Зима в музыке. Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов «Карнавал животных» К. Сен-Санса

Поэтический образ зимы в творчестве

русских поэтов и композиторов.

Цели:

научить видеть вокруг себя прекрасное, замечать, наблюдать, узнавать;

создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических произведений,

совершенствование навыков выразительного чтения,

развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей,

способствовать эстетическому развитию учащихся,

воспитывать любовь к природе, потребность в чтении и культуре чтения.

Образовательная:

  • Раскрывать новые грани взаимодействия литературы и музыки.
  • Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний вечер», скрипичного концерта А. Вивальди
  • Знакомство с жанром кантата, романс, скрипичный концерт

Развивающая:

  • Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.
  • Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать.
  • Способствовать развитию воображения учащихся.
  • Продолжить формирование слушательского и исполнительского опыта.

Воспитательная:

  • Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, к родной природе.

Методы: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийный проектор, компьютер, выставка книг и рисунков, презентация к уроку. аудиозапись Чайковского - «Времена года»., музыка Вивальди

раскладушка“ Зимушка-зима”; на снежинках загадки; плакат “Игра в снежки”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Введение в тему.Картина Шишкина «Зима»

    Зима пришла… За окнами,9 гр
    Где чёрных ёлок ряд,
    Пушистые и лёгкие
    Снежиночки летят.
    Летят, порхают, кружатся,
    Пушистые летят,
    И белым мягким кружевом
    Окутывают сад.

А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.

С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки.
Покрывая всё кругом
Мягким бархатным ковром.

песня «Снег кружится» или «Завируха»

– Кто-то скажет:”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”.“Красивая, пушистая и белоснежная!” –восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. И день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер –длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки.
И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха.
Наша зима у поэтов, музыкантов, художников –красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.

Литература - это искусство слова. Она связана с другими видами искусства. Художник - кистью создал образ русской зимы. Композитор - музыкой. Поэт - делает по-своему. Пушкин в 19 веке зиму видел так.

Она появляется у А.С. Пушкина, холодная, спокойная, величественная

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз… И рады мы
Проказам матушки-зимы!

– Но есть в зиме и что-то молодое и весёлое.

Другой поэт Пётр Андреевич Вяземский, встречая зиму, восклицает:

Комаров Никита 10 гр

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!

– Все рады проказам “матушки-зимы”. Мороз румянит щёки, пощипывает нос. А снег – лёгкий, пушистый и очень скользкий. Санки летят по нему так, что дух захватывает. Весело зимой.

Александр Александрович Блок писал:Анжела 4гр

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрый санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом…
В снежном доме будет
Резвая игра…
Пальчики застудят –
По домам пора!

Звучит романс ЮлианныШаховой.

– В стихах, в музыке всегда передаётся настроение человека.

И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. И тогда луна в стихах становится мрачной и сердитой, а вьюга выглядит настоящей злюкой.

(романс «Буря мглою небо кроет…»слушание)

Галя4гр

Вечор , ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…

– Смолкла буря, наступило светлое и доброе утро, и мы восхищаемся вместе с Пушкиным:

А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Кондратенко Г. П. Зимний вечер Катя1гр

Тускло месяц дальнийсветит сквозь туманы,
И лежит печально снежная поляна.

Белые с морозувдоль пути рядами
Тянутся березыс голыми сучками.

Тройка мчится лихо, колокольчик звонок;
Напевает тихомой ямщик спросонок.

Я в кибитке валкойеду да тоскую:
Скучно мне да жалкосторону родную.

Н.П. Огарев

– А другой поэт Сергей Александрович Есенин, рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки.

Еду. Тихо. Слышны звоныДима Сав.10гр
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой в даль.

Туржанский Л. В. Зимний пейзаж. На дровнях

Зима!.. Настя1гр

Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

А.С.Пушкин

мультфильм «Маша имедведь» следы

– Зима – волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен её чарам.

Фёдор Иванович Тютчев пишет:Даша4гр

Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опушан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

– А Сергей Александрович Есенин вторит:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

– Зима одевает природу в невиданные наряды.

Послушаем ещё Есенина:Маша Сав.4гр

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распушились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Скрипичный концерт «Времена года» А. Вивальди – слушание

Антонио Лучо ВИВАЛЬДИ (Antonio Lucio Vivaldi; 4.03.1678, Венеция - 28.07.1741, Вена) - венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо, автор 40 опер. Его наиболее известной работой является серия из 4 скрипичных концертов «Времена года».

Ванесса Мэй открыла новый стиль, сумев сплавить акустическую и электрическую скрипки с современными ритмами – техно, джаз, рэггей…

Первый концерт Ванессы прошел, когда девочке было девять лет. В десять она уже играла с филармоническим оркестром. Ванесса была самым молодым учеником в Королевском музыкальном колледже. – слушание

Женя1гр.

Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра! В.Я. Брюсов

Саврасов А. К. Зима. Конец 1870-х - начало 1880-х

Зимним холодом пахнулоНастя1гр
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей. А. Бунин

– Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью: шепчутся листвой деревья, бегут наперегонки озорные волны рек и речушек, луга смеются пестротой трав и цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – всё движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой всё по-другому. Всё живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо.

Поёт зима – аукает,Витя3гр
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,Леня3гр
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешенным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

(слушаем вторую часть кантаты «Поет зима, аукает»: всего десять частей)

Эту удивительную музыку написал наш современник Георгий Свиридов, кантата называется "Поэма памяти Сергея Есенина" Кантата - это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов. Шишкин И.И. Первый снег 1875

Вистории музыкальной литературы существуют множество примеров создания известными композиторами музыкальных циклов для детей, чтобы юные слушатели могли начать погружение в мир музыки с довольно простых произведений.Например, С.С.Прокофьевнаписал «Детскую музыку», Роберт Шуман – «Альбом для юношества»,КлодДебюсси – «Детский уголок», Сен-Санс – «Карнавал животных».Так же имеется ряд популярных классических произведений,названия, части которых слушатели не всегда знают.Например, Антонио Вивальди«Времена года»,Г.В.Свиридов«Метель»,П.И.Чайковский«Времена года», С.С. Прокофьев«Александр Невский» и т.д.

Свиридов. Метель Пушкина.

01. Тройка

С первой секунды звучания мы попадаем в бешенную скачку на тройке удалых коней. С упорством и натиском несёмся на санях по снежному полю. Хлопья снега вылетают из-под копыт. Внезапно всё стихает, остаётся только ощущение движения. На фоне затихшего оркестра появляется красивая, широкая, тёплая мелодия, которая рисует безкрайние заснеженные поля, равнины, овраги. В дали видны леса и перелески. Перед финалом «Тройки» нам снова напопинают о бешенно скачке. Можно представить, что мы выподаем из саней. Наступает снежная тишина. Под звуки колокольчиков в оркестре, видим, как сани исчезают за ближайшим пригорком…

02. Вальс

Во вступлении вальса три раза звучат тройные аккорды. Далее появляется лёгкая, танцевальная, игривая, немного кокетливая мелодия вальса.

Клевер Ю.Ю. Зимний закат в еловом лесу 1889

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска......

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.... На встречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...

А.С.Пушкин

Мещерский А.И. Зима. Ледокол 1878

Поля затянуты недвижной пеленой.
Пушисто-белыми снегами.
Как будто навсегда простился мир с Весной,
С ее цветками и листками.

Окован звонкий ключ. Он у Зимы в плену.
Одна метель поет, рыдая.
Но Солнце любит круг. Оно хранит Весну.
Опять вернется Молодая.

Она пока пошла бродить в чужих краях,
Чтоб мир изведал сновиденья.
Чтоб видел он во сне, что он лежит в снегах,
И вьюгу слушает как пенье.

К.Бальмонт

– Чародейка-зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, немую, таинственную. Эта жизнь – жизнь сна, время белой и тихой природы.

песня «Ой, мороз» или «Завируха»

Крыжицкий К.Я. Лес зимой Илья3гр

Светло-пушистая снежинка белая,
Какая чистая, какая смелая!
Дорогой буйною легко проносится,
Не в высь лазурную - на небо просится.
Под ветром веющий дрожит, взметается,
На нем, лелеющем, светло качается.
Его качелями она утешена,
С его метелями крутится бешено.
В лучах блистающих скользит умелая
Средь хлопьев тающих сохранно-белая.
Но вот кончается дорога дальняя,
Земли касается звезда хрустальная.
Лежит пушистая снежинка смелая.
Какая чистая, какая белая!

К. Бальмонт

Саврасов А.К. Зима 1873

И.В. 4гр

Зима. Что делать нам в деревне?

Я встречаюслугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?

Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обедавозиться с старыми журналами соседа?
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня, и рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;

глядим на бледный снег прилежными глазами;
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой, двух зайцев протравив, являемся домой.
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет; свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле, медленно глотаю скуки яд. Читать хочу; глаза над буквами скользят,
А мысли далеко... Я книгу закрываю; беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова. Ко звуку звук нейдет...

А.С.Пушкин

Выставка книг.

– Ребята, а теперь посмотрите на выставку этих книг. Вы их брали, рассматривали, читали. Все они о родной природе. Книги ведут нас в чудесный мир нашей родной природы, познакомят с неизменной, но вечно новой сменой времён года.

– Каждый разворот удачно оформлен художником. К каждому стихотворению своя иллюстрация. Но самое замечательное в этих книгах – раздел, которым они завершаются – “Краткие сведения об авторах”.

Загадки

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.Снег

Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега,
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем ^ Новый год! Декабрь

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз,
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птицам не летится –
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? Январь

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышан звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?февраль

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.зима

И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт?иней

Покружились звёздочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли на моей ладошке.снежинки

Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу!Лыжи

. Всё лето стояли,
Зимы поджидали –
Дождались поры –
Помчались с горы. (Санки)

Две новые кленовые
Дощечки двухметровые
На них поставил две ноги –
И по большим снегам беги. (Лыжи)

Льётся речка – мы лежим.
Лёд на речке – мы бежим. (Коньки)

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Легкие пушинки –Белые … (снежинки)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (^ Лёд)

песня «Три белых коня»Таня2гр

Игра в снежки.

Чистый морозный воздух и солнце – самые могущественные лечебные силы. Занимаясь зимними видами спорта, мы укрепляем наше здоровье. Назовите эти виды спорта? А зимние игры?

Суриков В.И. Взятие снежного городка 1891

Перечёркнут снег лыжнёй,
Тонкий и прямой.
До чего у нас в краю
Хорошо зимой.
Интересно резать лёд
Звонкими коньками,
Сбросив варежки, лепить
Мокрый снег руками.
Ледяную крепость брать
В жарком поединке,
Чтобы вам за воротник
Сыпались снежинки.
Вместе с нами бой ведут
И девчонки тоже,
На снегурочек они
В зимний день похожи.
И на солнце блещет лёд
Весело и строго,
И зовёт тебя вперёд
Зимняя дорога.

мультфильм «Маша и медведь.Коньки».

– В мягкий зимний день, когда снег чуть тает, можно лепить из снега фигурки снеговиков, играть в снежки. И Зима припасла для вас интересную игру, а какую вы узнаете, отгадав загадку.

По снегу покатите –
Я подрасту.
На костре согрейте –
Я пропаду.(Снежный ком)

Вывешивается плакат “Игра в снежки” (буквы– снежки:

р, к, б, ш, д, т, в, и, л, з, н, с, г, м, ч, о, а, е, у)

Кто быстрейиз букв – снежковсоставит большеразных слов?

/Рука, ручка, сани, санки, снег, рукавички, наст, сугроб, мешок, куртка, корка, горка, чум, шуба, шубка, уги, мороз, работа, лед, иглу, игра, елка, мост./

Ребята составляют слова, звучит музыка из альбома П. Чайковского “Времена года”.

На одном из первых мест среди композиторов, чьи произведения , по свидетельству неумолимой статистики, звучат наиболее часто во всем мире, стоит имя Петра Ильича Чайковского.

В своем творчестве Чайковский создал музыкальный язык , органически связанный с народной стихией , с музыкальной жизнью и бытом современной эпохи. Однако национальная ограниченность была чужда Чайковскому. Он считал, что ценность любой национальной культуры возрастает по мере ее доступности всем народам. И действительно, его музыка стала подлинно интернациональной, завоевав мировое признание .

Заключительная часть

Мы послушали поэтическое описание зимы поэтов 19 в., 20 в., и в 21 в. неизменилась зима, осталась такой же прекрасной.

Хотя зима холодная и суровая, но она вдохновляла на творчество поэтов, композиторов, художников. А сколько радости она несет в наш дом. Вместе с зимой приходит новый год, долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках. Давайте литературно-музыкальный вечер закончим веселой песней.

Группа Фристайл «Белая метелица»

Внеклассное мероприятие «Час поэзии м музыке о зиме».

Цели и задачи : познакомить учащихся с творчеством русских поэтов и композиторов, научить чувствовать и понимать поэтические и музыкальные образы, наблюдать красоту природы, воспитывать чувство патриотизма и любовь к своей Родине.

Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии и музыки!

Зимняя природа побуждает людей творить. Композиторы пишут музыку и посвящают ее природе. Художники это делают с помощью красок, а поэты рисуют картины зимы словами.

(Показ слайдов)

…Здравствуй русская молодка,

Раскрасавица - душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка зима!

    Звучит Вивальди «Зима» - в современной обработке.

Показ слайдов о зиме).

Первый снег

И.А. Бунин

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

А.С. Пушкин

«Вот север, тучи нагоняя…»

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

А что же такого необычного и волшебного происходит зимой? Приходит зима, выпадает снег, становится холодно. Мороз разукрашивает своими узорами окна домов, украшает ветки деревьев, речка покрывается хрустальным льдом, снег переливается при свете солнца. Все становится как в сказке, волшебным, таинственным.

    Звучит Чайковский «Декабрь».

(Показ слайдов)

Пороша

С. Есенин

…Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Чародейкою Зимою…

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

И стоит, он околдован,

Не мертвец и не живой

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Снег идет медленно, неторопливо. И все, что попадается ему на пути, снег красит в белый цвет.

    Звучит Чайковский «Январь».

(Показ Слайдов).

«Зима»

И.З. Суриков

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы

И зима настала…

Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звездочками пушистый иней. Околдованный лес запел песню. (муз. Чайковского или Вивальди)

Зима опускается на землю во всей своей красе. Сверкает Снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Ясные березки распустили кружевные веточки, сияют на солнце нежно-розовой тонкой берестой.

    Звучит Чайковский «Февраль».

(Показ слайдов).

«Береза»

С. Есенин

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Тишиной, спокойствием, чистотой веет от спящей красавицы природы.

Видимо, сюда редко ступает нога человека.

Заметает пурга

Белый путь.

Хочет в мягких снегах

Потонуть.

Ветер резвый уснул

Ни проехать в лесу,

Ни пройти…

С. Есенин

Снег, снег – царство снега. Все в лесу в сказочно белых сугробах. Мороз сковал стволы деревьев. Волшебница – зима торжествует, она властвует.

    Звучит Вивальди. Из альбома «Времена года» - «Зима».

(Показ слайдов).

«Не ветер бушует над бором…»

Н. Некрасов

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит, хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет – по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

«Поет зама-аукает…»

С. Есенин

Поет зама-аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

«Опрятней модного паркета…»

А.С. Пушкин

Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета;

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумать плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед.

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

Мороз и солнце! На деревьях иней! Задремали березки, нарядились ели в теплые шубки… Сколько приятных впечатлений дарит нам зима! А сколько радости и веселья доставляют нам зимние развлечения.

«Хорошо играть зимой»

Зима-зимушка, зима

Ты бела и холодна!

С неба падают снежинки,

Вот какая красота,

Белый снег лежит в лесу,

На деревьях, на носу.

Я смахну рукой снежинку,

Отщипну от шишки льдинку.

С горки в саночках спущусь

И на лыжах прокачусь.

Хорошо играть зимой

И не хочется домой!

Вот сколько чудесного, радостного несет нам с собой зима! Зима – это еще и прекрасные, волшебные, загадочные, полные волшебства Новогодние праздники.

Послушаем Па-де-де из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского и постараемся услышать волшебные и сказочные звуки.

    Звучит Па-де-де из балета «Щелкунчик».

(Показ слайдов).

Альбина Соловьёва
Зимняя сказка в русской классической музыке

Музыкально -литературная гостиная

«ЗИМНЯЯ СКАЗКА »

в произведениях русской классической музыке

Сценарий досуга для детей русской и башкирской групп и родителей

Цель : прививать любовь к классической музыке (П. И. Чайковский, А. К. Лядов, Г. Свиридов, современный композитор Геннадий Гладков; к творчеству поэтов - классиков (А. С. Пушкин, Есенин, Иван Демьянов, И. Суриков; через синтез искусств (музыка , поэзия) .

Задачи : развивать музыкальные и творческие способности детей :

Учить самостоятельно определять характер и содержание музыкального произведения , эмоционально откликаться на него; передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать двигательные качества, умения; развивать певческие навыки, музыкальный слух ;

Совершенствовать умение играть в оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах ; расширять музыкальный кругозор ;

Развивать любовь к русскому художественному слову; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.

Предварительная работа :

Беседы о характерных признаках и приметах зимы;

Подбор и разучивание песен и стихов о зиме;

Знакомство с творчеством композиторов и поэтов, писавших произведения о зиме;

Слушание произведений П. И. Чайковского «Зимнее утро » , «Святки» , «Вальс снежных хлопьев» , Г. Свиридова «Метель» ;

Беседы о характере прослушанной музыки ;

Работа с детским музыкальным оркестром (пьеса «Танец льдинок» А. К. Лядов.)

Ход досуга.

Звучит «Вальс» Г. Свиридова из к/ф «Метель» .

Дети и родители заходят в зал и рассаживаются (слайд - зимний лес )

Ведущий : Здравствуйте, дорогие гости! Я рада вас приветствовать в нашей уютной музыкальной гостиной , где нас ждёт встреча с музыкой и поэзией . Предлагаю сегодня поговорить о зиме, давайте послушаем и посмотрим, как о зиме рассказывают музыканты и поэты . Композиторы пишут что? (дети : музыку ) . А поэты? (стихи) Какие приметы зимы мы знаем? (солнце светит мало, очень короткий день и длинная ночь, лежит везде снег, очень холодно. на деревьях нет листьев, нет бабочек и птиц, насекомых, вода на реке превратилась в лёд, многие животные спрятались в норы от холода, птицы улетели в тёплые края) Правильно, молодцы! Всё кругом белое, одинаковое (слайды 2 - 4) Как это наверное скучно и не интересно? Зачем природе нужно столько снега? (ответы детей) Сейчас нам об этом расскажет Глеб Ф. и его мама (слушают)

Стихотворении «Одеяльце» исполнят Глеб Ф. с мамой :

Дочь - Отчего, родная, снег зимой идет?

Мама – Из него природа одеяльце ткет!

Дочь – Одеяльце, мама? А зачем оно!

Мама – Без него в земле бы стало холодно!

Дочь - А кому, родная, в ней тепла искать!

Мама - Тем, кому придется зиму зимовать :

Семенам-малюткам, зернышкам хлебов,

Корешкам былинок, злаков и цветов.

Расскажите, какой бывает зима? (Ответы детей : холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, часто идёт буран, метель, вьюга) Послушайте какой словесный портрет Зимы нарисовала в своём стихотворении поэт А. С. Пушкин «Зимний вечер » (слайд № 5 портрет А. С. Пушкина)

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя :

То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый, к нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка и печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем своего веретена?

Спой мне песню, как синица тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица за водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет. то заплачет, как дитя.

А. С. Пушкин (слайды № 6 – 10)

М. р.: На эти стихи русский композитор Яковлев написал романс «Зимний вечер » . Исполняет певец Хворостовский (слушают романс «Зимний вечер » )

М. р.: Если вы внимательно послушаете ещё стихотворения, то услышите новые определения зимы и снега. Читают стихи Булгакова Лиза, Космылина Вика, Ишбулатов Тимур (принакрылась снегом. Точно серебром. Распустились кисти белой бахромой, обсыпает ветки новым серебром, седы кусты до прутика; на белых парашютиках спускается зима; Снежинки – звёздочки)

Сергей Есенин

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

Иван Демьянов "Первый снег"

Седы кусты до прутика. На землю и дома

На белых парашютиках спускается зима!

Летят снежинки-звездочки. смотрю из-под руки :

Кружась, танцуют в воздухе, пушисты и легки!

Светлее стала улица, наряднее село.

Летят снежинки, кружатся, вокруг белым-бело!

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

Божьи дни коротки, солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы - и зима настала.

И. Суриков (слайды № 11 – 20)

М. р.: Ведущий : Зимой бывает и другая погода, когда светит яркое солнце, лёгкий морозец пощипывает щёки, хрустит под ногами снежок. Красота! Нас ждут зимние забавы . А что можно делать зимой? (дети весело катаются на санках, коньках, лыжах, строят снеговиков, крепости, играют в снежки. (слайд № 21) Давайте и мы покатаемся на санках, лыжах. коньках (под музыку катаются по залу ) . А какую песенку мы знаем о зиме? (русская группа исполняют песню «Новогодняя песенка» Гладкова, башкирская группа «?ыш бабай» С. С2лм2нов музыка3ы

Я8ы йылды8 юлдарына 3ибелг2н а7 7ар ик2н.

Ыш бабай6ы8 ?ар4ылыу6ы8 А7бу6аты бар ик2н

Ыш бабай кил2 ик2н, 7ар3ылыу к0л2 ик2н.

Ыш бабай6ы8 ?ар4ылыу6ы8 А7бу6аты бар ик2н.

Муз. рук. Есть очень много зимних сказок . Самая известная, наверно, новогодняя сказка – «Щелкунчик» . Великий русский композитор П . И. Чайковский написал балет по этой сказке . Балет – это такое произведение, в котором звучит музыка и сюжет сказки нам показывают танцоры – балерины. И в этом балете есть сцена, в которой композитор описал зимний снег . Она называется «Вальс зимних хлопьев » . Давайте мы с вами ее посмотрим и послушаем (слушают запись) Какие инструменты исполняют вальс? (симфонический оркестр : флейта, скрипки, виолончели, арфа, треугольник, поёт хор) Какой характер музыки (тревожная, мятущаяся, отрывистая) (слайды № 22 – 24) Что происходит зимой на реке с водой? (ответы : она превращается в прозрачный лёд, а капельки воды в льдинки) Давайте вместе с мамами поиграем в оркестр «Танец льдинок» русского композитора Анатолия Константиновича Лядова (слайд № 25)

(раздаём колокольчики, треугольник, металлофоны, играют по запись)

М. Р.: Предлагаю вспомнить зимние месяцы (называют на русском и башкирском языках ) А что за музыка звучит сейчас ? (Звучит пьеса «Декабрь» П. И. Чайковского) На каких инструментах исполняется эта пьеса? (фортепиано) (слайд № 26 картинка рояля)

Дети. Прозвучала пьеса «Декабрь» композитора П. И. Чайковского из альбома «Времена года» . Затем слушают пьесы П. И. Чайковского из альбома «Времена года. Январь. У камелька» В то время, когда жил Пётр Ильич Чайковский не было парового отопления. Топили печкой или камином. Сидеть у камелька – это и есть сидеть у камина или печки, смотреть на огонь. Музыка звучит спокойно , неторопливо. напевно (определяют напевный, плавный характер, исполняет симфонический оркестр (слайды № 39, «Февраль. Масленица»

(слушают) . Определяют стремительный, радостный, игривый, задорный характер, целая картина шумного многолюдного праздника. В этой музыке композитор использовал народные мелодии.

И на такой сказочной , волшебной ноте мне хотелось бы сегодня завершить нашу гостиную. Вам понравилось, ребята? А зима, которую вы увидели сегодня и услышали, понравилась? У вас есть очень хорошая возможность – выйти сейчас на прогулку и убедиться, что зима, о которой нам сегодня рассказали поэты , композиторы и художники – настоящая, русская , и мы с вами можем с великой радостью насладиться всеми ее прелестями. До новых встреч! (Звучит «Вальс» Г. Свиридова из к/ «Метель» родители с детьми выходят из зала)

Цель: Создать условия для воспитания чувства любви к природе, поэзии, музыке.

Задачи:

Образовательные. Грамотно и эмоционально разбирать музыкальное произведение, уметь слушать музыку и исполнять её. Продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств. Ввести детей в звучание окружающего мира, через музыку.

Воспитательные. Воспитывать культуру слушания, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Укреплять интерес к музыке. Продолжить учить вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку. Развивать творческое начало в детях.

Развивающие. Развивать навыки определения настроения музыки. Умение и навыки интонационного чистого и ритмически точного пения.

Возрастная аудитория: учащиеся 9-10 лет

Техническое оснащение: Музыкальный центр, видеопроектор, синтезатор, экран.

Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, скрипка, гитара

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция - концерт

"Музыка Зимы"

Цель: Создать условия для воспитания чувства любви к природе, поэзии, музыке.

Задачи:

Образовательные. Грамотно и эмоционально разбирать музыкальное произведение, уметь слушать музыку и исполнять её. Продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств. Ввести детей в звучание окружающего мира, через музыку.

Воспитательные. Воспитывать культуру слушания, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Укреплять интерес к музыке. Продолжить учить вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку. Развивать творческое начало в детях.

Развивающие. Развивать навыки определения настроения музыки. Умение и навыки интонационного чистого и ритмически точного пения.

Возрастная аудитория: учащиеся 9-10 лет

Техническое оснащение: Музыкальный центр, видеопроектор, синтезатор, экран.

Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, скрипка, гитара

План

I. 1. Стихи о зиме.

2. Беседа о зиме (вопросы).

3. Слушание музыки А. Вивальди и П.Чайковского, выступление учащихся ДМШ.

4.Вопросы.

II. Исполнение песни.

III. Итог.

Сопровождающий материал:

Презентация с картинами Левитана, Шишкина, Моне. Портреты композиторов с фамилиями композиторов А. Вивальди, П.Чайковского.

Ход лекции – концерта

Дети входят в класс под музыку (Звучит «Метель» Г.Свиридова.)

Приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

Стихи о зиме.

Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка

Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака

А по двору метелица ковром шелковым стелится, но больно холодна.

(С.Есенин)

Догадались, о чем сегодня наш урок? (Слайд 2)

Тема: «Музыка Зимы»

Какой вы представляли, себе зиму, слушая стихи?

Какие звуки можно услышать зимой? (Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги)

Какими красками можно нарисовать зиму? (Сверкающими, солнечными, серыми, мягкими)

Поднимите руку те, кто любит зиму?

А теперь посмотрите, как художники изобразили зиму.

(Показ слайдов с изображением зимы. Слайды 3,4,5,6)

Картины захватывают своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Небо зеленое, с золотыми и розовыми облаками. Деревья одеты в шубы и шапки.

Художники мастерски изобразили переходное состояние природы. Рыхлый, беловато-серый снег, темно-коричневые лужи, свинцово-серое небо, коричнево-серый тон хорошо передает потеплевший влажный воздух, атмосферу оттепели. Маленькие домики, покосившиеся заборчики - все это на фоне зимних красок, зимы.

Одно и то же время года художники изобразили по-разному. Как думаете, почему?

Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение. Он не просто слепо копирует увиденное. Через картину он передает свое внутреннее состояние.

Какими выразительными средствами пользовались художники?

На первый взгляд природа зимой однообразна все снег да холод. Но ведь нет, то мороз трескучий ударит, то оттепель.…

А какой зимний день разный, то сверкающий, солнечный, звонкий, то серенький, мягкий, тихий.

Пожалуй, зима самое волшебное время года. Она дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими таинственными вечерами.

Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка – это особая страна, не каждому дано войти в ее прекрасный волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. У нас в гостях ребята из музыкальной школы.

1. Я предлагаю послушать пьесу Чайковского «Старинная французская песенка» в исполнении Кондратович Насти. (Слайд 7)

Какое настроение музыки?

Какую картину нарисовал нам композитор? (Ответы детей)

Какие краски использовал?

2. А теперь послушаем ещё одно произведение, которое называется «Колыбельная зимы» её исполнит Раковская Арина. (Слайд 8)

3. Каждый слышит зиму по – разному. Вот как, посредством музыки нарисовал это время года Антонио Вивальди. Композитор написал эпиграф к своему произведению:

Морозной гладью стелется дорога,
И человек, иззябшими ногами.

Протаптывая путь, стуча зубами,
Бежит, чтобы согреться хоть немного.

Звучит I часть концерта А.Вивальди из цикла «Времена года» «Зима». (Слайд 9)

Понравилось?

Какая зима в концерте Вивальди? (Ответы детей)

Какой темп? (Быстрый)

Динамика? (Громко, усиливается и затихает)

С какой картиной можно сравнить настроение этого музыкального произведения?

(Слайд 10)

Кто исполняет музыку? (Струнные инструменты и клавесин)

Назовите струнно-смычковые инструменты. (Скрипка, виолончель, альт, контрабас)

(Слайд 11)

Скажите, а с каким праздником приходит к нам зима? (Новый год)

Сколько время на часах, когда он наступает?

4. Послушайте пьесу «Часики» в исполнении Цокурова Ильи.

(Слайд 12)

Ну а Новый год, это конечно – же песни, танцы и веселье.

Был такой старинный танец, называется «Мазурка».

5. Послушайте пьесу для скрипки и фортепиано «Мазурка» в исполнении Семириковой Тани.

(Слайд 13)

Бурре – тоже старинный танец, послушайте его в исполнении дуэта гитаристов.

6. Ансамбль гитаристов «Бурре»

Ну и, конечно же, главный герой на зимнем празднике это кто? (Дед Мороз)

Какой характер Деда Мороза?

(Слайд 14)

6. Послушайте, как изобразил его Роберт Шуман.

(Слайд 15)

Звучит пьеса «Дед Мороз» в исполнении Свеженцевой Е.С.

Какой здесь характер музыки? (Ответы)

А теперь сравните эту пьесу с песней «Бубенчики» (Слайд 16)

7. Выступает вокальный дуэт Семирикова Т., Важенина А.

Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное. Всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Вот как разные люди, по-разному увидели и изобразили одно и то же время года. Музыканты тоже по-разному чувствовали одно и то же время года - зиму - и выразили свои чувства через музыку.

Исполнение песни «В лесу родилась ёлочка»

Давайте вместе с вами вспомним песню о зиме и постараемся выразить свое отношение к ней. Исполнение песни «В лесу родилась ёлочка».

(Слайды 17,18)

III.

Итог урока, обобщение.

Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины, поэты рисуют рифмой свои образы зимы, художники - свои, поэтому мы находим в произведениях сходства и различия. Все творчество, произведения искусства – это творение рук человека.

Какими средствами выразительности пользовались поэты, художники, композиторы? Назовите общие.

Какие произведения о зиме прозвучали сегодня на уроке?

Назовите поэтов, художников, композиторов, чьи творения мы сегодня узнали.

Наш урок, посвященный прекрасному времени года закончился. На прогулке посмотрите на природу глазами Есенина, Вивальди, Чайковского, Шишкина, Левитана. Спасибо за урок!


Смена времен года – тема, которая испокон века притягивает внимание художников, творящих в различных видах искусства. Между тем музыканты, как впрочем и поэты, зачастую трактуют ее в философском ключе, проводя параллель между объективными изменениями погоды и субъективным ощущением быстротечности человеческой жизни.

Особое внимание они уделяют зиме, изображая ее как последний этап существования перед уходом в небытие. В их воображении вместе с наступлением зимы земля попадает под власть разрушительных стихий, а из глубин человеческого подсознания выползают черные силы вселенского одиночества. Однако есть авторы, которые воспринимают зиму жизнерадостно, находя в ней источник таких удовольствий, как катание на санях, маскарады, встреча Нового года, празднование Масленицы…

Попробуем проследить путь, по которому двигались композиторы XVIII-XX веков, изображая зиму в своих инструментальных опусах. Господство в этих сочинениях «чистой музыки» в большинстве случаев вынуждает авторов направлять в нужное русло ассоциативное мышление исполнителей и слушателей с помощью предваряющих текстов. Для этих целей они часто используют стихотворные эпиграфы или заглавия, изредка указывая на связь своей музыки с каким-либо конкретным сюжетом (либретто, сценарий).

XVIII век

«Тяжка зима, но радости мгновенья

Порой смягчают лик ее суровый…

Как счастлив тот, кого теплом и светом

Родной очаг укрыл от зимней стужи, –

Пусть снег и ветер злятся там, снаружи…» – эти строки входят в сонет, который предпослан одному из самых известных сочинений классической музыки, посвященных зиме. Они являются программой к четвертому скрипичному концерту Антонио Вивальди, завершающему его четырехчастный цикл «Времена года».

А. Вивальди (1678–1741) – крупнейший представитель итальянской музыки эпохи высокого барокко. В его инструментальных концертах, в частности в «Зиме», гениально предвосхищены принципы программного симфонизма, которые сто лет спустя воплотятся в «Пасторальной симфонии» Бетховена. В XIX веке их разовьют композиторы-романтики, а в XX – импрессионисты.

Темы трехчастного скрипичного концерта «Зима» А. Вивальди необычайно рельефны, конкретны, эмоциональны и по-итальянски мелодичны. Тревога и возвышенное просветление, драматическое напряжение и обаяние покоя сменяются в этом произведении столь талантливо, что и после окончания прослушивания продолжают волновать воображение. Важно и то, что музыкальный язык этого сочинения перекликается с языком лучших творений авторов XX века, созданных в русле неоклассики. Именно поэтому любой из скрипичных концертов, объединенных А. Вивальди в цикл «Времена года», и в настоящее время востребован слушателями.


XIX век

«Я больше не живу в самом себе, я часть того, что вижу», – эти строки из стихотворения Дж. Байрона, которые часто цитировал величайший композитор-романтик Ференц Лист (1811–1886), могут быть эпиграфом ко многим его сочинениям, созданным в период творческого расцвета. Этому времени принадлежит и окончательная редакция «Этюдов высшего исполнительского мастерства» – цикла, состоящего из 12 виртуозных пьес, финальной из которых является «Метель». Это сочинение заставляет вспомнить удивительное признание композитора: «…между мной и явлениями природы установились какие-то неопределенные, но вполне реальные отношения, необъяснимая, но верная взаимосвязь».

В вышеназванном этюде автор наглядно воплощает романтическую идею о гордой и страдающей личности, находящей отголосок собственным метаниям в явлениях природы. Композиционно это выражено достаточно определенно: в сочинении ясно прослушивается взаимозависимость мелодии-декламации, несущей на себе отпечаток личной трагедии, и фактуры, изображающей окружающий мир, охваченный снежной круговертью. Все это сделано столь мастерски и талантливо, что дает повод считать «Метель» одной из самых ярких музыкальных зарисовок романтической эпохи.

В русской музыке XIX века, пожалуй, самые интересные страницы, посвященные зиме, принадлежат перу Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Его отношение к этому времени года проявилось уже в первой симфонии, созданной в 26-летнем возрасте. Две части этого сочинения имеют программные названия: «Грезы зимнею дорогой» и «Угрюмый край, туманный край». Ни в одной из последующих пяти симфоний Чайковский не решится прибегать к словам, так как и без этого его внутренняя жизнь будет у всех на виду. Между тем первый же фрагмент первой симфонии автора свидетельствует о том, что перед нами композитор лирического направления. В связи с этим показательно, что, будучи уже признанным мастером, Чайковский писал: «Симфония... самая лирическая из всех музыкальных форм... Не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано».

Многие исследователи творчества П.Чайковского связывают образы его первой симфонии с полотнами И. Левитана. Известно, что вторая часть симфонии создавалась композитором под впечатлением от его поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам и поездки на водопад Иматра летом 1860 года. Показательно, что в обеих частях этого произведения образ зимней дороги, пролегающей по угрюмому краю, сливается с лирическими размышлениями героя. Об этом сочинении искусствовед Г. Шерихова пишет: «Свою первую симфонию Чайковский начинает с нежнейшей акварели, дополняя ее тонкими штрихами пера… Сквозь этот зыбкий рисунок природы просвечивает незащищенная красота живой человеческой души, для которой каждое грубое вторжение столь же губительно, как и для природного мира».

Не менее наглядные картины зимы создает П. Чайковский и в фортепианном цикле «Времена года», где каждому месяцу посвящена пьеса с литературным эпиграфом. Так январю («У камелька») предшествуют строчки А. Пушкина из стихотворения «Мечтатель» (1815):

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела.

Февралю – «Масленица» – строчки П. Вяземского из стихотворения «Масленица на чужой стороне» (1853):

Скоро Масленицы бойкой

Закипит широкий пир.

Декабрю – «Святки» – слова из баллады В. Жуковского «Светлана» (1811):

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Эти пьесы своего рода каталог музыкального языка автора. «У камелька» – сочинение, в котором прослеживаются доверительные интонации, свойственные оперным ариям композитора. «Масленица» несет на себе отпечаток симфонических скерцо автора, а «Святки» – один из самых пленительных вальсов, которыми так знаменит П. Чайковский.

Еще одним инструментальным вальсом, ставшим в последнее десятилетие визитной карточкой русского гения, является «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». Новому всплеску интереса к этому сочинению способствовал талант выдающегося художника Андрея Шемякина (р.1943): он вместе с дирижером Валерием Гергиевым в 2001 году осуществил в Мариинском театре новую постановку «Щелкунчика». В ней А. Шемякин не только погрузил зрителей в причудливо-ужасный мир образов сказки Гофмана, но и поставил перед фактом откровенного «святотатства» – выпустил на сцену «снежинок», облаченных в черные трико, усеянные ослепительно-белыми кружками. В результате художник добился невероятного зрительного эффекта: на темном фоне декораций очертания фигур танцовщиц как бы растворились, а рассыпанные по их одеяниям «снежки» искрились и кружились, создавая иллюзию вьюги немыслимой красоты. Шемякин рассказывал, что образ черных снежинок родился у него после того, как он увидел в окно снежный вихрь на фоне ночного неба.

Композиторам русской школы всегда были близки образы фатальной стихии, которая властвует над человеческой жизнью, и в картинах зимы они находили им достойное воплощение. В список сочинений, связанных с этой тематикой, в полной мере можно включить этюд-картину Рахманинова ми бемоль минор ор. 33, этюд Скрябина Фа диез мажор ор. 42, сцену метели из оперы Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный».

Между тем есть произведение, посвященное временам года, в котором зима нашла своего преданного почитателя. Речь идет об Александре Глазунове (1865–1936) и его балете «Времена года» (1900), задуманном в духе спектаклей при французском дворе XVI-XVII веков. Глазуновский талант «музыкального живописца» ярко осветил все это сочинение, однако с особенной силой раскрылся при описании образов зимы. Известно, что Н. Л. Римский-Корсаков – автор опер «Снегурочка» и «Ночь перед Рождеством», после репетиции первой картины «Времен года» Глазунова сказал: «Вот одна из лучших в русской музыке зим!» В связи с этим хочется привести слова А. Глазунова, написанные им в Париже незадолго до кончины: «Снегу не было...», «Скучаю по северной зиме, снегу здесь не дождешься…», «Жаль, что больше не увижу северной зимы и саней, по которым очень соскучился!»

Основоположником импрессионизма в европейской музыке был Клод Дебюсси (1862–1918) - французский композитор и музыкальный критик. Убежденный пантеист, он неоднократно озвучивал свое творческое кредо: «красота природы способна возбудить художественную фантазию композитора».

Потребность Дебюсси передать в звуках переменчивое состояние природы и волшебные краски ее ускользающей красоты толкнула композитора на поиски новых выразительных средств. Это коснулось не только музыкального языка в узком смысле слова, но и самих образов, которые в его сочинениях полны разнообразной символики. Цель автора – возбудить фантазию слушателей, направив ее в сферу всевозможных ассоциаций. Наглядной иллюстрацией к этому является его прелюдия «Шаги на снегу». Тема пьесы – «застывший, словно «вмерзший» в фактуру шаг, который гипнотизирует слушателя, не отпускает его внимание, заставляя непрерывно следить, как прочерчивается и теряется вдали траектория скорбного пути по заснеженной равнине» (Э. Денисов). Многие исследователи полагают, что подобная степень концентрации выразительности возводит мотив «Шагов» в степень «аллегории Времени и Судьбы».

В отличие от «Шагов на снегу», которая считается едва ли не самой загадочной и странной прелюдией К. Дебюсси, его пьеса «Снег танцует» из сюиты «Детский уголок» ясна и понятна. Дополняя серию всевозможных токкат автора, она примечательна своим необычным импрессионистским колоритом, что «позволяет ее отнести к наиболее интересным и новаторским страницам цикла». Фортепианное письмо пьесы «Снег танцует» прозрачно и элегантно, что, скорее всего, связано с «детским» характером этой музыки. По стилю оно близко клавирным произведениям композиторов XVII века, в частности миниатюрам Л. Куперена (1626–1661).

XX век

Собразами зимы связана и музыка выдающегося русского композитора Георгия Свиридова (1915–1998), созданная к кинофильму по повести Пушкина «Метель». Оркестровая сюита, составленная автором в 1974 году из музыки к этому фильму, принесла ее автору всенародную любовь. Из этого сочинения наибольшей популярностью пользуется «Вальс» – он как нельзя более соответствует духу пушкинской повести, раскрывая простодушие ее героев, которым свойственно цельное, гармоничное восприятие жизни.