь.

Тематические выставки требовали тщательного подхода в организации, стараясь затронуть все сюжетные линии, но чтобы результат был доступен и понятен с первого раза. К примеру, «Париж-Москва» освещала тему гласности. А охватывая период от начала XX столетия до 30-х годов, благодаря потеплению французско-российских отношений, демонстрировали полотна французских живописцев, участвовавших в московских дореволюционных выставках.

В других тематиках также прослеживалась связующая нить между культурами Запада и Востока, задевающая архитектуру, мастерство дизайна, музыку, литературу, театр и кинематограф.


Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду продолжает развиваться, обретая все большее значение в избранной нише. В 1992 г. происходит его реорганизация, после которой появляется отдел культурного продвижения, ответственный за проекты живых вечеров: лектории, кинопремьеры, дискуссионные собрания и симпозиумы.

За 20 лет плодотворной работы здание слегка поизносилось и, будучи президентом Центра, Жан-Жак Айагона решает, что пришло время капитального ремонта. Началась реконструкция в 1997 г. Помимо усовершенствования коммуникаций, государство изыскало средства на увеличение площадей под постоянные коллекции, и в итоге Помпиду развернулся на 100 м кв. Под постоянные презентации экспозиций в музее отведено 12 210 м кв., а под временные – 5 900 м кв.

Он снова принимает до 4 млн. гостей в год, являясь третьим по посещаемости, уступая пальму первенства Эйфелевой башне и . Бобур стал местом встречи, объединившим целое поколение, куда приходят потому, что в нем происходит действительно что-то важное, увлекательное, запоминающееся.

Центр Помпиду сегодня

Выполненный из камня, стеклянных и металлических элементов, Музей Помпиду делится на две доли: офисные помещения с зонами технического обслуживания, и территории для посетителей. Именно сюда стекаются с разных уголков планеты, чтобы увидеть, послушать, прочитать и приобщиться к бурлящей культурной жизни современности.


Обдумывая проект, архитекторы еще на момент планирования задали определенный тон, при котором даже инженерные элементы превращались бы в дизайнерскую находку. Хотя наружный эскалатор и не всем по душе, он неотъемлемая часть конструкции, и прокатиться на нем рекомендуется каждому, кто решил посетить креативный комплекс. Правда, теперь это платное удовольствие, но зато живописная поездка точно останется в памяти.

  • Полная стоимость билетов – 14 евро
  • Молодежь 18-25 лет – 11 евро
  • Панорамная площадка «Вид Парижа» – 5 евро
  • Шоу и концерты – 10-18 евро
  • Шоу и концерты для лиц 18-25 лет – 10-14 евро
  • Кинотеатр – 6 евро
  • Кинотеатр для лиц 18-25 лет – 4 евро
  • До 18 лет – вход бесплатный

Купив на официальном сайте Центра карту Pass Solo, целый год со дня её приобретения вы сможете пользоваться преимуществами, которые она дарит:

  • Полный доступ к постоянным экспозициям и новым коллекциям.
  • Бесплатные кинопоказы и конференции при предварительной регистрации.
  • Льготный допуск на все шоу в Помпиду.
  • Сниженная стоимость на посещение экскурсий и мастерских, посвященных детям и семьям.
  • Приятные цены на товары в магазинах.
  • Получение приглашений на вечеринки, выступления, семинары и прочие мероприятия.
  • Уникальные предложения от партнеров Центра.

Как добраться до Центра Помпиду

Центр Жоржа Помпиду, открытый в 1977 году, добился совершенства, которое достижимо далеко не для каждого музея. Центр Помпиду не только процветает, он еще и является местом, где искусство «уходит в массы» и просто-таки поглощается публикой, а не стоит в стороне, холодное и недоступное. Зайти в Центр Помпиду – значит попасть в огромный мир архитектурного любопытства, неудержимой фантазии. Это ли не центр парижской жизни?

Представленные в Центре Помпиду мастера привлекают посетителей вместе с необычными помещениями, в которых выставлены работы. Тут также есть одна из немногих библиотек, куда студенты так стремятся попасть, что выстраиваются в длинные очереди. У Центра Помпиду есть свои завсегдатаи, которые любят не только поглазеть на одни из самых значимых шедевров 20-го века, но и отдохнуть в открытом кафе.

Что можно найти в Центре Помпиду

Здесь хранится постоянная коллекция из более, чем 1300 работ таких гигантов 20-го века, как Кандинский, Пикассо, Модильяни, Матисс, Миро. Временные выставки обычно весьма прогрессивны. Так, в последние годы здесь выставлялись Нан Голдин, Ив Кляйн, Софи Калле.

2. Кинотеатры и театры Центра Помпиду

На втором этаже Центра Помпиду есть два кинотеатра, программа которых в основном состоит из ретроспективы определенных режиссеров и периодов в кинематографе. Здесь можно увидеть лучшее из Мартина Скорсезе и Жан-Люка Годара, а также расширить свои познания благодаря тематическим экскурсиям.

3. Своеобразный театр Atelier Brancusi

Размещенное в подвальном помещении, это пространство для представлений, необычных экскурсий и нестандартных выставок, а также конференций.

Посмотреть, какие дебаты и конференции тут состоятся в ближайшем будущем, можно .

Если вас интересуют представления – вам сюда .

4. Библиотека Центра Помпиду

Три великолепных этажа, доверху забитых книгами, журналами, газетами и видеоматериалами на нескольких языках, открыты для посетителей совершенно бесплатно. На втором этаже библиотеки можно посмотреть телепрограммы производства разных стран мира. Здесь хранится обширная мельтимедиа-коллекция. Настоящий рай для изучающих иностранный язык.

Сюда просто-таки рвутся парижские студенты. Чтобы не попасть в настоящую «пробку» перед входом в библиотеку, лучше приходить сюда после 18:00, хотя и это не гарантирует отсутствия очереди.

5. Кафе и рестораны в Центре Помпиду

  • Если планируете попросту перекусить – выбирайте кафе в мезонине на втором этаже Центра Жоржа Помпиду (правый эскалатор от главного входа). Холодные сандвичи и горячая пицца, десерты – все это по ценам, которые, будем откровенны, немного кусаются. Однако, доплата за атмосферу вполне оправданна. Учтите: многие писатели приходят сюда искать вдохновение!
  • Если хотите основательно покушать, наслаждаясь видами города, зарезервируйте столик в ресторане «Georges».
  • На втором этаже библиотеке в Центре Помпиду есть наиболее скромное в ценовом смысле предложение для тех, кто хочет быстро унять голод. Это – снек-бар с сандивчами и снеками.

6. Панорама из Центра Жоржа Помпиду

На верхнем этаже Центра Помпиду можно открыть для себя одну из лучших площадок для обозрения в городе. Чтобы попасть туда, доберитесь до второго этажа – и там сядьте на лифт или воспользуйтесь эскалатором. Последний, кстати, предпочтительнее, потому что таким образом можно в полной мере насладиться необычной архитектурой Центра Помпиду. Если у вас есть билет в музей – на верхний этаж пустят бесплатно.

7. Бутики Центра Помпиду

  • Снизу находится три магазина искусств «Flammarion arts bookstores», выше, на 4-м и 6-м этажах, есть возможность купить интереснейшие книги по дизайну и истории искусств, а также постеры и подарки.
  • Дизайнерский бутик «Printemps» на первом этаже – настоящий кладезь для любителей дизайнерских штучек.
  1. Центр Помпиду – третья самая популярная культурная достопримечательность всей Франции! Опередили Центр только Лувр и Эйфелева башня.
  2. На площади перед Центром Помпиду можно послушать бардов, посмотреть на выступления бродячих артистов и циркачей, купить картины местных художников.
  3. С правой стороны от Центра Жоржа Помпиду расположилась площадь Стравинского, а на ней – весьма необычный фонтан, также названный в честь композитора.
  4. В 2006 году Центр Помпиду посетило 6,6 миллионов человек.
  5. В Центре Помпиду также находится Институт исследования и координации акустики и музыки.

Где искать Центр Жоржа Помпиду

Странная конструкция из стекла и металла поражает воображение не только снаружи. Образцы современного искусства, представленные в центре имени Жоржа Помпиду , вызывают легкий шок даже у видавших виды любителей модерна. Именно в этом центре сейчас располагаются Национальный музей современного искусства, Институт исследований и координации в области акустики и музыки. Кроме них в этом здание разместились библиотека и художественные мастерские для детей, кино- и конференц-залы, кафе и рестораны. Каждый год центр Помпиду посещает более 8 000 000 человек.

Странная конструкция из стекла и металла поражает воображение не только снаружи. Образцы современного искусства , представленные в центре имени Жоржа Помпиду , вызывают легкий шок даже у видавших виды любителей модерна. Именно в этом центре сейчас располагаются Национальный музей современного искусства, Институт исследований и координации в области акустики и музыки. Кроме них в этом здание разместились библиотека и художественные мастерские для детей, кино- и конференц-залы, кафе и рестораны. Каждый год центр Помпиду посещает более 8 000 000 человек .

Место расположения:

Центр Помпиду находится в одном из старейших районов Парижа, называемом Бобур. С тридцатых годов и вплоть до 1971 года, когда началось возведение Центра, здесь был просто гигантский пустырь заброшенной стройки. Сейчас же на месте этого пустыря стоит чудо современной архитектуры - многофункциональный центр Помпиду. Среди реставрированных и обновленных зданий квартала он резко выделяется своей современной архитектурой.

На площади перед Центром 31 января 1987 г. были установлены на двух 9-метровых столбах любопытные часы «Женитрон» , созданные двумя дизайнерами - Франсуа Скали и Аленом Доминго. 9 светящихся цифр, пробегающих на табло, отсчитывают время, отделяющее нас от 2000 года (с точностью до 300 миллисекунд в 13 лет). Находящийся внизу автомат за 10 франков выдает открытку-сувенир с выбитым на ней временем.

Через улицу, на площади имени Игоря Стравинского, в марте 1983 г. был открыт необычайный 30-метровый бассейн, уставленный странными красочными фигурами Ники де Сен-Фаль и фонтанами Жана Тингели. Скульптуры иллюстрируют произведения известного русского композитора: Весна священная, Жар-птица, Байка про лису и др.

По другую сторону площади перед Центром, обычно заполненной уличными художниками, музыкантами и фокусниками, вырос современный квартал Часов, пересеченный пешеходными улочками, обрамленными красивыми витринами магазинов и уютными кафе. На одном из домов квартала установлены большие автоматические часы «Защитник времени» - произведение Жана Монестье. Каждый час вооружен мечом. Защитник времени сражается с драконом, птицей и крабом, которые символизируют стихии земли, воздуха и воды . Часы дали название всему кварталу.

Недалеко от часов стеклянный вход ведет в павильон Магия автоматов, где около 300 движущихся и поющих автоматов представляют 12 сказочных спектаклей. И тут же, на углу улиц Брантом и Рамбюто возвышается Прометей - удивительная статуя нашего современника, скульптора Иосифа Цадкина.

По заказу французского президента Жоржа Помпиду, в Париже начали готовиться к строительству необычного культурного центра, который должен не только был состоять из музеев, библиотек и мест отдыха, но и сам должен стать гордостью Франции. Он должен был сделать широко известным современное искусство.

На конкурс проектов, состоявшемся в 1969 году, было предоставлено более 680 проектов, в нем приняли участие мастера из 48 стран мира. Лучшей работой был признан проект итальянца Ренцо Пиано и англичанина Ричарда Роджерса.

Это здание должно было представлять новое архитектурное течение хай-тек. Главной идеей было разместить снаружи то, что должно быть внутри. Авангардная архитектура здания, напоминающего своими переплетениями труб (все коммуникации выведены наружу - это позволяет освободить почти 20 тыс. кв. м.) нефтеперегонный завод. Это должно символизировать основное назначение центра - массовое «производство» и распространение культуры. Причем расположено все это в самом центре одного из старейших районов Парижа - в центре старинного квартала Бобур.

На все строительство было потрачено 900 млн. франков (около 137 млн. евро). После 5 лет строительства, 31 января 1977 года, завершилось строительство гигантского культурного центра-фабрики современного искусства. А для посетителей центр открылся через 2 месяца - 2 февраля 1978 года.

Особенности строения:

Высота восьмиэтажного центра составляет 42 метра, длина - 166 метра, ширина - 60 метра. Площадь каждого этажа - 7 800 квадратных метров, а площадь всего здания - 100 000 квадратных метров.

Снаружи центр выглядит довольно пестрым, так как все его части, вынесенные наружу, разукрашены в разные цвета: транспортные коммуникации (лестницы, лифты, эскалаторы, подъемники) красного цвета, электропроводка желтого, трубы водоснабжения желтого, кондиционер голубого цвета.

Сразу в одном месте находятся музеи и творческие мастерские. В современном центре Помпиду сейчас расположились Национальный музей современного искусства, Институт исследований и координации в области акустики и музыки, библиотека и художественные мастерские для детей, кино- и конференц-залы, кафе и рестораны.

По диагонали центр пересекается гигантским застекленным эскалатором. На верхнем этаже расположена смотровая площадка, на которой можно полюбоваться видами Парижа. Отсюда хорошо видны башня Сен-Жак, собор Нотр-Дам и холмы Монмартр с базиликой Сакре-Кер.

Особенного внимания заслуживает строение крыши. Она состоит из нескольких частей, которые, по сути, представляют собой 14 стоек си 13 опирающихся на них секций, с интервалом в 12,8 метров. Скрепляют крышу вертикальные панели 4 фасадов и горизонтальные - на уровнях каждого этажа. Сверху все покрыто бетонными плитами.

Всего в центре 8 этажей, каждый этаж высотой в 7 метров. Все пролетное строение из стекла и металла абсолютно открыто по всему объему. В самом центре здания - пустое пространство. Его специально не стали заставлять, тем самым, оставив место для своеобразной площади, которая больше похожа на одну из городских улиц.

Первый, второй и третий этаж занимает библиотека. Богатейшее книгохранилище Центра занимает 15 тысяч кв. м и насчитывает 400 тысяч томов. Библиотека ежедневно принимает до 11 тысяч человек (в выходные дни - до 19 тысяч посетителей). Помимо книг, библиотека располагает диапозитивами, микродокументацией, пластинками, кассетами и фильмами из самых различных областей знаний. В распоряжении посетителей на 2-ом этаже имеется лингафонный кабинет, позволяющий с помощью современных установок изучать любые иностранные языки .

Самой интересной достопримечательностью Центра является Национальный музей современного искусства, переведенный в 1977 г. из своего бывшего помещения во Дворце Токио. Музей занимает залы на 4-ом и 5-ом этажах здания. Здесь насчитывается 3600 картин, 2000 скульптур, 8000 рисунков, 3000 фотографий, 800 эстампов французских и иностранных мастеров, среди которых Боннар, Брак, Вламинк, Дали, Делоне, Дюфи, Кандинский, Леже, Марке, Матисс, Миро, Модильяни, Пикассо, Сутин, Шагал и многие другие.

На этом же этаже находятся один из двух залов синиматеки (второй - зал Гаранс, который помещается на 1-ом этаже), еженедельно проводящей показ 20 фильмов всех стран мира.

Еще до того, как состоялось открытие центра, было много противников этого нового здания. Называли его нефтеочистительной фабрикой или буровой установкой. Но со временем к Бобуру привыкли, оценив его многочисленные достоинства. Центр Помпиду в настоящее время собирает больше посетителей, чем любая другая достопримечательность столицы - он даже обогнал легендарную Эйфелеву башню . За двадцать лет его существования Центр Помпиду посетило почти 156 000 000 человек.