Экстремальный вокал. Экстрим вокал

Вконтакте

Одноклассники

Каждый человек когда-либо встречался с термином «экстремальный вокал» и, скорее всего, вы представляли Фредди Меркюри, поющим в пасти Харибды. Конечно, это было бы прелестное шоу, но словосочетание «extreme vocal» несёт в себе немного другой смысл. Какой? Предлагаю вместе разобраться.

Иногда в музыке rock-коллективов мы встречаем «адские» звуки, низкие и высокие, визжащие и рычащие. В мире музыки такое исполнение получило простое запоминающееся название «экстрим вокал». Некоторые скажут, что такое пение совершенно нельзя назвать вокалом, ведь звучит это зачастую очень некрасиво, иногда вводит страх, когда настоящая музыка должна лишь притягивать. Как не печально это признавать, вы окажетесь правы, но в вокал нужно вслушиваться не только своими ушами, но и душой. Из-за того, что «академический вокал изжил себя» в плане эмоций, появился уже упомянутый нами выше экстремальный. До некоторого времени люди считали, что эмоции вкладываются в композиции лишь интонацией — аккомпанемента и голоса — но такие звуки имеют очень маленький диапазон и очень сложно, порой понять, что вкладывал в слова исполнитель, когда же человек придаёт своему голосу будто бы другую, демоническую природу, каждая нота приобретает свой смысл, огромная масса эмоциональных красок выливается на слушателя вместе с звуковым рядом.

Условно экстремальный вокал можно разделить на две большие группы — growling (рычание) и screaming (вопли). И наверняка все уже поняли, что используют screaming, а — growling, хотя это и не самые лучшие примеры.

Но ведь существует множество коллективов и все они звучат по-разному… должно быть они используют разные приёмы. Что ж, отчасти это утверждение можно назвать верным. Все действительно поют по разному, и например вокал Оливера Сайкса (Bring me the horizon) от вокала Дэниэля Дейви (Cradle of Filth) и часто их приёмы исполнения называют по-разному. И скриминг и гроулинг разделяют на огромное количество различных приёмов, однако по технике всё совершенно одно и то же…

Screaming

Знатоки наверняка стали перечислять такие приёмы как peak-scream, grim, schrei… Что ж, всё это верно, но давайте подумаем, а ни одно ли и то же всё это? Ведь во всех вышеперечисленных стилях главное — высоко поднятая гортань, мощная воздушная опора и свободная мимика. Выполнив всё это, вы сможете издать качественный звук, высота которого зависит в большей степени от ваших личных характеристик, как тембр голоса и ему подобные.

Scream в большинстве случаев напоминает панику или истерику. Истошные человеческие вопли зачастую вгоняют слушателя в ярость, но ярость добрую, яркую или заставляют сочувствовать лирическому герою — зависит от фоновой музыки.

Да, тот самый «демонический» вокал, голос преисподней… На самом деле самые обычные «рычащие» звуки, используемые большинство и deadcore коллективов, таких как Anisokay и Asking Alexandria. Этот вокал дарит нам часто лишь чувство страха… Но сколь бы ни было велико ваше желание убраться подальше от этих звуков, вы не сможете сделать и шага, ведь ваше внимание просто напросто прикуёт к голосу вокалиста…

Harsh

Вряд ли кто-нибудь из здесь присутствующих мог предположить, что будет отдельно рассматриваться эта вариация growling’а. Конечно, Харш — всего лишь модернизированное «рычание», но он, как ни один другой приём, достоин подробного достаточно подробного рассмотрения.
Что же он из себя представляет? По сути, это тот же самый гроул, но значительно более яркий и выразительный, что достигается добавлением к расщеплению чистого вокала. Для этого достаточно воспроизводить всё то же самое, что и раньше, но установить свою гортань в нормальном положении.

Надеюсь, мне удалось донести до своей публики, что же такое extreme-вокал. Может даже воодушевил некоторых своих читателей на обучение подобным приёмам. Что ж, если так, пожелаю вам удачи и успехов.

Эстрадный вокал
Эстрадный вокал - эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Джазовый вокал
Джазовый вокал – прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а так же подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её но, не покидая нужной гармонии. Так же важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу.

Рок вокал
Рок вокал - обычно пение вокалиста в рок группе. Рок вокал отличается от джазового пения более эмоциональной подачей. Рок вокал предполагает более смысловую нагрузку, нежели вокальную. Однако, рок вокалисту необходимо иметь серьёзную вокальную подготовку. Рок вокалист должен так же иметь кураж и полную свободу в эмоциональном и музыкальном смысле.

Скри́минг или скрим (от англ. scream - кричать)

Вокальный приём, основанный на технике расщeпления, применяется часто в таких стилях музыки, как блэк-метал, грайндкор, дэт-метал, металкор, эмокор, дэткор, спид-метал (редко). Правильный скрим можно охарактеризовать как крик, или скорее, хрипящий вопль с очень высокой тесситурой, а неправильный звучит как визгливый крик. Впервые был применён на одноимённом дебютном альбоме шведской блэк-метал группы Bathory в 1984 году. Обычно скриминг используется вокалистами-мужчинами, но есть и исключения (например, вокалистки Opera IX/Cadaveria, Astarte, Lucifugum, Walls of Jericho, Otep, Holy Moses, Kittie, In This Moment, The Agonist, Crisis, Demonic Christ, Dylath-Leen, Matriarch, Darkened Nocturn Slaughtercult, Аркона). Может использоваться в сочетании с оперным женским вокалом (например, Cradle of Filth, российские группы Tvangeste, Arcane Grail).

Грим (от англ. grim - «мрачный», «зловещий»)

Вид скриминга, звучащий более сипло и низко, спокойнее, чем типичный скриминг, и без истеричности, по способу извлечения схож со штробасом. Напоминает чтение мрачных заклинаний и создаётся исключительно вибрацией связками в расслабленном состоянии. Употребляется в основном в блэке и дарк-метале. Типичные представители - вокалисты групп Immortal,Satyricon, в некоторых песнях Cradle of Filth (напр. The Death of Love) .

Кроак
Высоко звучащий грим с более сильным напором воздуха, напоминающий карканье вороны (его также называют кроук, от англ. croak - «карканье»), можно услышать у вокалистов норвежских блэк-металических групп Immortal, Carpathian Forest и Mayhem Ольве «Аббата» Эйкемо, Роджера «Наттефроста» Расмуссена и Свена-Эрика «Маньяка» Кристиансена, соответственно. В мелодик-дэт-метале представитель «каркающего» вокала - вокалист финской группы Eternal Tears of Sorrow Алтти Ветеляйнен.

Шрайк (от англ. shriek - «вопль»)

Разновидность экстремального вокала, напоминает сорванный голос. Употребляется в депрессив-блэк-метал. Первым исполнителем был Варг Викернес, создатель и единственный участник норвежской группы Burzum. Типичные представители - Austere, Urfaust, Wigrid, Silencer, Aaskereia.

Скримо

Разновидность экстремального вокала, употребляемая в таких стилях как эмокор, скримо, эмо-вайоленс. Звучит как истеричный крик. По технике извлечения схож со шрайком и не имеет ничего общего со скримингом. Делается на голосовых связках, путём «форсирования фальцета». Типичные представители - вокалисты групп Alesana, Funeral Diner, Orchid, Enter Shikari, Envy, Limp Bizkit.

Дерти-скрим (от англ. Dirty-scream - грязный скрим)

Дерти-скрим звучит гораздо агрессивнее, чем фрай-скриминг. Из-за своей агрессивности и жесткости используется редко, и в основном в дэткоре. Используется группой Bring Me the Horizon в альбоме Count Your Blessings, а также группами Alesana, Haste The Day и Suicide Silence.

Харш (от англ. harsh - «хриплый»)

Разновидность скриминга, употребляемая в таких стилях как трэш-метал, металкор и ню-метал. Типичные представители - Slayer, Slipknot, Linkin Park, Mushroomhead, Element Eighty, Louna, Grendel, Amaranthe, Five Finger Death Punch

Фрай-скриминг (от англ. fry-screaming)

Приём экстремального вокала, в котором необходимый звук достигается за счёт форсированного сипа. Используется в стилях хардкор, металкор, мелодик дэт-метал. Типичные представители - Hatebreed, Killswitch Engage, In Flames, Anal Cunt.

Пиг-войс

Приём экстремального вокала, напоминающий визг поросенка. Такой вокал в простонародье называются бри-бри (Bree-bree).

Фолскорд (от англ. false chords - «ложные связки»)

Вид экстремального пения, в котором звучание получается с помощью расщепления на ложных связках. В основном, используется в таких стилях как металкор, хаотик хардкор и пост-хардкор. Представители - Architects, Bring Me the Horizon.

Гро́улинг или гро́ул (от англ. growling - «рычание»)

Прием пения c расщеплением связок в некоторых экстремальных музыкальных стилях, в основном в блэк-, дэт- и дум-метале, а также в грайндкоре и дэткоре.

Скрим вокал - Учимся петь Скримом. Примеры + Обзор \ Видео

Screaming скрим вокал – прием, используемый в стилях рок музыки, таких как грайндкор, блэк-металл, металкор , эмокор , дэт-металл, спид-металл. Звучит скриминг как надрывной высокий крик с некоторой хрипотой. Впервые этот стиль был применен в 1984 году вокалистом шведской группы Bathory Томасом Форсбергом. С его легкой руки, блэк-металл стал первым направлением музыки, в котором использовали исключительно скриминг или гроулинг, а чистый вокал применялся очень редко. Ветеранами блэк-металла такого рода являются группы Mayhem, Venom, Darkthrone, Burzum, Immortal.

Скрим вокал применяется, в основном, вокалистами-мужчинами, но в мире рока есть и представительницы прекрасного пола, с успехом использующие данный стиль: , Astarte, Walls of Jericho, In This Moment, Matriarch и другие.

Разновидности скриминга

Грим (зловещий, мрачный) – более сиплый и низкий, чем классический скриминг, создается хрипением связками, близок к гроулингу, применяется в дарк-металле и блэк-металле. Яркие представители: Immortal, Satyricon.
Кроук (карканье) – грим, звучащий более высоко, схожий с карканьем вороны. Такой вид скриминга можно услышать у групп: Carpathian Forest, Satyricon, Eternal Tears of Sorrow и Mayhem.
Шрайк – протяжный истеричный вой, чем-то схожий с воем волка. Находит применение в депрессивном блэк-металле. Представителями такого рода экстремального вокала являются: Urfaust, Austere, Silencer, Wigrid, Aaskereia.
Харш (хриплый) – вид скриминга, отличающийся от классического более выраженной составляющей хрипа в вокале. Представители: Linkin Park, Slayer, Slipknot, Arkaea, .
Фолскорд (ложные связки) – представляет собой высокий крик, достигающийся форсированием, техника опасна, поскольку легко может сорвать голос. Применяется в стилях пост-хардкор и металкор. Используют группы: Bring Me the Horizon, Architects.
Йеллинг – вид скриминга, являющийся более жестким и резким при исполнении, его можно услышать в исполнении .

Механизм образования скриминга

Ключевым моментом скрим вокала является шепот и сипение, поскольку для исполнения качественного скрима нужно для начала научиться громкому шепоту, главное – в меру громкому, иначе можно повредить голосовые связки. Следующим этапом служит добавление к шепоту сипения, наподобие того, которое появляется в голосе во время простуды, при этом необходимо создать сильный напор воздуха.

После того, как воздушный поток был прочувствован в нужной мере, необходимо подключать гортань, которая должна быть закрыта, а кадык приподнят. Для правильной постановки гортани помогает мимика, которая настраивает голосовой аппарат на нужный лад. Ярким примером правильной мимики скриминга является Дэни Филс, вокалист группы .

Голос при скриме должен быть максимально высоким, для этого необходимо как можно выше поднимать кадык, по ощущениям это схоже с фальцетом. Таким образом, получается скрим вокал, являющийся неотъемлемой частью рок-культуры, как прошлых лет, так и современности.

Экстремальным вокалом принято называть те виды фонации, которые вызывают у слушателя ощущение их опасности и вредоносности для голосовых связок. Данные виды пришли в российский вокал не так давно и до сих пор подвергаются жесткой критике со стороны классической вокальной школы, как в связи с их «неблагозвучностью» на слух, так и в связи с непоколебимым мнением об их разрушительном действии для голосовых связок.

С другой стороны, как противодействие данному неприятию, пышным цветом расцвела целая гвардия молодых «пророков»-умельцев, берущихся обучать народ тем «фишкам», которые сами умеют делать. В 99% случаев речь идет о дилетантах в области вокала, мало отдающих себе отчет в вокальной анатомии, но инстинктивно овладевших (правильно или не правильно) данными типами звукоизвлечения.

И чем дольше и упорней преподаватели вокала отказываются принять существование чуждой им фонации и приемов, как неотъемлемую часть вокальной техники, чем больше пытаются бороться с «нездоровыми тенденциями», пытаясь обратить очередного любителя death metal в оперную веру, тем более способствуют сложившейся опасной ситуации.

Ведь заставить вокалиста поменять свои вкусы, а порой и карьеру, абсолютно невозможно. Потому, получив очередной отказ в обучении, сопровождаемый наставлением петь более «здоровую» музыку, он напрямую отправляется к очередному кудеснику на YouTube или на урок, дабы постичь азы запретного плода. На западе такое явление наблюдается в гораздо меньшей степени и именно потому, что данный тип вокала был принят, понят и изучен.

Как известно, понимание явления - это ключ к его успешному освоению, так что данная статья имеет целью дать базовые понятия об экстремальном вокале, его видах, принципах, проблематике и общих способах освоения, минуя детальные рекомендации именно по той причине, что осваивать его необходимо под контролем вокального тренера .

Итак, к экстремальному вокалу относятся: grunt, growl, scream (его разновидности: low scream, inhale scream, outhale scream ), pig squeal, rattle и distortion . Безусловно, специалисты-металлисты назовут еще с десяток разновидностей, как то: harsh, fry-screaming, shriek, grim и многие другие.

Но, по сути, они являются лишь вариантами упомянутых выше видов, отличающиеся только своей тональной высотой, дополнительной окраской за счет добавления или не добавления rattle , или же вовсе не верны в своем названии, как например fry-screaming , так как при появлении screaming это уже далеко не fry , а совсем другая техника с точки зрения физиологии, хоть и звучит похоже. Кроме того, многочисленные вокальные школы экстрима часто пользуются разными названиями для обозначения одних и тех же вокальностей.

При всем перечисленном многообразии стилей экстрима, согласитесь, как-то некорректно называть это все «расщеплением». А именно этот термин, не употребляемый ни одной западной школой, почему-то прочно вошел в обиход в нашей стране. Причем что и на что расщепляют, большинство ответить затрудняется.

Кто-то интерпретирует это, как расщепление звука на 2: музыкальный и шум, при этом еще и утверждая, что «один дыхательный поток как бы расщепляется на два». Честно говоря, не встречала в природе ни одного живого существа, обладающего двумя дыхательными аппаратами и способного создавать два дыхательных потока, равно как и феноменов разделения выдыхаемого воздуха на 2 струи.

Да и далеко не во всех стилях образуется музыкальный звук и шум, о чем вы позже узнаете.

Кто-то утверждает, что расщепляются связки: ложные отодвигаются от истинных голосовых и вибрируют независимо. Звучит хоть и привлекательно, но с точки зрения анатомии абсолютно не верно, так как ложные связки находятся в непосредственной близости от голосовых, чуть выше, прилегая к ним и создавая им надежную защиту-прикрытие, и отодвигаться от них не способны. Это равносильно тому, что подвинуть гланды вверх или вниз, или отодвинуть печень от желудка.

Помните, мышцы могут делать только то, что им позволяют суставы. В данном случае суставы гортани не позволяют мышце, лежащей в основе ложных связок (латеральная щито-черпаловидная мышца) двигаться вверх, отодвигаясь от голосовых связок, а только сжиматься, приближаясь к голосовым связкам и создавая эффект рыка за счет искажения вибрации последних; или же отдаляться от них, раскрываясь и не мешая вибрации голосовых связок, но тогда и сами ложные не вибрируют, и звук получается чистым.

Возникает вопрос: неужели все вокальные экстремальные стили задействуют это сжатие ложных связок и их трение о голосовые? Если да, то откуда все же такая разница в экстремальных вокальных стилях? Как же все-таки знаменитые исполнители агрессивных стилей умудряются не потерять голос в течение своей долгой вокальной карьеры?

Итак, все по порядку.

Освоение любого экстремального стиля включает в себя обязательное знание базы вокала и специальные навыки. Овладеть правильно специальными навыками экстремального вокала с нуля, не умея хорошо контролировать свой «чистый» голос невозможно и опасно. Уясните себе твердо этот пункт, все любители быстрого результата при минимальных усилиях!

Очень часто, к сожалению, приходится наблюдать явление, когда молодой парень, увлекающийся каким-нибудь экстремальным стилем рока, часто еще и не обладающий музыкальным слухом, делает ставку на экстремальный вокал. А что: некоторые экстремальные стили больше похожи на шум, интонировать там не надо, то есть по сути можно петь, не «заморачиваясь» попаданием в ноты. Почему бы не освоить сразу данный тип вокала, тем более что другие стили и не нравятся?

А вот и нет. Любая профессиональная фонация, то есть длительная и громкая, будь то вещание на публику или просто хобби орать из окна весь день напролет, требует хорошего вокального контроля, включающего в себя:

Контроль выдоха,

Умение не допускать или регулировать зажим ложных связок,

Умение создавать необходимое смыкание голосовых связок,

Умение создавать нужный эффект резонанса.

Это минимум или базовые навыки, без освоения которых за специальные браться не следует, так как это неминуемо приведет к тому, что вы не просто не сможете петь, но рискуете и потерять ваш разговорный голос. И последствия могут быть непоправимыми!

Вокальная мышца слабо чувствительна, так что даже когда вокалист не чувствует во время пения болевых или других неприятных ощущений, это не означает того, что он не разрушает свои голосовые связки. Поэтому очень важно уметь распознавать вокальный зажим, являющийся главным врагом вокалиста, и уметь его контролировать: не допускать вовсе или же создавать в такой пропорции и количестве, чтобы звуковой эффект был получен без вреда для здоровья.

Абсолютно во всех видах экстремального вокала участвуют следующие части вокального аппарата: ложные связки, голосовые связки, преддверие гортани, гортань, язык, мягкое нёбо, а также особые комплексы воздействия на скелетную мускулатуру - анкеровка головы и шеи, анкеровка торса.

Что касается ложных связок, то тут важно уметь как расширять их, не допуская зажима, так и сужать их (а не сжимать ! ), создавая контролируемый или нужный вам зажим, о чем уже было написано выше.

Преддверие гортани, а именно его мышца-сфинктер, участвует в резонансе, создавая twang , работающий в данном случае как усилитель не только голоса, но и всех шумовых эффектов, которые без него не были бы слышны даже в микрофон. Без данного типа резонанса вокалисту просто пришлось бы орать, как резаному, создавая зверский зажим, а также бесспорный и скорый конец своим голосовым связкам.

Гортань, мягкое нёбо и язык, путем смены их положения от низкого до высокого, участвуют в создании тембровой окраски звука и/или дополнительной вибрации, необходимых для каждого вида экстрима.

Анкеровка помогает контролировать выдох, а также создавать дополнительный резонанс.

Что касается выдоха, то тут вступает в действие особый баланс между силой выдоха и подсвязочным давлением. Для каждого отдельно взятого вида экстрима важно знать, какое подсвязочное давление необходимо, и сколько воздуха нужно использовать для создания отдельных спецэффектов. Эти два понятия не равнозначны, так как сильное подсвязочное давление никогда не создается выталкиванием огромного количества воздуха, а наоборот - использованием малого или же только чуть бОльшего, но в обоих случаях с очень хорошим контролем выдоха, позволяющим избежать выталкивания (за это отвечает анкеровка). При высоком подсвязочном давлении смыкание голосовых связок всегда более плотное (толстое состояние или «масса»).

Слабое же подсвязочное давление создается двумя путями: небольшим и слабым выдохом, если речь идет о низких и негромких звуках, либо бОльшим выдохом, если речь идет о фальцете*, который входит в «рецепты» некоторых видов экстрима (в этом последнем случае тоже необходима анкеровка).

* В западно-европейской и американской школе фальцетом принято называть звук любой высоты с наличием в нем воздуха.

Так, для growl (grunt ) необходима большая воздушная струя, а для death scream (вопль смерти) - сильное подсвязочное давление, но небольшая воздушная струя и т.п.

То есть для каждого вида экстрима нужно использовать необходимое подсвязочное давление и необходимую воздушную струю.

Ну что, укладываются все эти познания в рамки «расщепления» и отдельно взятых уроков у носителей экстремального мастерства лично или на YouTube , с рецептами «покашлять», «пробовать сжимать ложные связки, пока они не огрубеют и не привыкнут», «посылать звук в нос» и т.п.?
Потом стала учиться петь чистым. Связки в полном порядке. Пока училась интонировать чистый пришла сама собой интонация в экстриме, я даже не думала что интонирую, а потом выяснилось что в ноты пою, притом попадаю хорошо. А вот чистым вокалом у меня интонация плавает, часто фальшивлю.

В общем мне кажется можно обучение чистому и экстриму немного запараллелить с какого-нибудь этапа. Мне чистый помог развить экстрим. А экстрим иногда помогает развить чистый.

Чем экстрим вокал отличается от привычного нам чистого вокала? Как и где этому научиться? И востребован ли он на современной музыкальной сцене? На все эти вопросы ответил Марк – вокалист группы Rain on Their Parade, который не понаслышке знает, чего стоит рычать, как зверь.

«В твоей комнате убивают диких животных? Или это новая форма звуковых пыток?» – так говорила мама, когда из моей комнаты доносилась тяжелая музыка. Экстремальный вокал – вещь особенная.

– Если мы говорим, подразделяя вокал на экстремальный и чистый, то экстремальным я занимаюсь с 12 лет, а чистым – с 14–15 лет.

На концертах происходит дикий угар. У нас жанр метал-кор – это молодежная музыка. Большинство людей ее не понимают, но мы все же придерживаемся этого стиля. Она основывается на мелодичных гитарных партиях, присутствует чистый вокал, но основа этого всего – много экстрим-вокала.

Моя работа заключается в том, чтобы общаться с публикой, разогревать народ. На концерте много чего может происходить, тут еще и раскрывается такое понятие, как МОШ (это когда люди не думают ни о чем, машут руками и ногами, как будто впали в безумие).

У меня нет музыкального образования, я полностью самоучка. Обычно начинают обучаться с чистого вокала, так как потом проще начать заниматься экстримом. У меня же наоборот.

Существует несколько техник экстрим-вокала. Самые простые – это, наверно, гроулинг, скрим, харш.

Гроулинг переводится с английского как «рычание/рык», то есть такие очень низкие и в то же время устрашающие звуки. Раньше их использовали во времена майа, ацтеков, инков, чтобы изгонять злых духов из людей, в которых они якобы вселились.

Скрим переводится с английского как «крик», он более высокий.

Но еще есть что-то среднее между этими двумя стилями и это что-то называется харш. Харш – это как раздражение… Смесь гроулинга и скрима, но он не имеет какого-то зависимого положения между ними. А отличается тем, что это не просто обычный звук, низкий или высокий, это звук с примесью чистого вокала.

Я сам пользуюсь обычно и гроулингом, и скримом, и харшем.

В ходе концерта постоянно перехожу с чистого вокала на экстрим и наоборот. Мне это не очень сложно, т.к. я уже не первый год пою. Но если человек занимается не так долго, он не будет понимать, как это делать, не сможет правильно поставить дыхание. Весь упор идет на диафрагму, благодаря ей ты и перестраиваешься с чистого на экстрим.

Я полностью самоучка, причем очень забавно себя обучал. Интересовался группой Linkin Park и понял, что в будущем хочу выступать на сцене, радовать людей своим голосом и все в этом духе. Начал включать определенные группы и просто кричал под них. Каждый день пел одни и те же песни, старался что-то выдавить из себя. Не скажу, что экстрим-вокалу нужно учиться какое-то определенное время, у каждого по-своему.

Если у человека есть преподаватель или возможность, чтобы кто-то его направлял, то, безусловно, все это пройдет быстрее. У меня такой возможности не было, я просто лазил по Интернету, смотрел какие-то видеоуроки, что-то понимал, соответственно набирался теории. И как-то раз ту же самую песню, которую пел на протяжении нескольких лет, спел еще раз и у меня получилось. А после этого побежал в ванну и отхаркался кровью. Для меня это, конечно, был шок.

Соседи думали, я вызываю сатану, постоянно спрашивали, что это за крики, когда видели меня или маму на лестничной клетке. Я всегда говорил: «Это не у меня, может, снизу кто». Кстати, они ведутся на это до сих пор (смеется), но жалуются регулярно, примерно раз в неделю, хотя теперь я чаще репетирую в студии.

А вот реакция родителей была очень странная и даже переходящая в возмущение. Какого черта мой сын занимается какой-то ерундой, орет во весь голос в своей комнате? Но все равно у меня с этим было немножко попроще. Моя мама тоже слушала тяжелую музыку, но, конечно, не такую тяжелую, как я сейчас. Она предпочитала олдовых рокеров, альтернативу и все в этом духе. Потом смирилась, поняла, что все, боролась-боролась, но потом устала.

Вот друзья отреагировали иначе. Они слушают все в принципе. У меня был такой друг, который тоже любил сначала Linkin Park, потом перешел на «Стигмату». От него я, собственно, и набрался.

У меня есть пара учеников, но нет какой-то системы. Я прихожу к ним домой, оцениваю потенциал и уже тогда могу сделать какую-то определенную программу.

Они поначалу сталкиваются с такими проблемами, как боль в горле, недостаток дыхания, трудности совмещения таких стилей, как харш, гроулинг, скрим… Некоторые не понимают сразу отличий, например, между гроулингом и скримом.

Кстати, были девушки, которые интересовались, просили показать или дать несколько советов, как этому начать учиться. Но чтоб им преподавал, такого не было.

Женский экстрим может звучать профессионально и качественно. У меня нет каких-то сексистских представлений по этому поводу.

Когда начинал заниматься вокалом, я любил Linkin Park, «Стигмата», «Аматори», «Оригами». По тем временам для меня был в приоритете вокалист группы Linkin Park Честер Беннингтон. Он до сих пор остался моим кумиром, но не скажу, что это идеальный вокал. А если говорить о сегодняшних приоритетах, то это, скорее всего, группа Memphis may fire и ее вокалист.

Сейчас очень много групп распалось из тех, которые я слушал и очень любил. Например, прародители постхардкора. Группа Attack Attack! недавно дала свой последний тур по Америке и распалась.

Я считаю, что в России еще не умеют делать постхардкор, честно.

Трудно загадывать, но на данный момент экстрим-вокал востребован. Не в большом количестве, но появляются некоторые «зеленые» команды.

Самое главное – это взять волю в кулак, никогда не сдаваться, даже если что-то не получается, и набираться теории. Занимайтесь где угодно, ходите в парк и кричите там. Не важно, что о вас подумают люди, делайте вид, что вокруг никого нет, только вы. Орите дома, пусть даже потом будут какие-то возмущения, не обращайте на них внимание.