История сида вишеса. Сид вишес и музыканты, пошедшие по пути саморазрушения Сид вишес день рождения

В среду, 10 мая, Сиду Вишесу из Sex Pistols исполнилось бы 60 лет. Он прожил почти втрое меньше этого срока и стал для многих эталоном панк-рокера: человека, не знающего удержу ни в чем и на полной скорости несущегося к гибели. вспоминает артистов, для которых пример Вишеса оказался смертельно заразительным.

Сид

Вишес (настоящее имя Джон Саймон Ричи) умер от передозировки наркотиков 2 февраля 1979 года, на следующий день после того, как его выпустили из тюрьмы под залог. 21-летнего музыканта обвиняли в избиении посетителя клуба, брата певицы Тодда. Кроме того, Сид находился под следствием по делу об убийстве Нэнси Спэнжен, своей возлюбленной. Спэнжен обнаружили мертвой с ножевым ранением в область живота 12 октября 1978 года. С того дня Вишес несколько раз пытался покончить с собой, говоря, что «хочет быть с Нэнси».

Вишес был далеко не первым и не последним артистом, ушедшим неожиданно рано, его также нельзя назвать талантливым музыкантом, чья гибель оборвала какой-то особенный творческий путь. Тем не менее он вошел в пантеон молодых героев поп-культуры, наравне с гением Джими Хендриксом, первопроходцами рок-н-ролла Бадди Холли и Эдди Кокраном и десятками других неординарных личностей. При этом миллионы людей убеждены, что Вишес - главный панк, хотя слабо представляют его достижения, а Сид и Нэнси стали канонической парой сорвиголов, как Бонни и Клайд. Вишес умер вскоре после распада Sex Pistols, успев записать несколько сольных номеров. Среди них - кавер-версия знаменитого индивидуалистического гимна Фрэнка Синатры My Way. В исполнении Сида эта композиция, конечно, получила новый смысл.

Константин Ступин

Говорят, что главным кумиром и жизненным ориентиром недавно скончавшегося музыканта из Орла был Лемми, легендарный лидер Motorhead. Однако в реальности Ступин следовал скорее за Вишесом, живя по принципу «плевать на всех и на себя». При всем рок-н-ролльном образе жизни Лемми всегда держался на ногах и пребывал в ясном уме. Чего, возможно, не знал Ступин, Лемми никогда не принимал героин и был ярым антигероинщиком, считая этот наркотик причиной гибели сотен своих знакомых. Короче говоря, Лемми не тянуло к смерти, он любил себя, свою жизнь и свои развлечения. В этом его отличие и от Сида Вишеса, и от большинства упоенных саморазрушителей - ими двигала и движет нелюбовь к себе.

К слову, Лемми знал Вишеса и даже дал тому несколько безуспешных уроков игры на бас-гитаре. Вишес так и не научился играть, но его приняли в Sex Pistols - их менеджеру Макларену требовались яркие герои. Лемми называл Сида милым парнем и считал историю его короткой жизни скорее трагической ошибкой, чем экзистенциальным героизмом.

Ступин прожил почти вдвое меньше Лемми, зато ровно вдвое дольше Вишеса. В 1980-х он собрал панк-команду «Ночная трость», но его больше интересовала безумная жизнь как таковая. Спиртосодержащие жидкости, наркотики, драки, кражи, тюрьма - таковы были будни радикального панка в Орле. Он мог остаться локальной городской легендой, однако в начале 2010-х годов неравнодушные друзья решили популяризировать Ступина и его впечатляющее творчество. Ролики с ним разошлись по соцсетям, зрители иногда не знали имени музыканта: «бомж поет», «зэк поет». Ступин вернулся в рок, но в отличие от кумира Лемми, алкоголь сильно мешал его музыке. Он умер в 42 года. Судя по последним видеообращениям, Константин почувствовал желание жить и что-то делать, однако было поздно - привычки и болезни оказались сильнее.

Михаил Горшенев (Горшок)

Фронтмен самой популярной русской панк-группы «Король и Шут» последовательно воплощал в жизнь заветы Вишеса. Его сгубил тот же героин. Близкие люди как могли оберегали Горшка от самого себя, но стремление уйти в непроглядную неизвестность победило.

Панк прочно ассоциируется с саморазрушением, хотя в этой музыке полно принципиальных трезвенников и сторонников здорового образа жизни. Фронтмен тех же Sex Pistols Джонни Роттен-Лайдон оказался тем еще витальным молодцом, да и в «Короле и Шуте» был своего рода антипод Горшка - и не только сценический - Княzz (). Но Горшенев предпочел именно путь Вишеса.

Юрий Клинских (Хой)

Звание самой популярной русской панк группы мог бы оспорить коллектив «Сектор Газа», если бы его лидер Юрий Клинских по прозвищу Хой не покинул этот мир в 2000-м году. Ему было 35 лет, и причиной смерти стал опять героин. Хой тоже жил без тормозов, но его до поры до времени хранила судьба. Чего стоит одна история о том, как он выпал из поезда Иркутск - Чита в одной майке в лютый мороз, в совершенно безлюдном месте. Несколько километров он шел по путям, и ему повезло: музыканту попалась будка обходчика. Уже через несколько часов лидер «Сектора» пел песни служащим авиабазы под Читой. Но в какой-то момент везение закончилось: Хой открыл для себя самый тяжелый из наркотиков, и его уставшее от многолетнего пьянства сердце не выдержало.

Андрей Панов (Свин)

Лидер питерской группы «Автоматические удовлетворители» - едва ли не первой панк-команды в Советском Союзе - умер в 1998 году от перитонита, вызванного аппендицитом. Ему было 38 лет. Знавшие Панова говорят: жил как панк и умер как панк. У Свина сильно болел живот, но он не спешил обращаться к врачам, предпочитая заглушать боль привычным портвейном.

Ol" Dirty Bastard

Старый Грязный Ублюдок - уже само прозвище, которое выбрал себе рэпер Расселл Тайрон Джонс, типично панковское. Он был самым беспредельным и безумным участником Wu Tang Clan, одной из главных команд в истории хип-хопа. В чем-то Бастард походил на русского Горшка. Много пил, наркоманил, не дорожил своей жизнью, постоянно имел проблемы с законом. Дрался, зачем-то пытался грабить квартиры, хотя был уже обеспеченным артистом. В него много раз стреляли: рэперы, полиция, знакомые. Его арестовывали, судили. Умер в 35 лет от сердечного приступа. К этому времени его здоровье было совсем расшатано. После себя оставил многочисленное потомство от разных женщин. Что еще сближает Бастарда с Вишесом - он был артистом-персонажем, не творцом. Тексты за него сочиняли друзья по клану, Бастард лишь эффектно их исполнял.

GG Allin

Кевин Майкл Эллин, более известный как GG Allin, удостаивался звания самого впечатляющего дегенерата в роке. Он сам называл себя последним рок-н-ролльщиком - его шокирующее (обтекаемо выражаясь) поведение на сцене было не столько спонтанным действием, сколько результатом идеологических построений и борьбой с одному ему ведомыми врагами. В творческом арсенале артиста были все мыслимые радикальные приемы вплоть до поедания собственных фекалий. Аллин неоднократно объявлял о намерении совершить самоубийство на сцене, но до поры откладывал этот момент. В 1989-м сел в тюрьму за избиение ассистентки. Выйдя на свободу, продолжил бушевать. 27 июня 1993 года года Эллин сыграл свой последний концерт, состоявший из полутора песен: во время второй композиции владельцы клуба, до этого, может быть, не очень хорошо знакомые с репутацией Джей Джея, решили, что мероприятие лучше бы свернуть. Певец, уже раздевшийся догола, разгромил клуб и отправился бродить по улицам Нью-Йорка в сопровождении толпы фанатов. Затем он заявился на одну вечеринку, где принял большую дозу наркотиков и умер.

Биография

Вскоре после рождения сына Джон Ричи ушел из семьи, а Сид с матерью отправились на остров Ибица , где Энн вышла за Кристофера Беверли в 1965 году. Семья провела здесь четыре года, в 1961 году вернулась в Лондон и некоторое время жила в графстве Кент . После смерти отчима мать и сын снимали комнату в Танбридж Уэллс, затем жили в Сомерсете . К учебе Сид интереса не проявлял и в 15 лет бросил школу, но вскоре (под именем Саймон Джон Беверли) поступил в художественный колледж Хэкни (Hackney College), где начал изучать фотографию. Здесь он познакомился с Джоном Лайдоном , который и дал ему ставшее впоследствии знаменитым прозвище. Согласно одной из версий хомячок Лайдона по прозвищу Сид укусил Ричи за руку, и тот воскликнул: «Sid is really vicious!» (Позже появились версии, согласно которым прозвище было дано в честь Сида Баррета и песни Лу Рида «Vicious» ). Вместе с Джоном Уордлом (позже взявшим псевдоним Jah Wobble) и Джоном Греем они образовали команду The 4 Johns. Как вспоминает Энн, в отличие от Лайдона, который был чрезвычайно замкнутым и застенчивым парнем, Сид красил волосы и вел себя в манере своего тогдашнего кумира, Дэвида Боуи . Лайдон рассказывал, что они дуэтом часто зарабатывали деньги уличными концертами, исполняя песни Элиса Купера : Джон пел, а Сид аккомпанировал ему на тамбурине .

Долгое время Сид жил попеременно - то со сквоттерами , то в доме матери, но в 17 лет, рассорившись с ней, стал действительно бездомным, благодаря чему впервые и вошел в панк-культуру (большинство лондонских сквоттеров в те дни составляли панки). Примерно в это время Сид впервые попал в магазин на Кингс Роуд под названием «Too Fast to Live, Too Young to Die» (вскоре переименовавшийся в «SEX») и познакомился - сначала с Гленом Мэтлоком (который работал здесь, а по вечерам играл на бас-гитаре), затем через него с Стивом Джонсом и Полом Куком. Двое последних только что образовали группу Swankers и пытались уговорить владельца магазина Малкольма Макларена (который незадолго до этого вернулся из Америки, где некоторое время управлял делами New York Dolls) стать их менеджером. Вскоре состав превратился в Sex Pistols и нашел себе вокалиста в лице другого завсегдатая, Джона Лайдона , - хотя поначалу жена Макларена, Вивьен Вествуд остановила свой выбор именно на Сиде.

Некоторое время Сид рассматривался и в качестве возможного вокалиста другой новой группы, The Damned , но из списков был вычеркнут после того, как не явился на прослушивание. В те же дни он собрал скандально знаменитый сквоттер-бэнд The Flowers of Romance ; в числе участников были будущие The Slits . Еще недавно страдавший от одиночества, Сид вдруг оказался в самом центре нового культурного движения и решил не упускать своего шанса: взяв (по примеру своего нового кумира, Ди Ди Рамона) бас-гитару, он окончательно принял образ жизни, который очень скоро привел его к трагедии.

В сентябре 1976 года Сид стал участником так называемого Первого международного панк-фестиваля , организованный Роном Уоттсом, менеджером 100 Club в содружестве с Малкольмом Маклареном. Хедлайнерами здесь были The Sex Pistols , к тому времени уже имевшие репутацию новой, в высшей степени перспективной группы с потрясающим авторским дуэтом. Когда стало известно, что в программе освободилось время для еще одного участника, двое участников Bromley Contingent - Сьюзи Сью и Стив Спанкер (Северин) - тут же предложили свои услуги, в качестве двух других участников несуществующей «группы» пригласив Сида (ударные) и Билли Айдола (гитара; место последнего тут же занял Марко Пиррони , приятель Soo Catwoman, с которой также дружил Сид). Так в первый день Фестиваля Сид впервые вышел на большую сцену. Впрочем, уже на второй день он с нее «сошел», поскольку был арестован (за то, что начал бросать на сцену бутылки) и помещен в тюрьму для несовершеннолетних Ashford Remand. Выйдя из заключения, он поселился у Catwoman и стал для неё кем-то вроде телохранителя.

Приход в Sex Pistols

Попав в состав Sex Pistols почти случайно, Сид Вишес оказался в лучах скандальной славы группы и тут же стал её самым ярким персонажем. Прессу особенно привлекал имидж и манеры Вишеса, полюбившего позировать и давать интервью, оттого в восприятии широкой публики Вишес, даже более чем Роттен и остальные участники коллектива, стал олицетворением панка , хотя собственно в творчество Sex Pistols он вложил немного (одна написанная песня и несколько перепевок чужих).Между тем, именно Сид придумал знаменитый «танец» пого:

Благодаря Сиду вокруг группы сгустилась атмосфера насилия. Однажды он с велосипедной цепью атаковал журналиста Ника Кента - якобы по наущению Макларена и Роттена , которых возмутило то, что Кент накануне выступил в составе The Damned. Мифу о «грозном» Сиде, однако, явно не соответствует тот подтвержденный многими очевидцами факт, что Сид совершенно не умел драться и был неоднократно бит - в частности, Полом Уэллером , Дэвидом Ковердейлом и гитаристом Thin Lizzy Джоном Робертсоном.

Почти сразу же после прихода в группу Сид познакомился с Нэнси Спанджен (англ. Nancy Laura Spungen ; 27 февраля - 12 октября ) - наркоманкой-группи, которая прибыла в Лондон из Нью-Йорка единственно с целью переспать с Sex Pistols. От Джона и Стива она перешла к Сиду, и тот влюбился мгновенно. Для него, помимо всего прочего, Нэнси была олицетворением целой культуры с центром в Нью-Йорке, где царствовала его любимая группа Ramones. Они поселились в квартире общей приятельницы Памелы Рук неподалеку от Букингемского дворца, где расположились на одном, общем матрасе - в столовой.

Сид стал для неё легкой добычей. Все хотели быть с ним, но к несчастью, он выбрал Нэнси. Она была на удивление толстокожа: возможно, самый неприятный человек из всех, с кем мне приходилось встречаться в своей жизни. Все видели её насквозь. Все, кроме Сида . - Памела Рук.

Тем временем Sex Pistols потеряли и второй контракт - с A&M Records ; во многом причиной тому стали потасовки, инспирированные Сидом. Свой третий контракт группа подписала с Virgin Records , но к моменту выхода God Save the Queen здоровье Сида ухудшилось: он успел побывать в больнице (где лечился от гепатита-С). При этом две его страсти - к Нэнси и героину - нарастали неконтролируемо.

После того, как Sex Pistols вернулись из Скандинавии и отыграли несколько «секретных» британских сетов (SPOTS: Sex Pistols on Tour Secretly), стало ясно, что Нэнси становится для группы опасной обузой. Её попытались насильно отправить в Америку, но план провалился: Сид и Нэнси сблизились ещё сильнее: теперь они противостояли всему миру, и ничто уже не могло их разлучить. Временами пара выглядела вполне респектабельно: например, в ходе благотворительных концертов в Хаддерсфилде в пользу шахтёров (где Джон принял участие в «драке тортами») Сид и Нэнси общались с детьми и произвели на всех самое приятное впечатление. Здесь же впервые Сиду дали возможность выйти к микрофону (он спел «Chinese Rocks» и «Born to Lose»).

Американские гастроли

Американское турне Sex Pistols началось с Юга (в Атланте , Джорджия). Нэнси рядом не было, её оставили в Англии, и Сид впал в депрессию. Кроме того, Warner Bros. Records , американский лейбл группы, приставил к нему охранников (во главе с Ноэлом Монком) с единственной целью - не подпускать к героину. Эффект тем самым был достигнут противоположный. Сид после концерта в Джорджии сбежал и вернулся на следующий день с некой Хелен Киллер (одной из фанаток «Пистолз»). Вскоре группа разделилась на два лагеря. Стив Джонс, Пол Кук и Малкольм Макларен продолжили гастроли на самолёте, а Джон Лайдон (к этому времени всерьёз обеспокоенный состоянием своего друга) вместе с Сидом путешествовал в фургоне. Гастроли проходили в атмосфере наркотического хаоса и нараставшего насилия. В Сида постоянно летели бутылки; однажды он немедленно ответил обидчику - ударом бас-гитары по голове. С изрезанной грудью, в крови, он (по словам Джона) «превратился в циркового артиста». На сцену в Далласе , Техас , Сид вышел, нацарапав на груди кровавую надпись: Gimme a Fix . 14 января остатки группы, ещё недавно считавшейся популярнейшей в мире, собрались в Сан-Франциско , чтобы дать последний концерт в Winterland Ballroom . В конце его, бросив в зал свой вопрос: «А вы чувствовали себя когда-нибудь обманутыми?» - Джон Лайдон объявил о выходе из состава Sex Pistols и остался в Америке без гроша в кармане. Стив и Пол отправились в Рио, Сид продолжал наркотическую оргию с новыми друзьями, благодаря которым «fix» окончательно перестал быть проблемой. Один из них (некто Буги) спас его от смерти после передозировки и со второй попытки переправил в Англию, к Нэнси.

Принято считать, что причиной падения Сида была Нэнси. Но Джон Лайдон значительную часть вины возлагал на Макларена.

С самого начала американских гастролей Sex Pistols я не выпускал его <Сида> из поля зрения - даже в автобусе садился рядом. Всё у него было нормально, но лишь до того, как мы прибыли в Сан-Франциско. Кто-то сочтёт это простым совпадением, но стоило в нашем отеле появиться Малкольму, как Сид камнем пошёл на дно… Трагедия состояла в том, что он наивно уверовал в собственный имидж. А ведь был, в сущности, безобиден и беззащитен! Сид медленно погибал, а окружающие наслаждались зрелищем. Особенно Малкольм, полагавший, что саморазрушение есть суть поп-звёздности. Я был вне себя от бешенства: становиться поп-звёздами мы никогда и не собирались!.. - Джон Лайдон в беседе с Полом Морли, New Musical Express , октябрь 1996 года.

Смерть Нэнси

В Лондоне Макларен, занятый созданием фильма (который тогда назывался «Who Killed Bambi»: впоследствии он вышел под названием «The Great Rock and Roll Swindle»), дал понять Сиду и Нэнси, что денег они от него не получат, если не согласятся выполнять все его указания, касающиеся фильма. Сид отправился в Париж на съемки и записал там версию «My Way» (песни, прославленной Фрэнком Синатрой). Запись проходила нелегко: Сид то и дело отказывался работать «с этими французскими идиотами». Готовые пленки были отправлены в Лондон: здесь Стив Джонс наложил гитарные партии и придал треку специфически «пистоловское» звучание. «My Way» вышел синглом в июне (с «No One Is Innocent» на обороте) и тут же стал подниматься в чартах. В благодарность за участие в фильме Сид получил свободу от Макларена. Официально ставшая его менеджером Нэнси Спанджен вылетела в Нью-Йорк и взялась там за организацию предстоящих гастролей. С группой The Vicious White Kids (Глен Мэтлок, Стив Нью и Рэт Скэбиз) Сид дал один концерт в Electric Ballroom и, получив деньги, тут же вылетел в Нью-Йорк. По прибытии Сид и Нэнси направились в отель «Челси», некогда знаменитый своими постояльцами, теперь же славный лишь наркотическими оргиями, и сняли здесь номер (№ 100). Нэнси действительно удалось организовать несколько концертов: в составе новой группы вместе с Сидом выходили Джерри Нолан и Киллер Кейн (экс-New York Dolls), а также гитарист Стив Диор. В клубе Max’s в качестве гостя появился Мик Джонс, гитарист The Clash . Вскоре Сид и Нэнси отправились в гости к родителям последней, но визит успеха не имел. Оба были законченными наркоманами, выглядели ужасно и привели респектабельное еврейское семейство в ужас и негодование.

Две других песни, записанных Сидом одновременно с «My Way», - «Something Else» и «C’mon Everybody» - вышли синглами под вывеской Sex Pistols и стали хитами. В октябре он получил от Макларена гонорар (чеком) и сумму наличными в 25 тысяч долларов: последняя в тот же день была положена в нижний ящик стола в гостиничном номере отеля. Наступил день 11 октября : Сиду и Нэнси срочно потребовалась доза. Прошел слух о том, что деньги у них есть, и они готовы заплатить любую сумму. Известно, что в гостиничном номере у них побывали как минимум два наркодилера. Получив дозы, Сид и Нэнси впали в забытье. Сид пришел в себя утром 12-го. Нэнси находилась в ванной: она была убита, судя по всему, его ножом. Он немедленно вызвал сначала скорую, потом полицию, а 29 октября был арестован по подозрению в убийстве. Сумма в 25 тысяч долларов из нижнего ящика стола исчезла и найдена не была. Сам музыкант вследствие тяжёлой алкогольной и наркотической интоксикации не помнил происшедшего и вину свою категорически отрицал.

В первые же часы после происшедшего люди, знавшие Сида и Нэнси, стали выражать уверенность в том, что он не мог совершить это преступление.

Он был каким угодно, но не Vicious; собственно, под таким именем я его и не знал. Он был тихоней, очень одиноким человеком. С Нэнси они были очень чувствительной парой и прекрасно относились друг к другу. Даже в моем кабинете они не выпускали друг друга из объятий. Чувствовалось, что между ними существует сильнейшая связь . - Стэнли Бард, менеджер отеля «Челси».

Фил Стронгман в книге «Pretty Vacant: A History of Punk» утверждает, что убийцей Нэнси был, скорее всего, Рокетс Редглер, наркодилер, вышибала, актёр (и позже эстрадный комик). Он, как было достоверно установлено, находился в ту ночь рядом с Нэнси, которой принёс 40 капсул гидроморфона. Существовала также и версия, согласно которой гибель Нэнси явилась результатом неудавшегося «двойного самоубийства».

Смерть Сида Вишеса

Сид был помещен в тюрьму Райкерс. Макларен уговорил Virgin Records выделить залоговую сумму (в 50 тысяч долларов), пообещав от Сида новый альбом. Компания Warner Bros. собрала деньги на команду адвокатов и подозреваемого выпустили под залог. 22 октября , по-прежнему в состоянии глубокого потрясения от смерти возлюбленной, Сид попытался покончить с собой. Пока он находился в больнице, за ним ухаживала мать, прилетевшая из Англии. Едва выписавшись, Сид 9 декабря ввязался в драку, разбил бутылку о голову брата Патти Смит Тодда Смита, и был арестован на 55 дней. 1 февраля он был вновь выпущен под залог и с матерью и группой друзей направился на квартиру своей новой подруги Мишель Робинсон. Здесь он принял дозу героина и потерял сознание. Присутствующие сумели привести его в чувство, после чего он принял героин вновь. «Могу поклясться, в эти минуты над ним возникла розоватая аура, - позже говорила Энн Беверли. - Наутро я принесла ему чаю. Сид лежал в полном умиротворении. Я попыталась растолкать его, и тут поняла, что он холоден… И мёртв».

Главный коронер Нью-Йорка доктор Майкл Баден англ. Michael Baden , проводивший вскрытие, установил, что героин, обнаруженный в его организме, был 80-процентной чистоты, в то время как обычно Вишес использовал 5-процентный раствор .

Оригинальный текст (англ.)

You were my little baby girl / And I shared all your fears/ Such joy to hold you in my arms / And kiss away your tears / But now your gone there"s only pain / And nothing can do / And I don"t want to live this life / If I can"t live for you / To my beautiful baby girl / Our love will never die.

Версия Мишель Робинсон

В 2006 году канадское телевидение показало документальный фильм, где была сделана попытка восстановить поминутно события последнего дня Сида Вишеса. Здесь прозвучало шокирующее обвинение, выдвинутое Мишель Робинсон. Она утверждала, что мать Вишеса вколола сыну смертельную дозу, пока тот находился в забытьи. Это согласуется с тем фактом, что, по свидетельству очевидцев, вечером он принял очень небольшую дозу , которая смертельной сама по себе стать никак не могла. Кроме того, судя по первым сообщениям, Вишес провел вечер с друзьями в прекрасном настроении, много говорил о возвращении и о своем «будущем в шоу-бизнесе» - другими словами, не проявлял признаков депрессии.

В фильме утверждалось также, что Энн Беверли незадолго до смерти будто бы признавалась, что действительно ввела сыну смертельную дозу, потому что боялась, что его осудят пожизненно за убийство Нэнси Спанджен.

Альбомы

Синглы

  • My Way (30 июня 1978)
  • Something Else (9 февраля, 1979)
  • C’mon Everybody (22 июня, 1979)

Бутлеги

  • My Way/Something Else/C’mon Everybody (1979, 12", Barclay, Barclay 740 509)
  • Live (1980, LP, Creative Industry Inc., JSR 21)
  • Vicious Burger (1980, LP, UD-6535, VD 6336)
  • Love Kills N.Y.C. (1985, LP, Konexion, KOMA)
  • The Sid Vicious Experience - Jack Boots and Dirty Looks (1986, LP, Antler 37)
  • The Idols with Sid Vicious (1993)
  • Never Mind the Reunion Here’s Sid Vicious (1997, CD)
  • Sid Dead Live (1997, CD, Anagram, PUNK 86)
  • Sid Vicious Sings (1997, CD)
  • Vicious & Friends (1998, CD, Dressed To Kill Records, Dress 602)
  • Better (to provoke a reaction than to react to a provocation) (1999, CD, Almafame, YEAAH6)
  • Steppin’ Stone (1989, 7", SCRATCH 7)
  • Probably His Last Ever Interview (2000, CD, OZIT, OZITCD62)
  • Better (2001, CD)
  • Vive Le Rock (2003, 2CD)
  • Too Fast To Live… (2004, CD)
  • Naked & Ashamed (7", Wonderful Records, WO-73, 2004)
  • Sid Live At Max’s Kansas City (LP, JSR 21, 2004)
  • Sid Vicious (LP, Innocent Records, JSR 23, 2004)
  • Sid Vicious McDonald Bros. Box (3CD, Sound Solutions, 2005)
  • Sid Vicious & Friends (Don’t You Gimmyyyyyyyyyyyyyyye) No Lip/(I’m Not Your, 2006)

См. также

Примечания

  1. http://text.newlookmedia.ru/?p=4050#more-4050
  2. «The Filth and The Fury», St. Martin’s Press, 2000, стр. 13
  3. Jah Wabble. www.punk77.co.uk (англ.) . - Предисловие к интервью с А. Паркером, автором двух книг о Вишесе. Проверено 7 октября 2009.
  4. Kit & Morgan Benson Sid Vicious . www.findagrave.com. Проверено 7 октября 2009.
  5. , The Punk Issue, март 2006, стр. 65
  6. Sid Story, part 1 (англ.) . - www.punk77.co.uk. Проверено 7 октября 2009.
(1979-02-02 ) (21 год)

Биография

Сид Вишес родился 10 мая 1957 года в Лондоне в семье Джона Ричи (охранника, одно время работавшего в Букингемском дворце) и Энн, женщины хиппиозных наклонностей, многие годы употреблявшей наркотики. Джа Уоббл (друг детства Сида и впоследствии участник Public Image Limited) вспоминал, в какой ужас он пришёл, когда увидел, что Энн выдаёт сыну дозу героина : «Мне было 16 лет, а в таком возрасте мама - это человек, который оставляет тебе ужин в духовке, а не шприц, которым сама пользовалась…» .

Вскоре после рождения сына Джон Ричи ушёл из семьи, а Сид с матерью отправились на остров Ивиса , где провели 4 года. По возвращении в Англию Энн в 1965 году вышла замуж за Кристофера Беверли . Некоторое время семья жила в графстве Кент ; после смерти отчима мать и сын сняли комнату в Танбридж Уэллс, затем жили в Сомерсете .

К учёбе Сид интереса не проявлял и в 15 лет бросил школу, но вскоре (под именем Саймон Джон Беверли) поступил в художественный колледж Хэкни (англ. Hackney College ), где начал изучать фотографию . Здесь он познакомился с Джоном Лайдоном , который и дал ему ставшее впоследствии знаменитым прозвище. Согласно одной из версий хомячок Лайдона по прозвищу Сид укусил Джона за руку, и тот воскликнул: «Sid is really vicious!» . Позже появились версии, согласно которым прозвище было дано в честь Сида Баррета и песни Лу Рида «Vicious» . Вместе с Джоном Уордлом (позже взявшим псевдоним Jah Wobble) и Джоном Греем они образовали команду The 4 Johns. Как вспоминает Энн, в отличие от Лайдона, который был чрезвычайно замкнутым и застенчивым парнем, Сид красил волосы и вел себя в манере своего тогдашнего кумира, Дэвида Боуи . Лайдон рассказывал, что они дуэтом часто зарабатывали деньги уличными концертами, исполняя песни Элиса Купера : Джон пел, а Сид аккомпанировал ему на тамбурине .

Долгое время Сид жил попеременно - то со сквоттерами , то в доме матери, но в 17 лет, рассорившись с ней, стал действительно бездомным, благодаря чему впервые и вошёл в панк-культуру (большинство лондонских сквоттеров в те дни составляли панки). Примерно в это время Сид впервые попал в магазин на Кингс Роуд под названием «Too Fast to Live, Too Young to Die» (вскоре переименовавшийся в «SEX») и познакомился - сначала с Гленом Мэтлоком (который работал здесь, а по вечерам играл на бас-гитаре), затем через него со Стивом Джонсом и Полом Куком. Двое последних только что образовали группу Swankers и пытались уговорить владельца магазина Малкольма Макларена (который незадолго до этого вернулся из Америки, где некоторое время управлял делами New York Dolls) стать их менеджером. Вскоре состав превратился в Sex Pistols и нашёл себе вокалиста в лице другого завсегдатая, Джона Лайдона , - хотя поначалу жена Макларена, Вивьен Вествуд остановила свой выбор именно на Сиде .

Некоторое время Сид рассматривался и в качестве возможного вокалиста другой новой группы, The Damned , но из списков был вычеркнут после того, как не явился на прослушивание. В те же дни он собрал скандально знаменитый сквоттер -бэнд The Flowers of Romance ; в числе участников были будущие The Slits . Ещё недавно страдавший от одиночества, Сид вдруг оказался в самом центре нового культурного движения и решил не упускать своего шанса: взяв (по примеру своего нового кумира, Ди Ди Рамона) бас-гитару, он окончательно принял образ жизни, который очень скоро привел его к трагедии .

Приход в Sex Pistols

После того, как в январе 1977 года бас-гитарист Sex Pistols Глен Мэтлок вынужден был уйти, его место предложили Вишесу, слабо владевшему инструментом, но обладавшему имиджем идеального панка. Тот искренне пытался овладеть инструментом, но его игра была неровной и слабой. В частности, Стив Джонс считал, что Сид играть так и не научился . Того же мнения придерживался Лемми , у которого Сид брал уроки На концертах зачастую приходилось отключать его бас-гитару от усилителей, чтобы он не сбивал с толку других музыкантов (в студии Вишес не играл). Концертный дебют Сида в группе состоялся 3 апреля 1977 года в лондонском клубе Screen on the Green . Это выступление было заснято на пленку Доном Леттсом; запись была включена в фильм «Punk Rock Movie».

Сид (слева) в составе Sex Pistols

Попав в состав Sex Pistols почти случайно, Сид Вишес оказался в лучах скандальной славы группы и тут же стал её самым ярким персонажем. Прессу особенно привлекал имидж и манеры Вишеса, полюбившего позировать и давать интервью, оттого в восприятии широкой публики Вишес, даже более чем Роттен и остальные участники коллектива, стал олицетворением панка , хотя собственно в творчество Sex Pistols он вложил немного (одна написанная песня и несколько перепевок чужих). Между тем, именно Сид придумал знаменитый «танец» пого . «Я ненавидел Контингент Бромли и вот придумал способ погонять их по этому „Клубу 100“. Я просто бросался из стороны в сторону, подпрыгивая - бойнг, бойнг, бойнг! - и сбивал их с ног на пол» , - рассказывал он.

Принято [кем? ] считать, что именно благодаря Сиду вокруг группы сгустилась атмосфера насилия. Утверждалось, что однажды он с велосипедной цепью атаковал журналиста Ника Кента - якобы по наущению Макларена и Роттена , которых возмутило то, что Кент накануне выступил в составе The Damned . Впоследствии реальность этого факта подвергалась сомнению, поскольку свидетелей нападения не было, и о нём все узнали из статей и воспоминаний самого Кента. Мифу о «грозном» Сиде также не соответствует тот подтверждённый многими очевидцами факт, что Сид совершенно не умел драться и бывал неоднократно бит - в частности, Полом Уэллером , Дэвидом Ковердейлом и гитаристом Thin Lizzy Джоном Робертсоном.

Почти сразу же после прихода в группу Сид познакомился с Нэнси Спанджен , наркоманкой-групи , которая прибыла в Лондон из Нью-Йорка с единственной целью переспать с Sex Pistols . Памела Рук, приятельница Сида, работавшая в магазине одежды, вспоминала: «От Джона и Стива она перешла к Сиду, и тот влюбился мгновенно. Для него, помимо всего прочего, Нэнси была олицетворением целой культуры с центром в Нью-Йорке, где царствовала его любимая группа Ramones » . Пара поселилась в квартире Рук неподалёку от Букингемского дворца, где все трое расположились на одном, общем матрасе - в столовой.

«Сид стал для неё лёгкой добычей. Все хотели быть с ним, но, к несчастью, он выбрал Нэнси. Она была на удивление толстокожа: возможно, самый неприятный человек из всех, с кем мне приходилось встречаться в своей жизни. Все видели её насквозь. Все, кроме Сида».

Тем временем Sex Pistols потеряли и второй контракт - с A&M Records ; во многом причиной тому стали потасовки, инспирированные Сидом. Однако Джа Уоббл в рецензии на книгу Алана Паркера «Sid Vicious: Noone Is Innocent» утверждает, что слухи о них были сильно преувеличены. Так, например, «нападения» на радиоведущего Боба «Шептуна» Харриса в клубе Speakeasy не было: Сид лишь сказал тому несколько резких слов .

Свой третий контракт группа подписала с Virgin Records , но к моменту выхода «God Save the Queen » здоровье Сида ухудшилось: он успел побывать в больнице, где лечился от гепатита C. При этом две его страсти - к Нэнси и героину - нарастали неконтролируемо .

После того, как Sex Pistols вернулись из Скандинавии и отыграли несколько «секретных» британских сетов (SPOTS: Sex Pistols on Tour Secretly), стало ясно, что Нэнси становится для группы опасной обузой. Её попытались насильно отправить в Америку, но план провалился: Сид и Нэнси сблизились ещё сильнее: теперь они противостояли всему миру, и ничто уже не могло их разлучить. Временами пара выглядела вполне респектабельно: например, в ходе благотворительных концертов в Хаддерсфилде в пользу шахтёров (где Джон принял участие в «драке тортами») Сид и Нэнси общались с детьми и произвели на всех самое приятное впечатление. Здесь же впервые Сиду дали возможность выйти к микрофону (он спел «Chinese Rocks» и «Born to Lose») .

Американские гастроли

Американское турне Sex Pistols началось с Юга. Нэнси рядом не было, её оставили в Англии, и Сид впал в депрессию. Кроме того, Warner Bros. Records , американский лейбл группы, приставил к нему охранников (во главе с Ноэлом Монком) с единственной целью - не подпускать к героину. Эффект тем самым был достигнут противоположный. Сид после концерта в Джорджии сбежал и вернулся на следующий день с некой Хелен Киллер (одной из фанаток «Пистолз») .

Вскоре группа разделилась на два лагеря. Стив Джонс, Пол Кук и Малкольм Макларен продолжили гастроли на самолёте, а Джон Лайдон (к этому времени всерьёз обеспокоенный состоянием своего друга) вместе с Сидом путешествовал в фургоне. Гастроли проходили в атмосфере наркотического хаоса и нараставшего насилия. В Сида постоянно летели бутылки; однажды он немедленно ответил обидчику - ударом бас-гитары по голове. С изрезанной грудью, в крови, он (по словам Джона) «превратился в циркового артиста». На сцену в Далласе (Техас) Сид вышел, нацарапав на груди кровавую надпись: «Gimme a Fix». 14 января остатки группы, ещё недавно считавшейся популярнейшей в мире, собрались в Сан-Франциско , чтобы дать последний концерт в Winterland Ballroom. В конце его, бросив в зал вопрос: «А вы чувствовали себя когда-нибудь обманутыми?» - Джон Лайдон объявил о выходе из состава Sex Pistols и остался в Америке без гроша в кармане. Стив и Пол отправились в Рио, Сид продолжал наркотическую оргию с новыми друзьями, обеспечивавшими его наркотиками. Один из них (некто Буги) спас его от смерти после передозировки и со второй попытки переправил в Англию, к Нэнси .

Принято [кем? ] считать, что причиной падения Сида была Нэнси. Но Джон Лайдон значительную часть вины возлагал на Макларена.

«С самого начала американских гастролей Sex Pistols я не выпускал его <Сида> из поля зрения - даже в автобусе садился рядом. Всё у него было нормально, но лишь до того, как мы прибыли в Сан-Франциско. Кто-то сочтёт это простым совпадением, но стоило в нашем отеле появиться Малкольму, как Сид камнем пошёл на дно… Трагедия состояла в том, что он наивно уверовал в собственный имидж. А ведь был, в сущности, безобиден и беззащитен! Сид медленно погибал, а окружающие наслаждались зрелищем. Особенно Малкольм, полагавший, что саморазрушение есть суть поп-звёздности. Я был вне себя от бешенства: становиться поп-звёздами мы никогда и не собирались!..»

Смерть Нэнси

Сид и Нэнси

В Лондоне Макларен, занятый созданием фильма (который тогда назывался «Who Killed Bambi»: впоследствии он вышел под названием «The Great Rock and Roll Swindle»), дал понять Сиду и Нэнси, что денег они от него не получат, если не согласятся выполнять все его указания, касающиеся фильма. Сид отправился в Париж на съёмки и записал там версию «My Way » (песни, прославленной Фрэнком Синатрой). Запись проходила нелегко: Сид то и дело отказывался работать «с этими французскими идиотами» . Готовые пленки были отправлены в Лондон: здесь Стив Джонс наложил гитарные партии и придал треку специфически «пистоловское» звучание. «My Way» вышел синглом в июне (с «No One Is Innocent») и тут же стал подниматься в чартах (#7 UK Singles Chart) . В благодарность за участие в фильме Сид получил свободу от Макларена. Официально ставшая его менеджером Нэнси Спанджен вылетела в Нью-Йорк и взялась там за организацию предстоящих гастролей. С группой The Vicious White Kids (Глен Мэтлок, Стив Нью и Рэт Скэбиз) Сид дал один концерт в Electric Ballroom и, получив деньги, тут же вылетел в Нью-Йорк. По прибытии Сид и Нэнси направились в отель «Челси», некогда знаменитый своими постояльцами, теперь же славный лишь наркотическими оргиями, и сняли здесь номер (№ 100). Нэнси действительно удалось организовать несколько концертов: в составе новой группы вместе с Сидом выходили Джерри Нолан и Киллер Кейн (экс-New York Dolls), а также гитарист Стив Диор. В клубе Max’s в качестве гостя появился Мик Джонс , гитарист The Clash .

Но после того как 7 сентября 1978 года, на последнем концерте, Вишес, появился под героином и, едва спев заплетающимся языком кавер на песню Игги Попа «I Wanna Be Your Dog », потерял сознание, все музыканты отказались с ним выступать. Вскоре после этого Сид отправился вместе с Нэнси в гости к её родителям, но визит успеха не имел. Оба были законченными наркоманами, выглядели ужасно и привели респектабельное еврейское семейство в ужас и негодование .

Две другие песни, записанные Сидом одновременно с «My Way », - «Something Else» и «C’mon Everybody » - вышли синглами под вывеской Sex Pistols и стали хитами (#3 UK) . В октябре он получил от Макларена гонорар (чеком) и сумму наличными в 25 тысяч долларов: последняя в тот же день была положена в нижний ящик стола в гостиничном номере отеля . Наступил день 11 октября: Сиду и Нэнси срочно потребовалась доза. Прошёл слух о том, что деньги у них есть, и они готовы заплатить любую сумму. Известно, что в гостиничном номере у них побывали как минимум два наркодилера. Получив дозы, Сид и Нэнси впали в забытье. Сид пришёл в себя утром 12 октября. Нэнси находилась в ванной: она была убита, судя по всему, его ножом. Он немедленно вызвал сначала скорую, потом полицию, а 19 октября был арестован по подозрению в убийстве . Сумма в 25 тысяч долларов из нижнего ящика стола исчезла и так никогда и не была найдена. Сам музыкант вследствие тяжёлой алкогольной и наркотической интоксикации не помнил произошедшего и вину свою категорически отрицал.

В первые же часы после произошедшего люди, знавшие Сида и Нэнси, стали выражать уверенность в том, что он не мог совершить это преступление. «Он был каким угодно, но не Vicious; собственно, под таким именем я его и не знал. Он был тихоней, очень одиноким человеком. С Нэнси они были очень чувствительной парой и прекрасно относились друг к другу. Даже в моем кабинете они не выпускали друг друга из объятий. Чувствовалось, что между ними существует сильнейшая связь», - говорил Стэнли Бард, менеджер отеля «Челси» .

Фил Стронгман в книге «Pretty Vacant: A History of Punk» утверждает, что убийцей Нэнси был, скорее всего, Рокетс Редглэр , наркодилер, вышибала, актёр (и позже эстрадный комик). Он, как было достоверно установлено, находился в ту ночь рядом с Нэнси, которой принёс 40 капсул гидроморфона . Существовала также и версия, согласно которой гибель Нэнси явилась результатом неудавшегося «двойного самоубийства» .

Смерть Сида Вишеса

Сид был помещен в тюрьму Райкерс. Макларен уговорил Virgin Records выделить залоговую сумму (в 50 тысяч долларов), пообещав от Сида новый альбом. Компания Warner Bros. собрала деньги на команду адвокатов и подозреваемого выпустили под залог. 22 октября, по-прежнему в состоянии глубокого потрясения от смерти возлюбленной, Сид попытался покончить с собой. Пока он находился в больнице, за ним ухаживала мать, прилетевшая из Англии. Едва выписавшись, Сид 9 декабря ввязался в драку, разбил бутылку о голову брата Патти Смит Тодда Смита и был арестован на 55 дней. 1 февраля он был вновь выпущен под залог и с матерью и группой друзей направился на квартиру своей новой подруги Мишель Робинсон. Здесь он принял дозу героина и потерял сознание. Присутствующие сумели привести его в чувство, после чего он принял героин вновь. «Могу поклясться, в эти минуты над ним возникла розоватая аура, - позже говорила Энн Беверли. - Наутро я принесла ему чаю. Сид лежал в полном умиротворении. Я попыталась растолкать его, и тут поняла, что он холоден… И мёртв» .

Главный коронер Нью-Йорка доктор Майкл Баден (англ. Michael Baden ), проводивший вскрытие, установил, что героин, обнаруженный в его организме, был 80-процентной чистоты, в то время как обычно Вишес использовал 5-процентный раствор .

7 февраля 1979 года Сид Вишес был кремирован, а несколько дней спустя Энн Беверли (несмотря на протесты четы Спандженов) рассеяла его прах - как принято считать, над могилой Нэнси на кладбище Царя Давида. Позже, однако, появились сообщения о том, что она случайно или умышленно опрокинула урну с прахом в Хитроу , и всё содержимое ушло в вентиляционную систему аэропорта.

Мать Вишеса не раз утверждала, что Сид покончил с собой, а не стал жертвой трагической случайности. Прямым указанием на то, по её словам, служили строки, написанные им незадолго до гибели в тюрьме Райкерс :

Ты была моей девочкой
И я разделял с тобой все твои страхи,
Такое счастье было обнимать тебя
И поцелуями собирать слёзы.
Но вот тебя нет, осталась только боль
И ничего не поправишь
Я не хочу продолжать жить,
Если мне больше нельзя жить ради тебя.
Моей прекрасной девочке.
Наша любовь никогда не умрёт.

Оригинальный текст (англ.)

You were my little baby girl
And I shared all your fears,
Such joy to hold you in my arms
And kiss away your tears.
But now your gone there"s only pain
And nothing can do
And I don"t want to live this life,
If I can"t live for you.
To my beautiful baby girl
Our love will never die.

Версия Мишель Робинсон

В 2006 году канадское телевидение показало документальный фильм, где была сделана попытка восстановить поминутно события последнего дня Сида Вишеса. Здесь прозвучало шокирующее обвинение, выдвинутое Мишель Робинсон. Она утверждала, что мать Вишеса вколола сыну смертельную дозу, пока тот находился в забытьи. Это согласуется с тем фактом, что, по свидетельству очевидцев, вечером он принял очень небольшую дозу , которая смертельной сама по себе стать никак не могла. Кроме того, судя по первым сообщениям, Вишес провел вечер с друзьями в прекрасном настроении, много говорил о возвращении и о своем «будущем в шоу-бизнесе» - другими словами, не проявлял признаков депрессии .

В фильме утверждалось также, что Энн Беверли незадолго до смерти будто бы признавалась, что действительно ввела сыну смертельную дозу, потому что боялась, что его осудят пожизненно за убийство Нэнси Спанджен .

Музыкальность

Способности Вишеса как бас-гитариста оспаривались. Во время интервью для Guitar Hero III , когда гитариста Sex Pistols Стива Джонса спросили, почему он вместо Вишеса записал партии бас-гитары для The Flowers of Romance » (30 июня 1978)

  • «Something Else» (9 февраля, 1979)
  • «C’mon Everybody » (22 июня, 1979)
  • Бутлеги

    • My Way/Something Else/C’mon Everybody (1979, 12", Barclay, Barclay 740 509)
    • Live (1980, LP, Creative Industry Inc., JSR 21)
    • Vicious Burger (1980, LP, UD-6535, VD 6336)
    • Love Kills N.Y.C. (1985, LP, Konexion, KOMA)
    • The Sid Vicious Experience - Jack Boots and Dirty Looks (1986, LP, Antler 37)
    • The Idols with Sid Vicious (1993)
    • Never Mind the Reunion Here’s Sid Vicious (1997, CD)
    • Sid Dead Live (1997, CD, Anagram, PUNK 86)
    • Sid Vicious Sings (1997, CD)
    • Vicious & Friends (1998, CD, Dressed To Kill Records, Dress 602)
    • Better (to provoke a reaction than to react to a provocation) (1999, CD, Almafame, YEAAH6)
    • Steppin’ Stone (1989, 7", SCRATCH 7)
    • Probably His Last Ever Interview (2000, CD, OZIT, OZITCD62)
    • Better (2001, CD)
    • Vive Le Rock (2003, 2CD)
    • Too Fast To Live… (2004, CD)
    • Naked & Ashamed (7", Wonderful Records, WO-73, 2004)
    • Sid Live At Max’s Kansas City (LP, JSR 21, 2004)
    • Sid Vicious (LP, Innocent Records, JSR 23, 2004)
    • Sid Vicious McDonald Bros. Box (3CD, Sound Solutions, 2005)
    • Sid Vicious & Friends (Don’t You Gimmyyyyyyyyyyyyyyye) No Lip/(I’m Not Your, 2006)

    Память

    Сиду Вишесу посвятили песни такие группы, как The Exploited («Sid Vicious Was Innocent»), Химера («Сиду Вишезу»), Lumen («Сид и Нэнси»), Йорш («Сид и Нэнси») и ряд других. Кроме того в 12-й серии 19-го сезона "Симпсонов" одна из историй повторяет сюжет фильма "Сид и Нэнси".

    Сид Вишес – это лицо панк-рока со всем его безумием, яростью и наивным очарованием. Злобный Сид – псевдоним лондонца Джона Саймона Ричи, которого называют воплощением панк-культуры от трудного детства сквозь буйную молодость до нелепой смерти и идиотского случая с урной с его прахом – идеальный панк при жизни и после смерти. После было так.

    Мама Энн забирала кремированные останки сына, умершего в Нью-Йорке, домой в Англию и, приземлившись в лондонском Хитроу, то ли случайно, то ли намеренно (Энни Ричи была хиппи и очень близко знакома с героином и другими видами тяжелых наркотиков, которые юный Джонни впервые попробовал у себя дома в компании мамаши. Так что от этой женщины можно всего ожидать, по одной из версий её даже подозревают в убийстве своего идола-чада) опрокинула урну в аэропорту, позволив праху культового рокера улететь в вентиляционную трубу.

    Фото Сида Вишеса

    Музыкальная карьера культового панка была бурной, безумной и короткой. В 1957-м Джонни родился, в начале 1970-х взял в руки гитару и переименовал себя в Сида, в 1977-м стал частью уже популярных Sex Pistols и буквально в ходе дебютного концерта превратился в настоящую звезду, самого яркого, заметного и узнаваемого персонажа «сексуальных пистолетов». Костлявая тощая фигура, вызывающие одежды, хулиганское поведение на публике, ядовитый цвет волос, взъерошенная шевелюра – ни дать ни взять Злобный панк. Хотя фото Сида Вишеса обманчивы, потому что в обычной жизни он был весьма застенчивым и робким парнем, которого превращали в безумца наркотики. А когда их действие заканчивалось, одиозный рокер снова становился тихим и спокойным, максимально далеким своего сценического образа бунтаря, анархиста и забияки. Хотя играл свою роль он действительно хорошо - панк-рок-секс-пистолет харизма чувствуется на каждой представленной фотографии полувековой давности.


    Интересные статьи















    Этот парень стал легендой панк-рока, не оставив после себя приличного музыкального наследия. Это неудивительно – он, по большому счету, не умел ни петь, ни играть. Но если сказать «панк», как минимум в 2/3 случаев вспомнится Сид Вишес – живое олицетворение истинного панка, вобравшее в себя анархию, насилие и саморазрушение.

    Детство и юность

    На самом деле Злобного Сида (так в переводе с английского звучит имя панка) звали Джон Саймон Ричи. Родился мальчик под знаком Тельца – 10 мая 1957 года. Биография новорожденного лондонца не задалась изначально. Мать Энн была безработной хиппи-наркоманкой, а отец Джон, работавший охранником, бросил семью сразу после появления отпрыска.

    Энн, прихватив младенца, отправилась на Ибицу, где прожила четыре года. Затем Ричи вернулись в Англию, и у маленького Джона появился отчим – Кристофер Беверли. Сначала семья жила в Кенте, потом в Соммерсете, а через некоторое время Кристофер скончался.

    В 15 лет бросив школу, под именем Саймон Джон Беверли будущий Сид Вишес поступил в колледж художественной направленности, чтобы изучать фотографическое искусство.


    Там приятель Джон Лайдон и придумал прозвище, которое теперь известно всему миру. Хомяк Лайдона по кличке Сид укусил будущую панк-звезду за руку, и тот воскликнул: «Sid is really vicious!» («Сид реально злобный!»).

    В одном интервью Сид заявлял, что не должен учиться или работать, он не любил правила. В 17 лет, поссорившись с матерью, парень стал бездомным и примкнул к сквоттерам – людям, самовольно селящимся в пустующем жилье. Пьянки и наркотики (а к наркотикам Вишеса приучила собственная мать) перемежались игрой на ударных в рок-группах. А набиравший обороты панк стал для Сида вторым «я».


    Вишес любил давать интервью, позировать фотографам. Работа на публику привела к тому, что именно Сид стал олицетворением панк-рока, хотя в его активе нет ни нашумевших альбомов, ни мировых хитов – лишь несколько кавер-версий и всего одна песня, написанная лично.

    Личная жизнь

    Сид и Нэнси – эти два имени уже стали нарицательными. По воспоминаниям близких к Вишесу людей, его девушка была очень неприятным человеком. Но для Сида с момента знакомства Нэнси Спанджен стала единственной. Если не считать их общего «друга» – героина.


    Сид познакомился с Нэнси почти сразу после начала сотрудничества с «Sex Pistols». Групи с героиновой зависимостью, девушка имела цель – переспать со всей группой. Начала со Стива и Джона, затем добралась до Сида, и тот внезапно потерял голову. Немногим позже Вишес лечился от гепатита С и все больше увлекался Нэнси и героином.

    Роттен пытался следить за другом, группа распадалась. В январе 1978 года «Sex Pistols» прекратила существование. Сид и Нэнси снялись в фильме «The Great Rock and Roll Swindle» («Великое надувательство рок-н-ролла»), после чего Сид ушел на случайные заработки, а Нэнси стала продюсером любовника и даже организовала несколько концертов в Штатах.


    Летом 1978 года Сид и Нэнси отправились в Нью-Йорк, где организовали собственный коллектив «Vicious White Kids», что в переводе на русский звучит как «Злобные белые дети». Но когда на концерте Вишес, находясь под героином, потерял сознание, музыканты отказались с ним выступать.

    В октябре того же года Сид и Нэнси сняли номер 100 в нью-йоркском отеле «Челси». Тогда Вишес получил деньги за запись нескольких песен, и $ 25 тыс. нашли место в ящике стола в номере отеля.


    Сид Вишес и Нэнси Спанджен в 1978 году

    11 октября местные наркодилеры получили сведения, что два постояльца из «сотого» не постоят за ценой, так нужна доза. А 12 октября Сид, очнувшись, обнаружил любимую Нэнси мертвой. Девушка, окровавленная, с торчащим из живота ножом, лежала на полу ванной комнаты.

    Вишеса арестовали по подозрению в убийстве и отправили за решетку, хотя тот говорил, что был под кайфом и не помнит прошедшую ночь. Благодаря работе адвокатов Сида под подозрение попали драгдилеры, ведь пропали $ 25 тыс. И панк-легенду выпустили под залог, который внес Макларен.

    Смерть

    За три месяца после смерти Нэнси Вишес пережил несколько попыток суицида, еще один арест. Вечером 1 февраля 1979 года Сид принял очередную дозу героина и следующим утром уже не проснулся. Обычно Вишес довольствовался 5-процентным раствором героина, а в шприце-убийце обнаружили 80-процентный героин. Есть версия, что смертельную дозу вколола Сиду мать, чтобы спасти его от тюрьмы. Так, прожив на свете 21 год, потухла от передозировки панк-рок-звезда.

    7 февраля Сида кремировали, а вскоре мать развеяла его прах над могилой Нэнси. Правда, поговаривали, что Энн Беверли уронила урну с прахом сына в аэропорту Хитроу.

    Страсть и смерть Сида и Нэнси вдохновляют творческих людей. Парочке посвящают песни, Алан Паркер написал книгу «Сид Вишес: слишком быстр, чтобы жить...». А режиссер Алекс Кокс в 1986 году снял кино «Сид и Нэнси», в котором Вишеса играет актер , а Нэнси Спанджен - Хлоя Уэбб.

    Дискография

    Альбомы

    • 1979 – «Sid Sings»
    • 1998 – «Sid Vicious & Friends»
    • 2000 – «Too Fast To Live»

    Синглы

    • 30 июня 1978 – «My Way»
    • 9 февраля 1979 – «Something Else»
    • 22 июня 1979 – «C’mon Everybody»