Интересные задания к сказочной викторине. Викторина по сказкам (начальная школа), конкурсы, эстафеты по сказкам. Угадай сказку по иллюстрации

К участию в викторине приглашались дети младшего и среднего школьного возраста.
За каждый правильный ответ на вопрос викторины участнику присуждался 1 балл.

Победитель определялся по наибольшему количеству набранных баллов.

Ответы на вопросы викторины принимались до 4 сентября по адресу: г.Псков, ул.Труда, 20 (библиотека «РОДНИК») или по e-mail: [email protected] .

Вопросы выставки-викторины
«В мире Сказок, Чудес и Волшебства»

Ершов П.П. «Конек-Горбунок»

1. Опишите, как выглядел Конек - Горбунок.

2. Что случилось с Иваном, когда он приехал за царь - девицей?

3. Сколько раз выручал Конек - Горбунок Ивана?

4. Сколько времени провёл Иван в дороге, выполняя приказы царя?

5. Как ты считаешь, какие качества помогли Ивану справиться со всеми заданиями и стать царем?

Губарев В.Г «Королевство кривых зеркал»

1. В чем особенность имен всех главных героев этой сказки?

2. Зачем были нужны кривые зеркала в стеклянном городе?

3. Арифметическое действие, с помощью которого была решена задача о зеркалах?

4. Какие качества помогали, а какие мешали Оле в её опасном путешествии?

Кинофильмы по мотивам народных сказок

1. Что Баба-Яга из сказки «Василиса Прекрасная» съела на обед?

2 . Перечислите всадников, которые проезжали мимо Василисы, когда она шла к Бабе-Яге за огнем?

3. Кто превратил Ивана в оборотня с медвежьей мордой?

4. Чем наградил Морозко Настю?

5. На чем приехала Марфутка из леса?

6. Какие предметы помогли Марьюшке освободить Финиста - Ясна Сокола?

7. Что обещал вельможа подарить Емеле, если он приедет к царю во дворец?

Итоги викторины

В сентябре библиотека подвела итоги викторины «В мире Сказок Чудес и Волшебства».
Победителями стали Каменская Маша, Иванов Владимир, Маркова Оля, Александрова Алина, чьи работы были наиболее содержательными (ответы наиболее полными) и сопровождались интересными, красочными иллюстрациями.

Ответы на вопросы викторины:

Конек-Горбунок

1.Маленький пони, с длинными ушами и золотой гривой.
2.Уснул, слушая песню.
3. 4 раза
4. 6 недель и 3 дня
5.Смекалка, честность, настойчивость, упорство, терпение.

Королевство кривых зеркал.

1. В том, что они все читаются наоборот (справа налево).
2. Чтобы обманывать людей.
3.Умножение.
4.Помогали: доброта, вежливость, доброжелательность. Мешали: капризность, открытость, трусость.

Киносказки.

1.Котел борща, ведро молока, двадцать цыплят, сорок утят, полбыка, два пирога. Квасу, меду, браги без счету.
2.Белый всадник – день ясный, красный всадник – солнце, черный всадник – ночь темная.
3.Старичок-боровичок.
4.Подарил сани, тройку белых лошадей, ларец с самоцветами и нарядную одежду.
5.Санки, запряженные 3 свиньями.
6.Волшебный клубок, серебряное блюдце, золотое яичко, серебряные пяльца и золотая игла.
7. Красный кафтан, шапку и сапоги.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 20 "Золотой ключик"
город Новоалтайск Алтайского края

Автор: воспитатель Михайлова Т.Н.
2016 г
Викторина для детей и родителей «Сказки - наши друзья»
Цели:
закрепить знания у детей русских народных сказок, их главных героев, особенности композиции.
активизировать творческий потенциал детей и взрослых создавая положительный эмоциональный настрой всех участников.
способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей.
воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству у всех участников.
способствовать развитию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами.
Материал: мультимедиа, набор настольного кукольного театра, аудиозаписи песен
из мультфильмов и фильмов для детей, цветные жетоны, разрезные картинки любых сказок.
Предварительная работа: чтение, рассказывание сказок, беседы по сказкам, тематическая выставка «Мои любимые сказки», анкета для родителей, театрализованная деятельность игры с настольным театром.
Организационный момент: дети и родители делятся на 2 команды, придумывают название команд.
Содержание викторины
Звучит музыка из передачи « В гостях у сказки»
Ведущий.
Здравствуйте дорогие участники, гости! У каждого человека есть любимая сказка. И слышим мы их с детства, как слушали их наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Сказка вечна, потому что в ней всегда добро побеждает зло, а дружба помогает преодолеть все трудности. Я предлагаю вам вспомним наши любимые сказки. Сегодня мы собрались в этом в зале на сказочную викторину посвященную сказкам. Болельщики, тоже будьте внимательны, потому что мы и вам приготовили интересные задания.
А теперь послушайте, какие необходимо выполнять правила во время игры – викторины:
вопросы надо слушать внимательно;
ответить на задание может любая команда, которая знает ответ и хочет ответить, для этого нужно посовещаться и капитану поднять эмблему своей команды и таким образом получить право на ответ;
за правильный ответ будет вручаться жетон, но если команда ответит не правильно, тогда право ответа переходит ко второй команде.
победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше жетонов.
Представление жюри:
Дети и родители делятся на 2 команды и с помощью цветных жетонов рассаживаются
за столы, обозначенные соответствующим жетонам.
1.Конкурс
«Назови команду» (по 1 баллу за правильный ответ)
Придумать название команде, с учетом тематики данной викторины. Слово жюри.....
Второй конкурс
2. «Загадки из сундучка» (по 1 баллу за правильный ответ)
1.Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
2.Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были...)
3.Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка Ряба)
4.Кого величают по отчеству - Патрикеевна? (Лиса)
5.Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)
6.У кого дом лубяной, у кого дом ледяной?
7.Выгнал кто кого из дома, не пускает кто - домой?
(Заяц и Лиса из сказки "Заячья избушка")
8.Кто яичко снёс простое, А разбил, кто - золотое?
(Курочка Ряба и Мышка из сказки "Курочка Ряба")
Третий конкурс
3. «Чей предмет» (по 2 балла за правильный ответ)
На экране будут предложены предметы, которыми пользовались герои сказок. Нужно назвать, кто пользовался ими и в какой сказке.
1.Печь (По щучьему веленью Емеля).
2.Белый халат (Доктор Айболит).
3.Сани (Снежная королева).
4.Большая синяя шляпа (Приключения Незнайки).
5.Сапог (Кот в сапогах).
6.Ступа с метлой (Баба-Яга).
7.Туфелька (Золушка).
8.Корона (король).
9.Волшебная палочка (фея).
10. Хвост (ослик Иа?)
11. Яйцо «Курочка Ряба»
12. Азбука «Золотой ключик или приключения Буратино»
Слово жюри.....
Четвертый конкурс
4. «Сказочное лото»
Ведущий называет первое слово – дети отгадывают полное название сказки.
Сивка- (бурка)… Заюшкина (избушка)…
Конек- (горбунок)… Гадкий (утенок)…
Гуси- (лебеди)… Крошечка (Хаврошечка)…
Аленький (цветочек)… Маша и (медведь)…
Бременские (музыканты)… Царевна (лягушка)…
Цветик (семицветик)…. Курочка (ряба)…..
Снежная (королева)…..Три (медведя)
Мальчик (спальчик)… Доктор (Айболит)…
Спящая (красавица)….Кот в (сапогах)…
Игра с болельщиками "По дорожке мы пойдем"
Пятый конкурс
5. «Вопрос-ответ» (по 1 баллу за правильный ответ)
1.По какой особой примете можно узнать Бабу Ягу? (Костяная нога)
2.На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)
3.Что не смог вытащить из земли дед, бабка и все их семейство? (Репку)
4.Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
5.Встреча, с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука)
6.Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)
7.Кто говорил, что он красивый и в меру упитанный мужчина? (Карлсон)
8.Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т. д. ? (Кощей Бессмертный)
9.Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки? (Колобок)
10.Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа) Слово жюри.....
Шестой конкурс
6. «Собери сказку» (по 2 балла за правильно собранную картинку)
Из разрезных картинок правильно соберите иллюстрацию из сказки.
Седьмой конкурс.
7. «Угадай мелодию из сказки» (по 1 баллу за правильно названную сказку)
Участники должны в течение 30 сек. прослушав знакомую мелодию назвать сказку где она звучала.
- песня Красной шапочки (1)
- песня Золушки (2)
- песня Колобка (3)
- песня Буратино (4)
- песня бременских музыкантов (5)
- песня белочки (во саду-ли, во городе..) (6)
- песенка 3 поросят (7)
- песня Козы и козлят (8)
- песня Черепахи Тортилы (9)
- песенка чебурашки и Крокодила Гены (10)
Ведущий.
Вот и подошла к концу наша веселая сказочная викторина. Приглашаю жюри подвести итоги. А мы поиграем со зрителями.
Игра с болельщиками. «Отгадай сказку»
1.Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Кр. Шапочка)
2. На сметане мешен, На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился... (Колобок)
3. У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)
4. Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
5. Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
6. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит).
7. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино, Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)
8. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)
Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
Жюри награждает грамотами участников и дипломами победителей!
(На фоне награждения звучит фонограмма песни "Приходи, сказка" Ю.Ким).

Ольга Юрьева
Викторина «Путешествие по стране сказок»

Игра - викторина

Тема : "Путешествие по стране сказок ".

Тема : Путешествие по стране сказок .

Форма проведения : викторина .

Цель : Создание условий для развития нравственных качеств личности, коммуникативных умений посредством литературной игры.

Задачи : Обобщить знания учащихся об авторских и народных

сказок .

Развивать артистические данные учащихся, коммуникативные навыки.

Воспитывать дружеские отношения в классе при выполнении совместных заданий.

Предполагаемый результат : дети знают сказки народные и авторские, умеют их анализировать; умеют совместно работать в коллективе.

Возрастной и количественный состав детей : 15 – 21 человек, 6 – 7 лет.

Основная идея дела : викторина , выявление и закрепление знаний о сказках : русских народных и авторских, умение их различать.

Педагогические возможности дела : развивать у детей любознательность, сообразительность,творческие способности;

умение быстро и четко формулировать свой ответ;

способность работать в коллективе.

Условия проведения : чтение художественной литературы;

до проведения мероприятия детей распределить на команды и предложить им выбрать сказку для ее драматизации .

Перечень необходимого оборудования : Иллюстрации к сказкам , элементы костюмов, мячи, обручи, большие сапоги, веники, золотое яйцо, золотой ключик, мука, туфелька, посылка, пирожок,

Музыкальное оформление.

План подготовки дела : 1. Чтение художественной литературы с детьми.

2. Распределение на команды.

3. Подготовка драматизации по выбору воспитателя с детьми.

4. Подготовка атрибутов.

План проведения дела : 1. Выступление ведущего

2. Объявление команд

3. Проведение конкурсов, эстафет

4. Подведение итогов

Сценарий

Ведущий. Сказка по лесу идёт –

Сказку за руку ведёт

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод !

Ух, за мной и за тобой

Сказки бегают гурьбой !

Обожаемые сказки слаще ягоды любой !

В сказке солнышко горит ,

Справедливость в ней царит!

Сказка – умница и прелесть !

Ей повсюду путь открыт.

Юнна Мориц

Итак, наше путешествие в мир сказок начинается !

Сегодня в нашей викторине принимают участие три команды : команда синих, команда жёлтых и команда красных.

Но прежде, чем мы отправимся в путешествие , я хочу проверить, насколько готовы наши команды. Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде. Вы должны отвечать быстро. За каждый правильный ответ вы получите фишку. Итак, начинаем.

С кем встречался Колобок во время путешествия ? (с зайцем, волком, медведем, лисой)

Какое яйцо снесла курочка Рябя? (золотое) - Кого украла Снежная Королева? (Кая)

К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)

Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)

Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка,мышка)

Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

Кто потерял хрустальную туфельку? (золушка)

Кого спасла Дюймовочка? (ласточку)

Какую фразу повторял кот Леопольд, желая помириться с мышами? (Ребята, давайте жить дружно)

Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)

Кто разбил золотое яичко? (мышка)

Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк» ? (хвостом)

Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от Гусей – Лебедей? (на берегу речки, под яблоней, в печке)

Почтальон деревни Простоквашино? (Печкин)

Вед. Я вижу, что команды готовились к этой встрече очень серьёзно. Но наше путешествие продолжается и нас ждёт следующий конкурс.

У меня корзинка есть в ней вещей не перечесть.

Тяжела и велика, вес её полпуда,

Поспешите угадать, что в ней и откуда?

Следующий конкурс : «Кто здесь был и что забыл?» Каждая команда получает по две вещи из сказки и старается в течение двух минут определить сказку , из которых они взяты, а также вспомнить автора этих произведений.

Яйцо, золотой ключик.

Мука, сапог.

Посылка, пирожок.

Вед. Сейчас будет самый красочный конкурс : каждой команде предлагается плакат, на котором иллюстрации к сказкам . Команда должна исключить лишнюю сказку и обосновать свой выбор.

«Заюшкина избушка» , «Волк и семеро козлят» , «Кот, петух и лиса» , «Муха – Цокотуха» . («Муха – Цокотуха» - авторская сказка , остальные русские народные)

«Дюймовочка» , «Снежная Королева» , «Огниво» , «Маша и медведь» . («Маша и Медведь» - русская народная, остальные авторские,Г. Х. Андерсена)

«Золушка» , «Кот в сапогах» , «Красная Шапочка» , «Гуси – лебеди» . («Гуси – лебеди» - русская народная, остальные авторские Ш. Перро)

Вед. А теперь настало время Сказочной эстафеты !

Ядро Барона Мюнхаузена.

Участник, держа между коленами мяч проделывает путь до кегли и обратно.

Кот в сапогах.

Сапоги большого размера ставятся на линии старта. Участник по сигналу надевает их и бежит до кегли и обратно.

Конёк – Горбунок.

Участник становится в обруч и берёт его двумя руками – конёк. За обруч берётся второй участник эстафеты. По сигналу конёк «везёт» его до кегли и обратно. Когда они «подъезжают» к началу, берётся за обруч следующий участник и конёк везёт уже двоих. И так пока не прицепятся все участники гонки.

Баба – Яга.

Участник становится на одну ножку, берёт метлу и прыгает до кегли и обратно.

Вед. Самый сложный конкурс. «Узнай сказку по его отрывку » .

Красна девица грустна –

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко –

Слёзы льёт бедняжка. «Снегурочка»

А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Сесть бы Мише на пенёк,

Съесть бы вкусный пирожок. «Маша и медведь»

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке из копытца. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите, как звали её? «Красная Шапочка»

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки :

Кто герои этой сказки ? «Три медведя»

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, простившись с зелёной кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? «Царевна – лягушка»

Был похож на мяч немножко

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме рыжей, вот так смех! «Колобок»

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице, по дороге прямо к царю. «По щучьему велению»

В этой книжке именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,

Но коварному злодею кто-то голову срубил. «Муха-цокотуха»

Носик круглый, пятачком.

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький, крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи. «Три поросёнка»

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше лепестка.

В ореховой скорлупке девочка жила.

Вот такая девочка, как она мила!

Кто читал такую книжку,

Знает девочку – малышку! «Дюймовочка»

Помогла нам яблонька, помогла нам печка,

Помогла хорошая голубая речка.

Все нас укрывали, все нам помогали.

К батюшке и матушке мы домой попали. «Гуси-лебеди»

Вед. Приступаем к самому интересному конкурсу. Каждая команда подготовила инсценировку сказки . Другие команды смотрят и угадывают название сказок . (Дети показывают подготовленные сказки ) .

Подведение итогов, награждение.

«Все сказки в гости к нам»

выставка-викторина и выставка-кроссворд

«Что за прелесть эти сказки.

Каждая есть поэма!»

А.С.Пушкин

Цель выставки: - пропаганда книжных фондов библиотек, раскрытие определенной части информационных ресурсов;

    обеспечение осознания мотивов обращения к информационным источникам;

    стимулирование способностей к информационному общению;

    пропаганда книг к Неделе детской книги.

Оформление выставки:

Название выставки «Все сказки в гости к нам» необходимо написать яркими красками, чтобы привлечь внимание маленьких читателей. Так как разделов выставки будет три, то используйте три цвета при написании названия выставки.

Разделы выставки дайте разными цветами, но цветами, которые вы использовали при написании названия выставки. Тогда она получится яркой, но не «кричащей», выдержанной в одном стиле.

выставка состоит из трёх разделов

Первый раздел «Русские народные сказки» - на полках, где будут выставлены книги, посредине необходимо поставить цитату и выставить картинки известных книжных героев (Колобка, лисичку-сестричку, царевну, Ивана-царевича и др.), вокруг же поставить книги. В этом разделе выставляются не только народные сказки, но и авторские.

Второй и третий разделы выставки – оформляются аналогично первому, только цитату можно ставить не посредине, а сбоку (как позволяет место).

После того как вы расскажите о вашей выставке, проведите небольшую викторину (приложение №1). На выставке обязательно должны быть книги, вопросы по которым вы задаёте детям. Если у детей какой-то вопрос вызовет

затруднения, он сможет найти на выставке нужную книгу и посмотреть (вам необходимо сделать закладки в этих книгах).

Выставка – викторина – это разновидность выставок-конкурсов, стимулирующих познавательную активность детей в процессе чтения. Ответы на вопросы, оформленные письменно (например, в виде книжечки карманного формата или на отдельных листах, плакате, читатель ищет в литературе, экспонирующейся на выставке).

Выставка – кроссворд – обязательно наличие кроссворда по теме выставки, оформление его крупным планом и представление литературы, где можно найти ответы. Кроссворд можно размножить (ксерокопировать) и раздать эти листочки детям. Такую выставку лучше организовывать для младших школьников и подростков.

Отношения человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. К сожалению, читают современные дети мало. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе можно и не встретиться с книгой, которая возможно могла стать любимой.

Норвежскому писателю Юхану Боргену принадлежат замечательные слова: «Детские впечатления остаются на всю жизнь». И, конечно, это не только впечатления о реальном мире, который окружает ребёнка, но и впечатления от книг, прочитанных в детстве. Ведь в каждой из них свой особый мир, своя история, свои герои.

Форма выставки может быть любой, главное – затронуть душу читателя, создать дополнительные стимулы для читательской активности, открыть ему нечто новое и побудить в нём жажду познания.

Сказка – любимый детьми жанр, к ней они обращаются в раннем возрасте, когда идёт активное развитие речи, выстраивается поведение, формируются ценностные ориентации.

    сказка импонирует детскому сознанию, в котором весь мир одушевлен и чудесен.

    сказка даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.

    Сказка побуждает читателя идентифицировать себя с положительными героями, разделять их судьбу, перевоплощаться в них.

    Герои сказок становятся носителями определённого отношения к себе со стороны читателей, формирует позиции «люблю, не люблю», «хочу, не хочу быть таким»

    «сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. И становится неким духовным оберегом детства» (А. Михайлова)

Встретив на страницах книг «свою эпоху», ребёнок необъяснимо, но, несомненно, начинает ощущать свою связь с минувшими временами, с древними культурами. Дарите детям счастливую возможность побеседовать с хоббитами, полетать с Карлсоном по крышам, погоревать о бедной Русалочке, побыть принцессой или великим волшебником. Тогда книги и чтение станут для наших детей любимым занятием!

Раздел I : Русские народные сказки

Эпиграф: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Цитата:

« В сказочный мир мы сегодня идём

и за собой всех ребят позовём.

Мы дружная команда, весёлые друзья,

Со сказкою рядом шагаем всегда»

Список литературы:

    Аникин, В.П. Русская народная сказка. - М.: Худ.лит., 1984.- 176с., ил.

    Бурсов, И.Т. Сказки, полные чудес: для млад.школ. возраста / И.Т. Бурсов. –

    Мн.: Маст. літ., 1979. – 79с.

    Волков, А.М. Волшебник Изумрудного города: сказка: для млад. школ. возраста/ А.М. Волков. – М.: Дет.лит, 1984. – 159с.

    Губарев, В.Г. Королевство кривых зеркал: сказка: для мл.школ. возраста/ В.Г. Губарев. – М.: Дет.лит, 1992 . – 110с.

    Как баран и свинья торговать ходили: русская сказка // Хрестоматия по чтению для 1-2 классов средней школы. – Ростов на Дону, 1995. – 105с.

    Королькова, А.Н. Русские народные сказки:/ рассказаны А.Н. Корольковой.-

    М.: Наука, 1969.- 406с.

    Пушкин А.С. Сказки: для млад. шк. возраста/ А.С. Пушкин. – М.: Дет.лит, 1984. – 176с.

    Русские народные сказки/ сост., вступ. Ст. и примеч. В.П. Аникина; рис. Е.К. Коротковой и др. – М.: Правда, 1985. – 574с.

    Сутеев, В.Г. – Мешок яблок: сказка: для дошк. возраста/ В. Г. Сутеев. – М: Дет. лит., 1986. – 22с.

    Толстой, А.Н. Прожорливый башмак: сказки: для дошк. возраста/ А.Н.Толстой. – М.: Малыш, 1991. – 20с.

    Успенский, Э.Н. Крокодил Гена и другие сказки/ Э.Н. Успенский. – Мн.: Юнацтва, 1986. – 222с.

Раздел II : Белорусские сказки

Эпиграф:

Кніга для малых – гэта іх першы надзейны настаўнік і друг. Яна ўзбагачае іх мову, знаёміць з навакольным святам”.

Цитата:

Казка ад нашай зямлі і яе люддзей. Яна – чароўны сон і яна – думка чалавека”.

Ў. Караткевіч

Список литературы:

    Берасцянка: казкі беларус. пісьменнікаў: для малод. шк. узросту/ Маст. Т.А. Мельянец. – Мн.: Юнацтва, 1994. – 383с.

    Гілевіч, Н. Калі рана ўстанеш: вершы, казкі, байкі, небыліцы, загадкі/ маст. Н.Паплаўская. – Мн.: Юнацтва, 1984. – 144с.

    Грамовіч, І. Як вясну рабілі: апавяданні і навелы.- Мн.: Юнацтва, 1985. – 160с.

    Гречаников, А.С. Полесские легенды: для мл.шк. возраста/А. Гречанников. – Мн.: Юнацтва, 1986. – 56с.

    Лынькоў, М. Міколка-паровоз: аповесць для малодш. школ. узросту/М. Лынькоў. – Мн.: Юнацтва, 1982. – 184с.

    Прокша, Л.Я. Незвычайныя прыгоды хлопчыка Бульбінкі: аповесць-казка: для малод.школ. узросту. – Мн.: Маст.літ., 1973.- 71с.

    Салаўцоў, М.І. Вавёрчын веласіпед: для малод.шк. узросту/ М.І.Салаўцоў. – Мн.:Маст. Літ, 1976.- 23с.

    Танк, М. Быліна пра касмічнае падарожжа мураша Бадзіні/М.Танк. – Мн.: Маст.літ., 1979. – 26с.

    Ткачоў, В.Ю. Хітры Данік: апавяданні: для мал.школ. узросту/В.Ткачоў. – Мн.: Маст. Літ., 1975. – 65с.

    Шушкевіч, С.П. Ліса з магнітафонам: казкі: для мал.шк. узросту/С.Шушкевіч. – Мн.: Маст.літ., 1979. – 45с.

Раздел III : Зарубежные сказки

Эпиграф: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»

Цитата:

«Желаю тебе со сказкой дружить,

Чтоб в той, где захочешь, ты смог бы пожить».

Список литературы:

    Андерсен Х.К. Дикие лебеди: сказки: для мл.шк. возраста/ Ханс Кристиан Андерсен. – Мн.: Юнацтва, 1990. – 379с.

    Гауф, Вильгельм. Волшебные сказки / Вильгельм Гауф. – Запорожье: Интербук, 1992. – 410с.

    Киплинг, Д.Р. Рикки-Тикки-Тави: сказка:для дошкольного возраста/ Д.Р. Киплинг, пер. с англ. К.Чуковского. – М.: Молодая гвардия, 1992. – 32с.

    Кэролл, Л. Приключения Алисы в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье: сказки: для младш. шк. возраста / Л.Кэролл; пер. с англ. Н.Демурова. – Мн.: Юнацтва, 1990.- 205с.

    Муур, Лилиан. Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду: сказка: для дошк. возраста/Л.Муур. – М.: Дет.лит., 1991. – 14с.

    Лобату, М. Орден Жёлтого Дятла: сказка: для мл.шк. возраста/ М.Лобату. – Мн.: Юнацтва, 1987.- 301с.

    Перро, Шарль. Сказки матушки Гусыни, или Истории и Сказки былых времён с поучениями: для детей/ Шарль Перро. – М: Худ.лит., 1991. – 139с.

    Толкиен, Джон Роналд Руэл. Хоббит, или Туда и Обратно: повесть-сказка: для мл. Шк. возраста/ Дж. Р.Р. Толкиен; пер. с англ. Н. Рахмановой. – М.: Дет.лит., 1991. – 252с.

    Уайльд, Оскар. Мальчик-звезда идругие сказки: сказки: для детей и юношества/ О.Уайльд.- Петрозаводск: Бизнес-наука-производство, 1993. – 166с.

    Харрис, Джоэль Чендлер. Братец Лис и братец Кролик: из сказок дядюшки Римуса: для дошкол. Возраста/ Дж. Харрис; пер. с англ. М.Гершензона. – М.: Малыш, 1977. – 29с

Приложение к выставке

«Скоро сказка сказывается…»

викторина

    На лазоревом платье – частые звёзды, на голове – месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.

Василиса Премудрая, русская народная сказка «Царевна-лягушка»

    На столе стояла корзинка со спелыми вишнями, и пока она ела, старушка расчёсывала её волосы золотым гребешком. А волосы у неё вились, и кудри золотым сиянием окружали её милое, приветливое личико, кругленькое и румяное, словно роза.

Герда, Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

    А царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась и расцвела. Белолица, черноброва, нраву кроткого такого.

Спящая Царевна, А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    Ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами.

Конёк-Горбунок, П.Ершов «Сказка о Коньке-Горбунке»

    Княгиня – диво: под косой луна блестит, а во лбу звезда горит, а сама-то величава, выступает, будто пава.

Царевна Лебедь, А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

    Женщина эта была необычайна прекрасна. Глаза её сияли, как звёзды, но не было в них ни мира, ни тепла. Высокая и стройная, ослепительно белая женщина в шубе и шапке, запорошенных снегом.

Снежная королева, Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

    Эта вовсе не красива: и бледна, и тонка, чай, в обхват – то три вершка; а ножонка – то, ножонка! Тьфу ты! Словно у цыплёнка.

Царь-девица, П.Ершов «Конёк-Горбунок»

    Из-за картонного дерева появился маленький человек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…»

Пьеро, А.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

    Он носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски.

Незнайка, Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

    Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шёлковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками.

Викторины - это развлекательные игры, в которых необходимо быстро и правильно отвечать на заданные вопросы. В начальной школе актуальна для проведения викторина по русским сказкам.

Классификация

Викторины различают по:

  • Теме проведения.
  • Сложности вопросов.
  • Правилам проведения.
  • Вознаграждению победителя.

В викторине могут участвовать:

  • Два человека: один задает вопросы, другой отвечает.
  • Один ведущий и одна команда игроков.
  • Две и больше играющих команд.

Викторины для детей

В школьном возрасте на внеклассных занятиях приветствуется проведение викторин. Выбирая различные темы для конкурсов, учитель устраивает развлекательно-познавательные мероприятия с целью расширения и укрепления имеющихся знаний. Викторина по русским народным сказкам занимает не последнее место при проведении школьных мероприятий.

Цель школьной викторины:

  • Объединить класс: команда должна действовать как единый целостный организм.
  • Проверить знания учеников.
  • Подготовка к викторине будет мотивом для самосовершенствования и укрепления знаний учащихся.
  • Приз становится стимулом для выигрыша и, таким образом, стимулирует к расширению имеющихся знаний.

Для младших классов

Викторина по сказкам наиболее часто организуется в младших классах. В этом возрасте дети интересуются такими произведениями и из них получают много знаний. Сказки способствуют развитию понятий «добро» и «зло», ребенок учится честности, справедливости, видит, что за плохой поступок следует наказание, что злость, обида, месть не приводят ни к чему хорошему.

Таким образом, проведенная викторина по русским народным сказкам будет способствовать развитию положительных качеств у школьника.

Классификация русских народных сказок

Выделяют три больших раздела произведений данного жанра:

  • О животных.
  • Бытовые.
  • Волшебные.

Различаются они и по действующим героям. В сказках о братьях наших меньших качества людей переносятся на животных, которые говорят, думают и ведут себя как люди. В бытовых присутствует жизненная правда, высмеиваются жадность и глупость. Волшебные полны чудес.

Смысл всех сказок - показать, как добро побеждает зло, глупость, грубость. Главные герои наделены смекалкой, добротой и отзывчивостью.

Зачем проводить соревнования?

Викторина для детей по сказкам преследует такие цели:

  • Обобщить имеющиеся знания по сказкам.
  • Воспитать любовь к устному народному творчеству.
  • Развить воображение.
  • Научиться узнавать сказки по героям.
  • Развивать ассоциативную память.
  • Мотивировать школьников к дальнейшему чтению художественных произведений.

Викторина по народным сказкам имеет положительное влияние, направленное на правильное воспитание школьников.

К примеру, сказки Г. Х. Андерсена актуальны в Они рассказывают о доброте, дружбе, отзывчивости и готовности всегда прийти на помощь другу.

Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена

  1. Кто унес сонную Дюймовочку из квартиры женщины, в которой она жила (по одноименной сказке «Дюймовочка»):
  • Жаба.
  • Мышь.

Правильный ответ: Жаба.

2. Какое желание загадала Дюймовочка перед свадьбой с кротом (по одноименной сказке):

  • Покушать.
  • Спеть песенку.
  • Посмотреть на солнышко.

Правильный ответ: посмотреть на солнышко.

3. Как в сказке «Принцесса на горошине» королева выяснила, что пришедшая к ним девушка - принцесса:

  • Попросила ее станцевать.
  • Положила ей горошину под тюфяки.
  • Поверила на слово.

Правильный ответ: положила ей горошину под тюфяки.

4. Что принесла Русалочка в жертву колдунье взамен на ноги вместо хвоста (по сказке «Русалочка»):

  • Заплатила деньги.
  • Отдала свой голос.
  • Подарила ожерелье.

5. Кто первый крикнул «А король-то голый!» (по сказке «Новый наряд короля»):

  • Старушка.
  • Ребенок.
  • Один из придворных.

Правильный ответ: ребенок.

6. Какие птицы вызвали восхищение у утенка в сказке «Гадкий утенок»:

  • Куры.
  • Утки.
  • Лебеди.

Правильный ответ: лебеди.

7. Какие цветы росли у Кая и Герды в сказке «Снежная королева»:

  • Розы.
  • Ромашки.
  • Тюльпаны.

Правильный ответ: розы.

8. Из какого металла был сделан стойкий солдатик, полюбивший прекрасную танцовщицу (по сказке «Стойкий оловянный солдатик»)?

  • Медь.
  • Олово.
  • Бронза.

Правильный ответ: олово.

9. Сколько братьев было у Эльзы в сказке «Дикие лебеди»:

  • Одиннадцать.
  • Девять.
  • Тринадцать.

Правильный ответ: одиннадцать.

10. Как «раздавал» сны детям Оле-Лукойе (по одноименной сказке «Оле-Лукойе»):

  • Клал под подушку.
  • Рассказывал малышу на ушко.
  • Раскрывал зонтик над спящим ребенком.

Правильный ответ: раскрывал зонтик над спящим ребенком.

Любовь к сказкам

  1. Когда петушок подавился зернышком, к кому первому побежала курочка за водичкой (по сказке «Бобовое зернышко»):
  • К липке.
  • К девушке.
  • К речке.

Правильный ответ: к речке.

2. Чем Лисица угощала Журавля в сказке «Лисица и Журавль»;

  • Картошкой.
  • Молоком.
  • Манной кашей.

Правильный ответ: манной кашей.

3. Где спрятался седьмой козленок от волка (по сказке «Волк и семеро козлят»):

  • Под столом.
  • На крыше.
  • В печке.

Правильный ответ: в печке.

4. Кто выгнал лисицу из зайкиной избушки (по сказке «Зайкина избушка»):

  • Петух.
  • Волк.
  • Медведь.

Правильный ответ: Петух.

5. Как Машенька перехитрила медведя и смогла вернуться домой (по сказке «Маша и Медведь»):

  • Спряталась в короб с пирожками.
  • Убежала от Медведя.
  • Шла за Медведем, когда он нес гостинцы ее бабушке и дедушке.

Правильный ответ: спряталась в короб с пирожками.

6. Кого не встречал на своем пути Колобок (по одноименной сказке «Колобок»):

  • Волка.
  • Зайца.
  • Ежика.

Правильный ответ: Ежика.

7. Как рак перехитрил Лису и первым «добежал» до оговоренного места (по сказке "Лиса и рак"):

  • Попросил Волка его донести до места.
  • Прицепился к хвосту Лисицы.
  • Просто дополз первым.

Правильный ответ: прицепился к хвосту Лисицы.

8. Сколько животных поместилось в теремке (по одноименной сказке «Теремок»):

  • Четверо.
  • Пятеро.
  • Шестеро.

Правильный ответ: пятеро.

9. Как Волк ловил рыбку в проруби (по сказке «Лисичка-сестричка и Волк»):

  • Удочкой.
  • Своим хвостом.
  • Сачком.

Правильный ответ: своим хвостом.

10. Как Лисица хотела заставить тетерева спуститься на землю (по сказке «Лиса и тетерев»):

  • Сказала, что подписан указ, по которому звери друг друга не трогают.
  • Хотела угостить его зернышками.
  • Приглашала к себе в гости.

Правильный ответ: сказала, что подписан указ, по которому звери друг друга не трогают.

Волшебство в сказках

Одна из интересных тем на занятиях внеклассных уроков - это викторина по сказкам. Начальная школа - наиболее приемлемое для этого время. Дети начальной школы как раз находятся в таком возрасте, когда интересно все необычное и волшебное. Некоторые ученики верят в чудеса, хотят встретить фей и других необычных персонажей. Поэтому волшебные сказки - одни из любимых у школьников младших классов.

Одно из самых актуальных в этом возрасте мероприятий - викторина по сказкам.

Закрепляем знания о народных сказках

Предлагаемые задания можно использовать на внеклассных занятиях, на которых проводится викторина по сказкам, с ответами, приведенными ниже.

  1. Кто постоянно давал советы и помогал Василисе выполнять все задания мачехи (по сказке «Василиса Прекрасная»):
  • Котик.
  • Кукла.
  • Подруга.

Правильный ответ: кукла.

2. Кто воровал из царского сада (по сказке «Иван-царевич и серый волк»):

  • Разбойники.
  • Жар-птица.
  • Волк.

Правильный ответ: Жар-птица.

3. Принцесса сидела у окошка в высоком тереме. Что надо было сделать, чтобы взять ее в жены и получить полцарства в придачу (по сказке «Сивка-бурка»):

  • Допрыгнуть на коне до окошка и дотронуться до руки принцессы.
  • Спеть ей песню.
  • Допрыгнуть на коне до окошка и поцеловать принцессу.

Правильный ответ: допрыгнуть на коне до окошка и поцеловать принцессу.

4. В кого превратился братец Иванушка, не послушавшись сестрицы и напившись водицы из копытца (по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»):

  • Теленочка.
  • Козленочка.
  • Ягненочка.

Правильный ответ: козленочка.

5. Из-за чего растаяла Снегурочка. Что она сделала (по сказке «Снегурочка»):

  • Прыгнула над костром.
  • Подошла к печке.
  • Вышла на солнышко.

Правильный ответ: прыгнула над костром.

6. Из-за чего ушла от Ивана-царевича? Что он сделал (по сказке «Царевна-Лягушка»):

  • Сжег лягушачью кожу.
  • Рассказал про ее волшебное превращение братьям.
  • Оставил ее дома, не взяв с собой на пир.

Правильный ответ: сжег лягушачью кожу.

7. У кого первого спросила девочка, где ей найти братца, унесенного гусями-лебедями (по сказке «Гуси-лебеди):

  • У яблоньки.
  • У печки.
  • У молочной реки.

Правильный ответ: у печки.

8. Какую волшебную рыбу поймал Емеля (по сказке «По щучьему веленью»):

  • Золотую рыбку.
  • Щуку.
  • Карася.

Правильный ответ: щуку.

9. Кто помог девочке убежать от Бабы-Яги и дал ей гребешок и полотенце, из которых получались широкая река и (по сказке «Баба-Яга»):

  • Березка.
  • Собаки.

Правильный ответ: кот.

10. Какая птица помогла Терешечке добраться до дома и убежать от ведьмы (по сказке «Терешечка»):

  • Гусенок.
  • Ласточка.
  • Жар-птица.

Правильный ответ: гусенок.

Сказки - это необыкновенный, наполненный волшебством мир, в котором побеждает добро вопреки всем трудностям. Дети с радостью воспринимают позитив, исходящий из таких произведений. Поэтому проведенная в школе викторина по сказкам подарит ученикам положительные эмоции и позволит приятно провести время.