Александр скрябин. Скрябин А. Н Скрябин интересные факты из жизни

(1872-1915) русский композитор

Александр Николаевич Скрябин был не только гениальным композитором, но и глубоким мыслителем. Он до конца своих дней оставался верным высоким гуманистическим идеалам и достойно продолжил традиции русской музыкальной классики, обогатив ее новыми открытиями. В основе мировоззрения Скрябина лежала твердая, несокрушимая вера в то, что искусство способно преображать людей, и он работал ради этой идеи. Его произведения навсегда вошли в духовную культуру человечества.

Александр Скрябин был потомком старинного дворянского рода. Его отец решил продолжить семейные традиции и после окончания юридического факультета Московского университета поступил в весьма элитарное учебное заведение - Институт восточных языков, в чем ему помог князь А. М. Горчаков, лицейский товарищ Пушкина. Окончив институт, Александр Скрябин служил в Министерстве иностранных дел. В часы досуга увлекался музыкой и играл на фортепиано, но не поднимался выше уровня любителя. Еще в студенческие годы он женился на Любови Петровне Щетининой, дочери директора фарфорового завода, ученице прославленного пианиста Т. Лешетицкого, по классу которого она блестяще закончила Петербургскую консерваторию. Ее незаурядное дарование привлекло внимание Антона Рубинштейна и Чайковского , который, впрочем, в беседе с друзьями с грустью говорил о хрупкости сложения и болезненном виде любимицы Лешетицкого.

Вскоре после окончания консерватории и первых выступлений в Петербурге Любовь Петровна начала успешно концертировать и в других городах, уже под фамилией мужа. После рождения сына она по совету врачей поехала лечиться в Австрийский Тироль, где через несколько месяцев умерла от туберкулеза.

От отца будущий композитор унаследовал ненасытную жажду знаний, пытливый ум и сильную волю, но раньше всего в нем проявилась разносторонняя художественная одаренность. Мальчик рано научился читать и писать, а затем стал сочинять стихи и небольшие драматические произведения, с увлечением декламируя все роли и при этом искусно меняя тембр голоса и высоту. Шуринька, как его называли дома, много читал, а некоторые повести и рассказы, которые производили на него особенно сильное впечатление, превращал в театрализованные представления и сам делал для них декорации. Он, например, инсценировал и исполнил в домашнем кругу гоголевский «Нос». Не менее охотно Александр рисовал цветными карандашами, выпиливал разные предметы и даже однажды смастерил маленький рояль. Так что ребенок жил необычной для его возраста богатой духовной жизнью, в которой любознательность сочеталась со стремлением созидать. Врожденный артистизм Скрябина проявлялся во всем и до конца его дней. Даже его рукописи сложнейших партитур отличались изящным графическим оформлением, которое он делал сам.

Воспитанием мальчика занималась сестра его отца Любовь Александровна. Она целиком посвятила себя заботам о ребенке и верила в его гениальность, что было не удивительно, поскольку уже в трехлетнем возрасте Шуринька обнаружил настоящую страсть к музыке. Мальчик наигрывал мелодии сначала одним пальчиком, затем несколькими. А некоторое время спустя, еще не зная нот, начал импровизировать, пользуясь уже двумя руками и создавая не только мелодии, но и гармонические сочетания. Постепенно эти импровизации становились все более сложными и продолжительными. Кроме того, мальчик обладал феноменальной музыкальной памятью: ему достаточно было один раз услышать какую-нибудь пьесу - и он безошибочно играл ее наизусть.

В десятилетнем возрасте Александр Скрябин начал заниматься на фортепиано с преподавателем консерватории и тогда же выдержал конкурсный экзамен во Второй московский кадетский корпус, уверенно заняв первое место среди поступавших. Однако жил он не в интернате этого закрытого учебного заведения, как было принято, а в просторной квартире своего дяди Владимира, находившейся в помещении корпуса, где тот служил воспитателем.

Музыкальное дарование Скрябина не раз привлекало к себе внимание окружающих. Однажды в Москву приехал его отец, который уже много лет находился на дипломатической службе в Турции. К тому времени он женился вторично на Ольге Фернандец. Молодая женщина как-то сыграла в присутствии Саши гавот Баха и «Песню гондольера» Мендельсона . Мальчик тут же сел за инструмент и повторил обе пьесы, запомнив их на слух. Отец Скрябина рассказал об этом брату Владимиру, и Саше предложили сыграть эти пьесы на открытом концерте в зале корпуса, где периодически устраивались музыкально-литературные вечера.

В творческом развитии Александра Скрябина как пианиста очень большую роль сыграл Н. С. Зверев, который отличался совершенно необычайным педагогическим талантом. Он сам был превосходным музыкантом, а как педагог придавал большое значение не только профессиональной подготовке своих учеников, но и их общему образованию и воспитанию. В пансионе Зверева жили и учились многие музыканты, которые впоследствии стали знаменитыми, в том числе Сергей Рахманинов , К. Игумнов и другие. Скрябин приезжал к Звереву на занятия три раза в неделю. Он играл разученные пьесы, слушал игру других учеников, получал новые задания. Звереву Скрябина рекомендовал С. И. Танеев, который в те годы уже был известным композитором и пользовался непререкаемым авторитетом. Сам он вел с «кадетиком» занятия по теории композиции. Танеев не только оценил способности мальчика, но и искренне полюбил его.

В начале 1888 года Александр поступил в Московскую консерваторию, оставаясь учеником Танеева. В классе фортепиано он занимался у профессора В. И. Сафонова. Занятия с ним обогатили арсенал исполнительских средств выразительности, которые Скрябин гениально развил в своем творчестве.

В 1892 году он окончил консерваторию по классу фортепиано с золотой медалью. Ему предлагали продолжить образование по композиторскому отделению, но он отказался. К тому времени Александр Скрябин уже был автором многочисленных произведений. Постепенно он стал отдавать предпочтение симфонической и фортепианной музыке.

Но в тот же период молодого композитора постигло тяжелое испытание: у него обострилось болезненное состояние «переигранной» правой руки. Мало того, некоторые врачи считали это заболевание неизлечимым, и тем не менее Скрябин делал все, чтобы восстановить потерянную чувствительность. В июне 1893 года он выезжает в Самару, проходит курс кумысолечения, затем едет в Крым в надежде укрепить силы морскими купаниями и с радостью убеждается, что все эти меры приносят ему пользу.

В 1894 году в жизни Александра Николаевича Скрябина произошло важное событие: его творчеством заинтересовался один из крупнейших русских лесопромышленников М. П. Беляев. Он направлял большие средства на организацию издательств и устройство концертов, составляя программы из произведений русских композиторов. Беляев отправил Скрябина лечиться в Германию. Это была первая зарубежная поездка композитора.

Александр Скрябин посетил многие города Германии, побывал в Швейцарии, Италии. Когда он вернулся в Москву, то получил от Беляева в подарок прекрасный беккеровский рояль. Через некоторое время меценат организовал и вторую поездку Скрябина за границу, что помогло композитору отвлечься уже от других, не связанных с болезнью, переживаний.

В конце 1891 года Александр Скрябин полюбил Наталию Секерину, дочь богатого помещика. Девушке было пятнадцать лет, когда она познакомилась с композитором, и в течение долгого времени их отношения в основном развивались в письмах, которые они писали друг другу. Через некоторое время семья Секериных окончательно решила, что Скрябин является «неподходящей партией» для их красивой, талантливой Наташи. Она не стала идти против родных, но до некоторого времени Скрябин ничего не знал о своем «приговоре». Истинная причина отказа состояла в том, что он был болезненным юношей, его будущность тоже представлялась неясной, тем более что он никогда не скрывал от любимой девушки, что у него повреждена рука. Конечно, Александр Скрябин очень тяжело переживал этот разрыв.

В конце 1895 года он отправился в свою первую концертную поездку по Европе. Успех музыканта был таким потрясающим, что превзошел самые смелые ожидания. Личная жизнь его тоже наладилась. Скрябин снова полюбил, и на этот раз ему ответили взаимностью. Молодые люди поженились. Его жена, Вера Исакович, в 1897 году закончила с золотой медалью Московскую консерваторию. В январе 1898 года в Париже состоялся авторский концерт Скрябина, на котором композитор играл вместе с ней.

Последние пятнадцать лет жизни, Александр Николаевич Скрябин развивал в своих произведениях идеи, заложенные им еще в Первой симфонии, которую профессор консерватории Сафонов назвал «новой Библией». Скрябин создал новый тип симфонизма. Его слова: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи» - не были просто эффектной декларацией. Он писал поистине героическую музыку.

Семья композитора постепенно увеличивалась. Вслед за дочерью Риммой, родившейся в 1898 году, появилась на свет Елена, за ней Мария, а летом 1902 года - сын Лев. Чтобы содержать семью, Александр Скрябин много работал в консерватории, что отнимало время от творчества.

Во время работы над «Поэмой экстаза» Скрябин увлекся одной из своих учениц Татьяной Шлецер, ради которой даже оставил семью. От этого гражданского брака у него тоже были дети.

Материальные затруднения заставили его вернуться к исполнительской деятельности. Он дал концерты в Женеве, Брюсселе, Льеже и Амстердаме. Судя по отзывам прессы, концерты проходили с большим успехом. В конце 1906 года Скрябин отправился на гастроли в США. Он играл в самом большом зале Нью-Йорка Карнеги-холле, а также в Цинциннати, Детройте, Чикаго. Однако концерты пришлось срочно прервать, так как «незаконный» брак композитора грозил вызвать скандал в прессе.

Последние годы жизни музыканта были весьма плодотворными. Он создал «Поэму огня» - «Прометей», пять сонат, несколько поэм, этюдов, прелюдий и других произведений для фортепиано.

15 апреля 1915 года Александр Николаевич Скрябин дал последний концерт в Петербурге. Он почувствовал себя нехорошо и заметил, что у него на верхней губе, на том же месте, что и во время поездки в Англию, началось воспаление. Понадобилась срочная медицинская помощь, но врачи оказались бессильны, болезнь стремительно развивалась. Началось общее заражение крови, от которого 27 апреля Скрябин скончался. Похороны состоялись на следующий день на кладбище Новодевичьего монастыря. Через некоторое время на могиле был поставлен большой дубовый крест, который вскоре заменили хрустальным, но его впоследствии похитили. В настоящее время на могиле Александра Скрябина стоит памятник из камня.

“Музыка Скрябина — это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью. ...Она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была «взрывчатым», волнующим и беспокойным элементом культуры.”

Б. Асафьев

“Хотел бы я родиться мыслью, облететь весь мир и наполнить собою всю Вселенную.

Хотел бы я родиться чудной мечтой молодой жизни, движением святого вдохновения, порывом страстного чувства…”

Скрябин вошел в русскую музыку в конце 1890-х годов и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одаренная личность. Смелый новатор, «гениальный искатель новых путей», по словам Н. Мясковского,

«при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные… эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности».

Александр Скрябин родился 6 января 1872 года в семье московской интеллигенции. Родителям не довелось сыграть заметной роли в жизни и воспитании их сына: мать через три месяца после рождения Сашеньки умерла от туберкулеза, а отец — адвокат — вскоре уехал в Константинополь. Забота о маленьком Сашеньке целиком легла на бабушек и тетю, Любовь Александровну Скрябину, ставшей для него и первой учительницей музыки.

Музыкальный слух и память Саши поражали окружающих. С ранних лет он по слуху легко воспроизводил услышанную один раз мелодию, подбирал ее на рояле или на других инструментах. Еще не зная нот, уже в три года он проводил за роялем многие часы, до того, что протирал педалями подошвы на обуви. «Так и горят, так и горят подошвы», — сокрушалась тетушка. К роялю мальчик относился как к живому существу - прежде, чем пойти спать, маленький Саша целовал инструмент. Антон Григорьевич Рубинштейн, некогда обучавший мать Скрябина, кстати, блестящую пианистку, был поражен его музыкальными способностями.



По семейной традиции, 10-летнего дворянина Скрябина отдали во 2-й Московский кадетский корпус в Лефортово. Примерно через год там состоялось первое концертное выступление Саши, на это же время пришлись и первые композиторские опыты. Выбор жанра - фортепианные миниатюры - выдавало глубокое увлечение творчеством Шопена (ноты Шопена юный кадет клал себе под подушку).

Продолжая учебу в корпусе, Скрябин стал заниматься частным образом у видного московского педагога Николая Сергеевича Зверева и по теории музыки у Сергея Ивановича Танеева. В январе 1888 года, в возрасте 16 лет, Скрябин поступил в Московскую консерваторию. Здесь его педагогом стал Василий Сафонов, директор консерватории, пианист и дирижер.

Василий Ильич вспоминал, что у Скрябина было “особое разнообразие тембра и звука, особая, необычайно тонкая педализация; он обладал редким, исключительным даром - рояль у него “дышал”…

“Не смотрите на его руки, смотрите на его ноги!”

Говорил Сафонов. Очень скоро Скрябин и его однокурсник Сережа Рахманинов заняли положение консерваторских «звезд», подававших наибольшие надежды.

Сочинял Скрябин в эти годы много. В собственноручно составленном им списке своих сочинений за 1885-1889 годы названо более 50 различных пьес.

Из-за творческого конфликта с учителем гармонии, Антоном Степановичем Аренским, Скрябин остался без композиторского диплома, закончив Московскую консерваторию в мае 1892 года с малой золотой медалью по классу фортепиано у Васил
ия Ильича Сафонова.

В феврале 1894 года он впервые выступил в Петербурге как пианист-исполнитель собственных произведений. Этот концерт, состоявшийся, в основном, благодаря хлопотам Василия Сафонова, стал для Скрябина судьбоносным. Здесь он познакомился с известным музыкальным деятелем Митрофаном Беляевым, это знакомство сыграло важную роль в начале творческого пути композитора.

Митрофан Петрович взял на себя задачу “показать Скрябина людям” - он издавал его сочинения, оказывал финансовую поддержку на протяжение многих лет и летом 1895 года организовал большое концертное турне по Европе. Через Беляева завязались отношения Скрябина с Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым и другими петербургскими композиторами.

Первая поездка Скрябина за границу - Берлин, Дрезден, Люцерн, Генуя, Париж. Первые отзывы французских критиков - положительные и даже восторженные.

“Он - весь порыв и священное пламя”,

“Он раскрывает в своей игре неуловимое и своеобразное очарование славян - первых пианистов в мире”, - писали французские газеты. Отмечались индивидуальность, исключительная тонкость, особое, «чисто славянское» очарование исполнения Алексанндра Скрябина.

В последующие годы Скрябин бывал в Париже неоднократно. В начале 1898 года состоялся большой концерт из произведений Скрябина, в некотором отношении не совсем обычный: композитор выступил вместе со своей женой-пианисткой Верой Ивановной Скрябиной (урожденной Исакович), на которой женился незадолго до этого. Из пяти отделений сам Скрябин играл в трех, в двух остальных — Вера Ивановна. Концерт прошел с огромным успехом.

Осенью 1898 года, в возрасте 26-ти лет, Александр Скрябин принял предложение Московской консерватории и стал одним из ее профессоров, взяв на себя руководство классом фортепиано.

Конец 1890-х годов новые творческие задачи заставляют композитора обратиться к оркестру - летом 1899 года Скрябин приступил к сочинению Первой симфонии.

В конце века Скрябин стал членом Московского философского общества. Общение вместе с изучением специальной философской литературы определило общее направление его воззрений.



Кончался XIX век, а с ним и старый уклад жизни. Многие, как и гений той эпохи Александр Блок, предчувствовали “неслыханные перемены, невиданные мятежи” - социальные бури и исторические потрясения, которые принесет с собой век ХХ.

Наступивший серебряный век вызвал лихорадочный поиск новых путей и форм в искусстве: акмеизм и футуризм - в литературе; кубизм, абстракционизм и примитивизм - в живописи. Одни ударялись в учения, привнесенные в Россию с Востока, другие - в мистику, третьи - в символизм, четвертые - в революционный романтизм… Кажется, никогда еще при одном поколении не рождалось столь много самых разных направлений в искусстве. Скрябин же оставался верен самому себе:

“Искусство должно быть праздничным, должно поднимать, чаровать…”

Скрябин постигает миросозерцание символистов, все более утверждаясь в мысли о магической силе музыки, призванной спасти мир, а также увлекается философией Елены Блаватской. Эти настроения привели его к замыслу «Мистерии», ставшей для него главным делом жизни.

«Мистерия» представлялась Скрябину как грандиозное произведение, в котором объединятся все виды искусств — музыка, поэзия, танец, архитектура. Впрочем, это должно было быть, по его идее, не чисто художественное произведение, а совсем особое коллективное «великое соборное действо», в котором примет участие - не более, не менее - все человечество.

За семь дней, срок, за который Бог создал земной мир, в результате этого действа люди должны будут перевоплотиться в некую новую радостную сущность, приобщенную к вечной красоте. В этом процессе не будет разделения на исполнителей и слушателей-зрителей.

Скрябин мечтал о новом синтетическом жанре, где “сольются не только звуки и цвета, но ароматы, пластика танца, стихи, лучи заката и мерцание звезд”. Замысел поражал своей грандиозностью даже самого автора. Боясь подступиться к нему, он продолжал творить «обычные» музыкальные произведения.



В конце 1901 года Александр Скрябин заканчивает Вторую симфонию. Его музыка оказалась столь новой и непривычной, столь дерзкой, что исполнение симфонии в Москве 21 марта 1903 года превратилось в форменный скандал. Мнения публики разделились: одна половина зала свистела, шикала и топала, а другая, встав возле эстрады, бурно аплодировала. “Какофония” - таким язвительным словом назвал симфонию мэтр и учитель Антон Аренский. И другие музыканты находили в симфонии «необычайно дикие гармонии».

“Ну уж и симфония… это черт знает что такое! Скрябин смело может подать руку Рихарду Штраусу. Господи, да куда же девалась музыка?..”,

Иронически писал Анатолий Лядов в письме Беляеву. Но изучив музыку симфонии ближе, он сумел оценить ее.

Однако, Скрябин ничуть не был смущен. Он уже ощущал себя мессией, провозвестником новой религии. Такой религией для него было искусство. Он верил в его преобразующую силу, он верил в творческую личность, способную создать новый, прекрасный мир:

“Иду сказать им, чтобы они… ничего не ожидали от жизни, кроме того, что сами по себе могут создать…

Иду сказать им, что горевать не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его”.

Менее чем через год после окончания Второй симфонии, в 1903 году Скрябин приступил к сочинению Третьей. Симфония, названная “Божественной поэмой” описывает эволюцию человеческого духа. Она написана для огромного состава оркестра и состоит из трех частей: “Борьба”, “Наслаждение” и “Божественная игра”. Александр Скрябин впервые воплощает в звуках этой симфонии полную картину “магического универсума”.

В течение нескольких летних месяцев 1903 года, Скрябин создает более 35 фортепианных произведений, в том числе и знаменитую Четвертую сонату для фортепиано, в которой передано состояние неудержимого полета к манящей звезде, изливающей потоки света - велик был творческий подъем, который он переживал.

В феврале 1904 года Скрябин оставил педагогическую работу и почти на пять лет уехал за границу: Швейцариюя, Италия, Франция, Бельгия, гастроли в Америке.

В ноябре 1904 года Скрябин завершает Третью симфонию. Параллель но он читает много книг по философии и психологии, его мировоззрение склоняется к солипсизму - теории, когда весь мир видится произведением собственного сознания.

“Я - хотение стать истиной, отождествиться с ней. Вокруг этой центральной фигуры построено все остальное…”

К этому времени он разошелся со своей женой Верой Ивановной. Окончательное решение уйти от Веры Ивановны было принято Скрябиным в январе 1905 года, к тому времени у них было уже четверо детей.

Второй женой Скрябина стала Татьяна Федоровна Шлецер, пле мянница профессора московской консерватории. Татьяна Федоровна имела музыкальное образование, занималась одно время даже композицией (ее знакомство со Скрябиным и завязалось на почве занятий с ним по теории музыки).

Летом 1095 года Скрябин вместе с Татьяной Федоровной переехал в итальянский город Больяско. В это же время умирают два близких человека Александра Николаевича - старшая дочь Римма и друг Митрофан Петрович Беляев. Несмотря на тяжелое моральное состояние, отсутствие средств к существованию и долги, Скрябин пишет свою “Поэму экстаза”, гимн всепобеждающей воле человека:

“И огласилась вселенная
Радостным криком:
Я есмь!”

Его вера в безграничные возможности человека-творца достигла крайних форм.

Скрябин много сочиняет, его издают, исполняют, но все же он живет на грани нужды. Желание поправить материальные дела снова и снова гонит его по городам - он гастролирует в США, Париже и Брюсселе.

В 1909 году Скрябин возвращается в Россию, где к нему, наконец, приходит настоящая слава. Его произведения исполняются на ведущих сценах обеих столиц. Композитор едет в концертное турне по волжским городам, одновременно он продолжает свои музыкальные поиски, все дальше уходя от принятых традиций.



В 1911 году Скрябин завершает одно из самых гениальных сочинений, бросившее вызов всей музыкальной истории - симфоническую поэму “Прометей”. Ее премьера 15 марта 1911 года стала самым крупным событием как в жизни композитора, так и в музыкальной жизни Москвы и Санкт-Петербурга.

Дирижировал знаменитый Сергей Кусевицкий, за фортепиано был сам автор. Для исполнения своей музыкальной феерии композитору понадобилось расширить состав оркестра, включить в состав партитуры фортепиано, хор и нотную строку, обозначавшую цветовое сопровождение, для чего он придумал специальную клавиатуру… Понадобилось девять репетиций вместо обычных трех. Знаменитый “прометеев аккорд”, по словам современников, “прозвучал, как настоящий голос хаоса, как какой-то из недр родившийся единый звук”.

«Прометей» породил, по выражению современников, «ожесточенные споры, экстатический восторг одних, глумление других, большей же частью — непонимание, недоумение». В итоге, однако, успех был огромный: композитора забросали цветами, в течение получаса публика не расходилась, вызывая автора и дирижера. Через неделю “Прометей” был повторен в Санкт-Петербурге, а затем зазвучал в Берлине, Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке.

Светомузыка - так было названо изобретение Скрябина - заворожила многих, конструировались новые свето-проекционные аппараты, обещая новые горизонты синтетическому звуко-цветовому искусству. Но многие отнеслись скептически к новациям Скрябина, тот же Рахманинов, который однажды, разбирая за роялем в присутствии Скрябина “Прометея”, спросил не без иронии “какой же тут цвет”. Скрябин обиделся…



Последние два года жизни мысли Скрябина занимало произведение «Предварительное действие». Оно должно было, исходя из названия, явиться чем-то вроде «генеральной репетиции» «Мистерии», ее, так сказать, «облегченным» вариантом. Летом 1914 года вспыхнула Первая мировая война - в этом историческом событии Скрябин увидел прежде всего начало процессов, которые должны были приблизить «Мистерию».

“Но как ужасно велика работа, как ужасно она велика!”

С беспокойством восклицал он. Возможно, он стоял на пороге, перешагнуть который еще никому не удавалось…

Первые месяцы 1915 года Скрябин много концертировал. В феврале состоялись два его выступления в Петрограде, имевшие очень большой успех. В связи с этим был назначен дополнительно третий концерт, на 15 апреля. Этому концерту суждено было оказаться последним.

Вернувшись в Москву, Скрябин через несколько дней почувствовал себя нездоровым. У него появился карбункул на губе. Нарыв оказался злокачественным, вызвав общее заражение крови. Поднялась температура. Ранним утром 27 апреля Александра Николаевича не стало…

“Как объяснить, что смерть настигла композитора именно в тот момент, когда он был готов занести на нотную бумагу партитуру “Предварительного действия”?

Он не умер, его взяли от людей, когда он приступил к осуществлению своего замысла… Через музыку Скрябин узрел много такого, что не дано знать человеку… и потому он должен был умереть..”

— писал ученик Скрябина Марк Мейчик через три дня после похорон.

“Не верилось, когда пришла весть о кончине Скрябина, такой нелепой, такой недопустимой. Прометеев огонь снова угас. Сколько раз что-то злое, роковое пресекало уже развернувшиеся крылья.

Но “Экстаз” Скрябина сохранится среди победных достижений.”

Николай Рерих.

“Скрябин в исступленно-творческом порыве искал не нового искусства, не новой Культуры, а новой земли и нового неба. У него было чувство конца всего старого мира, и он хотел сотворить новый Космос.

Музыкальная гениальность Скрябина так велика, что в музыке ему удалось адекватно выразить свое новое, катастрофическое мироощущение, извлечь из темной глубины бытия звуки, которые старая музыка отметала. Но он не довольствовался музыкой и хотел выйти за ее пределы…”

Николай Бердяев.

“Он был не от мира сего, и как человек, и как музыкант. Только моментами прозревал он свою трагедию оторванности и, когда прозревал, не хотел в нее верить”,

Леонид Сабанеев.

“Есть гении, которые гениальны не только в своих художественных достижениях, но гениальны в каждом шаге своем, в улыбке, в походке, во всей своей личной запечатленности. Смотришь на такого - это - дух, это - существо особого лика, особого измерения…”

Константин Бальмонт.

Тайна Александра Скрябина еще не раскрыта…

ClassicalMusicNews.Ru

Александр Николаевич Скрябин

Александр Скрябин – один из крупнейших русских композиторов конца XIX – начала XX века, выдающийся, очень своеобразный пианист. Родился он в Москве в 1872 году. Его мать была пианисткой, окончившей в свое время Петербургскую консерваторию, отец, будучи дипломатом, долгое время служил на Ближнем Востоке.

Александр рано осиротел, и воспитанием мальчика занялась его тетка. Очень рано будущий композитор проявил интерес к музыке: он часами просиживал за роялем, импровизируя. Выяснилось, что Саша обладает превосходным музыкальным слухом и памятью.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, тетка определила его в Кадетский корпус, где он успешно завершил курс обучения в 1889 году. Первоначальное музыкальное образование Скрябину помог получить известный теоретик и композитор Г. Э. Конюс, позже мальчик брал уроки фортепиано у Н. С. Зверева, теории – у С. И. Танеева. Впервые как пианист Скрябин выступил перед широкой публикой в Колонном зале бывшего Благородного собрания. В ту пору ему было 14 лет.

Александр Николаевич Скрябин

В 1888 году Александр поступил в Московскую консерваторию, где занимался по классу фортепиано у Сафонова, по теории и сочинению – у Танеева и Аренского. Однако у последнего он проучился сравнительно недолго, т. к. Аренский не считал, что молодой человек обладает задатками композитора. В результате Скрябин окончил консерваторию лишь по классу фортепиано, получив золотую медаль.

В 1894 году Скрябин впервые выступил со своими произведениями в Петербурге. В этом городе он познакомился с М. П. Беляевым и членами его кружка. Благодаря их поддержке (Беляев взялся издавать его сочинения) Скрябин смог давать концерты, состоящие целиком из его собственных сочинений в России и за границей. И вскоре он снискал популярность как один из самых ярких и интересных русских пианистов. В 1898 году Скрябин стал профессором Московской консерватории по классу фортепиано. Здесь раскрылся его педагогический талант, который помог ему завоевать любовь учащихся.

Самые первые из дошедших до нас произведений Скрябина были написаны им еще во время его учебы в Кадетском корпусе. В тот период, когда он получал образование в консерватории, и в ближайшие годы по окончании ее композитор в основном создавал произведения для фортепиано. В их число входят прелюдии, мазурки, экспромты и другие миниатюры, а также первые три сонаты и концерт для фортепиано с оркестром.

Музыку первого периода творчества композитора можно охарактеризовать как лирико-драматическую. Уже в это время становится заметным типичное для творческой индивидуальности Скрябина влечение к передаче ярко контрастных областей: психологически тонкой лирики и драматических переживаний. В сочинениях композитора нашла выход и его любовь к природе. Однако его музыка никогда не была чисто пейзажной звукописью: образы, возникавшие в его голове под влиянием красот природы, преломлялись через душевные переживания.

В основу творчества Скрябина легли и традиции русской и западноевропейской музыкальной культуры. Хотя он не пользовался подлинными народными темами, его произведения тем не менее несут на себе национальный отпечаток, проявившийся в напевности мелодий и в некоторых характерных чертах гармонического языка.

Лирика Скрябина уже в ранние годы носит оттенок утонченности и интимности. Уникальность стиля композитора отразилась буквально во всех элементах его музыкального языка: особенно обращает на себя внимание гибкая, беспокойная ритмика.

Антон Степанович Аренский

Наиболее характерные черты творчества Скрябина 90-х годов заметнее всего в фортепианном концерте, в Третьей сонате, в ряде прелюдий, этюдов и других сочинений этих лет.

На начало 1900-х годов приходится наивысший расцвет музыкального таланта Скрябина. С этого момента композитор сосредотачивает свое внимание в основном на симфонических произведениях. В 1900 году он завершает Первую симфонию, отметившую переход творчества автора на новый уровень. Спустя два года появляется Вторая симфония, в 1904 году – Третья («Божественная поэма»). Одновременно с этими крупными произведениями Скрябин создает большое число сочинений для фортепиано, в том числе Четвертую сонату, ряд поэм и прелюдий.

В 1904 году композитор оставляет Московскую консерваторию и уезжает за границу. За время своего пребывания там (около шести лет) он успевает посетить Швейцарию, Италию, Францию и Соединенные Штаты Америки, написать «Поэму экстаза» (1907) для оркестра, Пятую сонату и много небольших фортепианных пьес. Его музыка понемногу приобретает все более широкое признание.

Тема вступления из симфонии «Божественная поэма» А. Н. Скрябина

В этот период Скрябин разрабатывает главным образом тему жизненной борьбы, преодоления различных препятствий, встречающихся на пути человека. В одном из его писем есть такие строчки, как нельзя лучше отражающие его позицию: «Чтобы стать оптимистом в настоящем смысле этого слова, нужно испытать отчаяние и победить его». Тема разрешения затруднений, то и дело возникающих в жизни, наметилась уже в Первой симфонии композитора и получила дальнейшее развитие во Второй. Главную роль в данных сочинениях играют деятельные, волевые образы героического подвига, торжества света. В качестве эпиграфа к Третьей симфонии и к «Поэме экстаза», наверное, можно было бы взять слова самого композитора: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи».

Музыкальный язык Скрябина в 1900-х годах значительно усложняется. В мелодике становятся более заметными декламационность, обилие активных повелительных интонаций. Ритмы отличаются стремительностью, наталкивающей на мысль о том, что сочинениям в той или иной степени присущ танцевальный оттенок.

Новые черты сочетаются у Скрябина с классической строгостью формы, обилием четко ограниченных разделов. Еще более ясным делается стремление композитора к законченности, логичности и тщательной отделке всех деталей фактуры.

В 1909 году Скрябин вернулся в Россию и с 1910 года окончательно обосновался в Москве. Он по-прежнему продолжал выступать как пианист в различных российских городах и за границей. В 1910 году Скрябин совершил концертную поездку вместе с оркестром известного дирижера Кусевицкого по приволжским городам, а в последующие годы давал концерты в Германии, Голландии, Англии.

Скрябин великолепно и неподражаемо исполнял произведения собственного сочинения. Пианист М. Л. Прессман, учившийся со Скрябиным в консерватории, впоследствии вспоминал: «У него был исключительно обаятельный по красоте и мягкости звук, легкая и четкая подвижность пальцев. В мелких пассажах рояль звучал у него бесподобно. Он мог извлекать из него почти оркестровые краски, в нем было очень много изящества. Если ко всему этому прибавить, что он замечательно владел педалью, то физиономия Скрябина-пианиста будет ясна».

Один из рецензентов написал об игре Скрябина следующие слова: «Играет Скрябин как-то интимно, точно импровизирует, точно исповедует самому себе сокровеннейшие свои вдохновения. Хотелось бы потушить огни в зале и в темноте подслушивать движения его богатой души. Нельзя говорить о его технике. О ней не думаешь, слушая его игру. Слышишь только и переживаешь то, что он своей творческой волей заставляет слышать и переживать, – это величайшее искусство!… Он похож на своего духовного предшественника – Шопена…»

Несмотря на большую занятость и постоянные выступления в качестве пианиста, Скрябин находит время и для создания новых произведений, к числу которых относится симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня») для оркестра, солирующего фортепиано и хора, поющего без слов. После этого сочинения им были написаны еще пять сонат, поэма «К пламени» и ряд мелких фортепианных пьес.

Под влиянием реакционных мистических учений, весьма распространенных в те годы, Скрябин задумывает создать грандиозное произведение под названием «Мистерия», соединив в нем различные виды искусства. Он мечтал, что в «Мистерии» примет участие все человечество. Исполнение ее приведет к гибели мира как материального начала и освобождению начала духовного. Размышления о слиянии искусств подтолкнули композитора ввести в партитуру «Прометея» особую нотную строчку, обозначенную словом luce («свет»), предназначенную для некоего, еще не изобретенного человечеством светового инструмента. При исполнении «Прометея» зал должен был, по идее Скрябина, освещаться световыми волнами разного цвета, соответствующими определенным музыкальным темам и гармониям.

В произведениях последнего периода музыкальные образы Скрябина приобретают нередко абстрактный характер, становятся условными образами-символами. Тематическое развитие заменяется сложной комбинацией различных тем. В сочинениях преобладают сложные лады: так, например, в «Прометее» основной гармонией, вытеснившей трезвучия и другие аккорды мажорно-минорной ладовой системы, становится созвучие из шести тонов, построенное по квартам.

В последний год жизни Скрябин работал над «Предварительным действием», которое он рассматривал как своего рода пролог к «Мистерии». От этого труда сохранился только написанный им самим стихотворный текст и несколько черновых набросков музыки.

Весной 1915 года композитор концертировал в Петрограде. По возвращении в Москву он тяжело заболел и вскоре умер.

Творчество Скрябина оказало огромное влияние на русскую и зарубежную музыку. Многие композиторы усваивали выразительные приемы, особенно скрябинские гармонии.

Фортепианные сочинения составляют наибольшую по объему часть всего наследия Скрябина. Среди них ряд произведений крупной формы – концерт, 10 сонат и пьесы (си-минорная фантазия, поэмы «Трагическая», «Сатаническая», «К пламени», поэма-ноктюрн). Очень много миниатюр – главным образом прелюдии, этюды.

В 1900-х годах в фортепианном творчестве Скрябина появляется жанр поэмы. Некоторые пьесы, написанные им в этот период, носят своеобразные причудливо-таинственные названия, например «Ирония», «Загадка», «Маска», «Странность» и др.

Из 10 сонат, созданных композитором в период с 1893 по 1913 год, первые три представляют собой традиционные сонатные циклы. Остальные сочинены по принципу одночастности. Третья и Четвертая, родственные симфоническому творчеству композитора, по праву считаются одними из лучших его достижений. Пятая соната перекликается с «Поэмой экстаза», последние пять сонат в целом близки по стилю к «Прометею».

Фортепианные произведения раннего периода творчества Скрябина отличаются певучестью и красотой мелодического языка. Лирическая мелодия композитора, гибкая и пластичная, часто имеет своеобразный извилистый рисунок, передающий тончайшие оттенки душевных переживаний. Несмотря на напевность, мелодизм Скрябина носит больше инструментальный, нежели вокальный, песенный характер. Эта черта наиболее заметна в драматических эпизодах его музыки. Их мелодике свойственны изломы, скачки, паузы.

Скрябин почти не обращался к таким формам имитационной полифонии, как фуга, фугато, хотя в работах его ярко проявляются черты полифонии. Широко пользуясь разнообразными фигурациями, он мастерски создавал из них причудливые узоры. Сложное, многоплановое изложение типично для скрябинского фортепианного стиля.

Шесть партитур (не считая фортепианного концерта), небольшое оркестровое сочинение «Мечты», 3 симфонии и 2 поэмы («Поэма экстаза» и «Прометей») относятся к симфонической области творчества композитора.

Симфонизм Скрябина строился на базе творческого сочетания и преломления различных традиций симфонической классики XIX века. Все три его симфонии объединены общим идейным замыслом, сущность которого отражает борьбу человеческой личности с враждебными силами, преграждающими ей путь к свободе. Причем это противоборство каждый раз заканчивается победой героя и торжеством света.

Первая симфония (ми-мажор, 1899 – 1900) состоит из 6 частей. В данном произведении ясно чувствуется все мастерство композитора как симфонического драматурга. Он противопоставляет друг другу различные образы, умело развивает их, насыщая музыку динамикой борьбы и вместе с тем сохраняя цельность, стройность формы. Но вокально-симфонический финал удался Скрябину значительно меньше. Он сам говорил, что не смог еще передать здесь «свет в музыке».

Вторая симфония (1902) продолжает линию Первой, но она более драматична и героична. Ее «сквозное действие» ведет от сумрачных, суровых настроений первой, вступительной части к героическому порыву.

В Третьей симфонии и «Поэме экстаза» нашло отражение стремление Скрябина к максимальной концентрированности музыкального содержания: если в Первой симфонии было 6 частей, во Второй – 5, в Третьей их всего 3, а «Поэма экстаза» и «Прометей» – одночастные композиции.

В симфонических произведениях Скрябина очень заметны характерные для его творчества эмоциональные контрасты. Сам композитор определял их выражениями «высшая грандиозность» и «высшая утонченность». Героические прометеевские образы сопоставляются у него с утонченными, изысканными и хрупкими образами – темами «мечты».

Эти два плана скрябинской симфонической драматургии наиболее ярко выражены в «Поэме экстаза». Данное произведение является своеобразным переходным этапом между средним и заключительным периодами творчества Скрябина. В нем появляются некоторые новые черты, несвойственные ранее симфониям и показательные для развития стиля композитора. Например, в «Поэме экстаза» практически отсутствуют протяженные мелодии, почти каждая из ее многочисленных тем является, по сути, индивидуальной, выразительной, но очень лаконичной музыкальной фразой. Непрерывное симфоническое развитие сменяется чередованием достаточно кратких, подчеркнуто контрастных эпизодов.

Наряду с эволюцией симфонического стиля Скрябина происходило и развитие оркестровых средств. Начиная с Третьей симфонии, значительно возрастает состав оркестра. В него входят, не считая струнных, по 4 инструмента каждого вида деревянных духовых, группа медных включает 8 валторн, 5 труб, 3 тромбона и тубу. Кроме того, есть 2 арфы и группа ударных. В «Поэме экстаза» и в «Прометее» к этому составу добавляются еще орган, челеста, колокола и колокольчики, а в «Прометее» – фортепиано и хор.

Умер композитор в 1915 году.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Александр Николаевич Скрябин (1872–1915) Семья Скрябина принадлежала к московской дворянской интеллигенции. Родителям не довелось, впрочем, сыграть заметной роли в жизни и воспитании их гениального сына, родившегося 6 января 1872 года. Мать вскоре умерла от туберкулеза, а

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Александр Николаевич Скрябин Александр Скрябин – один из крупнейших русских композиторов конца XIX – начала XX века, выдающийся, очень своеобразный пианист. Родился он в Москве в 1872 году. Его мать была пианисткой, окончившей в свое время Петербургскую консерваторию, отец,

Из книги 100 великих музыкантов автора Самин Дмитрий

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН /1872-1915/ Семья Скрябина принадлежала к московской дворянской интеллигенции. Родителям не довелось, впрочем, сыграть заметной роли в жизни и воспитании их гениального сына, родившегося 6 января 1872 года. Мать вскоре умерла от туберкулеза, а отец

Из книги 100 знаменитых москвичей автора Скляренко Валентина Марковна

Скрябин Александр Николаевич (род. в 1872 г. – ум. в 1915 г.) Русский композитор, пианист. Создал 222 сочинения, в том числе 3 симфонии, «Поэму экстаза», «Прометей», «Поэму огня», Концерт для фортепиано с оркестром; многочисленные произведения для фортепиано, в том числе 10 сонат,

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

СКРЯБИН, Александр Николаевич (1871/72–1915), композитор 262 Поэма экстаза. Назв. сочинения для симфонического оркестра

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

СКРЯБИН Александр Николаевич (1871/72-1915), композитор 126 Поэма экстаза.Назв. музыкального сочинения

Русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин родился 6 января 1872 года (25 декабря 1871 года по старому стилю) в Москве. Его семья происходила из старинного дворянского рода . Отец служил дипломатом в Турции. Мать - Любовь Щетинина была незаурядной пианисткой, окончила Петербургскую консерваторию у польского пианиста Теодора Лешетицкого, ее дарование высоко ценили композиторы Антон Рубинштейн, Александр Бородин, Петр Чайковский. Умерла от туберкулеза, когда сыну не было и полутора лет. Александр воспитывался тетей, Любовью Скрябиной, увлекшей его игрой на фортепиано. В пять лет он уверенно воспроизводил на инструменте не только мелодии, но и однажды услышанные несложные пьесы, в восемь начал сочинять музыку, писал также стихи и многоактные трагедии.

С 1882 года по семейной традиции Александр Скрябин обучался во Втором московском кадетском корпусе. Брал уроки фортепьяно у Георгия Конюса и Николая Зверева, изучал теорию музыки под руководством Сергея Танеева, выступал в концертах.

В 1888 году, за год до окончания кадетского корпуса, поступил в Московскую консерваторию по двум специальностям: "фортепиано" и "свободное сочинение". В 1892 году окончил консерваторию с малой золотой медалью по классу Василия Сафонова (фортепиано), получив на выпускном экзамене оценку "пять с плюсом". По композиции Скрябин не получил разрешения сдать экзамен для получения диплома, хотя к моменту поступления в консерваторию был автором свыше 70 сочинений.

После окончания Московской консерватории из-за обострения болезни правой руки, переигранной еще в процессе обучения, Александр Скрябин пережил тяжелый период, из которого ему помог выйти известный петербургский меценат Митрофан Беляев (до конца своих дней был издателем и пропагандистом музыки композитора), отправив Скрябина в 1896 году в турне по Европе.

В 1898-1904 годах Скрябин преподавал специальное фортепиано в Московской консерватории.

Педагогическую деятельность он совмещал с интенсивным композиторским творчеством. Увлекался сочинениями поэтов-символистов. Особое влияние на Скрябина оказала философия Владимира Соловьева, он был также другом философа Сергея Трубецкого. Посещал философские кружки и литературные диспуты, что привело к рождению собственной философско-художественной концепции "духа творящего", отраженной в Третьей симфонии "Божественная поэма" (1903-1904), "Поэме экстаза" (1905-1907), "Прометее" (1911), фортепианных произведениях. Позднее, познакомившись с учением Елены Блаватской, Скрябин увлекся восточными религиозными учениями и пришел к идее синтеза музыки и других видов искусства, возрождающего жанр древней мистерии.

В 1904-1909 годах Скрябин жил за границей, давал концерты в Америке с оркестром под управлением известного венгерского дирижера Артура Никиша. В 1909 году с триумфальным успехом выступил в Москве. В 1910 году Скрябин окончательно вернулся на родину.

Последние годы жизни посвятил в основном фортепианным сочинениям. Поздние произведения Скрябина - сонаты №№7-10, фортепьянные поэмы "Маска", "Странность", "К пламени" так или иначе связаны с идеями "мистерии". Тогда же он сформировал новую систему музыкального мышления, получившую развитие в искусстве ХХ веке.

Скрябин является первым композитором, использовавшим цвето- и светомузыку при создании своих произведений, создавшим таблицу соответствия цветов определенным тональностям. В 1910 году для симфонического оркестра расширенного состава, фортепиано, органа, хора, света Скрябин написал "Поэму огня" ("Прометей"), которая считается одним из самых значительных его творений. Впервые была исполнена в 1911 году в Петербурге, партию фортепиано исполнял сам автор.

В 1914 году , в начале Первой мировой войны, Скрябин давал концерты в пользу пострадавших от войны.

В числе сочинений композитора - три симфонии (1900, 1901, 1903-1904); симфоническая поэма "Мечты" (1898); для фортепьяно - 10 сонат, 9 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий, 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы.

27 апреля (14 апреля по старому стилю) 1915 года Александр Скрябин скоропостижно скончался в Москве от заражения крови.
В 1916 году по постановлению Городской думы на доме Скрябина была установлена мемориальная доска. В 1922 году в квартире, в которой композитор жил с 1912 года до своей смерти, был открыт Музей Скрябина.

Композитор был женат на пианистке Вере Исакович . В браке были рождены четверо детей. Второй его женой (гражданской) стала Татьяна Шлецер, племянница пианиста Павла Шлецера. Их сын Юлиан Скрябин (1908-1919), учился в Киевской консерватории по классу композиции Рейнгольда Глиэра, несмотря на юный возраст, был многообещающим композитором, но трагически погиб (утонул). Их старшая дочь Ариадна Скрябина (1905-1944) во время фашистской оккупации была бойцом французского Сопротивления, погибла незадолго до освобождения страны. Младшая дочь Марина Скрябина (1911-1998) была музыковедом во Франции.

Ксения Скрябина - мать известного проповедника и мыслителя митрополита Сурожского Антония (1914-2003).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников