Эдуард мане сообщение. Самые известные картины эдуарда мане

“Надо быть современником и писать то, что видишь”, - сказал Эдуард Мане в юности и никогда не отступал от этого. Создавая свои образы, пользовался мотивами, почерпнутыми у старых мастеров: таков был свойственный художнику метод утверждения современного человека в искусстве. Творческая биография и интересные факты об Эдуарде Мане.

на фото: фрагмент портрета Эдуарда Мане, художник Анри Фантен-Латур

Эдуард Мане: ранние годы и занятия живописью

Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, в семье Огюста Мане, чиновника Министерства юстиции, и Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата. Его родители надеялись, что сын получит престижное юридическое образование и сделает блестящую карьеру государственного чиновника. В 1839 году Эдуард Мане был отдан в пансион аббата Пуалу, а в 1844-1848 годах учился в коллеже Роллен. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. И, несмотря на то, что дважды проваливается на конкурсе в Борда, ему, всё же, удалось в качестве юнги совершить круиз в Рио-де-Жанейро. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила.

В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане занимался живописью в мастерской известного на то время исторического художника Тома Кутюра. Однако, в занятиях этих сразу проявился сильный антагонизм: трудно было найти что-то более несочитаемое, чем стремление Мане к живому искусству и академический “историзм” Кутюра. Но, как говорится, нет худа без добра. Именно в мастерской Кутюра, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, Мане открыл для себя классическое наследие.

Оставив рутину школы Кутюра, 24-летний Мане активно занялся самообразованием, регулярно посещал Лувр. Позже совершил путешествие по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, где, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров - Тициана, Веласкеса и Рембрандта.

Эдуард Мане , “Натюрморт”

"Любитель абсента"

В 1859 году Эдуард Мане вместе с друзьями попытался выставить свои работы в Салоне, который проходил тогда раз в два года. Но его картина “Любитель абсента” (1859) была отвергнута. Кстати, работа эта создавалась не без влияния дружбы с поэтом Шарлем Бодлером и, вероятно, была иллюстрацией к его сборнику “Цветы зла”.

"Завтрак на траве"

Первой успешной картиной Эдуарда Мане стал “Завтрак на траве” (1862). Вот что рассказывал о ней Мане своему другу, журналисту А. Прусту:

“Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами. Но у меня все будет по-другому − я перенесу сцену на воздух, окружу ее прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня”.

Это очень важно, ведь именно открытое обращение художника к старой живописи подчёркивало новизну его стиля.


Эдуард Мане , “Завтрак на траве”, 1862

На картине "Завтрак на траве" изображены парижане 60-х годов XIX века, непринуждённо расположившиеся на месте классических героев. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. В работе видны характерные для Мане тенденции: стремление к мгновенной фиксации увиденного и, в то же время, к статичной манере письма. Если пейзаж написан легкими, стремительными мазками, то фигуры и натюрморт представлены в более сгущенных и контрастных тонах. Но эта работа Мане была отвергнута Салоном и экспонировалась в так называемом “Салоне отвергнутых”. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством.

"Олимпия"

Конфликт усугубился с появлением следующего произведения Мане - знаменитой “Олимпии”, которая также стала своего рода пощёчиной общественному вкусу. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила “Венера Урбинская” Тициана). Вместо Венеры Мане изобразил “голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной”. Между персонажами не видно явной связи, но от их сочетания рождаются неоднозначные ассоциации. Моделью для “Олимпии” также служила Викторина Меран.

Картина была принята в Салон и потрясла публику. Возле неё собирались толпы людей, некоторые норовили проткнуть её зонтиками, и охранники вынуждены были призывать всех к порядку. Новизна этих двух полотен вызывала критику со всех сторон. Но более проницательными оказались Эмиль Золя, Виктор Гюго и Шарль Бодлер - они приняли сторону Эдуарда Мане . Золя активно защищал Мане в прессе:

"Поскольку об этом никто не говорит, говорить буду я. И буду кричать об этом с крыш домов. Я настолько убежден, что господин Мане − художник завтрашнего дня, что, будь я богат, я бы скупил сегодня все его полотна, и это было бы выгоднейшим капиталовложением. Место господина Мане − в Лувре, как и Курбе, как любого художника, наделенного сильным, бескомпромиссным талантом".

Эдуард Мане , "Голова собаки"

Любопытно писал об Эдуарде Мане А. Пруст:

“Глаз Мане был наделен поразительной зоркостью, Париж не знал фланера, который бы извлекал столько наблюдений из своих прогулок по городу”.

Мане писал парижские улицы и кафе, скачки, морские сцены, обнажённых женщин за туалетом, портреты и натюрморты. Именно это стремление облагородить саму окружающую действительность привлекало к Мане молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название "импрессионисты". Местом, где собирались художники нового направления, стало кафе “Гербуа” в квартале Батиньоль, откуда произошло первое название группы - “батиньольская”. Но, хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, сам он не слился с этим движением. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа “Бар в Фоли-Бержер” (1882).

Портреты, репортажи, батальные сцены

В 1860-х годах Мане создавал преимущественно портреты современников. Фигуры эти удивительны простотой движений и поз, запечатлённых быстрыми и решительными мазками. В них читается тончайший психологизм, проникновенность и наблюдательность художника, умение в нескольких штрихах передать характер героя.

Эдуард Мане , “Нана”, 1877

Если где-то происходило интересное событие, Мане отправлялся туда и фиксировал его, подобно фоторепортёру. Он был единственным импрессионистом, рисовавшим батальные сцены. Примером может служить написанная в открытом море работа “Битва “Кирсаджа” и “Алабамы” (1864), изображающая североамериканский корвет “Кирсадж” и помогающий южанам капер “Алабама”.

В 1874 году, когда его друзья-импрессионисты решили выставиться вместе, Мане отошёл от них, оставив место главы движения за Клодом Моне.

В поздний период своего творчества Эдуард Мане окончательно отдалился от импрессионизма и возвратился к своему прежнему стилю. В середине 1870-х годов увлеченно работал пастелью (“Женщина, подвязывающая чулок”, 1880).


Эдуард Мане, “Женщина, подвязывающая чулок”, 1880

Официальное признание Эдуард Мане получил в 1882 году, когда ему был вручен орден Почетного Легиона − главная награда Франции. Большая выставка его работ прошла в 1983 в Париже (Гран Пале) и Нью-Йорке (музей Метрополитен).

30 апреля 1883 года, после перенесенной операции Эдуард Мане умер в возрасте 52-х лет.

Несмотря на то, что Мане регулярно изменял своей жене, он был превосходным мужем для Сюзанны, своей первой возлюбленной, и питал к ней самые нежные чувства. Между супругами было заключено джентльменское соглашение: она не держала его в узде, а он каждый вечер добросовестно возвращался домой, к своей роли крупного буржуа, отца семейства, где он принимал друзей совсем иного рода, нежели в мастерской: респектабельных любителей музыки с безупречной репутацией.

“Надо быть современником и писать то, что видишь” , - сказал Эдуард Мане в юности и никогда не отступал от этого. Создавая свои образы, художник пользовался мотивами, почерпнутыми у старых мастеров: таков был свойственный художнику метод утверждения современного человека в искусстве.

Эдуард Мане (Edouard Manet) 1832-1883

Французский художник, один из основателей импрессионизма. Биография и картины.

Не думал и не гадал судья департамента Сены Огюст Мане, что его первенец, гордость отца, Эдуард вовсе не захочет быть продолжателем семейного дела, предпочтя уважаемой профессии сомнительное дело художника с неопределёнными перспективами. Но именно Эдуарду Мане будет суждено стать одним из родоначальников импрессионизма, создать совершенно новую эстетическую ценностную шкалу, изменив, таким образом, мировое изобразительное искусство.

Против семьи навстречу прекрасному

Определяющую роль в судьбе Эдуарда Мане сыграл его дядя Фурнье – именно он поддержал юношу, который бестолково учился в лучших заведениях Парижа, но оживал и расцветал, когда речь заходила об искусстве. Дядя и племянник провели много времени в залах Лувра, знакомясь с творчеством выдающихся предшественников. Именно Фурнье, закрыв глаза на протесты родного отца, стал оплачивать уроки живописи Эдуарда.

Ссоры с отцом закончились достижением компромисса — Мане было предложено выбрать любую профессию, кроме художественного поприща. Юноша выбрал морское дело. Вряд ли догадывался суровый Огюст, что этот выбор ещё больше толкнёт его сына в объятия искусства – первый и единственный круиз привёл его только к одной мысли: я буду художником и точка.

Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. Уроки у известного живописца-академиста Тома Кутюра не приносили творческого удовлетворения, и Мане многое постигал сам, путешествуя по Европе и копируя работы видных мастеров. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном.

Первые успехи Мане были связаны с картинами «Портрет родителей», где автор показал филигранную игру света и оттенков, и «Гитарреро», живой энергичной картиной, написанной под воздействием концерта гитариста Уэрта. Обе работы были приняты в Салон.

В 1862 году Мане под влиянием философии Бодлера создаёт своё первое крупное произведение – «Музыка в Тюильри», целью которой стала попытка с помощью средств выразительности изобразительного искусства претворить в жизнь искусство музыкальное – этакие звучащие краски.

В том же году автор увлекается написанием портретов, заведя новое правило – написать натурщицу всего за один сеанс. Мане полагал, что только такая быстрая работа позволит ухватить мгновение, отобразив самое главное. Портреты Мане были приняты публикой с большим воодушевлением.

Скандальный автор с великим наследием

Во всём творчестве Мане особняком стоят картины, которые были в своё время жёстко раскритикованы – столько откровенен был их сюжет и воплощение, однако, именно этим работы, непонятные современниками, сегодня считаются истинными шедеврами, внёсшими новое слово в мировое искусство. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист».

Но времена менялись и вокруг смелого художника с необычной манерой письма стали собираться творческая интеллигенция, стремящаяся низвергнуть старые принципы, расширив тем самым рамки художественного искусства. Моризо, Дега, Моне, Ренуар, Дега, Базиль, Сезанн, Писсаро, Золя и ряд других писателей образуют вокруг Мане «Батиньольскую школу», выбрав местом встреч и дискуссий кафе «Гербуа», где эту необычную компанию именовали просто – «бандой Мане».

После того, как Салон всё чаще отказывается принимать полотна Мане и его единомышленников даже к рассмотрению, художник решается выстроить свой собственный павильон. Персональная выставка не принесла автору ожидаемого успеха, но ничуть не сломила — после провала он создаёт ярчайшие картины «Балкон», «Расстрел императора Максимилиана», «Завтрак в мастерской».

Вдохновитель импрессионизма и импрессионистов.

На протяжении 10 лет, с 1870 по 1880 гг. Мане считался вдохновителем импрессионистов, хотя творчество самого Мане было значительно шире и многограннее. В 1872 году художника, наконец, настиг успех – его картина «Кружка пива» не только была принята восхищённо зрителями и воспета критиками, но и размножена на репродукции, которые стремительно раскупались.

1874 год был ознаменован любопытнейшим союзом – Моне и Мане отправляются летом в «Аржантёй», чтобы искать новые сюжеты и экспериментировать с техникой. Здесь были созданы «Клод Моне в лодке», «Аржантёй», «Берег Сены близ Аржантёя», «В лодке». Когда красочные картины были приняты Салоном, Мане снова ощутил всю остроту насмешек – работы ругали за яркость и неопределённость сюжета. И снова Мане убегает от злых языков и насмешек, на этот раз в Венецию, которая также вдохновила художника на ряд замечательных поэтичных работ.

В последние годы жизни Мане много работал, превозмогая недомогание – атаксия разрушала его изнутри, приводя к разкоординации движения и отмиранию мозга. Но и даже в этот период Мане не впал в уныние, его спасало ремесло. Самое значительное полотно этого периода «Бар в Фоли-Бержар».

Оптимизм никогда не покидал Мане: он не смог больше ходить к друзьям — зато принимал их у себя в мастерской, тяжело давались большие полотна – принялся за миниатюры, постоянно убеждая себя, что самочувствие его в норме.

В 1883 году Мане не стало, но остались его чудесные работы, как отражение глубокого и яркого внутреннего мира, а биография его по праву может считаться примером беззаветного служения искусству, веры в собственные силы, и громадного мужества, с которым автор встречал и все критические нападки, и смертельную болезнь.




(1832-1883) французский живописец

Наряду с картинами Э. Дега и О. Ренуара творчество Эдуард Мане стало своеобразным переходным мостиком между культурой Высокого Возрождения и культурой новейшего времени. Он первым начал эксперименты со светом и композицией, тем самым подготовив основные открытия своего выдающегося современника - Клода Моне .

Эдуард Мане родился в состоятельной семье и никак не отвечал сложившему представлению о богемном художнике. Внешне он скорее походил на респектабельного джентльмена.

В 1850-1856 годах с небольшими перерывами Эдуард Мане учился у Т. Кутюра. Он также самостоятельно изучал произведения Джорджоне, Тициана , Д. Веласкеса, Франса Гойи , Эжена Делакруа и испытал их влияние. Позже, как и некоторые его современники, он создавал собственные композиции по мотивам их картин.

Широкой публике Мане стал известен начиная с шестидесятых годов. Правда, не обошлось без скандала. В 1863 году он пишет «Завтрак на траве» и «Олимпию», которые вызвали острую критику у представителей традиционной школы. Они постарались сделать все возможное, чтобы помешать художнику выставляться.

Почему же картины Эдуарда Мане воспринимались так негативно? Дело было не только в том, что он писал обнаженную натуру (такие картины появлялись на выставках и раньше), - Мане выступал против самой стилистики академизма, уже известных и хорошо освоенных сюжетов. Поэтому художник и разместил обнаженных натурщиц среди элегантно одетых мужчин («Завтрак на траве»).

Да и его парафраз сюжета известных картин Тициана и Джорджоне «Венера» носил явно шокирующий характер: для того чтобы подчеркнуть красоту обнаженного тела натурщицы и своеобразную игру цвета, художник ввел сочетание двух ранее несовместимых характеров - белой и черной женщин. Кроме того, в своих картинах он отразил собственный взгляд на красоту женского тела, который противоречил традиционному идеальному образу богини.

В конце десятилетия Эдуард Мане резко меняет изобразительную манеру и переходит от темных или контрастных цветов к светлой и раскованной живописи. Тогда же он начинает рисовать на природе. Таковы его картины «Аржантей» (1874), «Берег Сены в Аржантейе» (1874), «Партия в крокет» (1873), «В лодке»(1874).

Эдуард Мане часто строил свои произведения на контрасте: прописывая яркую среду, окружающую героя, он практически не заботился о четкости силуэта самой модели, нередко обозначая ее с помощью темных тонов. Так, например, он сделал в своей картине «Бар в Фоли-Бержер» (1881-1882).

Для выражения творческого замысла Мане предпочитал рисовать широкими, отдельно расположенными мазками. При этом он всегда четко разделял две реальности: конкретную и иллюзорную. Предметы и силуэты людей всегда вписывались им в зыбкую, мерцающую и меняющуюся среду.

Творчество Эдуарда Мане многоообразно. Он не отдавал предпочтение какому-то одному жанру - с легкостью рисовал портреты, натюрморты, делал рисунки сангиной и даже создавал литографии и офорты.

Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году. Он выполнил около 75 офортов и около 20 литографий, сделал несколько рисунков для гравюр на дереве. Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. Но тем не менее Мане остался в истории графики как интересный художник, автор серии иллюстраций. Наиболее известные из них - иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте, и к «Ворону» Эдгара По , сделанные в технике литографии. Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна».

В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. Как и в других работах, художника прежде всего интересовала передача динамики движения, которой он достигал не только ярким противопоставлением основных цветов - темного и светлого, но и через движение самих пятен. Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине. Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку».

Из-за тяжелой болезни художник оказался прикованным к креслу, и тогда основным жанром для него стали натюрморты. Они поражают богатством цветовой гаммы и осознанием удивительной жизненной силы, что, например, отчетливо проявляется в его картине «Розы в хрустальном бокале» (1882-1883).

Техника импрессионизма - использование размытого контура - помогла ему создать удивительные зарисовки цветов и выразительные портреты современников. В своих картинах художник как бы сохранил свое сиюминутное восприятие букета цветов.

Надо особо отметить, что в конце творческого пути критика привыкла к яркой выразительности его картин. Эдуард Мане был по достоинству оценен еще при жизни: в 1881 году он был удостоен высшей награды Франции - ордена Почетного легиона.

Мане Эдуард (Manet, Edouard)

Мане Эдуард (Manet, Edouard) (1832-1883 гг.) , французский живописец и график, своим искусством предвосхитил возникновение импрессионизма и стал одним из его основоположников.

Практически всю жизнь творчество Мане сталкивается с противодействиями и трудностями. Его отец был главой департамента министерства юстиции и готовил сына к карьере юриста. Он был ярым противником художественного образования для сына. И молодому художнику приходится постоянно бороться с требованиями влиятельного отца, что вынуждает его покинуть дом.

Изучение живописи в академическом стиле и манере романтизма (модной в то время), не притягивает Эдуарда. Он постоянно изучает работы и творчество художников прошлого, посещает множество музеев и много путешествует (Италия, Венеция, Флоренция, Голландия, Дрезден, Прага, Вена). Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес.

Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Эдуард настойчиво стремится к признанию в Париже, но его ранние работы отвергаются критиками. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве », но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Мане добивается известности, хотя и скандальной.

Новаторская живопись Мане подвергалась яростным нападкам критики, считавшей художника бунтарём в искусстве. Используя и переосмысливая сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции современного человека ("Завтрак на траве ", 1863 г.).

В конце 1860-х гг. Мане сблизился с Э. Дега , К. Моне , О. Ренуаром и перешёл к пленэрной живописи; глухие и плотные тона с преобладанием тёмных цветов сменилось более светлой и свободной живописью ("В лодке", 1874 г.). Основная тема произведений Мане - сцены парижской жизни ("Нана", 1877 г.; "В кабачке папаши Латюиль", 1879 г.). В самом значительном и глубоком его произведении Бар ""Фоли-Бержер"" (1881-1882 гг.) показана иллюзорность и призрачность счастья среди сверкающего, праздничного веселья. Мане обращался к самым разнообразным темам, писал портреты, натюрморты и пейзажи, выступал как рисовальщик, мастер литографии и офорта. Творчество Мане вдохнуло новую жизнь во французское искусство 19 века и во многом определило основные пути дальнейших художественных исканий в живописи .

С 1881 он болен атаксией — нарушением координации движений. Дальнейшая жизнь художника связана с постоянным развитием болезни. 19 апреля 1883 года ему ампутировали левую ногу, а через 11 дней он умер в страшной агонии.

Картины Эдуарда Мане:


Завтрак на траве
1863 г.

Музыка в саду Тюильри
1862 г.

Этот художник был одним из отцов-основателей импрессионизма. Вот потому часто и путают двух художников Моне и Мане. Они оба творили в этом направлении и работы их практически похожи, но всё же есть разница. Клод Моне прожил дольше и чем дольше он жил и тем более менялся его стиль, а точнее краски на холсте. А вот Эдуарду Мане повезло меньше, в смысле жизненных лет. После Ренуара это пожалуй самый многострадальный художник. И дело тут вовсе не в творчестве, а в совершенно ином – в состоянии здоровья. И снова ассоциации – и у Мане и у Ренуара был ревматизм, приступы которого привели обоих к смерти.

Но всё же вернёмся от сравнений к жизненному пути Эдуарда Мане. Как художник он был великолепен. Его работы радовали, да и до сих пор радуют многих поклонников импрессионизма и простых любителей. Итак, прежде всего Эдуард Мане был представителем довольно таки обеспеченного семейства и потому мог себе спокойно проживать. Тем более, что его отец прочил ему место юриста, но… мальчик хотел только рисовать. Отец не был категорично против, но всё же его мало радовало это. Зато дядюшка Мане был совсем не против увлечения племянника и частенько водил его в Лувр. Вот там то и понял юный Мане, что его удел быть художником. Именно дядя оплачивал посещение курса лекций о живописи, но будущему гениальному художнику там показалось скучно. И то правда: постоянно рисовать гипсовые фигуры – это скучно и не интересно, а вот изображать своих одноклассников куда как интересно. Это он и делал и вскоре этим же стали заниматься все его товарищи «по несчастью». Но ссориться с отцом Эдуард не стал и потому взял и попробовал поступить в морскую академию, но экзамен провалил. Правда, ему позволили сдать экзамен повторно, но для этого он отправился на паруснике в Бразилию. Но там он просто так тоже не сидел, когда он вернулся с путешествия, то в его багаже была масса этюдов и набросков, портретов матросов и бразилианок. А ещё он очень много писал писем своим родным, где делился впечатлением от увиденного. Конечно, же по прибытию Мане ещё раз попытался поступить в Морскую академию, но его отец увидел рисунки и… сдался. Он посоветовал сыну поступить Школу изящных искусств в Париже. Но Мане этого не сделал, подумав, что получится у него так же, как и с морской академией. Зато пошёл в мастерскую Кутюра. Но и там он не задержался – всё было слишком академично.

Потом в его жизни было долгое путешествие по Центральной Европе. Там он часто посещал знаменитые музеи в Вене, в Дрездене, в Праге. А ещё позже была борьба за своё признание. Например, в то время нужно было утвердится в каком нибудь Салоне. Он это попробовал и поначалу это весьма получилось. Но однажды он выставил своё полотно под названием «Олимпия» и в результате его перестали воспринимать всерьёз. Его оскорбляли, его назвали извращенцем, и полотно вообще считали сверх пошлым.

А ещё дальше – начался мрак. Он серьёзно заболел, и это его просто сводило с ума. Было трудно передвигаться, ревматизм не отступал и заставлял чувствовать себя отвратительно. Он работал через боль, страдал, но работал. И как раз именно в этот период к нему вернулось признание публики. И это как раз тогда когда он получил орден Почётного легиона, и это случилось как раз тогда, когда его лишили одной ноги. Спустя одиннадцать дней его не стало.

Его картины – это его жизнь. Он творил для людей и старался своим творчеством утвердить величие красоты. И кажется, у него это получилось, ведь мы помним его полотна, изучаем его биографию и высоко, в истинном смысле этого слова, ценим его труды. Увы, при жизни за полотна импрессионистов платили очень мало, а вот после… Сейчас эти полотна входят в десятку самых дорогих картин.

Алексей Васин