Юрий Николаевич Григорович. Биографическая справка. Жизнь его – балет Григорович Юрий Николаевич Григорович балетмейстер личная жизнь

02.01.2017

«Каменный цветок», «Раймонда», «Легенда о любви», «Спартак», «Лебединое озеро» и другие балеты Большого театра стали именем нарицательным для всех любителей советского классического балета. А его лицом стал Юрий Николаевич Григорович, который 2 января празднует свое 90-летие.

Григорович прошёл огромный путь - от роли юноши в «Бахчисарайском фонтане» в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова в середине 1940-х до легендарной «Раймонды» в середине 1980-х, а далее – множество других постановок на сценах ведущих театров России, Европы, Азии, руководство собственными творческими коллективами. Он получил классическое образование, на которое в течение многих лет равнялся весь мир: после Вагановской балетной академии (в то время Ленинградское хореографическое училище) был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский). Григорович оставался солистом театра до 1961 года. Танцы он начал ставить ещё в юношеские годы в балетной студии знаменитого ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького.



Юрий Григорович танцует

После окончания Вагановского училища Юрий Николаевич проработал 17 лет в Кировском балете. Он прошёл насквозь знаменитую петербургскую балетную школу под началом великолепных мастеров – П. А. Гусева и Ф. В. Лопухова. Последний благословил его на постановку первого балета – «Каменный цветок» Прокофьева, «первого блина», который не был комом, а, наоборот, затмил постановку сталинского хореографа К. Сергеева. Из заметных ранних работ привлекает внимание редакция хореографии Мариуса Петипа балета «Спящая красавица» с Ниной Сорокиной в заглавной партии. В 1966-м вышла постановка «Щелкунчика» – впоследствии культового новогоднего спектакля в России. Наверное, с тех пор и взрослые, и дети стремятся 31 декабря попасть на представление этой бессмертной сказки. Ещё один культовый балет – «Спартак», который был не первой, но, по мнению балетоманов, лучшей в ГАБТе интерпретацией балета на музыку А. Хачатуряна.

Соратники и новшества

Самым, пожалуй, долговременным другом и соратником Григоровича был замечательный театральный художник Солико Вирсаладзе, с которым хореограф начал сотрудничать в Кировском, а затем и в Большом театре. Племянница художника вспоминала, что Григорович «прилетал в Тбилиси на несколько дней из Москвы, они садились с Солико возле магнитофона, в котором бесконечно проигрывалась кассета с музыкой к балету, и фантазировали» . Вирсаладзе он называл «художником, одевающим танец» .

Первыми спектаклями Григоровича и Вирсаладзе были прославившиеся «Каменный цветок» С. Прокофьева (1957 г.) и «Легенда о любви» А. Меликова (1961 г.). Это были «пробные камни», когда молодому хореографу с очень большой осторожностью разрешили поэкспериментировать. В «Легенде о любви» балетмейстер использовал восточные национальные мотивы и необычный приём: финалы всех эпизодов спектакля он сделал настолько статичными, что они напоминали старинные персидские миниатюры. Внешнее действие отступало на второй план, зрителю предъявлялась внутренняя психологическая диспозиция характеров и их взаимоотношений.


Балет «Каменный цветок» постановки Ю. Григоровича 1957 года

Главным соратником и спутником жизни и творчества Григоровича была его жена, замечательная балерина Наталия Бессмертнова. Их приняли на работу примерно в одно и то же время. За 27 лет пребывания на сцене она исполнила весь репертуар театра. Но, конечно, самая известная роль – Жизель, в этой роли она вышла на сцену 200 раз. Наталия принимала участие практически во всех постановках Григоровича. Многие говорят, что она – совершенно искренне – была музой Григоровича. Балетмейстер любил напомнить окружающим, что ставит балеты не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой.

Таким образом, хотя Григоровича впоследствии и упрекали в косности и излишнем традиционализме, он в своё время был тем самым молодым революционером. Именно Григорович вывел «советскость» из балета настолько, насколько позволяло на тот момент положение вещей. Его балеты скорее соответствовали «оттепели». Ему нравилось уводить историю от прямого пересказа, заменить её более абстрактными вещами – обобщением и философствованием, пластическими обобщениями. А это в советские годы было ох как непросто.

Противостояние

Пока визборовское «А также в области балета/мы впереди… планеты всей» транслировали все радиолы страны, в Большом разгорались скандалы, один за другим.

Фраза «против кого мы сегодня дружим?» крутилась по театру как мини-смерч. Сначала в немилость Юрия Николаевича попал один из самых проникновенных и ярких артистов труппы – Марис Лиепа, который блистал в конце 1960-х в «Спартаке», поставленной Григоровичем специально для него. Чуть позже знаменитая пара Владимир Васильев и Екатерина Васильева, а с ними и Майя Плисецкая и ещё один конкурирующий балетмейстер – Михаил Лавровский обозначили своё критичное отношение к стилю постановок и также впали в немилость.

«Между нами сначала возникло отчуждение, оно росло, эмоции наслаивались, плюсовались. А когда я сказал, что нельзя всё время есть одно и то же блюдо, необходимо, чтобы с труппой Большого театра работали и другие художники, произошёл разрыв», – вспоминал Васильев.



Владимир Васильев в балете «Спартак»

В чём же обвинял Васильев Григоровича, чем так оскорбил его? Он говорил о повторяемости хореографических и стилистических приёмов, о том что в «Иване Грозном» были абсолютно очевидные заимствования из «Спартака». «Когда я возглавлял Большой театр, то искренне считал, что для труппы очень важен приход на постановку Бориса Эйфмана, поскольку это расширяет наши хореографические, пластические возможности» , – говорит Васильев. Григорович был другим – он никогда не мог потерпеть соперников рядом, особенно если они талантливы, а их мировоззрение резко отличается от его.

«В искусстве невозможно быть дамой, приятной во всех отношениях», – подчеркнул Юрий Николаевич. И в этом он, пожалуй, прав – на всех не угодишь. Да и похожие случаи из жизни окружают плотной стеной. Известно, например, как порой оскорбительно общался с труппой Борис Александрович Покровский, который много лет был главным режиссёром Большого театра. Бескомпромиссность Григоровича дошла до того, что в 1988 году вместе с протестующими он уволил свою собственную жену.

Без Большого

Через 7 лет чаша весов качнулась в другую сторону, и Юрий Григорович покинул Большой театр, не выдержав натянутой атмосферы бесконечных противостояний. Он привык руководить, а делить власть и ставить во главу угла необходимость продемонстрировать альтернативные стилистики он не считал нужным. «Лебединой песней» (по его собственному выражению) стал Николай Цискаридзе – в начале 1990-х молодой и никому тогда не известный выпускник хореографического училища. Григорович дал ему дорогу, сразу же предложив сольные партии – Конферансье в «Золотом веке» Шостаковича и Меркуцио в прокофьевском «Ромео и Джульетте».

Без Большого у Григоровича жизнь всё равно била ключом. Освободившись от контракта, он поставил спектакли с различными российскими и зарубежными коллективами. А в 1996 году он начинает интенсивное сотрудничество с Краснодарским театром балета, которых сразу же «продвинул» на столичный уровень. Юрий Николаевич захотел перенести на краснодарскую сцену практически все свои работы: «Лебединое озеро», «Щелкунчика» и «Спящую красавицу» П. Чайковского, «Корсара» и «Жизель» А. Адана, «Раймонду» А. Глазунова и так далее. Успешно осуществлять эту миссию совместно с мастером взялся дирижёр Александр Лавренюк.

В свои 90 невероятно активный и талантливый Григорович продолжал создавать спектакли на «своей территории». Надо ли упоминать, что провинциальные театры преклонялись перед ним – Григорович не только учил их балету мирового уровня, но и вытаскивал на столичные сцены.


Юрий Григорович и Николай Цискаридзе

В 2008-м супруги не стало, и ГАБТ позвал Юрия Николаевича обратно, на должность штатного хореографа балетной труппы. Мастер как-то очень точно заметил: «Всё изменяется: время и характеры, мировоззрение и отношения. Мы же вступили в новую фазу человечества. Я начинал тогда, когда не было телевизоров, а сейчас — космос и Интернет. Всегда работал с молодыми - и в своём дебютном "Каменном цветке", и в "Спящей красавице", совсем недавно открывавшей после ремонта историческую сцену Большого театра. Да и Краснодарский балет программно создавался как молодёжный. Сегодня - иной мир, иной театр, который, конечно, остался коллективным делом, но стал коммерческим».

Эра Григоровича

«2 января 2017 года мы будем отмечать его 90-летие. Впечатляющие цифры, но ещё более впечатляет то, что Юрий Николаевич по-прежнему готов активно работать. Ключевым событием станет фестиваль спектаклей мастера, который пройдет в декабре 2016 и январе 2017 года», – отметил руководитель балетной труппы ГАБТа Махар Вазиев.

В рамках чествований мастера в музее Бахрушина с 27 декабря до 26 февраля проходит выставка «Эра Григоровича. К 90-летию выдающегося русского хореографа». Всем поклонникам творчества хореографа представляется возможность отметить это событие вместе с ним, посетив выставку и ещё раз вспомнив человека-эру, человека-эпоху – Юрия Григоровича.

МОСКВА, 2 января. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Российскому хореографу, народному артисту СССР Юрию Григоровичу в понедельник исполняется 90 лет. Отмечать столь солидную дату мастер будет в Государственном академическом Большом театре России (ГАБТ).

"Мы ждем Юрия Николаевича Григоровича в Большом театре, где будет показан балет "Щелкунчик" в его постановке, после окончания которого мы поздравим с юбилеем гениального мастера", - сообщил ТАСС генеральный директор ГАБТ Владимир Урин.

Со своей стороны, именинник подтвердил ТАСС непременное присутствие. "Конечно, буду", - заявил Григорович, при этом посетовав, что "месяц лежал с воспалением легких". "Я так простудился в Сеуле, а потом девять часов летел в самолете, где всюду продувает. Вот и захворал, очень долго приходил в себя", - поделился Юрий Николаевич.

От Сеула до Антверпена

В Сеуле Григорович восстанавливал балет "Спартак". Вообще в предъюбилейном году ему пришлось немало попутешествовать. Летом он летал в Сочи на международный конкурс "Молодой балет мира", основателем и художественным руководителем которого он является. Смотр проходил уже в шестой раз.

Потом отправился в Уфу - ставил балет "Легенда о любви" в Башкирском театре оперы и балета. Совсем недавно, в начале декабря, Григорович выпускал премьеру в Мариинском театре. "Сделал новую постановку "Каменного цветка" спустя 60 лет после мировой премьеры", - уточнил хореограф.

Следующим пунктом стал Мюнхен, - "в Баварской государственной опере поставил "Спартака", рассказал балетмейстер. "Премьера прошла с грандиозным успехом, - писали немецкие СМИ. - Григорович выходил на поклоны шесть раз, а публика стоя аплодировала в течение 20 минут".

К этому списку надо добавить еще два спектакля, над которыми Григорович работал в Большом театре. "Сначала на Новой сцене восстанавливал балет "Золотой век", а потом работал над переносом своей редакции "Раймонды" на Историческую сцену", - перечислил хореограф.

В его ближайших планах - командировка в Бельгию. "В Антверпене буду ставить "Спартак", ехать надо уже в конце января", - сообщил Юрий Николаевич.

"Не терять интерес к жизни и профессии"

В свои 90 лет мастер продолжает активную работу, сотрудничая со многими театрами мира. "Все в генах от мамы и папы", - пояснил секрет своего творческого долголетия Григорович.

"Я родом из Ленинграда, из балетной семьи - мама училась там же, в хореографическом училище на улице Росси, кстати, в одном классе с великой балериной Мариной Семеновой. Но рано вышла замуж, появились мы с сестрой, и она оставила профессию. А ее брат, Георгий Розай, был известным артистом Императорской сцены, потом участником Дягилевской антрепризы "Русские сезоны". Так что балетные гены свое влияние оказали - и на образ жизни, и на внутреннюю дисциплину", - считает Григорович.

"А папа, Николай Евгеньевич, не был человеком балета и театра, но, как сейчас вспоминаю, знал обо мне лучше меня самого, - продолжил Юрий Николаевич. - Он очень рано увидел во мне такие черты характера, от которых хотел меня оберечь, повесил даже над моей кроватью выписку из мудрых наставлений о смирении гнева, вспыльчивости, гордыни, чтобы я на это обратил внимание. Я не всегда следовал этой мудрости - иногда не мог сдерживать себя. Одно меня успокаивает: моя несдержанность никогда не была направлена против человека, я вспыхивал исключительно по профессиональным вопросам".

Творческая биография балетмейстера началась 70 лет назад, когда выпускник Ленинградского хореографического училища Юра Григорович был принят в труппу Мариинского (тогда Кировского) театра артистом балета. Там он протанцевал 18 лет и параллельно работал как хореограф. Свою первую постановку, трехактный детский спектакль "Аистенок", Григорович представил на сцене дворца культуры имени Горького в Ленинграде, когда ему было 20 лет.

С тех пор Григоровичем создано 16 оригинальных балетов. В их числе такие общепризнанные шедевры, как "Каменный цветок", "Легенда о любви", "Спартак", "Иван Грозный", "Золотой век" и другие. Более 30 лет Григорович руководил балетной труппой Большого театра. Ставил спектакли на сценах ведущих театров России, Европы, Азии и продолжает делать это по сей день.

"Возраст, конечно, никуда не денешь, не стану отрицать, - признается Григорович. - Мой дед, он был итальянец, шутил: "Все умрут, и я, может быть". Важно не терять интерес к жизни и профессии, не сидеть дома, а постоянно находиться в деле. Ведь то, что у меня было отложено на неопределенное время, так и не осуществилось".

Главная ценность - люди

Григорович с восхищением говорит о выдающихся личностях, с которыми его сводила судьба. "Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Марк Шагал, Симон Вирсаладзе, Федор Лопухов, Галина Уланова, Григорий Козинцев, Валерий Дорер, Валентина Ходасевич, Леонард Бернстайн, Сол Юрок, Бронислава Нижинская, Серж Лифарь, Леонид Мясин", - перечисляет Юрий Николаевич. "Встречи с яркими людьми - вот что остается навсегда", - признается он.

И вновь переключается на балетную тему. "В Большом театре труппа всегда была на высоте, - говорит Григорович. - Я помню ее, начиная с конца 1950-х годов, когда впервые приехал из Ленинграда ставить "Каменный цветок", а вскоре "Легенду о любви" и "Спящую красавицу". И потом все годы моей работы главным балетмейстером Большого я стремился сохранить эту ценность, труппу Большого, и привлекать сюда тех, кто мог украсить ее индивидуальными чертами".

Легендарными "шестидесятниками" называет Григорович Плисецкую, Стручкову, Кондратьеву, Тимофееву, Максимову и Васильева, Бессмертнову и Лавровского, Адырхаеву и Лиепу, Владимирова и Сорокину. "Вслед за ними сложилось новое поколение артистов - Надежда Павлова, Нина Семизорова, Татьяна Голикова, Мария Былова, Вячеслав Гордеев, Александр Годунов, Александр Богатырев, Ирек Мухамедов, Юрий Васюченко, Александр Ветров", - продолжает хореограф.

"За ними шли следующие и следующие, для раскрытия мастерства которых был нужен репертуар, новые постановки, этим мы и занимались все годы. При мне в Большом театре также поставили свои балеты свыше 30 хореографов - наших и иностранцев", - рассказал Григорович.

"Эра Григоровича"

И того, что сделано, оказалось так много, что выставку к 90-летию хореографа, открывшуюся в главном здании Театрального музея им. А. А. Бахрушина, назвали "Эра Григоровича". Она включила материалы из фондов Бахрушинской коллекции, Большого и Мариинского театров, Санкт- Петербургского музея театрального и музыкального искусства и личного собрания Юрия Григоровича.

Отдельный раздел экспозиции посвящен многолетнему соавтору балетов Григоровича, замечательному театральному художнику Симону Вирсаладзе (1908-1989). По воспоминаниям его племянницы Мананы Хидашели, "Григорович прилетал в Тбилиси на несколько дней из Москвы, они садились с Солико возле магнитофона, в котором бесконечно проигрывалась кассета с музыкой к балету, и фантазировали". Вирсаладзе называли "художником, одевающим танец". В экспозиции представлены его живописные эскизы декораций и костюмов к балетам Григоровича.

Еще один раздел выставки посвящен Наталии Бессмертновой, жене и музе Юрия Григоровича, к сожалению, ушедшей из жизни в 2008 году. Григорович любил повторять, что ставит спектакли не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой.

Вернисаж, состоявшийся 27 декабря, прошел в присутствии Григоровича, но прежде он совершил экскурсию по экспозиции. "Какая красота, как много всего интересного!" - воскликнул он. Балетмейстер прокомментировал некоторые снимки - в частности, фотографии, на которых он запечатлен со знаменитыми артистами балета Владимиром Васильевым, Рудольфом Нуреевым, Сержем Лифарем, великим композитором Игорем Стравинским, а также с первым президентом СССР Михаилом Горбачевым и многими другими деятелями культуры и политики.

"Это часть моей жизни, тут мои друзья, артисты... Такая потрясающая выставка, не знаю даже, какие слова сказать... Большое счастье увидеть свою жизнь в афишах, фотографиях, книгах. Спасибо за сегодняшнее счастье", - сказал Григорович на вернисаже.

"Когда смотришь эту выставку, начинаешь понимать, что что-то сделал", - добавил маэстро. Позже в беседе с корреспондентом ТАСС Юрий Николаевич пообещал, что на днях обязательно придет на выставку снова, чтобы внимательно все осмотреть еще раз. Работа экспозиции продлится до конца февраля.

Фестиваль балета в честь Мастера

В честь юбилея Григоровича Большой театр организовал фестиваль балетов хореографа, который продлится почти два месяца - со 2 января по 26 февраля. Сам хореограф намерен смотреть свои спектакли. "Приятное ощущение, что что-то осталось в Большом театре", - поделился Григорович с корреспондентом ТАСС.

"Наш фестиваль стартует в день 90-летия Григоровича. Впечатляющие цифры, но еще более впечатляет то, что Юрий Николаевич по-прежнему готов активно работать", - сказал руководитель балетной труппы ГАБТ Махар Вазиев. По его словам, во всем мире балет Большого театра "больше знают как балет, который возглавлял Юрий Григорович".

"В рамках фестиваля мы покажем все балеты, которые Юрий Николаевич поставил в Большом театре - их 11. Я очень надеюсь, что этот фестиваль пройдет на очень высоком уровне", - заявил Вазиев.

Своим мнением о Григоровиче поделилась педагог- репетитор, а в недавнем прошлом прима Большого театра, народная артистка СССР Людмила Семеняка.

"Я благодарю судьбу, что была замечена Григоровичем, великим балетмейстером и великим человеком, - сказала она. - У Юрия Николаевича уникальный дар: он умеет найти артиста. Перед моими глазами в Большом театре прошли поколения настоящих звезд: Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Марис Лиепа, Александр Богатырев... Я горжусь тем, что станцевала во всех балетах Григоровича, которого считаю самым великим балетмейстером ХХ века, и очень хочу, чтобы обращение к его творчеству продолжилось и в будущие столетия".

Юрий Григорович родился 2 января 1927 года в городе Санкт-Петербург. Рос в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович. Окончил Ленинградское хореографическое училище, занимался у Б. В. Шаврова и А. А. Писарева. Сочинять танцы начал ещё в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого Ленинградского Дома культуры имени А. М. Горького. Ставил спектакли в разных коллективах, танцы в операх, в драмтеатрах. После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова солистом и проработал в театре 18 лет до 1961 года.

В Кировском театре получил первую большую постановку танцев в опере «Садко». В 1961-1964 работал балетмейстером в Театре имени Кирова. Спустя время ленинградцы - Театр имени Кирова - приехали на гастроли в Москву, и зрители увидели его «Легенду о любви». Балет, который на многие годы предсказал всю философскую, гражданскую позицию тогда молодого, но уже безгранично талантливого балетмейстера Юрия Николаевича Григоровича.

Бывают роли, где нравятся отдельные эпизоды. Здесь, в «Легенде о любви», нравится каждый момент сценической жизни Мехменэ. Самые позы, самые движения, их великолепно найденная, подчиненная логике образа последовательность, так выразительны, что их надо только безукоризненно точно выполнить. Такова вообще хореография этого спектакля, созданная Юрием Григоровичем. Такова его изысканная пластика, вызывающая аналогию с персидскими миниатюрами.

В 1964-1995 годах Главный балетмейстер Большого театра - время наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1966 - «Щелкунчик» П. И. Чайковский, в 1968 - «Спартак» Арам Хачатурян, 1975 - «Иван Грозный» Сергей Прокофьев, 1976 - «Ангара» Андрей Эшпай, 1979 - «Ромео и Джульетта» Сергей Прокофьев, 1982 - «Золотой век» Дмитрий Шостакович.

Новые хореографические редакции: в 1963 и 1973 - «Спящая красавица» П. И. Чайковский, в 1969 и 2001 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковский, в 1984 и 2003 - «Раймонда» Александр Глазунов, в 1987 - «Жизель» А. Адан, 1991 - «Баядерка» Л. Минкус, 1994 - «Дон Кихот» Л.Минкус, 1994 - «Корсар» А. Адан. Поставлены танцы в операх: «Октябрь» Вано Мурадели и «Руслан и Людмила» М. И. Глинка. Осуществлены постановки в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Копенгагена,Вены, Милана, Хельсинки, Анкары,Праги, Софии, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула.

Григорович - автор принципиальных балетных проектов в римском Колизее, лондонском Royal Albert Hall, античных театрах Греции, на площади Сан-Марко в Венеции. Церемония Открытия и Закрытия Олимпийских игр,- режиссёр-постановщик - Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР И. М. Туманов и главный режиссёр спортивной части сценариев -Народный артист РСФСР, Заслуженный тренер РСФСР Б. Н. Петров.

Длительное время возглавляет Жюри международных балетных конкурсов в России, Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Болгарии, Украине 1975-1989 - президент Комитета танца Международного института театра, в настоящее время его почетный президент.

С 1989 - президент Ассоциации деятелей хореографии. С 1990 - Президент фонда «Русский балет». Является бессменным руководителем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве, Международного юношеского конкурса классического танца «Фуэте Артека». Неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии, Финляндии, США, Швейцарии, Японии.

В 1991-1994 годах руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». C 1992 года - президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО, от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждается приз «Benois de la danse» за выдающиеся достижения в искусстве балета. В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году Юрий Григорович покидает Большой театр, становится «свободным художником» и начинает работать с разными российскими и зарубежными компаниями. В 1996 году осуществляет первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом,- ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича.

В Краснодаре состоялись премьеры балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жизель» и «Корсар» А. Адана, «Раймонда», «Баядерка» и «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Спартак» А. Хачатуряна, «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный» и «Каменный цветок» С. Прокофьева, «Золотой век» Д. Шостаковича, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Легенда о любви» А. Меликова.

C 2007 года руководит Краснодарским театром балета. Профессор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой Почётный член Австрийского музыкального общества. Герой Социалистического Труда, Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени - за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства. Орден Ленина, Медаль «Герой труда Кубани», Орден Дружбы, Ленинская премия, Государственная премия СССР, Народный артист СССР.

Был женат на выдающейся русской балерине, солистке ГАБТ - Наталье Бессмертновой, которая скончалась в феврале 2008 года.

Ю́рий Никола́евич Григоро́вич (род. 2 января 1927, Ленинград, СССР) — выдающийся советский и российский артист балета, балетмейстер и хореограф, педагог. Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986), лауреат Ленинской (1970) и двух Государственных премий СССР (1977, 1985).

Биография

Родился 2 января 1927 года, (по другим источникам — 1 января ), в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве — Розай) . Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Ставить танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты — «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году — «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961—1964 — балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.

В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).

В 1964—1995 — главный балетмейстер Большого театра — период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991—1994 также руководил основанной им труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году Юрий Григорович покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре — сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

В феврале 2001 года Григорович вернулся в Большой театр и с 2008 года — постоянный штатный хореограф балетной труппы.

Профессиональная и общественная деятельность

Юрий Григорович — балетмейстер-постановщик Церемоний Открытия и Закрытия Летних Олимпийских игр 1980 года

Бессменный руководитель жюри:

  • Международного конкурса артистов балета в Москве
  • Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве
  • Международного юношеского конкурса классического танца «Молодой балет России»

Также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии

В 1974—1988 — Профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории

В 1975—1989 — Президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 — его почетный президент

С 1988 — Заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии

С 1989 — Президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии

С 1990 — Президент фонда «Русский балет»

C 1992 — Президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО

C 1997 — действительный член Академии Гуманитарных наук (академик)

C 2004 — Почётный член Российской академии художеств

Почётный член Австрийского музыкального общества

Семья

  • Супруга — Наталья Бессмертнова (1941—2008), выдающаяся русская балерина, солистка ГАБТ

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова

  • 1947 — «Татьяна» А. Крейна, балетмейстер В. Бурмейстер — Николай
  • 1948 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского — Золотой божок
  • 1949 — «Красный мак» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров — Акробат и Ли Шанфу
  • 1949 — «Медный всадник» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров — Шут
  • 1950 — «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон — Шурале
  • 1951 — «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография М. Фокина — Половчанин
  • 1951 — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Нурали и Юноша
  • 1951 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского — Шут
  • 1951 — «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского — Пан
  • 1951 — «Конёк-Горбунок» Ч. Пуни, хореография М. Петипа, А. Горского, редакция Ф. Лопухова— Украинский танец
  • 1951 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа — Ганс
  • 1952 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, редакция К. Сергеева — Кот в сапогах
  • 1954 — «Щелкунчик» П. Чайковского, балетмейстер В. Вайнонен — Паяц и Китайский танец
  • 1955 — «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, балетмейстер Б. Фенстер — Петро
  • 1956 — «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон — Ретиарий — первый исполнитель
  • 1957 — «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Григорович — Северьян

Постановки в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова — Мариинском театре

  • 1953 — танцы в опере «Садко» Н. Римского-Корсакова
  • 1954 — танцы в опере «Риголетто» Дж. Верди
  • 1957 — «Каменный цветок» С. Прокофьева
  • 1957 — танцы в опере «Мать» Т. Хренникова
  • 1959 — танцы в опере «Большая любовь» («Русалка») А. Дворжака
  • 1959 — танцы в опере «Три толстяка» В. Рубина
  • 1994 — «Раймонда» А. Глазунова

Постановки в Новосибирском театре оперы и балета[править | править исходный текст]

  • 1961 — «Легенда о любви» А. Меликова
  • 1962 — «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1977 — «Спартак» А. Хачатуряна, возобновление — 2011

Постановки в Большом театре

Оригинальные балеты

  • 1959 — «Каменный цветок» С. Прокофьева
  • 1965 — «Легенда о любви» А. Меликова, возобновление — 2002
  • 1966 — «Щелкунчик» П. Чайковского
  • 1968 — «Спартак» А. Хачатуряна
  • 1975 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
  • 1976 — «Ангара» А. Эшпая, возобновление — 1987
  • 1979 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, возобновление — 2010
  • 1982 — «Золотой век» Д. Шостаковича, возобновления — 1994 и 2006

Редакции классических балетов

  • 1963 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, 2-я редакция — 1973, 3-я редакция — 2011.
  • 1969 — «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова, 2-я редакция — 2001
  • 1984 — «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа, возобновление — 2003
  • 1987 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа
  • 1991 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского и К. Сергеева
  • 1994 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского
  • 1994 — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа

Танцы в операх

  • 1964 — «Октябрь» В. Мурадели
  • 1972 — «Руслан и Людмила» М. Глинки

Постановки в Краснодарском театре балета

  • 1996 — сюита из балета «Золотой век» Д. Шостаковича
  • 1997 — «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1997 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
  • 1997 — «Щелкунчик» П. Чайковского
  • 1998 — «Раймонда» А. Глазунова
  • 1999 — «Дон Кихот» Л. Минкуса
  • 2000 — «Спартак» А. Хачатуряна
  • 2000 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
  • 2002 — «Золотой век» Д. Шостаковича
  • 2002 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля
  • 2003 — «Баядерка» Л. Минкуса
  • 2004 — «Каменный цветок» С. Прокофьева
  • 2005 — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа
  • 2006 — «Легенда о любви» А. Меликова
  • 2006 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
  • 2007 — «Жизель» А. Адана
  • 2008 — «Спящая красавица» П. Чайковского

Постановки в других театрах (в хронологическом порядке)

  • 1955 — «Вальс-фантазия» М. Глинки — Ленинградское хореографическое училище
  • 1958 — танцы в опере «Эсмеральда» А. Даргомыжского — Ленинградский Малый театр оперы и балета
  • 1961 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Шведская Королевская опера
  • 1961 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Театр оперы и балета «Эстония»
  • 1962 — «Легенда о любви» А. Меликова — Азербайджанский театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова
  • 1963 — «Легенда о любви» А. Меликова — Национальный театр (Прага)
  • 1965 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Софийская народная опера
  • 1973 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Венская государственная опера
  • 1976 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева — Опера де Пари, 2-я редакция — 2003
  • 1978 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Опера де Пари
  • 1981 — «Жизель» А. Адана — Оперный театр Анкары (Турция)
  • 1981 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Римский оперный театр, возобновление — 1999
  • 1983 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Датский Королевский балет
  • 1985 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Финский Национальный Балет
  • 1989 — «Раймонда» А. Глазунова — Ла Скала
  • 1990 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Софийская народная опера
  • 1992 — «Жизель» А. Адана — Софийская народная опера
  • 1993 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля — Башкирский театр оперы и балета
  • 1995 — хореографическая сюита «Полтавский бой» в опере «Мазепа» П. Чайковского — Театр Вельки, Варшава
  • 1995 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Башкирский театр оперы и балета
  • 1995 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Башкирский театр оперы и балета
  • 1995 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Башкирский театр оперы и балета
  • 1996 — «Спящая красавица» П. Чайковского — Театр Вельки, Варшава
  • 1997 — «Раймонда» А. Глазунова — Большой театр Республики Беларусь
  • 1997 — «Легенда о любви» А. Меликова — Екатеринбургский театр оперы и балета
  • 1998 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный театр оперы и балета Республики Молдова
  • 1998 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный театр (Прага)
  • 1999 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Кремлёвский балет
  • 1999 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили
  • 1999 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
  • 2000 — «Легенда о любви» А. Меликова — Оперный театр Стамбула (Турция)
  • 2000 — «Спартак» А. Хачатуряна — Римский оперный театр
  • 2000 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2001 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Оперный театр Стамбула (Турция)
  • 2001 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2001 — «Раймонда» А. Глазунова — Национальный театр (Прага)
  • 2001 — «Спартак» А. Хачатуряна — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2001 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева — Кремлёвский балет
  • 2004 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
  • 2007 — «Корсар» А. Адана — Кремлёвский балет
  • 2007 — «Спартак» А. Хачатуряна— Красноярский государственный театр оперы и балета
  • 2008 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2008 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
  • 2009 — «Спартак» А. Хачатуряна — Армянский театр оперы и балета им. А. Спендиарова
  • 2009 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля — Московская государственная академия хореографии на сцене Большого театра
  • 2010 — «Раймонда» А. Глазунова — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2012 — «Корсар» А. Адана — Башкирский театр оперы и балета

Фильмография

Экранизации балетов

  • 1969 — «Легенда о любви», в ролях — Никита Долгушин, Инна Зубковская, Марина Кондратьева
  • 1970 — «Спартак», в ролях — Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Марис Лиепа, Нина Тимофеева
  • 1976 — «Грозный век», в ролях — Юрий Владимиров, Наталья Бессмертнова, Борис Акимов
  • 1976 — «Лебединое озеро», в ролях — Майя Плисецкая, Александр Богатырёв, Борис Ефимов
  • 1977 — «Спартак», в ролях — Владимир Васильев, Наталья Бессмертнова, Марис Лиепа, Нина Тимофеева
  • 1978 — «Щелкунчик», в ролях — Владимир Васильев, Екатерина Максимова
  • 1979 — «Каменный цветок», в ролях — Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Светлана Адырхаева, Владимир Левашёв
  • 1979 — «Спартак», в ролях — Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Михаил Габович, Татьяна Голикова
  • 1983 — «Лебединое озеро», в ролях — Наталья Бессмертнова, Александр Богатырёв, Борис Акимов
  • 1983 — «Золотой век», в ролях — Наталья Бессмертнова, Ирек Мухамедов, Татьяна Голикова, Гедеминас Таранда
  • 1984 — «Спартак», в ролях — Ирек Мухамедов, Наталья Бессмертнова, Михаил Габович, Мария Былова
  • 1986 — «Раймонда», в ролях — Людмила Семеняка, Ирек Мухамедов, Гедеминас Таранда
  • 1989 — «Спартак», в ролях — Ирек Мухамедов, Людмила Семеняка, Александр Ветров, Мария Былова
  • 1989 — «Легенда о любви», в ролях — Ирек Мухамедов, Мария Былова, Алла Михальченко, Гедеминас Таранда
  • 1989 — «Каменный цветок», в ролях — Людмила Семеняка, Николай Дорохов, Нина Семизорова, Юрий Ветров
  • 1989 — «Раймонда», в ролях — Наталья Бессмертнова, Юрий Васюченко, Гедеминас Таранда
  • 1989 — «Жизель», в ролях — Наталья Бессмертнова, Юрий Васюченко, Мария Былова
  • 1989 — «Щелкунчик», в ролях — Наталья Архипова, Ирек Мухамедов
  • 1989 — «Ромео и Джульетта», в ролях — Ирек Мухамедов, Наталья Бессмертнова, Александр Ветров, Михаил Шарков
  • 1989 — «Иван Грозный», в ролях — Ирек Мухамедов, Наталья Бессмертнова, Гедеминас Таранда
  • 1989 — «Лебединое озеро», в ролях — Алла Михальченко, Юрий Васюченко, Александр Ветров
  • 1989 — «Золотой век», в ролях — Наталья Бессмертнова,
  • 1989 — «Спящая красавица», в ролях — Нина Семизорова, Алексей Фадеечев, Нина Сперанская
  • 1991 — «Каменный цветок», в ролях — Александр Гуляев, Анна Поликарпова, Татьяна Терехова, Геннадий Бабанин
  • 1996 — «Баядерка», в ролях — Надежда Грачёва, Александр Ветров, Мария Былова
  • 2001 — «Баядерка», в ролях — Надежда Грачёва, Андрей Уваров, Мария Александрова
  • 2002 — «Лебединое озеро», в ролях — Анастасия Волочкова, Евгений Иванченко, Дмитрий Белоголовцев
  • 2004 — «Иван Грозный», в ролях — Николя Ле Риш, Элеонора Аббаньято, Карл Пакетт
  • 2005 — «Баядерка», в ролях — Светлана Захарова, Игорь Зеленский, Мария Александрова
  • 2007 — «Золотой век», в ролях — Анна Антоничева, Денис Матвиенко, Екатерина Крысанова, Ринат Арифулин
  • 2008 — «Спартак», в ролях — Карлос Акоста, Нина Капцова, Александр Волчков, Мария Аллаш
  • 2010 — «Щелкунчик», в ролях — Артём Овчаренко, Нина Капцова
  • 2011 — «Жизель», в ролях — Светлана Лунькина, Дмитрий Гуданов

Документальные фильмы о творчестве Юрия Григоровича

«Балетмейстер Юрий Григорович» (1970, реж. Ю. Н. Альдохин), «Жизнь в танце» (1978); т/ф «Балет от первого лица» (1986, реж. Альдохин); в/ф «Балетмейстер Юрий Григорович» (1987, реж. Альдохин)

Деятели российского балета о Ю. Н. Григоровиче

Когда в 1944 г. я переезжала из родного Ленинграда в Москву, будущий балетмейстер Юрий Григорович еще не окончил хореографическое училище… Спустя время ленинградцы — Театр имени Кирова — приехали на гастроли в Москву, и я увидела его «Легенду о любви». Балет, который на многие годы предсказал всю философскую, гражданскую позицию тогда молодого, но уже безгранично талантливого балетмейстера Юрия Николаевича Григоровича. Долго ходила я под впечатлением «Легенды», жалела, что уже не танцую.. . Галина Уланова

Бывают роли, где нравятся отдельные эпизоды. Здесь, в «Легенде о любви», мне нравится каждый момент сценической жизни Мехменэ. Самые позы, самые движения, их великолепно найденная, подчиненная логике образа последовательность, так выразительны, что их надо только безукоризненно точно выполнить, не допуская никакой отсебятины. Такова вообще хореография этого спектакля, созданная Юрием Григоровичем. Такова его изысканная пластика, вызывающая аналогию с персидскими миниатюрами. Майя Плисецкая

Награды и звания

  • 1957 — Заслуженный артист РСФСР
  • 1957 — Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
  • 1959 — Орден науки и искусства Республики Египет
  • 1966 — Народный артист РСФСР
  • 1969 — Премия имени Сергея Дягилева Парижской академии танца
  • 1970 — Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • 1970 — Ленинская премия
  • 1972 — Почетный приз Парижской академии танца
  • 1973 — Народный артист СССР
  • 1976 — Орден Ленина
  • 1977 — Орден «Кирилл и Мефодий» 1-ой степени (Болгария)
  • 1977 — Государственная премия СССР
  • 1977 — Медаль «100 лет Освобождения Болгарии от османского рабства»
  • 1980 — Почётный гражданин Варны
  • 1981 — Орден Октябрьской революции
  • 1981 — Народный артист Узбекской ССР
  • 1983 — Государственная премия Узбекской ССР
  • 1985 — Государственная премия СССР — за создание художественно-спортивных программ XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Лужниках, Москва
  • 1986 — Герой Социалистического Труда
  • 1986 — Орден Ленина
  • 1987 — Орден Народной Республики Болгария 1-ой степени
  • 1995 — Заслуженный деятель искусств Казахстана
  • 1996 — Народный артист Республики Башкортостан
  • 1997 — Медаль Вацлава Нижинского Министерства культуры Польши
  • 2001 — Орден искусств «Янтарный крест», высшая награда Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства
  • 2001 — Приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Маг танца»)
  • 2002 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
  • 2002 — Орден «Знак пошани» (Знак Почёта), высшая награда мэра города Киева
  • 2002 — Знак отличия «370 лет Якутия с Россией»
  • 2002 — Премия имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации
  • 2003 — Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство»
  • 2003 — Знак отличия «Гражданская доблесть» Республики Саха (Якутия)
  • 2003 — Почётный гражданин Кубани.
  • 2003 — Медаль «Герой труда Кубани» (Краснодарский край)
  • 2004 — Орден «За заслуги» (Украина) ІІІ степени
  • 2004 — Медаль Национальной оперы Украины к 100-летию Сержа Лифаря
  • 2004 — Почётный знак Министерства культуры и искусства Украины «За личный вклад в развитие искусства»
  • 2005 — Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит»
  • 2005 — Орден Достык
  • 2005 — Премия имени Георгия Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»
  • 2006 — Премия «Российский национальный Олимп» в номинации «Человек-эпоха», медаль «За честь и доблесть»
  • 2006 — Премия и медаль имени Людвига Нобеля
  • 2007 — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
  • 2007 — Орден Франциска Скорины
  • 2007 — Национальная премия «Россиянин года»
  • 2008 — Премия «Овация»
  • 2009 — Орден Почёта (Армения)
  • 2011 — Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность

Сочинения

  • Ванслов В., Григорович Ю. Большой балет. — М.: Планета, 1981. — 272 с. — 20 000 экз.
  • Григорович Ю. Об авторе этой книги // Ю. И. Слонимский. Семь балетных историй. — Л., 1967. — С. 256. — 10 000 экз.
  • Григорович Ю. Дебют балерины/Правда .—1968.—1 февраля
  • Григорович Ю. Фёдор Лопухов/Театр .—1968.—№ 7
  • Григорович Ю. Служение балету // Советская культура : газета. — М., 1972. — № 16 декабря.
  • Григорович Ю. Новые горизонты балетоведения/Театр .—1973.—№ 7
  • Григорович Ю. Владимир Васильев/Советский артист .—1973.—12 октября
  • Григорович Ю. Традиции и новаторство // Музыка и хореография современного балета. — Л.: Музыка, 1974. — С. 7—15. — 293 с. — 8675 экз.
  • Григорович Ю. Наследовать и развивать/Советская культура .—1976.—26 мая
  • Григорович Ю. Театр Вирсаладзе/Советский балет .—1982.—№ 4
  • Григорович Ю. Мир яркий и праздничный/Искусство .—1984.—31 января
  • Ю. И. Слонимский. Слово о Слонимском // Чудесное было рядом с нами. Заметки о петроградском балете 20-х гг. — Л.: Советский композитор, 1984. — 264 с. — 10 000 экз.
  • Слово к читателям // Николай Зубковский. Антология. — СПб.: Андреев и сыновья, 1993. — 192 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-87452-034-1

Библиография

  • Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. — М.: Искусство, 1968. — 224 с. — 10 000 экз.
  • Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. — 2-е. — М.: Искусство, 1971. — 304 с. — 10 000 экз.
  • Демидов А. Юрий Григорович. — М.: Планета, 1987. — 272 с. — 25 000 экз.
  • Смирнов Ю. Балетмейстер Юрий Григорович. Статьи. Исследования. Размышления. — М.: Фолиант, 2005. — 400 с. — 1000 экз. — ISBN 5-94210-025-Х
  • Демидов А. Золотой век Юрия Григоровича. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2007. — 432 с. — 3000 экз. — ISBN 5-699-19631-5
  • Колесников А. Юрий Григорович. — М.: Театралис, 2007. — 368 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-902492-05-4
  • Ванслов В. Хореограф Юрий Григорович. — М.: Театралис, 2009. — 248 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-902492-13-9
  • Демидов А. Большой Театр под звездой Григоровича. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2011. — 400 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-53702-0
  • Карп П. Новые балеты Григоровича // Звезда : журнал. — Л., 1969. — № 9.
  • Демидов А. Воспевая человека творческого порыва // Советская культура : газета. — М., 1974. — № 18 июня.
  • Львов-Анохин Б. Григорович // Мастера большого балета. — М.: Искусство, 1976. — С. 5—54. — 240 с. — 25 000 экз.
  • Демидов А. Юрий Николаевич Григорович // Книга-сборник «Мастера Большого театра». — М.: Советский композитор, 1976. — С. 646—659. — 696 с. — 15 000 экз.
  • Демидов А. Герои и героини. Ю. Григорович. Эскизы портрета // Театр : журнал. — М., 1977. — № 1.
  • Демидов А. Советский балет : журнал. — М., 1984. — № 3.
  • Демидов А. Поэтика театра Григоровича // Культура и жизнь : журнал. — М., 1987. — № 7.

Родился 2 января 1927 г. в Ленинграде. В 1946 г. окончил Ленинградское хореографическое училище (сейчас Санкт-Петербургская академия русского балета имени А. Я.Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева, и был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М.Кирова (сейчас Мариинский), солистом которой оставался до 1961 г. Сочинять танцы начал еще в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого ленинградского Дворца культуры имени А. М.Горького.

Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии

Его первые постановки в театре имени Кирова - «Каменный цветок» (1957 г.) и «Легенда о любви» (1961 г.) — имели оглушительный успех. В жизни Юрия Николаевича они сыграли решающую роль: во-первых, он обрел соратника-соавтора в лице выдающегося театрального художника Симона Вирсаладзе, с которым работал вплоть до смерти последнего в 1989 г.; во-вторых, вошел в историю балета; в-третьих, началось его стремительное восхождение по карьерной лестнице. С 1961 г. по 1964г. был балетмейстером в театре имени Кирова. А в 1964г. стал главным балетмейстером Большого театра - и оставил эту должность (в 1988г. «главный балетмейстер» был переименован в художественного руководителя балетной труппы) только в 1995 г.
Все его спектакли отличает содержательность, исходящая непосредственно из танцев. Он ищет индивидуальный танец, соответствующий каждому персонажу и каждой сюжетной ситуации.
На базе классической лексики он соединил различные приемы выразительности. Не отказываясь от структуры классического балета, он насыщает его новым смыслом и новым содержанием. Григорович проникает глубоко в замысел композитора и в структуру музыкального произведения.
По-новому в балетах Григоровича осмысляется сценическое пространство. Он освобождает сцену от бытовых подробностей и приходит к поэтическому обобщению, условному сценографическому решению. Сценическое пространство балетов Григоровича единая площадка происходящих событий, перекресток, где встречаются человеческие судьбы, он использует не иллюстрации, а метафорические обозначения. Все балеты Григоровича оформлял художник Симон Вирсаладзе. Во всех его балетах важна цветовая гамма.

В 1974-1988 гг. был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н. А.Римского-Корсакова. С 1988 г. заведует кафедрой хореографии в Московской государственной академии хореографии.

Является членом Венского музыкального общества и Украинской Академии танца.

В 1975-1985 гг. был президентом основанного им же Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО (в настоящее время - почетный президент).

С 1989 г. - президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. В 1990 г. стал президентом фонда «Русский балет».

С 1992 г. - президент программы «Benоis de la danse» (под патронатом ЮНЕСКО), от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз «Benоis de la danse» за выдающиеся достижения в искусстве балета.

Является бессменным председателем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве и Международного юношеского конкурса классического танца «Фуэте Артека», а также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии.

В 1991-94 гг. руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича».

В 1993-95 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1996 г. стал фактическим основателем тетра балета в Краснодаре (ныне балетная труппа краснодарского Музыкального театра ТО «Премьера»). С тех пор постоянно сотрудничает с этой труппой.

Постановки, ученики и партии

Перенес на сцену Большого театра (в новых редакциях) следующие свои балеты:

«Каменный цветок» С. Прокофьева (1959 г.);

«Легенда о любви» А. Меликова (1965 г.);

«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1979 г., мировая премьера состоялась в Парижской национальной опере, 1978 г.).

Спектакли, поставленные в Большом театре

Оригинальные:

«Щелкунчик» П. Чайковского (1966 г.);

«Спартак» А. Хачатуряна (1968 г.);

«Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева (1975 г.);

«Ангара» А. Эшпая (по пьесе «Иркутская история» А. Арбузова, 1976 г.);

«Золотой век» Д. Шостаковича (1982 г.).

Редакции классических балетов:

«Спящая красавица» П. Чайковского (1963 г., 1973 г.);

«Лебединое озеро» П. Чайковского (1969 г., 2001 г.);

«Раймонда» А. Глазунова (1984 г., 2003 г.);

«Жизель» А. Адана (1987 г.);

«Баядерка» Л. Минкуса (1991 г.);

«Корсар» А. Адана (1994 г.);

«Дон Кихот» Л. Минкуса (1994 г.).

Танцы в операх:

«Октябрь» В. Мурадели (1964 г.);

«Руслан и Людмила» М. Глинки (1972 г.).

Фильмы

В кино экранизированы балеты:

«Спартак» (1976 г.) и «Иван Грозный» (под названием «Грозный век», 1977 г.) .

Творчеству Юрия Григоровича посвящены фильмы :

«Балетмейстер Юрий Григорович» (1970 г.),

«Жизнь в танце» (1978 г.),

«Балет от первого лица» (1986 г.).