Описание свидригайлова глава. Обобщающие вопросы по уроку

И сегодня, читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества этого автора? Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается вручить ответ. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы разыскивать человека в человеке.

Острие последней встречи Свидригайлова и Дуни в том, что Свидригайлов уже успел намекнуть Раскольникову, что подслушал его разговор с Соней. И очень четко сформулировал свою идеологию, ответив на упрек Раскольникова: "Если же убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушек можно лущить чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку. Бегите, молодой человек!"
После этой сцены читатель не удивляется поведению Свидригайлова с Дуней, его домогательствам, шантажу, угрозам насилия.

Роман "Преступление и наказание" был написан в срок "трудного времени" конца 60-х годов, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа 1861 года не только не сгладила, но ещё больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал добросердечный кризис Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Куда идти? Чего искать? Каких держаться истин? Никто ни во что не верит. Хозяевами положения становятся закон силы и верх финансов, циничные собственники Свидригайловы и Лужины. Большая же часть на рода опускается до уровня нищеты. Человек, неспособный подстроиться к новым законам буржуазного мира, оказывается за бортом жизни, становится частью обнищавшего народа. Но ведь любой человек один и неповторимый своей судьбой. Человек, который думает, страдает и мучается. Таковы семья Мармеладовых, Дуня, Раскольников, обманутая барышня на бульваре, утопленница.

Что особенно обидно, так это то, что свидригайловы вечно выходят сухими из воды. Их более того убить сложно, пуля только царапает их, а пистолет дает осечку.

"Дуня подняла револьвер и, мертво-бледная, с побелевшею, дрожащею нижнею губкой, с сверкающими, как огонь, большими черными глазами, смотрела на него, решившись, измеряя и выжидая первого движения с его стороны..."

Достоевский, писатель-гуманист, показывает, какой трагедией оборачивается новое социальное переустройства общество для простого человека. Стремление существовать честно приводит к краху Мармеладовых. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, Соня вынуждена принести себя в жертву. Аналогична и судьба любимой сестры Раскольникова, Дуни. Ради будущего своего брата она готова вылезти замуж за бездушного дельца Лужина. Маленький человек оказывается не защищенным от бесчеловечных законов общества.

Позднее в романе "Бесы" Достоевский развил тему "некрасивого преступления" - там его свершает Ставрогин, персонаж, родственный Свидригайлову. И очень важно, что Свидригайлов перед тем, как застрелиться, пытается искупить свои грехи: помогает детям Катерины Ивановны, дает денежки родителям своей невесты; отпускает от себя Дуню. Самоубийство Свид-ригайлова полностью, убеждает Раскольникова, что его сверхидея, его путь - неверны.

И сегодня, читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества Достоевского? Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке.

Острие последней встречи Свидригайлова и Дуни в том, что Свидригайлов уже в начале главы намекнул Раскольникову, что подслушал его разговор с Соней. И очень четко сформулировал свою идеологию, ответив на упрек Раскольникова: «Если же убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушек можно лущить чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку. Бегите, молодой человек!» После этой сцены читатель не удивляется поведению Свидригайлова с Дуней, его домогательствам, шантажу, угрозам насилия.

Роман «Преступление и наказание» был написан в период «трудного времени» конца 60-х годов, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа 1861 г. не только не сгладила, но и еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный кризис. Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Куда идти? Чего искать? Каких держаться истин? Никто ни во что не верит. Хозяевами положения становятся закон силы и власть денег, циничные собственники свидри-гайловы и лужины. Большая же часть народа опускается до уровня нищеты. Человек, неспособный подстроиться к новым законам буржуазного мира, оказывается за бортом жизни, становится частью обнишавшего народа. Но ведь каждый человек единственный и неповторимый своей судьбой. Человек, который думает, страдает, мучается. Таковы семья Мармеладовых, Дуня, Раскольников, обманутая девушка на бульваре, утопленница.

Что особенно обидно, так это то, что свидригайловы всегда выходят сухими из воды. Их даже убить сложно, пуля только царапает их, а пистолет дает осечку. «Дуня подняла револьвер и, мертво-бледная, с побелевшею, дрожащею нижнею губкой, с сверкающими, как огонь, большими черными глазами, смотрела на него, решившись, измеряя и выжидая первого движения с его стороны...»

Достоевский - писатель-гуманист, показывает, какой трагедией оборачивается новое социальное переустройство общества для простого человека. Стремление жить честно приводит к краху Мармеладовых. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, Соня вынуждена принести себя в жертву. Аналогична и судьба любимой сестры Раскольникова Дуни. Ради будущего своего брата она готова выйти замуж за бездушного дельца Лужина. Маленький человек оказывается не защищенным от бесчеловечных законов общества.

Позднее в романе «Бесы» Достоевский развил тему «некрасивого преступления» - там его совершает Ставрогин, персонаж, родственный Свидригайлову. И очень важно, что Свидригайлов перед тем, как застрелиться, пытается искупить свои грехи: помогает детям Катерины Ивановны, дает деньги родителям своей невесты, отпускает Дуню. Самоубийство Свидригайлова полностью убеждает Раскольникова, что его сверхидея, его путь неверен.

Достоевский Ф.М. Последняя встреча Свидригайлова и Дуни. (Анализ эпизода из романа «Преступление и наказание», ч. 6, гл. V.)

Своё произведение Достоевский обдумывал пятнадцать лет. Ещё в инженерном училище будущего писателя интересовала тема сильной личности и её прав. В основе первоначального сюжета - драматическая история семьи Мармеладовых, затем на первый план выдвинулась история преступления, а центральной темой стала нравственная ответственность. Работал над романом Достоевский очень тщательно, переработав восемь вариантов, прежде чем нашёл окончательный. Он работал так усердно, что теперь читая и перечитывая эпизоды нам кажется, что это вполне оконченные и оформленные рассказы, как в мозаике, каждый кусочек красив, но а вместе эта картина вызывает восхищение и тихую едва заметную зависть перед гением великих. Вот и сейчас прочитав маленький отрывок постараемся понять что он значит, для чего он дан нам.

Свидригайлов и Дуня вообще очень интересная линия романа. Их взаимоотношения развивались довольно странно, но самым интересным для нас становится развязка отношений, последняя встреча стала самым драматическим моментом. Если рассматривать эпизод композиционно, то мы можем сказать в начале отрывка Достоевским дана экспозиция, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия. Всё начинается очень таинственно но вполне мирно, не что не предвещало столь бурного развития действий; в этом и состоит гений Достоевского, любое произведение держит читателей в постоянном напряжении. Завязку, начало действия, мы видим, когда вместе с героями перемещаемся в квартиру Свидригайлова. Не малую роль сыграло само описание квартиры. Свидригайлов даёт понять, что дом пуст, тем более, что " квартира Свидригайлова приходилась как-то между двумя почти не обитаемыми квартирами. Вход к нему был не прямо из коридора, а через две хозяйкины комнаты, почти пустые..." Свидригайлов признается Дуне, что подслушивал разговор Софьи Семеновны с Родионом Романычем «сидя на стуле, два вечера, оба раза часа по два». Мы чувствуем как бегут цыпки по рукам Дуни нам страшно, вернее мы только задумались над возможным исходом сцены и уже становится не по себе. Уединенное положение квартиры Свидригайлова поразило Дуню и ей захотелось спросить, «дома ли по крайней мере его хозяйка», но из-за чувства гордости она не сделала этого. Мы понимаем, что Свидригайлову так просто не отвернуть Дуню от Раскольникова, и чтобы Дуня осталась с ним, он начинает рассказывать про убийство Раскольниковым старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Она не верит этому, так как знает что Раскольников ради денег этого сделать не может, но вскоре верит этому, потому что Свидригайлов приводит причины. Развитие действия очень бурное, настолько яркое, что становится плохо, как бы весь этот мир не разрушился и не залился багровой краской. Свидригайлов приближается к Дуне: " на сажень от неё", " шагах в восьми от Дуни", " в трёх шагах", " в двух шагах"...Мы видим как пространство рядом с ней уменьшается и это не просто угнетает, это рвёт её на части изнутри. Наши опасения всё возрастают и возрастают но вот и он, самый напряжённый момент в развитии действий - кульминация ставшая неожиданностью для всех: Дуня стреляет, но пуля лишь оцарапала Свидригайлова; стреляет ещё! ... о боже, она его убьёт, неужели в этой книге будут ещё убийцы и убитые; неужели мир страшен не только в реальности но и в книгах, разве это единственный путь, одна только возможность решить все проблемы. Неужели человек настолько слаб... Но Достоевский опять сделал невозможное, заставив поверить в альтернативную реальность, которой нет и быть не может. И вот развязка мы видим, они слишком разные чтоб быть вместе. В душе Дуня не питала к Свидригайлову ни каких чувств. «Он подошел к Дуне и тихо обнял ее рукой за талию. Она не сопротивлялась, но, вся трепеща как лист, смотрела на него умоляющими глазами. Он было хотел что-то сказать, но только губы его кривились, а выговорить он не мог.

Отпусти меня! - умоляя сказала Дуня….»

«- Так не любишь? - тихо спросил он.

Дуня отрицательно повела головой.

И... не можешь?.. Никогда? - с отчаянием прошептал он.

Никогда! - прошептала Дуня.»

Достоевский на протяжении повествования даёт точные, меткие описания: " бледные помертвевшие губы", " она задыхалась", " почти в обмороке упала она на стул"...

Этот эпизод был трагичен не только для Дуни но и для Свидригайлова, мы помним его "насмешливую улыбку"...кажется он сам ищет смерти, приближаясь к ней, он подталкивает её к действию, но нет, он будет жить. Спасая свою душу он отпускает Дуню...

Последняя встреча Раскольникова и Свидригайлова происходит запланированно. Родион решает встретиться с этим человеком, чтобы выяснить наверняка, знает ли он про его преступление и не собирается ли воспользоваться беззащитностью Дунечки в этой ситуации.
Свидригайлов весело проводит время в трактире. Автор замечает, что он везде создавал вокруг себя «патриархальную» обстановку, легко вписывался в круг кутящих людей и становился там главою, покровителем. Все были рады подчиняться Свидригайлову.
Заметив Раскольникова, герой усаживает его рядом с собой и начинает беседу. Но ее скорее можно назвать монологом Аркадия Ивановича. Мне кажется, он «изливал душу» перед Раскольниковым, чувствуя в нем своего двойника, «родственника».
Итак, из этого эпизода мы узнаем не только о внешних событиях в судьбе Свидригайлова, но и о внутренних причинах его поступков. Так, мы узнаем историю женитьбы героя на Марфе Петровне. Сладострастный и циничный герой, который ничуть не стесняется своих пороков, сразу говорит будущей жене, что будет ей изменять. Его не останавливают даже страдания, которые он причиняет любящему его человеку.
Затем в жизни Свидригайлова появилась Авдотья Романовна – сестра Раскольникова Дунечка. Она стала настоящей страстью героя. Особенно Свидригайлова разжигало то, что при неимоверной красоте Дунечка была «целомудренна ужасно, неслыханно и невиданно». Когда жена героя поняла, что Дунечка стала настоящей страстью Свидригайлова, она устроила так, чтобы девушке сделал предложение Лужин.
По ходу рассказа Свидригайлова Раскольников все больше утверждается в своих подозрениях: Аркадий Иванович имеет виды на Дунечку. Свидригайлову эти подозрения Родиона очень неприятны. Он начинает раздражаться, злиться и срываться на героя. Почему? Мне кажется, что по отношению к Авдотье Романовне этот человек испытывает некое подобие настоящих чувств, Дунечка сумела задеть какие-то глубокие струны его души. Но герой прекрасно понимает, что он никогда не добьется этой женщины. Именно поэтому он начинает рассказывать подробности своих развратных похождений, пытаясь шокировать не столько Родиона, сколько самого себя, сделать себе еще большее.
Так, Свидригайлов повествует о своем увлечении тринадцатилетней девочкой. Кроме того, мы узнаем, что Аркадий Иванович собрался жениться на очень молодой девушке. Он всячески подчеркивает свои развратность и цинизм. Но мы понимаем, что не все так просто. Раскольников постоянно намекает на грехи Свидригайлова, испытывая одновременно неприязнь и странное влечение к этому человеку. Аркадия Ивановича мучает совесть - ему постоянно видятся призраки загубленных им людей. А таких жертв на совести героя немало: его жена, лакей. Я думаю, что этот список легко можно продолжить. И что самое странное, Свидригайлова мучит совесть. Кроме того, он боится смерти – Аркадий Иванович просит Раскольникова не затрагивать эту тему. И здесь этот циничный и самоуверенный человек показывает свое слабое место. Это герой знает о своих грехах и просто боится думать, что его ожидает там, за чертой жизни.
Свидригайлов скучает. Ему скучно всегда. Именно поэтому он экспериментирует со своей совестью, хочет понять, что ему дозволено, а что - нет. Аркадий Иванович постоянно нарушает «границы», переступает нравственную черту. Но где-то внутри чувствует, что делает что-то запрещенное, неправильное, страшное.
Автор подчеркивает, что внутренне этот человек давно мертв, душа его сожжена. Это выражается и во внешности Свидригайлова, которая всегда поражает Раскольникова.
Таким образом, данный эпизод раскрывает характер Свидригайлова, рассказывает о его судьбе, показывает внутренние мотивы его поступков, раскрывает его душу, заставляет понять весь трагизм судьбы этого человека.