Музей фриды кало в мехико. Дом-музей фриды кало в мехико Музей Фриды Кало

». Она знакомит с историями знаменитых московских благотворителей и меценатов: среди них - Алексеевы, Бахрушины, Солдатёнков, Морозовы, Рукавишниковы, Солодовников, Третьяковы. Музеи, театры, институты, больницы, ими построенные, стали неотъемлемой части московской жизни, и выставка напомнит историю многих из них.

На большом экране во дворе целый день будет демонстрироваться уникальный документальный фильм «Цвет жизни » (режиссёр Виктор Беляков). В этом фильме - редкие кадры цветной кинохроники Москвы 1940-1950-х годов, которые позволят по-новому увидеть послевоенный город.

Авторская экскурсия от Тутты Ларсен и другие экскурсии по выставкам музея
О средневековой Москве и её жителях, о том, как город рос и развивался, гостям Музея Москвы расскажет теле- и радиоведущая, журналист и актриса Тутта Ларсен . Она проведёт авторские экскурсии по выставке «История Москвы для детей и взрослых » 8 и 9 сентября в 12.00. Вход свободный по регистрации .

На Арбате и Чистопрудном бульваре разместятся уличные фотовыставки с материалами из фондов музея : Москва, её улицы, здания и жители в объективе фотографа и фотокорреспондента, автора фотокниг Константина Кокошкина.

Инна Лутовинова

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Последние новости Москвы по теме:
8 и 9 сентября Музей Москвы проведёт фестиваль «Музей и город»

Весомый повод для радости есть у сотрудников «Коломенского»: музей-заповедник стал самой популярной культурной площадкой для жителей и гостей столицы в День города 8 и 9 сентября.
Район Нагатинский затон ЮАО Москвы
11.09.2018
Район Якиманка ЦАО Москвы
11.09.2018

Научный сотрудник музея «Садовое кольцо» 8 сентября провел первое занятие в рамках Молодежной научно-исследовательской фотоэкспедиции.
Префектура ЦАО
11.09.2018 В День рождения Москвы жители и гости столицы получили возможность бесплатно побывать во многих городских музеях.
Префектура ВАО Москвы
11.09.2018 Во время празднования Дня города 8 и 9 сентября столичные музеи посетили свыше 880 тысяч человек.
Тверской район ЦАО Москвы
11.09.2018

Во время празднования Дня города 8 и 9 сентября столичные музеи посетили свыше 880 тысяч человек.
Басманный район ЦАО Москвы
11.09.2018 Во время празднования Дня города 8 и 9 сентября столичные музеи посетили свыше 880 тысяч человек.
Пресненский район ЦАО Москвы
11.09.2018 Во время празднования Дня города 8 и 9 сентября столичные музеи посетили свыше 880 тысяч человек.
Мещанский район ЦАО Москвы
11.09.2018

Во время празднования Дня города 8 и 9 сентября столичные музеи посетили свыше 880 тысяч человек.
Красносельский район ЦАО Москвы
11.09.2018 В пятерку самых посещаемых музеев в День города вошел знаковый объект Северо-Восточного округа столицы – Музей космонавтики.
Префектура СВАО Москвы
11.09.2018 Во время празднования Дня города 8 и 9 сентября столичные музеи посетили свыше 880 тысяч человек.
Район Арбат ЦАО Москвы
11.09.2018

Сотрудники музея сюрреализма «Дом Бурганова» провели 9 сентября бесплатную экскурсию для жителей и гостей столицы.
Район Хамовники ЦАО Москвы
11.09.2018 Свыше 880 тыс. человек посетили музеи Москвы во время празднования Дня города 8 и 9 сентября 2018 г. Об этом сообщает официальный портал Мэра и Правительства Москвы.
MosDay.Ru
11.09.2018 В Москве в День города бесплатно посетили столичные музеи более 880 тысяч человек, это почти в два раза больше, чем в прошлом году, тогда культурные площадки посетили около 470 тысяч человек,
MosDay.Ru
11.09.2018

Сотрудники музея провели более 60 экскурсий, на которых побывали порядка 1,5 тысяч человек.
Обручевский район ЮЗАО Москвы
10.09.2018 По случаю Дня города в музее была подготовлена праздничная программа, популярностью у посетителей пользовались открытие площадки военной техники.
Molnet.Ru
10.09.2018 Экскурсию в Доме-музея Александра Герцена проведет 13 сентября научный сотрудник культурного учреждения Светлана Головко.
Район Арбат ЦАО Москвы
10.09.2018

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил о введении в столице режима полной самоизоляции на фоне распространения коронавирусной инфекции COVID-19.
MosDay.Ru
30.03.2020 Сроки действия проездных билетов будут продлены на время действия домашнего режима.
За Калужской Заставой
30.03.2020 Размер компенсации составит 19,5 тысяч рублей ежемесячно. Источник ФОТО: m24.ru Об этом в своем блоге написал мэр Москвы Сергей Собянин.
Molnet.Ru
30.03.2020

В центре Москвы у доставщика еды украли велосипед

Фото: pixabay Материальный ущерб курьера от кражи велосипеда составил 12 тыс.
26.03.2020 Московская перспектива

Участковые из Лосинки задержали боксёра, который изуродовал автобус

Юрий Трусов и Александр Власов давно работают вместе/ Роман Балаев Днём прохожие, шедшие по Стартовой улице, обратили внимание на то, что за автобусом №50 бежит мужчина.
26.03.2020 Звездный бульвар

УВД по СВАО: Как уберечь свое жилье от домушников

В большинстве случаев жертвами становятся люди со средним достатком/ Фотобанк За последнюю неделю полицейские округа раскрыли сразу две квартирные кражи.
24.03.2020 Звездный бульвар

Видеозанятия танцевальных студий культурно-художественного центра «Крылатское» можно посмотреть в режиме онлайн.
Район Крылатское ЗАО Москвы
30.03.2020 Библиотека имени Анны Ахматовой приглашает всех желающих совершить онлайн-экскурсию в музей поэта в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге.
Район Крылатское ЗАО Москвы
30.03.2020

О выставке «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» в Санкт-Петербурге Сделав год назад первую в России выставку Фриды Кало , петербургский Музей Фаберже вошел во вкус к сюрреализму и теперь открыл выставку Сальвадора Дали. Пусть это и не первая выставка Дали в России, зато в ней нам впервые продемонстрировали серьезный кураторский подход к делу каталонского сюрреалиста-расстриги Ретроспектива мексиканской революционерки Фриды Кало и музей придворного ювелира Карла Фаберже - это было, как пишут в кулинарных книгах, пикантное сочетание. Казалось бы, Сальвадор Дали и Фрида Кало - персонажи из одной и той же оперы под названием «Сюрреализм - это я», даром что первого сюрреалисты в конце концов изгнали из своей партии, а вторая и не думала в нее вступать. Но Дали куда более естественно смотрится в гостях у Фаберже, и речь не только о пристрастии обоих мастеров к образу яйца. Речь о художественном консерватизме, пусть у первого это был программный выбор, игра, жест и эпатажная поза, а второй не мыслил себя ни в какой другом контексте. Главным куратором нынешней выставки стала Монсе Агер, крупнейшая специалистка по Дали и директор музеев «далийского треугольника» (театр-музей в Фигересе, дом-музей в Порт-Льигате и замок в Пуболе), которыми ведает фонд «Гала - Сальвадор Дали». Тот самый фонд, что шесть лет назад привозил Дали в ГМИИ имени Пушкина (спонсором тогда выступил фонд Виктора Вексельберга «Связь времен», управляющий Музеем Фаберже, и связь его с Дали оказалась долговременной, тем более что именно Дали, а не Фаберже, как выяснилось на пресс-конференции, - любимый художник господина Вексельберга). В Петербурге в основном показывают другие вещи из музеев фонда «Гала - Сальвадор Дали», нежели в Москве, кроме того, одну работу удалось заполучить из галереи Тейт. Выставка не то чтобы очень велика: 25 картин и две большие графические сюиты, рисунки к «Жизни Бенвенуто Челлини» и фотогравюры к «Божественной комедии» Данте. Зритель не увидит здесь «хитов», что были в ГМИИ, ни «Автопортрета с Рафаэлевой шеей», ни «Галы с бараньими ребрышками на плече». Впрочем, их с успехом могут заменить два куриозитета из некоего частного собрания: написанная на оргстекле и оттого почти витражная «Женщина с бабочкой» (1958) и написанная маслом на холсте мученица Эроса и Танатоса, то ли Жюстина, то ли женская версия святого Себастьяна, под названием «Костюм для обнаженной с хвостом трески» (1941). К тому же обошлось и без театрального дизайна Бориса Мессерера , потому что человек-театр Дали не нуждается в дополнительных декорациях, да и сам по себе Шуваловский дворец, где помещается Музей Фаберже, служит прекрасной сценографией к концептуальной выставке маркиза де Пуболь, каковой титул он получил в 1982-м. Но все же основное отличие петербургской выставки от московской - в четкой концепции и отборе экспонатов, ведь концепции - это то, чем силен фонд «Гала - Сальвадор Дали». Собрание фонда, основанного самим Дали в конце 1983-го, после смерти Галы и начала паркинсонизма, богато поздними работами, от которых у эстетов принято воротить нос, ранние же вещи разошлись по главным музеям мира, так что фонду мало что досталось. На открытии начальство фонда «Гала - Сальвадор Дали» смешно ругало художественный рынок, безумие коллекционеров и бешеный рост цен на Дали, из-за чего Фигерес редко когда может позволить себе стоящую покупку. В общем, фонд довольно давно понял, что его преимущества - в интеллектуальной сфере: архив, медиатека, исследования, составление каталога-резоне и производство умных выставок. Одна из них как раз и представлена в Музее Фаберже. Чтобы публика не слишком огорчалась сразу же, в самом начале ей предъявляют немного «настоящего Дали» - с текучими часами, прозрачными фигурами, растворяющимися в пространстве, персонажами, украденными у Вермеера, и галлюцинаторными пейзажами, украденными у Ива Танги, что было гораздо большим преступлением. Пять маленьких картин относятся к середине 1930-х, «золотому веку» Дали, в том числе и «Забытый горизонт» из галереи Тейт. В этих прелестных безделицах уже полно намеков на старых мастеров, но в большом программном полотне «В поисках четвертого измерения» (1979) цитаты из «Афинской школы» Рафаэля и флорентийских кватрочентистов появляются с маниакальной настойчивостью. А потом начинается Дали поздний - тот, что мог бы сказать про себя: «Маньеризм - это я». Три цикла, составляющих основу выставку, связаны с итальянским Возрождением - тем великим, непревзойденным и недостижимым, как выяснили уже в эпоху маньеризма, к чему безуспешно стремятся все, и безвестные архитекторы-эклектики Шуваловского дворца, и знаменитые раскаявшиеся сюрреалисты. Это иллюстрации к «Жизни Бенвенуто Челлини», которую Дали пытается рассказывать, как собственный «Дневник одного гения», и к «Божественной комедии» Данте, в которой он пытается состязаться не только с Боттичелли и Уильямом Блейком , но и с самим собой ранним, метаморфозно-нарциссическим. А также большая серия картин, вдохновленных Микеланджело. Фактически последняя серия. Фигуры с потолка Сикстинской капеллы и из Капеллы Медичи, «Моисей» и эрмитажный «Скорчившийся мальчик», ватиканская «Пьета» и «Пьета из Палестрины» - все они писаны размашисто, но прилежно и с любовью, будто бы в гипсовом классе академии работал не слишком старательный студиозус, поклонник Джорджо де Кирико и вдобавок наглый хулиган, потому что местами сквозь гризайль проступает пейзажный фон, а местами скульптурные тела покрываются каракулями в духе Брэдли Уолкера Томлина или еще кого-то из малых абстрактных экспрессионистов, с чьим творчеством Дали успел познакомиться в годы американской эмиграции. Живопись эта далеко не так хороша и виртуозна, как анаморфозы и визуальные ребусы «золотого века», в ней, конечно, проявляется Паркинсон. Но с той же неотвратимостью в ней проявляется миф о престарелом гении живописи, слепнущем Тициане или слепнущем Халсе, чьи поздние картины сегодня переосмыслены как едва ли не самое ценное в их искусстве. И, как знать, когда снобизм в отношении Дали, особенно позднего, пройдет, не оценим ли мы эту живопись иначе. Ведь она, несмотря на всю старческую дряблость и дрожание руки, выглядит удивительно актуально для начала 1980-х: молодо, азартно, в духе итальянского трансавангарда, словно шлет привет Сандро Киа и Франческо Клементе. Вернее, не привет, а изящный и сдержанный поклон, как и подобает маркизу. «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». Санкт-Петербург, Музей Фаберже, до 2 июля

Фрида Кало - одна из немногих художников, из чьих картин можно сложить автобиографию. Даже если она не рисовала на холсте женщину со сросшимися на переносице бровями, Фрида все равно рисовала себя. Все, что с ней происходило, все, о чем она думала и что переживала, - все это на ее картинах.
«Страдать - значит творить» - сказал ей однажды ее знаменитый любовник.
Страдать она начала с 6 лет, когда ей был поставлен диагноз «полиомиелит».
Творить - чуть позже, когда на несколько месяцев оказалась прикованной к постели после страшной аварии. От удара автобуса, в котором находилась восемнадцатилетняя Фрида, о трамвай ее тело раскололось на части. От любви к известнейшему художнику Диего Ривере тоже самое произошло с ее сердцем. С тех пор Фрида всю свою недолгую - всего 47 лет - жизнь собирала «кусочки» себя в своих картинах.

«Синий дом» в Койоакане - районе Мехико - принадлежал родителям Фриды. В этом доме она родилась, здесь прошло ее детство, сюда она привела жить своего мужа Диего сразу после свадьбы. Этот дом был построен за 3 года до рождения будущей художницы, но сейчас мы его видим таким, каким его создали Фрида и Диего.


Дом был построен по всем канонам колониального дома - с внутренним двором и огороженным от дороги садом. Толстые стены защищали от любопытных глаз и от жары.

Надпись гласит, что здесь жили Фрида и Диего на протяжении долгих лет, начиная с момента своей свадьбы в 1929 году до смерти Фриды в 1954-ом. На самом деле они прожили здесь совсем мало времени. Большую часть своей «совместной» жизни (в кавычках потому, что Фрида и Диего несколько раз разводились и снова женились) они провели в двух отдельных домах, соединенных мостом. Там, кстати, тоже сейчас музей.

Прежде чем попасть внутрь, надо отстоять длинную очередь, которая тянется вдоль стен дома. Но стоять приятно - внутренний двор очень красив.


Здесь даже есть своя пирамида с древними артефактами.


Ходить по дому отдельно от всех или даже просто остановиться очень сложно - посетителей так много, что из комнаты в комнату движется «удав» из желающих приобщиться к жизни этой изумительной женщины. По этой же причине сложно делать четкие и удачно выстроенные снимки. Снимаешь все, много и сразу.
В первых комнатах дома - картины Фриды и семейные фотографии. Здесь ее рукой написано генеалогическое древо своей семьи. В центре - родители. На голубом фоне, понятное дело, те, кого уже нет в живых.


Есть мнение, что арбуз - это символ Мексики, потому что его цвета совпадают с цветами национального флага. Поэтому даже здесь Фрида не изменяет своим революционным воззрениям - это не просто натюрморт.


Фотография маленькой девочки Фриды Кало.


В доме очень много разных предметов, сделанных рукам местных умельцев. Огромное количество керамики.


Псевдо-камин, украшенный фигурками, больше похожими на творения суздальских мастеров, чем мексиканских.

Эту комнату получили молодожены, когда приехали сюда сразу после свадьбы. В этой же комнате позднее поселили гостей - Льва Троцкого и его жену Наталью Седову.




Небольшой холл и лестница наверх.

Кухня такая же солнечная, как и столовая.


Этот орнамент Фрида сделала сама из приклеенных к стене маленьких декоративных чашечек.


Мастерская художников. Фотография сделана с той стороны мольберта, с которой в инвалидном кресле работала Фрида.


Материальное воплощение ее души.


Рабочий стол Диего.


В длинном коридоре, который ведет к спальням, можно увидеть один из многочисленный корсетов Фриды, расписанный ею в дни вынужденного бездействия.

Но когда она могла вставать с кровати, она одевалась всегда очень ярко и нарядно.

Одна из спален дома.


Целый шкаф, заставленный дамскими безделушками. Но фотография сверху не дает забыть, что у этой «дамочки» был боевой характер и революционный настрой.



На этой кровати родилась художница Фрида - здесь она провела много месяцев после той страшной аварии и здесь же впервые получила в подарок кисти и краски. Чтобы у Фриды была возможность рисовать свое лицо, ее отец приделал сверху зеркало. На этой же кровати она и умерла.



Последний портрет Фриды - ее посмертная маска.

В доме много «скелетов», сделанных руками членов семьи для празднования Дня мертвых. Их делали ежегодно и всегда потом бережно хранили.

Выход из дома в сад и крытую галерею.




С осмотра музея Фриды мы начали свой день в Мехико. Потом было еще много интересного, но эта женщина владела нашими умами до позднего вечера. Поэтому, если у вас будет возможность, посвятите ей целый день и, помимо «Синего дома», побывайте еще в домах с мостом в районе Сан-Анхель и в музее - особняке Долорес Ольмедо Патиньо. Там хранится 137 картин Диего Риверы (самая крупная коллекция) и 25 работ Фриды Кало.

Музей Фриды Кало — знаменитой художницы Мексики — является одной из самых посещаемых достопримечательностей Мехико. «Синий дом», как называют музей многие почитатели таланта художницы, находится в одном из самых живописных районов города — Койоакан. Это не просто музей, а место рождения Фриды Кало, в нем она прожила всю жизнь.

Дом Фриды Кало был построен в 1904 году, за три года до ее рождения. В музей здание было превращено в 1958 году, после смерти художницы. Дом стал особенно популярным после выхода на кино-экраны фильма «Фрида» (2002 г.), в котором он и снимался.

Некоторое время в «Синем доме» жил Лев Троцкий, в нем всегда собиралась элита мексиканского общества и иностранные гости города.

Музей по габаритам очень небольшой, он включает в себя непосредственно дом Фриды и внутренний дворик, но коллекция его огромна. Помимо личных вещей художницы и сохранившихся интерьеров помещений, в музее хранится богатейшая коллекция статуй и предметов быта народов доколумбовой Америки, которую тщательно собирали Фрида Кало и ее муж, знаменитый художник Диего Ривера, который жил с ней в этом доме.

Личность и судьба Фриды овеяна множеством загадок, однако главное, что видят посетители — силу духа и любовь в своей стране, при этом пытаются прикоснуться и к личной жизни художницы, и к ее быту.

Экспозиция музея

В Музее Фриды Кало хранятся самые значимые для нее картины , написанные ее рукой — портрет отца (1952 г.), «Viva la Vida» (1954), «Frida y la cesárea» (1931), а также огромное количество личных вещей художницы.

В доме бережно сохранены интерьеры помещений — кухня, спальня, мастерская, внутренний дворик, подсобные комнаты . Каждая вещь лежит на том месте, где находилась при жизни Фриды Кало, отражает все особенности быта.

Стены дома расписаны в мексиканском национальном стиле: яркая палитра цветов создает неповторимый колорит, который сразу же передается посетителям.

В рабочем кабинете Фриды Кало хранятся ее холсты и краски, палитры и рамы для картин, кисти и мольберты . Здесь художница проводила большую часть времени, создавая то, что впоследствии стало символом Мексики и ее национальным достоянием.

В музее собрана обширная коллекция личных предметов Фриды Кало и Диего Ривера. Они поженились, когда ему было 43, а ей — 22. Всю свою жизнь Фрида Кало любила и ревновала мужа, оба они в силу темперамента могли ссориться и мириться достаточно часто.

Важная часть экспозиции музея посвящена супружеским отношениям пары: страсть, любовь и ревность — все отражено в доме-музее Фриды Кало. Например, один из бросающихся в глаза экспонатов — часы . Двое керамических часов, созданных народными умельцами в городе Пуэбла, занимают видное место в комнате супругов. Время на них выставлено по-особому: первые часы показывают время крупной ссоры супружеской пары в 1939 году, а вторые — время их примирения. И подобными объектами насыщен музей, они отражают всю ранимую и страстную натуру художницы, позволяют приоткрыть завесу тайны ее личности.

Кроме того, в музее хранится богатая коллекция костюмов Фриды Кало в мексиканском национальном стиле. Являясь почитательницей истории Мексики, в том числе — ее моды, художница часто носила платья, расшитые цветами, и головные уборы, которые теперь стали отдельной экспозицией музея.

Всю жизнь Фрида Кало и ее муж, являясь истинными патриотами своей страны, собирали коллекцию предметов и артефактов доколумбовой Америки . Статуи божеств, ритуальные и бытовые предметы, глиняные изделия и уменьшенные копии пирамид Мексики — эта коллекция заслуживает отдельного музея. Керамика талавера , которой знаменита Мексика, нашла в доме художницы свое достойное место, а идолы различных племен украсили внутренний дворик дома. В сочетании с буйством тропических растений и кактусов они образовали отдельную живую экспозицию, которой любуются многочисленные посетители.

Помимо интерьеров, в доме-музее оборудовано специальное аудиовизуальное пространство с экраном и небольшим зрительным залом, где посетителям демонстрируются документальные фильмы, интервью и фотографии, посвященные знаменитой мексиканской художнице.

Все вместе — экспонаты и фото-видео материалы — помогают посетителям представить и воочию увидеть жизнь Фриды Кало, постичь загадки ее личности и прикоснуться к мексиканской культуре разных периодов истории.

Цена билета в Museo Frida Kahlo в 2020 году

Стоимость билета в Музей Фриды Кало зависит от возраста посетителя и имеет привязку ко времени: билет предполагает вход в музей в определенное время, в связи с высокой посещаемостью места.

  • Детям до 6 лет вход бесплатный.
  • Детям от 6 до 16 лет и пенсионерам — $21.50,
  • взрослым (иностранцам) — $246.10, взрослым (гражданам Мексики) — $107.

Цены указаны в мексиканских песо и могут меняться в зависимости от месяца и дня посещения. Точную стоимость на конкретную дату и время можно уточнить на официальном сайте Музея Фриды Кало в Мехико . Там же есть возможность приобрести билеты онлайн. Они будут присланы на электронную почту или доступны для скачивания сразу на сайте.

Для входа в музей достаточно распечатать бланк билета или предъявить его на мобильном устройстве.

В музей Фриды Кало запрещен вход с рюкзаками, чемоданами, едой и напитками. Все это необходимо оставить на входе в специальной камере хранения у администратора. Также рекомендуют выключить мобильные телефоны. Фотосъемка в музее разрешена только за дополнительную плату.

Также добраться до Музея Фриды Кало в Мехико можно на автомобиле : рядом с входом есть парковочные места, или же воспользоваться услугами такси: подойдет мобильное приложение Uber или официальные перевозчики с табличкой «CDMX» и счетчиком километража. Поездка обойдется дешевле, чем трансфер от отелей и хостелов.

Музей Фриды Кало — панорама Google Maps:

Видео-обзор Museo Frida Kahlо:

Дерево надежды, стой прямо!
Фрида Кало

Бунтарка, коммунистка, сквернословица, бисексуалка, талантливая художница и символ Мексики - Фрида Кало . Вся ее жизнь - это бесконечная боль, всепобеждающая страсть и невероятная стойкость духа. На днях мы побывали в доме-музее Фриды, который находится в районе Мехико Кайокан. Пишу этот пост, а из глаз текут слезы… О Фриде известно очень многое, интернет так и пестрит ее биографиями в самых различных интерпретациях, а многие из вас знают ее по фильму с Сальмой Хайек с главной роли. Но мне очень хочется, чтобы история Фриды поселилась и здесь, в моем блоге. Сегодня я напишу о ней то, что знаю сама, и покажу фотографии, сделанные в музее.

Фрида Кало родилась в 1907 году в том самом доме, который сейчас является ее музеем. Мексиканцы ласково называют его «голубым домом Фриды». Дом действительно окрашен в ярко-синий цвет, что заметно выделяет его из остальных строений в Кайокане. В остальном же внешне здание ничем не примечательно, и, если не знать его историю, можно запросто пройти мимо.

В шесть лет девочка заболела полиомиелитом, после чего ее правая нога стала отставать в развитии и оставила хромоту, которую всю жизнь Фрида скрывала под длинными юбками. На этом ее несчастья не закончились, если не сказать больше - они только начались.

В 17 лет Фрида попала в жуткую аварию - автобус, в котoром она ехала, врезался в трамвай. Это был тот самый момент, когда она должна была либо умереть, либо стать той Фридой, которую знаем мы все. В аварии девочка получила, казалось бы, несовместимые с жизнью травмы - тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, ребер, тазовых костей, больная правая нога была переломана в 11 (!) местах, стопа полностью раздроблена. Металлическое перило автобуса пронзило ее живот и матку, навсегда лишив возможности стать матерью. Но вопреки всему Фрида выжила. Год после аварии девушка была прикована к кровати, но даже после того, как она смогла встать на ноги, проблемы со здоровьем не оставляли ее уже никогда. Всю жизнь Фрида носила специальные корсеты и обувь, а в попытках забыться и ослабить боль пила много текилы и курила.

Именно тогда, когда Фрида не могла встать с постели, она попросила родителей принести ей кисти и краски. Гипс, которым было укутано все ее тело, она изрисовала бабочками. Тогда любящий отец смастерил для дочери специальный подрамник, чтобы девочка могла рисовать лежа. Над кроватью Фриды повесили зеркало - так в долгие часы одиночества она могла видеть себя. Отсюда и пошло ее увлечение автопортретами: Фрида рисовала то, что видела, а видела она себя.

«В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего», — говорила Фрида Кало. Диего - знаменитый на весь мир мексиканский художник Диего Ривера, ставший мужем Фриды, когда той исполнилось 22 года. Фрида принесла показать ему свои свои работы, и это стало началом второй трагедии ее жизни. Их брак называли союзом «слона и голубки», хотя я бы назвала это союзом «голубки и огромной жабы»: Диего был огромен, толст, ужасно некрасив и к тому же старше Фриды на 20 лет. Но, как говорят, Ривера обладал невероятным обаянием, женщины так и вились вокруг него, и тот никогда не оставлял их внимание без ответа. Адюльтеры мужа заставляли Фриду страдать, но поделать с этим ничего не могла: для творческой натуры мужа любовные утехи служили источником вдохновения. Тогда Фрида также начала крутить интрижки, но Ривера жутко ревновал и пресекал их на корню. В общем, в доме Фриды и Риверы никогда не было тихо, и однажды они даже развелись, а через год поженились снова.

Именно Диего Ривера оказал влияние на коммунистические убеждения Фриды. В музее очень много картин, пронизанных идеями коммунизма, а напротив кровати, в которой обездвиженная под конец жизни художница проводила все свое время, до сих пор висят фотографии Ленина, Сталина, Маркса, Энгельса и Мао в общей рамке. А это картина «Фрида и Сталин» кисти, конечно же, самой Фриды.

Еще одним примечательным событием в жизни Фриды стало ее знакомство с нашим знаменитым соотечественником — перманентным революционером Львом Троцким. Когда, будучи в изгнании, он приехал в Мексику с женой, рукоплескавший великой революции Диего Ривера попросил Фриду поселить их в своем доме, и для Фриды, увлеченной коммунистическими идеями, это стало настоящим событием. Совсем скоро Лев Давидович не на шутку увлекся яркой самобытной Фридой, и та ответила ему взаимностью - у них вспыхнул страстный, но короткий роман. Жена Троцкого узнала об их связи и убедила мужа порвать с Фридой и переехать в другой дом. Неподалеку от музея Фриды, все в том же Кайокане, находится и музей Льва Троцкого — дом, в котором он был убит.

Знаменитой художницей Фрида стала в последние полтора десятка лет своей недолгой жизни. В 1939 году в Париже она стала сенсацией выставки мексиканского искусства, и одну ее картину приобрел сам Лувр! Творчество Фриды пронизано событиями ее собственной жизни. Не поленитесь, полистайте ее картины в гугле. В основном это автопортреты: знаменитая женщина со сросшимися бровями и цветами в волосах - это она, Фрида! Обнаженная женщина с десятками ножевых ранений и стоящий рядом мужчина с кинжалом - это картина под названием «Всего несколько царапин». Так Фрида изобразила их отношения с Диего. Женщина на окровавленной больничной кровати с разорванным чревом, женщина, пронизанная гвоздями и металлическим позвоночником - все это она тоже о себе. Частым сюжетом картин Фриды были ее нерожденные дети - у Фриды было три выкидыша.

В последние годы жизни состояние здоровья Фриды резко ухудшилось. Чтобы хоть как-то ослабить физические страдания, Фрида употребляла много лекарств, содержащих наркотики. Вскоре Фрида слегла в постель, теперь уже до самой смерти. На свою первую персональную выставку художницу принесли на празднично украшенной кровати. Дальше больше - под конец жизни Фриде отняли и без того настрадавшуюся правую ногу.

Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года. Последняя запись в ее дневнике: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь».

Напоследок фотографии дома-музея Фриды Кало в Мехико.

Надпись на стене внутреннего дворика дома гласит: Фрида и Диего жили в этом доме в 1929-1954.

А это то самое место, где Фрида писала свои жестокие, переворачивающие душу картины.

На рабочем столе Фриды — неизменное фото мужа, Диего Риверы .

Спальня Диего. На вешалке — его комбинезон и шляпы. На тумбочке справа — посмертная маска художника.

Кухня в мексиканском стиле. Фрида и Диего страстно почитали искусство доколумбовской Америки, и в их творчестве, а в данном случае — и интерьере, зачастую прослеживаются элементы народного мексиканского творчества.

А это спальня самой Фриды. Как и все спальни в доме — без окон. Все элементы декора комнаты — дело рук самой Фриды: чудовища, скелеты и бабочки.

По выходу из спальни попадаем в другую, так называемую «дневную» спальню Фриды. Она расположена прямо у выхода в сад, сюда попадает много света и свежего воздуха. Эта комната — основное место пребывания Фриды в то время, когда она была прикована к кровати. Видите вытянутую прямоугольную рамку на стене напротив? Это именно та рамка, под стеклом которой хранятся фотографии кумиров художницы, самых знаменитых коммунистов в истории — Маркса, Энегльса, Ленина, Сталина и Мао Цзэдуна. Над кроватью — неизменное зеркало.

На постели — посмертная маска Фриды.

В музее хранится коллекция личных вещей Фриды: одежда, обувь, украшения. Кало была модницей. Одевалась эксцентрично и дорого. Очень любила носить костюмы с мексиканскими мотивами.

Сапожок с настрадавшейся правой ножки Фриды .

Корсеты и накладная нога Фриды — немые свидетели ее физических мук.

Фотографический альбомчик Фриды.

«Дневная» спальня Фриды выходит на крыльцо, откуда открывается вид на сад, наполненный множеством странных предметов.

Под тенью деревьев и растений прячутся тайны, которые оставила нам художница: фигурки в традициях индейской культуры и даже настоящая пирамида!

Что же еще рассказать о Фриде? Ах, да… Фрида Кало и Диего Ривера изображены на денежной купюре Мексики номиналом 500 песо: портрет Диего на лицевой стороне банкноты, портрет Фриды — на обороте.

А еще теперь у меня есть своя маленькая Фрида.

Как добраться до дома-музея Фриды Кало:

Дом-музей Фриды Кало находится по адресу: Museo 150, San Pablo Tepetlepa Del. Coyoacan, С.Р. 04620 Mexico D.F. Добраться до музея можно на метро: станция метро Coyoacan, коричневая ветка №3. На выходе из метро останавливаем какого-нибудь мексиканца и спрашиваем, в каком направлении находится музей; если же с испанским не очень, вопросительно смотрим ему в глаза, произносим волшебное слово «Фрида Кало» и внимательно следим за его жестами. Идем туда, куда показал мексиканец и вскоре по дороге станут заметны вот такие указатели:

Идем по указателям до тех пор, пока на одном из перекрестков не увидим ярко-синий дом. Пешком от метро идти минут 15-20.