Воспитание любви к природе. Десять способов привить ребенку любовь к природе

Валентина Яковлева
Методическая разработка для родителей «Десять способов привить ребенку любовь к природе»

«Десять способов привить ребенку любовь к природе

Статья воспитателя МБДОУ №41 Яковлевой Валентины Андреевны.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания,культуры природопользования . Эта работа начинается в детском саду - самом начальном звене непрерывного образования.

Именно дошкольный период-это начальный этап формирования личности человека,его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе ,к себе и к окружающим людям.

Я хочу обратиться к родителям ! Милые,дорогие мамы и папы!Дети копируют наше поведение,дети на многие вещи смотрят нашими глазами.

Так давайте мы с вами сами будем беречь и любить природу и заразим своей любовью детей . Как здорово взявшись за руки пробежать по траве,как здорово встретить рассвет, увидеть радугу, попробовать лесную землянику,вместе послушать трель соловья….

Куда бы мы ни пришли, везде мусор : и в парках, и в лесу, и около подъездов, и на автобусных остановках. Между тем, с плакатов,экранов телевизора неустанно звучит : "Люди, берегите природу ". А как ее беречь? Задача сегодняшнего дня научить беречь природу ,а для этого надо научить любить и уважать природу и все живое с рождения.

Вот десять способов привить маленькому ребенку любовь к природе :

1. Смотрите с малышом в окно и рассказывайте ему о цветоках,деревьях, собачках, кошечках, птичках,бабочках, лужах, дожде, грозе, солнце, радуге - обо всем, что вы видите из окна. Как прекрасен этот мир! 2. Напоминайте и говорите ребенку , какое сейчас время года, какая сегодня погода. Демонстрируйте малышу времена года в картинах. Описывайте природу на картинах художников.

3. На прогулке обращайте внимание ребенка на деревья . Изучайте деревья - высокие и низкие, раскидистые и стройные, с широкими стволами и узкими, похожие на великанов и карликов.. Сравнивайте деревья между собой. Изображайте жестами кроны деревьев, падающие листья. Называйте ребенку дерево , рассматривайте его листики, кору, веточки. Выберите свое дерево,дайте ему имя,приходите к нему в гости,придумайте про него сказку.

4. Во время прогулки чаще смотрите на небо. Наблюдайте за тучами, облаками, солнцем и луной. Понаблюдайте за ночным небом,расскажите про созвездия. Это очень завораживает!

5. Рассматривайте траву : молодую и нежную весной, яркую и сочную летом, пожухлую и сырую осенью. Сравнивайте высокие и низкие травинки, хрупкие и твердые, узкие и широкие, соберите колоски.

6. Прекрасное время –зима, наблюдайте за снегом : его цвет, запах, свойства. Какой он сегодня? Хрупкий, рассыпчатый или липкий, твердый? Экспериментируйте! А что будет со снегом, если его положить в ведерко и принести домой? А если на снегу рисовать? А если из него лепить снеговика, замок, горку? А если горку залить водой? А что такое лед, почему под ногами скользко? А на что похожи снежинки? Все описывайте, объясняйте, обо всем говорите.

7. А какое чудо лужи! Дайте ребенку побегать по лужам !Изучите лужи : большие и маленькие, глубокие и не очень. Измерять их можно палочками, прутиками, а если уверены в надежности резиновых сапог, то и ногами.

8. Не бойтесь гулять в дождик : дождь - сильный или слабый, затяжной или кратковременный. а может он теплый грибной. Понаблюдайте за дождем прильнув к окошку носиками. А на что похожи капельки дождя на стекле и можно ли ими рисовать? Рисуйте на запотевших окнах всякие смешные рожицы. Научите малыша дуть на стекло. Как это здорово!

9. Изучайте почву, копайте ямки и сравнивайте свойства песка и глины, проводите небольшие опыты с почвой в домашних условиях, изучая ее состав. Найдите красивые камушки.

10. Учите ребенка любить и заботиться о животных : делайте кормушки и стройте скворечники, кормите на прогулке голубей. Очень хорошо если есть возможность завести котенка,щенка,хомяка,рыбок! Уже с трех лет можно давать несложные поручения по уходу. Например, пусть малыш следит за тем, чтобы у животных в миске всегда была вода. Читайте добрые сказки про животных,вызывайте чувство ответственности к тому, кого приручили .

Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях : Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Плещеева, Майкова, Бунина, Тютчева, Блока. Красоту родной природы раскрывают рассказы Пришвина, Бианки, Житкова. Все эти произведения способствуют пробуждению у детей любви к родной природе , сознательному отношению к красоте, ко всему живому.

Маленький человечек, развиваясь, познаёт мир. Изначально в детях живёт потенциал любви ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу , животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё живое на земле.

Вдумайтесь в слова Михаила Пришвина «Внутренняя жизнь природы - это я , или душа человека, и если надо что-нибудь в природе понять , то надо просто углубиться в себя, не выпуская из вида внешнего облика того, что захотелось в природе понять ».

Поэтому, прививая своим детям любовь к природе , мы поможем им построить будущее, в котором люди живут в гармонии с родной планетой.

Удачи вам!

Публикации по теме:

Как привить любовь к чтению Консультация для родителей «Как приветь любовь к чтению» «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». В. А. Сухомлинский.

Как привить любовь к чтению Как привить любовь к чтению. 1. Чтение с пеленок. С раннего детства ребенок может сконцентрировать свое внимание на яркой картинке и с удовольствием.

Как привить ребенку любовь к порядку Для ребенка процесс самоорганизации и создания своего пространства – нелегкая задача. Кроме выработки привычки с самого детства важная роль.

Консультация для родителей «Прививайте у детей любовь к природе» Ваш ребенок очень любознателен, малыша интересует все, что его окружает. Он задает вопросы, которые вам иногда кажутся наивными. Но помните,.

Консультация для родителей «Воспитываем любовь к природе вместе с родителями малышей» В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому.

Методическая разработка интегрированного занятия «Любовь» Часть 1. Методическое обоснование интегрированного занятия. Интегрируемые предметы: самопознание + валеология Актуальность методической.

Конспект занятия во второй младшей группе «Уроки безопасности» Конспект занятия во 2 младшей группе детского сада

Зубковская Елена Павловна, воспитатель I КК,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №27«Сказка»

муниципального образования г.Саяногорс к

Прививаем детям любовь к природе .

Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает?
В.А. Сухомлинский предлагал вводить ребенка в
окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем , а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей воспитателей пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Главное - формирование в сознании детей представления о мире, как целостном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с этим миром.
Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается
эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребенок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением. Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников .
Основной целью работы в данном направлении является -
формирование интереса и бережного отношения к миру растений у детей дошкольного возраста через решение следующих задач:

    передача детям знаний о представителях растительного мира, их строении, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;

    формирование трудовых навыков по уходу за растениями;

    навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;

    развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

Работу по формированию у дошкольников бережного отношения

к миру растений можно условно разделить на пять основных этапов. Первый этап - выявление уровня знаний и развития интереса к миру растений у детей младшего дошкольного возраста.

С учетом того, что семья - основная среда формирования личности , можно сделать предположение, что работа педагогов по формированию у детей интереса и бережного отношения к миру растений окажется успешной только в том случае, если родители воспитанников станут постоянными участниками всех видов детской деятельности и форм организации экологического воспитания в ДОУ. Во многом это объясняется тем, что в современных семьях уделяется недостаточное внимание развитию у детей интереса и бережного отношения к природе, в частности к миру растений, потому как у родителей сложилось определенное мировоззрение, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, интерес современной семьи в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка . Разрыв между требованиями к ребенку в дошкольном учреждении и требованиями родителей существенно снижает эффективность экологического образования, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков.

В связи с этим задачами второго этапа работы можно выделить следующее:

    обогащение представлений детей о мире растений, условиях их роста и развития

    (каждому растению необходимы почва, вода и тепло), обучение умению различать характерные признаки растений;

    формирование навыков обобщающего понятия по теме;

    развитие речи, внимания, памяти, творческих способностей (умение жестом, мимикой передать то или иное состояние растения);

    развитие познавательного интереса к живой природе, эмоциональной отзывчивости и любознательности;

    воспитание бережного отношения к природе.

Для решения поставленных задач можно использовались различные формы и методы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы ("Деревья, кусты, цветы - какие они?", "Кому нужны растения", "Как мы отдыхаем на природе", "Зеленый наряд Земли", "Как готовятся растения к зиме" и др.), чтение художественной литературы ("Как появились цветы на Земле" Т.И. Поповой, "Маленькие путешественницы", "Стихи и сказки о родной природе" Т.А. Шорыгиной, "Весенний наряд" Г. Скребицкого и др.), дидактические игры ("Четвертый лишний", "Что есть у растения", "Лес и луг", "С какого дерева листок", "Когда это бывает", "Назови одним словом" и др.), минутки тишины, этюды ("Ветерок играет с деревцем", "Просыпаются цветы", "Березонька", "Могучий дуб", "Я покажу, а ты угадай" и т. д.), наблюдения в ходе прогулок.


Следует отметить, что на данном этапе родители могут проявить активность, в частности оказания помощи в изготовлении дидактических игр, подборе иллюстраций и литературы.
С целью просвещения родителей по вопросам формирования у детей интереса и бережного отношения к миру растений, а также вовлечения в образовательный процесс можно использовать следующие формы взаимодействия:

    анкетирование;

    консультации;

    участие в природоохранных акциях, экологических праздниках, конкурсах.

    участие в озеленении участка (посадка деревьев, оформление цветочных клумб). Результатом совместной работы с родителями станет не столько повышение уровня экологических знаний дошкольников и поддержание их интереса к миру растений, сколько осознание родителями важности формирования данных знаний у детей.

Задачами третьего этапа можно считать:

    расширение и уточнение знаний детей о растениях, их внешнем виде, строении и особенностях состояния в разные сезоны;

    формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека;

    расширение и активизация словаря по теме;

    воспитание доброжелательности, отзывчивости и интереса к миру растений, бережного отношения к природе.

Для успешного решения поставленных задач можно использовать следующие формы и методы работы: проведение опытов и экспериментов, в ходе которых дошкольники могут увидеть, как растение пьет воду, что сначала появляется из семени. Опыты и эксперименты не только способствуют развитию у детей познавательной активности, но и воспитывают доброжелательное отношение к живой природе. Проводить экскурсии с детьми и родителями. А закреплять полученные знания лучше всего на практике , в повседневной жизни, поэтому задачами четвертого этапа можно считать следующее:

    уточнение знаний дошкольников о мире растений в процессе дидактических игр;

    формирование трудовых навыков по уходу за растениями в ходе элементарной совместной трудовой деятельности;

    развитие речи, памяти и внимания; формирование навыков правильного поведения на природе;

    воспитание бережного отношения и устойчивого интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

Для решения поставленных задач возможно организовать совместную трудовую деятельность , провести различные дидактические игры .
Закреплять практические навыки также
путем приобщения детей к посильному труду и знакомству с работой взрослых на огороде, на цветочной клумбе в дошкольном учреждении. Здесь дошкольники совместно с воспитателем и родителями получают практические навыки ухода за растениями (полив, уборка листвы, посадка), наблюдение за их ростом.

Большое значение в решении задач экологического воспитания имеет предметно-развивающая среда групповой комнаты.
В книжный уголок можно подобрать детские энциклопедии о природе, большой литературный материал о растениях (стихи, рассказы, поговорки, сказки), изготовить альбом загадок о растениях.


Работа по формированию интереса и бережного отношения к миру растений должна строиться в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ . Совместно с инструктором по физической культуре дошкольники закрепляют знания о представителях растительного мира в подвижных играх и физических упражнениях.
На
музыкальных занятиях воспитанники с удовольствием слушают произведения о природе.

Полученные знания о представителях растительного мира дети выражают в художественно-творческой деятельности . На протяжении всей работы по формированию интереса и бережного отношения к миру растений обеспечивается не только интеграция деятельности педагогов и специалистов ДОУ, но и индивидуальный подход в работе с дошкольниками.
Ну а на
пятом, заключительном этапе работы проводится повторная диагностика .

Таким образом, организованное взаимодействие воспитателей группы со специалистами ДОУ, грамотно выстроенная работа с детьми по формированию у них интереса и бережного отношения к миру растений, плодотворное сотрудничество с родителями не только способствует упорядочению знаний и умений воспитанников по данной теме, но и позволит сделать их целенаправленными в решении поставленных задач экологического воспитания и развития личности каждого ребенка.

Мы живем в прекрасном месте с красивой и богатой природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания наших детей. У нее мы учимся красоте, чувству меры, добру и справедливости. Важно, чтобы с самого рождения наши дети постепенно знакомились с окружающим миром, учились общаться и бережно относиться к нему. Если мы научим наших детей любить и заботиться о ней, возможно, мы сделаем наш мир чуточку прекраснее. Тем более, 2017 ГОД В РОССИИ ОБЪЯВЛЕН ГОДОМ ЭКОЛОГИИ. О том, как же правильнее начать знакомство наших детей и привить любовь к природе с младенческих лет нам рассказала директор частного детского сада «Лукоморье», Судницина Лариса Николаевна.

Любовь к природе начинается с чтения. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, обучающие мультфильмы про зверушек и птичек. С помощью рассказов о природе взрослые могут всесторонне развивать ребенка: расширять его кругозор, показывать взаимосвязи в природе, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помочь. Знакомьте детей с народными сказками, пословицами, поговорками, приметами, живописными и музыкальными произведениями, отражающими красоту природы. Не забывайте учить, что в дикую природу без надобности не следует вмешиваться – даже из добрых побуждений.

Используйте интересные книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвященные природе. Можно почитать своим детям интересные рассказы о природе и животном мире Г. А. Скребецкого, М. М. Пришвина, И. Соколов-Микитова, В. Бианки, К. Ушинского, Б. Житкова и т.п. Существует множество энциклопедий для малышей, которые можно читать с рождения. Например, книги Э. Бомон: «В лесу», «В саду». Энциклопедия для детей «Природа России» – прекрасная книга для знакомства малышей с природой нашей родины. А недавно вышел цикл книг «Природа Белгородчины», где можно рассказать детям о животном и растительном мире родного края. Книги написаны доступным языком, кратко и понятно, с яркими фотографиями и интересными иллюстрациями. Это немало важно для маленького ребенка, который только начинать познавать мир и легко улавливает и запоминает информацию своими глазами.

Детям можно загадывать загадки, петь песни о природе или вместе посмотреть познавательную телепередачу, поиграть дома в настольные игры на природную тематику. Также вместе с ребенком можно мастерить поделки из природного материала: рисовать, лепить, выполнять аппликации.

Помните, что бережное отношение ко всему красивому воспитывается лучше всего тогда, когда дети сами ухаживают за растениями и животными. Хорошо, если в доме есть кошка, собака, рыбки, черепаха, хомячок. Учите ухаживать за животными. Знакомьте детей и с дикими животными и их повадками. И, конечно, рассказывайте о том, как они заботятся о своем потомстве.

С трех лет дети вполне могут кормить рыбок в аквариуме или давать корм хомячку. Они могут поливать цветы или опрыскивать их листочки. Ребенок может ухаживать за домашними животными, комнатными растениями, оказывать помощь родителям в саду или на огородном участке. Можно приехать с ребенком на дачный участок, занять и увлечь интересным делом. Попросите своего ребенка помочь вам. Например, подержать семена и положить в подготовленную лунку семечко. Рассказывать о своих действиях можно так:

«Мы положим семечко в землю и засыплем его землей. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло, и оно начнет расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зеленый расточек, вот такой. Показываем травинку. Если расточку понравится, он будет становиться все больше и больше и может превратиться в такое дерево. Показываем дерево. Оно принесет нам вкусный плод, и мы его будем кушать».

Поведение родителей должно предполагать экологическое воспитание ребенка. Нужно воспитать эту любовь к природе. А чтобы воспитать, родитель должен сам любить эту природу. На своем примере показывать, что не сорвет цветок, не растопчет насекомое ногой, не будет разжигать костры.

«Выходим в лес, подходим к водоемам. Рассказываем деткам, что в воде живут рыбки и чем они питаются. Почему вода в реке грязная? Возможно, местные заводы не почистили ее хорошенько, не пропустили через фильтр. Наверное, в реку спустили химические загрязнения. А водные жители и растительность, которые находятся в водоеме, может от этого погибнуть. Объясняем деткам, почему нельзя засорять водоемы. Рассказываем своим детям о том, как очищается воздух. Лучше всего от разных вредных газов очищают воздух тополя. Берегите лес, даже веточку не ломайте. Особенно зимой они очень хрупкие, потому что им не хватает влаги. А сколько у нас лекарственных полезных растений».

Важно, чтобы у ребенка формировались сезонные представления о природе. В разное время года устраивайте свои интересные и увлекательные путешествия по нашей природе. Выходите на прогулки: показывайте насекомых, рассматривайте листочки, цветочки, веточки и т.д. Рассказывайте, что это все живые существа и растения взаимосвязаны и дышат одним воздухом. Спрашивайте у ребенка о его отношении к природе, учите любоваться окружающим миром. Помните, чем больше у детей будет знаний о природе, тем бережнее они будут к ней относиться.

«Можно рассказать историю о ежике. О жизни, где он родился и живет его семья. Тогда наш ребенок не потащит его домой, а будет понимать, что ежик должен жить в природе. Если мы заберем его из привычной среды, он погибнет. На таких моментах и нужно воспитывать ребенка».

По мнению воспитателя, уже в старшем дошкольном возрасте не нужно бояться рассказывать новости и обсуждать проблемы экологии с ребенком, которые происходят в стране и в мире. Например, «почему горят леса, как сложно их тушить, а ведь могут сгореть и деревни с людьми, которые находятся рядом».

Прививая, а не подавляя или заглушая тревогой формирующееся «я» ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

Конечно, в детских садах подобные занятия с детками проводятся регулярно, и этому уделяется большое внимание. Но родителям тоже необходимо рассказывать о природе и экологии своим детям. Ведь лучший пример для ребенка – это его родители. Если мама и папа сами не уважают природу, рвут и ломают растения, разбрасывают мусор, то о воспитании у ребенка бережного отношения к природе говорить не приходится.

В наше время дети все чаще и чаще познают мир сквозь экраны телевизоров и гаджетов. Наши дети все меньше и меньше общаются с природой. И, зачастую, мир живой природы для них становится чем-то из области фантастики.

Дорогие родители, важно помнить, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе и о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней. Подумайте, чего нам стоит выйти на прогулку в лес или к бабушке на огород. Давайте начнем с малого, выйдем на улицу и будем общаться с природой уже сегодня, научим своих деток беречь и жалеть все живое, и видеть красоту окружающего мира. У нас есть все возможности, не обязательно для этого далеко ездить. Все доступно, главное – это наше с вами желание.

Консультация для родителей на тему

«Как привить любовь к природе»

В настоящее время огромный интерес к изучению экологических процессов, вызванный резким ухудшением состояния окружающей среды, побуждает пересмотреть наши взгляды на взаимоотношения Человека и Природы. Природа – это не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной; охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Огромная роль в экологическом воспитании детей принадлежит семье. Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Много интересного в природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и показывать это ребенку.

С наступлением тёплых дней нам очень хочется уехать за город, на природу. И очень хорошо, когда рядом с нами наши дети. И как замечательно, когда организуются загородные поездки всей семьёй. Во время прогулок покажите детям растения, занесённые в Красную книгу, познакомьте ребят с лекарственными травами, расскажите, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия растений, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Расскажите своему ребёнку: природа - это солнце, звезды, воздух, вода. Это деревья, птицы, звери, бабочки. И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относиться бережно.

И обязательно, вместе с ребёнком, вспомните правила поведения на природе:

На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.

Заботливо относитесь к деревьям и кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву.

Для костра собирайте только сухостой.

Заботливо относитесь к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!

Не ловите и не приносите домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц.

Берегите лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.

Не убивайте никаких змей - они нужны природе. (Если, конечно, никому не грозит смертельная опасность).

Не ловите бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.

Во время собирания ягод и плодов не повреждайте деревья и кусты, не срывайте недозрелых плодов и ягод.

Собирая грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу.

Не сбивайте несъедобные грибы, они нужны жителям леса: белочкам, ежикам, птичкам. Даже мухоморы нужны деревьям, они питают корни деревьев.

Правильно собирайте лекарственные растения, оставляя корни в земле.

Не загрязняйте озер, речек, не бросайте в них камни, мусор и остатки пищи. Не разрушайте родников и колодцев.

Не делайте надписей на деревьях.

Не рвите цветы в большие букеты.

Не разрушайте муравейники, муравьи – санитары леса. Помните: вы пришли в гости к природе. Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях.

Эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений.

Берегите землю!

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.