Кто режиссер театра на таганке. Актеры Театра на Таганке. Знаменитые российские актеры. Заслуженные артисты России

Театр на Таганке. Старая сцена. Москва. Театр на Таганке (улица, 76), драматический театр. Создан в 1964 на базе Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в труппу которого вошли выпускники со своим дипломным спектаклем «Добрый… … Москва (энциклопедия)

Эмблема театра Основан 1964 Главный режиссёр Юрий Любимов Сайт http://taganka.theatre.ru/ Театр на … Википедия

Современная энциклопедия

Создан в 1964 на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина. Главные режиссёры: Ю. П. Любимов (1964 84), А. В. Эфрос (1984 87), Н. Н. Губенко (1987 89),… … Энциклопедический словарь

Московский Театр на Таганке - МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, драматический, образован в 1964 на основе Московского театра драмы и комедии (создан в 1946) и группы выпускников Театрального училища имени Б.В. Щукина. Художественные руководители: Ю.П. Любимов (1964 84 и с 1989), А … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Создан в 1964 на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина. Главные режиссеры Ю. П. Любимов (1964 84), А. В. Эфрос (1984 87), Н. Н. Губенко (1987 89), Любимов … Большой Энциклопедический словарь

Первые театральные игры в Москве связаны с выступлениями скоморохов. В XVI XVII вв. ставились театрализованные представления на евангельские сюжеты в в («Пещное действо», «Омовение ног»), на («Шествие на осляти»). Рост светской культуры, связи… … Москва (энциклопедия)

театр - а, м. 1) только ед. Род искусства, художественное отражение жизни посредством драматического действия, осуществляемого актерами перед зрителями. Античный театр. Школьный театр. Театр кукол. Театр теней. Увлечение театром. [Треплев:] Она знает… … Популярный словарь русского языка

ТЕАТР и Лермонтов. Театр. жизнь в России 20 30 х гг. 19 в. была весьма интенсивной. Любовь к театру укоренилась и в родственном окружении Л. Рассказы о театре и театр. впечатления вошли в его жизнь с детских лет. Предки поэта Арсеньевы и,… … Лермонтовская энциклопедия

Театр драматический - ТЕÁТР ДРАМАТИ́ЧЕСКИЙ. Годы войны стали важным этапом в развитии сов. духовной культуры, характеризующимся мобилизацией всех творческих сил, значит. успехами театрального иск ва. Взлёт иск ва социалистич. реализма, к рым были отмечены предвоен.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Книги

  • , Чичерина Виктория Викторовна Категория: Театр Издатель: Алгоритм ,
  • Театр на Таганке с Высоцким и без. Люди, события, мнения , Чичерина Виктория Викторовна , В книге публикуются исторические очерки, посвященные Московскому театру драмы и комедии на Таганке, интервью с его ведущими артистами начала 1990-х годов, а также материалы о культурной жизни… Категория: История театрального искусства Серия: Издатель:

Московский театр на Таганке может лишиться значительной части репертуара. Основатель и бывший художественный руководитель Юрий Любимов намерен запретить играть свои авторские спектакли. И это - не единственный конфликт. Часть актёров Таганки считает - спасти театр может только возвращение Любимова. Но с такой перспективой категорически не согласна другая часть труппы.

Эксперимент без Юрия Любимова провалился. Так начали пресс-конференцию пятеро ведущих актеров театра на Таганке. Они организовали эту встречу с журналистами, чтобы сказать: по их мнению, бывший бессменный худрук должен вернуться в родной театр.

"После многих месяцев тоски, лжи, передергивания фактов хотелось бы сказать: без Любимого этот театр развиваться не может", - сказал актер Тимур Бадалбейли.

Личность Юрия Любимова не впервые дает повод собрать пресс-конференцию. Сегодня здесь и те, кто назад высказывали совсем противоположные мнения. Тогда актеры боролись за уход худрука из театра.

"Что возмутило Юрия Петровича и его жену - каким-то образом эти "отвратительные твари", "жалкие клопы" и "быдло" вдруг заговорили, да еще мало того, предъявляют претензии", - сказал тогда актер Феликс Антипов.

Сегодня актер Феликс Антипов говорит, что горячо сожалеет о сказанном: "Оказалась не по Сеньке шапка. Полтора года театр искал что-то свое, но эти пути оказались тупиковыми. Я не очень доволен спектаклями, которые у нас идут после Юрия Петровича".

К новому руководству театра актеры относятся критически. Впрочем, они несколько раз подчеркнули, что выражают не мнение труппы, а свое собственное. И кому пофамильно адресуют критику говорить отказались. Только уточнили - это не касается бывшего директора театра Валерия Золотухина.

"К великому сожалению, к руководству театра прорвалась некая группа самозваных управленцев. Лозунги, под которыми они пришли, нас смутили: чтобы духу Юрия Петровича не было, мы будем строить наш театр, поэтому наш театр начал ветшать", - сказал актер Тимур Бадалбейли.

В труппе театра случился раскол. В то время как часть актеров хочет вернуть Юрия Любимова, другие - собрали подписи против возвращения бывшего худрука. Уверяют: в последнее время театр начал расцветать.

"Большая часть коллектива не хочет больше работать, у меня здесь есть письма, - говорит заведующий труппой, заслуженный артист Иван Рыжиков. - За последние два года театр выпустил 6 премьер, у нас достаточно сил и возможностей поддержать репертуар и жизнь театра".

Сам же Юрий Любимов несколько дней назад заявил, что вынужден запретить показ своих авторских спектаклей на Таганке в связи с ухудшением их качества. А в афише театра только на март несколько легендарных спектаклей режиссера, которые он поставил десятилетия назад: "Добрый человек из Сезуана", "Мастер и Маргарита", "Тартюф". Тогда в них играли Высоцкий, Демидова, Смехов, Золотухин.

Основатель "Таганки" Юрий Петрович Любимов принял решение уйти из театра в июле 2011 после конфликта с труппой. Новым директором и худруком стал Валерий Золотухин, но недавно из-за состояния здоровья был вынужден подать заявление об уходе. Директором стал Владимир Флейшер, вопрос же о назначении худрука Театра на Таганке пока не рассматривался.

"Ежели вы хотите строить свой театр, то он должен называться по-другому. Это уже не должен быть Театр на Таганке. А если мы остаемся Театром на Таганке при живом создателе и этот создатель даже не может войти в этот театр - это кощунство", - сказал актер Дмитрий Высоцкий.

В завершение пресс-конференции организаторы связались с самим Юрием Любимовым, чтобы узнать его мнение о возможном возвращении.

"Этот вопрос будет решаться 29-го. И видимо, министр Москвы примет это во внимание, я надеюсь. Это же официальное заявление ваше", - сказал он.

Встреча Юрия Любимова с главой Департамента культуры Москвы Сергеем Капковым возможно, поставит точку в этом вопросе.

Актриса Ирина Апексимова стала директором Московского театра на Таганке. О новом кадровом назначении в театре заявил руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. В скором времени он сам представит госпожу Апексимову коллективу Театра на Таганке.


«Апексимова назначена моим приказом директором Театра на Таганке»,- рассказал «Интерфаксу» руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков.

Проблемы с руководством театра начались еще в 2011 году, когда в результате конфликта с актерами с резонансным скандалом покинул труппу основатель Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрий Любимов. Вакантный пост занял народный артист России и один из ведущих актеров театра Валерий Золотухин, который не был ни инициатором, ни непосредственным участником конфликта. В 2013 году он по состоянию здоровья ушел из театра и вскоре скончался после серьезной болезни. Сам же господин Любимов находился фактически в статусе изгнанника, его спектакли постепенно исчезали из репертуара родного театра.

Вскоре департамент культуры назначил на руководящий пост Владимира Флейшера, в течение многих лет работавшего директором Московского центра имени Мейерхольда. Эксперты отмечали, что это решение было скорее техническим, чем творческим: выработать внятную репертуарную политику господин Флейшер так и не смог. В результате департамент культуры Москвы принял волевое решение о новом кадровом назначении. Вместо господина Флейшера пост директора театра займет актриса и продюсер Ирина Апексимова.

Ключевой вопрос на данный момент заключается в том, кто будет определять художественные задачи театра, находящегося сегодня в сложной ситуации. Если госпожа Апексимова переведена департаментом культуры в Театр на Таганке как успешный менеджер для решения административных проблем, то тогда ей в пару требуется художественный руководитель. Однако если она назначена единолично определять и репертуар, то это решение представляется довольно экстравагантным, так как актриса не имеет опыта самостоятельной руководящей художественной деятельности, в крупных художественных акциях она не была замечена.

Ирина Апексимова, десять лет успешно проработавшая в МХТ имени Чехова и сыгравшая более 60 ролей в театре и кино, в данный момент возглавляет Театр Романа Виктюка. В заявлении ТАСС артистка отметила, что «планирует совмещать эти две должности». Роман Виктюк пригласил известную актрису на административную, по сути, должность в 2012 году. Тогда перед ней поставили задачу совместно с художественным руководителем подготовить труппу театра для работы в условиях регулярных показов в собственном здании. Здание Дома культуры имени Русакова, в котором базировался Театр Романа Виктюка долгое время ожидал реконструкции, из-за чего выступать артистам приходилось на разных других московских площадках. Так актриса Апексимова неоднократно играла в спектаклях Романа Виктюка, таких как «Наш Декамерон» и «Кармен». Как известно, за время сотрудничества на реконструкционной ниве между артисткой и режиссером совсем перестали складываться отношения. Так или иначе Театр Виктюка простоит на ремонте до конца марта.

Театр на Таганке известен не только в России, но и во всем мире. Театральная труппа много гастролирует, и повсюду ее тепло принимают зрители. Таганка стала настоящим театром интеллигенции и местом, где всегда можно увидеть обаятельную, азартную, умную игру и яркий праздник театрального действа. Театральная драма здесь органично сплавляется с музыкой, движением и пением. И, несмотря на различные изменения в руководстве и актерском составе театра, его популярность у зрителей не уменьшается.

Современный театр на Таганке стал местом притяжения не только для столичных театралов. На спектакли этого прославленного театрального коллектива стараются попасть и гости Москвы, приехавшие в столицу с деловыми или туристическими целями.

Здание, которое занимает театр, было построено в 1911 году по проекту архитектора Густава Августовича Гельриха, известного мастера московского модерна. Первоначально оно предназначалось для электротеатра (кинематографа), но позже было перестроено под классический театр.

История театра на Таганке

Театр радом с Таганской площадью был открыт в 1946 году, и его возглавил актер и режиссер Александр Константинович Плотников (1903-1973). Первую труппу этого театра составили из воспитанников столичных театральных студий и актеров периферийных театров. В качестве премьерного они подготовили спектакль по пьесе Василия Гроссмана «Народ бессмертен».

К началу 1960-х годов театр на Таганской площади имел репутацию одного из самых малопосещаемых в столице. Люди не спешили его на спектакли, поскольку театральные постановки, которые здесь можно было увидеть, отличались безликостью и официальным стилем.

В 1964 году ситуация поменялась. Руководить театральным коллективом пришел известный актер из театра им. Евгения Вахтангова – Юрий Любимов. Но новый главный режиссер пришел не один, а привел за собой своих учеников из Щукинского училища. Вместе с ними он поставил на сцене театра пьесу немецкого драматурга Бертольда Брехта. В премьерном спектакле «Добрый человек из Сезуана» дебютировали ставшие позже знаменитыми актеры Алла Демидова и Борис Хмельницкий.

Главный режиссер постоянно дополнял театральную труппу молодыми актерами, многие из которых являлись выпускниками училища им. Щукина. А из старой труппы успешно продолжали играть на сцене «Таганки» Вениамин Смехов, Всеволод Соболев и Юрий Смирнов.

Любимов был очень увлечен идеями Бертольда Брехта и даже повесил в фойе театра его портрет. Он уважал немецкого драматурга и теоретика театрального искусства за ясность мировоззрения и разделял его взгляды на жизнь. Внедрение идей «эпического театра» Брехта, а также уроков Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда позволило Любимову достаточно быстро сделать театр на Таганке одним из самых авангардных театральных коллективов СССР.

В первые годы работы обновленного театра здесь ставили спектакли, в которых использовались стихи и поэмы А. Пушкина, В. Маяковского, Б. Пастернака, А. Вознесенского и Е. Евтушенко. Чуть позже их сменили пьесы, написанные по прозаическим произведениям Ф. Достоевского, М. Горького, Н. Чернышевского, М. Булгакова, Б. Васильева и Ю. Трифонова.

Открытость и свободолюбие Таганки противоречили традициям советского государства в его желании тотально контролировать всю общественную жизнь, поэтому новаторский театральный коллектив находился в постоянном конфликте с власть предержащими. Особенно накалилась обстановка вокруг театра после кончины популярного актера и барда Владимира Высоцкого в 1980 году. Властями был даже запрещен показ спектакля памяти актера, который подготовили главный режиссер и артисты театра.

Закончилось такое противостояние тем, что в 1984 году главного режиссера Таганки Юрия Любимова, после 20 лет работы в качестве главного режиссера, насильно отстранили от должности и лишили гражданства СССР. Сделано это было заочно, когда Любимов находился в Лондоне. В вынужденной эмиграции он провел 7 лет, ставя театральные постановки в разных странах мира.

После возвращения Юрия Петровича Любимова на родину театральный коллектив разделился надвое. Бывший актер театра Николай Губенко возглавил часть театральной труппы и назвал свое объединение «Содружеством актеров Таганки». Они играли в новом здании театра. А Юрий Любимов стал руководителем другой части труппы и ставил театральные постановки в старом здании. Он добился, чтобы зритель увидел запрещенные ранее властями спектакли: памяти Владимира Высоцкого, «Борис Годунов» и «Живой».

В 2011 году Любимов, из-за конфликтов с актерами и московским Департаментом культуры, покинул театр. После его ухода полтора года театральный коллектив возглавлял известный отечественный актер Валерий Сергеевич Золотухин. Затем, в 2013 году главой театра стал Владимир Натанович Флейшер. А с марта 2015 года театральный коллектив возглавляет заслуженная артистка России Ирина Викторовна Апексимова.

Особенности театральных постановок

Со времен, когда театр возглавил Любимов, спектакли на Таганке стали отличаться большой оригинальностью. В театре перестали использовать занавес, и от этого происходящее на сцене приобретало оттенок студийности и камерности. Во времена Любимова на спектаклях почти не использовались традиционные декорации – на замену им пришли оригинальные сценические конструкции. В спектакли стали включать элементы пантомимы, теневого театра и необычное музыкальное сопровождение. Все это очень нравилось зрителям. И в 1960-1970-е годы театр на Таганке сделался одним из самых посещаемых не только в Москве, но и в России.

Уроки мужества, гражданственности и свободы мышления, которые Таганка давала со своей сцены, сделали этот театр местом встречи интеллигенции. У театра появилось немало друзей из числа известных в стране ученых, композиторов, художников и писателей. А зарубежная пресса в советские времена часто называла театр на Таганке «островком свободы в несвободной стране».

Благодаря Юрию Петровичу Любимову спектакли театра отличали динамика и безупречная композиция. Их с удовольствием смотрели зрители в разных странах. А постановка по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание», показанная в 1983 году в Лондоне, была отмечена престижной премией «Evening Standart».

В современной труппе знаменитого театра работают народные артисты России: Иван Бортник, Александр Трофимов, Любовь Селютина, Зинаида Славина, Феликс Антипов и Юрий Смирнов. Здесь можно увидеть спектакли, поставленные по произведениям Софокла, Мольера, И. Гете, У. Шекспира, К. Гольдони, Н. Гоголя, А. Грибоедова, Н. Островского, Б. Брехта, Г. Ибсена, А. Пушкина и М. Булгакова.

Как добраться

Театр находится возле Таганской площади на улице Земляной Вал 76/21. Неподалеку от него расположен выход из станции метро Таганская (кольцевая).

"Молодёжный театр на Таганке, созданный Юрием Любимовым, продолжает традиции революционного театра - традиции Маяковского, "Синей блузы", Всеволода Мейерхольда, Бертольта Брехта. Тонкий психологический диалог, театр теней, кинематограф, пантомима, эстрада, игра света - всё слилось в необыкновенном сплаве, раскалённом энтузиазмом молодых артистов. Он очень молод, этот театр. Он делает лишь первые шаги. Но эти шаги решительные. И пусть они твёрдо звучат в нашем искустве!"
Александр Свободин, театральный критик
"Кругозор" № 6 1965 г.

Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году, главным режиссёром стал Александр Плотников, а труппу составили воспитанники московских театральных студий и актёры периферийных театров. Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана. Театру было предоставлено помещение бывшего электротеатра (кинотеатра) "Вулкан" 1911 года постройки (архитектор Г.А.Гельрих). Собственно кинематограф существовал там только до революции, а в 1920-1930-е годы этот зал стал театральной площадкой.

1915 год:

В начале 60-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, - в январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, должность главного режиссёра доверили Юрию Любимову, в то время более известному как актёр Театра имени Вахтангова и педагог училища имени Щукина.

В театр Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным спектаклем - «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б.Брехта. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева. Любимов значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, - в театр были зачислены Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, а в конце 60-х - Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов.

Под руководством Любимова Театр драмы и комедии на Таганке сразу же приобрел репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими констукциями. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка. Само название театра со временем стало короче: Театр на Таганке.

На некоторые спектакли практически невозможно было купить билет, рассказывают, что театралы с вечера занимали очередь в кассу. В репертуаре театра в первые годы были поэтические представления «Товарищ, верь…» (по А.Пушкину), «Послушайте!» (по В.Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е.Евтушенко), драматические постановки "Десять дней, которые потрясли мир" (Дж.Рида), «Мать» М.Горького, «Что делать?» Н.Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Дом на набережной» Ю.Трифонова.

1966-1970 гг.:

1967-1970 гг.:

Народ на таганские спектакли ломился, а вот идиллические отношения между художником и чиновником быстро сошли на нет. Главный режиссёр Юрий Любимов не собирался прогибаться и власть употребила силу: новые спектакли не разрешали, гастроли отменяли. Помимо претензий к репертуару искусствоведам в штатском не нравилось участие в спектаклях Владимира Высоцкого - поэта, исполняющего под гитару собственные песни весьма сомнительного содержания. Хотя сам Высоцкий скромно отвечал в интервью, что "без Театра на Таганке не было бы Высоцкого", он был краеугольным камнем в любимовской постройке, исполнителем главных ролей в лучших спектаклях: "Гамлет", "Вишнёвый сад", "Жизнь Галилея", "Пугачёв" и других. Несмотря на все трудности, 1960-1970-е годы стали золотым веком Таганки.

В начале 1970-х было принято решение о реконструкции театра. Архитектор Александр Анисимов проделал большую работу над эскизами, учитывая пожелания Юрия Любимова. Хотя стройка началась в 1972 году, открылся новый театральный зал только в апреле 1980 года. Причиной долгостроя послужили и недостаток финансирования, и нехватка стройматериалов, и корректировка планов Любимовым. В итоге удалось сохранить и старый театр, и пристроить к нему здание из красного кирпича с новой сценой. Любимов как будто предчувствовал, что в театре позднее начнутся скандалы и труппа разделится надвое. А пока Высоцкий пел про кирпичики, которые "напоминают всем казённый дом".

1987 год:

После смерти Высоцкого театр переживал смутные времена, его словно преследовал злой рок. Таганку 1980-х годов кто-то из артистов назвал "террариумом единомышленников". Юрий Любимов конфликтовал с властями и в 1984 году был лишён советского гражданства. Труппа Таганки ждала его возвращения и бойкотировала известного режиссёра Анатолия Эфроса, которого назначили вместо Любимова. В 1987-1989 годах театром руководил Николай Губенко, способствоваший возвращению Юрия Любимова на Родину. Но и здесь не обошлось без конфликтов, в 1992 году театр разделился на любимовский "Театр на Таганке" (старая сцена) и губенковское "Содружество актёров Таганки" (новая сцена).

В Нижнем Таганском тупике в 1990-е годы открылся Музей Высоцкого, а позднее и клуб "Высоцкий".