Разделы культурологии выстраиваются по следующим двум признакам. Предмет культурологии и ее основные разделы. Культурология и социология

Тема 1.

Структура и состав современного культурологического знания

1. Место культурологии в системе наук, объект, предмет, цели культурологии. Смежные дисциплины. Разделы культурологии.

2. Понятие "культура", классификация культуры

3. Функции культуры

До XX в. исследование культуры находилось в рамках философской и исторической наук. Выделение культурологии как отдельного научного блока в конце XX в. связано с накоплением большого объема знаний о культуре и необходимостью систематизировать его.

Термин "культурология" образован от лат. cultura (который в свою очередь произошел от colo, cultum, colere – «возделывать, обрабатывать») и от греч. logos (слово, понятие, учение, теория, разум, мысль, знание). Если брать за основу перевод как "знание о культуре", то это означает, что культурология изучает и теорию культуры, и историю культуры, если же брать как "теория культуры", то только теорию. Впервые слово «культурология» в качестве научного термина предложил использовать американский исследователь Лесли Уайт.

Существует несколько взглядов на вопрос о статусе культурологического знания:

1. Культурология – учебная дисциплина , которая рассматривает человека, общество и культуру, используя знания различных наук: философии , эстетики, этики, истории, искусствознания, религиоведения, этнографии, археологии, психологии, лингвистики и т.д. Эта гуманитарная дисциплина была введена в России в специфических условиях (1980-е гг.), когда происходил кризис марксисткой системы обществознания, и предназначалась она в основном для студентов негуманитарных вузов. После обретения экономикой, политологией, социологией, философией собственного места и значения в системе гуманитарного знания, культурология стала исполнять роль подготовительного курса дисциплин социально-гуманитарного цикла.

2. Культурология – самостоятельная отрасль научного знания, имеющая собственный объект и предмет познания, методы и подходы исследования., т.е. культурология – это наука о культуре (только в России).

Объект исследования:

o социокультурная среда (включающая культуру)

o наиболее общие закономерности культуры;

o принципы функционирования культуры в обществе;

o взаимосвязь и диалог различных культур;

o единые тенденции культурного развития человечества.

Предмет исследования:

· результат деятельности людей;

· модели культуры;

· установки, регулирующие жизнь общества, проявляющие себя в обычаях, законах, нормах и ценностях;

· коммуникационные связи между людьми, формирующие специальные языки межличностного общения;

Цели культурологии:

1. Прогнозирование и проектирование духовных процессов общественного развития, анализ социокультурных последствий общественных процессов;

2. Поиск новых методов социализации (общественного становления) и инкультурации (т.е. освоения содержания культуры) личности;

3. Предоставление знания о национальной культуре;

4. Сравнительный анализ культур (компаративный метод культурологического исследования).

Смежные с культурологией дисциплины

Антропология культуры (культурная антропология) показывает, что теория культуры имеет дело с этническими общностями, имеющими свою самобытную культуру. Сосредотачивает внимание на социальной структуре, политической организации, эконом.системе, система родства, особенностях пищи, жилища, одежды инструментов, религии, мифологии той или иной культуры. Культурная антропология опирается на большой этнографический материал.

Философия культуры (культурфилософия) – выступая в качестве самостоятельного направления, остается разделом в философии, направленным на осознание сущности и значения культуры. Философия культуры – это максимально возможный уровень обобщения культурных процессов. Изучает культуру в контексте фундаментальных философских проблем – бытия (онтология культуры), сознания, общества, личности.

Социология культуры – специфическая отрасль знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры и, соответственно, изучает социальные закономерности в человеческой деятельности. В социологии понятие «культура» обозначает созданную людьми искусственную среду существования: вещи, символические системы, обычаи, верования, ценности, нормы, находящие выражение в предметной среде, моделях поведения, которые усваиваются людьми, передаются ими из поколения в поколение, являются важным источником коммуникации, регулирования социального взаимодействия и поведения.

Выделяют 2 раздела в культурологии

Фундаментальная культурология изучает процессы и формы интеграции и взаимодействия людей на основе их общих ценностей, создает категориальный аппарат.

1. Прикладная культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной, социальной и культурной политики. Цель: прогнозирование и регулировка актуальных культурных процессов, разработка социальных технологий передачи культурного опыта, управление и охрана культуры, культурно-просветительская и досуговая деятельность.

Сегодня существует около 600 определений термина "культура", слово "культура" является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем изученности. Почему так много?

– Многообразие феномена культура

– Определение давали ученые из разных областей знаний

– Определения формулировались на основе разных методологических оснований

Термин "культура" – латинского происхождения, что значит "возделывание", "обработка", "уход". Цицерон (1 в. до н.э.) сказал: "Культура – это возделывание человеческого ума в процессе целенаправленного воздействия". То есть основным объектом «возделывания» становится сам человек, его внутренний мир. А следовательно до его размера начинается сужаться и само понятие «культура»: под ней начинают понимать только духовную культуру – область высших достижений человека в духовной сфере.

Более широкий и доминирующий подход в понимании культуры - когда акцент переносится на окружающий мир человека и таким образом культура расширяется, охватывая наряду с духовной и материальную сферу. Таким образом, культуру можно определить как совокупность достижений (и утрат) человечества в материальной и духовной сфере.


Похожая информация.


Культурология как наука начала формироваться 300 лет назад в 18 веке. В основном сформировалась в конце 19 в. и тогда появилось впервые слово культурология. Окончательно название науки закрепил америк ученый Уайт в 1947году.

Культурология изучает культуру во всех ее формах и проявлениях, взаимосвязь и взаимодействие различных форм культуры, функции и законы ее развития, взаимодействие человека, культуры и общества.

Основные разделы:

Философия культуры
История культуры
Социология культуры
Психология культуры
Междисциплинарные связи культурологии: философия, история, социология, психология, этнография, этнология, археология, лингвистика, искусство, экономика, медицина и др.

Источники изучения культуры: мифы, сказания, предания, обряды, обычаи, археологические находки, памятники искусства и архитектуры, орудия труда и предметы быта, письменные источники и литературные памятники, языки и т. д.

Культурология как интегративная научная дисциплина

Что же касается культурологии, то она представляет собой интегративную научную дисциплину, которая изучает культуру и с точки зрения поведенческого подхода к ней» и с точки зрения выяв­ления специфического места различных форм искусства в единой системе культуры, и с точки зрения ее социальной обусловленности, динамики ее структуры и функции, ее роли в развитии человека и общества. Следовательно, она впитывает в себя и переосмысливает с позиций собственной предметной области знания, концепции, мето­ды, свойственные социологии, психологии, философии культуры, антропологии, этнологии, искусствоведению и другим гуманитар­ным наукам, но добавляет ко всему этому еще нечто, присущее только ей, что выделяет ее из всех других областей социально-гуманитарных наук. Это есть интегративное знание о целостном феномене культуры как специфическом способе человеческой дея­тельности, как системе идеалов, ценностей и норм, регулирующих поведение личности, Социальной группы, народа в определенных социально-исторических условиях.

Сказанное дает основание для определения объекта и предмета культурологии. Объект культурологии - это целостный феномен культуры как творческого специфически человеческого способа дея­тельности и ее результатов в виде материальных и духовных пред­метов, необходимых для подлинно человеческого существования и развития личности.

Выяснив своеобразие объекта культурологии, мы получаем возможность определить, в чем заключается ее предмет. Выделение предмета науки производится путем вычленения определенных, ин­тересующих исследователя свойств и особенностей объекта, их син­тезирования в более или менее четко очерченную предметную об­ласть данной науки. Хотя культура как объект изучения занимала умы мыслителей, начиная с периода античности, вплоть до новей­шего времени, вычленение предметной области культурологии как науки началось сравнительно недавно, только в XX столетии. Впер­вые термин “культурология” ввел в употребление выдающийся не­мецкий химик, Нобелевский лауреат Вильгельм Оствальд в 1913 г. Спустя 16 лет американский социолог Рид Бейн соотнес этот термин с понятиями "социология" и "экология человека". Однако в значении, близком к вышеприведённому, впервые употребил этот термин в 1939 г. выдающийся американский антрополог и культуролог Лес­ли Уайт. Он трактовал культурологию как "ветвь антропологии, рассматривающую культуру как специфический порядок явлений, организованных по своим собственным принципам и развивающих­ся по своим собственным законам".

За шестьдесят с лишним лет, прошедших после применения именно такого словоупотребления данного термина, представления о предметной области культурологии существенно расширились. В нее ныне включаются представления о культуре как специфической деятельности по созиданию символических форм, как регулятивно-нормативной системе, как совокупности культурных функций, идеа­лов, норм, стандартов поведения, как динамическом социальном процессе, протекающем в исторически конкретных социально-экономических и духовных условиях определенной эпохи.

Все сказанное позволяет уточнить определение предмета рас­сматриваемой науки. Предметом культурологии является исследо­вание закономерностей становления и развития целостного фено­мена культуры как специфически человеческого способа деятельно­сти, системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, ре­гулирующих поведение людей и развивающихся по своим собствен­ным принципам, в контексте исторических особенностей социаль­но-экономического, политического и духовного развития определен­ного народа и определенной эпохи.

Уточнение объекта и предмета изучаемой научной дисциплины дает возможность сформулировать определение культурологии как науки. Культурология есть система научных знаний об особенно­стях, тенденциях и закономерностях становления и развития куль­туры как специфически человеческого способа деятельности и сис­темы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирую­щих взаимодействия личностей и социальных общностей (семейных, этнических, территориальных и т.п.) в исторически своеобразных социально-экономических, политических, духовных условиях опреде­ленной эпохи.

Культурология: Учебник для вузов Апресян Рубен Грантович

2.3. Структура культурологии

2.3. Структура культурологии

Современная культурология объединяет целый ряд дисциплин, каждая из которых обеспечивает выполнение задач, стоящих перед этой наукой. Эти дисциплины можно очень условно подразделить на теоретические и исторические.

Теоретическая ветвь включает в себя:

философию культуры, которая изучает наиболее общие проблемы существования культуры;

теорию культуры – изучение закономерностей развития и функционирования культуры;

морфологию культуры – изучение различных форм существования культуры, таких, например, как язык, миф, искусство, религия, техника, наука.

Историческая ветвь, в свою очередь, включает:

историю культуры, которая занимается типологией культур, сравнительным анализом развития различных культурно-исторических типов;

социологию культуры, которая исследует функционирование культуры в обществе, взаимосвязь общественных и культурных процессов.

практическую культурологию, которая определяет, на каком уровне человеческая деятельность приобретает характер культурной. Очевидно, что для каждой исторической эпохи этот уровень своеобразен.

Из книги Поэтика мифа автора Мелетинский Елеазар Моисеевич

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 3. Методы культурологии Следует отметить, что в науке не существует универсального метода, применяемого для решения любых задач. Каждый из методов обладает своими достоинствами, но имеет и свои недостатки и может решать только соответствующие ему научные

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

1.1. Становление теоретической культурологии Культурология – особая область гуманитарного знания, состоящая из истории культуры и теории культуры.? Теория культуры (теоретическая культурология) представляет собой систему основных идей, касающихся возникновения, бытия

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

1.2. Векторы и ориентиры современной культурологии Современный этап развития гуманитарного знания характеризуется обновлением научного языка описания и объяснения реальности, усилением междисциплинарных связей, выявлением новых тенденций и процессов. Стремительный

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

Раздел I Теоретические основы культурологии

Из книги Открытый научный семинар:Феномен человека в его эволюции и динамике. 2005-2011 автора Хоружий Сергей Сергеевич

1.1. Почему введен курс культурологии Задача курса культурологии – дать студентам базовые знания о сущности культуры, ее структуре и функциях, закономерностях развития и многообразии проявления, об основных исторических типах культурного процесса. Эти знания дадут

Из книги Культурология автора Хмелевская Светлана Анатольевна

1.4. Цели и задачи курса культурологии Курс культурологии строится по-разному. Из всего огромного объема знаний о культуре мы выделили вопросы, составляющие основу, важнейшие теоретические положения. Опираясь на них, студенты получат возможность продолжить

Из книги Лекции по культурологии автора Полищук Виктор Иванович

Глава 2 Предмет и задачи культурологии Культура может вырасти и развиться лишь на почве жизни… Ф. Ницше Среди гуманитарных наук культурология – одна из самых молодых. Как наука она оформилась к середине XX века, хотя проблемы, которые можно отнести к культурологическим,

Из книги автора

2.2. Предмет культурологии Всякое научное направление определяется теми объектом и предметом, от которых зависит специфика данной науки. «Объект» и «предмет» – общенаучные категории, поэтому, прежде чем определить предмет культурологии, необходимо четко представить, в

Из книги автора

2.4. Категории культурологии Категории, т. е. понятия, – важнейший показатель того, как сформировалась наука, насколько развит ее язык. Система категорий отражает общую структуру научного знания, показывая взаимодействие частных наук и философии как общей методологии;

Из книги автора

16.6. Предмет культурологии образования Культурологический подход, если его последовательно применять к сфере образования и деятельности в этой сфере, открывает новое измерение на стыке философии образования, педагогики и самой культурологии.Охарактеризуем эту новую

Из книги автора

2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ Культурология – область науки, которая сформировалась на базе социально-научного и гуманитарного знания. Значительная роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия как культурологии принадлежит английскому

Из книги автора

07.10.09 Касаткина Т.А. Достоевский: структура образа - структура человека - структура жизненной ситуации Хоружий С.С.: Сегодня у нас доклад Татьяны Александровны Касаткиной по антропологии Достоевского. И я должен сказать в качестве малого предварения, что я особое

Из книги автора

Тема 1. Культура как предмет культурологии 1.1. Культура: многообразие дефиниций и подходов изучения Слово «культура» появилось в латинском языке, его первоначальный смысл – «возделывание», «обрабатывание», «уход», «воспитание», «образование», «развитие». Исследователи

Из книги автора

1.5. Теоретические основы культурологии Прежде чем перейти к анализу основных типов культуры, важно уяснить ряд теоретических положений. Известно, что мир культуры многообразен, поэтому необходимо выделить различные виды культуры. По своей направленности на объекты виды

Из книги автора

Раздел I ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Лекция 1. Структура и состав современного культурологического знания

1. Общая характеристика современной культуры

Признаки современной культуры: динамизм, эклектичность, многозначность, мозаичность, пестрота общей картины, полицентричность, разрыв ее структуры и целостной иерархии организации ее пространства.

Развитие информационных технологий, утверждение СМИ формируют общественное мнение и общественный настрой. СМИ отражают внешнюю, потребительскую, бездуховную жизнь, создают определенные представления о мире, формируют разрушение традиционно ценимых качеств, обеспечивают эффект внушения.

Маршал Мак-Люэн (1911–1980) в своей работе «Галактика Гутенберга» делит историю на три этапа:

1) дописьменный этап коммуникации;

2) кодифицированная письменная коммуникация;

3) кудивизуальная.

Современное общество называется информационным, т. к. информация обеспечивает в нем связь разных уровней и планов его существования и деятельности. Информационные процессы лежат в основе функционирования всех его систем. Развитие средств массовой коммуникации усилило качество массовости, придало ему определенные черты социокультурного феномена. Прибыль обеспечивается не через производство, а через обращение капитала, власть осуществляется путем специальных информационных операций, сама информация приобретает статус товара, становясь ценным объектом бизнеса.

Постиндустриальная цивилизация – это цивилизация новых технологий. Средства коммуникации начинают не просто влиять на массы, но и производить их.

Последние десятилетия развития современного общества привели к становлению феномена массового человека. Для феномена массового человека характерно:

1) человек массы представляет собой по численности большую группу, которая оказывает влияние на социокультурные процессы;

2) фактор объединения в массу обусловлен наличием информационного поля, воздействием СМИ;

3) современный массовый человек не ощущает какой-либо культурной недостаточности в плане уровня своего развития и т. д.;

4) массовый человек сегодня востребован современным укладом жизни и приспособлен к нему.

Массовый человек – человек с массовым сознанием и в то же время индивидуалист.

Человек воспринимает настоящую реальность посредством системы создания СМИ-мифов. Мифологизированность – характерная черта современной массовой культуры, пребывание в сфере мифов – характерная особенность жизни современного человека.

2. Состав и структура культурологического знания

Культурология как наука возникла в середине XX в. Одна из главных задач этой науки – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия.

Современные культурологические исследования являют собой большой комплекс научных дисциплин, различных направлений научной работы, разнообразных подходов к культурологическим проблемам, методологией, научных школ и т. д. Не приходится говорить о четкой или внятной структуре культурологического знания. Очень часто она носит предварительный характер. И тем не менее сейчас мы можем выделить наиболее значительные составляющие структуры культурологического знания.

Во-первых, это теория культуры, которая демонстрирует нам все многообразие попыток общего осмысления культуры, версии «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, при помощи которых можно попытаться описать культуру и ее развитие.

В этой сфере особое место занимает философия культуры, которая решает задачи создания теории культуры при помощи свойственных философии методов и понятий.

Во-вторых, это социология культуры, представляющая собой союз социологии (изучающей общественную систему) и культурологической науки.

Исследования в области социологии культуры имеют как теоретическую, так и практическую направленность. В последнем случае можно указывать на концепции культурной политики и деятельности культурных инстинктов (структур общества, связанных с культурой), социокультурноепрогнозирование, проектирование и регулирование, изучение культурологического образования в России и других странах, проблемы социализации и инкультурации личности (вживания человека в общественно-культурную систему), охрану культурного наследия.

В-третьих, это историко-культурные исследования, которые не только базируются на достижениях гуманитарных наук (истории, филологии, литературоведения, искусствоведения, истории религии и др.), но и используют новые культурологические подходы. Здесь мы можем выделить:

1) историко-культурные исследования общего профиля, исследования культуры ментальностей (т. е. формировавшихся в различных культурах способов восприятия людьми мира);

2) исследования религиозного аспекта культуры;

3) культурологические аспекты лингвистики, семиотики (теории знаковых систем), искусствоведения и эстетики. В-четвертых, это культурная антропология – область культурологических знаний, во многом близкая к социологии культуры, но уделяющая большее внимание этническим элементам культуры, процессам взаимодействия культур разных народов, изучающая особенности языковых и иных средств коммуникации (общения, обмена информацией) в различных культурах.

Интересы культурной антропологии не ограничиваются вышеозначенными вопросами.

В соответствии со своим названием (в переводе с греческого антропология – «наука о человеке») она ставит своей главной задачей создание наиболее полной картины жизни человека в культурной среде, т. е. в среде, созданной самим человеком. Для решения этой задачи культурная антропология широко использует данные естественных наук, занимающихся жизнедеятельностью человека, а также археологии, этнографии, лингвистики, социологии, истории религии и мифологии, фольклористики, философии.

Все эти направления культурологических наук можно назвать основными, или базовыми. Однако, кроме них, складываются и другие специальные и нетрадиционные сферы исследований. Многие из них приобретают особую важность.

К примеру, в рамках теории культуры появились детально разработанные теории динамики (изменения, развития) культуры, морфологии (образования системы видов и форм) культуры, типологии (изучения типов) культур, герменевтики (науки об истолковании) культуры, культурных образцов и людей (архетипов, парадигм, цинверсалий). Здесь же отдельно изучаются методы культурологических исследований.

Синтез на базе культурологии, историко-культурных, социологических, психологических знаний позволяет разрабатывать проблемы ментальностей, психологических характеристик отдельных культур, «соматической» (телесной) культуры у разных народов и т. д. Большое значение для развития культурологии имеют сравнительные культурные (компаративные) исследования. В последние десятилетия динамично развивается эколого-культу-рологическое направление («культурологическая экология»), изучающее отношение различных культур к природной среде. Система культурологических знаний находится в постоянном развитии.

Из книги Судьба эпонимов. 300 историй происхождения слов. Словарь-справочник автора Блау Марк Григорьевич

Состав и структура словаря Словарь содержит биографии людей и описание названий (произведенных от имен этих людей), которые употребляются во многих сферах сегодняшней жизни – в науке (в т. ч. математике, физике, зоологии, ботанике, географии, истории и пр.), технике (в т. ч.

Из книги Письма о русской поэзии автора Амелин Григорий

ОТПРАВЛЕНИЕ V Смешанный состав

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

2.1. Становление культурологического знания Первоначально исследование культуры шло в границах философской проблематики и в русле философии истории. Впервые употребив понятие «культура» как противоположное «натуре» – «природе», античные авторы определили границы

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

16.5. Роль культурологического подхода в понимании и решении новых педагогических проблем Культурологический подход – совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе сферы образования и педагогики)

Из книги Открытый научный семинар:Феномен человека в его эволюции и динамике. 2005-2011 автора Хоружий Сергей Сергеевич

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

07.10.09 Касаткина Т.А. Достоевский: структура образа - структура человека - структура жизненной ситуации Хоружий С.С.: Сегодня у нас доклад Татьяны Александровны Касаткиной по антропологии Достоевского. И я должен сказать в качестве малого предварения, что я особое

Из книги Год быка--MMIX автора Романов Роман Романович

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Состав мыслепреступ­ления В ходе нашего рас­следо­вания обстоя­тель­ств и сути тайного мятежа, осуще­ств­лён­ного Автором про­тив князя мира сего, нам уже неоднократно встречались признаки ещё более опасного умысла – скрытой про­паганды так называемого второго

Из книги Алхимия автора Рабинович Вадим Львович

«Натурный подвижной состав» Открытая площадка на станции «Лебяжье» Октябрьской ж.д. Проезд: Ст. «Лебяжье» (от Балтийского вокзала в пути 1 час 22 мин). Пройти вперед по ходу поезда, перейти через переезд на левую сторону, далее – по дороге перпендикулярно путям. Через 100–150

Из книги Русские пословицы и поговорки автора Берсеньева Катерина Геннадьевна

Состав основных латинских алхимических корпусов Здесь приводится состав двух наиболее представительных латинских алхимических корпусов XVII века, являющихся первостепенным источником для историкоалхимических изысканий в более поздние времена. Все последующие

Из книги Культурология и глобальные вызовы современности автора Мосолова Л. М.

Состав и структура сборника В Сборник вошли:а) широко бытующие в современном русском языке пословицы и поговорки;б) пословицы, имеющие конкретное социально-историческое содержание (о бедных и богатых, о барине и мужике и т. п.), например: Богачу - красть, а бедному -

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

О вкладе Э. С. Маркаряна в разработку теоретико-методологических основ культурологического исследования искусства Л. М. Мосолова. (г. Санкт-Петербург). Первые статьи по культурологии искусства появились в нашей стране в 80-ые годы XX века, когда активизировалась система

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Осетины на Ближнем Востоке: поселение, адаптация, этносоциальная эволюция (краткий очерк) автора Чочиев Георгий Витальевич

Состав славянства В состав восточного славянства постепенно включались многие племена. Одним из таких племен были невры, о которых говорит Геродот и память о которых сохранилась в топонимике западных областей древней Руси.Геродот так описывает нравы невров: «Эти люди,

    До недавнего времени культура изучалась, в том числе и в высшей школе, в рамках давно сложившихся научных дисциплин: философии, истории, лингвистики, этнографии, искусствознания, археологии. Традиционные науки изучали отдельные виды и элементы культуры: язык, право, мораль, искусство. Однако, постепенно выяснилось, что такой подход узок и не дает целостного представления о культуре как явлении сложном, многогранном, представленном во всех сферах общественной жизни. В середине XX века началось формирование культурологии как общей, интегральной науки о культуре, как самостоятельной научной дисциплины. Культурология постепенно обретает свой статус, предмет, соответствующие ему методы исследования. Сам термин "культурология" стал употребляться еще с начала XIX столетия. В начале XX века американский ученый Л. Уайт (1900-1975) ввел термин "культурология" в широкий научный оборот и обосновал необходимость общей теории культуры.

    В настоящее время культурология еще полностью не отделилась от философии и конкретных наук. Она формируется на базе этих наук и многое берет у них: категориальный аппарат, принципы, методологию и методику исследования.

    На современном этапе культурология предстает как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.

    Культурология включает два основных раздела:

    Теоретическую культурологию;
    - эмпирическую и прикладную культурологию.

    К теоретическому уровню относятся все виды познания культуры, которые обеспечивают разработку и построение научной теории культуры, т.е. логически организованной системы знаний о культуре, ее сущности, закономерностях функционирования и развития. В системе теоретического познания культуры различают общую и частные теории культуры. К основным проблемам общей теории культуры относятся проблемы ее сущности, структуры, функций, генезиса, исторической динамики, типологизации. Частные теории культуры изучают отдельные сферы, виды и стороны культуры. В их рамках исследуются экономическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная культура, культура быта, сферы обслуживания, управления, культура личности, культура общения, управление культурой.

    К эмпирическому уровню относятся те формы научного познания культуры, благодаря которым обеспечивается накопление, фиксация, обработка и систематизация материала о конкретных культурах и их компонентах. Эмпирический уровень дает наиболее конкретное, детальное и многообразное знание о культуре.

    Прикладная культурология использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Теоретический и эмпирический уровни исследования культуры органически взаимосвязаны и предполагают друг друга. Эмпирические исследования дают материал для теоретических обобщений и являются критерием проверки истинности и эффективности теоретической концепции. Теория логически объединяет эмпирические данные и дает им смысловое объяснение, интерпретацию.

Кроме того, теория направляет эмпирические исследования. Осознает или не осознает это исследователь, но именно теория,теоретический замысел, идея дают ориенти ры по поводу того, что изучать, как изучать и для чего изучать.

2) Восточное средиземноморье - родина трёх мировых религий.

    Во всемирно-историческом процессе различные религии играют различную роль.

    Наиболее заметную, как указывалось, выполняют те из них, которые принято

    называть мировыми по количеству верующих: буддизм, христианство, ислам.

    Именно эти религии проявили максимальную приспособляемость к изменяющимся

    общественным отношениям и вышли далеко за пределы территории, где

    первоначально возникли. Мировые религии никогда не оставались неизменными, а

    трансформировались в соответствии с ходом истории. Происхождение мировых

    религий не отличается от происхождения религий вообще. Они стали мировыми не

    сразу, а лишь в ходе исторического процесса.

    Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н. э. в условиях господства

    рабовладельческих отношений. Для раннего буддизма характерно стремление

    указать выход из тяжелого положения людей в признании их духовного равенства,

    якобы дающего возможность добиваться спасения всем, независимо от их

    социального положения. Сложившись в начале как одна из многочисленных сект

    (или философских школ) Северной Индии, буддизм затем широко распространился

    по всей Индии, а позже в странах Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии. Он

    проявил большую пластичность, вобрав в себя религиозные верования и культуры

    разных стран.

    Христианство, зародившись первоначально в Восточном Средиземноморье в

    еврейской этнической среде как одна из сект иудаизма, позже, хотя и не сразу,

    но решительно порвало с этой материнской основой, вступив с ней в

    противоречие. Почти вытесненное из своей родины, христианство обнаружило

    необычайную силу экспансии. В I в. н. э. оно распространилось среди рабов -

    вольноотпущенников, бедняков или бесправных, покоренных или рассеянных Римом

    народов. А затем в ходе исторического процесса проникло во все зоны земного

    шара.

    Этому в большой степени способствовал отказ христианства от этнических,

    социальных ограничений и жертвоприношений. Основные идеи христианства -

    искупительная миссия Иисуса Христа, второе пришествие Христа, Страшный суд,

    небесное воздаяние, установление царствия небесного.

Христианство имеет три направления: католицизм, православие и протестантизм,

который, в свою очередь, включает течения - лютеранство, кальвинизм,

англиканство.

Ислам возник в Аравии в VII в. н. э. в иных социальных условиях. В отличие

от буддизма и христианства он возник не стихийно, а в результате

целенаправленных действий феодальной арабской знати, заинтересованной в

    объединении сил для осуществления территориальных захватов и торговой

    экспансии. Ислам широко распространился среди многих стран Азии и Африки.

    Историческая судьба всех трех мировых религий при всей неодинаковости

    исторической среды имеет нечто общее. Зародившись первоначально в одной

    определенной этнической культурной среде, каждая из этих трех религий в

    дальнейшем растеклась широко по разным странам, попадая в различные условия,

    гибко приспосабливаясь и одновременно воздействуя на них. Уже одно это

    обстоятельство говорит о многом с точки зрения взаимодействия данных религий

    и искусства различных народов.

    3) Библия как памятник культуры.

Библия – свод произведений древнего фольклора.

Библия по праву считается Книгой Книг. Она неизменно занимает 1-е место в

мире по чтимости и читаемости, общим тиражом, частоте издаваемости и

переводам на другие языки. О значении ее для верующих христиан вообще

говорить не приходится. Библия – это символ и знамя культуры почти двух

тысячелетий. Библия – это жизнь целых народов и государств, городов и сел,

общин и семей, поколений и отдельных личностей. По библии рождаются и

умирают, женятся и выходят замуж, воспитывают и наказывают, судят и правят,

учатся и творят. На Библии клянутся, как на самом святом из того, что только

можно отыскать на земле. Библия давно и бесповоротно вошла в плоть и кровь

повседневной жизни и разговорный язык. Библеизмов, которыми насыщена наша

речь и которые давно превратились в поговорки, многие даже не замечают (глас

вопиющего в пустыне, козел отпущения, кто не работает – тот не ест, зарыть

талант в землю, Фома неверующий и пр.).

Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором бы

столько писали, столько бы спорили, как Библия. И вряд ли давались одной

книге столь различные оценки – от религиозного преклонения перед ней до

юмористической перелицовки библейских сюжетов (Лео Таксиль «Занимательная

Библия»). В религиоведческой литературе мы также находим множество сочинений,

Библия – это сборник из нескольких десятков книг религиозно-исторического,

законодательного, пророческого и литературно-художественного содержания. В

ней выделяют две части: Ветхий завет и Новый завет. Христиане признают

священными обе эти части, но непосредственно с христианством связан Новый

завет. К истории древнего Востока относится лишь Ветхий завет, наиболее

объемная части Библии.

Ветхий завет распадается на три крупных раздела: 1 – Пятикнижите; 2 –

Пророки; 3 – Писания. Пять книг первого раздела – это «Бытие», «Исход»,

«Левит», «Числа», «Второзаконие». Во второй раздел входят книги «Иисус

Навин», «Судии», две «Книги Самуила», две «Книги царей», рассказы о

двенадцати «малых пророках». В третий раздел входят «Псалтырь», «Притчи

Соломона», «Иов», «Песня песней», «Руфь», «Плач Иеремии», «Книга

проповедника» («Экклезиаст»), «Эсфирь», книги пророков Даниила, Эзры, Неемии,

две книги Хроник.

4) Идеалы культуры эпохи Просвещения.

Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории

человеческой цивилизации благодаря мировому масштабу и долговременному

значению. Хронологические рамки данной эпохи определены крупным немецким

ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии и

Великой французской революцией 1789 г. Социально-экономическими предпосылками

культуры эпохи Просвещения являются кризис феодализма и начавшееся тремя

веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе.

Определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса,

которая тесно переплетается с понятием “разума”. Здесь нужно учитывать

изменение понимания “разума” - до середины XVII в. разум, воспринимался

философами как “часть души”, после Локка он становится скорее процессом

мышления, приобретая одновременно функцию деятельности. Тесно связанный с

наукой, разум превращается в ее главное орудие. Именно в эпоху Просвещения

была сформулирована концепция “вера в прогресс через разум”, определившая

надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных

последствий человечеству.

Для культуры просветителей характерна абсолютизация значимости воспитания в

формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно

Краткое описание

До недавнего времени культура изучалась, в том числе и в высшей школе, в рамках давно сложившихся научных дисциплин: философии, истории, лингвистики, этнографии, искусствознания, археологии. Традиционные науки изучали отдельные виды и элементы культуры: язык, право, мораль, искусство. Однако, постепенно выяснилось, что такой подход узок и не дает целостного представления о культуре как явлении сложном, многогранном, представленном во всех сферах общественной жизни. В середине XX века началось формирование культурологии как общей, интегральной науки о культуре, как самостоятельной научной дисциплины. Культурология постепенно обретает свой статус, предмет, соответствующие ему методы исследования. Сам термин "культурология" стал употребляться еще с начала XIX столетия. В начале XX века американский ученый Л. Уайт (1900-1975) ввел термин "культурология" в широкий научный оборот и обосновал необходимость общей теории культуры.