Написать загадки и вопросы о древней греции. Для всех и обо всем

Так, в разных уголках земли путешественники и местные жители встречают снежного человека, в Австрийских Альпах и пустыне Гоби наталкиваются на гигантских червей, в Уссурийской тайге видят необыкновенного человека, но уже не снежного, а летающего, хорошо известного знатокам фольклора...

К сообщениям о подобных чудесах можно было бы отнестись как к безобидной выдумке, не возникни на их основе дисциплина, рассматривающая легендарных и вымерших животных как реальность наших дней.

В начале 19 века великий французский зоолог Жорж Кювье заявил, что фауна позвоночных изучена полностью, и предложил дальнейшие сообщения об их новых видах считать заведомой фальшивкой.

С тех пор открыты лесной слон, окапи, горная горилла...и ещё с десяток видов, в том числе знаменитая кистепёрая рыба, в незапамятные времена положившая начало наземным позвоночным.

О нём свидетельствовали лишь палеонтологические данные - и вот оказалось, что один из видов кистепёрых рыб - латимерия - здравствует до сих пор!


Совсем недавно гигантские кальмары - архитевтисы - считались легендой. Теперь этих гигантских головоногих моллюсков ловят и изучают.

По мнению учёных, стеллеровы коровы вымерли. Но с Камчатки приходят письма, авторы которых, знатоки местной фауны, утверждают, что видели... «коров». Может быть, существование этого вида сиреновых не миф?

А кому не известна знаменитая «большая четвёрка»? Это, во-первых, знаменитая Несси, чудовище, якобы обитающее в прохладных водах шотландского озера Лох-Несс, затем йети (по-тибетски это «демон»), или снежный человек, скрывающийся в Гималаях; также его «собрат» бигфут, или саскватч, - крупное, волосатое двуногое животное, оставляющее отпечатки громадных ступней в канадской провинции; и, наконец, мокем-мбембе, который, как полагают, скрывается в глухих, болотистых джунглях Центральной Африки.

На поиски этих существ потрачено много сил и средств, но увы...

Напомню, что разношёрстную компанию существ, составляют, во-первых, мифологические животные, во-вторых, давно или недавно вымершие.


Реальность сказочных чудовищ теоретически не исключена, поскольку человеческая фантазия не выходит за рамки совокупного человеческого опыта и, наверное, драконы, сирены и прочие возникли не на пустом месте. У них непременно должны быть прототипы в живой природе. Вопрос о вымерших животных потруднее. По крайней мере, точно известно, что они существовали, и считается доказанным, что к нашему времени они исчезли. Следует ли отсюда, что на планете не осталось ни одной пары особей данного вида, способной произвести потомство?

Кстати, особого внимания заслуживают места обитания данных объектов. Что, если на самом деле распределение таинственных существ по природным зонам планеты более равномерно? Тогда их можно было бы поискать в любых необитаемых или почти не обитаемых людьми местах, но...большинство таких мест ещё менее пригодно для наблюдений. Прячутся же наши объекты виртуозно. И прячутся не столько от людей, сколько от тех, кто их выгнал с «праздника жизни», - от соседей своих по биоценозу, - руководствуясь отнюдь не разумностью, которой у них нет и не было, а древнейшим инстинктом самосохранения.

К сожалению, несмотря на постоянно проводимые обследования укромных мест и глухих закоулков нашей планеты, таинственные существа продолжают ускользать из рук учёных.

Однако оптимизм энтузиастов кажется неистощимым. Каждый год приносит обнадёживающие сообщения. То обнаружится фантастически крупный след, то кому-то удаётся получить смутное изображение зверя... И учёные всё время находят нечто новое: виды, считавшиеся ранее вымершими или же совсем неизвестные науке...

Среди вновь открытых птиц, которые считались вымершими, - попугай какапо из Новой Зеландии.


Он отличается тремя своеобразными чертами. Во-первых, это один из немногих ночных попугаев. Во-вторых, он самый тяжёлый из них и весит более двух килограммов. В-третьих, это единственный нелетающий попугай.

Да, пока новонайденные животные, увы, - это преимущественно мелкие создания. Но кто, сказал, что поиски закончились?

Может быть, читатели книг на данную тему, воодушевлённые успехами исследователей прошлых лет, организуют собственные экспедиции в неведомое, и они окажутся успешными.

Д. Ю. Медведев-Барьяхтар

или как история с географией поспорили.

Я люблю историю, и, в первую очередь, историю Древней Греции . Эллинские страницы в истории также отличаются от других стран и народов как цветная иллюстрация от черно-белой фотографии. Небывалый расцвет городов и ремесел, поэзия и философия, театр и архитектура, политика и военное дело, мореплавание и колонии… Естественно, что когда что-то любишь, то пытаешься узнать об этом больше и вникнуть глубже. И я узнавал и вникал, и чем дальше, тем больше удивлялся. Поверьте, есть чему. , на поверку, оказалась не только самой прекрасной, но и самой загадочной страной в мировой истории. Куда там таинственным майя и инкам! Как правило, самым загадочным оказывается именно привычное, вложенное в сознание со школьных учебников, то есть в том возрасте, когда критический склад ума еще не работает. И не раз и не два меня посещало ощущение, что Эллада потому такая и яркая, что… это именно картинка, яркая нарисованная картинка без глубины и перспективы. Почему? Судите сами.

Экономическая загадка Древней Греции.

Что мы знаем о Древней Греции до нашей эры? Небольшая гористая страна с многочисленными городами-государствами - Афины, Спарта, Фивы, Коринф, Микены. Населяют это города философы и скульпторы, стратеги и атлеты, архитекторы и поэты. Ну и также, понятно, жрецы, ремесленники, домашняя прислуга и прочий люд. Но вот что интересно. Философ и скульптор, стратег и атлет, архитектор и поэт – это все профессии, которые не производят непосредственно материальные блага. Они их потребляют. Проще говоря, их всех нужно кормить (а атлетов регулярно и достаточно обильно).

Сколько нужно крестьян для того, чтобы кормить одного «горожанина»? Например, в XIX веке в России 85% людей жило в деревне и пахало землю. Россия была, конечно, отсталая и сельскохозяйственная страна, но во Франции и США крестьян было 60%, в Италии 73%. Самый низкий процент по Европе в Германии – 44%. Так это в XIX век! Через полторы тысячи лет!!! Попробуйте представить, сколько крестьян нужно в Древней Греции IV – V веке до нашей эры для того, чтобы кормить одного философа.

При этом, если судить по историческим данным, уровень урбанизации в Древней Греции (количество тех самых городов) просто зашкаливает. На одном Пелопоннесе, по самым скромным подсчетам, более 10 крупных городов-государств. И если бы речь шла только об обнесенных тыном сельских поселениях! История говорит об каменных стенах, храмах, банях, стадионах, театрах и так далее. Однако, в истории Древней Греции практически нет упоминаний о сельском населении. Где оно жило, чем занималось в то время, когда создавалась греческая философия? Не случайно греков называют не по стране, а по городам, где они живут. Афиняне – жители города Афин, спартанцы – жители города Спарты. Кто населял Аттику и Лаконику остается "за кадром".

Кроме этого Греция , как древняя, так и современная, очень неудобная для земледелия страна. Гористый рельеф с минимальным количеством пригодной для сельского хозяйства земли. Вот что говорит Википедия об Аттике: "Почва страны представляет собой почти сплошь лёгкий, довольно тонкий слой каменистого известняка, который мало пригоден для возделывания пшеницы, более - для ячменя и винограда, но особенно для оливы и фиги, и потому последние как в древности, так и теперь являются главными продуктами страны и предметами её вывоза" . И это одна из самых плодородных долин Древней Греции . Да, это не речные долины Египта или Месопотамии, и не русские пашни. Из домашних животных распространены в основном козы (коров просто не где пасти). Из доступных продуктов приходит на ум только рыба. Но в мире нет ни одной цивилизации, которая бы "выросла" на охоте и собирательстве и не только потому, что подобный промысел не надежен и дает мало прибавочного продукта. Цивилизация требует сохранения и накопления продуктов питания. Зерновые, рис, кукуруза - все эти продукты легко хранить. Рыба же, как и мясо портится очень быстро.

Иногда экономическую проблему Древней Греции пытаются решить через рабовладение. Типа дешевый рабский труд позволял существовать и расцветать эллинской цивилизации. Очень хорошо. Рабов в Древней Греции действительно было много. По данным Википедии население Аттики в период расцвета достигало 500.000 человек, из которых 400.000 были рабами. Но вот в чем проблема. Раб на общественных работах, на рудниках, как прислуга продуктов не производит, он производит их, если занимается сельским хозяйством. Так что нам придется ограничиться только рабами занятыми трудом на земле. В чем же возможная эффективность рабского труда? Единственный вариант – берем сильного мужика и заставляем работать до потери сознания, кормим впроголодь, а все продукты отдаем тем самым философам. Вроде получается. Но раб, как бы это сказать, не вечное орудие труда. Десяток – другой лет и он состарится и работать не сможет. Как его заменить? Вариантов несколько: захват, покупка и другие способы приобретения рабов на стороне или рождение рабов в семьях. Вариант с военнопленными, на первый взгляд, наиболее целесообразен. Всего то и делов, что захватить здорового мужика в плен и обратить в рабство. Но греки не вели постоянных (и обязательно успешных) завоевательных воин. Кроме того, Ника – богиня победы, дама капризная. Сегодня война удачная и рабы есть, а завтра битва проиграна и сами завоеватели стали рабами у кого-то. Можно ли строить экономику такой цивилизации, как на таком не надежном источнике? Второй вариант, рождение рабов в семьях, напротив, отличается стабильностью. Имея семью, раб, так сказать, воспроизводит сам себя. Но, при этом, эту семью ему придется кормить. При таком раскладе раб мало отличается от обычного землепашца, и ждать от него «экономических чудес» рабского труда не приходится.

Теперь основной вопрос: чем кормилось население городов Древней Греции ? У меня внятного ответа нет. Возникает ощущение, что города существуют сами по себе, а хлеб, овощи, фрукты и другие продукты питания берутся буквально из воздуха. Типа манны небесной, но в греческом варианте.

Торговая загадка Древней Греции.

Экономический тупик Древней Греции пытались решить через торговлю.Греки торговали по всему Средиземноморью и продукты питания завозили к себе по морю. Действительно, если верить истории, то греки были знатные моряки, пираты и торговцы. Сначала торговали, а затем и основывали колонии по всему побережью Средиземного и Черного морей: Малая Азия, Сицилия, Южная Италия, Крым, Африка и так далее.

Все очень хорошо, но как говорил кот Матроскин, «чтобы купить что-нибудь нужное, надо сначала продать что-нибудь ненужное». И чем торговать грекам, если сельское хозяйство страны мало производительно, а для подъема ремесел уже нужны продукты питания? Ведь кузнец или горшечник не может работать в долг под залог того, что им через какое-то время привезут поесть. Единственный экспортный продукт – оливковое масло, но хватит ли его для обеспечения существования цивилизации Древней Греции на протяжении нескольких столетий вопрос открытый, а международной системы разделения труда древний мир еще не знал.

Кроме того, для такого размаха «деловых операций» нужен целый торговый флот – корабли, корабли и еще раз корабли. Сложно сказать про размеры торгового флота греков, но вот военный флот городов Древней Греции , по историческим данным, насчитывал сотни кораблей. В одной битве при Саламине участвовало около 400 (!) греческих галер. Понятно, что военные корабли, как и современные танки и ракеты, прибыли не приносят, а одни убытки. То дерево меняй, то такелаж прогнил, то весло сломалось и так далее. Так что торговый флот, который эти самые деньги и добывает, должен быть значительно многочисленнее военного. Одним – двумя парусными лодками здесь не обойтись.

Понятно, что корабли нужно из чего-то строить. Из воздуха, как и продукты питания, они не появляются. Единственный подходящий материал, до изобретения металлического корпуса, это строевой лес. Кривая – косая береза, растущая на скальном уступе, здесь не подходит. Строевой лес до XIX века был стратегическим ресурсом любого строящего флот государства, но ресурсом исчерпаемым. Вот в Палестине, как говорит история, были когда-то леса из ливанского кедра, и извели этот кедр финикийцы на строительство кораблей. Остался ливанский кедр в основном только на флаге и гербе государства Ливан. В Древней Греции же строевого леса нет и строить корабли там просто не из чего . Если же завозить… замкнутый круг. Чтобы завести лес в Древнюю Грецию , нужен корабль, а для того, чтобы его построить, нужно завести лес.

С географией торговли Древней Греции тоже проблемы. Где должен быть основан торговый город? Понятно, что идеальное место – перекресток торговых путей. Там, где встречаются караваны, стихийно или намеренно возникает рынок (базар, ярмарка), где товары обмениваются друг на друга. Чем вести товар прямо до потребителя, как правило, выгоднее и безопаснее продать его с прибылью на рынке. Местные купцы, живущие около рынка, во все времена без всякого риска и дальних путешествий здорово зарабатывали на перепродаже. А за безопасность и торговлю на рынке местная власть всегда брала с купцов налоги (мыто – по-русски). И платили, так как караваны, как морские, так и сухопутные нужно обслуживать. То уже упоминавшийся такелаж заменить, то лошадь подковать. И припасы купцам нужны, и банкир, чтобы деньги обменять – занять, и отдохнуть в безопасности, и женщина не помешает. На обслуживании купцов складывается целая система того, что сейчас называют транспортной инфраструктурой. Одним словом понятно, что перекресток торговых путей это золотое дно, как для местной власти, так и для огромного количества народа. Теперь посмотрите непредвзятым взглядом на карту Восточной Европы. Где должен находиться самый оживленный перекресток торговых путей? Точка одна – пролив Босфор. География сложилась так, что в этом месте сходятся морские торговые пути от древних цивилизаций Средиземного моря через Черное море и реки черноморского бассейна Дунай, Дон, Днепр, Днестр ко всей Восточной Европе. Там же сходятся и сухопутные торговые пути из Европы на Восток. Великий шелковый путь мог проходить либо севернее Черного моря (через степи, где грабеж прочие прелести), либо южнее через Босфор. Одним словом, место для торгового города уникальное. Второго такого, наверное, нет нигде в мире.

И что мы видим на этом месте в Древней Греции ? Ничем особенным не отмеченная греческая колония Византий, основанная в VII веке до нашей эры. С такой выгодной позицией Византий должен был стать центром средиземноморской и черноморской торговли, а правители Византия скупить всю Древнюю Грецию , Малую Азию и Причерноморье, продать и еще раз скупить уже по дешевке. Но, шли века, а город так и оставался мелким ничем серьезным не отмеченным поселением. Может быть, в Восточной Европе просто не было товаров, которые могли заинтересовать греческих негоциантов? Но Ольвию, Херсонес, Феодосию, Пантикапей, Танаис и еще десятки колоний на побережье Черного моря греки основали? Значит было с кем торговать на севере. И все торговые пути из этих колоний шли через один пролив – Босфор. И только в IV век нашей эры император Римской империи Константин обращает внимание на заштатную колонию и сразу переносит туда столицу империи! И на много сотен лет Константинополь, а затем и Стамбул становятся торговым и политическим центром средиземноморья. А тысячу лет до этого никому в голову не пришло, как можно использовать данную точку на карте?

Загадка флота Древней Греции .

Отдельная история это военный флот Древней Греции . Как известно, основную его силу составляли биремы и триеры. Для непосвященных это галеры с двумя и тремя рядами весел расположенных друг над другом. Впрочем, это не предел. Доходило до кораблей с пятью рядами весел – пентер. При этом все попытки реконструкции подобных кораблей особого успеха не имели. Второй, а тем более третий ряд весел располагается настолько высоко над водой, что весла становятся слишком длинными и тяжелыми даже для нескольких гребцов. Вот норманнскую ладью реконструировать получается и плавает она по морю, а галеру из Древней Греции никак. Ну ладно, допустим, что наши современники просто не обладают античными технологиями. Но в историческое время тоже стоили галеры и в большом количестве. На Средиземном море – испанцы, французы, турки, венецианцы и генуэзцы, мавританские пираты, на Балтике шведы и русские. Ни туркам, ни испанцам, ни шведам, ни русским в голову не приходило при строительстве галер сажать гребцов друг над другом. Интересно почему?


Размеры эскадр Древней Греции тоже поражают воображение. Под Саламином 400 греческих галер разгромили персидский флот из 1200 кораблей. В XVI веке, через две тысячи лет, в битве при Лепанто участвовали 206 галер объединенного христианского флота (из них около 90 испанских и более 100 венецианских) против 220 турецких и алжирских судов. Естественно, что для античных времен такое количество это просто несерьезно. Испанская империя, контролировавшая половину Европы и две трети Америки, на судьбоносную для нее битву смогла послать 90 кораблей, Блистательная порта наскребла 220, а вот персидская империя в V веке до нашей эры выставила для завоевания Греции 1200 судов! Даже если допустить, что персидские суда представляли оборудованные для боя рыбацкие лодки, цифры как-то не вяжутся.

Загадка армии Древней Греции .

Как выглядит гоплит из Древней Греции примерно V века до нашей эры? Реконструкций хватает. Вот он, краса и гордость античного мира. Панцирь и поножи блестят на солнце, на голове шлем с гребнем, в мускулистых руках щит и копье, взглядом орел, сложением ну чистый атлет, печатает шаг в рядах фаланги.



А теперь порошу читателя немного напрячь воображение и представить себе… русского средневекового ополченца. Как он выглядит? Большинство затруднится описать. Для облегчения задачи я попытался найти в интеренете соответствующий рисунок. Это оказалось гораздо сложнее, чем искать того же гоплита. Ну не любят у нас рисовать мужиков на войне. Впрочем, порывшись в картинках, одно изображение все-таки нашлось. Вот он, на третьем плане. На голове обычная шапка. Толстый стеганый кафтан. Обувка либо обмотки, либо обычные лапти. Плотницкий топор на длинной ручке (как вариант переделанное из косы копье) да охотничий лук за плечами. Крестьянин, да и только, волею судеб занесенный на войну.

А теперь внимание! По уровню военной подготовки, точнее по ее отсутствию, русский ополченец и гоплит из Древней Греции это одно и тоже, так как и первый и второй не профессиональные воины, а всего лишь… ополченцы.

По школьной истории Древней Греции все просто как дважды два четыре. Вот получили в городе Афины известие о высадке персидского десанта под Марафоном. Собрались граждане афинские, то есть рыбаки, горшечники, пастухи и прочие, в количестве 10.000 человек, вооружились и выступили в поход. Придя под Марафон, построились фалангой и массированным ударом опрокинули персидские войска. Один из афинян с известием о победе пробежал 42 километра и еще несколько метров, крикнул «Радуйтесь афиняне, мы победили» и упал мертвым (что для нас уже несущественно).

Но если обратиться к опыту средневековья, то мобилизации трудоспособного населения на войну тогда не было. Войны вели небольшие отряды профессионалов-дружинников. Основное же население занималось своими делами (пахало, сеяло, одним словом работало). Иногда, при исключительной опасности, на Руси мужиков призывали в посошную рать (по-современному ополчение). Для чего использовалось такое ополчение? Работы хватало. Это (по википедии):

  • строительство и восстановление укреплений (военно-инженерные работы);
  • разграждение, строительство и восстановление дорог (военно-дорожные работы);
  • строительство и восстановление мостов (военно-дорожные работы);
  • наведение переправ;
  • подвоз орудий;
  • подвоз боеприпасов;
  • подвоз продовольствия;
  • обслуживание орудий (артиллерийская прислуга);

Бросать в бой такую рать избегали, так как военная эффективность ее была на условном нуле и отряду профессионалов такое ополчение «на один зуб». В чем причины такой низкой эффективности? В числе наиболее основных - отсутствие хорошего оружия и низкий уровень подготовки. Посмотрим как с этим было в Древней Греции .

В первую очередь оружие. В Древней Греции , похоже, в каждом доме висел на стене полный комплект тяжелого вооружения из шлема, панциря, поножей, копья и меча. Представляете сколько шахтеров и кузнецов нужно для того, чтобы обеспечить хотя бы 10.000 сражавшихся под Марафоном гоплитов вооружением? С задачей обеспечения всего населения оружием в случае мобилизации смогли справиться только централизованные европейские государства XIX века после промышленной революции. В Древней Греции с этим никаких проблем, судя по-всему, не было.

Еще одна интересная деталь. Греческих гоплитов всегда изображают с гребнями на шлемах из конского волоса. Затрудняюсь представить, сколько лошадей в безлошадной Греции нужно было остричь, чтобы обеспечить армию подобным украшением. Но это не самое главное. Для чего воину шлем? Само собой, для защиты головы от ударов колющим, рубящим и другим оружием. А теперь представьте, во что превратятся шлемы гордых гоплитов после одной - двух рукопашных схваток. Видок будет еще тот. Самое близкое сравнение с недоощипанными петухами.

Во вторую очередь обучение гоплитов в Древней Греции . Для того, чтобы научить человека владеть холодным оружием требуется время и постоянные тренировки. Это стрелять и укрываться в окопе можно за месяц – другой. Для владения холодным оружием, которое применяется в рукопашный схватке нужны годы регулярной работы. На импровизации далеко не уедешь. Когда у трудового народа Древней Греции находилось время на подобные занятия? Ведь одним – двумя инструктажами здесь не обойтись. Нужно доводить движения до уровня рефлекса. Да еще и подавить естественный для любого человека страх смерти.

По истории Древней Греции мы знаем, что греки предпочитали сражаться плотным строем, который называется фаланга. Попробуйте вывести в поле 1000 человек и добиться хотя бы одного - двух слаженных действий, типа шага вперед и шага назад. А ведь греческие фаланги совершали и более сложные действия, типа поворота на 90 градусов, при котором офицером (надо понимать тоже из… горшечников) отдавалось до десятка команд. А как вам такое описание: «Если армия, выстроенная колоннами, должна была построиться фалангой, движение начиналось с задней эномотии, которая выдвигалась в направлении налево и выравнивалась в линию с предшествующей эномотией. Затем эти две эномотии выступали движением налево до уровня со следующей эномотией и т. д., пока все эномотии не выстраивались в одну линию и не образовывали фаланги. То же передвижение, только в обратном порядке, производилось, если надо было вздвоить ряды.» Попробуйте хотя бы представить, о чем идет речь. Это вам не современный строевой шаг с командами нале-во, напра-во. Для того, чтобы вести войну так, как ее вели гоплиты Древней Греции надо было бы ежедневно с самого утра на протяжении нескольких лет выводить все мужское население из города и заниматься боевой подготовкой до самого вечера. Если греческие граждане так регулярно тренировались, то когда они умудрялись работать?

Кроме того, еще одна странность. Ополчение в Средние века на войну призывали в крайнем случае еще и потому, что отрыв мужиков от пашни был чреват экономическим крахом. Прибавочный продукт был мизерным, основная часть работ физическая, так что подменить мужиков женщинами (что стало возможным только с автоматизацией труда в XX веке) было просто невозможно. В Древней Греции годами велись междоусобные войны без всякого вреда для экономики городов-государств, а уж поход Александра Македонского с многотысячной армией на восток с точки зрения экономики родной Македонии вообще тянет на фантастику.

Так может, противники у греков были под стать им самим? Мне лично легче поверить в существование профессиональной армии именно у персов. Создание огромной империи (в том числе и Римской) требует регулярных воин и налаженного механизма сбора налогов, что дает хоть какой-то запас провианта для содержания небольшой регулярной армии. Однако персидских «профессионалов» греческие «любители» били уверенно и регулярно, в том числе и под упоминавшимся Марафоном.

Есть даже художественное описание данной битвы: «Когда персы приблизились к грекам на сто - сто пятьдесят шагов и начали осыпать их градом стрел и камней, Мильтиад приказал своим воинам начать движение. Сомкнутая масса гоплитов, выдерживая равнение в рядах и шеренгах, двинулась вперед. Первая шеренга, соединив щиты, была как бы стеной, за которой приготовилась к удару длинными копьями вторая шеренга, третья, четвертая. Сначала воины шли быстрым шагом, затем побежали, чтобы скорее миновать место, поражаемое стрелами, и набрать инерцию для удара. Удар гоплитов был страшным. Первые толпы персов были сбиты на землю. Однако новые воины стали теснить греков, середина фаланги прогнулась. Но тут оба края греческого строя выдвинулись вперед и сжали противника, как клещи. Персы не выдержали, побежали к кораблям.» Митяев «Книга будущих командиров».

Так и хочется реконструировать битву где-то в период многочисленных воин Русского государства с Речью Посполитой. «Когда закованные в доспехи польские крылатые гусары приблизились на сто - сто пятьдесят шагов, плотный строй русских мужиков в армяках пришел в движение. Выдерживая равнение в рядах и шеренгах, с песнями под гармошку ополченцы сначала печатали лаптями шаг, а потом перешли на бег, набирая инерцию для удара. Удар русских топоров был страшен, первые хоругви польских гусар были выбиты из седел. Затем фланги русского ополчения выдвинулись вперед и сжали противника в клещи. Паны не выдержали и, теряя по дороге доспехи и перья, побежали к себе в Польшу.» А чем мы, русские, хуже греков? Им можно, а нам нельзя?

P.S. Это не значит, что Древней Греции не было, но история с географией в данном случае не согласуется. Либо Древней Греции была не такой, как нам ее описывают, либо располагалась не там, но что-то тут не так.

Цель урока: Обобщить ранее изученный материал, приобщить учащихся к мифологии древних греков, повысить интерес учащихся к изучению истории и литературы, развить ассоциативное мышление и творческие способности учащихся.

Тип урока: игра-конкурс

Оборудование: репродукции картин на мифологические темы, раздаточный материал.

Класс предварительно делится на 3 команды, которые заранее выбрали себе название и составили клятву олимпийцев. В качестве домашнего задания было предложено инсценировать эпизод из любого мифа. Члены жюри – учитель истории и литературы. Ведущий – ученик старшей школы.

Ход урока

План проведения Олимпийских игр

1. Торжественное открытие Олимпийских игр;

2. Поэтический конкурс (Загадки по теме “Религия Древней Греции”);

3. Бег (“Боги Древней Греции”);

4. Прыжки в длину (“Боги, герои мифов и мифологические существа”);

5. Метание диска (“Фразеологические обороты”);

6. Метание копья (“12 подвигов Геракла”, или конкурс олимпийских журналистов);

7. Борьба I (“Боги”);

8. Борьба II;

9. Борьба III (“Боги”);

10. Домашнее задание;

11. Закрытие Олимпийских игр.

Учитель литературы: Музыка

Добрый день! Мы рады приветствовать Вас на священной земле. Сегодня мы попытаемся обобщить знания о Древней Греции.

Клио, богиня, наскучив
С богами сидеть
На высоком Олимпе,
На землю решила сегодня
Спуститься и здесь, в классе,
Устроить праздник для всех.

Слово учителя истории про Олимпийские игры:

Самым прославленным храмом, посвященным богу Зевсу, был храм в Олимпии. Здесь в честь верховного божества каждые 4 года устраивались общегреческие празднества – олимпийские игры. На период олимпийских игр воцаряется священный мир, где нет места ссорам и обидам.

Со всей Греции в Олимпию съезжалась самая сильная, ловкая и одаренная молодежь для соревнований по гимнастике, музыке и литературе. Из гимнастических состязаний особой любовью пользовался бег. Молодежь состязалась в метании диска и копья, в прыжках, борьбе и кулачном бою. Победители соревнований в Олимпии награждались лавровыми венками.

В старину, в античном мире,
Города не жили в мире, шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили: ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе состязаться без войны.

Учитель литературы: Итак, священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны, ступайте же в Олимпию! А я объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом.

Пусть всем участникам нашей Олимпиады сопутствует Фортуна, богиня счастья, случая и удачи.

Учитель истории: Вы все помните, что одна из главных достопримечательностей Олимпийских игр – статуя Зевса. Она была гордостью и славой всех греков, и тех, кто не видел статую олимпийского Зевса, считали несчастными. Статуя Зевса принесет нам сегодня удачу, а также он будет следить за игрой с высоты Олимпа.

Ученик: Я хотел бы услышать клятву участников состязания.

Клятва участников:

Бороться честно;
Не пользоваться запрещенными приемами;
Проявлять уважение к соперникам;
(судьям) Выносить справедливые решения.

Учитель литературы: для участия в олимпийских играх вы разделились на 3 команды. Каждая команда должна была придумать себе название, выбрать бога-покровителя и заполнить свой маршрутный лист.

Представление команд капитанами (показ маршрута на карте “Древняя Греция”)

Жеребьевка

Задание № 1 Поэтический конкурс (Загадки по теме “Религия Древней Греции”)

Учитель истории и литературы: Какая команда быстрее даст ответ, та и получит лавровый листок.

Он собьется с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть, как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его....(Гермес)

Под землей на тропке
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он надежно сторожит.
Пес его свирепый Кербер
Никогда не спит.
Бога этого зовут...(Аид)

На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости....(Афина)

Короткая шпаргалка
Для маленьких детей:
Тесей покорил Минотавра,
А Медузу-Горгону...(Персей)

Он меткий стрелок
И на лире играет.
Десять муз его сопровождают.
В блеске и свете является он –
Брат Артемиды, бог...(Аполлон)

Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта...(Афродита)

(6 листов)

Задание № 2 Бег (“Боги Древней Греции”)

Учитель литературы: Каждой команде раздается лист с заданием. За одну минуту соедините части предложения в единую фразу. На первой части предложения написано имя бога, а на второй его значение в жизни греков.

Значение Бог
1. Бог моря Зевс
2. Бог царства мертвых Деметра
3. Богиня земледелия и плодородия Гера
4. Богиня мудрости, воительница Посейдон
5. Бог грома и молнии Афина
6. Богиня красоты и любви Дионис
7. Бог виноделия Аид
8. Богиня семейного очага Гермес
9. Бог кузнечного дела Афродита
10. Бог торговли Аполлон
11. Богиня победы Гефест
Арес
Ника

Задание № 3 Прыжки в длину (“Боги, герои мифов и мифологические существа”)

Учитель истории: Какая команда быстрее даст ответ, та и получит лавровый листок.

  1. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (Поэмы Гомера, Гесиода)
  2. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (Нектар - напиток богов, амброзия – пища богов)
  3. Какого греческого бога вскормила божественная коза Амалфея? (Зевса)
  4. Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? (Аид – царство мертвых, Посейдон – владыка морей)
  5. Кому может быть известна судьба самого Зевса? (Мойрам, богиням судьбы)
  6. Какой из богов самый некрасивый? (Бог огня, бог-кузнец - хромой Гефест).
  7. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью “Прекраснейшей”? (Афродите)
  8. Какая война разгорелась из-за спора трех богинь? (Троянская)
  9. Вестник богов у древних греков (Гермес)
  10. Перевозчик душ умерших (Харон)
  11. Бог торговли (Гермес)
  12. Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда. (Сизиф)
  13. Кто были родители Геракла? (Зевс и смертная женщина Алкмена).
  14. Кто воспитал Геракла? (Кентавр Хирон)
  15. Кто подарил людям огонь? (Прометей)
  16. Река, текущая из океана в подземный мир (Стикс)
  17. Богиня справедливости и правосудия (Фемида)
  18. Кто ослепил циклопа Полифема? (Одиссей)
  19. Перечислите древнегреческих муз (Эрато – муза любовных песен, Эвтерпа- муза лирики, Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, Полигимния – муза торжественного гимна, Клио – муза истории, Мельпомена - муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Урания – муза астрономии. За каждый правильный ответ – 1 очко ).
  20. Дикие существа, полулюди – полукони, обитатели гор и лесов (Кентавр).
  21. Туловище этого чудовище спереди львиное, в середине козье, а сзади змеиное, у него три головы (льва, козы, змеи), изрыгающие из пастей пламя (Химера).
  22. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Она сидела неподалеку от города и задавала прохожим загадку: “Кто утром ходит а четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?”. Не сумевшего ответить на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятиях (Сфинкс). Отгадайте загадку Сфинкса (человек).
  23. Чудовище с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они – “собаки Зевса” (Грифоны).
  24. Волшебная птица родом из Эфиопии. Она похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет, но, когда приходит срок, вьет себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает. Из праха ее возрождается новая птица (Феникс).
  25. Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей (Ехидна).
  26. Полуженщины – полуптица с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив, убивают и пожирают их (Сирены).
  27. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом (Цербер).

(27 листов).

Задание № 4 Метание диска (“Фразеологические обороты”)

Учитель литературы: От каждой команды приглашается капитан. Необходимо объяснить современное значение фразеологизмов. Тем, кто сможет рассказать о происхождении фразеологизмов, даются лишние очки.

Рог изобилия
Авгиевы конюшни

Панический страх
Ящик Пандоры

Сизифов труд
Кануть в Лету

(6 листочков)

Кто быстрее из капитанов объяснит значение фразеологизма Прокрустово ложе?

Задание № 5 Метание копья (“12 подвигов Геракла”, или конкурс олимпийских журналистов)

Учитель литературы: Ребята, а сколько подвигов совершил Геракл? Вы сейчас сделаете репортаж одного из подвигов Геракла.

Как известно, первая газета появилась в Англии в 17 веке. Но давайте представим, что и на Олимпе существовала своя газета, скажем “Олимпийская правда” или “Вечерний Олимп”.

Итак, вам необходимо сделать репортаж об одном из 12 подвигов Геракла. Я думаю, что не будет затруднения, ведь вы хорошо знаете этот миф. Рассказать о тех подвигах, которые изображены на карточках. Представители от каждой команды, подойдите ко мне.

  • 1 команда: составляет репортаж о том, как Геракл сражался с Лернейской гидрой.
  • 2 команда: готовит репортаж о том, как Геракл в один день очистил стойла у царя Авгия.
  • 3 команда: составляет репортаж о путешествии Геракла за золотыми яблокам Гесперид.

(2 листочка)

Учитель истории: А пока одни участники команды готовят репортаж, другие представители команды отвечают на вопросы по “Двенадцати подвигам Геракла”:

  1. Что обещали боги Гераклу за успешную службу? (Бессмертие)
  2. Сколько голов было у Гидры? (9)
  3. Кто помог одолеть Гидру? (Иолай – племянник Геракла)
  4. Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? (с помощью трещоток)
  5. Кому принадлежала Керинейская лань? (Артемиде)
  6. Куда спрятался Еврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? (в большой бронзовый сосуд)
  7. Кто из богов подарил быка царю Крита? (Посейдон)
  8. Назовите имя владельца коней-людоедов. (Диомед)
  9. Каково значение пояса Ипполиты? (знак власти, приносил удачу)
  10. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3)
  11. Чем была хороша шкура немейского льва? (Она была неуязвима для стрел)
  12. Какое болотное чудище должен был убить Геракл? (Лернейскую гидру)
  13. Чем была необычна лань? (У неё были золотые рога и медные копыта)
  14. Кто правил царством мёртвых? (Аид – бог подземного царства)
  15. Какой подвиг был самым трудным? (12-й – яблоки Гесперид)
  16. Когда Антей получал великую силу? (Когда прикасался к земле, т.к. был сыном богини земли)
  17. Кто принёс Гераклу яблоки Гесперид? (Атлас)

(17 листочков)

Жеребьевка

Репортаж

Задание № 6

Борьба I (Боги)

Учитель: Зевс подходит к командам и предлагает вынуть из “черного ящика” по 4 предмета. Нужно определить, кому принадлежат предметы.

(12 листочков )

II Учитель: На экране написано 5 слов. Определите лишнее слово и укажите, почему именно это слово лишнее (по 2 человека от команды).

  1. Гера, Афина, Пенелопа, Афродита, Артемида (лишнее имя – Пенелопа)
  2. Микены, Троя, Спарта, Афины, Олимпия (лишнее – Троя)
  3. Сцилла, Сирены, Приам, Полифем, Харибда (лишнее – Приам)
  4. Артемида, Нимфа, Деметра, Персефона, Афродита (лишнее – Нимфа)
  5. Зевс, Арес, Аполлон, Амон-Ра, Аид (лишнее – Амон-Ра)
  6. Геракл, Персей, Дедал, Прометей, Тесей (Дедал) (6 листочков)

III (А) Боги (2 человека)

Учитель: Каждой команде раздаются вопросы, и участники должны быстрее своих соперниковправильно написать имена мифологических персонажей.

  1. “Орел садится ему на грудь и терзает ее острыми когтями. Орел рвет своим острым клювом печень Титана”. (Прометей)
  2. “Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами, с копьем в руках, весело охотится она в тенистых лесах”. (Артемида)
  3. “В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю”. (Гефест)
  4. “Невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса. Он напряг все свои силы и удержал небесный свод”. (Геракл)
  5. Увидел несчастный юноша покрытого темным ядом скорпиона и, обезумев от страха, выпустил вожжи. Еще быстрее понеслись кони, почуяв свободу”. (Фаэтон, сын Гелиоса)
  6. “И родился у умирающей Семелы сын, слабый, не способный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен на гибель в огне”. (Дионис)

(6 листов)

III (В) Греко-римские боги (1 человек из команды выполняет задание, пока другие участники отвечают на вопросы)

Учитель: На листе написаны имена греческих и римских богов. Ваша задача - правильно соотнести эти имена.

1. Царь богов и людей, бог грома и молнии Зевс Минерва
2. Хранительница семьи Гера Меркурий
3. Богиня любви Афродита Юнона
4. Бог войны Арес Нептун
5. Богиня мудрости и справедливой война Афина Юпитер
6. Богиня – охотница Артемида Купидон
7. Бог огня и кузнечного дела Гефест Марс
8. Бог моря Посейдон Вулкан
9. Бог любви Эрот Диана
10. Бог торговли и прибыли Гермес Венера

(За правильные ответы – 3 листа, если допущена 1 ошибка - 2 листа, если 2 ошибки – 1 лист).

При равном счете задаются дополнительные вопросы:

  1. В какое животное мог превращаться Зевс? (в быка)
  2. Какое животное приносили в жертву Гере? (корову)
  3. Какая богиня носит прозвище “пенорожденная” (Афродита)

Задание № 7 Домашнее задание

Учитель: Командам необходимо инсценировать эпизод из любого мифа. Выступление оценивается в 2 балла (1 балл – за постановку, второй - за то, насколько узнаваемы были герои). Соперники могут получить дополнительный балл для своей команды, если угадают название мифа и назовут действующих лиц.

Учитель литературы: Пока судьи подсчитывают количество баллов, каждая команда прикрепляет свои листочки и тоже подчитывает количество баллов.

Итак, сильнейший определился в честной борьбе. Венчаем победителя венком. Также победителей ждут почести и привилегии, например, они первыми получает отметку в журнал.

А наше путешествие в далекое прошлое на сегодняшний момент завершилось. Но оно будет продолжаться всю вашу жизнь, т. к. греческая мифология стала неисчерпаемым источником для искусства, критерием и образцом, а знание ее – непременным условием и признаком образованности.

Викторина для старшеклассников с ответами по теме: Мифология

1. Какой мифологический герой убил Медузу Горгону? (Персей)

2. Какой мифологический герой убил Минотавра? (Тесей или Тезей)

3. Мифическое древнегреческое чудовище Сфинкс — это он или она? (Она)

4. Кто возглавлял поход аргонавтов в Колхиду? (Язон)

5. В древнегреческой мифологии богинями чего были Парии? (Богинями судьбы)

6. Как звали лодочника-перевозчика в Страну мертвых в греческой мифологии? (Харон)

7. Как звали Циклопа, которого хитростью победил Одиссей? (Полифем)

8. Кто, согласно греческой мифологии, построил лабиринт Минотавра? (Дедал)

9. Как звали царицу амазонок, чей пояс удалось добыть Гераклу? (Ипполита)

10. Как звали женщину, к которой Зевс «подкатывался» в виде лебедя? (Леда)

11. Назовите имя богини, которая стала победительницей первого в истории человечества конкурса красоты? (Афродита)

12. Этот титан украл огонь у богов, чтобы отдать его людям. Кто он? (Прометей)

13. Этот герой, буквально, прошагал первую олимпийскую дистанцию. Назовите его имя. (Геракл)

14. Любопытная Пандора открыла запретный ящик, и по миру разлетелись беды да напасти. Что осталось на дне ящика? (Надежда)

15. Как звали героя «Песни о нибелунгах», который, искупавшись в крови дракона, стал неуязвимым, однако, из-за упавшего на спину липового листка небольшой участок его кожи остался незащищенным? (Зигфрид)

16. Как называется загробная страна, куда, согласно скандинавским мифам, попадает душа павшего в бою воина? (Вальхалла или Вальгалла)

17. Какой бог в славянской мифологии был покровителем скота и диких животных? (Белее или Волос)

18. Как называлась река забвения в царстве мертвых у древних греков? (Лета)

19. Как звали индийского бога огня, имя которого попало в название индийской космической ракеты? (Агни)

20. В каком виде Зевс проник к Данае, родившей впоследствии Персея? (В виде золотого дождя)

21. Кто был виночерпием у Олимпийских богов? (Ганимед)

22. Как звали великана — сына Посейдона и Геи, задушенного Гераклом? (Антей)

23. Как в греческой мифологии назывались богини мщения? (Эринии)

24. Как назывались в римской мифологии богини мщения? (Фурии)

25. Как в Древней Греции называлась жрица — пророчица храма Аполлона в городе Дельфы? (Пифия)

26. Как называлась мифологическая пища древнегреческих богов? (Амброзия)

27. Какой мифологический персонаж победил кошмарных стимфалийских птиц? (Геракл)

28. Какой мифологический герой спас Андромеду от морского чудовища? (Персей)

29. Как звали римскую богиню домашнего очага? (Веста)

30. Какое имя было у древнегреческой богини возмездия, каравшей за нарушение общественных и моральных норм? (Немезида)

31. Какое римское божество изображалось с двумя лицами? (Янус — бог времени. «Двуликий Янус»)

32. Как в греческой мифологии назывались нимфы деревьев, обитательницы лесов и рощ? (Дриады)

33. Вспомните имя мифологического разбойника, клавшего своих гостей на заведомо короткое ложе, чтобы отрубить им свисавшие ноги? (Прокруст — «прокрустово ложе»)

34. Как родилась Афина Паллада? (Из головы Зевса, который до этого проглотил ее мать)

35. Однажды бог морей Посейдон и богиня мудрости Афина вели долгий спор о том, кому из них владеть Аттикой — одной из областей древней Эллады. Боги, дабы разрешить их спор, постановили считать победителем того, кто принесет жителям Аттики больше пользы. Тогда Посейдон ударил своим трезубцем о землю, и из нее тотчас забил фонтан соленой воды. Победила в этом споре Афина. Что же она подарила жителям Аттики? (Афина воткнула в землю копье и оно превратилось в вечнозеленую оливу, дающую людям удивительно полезное масло и тень, в которой можно укрыться от жарких лучей солнца)

36. Как зовут индийского бога любви? (Кама)

37. Как переводится имя греческого бога, владыки царства мертвых — Аида? (Безвидный, невидный, ужасный)

38. Как произошло название «Академия»? (Академ — древнегреческий герой, похороненный в священной роще к северо-западу от города Афины. В этой роще учился Платон, потом его ученики. Их школа получила название «Академия» по имени Академа)

39. Как звали козу, вскормившую своим молоком младенца Зевса на острове Крит? (Амальфея)

40. Главная богиня японского пантеона богов, прародительница японских императров. Как ее звали и что означает это имя? (Аматэрасу. Аматэрасу-о-миками — великая священная богиня, сияющая на небе)

41. Как переводится слово ангел? (Вестник)

42. Как назывался в индийской мифологии напиток бессмертия? (Амрита)

43. Как звали древнеримскую богиню наступающего Нового года и как переводится ее имя? (Анна Перена, в переводе это значит «Вечно длящийся год»)

44. Как звали древнеегипетского бога, покровителя умерших и в каком виде он изображался? (Анубис. Он изображался в виде шакала черного цвета)

45. Кого на Руси называли Анчутка? (Одно из русских названий чертенят)

46. Назовите имя легендарного предка армян. (Арам)

47. Как у древних армян звали духов, происходящих от собаки, которые спускались с неба, чтобы зализать раны убитых в сражении и воскресить их? (Аралезы)

48. Великан Аргос, сын Геи — богини земли, имел одну особенность. В чем она состояла? (Все его тело было покрыто глазами)

49. Как звали девушку, спасшую Тезея из лабиринта Минотавра? (Ариадна)

50. Как звали нимфу, которую Зевс превратил в медведицу, чтобы скрыть от ревнивой Геры? (Каллисто)

51. Что такое Армагеддон? (У христиан — место битвы на исходе времен, в которой будут участвовать все цари)

52. Как переводится имя Артемида? (Медвежья богиня)

53. Назовите имя древнесемитского божества любви и плодородия, богини-воительницы? (Астарта)

54. Как называлась мифическая прародина ацтеков? (Астлан — «страна цапель»)

55. Во что превращается фараон после своей смерти? (В Ах)

56. Что такое Ах? (Ах — «просветленный, блаженный» — загробное воплощение человека)

57. Какой бог в Киевской Руси почитался как покровитель всей Руси? (Велес в славянской мифологии — бог богатства и скота)

58. Назовите богиню радости и веселья у египтян? (Бастет)

59. Кто такой Борте-Чино? (Сивый волк. В мифологии монгольских народов — первопредок)

60. Кто в Киевской Руси почитался как бог ской дружины? (Перун)

61. Гуань-инь — богиня милосердия, покровительница детей. Гуань-инь является в разных обликах — и в мужских, и в женских. По одному мифу, она родилась в эпоху Чжоу в семье некоего злого правителя. Она была очень набожной и хотела стать буддийской монахиней, но отец воспротивился этому и приказал убить ее. Душа Гуань-инь попала в преисподнюю, но своей чистотой и святостью она преобразила эту мрачную обитель в райский сад. Боги преисподней испугались и взмолились Будде, чтобы он избавил их от этой напасти. Тогда Будда воскресил Гуань-инь. Что сделала Гуань-инь для своего отца? (Вскоре отец Гуань-инь заболел и ослеп. Девушка отдала ему свои глаза. Тронутый этим самоотверженным поступком, правитель исправился и обратился к добру. Как только это случилось, Гуань-инь вновь прозрела)

62. Январь назван в честь римского бога Януса. Что это был за бог? (Покровитель входов, выходов, дверей — Янус — был богом времени. Его изображали с двумя лицами, он как-бы одновременно смотрел в прошлое и будущее)

63. В честь какого римского бога назван февраль? (Фебруарий — бог мертвых. На его долю досталось двадцать восемь дней, к тому же последний 28-й день посвящался «мертвым душам»)

64. Кого из мифологических героев мать искупала, держа за пятку, в священных водах реки Стикса, делавших человека неуязвимым? (Ахилла. Единственным его уязвимым местом была пятка, в которую разгневанный бог Аполлон и направил стрелу Париса)

65. Благодаря какому мифу ягода малина стала словесным символом и эмблемой одиозного, пикантного места или события? (В густых зарослях колючей малины, через которую трудно пробраться со стороны, произошло, по преданию, присуждение Парисом яблока — символа совершенства и красоты Афродите, которая в этом укромном уголке вместе с Афиной и Герой стояла обнаженной перед Парисом, чтобы он мог выбрать, кто из них прекрасней. В русском языке до сих пор «малинник» — это притон, «малина» — преступный мир)

66. На Дворцовой площади Санкт-Петербурга над аркой здания, построенного для Главного штаба, шестерка бронзовых коней везет колесницу с древнегреческой богиней. Какой? (С богиней победы — Никой)

67. Голова какого греческого бога, или изображение его жезла, встречается на фасадах банков? (Голова Гермеса в крылатом шлеме. Это бог торговли, покровитель купцов, путешественников и воров)

68. Какому божеству, согласно греческой мифологии, подчинялись все боги? (Гипносу (олицетворение сна), сыну Никты (ночи) и брату Танатоса (смерти))

69. Назовите имя греческой титаниды, дочери Урана и Геи, которая вначале была олицетворением, а потом богиней памяти. (Мнемозина)

70. Как звали сына бога сна Гипноса? (Морфей — бог сновидений)

71. Парис, решавший, кому отдать яблоко в знак признания прекраснейшей из женщин, не только оценивал красоту Геры, Афины и Афродиты, но еще и те подарки, которые ему предложили эти три богини. Гера — власть и богатство, Афина — мудрость и военную славу. А что предложила ему Афродита? (Красивейшую женщину на земле — Елену Прекрасную — в жены. Кстати, заметим, Елена уже была женой спартанского царя Менелая)

72. В честь древнегреческих богов были названы такие химические элементы, как уран (бог неба), гелий (Гелиос — бог Солнца), плутоний (Плутон — бог царства мертвых) и фосфор. Слово это означает «светоносный» и является одним из прозвищ планеты. Какой? (Венеры)

73. Как в римской мифологии назывались богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные преступления? (Фурии, что значит с латинского — «неистовствующие»)

74. Как звали греческую богиню раздора, сетру и постоянную спутницу бога войны Ареса, дочь Никты (ночи), мать бедствий, ссор, голода и страданий? (Эрида)

75. Какой римский бог, по верованиям древних, является создателем человека и всего живого на земле? (Бог времени — двуликий Янус. Бог входов и выходов. Он решал вопросы войны и мира. Во время мира двери в его храм были закрыты, во время войны они открывались)

76. Какой бог в славянской мифологии мчался по небу на девяти конях, с ним девять сыновей — трое гремят, трое — разят, трое — мечут молнии? (Перун)

77. Какой народ верил, что лунный заяц, находясь на Луне, толчет из волшебного гриба чжи элексир бессмертия? (Китайцы)

78. Богом чего был самый почитаемый и самый кровожадный бог ацтеков Уицилопочтли, которому в дар приносились кровь и сердца людей? (Богом Солнца)

79. Один — верховный бог в скандинавской мифологии. Богом чего он был? (Богом битв и смерти)

80. Кого из трех верховных богов индуизма называют «Разрушителем» и изображают с третьим глазом посередине лба? (Шиву. Вся его деструктивная энергия обращена на благие цели, так как всякому обновлению всегда предшествует разрушение)

81. С именем какого славянского бога были связаны на Руси проводы зимы и встреча весны? (С Белесом (Волосом) — языческим богом плодородия и скотоводства)

82. По одному древнему мифу, когда бог создал человека, дьявол захотел повторить эксперимент. Но вместо человека у него получился волк, который тут же укусил своего создателя. За какое место? Обоснуйте свой ответ. (За ногу, с тех пор дьявол хромает)

83. Слуга бога Ареса — Алектрион — стоял на страже во время встреч своего господина с Афродитой — женой Гелиоса, и должен было будить их до наступления утра. Однажды он проспал, и Гелиос застал любовников. В наказание Арес превратил Алектриона... В кого? (В петуха)

84. В центре черепа мамонта имеется большое отверстие носовой полости, а маленькие глазные отверстия почти незаметны. Некоторые ученые полагают, что череп мамонта, найденный древними греками, мог послужить причиной возникновения мифа. О ком? (О циклопах)

85. У африканской народности суахили есть легенда, повествующая о том, что первый человек спустился на землю с небес. А какое животное помогло ему это сделать? (Жираф)

5 244

Урук из Месопотамии был, вероятно, первым легендарным бессмертным. Он был, как полагали, обычным человеком, который просто не мог умереть. Тем не менее, согласно мифологии, бессмертные всегда существовали. В этом смысле Урука можно рассматривать в качестве одного из примеров бессмертного наблюдателя за человечеством.

Гильгамеш был правителем города Урука. Он предположительно жил спустя 2000 лет после Урука бессмертного. В соответствии с некоторыми легендами, Урук жил при дворе Гильгамеша и даже был одним из его учителей. Гильгамеш был сыном Енкиду и Нинсун.

Две жизни, два пути бытия

В сказании об Енкиду говорится о девяти бессмертных женщинах, которые пришли к нему, когда он родился. Эти девять женщин были мойрами (богинями судьбы), которые делали предсказания о жизни и судьбе новорождённого. После серии хороших предсказаний от первых восьми мойр, последняя, самая младшая (но самая мудрая), предсказала, что у Енкиду будет две жизни: одна, принадлежащая ему, в которой он будет действовать неправильно, и вторая, принадлежащая ей, в которой его действия будут праведными.

Кроме того, мойра заявила, что она увидела большой дар во второй жизни Енкиду. Она была права. В его первой жизни, несмотря на то, что он был храбрым, сильным и мудрым, как предсказали первые восемь мойр, Енкиду сделал много ошибок и всё смешал в своём царстве и в личной жизни. В конечном счёте, царство пришло в упадок, Енкиду был на смертном одре. Тогда он попросил прощения у мудрой мойры, которая предсказала ему две жизни.

В тот момент бессмертная женщина появилась перед ним и повернула время обратно, к тому моменту, когда Енкиду был молодым. В его второй жизни Енкиду действовал праведно, он женился на Нинсун и у них родился Гильгамеш, великий дар, который предсказывала богиня судьбы.

Желание Шарона

Шарон считался бессмертным в этрусской культуре. Говорят, что он пошёл в ад и вернулся, также известно, что он был несчастлив, будучи бессмертным. Он был одним из немногих бессмертных, которые имели одно желание - умереть. В мировых мифологиях герои, которые ходят в ад и возвращаются, также рассматриваются как бессмертные, потому что они покидают мир живых, не умирая, и возвращаются в него. Боги древних мифологий тоже являются бессмертными. Иногда древние боги рассматриваются как бессмертные скрытые люди. Славянский бог Велес признался, что он бессмертный, но не настоящий бог.

Вампиры, оборотни и церковь

Вампиры - тоже бессмертные мифологические существа. Существует теория, что истории о таких существах были сочинены самими бессмертными, чтобы сохранить их собственное существование в тайне. Таурус поддержал эту идею в своей книге Gheestelycke Sermoonen. Мифологические существа, такие как вампиры и оборотни, с их ужасающей внешностью, как говорят, призваны отвлечь людей от идеи реального существования бессмертных.

В прошлом церковь запрещала и пыталась уничтожить все книги, в которых говорилось о бессмертных в их физической форме. Кроме того, алхимиков выслеживали и преследовали, так как они искали философский камень, легендарное вещество, которое может использоваться для получения эликсира жизни.

Более поздние легенды

В Gheestelycke Sermoonen говорится о молодом человеке, который вошёл в группу наёмников. Во время битвы молодой человек стал свидетелем убийства главаря группы. Через много лет этот человек, уже старик, встретил бывшего главаря наёмников, которого он считал мёртвым. Он выглядел так же, как раньше. Старик спросил своего бывшего командира, был ли он бессмертным. Бессмертный раскрыл свою личность и сказал своему старому другу, что он выполнил своё предназначение.

Другой хорошо известный бессмертный - это граф Сен-Жермен, он является одним из бессмертных, которые появились довольно поздно в истории. Никола Фламель - тоже один из поздних, о нём говорили, что он нашёл философский камень и использовал его для получения эликсира жизни и достижения бессмертия.

Многие из мировых легенд и мифов рассказывают о бессмертных. Существуют также различные типы бессмертных. Некоторые были рождены бессмертными, в то время как другие приобретают этот статус, открывая философский камень и эликсир бессмертия. Насколько правдивы истории о бессмертных? Возможно, они созданы самими бессмертными, чтобы скрыть их существование?

Глобальный информационный банк человечества...

Славяно-русы загадки истории...

Почему homo sapiens выжил