Княгиня Ольга – краткая биография. Месть княгини Ольги за убийство мужа: как это было

В Повести временных лет .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    После того как 945 году древляне убили князя Игоря , киевской княгиней стала Ольга, поскольку на момент смерти Игоря их сын Святослав был ещё совсем мал для правления. Став во главе государства, Ольга решила отомстить за смерть мужа и принудить древлян к покорности.

    Первая месть

    После убийства Игоря древляне прислали 20 «лучших мужей» к Ольге, решив посватать её к своему князю Малу . Послы приплыли в Киев на лодке по Днепру и пристали под Боричевым (напротив современной Андреевской церкви). Ольга притворно согласилась на предложение древлян, и, якобы для того, чтобы оказать честь послам, приказала своим подданным торжественно нести тех на лодках до её дворца. Тем временем во дворе уже была вырыта яма, в которую, по приказу Ольги, и были сброшены послы. Потом Ольга вышла из дворца в них, наклонившись над ямой, спросила: «Хороша ли вам честь?». На что древляне ответили: «Горше нам Игоревой смерти». После этого княгиня приказала закопать их заживо.

    Вторая месть

    После этого Ольга попросила древлян снова прислать ей своих лучших мужей. Древляне откликнулись на её просьбу, отправив в Киев наиболее знатных своих людей - княжеского рода, купцов , бояр . Когда новые послы прибыли к Ольге, она велела сотворить «мовь», то есть вытопить для них баню и сказала послам «измывшеся придите ко мне». Затем, дождавшись, пока послы зайдут внутрь, Ольга заперла в «истобъке» древлянских послов, после чего баню подожгли, и древляне заживо сгорели вместе с ней.

    Третья месть

    Киевское войско было готово к походу на Древлянскую землю. Перед выступлением Ольга обратилась к древлян ам со словами: «Се уже иду я к вам, и устройте мне меды многие, иде же убиста мужа моего, и створю я над ним тризну» . После этого она отправилась в путь с небольшой дружиной. Вблизи города Искоростеня , на могиле мужа, она повелела насыпать огромный курган и совершать тризну. Древляне пили, а Ольгины отроки прислуживали им. Древляне спросили Ольгу: «Где наши сваты, которых мы послали к тебе?» . Она ответила, что они идут сюда вместе с киевской дружиной. В языческие времена на поминальном пиру не только пили, но и устраивали соревнования и военные игрища; Ольга решила использовать этот древний обычай для очередной мести. Когда древляне напились, княгиня сначала велела своим отрокам пить за них, а затем приказала убить их.

    Четвёртая месть

    В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Против киевлян выступило большое древлянское войско. Армия Ольги осадила главный город древлян - Искоростень, жители которого убили Игоря. Однако горожане стойко оборонялись, понимая, что не будет им пощады. Осада длилась целый год, но Ольге так и не удалось взять город. Тогда Ольга отправила послов к древлянам с такими словами: «До чего вы хотите досидеться? Или вы хотите все с голода умереть, не согласившись на дань. Ваши города уже взяты, и люди давно возделывают свои нивы» . На что горожане ответили: «Рады бы мы отделаться данью, только ты за мужа погибшего жаждешь отомстить» . Ольга сказала так: «Я уже отомстила за мужа своего, когда пришли вы к Киеву, и во второй, и в третий раз тогда, когда совершали тризну мужу моему. Поэтому я не буду мстить далее, лишь хочу взять с вам понемногу дани и, помирившись с вами, пойду обратно» . Спросили древляне: «Что же ты желаешь взять у нас? С удовольствием дадим тебе мёда и меха» . Она ответила на это так: «Сейчас вы не имеете ни мёда, ни мехов. Мне же надо с вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по трое воробьёв. Ибо не хочу я тяжелой дани накладывать на вас, как муж мой, а своего прошу у вас малого. Ибо утомились вы в осаде, поэтому дайте мне лишь сие малое» . Древляне согласились и, собрав с каждого двора требуемое число птиц, с поклоном послали княгине. Такая необременительная дань не вызвала у них подозрений, так как у восточных славян было принято отдавать птиц в жертву богам.

    В это время Ольга, раздав своим воинам голубей и воробьёв, приказала привязать к каждому трут, а как стемнеет - поджечь его и пустить птиц на волю. Так и сделали. Голуби полетели в свои голубятни, воробьи - под стрехи; в городе начался пожар. Когда жители начали покидать горящий город, Ольга приказала своим воинам ловить их: часть древлян была убита, часть - взята в плен. Позже некоторые пленные были отданы в рабство, а на остальных Ольга наложила тяжёлую дань.

    Потеряв любимого мужа, она не пала духом, а жестоко отомстила убийцам и укрепила мощь государства. «Она сияла, как луна в ночи, и светилась среди язычников, как жемчуг в грязи», - написал о ней летописец. Свет её жизни озаряет нас и сегодня.

    Обстоятельства рождения будущей княгини Ольги до сих пор окутаны тайной. Известно, что она появилась на свет между 885 и 895 годами, а покинула этот мир в 969 году.

    Одна из легенд гласит, что Ольга была дочерью варяга Олега, основателя древнерусского государства. Варяжское происхождение княгини доказывает и её имя: с древнескандинавского Хельга (аналог имени Ольга) переводится как «святая».

    Согласно другому преданию, Ольга родилась в селении Выбуты Псковской земли в семье князей Из-борских. Но верить ему учёные не спешат, ведь в летописях тех лет авторы часто путали город Псков с Плесковым (или Плиской) - болгарской столицей того времени. А если так, Ольга могла родиться в семье князя Бориса из Болгарии.

    Есть и третья версия происхождения Ольги: она из рода Аскольда, одного из князей Киевских. Впрочем, вопрос о родословной будущей правительницы Киевской Руси вряд ли имеет для нас принципиальное значение. Ведь в веках она прославилась благодаря своим личным качествам - супружеской верности, мудрости и красоте.

    «Дивная в девицах»

    С будущим супругом девушку свёл случай. Молодой князь Игорь охотился в лесах Псковской области. На речке Великой он заметил паренька в лодке и попросил перевезти его на другой берег.

    Лишь на середине реки Игорь понял, что вовсе не парень это, а прекрасная девушка, переодетая мужчиной. Смелый охотник решил не терять времени даром и признался незнакомке, что влюбился в неё с первого взгляда.

    Однако ответ девы поразил князя ещё больше, чем её красота. «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? - молвила Ольга. - Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: для меня лучше броситься в реку, чем стерпеть поругание!» . Напомнила девушка Игорю и о его княжеском достоинстве: «Ты - правитель земли Русской, и должен быть примером добрых дел для своих подданных!» .

    Мудрые слова Ольги остались в памяти Игоря навсегда. А когда настало время выбирать себе спутницу жизни, князь вспомнил о «дивной в девицах».

    Заложница долга

    Ольга лишилась любимого супруга рано, когда их сыну, наследнику престола Святославу, было всего три года. Изощрённость мести древлянам, убившим её мужа, шокировала не одно поколение русских людей.

    Расправившись с Игорем, древляне прислали к вдове сватов - хотели, чтобы она вышла замуж за их князя Мала. Это позволило бы им взять власть в Киевской Руси: после гибели Игоря Ольга стала регентшей при малолетнем правителе Святославе.

    Двум десяткам послов, прибывшим по реке, Ольга оказала самый радушный приём. Она сделала вид, что готова принять предложение древлян , и предупредила, что завтра их с почестями принесут на княжеский пир прямо в ладье. Утром послы, гордо подбоченясь, стояли в своей ладье, а дружина Ольги несла судно на своих плечах. Дойдя до середины двора, ладью сбросили в глубокую яму, которую княгиня распорядилась вырыть за ночь. «Хороша ли вам честь?» - спросила сверху Ольга. «Горше Игоревой смерти!» - отвечали снизу обречённые, после чего были закопаны живьём.

    Но этим вдова не ограничилась. Она попросила древлян отправить к ней новых послов - ещё более знатных и ещё больше числом. Не подозревавшие о том, какая участь постигла первую делегацию, полсотни окрылённых успехом древлян прибыли на место. Ольга благосклонно их приняла и предложила перед вечерним пиром хорошенько вымыться с дороги. Те согласились и тем самым подписали себе смертный приговор: княжеские слуги подпёрли двери снаружи, обложили баню хворостом и «пустили красного петуха». Все гости сгорели заживо.

    Третью месть Ольга совершила уже на земле провинившегося племени, куда отправилась, чтобы почтить память мужа на его могиле. Прибыли на тризну и древляне, всё ещё ничего не знавшие о судьбе своих послов. Щедро угостив и опоив древлян, правительница Киевской Руси велела рубить их. Летопись упоминает о пяти тысячах убитых.

    Финальной точкой в вендетте Ольги древлянам стало знаменитое сожжение их деревень с помощью голубей. В качестве примирительной подати княгиня попросила древлян подарить ей по одному голубю от каждого дома. Жители племени повиновались. Когда все птицы были у Ольги, она велела привязать к их лапкам кусочки тлеющей пакли и отпустить под родные соломенные крыши. Все деревни древлян вспыхнули как спички.

    Как же могла женщина решиться на жестокую расправу со столь большим количеством людей? Тем более что князь Игорь был казнён древлянами за попытку взять с них дань в третий раз подряд, да и то под давлением дружины, обезумевшей от жадности? Поступить иначе Ольга не могла, потому что была заложницей долга.

    Во-первых, она должна была отомстить древлянам за мужа, чтобы вызвать уважение киевлян. Во-вторых, ей следовало показать взбунтовавшимся древлянам, да и всем остальным племенам, что с гибелью князя Русь не только не ослабла, но стала даже сильнее. И обе цели были ею достигнуты.

    Мудрая правительница

    Но вечно жить в страхе люди не могут, сильное государство - это закон и порядок. Поэтому для всех племён, подчинявшихся Киеву, дальновидная княгиня установила фиксированные размеры дани - «уроки». Теперь налог взимался только раз в год в натуральной форме: мехами, продуктами и т.д.

    Также Ольга установила так называемые погосты. Это были небольшие центры княжеской власти, где собиралась дань и велась торговля. Позже они превратились в центры управления округой и разделили Русь на прообразы будущих губерний. Уже при Ольге каждая из них управлялась наместником княгини, пресекавшим, если требовалось, политические бунты среди населения.

    При Ольге началось и каменное градостроительство в Киевской Руси: она понимала, что сильное государство не может держаться на деревянных крепостях.

    Верная жена

    Княгиня Ольга первая из правителей на Руси приняла христианскую веру, хотя и её сын Святослав, и дружина, и весь народ так и остались при ней язычниками. Крестилась Ольга в 955 году в Константинополе - она прибыла в Византию по государственным делам. Обряд провели император Константин VII Багрянородный и патриарх Феофилакт.

    Согласно одной из легенд, это событие не обошлось без предложения руки и сердца статной русской княгине от императора. Ответ Ольги был хитрым: она намекнула государю, что не подобает христианам к язычникам свататься, пожелала креститься и попросила стать её крёстным.

    Когда же после обряда Константин возобновил свои ухаживания, Ольга заметила ему, что теперь он ей крёстный отец, а посему брака между ними уже быть не может. Император лишь воскликнул в восхищении: «Перехитрила ты меня, Ольга!» Благодаря этой женской уловке княгиня Ольга сохранила верность своему единственному супругу - Игорю.

    От бабушки - внуку

    Княгиня скончалась в 969 году и была похоронена по христианскому обряду. Ей так и не удалось убедить сына Святослава принять христианство. Зато её речи о красоте и величии православия тронули сердце внука - будущего князя Владимира Красное Солнышко, крестившего Русь в 988 году.

    В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Кроме неё, подобной чести в истории христианства удостоились лишь пять женщин: Мария Магдалина, царица Елена, первомученица Фёкла Иконийская, мученица Апфия Колосская и просветительница Грузии Нина.

    bagira.guru




    От: ,  

    - Присоединяйтесь!

    Ваше имя:

    Комментарий:

    Все мы с детства знаем имя великой княгини Российской Ольги. И знаем, по крайней мере, два эпизода из её жизни: Крещение княгини в Царьграде - и то, как примерно десятью годами раньше она отомстила древлянам за гибель мужа. Именно рассказ о мести княгини Ольги входил в советские учебники по истории, изучают его в школе и теперь.

    Как известно, Игорь, великий киевский князь, был жестоко убит древлянами за то, что пытался взять с них непомерно большую дань. Произошло это около 945 года. После убийства Игоря послы древлян, «двадцать лучших мужей», явились в Киев и предложили Ольге выйти замуж за их князя Мала. Княгиня сделала вид, что предложение ей по душе, и сказала древлянам, что хочет оказать им «большую честь». Послушавшись княгиню, на следующий день древляне потребовали, чтобы их отнесли к ней «на головах вместе с ладьёй». По повелению Ольги ладья вместе с людьми была брошена в глубокую яму и засыпана землёй. Вскоре к Ольге пришли с посольством ещё восемь знатных древлян. Княгиня предложила послам для начала помыться в бане, где они были заперты и заживо сожжены. После этого Ольга с войском сама отправилась в древлянскую землю, повелела древлянам насыпать курган над могилой Игоря и вместе с ними стала править тризну. Тризна эта завершилась тем, что Ольгины люди зарубили пять тысяч древлян.

    Собрав в Киеве большое войско, Ольга вновь двинулась на древлян. Поход был успешен, но княгиня не могла взять Искоростень - город, жителями которого был убит Игорь. Простояв под стенами города целый год, Ольга предложила его жителям откупиться до странного небольшой данью: по три голубя и три воробья «от каждого двора». Когда обрадованные древляне принесли воробьёв и голубей, Ольга повелела своим воинам привязать к птицам серу и трут, завязав их в тряпицы. Птицы полетели в гнёзда - и город мгновенно загорелся. Жители Искоростеня, которым удалось спастись от огня и меча, были взяты в рабство, а вся древлянская земля обложена тяжёлой данью.

    Некоторые историки считают рассказ о мести княгини легендой, а кто-то, наоборот, уверен, что нестандартность и в то же время конкретность действий Ольги указывают на то, что в летописи описаны реальные события. Её поступкам нельзя не ужаснуться, и, конечно, многие задаются вопросом: как совершившая их женщина в дальнейшем могла стать христианской святой?

    Прежде всего нужно не забывать о том, что Ольга в момент гибели князя Игоря и её ответного хода была язычницей. А язычники, как известно, были способны и на гораздо большие злодеяния - вспомним хотя бы то, как жестоко обходились они с христианами или как приносили богам человеческие жертвы. А Ольга, по языческим понятиям, совершала праведное дело: мстила за убитого мужа и повелителя! В то время на Руси уже были христиане, и Ольга не могла не слышать о вере, которую они исповедовали, но жила по законам отцов и, видимо, ещё не помышляла о Крещении. И в то же время в её житии говорится, что и тогда Ольга хранила в себе некую закваску праведности: ведь она стала женой киевского князя благодаря своему целомудрию. Их знакомство произошло на реке Великой, когда Ольга перевозила Игоря в лодке на другой берег. Красота девушки соблазнила князя, но она решительно отвергла его «ухаживания», пообещав отправить и лодку, и их обоих на дно, если князь не откажется от своих намерений. Игоря покорило её целомудрие, и вскоре он прислал к Ольге сватов. Нужно отметить, что Ольга и после смерти мужа вела себя крайне целомудренно - сохранила вдовство, хотя к ней сватался не только древлянский князь Мал, но и, по преданию, греческий император (что, конечно, едва ли было возможно, потому что он был женат).

    Страшную расправу Ольги с древлянами можно отчасти оправдать ещё и тем, что она мстила им не только и не столько как частное лицо - женщина, потерявшая любимого мужа. Не заплаканная вдова, а великая княгиня подавляла восстание в своих землях, карала племя, выказавшее неповиновение и поднявшее руку на князя. Став правительницей русской земли, Ольга взялась, в сущности, за неженское дело, ей приходилось поступать и как жестокому воину, и как расчётливому хозяину. Недаром Карамзин, говоря о княгине Ольге, назвал её дела деятельностью «великого мужа», а в житии святой подчёркивается, что управляла она своими землями «не как женщина, но как сильный и разумный муж». А для сильного и разумного языческого правителя покарать непокорных, да ещё покарать так, чтобы об этом рассказывали повсеместно, на протяжении многих лет, - совершенно здравый политический ход.

    И, наконец, месть Ольги древлянам говорит о ней как о человеке сильных чувств. Будучи язычницей, она была далека от смиренной молитвы распятого Христа: «Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Не дрогнув, княгиня довела свою месть до конца, и, может быть, именно эта способность её души воспламеняться и гореть долго помогла ей потом вместить веру Христову и пронести до конца земных дней. И имя в Таинстве Крещения княгиня получила соответствующее - Елена, что в переводе с древнегреческого означает «факел».

    Бывает так, что по древней иконе проходит трещина, словно разделяя лик святого на две половины - более тёмную и более светлую. Крещение Ольги тоже стало своего рода глубокой трещиной, отделившей её мрачное языческое прошлое от светлых дней христианского подвига. Недавняя язычница стала храмоздательницей, благотворительницей и проповедницей, исходившей всю русскую землю, от Киева до псковских земель. Ей, человеку огромного темперамента, удалось смириться с тем, что её единственный сын Святослав, наследник киевского престола, так и не уверовал во Христа. Правда, он не мешал креститься всем желающим, и всё-таки в те времена Русь оставалась языческой и порой опасной для христиан. При жизни равноапостольной Ольге не удалось увидеть главного плода своих трудов - Крещения внука Владимира и всей Русской земли. Несомненно, что это она первая рассказала малолетнему князю о Спасителе. И, уже будучи грозным правителем и принимая решение креститься «по греческому закону», князь Владимир словно получил весточку от святой Ольги. «Если бы не был хорош греческий закон, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из людей»,- сказали ему бояре.

    Сегодня в церкви читали Евангелие от Луки, в котором рассказывается о том, как Христос простил грехи блуднице. А ведь она даже не покаялась в них - просто омывала ноги Спасителя слезами и отирала своими власами. «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, - сказал Спаситель. - А кому мало прощается, тот мало любит... Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7, 36-50). Может быть, святая Ольга пришла ко Крещению ещё и потому, что слишком тяжело было у неё на сердце после страшной расправы с древлянами. Слёзы и покаяние великой княгини остались её тайной, Таинством, о котором знает только Господь.

    - 8322

    Месть княгини Ольги древлянам - легендарное историческое событие, произошедшее во время правления княгини Ольги и описываемое монахами Киево-Печерского монастыря (предположительно под руководством Нестора) в Повести временных лет.

    После того как 945 году древляне убили князя Игоря, киевской княгиней стала Ольга, поскольку на момент смерти Игоря их сын Святослав был ещё совсем мал для правления. Став во главе государства, Ольга решила отомстить за смерть мужа и принудить древлян к покорности.

    Первая месть Ольги
    После убийства Игоря древляне прислали 20 «лучших мужей» к Ольге, решив посватать её к своему князю Малу. Послы приплыли в Киев на лодке по Днепру и пристали под Боричевым (напротив современной Андреевской церкви). Ольга притворно согласилась на предложение древлян, и, якобы для того, чтобы оказать честь послам, приказала своим подданным торжественно нести тех на лодках до её дворца. Тем временем во дворе уже была вырыта яма, в которую, по приказу Ольги, и были сброшены послы. Потом Ольга вышла из дворца и, наклонившись над ямой, спросила: «Хороша ли вам честь?». На что древляне ответили: «Горше нам Игоревой смерти». После этого княгиня приказала закопать их заживо.

    Вторая месть Ольги
    После этого Ольга попросила древлян снова прислать ей своих лучших мужей. Древляне откликнулись на её просьбу, отправив в Киев наиболее знатных своих людей - княжеского рода, купцов, бояр. Когда новые послы прибыли к Ольге, она велела сотворить «мовь», то есть истопить для них баню и сказала послам «измывшеся придите ко мне». Затем, дождавшись, пока послы зайдут внутрь, Ольга заперла в «истобъке» древлянских послов, после чего баню подожгли, и древляне заживо сгорели вместе с ней.

    Третья месть
    Киевское войско было готово к походу на Древлянскую землю. Перед выступлением Ольга обратилась к древлянам со словами: «Се уже иду я к вам, и устройте мне меды многие, иде же убиста мужа моего, и створю я над ним тризну». После этого она отправилась в путь с небольшой дружиной. Вблизи города Искоростеня, на могиле мужа, она повелела насыпать огромный курган и совершать тризну. Древляне пили, а Ольгины отроки прислуживали им. Древляне спросили Ольгу: «Где наши сваты, которых мы послали к тебе?». Она ответила, что они идут сюда вместе с киевской дружиной. В языческие времена на поминальном пиру не только пили, но и устраивали соревнования и военные игрища; Ольга решила использовать этот древний обычай для очередной мести. Когда древляне напились, княгиня сначала велела своим отрокам пить за них, а затем приказала убить их.

    Четвёртая месть Ольги
    В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Против киевлян выступило большое древлянское войско. Армия Ольги осадила главный город древлян - Искоростень, жители которого убили Игоря. Однако горожане стойко оборонялись, понимая, что не будет им пощады. Осада длилась целый год, но Ольге так и не удалось взять город. Тогда Ольга отправила послов к древлянам с такими словами: «До чего вы хотите досидеться? Или вы хотите все с голода умереть, не согласившись на дань. Ваши города уже взяты, и люди давно возделывают свои нивы». На что горожане ответили: «Рады бы мы отделаться данью, только ты за мужа погибшего жаждешь отомстить». Ольга сказала так: «Я уже отомстила за мужа своего, когда пришли вы к Киеву, и во второй, и в третий раз тогда, когда совершали тризну мужу моему. Поэтому я не буду мстить далее, лишь хочу взять с вам понемногу дани и, помирившись с вами, пойду обратно». Спросили древляне: «Что же ты желаешь взять у нас? С удовольствием дадим тебе мёда и меха». Она ответила на это так: «Сейчас вы не имеете ни мёда, ни мехов. Мне же надо с вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по трое воробьёв. Ибо не хочу я тяжелой дани накладывать на вас, как муж мой, а своего прошу у вас малого. Ибо утомились вы в осаде, поэтому дайте мне лишь сие малое». Древляне согласились и, собрав с каждого двора требуемое число птиц, с поклоном послали княгине. Такая необременительная дань не вызвала у них подозрений, так как у восточных славян было принято отдавать птиц в жертву богам.

    В это время Ольга, раздав своим воинам голубей и воробьёв, приказала привязать к каждому трут, а как стемнеет - поджечь его и пустить птиц на волю. Так и сделали. Голуби полетели в свои голубятни, воробьи - под стрехи; в городе начался пожар. Когда жители начали покидать горящий город, Ольга приказала своим воинам ловить их: часть древлян была убита, часть - взята в плен. Позже некоторые пленные были отданы в рабство, а на остальных Ольга наложила тяжёлую дань.

    ОЛЬГА (Ольга Псковская) ум. 969 - вел. княгиня киевская. По легендарным сведениям, происходила "от простых людей". Была взята в жены Игорем и стала матерью Святослава Игоревича. В 945, после убийства древлянами князя Игоря, жестоко отомстила восставшим. Была правительницей гос-ва при малолетнем Святославе и во время его бесконечных походов. Ольга Псковская установила размеры дани с подданных и устроила погосты (административные центры). В 955 посетила Константинополь, где крестилась, получив христианское имя Елена. Канонизирована рус. церковью.

    Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

    http://www.hrono.ru/libris/solov1_06.html
    Сергей СОЛОВЬЕВ

    Древляне должны были ожидать мести от родных Игоря от Руси из Киева, Игорь оставил сына-младенца, Святослава, да жену Ольгу; воспитателем (кормильцем) Святослава был Асмуд, воеводою - знаменитый Свенельд.

    Ольга не дожидалась совершеннолетия сына и отомстила сама древлянам, как требовал закон. Народное предание, занесенное в летопись, так говорит о мести Ольгиной.

    Убив Игоря, древляне стали думать: "Бот мы убили русского князя, возьмем теперь жену его Ольгу за нашего князя Мала, а с сыном его, Святославом, сделаем, что хотим". Порешивши таким образом, древляне послали двадцать лучших мужей своих к Ольге в лодье. Узнав, что пришли древляне, Ольга позвала их к себе и спросила, зачем они пришли? Послы отвечали: "Послала нас Древлянская земля сказать тебе: мужа твоего мы убили, потому что он грабил нас, как волк, а наши князья добры, распасли Древлянскую землю, чтобы тебе пойти замуж за нашего князя Мала?"

    Ольга сказала им на это: "Люба мне ваша речь; ведь, в самом деле, мне мужа своего не воскресить! Но мне хочется почтить вас завтра пред своими людьми; теперь вы ступайте назад в свою лодью и разлягтесь там с важностию; а как завтра утром я пришлю за вами, то вы скажете посланным: не едем на конях, нейдем пешком, а несите нас в лодье! Они вас и понесут".

    Когда древляне ушли назад в свою лодку, то Ольга велела на загородном теремном дворе выкопать большую, глубокую яму и на другое утро послала за гостями, велев сказать им: "Ольга зовет вас на великую честь". Древляне отвечали: "Не едем ни на конях, ни на возах и пешком нейдем, несите нас в лодье!". Киевляне сказали на это: "Мы люди невольные; князь наш убит, а княгиня наша хочет замуж за вашего князя", - и понесли их в лодье, а древляне сидя важничали. Когда принесли их на теремный двор, то бросили в яму как есть в лодье.

    Ольга нагнулась к ним и спросила: "Довольны ли вы честью?". Древляне отвечали: "Ох, хуже нам Игоревой смерти!". Княгиня велела засыпать их живых и засыпали. После этого Ольга послала сказать древлянам: "Если вы в самом деле меня просите к себе, то пришлите мужей нарочитых, чтоб мне придти к вам с великою честью, а то, пожалуй, киевляне меня и не пустят". Древляне выбрали лучших мужей, державших их Землю, и послали в Киев.

    По приезде новых послов Ольга велела вытопить баню, и когда древляне вошли туда и начали мыться, то двери за ними заперли и зажгли избу: послы сгорели. Тогда Ольга послала сказать древлянам: "Я уже на дороге к вам, наварите побольше медов в городе, где убили мужа моего, я поплачу над его могилою и отпраздную тризну". Древляне послушались, свезли много меду и заварили. Ольга с небольшою дружиною, налегке, пришла к Игоревой могиле, поплакала над нею и велела своим людям насыпать высокий курган, а когда насыпали, то велела праздновать тризну.

    Древляне сели пить, а Ольга велела отрокам своим служить им; когда древляне спросили Ольгу: "А где же наша дружина, что посылали за тобою?", то она отвечала: "Идут за мной вместе с дружиною мужа моего". Когда древляне опьянели, то Ольга велела отрокам своим пить за их здоровье, а сама отошла прочь и приказала дружине сечь древлян. Перебили их 5000; Ольга возвратилась в Киев и начала пристроивать войско на остальных древлян.

    На следующий год Ольга собрала большое и храброе войско, взяла с собою сына Святослава и пошла на Древлянскую землю. Древляне вышли навстречу; когда оба войска сошлись, то Святослав сунул копьем в древлян, копье пролетело между ушей коня и ударило ему в ноги, потому что князь был еще ребенок.

    Свенельд и Асмуд сказали тогда: "Князь уже начал; потянем, дружина, за князем!" Древляне были побеждены, побежали и затворились по городам. Ольга с сыном пошла на город Искоростень, потому что здесь убили мужа ее и обступила город. Коростенцы бились крепко, зная, что они убили князя и потому не будет им милости, когда сдадутся.

    Целое лето простояла Ольга под городом и не могла взять его, тогда она придумала вот что сделать: послала сказать в Коростень: "Из чего вы сидите? Все ваши города сдались мне, взялись платить дань и спокойно теперь обрабатывают свои поля, а вы одни хотите лучше помереть голодом, чем согласиться на дань".

    Древляне отвечали: "Мы рады были б платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа?". Ольга велела им сказать на это: "Я уже отомстила за мужа не раз: в Киеве и здесь, на тризне, а теперь уже не хочу больше мстить, а хочу дань брать понемногу и, помирившись с вами, пойду прочь". Древляне спросили: "Чего же ты хочешь с нас? Ради давать медом и мехами".

    Ольга отвечала: "Теперь у вас нет ни меду, ни мехов и потому требую от вас немного: дайте мне от двора по три голубя, да по три воробья; я не хочу накладывать на вас тяжкой дани, как делал мой муж, а прошу с вас мало, потому что вы изнемогли в осаде". Древляне обрадовались, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали их к Ольге с поклоном.

    Ольга велела им сказать: "Вы уже покорились мне и моему дитяти, так ступайте в свой город, а я завтра отступлю от него и пойду назад к себе домой". Древляне охотно пошли в город, и все жители его очень обрадовались, когда узнали Ольгино намерение. Между тем Ольга раздала каждому из своих ратных людей по голубю, другим - по воробью и велела, завернув в маленькие тряпочки серу с огнем, привязать к каждой птице и, как смеркнется, пустить их на волю.

    Птицы, получив свободу, полетели в свои гнезда, голуби по голубятням, воробьи под стрехи, и вдруг загорелись где голубятни, где клети, где вежи, где одрины, и не было ни одного двора, где бы не горело, а гасить было нельзя, потому что все дворы загорелись вдруг.

    Жители, испуганные пожаром, побежали из города и были перехватаны воинами Ольги. Таким образом город был взят и выжжен; старейшин городских Ольга взяла себе; из остальных некоторых отдала в рабы дружине, других оставила на месте платить дань. Дань наложена была тяжкая: две части ее шли в Киев, а третья - в Вышгород к Ольге, потому что Вышгород принадлежал ей.