Понятие о характере. Определение понятия "характер"

Проблема характера в психологии личности является сравнительно малоисследованной областью. Термин характер был введен в науку древнегреческим ученым Теофастом (4 в. до н.э.). По-гречески характер - это черта, примета, признак, особенность. До Теофаста Аристотель для обозначения деятельной стороны личности использовал слово «этос» - что значит нрав, обычай. История учения о характере показывает разнообразие даже в исходных позициях при определении этой стороны личности.

Понятие характера можно представить в двух значениях: общем (широком) и более специальном.

В широком смысле характер - это индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки.

А. Ковалев и В. Мясищев определяют характер как индивидуально своеобразное сочетание существенных свойств личности. К.Платонов к характеру относит совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и постоянно проявляющихся в его действиях и поступках. К. Корнилов характер - это основная индивидуально-психологическая особенность человека, выражающая его основные жизненные установки: мировоззрение, интересы, моральные убеждения, идеалы - и получающие свою реализацию в своеобразии деятельности человека.

В более узком смысле характер определяется как психический склад личности человека, выраженный в её направленности и .

Б.Теплов считает, что характер проявляется как в целях, которые человек ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет. Характер определяется отношением человека к миру, к другим людям, к самому себе. к характеру относит те свойства личности, которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для личности образе действий.

Необходимо различать понятия свойства личности и характера при их близости и иногда совпадении. Характер - это психологическое своеобразие человека, интеграл всех его свойств. В основном характер - это единство отношений и способов их осуществления в переживаниях и поступках человека.

Характер - это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и определенным образом связанные с ним стереотипы когнитивных и поведенческих «схем» реагирования на эти ситуации. Характер, как система определенных стереотипов эмоционального, когнитивного, поведенческого реагирования на типичные жизненные ситуации, формируется под сильным воздействием мировоззрения и направленности человека, но не перекрывает. Он определяет реактивное, а не инициативное поведение человека.

Задача изучения структуры характера заключается в выделении и систематизации черт характера и установлении их взаимосвязи.

Под чертами характера понимаются, достаточно показательные для человека и позволяющие с известной вероятностью предугадывать его поведение в том или ином конкретном случае.

Хотя каждая черта характера является чертой личности, далеко не каждая черта личности является чертой характера. Для того, чтобы иметь основания называться чертой характера, черта личности должна быть достаточно выражена, достаточно взаимосвязана с другими чертами характера в одно целое, чтобы систематически проявляется в обязательно различных видах деятельности. Надо отметить, что всякое целое не равно только сумме его элементов, так и характер в целом - это нечто большее, чем просто сумма отдельных черт характера. Характер представляет ту часть структуры личности, в которую входят только черты личности, достаточно выраженные и достаточно связанные друг с другом как целое, чтобы постоянно проявляться в различных видах деятельности.

Отмечает, что характер и темперамент часто используются как синонимы, и отождествляют с понятием личность. Он указывал, что каждый из них отличается от собственно личности. Слово «характер» вызывает ассоциацию неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которой поступает личность. Например, когда мы слышим, что у человека «хороший характер», то речь идет о том, что личностные качества социально или этически желательны. С точки зрения Олпорта характер - это понятие оценочное и оцененная личность, а личность носит не оценочный характер.

Темперамент, по Олпорту, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и конституцией), из которого строится личность. Представляя собой один из аспектов генетической данности, темперамент ограничивает развитие . По Олпорту «из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь».

ХАРАКТЕР по-гречески - отпечаток, признак, отличительная черта. В литературе характер есть определенность образа: социальная, историческая, национальная, бытовая, психологическая и т.д. Если тип - это проявление общего в индивидуальном, то характер - индивидуальное прежде всего.

Характерным бывает пейзаж, поступок, образ мыслей. Ho в основном говорят о характере персонажа. Это его сущностное содержание, относящееся в произведении к области темы, в то время как действует персонаж в сюжете. Характер есть некий комплекс выделенных черт, отличающий данный персонаж от других, а иногда и одна преобладающая черта. “Лица, созданные Шекспиром, - писал А.С. Пушкин в заметках 30-х гг. “Table-talk”, - не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры. У Мольера скупой скуп - и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен”. Рационалистическая ограниченность художественных характеров классицизма была исторически оправданной как реакция на характеры эпохи Возрождения, представлявшие собой зачастую довольно сомнительное единство, но для Пушкина были уже важнее свобода и разнообразие в творчестве, хотя сходство новых, реалистических характеров с шекспировскими - больше внешнее, чем глубинное. Односторонние же характеры, подчас резко шаржированные, удобны для сатиры как в XIX в. (Салтыков-Щедрин), так и в XX в. (В.В. Маяковский).

Характер есть у каждого человека, но не все характеры ярки и выразительны. “Бесхарактерный” человек - либо лишенный силы воли (“А у меня... кажется, нет характера...” - сбивчиво говорит Барон в драме М. Горького “На дне”. “Заведи. Вещь - полезная...” - замечает Сатин, лишний раз демонстрируя противоречие между своими словами и поведением), либо вообще невыразительный, бледный, нецельный, неопределенный, “никакой”. Когда говорят, что актер играет “характерные роли”, значит - людей запоминающихся, неординарных. В литературе не все персонажи имеют характеры. Есть персонажи проходные или функциональные, например, важные лишь для развития сюжета, для создания определенной ситуации: в главе “Поединок” книги А.Т. Твардовского “Василий Теркин” немец, противник Василия, определенно очень силен, но стоек ли он по характеру, как Теркин, таи долго держится только благодаря физической силе, мы сказать не можем, здесь это для автора неважно.

Художественный характер представляет собой большее или меньшее единство, развивается на протяжении произведения или нет. Герои эпохи Возрождения не столько развивались, сколько обнаруживали, нередко внезапно, все новые черты своих характеров: тогда верили в универсальные возможности человеческой природы. Фразу Пушкина насчет обстоятельств, которые “развивают” характеры героев Шекспира, надо понимать в смысле “развертывают”, “обнаруживают”, а не “изменяют”. Поэтому неизменность классицистических характеров была призвана упорядочить представление о человеке, сделать его образ не менее, а более правдоподобным. “Герою своему искусно сохраните / Черты характера среди любых событий", - требовал автор “Поэтического искусства” (1674) Никола Буало.

Романтизм принес в искусство самоценную личность, характеры яркие, часто противоречивые в своем внутреннем содержании, но цельные художественно. Развитие им, как правило, несвойственно. “Я знал одной лишь думы власть - / Одну - но пламенную страсть...” - говорит лермонтовский мцыри. Ho это не значит, что его характер однозначен. Он и потенциальный воин, и человек, чувствующий красоту природы, и послушник, не смеющий подойти к девушке, и оратор, который ценит возможность наконец-то высказаться (благодарен монаху: “Все лучше перед кем-нибудь / Словами облегчить мне грудь”) больше, чем жизнь в монастыре (“Старик! я слышал много раз, / Что ты меня от смерти спас - / Зачем?..”), и т.д. Романтические характеры при всей их гиперболизации прямо подготавливали характеры реалистические.

Реализм признает характеры сложными единствами, способными или не способными к развитию в зависимости от того, каково их ценностное, моральное содержание, и от обстоятельств, на них активно, воздействующих, их формирующих. В раннем реализме это обстоятельства еще очень обобщенные: противостояние Чацкого и фамусовского общества подано главный образом как вариант столкновения “века нынешнего” и “века минувшего”, Евгений Онегин - вообще человек своего времени, для которого характерна “русская хандра”, а его воспитание, как и воспитание Петруши Гринева, практически не соотносится с тем, что становится известно о герое в дальнейшем. Ho сложные разносторонние характеры - факт уже в “Горе от ума”. Хотя главный положительный герой Грибоедова противопоставлен всем остальным, последние обычно не являются сугубо отрицательными типами. Ретроград Фамусов - любящий отец, радушный хозяин, неплохо разбирающийся в людях (неожиданное сближение: для него Молчалин “деловой” и Чацкий “захоти: так был бы деловой”), увлечение всем иностранным критикующий не хуже своего антипода; солдафон Скалозуб - храбрый офицер, прямой человек, ничуть не заискивающий перед Фамусовым; якобы не имеющий своего мнения Репетилов не хочет верить всеобщему убеждению в сумасшествии Чацкого наряду с Горичем, покорным своей жене во всем, но не в этом, и т.д. С первой строфы “Евгения Онегина”, с внутреннего монолога еще даже не представленного читателю героя, мы сталкиваемся с далеко не простым характером человека, который готов во имя норм поведения лицемерить перед умирающим дядей, но отдает себе отчет в том, какое это “низкое коварство”.

Последующая реалистическая литература, особенно в лице Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, чрезвычайно усложнила характеры и их связи с обстоятельствами, отнюдь не сделав их размытыми. Так, Толстой именно свою любимую героиню Наташу Ростову заставил пройти через безумное, неодолимое физиологическое влечение к абсолютно пустому и бездушному красавцу Анатолю Курагину. В XX в. М.А. Шолохов и простого, ни в коей мере не рафинированного человека сумел показать в его глубине и сложности. В этом ему наследовали В.П. Астафьев, В.М. Шукшин, В.Г. Распутин и др.

Именно в литературе XIX-XX вв. сложилось такое содержательно-формальное качество литературы, как психологизм. He всякое изображение психологии можно назвать психологизмом (и не всякое изображение истории - историзмом, не всякое изображение реальности - реализмом). Психологизмом логично считать лишь такое непосредственное изображение внутреннего мира человека, его мыслей, переживаний, ощущений, которое определяется закономерностями его характера как некой целостности, пусть изменчивой и противоречивой.

Тем не менее психологизм понимается в литературоведении по-разному. Есть мнение, что вся литература порождена “социальной психологией” и непсихологической литературы не бывает. По другому мнению, психологизм - это любое непосредственное изображение внутреннего мира человека, лирике присущее исконно, а в эпосе выработанное сентиментализмом. Третья точка зрения: психологизм бывает и непрямым, о переживаниях героев можно догадываться по их поведению, речам, выражению лица и т.д. (И.С. Тургенев был принципиальным сторонником именно такого показа психологии). Величайшим психологом считается Шекспир. Ho в драме вообще вся психология передается через речи героев, а поскольку у авторов эпохи Возрождения нет достаточного единства характеров, которое бы определяло своеобразие психологии только данного персонажа, то свои собственные излюбленные мысли, остроты, привычные восклицания и т.д. Шекспир может вложить в уста почти любого персонажа, и почти с любым могут происходить внезапные, иногда лишь внешне и слабо мотивированные перемены. Все они могут быть глубокомысленны и остроумны, так как автор глубокомыслен и остроумен. Аналогично в балете все должны хорошо танцевать, в опере - все хорошо петь: таков закон данного вида искусства. Психология героев Шекспира действительно весьма богата, но это не тот психологизм, вершинами которого стали произведения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Их персонажи тоже могут меняться в своем поведении и настроении, как Наташа Ростова во время отъезда из Москвы перед вступлением в нее французов, но подобная перемена возможна только с ней, а не с “пустоцветом” Соней, тем более с Элен и другими внутренне застывшими людьми.

Н.Г. Чернышевский в статье-рецензии о ранних произведениях графа Л.Н. Толстого (1856) писал: “Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего - связь чувств с действиями; четвертого - анализ страстей; графа Толстого всего более - сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином”. К психологизму как таковому безусловно относятся лишь пятая и отчасти третья разновидности психологического анализа.

Что представляет собой понятие характера? Характер – это уникальная качественная характеристика, которая объединяет в себе все постоянные и устойчивые свойства психики индивидуума. определяя тем самым все рамки особенности поведения и реакций данного человека.

Характер как элемент личности – сложная структура из всех ее свойств и качеств, которые так или иначе отражаются в поведении, деятельности в различных сферах жизни, реакции на те или иные события, перемены. Говоря иными словами, данный элемент является определяющим для образа жизни индивидуума.

Следует отметить, что характер человека формируется на протяжении всей его жизни. Несмотря на то, что множество факторов может быть заложено еще в раннем детском возрасте, на дальнейшее развитие или даже изменение в характере могут повлиять различные события или жизненный опыт.

Связь между характером и личностью выражается в различной деятельности субъекта, при этом обуславливая такое понятие, как типичную модель поведения.

Личностные черты характера

Под чертой характера принято понимать некоторую постоянную, то есть стабильно существующую и неизменную стереотипную модель поведения. Как правило, личностные черты характера подразделяют на первичные, основополагающие и второстепенные.

Первичные черты также часто называют ведущими, поскольку их отличительным свойством является главная роль в определении общего комплексного развития всего характера. Второстепенные же черты и их специфика всегда зависят от ведущих.

При этом именно ведущие черты позволяют в своей совокупности судить о характере индивидуума, выразить наиболее главные его проявления. Следует, однако, отличать черту характера от любой реакции на то или иное событие.

Имеется в виду, что любая реакция индивидуума на события в окружающей среде является проявлением его отношения к данному событию, тем не менее, не каждое отношение представляет собой отражение черты характера.

Все зависит от условий существования. К примеру, пребывая в той или иной ситуации, которая вызывает раздражение и беспокойство, индивидуум может отреагировать на нее вполне агрессивно, однако это не будет подразумевать тот факт, что он является злобным человеком по своей натуре.

Специалисты выделяют в структуре характера четыре общих групп черт, которые различаются между собой отношением к конкретному субъекту:

  • Определяющие основу личности. Это группа черт характера, которые формируют собой «стержень» индивидуума. Это своеобразное отражение его волевой способности, поведения во внешней среде. К ним зачастую относят храбрость или трусость, честность или неискренность, принципиальность или же малодушие.
  • Определяющее отношение к другим людям. К данной группе относятся те черты характера, отражением которых служит реакция субъекта на окружающих его людей, их поведение, решения и поступки, социум в целом. Сюда можно отнести уважение или презрение, доброта или же озлобленность, эмпатия или же замкнутость.
  • Определяющее отношение к собственному «Я». Более сложная группа черт характера, отражение которой заключается в отношении индивидуума к своему собственному объективному образу. Сюда можно отнести гордость, заносчивость, самокритичное отношение, честность перед собой или лицемерие, тщеславие.
  • Определяющее отношение к деятельности или труду. Они выражаются в активности или бездействии индивидуума, его трудолюбии или лени, ответственности или же халатности.
    Также некоторые специалисты выделяют дополнительную группу черт характера, которая выражается в отношении субъекта к вещам. Примером может служить аккуратность или выраженная неряшливость, безразличие.

Следует также отметить, что в настоящее время принято различать нормальные или же аномальные черты характера, часто также именуемые как патологические. Если судить поверхностно, то к нормальным проявлениям характера склонны люди со здоровой психикой и не перенесшие какие-либо заболевания.

Аномальные черты характера проявляются, как правило, только у людей с серьезными психическими заболеваниями или расстройствами. Тем не менее, одинаковые по своей природе черты личности могут быть в одно время и нормальными, и патологическими.

При этом они также способны переходить из одной формы в иную. Хорошим примером служит такая черта характера как подозрительность. Разумеется, нет ничего плохого или «ненормального» в некоторой доли подозрительности и недоверия, которая может быть присуща большинству из нас и проявляться в действительно подходящей для этого ситуации.

Тем не менее, когда данная черта становится слишком выраженной и. по сути, неадекватной, можно уже говорить о ее аномальном проявлении, то есть о паранойе.

В сущности, отношение человека к тому или иному виду деятельности может вполне определятся его взаимоотношениями с другими людьми в аналогичной сфере. Так общение с другими индивидуумами может порождать вдохновение, активность, рационализацию, или же привести к постоянному напряжению, неустойчивости, низкой продуктивности в деятельности и снижение инициативы.

При этом стоит отметить, что взаимоотношение с окружающими людьми, а также отношение к тому или иному роду деятельности в любой сфере жизни, определяют формирование и специфику отношения индивидуума к своей собственной объективной личности. Создание и развитие адекватной функции самосознания во многом зависит от общения с окружающими людьми, успеха во взаимоотношениях, понимании людей, их отношения к индивидууму.

Важным фактором является также то, что при смене рода деятельности индивидуум пересматривает не только свои методы, приемы действий, личный опыт. Также в масштабном размере сменяется его самосознание себя в роли абсолютно нового деятеля.

Особенности личностного характера

Важным свойством характера как элемента личности является его определенность. Стоит, однако, помнить, что это не подразумевает какую-либо жесткую систему иерархии черт, где одна из них является основной и своей спецификой определяет все дальнейшие.

Главенствовать могут одновременно несколько черт характера, определяя уникальность личности не по одиночку, а своей совокупностью. При этом они могут не противоречить, но также и противоречить друг-дружке.

Если у человека отсутствует ряд четко выраженных особенностей характера, его черт, которые регулируют или даже обеспечивают «равновесие», то именно в такой ситуации характер может наблюдаться отсутствие определенности характера. Особенности личностного характера также во многом зависят от системы моральных ценностей и убеждений индивидуума.

Данный набор специфических особенностей черт характера всегда связан с устойчивыми и глубокими интересами человека. То есть, если у индивидуума достаточно поверхностные и неустойчивые интересы, это, как правило, выражается также в недостатке цельности, отсутствии самодостаточности и самостоятельности.

Также наблюдается и обратная связь – цельность и целеустремленность человека всегда выливается в глубокие и стойкие интересы, убеждения. Тем не менее, стоит отметить, что сходство интересов, убеждений и их выраженности не подразумевает масштабное сходство характера двух индивидуумов.

Для того чтобы более точно раскрыть для себя характер и особенности личности необходимо обратить внимание также на привязанности этого человека, его досуг. Эти детали могут помочь открыть новые грани индивидуума, его нравственную специфику.

Слово характер – греческого происхождения и в переводе означает чеканка, печать. Действительно, характер, с одной стороны, представляет собой отпечаток воспитания и деятельности, которые формируют личность человека. Жизнь чеканит, отливает человека, а с определенного момента он сам начинает ковать свой характер.

С другой стороны, слова «чеканка» и «печать» имеют еще одно существенное значение: характер накладывает отпечаток на все поступки, мысли и чувства человека. Мы судим о его характере именно по этим проявлениям. Слово «характер» употребляется тогда, когда речь идет о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру, а не привычку чистить зубы и делать утреннюю зарядку, хотя и это привычное поведение человека. Иначе говоря, характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые, в которых проявляются воля и мотивация поведения человека. Зная характер человека, можем предвидеть, предсказать его поведение в той или иной ситуации. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, а его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, то о таком человеке мы говорим как о «бесхарактерном».

Можно по-разному сформулировать, что такое характер, но суть понятия при этом не изменится, например: характер целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и отличающееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности – к себе, людям, труду. Или: характер – это неповторимое, индивидуальное сочетание устойчивых психологических черт личности, показывающих отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его поведении и поступках.

Характер имеет огромное значение не только для самой личности, но и для общества: жизнь и работа коллектива и особенно настроение людей во многом зависят от их характера. Люди со здоровым нравственным стержнем, положительными чертами характера доброжелательно относятся к окружающим, готовы к сотрудничеству, устанавливают товарищеские отношения в коллективе. И наоборот, человек с «тяжелым» характером – угрюмый, озлобленный, склочный – мешает жить всему коллективу, создает атмосферу напряженности, нервозности, раздражительности.

Понятие «характер» не равно понятию «личность». Когда дается оценка характера и личности одного и того же человека, то они не только могут не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Например, такие великие личности, выдающиеся деятели, как Ф.М. Достоевский, И.П. Павлов, П.Б. Ганнушкин, отличались тяжелыми, неуживчивыми характерами. Давно замечено, что высокая одаренность часто сочетается с психопатией. Характер тесно связан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом. Но если в темпераменте личность раскрывается со стороны ее динамических проявлений, то в характере – со стороны содержания. Темперамент сам по себе не может быть «плохим» или «хорошим», а в отношении характера мы постоянно пользуемся такими определениями.



Для того чтобы ответить на вопрос, какова связь характера с темпераментом, необходимо рассмотреть физиологические основы характера. Исходя из материалистического понимания психических явлений следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера во многом обусловлено свойствами темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Согласно учению И.П. Павлова, привычное поведение человека – это система прочно закрепившихся ответных реакций на многократно повторяющиеся воздействия окружающей среды. Привычный образ поведения обусловлен как свойствами нервной системы, так и множеством сложных, устойчивых систем временных связей, формирующихся в коре головного мозга под воздействием различных раздражителей.

Таким образом, физиологической основой характера является сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности (ВНД) и систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных нервных связей играют более важную роль, чем свойства ВНД, так как они не предопределяют ни характер в целом, ни его отдельные черты. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента могут быть совершенно различные характеры.



На базе любого типа ВНД можно сформировать все общественно ценные качества личности. Например, правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента так же, как при любом темпераменте можно быть отзывчивым, тактичным, выдержанным.

Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику, а доброту и отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика – в спокойной деловитости; холерик трудится энергично, страстно, флегматик – методично, не спеша. Меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику, а холерику сложнее выработать у себя сдержанность, чем флегматику, и т. д. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом.

И.М. Сеченов утверждал, что в характере человека лишь 1/1000 зависит от природы, а 999/1000 – от окружающей его среды. Он абсолютно прав, поскольку социальные факторы играют в формировании характера неизмеримо более важную роль, чем биологические.

Характер, являясь следствием отражения всей сложности жизненных влияний, формируется в процессе активного взаимодействия личности и среды. В отличие от темперамента характер изменяется в течение жизни. На период детства приходится основной этап в формировании характера. Он начинает складываться с первых дней жизни под прямым влиянием людей, воспитывающих ребенка, и зависит от их отношения к ребенку и способов обращения с ним, от его деятельности. Роль активной деятельности в формировании характера заключается в том, что в ней происходят становление, закрепление и превращение определенных способов поведения в устойчивые и постоянные, упражнение в этих способах поведения рождает привычку. Недаром народная мудрость гласит: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер, пожнешь судьбу». Нельзя говорить о фатальной предопределенности характера. Нет такого характера, который нельзя было бы изменить в лучшую сторону. Поэтому стремление объяснить свои неблаговидные поступки тем, что «такой уж у меня характер, ничего не могу с ним поделать», психологически несостоятельны. Человек, познавший законы внешнего мира и собственного организма, может изменять обстоятельства жизни и собственное поведение. Он способен преодолеть неблагоприятные отрицательные влияния среды.

Формирование характера невозможно без самовоспитания, потому что стремление к самосовершенствованию обретает сознательную направленность. Поскольку вторая сигнальная система является высшим регулятором поведения человека, системы временных нервных связей формируются под воздействием не только непосредственных сигналов, но и второсигнальных раздражителей – указаний, требований других людей и своеобразных самоприказов. В воспитании характера очень важны тонкий педагогический такт, индивидуальный подход, требующий выбора и осуществления таких мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности. В одних случаях следует затронуть чувство собственного достоинства человека, а в других мягкой иронией – чувство стыда. Необходимо учитывать и особенности темперамента человека.

Введение

Когда мы говорим о характере человека, предполагаем, что речь идет о чем-то достаточно устойчивом, свойственном (характерном) только для конкретного человека. Иными словами, если человек имеет характер, то он, во-первых, проявляется у него почти всегда и почти во всем, во-вторых, человека всегда можно узнать по его характеру. Если нам опишут поступки, которые совершает некоторый человек, и если перед нами стоит задача узнать его по поступкам, то мы сможем это сделать.

Характер человека всегда проявляется в человеческих отношениях. Вряд ли кто-либо будет демонстрировать свой характер, если никто за этим не наблюдает и не оценивает. Напротив, чем больше внимания окружающие люди уделяют человеку, тем больше у него желания показать свой характер. Демонстрация человеком своего характера часто преследует цель произвести на других людей определенное впечатление, добиться в общении с ними вполне определенного результата.

Такое понимание характера в психологии сложилось далеко не сразу. В самом первом его употреблении, которое в какой-то мере сохраняется до сих пор в ненаучной литературе и в повседневном языке, слово «характер» используется как достаточно близкое по своему значению к слову «личность». Это не случайно: характер действительно составляет основу человеческой личности.

Было время, когда термином «характер» определяли любые индивидуальные особенности человека, не обязательно относящиеся только к его личности, включающие в себя и особенности психических процессов, и особенности психических состояний. Именно в этом, расширенном смысле слова используется данный термин иногда и сейчас, когда говорят о чем-либо, характерном для конкретного человека .

Понятие о характере

В психологии понятие «характер» (от греч. charakter - печать, чеканка) означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения .

Характер -- это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

К себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

К другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);

К порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.);

Готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности (волевые качества) .

Характер выражается как устойчивые способы поведения в различных ситуациях. Характер, как говорят трансситуативен, т.е. в разных ситуациях поведение человека достаточно типично для него.

Характер имеет определенные свойства. Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила - слабость; твердость - мягкость; цельность - противоречивость; широта - узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, «астеничности» в достижении цели, неустойчивости взглядов, трусости и т.д. Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении цели, отстаивании взглядов и т.д., в то же время мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяются степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера .

Среди свойств характера следует различать общие (глобальные) и частные. Первые воздействуют на целый ряд поведенческих проявлений. Выделяют 5 глобальных черт характера:

1) самоуверенность - неуверенность;

2) согласие, дружелюбие - враждебность;

3) сознательность - импульсивность;

4) эмоциональная стабильность - тревожность;

5) интеллектуальная гибкость - ригидность.

Среди частных свойств характера, влияющих на локальные ситуации, можно выделить следующие:

1) общительность - замкнутость;

2) доминантность (лидерство) - подчиненность;

3) оптимизм - уныние;

4) совестливость - бессовестность;

5) смелость - осторожность;

6) впечатлительность - толстокожесть;

7) доверчивость - подозрительность;

8) мечтательность - практицизм;

9) тревожная ранимость - спокойная безмятежность;

10) деликатность - грубость;

11) самостоятельность - конформизм (зависимость от группы);

12) самоконтроль - импульсивность;

13) страстная увлеченность - апатичная вялость;

14) миролюбивость - агрессивность;

15) деятельная активность - пассивность;

16) гибкость - ригидность;

17) демонстративность - скромность;

18) честолюбие - непритязательность;

19) оригинальность - стереотипность .

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.

У каждого человека обязательно должны быть центральные свойства характера, их называют глубинными. Они связаны с наиболее важными стержневыми отношениями личности. Так, например, к ним относятся добросовестное отношение к труду, уважение к людям, взаимопомощь, взаимовыручка, дисциплинированность .

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того, как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Формирование характера происходит в различных группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности наиболее важной, и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера .

Характер является одним из основных проявлений личности. Он выступает как средство выражения личности, но не сама личность, в сущности. Отличие характера от личности заключается в том, что в характер входят те черты, которые относятся к «способу» выражения личности, но не содержанию. Характер подчинен личности, входит в нее и зависит от того, какие цели и позиции выражаются в личности. Решающим для понимания характера является взаимоотношение между тем, что важно для общества и для самой личности. Перед каждым обществом стоят свои важнейшие задачи. Каждый человек посильно участвует в них. Поэтому характер - это не просто любое проявление твердости и упорства, а направленность на общественную значимость. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит. Характер можно понять только как определенное единство направленности и образа действий .

Главное условие образования характера - наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей.