Кто написал балет руслан и людмила. «Руслан и Людмила» на воронежской сцене. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Опера в пяти действиях Михаила Ивановича Глинки на либретто композитора В.Широкова, при участии К.Бахтурина, Н.Кукольника, Н.Маркевича, А. Шаховского, основанное на одноименной поэме Александра Сергеевича Пушкина.

Опера в пяти актах (восьми картинах)

Действующие лица:

Светозар, великий князь Киевский…………………………………бас

Людмила, дочь …………………………………………………………сопрано

Руслан, киевский витязь, жених Людмилы…………………………баритон

Ратмир, князь хазарский………………………………………………контральто

Фарлаф, витязь варяжский……………………………………………бас

Горислава, пленница Ратмира…..……………………………………сопрано

Финн, добрый волшебник …….……………………………………….тенор

Наина, злая волшебница………………………………………………меццо-сопрано

Баян, певец …….……………………….……………………………….тенор

Черномор, злой волшебник, карла.…………………………………без пения

Краткое содержание

Высокие хоромы великого князя Киевского Светозара полны гостей. Князь празднует свадьбу дочери Людмилы с витязем Русланом. Вещий Баян запевает песню о славе русской земли, о смелых походах. Он предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: над героями нависла смертельная опасность, им уготованы разлука, тяжкие испытания. Руслан и Людмила клянутся друг другу в вечной любви. Ратмир и Фарлаф, завидуя Руслану, втайне радуются предсказанию. Однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюбленных и соединят их. Гости славят молодых. Снова звучат напевы Баяна. На этот раз он предсказывает рождение великого певца, который сохранит от забвения историю Руслана и Людмилы. 2 В разгар свадебного веселья раздается удар грома, все погружается во тьму. Мрак рассеивается, но Людмилы нет: она похищена. Светозар обещает руку дочери и полцарства тому, кто спасет княжну. Руслан, Ратмир и Фарлаф отправляются на поиски.

В далеком северном краю, куда странствия привели Руслана, живет добрый волшебник Финн. Он предсказывает витязю победу над похитившим Людмилу Черномором. По просьбе Руслана Финн рассказывает свою историю. Бедный пастух, он полюбил красавицу Наину, но та отвергла его любовь. Ни подвигами, ни богатством, добытым в смелых набегах, не мог он завоевать сердце гордой красавицы. И лишь с помощью магических чар Финн внушил Наине любовь к себе, но Наина тем временем стала дряхлой старухой. Отвергнутая волшебником, теперь уже она преследует его. Финн предостерегает Руслана против козней злой волшебницы. Руслан продолжает свой путь.

Ищет Людмилу и Фарлаф. Но все, что встречается на пути, пугает трусливого князя. Неожиданно перед ним появляется страшная старуха. Это Наина. Она хочет помочь Фарлафу и этим отомстить Финну, который покровительствует Руслану. Фарлаф торжествует: близок тот день, когда он спасет Людмилу и станет обладателем Киевского княжества.

Поиски приводят Руслана в зловещее пустынное место. Он видит поле, усеянное костями павших воинов и оружием. Туман рассеивается, и перед Русланом возникают очертания огромной Головы. Она начинает дуть навстречу витязю, поднимается буря. Но, пораженная копьем Руслана, Голова откатывается, и под ней обнаруживается меч. Голова рассказывает Руслану историю двух братьев - великана и карлика Черномора. Карлик хитростью одолел своего брата и, отрубив ему голову, заставил ее сторожить волшебный меч. Отдавая меч Руслану, Голова просит отомстить злому Черномору.

Волшебный замок Наины. Девы, подвластные колдунье, приглашают путников укрыться в замке. Здесь же тоскует возлюбленная Ратмира - Горислава. Появившийся Ратмир не замечает ее. В замок Наины попадает и Руслан: он очарован красотой Гориславы. Витязей спасает Финн, разрушающий злые чары Наины. Ратмир, возвращенный Гориславе, и Руслан вновь отправляются в путь на поиски Людмилы.

В садах Черномора томится Людмила. Ничто не радует княжну. Она тоскует по Киеву, по Руслану и готова покончить с собой. Невидимый хор слуг уговаривает ее подчиниться власти чародея. Но их речи вызывают лишь гнев гордой дочери Светозара. Звуки марша возвещают о приближении Черномора. Рабы вносят на носилках карлика с огромной бородой. Начинаются танцы. Внезапно раздается звук рога. Это Руслан вызывает Черномора на поединок. Погрузив Людмилу в волшебный сон, Черномор уходит. В бою Руслан срезает Черномору бороду, лишая его чудесной силы. Но он не может пробудить Людмилу от волшебного сна.

М. И. Глинка - В. Агафонников

«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Балет в двух действиях

Либретто Андрея Петрова, по мотивам поэмы А. С. Пушкина и оперы М. И. Глинки

Хореограф-постановщик - народный артист Российской Федерации, лауреат премии Москвы Андрей Петров

Художник-постановщик - Марина Соколова

Балет создан по мотивам поэмы А. Пушкина и оперы М. И. Глинки, где сказочное волшебство соседствует с реальностью, а история и вымысел приправлены мягкой иронией.

Весомая лёгкость пушкинской строки обретает монументальность в философских образах знаменитой оперы. «Преданья старины глубокой», рассказанные на языке классического танца: взаимная любовь Руслана и Людмилы, её похищение Черномором, соперничество претендентов на руку и сердце киевской княжны - трусливого Фарлафа и гордого Ратмира, Черномор и колдовская сила его бороды …

Злобу, коварство и трусость побеждает справедливость, добрая богатырская сила и молодая любовь.

Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей».

Художественный руководитель и главный дирижер - Сергей КОНДРАШЕВ.

Продолжительность: до 2 часов 25 минут (с антрактом).

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ

В гриднице великого князя Светозара праздничное оживление. Все с нетерпением ждут, какого суженого выберет Людмила. Появляются женихи княжны: надменный варяжский витязь Фарлаф и мечтательный хазарский князь Ратмир. Ратмира преследует влюбленная в него Горислава с мольбой отказаться от затеи породниться с киевским князем.

Вот и Руслан. Соперники с подозрением смотрят друг на друга. Появляется Людмила. Ее выбор давно сделан. Дружина и князь славят молодую чету. Начинается свадебный обряд. Молодых с почестями вводят под полог... Гром... Молния...

Возникает зловещая фигура Черномора. Все застывают. Зачарованная Черномором Людмила замирает. Злой колдун со своей пленницей исчезают.

Все очнулись. Людмилы нет. Руслан в отчаянии. Светозар обещает Людмилу в жены тому, кто возвратит ему дочь. Все три витязя клянутся сделать это. Соперники покидают Киев.

КАРТИНА ВТОРАЯ

Сказочный лес. Наина преследует своей любовью Финна. Он отвергает ее. Она клянется отомстить.
Руслан идет по лесу и приходит к жилищу доброго Финна. Хозяин встречает Руслана радушно. В дыме волшебного костра Руслан видит Людмилу и Черномора. Руслан благодарит Финна и уходит искать замок Черномора.

Наина подстерегает Фарлафа. Она обещает ему Людмилу. Трус готов на все. Его радости нет предела. Наина дает ему то, о чем он мечтал: мягкую постель и стол с яствами. Сраженный вином и обжорством, он засыпает, забыв о Людмиле.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

Руслан выходит на поле. Долина смерти производит тягостное впечатление. Руслан устал. Сомнения гложут его. Вдруг Руслан видит холм, при блеске луны он оживает - перед витязем Голова. Голова рассыпается на множество воинов. Битва жестокая, силы неравные, но Руслан выходит победителем. Воины рассеяны: на месте головы - волшебный меч.

КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ

Наина колдует, привлекает витязей. Ее свита - рой безобразных старух, но по жесту волшебницы они превращаются в прекрасных дев. И сама Наина становится юной красавицей. Лес оживает чудесным восточным дворцом. Наина ждет жертву, готовит для нее отравленный напиток….

Горислава неотступно следует за Ратмиром, но он неумолим. Он жаждет найти Людмилу, хотя Горислава ему и милей и ближе, но упрямство гордого князя безгранично. Ратмир оставляет плачущую Гориславу и входит во дворец Наины. Волшебные девы, вино и угощение — вот уже он лишился и шита, и меча, и шлема. Вот и хозяйка-обольстительница. Чары Наины заставляют Ратмира забыть обо всем на свете. Во дворце появляется Горислава, которая привела с собой Финна и Руслана. Вместе они освобождают Ратмира от чар Наины.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ

Утро. Людмила просыпается в замке Черномора. Все ей здесь чуждо. Прислужницы хотят накормить ее дивными яствами. Появляется Черномор. Желая добиться любви Людмилы, он принимает облик Руслана. Людмила чувствует обман, и чары рассеиваются. Перед нею карлик. Людмила запутывает волшебную бороду злодея.

Торжественным маршем выходят слуги Черномора, неся карлика и его бороду. Людмилу торжественно сажают напротив Черномора. Парад мощи волшебника. Вихрь лезгинки захватывает всех. Оба трона несутся по кругу. Людмила уже почти без чувств. Карлик с хохотом приближается к своей жертве...
Раздается звук рога. Это Руслан вызывает на бой Черномора. Колдун зачаровывает Людмилу и обнажает свой меч. Короткий, но жестокий бой, и карлик уносит Руслана под облака.

КАРТИНА ВТОРАЯ

Руслан вбегает с отрубленной бородой Черномора. Людмила спит колдовским сном и не узнает возлюбленного. Рыдающий Руслан уносит Людмилу. Ратмир и Горислава пришли на помощь Руслану.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

Наина тащит трясущегося Фарлафа - его час настал. Страх заставляет его покориться. Они идут по следу Руслана.

КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ

Ночь в степи. Ратмир и Горислава уходят в лес. Руслан охраняет сон Людмилы, но, утомленный, засыпает. Появляются Наина и Фарлаф. Наина заставляет Фарлафа поднять меч на Руслана. Фарлаф вонзает меч в грудь витязя и похищает Людмилу. Наина торжествует. Внезапно появляется Финн. В руках у него два сосуда - с мертвой и живой водой. Он заживляет раны Руслана.

Руслан, Ратмир и Горислава устремляются в Киев. Их осеняет благословение Финна. Наина повержена, ее планы разрушены.

КАРТИНА ПЯТАЯ

Фарлаф, похитив Людмилу, привез её в Киев. Но никто не в силах пробудить ее от волшебного сна. Она не узнает даже отца...

Князь оплакивает дочь. Неожиданно для всех появляется Руслан. Фарлаф молит о пощаде. Любовь Руслана пробуждает Людмилу. Счастье и ликование в чертогах князя Светозара. Русичи славят храброго витязя и молодую княжну...

Светозар, киевский князь
Николай Желтиков

Людмила, его дочь
лауреат Международного и Всероссийских конкурсов

Екатерина Первушина (первое выступление)

Руслан, русский витязь
Михаил Евгенов

Ратмир, хазарский хан
Максим Сабитов

Фарлаф, варяжский витязь

Дмитрий Прусаков

Горислава, хазарская княжна
Олеся Дмитракова

Наина, колдунья
заслуженная артистка Российской Федерации

Ирина Аблицова

Черномор, злой волшебник
лауреат Международных и Всероссийских конкурсов
Егор Мотузов

Финн, добрый волшебник
Сергей Васюченко

Скоморохи
Анна Басенко
Александр Хмылов
Субудай Хомушку

Волшебные девы
лауреат Всероссийского конкурса
Алина Каичева

лауреат Международного и Всероссийского конкурсов

Валерия Побединская

Арабский танец
лауреат Международных конкурсов

Саори Коике

Екатерина Чекрыжева

Евгений Королёв

Даниил Росланов

Слуги Черномора
Артем Гореликов

Никита Смирнов


Балет «Руслан и Людмила» создан на основе произведений двух великих творцов земли русской - поэта А.С. Пушкина и композитора М.И. Глинки. Этот спектакль - не просто очаровательная волшебная сказка, а философская притча о вечных, как мир, человеческих чувствах: верной любви, побеждающей предательство и коварство. Пушкинские строки наполнены любовью к героям, чьи чувства не выдуманы, а реальны. Юная, беззаботная Людмила, неустрашимый Руслан, влюбленный в наслаждения Ратмир, Горислава, сохранившая свою любовь к юноше, отвергшему ее. Волшебные персонажи поэмы, с которыми сталкиваются главные герои, вовлекая их в мир чудес, как бы проверяют истинность чувств влюбленных, заставляют их сделать свой выбор.
Великий русский композитор М. Глинка задумал свою оперу через несколько месяцев после трагической гибели Пушкина на дуэли, посвятив свое произведение его памяти. В балетной версии оперы, созданной известным композитором, профессором Московской консерватории Владиславом Агафонниковым, проведен ряд музыкальных сокращений, переработаны для оркестра вокальные и хоровые разделы, сделаны необходимые музыкальные связки. Балет «Руслан и Людмила» привлекает не только танцевальными и режиссерскими находками выдающегося балетмейстера России Андрея Петрова, но и роскошными декорациями и костюмами, выполненными замечательным театральным художником Мариной Соколовой.
Премьера спектакля «Руслан и Людмила» театра «Кремлевский балет» состоялась 31 марта 1992 года и была восторженно принята критикой и публикой.




Хореографическая сказка в 2-х действиях
Либретто А. Б. Петрова (по мотивам поэмы А. С. Пушкина и либретто одноименной оперы М. И. Глинки)
Постановка Театра балета Кремлевского Дворца съездов 1992 год
Постановщик и хореограф АНДРЕЙ ПЕТРОВ
Художник МАРИНА СОКОЛОВА
Дирижер АЛЕКСАНДР ПЕТУХОВ

БАЛЕТ "РУСЛАН И ЛЮДМИЛА"



1 АКТ
ПРОЛОГ
Под могучим дубом певец-сказитель Баян играет на гуслях... Руслан и Людмила встречаются под широкой кроной дуба. Их любовь пока тайна для всех, а утром Людмила должна выбрать себе жениха.

I КАРТИНА
В гриднице великого князя Светозара праздничное оживление. Все с нетерпением ждут, какого суженого выберет Людмила. Появляются женихи княжны: надменный варяжский витязь Фарлаф и мечтательный хазарский князь Ратмир. Ратмира преследует влюбленная в него Горислава с мольбой отказаться от затеи породниться с киевским князем.
Вот и Руслан. Соперники с подозрением смотрят друг на друга. Появляется Людмила. Ее выбор давно сделан. Дружина и князь славят молодую чету. Начинается свадебный обряд. Молодых с почестями вводят под полог... Гром... Молния...
Возникает зловещая фигура Черномора. Все застывают. Зачарованная Черномором Людмила замирает. Злой колдун со своей пленницей исчезают.
Все очнулись. Людмилы нет. Руслан в отчаянии. Светозар обещает Людмилу в жены тому, кто возвратит ему дочь. Все три витязя клянутся сделать это. Соперники покидают Киев.

2 картина
Сказочный лес. Наина преследует своей любовью Финна. Он отвергает ее. Она клянется отомстить.
Руслан идет по лесу и приходит к жилищу доброго Финна. Хозяин встречает Руслана радушно. В дыме волшебного костра Руслан видит Людмилу и Черномора. Руслан благодарит Финна и уходит искать замок Черномора.
Наина подстерегает Фарлафа. Она обещает ему Людмилу. Трус готов на все. Его радости нет предела. Наина дает ему то, о чем он мечтал: мягкую постель и стол с яствами. Сраженный вином и обжорством, он засыпает, забыв о Людмиле.

3 КАРТИНА
Руслан выходит на поле: видны следы кровавой сечи, останки богатырей. Долина смерти производит тягостное впечатление. Руслан устал. Сомнения гложут его. Найду ли Людмилу, а может, паду, как эти безвестные воины? Вдруг Руслан видит холм, при блеске луны он оживает — перед витязем голова. Голова рассыпается на множество воинов. Битва жестокая, силы неравные, но Руслан выходит победителем. Воины рассеяны: на месте головы — волшебный меч.

4 КАРТИНА
Наина колдует, привлекает витязей. Ее свита—рой безобразных старух, но по жесту волшебницы они превращаются в прекрасных дев. И сама Наина становится юной красавицей. Лес оживает чудесным восточным дворцом. Наина ждет жертву, готовит для нее отравленный напиток.
Горислава неотступно следует за Ратмиром, но он неумолим. Он жаждет найти Людмилу, хотя Горислава ему и милей и ближе, но упрямство гордого князя безгранично. Ратмир оставляет плачущую Гориславу и входит во дворец Наины. Волшебные девы, вино и угощение — вот уже он лишился и шита, и меча, и шлема. Вот и хозяйка-обольстительница. Чары Наины заставляют Ратмира забыть обо всем на свете. Во дворце появляется Горислава, которая привела с собой Финна и Руслана. Вместе они освобождают от чар Ратмира.

2 АКТ
1 КАРТИНА
Утро. Людмила просыпается в замке Черномора. Все ей здесь чуждо. Прислужницы хотят накормить ее дивными яствами. Появляется Черномор. Желая добиться любви Людмилы, он принимает облик Руслана. Людмила чувствует обман, и чары рассеиваются. Перед нею карлик. Людмила запутывает волшебную бороду злодея.
Торжественным маршем выходят слуги Черномора, неся карлика и его бороду. Людмилу торжественно сажают напротив Черномора. Парад мощи волшебника. Вихрь лезгинки захватывает всех. Оба трона несутся по кругу. Людмила уже почти без чувств. Карлик с хохотом приближается к своей жертве...
Раздается звук рога. Это Руслан вызывает на бой Черномора. Колдун зачаровывает Людмилу и обнажает свой меч. Короткий, но жестокий бой, и карлик уносит Руслана под облака.

2 картина
Руслан вбегает с отрубленной бородой Черномора. Людмила спит колдовским сном и не узнает возлюбленного. Рыдающий Руслан уносит Людмилу. Ратмир и Горислава пришли на помощь Руслану.

3 КАРТИНА
Наина тащит трясущегося Фарлафа —его час настал. Страх заставляет его покориться. Они идут по следу Руслана.

4 КАРТИНА
Ночь в степи. Ратмир и Горислава уходят в лес. Руслан охраняет сон Людмилы, но, утомленный, засыпает. Появляются Наина и Фарлаф. Наина заставляет Фарлафа поднять меч на Руслана. Фарлаф вонзает меч в грудь витязя и похищает Людмилу. Наина торжествует. Внезапно появляется Финн. В руках у него два сосуда — с мертвой и живой водой. Он заживляет раны Руслана.
Руслан, Ратмир и Горислава устремляются в Киев. Их осеняет благословение Финна. Наина повержена, ее планы разрушены,

5 КАРТИНА
Фарлаф, похитив Людмилу, привез её в Киев. Но никто не в силах пробудить ее от волшебного сна. Она не узнает даже отца...
Князь оплакивает дочь. Неожиданно для всех появляется Руслан. Фарлаф молит о пощаде. Любовь Руслана пробуждает Людмилу. Счастье и ликование в чертогах князя Светозара. Русичи славят храброго витязя и молодую княжну...


"Преданья старины глубокой", рассказаны на языке классического танца: взаимная любовь Руслана и Людмилы, её похищение Черномором, соперничество претендентов на руку и сердце киевской княжны - трусливого Фарлафа и гордого Ратмира, Черномор и колдовская сила его бороды...
Злобу, коварство и трусость побеждает справедливость, добрая богатырская сила и любовь.

М. И. Глинка - В. Агафонников

«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Балет в двух действиях

Либретто Андрея Петрова, по мотивам поэмы А. С. Пушкина и оперы М. И. Глинки

Хореограф-постановщик - народный артист Российской Федерации, лауреат премии Москвы Андрей Петров

Художник-постановщик - Марина Соколова

Балет создан по мотивам поэмы А. Пушкина и оперы М. И. Глинки, где сказочное волшебство соседствует с реальностью, а история и вымысел приправлены мягкой иронией.

Весомая лёгкость пушкинской строки обретает монументальность в философских образах знаменитой оперы. «Преданья старины глубокой», рассказанные на языке классического танца: взаимная любовь Руслана и Людмилы, её похищение Черномором, соперничество претендентов на руку и сердце киевской княжны - трусливого Фарлафа и гордого Ратмира, Черномор и колдовская сила его бороды …

Злобу, коварство и трусость побеждает справедливость, добрая богатырская сила и молодая любовь.

Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей».

Художественный руководитель и главный дирижер - Сергей КОНДРАШЕВ.

Продолжительность: до 2 часов 25 минут (с антрактом).

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ

В гриднице великого князя Светозара праздничное оживление. Все с нетерпением ждут, какого суженого выберет Людмила. Появляются женихи княжны: надменный варяжский витязь Фарлаф и мечтательный хазарский князь Ратмир. Ратмира преследует влюбленная в него Горислава с мольбой отказаться от затеи породниться с киевским князем.

Вот и Руслан. Соперники с подозрением смотрят друг на друга. Появляется Людмила. Ее выбор давно сделан. Дружина и князь славят молодую чету. Начинается свадебный обряд. Молодых с почестями вводят под полог... Гром... Молния...

Возникает зловещая фигура Черномора. Все застывают. Зачарованная Черномором Людмила замирает. Злой колдун со своей пленницей исчезают.

Все очнулись. Людмилы нет. Руслан в отчаянии. Светозар обещает Людмилу в жены тому, кто возвратит ему дочь. Все три витязя клянутся сделать это. Соперники покидают Киев.

КАРТИНА ВТОРАЯ

Сказочный лес. Наина преследует своей любовью Финна. Он отвергает ее. Она клянется отомстить.
Руслан идет по лесу и приходит к жилищу доброго Финна. Хозяин встречает Руслана радушно. В дыме волшебного костра Руслан видит Людмилу и Черномора. Руслан благодарит Финна и уходит искать замок Черномора.

Наина подстерегает Фарлафа. Она обещает ему Людмилу. Трус готов на все. Его радости нет предела. Наина дает ему то, о чем он мечтал: мягкую постель и стол с яствами. Сраженный вином и обжорством, он засыпает, забыв о Людмиле.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

Руслан выходит на поле. Долина смерти производит тягостное впечатление. Руслан устал. Сомнения гложут его. Вдруг Руслан видит холм, при блеске луны он оживает - перед витязем Голова. Голова рассыпается на множество воинов. Битва жестокая, силы неравные, но Руслан выходит победителем. Воины рассеяны: на месте головы - волшебный меч.

КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ

Наина колдует, привлекает витязей. Ее свита - рой безобразных старух, но по жесту волшебницы они превращаются в прекрасных дев. И сама Наина становится юной красавицей. Лес оживает чудесным восточным дворцом. Наина ждет жертву, готовит для нее отравленный напиток….

Горислава неотступно следует за Ратмиром, но он неумолим. Он жаждет найти Людмилу, хотя Горислава ему и милей и ближе, но упрямство гордого князя безгранично. Ратмир оставляет плачущую Гориславу и входит во дворец Наины. Волшебные девы, вино и угощение — вот уже он лишился и шита, и меча, и шлема. Вот и хозяйка-обольстительница. Чары Наины заставляют Ратмира забыть обо всем на свете. Во дворце появляется Горислава, которая привела с собой Финна и Руслана. Вместе они освобождают Ратмира от чар Наины.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ

Утро. Людмила просыпается в замке Черномора. Все ей здесь чуждо. Прислужницы хотят накормить ее дивными яствами. Появляется Черномор. Желая добиться любви Людмилы, он принимает облик Руслана. Людмила чувствует обман, и чары рассеиваются. Перед нею карлик. Людмила запутывает волшебную бороду злодея.

Торжественным маршем выходят слуги Черномора, неся карлика и его бороду. Людмилу торжественно сажают напротив Черномора. Парад мощи волшебника. Вихрь лезгинки захватывает всех. Оба трона несутся по кругу. Людмила уже почти без чувств. Карлик с хохотом приближается к своей жертве...
Раздается звук рога. Это Руслан вызывает на бой Черномора. Колдун зачаровывает Людмилу и обнажает свой меч. Короткий, но жестокий бой, и карлик уносит Руслана под облака.

КАРТИНА ВТОРАЯ

Руслан вбегает с отрубленной бородой Черномора. Людмила спит колдовским сном и не узнает возлюбленного. Рыдающий Руслан уносит Людмилу. Ратмир и Горислава пришли на помощь Руслану.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

Наина тащит трясущегося Фарлафа - его час настал. Страх заставляет его покориться. Они идут по следу Руслана.

КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ

Ночь в степи. Ратмир и Горислава уходят в лес. Руслан охраняет сон Людмилы, но, утомленный, засыпает. Появляются Наина и Фарлаф. Наина заставляет Фарлафа поднять меч на Руслана. Фарлаф вонзает меч в грудь витязя и похищает Людмилу. Наина торжествует. Внезапно появляется Финн. В руках у него два сосуда - с мертвой и живой водой. Он заживляет раны Руслана.

Руслан, Ратмир и Горислава устремляются в Киев. Их осеняет благословение Финна. Наина повержена, ее планы разрушены.

КАРТИНА ПЯТАЯ

Фарлаф, похитив Людмилу, привез её в Киев. Но никто не в силах пробудить ее от волшебного сна. Она не узнает даже отца...

Князь оплакивает дочь. Неожиданно для всех появляется Руслан. Фарлаф молит о пощаде. Любовь Руслана пробуждает Людмилу. Счастье и ликование в чертогах князя Светозара. Русичи славят храброго витязя и молодую княжну...

Попадаем на Троицкую площадь и идем вдоль здания Арсенала.

Его начали возводить в начале XVIII века. Строительство шло более 30 лет, т.к. большая доля государственных ассигнований направлялась на строительство новой столицы, града Петрова. В 1819-м году к Арсеналу были свезены пушечки, захваченные у войск Наполеона. Позднее, сюда же были перевезены и старинные русские орудия.

Справа от Троицкой площади, на месте бывшего Царе-Двора Бориса Годунова, находится Государственный Кремлевский дворец. Так сказать, новейшая история Кремля. Воздвигнут в 1961г. Впереди от него расположено интересное розовое здание с необычными золотыми маковками.

Потешный Дворец

Палаты Милославского

Боярин Милославский Илья Дмитриевич являлся тестем царя Алексея Михайловича. Палаты были построены в середине 17-го века и носили название Потешного дворца, потому что обустраивались для "потех", т.е. театральных действ, проводимых для царской семьи. А "игрушечные" купола высятся на домовой церкви при Потешных Палатах, названной Храмом Похвалы Пресвятой Богородицы.

Ныне здесь находится Комендатура Кремля.

Вдали виднеется Никольская башня Кремля.

Напротив нас - здание Сената.

Четырехугольное здание, более похожее на треугольник, самым коротким фасадом выходит на Троицкую площадь. Построен во второй половине XVIII века по указу Екатерины Великой, как резиденция Правительствующего Сената.

При советской власти здесь находился рабочий кабинет В.И. Ленина, потом - Совет министров СССР. В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией президента РФ. Справа стоит затянутое монтажной тканью здание, похожее по стилю на Сенат, но построенное в 1930г. Здесь находились государственные учреждения. Ныне ведутся дебаты на тему переезда Администрации Президента из Кремля и освобождения всех его зданий для туризма Возможно, на месте укрытого "строительным покрывалом" установят что-то, напоминающее об уничтоженных на этом месте Чудова и Воскресенского монастырей...

А это вид из окон Кремлевского Дворца. Слева- здание Арсенала. Впереди - та же Никольская башня.

Проходим на Ивановскую площадь. При Борисе Годунове на этой площади глашатаи громко выкрикивали ь царские приказы. Потому и у площади появилось другое название - Царская, а в народе прижилось выражение "кричать во всю Ивановскую".

Отлита в 16-ом веке,во времена правления Федора Иоановича, оружейным мастером Андрем Чоховым. В энциклопедиях ее называют "классической бомбардой", стреляющей "дробом"- каменными ядрами. Была ли она создана для того, чтобы "утереть нос" иностранным дипломатам и несла в себе предназначение, как символ русского могущества, решать историкам. А вот Лев Николаевич Гумилев, создатель теории русской пассионарности, утверждал, что однажды из нее пальнули... прахом Лжедмитрия. Возможно это историческая метафора. Нет желания подискутировать на эту тему?

Царь-колокол

В 1701-м году, во время пожара, с кремлевской звонницы упал и разбился колокол, являвшийся на тот момент самым крупным в мире, его вес составлял 196 тонн.

В 1730-м году императрица Анна Иоанновна издает указ, повелевающий отлить колокол, используя обломки разбитого и новые материалы. Во время троицкого пожара в яму с колоколом полетели горящие бревна - и народ заливал их водой. От перепада температур произошли внутренние деформации металла и при дальнейших работах кусок отвалился. ...А в яме Царь Всем Колоколам пролежал 100 лет, пока его не вытащили и не водрузили на трон на бронзовый постамент.

Патриаршие палаты и примыкающая к ним Церковь Двенадцати Апостолов. Была воздвигнута при патриархе Никоне. 17-й век..

Колокольня Иван Великий

Возведена в 1329-м году при Иване Калите. Древнее нее на несколько лет лишь Успенский собор, находящийся рядом.
Иван Великий (церковь св. Иоанна Лествичника) стал первой, самой высокой колокольней города, его звонница была общей для всех кремлевских соборов.

Тем временем, мы выходим на красивейшую площадь Московского Кремля, Соборную. Соборная площадь (площадь Трех Соборов) объединила в себе русские школы зодчества и иконописные традиции и веяния средиземноморского Ренессанса.

Успенский собор или Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы возведен в 1326-м году.

Собор служил усыпальницей высочайших церковных санов - митрополитов и патриархов. В 1547-м году здесь венчали на царство Ивана IV. С тех пор все коронации, вплоть до последней, когда на трон взошел Николай II, проходили в Успенском соборе.

"Легенда о создании первого Успенского собора гласит, что митрополит Петр перед смертью предрек Ивану Калите, что если тот возведет на самой вершине московского холма храм во имя Богородицы, и сделает его гробницей митрополита, то Москва станет центром всех русских земель."(с)

В конце 15-го века храм реставрировал Аристотель Фиораванти. А расписывал фасад и внутренние стены храма Дионисий, продолжатель школы Андрея Рублева.

Даже в зыбком мареве видно, как он великолепен...

Церковь Ризорасположения - домовая церковь митрополитов и патриархов.

За нею видны игрушечно-затейливые купола Теремной церкви при Теремном дворце, служившем покоями царской семье.

А вот Красное крыльцо знаменитой Грановитой палаты.

По Красному крыльцу торжественно шествовали в Успенский собор в дни венчания на царство, а также при бракосочетаниях русские князья и цари.

Здесь принимали особенно уважаемых иноземцев. Архитектор итальянец Марко Фрязин сотворил сей шедевр по указанию царя Ивана III в 1487г. Палата называется Грановитой, потому что облицовочный камень клали гранями наружу.

В Палате заседала боярская Дума, и тут «закатывали пир на весь мир» по великим случаям. Здесь Иван Грозный праздновал победу над Казанским ханством, а Петр I - разгром шведов под Полтавой.

Внутри побывать не получилось, потому два нижних фото из интернета.

Система крестовых сводов опирается на единый столб.

Друзья, кому посчастливилось побывать внутри и запечатлеть сие великолепие, поделитесь фоточками!

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Во второй половине 14 века на его месте была небольшая придворная каменная церковь Благовещения. Ее расписывали Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца.

Во время пожара 1547 г. здание сильно пострадало, но было восстановлено и расширено.

Между церковью Благовещения и Грановитой палатой видим желтую стену Большого Кремлевского Дворца. Построен он был при Николае I. Ныне - парадная резиденция ВВП.

Рядом с Благовещенским собором находится неземной красоты Собор Архангела Михаила. Построен был он в 15 в. при Иване Калите. Именно ему было суждено стать усыпальницей князей и царей русских со времен царствования Ивана Калиты, и, вплоть, до переноса столицы из Москвы в Петербург.

Архангельский собор.

Великий князь Дмитрий Донской, внук Ивана Калиты, победитель Мамаевой орды на поле Куликовом, также покоится здесь.

Во второй половине XIV века великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской объединил и подчинил русские земли своей власти. Именно он начал укреплять и строить Москву в белом камне.

Апполинарий Васнецов: «Московский Кремль при Дмитрии Донском»

Совершив экскурс в историю Руси Царской и Православной, мы вышли с Соборной площади на Боровицкую улицу и направились к набережной Москвы-реки. И открылась перед нами чудеснейшая смотровая площадка.

Впереди -Тайницкая башня Кремля. Через нее открывался потайной выход к Москве-реке. А напротив, на противоположном берегу - Софийская набережная.

Дозорное место. Тайницкая башня.

По правую руку - Оружейная палата. Впереди - Боровицкая башня.

Часики нам подсказывали скорое начало спектакля. И мы поспешили в Потешные палаты Кремлевский дворец. Я ведь была когда-то здесь, но в другой жизни, при другом царе президенте.

Мы поднялись на балкон, попутно любуясь роскошными видами из окон Дворца.

Дважды прозвучала с детства знакомая мелодия из «Руслана и Людмилы»- второй звонок. Мы выбрали места поудобнее, поближе к сцене. Действительно, была такая возможность, благодаря эпидемии инфлюэнцы.

Итак, трам-па-пам! Балет начинается!

Дирижер Юрий Башмет взмахнул волшебной дирижерской палочкой, занавес устремился ввысь... под чудесную, уносящую в пушкинскую сказку музыку Михаила Ивановича Глинки.

Мы видим могучий дуб, в сени которого сказитель Баян, под переборы струн на гуслях, поведал историю любви Руслана и нежной, как лепесток утренней лилии, Людмилы.

(Фото из интернета).

"Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал"...

Появляются воздыхатели и претенденты на руку княжны: хвастливый варяжский витязь Фарлаф и пылкий хазарский князь Ратмир. (Ратмира сопровождает влюбленная Горислава, постоянно доказывая ему свою бесконечную преданность.)

Людмила выбрала Руслана уже давно. Молодую чету под обрядовые танцы ведут в опочивальню.

Но... злые силы не дремлют - и горбатый колдун Черномор с длиннющей бородой, кружась в хищном танце, похищает заколдованную Людмилу под громы небесные.

Сломленный горем князь Светозар, обещает в жены свою дочь тому, кто ее спасет. Соперники отправляются на поиски украденной Людмилы.

Как водится в сказках, храброму главному герою всегда помогают добрые силы. Руслану помогает старый Финн. Ритуальный костер друидов показывает Людмилу в чертогах Черномора. И Руслан отправляется в путь, попутно сражаясь с огромной головой и отвоевывая волшебный меч.

Финна преследует своей навязчивой любовью старуха Наина. Как и положено страшным сказочным колдуньям, она питается пылкостью и силушкой молодых мужей, играя на их пороках. И ездит на них верхом! То обжору Фарлафа околдует, соблазнив его яствами и напитками. То гордого восточного князя Ратмира увлечет в шатер сонмом прекрасных дев, в которых обратились безобразные старухи. О несчастная Горислава! Как вернуть любимого околдованного князя?!

Друзья, не буду вам пересказывать содержание. Лучше один раз увидеть: http://kremlinpalace.org/ru/events/ruslan-i-lyudmila

Хочу лишь отметить, что артисты исполняли свои партии великолепно! Людмила была хрупка, прелестна и необычайно пластична. Карлик Черномор- отвратителен! Смешны и омерзительны его попытки колдовством вернуть былую молодость! Наина - трясущаяся развалина в лохмотьях, перевоплощающаяся в прекрасную деву и, вновь, в шмыгающую, словно тень, старушенцию, была неподражаема. Храбрый Фарлаф- самодовольный и хвастливый, Ратмир- любвеобильный, не замечающий родную и преданную женщину, рядом с собой... Как этот сказочный, кружащийся под музыку Глинки хоровод напоминает маленький мирок, жители которого - мы с вами.

Как водится, добро восторжествовало. Занавес. Овации не смолкали очень долго...