Конфликт в литературном произведении недоросль. 

Предварительный просмотр:

МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого»

Галуцких Наталья Андреевна, учитель МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.М. Рудого»,

русского языка и литературы,

п. Борисовка Белгородской обл.

Аннотация: урок литературы в 8 классе

Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт и проблематика.

Цели:

  1. Выявление особенностей конфликта пьесы, сущности второстепенных персонажей.
  2. Развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям, работы с таблицей.
  3. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова резонер.

Ход урока

– 18 век – особое время в истории России. Его принято называть эпохой Петра I, временем преобразований, утверждением мощи государства Российского.

В послепетровскую эпоху наступает новое время и для русской литературы. Она бережно хранила великие завоевания своих предшественников, и прежде всего, это относится к сохранению идеи патриотизма.

Сегодня мы будем говорить с вами о комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Давайте же вспомним, что мы уже знаем об этой пьесе, и как в ней отражены основные черты литературы той эпохи.

Ответы учащихся (написал Д.И. Фонвизин, это комедия о дворянстве, основными темами являются: тема крепостного права, тема отечества и служения ему, тема воспитания и тема придворного дворянства ).

Скажите, а что еще вы знаете о литературе 18 в. ?

Ответы учащихся ( для литературы этого периода характерно так называемое «обмирщение»,т.е. она становится менее религиозной и все больше светской, то общественной; также в 18 веке возникло такое лит. направление как КЛАССИЦИЗМ ).

Что такое классицистическая комедия? Каким требованиям она должна была соответствовать?

Оформление признаков классицистической комедии в виде кластера (по группам).Готовые варианты прикрепляются на доску. Обсуждение работы и выявление признаков в пьесе. (Вполне в соответствии с правилами трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня, и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия). В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре. В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова – все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сынок». Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья. Отличие системы образов от традиционной проявляется в том, Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд второстепенных лиц, которых сложно отнести к положительным либо к отрицательным (Еремеевна, Тришка, Цыфиркин, Кутейкин, Вральман).)

Сегодня мы с вами подробно остановимся на героях этого произведения.

В основу сюжета «Недоросля», согласно традиции классицизма, положена любовная интрига.

Какова она в комедии? С кем из героев связана?

Сообщение о Софье.

У Софьи, племянницы Стародума, есть возлюбленный (Милон), которому она обещала руку и сердце, но Простакова прочит ей в мужья своего брата Скотинина. Из письма Стародума Простакова и Скотинин, узнают, что Софья богатая наследница и теперь к ней сватается еще и Митрофан.

София в переводе с греческого означает «мудрость». Она умна, насмешлива, искренна, чувствительна и добра. Софья происходит от честных дворян, которые дали ей образование. Она считает, что почет и богатство должны доставаться трудами. По ходу действия рушатся преграды к браку Софьи с Милоном, а имение Простаковой попадает под опеку властей.

Но история Софьи является лишь фоном, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы – общественно-политический, конфликт между крепостниками и просвещенными дворянами. Чтобы проследить развитие этого конфликта, необходимо обратиться к сюжету.

В комедии несколько сюжетных линий, в каждой их них обозначена определенная проблема. Одной из ключевых проблем является проблема воспитания.

С какими же образами комедии связана эта тема?

Кто играет роль учителей в комедии?

Сообщение о Вральмане.

Учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой. Вральман – резко отрицательная характеристика, намекающая на то, что носитель такой фамилии – лгун

Слово учителя.

Фонвизин высмеивает не столько Вральмана, сколько тогдашнюю моду на иностранных учителей, многие из которых были не только никуда не годными педагогами, но и оказывались плутами.

Сообщение о Цыфиркине.

Отставной солдат Цыфиркин - человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,- говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. Цифиркин – эта фамилия намекает на специальность учителя математики.

Слово учителя.

На примере Цыфиркина показано, как ценятся заслуги воинов, отдавших 25 лет жизни службе государю и вынужденных, выйдя в отставку, влачить жалкое, нищенское существование.

Сообщение о Кутейкине.

Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь - «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы .

Слово учителя

Кутейкин – от устаревшего слова «кутья» - церковное кушанье, намёк на то, что Кутейкин – выходец из церковных служителей.

Можем ли мы назвать «учителей» Митрофана только отрицательными персонажами? (Судить однозначно героев не следует. В сценах, связанных с учителями Митрофана, переплетаются комическое и трагическое.)

Как Простакова относится к воспитанию своего сына?

Выразительное чтение по ролям Д.3, явл.7

Она искренне убеждена, что науки не нужны, и стремиться оградить сына от напрасных усилий.

Слово учителя

В комедии сталкиваются 2 типа воспитания: «старинное» и «новое», послепетровское. Идеал Простаковой – духовный застой. Защищая свою жестокость и самодурство, Простакова говорит: « Разве я не властна и в своих людях? ». Ей возражает благородный, но наивный Правдин: « Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен ». И тут она неожиданно ссылается на закон: « Не волен! Дворянин, когда захочет, и слугу высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства ?». Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только «Мастерица толковать указы!»

Сообщение «историка» о законе «О вольности дворян…»(1762).

Манифест о вольности дворянства

18 февраля (1 марта) 1762 г. Пётр III издал Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Закон расширил сословные права и привилегии русских дворян, а также отменил обязательную гражданскую или военную службу, введённую Петром I.

Основные положения Манифеста были подтверждены в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г.

Согласно Манифесту Петра III, все дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы; состоявшие на государственной службе могли выходить в отставку, кроме офицеров в военное время. Дворяне получили право беспрепятственно выезжать за границу, но обязаны были по требованию правительства, «когда нужда востребует», возвращаться в Россию.

В Манифесте были и определённые ограничения, которые касались дворян, находившихся на военной службе и не дослужившихся до офицерского звания: увольнение могли получить только те, кто прослужил на действительной службе не менее 12 лет.

Единственной сословной обязанностью провозглашалось получение достойного образования: дома, в российских или европейских учебных заведениях.

Манифест объявлял службу почётным долгом дворянства и призывал её продолжать. Однако, воспользовавшись разрешением, многие дворяне сразу после обнародования документа подали прошения об отставке. За десять лет с момента опубликования манифеста с государственной службы уволилось около 7,5 тыс. человек, причём основную массу отставных составили военные.

Большинство дворянства поняли этот закон как полную, безотчетную власть над крепостными.

Но были и такие люди, которые совершенно иначе смотрели и на крепостное право, и на образование, и на права и обязанности Человека. Есть ли такие люди в пьесе?

Противостоят Простаковой, Скотинину положительные герои Стародум, Правдин, Милон.

Слово учителя

Стародум – герой-резонер.

Резонер – персонаж литературы эпохи классицизма (особенно комедий). Не принимающий активного участия в развитии действия, но призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные – с точки зрения автора – суждения.

Когда появляется Стародум в комедии?

В комедии Стародум появляется в Д.3 явл.1, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя.

В чем заключается роль героя?

Роль Стародума заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и просвещения.

Чтобы лучше понять этого героя, его взгляды на общество и жизненные принципы, я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу. Для этого нам необходимо заполнить таблицу.

Исследовательская работа с текстом. (работа в парах . Таблица у каждого на парте.)

Работа с таблицей

План

Примеры

Родословная Стародума

«Отец мой у двора Петра Великого...»

Воспитание Стародума

«Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»

На военной службе. Отставка

«Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей, как вдруг получил я известие, что граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведен чином, а обойден я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудно растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку»

Рассуждения о

современной жизни

О подлинной знатности

«Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»

О воспитании молодого дворянина

«Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании... Оно должно быть залогом благосостояния государства»

О добродетели и благонравии как нравственных основах личности

«Прямое достоинство в человеке есть душа… Главная цель всех знаний человеческих – благонравие…Без благонравия никто не сможет выйти в люди»

О крепостном праве

«Угнетать рабством себе подобных - беззаконно»

Нужны ли государству такие люди, как Стародум?

Государство не нуждается в людях, подобных Стародуму, оно отличает лишь «случайных», то есть попавших в случай «любимцев». Государство дает власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами.

Сообщение о Милоне и Правдине.

Милон развивает идеи просвещения и «добродетели» применительно к военной области. Для него важны не столько личная слава,сколько слава отечества.

Правдин появляется в доме Простаковых как чиновник, имеющий повеление «объехать здешний округ». Предназначение Правдина – не просто осудить порок с высоты представлений о долге дворянина, но наказать его силой данной ему власти.

Итоги урока

Комедия «Недоросль» - произведение русского классицизма. тем не менее она уже находится у истоков русской реалистической литературы. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, ограниченный рамками классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, (и подробно об этом мы поговорим на следующем уроке), создал произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по своей художественной форме. Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов:

Какие идеи и проблемы находят отражение в комедии?

Это идеи самого автора. Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению? Необходимость просвещения, образования - отсутствие их. Бесправие крестьян и произвол помещиков. Правильное воспитание граждан – залог благополучия государства.

- Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?

Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служение Отечеству, столь любимые классицистами?

Д.з.

1 . Заполнить таблицу

2. Найти в комедии признаки классицизма и несоответствие им.


Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

C17.1. Ка­ко­вы осо­бен­но­сти кон­флик­та в ко­ме­дии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

C17.2. В чём со­сто­ит свое­об­ра­зие сти­хо­тво­ре­ний Ф. И. Тютчева, по­свя­щен­ных теме природы?

C17.3. По­че­му А. П. Чехов на­звал обы­ва­тель­щи­ну «страшным злом» (по рас­ска­зам писателя)?

С17.4. Пророческий характер русской литературы. (По одному или нескольким произведениям ХХ века).

Пояснение.

Комментарии к сочинениям.

C17.1. Ка­ко­вы осо­бен­но­сти кон­флик­та в ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Недоросль»?

Конфликт в пьесе Д. И. Фон­ви­зи­на «Недоросль» воз­ни­ка­ет в ре­зуль­та­те столк­но­ве­ния двух групп дворян: Стародума, Правдина, Милона, с одной стороны, и Простаковых, Ско­ти­ни­на - с другой. Каж­дая из этих групп вы­ра­жа­ет раз­ные ин­те­ре­сы и цели: пер­вая груп­па пред­став­ле­на прогрессивными, чест­ны­ми и про­све­щен­ны­ми людьми, вто­рая - не­ве­же­ствен­ны­ми са­мо­ду­ра­ми и деспотами. Таким образом, кон­фликт ко­ме­дии «Недоросль» фор­му­ли­ру­ет­ся как столк­но­ве­ние передового, об­ра­зо­ван­но­го дво­рян­ства с кос­ным миром самодуров-крепостников.

Типичным для ко­ме­дии этого вре­ме­ни при­е­мом борь­бы со злом было про­ти­во­по­став­ле­ние от­ри­ца­тель­но­му яв­ле­нию яв­ле­ния положительного, при­чем в тех случаях, когда его не су­ще­ство­ва­ло в действительности, оно изоб­ра­жа­лось якобы ре­аль­но существующим. В пол­ном со­от­вет­ствии с этими эс­те­ти­че­ски­ми тре­бо­ва­ни­я­ми че­ты­рем от­ри­ца­тель­ным пер­со­на­жам «Недоросля» - Простаковой, Простакову, Ско­ти­ни­ну и Мит­ро­фа­ну - Фон­ви­зин про­ти­во­по­ста­вил такое же число по­ло­жи­тель­ных дей­ству­ю­щих лиц - Стародума, Правдина, Софью и Милона.

C17.2. В чём со­сто­ит свое­об­ра­зие сти­хо­тво­ре­ний Ф. И. Тютчева, по­свя­щен­ных теме природы?

Одно из самых за­ме­ча­тель­ных яв­ле­ний рус­ской по­э­зии - стихи Тют­че­ва о за­во­ра­жи­ва­ю­щей кра­со­те рус­ской природы. При­ро­да в его сти­хах одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:

Не то, что мните вы, при­ро­да -

Не слепок, не без­дум­ный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Тютчев со­здал не­за­бы­ва­е­мые по­э­ти­че­ские кар­ти­ны «осени первоначальной», ве­сен­ней грозы, лет­не­го вечера, ноч­но­го моря. При­ме­ра­ми сти­хо­тво­ре­ний для рас­кры­тия темы могут быть «Есть в осени первоначальной…», «Как хо­ро­шо ты, о море ночное…», «Как весел гро­хот лет­них бурь…» и др.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» со­зда­ет яркое и от­чет­ли­вое ощу­ще­ние не­раз­рыв­ной связи че­ло­ве­ка с окру­жа­ю­щим миром. Кра­со­та при­ро­ды не су­ще­ству­ет сама по себе. Она за­став­ля­ет че­ло­ве­ка осо­бен­но остро ощу­тить свою при­над­леж­ность к этому миру. Сти­хо­тво­ре­ние на­ве­ва­ет мно­же­ство раз­лич­ных ассоциаций. Каж­дый чи­та­тель пред­став­ля­ет себе соб­ствен­ную кар­ти­ну кра­со­ты окру­жа­ю­щей природы, ко­то­рая воз­мож­на в на­ча­ле осени.

Природа у Тют­че­ва – живой организм, чувствующий, ощущающий, действующий, име­ю­щий свои пристрастия, свой голос и про­яв­ля­ю­щий свой характер, по­доб­но тому, как это бы­ва­ет с лю­дь­ми или животными.

C17.3. По­че­му А. П. Чехов на­звал обы­ва­тель­щи­ну «страшным злом» (по рас­ска­зам писателя)?

Страшное зло омерт­ве­ния че­ло­ве­че­ских душ, по­гру­жен­ных в тину обывательщины, об­на­жа­ет­ся Че­хо­вым в рассказах: «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник».

История пре­вра­ще­ния док­то­ра Стар­це­ва в Ионыча, за­ско­руз­ло­го собственника, пе­ре­счи­ты­ва­ю­ще­го жел­тые и зе­ле­ные бумажки, кла­ду­ще­го их на те­ку­щий счет, страш­на и поучительна. Семья Туркиных, слы­ву­щая в го­ро­де С. «самой об­ра­зо­ван­ной и талантливой», оли­це­тво­ря­ет мир, об­ре­чен­ный на бес­ко­неч­ное по­вто­ре­ние од­но­го и того же, как за­иг­ран­ная грам­мо­фон­ная пластинка. Отец се­мей­ства «все время го­во­рил на своем не­обык­но­вен­ном языке, вы­ра­бо­тан­ном дол­ги­ми упраж­не­ни­я­ми в ост­ро­умии и, очевидно, давно уже во­шед­шем у него в привычку: большинский, недурственно, по­кор­чи­ло вас благодарю». Призрачная, жут­ко­ва­тая ими­та­ция юмора, мерт­вый ске­лет его... Мать, Вера Иоси­фов­на слиш­ком сла­ща­во и при­твор­но раз­го­ва­ри­ва­ет со своей взрос­лой до­че­рью Ека­те­ри­ной Ивановной, по воле ро­ди­те­лей пе­ре­кре­щен­ной в ме­щан­ско­го «Котика». Бу­ду­ще­го у этих людей нет. Их за­тя­ну­ла рутина, они про­из­во­дят жал­кое впечатление. И если эта семья дей­стви­тель­но вы­де­ля­ет­ся на фоне го­ро­да С., но если они - вершина, то как же низко пала эта не­склад­ная жизнь!

C17.4. В качестве примеров пророческих произведений могут быть взяты роман Евгения Замятина «Мы», повесть М. Булгакова «Собачье сердце», «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка и другие.

В центре «Повести непогашенной луны» - конфликт тоталитарной системы, олицетворяемой негорбящимся человеком «из дома номер первый», и индивидуальной человеческой судьбы - личности, попавшей в орбиту этой системы, - командарма Гаврилова. Пильняк провидчески распознал механизм подчинения, порабощения личности и раскрыл его в характерной для него метафорической и символической форме, в виде образных оппозиций: негорбящийся человек - командарм Гаврилов, красный - белый, кровь - снег, луна - машина города. Негорбящийся человек Пильняком сознательно деперсонализирован, луна же поднимается до уровня емкого, многозначного символа и, становясь как бы действующим лицом, «замораживает городскую душу», поэтому в конце повести «оппонент» бездушной луне - ребенок, девочка Наташа - хочет «погасить луну».

Сатиры смелый властелин...

А. С. Пушкин

Пушкин называл «Недоросль» «комедией народной», Белинский — «гениальным созданием», Гоголь — «первой общественной комедией» в мире. Все они правы.

Главная тема «Недоросля» обозначена уже в первом действии. Помещица Про-стакова примеряет кафтан Митрофанушке. Первая ее фраза: «Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил», — вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола. Крепостной Тришка, вызванный на расправу, вразу-мительно объясняет, что кафтан сшит по мерке, что сидит он хорошо, а если не нра-вится работа, то надо было отдать настоящему портному, так как он, Тришка, порт-ной-самоучка. Не слушая объяснений, помещица приказывает наказать портного.

Так начинается «Недоросль». Главный конфликт всей жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных — становятся темой комедии. А драматическим конфликтом «Недоросля» является борьба прогрессивно настроенных дворян Правдина и Стародума с крепостниками — Простаковыми и Скотиниными.

Первый акт ставит перед зрителями важнейшую тему эпохи — бедственность для России самого крепостного права. Автор показывает ужасы рабства, его последствия, убеждает зрителя в необходимости вести борьбу с ним. Уже в самом начале комедии появляется Правдин, который, как выясняется, приехал в имение Простаковых с целью ограничить произвол тех «злонравных невежд», которые, имея полную власть над своими людьми, «употребляют ее во зло».

Последствия крепостного рабства воистину ужасны. Крестьяне Простаковых вконец разорены. Даже сама Простакова не знает, что можно делать дальше: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда». Но мучением и разорением своих крепостных Простаковы не ограничиваются. Рабство превращает крестьян в холопов, убивает человеческое достоинство. Особенно это видно на примере дворовых. Еремеевна, старая женщина, нянька Митрофана, живет жизнью собаки: оскорбления, пинки, побои — вот что выпало на ее долю. Она давно утратила даже человеческое имя, ее зовут только ругательными кличками: «бестия», «старая хрычовка», «собачья дочь», «каналья». А ведь она верой и правдой служит своим хозяевам, ради них готова на преступление. Самое страшное в том, что Еремеевна не осознает своей униженности.

Рабство развращает и самих помещиков. Крепостное право превратило русских дворян в Скотининых. Мать Митрофана только по мужу Простакова, а от рождения она Скотинина. Фамилия Простаков подходит только ее мужу, ничтожному, безликому существу, трепещущему перед женой наравне с Еремеевной. Их сын Митрофан — не только полный невежда, но и жестокий тиран. Простакова так изуродовала семей-ные отношения, что превратила мужа в раба, а сына в тирана.

В то же время неограниченная власть, сознание полной безнаказанности воспита-ли в дворянах омерзительную трусость. Шестнадцатилетний Митрофан в минуту опас-ности позорно прячется за юбку Еремеевны. Могущественная Простакова на коленях молит о пощаде, когда открылась ее попытка увезти Софью. Материал с сайта

Борьба за Софью не составляет главного конфликта пьесы, она носит откровенно пародийный характер. Скотинин мечтает заполучить Софьюшкины деньги, на кото-рые он «всех свиней со бела света выкупит». Митрофан хочет жениться, потому что ему надоело учиться. Домогательства этих женихов не составляют интриги. У Софьи они вызывают только улыбку — так чудовищно нелепа для нее и ее друзей мысль об этом сватовстве. Она сама говорит Милону о Митрофане-женихе: «Если бы ты его увидел, ревность твоя довела бы тебя до крайности... Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени своего совершенства и далее не пойдет». Правдин, пе-ребивая Софью, иронически добавляет: «Как далее не пойдет, сударыня? Он доучива-ет часослов, а там, думать надобно, примуться за псалтырь». Успокоенный Милон восклицает: «Таков-то мой соперник!» Когда появляется второй соперник — Скоти-нин, Правдин резонно останавливает возмущенного его рассуждениями Милона: «Как ты можешь сердиться на Скотинина!» Изображая всю последующую борьбу «сопер-ников» — Митрофана и Скотинина, автор преследует лишь одну цель — еще раз под-черкнуть скотство представителей «благородного сословия».

В своей комедии Фонвизин совершенно скомпрометировал любовный сюжет как основу драматического произведения. Это нововведение ведет нас прямо к гоголевско-му «Ревизору», где традиционная любовная интрига осмеяна в сцене молниеносного объяснения Хлестакова вначале с дочерью, а потом с женой городничего.

Как видим, все началось с Фонвизина. «Недоросль» — многотемная пьеса. В ней подняты проблемы воспитания, государственной власти, патриотизма. Но главной остается тема крепостного права. Она проходит через все произведение, от первого до последнего акта. Естественным и закономерным является завершение комедии. У же-стоких помещиков отбирают права на владение крепостными, на имение накладыва-ют опеку. Разрешен главный конфликт — кончилась комедия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • особенности конфликта в комедии фонвизина недоросль
  • какой конфликт комедии недоросль
  • особенность конфликта в комедии недоросль
  • cjwbfkmysq rjyakbrn gj rjvtlbb ytljhjckm
  • недоросль фонвизин

Конспект урока по литературе (8 класс)

Тема: « Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Цели:

    формировать умение и навыки анализа и синтеза текста;

    содействовать формированию и развитию творческих способностей, овладению навыками самосознания;

    учить анализировать и обобщать приобретённые знания;

    развивать речевую активность;

    воспитывать гражданские качества.

Оборудование:

    портрет Д. И. Фонвизина

    рисунки учащихся к комедии

Ход урока

1. Слово учителя

В 70-80 годы XVIII века вопросы крепостного права, служения отечеству, воспитания и нравов были очень злободневны.

Сатирические журналы и художественная литература много внимания уделяли этим вопросам, разрешая их по-разному, в соответствии со взглядами авторов. Фонвизин тоже не остался в стороне от этих проблем.

Мы говорили, что комедия “Недоросль” не столько бытовая, сколько социально-политическая. И тема нашего урока: “Как воспитать истинного гражданина?”

2. Беседа

(Эти слова записаны на доске.)

Объясните смысл этих слов. (Один из ответов: “Каких людей, граждан мы воспитаем, в таком обществе и будем жить”.)

Что значит – быть гражданином? (Один из ответов: “Быть полезным обществу, приносить пользу государству, стараться сделать его лучше”.)

А вы считаете себя гражданами? Да или нет – объясните: почему?

Что же влияет на воспитание человека как личности, как гражданина? (Один из ответов: “Человек рождается – его воспитывает семья, он подрастает, становится более зрелым – его воспитывает семья, окружение, общество и, конечно, он сам. ”)

Итак, человека – гражданина воспитывает семья, общество и сам человек воспитывает себя.

3. Учитель

Последняя треть ХVIII века, семья господ Простаковых. Что же представляет из себя семья и окружение Митрофанушки? (Ответы учащихся.)

Вот в таком окружении, в такой семье рос и воспитывался Митрофанушка.

Кто же главный в этой семье? (Мать, госпожа Простакова, цель всей жизни которой – счастье сына.)

4. Приём “хорошо – плохо”

Материнская любовь – чувство естественное, природой заложено любить и заботиться о ребёнке. Подберите определения, эпитеты к этому понятию. Какие ассоциации вызывает у вас это выражение – “материнская любовь”? (Ответы учащихся.)

Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо или плохо?

Учащиеся представляют свои д/работы, выполненные в группах. Одна из работ:

- Да, Простакова любит своего сына, заботится о его счастье, он сыт, обеспечен.

Но чего нет в такой любви, в таком воспитании?

(Один из ответов: в любви и воспитании г. Простаковой нет заботы о том, каким человеком вырастет сын, мать не научила его трудиться, приносить пользу. Заботясь о его биологических потребностях, не понимает, что будущего у её сына нет. Не понимает, что воспитала ненужного для общества человека. В нем нет ничего от настоящего гражданина. Это нравственный калека.

5.Вывод.

Мы увидели, что представляет из себя герой комедии Д.И. Фонвизина Митрофанушка, посмотрели, из чего складывалось его воспитание в семье, в каком обществе он жил, каково его отношение к окружающим, к обществу, что его ожидает в будущем.

Где и в чём причина того, что Митрофанушка стал нравственным калекой?

(Вывод делают учащиеся. Один из ответов: Первая причина – в воспитании. Митрофана воспитывали в семье себе подобным, не воспитывали в нём потребности приносить пользу, трудиться, т.к. сами родители были воспитаны людьми невежественными, без принципов, без совести. Жили за счёт других. И Митрофанушка вырос таким же, даже ещё хуже. Он никого не любит, даже свою мать, предаёт её. И вторая причина – он сам не хотел изменить себя, его всё устраивало. В нём нет ни одного качества гражданина.)

А если изменить что-нибудь в системе, например, прошлое системы?

(Учащиеся фантазируют, что могло бы быть: дедушка Митрофана служил бы государству, был бы патриотом…)

Вспомните примеры в литературе: этот же период, эпоха, тоже дворянская семья, но этого героя мы называем истинным гражданином…(Учащиеся: это Пётр Гринёв. Его действительно можно назвать истинным гражданином. Главным в родительском воспитании было служение Отечеству, соблюдение чести дворянина, “ беречь честь смолоду…”

И Пётр Гринёв сам старался быть таким, каким был его отец, каким его воспитывали родители, быть гражданином.)

За что бы вы сказали спасибо Митрофанушке? (Чему научились, что поняли…

6. Определение конфликта комедии. Групповая исследовательская работа.

Кто из главных героев выражает основную идею автора?

(Просветительская цель в комедии достигается не только за счет высмеивания пороков, но путем утверждения «положительной программы», которую обстоятельно излагают добродетельные герои).

А) Задания для групповой исследовательской работы по тексту:

1 группа. 1) расскажите биографию Стародума.

2) -что о нем рассказывает Простакова?

Что рассказывает Стародум о себе в письме к Софье?

Что говорит Стародум в разговоре с Правдиным о чинах, о себе? Выпишите цитаты. (1 д., явл.5,7,3 д.,явл.1,2)

2 группа. 1) Какие поступки совершает Стародум на сцене? Чего больше в его сценической роли –поступков или речей?

2) Расскажите о взглядах Стародума

На государственную службу. (4д.явл.2)

На образование (4д.явл.2,5д.,явл.1) Выпишите цитаты.

3 группа. Расскажите о взглядах Стародума

На воспитание (5д., явл.1)

На роль денег в жизни человека (3д.,явл.2). Выпишите цитаты.

4 группа . Расскажите о взглядах Простаковой

На государственную службу. (4д.явл.8)

На образование (4д.явл.8) Выпишите цитаты.

«Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего. Степень знатности рассчиты­ваю я по чину дел, ко­торые господин сделал для отечества» (IV, 2)

На образование

«Без наук люди живут и жили... Да что за радость - выучиться» (IV, 8)

«Наука в развращен­ном человеке есть лютое оружие делать зло. Цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чу­довище» (V, 1; IV, 2)

На воспитание

«Из... фамилии Простаковых... на боку лежа летят... в чины. Чем же плоше их Мит­рофанушка?»(I, 5)

«Воспитание должно быть залогом благо­состояния государс­тва... что для отечес­тва может выйти из Митрофанушки... нравственное воспита­ние сынка поручают рабу крепостному... (V,1)

На роль денег

«Десять тысяч. То-то дядюшка, то-то отец родной!» (I, 7)

«Наличные деньги - не наличные достоин-

с­тва» (III, 2)

5 группа. Расскажите о взглядах Простаковой

На воспитание (1д.,явл.5)

На роль денег в жизни человека (1д.,явл.7). Выпишите цитаты.

Б)Выступление представителей группы.

В) Подведение итогов работы групп. Заполнение совместной таблицы.

Столкновение взглядов

Г) Общие выводы.

В комедии четко прослеживается столкновение взглядов разных представителей дворянства: Стародума и Простаковой. Важна позиция человека по отношению к государственной службе, образованию, воспитанию, его отношение к деньгам. Обратите внимание на взгляды просветителей-реалистов.

Происходит столкновение двух мировоззрений, старого и нового, которые конфликтуют между собой. В этом и заключается основной конфликт комедии. (Запись в тетрадях). Слайд 15

Стародум – положительный герой, выражающий позицию автора.

В чем заключается основная идея автора?

Необходимо формировать в обществе новое мировоззрение, надо научиться мыслить и поступать по-новому (запись в тетрадях)

7.Определение особенностей пьесы. Новаторства автора.

А)Беседа с учащимися.

Можно ли сказать, что пьеса выдержана в духе классицизма? Соблюдены ли в ней требование трех единств? (времени, места, действия -любовная интрига)

Но образы Тришки, Еремеевны, учителей? Они не играют роли в любовной интриге.

Можно ли однозначно сказать о четком разделении положительных и отрицательных персонажей?(Еремеевна, Простакова, Простаков)

В) Вывод. Теоретик русского классицизма писал: «Нельзя раздражать Талию слезами». Но в комедии Фонвизина смешное смешивается с трагическим.

Что показалось вам самым смешным?

Когда комическое приобретает оттенок трагического? (Митрофан, Скотинин, учителя, Простакова: «Нет у меня сына»)

Конфликт пьесы решается в духе требований классицизма: порок наказан, добродетель торжествует.

8.Подведение итогов урока.

Почему именно эти слова историка Ключевского являются эпиграфом нашего урока?

(новая роль дворянства в обществе, возможность преобразований в обществе только посредством просвещения)

В чем заключается гражданственный пафос комедии?

(дворянскому сословию необходимо приготовиться к новой ответственной патриотической роли, необходимо переделать свое мировоззрение, т.к. общество встало перед необходимостью реформ)

V. Домашнее задание. .Выбрать один из вариантов домашнего задания.

1.Написать эссе на одну из тем:

А) «Вот злонравия достойные плоды»

Б) Один день в доме Простаковых

В) Кто они- современные Митрофанушки.

Сатиры смелый властелин...

А. С. Пушкин

Пушкин называл "Недоросль" "комедией народной", Белинский - "гениальным созданием", Гоголь - "первой общественной комедией" в мире. Все они правы.

Главная тема "Недоросля" обозначена уже в первом действии. Помещица Простакова примеряет кафтан Митрофанушке. Первая ее фраза: "Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил", - вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола. Крепостной Тришка, вызванный на расправу, вразумительно объясняет, что кафтан сшит по мерке, что сидит он хорошо, а если не нравится работа, то надо было отдать настоящему портному, так как он, Тришка, портной-самоучка. Не слушая объяснений, помещица приказывает наказать портного.

Так начинается "Недоросль". Главный конфликт всей жизни России - произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных - становятся темой комедии. А драматическим конфликтом "Недоросля" является борьба прогрессивно настроенных дворян Правдина и Стародума с крепостниками - Простаковыми и Скотиниными.

Первый акт ставит перед зрителями важнейшую тему эпохи - бедственность для России самого крепостного права. Автор показывает ужасы рабства, его последствия, убеждает зрителя в необходимости вести борьбу с ним. Уже в самом начале комедии появляется Правдин, который, как выясняется, приехал в имение Простаковых с целью ограничить произвол тех "злонравных невежд", которые, имея полную власть над своими людьми, "употребляют ее во зло".

Последствия крепостного рабства воистину ужасны. Крестьяне Простаковых вконец разорены. Даже сама Простакова не знает, что можно делать дальше: "С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда". Но мучением и разорением своих крепостных Простаковы не ограничиваются. Рабство превращает крестьян в холопов, убивает человеческое достоинство. Особенно это видно на примере дворовых. Еремеевна, старая женщина, нянька Митрофана, живет жизнью собаки: оскорбления, пинки, побои - вот что выпало на ее долю. Она давно утратила даже человеческое имя, ее зовут только ругательными кличками: "бестия", "старая хрычовка", "собачья дочь", "каналья". А ведь она верой и правдой служит своим хозяевам, ради них готова на преступление. Самое страшное в том, что Еремеевна не осознает своей униженности.

Рабство развращает и самих помещиков. Крепостное право превратило русских дворян в Скотининых. Мать Митрофана только по мужу Простакова, а от рождения она Скотинина. Фамилия Простаков подходит только ее мужу, ничтожному, безликому существу, трепещущему перед женой наравне с Еремеевной. Их сын Митрофан - не только полный невежда, но и жестокий тиран. Простакова так изуродовала семейные отношения, что превратила мужа в раба, а сына в тирана.

В то же время неограниченная власть, сознание полной безнаказанности воспитали в дворянах омерзительную трусость. Шестнадцатилетний Митрофан в минуту опасности позорно прячется за юбку Еремеевны. Могущественная Простакова на коленях молит о пощаде, когда открылась ее попытка увезти Софью.

Борьба за Софью не составляет главного конфликта пьесы, она носит откровенно пародийный характер. Скотинин мечтает заполучить Софьюшкины деньги, на которые он "всех свиней со бела света выкупит". Митрофан хочет жениться, потому что ему надоело учиться. Домогательства этих женихов не составляют интриги. У Софьи они вызывают только улыбку - так чудовищно нелепа для нее и ее друзей мысль об этом сватовстве. Она сама говорит Милону о Митрофане-женихе: "Если бы ты его увидел, ревность твоя довела бы тебя до крайности... Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени своего совершенства и далее не пойдет". Правдин, перебивая Софью, иронически добавляет: "Как далее не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов, а там, думать надобно, примуться за псалтырь". Успокоенный Милон восклицает: "Таков-то мой соперник!" Когда появляется второй соперник - Скотинин, Правдин резонно останавливает возмущенного его рассуждениями Милона: "Как ты можешь сердиться на Скотинина!" Изображая всю последующую борьбу "соперников" - Митрофана и Скотинина, автор преследует лишь одну цель - еще раз подчеркнуть скотство представителей "благородного сословия".

В своей комедии Фонвизин совершенно скомпрометировал любовный сюжет как основу драматического произведения. Это нововведение ведет нас прямо к гоголевскому "Ревизору", где традиционная любовная интрига осмеяна в сцене молниеносного объяснения Хлестакова вначале с дочерью, а потом с женой городничего.

Как видим, все началось с Фонвизина. "Недоросль" - многотемная пьеса. В ней подняты проблемы воспитания, государственной власти, патриотизма. Но главной остается тема крепостного права. Она проходит через все произведение, от первого до последнего акта. Естественным и закономерным является завершение комедии. У жестоких помещиков отбирают права на владение крепостными, на имение накладывают опеку. Разрешен главный конфликт - кончилась комедия.