Преподобная елисавета. Значение елисавета константинопольская в православной энциклопедии древо. Житие святой преподобномученицы Елисаветы

ЕЛИСАВЕТА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Елисавета Константинопольская (VI - VIII), игумения, чудотворица, преподобная.

Елисавета чудотворица была избрана на служение Богу еще до рождения. Ее матери было откровение, что отроковица будет избранным сосудом Святого Духа. С детства родители отдали девочку в монастырь.

Она выросла в посте и трудах и получила дар исцелять не только телесные недуги, но и душевные. Сестры избрали преподобную игуменией. Преподобная носила одежду из острой власяницы. Тело ее мерзло, но дух горел пламенем Божественной любви.

Воздержание святой было безмерно: многие годы она питалась лишь травами и овощами без хлеба, а вина и масла не принимала никогда. Много раз преподобная Елисавета проводила святую Четыредесятницу, ничего не вкушая. Подражая мытареву смирению, она три года не поднимала глаз на небо, но духовными очами всегда взирала к Богу.

Много чудес сотворила преподобная: лютого змея умертвила молитвой, исцелила кровоточивую женщину, которая болела много лет, отгоняла от людей нечистых духов. По смерти гроб преподобной Елисаветы также подавал исцеления от болезней. Даже самый прах, взятый от ее мощей, даровал слепым прозрение.

Использованные материалы

http://www.jmp.ru/svyat/apr24.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЕЛИСАВЕТА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЕЛИСАВЕТА
    (Бог есть клятва ее) - означенное имя в В.З. встречается только однажды (Исх 6:23), именно это имя жены первосвященника Аарона, …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТИН́ОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из древнейших поместных автокефальных церквей. Возникла в 4 в. По традиции, занимает "первое место по чести" …
  • ЕЛИСАВЕТА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Адрианопольская (3 в.), христианская мученица. Память в Православной церкви 22 октября (4 ноября). - Праведная, Палестинская (1 в.), жена …
  • в Кратком религиозном словаре:
    Входит в состав Церквей Вселенского православия. По преданию, основана ап.Андреем Первозванным, который около 60 г. рукоположил своего ученика св.Стахия первым …
  • ФОМАИДА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фомаида Константинопольская (X), Лесвийская, преподобная. Память 3 января (Греч.). Родом с острова Лесбос …
  • ФЕОДОСИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосия Константинопольская (+ ок. 730), дева, преподобномученица. Память 29 мая. Она родилась по …
  • СОСИПАТРА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сосипатра Константинопольская (+ 625), царевна, преподобная. Память 9 ноября. Святая Сосипатра, дочь императора …
  • МАТРОНА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Матрона Константинопольская (+ ок. 492), преподобная, подвизалась в мужском образе. Память 9 ноября. …
  • МАРИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мария Константинопольская (V в.), преподобная. Память 26 января. Супруга св. Ксенофонта (см.) Использованные …
  • МАВРА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мавра Константинопольская (V в.), преподобная. Память 31 октября. Подвизалась в Царьграде, где …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Константинопольская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование …
  • КАЛЛИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Каллия Константинопольская (+ 891), преподобная, и терпеливая вдова, неизвестная по имени. Память 12 …
  • ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Елисавета Феодоровна (1864 - 1918), Великая княгиня, преподобномученица. Память 31 января, 5 …
  • ЕЛИСАВЕТА ПРАВЕДНАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Елисавета Праведная (+ кон. I в. до н.э. - нач. I в. н.э.), мать Иоанна …
  • ЕЛИСАВЕТА АНДРИАНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Елисавета Андрианопольская (III в.), мученица. Память 22 октября. Мученически пострадала в III веке …
  • ЕЛИСАВЕТА (СОБОЛЕВА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Елисавета (Соболева) (1873 - 1959), монахиня. В миру Соболева Елизавета Александровна, родилась в …
  • ЕЛИСАВЕТА (ЕВДОКИМОВА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Елисавета (Евдокимова) (род. 1959), игумения, настоятельница Житенного Смоленского монастыря. В миру Евдокимова Валентина …
  • ЕЛИСАВЕТА (ГУДАКОВА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Елисавета (Гудакова) (+ 2000), монахиня. В миру Гудакова Маргарита Викторовна. Приняв монашество в 1994 …
  • ЕВСТОЛИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евстолия Константинопольская (+ 610), преподобная. Память 9 ноября. Святая Евстолия, уроженка Рима, прибыв …
  • ДОМНИКА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Домника Константинопольская (+ ок. 474) , преподобная. Память 8 января. Преподобная Домника …
  • БАГРЯНА ЕЛИСАВЕТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Елисавета (псевдоним; настоящая фамилия Белчева) (р. 29.4.1893, София), болгарская поэтесса. Народный деятель культуры (1963). В сборниках лирических стихов "Вечная и …
  • БУХАН, ЕЛИСАВЕТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Buchan) — основательница религиозной секты; дочь трактирщика в Файтней-Кэне, в Северной Шотландии; родилась в 1738 году; 21-го года от роду …
  • ЦЕРКОВЬ в Библейской энциклопедии Никифора:
    есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно …
  • ЭТНОФИЛЕТИЗМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Этнофилетизм (от греч.: έθνος + φυλή - "народ" + "род", "колено", "племя") или филетизм (от греч.: …
  • ХРИЗОСТОМ (КОНСТАНТИНИДИС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хризостом (Константинидис) (1921 - 2006), митрополит Эфесский (Константинопольская Православная Церковь). Родился 28 …
  • ФРАНЦИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Франция (France), официальное название …
  • ФИЛОФЕЙ (КАРАМИЦОС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филофей (Карамицос) (род. 1924), епископ Мелойский на покое, викарий Американской архиепископии (Константинопольская Православная Церковь …
  • ФЕОФАН ЗАТВОРНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан Затворник Вышенский (1815 - 1894), епископ, затворник, святитель. Память 10 …
  • ФЕОДОР I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодор I Константинопольский (+ ок. 686 - 687), архиепископ, святитель. Память 27 декабря …
  • СТЕФАН (ХАРАЛАМПИДИС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Стефан (Харалампидис) (род. 1940), митрополит Таллинский и всея Эстонии (Константинопольская Православная …
  • СОДЕРЖАНИЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Открытая православная энциклопедия "Древо" - проект создания универсального православного информационного ресурса. Проект открылся в мае 2005 …
  • СОБОР БУТОВСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор новомучеников в Бутово пострадавших, переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе. Празднование внесено …
  • СМОЛЕНСКИЙ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Смоленский Василий Григорьевич (1876 - после 1930), протоиерей. Родился 23 февраля 1876 года …
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Христианская Церковь, по …
  • ПРОПИСНАЯ-СТРОЧНАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Словарь "Прописная-строчная" представляет собой краткий свод основных выражений православной церковной лексики, принятый в Издательстве Московской Патриархии. …
  • ПРОКЛ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Прокл (+ ок. 447), архиепископ Константинопольский, святитель. Память 20 ноября Святитель с юных …
  • МИРО в Православной энциклопедии Древо.
  • ЛК 1 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Евангелие от Луки. Глава 1 Главы: 1 2 3 4 …
  • ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Лебедев Алексей Петрович (…
  • КИЕВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Киевская и всея Руси …
  • ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень (I в.), мученик. После Пресвятой Богородицы - самый …
  • ЗАЧАТИЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, праздник Православной Церкви. Празднуется 23 сентября …
  • ЗАХАРИЯ ПРАВЕДНЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Захария Праведный (+ кон. I в. до н.э. - нач. I в. н.э.), пророк, …
  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грузинская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Грузинский Патриархат. Грузинская …
  • ВЕНИАМИН (ПСОМАС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вениамин (Псомас или Кириаку) (Ψωμάς, Κυριακού ) (1871 - 1946), патриарх Константинопольский. …

Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.

Житие святой преподобномученицы Елисаветы.

С вятая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна – дочь Великого герцога Гессен-Дармштадтского, внучка английской королевы Виктории. В этой семье детей воспитывали по-английски строго: приучали к простой одежде и пище, к работе по дому, много времени уделялось урокам. Родители вели широкую благотворительную деятельность и постояно брали с собой детей в больницы, приюты, дома для инвалидов. Принцесса Елисавета особенно отличалась любовью к ближним, серьезным, глубоким характером.

В девятнадцать лет она стала невестой российского Великого Князя Сергея Александровича, пятого сына Императора Александра II. Венчание состоялось в церкви Зимнего дворца в Петербурге.

Великая Княгиня занималась изучением русского языка, культуры и истории России. Для принцессы, которая выходила замуж за Великого Князя, не требовалось обязательного перехода в Православие. Но Елисавета Феодоровна, оставаясь еще протестанткой, пыталась как можно больше узнать о Православии, видя глубокую веру мужа, который был очень благочестивым человеком, строго соблюдал посты, читал книги Святых Отцов и часто ходил в храм. Она все время сопровождала его и полностью выстаивала церковные службы. Она видела радостное состояние Сергея Александровича после принятия им Святых Таин, но, будучи вне Православной Церкви, не могла с ним разделить эту радость.

Великая Княгиня очень много размышляла о вере, пытаясь найти истину, читала книги в уединении (вообще она тяготилась светскими развлечениями), молилась Господу о вразумлении. В 1888 году Сергею Александровичу было поручено быть представителем Российского Императора на освящении храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Елисавета Феодоровна поехала вместе с ним, радуясь возможности на Святой Земле помолиться о том, чтобы Господь открыл ей Свою волю. Увидев этот храм, она сказала:

Как я хотела бы быть похороненной здесь.


Постепенно она пришла к твердому решению принять Православие. Она писала отцу, который с острой болью воспринял этот ее шаг:

Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии. Я все время думала и молилась Богу о том, чтобы Он указал мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом – оставаться так, как я теперь, – принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым, он никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести. Он знает, какой это серьезный шаг и что надо было быть совершенно уверенной, прежде чем решиться на него.

Эта перемена религии многих, я знаю, заставит поднять крик, но я чувствую, что это приблизит меня к Богу. Я знаю все ее догматы и буду с радостью продолжать их изучать. Ты называешь меня несерьезной и говоришь, что внешний блеск церкви очаровал меня. В этом ты ошибаешься. Ничто внешнее не привлекает меня, и не богослужение, но – основа веры. Внешние признаки только напоминают нам о внутреннем. Я перехожу из чистого убеждения; чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение.

Таинство Миропомазания было совершено 12 (25) апреля 1891 года на Лазареву субботу. Великой Княгине было оставлено прежнее ее имя, но уже в честь святой праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи.

В 1891 г. Великий Князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Его супруга должна была присутствовать на приемах, концертах, балах. Но не это приносило радость Великой Княгине, – ее душа стремилась к делам милосердия, она посещала больницы для бедных, богадельни, приюты для беспризорных детей, раздавала еду, одежду, деньги, желая всячески облегчить условия жизни несчастных.

В 1894 году сестра Елисаветы Феодоровны, Алиса, вышла замуж за Наследника Российского престола Николая Александровича, который вскоре стал Императором. В Православии она получила имя Александра.

В 1903 году Николай Александрович с Александрой Феодоровной и Сергей Александрович с Елисаветой Феодоровной были на Саровских торжествах в честь прославления великого русского святого, преподобного Серафима Саровского, которого всегда очень почитали.

В 1904 г. началась русско-японская война. Елисавета Феодоровна, имевшая уже хороший опыт благотворительности , стала одним из главных организаторов помощи фронту. Ею были устроены специальные мастерские, под которые были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Тысячи женщин трудились здесь за швейными машинами и рабочими столами. Отсюда на фронт посылали продовольствие, обмундирование, медикаменты, подарки. На свои средства Великая Княгиня сформировала несколько санитарных поездов, устроила в Москве госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших солдат и офицеров. Она также организовывала отправление на фронт походных церквей со всем необходимым для совершения богослужения.

Однако русские войска терпели поражение за поражением. Политическая обстановка в России все более накалялась. Часто можно было слышать революционные лозунги, призывы к забастовкам. Появились террористические организации. Боевая организация эсеров приговорила к смерти Великого Князя Сергея Александровича. Елисавета Феодоровна знала, что ему угрожает смертельная опасность, она получала анонимные письма, в которых ее предупреждали, чтобы не сопровождала своего мужа, если не хочет разделить его участи. Но она старалась по возможности не оставлять его одного.

5 (18) февраля 1905 г. Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Через три дня Елисавета Феодоровна приехала в тюрьму, где содержался убийца. Она сказала, что принесла ему прощение от Сергея Александровича и просила его покаяться. В руках она держала Евангелие и просила почитать его, однако Каляев отказался. Но все-таки она оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, сказав:

Моя попытка оказалась безрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в последнюю минуту он сознает свой грех и раскается в нем.

Затем Великая Княгиня обратилась к Императору с прошением о помиловании Каляева, однако прошение было отклонено.

С момента кончины любимого супруга Елисавета Феодоровна не снимала траур, держала строгий пост, много молилась. Ее спальня превратилась в монашескую келью: была вынесена дорогая мебель, стены были перекрашены в белый цвет. Великая Княгиня собрала все свои драгоценности и часть их отдала в казну, часть – родственникам, а часть употребила на постройку Марфо-Мариинской обители милосердия.

Она долго работала над уставом обители, желая возродить древний институт диаконисс, ездила в Зосимову пустынь, чтобы обсудить проект со старцами. В 1906 г. Великая Княгиня Елисавета познакомилась со священником Митрофаном Сребрянским, человеком высокой духовной жизни, который принял активное участие в составлении устава обители и стал ее духовником, так как соответствовал всем высоким требованиям.

Для нашего дела отец Митрофан – благословение Божие


– говорила Елисавета Феодоровна.

Отец Митрофан Сребрянский прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских.

В основу Марфо-Мариинской обители милосердия был положен устав монастырского общежития. Сестер обучали основам медицины, главной их заботой было посещение больных и бедных, оказание помощи брошеным детям.

В больнице обители работали лучшие специалисты. Все операции проводились бесплатно. При обители действовала бесплатная столовая для бедных, прекрасная библиотека, которой мог воспользоваться каждый желающий, был создан приют для девочек-сирот.

Елисавета Феодоровна вела жизнь подвижническую. Она спала на голых деревянных досках, тайно носила власяницу, вкушала только растительную пищу, много молилась, мало спала, однако всячески старалась это скрывать. Великая Княгиня всегда все делала сама, не требуя помощи от других, участвовала в делах обители как рядовая сестра. Она очень любила совершать паломничества по святым местам. По свидетельству знавших Елисавету Феодоровну, Господь наградил ее даром рассуждения, открывал ей и картины будущего России.

Она также продолжала заниматься благотворительной деятельностью и вне стен обители, посещать несчастных в разных больницах и приютах. Во время первой мировой войны Великая Княгиня занималась формированием санитарных поездов, устройством складов лекарств и снаряжения, отправкой на фронт походных церквей.

Первое время после октябрьского переворота обитель не трогали. Великая Княгиня, остро переживала происходящие страшные события, однако отказывалась от предложений выехать за границу, желая разделить судьбу своей страны, которую глубоко любила - в одном из писем она писала:

Всеми фибрами души я русская.


В апреле 1918 г., на третий день Пасхи, в день празднования Иверской иконе Божией Матери, Елисавету Феодоровну арестовали и увезли из Москвы. С нею поехали две сестры – Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Их повезли в Пермь. Великая Княгиня писала сестрам:

Ради Бога, не падайте духом. Божия Матерь знает, отчего Ее Небесный Сын послал нам это испытание в день Ее праздника, Господь нашел, что нам пора нести Его крест. Постараемся быть достойными этой радости. Как угодно было Богу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно навеки.

Последние месяцы своей жизни Великая Княгиня провела в заключении, в школе на окраине города Алапаевска. Она посвящала все время молитве. Сестер, сопровождавших свою настоятельницу, привезли в областной совет и предложили им идти на свободу, но они умоляли вернуть их к Великой Княгине. Тогда чекисты стали пугать их пытками и мучениями, которые предстоят всем, кто останется с ней. Варвара Яковлева ответила, что готова дать подписку даже своей кровью, что желает разделить судьбу своей настоятельницы.

Глубокой ночью 5 (18 июля), в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, Великую Княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами Императорского Дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали Великую Княгиню в черную яму, она молилась: Господи, прости им, ибо не знают, что творят (Лк. 23; 34). Затем чекисты стали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышались звуки Херувимской, которую пели страдальцы перед переходом в вечность.

Елисавета Феодоровна упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело Иоанна Константиновича, сына Великого Князя Константина Константиновича, с перевязанной головой. С тяжелейшими переломами и ушибами она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения. Скончались они в страшных мучениях от жажды, голода и ран.

Останки мучениц в 1921 г. были перевезены в Иерусалим отцом Серафимом, игуменом Алексиевского скита Пермской епархии, другом и духовником Великой Княгини, и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Погребение Новомучениц совершал Патриарх Дамиан. Мощи их оказались частично нетленными. Патриарх Иерусалимский Диодор благословил совершить торжественное перенесение мощей из усыпальницы в сам храм святой Марии Магдалины.

В 1992 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви преподобномученицы Великая Княгиня Елисавета и инокиня Варвара были причислены к лику святых. Память их празднуется в день их кончины – 5 (18) июля.

Великая Княгиня Елизавета Феодоровна родилась 20 октября (1 ноября) 1864 года в семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории.В возрасте 14-ти лет Елисавета потеряла мать и младшую сестру. Они умерли от эпидемии дифтерита, ведь медицина того времени не знала средств борьбы с ним. С этих пор закончилось детство Елизаветы.

Принцесса Елизавета росла очень красивой девушкой – высокая, стройная, с прекрасными чертами лица. Ее душевные качества были также прекрасны, особенно она отличалась религиозностью и любовью к ближним.

Великая Княгиня Елисавета
(Фото с сайта pravmir.ru)

Взять в жены такую прекрасную невесту желали многие в высшем свете, но свое сердце она отдала русскому Князю Сергею Александровичу. 3 июня 1884 года в Петербурге, в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Феодоровны по православному обряду, а затем в одной из гостиных дворца – венчание по протестантскому обряду (выходя замуж, Елизавета Феодоровна оставалась протестанткой).

Княгиня Елизавета всем сердцем полюбила Россию, ее людей, необъятные просторы, множество церквей и старинных монастырей, которые таинственно притягивали ее. Постепенно Православие покорило сердце Елизаветы своей красотой и богатым внутренним содержанием, по сравнению с духовной бедностью Протестантизма. Во многом повлиял и личный пример жизни супруга. В октябре 1888 года князь с княгиней побывали на Святой земле на освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсимании. Вернувшись, Елизавета окончательно решила перейти в Православие. Когда она сообщила о своем намерении супругу, у него “невольно слезы брызнули из глаз”. В 1891 году в субботу под вербное Воскресение совершился переход княгини Елизаветы в Православие.

В этом же году князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. И княгиня Елизавета смогла в полной мере развернуть благотворительную деятельность. По долгу занимаемого положения Елизавета Феодоровна присутствовала на всех официальных приемах. Для нее эти приемы представляли интерес лишь из-за того, что она могла использовать некоторые связи для распространения благотворительной деятельности. Княгиня посещала больницы для бедных, приюты для сирот, дома пристарелых, тюрьмы. И всюду она хотела помочь, что-то сделать.

Скоро началась Русско-Японская война 1904-1905 годов. И Елизавета Феодоровна тут же начала активно помогать фронту. Она сформировала несколько хорошо оборудованных санитарных поездов, в Москве устроила госпитали для раненых солдат, также посылала в армию походные церкви и все необходимое для богослужения.

Москва превозносила свою Княгиню, выражала свою глубочайшую признательность. Личность Елизаветы Феодоровны была настолько вдохновляющей, что даже самые холодные сердца загорались от соприкосновения с ней.

4 февраля 1905 года в Кремле террорист Каляев бросил в Великого Князя Сергея Александровича бомбу, разорвавшую его на части. Княгиня Елизавета было рядом и скоро оказалась на месте трагедии. Опустившись на колени, она сама стала собирать и складывать на носилки все то, что осталось от самого близкого и любимого человека.

Показывая невероятную силу духа, княгиня пришла к убийце в тюрьму и оставила ему Святое Евангелие, пытаясь убедить покаяться в таком тяжелом грехе. Но последний так и не раскаялся.

Пережив этот страшный удар, Великая Княгиня еще больше ушла в благотворительность и молитву.

В 1907 году Елизавета Феодоровна купила ну улице Большая Ордынка в Москве усадьбу с четырьмя домами и большим садом,в котором решила создать Обитель в честь святых Марфы и Марии. Она хотела, чтобы эта обитель объединила в себе подвиг Марфы и Марии, – добродетели служения ближнему и служения Богу. Монастырь с сочетанием благотворительности и медицинской помощибыл новшеством. Некоторые обвиняли ее в протестантизме. Общество осуждало решение Княгини распустить свой двор и удалиться от света. Но Великая Княгиня мужественно терпела нападки и кропотливо трудилась над своим детищем, составляла устав Обители, ездила за советом к старцам в Зосимову пустынь.

Марфо-Мариинская обитель
(Фото с сайта 2do2go.ru)

Марфо-Мариинская обитель открылась 10 февраля 1909 года. Кроме Храма в Обители были созданы больница, аптека, приют. Сначала в Обители было всего шесть сестер, за первый год существования Обители их число дошло до тридцати, а к 1914 году до ста. Святейшим Синодом был разработан специальный чин посвящения в крестовые сестры.

Все сестры Обители под руководством Княгини Елизаветы и врачей проходили курс по элементарным медицинским знаниям. А сестры, предназначенные для служения в госпитале, проходили специальные медицинские курсы. Больница обители была устроена на 22 кровати и рассчитана на 15 пациентов. Также при больнице существовала амбулатория, аптека, зубоврачебный кабинет. Великая Княгиня тратила огромные деньги на содержание обители, но ей помогали и некоторые состоятельные жители Москвы.

Елизавета Феодоровна вела подвижническую жизнь. Самую трудную и ответственную работу Настоятельница брала на себя: ассистировала при операциях, делала перевязкитяжелым больным, всегда находя слова утешения для человека. Пациенты свидетельствовали, что одно только присутствие Великой княгини оказывало на них успокаивающее,целительное действие, придавало силы идти на операции. А если, несмотря на все усилия, больной умирал, настоятельница всегда была рядом и молилась за отходящую душу.

Обительская больница стала пользоваться такой репутацией, что в нее направляли самых тяжелых больных из других больниц и госпиталей. Она находилась под руководством доктора медицины А.И.Никитина. Московские врачи изумлялись тем результатам, которых удавалось достичь Великой Княгине своим жертвенным уходом за больными и методами своего лечения. Вот некоторые примеры ее удивительной помощи людям:

Несчастье произошло с одной бедной кухаркой, которая опрокинула на себя горящую керосиновую печку. Ожоги покрыли все ее тело кроме ладоней и ступней ног. В городском госпитале ей не смогли помочь и поэтому отправили в Марфо-Мариинскую Обитель. Елизавета Феодоровна сама взялась за ее лечение, делала сложнейшие перевязки по 2 раза в день. Они были настолько мучительными, что Княгине приходилось постоянно прерываться и успокаивать больную. Настоятельница с терпением продолжала ухаживать за женщиной до тех пор, пока она не поправилась. Хотя все доктора считали этот случай безнадежным.

Был случай, когда своим жертвенным уходом за раковой больной Великая Княгиня обратила к вере ее мужа, загрубелого атеиста и ненавистника существующего строя. Мужчина долго посещал свою жену, удивляясь тому теплому уходу и необычайной заботе, которые ей здесь оказывали. Когда женщина умирала, Княгиня Елизавета всю ночь не отходила от ее кровати. Все это поразило огрубелое сердце мужа. А когда он узнал, что та ласковая сестра, которая ухаживала за его женой лучше родной матери, была Великой Княгиней Елизаветой, он расплакался и бросился к ней на шею как ребенок. Из неверующего он стал верующим.

Настоятельница особое внимание уделяла больным, стоящим на пороге смерти. Она считала, что не нужно из ложной гуманности дарить им надежду, а наоборот, нужно их подготовить к достойному христианскому уходу из жизни. И своих сестер она подготавливала для духовного утешения таких больных.

Также тщательно Княгиня Елизавета готовила своих сестер для посещения мест бедноты. Особое внимание Княгиня уделяла беспризорникам и сиротам Хитрова рынка, многих из них она устроила в общежитие для мальчиков. Сестры Обители стали посещать Хитров рынок только с 1913 года, до этого времени этим занималась сама Княгиня и несколько сестер, сопровождавших ее. Сестры на месте оказывали первую медицинскую помощь. За тяжелыми больными в коечно-коморочных квартирах невозможно было ухаживать из-за плохих условий, нужно было хлопотать и устраивать их в больницы. Также оказывалась и материальная помощь, для детей искали приюты, безработным места. Но главной заслугой сестер во главе с настоятельницей было духовное, нравственное утешение людей.

Настоятельница заботилась и о повышении грамотности среди женщин. При Обители была основана Воскресная школа для полуграмотных и безграмотных девушек и женщин. Была устроена библиотека в две тысячи томов книг, столовая для бедных.

Святая мученица Елисавета Фёдоровна. Икона
(Изображение с сайта icon-art.ru)

Наступила война. Княгиня Елизавета с полным самоотречением отдалась служению больным и раненым воинам. Как христианка она оказывала помощь и неприятельским солдатам. А по Москве стали распространяться нелепые слухи о Марфо-Мариинской обители как о центре немецкого шпионажа.

В первый день революции 1 марта 1917 года разъяренная толпа окружила ее дом, требуя отдать оружие, которое якобы спрятано в Обители. Княгиня пустила революционеров в монастырь и позволила обыскать обитель. Ничего не найдя, революционеры ушли.

В стране усиливались беспорядки, многие дипломаты и родственники за границей предлагали Княгине Елизавете покинуть страну. Но Княгиня, хотя и предвидела страшные времена, не желала покидать Россию и свою Обитель. Она продолжала жить в Общине.

На третий день Пасхи 1918 года к Обители подъехала машина с красноармейцами, и Елизавету Феодоровну вместе с ее келейницами увезли, даже не дав времени собраться. Сначала их поместили в женский монастырь в Перми, затем перевезли в город Алапаевск неподолеку от Екатеринбурга.

5 июля Елизавету Феодоровну с инокиней Варварой, а также других членов императорской фамилии, разбудили ночью и отвезли на заброшенную шахту рудника неподалеку от Алапаевска, глубиной около 60 метров. Жертв сбросили в шахту, избив ружейными прикладами. Потом в шахту стали бросать ручные гранаты. Крестьянин, проходивший случайно мимо, слышал, как из шахты раздавалась Херувимская песнь, пение новых мучеников было слышно и весь следующий день.

Вечером 5 октября 1918 года отслужили заупокойное всенощное бдение. Потом тела мучеников перевезли в Читу, после переправили в Пекин, в связи с приходом Красной армии. А затем святые мощи Княгини были перевезены в Иерусалим и похоронены в храме святой Марии Магдалины, где и находятся в настоящее время.

А Марфо-Мариинская обитель – детище святой Книягини Елизаветы, продолжает существовать и по сей день, продолжая великое дело святой Княгини Елизаветы Феодоровны. В советское время Обитель была разорена, в ней устроили городской театр и Всесоюзный институт минерального сырья. В 1992 году началось возрождение Обители. И в настоящее время она вернула свой прежний облик. Марфо-Мариинская Обитель живет по Уставу, утвержденному Великой Матушкой Елизаветой Феодоровной. В Обители действуют приют для девочек-сирот, гимназия, благотворительная столовая, патронажная служба и культурно-просветительский центр.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Преподобная Елисавета еще от утробы матери своей была избрана на служение Богу, ибо прежде рождения ее матери ее было возвещено от Бога, что у нее родится дочь, которая будет избранным сосудом Святого Духа. От юных лет отданная на служение Богу и уневестившись бессмертному Жениху Христу, святая Елисавета в Ангельском чине служила Богу, в числе других дев инокинь 1 , постом и трудами изнуряя свое тело, и так угодила Богу, что получила от Него дар исцелять недуги людей, не только телесные, но и душевные. Своею молитвою она исцеляла всякую телесную болезнь, своими же речами и богодохновенными наставлениями врачевала души человеческие, наставляя их к покаянию и ко всяким добродетелям. Одеждою для нее служила одна только жесткая власяница, и, хотя тело ее мёрзло от холода, дух ее всегда горел пламенем божественной любви. Будучи поставлена игумениею над сестрами, святая показала еще большие подвиги, заботясь о спасении душ их.

Воздержание ее было чрезмерное, ибо она проводила многие годы не вкушая хлеба и питаясь только одними плодами и овощами, масла же и вина она никогда не вкушала во всю свою жизнь. Весьма часто она постилась по сорока дней, подобно великому Моисею 2 , ничего в это время не вкушая 3 . В течение трех лет, она, подражая смирению Евангельского мытаря (Лк.18:13), не возводила своих телесных очей на небо, душевными же своими очами всегда взирала к Живущему на небесах Богу и, созерцая Его своею мыслию сидящим на престоле высоком и преукрашенном, окруженным серафимами, она не обращала своих мыслей к предметам земным. Когда, по обыкновению, она наедине молилась ночью, то была свыше осияваема небесным светом.

Кроме того, святая Елисавета совершала и многие чудеса: однажды она умертвила молитвою свирепого змея; в другой раз она исцелила одну женщину, долгое время страдавшую кровотечением, также изгоняла нечистых духов из людей, совершала много и других чудес. Чудеса совершались ею не только при жизни ее, но и после ее блаженной кончины. На гробнице ее подавались многоразличные исцеление болящим; так например, на гробе ее получали прозрение многие слепые. Да прославляется чрез нее Христос Бог, дивный во святых Своих!

________________________________________________________________________

1 Святая Елисавета была инокинею константинопольского монастыря, построенного в честь святых бессребреников Космы и Дамиана императором Иустином I (царствовавшим с 518 г. по 527 г.). В этом монастыре она впоследствии была игумениею (настоятельющею). Точно время ее жизни и деятельности указать нельзя, за отсутствием сведений об этом в исторических памятниках. Но на основании того обстоятелвства, что в честь ее во второй половине IX в. был написан канон святым Иооифом песнописцем (умершим в 883 г.) делают вывод, что святая Елисавета жила между VI и IX вв.

День памяти : Май 7- Апрель 24


Преподобная Елизавета чудотворица - Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве

Домовой храм в келейном корпусе нашей обители освящен в честь преподобной Елизаветы игумении Константинопольской, чудотворицы, а в главном соборе монастыря находится почитаемая её икона.

Родиной преп. Елизаветы был столичный город Гераклея Фра-кийская, а родителями - не некие неизвестные и незнатные люди, но благородные, прославленные богатством и выдаю-щиеся по добродетели (Евномиан - имя отца, бывшего тогда дисипатом, матери же - Евфимия). Живя согласно значе-нию своих имен, боголюбиво и богоугодно, и постоянно упражняясь в законе Господнем, они были всем известны и всеми превозносимы. Ибо обитая близ упомянутого города, в местечке, называвшемся раньше Фракокрина, а ныне Авидины, они были, как праведный Иов, набожны и непороч-ны и, подражая гостеприимству патриарха Авраама, щед-ро предоставляли нуждающимся все необходимое. Поэтому получают они, как и тот, по обетованию, плод чрева, до-стойный их собственной красоты и благотворительности, а то, как это случилось, изъяснит наш рассказ. Ведь хотя по-сле их свадьбы прошло уже шестнадцать лет, они остава-лись бездетны и, лишенные потомства, естественно, скорбе-ли, страдали и усиленно умоляли Бога, Взирающего на серд-ца, разрешить их печаль о бездетности и даровать им дитя, которое наследует их род и богатство. Исполняющий же же-лания боящихся Его Господь благосклонно внял их молит-ве и не презрел моления о том, что Ему было благоугодно.