Проблема патриотизма - толстой и достоевский. О любви к отечеству

Во время написания "Войны и мира" изменилось не только отношение Толстого
к "государственному устройству". Понятие государства, да еще и при
монархическом правлении, неразрывно связано с понятием отечества - ведь и
самая война, о которой был написан роман, именовалась в России
Отечественной. Если сразу же после выхода романа наиболее консервативные
современники Отечественной войны - такие как П. А. Вяземский, А. Норов, М.
Богданович - усмотрели в "Войне и мире" "протест против 1812 года",
"отрицание событий минувшего"(*), то последующие поколения, как уже было
отмечено, видели в этой книге прежде всего патриотическую эпопею.

(* М. Б. Что такое "Война и мир" графа Л. Н. Толстого? С. 2; Вяземский П.
Воспоминания о 1812 годе // Русский архив. 1869. Вып. 1. С. 186. *)

Действительно, в "Войне и мире" читаются знаменитые слова о "дубине
народной войны"; во время разговора с князем Андреем Пьер понимает "ту
скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была
во всех тех людях, которых он видел..." Но в той же сцене князь Андрей
говорит, что "цель войны - убийство, орудия войны - шпионство, измена и
поощрение ее... нравы военного сословия - отсутствие свободы, т. е.
дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство" (11, 208,
209). Слушая синодальную молитву о спасении России от вражеского нашествия,
Наташа испытывает благоговение, но она не может "молиться о попрании под
ноги врагов своих, когда она за несколько минут перед этим только желала
иметь их больше, чтобы любить их, молиться за них" (11, 76). А описывая
Бородинское сражение, Толстой, не делая различия между французами и
русскими, писал, что "измученным, без пищи и отдыха, людям той и другой
стороны начинало одинаково приходить сомнение в том, следует ли еще
истреблять друг друга... Люди чувствовали весь ужас своего поступка..." (11,
261).
Страхов недаром выражал недовольство тем, что Толстой не показал "силу
русского народа" и идеал, который спас Россию в 1812 г. и "живит до сих
пор". Уже вскоре после написания "Войны и мира" противоречия между Толстым и
его прежними друзьями-славянофилами стали особенно заметны. Наиболее ясно
обнаружились эти противоречия во время Балканской войны. Как известно,
последняя, восьмая часть "Анны Карениной" была отвергнута в 1877 г. М. Н.
Катковым и печаталась вне "Русского вестника" именно из-за высказанного в
романе отрицательного отношения к подготовлявшейся войне, ибо она "такое
животное, жестокое и ужасное дело, что ни один человек, не говорю уже
христианин, не может лично взять на свою ответственность начало войны" (12,
387).
За это же мнение осудил Толстого и Достоевский. В течение нескольких лет
он призывал в "Дневнике писателя" к вступлению России в войну, настаивая на
том, что "Константинополь, рано ли, поздно ли, но должен быть наш". Исходил
он при этом, как и Толстой, из общих философско-исторических воззрений. В
очерке "Утопическое понимание истории" Достоевский объяснил, что уже
"допетровская Россия... понимала, что несет внутри себя драгоценность,
которой нет нигде больше, - православие, что она носительница... настоящего
Христова образа, затемнившегося во всех других верах и всех других народах";
после Петра "произошло расширение древней нашей идеи" (*). Иностранцы, не
понимающие всеобщего стремления русских к войне с турками, "проглядели...
союз царя с народом своим". Толстой, в отличие от Достоевского, сомневался в
том, что движение в защиту угнетенных славян действительно отражало волю
народа. В "Анне Карениной" Левин спорит с приезжими гостями, полагающими,
что вступление в войну отражает "волю граждан": "...мы видели и видим сотни
и сотни людей, которые бросают все, чтобы послужить правому делу..." Но
Левин полагает, что таким же образом множество людей может соединиться "в
шайку Пугачева", что "если общественное мнение есть непогрешимый судья, то
почему революция, коммуна не так же законны, как и движение в пользу
славян?" (19, 387-392). Перед нами, как видим, тот же вопрос, который уже
ставился в "Войне и мире": "если власть есть перенесенная на правителя
совокупность воль масс", то почему ее представителем должен считаться
легитимный государь, а не Пугачев? Достоевский не задавался этим вопросом.
"Природа всеединящегося духа русского" представлялась ему ясной и
однозначной, и если "милосердым сердцем своим царь-освободитель заодно с
народом своим", то "сравнение с шайкой Пугачева, с коммуной и проч." не
могло ни с какой стороны быть применено "к его благородному и кроткому
движению" (**).



(* Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Л., 1982. Т. 23. С. 46-49. *)



(** Там же. 1983. Т. 25. С. 217. **)

Не казались Достоевскому убедительными и соображения о жестокости и ужасах
войны: "...мудрецы наши схватились за другую сторону дела: они проповедуют о
человеколюбии, о гуманности, они скорбят о пролитой крови... Довольно уже
нам этих буржуазных нравоучений!.. Что святее и чище подвига той войны,
которую предпринимает теперь Россия?..". А в очерке "Спасает ли пролитая
кровь?" автор "Дневника писателя" решительно отвергал "казенные фразы о
крови", доказывая, что, "напротив, скорее мир, долгий мир зверит и
ожесточает человека, а не война" (*). Явно имея в виду эти рассуждения,
Толстой писал в начале 1878 г. Страхову, что готов принять разделяемое всеми
"предание", но "когда мне предание... говорит: будем все молиться, чтобы
побить больше турок... - я говорю: это предание ложное" (62, 382).

(* Там же. С. 98, 101. *)

Толстой не любил полемики и не стал прямо возражать Достоевскому. Но был
еще один голос в этом споре - голос младшего современника обоих писателей,
Всеволода Гаршина. Гаршин пошел добровольцем на ту самую войну, к которой
призывал Достоевский. А спустя год в "Отечественный записках" появился его
рассказ "Четыре дня", основанный на реальных событиях войны. Это рассказ о
русском солдате-добровольце, заколовшем в бою турка, почти сразу после этого
раненом и оставшемся на поле боя.
"Передо мной лежит убитый мною человек. За что я его убил? Он лежит здесь
мертвый, окровавленный. Зачем судьба пригнала его сюда? Кто он? Быть может,
у него, как и у меня, есть старая мать... Штык вошел ему прямо в сердце...
Вот на мундире большая черная дыра; вокруг нее кровь. Это сделал я.
Я не хотел этого. Я не хотел зла никому, когда шел драться. Мысль о том,
что и мне придется убивать людей, как-то уходила от меня" (*).

(* Гаршин В. Сочинения. М., 1955. С. 7. *)

Достоевский, вероятно, читал этот рассказ, но никак не реагировал на него.
Но Толстого размышления над событиями Балканской войны привели к полному
разрыву со славянофильскими идеями. "Одно из двух: славянофильство или
евангелие", - написал он Страхову (51, 61-62).

В котором впервые отдельной строкой бюджета пропишут расходы на НКО, «воспитывающие патриотизм». Я лично думаю, что миллионы рублей лучше было бы потратить на детские приюты, а в рамках «патриотического воспитания» выделить совсем небольшую сумму, на которую напечатать на одной страничке подборку цитат из русских классиков и раздать во всех школах. Ибо воспитанные на русской классике дети будут знать, что нынешний государственный патриотизм - не что иное как признак рабства, лицемерного лакейства и поиска оправданий для отсталости и воровства.

Князь Петр Вяземский «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной, и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна».
«Письма из Парижа»

Александр Пушкин «Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потемкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке».
(Пушкин, «Отрывки из писем, мысли и замечания», 1949, т. 11, с. 56).

Николай Гоголь «Еще падет обвинение на автора со стороны так называемых патриотов, которые спокойно сидят себе по углам и занимаются совершенно посторонними делами, накопляют себе капитальцы, устроивая судьбу свою на счет других; но как только случится что-нибудь, по мненью их, оскорбительное для отечества, появится какая-нибудь книга, в которой скажется иногда горькая правда, они выбегут со всех углов, как пауки, увидевшие, что запуталась в паутину муха, и подымут вдруг крики: «Да хорошо ли выводить это на свет, провозглашать об этом? Ведь это всё, что ни описано здесь, это всё наше, - хорошо ли это? А что скажут иностранцы? Разве весело слышать дурное мнение о себе? Думают, разве это не больно? Думают, разве мы не патриоты?» На такие мудрые замечания, особенно насчет мнения иностранцев, признаюсь, ничего нельзя прибрать в ответ».
Мёртвые души, глава I,

Виссарион Белинский «Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит - пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому. В противном случае патриотизм будет китаизмом, который любит свое только за то, что оно свое, и ненавидит все чужое за то только, что оно чужое, и не нарадуется собственным безобразием и уродством»
(Белинский, 1874, «Стихотворения М. Лермонтова»).

Михаил Салтыков-Щедрин «Большинство понимало под словом «патриотизм» что-то врожденное, почти обязательное. Начальство, соглашаясь с этим определением, прибавляло, что наилучшее выражение патриотизма заключается в беспрекословном исполнении начальственных предписаний. <...> Почти на каждом шагу приходится выслушивать суждения вроде следующих: «правда, что N ограбил казну, но зато какой патриот!» или: «правда, что N пустил по миру множество людей, но зато какой христианин!» - и суждения эти не только не убивают нашу совесть, но даже не удивляют нас».
«Признаки времени. Сила событий» 1870

Лев Толстой «Патриотизм, в самом простом, ясном и несомненном значении своем, есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых - отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так оно и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство».
Толстой Л.Н.. Полн. собр. соч. В 90 т. М, 1970. Т. 39. С. 65

Антон Чехов «Хорош божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Пьяный, истасканный забулдыга муж любит свою жену и детей, но что толку от этой любви? Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний - нахальство и самомнение паче меры, вместо труда - лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше «чести мундира», мундира, который служит обыденным украшением наших скамей для подсудимых. Работать надо, а всё остальное к чёрту. Главное - надо быть справедливым, а остальное всё приложится».

Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! - Александр Пушкин

Те, кто радостно маршируют в строю под музыку (…) получили головной мозг по ошибке: для них и спинного было бы достаточно. Я настолько ненавижу героизм по команде, бессмысленную жестокость и весь отвратительный нонсенс того, что объединяется под словом „патриотизм“, равно как презираю подлую войну, что скорее готов дать себя разорвать на куски, чем быть частью таких акций - Альберт Эйнштейн.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств. - Владимир Ленин

Патриотизм - это изумительное чувство, которого не существует у людей, которые вслух произносят это слово. - Игорь Губерман.

Патриотизм есть, главным образом, уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в ней родились. Вы никогда не будете жить в спокойном мире, пока не выбьете патриотизм из человеческого рода. - Бернард Шоу

Права она или нет - это наша страна. - Стивен Декейтер

Душа и суть того, что обычно понимают под патриотизмом, есть и всегда была моральная трусость - Марк Твен.

Чтобы быть патриотом, надо было сказать и повторять: „это наша страна, права она или нет“, и призывать к маленькой войне. Разве не ясно, что эта фраза является оскорблением для нации? - Марк Твен

Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. - Николай Чернышевский

Патриотизм - это готовность убивать и быть убитым по пошлым причинам - Бертран Рассел

Патриотизм - это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека. - Эдлай Стивенсон

На мой взгляд, является ужасным унижением, если душу контролируют по географическому признаку - Джордж Сантаяна

Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами. - Томас Маколей

Патриотизм - добродетель порочного - Оскар Уайльд

Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит и человечеству. Н. Г. Чернышевский

Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (то есть 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Владимир Ильич Ленин

Наша революция боролась с патриотизмом. Нам пришлось в эпоху Брестского мира идти против патриотизма. Мы говорили: если ты социалист, так ты должен все свои патриотические чувства принести в жертву во имя международной революции». (В. И. Ленин, ПСС, т.37, стр.213).

Патриотизм, это - такое чувство, которое связано с условиями жизни именно мелких собственников. (В. И. Ленин, ПСС, т.38, стр.133)

Долг сознательного пролетариата отстоять своё классовое сплочение, свой интернационализм, свои социалистические убеждения от разгула шовинизма патриотической буржуазной клики (В. И. Ленин, ПСС, т.26, стр.17)

Судьбы страны его (пролетариат) интересуют лишь постольку, поскольку это касается его классовой борьбы, а не в силу какого-то буржуазного, совершенно неприличного в устах с<оциал>-д<емократа> «патриотизма» (В. И. Ленин, ПСС. т.17, стр. 190)

Нет патриотов там, где речь идёт о налогах. Джордж Оруэлл

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины. Джон Кеннеди

Патриотизм - это последнее прибежище негодяя. Сэмюэл Джонсон (Биограф Джонсона, цитирующий это устное высказывание, поясняет, что речь шла не об искренней любви к отечеству, а о ложном патриотизме).

Патриотизм необязательно заключается в мятеже: можно ненавидеть своего короля и при этом не любить свою страну Сэмюэл Джонсон.

Патриотизм - это свирепая добродетель, из-за которой пролито вдесятеро больше крови, чем от всех пороков вместе. А. И. Герцен.

Патриотизм - это убеждение, что к людям, живущим по одну сторону от некой условной черты, проведённой на поверхности планеты, следует относиться лучше, чем к живущим по другую сторону. А все остальное - выбор аргументов почему это должно быть так. Виктор Олсуфьев

«Патриотизм» - чувство безнравственное потому, что, вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководящимся своим разумом, - всякий человек, под влиянием патриотизма, признает себя сыном своего отечества, рабом своего правительства и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести. Л. Н. Толстой.

Мне говорят: «Умри за Ирландию», а я отвечаю: «Пусть Ирландия умрёт за меня» Джеймс Джойс.

Не может быть ни патриотического искусства, ни патриотической науки. Иоганн Вольфганг Гёте

Мы прежде всего джентльмены, а уж потом - патриоты. Эдмунд Берк

Мой патриотизм - это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других. Мохандас Карамчанд Ганди

Мерить дюйм на свой аршин патриотично, но утомительно. В. А. Шендерович

Любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма. Н. М. Карамзин

Патриотизм - разрушительная, психопатическая форма идиотизма. Джордж Бернард Шоу

Каждый гражданин обязан умереть за отечество, но никто не обязан лгать ради него. Шарль Луи Монтескье

Истинный патриот - это человек, который, заплатив штраф за неправильную парковку, радуется, что система действует эффективно. Билл Воган

Иные так расхваливают свою страну, словно мечтают её продать. Жарко Петан

Если Ваша мать родила бы Вас на корабле, то Вы что, старались бы остаться в море навсегда? Эльчин Гасанов

Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё. Теодор Рузвельт

В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве; ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Н. А. Добролюбов

В знаменитом словаре д-ра Джонсона патриотизм определяется как последнее прибежище негодяя. Мы берём на себя смелость назвать это прибежище первым. Амброз Гвиннет Бирс

Мне случалось говорить про патриотизм, указывая на его несовместимость с христианством. И всегда я встречал один ответ. Патриотизм дурной - да, но есть хороший. В чем же хороший, никто не сказал. Как будто патриотизм так же, как и эгоизм, может быть хороший и согласный с человечностью и христианством. Л. Н. Толстой

Патриотизм определяется мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа. Адам Михник

Патриотизм - достоинство порочного человека. Оскар Уайльд

Патриотизм не дан человеку, а задан ему, он должен быть отмыт от всей эгоистической, самоупоённой мерзости, которая к нему прилипает. С некоторым нажимом педали можно было бы сказать, что патриотизм надо «выстрадать», иначе ему грош цена. В особенности патриотизму русскому. Г. В. Адамович

Интеллект, патриотизм, христианство и твёрдое доверие к Нему, кто никогда не оставлял эту благословенную землю, по-прежнему в состоянии наилучшим образом уладить все существующие у нас сегодня трудности. Авраам Линкольн, Первая инаугурационная речь, 4 марта 1861 года

Патриотизм - означает поддержку своей страны. Это не означает, что патриотично поддерживать президента или иных должностных лиц. Только в той степени, в какой они служат интересам страны. Теодор Рузвельт

Памяти Федора Михайловича Достоевского (11.11.1821 - 09.02.1881)Достоевский: цитаты о патриотизме и родине " ...девять десятых нашей силы именно в том состоит, что иностранцы не понимают и никогда не поймут всей глубины и силы нашего единения..." (Ф. М. Достоевский) Цитаты о патриотизме великих людей вдохновляют и трогают до глубины души. Любовь к родине испытывали большинство великих творцов и деятелей. По-настоящему великие люди способны заряжать патриотизмом свой народ в самые тяжелые периоды. Бес сомнения, одним из самых патриотичных русских писателей является Федор Михайлович Достоевский. Его перу принадлежат знаменитые романы "Преступление и наказание", "Идиот" и "Братья Карамазовы". В письмах, романах и других работах Достоевского можно найти много интересных цитат о родине и патриотизме, о России и русских, о Европе и загранице. В этой статье представлены цитаты о патриотизме из писем Ф. М. Достоевского к друзьям и близким. Достоевский: цитаты о патриотизме и родине "...В смущении и страхе перед тем, что мы так далеко отстали от Европы в умственном и научном развитии, мы забыли, что сами, в глубине и задачах русского духа, заключаем в себе, как русские, способность, может быть, принести новый свет миру, при условии самобытности нашего развития. Мы забыли, в восторге от собственного унижения нашего, непреложнейший закон исторический, состоящий в том, что без подобного высокомерия о собственном мировом значении, как нации, никогда мы не можем быть великою нациею и оставить по себе хоть что-нибудь самобытное для пользы всего человечества. Мы забыли, что все великие нации тем и проявили свои великие силы, что были так "высокомерны" в своем самомнении и тем-то именно и пригодились миру, тем-то и внесли в него, каждая, хоть один луч света, что оставались сами, гордо и неуклонно, всегда и высокомерно самостоятельными...." (в письме Александру Александровичу Романову, будущему Императору Александру III) "...в случае - не то что русской беды, а просто больших русских хлопот, - самая нерусская часть России, то есть какой-нибудь либерал петербургский чиновник или студент, и те русскими становятся, русскими себя начинают чувствовать, хотя и стыдятся признаться в том..." "...кто теряет свой народ и народность, тот теряет и веру отеческую и бога..." "...есть русский дух, единение - всё это есть и будет и в такой силе, в такой целости и святости, что даже мы не в силах проникнуть во всю глубину этой силы, не только иностранцы... "...девять десятых нашей силы именно в том состоит, что иностранцы не понимают и никогда не поймут всей глубины и силы нашего единения..." "...Я думаю, звезду Сириус основательнее знают в Европе, чем Россию. Это-то вот до времени и есть наша сила. А другая сила была бы наша собственная вера в свою личность, в святость своего назначения..." "...Всё назначение России заключается в православии, в свете с Востока, который потечет к ослепшему на Западе человечеству, потерявшему Христа. Всё несчастие Европы, всё, всё безо всяких исключений произошло оттого, что с Римскою церковью потеряли Христа, а потом решили, что и без Христа обойдутся.."

«Проснётся Русь, вспомнит своих Богов и тогда такая раскачка пойдёт по всему миру…». Фёдор Достоевский.

«Нация, Национальность, Национализм, Народ и Народность – это синонимы! Надо благодарить Бога за то, что Мы – Русские!». Николай Гоголь.

Фёдор Достоевский, безспорно, русский националист и патриот в самом лучшем смысле этих понятий, и гений вселенского масштаба!

В настоящее время нынешняя либеральная власть и их СМИ обвиняют многих русских гениев в национализме, подменяя это понятие шовинизмом. Эти русофобы уже добрались до многих произведений Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Фёдора Достоевского, Льва Толстого, Сергея Есенина, и даже до автора «Толкового словаря живого Великорусского языка» Владимира Даля, искажая и подменяя неугодные им слова и понятия типа «жид» и многие другие…

И в этом ничего удивительного нет… В незаконченной драматической поэме Сергея Есенина, как дьявольское наваждение, появляется поезд с жидом-комиссаром Чекистовым (Лейбманом). Станислав Куняев (1932 г. рождения – русский поэт, публицист, литературный критик, главный редактор журнала «Наш современник») выяснил, что прототипом этого жида-комиссара Чекистова (Лейбмана) был один из главных кровавых диктаторов России – Лейба Бронштейн (Лев Троцкий), который долго жил в эмиграции, а в 1917 г. прибыл на пароходе в Россию с американскими деньгами, чтобы организовать захват власти «жидами в большевистских масках» (или жидами и большевиками «в одном флаконе»). Вскоре, после удачного государственного переворота, Лейба Бронштейн (Троцкий) стал во главе всех вооружённых сил России, разъезжал по фронтам в бронепоезде с войском международных интернациональных карателей и расстреливал тех командиров и солдат Красной Армии, а также простых русских людей, которые недостаточно, по его мнению, защищали жидовские интересы. Этот жид-комиссар Чекистов (Лейбман) не считает нужным даже скрывать своё презрение к России и русскому народу.

Он (Чекистов) нагло кричит русскому красноармейцу Замарашкину:

«…А народ ваш сидит, бездельник,

И не хочет себе помочь,

Нет бездарней и лицемерней,

Чем ваш русский равнинный мужик!

…Которым, как глупым курам,

Головы нужно давно под топор».

Замарашкин:

«Слушай, Чекистов!..

С каких это пор

Ты стал иностранец?

Я знаю, что ты настоящий жид.

Ругаешься ты как ярославский вор, -

Но

Фамилия твоя Лейбман

И чёрт с тобой,

Что ты жил за границей, -

Всё равно в Могилёве твой дом».

Чекистов (Лейбман):

«Ха-ха!

Ты обозвал меня жидом

Я гражданин из Веймара

И приехал сюда не как еврей,

А как обладающий даром

Укрощать дураков и зверей…».

Это вариант поэмы «Страна негодяев», прочитанный Сергеем Есениным в одном из литературных салонов в Америке. Все понимали, что читал поэт против Троцкого, против жидовской власти в России, и вызвал бурю негодования среди присутствующих на вечере. Скандал, раздутый в прессе, прокатился по Европе и, без сомнения, докатился до Москвы задолго до появления там самого поэта. Ярлык антисемита оказался несмываемым тавром. Теперь под эту марку можно было вести борьбу не только с самим Сергеем Есениным, но и с тем национально-патриотическим движением, которое зарождалось в среде поэтов его круга. Конечно, из посмертных изданий Сергея Есенина жиды-редакторы эти строчки против Лейбмана изъяли.

«Вряд ли этот диалог, – писал позднее присутствовавший на скандальном вечере Вениамин Левин, – был понят всеми или даже меньшинству слушателей. Одно мне было ясно, что несколько его фраз, где было «жид», вызвали неприятное раздражение».

Станислав Куняев добавил к этому: «Да, возможно, что большинство слушателей не поняли диалога, но наверняка его слышали закулисные режиссёры вечеринки, русскоязычные (жидовские) журналисты, хорошо говорившие по-русски. Они-то поняли, в чей огород летит Есенинский камушек. Дело в том, что среди американских русскоязычных революционеров, если и царил культ вождей революционной России, то это был не культ Ленина (о жидовском происхождении Ленина тогда многие ещё не знали), а Троцкого… Именно люди Троцкого составляли авангард революционной Америки. Этот авангард делал ставку в России на своего вождя, своего человека – Лейбу Бронштейна (Троцкого). Именно они, знавшие все труды Троцкого наизусть, помнили, что после революции 1905 г. Троцкий эмигрировал в Германию, жил в Веймаре, где и написал многие статьи, хорошо известные им. И в «гражданине из Веймара» их революционный (точнее – жидовский инстинкт) тут же угадал Троцкого, на которого русский поэт Сергей Есенин только что на политическом вечере «поднял руку». «Чекистов-Лейбман»… Да только дурак не поймёт, что Есенин имеет в виду Лейбу Бронштейна (Троцкого), их кумира, о котором совсем недавно в нью-йоркском журнале «Еврейский Мир» были произнесены подлинные дифирамбы: «О Троцком нельзя заключить иначе, как об образованном человеке, изучившем мировую экономику, как о сильном и энергичном вожде и мыслителе, который несомненно будет отмечен в истории, как один из числа великих людей, которым наша раса облагодетельствует мир». Возмездие этому русскому поэту должно было быть неизбежно. Но как? В какой форме? Ведь невозможно в американской капиталистической прессе защищать одного из идеологов мировой революции – Троцкого… Остаётся только один путь: наказать Есенина и ославить его за антисемитизм…».

А что говорить тогда о древнерусских ценностях наших Великих Предков? Да их на протяжении многих веков старались просто стереть с лица земли. Из рассказов Старцев известно: «…В 1920 г. в период очередной борьбы с Народной Верой были собраны списки нескольких десятков Сибирских общин Старой Веры, членов которых затем отправили в различные концлагеря. Уцелели лишь немногие общины в Скитах, не попавшие в такие списки. Во время арестов членов общин безследно исчез ряд древних первоисточников Славяно-Арийских Родов: Саньтия Огнимара, Агни-Веданта, Меч Стрибога, Омнасва, Славяно-Арийские Веды (на древнерусском языке) и многие другие…».

Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881 гг.) – один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей!

Для того чтобы понять Достоевского нужно хорошо знать не только его произведения, но и его биографию – всё о нём важно знать! А жизнь его была жестокой и трагичной. 1837 г. стал важной датой для Фёдора Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Александра Пушкина, творчеством которого он зачитывался с детства, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище. В 1839 г. он получил известие об убийстве отца крепостными крестьянами. Достоевский участвовал в работе кружка Белинского. За год до увольнения с военной службы Достоевский впервые перевёл и издал «Евгению Гранде» Бальзака (1843 г.). Год спустя вышло в свет его первое произведение «Бедные люди», и он сразу стал знаменитым: Виссарион Белинский высоко оценил это произведение.

Вскоре после публикации «Белых ночей» писатель был арестован (1849 г.) в связи с «делом Петрашевского». Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников».

Петрашевцы – осуждённые в 1849 г. участники собраний у Михаила Петрашевского (1821-1866 г., русский социалист-утопист, редактор «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка», служил переводчиком в министерстве иностранных дел). Будучи все в той или иной мере «вольнодумцами», петрашевцы были неоднородны по своим взглядам. Немногие имели замыслы прямо революционного характера, некоторые занимались изучением и пропагандой социально-утопической мысли XIX века (современники часто называли петрашевцев «коммунистами»). Значительная часть осуждённых понесла наказание только за распространение письма Белинского к Гоголю или за недоносительство о собраниях. Кружок Петрашевского вошёл в историю, в том числе, и из-за участия в нём молодого Достоевского, и из-за необычного, поразившего современников, факта инсценировки приготовлений к публичной казни, которому подверглись осуждённые, не знавшие о том, что они помилованы.

«Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева… копию с преступного письма литератора Белинского, читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского. А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием».

Суд и суровый приговор к смертной казни (22 декабря 1849 г.) на Семёновском плацу (одна из самых больших площадей Петербурга начала XIX в., в этом районе расквартировывались Московский, Егерский и Семёновский полки) был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот». Рассказ «Маленький герой» Фёдор Достоевский писал, находясь в Петропавловской крепости. Он не знал, что его ждёт впереди, не представлял, так же, как и другие члены общества, арестованные «по делу Петрашевского», сколько ему суждено будет отбывать в заключении.

Во время пребывания в Тобольске на пути к месту каторги (11-20 января 1850 г.) писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Александрой Муравьёвой, Прасковьей Анненковой и Натальей Фонвизиной.

Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. Сохранились воспоминания одного из очевидцев каторжной жизни писателя. Впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в повести «Записки из Мёртвого дома». В 1854 г. Достоевский был освобождён и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон в Семипалатинск.

Периоды приговора к смертной казни, заключения в Петропавловской крепости, «расстрела», каторги и военной службы были поворотными в жизни Фёдора Достоевского, как искателя правды для русского человека, угнетённого режимом Российской империи, «богоизбранным» нерусским царём и клириками государственной христианской религии.

Лишь только 30 июня 1859 г. Фёдору Достоевскому выдали временный билет № 2030, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покинул Семипалатинск. В 1860 г. Достоевский вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращалось почти до самой смерти писателя. Фёдор Достоевский также предпринял поездку за границу, но непривычный уклад европейской жизни довершил разрушение наивных иллюзий юности и сформировал критическое восприятие буржуазных «ценностей» и неприятие Запада.

Произведения русского гения Фёдора Достоевского имеют огромное значение и сегодня в современном мире. И особенно Русская цивилизация, представленная в его «Дневнике писателя» (Сборник «Дневник писателя», журнал князя Владимира Мещерского «Гражданин», 1876-1877 гг.), в котором великий русский мыслитель размышляет над судьбами России и мира. За десятилетия до ХХ века он предсказывает грядущие революции и указывает их источник – бунт дьявола и его слуг иудеев против Бога. Социализм и капитализм – выражение общего иудейско-сатанинского идеала «вожделений избранного народа», замаскированных лукавством дьявола, искушавшего своими соблазнами хлеба земного и чувственных наслаждений.

«Бунт начнётся с атеизма и грабежа всех богатств, начнут разлагать религию, разрушать храмы и превращать их в казармы, в стойла, зальют мир кровью и потом сами испугаются. Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал – это заговор против русских. Предвидится страшная, колоссальная, стихийная революция, которая потрясет все царства мира с изменением лика мира сего. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови».

После 1917 г. за чтение книги Фёдора Достоевского «Дневник писателя» расстреливали. На многие десятилетия она была запрещена и подвергнута искажениям… Поэтому нет уверенности также в том, что в последующих изданиях этой книги жидовствующие редакторы многие строчки не изъяли вовсе…

Что касается нынешнего ситуации, то, начиная с государственного переворота 1991-1993 гг., и вплоть до настоящего времени, в России развёрнута полномасштабная борьба против русского народа и с «русским национализмом».

Сегодняшние либеральные идеи создания мультикультурных обществ утопичны и преступны, поскольку ведут к дестабилизации обществ, к национальным конфликтам в трудные времена и ослабляют борьбу народов за свои права.

Современные манипуляторы общественным сознанием специально подменяют понятие национализм понятием шовинизм, что действительно неприемлемо, ибо шовинизм есть национальное высокомерие и чванство, да ещё и в агрессивной форме.

Своры наёмных журналистов, стараясь отработать свою зарплату, денно и нощно занимаются дискредитацией национальной идеи. Делается это просто – как только речь идёт о национальном, тут же даются негативные образы в телевидении и кино, негативное отношение к национальному иллюстрируется негативными или даже страшными фото- и видео- материалами о временах национал-социализма, о военных преступлениях и т.д.

Это ведёт к тому, что у человека отключается критическое восприятие на сознательном уровне и включается эмоциональное восприятие. А с таким человеком о сути идеи и о национальных проблемах не поговоришь – у него тут же в голове возникают образы концлагерей – это современный зомби.

К стати, в этой связи есть смысл напомнить, что в «Архипелаге Гулаге» Александр Солженицын (1918-2008 гг. – писатель, публицист, общественный и политический деятель, диссидент, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 г.) утверждает, что «все начальники концлагерей были евреями, что евреи не страдали от террора Ленина-Сталина».

Система образования также не оставалась в стороне от идеологической борьбы. Все постсоветские школьные программы несут единую либарлистическую установку, нацеливавшую учителя на эту борьбу. Поэтому современная школа при изучении произведений русских писателей и поэтов, в том числе и Фёдора Достоевского, во многом продолжает следовать либеральным образцам и часто прочитывает их искаженно.

Надо чётко представлять, и это следует из биографии Достоевского, что он также, как и любой человек, в разное возрастное время приобретал жизненный опыт и знания, и, соответственно, менялись его воззрения. Это вполне естественный процесс для творческого человека. Но он никогда не стремился быть христианским идеологом или попом, а тем более он не был заядлым христианином. Он жил в период царского империализма, крепостного права, засилья и гегемонии христианства – «Библейской цивилизации», как на международном уровне, так и внутри России.

Фёдор Достоевский искал истинного Бога, и прежде всего, для своего русского народа, как народа избранного, имеющего определённую созидательную миссию для человечества. Это не имеет никакого отношения к так называемой «библейской избранности евреев», как превосходство над другими народами. Русская избранность – от Русских Богов – делать Добро, иметь Честь и Совесть. Он всю жизнь искал справедливого Бога и в конце своей жизни всё же нашёл.

«Проснётся Русь, вспомнит своих Богов и тогда такая раскачка пойдёт по всему миру…» (Сборник «Дневник писателя», журнал князя Владимира Мещерского «Гражданин», 1876-1877 гг.). В этом как раз и заключается приход Фёдора Достоевского к родным корням, к своему Русскому Роду, к Правде Русской.

Это было сказано не в том понимании, как сейчас многие пытаются упрощённо рассуждать: «да или нет». Спектр рассуждений Фёдора Достоевского, как русского гения, значительно шире этого примитивного понятия, и охватывает все цвета Радуги!

Фёдор Достоевский чувствовал пульс своего славянского русского народа!

«Язычество – это общее название всех исконных верований разных народов, берущих своё начало из глубины веков. Славянское язычество – это наша Вера, Вера всего славянского народа. Одного из древнейших народов, в который входят сегодня: русские и украинцы, белорусы и поляки, чехи и словаки, болгары и македонцы, сербы и черногорцы, словенцы и хорваты. Все мы понимаем друг друга без особого труда, поскольку у нас общий язык. Мы печём блины, провожая Масленицу – Морену и рассказываем древние сказки про Бабу-Ягу. Хлеб у нас до сих пор всему голова, а гостеприимство в чести. На Купалу мы прыгаем через костры и ищем цветущий папоротник. В наших домах вместе с нами живут домовые, а в реках и озерах купаются русалки. Мы гадаем на Коляду, а иногда просто подкидываем монету. Мы чтим наших Предков и в день памяти оставляем им подношения. Хвори да болезни мы лечим травами, а от упырей – вампиров используем чеснок да осиновый кол. Мы загадываем желание, сидя между тесками и плюем через левое плечо, встретив чёрную кошку. Рощи и дубравы для нас святы, а из родников мы пьём целебную воду. Мы заговариваем, рыбацкие снасти и читаем обереги от сглаза. Удаль молодецкая находит себя в кулачных боях, а в случае беды наши храбрые воины отведут её от Славянской Земли. И так будет всегда из века в век, ибо мы есть внуки Даждьбожии» (Сборник «Дневник писателя», журнал князя Владимира Мещерского «Гражданин», 1876-1877 гг.).

Великий русский писатель Фёдор Достоевский разобрался и в самом христианстве, особенно в плагиате попов-клириков, и в своём знаменитом романе «Идиот», пишет:

«Римский католицизм верует, что без всемирной государственной власти церковь не устоит на земле… Римский католицизм даже и не вера, а решительно продолжение Западной Римской империи, и в нём всё подчинено этой мысли, начиная с веры. Папа захватил землю, земной престол и взял меч; с тех пор всё так и идёт, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство, играли самыми святыми, правдивыми, простодушными, пламенными чувствами народа, всё, всё променяли за деньги, за низкую земную власть» (Фёдор Достоевский, роман «Идиот», журнал «Русский вестник», 1868-1869 гг.).

В этой связи также следует вспомнить Александра Герцена, к которому Фёдор Достоевский имел хорошее расположение.

«Александру Ивановичу Герцену в знак глубочайшего уважения от автора», – надпись на книге: «Записки из Мертвого дома», переплетённой из оттисков журнала «Время» (Библиотека Женевского университета). «Записки из Мёртвого дома» – произведение Фёдора Достоевского, состоящее из одноимённой повести в двух частях, а также нескольких рассказов; создано в 1860-1861 гг.

Действительно, у каждого человека, даже у великих людей, были и сильные стороны, а также и слабые. Но в любом случае, важно видеть главное и пользу для народа в целом. В Славяно-Арийской Державе, существовавшей в прошлом на территории России до Российской империи, отсутствовало рабство и крепостное право, и Герцен это хорошо знал. Александр Герцен (1812-1870 гг., русский философ, писатель, публицист), характеризуя Российскую империю, с болью писал:

«…О, если б слова мои могли дойти до тебя, труженик и страдалец Земли Русской! До тебя, которого та Русь, Русь лакеев и швейцаров, презирает, которого ливрея зовёт чёрным народом, и, издеваясь над твоей одеждой, снимает с тебя кушак, как прежде снимали твою бороду, – если б до тебя дошёл мой голос, как я научил бы тебя презирать твоих духовных пастырей, поставленных над тобой петербургским Синодом и немецким царём. Ты их не знаешь, ты обманут их облачением, ты смущён их евангельским словом – пора их вывести на свежую воду!» (Из статьи Александра Герцена «Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ», статья опубликована в газете «Колокол» от 15 августа 1861 г.; по этой публикации она и воспроизводится: Александр Герцен, «Собрание сочинений», Том 30, Москва, 1958 г.).

Скажите, дорогие мои соотечественники, разве не актуальны эти слова в наше время?!.

Сегодня многие организации, в том числе, в большей степени религиозные, пытаются извлечь для себя выгоду, используя достижения великих русских писателей, поэтов, учёных. Эти религиозные организации прикрываются лишь тем, что выдающиеся личности в разные, совершенно разрозненные периоды, положительно отзывались о некоторых «библейских героях». Но это не соответствует истинному положению вещей. Последнее время для этих целей стали использовать имя Фёдора Достоевского.

Фёдор Михайлович Достоевский – русский националист и патриот!

На протяжении многих десятилетий ничего не менялось. Но «элите» этого мира сегодня всё труднее зомбировать людей, у людей есть воля, которую они всё чаще включают, стараясь понять, что происходит с миром. Сейчас появился интернет, огромное количество журналов и газет, умных и критических книг. Люди стараются разобраться в сути происходящего и найти правду.

Наш национальный дом – это Россия и мы хотим полного счастья для себя и для наших потомков

Это не значит, что мы не уважаем другие народы. Уважаем, а свой народ любим, безпокоимся о его имидже, о его чести, мы хотим, чтобы о нём люди знали правду, а не яд либеральной пропаганды, который используется со времен государственного переворота 1991-1993 гг. по сей день, и проникает во все сферы нашей жизни вплоть до учебников для наших детей.

Мы убеждены, что национальная идея, отринувшая от себя шовинизм, прекрасна. По-настоящему вольное развитие каждого народа и каждой отдельной личности может происходить только в национальных государствах.

Мы чувствительны к малейшей клевете, прежде всего, на русский народ, но и на другие народы – на все народы России. Мы считаем, что только дружба и сотрудничество между Россией и другими странами и народами обеспечат прочный мир в Европе, Азии и других континентах и в мире. И хотим внести в сближение наших народов свой посильный вклад.

Не бывает абстрактного национализма и патриотизма. Национализм и патриотизм неразделимы. Национализм и патриотизм, национальное чувство и чувство патриотизма – это трепетное отношение к тому великому, что создавалось нашими Предками и то, за что проливалась кровь. И националистом и патриотом становятся, когда человек готов продолжать те великие дела, строить, созидать, – вот тогда он становится националистом и патриотом.

И ещё необходимо учитывать, что как бы высоко Фёдор Достоевский ни ставил такие понятия, как народ, Родина, Отечество, национализм, патриотизм, для него всегда существовали такие высшие понятия, как Честь и Совесть. Человек не имеет права идти на безсовестные, безчестные поступки и дела. В этом и заключается важное значение великого русского писателя Фёдора Достоевского в современном мире.

Евгений Тарасов

Источник