Каюм насыри - чужой среди своих

Во времена жизни и творческой активности Каюма Насыри «фанатичные приверженцы ислама и реакционно-настроенные мусульмане, лютой ненавистью ненавидевшие любые отступления от правил», иначе как «урус-Каюмом» не называли выдающегося просветителя того времени.

Я живу в национальной республике, каждый день слышу татарскую и русскую речь, и для меня нет ничего удивительного в том, что две культуры сосуществуют вместе. Хотя не так давно все было «с точностью до наоборот».

«Одинокий путь»

Родившись 2(14) февраля 1825 года в семье людей высокообразованных, Каюм Насыри (настоящее имя и фамилия – Габделкаюм Габденнасырович Насыров) с измальства стремился к знаниям. Логично, что следующим этапом, после получения им первоначального образования в мектебе своего отца, стало поступление Насыри в медресе пятого прихода в 1841 году, где он учился 14 лет. В совершенстве овладев арабским, персидским, турецким и татарским языками, будущий просветитель тайно начал изучать русский язык.

И тут возникает вполне обоснованный вопрос: для чего человек, имевший прекрасную возможность жить в материальном достатке, иметь почет и уважение, осознанно выбрал себе ярлык «предателя», или как его называли единоверцы «сатлык»?! Да просто получив максимальное образование, Насыри явственно ощутил его недостаточность. И чем больше он познавал русскую культуру и науку, тем ярче становилось его желание донести это до своих соплеменников, до своего горячо любимого им народа.

Итак, после окончания медресе в 1855 году Каюм Насыри был приглашен на должность преподавателя татарского языка в Казанское духовное училище. Параллельно с преподавательской деятельностью он усердно и неустанно собирал материалы по татарскому фольклору: пословицы, поговорки, загадки, песни, а затем передавал эти материалы на рассмотрение Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. В награду за преданность своему делу Каюм Насыри был избран действительным членом этого Общества.

Тесное общение с русскими преподавателями, многолетняя работа в Казанском духовном училище усилили его интерес к русской культуре. В итоге Каюмом Насыри в 1871 году открыта первая в Казани школа для обучения татарских детей азам русского языка, что, стоит заметить, было весьма отчаянным предприятием по тем временам.

В этом доме работает музей Каюма Насыри

Вход в музей Каюма Насыри. Фото Владимира Полозова

Он считал, что татары, живя в России, должны знать ее историю, культуру и русский язык. По мнению реакционеров же, образование не должно было выходить за догматичные границы, установленные многовековыми традициями. Просвещение было сугубо религиозным и дозированным, следствием чего стало упорное противостояние развитию деятельности школы Насыри. Учеников, которых было и так единицы, подкарауливали на улице и били, а на самого учителя, стоило начаться занятиям, моментально писались доносы в часть.

И как не печально, промучившись несколько лет, в 1876 году Каюм Насыри оставил эту свою затею. Несмотря на нарастающее давление со стороны своих соплеменников, Насыри продолжил выбранный им просветительский путь. Он издавал на собственные средства ежегодный настольный календарь, где наряду с практической информацией публиковались данные из различных областей науки, а также материалы развлекательного характера; сказки, пословицы, песни, переводы из восточных авторов и отрывки из собственных сочинений. Это массовое издание пользовалось большой популярностью среди простых людей.

«Редкий крестьянин, продав в городе мешок овса или куль с рогожей, не покупал на вырученные деньги вполне доступной по цене и такой необходимой вещи».

Каюм Насыри первым высказал идею о том, что должен существовать понятный народным массам татарский литературный язык. Как просветитель, если буквально интерпретировать это понятие, он нес людям свет – знания, приспосабливая изложение книг к вкусам и уровню татарских читателей того времени.

Цитирую Рафаэля Мустафина:

«Каюм Насыри дал живому татарскому языку права гражданства, шлифовал и оттачивал его, вырабатывал нормы литературного словоупотребления». «Не было, наверное, в последней трети ХIХ века такого шакирда медресе или вообще мало-мальски грамотного человека из татар, который бы не зачитывался его полулегендарными повестями об Авиценне или сорока визирях…»

До Великой Октябрьской социалистической революции собирание произведений устного творчества носило случайный характер. Первые опыты в этом направлении были сделаны Каюмом Насыри в его книге «Фавакихемджеляся». Автор первого учебника русской грамматики для татар (1891 г.), первого татарско-русского словаря (1875 г.), «Русского чтения» (1889 г.), первый, кто поставил изучение татарского языка на твердую научную основу – Насыри упорно идет к своей цели – сблизить и взаимно обогатить две великие культуры…

В рамках столь короткого рассказа, сложно отразить всю многогранность нашего великого соотечественника.

«Не много ли патетики?» – спросите вы.

Да ничуть. Ведь вся жизнь писателя, историка, этнографа, фольклориста, лингвиста Каюма Насыри была посвящена искреннему служению науке. Легко ли быть изгоем, одиноко бредущим по жизни путником? Я думаю, сложно и обидно. Но гений зрит в будущее, и лишь оно, светлое и достойное, к которому причастен и он, дает ему силу творить!

В Казани есть Музей Каюма Насыри, который был открыт в 2002 году в доме, являющемся памятником татарского деревянного зодчества.

Он расположен на территории Старо-Татарской слободы. В идею экспозиции заложено раскрытие историко-биографической и мемориально-бытовой тем, а также глубокое осмысление особенностей и этапов развития татарской просветительской мысли, выделяя из просветителей XIX века – К. Насыри, Ш. Марджани, Х. Фаизханова и Халфиных.

Основой экспозиции являются печатные, рукописные и эпистолярные источники. Среди них – мемориальные труды К. Насыри и рукописная книга, переписанная его рукой, а также учебники медресе, образцы устного народного творчества татарского народа, воспоминания родственников, очевидцев и фотографии из частных архивов. Здесь также представлен этнографический материал, собранный, в том числе, в татарских селениях бывшего Свияжского уезда – родины ученого. Кроме того, выставлены личные вещи, принадлежавшие родственникам К. Насыри.

Среди ценных коллекций – мемориальная коллекция Каюма Насыри, личные вещи рода Хусаиновых, Марата Валишина, а также коллекция книг и учебников медресе на арабском и татарском языках конца XVIII-XX веков.

Музей постоянно ищет новые формы работы. Среди них – создание музейного «Сада памяти», заложенного в 1997 году. Сегодняшний сад радует, восхищает всех, кто приходит в музей. Он стал дополнительным экспозиционным залом под открытым небом, где за его оформление отвечает сама природа.

Дарья ЕГОРОВА

Производственная практика в редакции 2010 года

Список использованных источников:

Мустафин Р. А. Образ времени. Статьи. Казань, Татарское кн. изд-во, 1981.

Ахунов А. Каюм Насыри – чужой среди своих // Татарстан. – 2005. – №2.

МУЗЕЙ КАЮМА НАСЫРИ (филиал Национального музея РТ с 1996 г.) 420021, Казань, ул. Парижской Коммуны, 35.

/jdoc:include type="modules" name="position-6" />

Габделькаюм Габдулнасыров - Каюм Насыри - выдающийся татарский просветитель, педагог и краевед родился 2 февраля 1825 года в семье муллы в деревне Ширдан. Сегодня это село Верхние Ширданы в заволжской части Зеленодольского района.

От природы любознательный Каюм, получив первые азы грамоты у отца, продолжил образование в казанском медресе "Касимия", одном из крупных мусульманских учебных заведений конца XVIII века. О высочайшем уровне подготовки учащихся можно догадаться хотя бы по тому, что в этом медресе в разные годы преподавали Шигабутдин Марджани, Ахмад-Заки Валиди, Гафур Кулахметов, Ахметхади Максудов и другие. Среди шакирдов были такие будущие знаменитости мусульманского мира, как Загир Бигиев, Муса Бигиев, Гаяз Исхаки, Садри Максуди.

Приехав в Казань в 1841 году, Насыри изучает восточные языки, великолепно овладевает русским. С 1855 по 1871 преподает татарский язык в Казанском духовном училище и Казанской духовной семинарии, приобщая будущих служителей православных христианских церквей к татарской истории, культуре и языку. Одновременно в качестве вольнослушателя Каюм Насыри обучается в Казанском университете, где активно участвует в работе «Общества археологии, истории и этнографии», действительным членом которого его избирают в 1885 году. В годы учебы в Казанском университете он сближается и сотрудничает с выдающимися учеными того времени - историками Н.Г.Фирсовым, М.М.Хомяковым, востоковедами Н.Ф.Катановым, со знаменитым Гордеем Саблуковым.

В 1871 году в Казани Каюм Насыри организовал свою школу. А с 1879 года занимался творческой и научной деятельностью.

Насыри был горячим поборником дружбы татарского и русского народов. Он первым из просветителей знакомит татар с российской историей и культурой на родном языке, переводит на татарский язык многие учебники по географии, физике, математике, языкознанию. В организованной Каюмом Насыри школе впервые велось преподавание русского языка для татар.

Каюм Насыри заложил основы современного татарского литературного языка, его научной терминологии. И в наши дни актуальны его труды по фонетике и грамматике, лексикографии татарского языка (двуязычные словари, первый толковый словарь в двух томах). Он является составителем русско-татарского словаря, автором учебника русской грамматики для татар, а также научно-популярных произведе¬ний, первых татарских календарей.

Насыри много внимания уделял изучению истории края, татарского народа, его фольклора и этнографического наследия. Издававшиеся ученым с 1871 года на протяжении 27 лет настольные календари, знакомили читателя с историей и культурой татар и являлись своего рода литературными энциклопедиями. Каюм Насыри написал также труды по литературе, педагогике, земледелию, ботанике, медицине, составил учебники по арифметике, геометрии, географии. В общей сложности он создал более сорока томов сочинений. Наиболее известные – «Книга о воспитании» (1881 г.), «Краткая история России» (1890 г.), «Повести об Авиценне».

По паспорту до конца своей жизни Каюм Насыри считался крестьянином деревни Ширданы. В последний год жизни он вернулся в родную деревню, все свои заработанные деньги отдал на постройку новой мечети, и умер 20 августа 1902 года на 78-м году жизни, не дожив даже до начала строительства мечети, Она была возведена уже без него.

Благодарные потомки сохранили старый дом, собрали многие вещи, связанные с жизнью своего знаме¬нитого земляка Каюма Насыри, и открыли музей в деревне Большие Ачасыры. Посетите этот музей и Вам приоткроется частица души великого просветителя.

Михайлов Андрей Юлианович - учитель русского языка и литературы

МБОУ «Емелькинская СОШ»

Аксубаевского муниципального района РТ

Тема урока : Творчество Каюма Насыри, его «Книга о воспитании»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Форма урока : урок по литературе для 6 класса посвящен знакомству с творчеством Каюма Насыри и его «Книгой о воспитании», построен как урок-исследование.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, система малых групп.

Технология : Данный урок построен с применением метода проектов. На данном уроке учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность учащихся, становится помощником и участником учебного процесса.

Развиваемые компетенции :

Ценностно-смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать смысловые установки)

Общекультурная (освоение картины мира, познание духовно-нравственных основ жизни)

Учебно-познавательная (добывание знаний из окружающей действительности, целеполагание, анализ)

Информационная (владение различными средствами информации, поиск информации)

Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ)

Личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие)

Развиваемые УУД:

Личностные - нравственно-этическая ориентация

Регулятивные - целеполагание, осознание уровня усвоения материала

Познавательные - самостоятельный поиск информации

Общеучебные – самостоятельное формулирование цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста

Логические - анализ текста, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные - умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли

Цели урока:

Предметные : ознакомление с «Книгой о воспитании» Каюма Насыри; овладение навыками анализа текста·

Метапредметные : овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование информационной культуры личности ребенка; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Личностные : формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста

Оборудование: Учебное пособие «Литература», 6 класс(Ахбарова Г.Х.,Скиргайло Т.О.. Региональный компонент. – М.,2015, компьютерная презентация, проектор, портрет Каюма Насыри, иллюстрации по творчеству Каюма Насыри, «Книга о воспитании».

Технологическая карта урока

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуляция

Артикуляционная гимнастика .

Работа над высказываниями о языке.

Подготовка речевого аппарата к говорению

Предполагаемый ответ:

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Н.В.Гоголь

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И.С.Тургенев)

2.Мотивация к учебной деятельности

познавательные УУД : выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями Республики Татарстан.

регулятивные УУД : целеполагание

Проблемный вопрос:

Что общего у всех этих высказываний и чем они различаются?

Дайте лексическое значение слов «язык, просветитель»

Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию в Зеленодольский район нашей республики и вы познакомитесь поближе с известным татарским писателем, этнографом Каюмом Насыри.

Виртуальная экскурсия (показ презентации)

Проблемный вопрос: Подумайте, как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будет тема нашего урока.

Анализ, сопоставление.

Просветитель -распространитель знаний, просвещения

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД : целеполагание

Задание: Вспомните известных татарских поэтов и писателей?

Что такое бюст?

Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Предполагаемый ответ:

Бюст - скульптура, изображающая грудь, плечи и голову.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь . Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1.Выборочная проверка домашнего задания

Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД:

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Проверка и заполнение таблицы «Жизнь и творчество Каюма Насыри»

(Показ презентации)

Беседа по презентации

Где началась трудовая деятельность Каюма Насыри и в связи с чем?

Какие события предшествовали этому?

Как он получил образование?

С написания каких произведений началась его писательская деятельность?

Что такое «поучение»? (было задано на дом)

Чтение таблицы «Жизнь и творчество Каюма Насыри» , составленной на основе презентации «Биография Каюма Насыри»

Отвечают на вопросы учителя.

2.Работа с литературоведческими понятиями.

«Карта жанра»

– Восстановите схему жанра «поучение», выбрав нужные элементы.

Вспомните и дайте определение « наставление».

Групповая работа.

Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра «поучение, наставление». Оценивается правильность и скорость выполнения задания. Коллективная проверка.

Предполагаемый ответ:

Поучение, наставление - это поучающий, нравоучительный совет.

3.Мини-исследование в группе.

А что такое наставление по Каюму Насыри?

Задание. Попробуйте дать определение данному термину, прочитав Наставление первое из «Книги о воспитании» Каюма Насыри.

- А какое поучение содержит Наставление девятое Каюма Насыри?

«Копейка, добытая трудом, дороже тысячи копеек, полученных от чужих рук» (стр.95 – Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. Учебное пособие к учебнику Г.С.Меркина «Литература». Региональный компонент. 6 класс. – М., 2015)

Исследовательская работа.

Предполагаемый ответ:

Наставление - поучение, назидание, нравоучение, мораль, проповедь, нотация, урок, инструкция, руководство; увещевание, внушение, уговор, увещание, вразумление, поучение, указание, завет, инструктирование, наставленье, поученье, инструктаж, наводка, напутствие, наказ, проповедывание, памятка, рацея, отповедь, совет.

Отвечают на вопрос учителя.

  1. Физминутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физминутка «Карлики-великаны»

Организует разминку.

Активно выполняют физические упражнения

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом

Работа с наставлениями из «Книги о воспитании».

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа:

Сегодня мы познакомимся с наставлениями Каюма Насыри из «Книги о воспитании». Ребята, у каждой группы у нас есть свои Наставления, которые были заданы на дом. Прочитайте их нам всем.

- О чём говорится в ваших наставлениях?

Каждая группа читает наставления.

Дают развёрнутые ответы.

1 . Просмотр видеозаписи выразительного чтения Наставлений Каюма Насыри.

Беседа о просмотренном.

Понравилось ли вам чтение Наставлений Каюма Насыри?

Чему поучают они нам?

Смотрят видеозапись. Делятся впечатлением.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

2.Словарная работа

Групповая работа.

В группе выпишите 10 непонятных слов.

Предполагаемый словарь:

Этнографом называется специалист по этнографии - исторической науке, изучающей этнические группы народов, их происхождение, обычаи.

Единственная наука, которая имеет отношение к религии, это богословие, поэтому учёный, занимающийся такой наукой - БОГОСЛОВ .

Фундаментальный , -основательный, глубокий. Напр.:Фундаментальное исследование.

Кушак - Пояс, обычно из широкого длинного куска материи или шнура.

Невежа - невежливый , невоспитанный человек невежда - необразованный, малознающий.

Наставление - поучающий, нравоучительный совет.

Има́м - в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы.

МЕКТЕБЕ (араб. мактаб) - название средней общеобразовательной школы у тюркских народов.

Медресе́ - мусульманское учебное заведение, выполняющее функцию средней школы и мусульманской духовной семинарии . Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет .

Шакирд - студент медресе или аналогичного мусульманского учебного заведения.

Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

Коллективная проверка.

3.Выразительное чтение Наставлений учащимися.

Чтение наставлений.

Подготовка к чтению. Чтение.

4. Словесное рисование.

Метод словесного рисования

Какую иллюстрацию к наставлению вы бы нарисовали?

Словесное рисование.

Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

5. Знакомство с иллюстрациями Наставлений К.Насыри

Наглядный, частично-поисковый

Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему?

6. Просмотр буктрейлера по произведениям Каюма Насыри.

Наглядный, проблемный

Изменилось ли ваше восприятие Наставлений ?

Чьё прочтение наставлений вам показалось более интересным? Почему?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Групповая работа. Самостоятельный анализ наставлений.

Работа в группах и выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

В чём смысл отцовских наставлений ?

Отцовские наставления, какие они? Даем ли мы своим детям отцовские наставления, даем ли мы им наказ или жизненное правило, которое помогло бы им в будущем не сойти с пути истинного, не уронить своей чести и быть достойными продолжателями дела семьи.

Групповая работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Самостоятельный анализ наставлений.

1 Задание.

1 группа .

1. Почему Каюм Насыри использует мораль в своих наставлениях?

2. В Наставлении девяносто шестом Каюм Насыри говорит о еде. Какой рукой принято есть в обществе?

3. Если к обеду собралось много людей, можно ли заставлять всех ждать тебя одного?

Защита своего мнения.

2 группа.

1. Какие эпитеты использует писатель в своих наставлениях?

2. Какие глаголы характерны в Наставлениях?

3. Охарактеризуйте язык Наставлений Каюма Насыри. Докажите свою мысль, ссылаясь на тексты.

Защита своего мнения

3 группа.

1. В каких произведениях русских писателей присутствуют Наставления?

2. Чему они поучают?

3. В повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина главный герой Петр Гринёв какое наставление получает от отца?

Защита своего мнения

2 задание. Составление сравнительной таблицы

Сопоставление Наставлений Каюма Насыри и отцовских наставлений.

Защита своего мнения

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.

Самостоятельное написание синквейна по тридцать девятому Наставлению.

Итог своих результатов.

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

Дифференцированное домашнее задание.

1.Сочинение-миниатюра. Придумайте Наставление, относящееся к учёбе в школе.

2. Инсценировка одного Наставления (чтение наизусть).

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха» своими смайликами .

Литература

1. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. Учебное пособие «Литература» для 6 класса. Региональный компонент. – М., 2015;

2. Насыри Каюм. Избранные произведения. – Казань, 1977;

3. Насыри Каюм. Книга о воспитании;

4. Интернет ресурсы.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Каждый ученый-просветитель оставляет свой след в истории философии. Каюм Насыри - не исключение. В конце XIX века наметились прогрессивные идеи о необходимости формирования татарской национальной школы. Каюм Насыри внес бесценный вклад в создание светского образования своего народа, явился одним из первых новаторов реформистского течения.

Каюм Насыри . Жизнь и творчество

Габделькаюм Габденнасырович Насыров - Каюм Насыри - родился 2 (14) февраля 1825 гола в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской Губернии (ныне с. Малые Ширданы Зеленодольского района Республики Татарстан). Отец и дед его были образованными людьми.

Детские годы Каюма Насыри прошли в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. В 1841 году Каюма Насыри привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он и учился до 1855 года.

В 1855 году Каюм Насыри получил предложение занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище. Таким образом, педагогическую деятельность Каюм Насыри начал в русском учебном заведении. В последующие годы он стал преподавать татарский язык в Казанской духовной семинарии.

Всю свою жизнь Каюм Насыри посвятил литературной и научной деятельности.

Каюм Насыри рисовал и чертил. Для своих календарей он начертил множество географических карт, например, карту восточного полушария в календаре за 1878 год, карту сел Казанской губернии в календаре за 1881 год и т.д. Почерк К. Насыри был изумительно красив. Все свои произведения он переписывал собственноручно, как первоклассный каллиграф. Каждое произведение он сшивал очень аккуратно.

Вообще Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени. Он очень любил музыку. Современники указывают, что он умел играть на нескольких инструментах, например, на кубызе и курае.

Каюм Насыри любил и знал природу. В своей книге "Феваки Иелж?л?са фил?д?бият» («Плоды для собеседников по литературе») он говорит: «Мудрецы утверждают, что вид зеленой травы, журчащей речки, красивого милого личика дает отдых зрению, заостряет ум; они уверяют, что три вещи - зеленая мурава, прекрасная возлюбленная и журчащий ручеек - уничтожают печаль».

Он очень любил общаться с народом. Когда он приезжал в родную деревню, тотчас, не заходя еще в дом, останавливался у группы мальчишек, собравшихся по случаю его приезда, заставлял их петь, плясать и щедро наделял их за это подарками. Особенно любил он беседовать со стариками, собирая материалы по истории и фольклору.

Вообще Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени.

Богатейшее литературно-научное наследие Каюма Насыри перешло как бесценный дар к молодому поколению, обогащая его демократическими традициями, духовными ценностями великой русской культуры. Вышедшие в начале XX века на арену литературной деятельности татарские писатели начинают свою работу с изучения трудов Каюма Насыри. Поэты М. Гафури и Г. Тукай, основатель татарского театра Г. Камал в автобиографических очерках вспоминают, что они с самых юных лет с увлечением читали произведения Каюма Насыри.

Перечень трудов Каюма Насыри, вышедшие отдельными изданиями :

1. «Хисаплык» («Учебник по арифметике»). Первое издание, в объеме 52страниц, вышло в 1873 году. Второе, дополненное издание, в объеме 86 страниц вышло в 1897 году. Сам Каюм Насыри так рекомендует его: «Полезная книга для детей по этой науке, изданная на нашем родном языке в России».

2. «Татарча-русча л?гать» («Татарско-русский словарь») 12 страниц. Издан в 1875 году.

3. «Кырык бакча» («Сорок садов»). Рассказы, новеллы, басни и анекдоты. 85 страниц. Первое издание вышло в 1880 году. Всего издано 2 раза.

4. «Абугалисина» («Авиценна»). Фантастическая повесть из жизни и деятельности известного восточного ученого, философа и поэта Авиценны. 116 страниц, первое издание выпущено в 1881 году. Всего издавалась 7 раз.

5. «Шэжарэ» («Родословная»). О поколении Насыровых. Родословная дана в виде разветвленного дерева. Издана в 1880 году.

6. Календари. Издавались с 1871 по 1897 год. В течение 1886, 1887, 1895 гг. календарь не издавался. Всего 1228 страниц.

Кроме того, имеется очень богатый рукописный фонд К. Насыри, хранящийся в различных научных учреждениях Казани. Среди этих рукописей, составляющих около 90 папок или свертков, хранятся как основные рукописные экземпляры напечатанных произведений, так и нигде не изданные до сих пор 15названий оригинальных и 5 переводных произведений. Содержание этих последних показывает, что универсальный ученый и писатель касался самых разнообразных тем. еще не известных широким массам читателей;

Труды Каюма Насыри, изданные на русском языке

1. А.К. Насыров - «Поверия и обряды казанских татар». «Записки Императорского Русского Географического Общества». VI том. Петербург, 1880 год.

2. А.К. Насыров - «Образцы народной литературы казанских татар» (загадки, пословицы, песни). «Известия Общества археологии, истории этнографии при Императорском Казанском университете», XIII том, выпуск

3. «Кабуснама» в переводе О.С. Лебедевой, 1886 год.

Научно-исследовательская и литературная деятельность Каюма Насыри

Научная и литературная деятельность Каюма Насыри началась еще при крепостном строе и развивалась в период усиленного развития капитализма в России. Первое свое произведение «Мэжмэгылэхбар» («Сборник вестей») он написал в 1859 году. Первым печатным его трудом была книга-учебник «Неху китабы» («Синтаксис»), вышедшая в свет в 1860 году. В том же году он издал брошюру «Буш вакыт» («На досуге») о явлениях природы, предназначенную для детей-школьников и лиц, занимающихся самообразованием. Это было первое научно-популярное сочинение, написанное на татарском языке. С него началось и создание татарской детской литературы.

Развивая эту деятельность дальше, он составляет ряд учебников и руководств по различным отраслям теоретических и прикладных знаний. Так, по математике он написал учебники «Хисаблык» (арифметика, 1873), «Гильме п?нд?с?» (геометрия, 1895), по географии - «Истилахате джаграфия» (терминология географии, 1890), 1, И и III части «Джаграфияи кабир» (большая география, 1894 - 1899).По естественным наукам он написал книгу «Буш вакыт» (I860), по земледелию - «Гильме зирагат» (1892), по ботанике - «Г?лзар в? ч?манзар ягъни?л?нлек в? ч?ч?клек» (1894), где дает довольно подробные сведения о травах и цветах.

Являясь горячим поборником дружбы русского и татарского народов, Каюм Насыри одним из первых ознакомил татарский народ на родном языке с русской историей. Его книга «З?б?д?те мин т?варихе рус» («Краткая история России», 1890 г.) является первым трудом в этой области, вышедшим на татарском языке.

В каждой науке Каюм Насыри обращает внимание на практическую сторону, он объясняет, чему служит

Значительны заслуги К. Насыри в истории развития татарской художественной литературы. Он сам создавал художественные произведения, переводил на татарский язык художественные произведения других народов, вел большую работу как литературовед, собиратель фольклора, занимался литературной критикой.

С 1871 года К. Насыри начал издавать настольный ежегодный календарь, мечтал и об издании татарской ежедневной газеты. Но царское правительство не разрешило издание газеты. В календаре, выходившем систематически в течение 24 лет, наряду с чисто календарным, помещалось много научного и литературного материала. Поэтому Каюма Насыри справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом.

Каюм Насыри создал первые оригинальные произведения в области татарского языкознания. Здесь уместно привести высказывание Г. Ибрагимова о нем: «В резком переходе от арабского к татарскому Насыри у нас должен считаться явным революционером. Поскольку он работал для народа, для низших его слоев, он первым стал употреблять слова «татарский язык» и в течение 50 лет работал в этой отрасли.

Сказки, пословицы, песни народа он собирал с какой-то особой любовью, как драгоценные сокровища», К. Насыри первым выступает с мыслью, что должен существовать понятный народным массам татарский литературный язык, составляет и издает грамматику татарского языка.

Значительны заслуги К. Насыри в истории развития татарской художественной литературы. Он сам создавал художественные произведения, переводил на татарский язык художественные произведения других народов, вел большую работу как литературовед, собиратель фольклора, занимался литературной критикой.

Каюм Насыри ставил задачу создания и распространения художественных произведений, написанных на доступном широким народным массам языке. Он кропотливо отбирал лучшие повести, рассказы, изданные на турецком, арабском, персидском языках, и переводил их на татарский. насыри ученый литератор просветитель

В 1872 году Каюм Насыри заканчивает переработку знаменитой «Повести об Абу-али-сине» Прототипом героя этой повести, воплотившей в себе богатую фантазию народа и переведенной почти на все языки мира, является известный ученый Ибн-Сина (Авиценна) - философ, юрист и медик, живший в конце X - начале XI столетий (980-1037) в Средней Азии.

До последних дней своей жизни Каюм Насыри не прекращал работы в области художественного творчества.

Каюм Насыри обратил особое внимание на собирание исторического материала в виде народных сказаний. Однако он не умаляет значения.

Изучая историю татарского народа, Каюм Насыри подходит и к вопросу о предках современных казанских татар. Он утверждает, что прадедами казанских татар являются булгары. Каюм Насыри весьма плодотворно работал и в области педагогики. Сохранилось много высказываний его об этой науке. Занимаясь, долгие годы педагогической деятельностью, он не остался просто учителем-практиком, а был педагогом-мыслителем. Каюм Насыри критикует педантизм в учебно-воспитательной работе и призывает к упорядочению ее.

Труды Каюма Насыри в свое время были опубликованы в печати и на русском языке. Будучи членом научного Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, он имел благоприятную возможность для распространения своих научных трудов. Ученые университета оказывали ему систематическую деловую помощь своими методическими указаниями, а также помогали опубликовывать труды. Его многогранная литературная деятельность, неустанная просветительская работа, направленная на удовлетворение культурных потребностей народа, изо дня в день привлекала все больше и больше читателей.

Вклад К. Насыри в математическое образование татарского народа

Университетское образование и многолетний педагогический опыт дали ему возможность, прекратив преподавательскую работу в семинарии в 1870 году, приступить к организации первой русско-татарской школы в Казани по обучению детей из татар русскому языку и математике.

По существу в этой начальной школе, где он проучительствовал до 1876 года, возникает практическая необходимость написания первого учебника по арифметике на родном татарском языке.

В 1873 году из-под его пера выходит «Арифметика», а в 1895 году - «Геометрия», сыгравшие исключительную роль в истории начального математического образования среди татар.

В предисловии к книге автор пишет: «Это хисаплык или так называемая арифметика есть такая наука, изучив которую можно вычислить, не поддающиеся вычислению простым счетом». Это учебник написан в форме перечня правил для решения различного рода практических задач, которые приведены по всему тексту. Весь материал в учебнике расположен в таком порядке: о числах (однозначном, двухзначном, трехзначном и т.д.); разряды и классы чисел (включая квадриллионы); действия над целыми числами (правила сложения, вычитания, умножения и деления); о действиях над именованными числами (правила сложения, вычитания, умножения и деления); общие задачи на вычисление. В «Хисаплык» вместо арабских терминов, употреблявшихся ранее в арифметике, он впервые вводит татарские; «сан» - число (а. «гадэт), «Джию» - сложение (а. «джамгы»), «аеру» - вычитание (а. «тарх»), «сугу» - умножение (а. «зарыб», «Булю» - деление (а. «таксим»), также понятия «кимутаси сан» (уменьшаемое), «алынган сан» (вычитаемое), «калдык» (остаток), «сугылмыш сан» (множимое), «суккыч» (множитель), «сан чыгышы» (произведение), «буленасы сан» (делимое), «бульгуч сан» (делитель), «пай» (частное), «ульчау саны» (именованное число), «ульчау саннарын ваклау» (раздробление) и др.

Следует отметить, что из многих терминов, введенных им в арифметику, прочно вошли в татарский литературный язык и поныне употребляются в школьных учреждениях (слова: сан, жыю, аеру, б?лю и т.д.).

Учебник арифметики, как и другие его труды, получил хорошие отзывы со стороны русских ученых того времени. По поводу учебника арифметики проф. Н.Ф. Катанов писал следующее: «Хисаплык (числительница, или арифметика) - это татарская книга, изложенная не по старинному арабскому, а по новому европейскому способу, при том хорошим общепонятным языком, принадлежит известному казанскому ученому Абдул-Каюм Насырову и в количестве 1200 экземпляров выпускается вторым изданием, значительно увеличенным против первого, вышедшего в свет еще в 1873 году... Термины все придуманы весьма удачно и составлены из коренных татарских слов, взамен совсем непонятных древнеарабских, фигурировавших доселе в учебниках. Вообще учебник Насырова представляет весьма полезную и достойную внимания новинку в татарской педагогике».

Заключение

Каюма Насыри справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом.

Оценивая литературную и научно-просветительскую деятельность Каюма Насыри, следует отметить, что опубликованные Каюмом Насыри народные сказки, пословицы и поговорки, загадки со специфическим оборотом речи могут служить в руках современного педагога прекрасным средством для воспитания своих питомцев. Для современной молодежи чрезвычайно актуальна его «Книга о воспитании», составленная автором на двух языках: татарском и русском.

Каюм Насыри оставил замечательное наследство в виде печатных научных трудов для нас - молодого поколения.

Список использованной литературы

1. Библиографический указатель трудов Каюма Насыри, вышедшие отдельными изданиями на татарском и русском языках. Составитель М.Х. Гайнуллин

2. Доклады учащихся школ г. Казани, присланные на I юношеские чтения им. Каюма Насыри

3. Журнал «Мэгариф», №9, 2002

4. Материалы музея Каюма Насыри г. Казани

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Мировоззрение Галимжана Ибрагимова и значение его творчества в развитии татарской литературы. Художественные произведения, критические работы и статьи, публицистика, труды по истории и филологии, а также письма выдающегося писателя и революционера.

    реферат , добавлен 22.03.2011

    Краткие биографические сведения о жизни Б.Л. Пастернака - одного из крупнейших русских поэтов XX века. Образование Бориса Леонидовича, начало его творчества и первые публикации. Награждение Б.Л. Пастернака Нобелевской премией в области литературы.

    презентация , добавлен 14.03.2011

    Биография Корнея Ивановича Чуковского (1882–1969), его деятельность в области детской литературы. "Дневники" Чуковского как новое отражение русской мемуарной прозы. Описание театрализованного литературно-художественного быта Петербурга начала ХХ века.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2010

    Роль переводной литературы в детском чтении. Биография и творчество Л. Кэрролла, преподавательская деятельность в Оксфорде, труды в сфере математики. Увлечение фотографией, дружба с Алисой Лиддел – прототипом главной героини его книги. Сведения о Милне.

    реферат , добавлен 21.11.2013

    Константин Бальмонт - поэт-символист, переводчик, эссеист, представитель русской поэзии Серебряного века. Биография; личная жизнь; литературный дебют и восхождение к славе; эволюция мировоззрения. Творчество в эмиграции; переводческая деятельность.

    презентация , добавлен 20.02.2013

    От фельетонов до романов. Идейно-художественный анализ романа "Учитель фехтования" и романа "Королева Марго". Романтизм в западно-европейских литературах 1 половины 19 века.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2002

    Зинаида Николаевна Гиппиус - крупнейший представитель литературы "серебряного века". Изучение детских годов, образования и положения в обществе поэтессы. Описания семейной жизни. Отражение политических пристрастий на литературном творчестве З. Гиппиус.

    презентация , добавлен 15.12.2014

    Александр Блок - русский поэт Серебряного века; биография: детство, семья и родственники, истоки творчества; университетские годы. Блок и революция; знакомство с символистами, увлечение театром, публикации; служба в действующей армии; крушение идеалов.

    презентация , добавлен 30.09.2012

    Биография, жизнь и творчество детского писателя Льва Кассиля. Книги Кассиля для детей, принесшие ему читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века - повести "Кондуит", "Швамбрания", "Вратарь Республики".

    презентация , добавлен 14.10.2014

    Свобода творчества, государственная поддержка, культурная безграмотность населения как основные факторы развития культуры в 90-е гг. Элитаризация искусства, проведение кинофестивалей, кризис литераторов, поиски морали и человека в творчестве новой эпохи.

Рыбно- Слободский муниципальный район, Рыбно- Слободская СОШ №2

Работа ученицы 8 «В»класса Альмиевой Альмиры “Научно-исследовательская и литературная деятельность Каюма Насыри.”

Руковадитель:Шигапова Альвина Шамсиевна.

Введение

Каждый ученый - просветитель оставляет свой след в истории философии. Каюм Насыри - не исключение. В конце XIX века наметились прогрессивные идеи о необходимости формирования татарской национальной школы. Каюм Насыри внес бесценный вклад в создание светского образования своего народа, явился одним из первых новаторов реформистского течения.

^ Каюм Насыри (Жизнь и творчество)

Детские годы Каюма Насыри прошли в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. В 1841 году Каюма Насыри привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он и учился до 1855 года.

В 1855 году Каюм Насыри получил предложение занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище. Таким образом, педагогическую деятельность Каюм Насыри начал в русском учебном заведении.В последующие годы он стал преподавать татарский язык в Казанской духовной семинарии.

Всю свою жизнь Каюм Насыри посвятил литературной и научной деятельности.

Каюм Насыри рисовал и чертил. Для своих календарей он начертил множество географических карт, например, карту восточного полушария в календаре за 1878 год, карту сел Казанской губернии в календаре за 1881 год и т.д. Почерк К.Насыри был изумительно красив. Все свои произведения он переписывал собственноручно, как первоклассный каллиграф. Каждое произведение он сшивал очень аккуратно.

Вообще Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени. Он очень любил музыку. Современники указывают, что он умел играть на нескольких инструментах, например, на кубызе и курае.

Каюм Насыри любил и знал природу. В своей книге "Феваки Иелжөләса фил әдәбият» («Плоды для собеседников по литературе») он говорит: «Мудрецы утверждают, что вид зеленой травы, журчащей речки, красивого милого личика дает отдых зрению, заостряет ум; они уверяют, что три вещи - зеленая мурава, прекрасная возлюбленная и журчащий ручеек - уничтожают печаль».

Он очень любил общаться с народом. Когда он приезжал в родную деревню, тотчас, не заходя еще в дом, останавливался у группы мальчишек, собравшихся по случаю его приезда, заставлял их петь, плясать и щедро наделял их за это подарками. Особенно любил он беседовать со стариками, собирая материалы по истории и фольклору.

Вообще Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени.

Богатейшее литературно-научное наследие Каюма Насыри перешло как бесценный дар к молодому поколению, обогащая его демократическими традициями, духовными ценностями великой русской культуры.Вышедшие в начале XX века на арену литературной деятельности татарские писатели начинают свою работу с изучения трудов Каюма Насыри. Поэты М.Гафури и Г.Тукай, основатель татарского театра Г.Камал в автобиографических очерках вспоминают, что они с самых юных лет с увлечением читали произведения Каюма Насыри.

^ Научно - исследовательская и литературная деятельность

Каюма Насыри

-■|Научная и литературная деятельность Каюма Насыри началась еще при крепостном строе и развивалась в период усиленного развития капитализма в России. Первое свое произведение «Мэжмэгылэхбар» («Сборник вестей») он написал в 1859 году. Первым печатным его трудом была книга-учебник «Неху китабы» («Синтаксис»), вышедшая в свет в 1860 году. В том же году он издал брошюру «Буш вакыт» («На досуге») о явлениях природы, предназначенную для детей-школьников и лиц, занимающихся самообразованием. Это было первое научно-популярное сочинение, написанное на татарском языке. С него началось и создание татарской детской литературы.

Развивая эту деятельность дальше,-" он составляет ряд учебников и руководств по различным отраслям теоретических и прикладных знаний. Так, по математике он написал учебники «Хисаблык» (арифметика, 1873), «Гильме пәндәсә» (геометрия, 1895), по географии - «Истилахате джаграфия» (терминология географии, 1890), 1, И и III части «Джаграфияи кабир» (большая география, 1894 - 1899).По естественным наукам он написал книгу «Буш вакыт» (I860), по земледелию - «Гильме зирагат» (1892), по ботанике - «Гөлзар вә чәманзар ягъни үләнлек вә чәчәклек» (1894), где дает довольно подробные сведения о травах и цветах.

Являясь горячим поборником дружбы русского и татарского народов, Каюм Насыри одним из первых ознакомил татарский народ на родном языке с русской историей. Его книга «Зөбәдәте мин тәварихе рус» («Краткая история России», 1890 г.) является первым трудом в этой области, вышедшим на татарском языке.

В каждой науке Каюм Насыри обращает внимание на практическую сторону, он объясняет, чему служит

С 1871 года К.Насыри начал издавать настольный ежегодный календарь, мечтал и об издании татарской ежедневной газеты. Но царское правительство не разрешило издание газеты. В календаре, выходившем систематически в течение 24 лет, наряду с чисто календарным, помещалось много научного и литературного материала. Поэтому Каюма Насыри справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом.

Каюм Насыри создал первые оригинальные произведения в области татарского языкознания.)Здесь уместно привести высказывание Г.Ибрагимова о нем: «В резком переходе от арабского к татарскому Насыри у нас должен считаться явным революционером. Поскольку он работал для народа, для низших его слоев, он первым стал употреблять слова «татарский язык» и в течение 50 лет работал в этой отрасли."Сказки, пословицы, песни народа он собирал с какой-то особой любовью, как драгоценные сокровища», К.Насыри первым выступает с мыслью, что должен существовать понятный народным массам татарский литературный язык, составляет и издает грамматику татарского языка.

У Значительны заслуги К.Насыри в истории развития татарской художест- венной литературы. Он сам создавал художественные произведения, перево- дил на татарский язык художественные произведения других народов, вел большую работу как литературовед, собиратель фольклора, занимался литературной критикой.

Изучая историю татарского народа, Каюм Насыри подходит и к вопросу о предках современных казанских татар. Он утверждает, что прадедами казанских татар являются булгары.Каюм Насыри весьма плодотворно работал и в области педагогики. Сохранилось много высказываний его об этой науке. Занимаясь, долгие годы педагогической деятельностью., он не остался просто учителем-практиком, а был педагогом - мыслителем. Каюм Насыри критикует педантизм в учебно-воспитательной работе и призывает к упорядочению ее.

Труды Каюма Насыри в свое время были опубликованы в печати и на русском языке. Будучи членом научного Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, он имел благоприятную возможность для распространения своих научных трудов. Ученые университета оказывали ему систематическую деловую помощь своими методическими указаниями, а также помогали опубликовывать труды. . Его многогранная литературная деятельность, неустанная просветительская работа, направленная на удовлетворение культурных потребностей народа, изо дня в день привлекала все больше и больше читателей.

Вклад К.Насыри в математическое образование татарского народа

По существу в этой начальной школе, где он проучительствовал до 1876 года, возникает практическая необходимость написания первого учебника по арифметике на родном татарском языке.

В предисловии к книге автор пишет: «Это хисаплык или так называемая арифметика есть такая наука, изучив которую можно вычислить, не поддающиеся вычислению простым счетом». Это учебник написан в форме перечня правил для решения различного рода практических задач, которые приведены по всему тексту. Весь материал в учебнике расположен в таком порядке: о числах (однозначном, двухзначном, трехзначном и т.д.); разряды и классы чисел (включая квадриллионы); действия над целыми числами (правила сложения, вычитания, умножения и деления); о действиях над именованными числами (правила сложения, вычитания, умножения и деления); общие задачи на вычисление. В «Хисаплык» вместо арабских терминов, употреблявшихся ранее в арифметике, он впервые вводит татарские; «сан» - число (а. «гадэт), «Джию» -сложение (а. «джамгы»), «аеру» - вычитание (а. «тарх»), «сугу» - умножение (а. «зарыб», «Булю» - деление (а. «таксим»), также понятия «кимутаси сан» (уменьшаемое), «алынган сан» (вычитаемое), «калдык» (остаток), «сугылмыш сан» (множимое), «суккыч» (множитель), «сан чыгышы» (произведение), «буленасы сан» (делимое), «бульгуч сан» (делитель), «пай» (частное), «ульчау саны» (именованное число), «ульчау саннарын ваклау» (раздробление) и др.

Следует отметить, чточ"из многих терминов, введенных им в арифметику, прочно вошли в татарский литературный язык и поныне употребляются в школьных учреждениях.

(слова: сан, жыю, аеру, бүлю и т.д.).

Учебник арифметики, как и другие его труды, получил хорошие отзывы со стороны русских ученых того времени. По поводу учебника арифметики проф.Н.Ф.Катанов писал следующее: «Хисаплык (числительница, или арифметика) - зто татарская книга, изложения не по старинному арабскому, а по новому европейскому способу, притом хорошим общепонятным языком, принадлежит известному казанскому ученому Абдул-Каюм Насырову и в количестве 1200 экземпляров выпускается вторым изданием, значительно увеличенным против первого, вышедшего в свет еще в 1873 году... Термины все придуманы весьма удачно и составлены из коренных татарских слов, взамен совсем непонятных древнеарабских, фигурировавших доселе в учебниках. Вообще учебник Насырова представляет весьма полезную и достойную внимания новинку в татарской педагогике».

^ Перечень трудов Каюма Насыри, вышедшие отдельными изданиями

на татарском языке-.

1.«Хисаплык» («Учебник по арифметике»). Первое издание, в объеме 52страниц, вышло в 1873 году. Второе, дополненное издание, в объеме 86 страниц вышло в 1897 году. Сам Каюм Насыри так рекомендует его: «Полезная книга для детей по этой науке, изданная на нашем родном языке в России».

2. «Татарча-русча лөгать» («Татарско-русский словарь») 12 страниц. Издан в 1875 году.

3. «Кырык бакча» («Сорок садов»). Рассказы, новеллы, басни и анекдоты. 85 страниц. Первое издание вышло в 1880 году. Всего издано 2 раза.

4. «Абугалисина» («Авиценна»). Фантастическая повесть из жизни и деятельности известного восточного ученого, философа и поэта Авиценны. 116 страниц, первое издание выпущено в 1881 году. Всего издавалась 7 раз.

5. «Шэжарэ» («Родословная»). О поколении Насыровых. Родословная дана в виде разветвленного дерева. Издана в 1880 году.

6. Календари. Издавались с 1871 по 1897 год. В течение 1886, 1887, 1895 г.г. календарь не издавался. Всего 1228 страниц.

Отдельными книгами, плакатами или статьями в научных журналах, и прибавить к ним 24 календаря журнального характера и формата, издававшихся Каюмом Насыри в течение 27 лет, то получится, что в общей сложности объем печатных произведений К.Насыри, изданных при его жизни, считая только первичные издания их, составляет 375 печатных листов, что равняется 6.000 ст.большого формата.

Кроме того,"имеется очень богатый рукописный фонд К.Насыри,

Хранящийся в различных научных учреждениях Казани. Среди этих рукописей, составляющих около 90 папок или свертков, хранятся как основные рукописные экземпляры напечатанных произведений, так и нигде не изданные до сих пор 15названий оригинальных и 5 переводных произведений. Содержание этих последних показывает, что универсальный ученый и писатель касался самых разнообразных тем. еще не известных широким массам читателей;

^ Труды Каюма Насыри, изданные на русском языке

1. А.К.Насыров - «Поверия и обряды казанских татар». «Записки Императорского Русского Географического Общества». VI том. Петербург, 1880 год.

2. А.К.Насыров - «Образцы народной литературы казанских татар» (загадки, пословицы, песни). «Известия Общества археологии, истории этнографии при Императорском Казанском университете», XIII том, выпуск

| 3. «Кабуснама» в переводе О.С.Лебедевой, 1886 год.

Заключение

Каюма Насыри справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом.

^ Список использованной литературы

1. Библиографический указатель трудов Каюма Насыри, вышедшие отдельными изданиями на татарском и русском языках. Составитель М.Х.Гайнуллин.

2. Доклады учащихся школ г.Казани, присланные на I юношеские чтения им.Каюма Насыри.

3. Журнал «Мэгариф», № 9, 2002.

4. Материалы музея Каюма Насыри г.Казани.

1. Введение...

2. Каюм Насыри (Жизнь и творчество).

3. Научно - исследовательская и литературная деятельность Каюма Насыри..

4. Вклад Каюма Насыри в математическое образование татарского народа.

5. Перечень трудов Каюма Насыри на татарском и русском языках.

6. Заключение

7. Список использованной литературы.

8. Приложение.

Тема моей научной работы. « Научно - исследовательская и литературная деятельность Каюма Насыри.»

Актуальность данной темы заключается в том, что богатейшее литературно-научное наследие Каюма Насыри и сейчас является бесценным даром в воспитание молодого поколения

Цель моей работы- представить научно-просветительскую деятельность Каюма Насыри в свете его работы над татарской энциклопедией.

Энциклопедический склад ума Каюма Насыри во многом определяется традициями его семьи.

Габделькаюм Габденнасырович Насыров - Каюм Насыри - родился 2 (14) февраля 1825 гола в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской Губернии (ныне с.Малые Ширданы Зеленодольского района Республики Татарстан). Отец и дед его были образованными людьми.

Всю свою жизнь Каюм Насыри посвятил литературной и научной деятельности. Он умело организовывал свой рабочий день. Занимаясь большой научно-исследовательской деятельностью, он уделял время и физическому труду. Его работоспособность была необычайно велик. Прекрасно владел многими ремеслами: переплетал книги, слесарничал, делал зеркала, приготовлял крахмал и с помощью электричества (гальванизации) занимался серебрением и золочением; хорошо знал кулинарию; делал музыкальные инструменты (например, татарский народный музыкальный инструмент кубыз

Каюм Насыри рисовал и чертил. Для своих календарей он начертил множество географических карт, например, карту восточного полушария в календаре за 1878 год, карту сел Казанской губернии в календаре за 1881 год и т.д.

Почерк К.Насыри был изумительно красив. Все свои произведения он переписывал собственноручно, как первоклассный каллиграф. Каждое произведение он сшивал очень аккуратно

-■|Научная и литературная деятельность Каюма Насыри началась еще при крепостном строе и развивалась в период усиленного развития капитализма в России. Первые его произведение …..Развивая эту деятельность дальше, он составляет ряд учебников и руководств по различным отраслям теоретических и прикладных знаний.

В каждой науке Каюм Насыри обращает внимание на практическую сторону, он объясняет, чему служит та или иная наука." В своих ежегодно издаваемых календарях он дает массу советов-рецептов по технологии.

Каюм Насыри создал первые оригинальные произведения в области татарского языкознания.

Значительны заслуги К.Насыри в истории развития татарской художественной литературы. Он сам создавал художественные произведения, переводил на татарский язык художественные произведения других народов, вел большую работу как литературовед, собиратель фольклора, занимался литературной критикой.

Каюм Насыри ставил задачу создания и распространения художественных произведений, написанных на доступном широким народным массам языке. Он кропотливо отбирал лучшие повести, рассказы, изданные на турецком, арабском, персидском языках, и переводил их на татарский.

В 1872 году Каюм Насыри заканчивает переработку знаменитой «Повести об Абу-али-сине» Прототипом героя этой повести, воплотившей в себе богатую фантазию народа и переведенной почти на все языки мира, является известныйученый Ибн-Сина (Авиценна) - философ, юрист и медик, живший в конце X -начале XI столетий (980-1037) в Средней Азии.

До последних дней своей жизни Каюм Насыри не прекращал работы в области художественного творчества.

Каюм Насыри обратил особое внимание на собирание исторического материала в виде народных сказаний. Однако он не умаляет значения.

Изучая историю татарского народа, Каюм Насыри подходит и к вопросу о предках современных казанских татар. Он утверждает, что прадедами казанских татар являются булгары.

В конце XIX века наметились прогрессивные идеи о необходимости формирования татарской национальной школы. Каюм Насыри внес бесценный вклад в создание светского образования своего народа, явился одним из первых новаторов реформистского течения.

Университетское образование и многолетний педагогический опыт дали ему возможность, прекратив преподавательскую работу в семинарии в 1870 году, приступить к организации первой русско-татарской школы в Казани по обучению детей из татар русскому языку и математике.

В 1873 году из-под его пера выходит «Арифметика», а в 1895 году -«Геометрия», сыгравшие исключительную роль в истории начального математического образования среди татар.

В предисловии к книге автор пишет: «Это хисаплык или так называемая арифметика есть такая наука, изучив которую можно вычислить, не поддающиеся вычислению простым счетом». Это учебник написан в форме перечня правил для решения различного рода практических задач, которые приведены по всему тексту.

Следует отметить, чточ"из многих терминов, введенных им в арифметику, прочно вошли в татарский литературный язык и по ныне употребляются в школьных учреждениях.

Термины все придуманы весьма удачно и составлены из коренных татарских слов, взамен совсем непонятных древнеарабских, фигурировавших доселе в учебниках. Вообще учебник Насырова представляет весьма полезную и достойную внимания новинку в татарской педагогике».

У К.Насыри богатейшее литературное наследие.У него очень много произведение

На татарском, русском языках.

Если суммировать перечисленные выше 44 названия, которые вышли

Отдельными книгами, плакатами или статьями в научных журналах, и прибавить к ним 24 календаря журнального характера и формата, издававшихся Каюмом Насыри в течение 27 лет, то получится, что в общей сложности объем печатных произведений К.Насыри, изданных при его жизни, считая только первичные издания их, составляет 375 печатных листов.

Кроме того, имеется очень богатый рукописный фонд К.Насыри,

Хранящийся в различных научных учреждениях Казани. Среди этих рукописей, составляющих около 90 папок или свертков, хранятся как основные рукописные экземпляры напечатанных произведений, так и нигде не изданные до сих пор 15названий оригинальных и 5 переводных произведений. Содержание этих последних показывает, что универсальный ученый и писатель касался самых разнообразных тем. еще не известных широким массам читателей;. Например,среди них в «Хитабэт ли әһле Казан» («Обращение к жителям Казани»),составляющим 150 страниц, затрагивает различные вопросы быта. В этом произведении, состоящем из 15 глав, мы находим немаловажные поучения и советы, касающиеся домашнего быта, одежды, воспитания детей, правила

Обучения наукам и соблюдения гигиены, пользы изучения наук и языков.

Ознакомление с этими рукописями помогает изучению творческого пути и

Особенно творческих методов К.Насыри, так как встречается немало документов, доказывающих, что собственноручная обработка Каюма Насыри всех деталей своих трудов, является не случайным, а системой. Например, когда он пишет орастениях и их пользе, он составляет отдельный альбом, в котором дает литографические изображения около 200 растений и работает над выработкой татарских названий их.

Завершая свою работу хочу сказать, что Каюма Насыри справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом.

Оценивая литературную и научно-просветительскую деятельность Каюма Насыри, следует отметить, что опубликованные Каюмом Насыри народные сказки, пословицы и поговорки, загадки со специфическим оборотом речи могут служить в руках современного педагога прекрасным средством для воспитания своих питомцев:" Для современной молодежи чрезвычайно актуальна его «Книга о воспитании», составленная автором на двух языках: татарском и русском.

Каюм Насыри оставил замечательное наследство в виде печатных научных трудов для нас - молодого поколения.