Александр бенуа картины с названиями. Русский модерн. Биография и картины А. И. Бенуа. Декорации к различным спектаклям

Автопортрет 1896 (бумага, тушь, перо)

Биография Александра Бенуа

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.

А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.

О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником.

Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре - явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.

К концу 19 началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".

Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).

После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.

В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С. Выступает как критик и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. Такова его картина "Петр I на прогулке в Летнем саду", где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни, увиденной глазами современника.

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

В эти же годы принимает участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Дягилевым С.П. в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты.

Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.

Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

С 1926 жил в Париже, где и скончался. Основные работы художника: "Прогулка короля" (1906), "Фантазия на Версальскую тему" (1906), "Итальянская комедия" (1906), иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А.С. (1903) и другие.

Р абота над картиной в мастерской, создание эскизов театральных костюмов и декораций, подготовка к публикации очередной статьи об искусстве... Таким был обычный день Александра Бенуа - художника, критика, искусствоведа и театрального деятеля.

Из династии Бенуа

Александр Бенуа родился в Санкт-Петербурге в семье архитектора Николая Бенуа и его жены Камиллы. Среди родственников Александра Бенуа был Альберт Кавос, создатель проекта Мариинского театра , актер Питер Устинов, художница Зинаида Серебрякова. Едва ли не половина представителей культуры Серебряного века так или иначе были связаны с родом Бенуа.

В своих воспоминаниях художник подчеркивал, что его художественные и эстетические взгляды сформировали две категории переживаний. Первая и наиболее сильная - это театр. Александр Бенуа навсегда связал понятие «художественность» с понятием «театральность». Именно на сцене, по его мнению, возможно достижение высшей цели искусства - синтеза искусств. Вторая категория переживаний - это впечатления от знакомства с петербургскими царскими резиденциями и пригородами.

«От этих разнообразных петергофских впечатлений… вероятно, и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Царского Села, Версаля».

Александр Бенуа

«Охватить предмет как можно шире и изучить как можно глубже»

Александр Бенуа учился в частной гимназии Карла Мая в Санкт-Петербурге. Здесь он сблизился с Сергеем Дягилевым и другими участниками будущего «Мира искусства». Некоторое время посещал вечерние классы Академии художеств . Основным навыкам живописи его обучил брат Альберт .

Александр Бенуа считал, что только через самообразование можно достичь совершенства в своей профессии. На протяжении всей жизни он изучал изобразительное искусство, стал блестящим искусствоведом. Среди его работ - глава о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века», «История живописи всех времен и народов», один из лучших путеводителей по Эрмитажу и многое другое.

«К простейшим и вернейшим изображениям действительности»

«Во мне «пассеизм» начал сказываться как нечто совершенно естественное еще в раннем детстве. …Многое в прошлом представляется мне хорошо и давно знакомым, пожалуй, даже более знакомым, нежели настоящее. <...> У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему».

Александр Бенуа

Особенно часто Бенуа пишет царский Петербург и его дворцово-парковые ансамбли, сцены из жизни исторических персонажей, пейзажи Франции и версальские парки.

Бенуа написал «Азбуку в картинках» и создал иллюстрации к «Медному всаднику» и «Пиковой даме» Александра Пушкина , которые вошли в историю книжной графики.

Особое место в его творчестве занимает театр. Бенуа создавал декорации к постановкам, разрабатывал эскизы костюмов. Он помогал оформлять несколько спектаклей для Русских сезонов в Париже.

Александр Бенуа в комиссии Горького

Александр Бенуа боролся за сохранение культурного наследия. Сразу после Октябрьской революции он тесно сотрудничал с Максимом Горьким в Комиссии по охране памятников искусства. Художник был одним из первых, кто побывал в Зимнем дворце после его штурма и описал это в своих воспоминаниях.

Бенуа помогал восстановить деятельность Русского музея и составить новую экспозицию искусства XVIII–XX веков. Позже художник стал заведующим картинной галереей в Государственном Эрмитаже, параллельно проводил исследовательскую работу.

Также он работал над сохранением архитектурных памятников Петербурга и его пригородов, а результаты своей работы он освещал в серии статей.

«Это народное имущество, это наше добро, и нужно сделать всё от нас зависящее, чтоб народ это осознал и чтоб он вошел во владение тем, что ему принадлежит по праву. Самая идея народности всякого искусства, всего того, во что люди из народа вкладывали свои идеалы красоты, вот эта идея должна сейчас выявиться и ожить с особенной силой».

Александр Бенуа

Эстетические взгляды «Мира искусства»

Кружок «Мир искусства» (как и его журнал) стал, по словам Бенуа, «практической необходимостью». В обществе передвижников наметился кризис, и художникам необходим был новый вектор движения. Журнал знакомил аудиторию с западной классикой и модерном, отечественной живописью и архитектурой.

В различное время в состав объединения входили Валентин Серов , Исаак Левитан , Михаил Нестеров, Михаил Врубель , Лев Бакст, Константин Сомов и, конечно, Сергей Дягилев. Разделял взгляды мирискуников и Илья Репин .

«Нами руководили не столько соображения «идейного» порядка, сколько соображения практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться».

Александр Бенуа

«Мир искусства» объявлял красоту главной целью творчества. Субъективность этой цели давала художникам полную свободу - как при выборе темы, так и при выборе художественных средств.

Автор - Парашутов . Это цитата этого сообщения

ЖЗЛ (АЛЕКСАНДР БЕНУА ДИ СТЕТТО. НЕИЗВЕСТНОЕ ИМЯ ИЗ ДИНАСТИИ БЕНУА.)

В 2006 году в России стартовал большой художественный проект «Александр Бенуа ди Стетто. Возвращение в Россию», организованный Санкт-Петербургским общественным Фондом содействия развитию культуры и искусства. В этом проекте приняли участие уже более тридцати музеев страны, где прошли ретроспективы художника – Русский музей(2006), Третьяковская галерея (2007), провинциальные музеи Тюмени и Казани (2008), Ярославля, Владимира, Курска, Тулы, Ростова Великого, Костромы, Новгорода (2011), Пскова, Коломны и других городов. Именно тогда, в 2006 году, имя нового члена династии Бенуа открыли для себя многие почитатели изобразительного искусства (а специалисты, наверное, если и знали о существовании этого художника, то не спешили делиться со всеми этими знаниями). Тогда же, после начала выставочного турне о швейцарце Бенуа написали многие музейные интернет-ресурсы. "Просеяв" повторяющуюся всюду информацию, я попробовал составить биографический материал. Итак, знакомьтесь!

Александр Зигфрид Бенуа ди Стетто
Alexandre Siegfried Benois di Stetto

Александр Бенуа ди Стетто Автопортрет. 1943 г.

Швейцарский живописец русского происхождения, график, сценограф, дизайнер. Представитель знаменитой многочисленной династии художников и архитекторов Бенуа. Писал портреты, пейзажи, натюрморты, был анималистом, создавал архитектурно-пластические композиции и предметы декоративно-прикладного искусства.

Родители

Отец Александра был известным архитектором еврейского происхождения Григорием (Зигфридом) Яковлевичем Леви (1850 – после 1923), который родился в Швейцарии. Зигфрид окончил Мюнхенскую политехническую школу и в 1878 году приехал в Санкт-Петербург. Здесь он начал сотрудничать с архитектором Леонтием Николаевичем Бенуа (11 (23) августа 1856 - 8 февраля 1928).

Леонтий Николаевич Бенуа

Вместе они проектировали доходные дома и промышленные здания в Петербурге. В 1900-х годах по проекту Зигфрида Леви и Константина Нимана был, например, построен доходный дом для аптекаря Пеля. В 1912 году по проекту Леви была построена типография Глича на улице Римского-Корсакова. Архитектору принадлежат проекты и постройки в Петербурге на Большой Морской улице (1898-1899), Кронверкском проспекте (1879-1882) и на 7-й линии Васильевского острова (1907-1910).
Руководитель Зигфрида – Л.Н.Бенуа, был братом известного художника Александра Николаевича Бенуа и коммерсанта Александра Леонтьевича Бенуа (1817-1875). Александр Леонтьевич с июня 1860 года жил с женой в Гамбурге, где содержал магазин канцелярских принадлежностей, доставшийся ему после смерти родителей жены – немки Марии Факсен. И где родились его дети – старший сын Александр и младшая дочь Клара-Алиса.
Вот на дочери Александра Леонтьевича - Кларе-Алисе (1867-?), Зигфрид Леви, ставший в России Григорием, и женился. Один из потомков Бенуа, внучатый племянник Клары Александровны Г.Г. Бенуа в своих воспоминаниях высказал мысль, что «этот брак в семействе Бенуа большого энтузиазма не вызвал», аргументируя тем, что «даже в воспоминаниях Александра Николаевича Бенуа, который подробно и с любовью писал обо всех родственниках, его двоюродная сестра Клара упоминается пару раз».
Клара подарила Зигфриду двух сыновей – Александра и Евгения (1898-?). Родился Александр, как и младший Евгений, в Санкт-Петербурге, его крестным отцом стал дядя Леонтий Бенуа.
В своей автобиографии Шура (так звали художника дома) написал «я вошел в двадцатое столетие в возрасте четырех лет и вместе с новым веком пережил важнейшие события в истории искусства, участвуя в них».
Уже в раннем возрасте мальчик проявил интерес к рисованию. Это никого не удивило, ведь его отец был архитектором, родной дядя Александр Александрович Бенуа – Конский (22 июня 1852 – 3 августа 1928) и двоюродный брат Альберт (1888 – 1960) были художниками.

Александр Александрович Бенуа (Конский)

К тому же, Александр являлся внуком Александра Леонтьевича Бенуа, родным племянником художника Александра Николаевича Бенуа и архитектора Леонтия Николаевича Бенуа, а также троюродным братом Евгения Лансере и Зинаиды Серебряковой. Как говорила Серебрякова «все мальчики Бенуа рождались с карандашом в руках». Поэтому нужно было держать «марку» династии, которая, безусловно, сыграла большую роль в формировании художественного мировоззрения будущего художника.

Учеба

Первоначальное художественное образование Шура получил в домашних условиях, благо, учителей-родственников было, хоть отбавляй.
В 1912 году Александр поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, которой руководил Николай Константинович Рерих (27 сентября (9 октября) 1874 - 13 декабря 1947). Педагоги в Школе тоже были отменные: графику преподавал Иван Яковлевич Билибин (4 (16) августа 1876 - 7 февраля 1942), композицию – сам Рерих, гравировку – Василий Васильевич Матэ (23 февраля (6 марта) 1856 - 9 (22) апреля 1917).

Александр Головин Портрет художника Н.К.Рериха. 1907 г.
Иван Билибин

Валентин Серов Матэ Василий Васильевич (гравюра)
П.И. Нерадовский Портрет Аркадия Александровича Рылова. 1924 г.

Анималистический класс и композицию рисунка вел Аркадий Александрович Рылов (17 (29) января 1870 - 22 июня 1939). Историки пишут, что Рылов предпочитал на своих занятиях работу только с живыми моделями. «Два раза в неделю с утра он отправлялся на Щукин рынок или в зоологические магазины, торговал какого-нибудь зверя или птицу напрокат и сам на извозчике доставлял в Школу к часу дня. Сначала студенты рисовали малоподвижных зверушек - кролика, орла, филина, потом более беспокойных - кошек, собак, обезьян...».
Школу Александр Леви окончил в 1916 году. Летом этого же года юноша вместе с братом Женей отправился «на пленэр» в Белгородский уезд Курской губернии в имение Нескучное к своей троюродной сестре Зинаиде Серебряковой (12 декабря 1884 - 19 сентября 1967). Зинаида Евгеньевна к тому времени была уже замужней женщиной и известной художницей, как пишут историки, «ее творчество переживало период расцвета». В этом же 1916 году художница получила заказ на росписи Казанского вокзала в Москве, с 1911 года она уже была членом Общества «Мир искусства».
В имении Нескучное в тридцати верстах от Харькова, где был старый дом екатерининских времен, большой сад и речка Муромка, Александр занимался живописью все лето, он не только наблюдал за работой Серебряковой, но и пользовался ее советами и подсказками. Сохранилось несколько листов с акварельными зарисовками, изображающими крестьянок, например, «Девушка из села Нескучное» (1916). Напомню, что Серебрякова в эти годы написала серию картин на темы крестьянской работы и жизни в деревне («Беление холста», 1917). Родственница, к тому же, написала портреты Саши и Жени Леви.

Зинаида Серебрякова Александр Леви-Бенуа ди Стетто. 1916 г.

Зинаида Серебрякова Евгений Леви-Бенуа. 1916 г.

Мать Зинаиды в письме мужу 8 июня 1916 года писала: «Дети веселы и здоровы. Зинок рисует Машутку, а также братьев Леви, которые очень милые, воспитанные люди, и дети их любят».

В следующем году Российская империя превратилась в молодую страну Советов.
В 1918 году Александр Леви, по семейной традиции, поступил на архитектурное отделение петроградских Государственных свободных художественных мастерских (ПГСХМ). Именно так стало называться упраздненное в 1918 году Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. В 1921 году эти мастерские будут переименованы во Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские).
Родной брат Александра – Евгений с 1915 по 1921 год учился в Петербургском Технологическом институте и получил звание инженера-технолога.
В ПГСХМе Александр учился в мастерской дяди и крестного - Леонтия Николаевича Бенуа. Бенуа ставил перед своими студентами сложные композиционные задачи, которые были направлены на умение привязать архитектурный объект к окружающей среде. Впрочем, интересы студента Леви были многообразны, кроме программной архитектуры он интересовался живописью, осваивал разные графические техники – уголь, акварель и сангина.

Александр Бенуа ди Стетто Академический рисунок.

Когда в 1918 году произошла реорганизация академической школы, Леонтий Николаевич высказал свое мнение, что это, несомненно, приведет к хаосу. Но, верный своим ученикам, он продолжил преподавать. Спустя три года профессору и академику припомнили его слова. В марте 1920 года Леонтий Бенуа вместе с женой и детьми был арестован. Историки пишут, что одним из поводов мог явиться и тот факт, что его младшая дочь Надя Бенуа вышла замуж за немецкого подданного Иона фон Устинова (и это после только что окончившейся мировой войны, где немцы были нашими врагами!) и в том же 1920 году переехала в Англию. В общем, «власти во всем разобрались» и в июне освободили профессора с семьей. Но для Александра, впрочем, как и для всех родственников, этот арест стал шоком.
Если без повода арестовывают пожилого человека, заслуженного академика и опытного педагога, то что другим можно ждать от новой власти? Оговорюсь, что Л.Н.Бенуа смог «подружиться» с Советами, и в 1927 году даже был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
На семейном совете было принято решение – для того, чтобы «оставаться свободным человеком и свободно заниматься любимым делом», сыновьям нужно уезжать из страны.

Эмиграция

В 1921 году Александр вместе с братом Евгением покинул Россию. Тогда они еще не знали, что вернуться на родину им уже не суждено, и что впереди их ждут долгие месяцы скитаний и лишений. Нелегально братья Леви перебрались сначала в Финляндию. Отец еще в Петрограде посоветовал ехать к нему на родину – в Швейцарию.
Швейцарский консул в Хельсинки помог братьям с документами, поскольку их отец являлся гражданином Швейцарии. Выданные документы удостоверяли это гражданство и содержали просьбу «свободно и беспрепятственно пропускать швейцарского гражданина Александра Зигфрида Бурхарда Леви, который отправляется из Териоки через Хельсинки в Германию, а оттуда в Швейцарию».
В 1922 году братья через Германию отправились в Швейцарию, где, скорей всего, пути Александра и Евгения разошлись. Забегая вперед и чтобы больше не возвращаться к судьбе Евгения, сообщу, что брат Александра с 1926 года работал на автомобильном заводе Форда в Швейцарии. В 1927 году от завода он был направлен на работу в Турцию, затем в Тегеран. В течение 1934–1937 годов Евгений Бенуа-Леви объездил весь Ближний Восток. В 1937 году он был назначен директором отделения Форда в Швейцарии. Евгений Бенуа-Леви до самой смерти прожил в Лозанне со своей большой семьей - у него было два сына и две дочери.

Швейцария

Александр прибыл в Швейцарию и поселился в альпийской деревне Штеттен (Stetten), где проживало около тысячи человек, и где родились предки Зигфрида Леви – отца художника. Удивительно, но почти во всех источниках эта деревня называется Стеттен (?). Ведь поскольку государственным языком Швейцарии является немецкий, то название Stetten переводится именно как Штеттен. Деревня находилась в кантоне Аргау, который был знаменит как живописной долиной, как и горами Линденберг и Вассерфлуэ. Красотища, да и только!

Александр Бенуа ди Стетто В горах. 1935 г.

Александр Бенуа ди Стетто Горные вершины 1937 г.

Понятно, почему одним из основных жанров в творчестве Александра в первые годы эмиграции стал пейзаж. Но его картины не встретили понимания у местного населения, а чтобы как-то прокормиться, художнику пришлось работать в коровнике.
Жизнь в деревушке была спокойной, но скучной и неинтересной. Не желая мириться с творческой изоляцией, художник решил переехать в Берн. В столице Александр очень быстро познакомился с обществом местных художников. В результате, в первый же год своего пребывания в Берне художник умудрился выиграть городской конкурс на получение официального заказа – портрета президента Швейцарской конфедерации, лидера Католической консервативной партии, и с 1920 года главы Политического департамента (министр иностранных дел) Джузеппе Мотта (1871-1940).
Первый крупный официальный заказ принес Александру солидный гонорар, да и портрет получился удачным. Именно с портрета Мотта началась известность Леви на чужбине, он стал получать заказы на портреты, участвовать в городских выставках, о нем стали писать газеты.

Александр Бенуа ди Стетто Кларенс.

Художник поверил в себя, как в портретиста. Именно этот жанр позволил Александру заявить о себе, как о профессиональном живописце. Он писал портреты как аптекарей и лавочников, так и адвокатов и представителей интеллигенции Берна. Но, как пишут историки, «репрезентативность и монументальность этих портретов порой превалировали над глубиной образной характеристики».

Александр Бенуа ди Стетто Детский портрет.

В это же время художник принял гражданство Швейцарии и получил новые документы с новой фамилией. Александр взял девичью фамилию матери, поскольку давно мечтал об этом и гордился принадлежностью к клану Бенуа. А чтобы отличаться от своего именитого дяди, который тоже был Александр Бенуа, новоявленный швейцарец прибавил к своей фамилии на итальянский лад название родной деревушки отца Штеттен – ди Стетто.

Александр Бенуа ди Стетто Автопортрет.

В одном из архивных документов от 15 апреля 1923 года художник назван швейцарским гражданином Александром Бенуа ди Стетто. Под этим именем он и вошел в историю европейского искусства ХХ века. Прожив пару лет в Берне, художник решил отправиться в город, куда стремились попасть все художники мира – в Париж. Куда он сам тоже мечтал попасть.

Париж - mon amour!

В 1924 году Александр приехал в Париж. Во Франции художник зарабатывал на жизнь портретами. В 1924 году он написал портрет известной датской скрипачки Камиллы Зингер . Между молодыми людьми вспыхнул страстный роман, и в этом же году Кама (так любовно ее называл Александр) стала миссис Бенуа.

Александр Бенуа ди Стетто Портрет Камы.

Отмечу, что супруги прожили вместе более пятидесяти лет. Ради мужа Кама пожертвовала своей музыкальной карьерой, в годы второй мировой войны, когда жилось совсем не просто даже в нейтральной Швейцарии, Кама продала свою скрипку Гварнери, принадлежавшую еще ее предкам. Искусствоведы отмечают, что именно после этого «на многих натюрмортах художника стала часто появляться скрипка».
Бенуа ди Стетто писал свою жену очень часто, Кама оставалась его любимой моделью на протяжении многих лет. И как бы художник не изображал жену – с кошкой, за рукоделием, на фоне атрибутов искусства, - на всех картинах он демонстрируют свою нежность, создавая лирические женские образы.

Александр Бенуа ди Стетто Портрет Камы. 1940 г.

Александр Бенуа ди Стетто Александр Бенуа ди Стетто. Портрет Камы в белой горжетке. 1945 г.

Если сравнивать портреты Камы с автопортретами Александра, то можно заметить, что лирике Камы художник противопоставляет собственные порывы эмоций и энергетику характера.

Историки подсчитали, что автопортреты и портреты Камы, наряду с многочисленными пейзажами, составляют значительную часть творческого наследия Бенуа ди Стетто. Добавлю, что Александр увлек живописью и жену. Кама создавала натюрморты, и специалисты, видевшие эти работы, говорили о незаурядных способностях.
В Париже кроме живописи Александр дебютировал в качестве театрального декоратора.

Близкие далекие родственники

Отмечу, что в середине 1920-х годов в Париж стали съезжаться и другие представители династии Бенуа.
Осенью 1924 года, получив заказ на большое декоративное панно, в Париж приехала Зинаида Серебрякова. Вернуться в Россию ей не удалось, и художница оказалась оторванной от детей, оставленных на родине. В 1947 она получила французское гражданство, смогла перевезти к себе двух младших детей, продолжала плодотворно работать и скончалась в Париже в возрасте 82 лет в 1967 году.

Зинаида Серебрякова Автопортрет. 1938 г.
Сергей Иванов Бенуа Александр Николаевич. 1944 г.

Год спустя, в 1925 году, в Париж на Международную выставку современных декоративных и промышленных искусств приехал «главный мирискусник» Александр Николаевич Бенуа. В 1926 году художник вновь приехал во Францию уже для проведения своей персональной выставки.
На родину он больше не вернётся, хотя планов эмигрировать у Бенуа не было. Ведь в России он с
1918 года возглавлял картинную галерею Эрмитажа, издав полный её каталог, работал над оформлением спектаклей БДТ и как книжный иллюстратор.
Это отдельная история, почему Бенуа, стремясь вернуться на родину, так и не смог туда попасть.
Вначале мэтр даже сторонился эмигрантской среды, он работал консультантом по художественным вопросам при Советском полпредстве, в 1929 году даже читает лекции в «Русской художественной академии» в Париже. «Здесь очень мило, что касается декоративной стороны жизни - но, ох! как неуютно на душе. Как хотелось бы поскорее оказаться снова на берегах Невы» - писал художник в 1928 году.
В конце 1930 года Бенуа отчисляют из Эрмитажа, и рушится последняя надежда на возвращение.
«Мое здоровье мне не позволяет вернуться на милую родину, к своему настоящему делу,- а здесь за что ни возьмешься, во всем сразу распознаешь суетность и бессмысленность» - написал художник позже. Бенуа заставляет себя выглядеть мужественным перед родными, но он стал стар и болен, да и в Париже у него нет близких друзей. «Не будучи эмигрантом по убеждениям, я влачу тусклое эмигрантское существование» - резюмировал Александр Николаевич в своих воспоминаниях. В Париже художник работал в основном над эскизами театральных декораций и костюмов для балетной антрепризы Дягилева. Скончался он 9 февраля 1960 года.
Все это пишу для того, чтобы констатировать: прожив в Париже четыре года, швейцарский Бенуа, по-моему, не общался со своими родственниками. Как написали историки, «ни по одному адресу из своей русской записной книжки писем он не слал».

Берлин

В 1926 году художника пригласили поработать в Берлине. Приглашение поступило от директора берлинского «Нового театра» (Deutsches Theater), известного немецкого режиссера-новатора Макса Рейнхардта (Max Reinhardt, 9 сентября 1873 - 31 октября 1943).

Макс Рейнхардт

Рейнхардт возглавлял этот знаменитый драматический театр Берлина с 1905 года, он находился на посту руководителя театра до начала первой мировой войны, а позже с несколькими перерывами до 1933 года. После прихода к власти нацистов режиссер был вынужден эмигрировать из страны в США.
В 1924-1926 годах в театре на должности драматурга работал Бертольт Брехт, при театре была основана театральная школа. В репертуаре «Нового театра» была немецкая классика, много Шекспира, античная и русская драматургия. В 1920-х годах был организован так называемый Театральный трест, то есть осуществлено вынужденное временное финансовое объединение Немецкого театра с другими берлинскими театрами. Поэтому Бенуа ди Стетто пригласили в драматический театр на постановку оперы Моцарта «Похищение из сераля» по пьесе К. Ф. Бретцнера «Бельмонт и Констанца».

"Deutsches Theater"

В работе над спектаклем раскрылся талант Александра, как театрального художника-экспериментатора, создавшего грандиозные декорации, насыщенные новейшими техническими идеями. Сам Рейнхардт тоже любил использовать новые средства театральной техники, он, например, одним из первых стал использовать вращающуюся сцену. Поэтому сотрудничество двух талантов было плодотворным.
В этом же 1926 году Бенуа ди Стетто получил Гран-при городского фестиваля искусств «за оформление оперного спектакля».
Там же, в Берлине художник создал серию анималистических этюдов с натуры. В Берлинском зоопарке он сангиной написал хищников (леопарда, ягуара, льва), обезьян и других животных.

Александр Бенуа ди Стетто Леопард, приготовившийся к прыжку. 1927 г.

Александр Бенуа ди Стетто Черная пантера. 1927 г.

Женева

В 1929 году Александр с женой Камой окончательно вернулся в Швейцарию и поселился в Женеве, где провел всю оставшуюся жизнь.
Художник плодотворно работал, выполнял монументально-декоративные росписи общественных зданий, занимался промышленным дизайном, создавал эскизы для ковров, разрабатывал наброски кузовов и отделку салонов автомобилей для богатых клиентов, в том числе, для коронованных особ. Предполагаю, что эти автомобильные заказы художник выполнял на заводе Форда и по рекомендации своего брата Евгения. Однако, на первом месте у него всегда стояла живопись.

После персональной выставке в швейцарском городке Ольтене Бенуа ди Стетто был признан художественной общественностью страны. Художник стал активно выставляться в Женеве, участвовал в коллективных выставках в Германии и Франции.

Александр Бенуа ди Стетто Автопортрет. 1930-е г.

Александр Бенуа ди Стетто Натюрморт.

Александр Бенуа ди Стетто Без названия.

Вместе с женой Александр много путешествовал по Европе, посетил Мюнхен, Барселону, Копенгаген и Гетеборг, побывал вновь в Берне, Париже и Берлине. Путешествуя, художник создавал много пейзажных и архитектурных зарисовок этих старых европейских городов. В этих работах ярко выражен присущий этим местам колорит.

Александр Бенуа ди Стетто Городской фонтан.

Автопортрет 1896 (бумага, тушь, перо)

Биография Александра Бенуа

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги . Представитель русского модерна.

А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.

О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником.

Алекса́ндр Никола́евич Бенуа́ (21 апреля (3 мая) 1870 — 9 февраля 1960) — русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Из семьи известных архитекторов Бенуа: сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа и А. Н. Бенуа и двоюродный брат Ю. Ю. Бенуа.

Автопортрет. 1896

Александр Бенуа (Alexandre Benois) родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье российского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (дочь архитектора А. К. Кавоса). Окончил престижную 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию. Некоторое время учился в Академии художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта.

В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В 1896—1898 и 1905—1907 г. работал во Франции.

Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.

В 1916-1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». В 1918 г. Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник, в частности работал над оформлением спектаклей БДТ. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.

В 1926 году Бенуа покинул СССР, не вернувшись из зарубежной командировки. Жил в Париже, работал в основном над эскизами театральных декораций и костюмов. Александр Бенуа сыграл значительную роль в постановках балетной антрепризы С.Дягилева «Ballets Russes», как художник и автор — постановщик спектаклей. Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже.

Версаль. Людовик XІV кормит рыб 1897

Последние прогулки Людовика XIV 1897

Маскарад при Людовике XIV 1898

Последние прогулки Людовика XIV Король прогуливался в любую погоду (Сен-Симон) 1898

Версаль У Курция. 1898

Петергоф Большой каскад» 1901

Зал Катальной горы в Ораниенбауме 1901

Вход в Павловский Дворец 1902

Игрушечная серия Птичий двор» 1904

Игрушечная серия Хор кормилиц» 1904

Игрушечная серия Из мира фантастичного II 1904

Заставка журнала «Мир искусства»

Итальянская комедия 1905

Версаль Фонтан Бахуса зимой» 1905

Вариант фронтисписа к поэме А С Пушкина «Медный всадник»» 1905

Китайский павильон Ревнивец 1906

Купальня маркизы 1906

Бретонские танцы 1906

Бретонский пейзаж 1906

Прогулка императрицы Елизаветы Петровны через Благородную улицу Санкт-Петербурга. 1903

Парад при Павле. 1907

Дворцовая площадь 1907

М В Добужинский 1907

А Ф Нурок 1907

Эскиз декорации к спектаклю «Праматерь»» 1908

Пушкин «Пиковая дама» - В игорном доме 1910

Петергоф Купеческая лестница в Большом дворце 1900

Иллюстрация к «Медному всаднику» 1916-1922

Вечер 1905-1906

Эскиз костюма Виконта де Божански в образе Ринальдо для постановки балета-пантомимы Н Н Черепнина «Павильон Армиды» 1907

Эскизы для балета Стравинского «Петрушка» - Эскиз афиши» 1948

Эскизы для балета Стравинского «Петрушка» - Комната Петрушки Эскиз декорации 1913

Полностью