Что значила любовь для маяковского. Сочинения для школьников

силы и значительности ее поэзии в связи с жизнью: «Не всякий поэт… может сравниться с Ахматовой по силе ее стихов, облагораживающих натуру человека. <…> Ахматова способна из житейского опыта создавать музыку поэзии, важную для многих. <…> Высший поэт – это тот, кто находит поэтическую форму для действительности. <…> Будем же ценить Ахматову за неповторимость ее прекрасных слов, потому что она, произнося их, тратит слишком много для нас, и будем неистощимы к ней в своей признательности».

Патриотическая нота – отличительная черта поэзии Ахматовой. Для нее нет эстетики вне этики. Верность родной земле, человеческое достоинство, честь, любовь к Отчизне диктовали поэту Ахматовой строки таких произведений, как поэма «Реквием», стихотворения«Мне голос был…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Родная земля» и др. Ахматова утверждает, что любовь к своей Отчизне не позволяет человеку оставить «…свой край глухой и грешный», оставить «Россию навсегда». Ее лозунг – «Не с теми я, кто бросил землю / На растерзание врагам». В стихах Ахматовой – стойкость и воля, сила характера, и сами стихи как бы стали судьбой Ахматовой. В них – внутренняя биография поэта, направление ее творческих поисков, предвидение признания потомками. О художественном реализме, как «главном и постоянном отличье», присущем творчеству Ахматовой, образно и справедливо сказал Б. Л. Пастернак в предисловии к сборнику Ахматовой, вышедшем в 1942 г. в Ташкенте в издательстве «Советский писатель»: «Вера в родное небо и верность родной земле прорываются у нее с естественностью природной походки». О «суровой и почти религиозной простоте и торжественности» стихов Ахматовой справедливо писал О. Мандельштам еще в 1916 г. в статье «О современной поэзии. К выходу „Альманаха Муз“, отметив, чтопоэ-

зия Ахматовой «близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

Тема любви в творчестве В. Маяковского

Чтоб всей вселенной шла любовь

Б ольшой и серьезный разговор о любви В. Маяковский ведет на протяжении всего творчества. Лирический герой Маяковского доверительно и искренне раскрывает свои чувства, переживания, рассуждает о сущности любви, о том, какими, в его представлении, должны быть отношения между возлюбленными, в семье. Любовь, по Маяковскому, рождает неутолимую жажду творчества, зовет к действию, к борьбе, к противостоянию всему, что мешает счастью человека; любовь делает человека сильным и счастливым, украшает мир. В письме-дневнике Маяковского записано: «Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются стихи, и дела, и все пр. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем… Любовь не установишь никакими „должен“, никаким „нельзя“ – только свободным соревнова-

нием со всем миром».

В «Письме к товарищ у Кострову из Парижа о сущности любви» поэт говорит об общественной сущности любви:

Любить - это значит:

в глубь двора вбежать и до ночи

грачьей, блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи.

Теме любви посвящены следующие произведения: «Домой», «Про это», «Лиличка!», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Люблю», «Пустяк у Оки» и др. В осложненной драматическими коллизиями поэме«Люблю» авторское «я» выступает как прообраз нового человека, верного своему идеалу – «Не смоют любовь / ни ссоры, /

ни версты. / Продумана, / выверена, / проверена. / Подъ-емля торжественно стих строкопестрый, / клянусь – / люблю / неизменно и верно». Поэма «Люблю» была написана в 1922 г., когда поэт переживал пик своего чувства к Лиле Юрьевне Брик, которой он посвятил «Облако в штанах», хотя поэма была вдохновлена Марией Александровной Денисовой, девушкой необыкновенного обаяния и сильного характера. В поэме «Флейта-п озвоночник» (1916) Маяковский поднимает тему трагической любви поэта, искреннего, чистого человеческого чувства, ставшего в мире собственников «вещью». Конфликт, обрисованный в «Облаке в штанах», в поэме «Флейта-позвоночник» достигает особенной остроты:

Знаю, каждый за женщину платит. Ничего, если пока

тебя вместо шика парижских платьев одену в дым табака.

Поэт ставит любимую на пьедестал, готов отдать ей жизнь, прославить стихами, «нечеловеческим страданием»:

Любовь мою, как апостол во время оно,

по тысяче тысяч разнесу дорог. Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои - радугой судорог.

В поэме «Флейта-позвоночник» слышен скрытый диалог, диалог-полемика лирического героя и его антипода(«он», «захлопали двери. Вошел он»), того, кто покупает любовь, растлевает души:

Крикнул ему: «Хорошо!

Уйду! Хорошо!

Твоя останется. Тряпок нашей ей,

робкие крылья в шелках зажирели б. Смотри, не уплыла б. Камнем на шее

навесь жене жемчуга ожерелий!»

В восприятии Маяковского духовная любовь, любовь-нежность противопоставлена чисто физической:

Знаю, любовь его износила уже.

Скуку угадываю по стольким признакам. Вымолоди себя в моей душе.

Празднику тела сердце вызнакомь.

Светлое чувство любви лирического героя проходит через все страдания и пытки, напоминает об истинных ценностях, которые едины для человека независимо от национальности, и от сословной принадлежности – для немца, и для француза, и для ца-

ря, и для солдата; светлое чувство должно победить, выстоять в бездуховном мире.

Одно из самых замечательных произведений поэта о любви – поэма«Про это» (1923). В ней глубоко раскрывается характер и личность Маяковского. Внутренняя тема поэмы отражает отношения между поэтом и любимой женщиной, Лилей Брик, которые вступили в фазу кризиса. Если в поэме «Флейта-позвоночник» имя Лили названо («На цепь нацарапаю имя Лилино / и цепь исцелую во мраке каторги»), то в поэме «Про это» поэт его не называет:

– Смотри,

даже здесь, дорогая, стихами громя обыденщины жуть, имя любимое оберегая, тебя в проклятьях моих обхожу.

Композиционно поэма состоит из вступительной главы и 4-х подзаголовков(«Прошение на имя», «Вера», «Надежда», «Любовь»), связанных общностью мировосприятия лирического героя. Вступительная глава поэмы с вопросом-названием «Про что – про это?» подчеркивает то огромное значение, которое придает поэт чувству любви в жизни каждого человека:

Эта тема пришла, остальные оттерла и одна

безраздельно стала близка.

Предельное самопокаяние, предельная открытость, беззащитность, ранимость незащищенного чувства – сквозной мотив всей поэмы:

Я свое, земное, не дожил, на земле свое не долюбил, -

читаем в части «Надежда». В «Прошении на имя» лирический герой выражает веру в мир, в необходимость счастья для всех и для каждого. Жизнеутверждающее начало поэмы передано в емких фразах. «Что мне делать, / если я / вовсю, / всей сердечной мерою, / в жизнь сию, / сей / мир / верил, / верую».

Части «Вера», «Надежда», «Любовь» – это романтическая вера поэта в будущее, в «изумительную жизнь», в воскрешение мертвых. Как и в творчестве А. Платонова, в

поэме нашли отражение идеи «Философии общего дела» Н. Федоровао проективно-

сти науки, о воскрешении мертвых («большелобый / тихий химик, / перед опытом на-

морщил лоб») и о гармонии в человеческих отношениях.

В «Надежде» – обнаженность чувств, – «свое не долюбил»; среди обещаний – если воскресят, – обещание: «все делать даром – чистить, мыть, стеречь, мотаться, месть…». Среди человеческих достоинств названа и любовь к «зверью»:

Я люблю зверье.

Увидишь собачонку – тут у булочной одна – сплошная плешь, – из себя

и то готов достать печенку. Мне не жалко, дорогая, ешь!

В четвертой части поэмы «Любовь» поэт как заклинание повторяет просьбу «воскресить любимую», «воскресить», его самого, чтобы «дожить свое», «наверстать недолюбленное… звездностью бесчисленных ночей».В любимой поэт ценит не только внешнюю красоту («Она красивая – ее, наверно, воскресят»),ценит ее доброту, доверчивую улыбку, любовь к «зверью» («она зверей любила – / тоже ступит в сад»). Финальные строки поэмы утверждают нравственное начало в любви. Лирический герой уверен в красоте и силе любви («Ваш тридцатый век /обгонит стаи / сердце раздиравших мелочей»). Любовь, в контексте поэмы и всего творчества поэта, активизирует творческое начало в человеке, она призвана объединить влюбленных со всем миром, совершенствовать мир, превратить землю «в сад», а людей вселенной – в «товарищей» друг для друга.

Чтоб не было любви – служанки замужеств, похоти, хлебов. Постели прокляв,

встав с лежанки, чтоб всей вселенной шла любовь. <…> Чтоб вся на первый крик:

– Товарищ! - оборачивалась земля.

Художественная разработка поэтом-гуманистом В. Маяковским темы любви привлекает своим этическим содержанием, акцентированием в ней духовного начала, верностью мечте, чувствам.

Что осуждает и что прославляет в человеке Горький – романтик?

(Поэма «Человек», рассказ «Старуха Изергиль»)

Р омантические произведения раннего Горького овеяны страстной мечтой о подвиге, о необходимости героического в жизни, в них воплотилась мечта писателя о гармо-

ническом человеке, страстно влюбленном в идею о совершенной жизни.

В поэме «Человек» Горький в романтических тонах выразил свой идеал гармоничного человека, живущего в согласии со своей душой, в согласии с людьми, стремящегося к самоусовершенствованию. Поэма вызвала разноречивые отклики. Ее философский романтизм выразил кризисность общественного сознания(социального и религиозного) на рубеже XX века. Гуманизм Горького вбирал протест и бунтарство, но также укреплял веру в неограниченные возможности «трагически прекрасного» Человека. Герой поэмы – Человек с большой буквы – провозглашает полное равенство всех людей на основе усовершенствования самой жизни и самого человека. Автор поэмы предлагает разрушить «старое», под которым подразумевает индивидуализм, «жадный деспотизм инстинкта», ложь, предрассудки и скуку, страх, безразличие. Разрушение в программе горь-ковского гармоничного человека, девиз которого –«все вперед! и выше!», подчинено позитивной цели – созданию нового мира, мира «свободы, красоты и уважения к людям», мира, где каждый видит смысл жизни в творчестве, созидании, в росте сознания, в работе мысли. «И призван я, чтоб осветить весь мир, расплавить тьму его загадок тайных, найти гармонию между собой и миром, в себе самом гармонию создать». Человек с большой буквы – это реальная мечта Горького, это синоним великой правды, заключающейся в борьбе человека за любовь.

Конфликт поэмы «Человек» строится на противостоянии представлений о смысле жизни Человека и мещанина, противостоянии духовного и материального. Горьковский Человек сознает: «Смысл жизни – вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично! Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня – моя награда. Иных наград не нужно для меня».

Образ Человека Горький создает романтическими приемами, говорит о нем с восторгом и в приподнятом тоне, ритмической прозой и белыми стихами. Художественные средства в поэме – эмоциональные эпитеты, резкие контрасты – подчинены творческой идее: вызвать у читателя приподнятое настроение, укрепить веру в светлые начала жизни.

Емкие, выразительные эпитеты, яркие сравнения («запуганные люди», «мелкие жизненные удобства», «мятежный человек», «величавый и свободный человек», «животное без гордости мысли», «они бесчисленны, как звезды в бездне неба») несут боль-

шую смысловую нагрузку. Например: «Да будут прокляты все предрассудки, предубеждения и привычки, опутавшие мозг и жизнь людей, подобно липкой паутине. Они мешают жить, насилуя людей, – я их разрушу».

Горьковский Человек – борец за новый светлый мир; эстетическое значение образа в том, что в нем дано конкретное воплощение человеческих идеалов, а воплощенный идеал – это и есть прекрасное в жизни.

Одно из лучших романтических произведений, в котором Горький поднимает вопрос о смысле человеческой жизни, – это рассказ «Старуха Изергиль». «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как „Старуху Изергиль“ написал», – заметил взыскательный к себе Горький в письме к А. П. Чехову в 1899 г. Дорогой автору рассказ был написан в 1894 году.

У рассказа четкая и стройная композиция. Повествование много повидавшей на своем веку старухи Изергиль делится на три части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Своеобразие композиции заключается в том, что каж-

дая часть может стать самостоятельным рассказом. В каждой части свои тема,

сюжет, идея, герой. Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, объединенное общей идеей, – стремлением автора выявить смысл жизни, истинные ценности о мире.

Антитеза – основа композиции рассказа «Старуха Изергиль». Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Если образ Данко раскрывает духовную красоту волевой, целеустремленной личности, то в образе Ларры показана бесплодность и бессмысленность крайнего индивидуализма. В описании портрета и внешности героев, характеров, поступков автор используетприем контраста. У Ларры – глаза «холодны и горды», как у царя птиц, у Данко в глазах «светилось много силы и горячего огня». Данко воплощает высший смысл жизни – сделать все возможное для блага людей. Трудно ему выбраться из непроходимых лесов, символизирующих в рассказе гнетущую действительность. И Данко, чтобы осветить путь людям, вырывает свое сердце и высоко поднимает его над головой.

Ларра – красивый, сильный – спускается с гор к людям в долину. Он сын орла и женщины, смотрит свысока на других, считает, что ему все позволено. Когда выбранная им девушка оттолкнула его, Ларра поступил с ней бесчеловечно. Ларра не хочет знать людские законы. Большую смысловую нагрузку в раскрытии двух концепций жизни играет разговор надменного эгоиста, вообразившего, что он выше других, с людьми племени. Ларра хочет свободы лишь для себя, утверждает право на господство сильной личности.

Жизненно- исторический смысл контрастного противопоставления Ларры и Данко заключается в противопоставлении двух типов морали и общественного поведения.

Трехм астная композиция в «Старухе Изергиль» позволила писателю установить связь между легендами и реальной жизнью. Повествование самой старухи Изергиль поставлено в центре рассказаи является связующим звеном между преданиями и дей-

ствитель ностью. Изергиль встречала на своем пути многих людей, среди которых были и те, кто сражался за свободу греков, и те, кто оказался среди восставших поляков. Сама Изергиль искала для себя свободу и наслаждения, свободу в любви; на склоне лет, размышляя о себе, она определит свою жизнь как «жадную жизнь», предостерегает автора: «Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся. <…> И вижу я, что не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Каждый сам себе судьба!». К концу жизни Изергиль приходит к осознанию истинных ценностей и поэтому она и обратит внимание автора на «искры от горящего сердца Данко» и расскажет легенду о происхождении искр, легеду о Данко. Противопоставлением идее бескорыстного служения людям звучит в рассказе тема «осторожного человека». Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их поисках, и потому мещанин постарался погасить пламя, хотя сам воспользовался его светом.

Нравственная проблема легенды – каким должен быть человек среди людей – перерастает у писателя в размышления о гражданском предназначении человека, о сущности прожитой им жизни. Вывод писателя: «В жизни всегда есть место подвигам!».

Рассказ «Старуха Изергиль» отличается высокохудожественной формой, умелым использованием изобразительно-выразительных средств языка. Эмоциональные эпитеты, красочные пейзажи с их многоплановой функцией, резкие контрасты, использование романтических образов тьмы и света сближают быт и сказку. Метафоры, сравнения, олицетворения усиливают действенность высказывания, к чисто логическому содержанию добавляют различные экспрессивно эмоциональные оттенки. Ужас одиночества индивидуалиста, объятого чрезмерной гордыней, противопоставившего себя людям, усиливает метафора: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И. Тургенев

1. “Любовь – это жизнь”.

2. Неприятие слащавой поэзии.

3. Стихия человечности, стимулирующая творчество.

4. Любовь-страдание.

Маяковский, работая над поэмой “Про это”, писал: “Исчерпывает ли для меня любовь все? Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела… Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем…”.

Маяковский в начале своего творчества отрицает те отношения, которые порождает буржуазное общество, и воспевает искусство. В поэме “Облако в штанах” Маяковский презрительно говорит о такой “слащавой” поэзии: “Из любвей и соловьев какое-то варево”. А о современном ему творчестве Игоря Северянина гневно восклицает: “Как вы смеете называться поэтом и, серенький, чирикать, как перепел!”.

Маяковский – возбудитель энергии, он словно держит в руках молнии и швыряет их в толпу. По мнению Маяковского, тема любви заслуживает воплощения тогда, когда она большая, приобретает социальную окраску, интересна для других. Поэт выступает против опошления высокого чувства. В своем творчества он раскрывает эту тему так, что она обогащает человека духовно, открывает для него новые стороны жизни.

В стихотворении “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” это чувство раскрывается как стихия человечности, стимулирующая творчество:

Любить –

Это значит:

В глубь двора

И до ночи грачьей,

Блестя топором,

Рубить дрова,

Стихотворение написано иронично, с тенью улыбки, но за ироничной формой скрываются глубоко волнующие поэта размышления и застенчивость:

Не поймать

На дряни,

На прохожей

Паре чувств.

Любовью ранен –

Еле-еле волочусь.

Маяковский начинает с игривых ироничных ассоциаций, а заканчивает выражением своих сокровенных мыслей о любви: любовь – мощная стихия, источник силы, творчества, толчок к работе:

Подступают в ропоте.

Сумеет совладать?

Попробуйте…

Во многих стихах Маяковского изображена любовь-страдание, любовь-мука. Поэт не может согласиться с несбыточностью любви, его чувство всепоглощающе и объемно:

У прочих знаю сердца дом я.

Оно в груди – любому известно!

С ума сошла анатомия.

Сплошное сердце –

Гудит повсеместно.

Маяковского называют великим поэтом великой революции. В стихотворении “Письмо Татьяне Яковлевой” личное чувство приобретает социальное звучание:

В поцелуе рук ли,

В дрожи тела

Близких мне

Моих республик

Пламенеть.

Но в душе поэта всегда жило одиночество, тоска о несбывшемся. В любовной лирике мы видим не поэта-трибуна, а ранимого, восприимчивого человека, остро переживающего обиды и любовные неудачи:

Острей –

Огнем обвит,

На несгорающем костре

Немыслимой любви.

(No Ratings Yet)

  1. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства...
  2. Читая Лермонтова, нельзя не заметить, что в его стихах много трагических, скорбных тонов, его герои обречены на одиночество. Эти мотивы перекликаются с характером самого поэта. Звучат они и в любовной...
  3. Владимир Маяковский всегда очень серьезно относился к своему поэтическому труду. Он написал две статьи “Как делать стихи?” и “Два Чехова”, которые имели программно-манифестный характер. В этих статьях Маяковский указывает на...
  4. Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта. В стихах лицейского периода юный Пушкин...
  5. Тема любви в лирике А. А. Блока Сама судьба мне завещала С благоговением святым Светить в преддверье идеала Туманным факелом моим. А. А. Блок Не “туманным”, а ярко пылающим факелом...
  6. Всеобъемлющая тема любви в лирике М. И. Цветаевой План I. О лирическом герое М. Цветаевой. II. Любовь – главная тема поэзии М. Цветаевой. 1. Чувство, не знающее границ. 2. Любовь...
  7. Едва ли есть хоть один крупный русский поэт, который не задумывался бы о цели творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Каждому серьезному русскому поэту было важно, чтобы его...
  8. Тема любви является одной из составляющих теории чистого искусства, наиболее полно в русской литературе представленной в стихах Фета и Тютчева. Эта вечная тема поэзии тем не менее нашла здесь свое...
  9. Русская литература 2-й половины XIX века Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева Тема любви является традиционной в русской поэзии. Каждый поэт, говоря о любви, вкладывает в свои произведения личный...
  10. Пушкин… Воспоминание об этом замечательном поэте связано с его стихами о любви и дружбе, чести и Родине, с образами Онегина и Татьяны, Маши и Гринева. На протяжении вот уже почти...
  11. Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова План I. Романтический характер лирики Лермонтова. II. Тематика любовной лирики Лермонтова. 1. Трагические мотивы ранней любовной лирики (“Мы снова встретились с тобой…”, “Нищий”)....
  12. XX век – это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы “боль времен своею собственной болью”. Таким поэтом XX века был Маяковский....
  13. Владимира Маяковского часто называют “поэтом-трибуном”. Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о...
  14. ЛИРИКА Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского 1. Роль сатиры (1930). А) Вступление в поэму “Во весь голос”. Поэт подчеркивает свое отличие от “кудреватых митреек, мудреватых кудреек”,...
  15. Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты – Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в...
  16. Творчество Владимира Маяковского мы знаем очень хорошо, ведь об этом талантливом поэте мы узнаем очень рано, еще со слов наших родителей. Его творчество наполнено многими талантливыми произведениями, в которые можно...
  17. Поэтическое бунтарство Маяковского было связано с его принадлежностью к русскому футуризму рубежа XIX-XX веков. В России в декабре 1912 года был опубликован первый манифест кубофутуристов “Пощечина общественному вкусу”, подписанный Д....
  18. План I. Таинственная символика творчества Блока. II. Совершенство любовной лирики поэта. 1. Любовь к Прекрасной Даме. 2. Поиск совершенства среди земных женщин. 3. Вселенская любовь Блока. 4. Любовь Менделеева –...
  19. План I. И. Анненский – поэт узкого круга ценителей поэзии. II. Поэтическая сдержанность и внутренняя эмоциональность стиха. 1. Подлинный шедевр любовной лирики. 2. В немногих словах сказать многое. III. Поэзия...
  20. Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе революционной поэмой “Двенадцать”....
  21. Творчество любого поэта можно принимать или отвергать. Никто не заставит нас насильно любить Пушкина или М. Ю. Лермонтова, В. В. Маяковского или Б. Л. Пастернака – о вкусах не спорят....
  22. Владимир Маяковский был одним из немногих поэтов, которому советская власть разрешила спокойно путешествовать и бывать за границей. Все дело в том, что автора патриотических стихов и поэм, восхваляющих достижения революции,...
  23. В. Соловьев духовное начало связывал с понятием красоты. Прекрасная дама у Блока – символическое значение утонченной, прекрасной, духовной сущности мира. Говоря в письмах к Андрею Белому о Ней, поэт имел...
  24. Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает, что такое любовь. Н. Чернышевский План 1. “Меня сейчас узнать не могли бы…”. 2. “… не выскочишь из...
  25. Большая часть творчества М. Ю. Лермонтова представляет собой лирический дневник, в котором часто встречаются стихотворения с характерными названиями, такими как: “Дума”, “Монолог”, “Молитва”. В них автор делится со своими читателями...
  26. Тема одиночества очень ярко прослеживается в Творчестве Владимира Маяковского, который считал себя гением и при этом был убежден, что его творчество недоступно для понимания окружающих. Однако поэт искал не столько...
  27. ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА С. Есенин – один из самых ярких и своеобразных русских поэтов рубежа ХIХ-ХХ веков. Тема любви в его поэзии очень многогранна: это не только...
  28. В то время, когда Владимир Маяковский начинал свою творческую деятельность, в литературе разгорелась дискуссия, должны ли писатели обращаться к теме любви. Маяковский пишет и посвящает Лиле Брик поэму “Люблю”. В...
Тема любви в лирике В. В. Маяковского

Владимир Владимирович Маяковский – величайший поэт 20-го века, один из основателей такого литературного течения, как футуризм. Он написал множество стихотворений на различные темы. Особое место в его творчестве занимала любовные лирика. Однако у Маяковского она всегда была трагичной. Назревает вопрос: почему? Попробуем разобраться.

Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, стоит обратиться к биографии поэта. Его творчество – это отражение его жизни, со всеми обидами, разочарованиями и радостями. За внешней оболочкой грубости скрывалась ранимое сердце и эмоциональная натура. Трагичность его любовной лирики связана с личной жизни поэта и его глубокими переживаниями, которые заставляли его страдать.

Главной музой Маяковского была Лиля Брик. Они познакомились в 1915-м году. Поэта привлёк тот факт, что она являлась женщиной другого круга.

Брик поражала его своей элегантностью, манерами. Она была умная, начитанная и все больше влюбляла в себя Маяковского. Однако Лиля Брик держала его на расстоянии, в то время, как поэт сходил по ней с ума. Их любовь много раз доходила до грани. Лиля считала себя свободной женщиной и продолжала общаться с другими мужчинами, что причиняла поэту сильнейшую боль. В 1916-м году, то есть в самом начале их отношений, Маяковский написал стихотворение "Лиличка! ", посвященное Брик. В нём поэт показал, что он жить не может без этой женщины, что он в глубине души надеется на взаимность. Лиля – это смысл его жизни: "кроме любви твоей, мне нету моря ", "кроме любви твоей мне нету солнца ".

Ещё одной женщиной, которая сыграла важную роль в судьбе поэта, являлась Татьяна Яковлева, с которой он познакомился в 1928-м году в Париже.

В неё Маяковский влюбился с первого взгляда и даже предлагал ей заключить брачный союз, чтобы увезти избранницу в СССР. Однако Яковлева отказала ему, не желая покидать Францию. Этой женщине, которая, так и многие другие, разбила Маяковскому сердце, поэт посвятил два стихотворения. Первое – "письмо товарищу Кострову из Парижа о сущностях любви ". Татьяна Яковлева предстала в нём удивительной женщиной, которая, несмотря на богатый опыт Маяковского, смогла его очаровать: "я навек любовью ранен – еле-еле волочусь ". В любовь поэт погружался с головой, он честно предупреждал об урагане в его душе. За такую пылкость Маяковский расплачивался разочарованием, потому что никто не мог дать ему и сотой доли то любви, которую испытывал он. Татьяне Яковлевой он также посвятил стихотворение "письмо Татьяне Яковлевой ". В нём поэт пытался выплеснуть свою боль из-за невозможности быть вместе с избранницей. Маяковский хотел задеть Яковлеву, он считал её почти что предательницей по отношению к нему и к родине. Однако это обида не затмила его чувств. Маяковский показал, что он готов быть с ней в любую минуту: "я все равно тебя когда-нибудь возьму… "

Таким образом, проанализировав биографию и произведения Владимира Владимировича Маяковского, мы можем сделать вывод, что любовь в его лирике трагична не случайно. Его стихотворения -это описание всей его жизни, которая сложилась, к сожалению, не лучшим образом: неудачные отношения, предательства, и, как следствие, самоубийство.

ХХ век - век новых испытаний, колоссальных общественных потрясений и становления нового строя в России. Любая эпоха, будь то "золотой век" или период "застоя" нуждается в поэте, который ее б жил, творил. Таким поэтом, восславившим в своих произведениях эпоху "построения социализма" в России, и был Владимир Владимирович Маяковский. Многие его современники не понимали поэта, считали его сложной и противоречивой натурой. Но по силе идеи, по силе слова, выраженных в его стихах, не могли противопоставить кого-то другого. Непонятый тогда, он верил, что лишь будущие поколения смогут понять и оценить его талант:
Мой стих громаду лет прорвет
И явится весомо, грубо, зримо,
Как в наши дни вошел водопровод,
Сработанный еще рабами Рима, -
писал поэт в поэме "Во весь голос".
Очень многое в творчестве поэта можно понять, если обратить внимание на его идейную принадлежность к течению футуристов. Футуризм, как новое направление в литературе, оформился в творческий союз в 10-е годы ХХ века. Причиной возникновения нового течения принято считать изменения, пришедшие с новым веком: это и новый ритм жизни, и новые ценности, и изменившаяся психика людей, научный и технический прогресс. В основе взглядов поэтов-футуристов лежала идея неизбежности крушения "старья", прихода нового, более совершенного порядка. Создавая "искусство будущего", открыто отказываясь от классики, футуристы создавали новую культуру "индустрии и большого города".

В. Маяковский в своих произведениях вводит новый стиль: стихотворная строка выстраивается по принципу "лестницы", рифма становится неожиданной и неточной. Выстраивая стихи лесенкой, поэт выделяет на одной строке слово или группу слов. Этим приемом он подчеркивает смысл выделенных слов, создает при чтении необходимую паузу либо ставит на слове логическое ударение.
Как и многие другие поэты и писатели Маяковский не обходит тему любви в своем творчестве. Но как-то грустно, натужно звучат стихи о любви. В своей ранней лирике поэт стремится всего себя отдать ей - своей возлюбленной. Но она не отвечает на его пылкие чувства, а порой даже жестока и невозмутимо смотрит на его страдания:
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще -
выгонишь,
может быть изругав.
Под этим жестоким образом понимается вся окружающая поэта среда, непонимающая "глашатая новых истин". Оказавшись ненужным, одиноким и непонятым, он пишет:
Кроме любви твоей, мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Все готов отдать Маяковский ради любимой в стихотворении "Лиличка!":
...любимую на деньги б и славу выменял...
А в ответ пустота. Любимая женщина не отвечает на чувства лирического героя. Казалось бы, он находит выход - решить все разом, покончить с собой, но:
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Позже, после Октябрьской революции в любовной лирике поэта проскальзывает тема любви к новой, обновленной России. Признаваясь в любви к женщинам, поэт не забывает вставить строчки о стране:
В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
Или, к примеру, другое:
Я не сам,
а я ревную
за Советскую Россию...
В 1928 году Маяковский пишет стихотворение "Письмо Татьяне Яковлевой". Ей, оставившей Советскую Россию и перебравшуюся в Париж, посвящает поэт следующие строки:
вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
Поэт укоряет героиню в том, что она променяв свою страну, разменяла и саму себя:
здесь
на ласки
выдать их
в ужины
с нефтяниками.
И призывает ее одуматься и вернуться назад:
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это оскорбление
на общий счет нанижем.
Очень часто на далекое будущее возлагал свои надежды Маяковский. Любовь, которая будет и в ХХХ веке, представляется ему не "служанкой замужеств", а той всепоглощающей силой, которая огромна как Вселенная. К сожалению поэту не дано было испытать такую любовь при жизни.

В своей знаменитой поэме "Облако в штанах" поэт ставит сразу четыре темы: отрицание любви; отрицание искусства, непонятного народу; прославление простого советского человека; отрицание существующего строя и идеологии, главенствующей в государстве в 20-е годы ХХ века.
Первая часть поэмы полностью отражает мнение поэта о любви. "Долой вашу любовь", - так и кричат строки поэмы. Поэт стремится заглушить это чувство в себе, отрицая его существование в целом. Имея на сердце незаживающую рану от неразделенной любви, Маяковский видит лишь один выход - игнорировать, не замечать любовь: нет чувств, нет боли. Неудачи в любви приводят героя к бунту против всевышнего, против несовершенства земных отношений и чувств.

В. Маяковский был чрезвычайно чувствительным, готовым все отдать "за одно только слово ласковое, человечье". Так и не встретив настоящего чувства, оставшись непонятым современниками, он покончил свою жизнь самоубийством 14 апреля 1920 года. Но память о нем, о его несомненном таланте осталась бессмертной и вечной.

Маяковский - великий поэт трагической любви. Любовная линия в его лирике включается в социальную коллизию эпохи. Для произведений Маяковского, посвященных теме любви, характерна эпическая масштабность лирических ситуаций.
Одна из вечных тем в литературе - тема любви - проходит через все его творчество. «Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но-если сердце работает, оно не может не проявляться во всем», - писал поэт в письме к Л. Брик. В этих строках - вся жизнь Маяковского, со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием. Произведения поэта рассказывают и о его любви, и о том, какой она была. Любовь-страдание, любовь-мука преследовала его лирического героя. О месте любовной лирики в его творчестве свидетельствуют такие поэмы, как «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Человек», «Люблю», «Про это».
В жизни Маяковского было немало женщин, были и серьезные любовные увлечения, и быстротечные романы, и просто флирт. Но лишь три любовных увлечения оказались достаточно долгими и глубокими, чтобы оставить след в его поэзии." Речь, конечно же, идет о Лиле Брик - героине почти всей лирики поэта; Татьяне Яковлевой, которой посвящены два превосходных стихотворения, и Марии Денисовой, ставшей одним из прототипов Марии «Облака в штанах».
Отношения Владимира Маяковского и Лили Брик были очень непростыми, многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта; в целом же, показательным для этих отношений может быть стихотворение «Лиличка!» Оно написано в 1916 году, но свет впервые увидело с заглавием-посвящением «Лилич-ке» только в 1934 году.
Маяковский и Татьяна Яковлева сразу влюбились друг в друга. С первого же дня их знакомства возник новый «пожар сердца», и засветилась «лирики лента» новой любви. Это сразу увидели и поняли те, кто был близок Маяковскому и кто был прямым свидетелем этого события. За месяц их знакомства Маяковский написал два стихотворения, посвященных Т. А. Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Это были первые любовные послания (с 1915 года), посвященные не Л иле Юрьевне Брик. Оба эти стихотворения (и «Письмо товарищу Кострову...», и «Письмо Татьяне Яковлевой») о любви, но сравнивая их, понимаешь, на сколько они различны, хотя и написаны приблизительно в один период. Если первое носит более глобальный, даже, где-то, философский характер, то второе - более личное.
Откроем поэму «Облако в штанах» (1914 г.), и нас сразу, с первых строк, охватывает тревожное чувство большой и страстной любви. Сам поэт указывает на правдивость тех переживаний, какие описаны в поэме:
Вы думаете, это бредит малярия? Это было, было в Одессе, «Приду в четыре», -Сказала Мария.
Но исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. И весь ужас не в том, что любовь безответна, а в том, что любовь вообще невозможна в этом страшном мире, где все продается и покупается. За личным, интимным просвечивает большой мир человеческих отношений, мир, враждебный любви. И этот мир, эта действительность отняли у поэта любимую, украли его любовь. И Маяковский восклицает:
«Любить нельзя!» Но не любить он не мог. Прошло не более года, и сердце вновь разрывают муки любви.
Эти его чувства находят отражение в поэме «Флейта-позвоночник». И снова не радость любви, а отчаяние звучит со страниц поэмы. На первом месте стоят личные чувства и переживания поэта, а не революционный настрой, как это было принято считать еще лет пятнадцать тому назад.
О том, что и потом поэт не нашел в любви праздника, счастья, говорят другие произведения Маяковского 1916 - 1917 годов. В поэме «Человек», звучащей гимном человеку-творцу, любовь предстает в образах, выражающих лишь страдание. В двадцатые годы Маяковский пишет одну за другой поэмы «Люблю» (1922г.), «Про это» (1923 г.). Поэма «Люблю» - это лирико-философское размышление о любви, о ее сущности и месте в жизни человека. Продажной любви поэт противопоставляет любовь истинную, страстную, верную, которую не могут смыть ни ссоры, ни версты. Вообще, на мой взгляд, «Люблю» - самая светлая поэма В. В. Маяковского, полная любви и жизнерадостности. В ней нет места мрачным настроениям. Этим она, пожалуй, сильно отличается от всех других произведений поэта.
Но уже в поэме «Про это» лирический герой предстает перед читателями опять мятущимся, страдающим, мучимым неудовлетворенной любовью. Поэт глубоко переживает, что радости жизни его не коснулись.
Конечно, нельзя ставить знак равенства между лирическим героем поэмы и автором. Но то, что в поэме «Про это» ее лирический герой несет в себе реальные черты автора, - несомненно, об этом говорят многие детали поэмы. После появления поэмы «Про это» Маяковского стали обвинять в «субъективистском погружении в мир индивидуальных чувств и переживаний». Поэма «Про это» не могла не получить самую отрицательную оценку на страницах пролеткультовских изданий. Пролеткультовские теоретики видели в лирике лишь «пережиток буржуазного индивидуалистического искусства». Они утверждали, что их интересует не отдельная личность, а «черты, общие миллионам».
Сердце поэта жаждало любви, но любовь не приходила. «Как-нибудь один живи и грейся», - пишет поэт в одном из стихотворений. Сколько горечи в этих словах, горечи, которую в полной мере испил Маяковский. Но он не мог согласиться с несбыточностью любви, ее запредельностью.
В любовной лирике поэта встречаются и строки, которые, казалось бы, отрицают и высмеивают это чувство. «Бросьте! Забудьте! Плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый куст, и на прочие мерехлюндии из арсеналов искусств...». Скорее всего, в этих и подобных строках речь идет не об отрицании любви и любовной лирики, - это выступление против устаревших форм в искусстве и неискренних, поверхностных отношений, обыденности и пошлости. Такое отрицание любви направлено, как мне кажется, на утверждение любви истинной; вся поэзия Маяковского устремлена к искренним отношениям.
Личное и поэтическое у Маяковского не существуют сами по себе, они тесно связаны, переплетены, одно переходит в другую. Поэзия делается из простой, реальной жизни, в самой этой жизни существует, из нее рождается.
Как бы драматично ни складывалась жизнь поэта, читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни.