Занятие по театрализованной деятельности в старшей группе. Конспект занятия по театрализованной деятельности. Виды театров в дошкольном образовательном учреждении

Конспект занятия по театральной деятельности Тема: «Многообразие выразительных средств в театре»

Цель: Знакомство с выразительными средствами в театре.

Задачи:

Обучающие:

    Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления детей о выразительных средствах.

    Закреплять знания терминологии театрального искусства.

    Разучить новые упражнения (Артикуляционная сказка, Воздушный шар)

Воспитательные:

    Установление психологического и эмоционального контакта с детьми;

    Воспитывать интерес к театральному искусству;

    Воспитывать культуру речевого общения;

Развивающие:

    Продолжать развивать внимание, память, фантазию, воображение, мышление, выдержку, коммуникативные качества.

    Развитие эмоционального восприятия и выражения его на сцене.

Ход занятия

Организационный момент:

Педагог: прежде чем начать наше занятие я прошу вас оставить за порогом чувства, которые нам сегодня не потребуются. Я оставляю за этим порогом чувство усталости. (Каждый ребенок, перешагивая порог учебного класса, произносит фразу «Я оставляю за этим порогом чувство….)

Давайте поприветствуем друг друга и гостей нашего занятия теплыми дружескими аплодисментами.

Игра-приветствие «Хоровод настроения»

Дети поворачивают голову по кругу, смотрят в глаза партнёру, пожимают руку и произносят слова «Я делюсь с тобой своей радостью и теплотой»

Ко мне вернулась ваша теплота, и моё настроение стало еще лучше!

А теперь, давайте сядем.

Объяснение нового материала :

Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о многообразии выразительных средств в театре. Какие выразительные средства вы знаете.

(Слово, мимика, пантомимика, костюм, декорации, музыка, шумовое и световое оформление)

Молодцы, много выразительных средств вспомнили.

А теперь ответьте мне на вопрос, зачем нужны выразительные средства в театре для актера? А для зрителя?

(Для актера – чтобы доходчиво все объяснить, донести смысл спектакля.

Для зрителя - чтобы спектакль был интересным, красочным, запоминающимся, чтобы зрителю было все понятно, чтобы пробудить светлые прекрасные чувства)

Давайте представим, что мы попали в театральную мастерскую.

И сегодня поработаем над некоторыми выразительными средствами, которые помогают не только актеру воздействовать на зрителя, но и нужны любому человеку для более эффективного общения.

Начнем с того, что проведем артикуляционную гимнастику, но не обычную. Сейчас мы разыграем артикуляционную сказку. Я буду рассказывать, а вы – показывать. Необходимые действия будут изображены на экране. Готовы? Тогда начнем.

Цель: подготовить речевой аппарат учащегося к активному словесному действию.

В одном лесу жил-был маленький пятачок.

А на другом конце леса жил его друг – Винни Пух.

Винни Пух и Пятачок дружили.

Однажды Пятачок решил отправиться в гости к другу. Он вышел из дома, закрыл – открыл дверь.

Пятачок был очень трусливый, поэтому он посмотрел не спрятался ли кто-то в кустах.

А потом он посмотрел на небо, не собирается ли дождь.

Все было в порядке, и Пятачок весело побежал по дорожке.

Возле дорожки рос грибок.

Вдруг из-за кустов вышла большая, пребольшая лошадка.
Пятачок сел на нее и поскакал.

А Винни Пух в это время красил забор.

В это время прискакал Пятачок.

Пока Винни Пух красил, поднялся сильный ветер. Медвежонок ужасно испачкался и стал очень лохматым. Конечно, в таком виде он не мог встречать своего друга.

Поэтому он побежал умываться.

А ещё Винни Пуху нужно было расчесаться.

Когда друзья встретились, то они сначала поболтали.

Потом друзья решили поиграть в шарик.

Наступил вечер. Друзья попрощались. Пятачок сел на лошадку и поскакал домой.

Разминка театральная”.

Раз, два, три, четыре, пять -
Вы хотите поиграть? (Да)

Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка, иль на козу,
Или на принца, на Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду?

(Изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически и т.д.)

У меня на столе лежат платки. Я предлагаю вам взять платки и при помощи их попробовать изобразить следующих героев:

Старенькую бабушку

Больного с зубной болью

Бабу ягу

(Дети изображают героев)

Молодцы! Справились с заданием.

А без костюма можно дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что ж поможет здесь, друзья?

(ОТВЕТЫ: Мимика и пантомимика)

Что такое мимика и пантомимика?

(Мимика – это выражение лица. Пантомимика - это телодвижения, без слов)

Выходит девочка и читает стихотворение.

Вот новость! Я чуть не упала с крыльца!
У каждого есть выраженье лица!
Испуганно соображаю, а я что в лице выражаю?
Наверное, смелость, наверное, ум!
А вдруг, если в мимике я ни бум-бум?

А давайте, ребята, проверим, владеете ли вы мимикой.

Бывает, без сомнения, разное настроение,
Его я буду называть, попробуйте его мне показать.

Покажите мимикой:

грусть, радость, удивление, горе, страх, восторг, ужас, съели лимон

А теперь пора пришла,
Общаться жестами, друзья!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду.

“Иди сюда”, «привет», “пока”, “тихо”, “нельзя”, «ох, устал»,

“я думаю”, “нет”, “да”, «сейчас получишь».

Молодцы!

Мимика и пантомимика являются выразительными средствами, которыми должен владеть любой артист, т.е. уметь владеть своим телом.

А при помощи чего мы можем, выразись свои мысли и чувства вслух? Правильно, при помощи речи. Очень важно, каким голосом мы говорим. Как вы думаете почему? По голосу мы можем понять: злой человек или добрый, грустный или веселый, страшно ему или обидно. Понижение или повышение голоса, произношение, выражающее наши чувства, называется интонацией.

Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет «Встреча с писателем», а потом мы его обсудим. (Просмотр видео)

Вы понимаете, о чем будет следующая книга? Почему? А вам понравилась игра актеров в данном сюжете? Какова была их речь?

Подведя итог ваших рассуждений, можно сделать вывод: Чтобы тебя слушали и понимали, нужно уметь понятно, выразительно, а порой и эмоционально рассказывать.

Давайте посмотрим, как речь актера передает эмоциональный настрой его героя. Но перед этим подготовим наш голос к работе.

А теперь перейдем к просмотру и обсуждению отрывков.

1 отрывок из спектакля «Шрек» - встреча осла и Шрека

2 отрывок из спектакля «Шрек» - ссора Фионы и Шрека

3 отрывок из спектакля «Кот наоборот» - мыши и кот (если я не кот, то кто же?)

4 отрывок из спектакля «Кот наоборот» - кот и ворона(Эй, Василий, что грустишь?)

Молодцы! Все старались. Вот как заиграли по-новому ваши герои.

Скажите мне, пожалуйста, а в театре работают только актеры? (нет)

А кто работает в театре?

А зачем так много профессий нужно в театре?

(Без помощи художника, декоратора, костюмера, гримера и многих других профессионалов, работа актера и режиссера была бы менее красочна и выразительна)

Подведение итогов урока.

Давайте подведем итог нашего занятия. Скажите, важную ли роль выполняют выразительные средства в театре? (да)

Какую роль они выполняют, для чего они нужны?

Какие новые упражнения мы сегодня выучили?

Спасибо всем вам за работу, мы сегодня с вами очень плодотворно поработали.

Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. А эти аплодисменты мы подарим нашим гостям.

На этом наше занятие окончено. До свидания.

| Театр. Конспекты занятий по театрализованной деятельности

Досуг с показом театрализации «Теремок» в средней группе 8 Марта в средней группе с элементами театральной постановки «Теремок» Выход под музыку 1 ребенок Солнце льет свой свет прекрасный, Птицам песни петь не лень, Тает снег, и небо ясно, Вот и праздник - мамин день! 2ребенок. Сегодня дружно поздравляем Девчонок, бабушек и мам. Им...

Конспект театрализованной деятельности для детей от 3 до 4 лет «Кто в теремочке живет?» Задачи : Образовательные : Речевая задача : учить с помощью воспитателя инсценировать небольшие отрывки из народных сказок; Художественно-эстетическая : знакомить с элементарными средствами выразительности в народных сказках (движение, жесты, звук) ; Театрализованные игры : учить...

Театр. Конспекты занятий по театрализованной деятельности - Сценарий театрализованного занятия-развлечения «Учите правила дорожного движения»

Публикация «Сценарий театрализованного занятия-развлечения «Учите правила...» Цели и задачи: Систематизировать знания детей о правилах безопасности дорожного движения; воспитывать культуру поведения детей на улицах города и в транспорте. Оборудование: Напольный игровой комплект «Азбука дорожного движения», кукла Буратино, мяч. Содержание Дети входят в...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект НОД по театрализованной деятельности «Знакомство с театром «Три медведя» Программные задачи: 1. Закрепить знания детей о русских народных сказках (знание и узнавание персонажей, название сказок, кто написал); 2. Познакомить детей с театром «Три медведя» 3. Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь. Пополнять и активизировать...

Презентация «Зоны театрализации предметно-развивающей среды детского сада» Презентация Зоны театрализации предметно-развивающей среды детского сада Цель: повышение творческих способностей ребенка-дошкольника. Задачи: * Создать условия для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ. * Способствовать развитию у детей самостоятельности, инициативы...

Конспект занятия по театрализованной деятельности во второй младшей группе «Рукавичка» Цель: Вызвать интерес к театрализованной деятельности Задачи: Образовательные: - формировать интерес и потребность детей в восприятии сказки; - формировать положительную самооценку ребенка и позитивное отношение к окружающему миру. Развивающие: - развивать умение с помощью...

Театр. Конспекты занятий по театрализованной деятельности - Конспект занятия по театрализованной деятельности в средней группе. Пальчиковый театр «Репка»

Конспект по театрализованной деятельности. Пальчиковый театр «Репка» Цель: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Задачи: Образовательные - продолжать учить детей в игре перевоплощаться в сказочных героев. Развивающие -...

Презентация «Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей» Актуальность заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной...

Джусь Светлана Николаевна

Город (населенный пункт):

ЯНАО, г. Ноябрьск

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «МАЛЬВИНА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Конспект НОД

в старшей группе «Мы актёры»

Заместитель заведующего: Джусь С.Н.

Ноябрьск 2016 г.

Конспект НОД по театрализованной деятельности

в старшей группе «Мы актёры».

Программное содержание:

Формировать знания детей об окружающей действительности: расширять представления детей о театральных профессиях.

Работать над выразительностью исполнения, учить владеть телом, мимикой, жестом используя в своей работе этюды на испонительность.

Развивать творческую фантазию, умение самостоятельно создать игровой образ, поощрять неповторимость.

Продолжать развивать внимание, воображение, выдержку, коммуникативные качества.

Формировать сотрудничество и умение взаимодействовать в коллективе.

Материал:

Маски изготовленные своими руками (Медведя, зайца, поросёнка, козы, лягушки, косынка для Алёнушки и Машеньки, курочки), маски котят по количеству детей, зеркала, перчатки, пирог.

Предварительная работа:

Знакомство со стихотворением "Котята и перчатки".

Изготовление масок в свободной игровой деятельности.

Разучивание слов котят в стихотворении в индивидуальной работе с детьми.

Связь с образовательными областями:

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Дети вместе с воспитателем входят в зал, здороваются.

Ребята, я вам предлагаю сегодня отправиться в театр. Но сначала мы с вами должны решить, в какой театр пойдём. Какие театры вы знаете?

Ответы детей: (драматический, кукольный, театр оперы и балета)

Я предлагаю сегодня побывать в драматическом театре. Давайте вспомним, чем он отличается от остальных видов театра. Обычно мы посещаем театр как зрители, но сегодня я предлагаю вам побывать там, в роли актёров. Согласны?

Итак, закрывайте глаза. 1.2.1.2. Начинается игра.

Сегодня мы оказались в драматическом театре. Ребята, но попали мы в зрительный зал, а сцена закрыта. Присаживайтесь на стульчики и давайте разберёмся почему так случилось:

Как вы думаете, чтобы быть актёром нужно учиться, или любой человек может прийти в театр и работать в нём. А что нам надо знать и уметь чтобы стать актёрами.

Да, ребята, актёр должен, правильно дышать, четко говорить, красиво двигаться, и многое другое. И только тогда, когда он научится всем премудростям театрального искусства, актёр может выйти на сцену.

Все мы с вами знаем, сто Театр - это волшебная страна, в которой все актёры настоящие волшебники. Они могут превратиться и в любого сказочного персонажа, в любое животное, иногда если нужно, то и в любой предмет. И намсегодня нужно это доказать.

Воспитатель достаёт разные маски и перевоплощаясь в героев сказки, произносит разные фразы из сказок.

Братец Иванушка, не пей из копытца, козлёночком станешь. (Алёнушка)

Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк,

Где ты ходишь глупый волк,

Старый волк, страшный волк. (Поросёнок)

Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, пришла весна, у лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко мне ночевать, да и выгнала. (Заяц)

Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Желты пески на груди легли.

Козлятушки – ребятушки

Отопритесь, отомкнитесь,

Ваша мать пришла

Молока принесла

Бежит молочко по вымечку,

С вымечка по копыточку,

С копыточка во сыру землю. (Коза)

Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места? (Медведь)

Колобок, колобок, я тебя съем. (Волк)

Кто, кто в теремочке живёт, кто в не высоком живёт? (Лягушка)

Не плачь дед, не плачь баба, я вам новое яичко снесу, не золотое, а простое. (Курица)

Высоко сижу, далеко гляжу, всё вижу!

Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке! (Машенька)

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку! (Лиса)

У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи - я никого не боюсь.

Ловись, рыбка, и малá, и великá!

Ловись, рыбка, и малá, и великá!

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Вот так, ребята, актёр превращается в того кого захочет. Ну что, будем учиться актёрскому мастерству, не передумали?

Представим, что здесь рабочее место актёров.

Итак, для начала потренируемся в правильном дыхании. Без него невозможно красиво и громко говорить со сцены.

Давайте попробуем подышать, как это делают настоящие актеры. Сядьте все прямо, выпрямите спину.

Дыхательная гимнастика:

1. Свечка, греем ладошки.

2. «Дворники у машины» -щ-щ-щ.

«Комар» -з-з-з ищем комара, нашли, прихлопнули.

3. А сейчас немного попоём, продолжаем тренировать дыхание. Звуки произносим ровно, не кричим. (Аааа – ооо – ууу – иии – ээээ - ыыы).

Артикуляционная гимнастика:

Над дыханием мы поработали, сейчас надо сделать гимнастику для щёк, губ, языка. Как вы думаете, для чего нужна такая гимнастика? Да, для того чтобы разогрелись мышцы и актёр мог чётко, правильно и красиво говорить.

1. «Пузырь» «Пятачок»..

2. «Лошадка», «Маляр»

3. «Зевающая пантера», «Удивлённый бегемот».

Сейчас мы готовы красиво и громко говорить, но оказывается, актёру ещё не обойтись без жестов и мимики. Что такое жесты ?

Это телодвижения, без слов. Представьте, что вы разучились говорить.

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

"Иди сюда", "уходи", "привет", "до свидания", "тихо", "нельзя", "думаю", "нет", "да".

Молодцы. Вам теперь понятно, что такое жесты? Саша, что это, повтори ещё раз. А сейчас давайте разберём что же такое мимика ?

- Мимика - это эмоции, которые мы можем показать на наших лицах.

Я буду называть разное настроение, а вы, попробуйте его показать мимикой и жестами.

Покажите: (радость, удивление, спокойствие)- картинки; (горе, страх, восторг)- ситуации; (ужас, счастье гнев)- индивидуальный показ.

Молодцы!

А сейчас, звучит музыка вальса, все мы превратимся в дам, и кавалеров, дамы одеты в бальные платья, кавалеры во фраки (длинные пиджаки). Вставайте будем танцевать. Но вот на бале появилась королева. (выбирается из взрослых)

Ваше величество присаживайтесь на трон. И теперь каждый из вас представится королеве (дети представляются). Ребята, обратите внимание, я смотрю в глаза королеве, не опускаю голову, говорю громко, чётко.

Ребята, присаживайтесь на свои места.

Вот сейчас мы с вами превратились уже в настоящих актёров, научились дышать, приготовили мышцы щёк, губ и языка, чтобы правильно и чётко говорить, научились показывать своё настроение при помощи мимики, общаться жестами, посылать свой голос в зал, и смотреть на зрителя. Но если актёр не узнает, что он будет показывать и не выучит тест, то, как он будет выступать? Именно поэтому я вам прочитаю уже знакомую песенку и расскажу, кого мы с вами сейчас будем изображать.

Итак, слушайте: английская песенка (воспитатель читает стихотворение и по ходу комментирует действия героев)

«Потеряли котятки на дороге перчатки…».
Потеряли котятки
На дороге перчатки
И в слезах прибежали домой:

Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти
Перчатки!

Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!

Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
- Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!

Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога,
Мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога! (английская песенка)

Как вы думаете, что делали котята на дороге?

Как котята дрались, умывались, баловались?

Ребята, как котята плакали, когда прибежали к маме?

Катя как бы ты сказала, если бы была котёнком. Изобрази (Ответы 2-3 детей)
- А какая кошка в этом стихотворении?

Как вы думаете, мама улыбалась, когда котята сообщили, что потеряли перчатки?

Как котята радовались? Серёжа скажи радостно. (2 ребёнка изображают)

А когда котята нашли перчатки, мама обрадовалась?

Я предлагаю роль мамы отдать Даше, я уверенна, из неё получится замечательная мама - кошка. А все остальные будут непослушные, маленькие котятки.

А сейчас, пора превратиться в котят, выбирайте маски и подходите ко мне, я нарисую вам усики.

Под весёлую музыку дети одевают маски, воспитатель рисует усики и носик детям.

Ну вот, мы и превратились в артистов. Мы с вами познакомились со всеми премудростями актёрского мастерства и пришло наконец время открыть сцену. Итак, вот наша сцена. (воспитатель вместе с детьми взявшись за руки входят на сцену, разворачиваются) а вот и зрители. Уважаемые зрители попрошу поприветствовать начинающих артистов, а вас уважаемые артисты поприветствовать зрителей, поклонитесь. Исполняется впервые инсценировка английской песенки «Котятки и перчатки».

Воспитатель читает стихотворение по ходу, которого дети и воспитатель изображают все действия.

Инсценировка английской песенки «Потеряли котятки на дороге перчатки…»

В конце инсценировки воспитатель показывает детям пирог.

Аплодисменты. Поклон детей.

Ну, вот и побывали мы с вами в театре, а сейчас пора возвращаемся в детский сад. Закрываем глазки. Раз, два, раз, два вот и закончилась игра.

Ребята, вам понравилось быть актёрами? И вы мне тоже очень, очень понравились, а сейчас я приглашаю вас всех пить чай с пирогом.

Конспекты занятий по театрализованной деятельности в старшей группе

Задачи:

  • вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;
  • закреплять виды театров (драматический, кукольный), продолжать знакомить с театральной терминологией (актёр, режиссёр, драмтеатр, гапит); - знакомить с театральной куклой на гапите, обучать элементарным навыкам управления куклой;
  • воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу;
  • активизация речи детей через развитие диалогической речи (беседа, игра, игра-драматизация), введение в активный словарь новых слов - понятий (кукловод, гапит, актёр).

Словарь: драматический театр, кукольный, гапит, театральнаяальная маска, режиссёр.

Материал: ширма, куклы на гапите 10 шт., магнитофон, аудиокассеты, театральные маски на палочке 15 шт. (грустные и весёлые), бутафория (подарки для кукол).

Ход занятия

1 часть.

(дети входят под музыку в группу)

Здравствуйте, дорогие ребята! Подойдите, пожалуйста, ко мне, встаньте в круг и давайте посмотрим друг на друга.

Думаю, пришла пора нам с вами познакомиться.

Я знаю игру, которая так и называется “Познакомимся”. Поиграем? Мы будем хлопать с вами в ладоши и называть своё имя. Так я узнаю, как зовут вас, а вы узнаете моё имя. Свои хлопки мы будем передавать друг другу, вот так! Ну, начинаем?

Я вам очень рада! Мы все сдружились, Вместе собрались.

И Наталья Михайловна здесь! И... Танечка здесь!

Вот мы и познакомились! А теперь проходите на стульчики, усаживайтесь поудобнее, и я расскажу, чем мы с вами будем заниматься. А давайте отменим наше занятие и просто совершим маленькие волшебные превращения?!

Ну, что согласны? Вот и замечательно!

Ребята, а где же происходят волшебства и чудесные превращения? (в сказке).

А вы любите сказки?

А что больше любите, слушать или смотреть сказки, спектакли?

А где их можно увидеть? (в театре).

Ребята, а в нашем городе есть театры?

Какие театры вы знаете? (драматический, кукольный)

Ребята, а кто показывает спектакли, сказочные представления в драматическом театре? (люди)

А вы знаете как, называют этих людей в театре? (актёры)

Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика.

А хотите, и мы с вами попробуем превратиться в кого-нибудь? Идите ко мне, встаньте, кто куда захочет. И мы с вами станем на минутку актёрами драматического театра, представим, что мы с вами на сцене, а вот и зрители. Итак, зазвучала музыка и мы уже не ребятки, а - котятки! Котята выбрались из теплого дома на заснеженный двор, принюхались к холодному воздуху, и вот пошёл снег! Котятам это не нравится! Они сжались в комочек, прижали лапки, ушки, хвостики. Но снег прекратился, котята выпрямились, отряхнули передние лапки, задние, ушки, хвостик и всю шёрстку.

Этюд: “Котята”.

Ах, какие вы молодцы, настоящие котята!

А теперь вы уже не котята, а снеговики, которых ребята слепили на прогулке! Снеговики любят морозные дни, им весело, они улыбаются! Но вот стало пригревать солнышко, снеговички стали таять! Сначала подтаяла голова, потом - руки, потом - туловище и снеговики превратились в чистые, прозрачные лужицы.

Этюд: “Снеговики”.

Молодцы, ребята, вы настоящие актёры!

2 часть.

Ну, а теперь вы можете присесть на стульчики, отдохнуть и посмотреть, что я для вас приготовила. (достаю маски 2 шт., весёлую и грустную)

Что это, ребята? (маски)

Правильно, маски, но только не обычные карнавальные маски, а театральные.

Они одинаковые или разные? (разные)

Какое настроение они передают? (весёлое и грустное)

Вот сейчас, ребята, вы можете подойти, взять себе любую маску и мы встанем в круг.

Рассмотрите внимательно свою маску, запомните, какое настроение она передаёт. И мы примерим наши маски

Ой, вас совсем не узнать!

Сейчас, уважаемые маски, вы сможете рассказать какое у вас настроение, передавая его голосом, а может даже и движением.

Пожалуйста, уважаемая маска, скажи, какая ты? (Я весёлая маска!)

Если маска весёлая она об этом говорит весело, радостно, задорно, может даже выполнить какое-нибудь весёлое движение!

А ты, маска, какая? (Я грустная маска!)

Сначала поздороваются весёлые маски, с грустными. Задорно и весело! “Здравствуй, грустная маска!”

А теперь грустные маски. Тихо и грустно. “Здравствуй, весёлая маска!”

А можно я поприветствую вас?

“Здравствуйте, уважаемые маски!” (ошибаясь в интонации) - Я правильно передала голосом настроение маски?

Почему не правильно?

Какие, ребята, вы молодцы! Вас за масками не возможно бьшо узнать!

3 часть.

Ребята, мы с вами поговорили о драматическом театре и даже сами побывали актёрами, но совсем забыли о другом театре, каком? (кукольном)

Ребята, а кто самый главный в кукольном театре?

Конечно, куклы!

А куклам кто-то помогает или они самостоятельно выступают на сцене или ширме?

Помогают люди.

А как называют людей, которыми управляют куклами?

Их называют - КУКЛОВОДЫ! Повторите и запомните это слово, потому что сегодня вы его будете слышать часто.

А всё потому, что я для вас приготовила сюрприз!

Мы сегодня сами будем кукловодами, ведь в нашем кукольном театре с нетерпением вас ждут театральные куклы! Хотите с ними познакомиться? Тогда встречайте!

Эти куклы выступают на ширме, называются они - куклы на гапите.

Что такое гапит? Это палочка, на которую надета кукла, палочка называется - Г АПИТ. от этого и название - куклы на гапите!

Сегодня я научу вас управлять этими куклами, ведь вы будете кукловоды.

Кукла на гапите появляется постепенно, как-будто поднимается вверх по ступенькам. Сначала появляется голова, потом - плечи, затем кукла видна до пояса, и когда она доходит до середины ширмы - то видна вся кукла. Кукла движется по краю ширмы, а не по воздуху. Когда кукла говорит, то она слегка покачивается, а если на ширме две куклы - То та кукла, которая слушает - стоит не подвижно, чтобы зрители понимали, какая из кукол говорит. И ещё, кукловод, который говорит за свою куклу, часто меняет голос, чтобы он был похож на голос его героя. Например, если это мышонок, то голосок у него какой? А если это медведь или волк?

Ребята, вам хочется самим побыть кукловодами в нашем кукольном театре?

Но для начала я вам открою один секрет. И в драматическом и в кукольном театре есть такая профессия - режиссёр. Режиссёр - это помощник актёрам и кукловодам. Он всегда помогает им, говорит, что и как лучше сказать и сделать на сцене или ширме.

Ребята, разрешите мне побыть в нашем кукольном театре режиссёром, можно?

Тогда, ребята, я предлагаю вам показать, с помощью кукол на гапите, для наших зрителей кукольный спектакль - сказку “День рождения Машеньки”. Куклы наши будут выступать на ширме, а вы им будете помогать, да не забудьте правила вождения куклы.

Сейчас каждый из вас может подойти и выбрать себе куклу, которая вам понравилась. Кто выбрал куклу, проходите, садитесь на стульчики и познакомьтесь с ней.

У кого из кукловодов оказалась наша именинница? Подойди, пожалуйста, покажись всем, какая ты сегодня нарядная наша кукла!

Это - Машенька, у неё сегодня день рождения и она будет встречать гостей. Ваши куклы - её гости. И когда я буду называть героев сказки, то кукловод будет проходить за ширму и помогать своей кукле ожить, ведь вы... (кукловоды)

Ой, ребята, совсем забыла, а когда собираются на день рождения, то что готовят для именинника? (подарки, поздравления - красивые, нежные слова). А именинник приглашает всех гостей. Вы можете помочь вашей кукле выбрать подарок для именинницы. Посмотрите сколько их!

Вот теперь, когда всё готово, кукловоды ожидают своего выхода на сцену!

Сказка “День рождения Машеньки”

Жила - была девочка Машенька. Она была очень весёлая и добрая девочка. Её любили не только подружки, но и все зверюшки!

И вот однажды, когда у Машеньки наступил день рождения, зверюшки решили поздравить её с праздником. Они приготовили для именинницы подарки и поздравления.

Сначала к Машеньке пришёл Котик! (котик постепенно появляется на ширме)

Подошёл к ней и говорит: “Машенька, поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!” (котик слегка покачивается, а Маша стоит не подвижно)

Девочка была очень рада приходу Котика и его подарку и говорит: “Спасибо, котик, я очень рада, что ты пришёл! Проходи, пожалуйста”.

Котик прошёл и уселся на стульчик. А в это время по тропинке бежал вприпрыжку Зайка. Он увидел Машеньку и радостно сказал: “Здравствуй, Машенька! Я поздравляю тебя с днём рождения! И дарю тебе... ”

Девочка поблагодарила Зайку: “Спасибо, зайка! Проходи, пожалуйста!” Зайка с радостью согласился, прошёл и уселся рядом с котиком.

Только Зайка уселся, как все услышали песенку, её напевал Лисёнок, который тоже торопился с поздравлениями к Машеньке.

Лисёнок подбежал к девочке и радостно сказал: “Я поздравляю тебя с днём рождения! Вот для тебя подарок!”

Подарил Машеньке подарок и совсем было собрался уходить, как Маша сказала: “Спасибо, лисёнок, оставайся на праздник!”

Лисёнок поблагодарил девочку, пошёл и сел на стульчик рядом с Зайчиком. и тут все увидели, что вразвалочку идёт Мишутка. Мишутка был очень робкий и стеснительный. Подошёл и тихонько сказал: “Поздравляю с днём рождения!” Подарил Машеньке подарок и тихонько пошёл домой. А Маша ему вслед и говорит: “Спасибо, Мишутка, оставайся на празднике!” Мишутка от удовольствия даже тихо зарычал, пошёл и сел рядом с Котиком. И тут все увидели, что к Маше с поздравлениями идут Волчонок и Петушок. Петушок шёл впереди и звонко кукарекал, а Волчонок шеё за ним и всё думал, как он будет поздравлять Машу.

Подошли они к имениннице и говорят: “Поздравляем тебя с днём рождения! Желаем... Вот подарки от нас!”

Маша сказала: “Спасибо, проходите, пожалуйста!” Волчонок прошёл и уселся рядом с Мишуткой, а Петушок - рядом м Лисёнком, потому что они были друзья и всегда играли вместе.

Когда гости уселись, Маша увидела, что к ней в гости торопится Козочка.

Она была нарядная и весёлая. Козочка тоже несла Маше подарок.

Подошла она к девочке и говорит: “Поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!”

Машенька сказала: “Спасибо большое, проходи, пожалуйста!”

Козочка с удовольствием прошла и села рядом с Петушком.

Маша была очень рада гостям, но с нетерпением ждала свою подружку Дашеньку. И тут она увидела, что по тропинке торопливо идёт Дашенька, а с ней Мышонок. Когда Дашенька и Мышонок подошли, Маша сказала: “Я рада, что вы пришли, смотрите, сколько у меня гостей!”

Даша и Мышонок поздравили именинницу с днём рождения и предложили поводить хоровод “Каравай” для Машеньки. Все зверюшки согласились, встали в круг, а Маша встала в середину круга, и они стали водить хоровод!

Вот и закончилась наше представление. Теперь актёры-кукловоды можете выйти из-за ширмы и поклониться зрителям, а зрители вам поаплодируют за великолепную игру!

Кукол, ребята, давайте поставим на место, я думаю, они очень волновались во время выступления и им, как и вам стоит отдохнуть.

Ну, что, ребята, понравились вам наши превращения?

В каких театрах мы с вами побывали?

Кем мы были в театре?

В кого мы превращались, когда были актёрами драматического театра?

А в кукольном театре кем мы были?

С какими куклами познакомились?

Чему мы с вами научились? (превращениям, кукловождению)

А кто помогает актёрам в театре? (режиссёр)

Мне очень понравилось у вас в гостях, я очень рада была с вами познакомиться. И на память я хотела бы вам подарить от наших ребят, настольную игру, которая называется “Буратино”. Спасибо, ребята, за работу!

Мария Ионова

Мария Ионова

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по театрализованной деятельности «Путешествие в страну сказок и фантазии »

Цель : развитие актерских способностей детей.

Задачи :

Обучающие :

Обучать правильному подбору слов при описании характера и внешности героя сказки . Уметь составлять сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке .

Развивающие :

Развивать познавательный интерес желание участвовать в театрализации .

Развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию воображение , образное мышление.

Развивать монологическую и диалогическую речь.

Воспитательные :

Воспитывать эмоционально- положительное отношение детей к театрализованной деятельности , дружеским отношениям между собой. Воспитывать доброту, бережное отношение к окружающему миру через сказку .

Предварительная работа :

Работа над сказкой «Три медведя» : чтение, пересказ , анализ характера и внешнего вида героев;

Проведение артикуляционных гимнастик, проговаривание чистоговорок;

Проведение этюдов и упражнений на развитие воображения, памяти, снятие мышечного напряжения;

Проведение музыкальных игр-импровизаций.

Материал и оборудование :

Шляпа волшебницы;

Волшебная палочка;

Музыкальное оборудование, ноутбук, проектор;

Презентация

Маски героев сказки «Три медведя» ;

Игрушечная мебель;

Игрушечная посуда;

Ход занятия:

Дети заходят в зал и садятся на стульчики.

Воспитатель : Ребята, посмотрите к нам пришли гости.

Поздоровайтесь с ними, а мне скажите вы любите сказки (ответы)

Я тоже их очень люблю. Какие сказки вы знаете (Кот в сапогах, Гуси - лебеди, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Волк и семеро козлят, Три поросёнка, Красная шапочка)

А кто из вас хотел- бы сыграть роль в постановке какой-нибудь сказки (Ответы детей) .

Как называются люди, которые играют в театральных постановках ? (Актёры)

Для того, чтобы стать хорошим актёром нужно много знать и уметь. И сегодня я приглашаю вас отправиться в волшебную страну «Сказок и фантазии » , в которой живут знания и умения, которыми должны обладать актёры.

Как вы думаете, почему эта страна так называется ? (Там играют и поют, там все мечты сбываются)

Воспитатель : Да, вы правильно думаете, а еще в этой стране много забавных , интересных игр. Вы хотите отправиться туда со мной?

Дети : Да!

Воспитатель : Тогда, закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова и мы перенесемся в замечательную страну «Сказок и фантазии » !

Если глазки мы закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем!

(Звучит музыка. Воспитатель надевает шляпу «Волшебницы» и берет «волшебную палочку» . Дети открывают глаза .)

Воспитатель (в роли «Доброй волшебницы» ): Ребята, мы очутились в чудесной стране «Сказок и фантазий » , и смотрите, я преобразилась! В этой стране я – Добрая волшебница и у меня есть шляпа волшебная палочка, которая может творить разные превращения! И сегодня мы будем воображать и преображаться! И для начала мы поиграем! Своей палочкой вращаю, в гномов всех вас превращаю.


Упражнение на развитие мимических навыков «Гномики»

Гномы в зеркало глядятся, радуются, веселятся (дети широко улыбаются улыбаются)

Ну-ка, хватит веселиться, нужно всем вам разозлиться! (дети хмурятся)

Ну, нельзя же вечно злиться, предлагаю удивиться (дети поднимают брови вверх и округляют глаза)

- А такое развлечение :

Покажите огорчение (дети опускаю уголки губ вниз, надувают губки, хмурят брови)

Молодцы! Своею палочкой взмахну, обратно в деток превращу! (дети садятся на стульчики)

Воспитатель : А теперь задание! Разгадайте загадки про сказочных героев .

Хрю-хрю-хрю - каких три братца

Больше волка не боятся,

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный.

Ответ : Три поросенка

Стоит в лесу избушка,

Живет в избе старушка .

Не входи в избушку :

Съест тебя старушка !

Ответ : Баба Яга

Я серого волка в лесу повстречала

И бабушкин домик ему показала.

Случилась беда;

Волк обманщиком был

И бедную бабушку он проглотил.

Ответ : Красная Шапочка

У Аленушки сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

Ответ : Гуси-лебеди

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок.

Покатился …

Ответ : Колобок

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти Маленькие дети?

Ответ : Семеро Козлят

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки ,

Кто герои этой сказки ?

Ответ : Три Медведя

Воспитатель : Молодцы! А теперь мы снова будем перевоплощаться (упражнение выполняется стоя) .И сейчас, я попрошу вас изобразить настроение, которое вы услышите в стихотворении. Я буду вам стихи читать. А вы, настроение попробуйте показать.

(воспитатель читает стихотворения, дети с помощью мимики и жестов изображают настроение)

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте) Повстречали там лису (повилять «хвостиком» )

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте) Убежали под кусток. (присесть)

Шел король Боровик Через лес напрямик, Он грозил кулаком И стучал каблуком. Был король Боровик не в духе : Короля покусали мухи.

Ой-ой-ой! Как мне страшно !

Ой-ой-ой! Как ужасно!

Я боюсь, боюсь, боюсь,

Лучше я притаюсь!

Какой чудесный день!

Работать мне не лень!

Со мной мои друзья

И песенка моя!


Воспитатель : Молодцы. Садитесь на свои места. А теперь ребята, покажите жестами следующие действия «иди сюда» , «тихо» , «не балуйся» , «до свидания» , «я думаю» , «я сплю» . (Дети изображают жестами действия)

Воспитатель : Молодцы! С этим заданием вы тоже справились. А вы знаете, ещё актеры должны четко и быстро проговаривать слова.

А для чего актёрам следует правильно выговаривать слова? (Чтобы было понятно)

А теперь послушайте чистоговорку :

«Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.»

Давайте её вместе повторим, чтобы запомнить. (заучиваем чистоговорку)

А теперь я предлагаю произнести чистоговорку с заданием.

Произнести всем вместе с разной силой голоса : медленно и быстро.

Воспитатель : Хорошо, молодцы! А теперь, я взмахну своей волшебной палочкой, и вы больше не сможете говорить, а будете только двигаться.

Музыкальная игра «Шел король по лесу»


Воспитатель : Все молодцы! Теперь давайте попробуем разыграть сценку из известной вам сказки «Три медведя» . И сейчас мы уже будем не только изображать главных героев, но и говорить за них разными голосами. (распределяют роли, надеваются маски-шапочки медведей) . Давайте подумаем, как надо показывать папу-медведя Михайло Иваныча. Как вы думаете, какой у него характер? (Он строгий, у него очень громкий голос, большой, ходит вперевалку, сердитый). А Настасья Петровна? (Она говорит не очень громким голосом, добрая) . А какой Мишутка? (Голос у него писклявый, он обидчивый, расстроенный, ходит мелкими шажками, косолапит).

Инсценировка отрывка сказки «Три медведя»

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом :

Кто хлебал в моей чашке?

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко :

Кто хлебал в моей чашке?

А мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом :

Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал?

Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом :

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко :

Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал :

Кто сидел на моем стуле и сломал его?

Медведи пришли в другую горницу.

Кто ложился в мою постель и смял ее? - заревел Михайло Иваныч страшным голосом .

Кто ложился в мою постель и смял ее? - зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом :

Кто ложился в мою постель?

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут :

Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза , увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто , она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.


Воспитатель : Ребята, вы большие молодцы. Все показали себя настоящими артистами. Садитесь на свои места. Ну что ребята, пора нам с вами возвращаться обратно в детский сад и мне нужно произнести волшебные слова :

Снова глазки мы закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Мир волшебный не забудем!

Звучит музыка. Воспитатель снимает шляпу волшебницы и прячет волшебную палочку.

Открывайте глазки . Вот и вернулись мы в наш любимый детский сад. Вам понравилось наше путешествие в волшебную страну ?

Дети : Да!

Воспитатель : А как она называется?

Дети : Страна сказок и фантазии

Воспитатель : Молодцы ребята и мы еще много раз будем отправляться в эту страну , что бы играть, воображать и преображаться!