Какие события пьесы снегурочка составляют ее композицию. А.Н. Островский "Снегурочка": описание, герои, анализ произведения. Островский: Снегурочка, анализ произведения

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013

Уроки 1 - 2. Краткие сведения об А.Н. Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке.

1.Прослушайте сообщение учителя об А.Н. Островском. Заполните вторую часть таблицы.

Биографические сведения

Мои замечания об услышанном

Николай Фёдорович Островский, Любовь Ивановна Саввина - отец и мать

Начальное домашнее образование

В 1835 - 1840 годах - учёба в Московской губернской (первой) гимназии

1840 - 1843 годы - учёба на юридическом факультете Московского университета. Увлечение театром

1843 - 1851 годы - служба в суде, первые литературные опыты

Темы творчества А.Н. Островского

2.Составьте вопросы к статье учебника «Творческая история пьесы “Снегурочка”»

3.Запишите наиболее характерные черты литературной сказки.

_________________________________________________________________

4.Соотнесите события пьесы-сказки с событиями волшебной сказки. Заполните третью часть таблицы по образцу. В чём сходство композиции волшебной сказки и пьесы-сказки А.Н. Островского?

Композиция волшебной сказки

События пьесы-сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия

«Ярило сожжёт её, испепелит, растопит,

Не знаю как, но умертвит. Доколе ж

Младенчески чиста её душа,

Не властен он вредить Снегурке».

«Снегурочка, беги от Леля!»

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего. Встреча с дарителем

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки

Развязка

Преодоление потери или недостачи. Свадьба и воцарение героя

5.Выпишите во вторую часть таблицы названия обрядовых песен, вариаций и обработок по образцу.

Русские песни и обряды

Песни

Обработки и вариации народных песен

«Собирались птицы, собирались певчи»; «Каково птицам жить на море»; «Земляничка-ягодка…»; «Хмелинушко, тычинная былинка…»

Магический ритуал, связанный с посевом, жатвой и обмолотом урожая

Народные песни, запевы, сопровождающие обряд похорон Масленицы

Обряды, связанные с празднованием Семика (четверг на седьмой неделе после Пасхи)

Элементы свадебного обряда

6.Назовите источники, послужившие основой создания пьесы-сказки.

_________________________________________________________________

Уроки 3 - 4. Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского.

1.Выпишите из монолога Весны в Прологе словосочетания, воссоздающие картину царства берендеев.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.Составьте краткую характеристику жителей Берендеева царства и царя Берендея, заполнив четвёртую часть таблицы по образцу.

Герои

Значение имени

Цитаты для комментирования

Краткая характеристика героев

Бобыль

Бедный крестьянин, не владеющий землёю; одинокий, живёт в людях захребетником или в батраках, сторожах, пастухах

Пролог, явл.4; д.1, явл.1 «И кланяйтесь, а я ломаться буду». «Сам ленив, так нечего пенять на бедность. Бродишь без дела день-деньской».

Не умеют ценить красоту, завистливы, хитры, жадны, ленивы, тщеславны

Бобылиха

Бобылиха - жена Бобыля; бездомная и бедная вдова, живущая в людях, по задворкам, вне селения

«Да что твоя работа! Кому нужна! От ней богат не будешь, а только сыт; так можно, без работы, кусочками мирскими прокормиться».

Мечта героев: «что день, то пир, что утро, то похмелье»; «с рогами кика», глядя на которую «боярыни умирали бы от зависти»

Мураш

Муравль, насекомое, мелкий вид муравышек, мурашка, водится в жилых домах и кухнях

Д.1, явл.1

«Поди-ка, поклонами обманывай других; а мы тебя, дружка, довольно знаем. Что бережно, то цело, говорят»

Берендей и берендеево царство

Берендеи, кочевое племя тюркского происхождения, упоминаемое в русских летописях с 1097 года до конца XII века. В связи с нашествием монголо-татар на Русь в начале XIII века часть берендеев ушла в Болгарию и Венгрию, остальные слились с населением Золотой Орды

Д.2, явл.1

Диалог царя с Бермятой.

Д.2, явл.2

«Воруют понемножку, благополучие - велико слово, не вижу я давно его в народе».

«В сердцах людей заметил я остуду немалую».

«Тщеславие, к чужим нарядам зависть».

«Супружеская верность утратила немного незыблемость свою и несомненность»

3.В чём видит Берендей причину несчастий?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4.Запишите краткую характеристику Леля, Купавы, Снегурочки, Мизгиря в четвёртую часть таблицы.

Герои

Значение имени

Цитаты для комментирования

Краткая характеристика героя

Лель

Названье старинного русского божка, сравниваемого с купидоном, амуром. У некоторых славянских народов весна называлась Лялей или Лелей

Д.1, явл.3

«Вон видишь, ждут меня и ручкой манят. Побегаем, пошутим, посмеёмся, пошепчемся у тына под шумок, от матушек сердитых потихоньку».

Купава

Купава, купавна (пск. твер.), пышная, гордая.

Купало, божество лета

Д.1, явл.5

«Я-то, Снегурочка, а я-то как счастлива! Без милого не проживёшь, придётся кого-нибудь любить, не обойдёшься».

«Тогда прощайте. В его дому, в большом посаде царском, на всём виду богатою хозяйкою забарствую».

Д.2, явл.3

«Всех-то забыла я… Знаю да помню лишь друга любезного»

Д.3, явл.6

«Моя любовь, до веку и до часу, голубчик сизокрылый»

Мизгирь

Паук, муховор; земляной, злой паук, тарантул. Мизгиря убьёшь - сорок грехов сбудешь

Д.1, явл.5

«Хорош-пригож, румяный, круглолицый, красен, кудряв».

«Торговый гость из царского посада».

Д.1, явл.6

«Однако нам Мизгирь в глаза смеётся (Брусило)».

Д.1, явл.7

«И для любви погасшей возврата нет, Купава».

«Люби меня, Снегурочка! Дарами бесценными красу твою осыплю и жизнь отдам в придачу»

Снегурочка

Д.1, явл.1

«Моя беда, что ласки нет во мне».

Д.1, явл.4

«Тяжёлою обидой, словно камнем, на сердце пал цветок, измятый Лелем».

Д.2, явл.5

«Её краса поможет нам, Бермята, Ярилин гнев смягчить».

Д.3, явл.1

«Люби меня немножко; дожидайся, - Снегурочка сама тебя полюбит».

Д.4, явл.2

«Хочу любить; но слов любви не знаю».

«Что всё, что есть на свете дорогого, живёт в одном лишь слове. Это слово: Любовь»

5.Почему Снегурочку и Мизгиря не принимают в царстве берендеев?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6.Чем близки образы Мороза и Мизгиря?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

7.Почему Снегурочка полюбила именно Мизгиря?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

8.Почему Лель не может полюбить Снегурочку?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

9.Почему Лель и Купава полюбили друг друга? Чем похожи эти герои?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

10.Каков смысл фразы царя: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут»?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

11.Запишите имена композиторов, написавших музыку к «весенней сказке» А.Н. Островского

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Урок 5. Защита рефератов

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Как в литературоведении называют произведения фольклора, которые возникли и исполнялись во время совершения обрядов - установленных действий, имеющих для исполнителей религиозное, бытовое или ритуально-игровое значение?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2.Выпишите примеры инверсии. Запишите определение данного литературоведческого термина.

Идём скорей! Бледнеют тени ночи.

Смотри, заря чуть видною полоской

Прорезала восточный неба край,

Растёт она, яснее ширясь. Это

Проснулся день и раскрывает веки

Светящих глаз. Пойдём! Пора приспела

Встречать восход Ярила-Солнца. Гордо

Перед толпой покажет Солнцу Лель

Любимую свою подругу.

_____________________________________________________________

3.Для каких произведений устного народного творчества характерны следующие особенности: принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека; передача внутреннего состояния героя через внешние формы; разнообразные композиционные и стилевые приёмы (параллелизм, повторы, лирические обращения, тропы)?

Выпишите из текста пьесы-сказки наиболее характерный пример.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4.Как в литературоведении называется род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене?

________________________________________________________________

Островский был талантливым писателем и драматургом. Его по праву можно считать создателем репертуара русского театра. Островский часто затрагивал нравы купечества. Однако среди всех его сюжетов о замоскворецких купцах имеется и некое сказочное произведение, не похожее на остальные. Называлась она Снегурочка. Давайте и мы сделаем ее , охарактеризовав Снегурочку в пьесе.

Островский: Снегурочка, анализ произведения

Снегурочка была написана Островским в 1873 году и она стала действительно фееричной. Все кто прочел сказку, отмечали ее лиричность, окруженную фантастическим антуражем. Снегурочка необычна не только жанром, где пьеса-сказка сочетается с феерией, но и общим сочетанием текста, который переплетается с музыкой и балетной постановкой. В этой работе зритель и читатель встречается с богами, полубогами, а также с обычными жителями берендеями. Островскому удается в Снегурочке сочетать фантастику с реальностью и это делает пьесу еще более интересной.

Говоря об источниках вдохновения появления этой пьесы, это была всем известная о Снегурочке и славянская мифология. Изучая сюжет, мы переносимся в мир царствования Берендея, где было все очень идеально. Даже правитель царства был непохож на других. Он был настоящим воплощением народной мудрости и беспокоился о своем народе. И вот Берендей стал он замечать, что его народ становится тщеславным и за это попадает под гнев Ярило. Однако Берендей открывает истину — все живое должно любить. Вот только в царстве живет Снегурочка, у которой нет дара любви. Ее отец Мороз знает о мести Ярила, который поклялся растопить девушку, как только та полюбит по-настоящему.

Вот так и живет Снегурочка в семье бобыля. Для названых родителей девушка лишь приманка для женихов. Снегурочка принесла смуту в царство, ведь ради девушки они готовы бросать своих возлюбленных, нарушая устои. Причем чем холоднее была девушка к парням, тем сильнее они к ней тянулись. Понравился было Снегурочке пастух Лель, но тот одаривал своим вниманием всех девушек, в то время как Снегурочка хотела внимания только к себе. Это расстраивало девушку, которая не умела любить. А тут еще и Мизгирь, которому захотелось к ней посвататься. Только девушка не может принять его предложение, ведь в сердце к нему пустота. И здесь мы видим страдания персонажей, ведь и Снегурочке плохо, так как она не может познать любви. Страдает и Купава, которую бросил Мизгирь, да и самому жениху плохо, ведь кроме Снегурочки он больше никого не видит.

И тут девушка просит свою мать Весну подарить ей возможность любить, и она согласилась. По ее словам, Снегурочка полюбит первого встречного, им и оказался Мизгирь. Его радость была велика, ведь Снегурочка ответила на его чувства. Однако здесь проявился и его эгоизм, ведь из-за него и растаяла девушка.

Смерть Снегурочки, которая была готова умереть за любовь, стала победой над стужей в сердце. А Мизгирь, дав однажды Снегурочке обещание погибнуть вместе, прыгает в озеро, чтобы соединиться с возлюбленной, которая превратилась в холодную воду.

В целом пьеса раскрывает тему любви, без которой наша жизнь бессмысленна. Также автор показывает связь противоположностей, где невозможно представить мир без света и тьмы, без тепла и холода. При этом мы видим, несмотря на их противоречие, их борьбу, друг без друга они существовать не могут.

«Снегурочка» Островский

«Снегурочка » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение - «Снегурочка» , написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса - своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить» . И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего - взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки - это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись» . Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет - погибнем вместе» . Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной» , потом «чудесной» . Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.

Введение

Актуальность: В современное время проявляется усиленный интерес к проблемам расширения читательского кругозора, повышения качества чтения, уровня понимания, углубленного проникновения в художественный текст. Задачи активизации художественно-эстетических потребностей детей, развития их литературного вкуса и подготовки к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения можно осуществлять через изучение драматических произведений, в частности при изучении пьесы - сказки А.Н.Островского «Снегурочка» и ее интерпретации в других видах искусства.

Гипотеза: если при изучении драматического произведения пьесы - сказки А.Н.Островского «Снегурочка» использовать ее интерпретацию в других видах искусства, то в результате учащиеся более точно и глубоко смогут раскрыть идейно-композиционную основу произведения.

Объектом проекта является драматическое произведение А.Н.Островского «Снегурочка».

Предметом проектной деятельности являются особенности интерпретации драматического произведения А.Н.Островского «Снегурочка» в других видах искусства.

Цель: познакомиться с интерпретацией пьесы-драмы А.Н.Островского «Снегурочка» в других видах искусства и определить эффективность ее влияния на читательское восприятие учащихся при изучении произведения.

1. Изучить и проанализировать материал по данному вопросу.

2. Расширить представления учащихся о создании пьесы - сказки А.Н.Островского «Снегурочка».

3. Развивать навыки оформления исследовательских работ.

4. Повышать мотивацию к изучению драматических произведений

5. Воспитывать любовь к литературе и другим видам искусства.

Методы исследования:

1. Изучение литературных источников.

2. Анкетирование учащихся.

3. Сбор творческих работ учащихся.

4. Тестирование.

5. Анализ, синтез и обобщение полученных результатов.

Рекомендуем использовать на уроках русской литературы в качестве дополнительного материала, как для самоподготовки, так и как методическое пособие, позволяющее скорректировать и углубить читательское восприятие учащихся при прочтении драматического произведения А.Н.Островского «Снегурочка».

Интерпретация пьесы - сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в других видах искусства

Весенняя сказка Островского «Снегурочка» впервые была опубликована в журнале «Вестник Европы», № 9 за 1873 г. Она вызвала в литературных кругах противоречивые мнения. «Редактор журнала «Вестник Европы» М. Стасюлевич, писатели И.А.Гончаров, И.С. Тургенев и др. были пленены красотой и легкостью языка «Снегурочки», «силой фантазии драматурга, тем, как превосходно он изучил и воспроизвел сказочный мир, воспринимаемый как некая реальность благодаря мастерству автора», - отмечает Лебедев.

Часть современников не поняли замысла Островского. Они упрекали автора в том, что он, создавая свою пьесу «Снегурочка», полностью пренебрег законами драматургического искусства. «Стихотворный винегрет», «фантастический каприз, рафинированный от всяких реальных примесей», «кукольная комедия» - таков букет острот в адрес одного их самых задушевных созданий Островского. «Пьеса была столь неожиданной, что смутила первых ее читателей». Даже Некрасов растерялся, бегло прочтя пьесу, ответил автору деловой запиской, очень его обидевшей. На что Островский ответил: «…вы цените новый, дорогой мне труд так дешево, как никогда еще не ценили ни одного моего произведения».

Современный исследователь творчества Островского Ко Ен Ран считает, что при своем появлении пьеса вызвала недоумение у современников, так как те «уже привыкли к тому, что ежегодно Островский дарил читателям и театру реалистическую социально-бытовую комедию или драму из современной русской жизни. Именно поэтому в 1860-е гг. не нашла общего одобрения историческая драматургия Островского».

Не слишком повезло «Снегурочке» и в первой постановке, хотя сам Островский ставил спектакль в Малом театре. К участию в ней были привлечены все труппы тогдашнего Императорского театра: драматургическая, оперная и балетная, зрелищу постарались придать торжественность и праздничность. «Пьесу ставлю я сам, как полный хозяин, - писал Островский. - Здесь очень хорошо понимают, что только при этом условии она будет иметь успех».

Редакторы книги «История русской литературы XIX века» отмечают, что к постановке оперы Островский сам ревностно обсуждал костюмы, декорацию и волшебную ламинарию, предложенную изобретательным К.Ф. Вальцем. Драматург обдумывал, как технически удачнее сделать сцену таяния Снегурочки. «Трудный эффект исчезновения растаявшей Снегурочки - за подсвеченными и постепенно густевшими струями воды фигура артистки Федотовой уходила в люк - удался как нельзя лучше». Цитируя Лебедева, хотим отметить, что по замыслу писателя, музыкальное сопровождение должно было сливаться в пьесе с драматургическим действием. По просьбе Островского и заказу дирекции императорских театров, музыку к «весенней сказке» сочинил Петр Ильич Чайковский, называвший «Снегурочку» одним из любимых своих детищ.

Знакомясь со статьей Лебедева «Снегурочка» мы узнаем, что музыка к пьесе писалась композитором по мере присылки ему отдельных сцен, над которыми работал драматург. Восторженное, поэтическое настроение, которое Чайковский испытывал обычно с приходом весны и пробуждением природы от зимней спячки, как бы передалось музыке. Партитура «Снегурочки», созданная в духе народных мелодий, поражает щедрым разнообразием выраженного в ней «радостного весеннего настроения», не исключающего и нот светлой печали, и «мажорно-русского, бодрого и мужественного тона». «Музыка Чайковского к «Снегурочке» - очаровательна», - писал Островский.

Но в целом Московский спектакль не имел успеха. Причину неудачи первой театральной постановки «Снегурочки» критик А.Н. Чебышев - Дмитриев видел в принципиальной не драмматургичности «весенней сказки». В его интерпретации драма Островского - вещь глубоко лирическая. Тонкие, неуловимые движения весенних чувств и настроений, пробуждающихся в душе героини сказки, фантастичность ее внешнего и внутреннего облика - все эти качества Снегурочки, по мнению критика, невыразимы на сцене, они доступны лишь лирической и эпической поэзии. Никакая самая гениальная актриса не будет настоящей Снегурочкой, ибо «в прельщающей невообразимости Снегурочки и заключается одна из существенных ее черт».

«Драма требует действия, движения, внешних событий, - резюмировал критик, - между тем история Снегурочки есть история внутреннего мира души, богатого ощущениями, мыслями, чувствами, но эта жизнь молодого сердца слишком мало выражается во вне и, в свою очередь, почти не зависит от хода внешних событий…сказка танцует и поет, но не движется».

«Упреки Чебышева - Дмитриева основательны, но лишь с позиций театральной эстетики 70-х годов XIX века», - отметили Е.М. Сахарова и И.В. Семибратова.

Вначале XX столетия пьесу ставили в лучших русских театрах режиссеры Л.П. Ленский, К.С. Станиславский. Своими постановками они хотели «оживить сказку».

Наибольшим успехом драматургическая сказка Островского пользовалась в исполнении Московского Художественного театра в постановке К.С. Станиславского, который писал: «Снегурочка» - сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики». Пьеса была поставлена в сопровождении музыки А. Гречанинова. Множество трюков и режиссерских нововведений включались в спектакль: опущение части текста, изменение порядка сцен. В спектакль Станиславский ввел лешиху с лешенятами, Снегурочку сопровождал медведь, с которым она играла. Разговор Снегурочки с Весной шел на фоне храпящих во сне берендеев и т.д.

Спектакли были настолько яркими, красочными, дорогими, что некоторые критики даже начали писать о том, что излишняя роскошь постановки уводит актеров и зрителей от самой пьесы Островского.

Горький писал А.П. Чехову: «Снегурочка» - это событие! Огромное событие - поверь!.. Чудно, великолепно ставят художники эту пьесу, изумительно хорошо!.. Все хороши, один другого лучше, и - ей - богу - они как ангелы, посланные с неба рассказывать людям глубины красоты и поэзии».

Однако Е.М. Сахарова и И.В. Семибратова отмечают следующее: «Знакомясь с отзывами критики на постановку «Снегурочки» 11 мая 1873 года в Московском Малом театре, невольно обращаешь внимание на то, что в спектакле удались лишь отдельные куски. Целое же получилось скучным, вялым и растянутым. Причина неудачи скрывалась не столько в небрежности постановки, сколько в отсутствии актерского ансамбля, а следовательно, и того драматургически - напряженного лиризма, который лежит в основе художественно единства сказки». Аналогичная картина обнаруживается и в других постановках.

Широкую известность «Снегурочка» Островского обрела в опере Николая Андреевича Римского - Корсакова, написанной в 1880-1881 гг.

Еще при жизни Островского пьеса, не нашедшая почвы на подмостках русского драматического театра, обрела новую и полноценную жизнь на оперной сцене в музыкальной обработке Николая Андреевича. И это далеко не случайно, так как построение пьесы Островского приближалось к музыкальной композиции.

«В зиму 1879/80 года я снова прочитал «Снегурочку» и словно прозрел на ее удивительную красоту, - вспоминал композитор. - Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Появившееся во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле - Солнцу».

Композитор Римский - Корсаков попросил у Островского разрешения использовать пьесу для оперы, составил либретто, которое драматург одобрил. Сюжет «Снегурочки» давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды.

И.Ф. Кунин в статье «Снегурочка» указывает, что набросок оперы был закончен 12 августа, а оркестровка завершена по возвращении в Петербург 26 марта 1881 года. «В значительной мере музыка оперы опиралась на народные мелодии, но не бытовые песни, как у Чайковского, - отмечает Лебедев, - а на обрядовые мелодии и древнеславянские напевы». Нам жалко Снегурочки, жалко минувшей весны с ее нежными зорями, тихим светом вечерним и скромными белыми ландышами», - суммировал впечатления от музыки Римского - Корсакова композитор Б.Астафьев.

Николай Андреевич музыкальным чутьем уловил основу художественного единства сценических образов сказки. «Слушая оперу, мы чувствуем постепенно нарастающее тепло, которое в гимне богу Яриле достигает своей вершины»

К этой сказочной музыкальной теме, знаменующей постепенное торжество тепла и света над холодом и мраком, с помощью очень сложной системы лейтмотивов и лейтгармоний Римский - Корсаков, как считают Е.М. Сахарова и И.В.Семибратова, подключает тематические линии разных героев. В центре стоит тема Снегурочки, придающая динамику музыкальной ткани всей оперы.

Делая общий разбор музыки «Снегурочки», композитор писал: следует сказать, что в этой опере я в значительной степени пользовался народными мелодиями, заимствуя их преимущественно из моего сборника… Сверх того, многие мелкие мотивы или попевки, составные части более или менее длинных мелодий, несомненно, черпались мною из подобных же мелких попевок в различных народных мелодиях…»

Вся музыкальная ткань оперы народна. «Взятые из старинных песен, из инструментальных наигрываний и по-новому раскрытые Корсаковым в обработке для оперного хора и оркестра или же созданные самим композитором мелодические, гармонические, тембровые элементы «Снегурочки» радуют своей, как говаривал Балакирев, «народной правдивостью» и одновременно безупречностью вкуса, изяществом, благородством».

В дальнейшей истории постановок оперы значительным явлением стал спектакль на сцене Московской частной русской оперы С. Мамонтова в 1885 году. Этой постановке предшествовал любительский драматургический спектакль «Снегурочки», сыгранный в домашнем театре Мамонтова в 1882 году. «Художественную часть постановки взял на себя В.М. Васнецов - вот когда он развернул во всю ширь свои таланты, - вспоминал сын С. Мамонтова В.С. Мамонтов. - При этом он не только сам проникся поэзией этой дивной сказки, почувствовал ее русский дух, оценил несравнимый чистый подлинно-русский язык ее, но, думается мне, заразил своим увлечением и всех участников этого спектакля»

Великолепны были декорации к пьесе, выполненные художником, создавшим целый поэтический мир «древнерусского зодчества в придуманной сказочной стране берендеев. Исполнители были одеты в хранившиеся в абрамцевском музее подлинные национальные русские костюмы». Сам Васнецов играл Деда Мороза и был очень хорош в этой роли. Еще большей удачей явилась оперная постановка «Снегурочки». Творческое дарование Виктора Михайловича Васнецова, оформившего спектакль, удивительно гармонировало со складом музыки. Васнецовские декорации и костюмы, сказочные и одновременно подлинные, восхищали современников.

И.Ф. Кунин отмечает, что «для оперного представления художник расписал дом Купавы красивым орнаментом, а одежду парней и девушек сделал более праздничной.

«Палаты царя Берендея» (приложение) - эскиз декорации к опере «Снегурочка» - яркий пример таланта декоратора, замечательного художника-сказочника В.Васнецова. Эта декорация была выполнена художником в Абрамцеве на любительской сцене С. Мамонтова. Декорации Васнецова настолько поразили всех, что были перенесены на большую профессиональную сцену оперы.

Работать над декорациями Васнецову помогали К.Коровин и И. Левитан. Коровин так определял задачу декоратора при постановке «Снегурочки»: «Здесь надо дать поэму России, поэму русской природы…Ее пробуждение весны…Ведь «Снегурочка» - это трогательнейшая поэма русской природы!» Основой для всех костюмов художник выбрал домотканый белый холст. Он расписывал его сам цветными орнаментами, создавая декоративную зрелищность мизансцен.

В.С. Кузин и Э.И. Кубышкина считают, что среди сказочных героинь Виктора Васнецова самая милая - Снегурочка. «Художника очаровал этот дивный поэтический образ…» Исследователи работ Васнецова обратили внимание на то, что на листе бумаги видны следы карандаша, пятна прозрачной акварели, наложенные тонкой кистью. Причем Васнецов не закрашивает бумагу, и ее паленовый цвет становится частью лица, фигуры, платья. Подкрасил художник бумагу за фигурой синью акварелью - и цветное пятно сразу выделило фигуру Снегурочки. Ее облик родился из мягкого сочетания голубого, охристого, золотистого. Чуть тронута фигура девочки белилами, будто припорошена снегом. И хотя стоит Снегурочка у прялки, держит веретено, но не прядет пряжу. Она словно находится не здесь, а где-то в сказочном мире.

Снегурочка - мечта, сама природа, на какое-то время ставшая миловидной девочкой.

“Это был один из первых случаев в русском оперном театре, когда между театральным художником и складом музыки возникла тесная связь», - указывает И.. Кунин.

Современники поняли ценность художественного синтеза трех искусств: драматического, музыкального и сценического действия. Стилизация народного творчества в пьесе, музыке и сценическом оформлении находятся в едином русле художественных поисков. Один из современников писал: « Поэтическое произведение А.Н. Островского…получило совершенную гармонию со звуками и палитрой композитора и художника.» Ежегодник Императорских театров 1910 г. Показывает: « В «Снегурочке» появилось редкое единодушие автора, композитора и художника.»

Трио Островский - Васнецов - Римский-Корсаков создали произведение искусства художественной красоты - единственное неповторимое в истории культуры.

В середине XX столетия по мотивам пьесы «Снегурочка» были сняты художественный и мультипликационный фильмы с одноименным названием. В 1952 г. Киностудия «Союзмультфильм» и режиссер А. Снежко-Блоцкая сняли мультипликационный фильм, в котором использовали музыку Н.А. Римского-Корсакова. Неожиданным является и использование эскизов В.Васнецова для изображения костюмов действующих лиц, декорация.

В творчестве Александра Николаевича Островского весенняя сказка «Снегурочка» занимает особое место. Она - вершина поэтической деятельности драматурга. В ней о выразил свою мечту о мирной, свободной и радостной жизни народа, воспел красоту и могущество природы и любви. Пьеса представляет собой великолепный художественный сплав фантазии и быта, символики и реальности.

Исследователи творчества Островского, анализируя пьесу, обратили внимание на то, что драматург, работая над «Снегурочкой», использовал различные источники. Одни утверждают, что в хоре гусляров, из второго действия «весенней сказки», звучат мотивы «Слова о полку Игореве» , другие в монологах Бобыля ощутили интонацию «Песни Бобыля» И.С. Никитина , третьи указывают на то, что в образе Мороза наблюдается продолжение некрасовских поэм «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, красный нос». Были убедительные попытки сопоставления «Снегурочки» с драмой В. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Опираясь на статью Е.М. Сахаровой и И.В. Семибратовой, мы можем отметить, что основным источником сказки явилась поэзия крестьянских праздников. «Среди бумаг драматурга… есть копия статьи с описанием майского праздника в Тверской губернии, материал о свадебных обрядах в Даниловском уезде Ярославской губернии. Хор птиц заимствован драматургом из народной песни «Каково птицам жить за морем», монолог обиженной Мизгирем Купавы несет в себе следы обработки, находящейся в бумагах Островского «Песни о хмеле» и т.д.»

Обогащало поэтическую фантазию драматурга изучение работ русских фольклористов мифологической школы. Островский увлекся чтением «Русских народных сказок» А.Н. Астафьева, был знаком с известной книгой этого замечательного ученого «Поэтические воззрения славян на природу. »

После того как наука XIX века выявила самые общие универсальные темы мифологии, многие писатели стали сознательно строить свои произведения так, чтобы они воспринимались на фоне этих мифологических моделей и от этого приобретали более глубокий и многозначный смысл и Островский, как писатель, был не исключением. «Лирическая пьеса А.Н.Островского «Снегурочка» - произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке-снегурочке, народное предание о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни, поэтому «Снегурочка» - многослойное, многоуровневое, многожанровое произведение»

«Это - социальна утопия», - так называет пьесу Островского «Снегурочка» А.И. Ревякин. «В ней сказочны и сюжетика, и герои, и обстановка. Глубоко отличная по своей форме от социально-бытовых пьес драматурга, она органически входит в систему демократических, гуманистических идей его творчества. В этой восхитительной сказке, сотканной из мотивов и образов устной поэзии, Островский воплотил свою мечту о мирной, радостной, свободной жизни народа.»

И.Медведева в статье «Три драматурга» высказывает свое мнение о том, что пьеса «Снегурочка» органически связана с одной из тех тем, поднятых в том последнем цикле, который исследователи назвали «романом». Многие главы (пьесы) этого «романа» трактуют о любви, с ее высшей человеческой раскованностью, освобождением от мертвящего одиночества. Тема эта как бы закреплена в абстрактном народном образе девушки - Снегурочки, которая полюбив, освободила себя от ледяных оков, но погибла. «Так Островский преображает народный образ для злободневной комедии» Вот как называет И.Медведев пьесу: «Злободневная комедия».

«Речь идет о романтической мистерии», - утверждает А.В. Маньковский, рассуждая о жанровой природе «Снегурочки». «Главные признаки романтической мистерии: двуплановость действия, в ней происходящего; и картины мира, в ней изображенной; присутствие фантастических персонажей на втором плане мистерии; вставные номера как следствие применения «методики внежанровых вкраплений (благодаря им каркас драмы как бы размывается лирической и эпической стихиями); стилистически ярко окрашенные ремарки.» Рассматривая художественное своеобразие пьесы «Снегурочка», сопоставив его с данным определением, мы могли бы согласиться с мнением А.В. Маньковского.

«Действие происходит в стране берендеев, в доисторическое время», - такова первая ремарка «Снегурочки», «весенней сказки в четырех действиях с прологом». Читая о жизненных истоках и сценической судьбе пьесы, мы знаем, что эта страна вымышленная. «Во время путешествия по Волге А.Островский мог слышать о находящемся в Александровском уезде Владимирской губернии Берендеевом болоте. Сведения эти могли подкрепить старорусские предания о древнем народе берендеев, которым правил царь Берендей. Берендеи - кочевой народ тюркского происхождения.» Этот материал и использовал автор для создания Берендеева царства, превратив тюркский народ в оседлый славянский, живущий на Руси в доисторическое время.

В ремарке нарисована фантастическая картина: «Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Весна - Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц». Ссылаясь на высказывание А.Л. Штейна, мы можем отметить, что данная картина - это поэтическое преувеличение. Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Именно все. Весь горизонт заняли птицы. Это создает разительную картину множества, движение, разнообразия. И все же в основе фантастического образа - реальный факт - весеннее возвращение птиц.

«Пролог удивителен именно этим постоянным и очень тонко проведенным сочетанием сказочной фантастики с обрисовкой реального, психологического и даже бытового облика каждого из действующих лиц», - отмечает А.Л. Штейн. В прологе пьесы в качестве действующего лица обозначено соломенное чучело Масленицы, а в конце четвертого действия возникает Ярило - на празднестве в свою честь. Таким образом, можно заключить, что сюжет пьесы разворачивается в течение одной весны. «Чтобы быть точнее, обратимся к литературе, посвященной славянскому язычеству. «Древняя Масленица, судя по обильной солярной символике, должна была праздноваться в одну из солнечных фаз - в дни весеннего равноденствия, 20-25 марта». Заметим, что эти дни символизировали не только победу тепла над холодом и начало изгнания зимы. Праздник весны был вместе с тем и праздником в честь усопших предков, обычною порою сношения с ними, посещение кладбищ и поминок. Именно в такое время появляется в царстве берендеев Снегурочка. Что же касается даты празднования Ярилиного дня, то «30 июня делают соломенную куклу, наряжают ее кумачный сарафан, ожерелье и кокошник, носят по деревне с песнями, а потом раздевают и бросают в воду». Значит мы можем прийти к выводу, что действие пьесы охватывает три месяца - с конца марта - по конец июня.

В произведении Островского привычная ежегодная смена времен года, весеннее пробуждение сил природы поэтически воплощены в образы Весны - Красны, Деда - Мороза, их дочери - хрупкой и нежной Снегурочки, которая просит отпустить ее к людям из глуши лесного уединения. Она готова дни и ночи слушать песни пастуха Леля, чье пение завораживает душу, открытую впечатлениям жизни и искусства. Сердце Снегурочки холодно, чувства любви она не знает, «весеннее тепло томящей неги», по словам Мороза, смертельно для нее:

Сбирается губить Снегурочку; только

И ждет того, чтобы заронить ей в сердце

Лучом своим огонь любви; тогда

Спасенья нет Снегурочке, Ярило

Сожжет ее, испепелит, растопит.

Не знаю как, но умертвит. Доколе ж

Младенчески чиста ее душа,

Не властен он, вредить Снегурочке.

Так, в самом начале пьесы, драматург намечает возможность ее трагической развязки. В споре Мороза и Весны звучит извечный вопрос о счастье. Этот спор намечает одну из главных тем «весенней сказки». Островский сформулировал эту тему так:

«Счастье в том, чтобы не любить» (Мороз)

«Счастье в том, чтобы любить» (Весна)

Каждый по-своему представляет себе счастье дочери, вызывая у читателя или зрителя раздумье на эту тему.

Борьба Мороза, холода, оцепенения, и Солнца, тепла, любви, составляет содержание «весенней сказки» Островского. Полем этой битвы стало сердце Снегурочки.

Судьба Снегурочки тесно сплетена с участью сказочного народа берендеев, к которым она уходит из лесу. Именно в ней «причина жестоких зим и холодов весенних», на нее ревниво и хмуро взирает Солнце, гневающееся на дочь своего брата Мороза, и на «стужу чувств» у людей берендеева царства, отказывающее им в желанном тепле.

Само царство берендеев, - как указывает Лебедев, - своего рода утопическое гармоническое общество, живущее по правде и совести, уважающее свободу чувств, основанное на преклонении перед красотой. Сердечный и мудрый правитель этой страны - царь Берендей. Имя его звучит как название самого племени - берендеи.

Цитируя А.И.Ревякина, можно отметить, что «в царстве берендеев, лишенного произвола и насилия, враждебных эгоизма, своекорыстия и хищничества, «кровавых нет законов»… среди берендеев, живущих по правде и совести, властвует свобода общественных и личных отношений. У них пастух и царь равны перед законом. Народ и царь едины в своих стремлениях.»

«Царь мудрейший», - так называет царя Берендея А.И.Ревякин. Представитель народа, неустанный защитник его интересов, отец среди своих детей. Он в равной мере делит со своим народом труд и забавы, горе и радости. И благодарный народ поет ему славу:

Привет тебе, премудрый,

Великий, Берендей,

Владыка среброкудрый, отец земли своей.

Для счастия народа

Богами ты храним,

И царствует свобода

Под скипетром твоим…[д.II, явл.3]

Во всем мире идет ожесточенная борьба: добывая славу своим князьям, гибнут на незнаемых полях люди, исходят слезами их осиротевшие жены; вытоптаны нивы, никнут деревья и травы. Среди окружающих государств, где бушуют распри и войны, драматург создал своим поэтическим воображением небывалое царство мирных берендеев, представляющее собой удивительное исключение:

Веселы грады в стране берендеев,

Радостны песни по рощам и долам,

Миром красна Берендея держава…[д.II, явл.1]

Цитируя А.Л. Штейна, хотим отметить, что «характеристика берендеев проникнута добродушным, чисто русским юмором». «В облике многих берендеев, - отмечает А.Л. Штейн, - есть нечто дурашливое, шутовское. Малыш - подстрекатель, Брусило - хвастун, Курилка - задира. Этой же точки зрения придерживался А.И.Ревякин. Он очень точно определил, что первый министр Берендея Бермята - юмористическая фигура. Он считает, что образ этот обрисован с народных позиций. Бермята лукав и не очень беспокоится о делах правления. Берендей хочет обо всем знать, Бермята ничего не знает точно.

Их забавный разговор имеет прямое отношение к сюжетному развитию пьесы. Царь Берендей обеспокоен. Ему мало того, что народ не голоден, не бродит с котомками, не грабит по дорогам. В чем же видит он главную беду? Берендея тревожит перемена, происходящая с его подданными:

В сердцах людских заметил я остуду

Немалую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев.

Исчезло в них служенье красоте.

За что, считает царь, и сердится

Ярило - Солнце на его народ.

«Люди должны служить любви и красоте. Любовь внушена людям природой и богами, она есть великий дар природы, счастье жизни, весенний цветок. Служение любви и есть служение красоте.»

Сочетать «союзом неразрывным» всех невест и женихов в Ярилин день собирается Берендей, надеясь умилостивить божество. Но возможно ли это? С появлением в слободе красавицы Снегурочки парни перессорились со своими девушками, хотя их старания пробудить любовь в снегурочкином сердце напрасны. «Прекрасна надзвездная, неземная чистота Снегурочки. Прекрасна и опасна. Ею унаследованы две природы - живое, теплое начало любви от матери Весны и ледяное равнодушие отца Мороза. До поры она не умеет любить, ей нравится одна красота: слушать песни Леля - ее утеха.» Даже пылкая, безумная страсть лихого купца Мизгиря, разлюбившего свою невесту Купаву, не может растопить лед чувств Снегурочки.

«А ведь настоящее, живое человеческое сердце, «горячее сердце», не у Снегурочки, а у Купавы. Ее любовь, ее страдание, ее теплые слезы по-человечески внятны всем. В ней нет ледяного холода красоты. Весенним ветром, зеленым маем, запахом полевых цветов наполняет этот образ, и не зря ей отечески покровительствует царь Берендей.» Как верно заметил А.Л. Штейн, характер Купавы выбран Островским безошибочно точно. Именно такая женщина должна была стоять в пьесе - сказке рядом со Снегурочкой. «Имя Купавы происходит от названия белого цветка. В областных говорах оно обозначает пышную и гордую красавицу. Куп - страстность. Купава - язычница, она послушна богу Яриле.»

Купава - женщина до мозга костей; женщина, наделенная всеми качествами своего пола - влюбчивая, чувственная, тщеславная, обидчивая, лишенная логики, преданная тому, кто ответит ей любовью.»

В этой любовной коллизии, составляющей основу пьесы, кроме самой Снегурочки и Купавы участвуют Лель и Мизгирь.

Лель исполняет должность пастуха, который не сеет и не пашет, валяется на солнце, а на уме у него только девичьи ласки. «Лель - существо лучезарное и легкое, он дарит и срывает поцелуи, его песни, пронизанные солнцем, пробуждают любовь».

«Песни Леля придают теме любви более широкое и универсальное звучание. Они представляют собой своеобразные поэтические иносказания, делающие более ясной тему пьесы.»

Мизгирь выступает в качестве кавалера Купавы. Имя это тоже смысловое. «Мизгирь - тарантул, злой паук, высасывающий из человека жизненные силы.» Ссылаясь на высказывание Лебедева, «это парень удалой с размахом. Он наделен типичными чертами мужского характера - мужским непостоянством и мужским эгоизмом. Мизгирь - человек с широким кругозором, он гулял по свету торговым гостем, видел заморские страны и тамошних красавиц. Как развитая индивидуальность, он действует по личному выбору, способен полюбить и разлюбить.»

Жалоба Купавы царю Берендею на вероломство жениха, такая трогательно - естественная в устах брошенной девушки, и гнев всегда милостивого и доброжелательного царя на преступника, надругавшегося над любовью, заставляет его осудить Мизгиря на вечное изгнание. Однако появление Снегурочки поражает царя, чуткого ко всему прекрасному. «Полна чудес могучая природа!» - восклицает он, любуясь совершенной красотой девушки, и призывает берендеев зажечь ее младенческую душу желанием любви. Мизгирь и Лель откликаются на его слова.

Снегурочка не знает любви и не понимает, зачем гонялись за нею парни. Она даже готова притвориться ради выгоды и интересов бобылей. Снегурочка не умеет любить. Но ей больно, когда Лель целует другую. Ее тщеславие требует, чтобы все видели, как любит ее Лель. «Пока Снегурочке доступны только внешние формы отношений мужчины и женщины, а не суть любви.»

А между тем Снегурочку полюбил Мизгирь. Ему нравилось то, что отличает ее от Купавы, - чистота, неприступность, понравилось, что Снегурочка «не от мира сего».

Но любовь преобразила и самого Мизгиря. Он не знал до этого страданий любви. Ему известны были только ее утехи. А.Л. Штейн здесь говорит о Мизгире - «страшен».

В конце третьего акта он гонится за призраком Снегурочки. Это символ того, что должно случиться. «Вся любовь его к Снегурочке была погоней за призраком.»

Жгучее чувство Мизгиря пугает Снегурочку. И все же она жаждет любить и просит Весну дать ей любви. «Любовь тебе погибель будет», - предупреждает мать. Но девушка непреклонна:

Пусть гибну я, любви одно мгновенье

Дороже мне годов тоски и слез.

Волшебный венок, подаренный дочери Весной, пробуждает душу Снегурочки, вызывает целую гамму новых, непривычных и сладостных ощущений. Замечательно изображает Островский момент, когда у молодой девушки возникает потребность в любви и когда под влиянием этой потребности преображается мир:

Ах, мама, что со мной? Какой красою

Зеленый лес оделся! Берегами

И озером нельзя налюбоваться.

Вода манит, кусты зовут меня

Под сень свою; а небо, мама, небо!

Разлив зари зыбучими волнами Колышется.

Здесь, как верно подметил А.И.Ревякин, Островский в построении сюжета «Снегурочки» прибегает к символике. «Основным драматическим узлом, вяжущим пьесу, является борьба Деда Мороза, олицетворяющего душевный холод и зло, с Солнцем, символом душевного тепла и любви.» Снегурочка обречена. Победа Солнца приносит ей радостную погибель - Снегурочка тает от любви. Погибая, она познала счастье любви.

Этот уход Снегурочки звучит в пьесе как жертва плодородию и процветанию Берендеева царства. Ее смерть можно трактовать и как победу живого над мертвым, но уже не а понимании календарной смены времен года, а в более широком, сакральном смысле. «Снегурочка - существо ирреальное, мифологическое, она как бы не существует с самого начала - она не чувствует, не страдает, у нее нет того, что есть у других девушек…она начисто лишена способности любить…Пока у Снегурочки нет «девичьего сердца», она не подходит для жертвы, однако, получив его, вернее символизирующий его венок, знак плодородия и новой жизни, выраженный в растительном коде, она тут же попадает в зону влияния Ярилы и «погибает» в лучах солнца. Заметим, что, по традиции, Ярило изображался в венке из полевых цветов, похожем на тот, который Снегурочке дала мать и который обладает волшебным действием.»

«Победа Солнца - победа справедливости, - отмечает А.И.Ревякин. Она прекратила вмешательство Мороза в жизнь берендеев, охладившее их сердца и возвратила им радость любовного влечения.» Трагический бунт Мизгиря, протестующего против несправедливости богов, лишивших его любимой, не разрушает общего светлого настроя произведения. Ведь в мир берендеев снова возвращается тепло и солнце, а красота окружающей природы внушает людям жизнелюбие и оптимизм.

Восхищаясь «Снегурочкой» А.В. Луначарский писал: «Островский дал в «Снегурочке» несравненный шедевр, один из крупнейших перлов русской сказочной поэзии…»