Как вы понимаете название драмы гроза. Смысл названия пьесы «Гроза. Гроза как знак любви

В химические взаимодействия вступают не отдельные атомы или молекулы, а вещества. По типу связи различают вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Это вещества, состоящие из молекул. Связи между молекулами в таких веществах очень слабые, намного слабее, чем между атомами внутри молекулы, и уже при сравнительно низких температурах они разрываются - вещество превращается в жидкость и далее в газ (возгонка йода). Температуры плавления и кипения веществ, состоящих из молекул, повышаются с увеличением молекулярной массы. К молекулярным веществам относятся вещества с атомной структурой (С, Si, Li, Na, К, Си, Fe, W), среди них есть металлы и неметаллы.

Немолекулярное строение веществ

К веществам немолекулярного строения относятся ионные соединения. Таким строением обладает большинство соединений металлов с неметаллами: все соли (NaCl, K 2 S0 4), некоторые гидриды (LiH) и оксиды (CaO, MgO, FeO), основания (NaOH, КОН). Ионные (немолекулярные) вещества имеют высокие температуры плавления и кипения.

Твердые вещества: кристаллические и аморфные

Аморфные вещества не имеют четкой температуры плавления - при нагревании они постепенно размягчаются и переходят в текучее состояние. В аморфном состоянии, например, находятся пластилин и различные смолы.

Кристаллические вещества характеризуются правильным расположением тех частиц, из которых они состоят: атомов, молекул и ионов - в строго определенных точках пространства. При соединении этих точек прямыми линиями образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решеткой . Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решетки .

В зависимости от типа частиц, расположенных в узлах кристаллической решетки, и характера связи между ними, различают четыре типа кристаллических решеток: ионные, атомные, молекулярные и металлические .

Ионные кристаллические решетки

Ионными называют кристаллические решетки, в узлах которых находятся ионы. Их образуют вещества с ионной связью, которой могут быть связаны как простые ионы Na + , Сl — , так и сложные S0 4 2- , ОН — . Следовательно, ионными кристаллическими решетками обладают соли, некоторые оксиды и гидроксиды металлов. Например, кристалл хлорида натрия построен из чередующихся положительных ионов Na + и отрицательных Сl — , образующих решетку в форме куба.

Ионная кристаллическая решетка поваренной соли

Связи между ионами в таком кристалле очень устойчивы. Поэтому вещества с ионной решеткой отличаются сравнительно высокой твердостью и прочностью, они тугоплавки и нелетучи.

Атомные кристаллические решетки

Атомными называют кристаллические решетки, в узлах которых находятся отдельные атомы. В таких решетках атомы соединены между собой очень прочными ковалентными связями. Примером веществ с таким типом кристаллических решеток может служить алмаз - одно из аллотропных видоизменений углерода.

Атомная кристаллическая решетка алмаза

Большинство веществ с атомной кристаллической решеткой имеют очень высокие температуры плавления (например, у алмаза она свыше 3500 °С), они прочны и тверды, практически нерастворимы.

Молекулярные кристаллические решетки

Молекулярными называют кристаллические решетки, в узлах которых располагаются молекулы.

Молекулярная кристаллическая решетка йода

Химические связи в этих молекулах могут быть и полярными (НСl, Н 2 O), и неполярными (N 2 , О 2). Несмотря на то, что атомы внутри молекул связаны очень прочными ковалентными связями, между самими молекулами действуют слабые силы межмолекулярного притяжения. Поэтому вещества с молекулярными кристаллическими решетками имеют малую твердость, низкие температуры плавления, летучи. Большинство твердых органических соединений имеют молекулярные кристаллические решетки (нафталин, глюкоза, сахар).

Металлические кристаллические решетки

Вещества с металлической связью имеют металлические кристаллические решетки.

В узлах таких решеток находятся атомы и ионы (то атомы, то ионы, в которые легко превращаются атомы металла, отдавая свои внешние электроны «в общее пользование»). Такое внутреннее строение металлов определяет их характерные физические свойства: ковкость, пластичность, электро- и теплопроводность, характерный металлический блеск.


Структура химического соединœения (вещества) определяется типом связи между образующими его элементами. Различают химические и физические связи. Химические связит классифицируют по характеру распределœения электронной плотности между атомами. Основные виды химической связи: ковалентная, ионная, металлическая.

Ковалентная связь – осуществляется парой электронов, находящихся в общем владении двух атомов, образующих связь. Ковалентная связь лежит в основе существования простых газов (водород, хлор, и др.), различных соединœений (вода, аммиак), а так же атомных кристаллов.

Ковалентная связь может быть полярной и неполярной. В случае если молекула состоит из атомов одного и того же химического элемента͵ то электронная пара (одна или несколь­ко) в одинаковой степени принадлежит этим атомам. В этом случае ковалентная связь является неполярной или нейтральной , и образуе­мые молекулы тоже являются неполярными . В случае если молекула состоит из атомов различных химических элемен­тов, то электронная пара будет смещена в сторону атома с большей электроотрицательностью. В результате смещения электронной пары центры положительных и отрицательных зарядов сместятся на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ расстояние друг от друга, ковалентная связь станет полярной . По­лярной или дипольной станет сама молекула. К примеру, молекула воды полярная, так как электронные пары между атомом кислорода и двумя атомами водо­рода смещены в сторону атома кислорода, как более ЭО. При наличии полярных ковалентных связей могут образовы­ваться и неполярные молекулы, если дипольные моменты уравновешивают друг друга (ᴛ.ᴇ. если молекула построена симметрично).

Ионная связь – основана на электростатическом взаимодействии между противоположно заряженными ионами. Она характерна для соединœений металлов с неметаллами, а так же для ионных кристаллов. Наиболее яркими представителя­ми соединœений с ионной связью являются галогениды щелочных ме­таллов, хотя и у них химическая связь не полностью ионная.

Неполярные, по­лярные и ионные молекулы представляют собой непрерывный пере­ход. Граница между полярной ковалентной связью и ионной - чисто условная. Принципиального различия в механизме образования связей нет, так как природа химической связи единая - электрическая.

Металлическая связь встречается в соединœениях металлов. При взаимодействии друг с другом валентные энергетические зоны атомов перекрываются, образуя общую зону со свободными подуровнями. Это дает возможность валентным электронам свободно перемещаться в пределах этой зоны (электронный газ). Происходит обобществление валентных электронов в объеме всœего кристалла.

Молекулярная (физическая) связь – взаимодействие нейтральных молекул (или атомов) на основе слабых электростиатических сил (вандерваальсово взаимодлействие). Эта связь менее прочная, чем химическая.

Основными типами кристаллических структур являются атомные, металлические, ионные и молекулярные.

Ковалентные кристаллы имеют высокую температуру плавления, твердость, малую электропроводность большие показатели преломления. Атомное строение имеют простые полупроводники (селœен, германий, кремний и др.), в узлах решетки которых находятся атомы. Связь имеет ярко выраженную направленность.

Ионные кристаллы имеют высокую температуру плавления и испарения, высокий модуль упругости. Направленность связи приводит к высокой твердости и отсутствию пластичности. В узлах решетки ионных кристаллов чередуются по­ложительно и отрицательно заряженные ионы. При нормальной температуре ионы относительно прочно удержива­ются в узлах решетки, в связи с этим электропроводность ионных кристал­лов ничтожно мала; она осуществляется за счет дефектов строения и ионов примеси.

При растворении (к примеру, в воде) или расплавлении такой кристалл распадается на свободные ионы и становится проводником второго рода, а при испарении - на молекулы, оставаясь диэлектриком.

Металлические кристаллы (металлы) . Металлы более пластичны и менее тверды, чем ковалентные и ионные кристаллы, что объясняется природой металлической связи и более плотной структурой. В узлах кристаллической решетки находятся положительно заряженные ионы металла – катионы, связанные между собой обобществленными электронами. Металлы обладают хорошей тепло- и электропроводностью за счет свободных электронов. Металлы непрозрачны, они хорошо отражают излучение, ᴛ.ᴇ. обладают блеском.

Молекулярные кристаллы имеют низкие Т плавления и Т испарения, т.к. энергия связи невелика. Οʜᴎ – диэлектрики, т.к. построены из электрически нейтральных молекул, и в отличие от металлов прозрачны для электромагнитного излучения. Малая энергия связи определяет так же низкий модуль упругости кристаллов и небольшие коэффициенты теплового расширения. Механические характеристики их низки.

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» была написана во время серьезных реформаторских изменений в России и вышла в свет в 1859 году. Как и в любом литературном произведении, смысл заглавия пьесы «Гроза» заключает в себе тему и идею всей работы. А следовательно, требует подробного рассмотрения и анализа.

Что такое пьеса?

Прежде чем приступить к ответу на вопрос, в чем смысл заглавия пьесы «Гроза», необходимо дать определение жанру этого произведения. Итак, пьеса - литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене. Отличительными особенностями этого будут:

  • Построение всего сюжета на диалогах и монологах героев.
  • Подразделение на части, которые называются актами или действиями, и сцены.
  • Ремарки автора, описывающие обстановку и костюмы персонажей. А также действия героев.

Своеобразие драмы «Гроза»

Смысл заглавия пьесы А. Н. Островского «Гроза» напрямую связан с жанровым своеобразием произведения. Дело в том, что литературоведы до сих пор не могут прийти к соглашению, чем является «Гроза» - драмой или трагедией.

Трагизм пьесы связан с образом Катерины, которая противопоставлена всем другим персонажам. Девушка резко отличается от окружающих ее людей, она светлая и мечтательная личность. Ее конфликт с миром заранее предопределен, безжалостный и темный - он способен лишь разрушать и уничтожать.

Драматическая сторона пьесы проявляется в социальном аспекте - каждый герой имеет свое общественное положение, которое обуславливает его поступки и характер. Таким образом, поставить точку и отнести пьесу к одному из жанров не представляется возможным.

Конфликт пьесы

Прежде чем определить смысл заглавия пьесы «Гроза», необходимо разобраться с основным конфликтом этого произведения.

Начнем с того, что в драме не один конфликт, а несколько. И первый, на который всегда обращала внимание критика, - социальный. С этой точки зрения Катерина предстает воплощением народа, который возмущен и не может больше сносить тиранию и самодурство власть имущих, представительницей которых выступает Кабаниха. Другой конфликт, также связанный с противостоянием Кабанихи и Катерины, - конфликт поколений.

Но основное и самое важное противоборство в пьесе - борьба Катерины с собой. Внутренний конфликт гораздо глубже внешних и несет в себе глубочайший смысл. Девушка борется с запретной любовью. Не умея лицемерить, она оказывается под ударом общественности. И в итоге ей ничего не остается, кроме как покончить жизнь самоубийством.

Образ Катерины

Смысл заглавия пьесы «Гроза» напрямую связан с образом главной героини. Катерина стала необычным женским персонажем для Островского. На фоне предыдущих героинь писателя она выделяется своей тонким мироощущением, цельностью личности. Она поэтическая и мечтательная натура со светлой душой и возвышенными стремлениями. Описание счастливой жизни для нее выглядит так: вышивание, посещение храма и молитвы, общение с богомолками и чудесные сны о золотых храмах и чудесных садах. Этим писатель подчеркивает, что для Катерины превыше материальных.

Образ девушки тесно переплетен с образом птицы и мотивом полета. Желание Катерины улететь вводит в повествование тему заточения и неволи. А вместе с ними и тему смерти, ведь душа может освободиться и взлететь, только утратив телесную оболочку.

У Катерины сильный характер, ее чувство достоинства очень велико. Ей очень тяжко жить под одной крышей с Кабанихой. Ведь там царят попреки, деспотия и самодурство со стороны хозяйки, а также глупость, бесхарактерность и покорность остальных обитателей.

Тоска, охватывающая Катерину в доме Марфы Игнатьевны, смешивается с желанием девушки познать настоящую любовь. К Тихону героиня не может испытывать этого чувства, так как он слабохарактерный, глупый, духовно бедный. Влюбиться Катерина может только в человека достойного, доброго, отличающегося от окружающих. И девушке кажется, что она находит такого в Борисе Григорьевиче. Именно с момента начала встреч с молодым человеком начинается внутренний конфликт героини. Она разрывается между своими чувствами и долгом перед мужем.

Но Катерина обманывается, Борис - заурядный человек, который не способен отважиться на то, чтобы спасти девушку. Катерина, осознавая, что не может простить себя и дальше жить в окружающем ее мраке, принимает решение покончить с собой. Именно с этим эпизодом связан смысл заглавия пьесы Островского «Гроза», который более подробно и детально мы рассмотрим ниже.

Смысл названия пьесы

В названии драмы скрыт огромный смысл. Впервые это слово произносит Тихон, когда перед отъездом прощается с женой. Герой сравнивает с нависающей грозой Кабаниху и радуется, что избавится от ее нападок хоть на короткий срок. Таким образом, отвечая на вопрос, в чем заключается символический смысл заглавия пьесы «Гроза»», можно сказать, что это олицетворяет может быть вызван как самодурством окружающих, так и высшими силами. И охватывает всех героев произведения. Даже Катерина подвержена ему, так как страшится высшего наказания за свою измену мужу. Девушку даже смерть не пугает так, как возможная кара за грехи.

Все развитие действий в пьесе похоже на предгрозовое время, которое непременно закончится бурей. Именно в страхе, который нарастает по мере приближения стихии, и заключается смысл заглавия пьесы «Гроза». Сочинение лучше дополнить описаниями тех сцен в пьесе, где персонажи наиболее ярко проявляют испуг.

Вывод

Произведение было принято критикой с большим восторгом и имело множество толкований конфликтов, главной темы и образа Катерины. Также символической загадкой стал смысл заглавия пьесы «Гроза». Сочинение, предусмотренное школьной программой, лишний раз подтверждает, что интерес к этому неоднозначному творению Островского до сих пор не ослаб.

Название произведения очень часто отражает либо же его суть, либо даёт читателю хоть немного понять, о чём будет идти речь. Это не касается текстов конца XX и начала XXI века, но зато это положение в полной мере можно применить к текстам эпохи реализма. Например, в «Бедных людях» Ф. Достоевского действительно рассказывается о бедных людях, а в «Детство. Отрочество. Юность» Л. Толстого показаны именно эти этапы жизни человека. То же самое можно сказать и по отношению к пьесам. Одна из драм Островского, о которой пойдёт речь, была написана в 1859 году, во время острых социальных противоречий. Смысл названия пьесы «Гроза» не сводится лишь к характеристике природного явления.

Для того чтобы наиболее точно ответить на вопрос, почему Островский назвал драму «Гроза», нужно детальнее рассмотреть этот образ.

Как известно, сентименталисты ввели в литературу образ природы, передавая с помощью пейзажа чувства и эмоции героев. Гром и молния в пьесе Островского выполняют те же функции. Изначально автор описывает предгрозовое время. Это касается не только погоды (некоторые персонажи замечают, что вскоре может начаться дождь), но и общественной ситуации. Перед грозой обычно бывает очень душно – точно так же и в городе Калинове. Людям, которым не нравятся ложь и лицемерие, невозможно дышать в такой среде. Разговоры о деньгах, пьянство и осуждение концентрируются до такой степени, что катастрофа становится неизбежной. Чтобы такое положение дел изменилось, нужен был толчок, удар, катализатор, которым и выступает в тексте пьесы гром с грозой.

Гроза является одним из основных действующих лиц в четвёртом действии, а именно в сцене прогулки по набережной. Кулигин обращает внимание на собирающийся дождь, восхищаясь силой природы. Он думает о том, что громоотвод был бы полезен всем жителям города, но его идеи не разделяет Дикой. В действии №4 неоднократно повторяются авторские ремарки о том, что слышен удар грома. Эти звуки становятся аудиальным оформлением кульминационной сцены, увеличивая смысловую нагрузку и усиливая остроту разворачивающейся трагедии. Именно гроза пугает Катерину, делает её нервной и слабой. Девушка, слыша раскаты грома, признаётся в измене своему мужу и Кабанихе, а уже со следующим ударом молнии падает без чувств.

Как уже было обозначено ранее, смыслов заглавия пьесы «Гроза» несколько. Есть ещё один аспект, который нужно рассмотреть более подробно. Гроза предстаёт перед читателем не только как проявление стихии, а и как отдельный персонаж. Гроза представляется роком, которой навис над всеми героями. Неслучайно Тихон перед отъездом говорит, что над ним «грозы не будет две недели». Под словом «гроза» Кабанов подразумевает всю ту нездоровую атмосферу, которая царит в их семье. В основном это касается нравоучений Марфы Игнатьевны, ведь целых две недели мать не будет лезть в жизнь сына.
Кулигин, например, не боится грозы. Наоборот, он призывает жителей опомниться от беспричинного беспокойства: «убивает не гроза!

… убивает благодать!». Пожалуй, Кулигин единственный персонаж, у которого нет внутреннего ощущения грозы. Нет предчувствия надвигающегося несчастья. Дикой считает, будто «гроза посылается в наказание». Купец думает, что люди должны бояться грозы, хоть и самого Дикого она пугает. Катерина считает грозу божьей карой. Девушка тоже боится её, но не так, как Дикой. Между понятием «кара» и «наказание» есть существенная разница: кара воздаётся только за грехи, а вот наказать можно и просто так. Катерина считает себя грешницей, потому что предала мужа. В её душе, так же, как и в природе, начинается гроза. Сомнения накапливаются постепенно, Катерина разрывается между желанием жить своей жизнью и самостоятельно распоряжаться своей судьбой и остаться в привычной обстановке, постаравшись забыть о чувствах к Борису. Между этими противоречиями не может быть компромисса.

Ещё одним из смыслов названия драмы «Гроза» можно назвать сюжетообразующий фактор. Гроза становится толчком к развязке конфликта. Как внутреннего противоречия главной героини, так и конфликта между представителями «тёмного царства» и образованными людьми XIX века. Катерина испугалась слов полоумной Барыни о красоте, которая непременно ведёт в омут, но только после раздавшегося удара грома Катерина признаётся в измене.

Отношения между Борисом и Катей также можно сравнить с грозой. В них много решительного, страстного, стихийного. Но, как и гроза, эти отношения не продлились бы долго.
Итак, какой же заложен смысл в название пьесы «Гроза» Островского? Гроза предстаёт как природное явление, обрамляя произведение аудиальной рамкой; как отдельный образ; как символ рока и наказания; как некое обобщённое отображение той общественной катастрофы, которая нависла над Россией XIX века.

Приведенные версии заглавия драмы Островского призваны дать ответ на популярный вопрос “почему грозу назвали грозой”, эта информация может помочь ученикам 10 классов при раскрытии соответствующей темы в сочинении «Смысл названия пьесы «Гроза» Островского».

Тест по произведению