Юрий Николаевич Григорович. Биографическая справка. Биографии, истории, факты, фотографии Постановки юрия григоровича

С именем Григоровича связано развитие русского балета ХХ века. Всю свою творческую жизнь он остается верен традиционной школе и в то же время занимается обновлением ее основных художественных принципов, чтобы искусство балета было понятно современному зрителю.

Творческий путь Григоровича начинался в Ленинграде. В 1946 году он окончил Ленинградское хореографическое училище, где занимался у замечательных педагогов Б. В. Шаврова и А. А. Писарева. Затем почти двадцать лет, с 1946 по 1964 год, проработал в Театре им. Кирова. В то время Григорович исполнял преимущественно характерные и гротескные партии. Ценители балетного искусства до сих пор помнят его половчанина из оперы А. Бородина «Князь Игорь» или Нурали в балете Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан».

Одновременно с работой в театре Григорович начал заниматься балетной драматургией - сочинять либретто для балетов и писать сценарии. Вместе с писателем П. Карпом он написал балеты «Ванина Ванини» (по новелле Стендаля) и «Овод» (по книге Э. Войнич). Первые постановки Григорович осуществил в 1948 году в детской хореографической студии Ленинградского дворца культуры имени М. Горького, где поставил балеты «Аистёнок» и «Семеро братьев» на музыку Варламова.

Набравшись опыта, Григорович приступил и к большим работам. В 1957 году он поставил балет С. Прокофьева «Каменный цветок» (по сказке П. Бажова), а в 1961-м зрители увидели другой балет в постановке Григоровича - «Легенда о любви» А. Меликова (по пьесе Н. Хикмета). Для этих балетов он написал также собственные либретто, удачно наложив их на прежнюю музыку. Позднее Григорович перенес оба балета на сцену Большого театра. «Каменный цветок» он ставил также в Новосибирске, Таллине, Стокгольме, Софии, в других городах, а «Легенду о любви» - в Новосибирске, Баку и Праге.

Уже в этих постановках отчетливо проявился творческий почерк Григоровича - сочетание опыта и традиций русских балетмейстеров с новыми приемами. Он стремился сделать балет динамичным и ярким. Для этого Григорович создает последовательный и цельный драматический сюжет и тщательно разрабатывает характеры героев.

Такая сложная и длительная подготовка давала свои плоды. Всем балетам Григоровича свойственна необыкновенная легкость, несмотря на то, что постановщик включал сложные хореографические формы и добивался такого полного слияния хореографии с музыкой, что в танце воплощалась буквально каждая нота. Основой хореографического решения у Григоровича всегда является классический танец, обогащенный элементами других танцевальных систем, народных танцев, например, и даже акробатики.

Интересно, что в этих балетах он впервые применил нетрадиционное оформление сцены и костюмов действующих лиц. Так, Мехмене-Бану, в балете «Легенда о любви», несколько раз на протяжении действия меняет костюм в соответствии с той обстановкой, в которой развивается действие.

Для каждого персонажа Григорович нашел свой рисунок движений, раскрывающий его характер. У одних он был быстрый, порывистый, у других замедленный, даже несколько ленивый. При этом Юрий Николаевич постоянно совершенствовал хореографическое решение своих постановок. Следующей значительной работой Григоровича, в которой его талант раскрылся с новой, неожиданной стороны, стала постановка балета А. Хачатуряна «Спартак» (1968). В постановке Григоровича этот балет стал одновременно и поэмой, и трагедией, языком выразительных движений герои рассказывали зрителю о том счастье, которое испытывают люди, борясь за свободу.

Но таким «Спартак» стал уже потом, а первоначальная редакция, созданная в Ленинграде по сценарию Н. Волкова, не удовлетворила ни самого балетмейстера, ни зрителей. Поэтому вскоре Григорович подготовил вторую редакцию уже по собственному сценарию. Он поставил его как ряд крупных хореографических сцен, выражающих узловые, этапные моменты действия: нашествие римлян, развлечения господ, восстание рабов, - которые чередовались с яркими танцевальными монологами главных действующих лиц. Для новой постановки потребовалось создать и новую редакцию музыки, над которой они работали вместе с композитором А. Хачатуряном.

Совершенно по-иному подошел Григорович к классическим балетам. Первой его работой стала постановка знаменитого балета П. Чайковского «Спящая красавица». Трудность заключалась в том, что балетмейстер должен был сохранить его классическую хореографию, созданную М. И. Петипа. И Григорович сделал, казалось бы, невозможное. Он не просто сохранил все, что создал Петипа, но и превратил старинный балет в яркое и современное зрелище. При этом и музыка балета, хорошо известная и привычная, зазвучала совершенно по-новому. Григорович показал, что классический танец имеет огромные выразительные возможности и балетмейстер должен лишь правильно использовать их.

Тот же принцип он использовал и при работе над балетами на симфоническую музыку. В спектакле «Иван Грозный» на музыку Прокофьева Григорович создал сложный образ выдающейся личности, проносящей большую идею через множество трудностей и испытаний. Помимо массовых и сольных сцен он использовал в качестве своеобразного лейтмотива танец бьющих в набат звонарей, отмечающий все поворотные моменты в сюжете.

Однако главное место в творчестве Григоровича все же занимают постановки классических балетов. Он поставил все балеты П. Чайковского, причем сделал их не просто детскими сказками, какими они часто ставились на сцене, а философско-хореографическими поэмами с большим и серьезным содержанием. В «Щелкунчике», например, он создал новую хореографию на основе полной партитуры самого Чайковского, нисколько не изменив ее. В центре спектакля - светлые романтические образы главных героев, воплощенные в развитых танцевальных партитурах.

Действие развертывается как путешествие по елке к ее увенчанной звездой вершине. Поэтому в нем участвуют елочные игрушки, составляющие своеобразный «аккомпанемент» чувствам главных героев. Каждая из них изображает какой-то символ или сказочный персонаж, что подчеркивается соответствующими костюмами и характерными танцами. Спектакль развивается как единое музыкально-хореографическое действие, отдельные танцевальные номера объединены между собой и составляют единую хореографическую сцену, что еще ярче высвечивает конфликт добрых и злых сил, которые воплощены в Щелкунчике и Мышином царе.

На основе накопленного опыта Григорович осуществил в 197 8 г. постановку балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» вначале в Париже, а затем и в Большом театре. При этом он включил в музыку ряд неизвестных ранее музыкальных номеров, найденных им в архиве композитора.

Вся музыка, написанная Прокофьевым для «Ромео и Джульетты», впервые зазвучала без каких-либо купюр. Спектакль был решен как трагедия гибели возвышенных и прекрасных героев в жестоких условиях враждебного мира. В отличие от предшествующей постановки Большого театра Григорович в своем балете подчеркнул не историко-бытовое, а философское содержание бессмертной трагедии Шекспира.

Следует отметить, что все свои спектакли Григорович ставил по собственным сценариям. Кроме того, все они оформлены художником С. Б. Вирсаладзе, создавшим декорации и костюмы, органично слитые с хореографией. Такое содружество не случайно. Григорович считает, что балетмейстер должен сам находить драматургическое решение каждого спектакля, а затем воплощать его в хореографических образах. Именно так он ставил спектакли в театрах различных стран, например «Жизель» в Анкаре и «Лебединое озеро» в Риме.

Постановочную работу Григорович сочетает с преподавательской. С 1973 года он является профессором балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории. Кроме того, Григорович - бессменный организатор конкурсов артистов балета в Москве и вдохновитель уникального издания - фундаментальной энциклопедии «Балет».

Юрий Григорович родился 2 января 1927 года в городе Санкт-Петербург. Рос в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович. Окончил Ленинградское хореографическое училище, занимался у Б. В. Шаврова и А. А. Писарева. Сочинять танцы начал ещё в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого Ленинградского Дома культуры имени А. М. Горького. Ставил спектакли в разных коллективах, танцы в операх, в драмтеатрах. После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова солистом и проработал в театре 18 лет до 1961 года.

В Кировском театре получил первую большую постановку танцев в опере «Садко». В 1961-1964 работал балетмейстером в Театре имени Кирова. Спустя время ленинградцы - Театр имени Кирова - приехали на гастроли в Москву, и зрители увидели его «Легенду о любви». Балет, который на многие годы предсказал всю философскую, гражданскую позицию тогда молодого, но уже безгранично талантливого балетмейстера Юрия Николаевича Григоровича.

Бывают роли, где нравятся отдельные эпизоды. Здесь, в «Легенде о любви», нравится каждый момент сценической жизни Мехменэ. Самые позы, самые движения, их великолепно найденная, подчиненная логике образа последовательность, так выразительны, что их надо только безукоризненно точно выполнить. Такова вообще хореография этого спектакля, созданная Юрием Григоровичем. Такова его изысканная пластика, вызывающая аналогию с персидскими миниатюрами.

В 1964-1995 годах Главный балетмейстер Большого театра - время наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1966 - «Щелкунчик» П. И. Чайковский, в 1968 - «Спартак» Арам Хачатурян, 1975 - «Иван Грозный» Сергей Прокофьев, 1976 - «Ангара» Андрей Эшпай, 1979 - «Ромео и Джульетта» Сергей Прокофьев, 1982 - «Золотой век» Дмитрий Шостакович.

Новые хореографические редакции: в 1963 и 1973 - «Спящая красавица» П. И. Чайковский, в 1969 и 2001 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковский, в 1984 и 2003 - «Раймонда» Александр Глазунов, в 1987 - «Жизель» А. Адан, 1991 - «Баядерка» Л. Минкус, 1994 - «Дон Кихот» Л.Минкус, 1994 - «Корсар» А. Адан. Поставлены танцы в операх: «Октябрь» Вано Мурадели и «Руслан и Людмила» М. И. Глинка. Осуществлены постановки в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Копенгагена,Вены, Милана, Хельсинки, Анкары,Праги, Софии, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула.

Григорович - автор принципиальных балетных проектов в римском Колизее, лондонском Royal Albert Hall, античных театрах Греции, на площади Сан-Марко в Венеции. Церемония Открытия и Закрытия Олимпийских игр,- режиссёр-постановщик - Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР И. М. Туманов и главный режиссёр спортивной части сценариев -Народный артист РСФСР, Заслуженный тренер РСФСР Б. Н. Петров.

Длительное время возглавляет Жюри международных балетных конкурсов в России, Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Болгарии, Украине 1975-1989 - президент Комитета танца Международного института театра, в настоящее время его почетный президент.

С 1989 - президент Ассоциации деятелей хореографии. С 1990 - Президент фонда «Русский балет». Является бессменным руководителем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве, Международного юношеского конкурса классического танца «Фуэте Артека». Неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии, Финляндии, США, Швейцарии, Японии.

В 1991-1994 годах руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». C 1992 года - президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО, от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждается приз «Benois de la danse» за выдающиеся достижения в искусстве балета. В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году Юрий Григорович покидает Большой театр, становится «свободным художником» и начинает работать с разными российскими и зарубежными компаниями. В 1996 году осуществляет первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом,- ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича.

В Краснодаре состоялись премьеры балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жизель» и «Корсар» А. Адана, «Раймонда», «Баядерка» и «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Спартак» А. Хачатуряна, «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный» и «Каменный цветок» С. Прокофьева, «Золотой век» Д. Шостаковича, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Легенда о любви» А. Меликова.

C 2007 года руководит Краснодарским театром балета. Профессор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой Почётный член Австрийского музыкального общества. Герой Социалистического Труда, Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени - за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства. Орден Ленина, Медаль «Герой труда Кубани», Орден Дружбы, Ленинская премия, Государственная премия СССР, Народный артист СССР.

Был женат на выдающейся русской балерине, солистке ГАБТ - Наталье Бессмертновой, которая скончалась в феврале 2008 года.

Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева . Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова , где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Одновременно с артистической карьерой начал ставить в балетной студии ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького . Его первыми балетами были «Аистёнок» Д. Л. Клебанова , «Славянские танцы » на музыку А. Дворжака (оба 1947), «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова (1948). В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова сначала ставил танцы в операх, в году ему доверили сделать полномасштабную работу. Балет С. Прокофьева «Каменный цветок » декларировал симбиоз советского драмбалета и до того отвергавшегося балетного симфонизма, тем самым, став поворотным пунктом в развитии хореографического искусства СССР второй половины XX века. С этого спектакля также началось многолетнее творческое сотрудничество балетмейстера с Симоном Вирсаладзе - художником-постановщиком, ответственным за многие художественные и концептуальные решения в постановках Григоровича и позднее, вместе с ним, изменившим эстетику балета Большого театра.

В 1991-1994 годах параллельно руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского театра оперы и балета .

Стиль управления Григоровичем балетной труппой Большого театра определяли как авторитарный, его самого нередко называли диктатором. В 1970-е - 1980-е годы главному балетмейстеру пытались противостоять Владимир Васильев и Майя Плисецкая , которые хотели ставить в театре свои спектакли и видели себя в другом репертуаре. Также Григоровича обвиняли в сломе карьеры и преждевременной смерти танцовщика Мариса Лиепы .

В феврале 2001 года балетмейстер вновь начал сотрудничать с Большим театром, 1 марта года он стал штатным хореографом балетной труппы .

Профессиональная и общественная деятельность

  • 1974-1988 - профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории .
  • 1975-1989 - президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 - почётный президент
  • с 1988 - заведующий кафедрой хореографии и балетоведения

Ю́рий Никола́евич Григоро́вич (род. 2 января 1927, Ленинград, СССР) — выдающийся советский и российский артист балета, балетмейстер и хореограф, педагог. Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986), лауреат Ленинской (1970) и двух Государственных премий СССР (1977, 1985).

Биография

Родился 2 января 1927 года, (по другим источникам — 1 января ), в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве — Розай) . Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Ставить танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты — «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году — «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961—1964 — балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.

В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).

В 1964—1995 — главный балетмейстер Большого театра — период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991—1994 также руководил основанной им труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году Юрий Григорович покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре — сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

В феврале 2001 года Григорович вернулся в Большой театр и с 2008 года — постоянный штатный хореограф балетной труппы.

Профессиональная и общественная деятельность

Юрий Григорович — балетмейстер-постановщик Церемоний Открытия и Закрытия Летних Олимпийских игр 1980 года

Бессменный руководитель жюри:

  • Международного конкурса артистов балета в Москве
  • Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве
  • Международного юношеского конкурса классического танца «Молодой балет России»

Также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии

В 1974—1988 — Профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории

В 1975—1989 — Президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 — его почетный президент

С 1988 — Заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии

С 1989 — Президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии

С 1990 — Президент фонда «Русский балет»

C 1992 — Президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО

C 1997 — действительный член Академии Гуманитарных наук (академик)

C 2004 — Почётный член Российской академии художеств

Почётный член Австрийского музыкального общества

Семья

  • Супруга — Наталья Бессмертнова (1941—2008), выдающаяся русская балерина, солистка ГАБТ

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова

  • 1947 — «Татьяна» А. Крейна, балетмейстер В. Бурмейстер — Николай
  • 1948 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского — Золотой божок
  • 1949 — «Красный мак» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров — Акробат и Ли Шанфу
  • 1949 — «Медный всадник» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров — Шут
  • 1950 — «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон — Шурале
  • 1951 — «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография М. Фокина — Половчанин
  • 1951 — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Нурали и Юноша
  • 1951 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского — Шут
  • 1951 — «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского — Пан
  • 1951 — «Конёк-Горбунок» Ч. Пуни, хореография М. Петипа, А. Горского, редакция Ф. Лопухова— Украинский танец
  • 1951 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа — Ганс
  • 1952 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, редакция К. Сергеева — Кот в сапогах
  • 1954 — «Щелкунчик» П. Чайковского, балетмейстер В. Вайнонен — Паяц и Китайский танец
  • 1955 — «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, балетмейстер Б. Фенстер — Петро
  • 1956 — «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон — Ретиарий — первый исполнитель
  • 1957 — «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Григорович — Северьян

Постановки в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова — Мариинском театре

  • 1953 — танцы в опере «Садко» Н. Римского-Корсакова
  • 1954 — танцы в опере «Риголетто» Дж. Верди
  • 1957 — «Каменный цветок» С. Прокофьева
  • 1957 — танцы в опере «Мать» Т. Хренникова
  • 1959 — танцы в опере «Большая любовь» («Русалка») А. Дворжака
  • 1959 — танцы в опере «Три толстяка» В. Рубина
  • 1994 — «Раймонда» А. Глазунова

Постановки в Новосибирском театре оперы и балета[править | править исходный текст]

  • 1961 — «Легенда о любви» А. Меликова
  • 1962 — «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1977 — «Спартак» А. Хачатуряна, возобновление — 2011

Постановки в Большом театре

Оригинальные балеты

  • 1959 — «Каменный цветок» С. Прокофьева
  • 1965 — «Легенда о любви» А. Меликова, возобновление — 2002
  • 1966 — «Щелкунчик» П. Чайковского
  • 1968 — «Спартак» А. Хачатуряна
  • 1975 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
  • 1976 — «Ангара» А. Эшпая, возобновление — 1987
  • 1979 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, возобновление — 2010
  • 1982 — «Золотой век» Д. Шостаковича, возобновления — 1994 и 2006

Редакции классических балетов

  • 1963 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, 2-я редакция — 1973, 3-я редакция — 2011.
  • 1969 — «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова, 2-я редакция — 2001
  • 1984 — «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа, возобновление — 2003
  • 1987 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа
  • 1991 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского и К. Сергеева
  • 1994 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского
  • 1994 — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа

Танцы в операх

  • 1964 — «Октябрь» В. Мурадели
  • 1972 — «Руслан и Людмила» М. Глинки

Постановки в Краснодарском театре балета

  • 1996 — сюита из балета «Золотой век» Д. Шостаковича
  • 1997 — «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1997 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
  • 1997 — «Щелкунчик» П. Чайковского
  • 1998 — «Раймонда» А. Глазунова
  • 1999 — «Дон Кихот» Л. Минкуса
  • 2000 — «Спартак» А. Хачатуряна
  • 2000 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
  • 2002 — «Золотой век» Д. Шостаковича
  • 2002 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля
  • 2003 — «Баядерка» Л. Минкуса
  • 2004 — «Каменный цветок» С. Прокофьева
  • 2005 — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа
  • 2006 — «Легенда о любви» А. Меликова
  • 2006 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
  • 2007 — «Жизель» А. Адана
  • 2008 — «Спящая красавица» П. Чайковского

Постановки в других театрах (в хронологическом порядке)

  • 1955 — «Вальс-фантазия» М. Глинки — Ленинградское хореографическое училище
  • 1958 — танцы в опере «Эсмеральда» А. Даргомыжского — Ленинградский Малый театр оперы и балета
  • 1961 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Шведская Королевская опера
  • 1961 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Театр оперы и балета «Эстония»
  • 1962 — «Легенда о любви» А. Меликова — Азербайджанский театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова
  • 1963 — «Легенда о любви» А. Меликова — Национальный театр (Прага)
  • 1965 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Софийская народная опера
  • 1973 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Венская государственная опера
  • 1976 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева — Опера де Пари, 2-я редакция — 2003
  • 1978 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Опера де Пари
  • 1981 — «Жизель» А. Адана — Оперный театр Анкары (Турция)
  • 1981 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Римский оперный театр, возобновление — 1999
  • 1983 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Датский Королевский балет
  • 1985 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Финский Национальный Балет
  • 1989 — «Раймонда» А. Глазунова — Ла Скала
  • 1990 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Софийская народная опера
  • 1992 — «Жизель» А. Адана — Софийская народная опера
  • 1993 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля — Башкирский театр оперы и балета
  • 1995 — хореографическая сюита «Полтавский бой» в опере «Мазепа» П. Чайковского — Театр Вельки, Варшава
  • 1995 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Башкирский театр оперы и балета
  • 1995 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Башкирский театр оперы и балета
  • 1995 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Башкирский театр оперы и балета
  • 1996 — «Спящая красавица» П. Чайковского — Театр Вельки, Варшава
  • 1997 — «Раймонда» А. Глазунова — Большой театр Республики Беларусь
  • 1997 — «Легенда о любви» А. Меликова — Екатеринбургский театр оперы и балета
  • 1998 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный театр оперы и балета Республики Молдова
  • 1998 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный театр (Прага)
  • 1999 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Кремлёвский балет
  • 1999 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили
  • 1999 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
  • 2000 — «Легенда о любви» А. Меликова — Оперный театр Стамбула (Турция)
  • 2000 — «Спартак» А. Хачатуряна — Римский оперный театр
  • 2000 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2001 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Оперный театр Стамбула (Турция)
  • 2001 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2001 — «Раймонда» А. Глазунова — Национальный театр (Прага)
  • 2001 — «Спартак» А. Хачатуряна — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2001 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева — Кремлёвский балет
  • 2004 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
  • 2007 — «Корсар» А. Адана — Кремлёвский балет
  • 2007 — «Спартак» А. Хачатуряна— Красноярский государственный театр оперы и балета
  • 2008 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2008 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
  • 2009 — «Спартак» А. Хачатуряна — Армянский театр оперы и балета им. А. Спендиарова
  • 2009 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля — Московская государственная академия хореографии на сцене Большого театра
  • 2010 — «Раймонда» А. Глазунова — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2012 — «Корсар» А. Адана — Башкирский театр оперы и балета

Фильмография

Экранизации балетов

  • 1969 — «Легенда о любви», в ролях — Никита Долгушин, Инна Зубковская, Марина Кондратьева
  • 1970 — «Спартак», в ролях — Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Марис Лиепа, Нина Тимофеева
  • 1976 — «Грозный век», в ролях — Юрий Владимиров, Наталья Бессмертнова, Борис Акимов
  • 1976 — «Лебединое озеро», в ролях — Майя Плисецкая, Александр Богатырёв, Борис Ефимов
  • 1977 — «Спартак», в ролях — Владимир Васильев, Наталья Бессмертнова, Марис Лиепа, Нина Тимофеева
  • 1978 — «Щелкунчик», в ролях — Владимир Васильев, Екатерина Максимова
  • 1979 — «Каменный цветок», в ролях — Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Светлана Адырхаева, Владимир Левашёв
  • 1979 — «Спартак», в ролях — Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Михаил Габович, Татьяна Голикова
  • 1983 — «Лебединое озеро», в ролях — Наталья Бессмертнова, Александр Богатырёв, Борис Акимов
  • 1983 — «Золотой век», в ролях — Наталья Бессмертнова, Ирек Мухамедов, Татьяна Голикова, Гедеминас Таранда
  • 1984 — «Спартак», в ролях — Ирек Мухамедов, Наталья Бессмертнова, Михаил Габович, Мария Былова
  • 1986 — «Раймонда», в ролях — Людмила Семеняка, Ирек Мухамедов, Гедеминас Таранда
  • 1989 — «Спартак», в ролях — Ирек Мухамедов, Людмила Семеняка, Александр Ветров, Мария Былова
  • 1989 — «Легенда о любви», в ролях — Ирек Мухамедов, Мария Былова, Алла Михальченко, Гедеминас Таранда
  • 1989 — «Каменный цветок», в ролях — Людмила Семеняка, Николай Дорохов, Нина Семизорова, Юрий Ветров
  • 1989 — «Раймонда», в ролях — Наталья Бессмертнова, Юрий Васюченко, Гедеминас Таранда
  • 1989 — «Жизель», в ролях — Наталья Бессмертнова, Юрий Васюченко, Мария Былова
  • 1989 — «Щелкунчик», в ролях — Наталья Архипова, Ирек Мухамедов
  • 1989 — «Ромео и Джульетта», в ролях — Ирек Мухамедов, Наталья Бессмертнова, Александр Ветров, Михаил Шарков
  • 1989 — «Иван Грозный», в ролях — Ирек Мухамедов, Наталья Бессмертнова, Гедеминас Таранда
  • 1989 — «Лебединое озеро», в ролях — Алла Михальченко, Юрий Васюченко, Александр Ветров
  • 1989 — «Золотой век», в ролях — Наталья Бессмертнова,
  • 1989 — «Спящая красавица», в ролях — Нина Семизорова, Алексей Фадеечев, Нина Сперанская
  • 1991 — «Каменный цветок», в ролях — Александр Гуляев, Анна Поликарпова, Татьяна Терехова, Геннадий Бабанин
  • 1996 — «Баядерка», в ролях — Надежда Грачёва, Александр Ветров, Мария Былова
  • 2001 — «Баядерка», в ролях — Надежда Грачёва, Андрей Уваров, Мария Александрова
  • 2002 — «Лебединое озеро», в ролях — Анастасия Волочкова, Евгений Иванченко, Дмитрий Белоголовцев
  • 2004 — «Иван Грозный», в ролях — Николя Ле Риш, Элеонора Аббаньято, Карл Пакетт
  • 2005 — «Баядерка», в ролях — Светлана Захарова, Игорь Зеленский, Мария Александрова
  • 2007 — «Золотой век», в ролях — Анна Антоничева, Денис Матвиенко, Екатерина Крысанова, Ринат Арифулин
  • 2008 — «Спартак», в ролях — Карлос Акоста, Нина Капцова, Александр Волчков, Мария Аллаш
  • 2010 — «Щелкунчик», в ролях — Артём Овчаренко, Нина Капцова
  • 2011 — «Жизель», в ролях — Светлана Лунькина, Дмитрий Гуданов

Документальные фильмы о творчестве Юрия Григоровича

«Балетмейстер Юрий Григорович» (1970, реж. Ю. Н. Альдохин), «Жизнь в танце» (1978); т/ф «Балет от первого лица» (1986, реж. Альдохин); в/ф «Балетмейстер Юрий Григорович» (1987, реж. Альдохин)

Деятели российского балета о Ю. Н. Григоровиче

Когда в 1944 г. я переезжала из родного Ленинграда в Москву, будущий балетмейстер Юрий Григорович еще не окончил хореографическое училище… Спустя время ленинградцы — Театр имени Кирова — приехали на гастроли в Москву, и я увидела его «Легенду о любви». Балет, который на многие годы предсказал всю философскую, гражданскую позицию тогда молодого, но уже безгранично талантливого балетмейстера Юрия Николаевича Григоровича. Долго ходила я под впечатлением «Легенды», жалела, что уже не танцую.. . Галина Уланова

Бывают роли, где нравятся отдельные эпизоды. Здесь, в «Легенде о любви», мне нравится каждый момент сценической жизни Мехменэ. Самые позы, самые движения, их великолепно найденная, подчиненная логике образа последовательность, так выразительны, что их надо только безукоризненно точно выполнить, не допуская никакой отсебятины. Такова вообще хореография этого спектакля, созданная Юрием Григоровичем. Такова его изысканная пластика, вызывающая аналогию с персидскими миниатюрами. Майя Плисецкая

Награды и звания

  • 1957 — Заслуженный артист РСФСР
  • 1957 — Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
  • 1959 — Орден науки и искусства Республики Египет
  • 1966 — Народный артист РСФСР
  • 1969 — Премия имени Сергея Дягилева Парижской академии танца
  • 1970 — Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • 1970 — Ленинская премия
  • 1972 — Почетный приз Парижской академии танца
  • 1973 — Народный артист СССР
  • 1976 — Орден Ленина
  • 1977 — Орден «Кирилл и Мефодий» 1-ой степени (Болгария)
  • 1977 — Государственная премия СССР
  • 1977 — Медаль «100 лет Освобождения Болгарии от османского рабства»
  • 1980 — Почётный гражданин Варны
  • 1981 — Орден Октябрьской революции
  • 1981 — Народный артист Узбекской ССР
  • 1983 — Государственная премия Узбекской ССР
  • 1985 — Государственная премия СССР — за создание художественно-спортивных программ XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Лужниках, Москва
  • 1986 — Герой Социалистического Труда
  • 1986 — Орден Ленина
  • 1987 — Орден Народной Республики Болгария 1-ой степени
  • 1995 — Заслуженный деятель искусств Казахстана
  • 1996 — Народный артист Республики Башкортостан
  • 1997 — Медаль Вацлава Нижинского Министерства культуры Польши
  • 2001 — Орден искусств «Янтарный крест», высшая награда Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства
  • 2001 — Приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Маг танца»)
  • 2002 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
  • 2002 — Орден «Знак пошани» (Знак Почёта), высшая награда мэра города Киева
  • 2002 — Знак отличия «370 лет Якутия с Россией»
  • 2002 — Премия имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации
  • 2003 — Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство»
  • 2003 — Знак отличия «Гражданская доблесть» Республики Саха (Якутия)
  • 2003 — Почётный гражданин Кубани.
  • 2003 — Медаль «Герой труда Кубани» (Краснодарский край)
  • 2004 — Орден «За заслуги» (Украина) ІІІ степени
  • 2004 — Медаль Национальной оперы Украины к 100-летию Сержа Лифаря
  • 2004 — Почётный знак Министерства культуры и искусства Украины «За личный вклад в развитие искусства»
  • 2005 — Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит»
  • 2005 — Орден Достык
  • 2005 — Премия имени Георгия Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»
  • 2006 — Премия «Российский национальный Олимп» в номинации «Человек-эпоха», медаль «За честь и доблесть»
  • 2006 — Премия и медаль имени Людвига Нобеля
  • 2007 — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
  • 2007 — Орден Франциска Скорины
  • 2007 — Национальная премия «Россиянин года»
  • 2008 — Премия «Овация»
  • 2009 — Орден Почёта (Армения)
  • 2011 — Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность

Сочинения

  • Ванслов В., Григорович Ю. Большой балет. — М.: Планета, 1981. — 272 с. — 20 000 экз.
  • Григорович Ю. Об авторе этой книги // Ю. И. Слонимский. Семь балетных историй. — Л., 1967. — С. 256. — 10 000 экз.
  • Григорович Ю. Дебют балерины/Правда .—1968.—1 февраля
  • Григорович Ю. Фёдор Лопухов/Театр .—1968.—№ 7
  • Григорович Ю. Служение балету // Советская культура : газета. — М., 1972. — № 16 декабря.
  • Григорович Ю. Новые горизонты балетоведения/Театр .—1973.—№ 7
  • Григорович Ю. Владимир Васильев/Советский артист .—1973.—12 октября
  • Григорович Ю. Традиции и новаторство // Музыка и хореография современного балета. — Л.: Музыка, 1974. — С. 7—15. — 293 с. — 8675 экз.
  • Григорович Ю. Наследовать и развивать/Советская культура .—1976.—26 мая
  • Григорович Ю. Театр Вирсаладзе/Советский балет .—1982.—№ 4
  • Григорович Ю. Мир яркий и праздничный/Искусство .—1984.—31 января
  • Ю. И. Слонимский. Слово о Слонимском // Чудесное было рядом с нами. Заметки о петроградском балете 20-х гг. — Л.: Советский композитор, 1984. — 264 с. — 10 000 экз.
  • Слово к читателям // Николай Зубковский. Антология. — СПб.: Андреев и сыновья, 1993. — 192 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-87452-034-1

Библиография

  • Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. — М.: Искусство, 1968. — 224 с. — 10 000 экз.
  • Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. — 2-е. — М.: Искусство, 1971. — 304 с. — 10 000 экз.
  • Демидов А. Юрий Григорович. — М.: Планета, 1987. — 272 с. — 25 000 экз.
  • Смирнов Ю. Балетмейстер Юрий Григорович. Статьи. Исследования. Размышления. — М.: Фолиант, 2005. — 400 с. — 1000 экз. — ISBN 5-94210-025-Х
  • Демидов А. Золотой век Юрия Григоровича. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2007. — 432 с. — 3000 экз. — ISBN 5-699-19631-5
  • Колесников А. Юрий Григорович. — М.: Театралис, 2007. — 368 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-902492-05-4
  • Ванслов В. Хореограф Юрий Григорович. — М.: Театралис, 2009. — 248 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-902492-13-9
  • Демидов А. Большой Театр под звездой Григоровича. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2011. — 400 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-53702-0
  • Карп П. Новые балеты Григоровича // Звезда : журнал. — Л., 1969. — № 9.
  • Демидов А. Воспевая человека творческого порыва // Советская культура : газета. — М., 1974. — № 18 июня.
  • Львов-Анохин Б. Григорович // Мастера большого балета. — М.: Искусство, 1976. — С. 5—54. — 240 с. — 25 000 экз.
  • Демидов А. Юрий Николаевич Григорович // Книга-сборник «Мастера Большого театра». — М.: Советский композитор, 1976. — С. 646—659. — 696 с. — 15 000 экз.
  • Демидов А. Герои и героини. Ю. Григорович. Эскизы портрета // Театр : журнал. — М., 1977. — № 1.
  • Демидов А. Советский балет : журнал. — М., 1984. — № 3.
  • Демидов А. Поэтика театра Григоровича // Культура и жизнь : журнал. — М., 1987. — № 7.

Хореограф-постановщик, балетмейстер Государственного академического Большого театра России, Народный артист СССР Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в семье служащего. Дядя Юрия по матери, Георгий Розай, был танцовщиком - выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе Сергея Дягилева.

В Большом театре Григорович поставил балеты "Иван Грозный" на музыку Сергея Прокофьева (1975), "Ангара" Андрея Эшпая (1976),"Золотой век" Дмитрия Шостаковича (1982).

Под редакцией Григоровича в главном театре страны были осуществлены постановки классических балетов "Спящая красавица" (1963, 1973) и "Лебединое озеро" (1969, 2001) Чайковского, "Раймонда" (1984, 2003) Александра Глазунова, "Жизель" (1987) и "Корсар" (1994) Адольфа Адана, "Баядерка" (1991) и "Дон Кихот" (1994) Людвига Минкуса.

В 1991-1994 годах Григорович руководил основанной им труппой "Большой театр — студия Юрия Григоровича".

В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1996 году он стал фактическим основателем тетра балета в Краснодаре (балетная труппа краснодарского Музыкального театра ТО "Премьера").

В 2001 году Юрий Григорович вернулся к сотрудничеству с Большим театром, начав репетиции балета "Лебединое озеро" в новой редакции, затем были возобновлены постановки "Легенды о любви", "Раймонда", "Щелкунчик", "Спартак", "Золотой век" и другие.

В феврале 2008 года Юрий Григорович по предложению руководства Большого театра стал штатным балетмейстером труппы .

18 ноября 2011 года с триумфом прошла первая балетная премьера на исторической сцене Большого театра после реконструкции - " " в постановке Юрия Григоровича.

В ноябре 2012 года состоялась Прокофьева в новой хореографической редакции балетмейстера.

В октябре 2016 года Большой театр представил Шостаковича в новой редакции Юрия Григоровича.

В декабре 2016 года в новой хореографической редакции Григоровича в Мариинском театре состоялась премьера балета " " Прокофьева. Премьера приурочена 125-летию композитора и 90-летию балетмейстера.

Григорович также поставил спектакли в театрах Новосибирска, Екатеринбурга, Минска, Таллина, Вены, Парижа, Рима, Стокгольма, Генуи, Праги, Стамбула, Сеула и других городов. В кино экранизированы его балеты "Спартак" (1976) и "Иван Грозный" (под названием "Грозный век", 1977).

Юрий Григорович ведет активную преподавательскую деятельность. В 1974-1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

С 1988 года является профессором, заведующим кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии.

В 1975-1985 годах Григорович был президентом основанного им же Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО (в настоящее время - почетный президент).

С 1989 года - президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. В 1990 году Григорович стал президентом фонда "Русский балет".

С 1992 года он является президентом программы Benois de la danse (под патронатом ЮНЕСКО), от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз "Benois de la danse" за выдающиеся достижения в искусстве балета.