Шумерские рельефы что в руках. Рельеф в шумерском искусстве. От горшков до украшений

Первые скульптурные изображения шумеров были найдены во время археологических раскопок Джемдет-Насра на территории современного Ирака. Это небольшие статуэтки, изображающие странных диковинных существ, с вытянутыми головами и огромными глазами.

Исследователи до сих пор не определились с назначением этих статуэток, вряд ли они изображали реальных людей. Большинство ученых связывает их с культовыми обрядами воспроизводства и плодородия. К тому же времени относятся небольшие скульптуры животных, очень красочно и выразительно отображающие натуру.

Подлинный расцвет шумерский скульптуры начинается после разгрома Аккадского царства. До наших времен дошло множество хорошо сохранивших монументальных изображений правителя Лагаша Гудеа, выполненных главным образом их диорита.

Это скульптурное изображение сидящего человека, руки которого молитвенно сложены. На его коленях лежит архитектурный план здания. Смысл скульптурной композиции поясняют надписи, идущие по низу статуи. Гудеа, исполняя волю бога Лагаша Нингирсу, реконструирует главный храм города. Надписи также поясняют, что Гудеа прославился многочисленными деяниями, призванными приумножить богатство и могущество лагашских богов. За это он удостоен вечного поминовения и заботы, для чего и устанавливаются эти статуи во всех храмах Шумера в местах поминовения усопших. В скульптуре того периода можно выделить два ведущих направления – так называемую «шумерскую» и «аккадскую» скульптуру.

Шумерские изображения стилизованы и формальны. Их главная задача – передать внутреннюю сущность композиции. Передача внутреннего замысла важнее отображения формы, она разработана лишь настолько, насколько требуется, чтобы сделать понятным внутреннее содержание скульптурного изображения. Шумерские мастера не пытались добиться сходства скульптурного изображения с оригиналом. Аккадское искусство с самого начала в основу ставит именно разработку формы, умение воплотить в камне любой сюжет.

Четко прослеживается отличие этих двух подходов в сохранившихся до наших дней статуях правителя Лагаша Гудеа. Один тип статуй – приземистая укороченная фигура, пропорции которой плохо соблюдены, и второй тип - фигура более тонкая и изящная, детали изображения вырезаны более тщательно.

Часть исследователей шумерского творчества высказывают иную гипотезу о причинах существования двух типов скульптур. По их мнению, аккадцы обладали большим мастерством в работе с камни, поэтому точнее прорисовывают пропорции тела, шумерское же изображение схематично и условно из-за неумения обрабатывать привозной камень и точно отобразить объект.

Шумер - первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Месопотамии. 5-4 тыс. лет до н.э.

География: С древнегреческого языка слово “Месопотамия” переводится как “(страна) между рек”. Месопотамия простирается между реками Тигр и Евфрат в их среднем и нижнем течении. Реки эти берут свое начало в горах Армении и на территории современной Турции. Именно в южной части Междуречья и располагалась страна, которую мы называем Шумером. И именно там следует искать истоки шумеро-аккадской цивилизации.

Развивается каменное строительство. Появилась клинопись - это своеобразная система письменности по глине, в которой использовалась система трехмерных символов, из комбинации которых рождался смысл. Подобным глиняным табличкам свойственна линзообразная форма. Книга в шумерской традиции – корзина с каменными табличками. Клинопись развивается в единую систему. БИБЛИОТЕКА АШШУР-БОННЕПАЛА.

Храмы Двуречья.

Центром каждого города-государства являлся храм с выделенным ему общиной крупным храмовым хозяйством, в котором работали зависимые свободные и рабы, а позже - исключительно рабы. Древнейший образец шумерского храма восходит еще к периоду позднего неолита. Хотя это здание, раскопанное в городе Эриду (современный Абу-Шахрайн), сохранилось плохо, но, судя по планировке, там уже были налицо все основные особенности, характерные и для более поздних храмов южного Двуречья. Храм стоит на высокой платформе, к которой с двух сторон ведут лестницы (или пандусы); собственно святилище несколько сдвинуто к краю платформы и имеет внутренний, открытый сверху дворик; единственным, по существу, украшением храма является членение стен узкими прямоугольными нишами с наружной и внутренней стороны. Не менее характерно отсутствие окон, которые не были нужны в очень жарком климате Южного Двуречья. Для притока воздуха и верхнебокового освещения служили прямоугольные дверные проёмы и небольшие отверстия - отдушины под потолком. Строились храмы посвященные богам. Их называли по окраске стен. Пример: «Белый» и «Красный» храмы в Уруке (посвящены Ану – богу неба; отделаны глазурованной плиткой). Тель-укаир – храм на высокой подушке, сохранились фрески, фриз с львами, леопардами; множество лестниц. Построен из кирпича-сырца. К периодам Урук и Джемдет-Наср относится и единственный обнаруженный образец постройки общественного назначения - дом народных собраний, так называемое Красное здание в городе Уруке конца 4 тысячелетия до н.э. Характерен его план: большой замкнутый двор с трибуной у одной из стен окружен мощными полуколоннами и колоннами из сырцового кирпича. Полуколонны и колонны декорированы геометрическим орнаментом, который получен в результате своеобразного приема - при помощи забитых в сырцовую кладку каменных или глиняных обожженных конусов, плоско срезанные концы которых окрашены в красный, черный и белый цвета. Очевидно, эта оригинальная декорация является имитацией плетеных циновок. Подобная система украшения поверхности исчезает в искусстве Двуречья более поздних периодов.

Архитектура во 2 тысячелетии.

С середины 3 тысячелетия до нашей эры правители начинают строить себе дворцы. Дворец представляет собой разросшийся дом с рядом внутренних дворов, иногда с наружной стеной крепостного типа. К началу 2 тысячелетия до нашей эры относится дворец царя Зимрилима в Мари, где открыты парадные помещения со стенными росписями культового характера. Изображаемые сцены статичны, что обычно для религиозных сюжетов в искусстве Двуречья, но очень красочны. Содержание изображений - орнаментально обрамленные процессии богов и культовые сцены; культовый характер имеет, очевидно, и интересная сценка сбора фиников, занимающая, впрочем, подчиненное место в общей композиции. О фресковой живописи, конечно, в это время говорить не приходится - перед нами простое раскрашивание стен посуху.

Зиккурат – ступенчатая прямоугольная башня из кирпича, на первой площадке храм посв. какому-либо богу – неотъемлемая часть храмового комплекса. Пример: Зиккурат в Нипуре – состоял из трёх ступеней разных цветов, общая высота 21 м, 60х40 м ширина. Также являлся древнейшей обсерваторией. Жрецы наблюдали за звёздами, давали названия планетам, богам. Эту традицию заимствовали римляне.

Царские гробницы в Уре – большое количество высокохудожественных произведений иск-ва: оружие, шлемы, изделия из драгоценных металлов, камней; найдена арфа украшенная золотом, декорированная головой быка.

Гробница Мескаламдуга – нашли церемониальный шлем из золота.

Архитектура аккадского периода развивалась в общем русле месопотамской архитектуры, сохраняя её традиционные приемы, такие как горизонтальное членение стен, путем чередования выступов (пилястр) и ниш, сооружение храмов на искусственных возвышениях и т.д.

Изобразительное искусство

Искусство раннего Шумера отличается от памятников искусства позднего неолита, прежде всего отказом от условности фигур и геометризма (за редкими исключениями). Напротив, наблюдается явное стремление, но возможности точнее передать изображаемую натуру, особенно когда речь идет о воспроизведении представителей животного мира. Маленькие фигурки домашних животных - телят, бычков, баранчиков, коз - сделаны из мягкого камня (серпентина, песчаника); разнообразные сцены, связанные с жизнью домашних и диких животных, представлены па рельефах, культовых сосудах, печатях. Многие из этих изображений настолько точны, что можно легко определить вид и породу животного; живо передаются их характерные позы и движения. Однако как ни жизненно иной раз художник воспроизводил натуру, все эти изображения были подчинены магическим целям, хотя, к сожалению, не всегда можно догадаться, какие требования и задачи предъявляла магия к изображению в каждом отдельном случае.

Прекрасный образец пластики древнего Двуречья, позволяющий судитьо характерных чертах искусства этого времени, представляет собой сосуд, найденный в Уруке. Сосуд предназначался для жертвенных возлияний и имел два горлышка. По бокам слива, как бы охраняя его, стоят две фигуры льва. На тулове сосуда -два льва, поднявшись на задние лапы, нападают на двух бычков. Все фигуры даны в очень высоком рельефе, а головы животных выступают с поверхности, поэтому можно говорить о пластическом, скульптурном оформлении сосуда. Тела бычков даны несколько укороченными, что создает видимость перспективного сокращения. На культовом сосуде из Урука, который показывает нам праздничное шествие с дарами, мы ясно видим эти характерные для древневосточного искусства особенности изображения: фигуры с поворотом торса в фас, лицом в профиль, с глазом в фас, ногами в профиль; животные представлены целиком в профиль, река передала волнообразными линиями.

Главные памятники изобразительного искусства древнешумерской цивилизации:

    Круглые или цилиндрические печати, необходимые для «подписи», а иногда представляющиеся амулетами.

    Геральдические композиции - медные рельефы храмов (гербы).

    Палетки - пластины из натурального камня с вырезанными изображениями.

    Стеллы - каменные, мраморные, гранитные или деревянные плиты с высеченными на ней изображениями, но чаще текстами. Чаще всего устанавливались в качестве погребального камня.

    Доранты - посвятительные статуэтки человека в позе молящегося.

Скульптурная голова из Урука, размером несколько меньше натурального, в которой предположительно видят богиню Инанну (скульптура находилась в храме Инанны в Уруке), обнаруживает сочетание тонко подмеченных, может быть, даже индивидуальных черт лица, с чертами, трактованными определенно канонически и условно (брови, огромные инкрустированные глаза). Это придает особую выразительность памятнику, одному из лучших в истории изобразительного искусства Двуречья.

Голова богини из Белого храма в Уруке (богиня плодородия Иштар) плоская, 2 метра в высоту. Волнистый парик из листового золота+ инкрустирование дорогими камнями, раковинами. Монументальная пластика. Связующий материал – битум (местного происхождения).

Штандарт «войны и мира» из Ура – техника инкрустирования + фигурки из золота + перламутр + орнамент = 3 регистра. В изобр. искусстве роль главного героя подчеркивается размерами (если царь, то самый большой на изображении), так же чем больше оборок на юбке, чем она пышнее – тем важнее персонаж.

Эпиграфика - наука изучающая древние надписи.

Стелла коршунов, Закладные плиты, Шумеро-аккадсткая культура.

Некоторые правители: Саргон 1, Нарам Суэн

Столица: Аккад.

Примерно в начале III тысячелетия до н. э. на земли Верхней Месопотамии, предположительно с Аравийского полуострова, переселяются восточные семиты - предки аккадцев. Со временем они заимствуют у шумеров письменность, приспособив её под свой язык, а также мифологию и образ жизни

Памятники искусства:

    Бронзовая голова статуи царя Аккада Саргона Древнего. Прекрасно переданы черты: величавость и властность. Саргон Древний создал династию, которая правила 150 лет. Объединил всё Двуречье, создал централизованное гос-во с элементами вост. диспотии.

Нарм-Суэн – внук Саргона – считал себя богом Аккада, велел изобразить себя в головном уборе с рогами.

Не смотря на то, что Аккадское царство попало под удар племен гутиев, на юге города переживали расцвет. В культуре и искусстве аккадского периода главным мотивом была идея героя. Это либо обожествлённый царь незнатного происхождения, который сумел добиться власти, собрать и повести за собой огромную армию, объединить земли Междуречья и отправиться походом в далёкие земли. Либо это был человек из низов общества, благодаря своей силе и способностям отличившийся в военных походах и возвышенный царём. Таким образом, в искусстве аккадцы придавали большее значение личности человека, чем шумеры в предшествующий период.

Значительных успехов аккадские мастера достигли в изготовлении рельефов. Самые яркие памятники - каменные стелы царей Римуша и Нарам-Суэна.

Глиптика Древней Месопотамии традиционно почти всегда была представлена цилиндрическими печатями. Они изготовлялись из цветных полудрагоценных камней, а их оттиски передавали различные мифологические сцены. В отличие от памятников архитектуры и скульптуры, печатей аккадского периода сохранилось довольно много.

Скульптура. Скульптурные изображения из разных пород камня (известняка, песчаника местного алебастра), бронзы, а возможно, и из дерева исполняли преимущественно для храмов. Размер их в основном небольшой - до 35-40 см.

Фронтально расположенные фигуры статичны. Они переданы стоящими, очень редко с выдвинутой вперед одной ногой, или сидящими. Согнутые в локтях руки сомкнуты ладонь в ладонь у груди просительным жестом. В широко открытых, прямо глядящих глазах и в тронутых улыбкой губах - мольба. Молитвенная поза и мимика просителя - вот то главное, что требовалось выразить при исполнении этой скульптуры. Отсутствовало религиозное, магическое требование воплощать конкретные, индивидуальные признаки оригинала. В облике человека передавали характерные этнические его признаки как шумерийца: крупный нос, тонкие губы, маленький подбородок, большой покатый лоб. Сквозь них лишь проглядывают черты того или иного конкретного человека. Не случайно на спине или плече многих фигур вырезали в прямоугольной рамке имя того, кого скульптура изображала, а также имя божества, которому она была посвящена.

Мастера-художники раннединастического периода создавали типизированных человеческие фигуры-символы. Однако в ту эпоху, несмотря на общую идеологию, еще отсутствовали устоявшиеся и узаконенные официальной традицией и единой верховной светской и религиозной властью нормы и приемы исполнения. Каждую из скульптур делали, не повторяя буквально, не копируя другие. Очень различны лепка причесок, бород, крупных прядей шерсти на одежде. Линии и завитки этих прядей глубоко прорезаны по поверхности статуй и рельефов, то плавно и легко, а то угловато и сухо. Эти детали наряду с инкрустированными черным и белым камнем глазами оживляют изображения, делают их декоративными, нарядными.

Статуя Эбих-Иля созданная из голубого и белого камня, его просительно воздетые глаза придают облику этого бородатого человека выражение наивности. Эбих-Иль сидит на круглом «табурете» в пышной юбке с украшающими ее прядями густой шерсти. Вся его фигура реалистична, пропорциональна. Торс и руки обнажены.

Рельефные изображения раннединастического периода в связи с отсутствием еще единых канонизированных норм исполнения, отмечены своеобразной выразительностью и декоративностью. Это сказывается, в первую очередь, в разнообразии композиций в различной моделировке форм. Господствует последовательность изобразительного повествования о том или ином событии. Чтобы передать всё как можно более ясно, отдельные сцены распределены поясами, фигура главного персонажа - правителя или бога - выделена большим, чем другие размером, как бы более крупным планом.

Рельефы вырезаны на нейтральном, не занятом другими изображениями фоне четкими более или менее плоскими силуэтами. Лица, а также фигуры в целом типизированы.

Наиболее распространенные сюжеты: закладка храмов, победа над врагами, пир после закладки или победы.

Стела Эанатума была создана в ознаменование победы города-государства Лагаша над одним из соседних городов Уммой. Стела Эанатума высечена, несомненно, творчески одаренным автором. Победу олицетворяет крупная фигура бога Нингирсу, которая занимает всю лицевую сторону плиты. Однако бог вполне реально добивает булавой пленных воинов Уммы, барахтающихся в сетчатом мешке. Рельефные строки на другой стороне стелы еще более конкретны. Эанатум на колеснице, занеся копье, вступает в бой. За ним воины. Выше Эанатум возглавляет пеший строй лагашитов. Всего девять голов воинов видны над большими щитами, закрывающими их тела. Возникает же ощущение очень большой, неуклонно движущейся массы людей. Такой результат получен при помощи изображения высовывающихся из-за шитов многочисленных рук, сжимающих копья.

Строгость, сдержанность силуэтов, ясность форм, тонкая проработка деталей характеризуют золотой парадный шлем Мескаламдуга. золотые сосуды - чаши, кубки.

Как в круглой пластике и рельефах, во всех этих изделиях господствуют монументализирующие их крупные членения. Колористический их строй основан на глубоких, насыщенных цветовых сочетаниях естественной окраски полудрагоценных камней - темно-синего лазурита, оранжево-розового сердолика, золота и серебра (т.е., на природной декоративности этих материалов).

Известны многочисленные фигуры, статуи выполненные из дионита. Представлено хорошее знание анатомии, портрета.

11.Искусство Вавилонии. Хронология. Географические рамки. Общая характеристика явления. Библиография вопроса : М. В. Доброклонский. История искусств зарубежных стран, I том, Академия Художеств СССР, гнедич.

История Древнего Востока, искусство В. делится на 2 переода: Старовавилонский период (20-17 вв. до н. э.) и Нововавилонское искусство (7-6 вв. до н. э.). В первой половине 2 тысячелетия до н.э. наиболее значительной в Двуречье была так называемая старовавилонская культура. Она оформилась в результате важного политического преобразования. Царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), правивший на среднем течении Евфрата, объединил области Шумера и Аккада в одно государство под главенством города Вавилона, (в переводе «Ворота бога»).Стиль исполнения дошедших до нас произведений старовавилонской поры свидетельствует о жизненности в то время традиций шумеро-аккааского искусства.

Скульптура. Диоритовая стела царя Хаммурапи, со сводом законов и рельефом в верхней ее части, является характернейшим памятником эпохи. Рельефная композиция на стеле символична. Это инвеститура - сцена получения царем Хаммурапи знаков власти от бога солнца Шамаша. Сидящий на схематизировано переданном зиккурате Шамаш протягивает царю кольцеобразно свернутую веревку и жезл, а может быть, и меры длины, то есть атрибуты строителя. Божество как бы передает правителю страны, своему главному слуге, полномочия действовать от его, божества, имени и для его прославления. Композиция из двух фигур бога и царя, помещенных друг против друга, отличается уравновешенностью. На неровной, сильно выступающей, почти трехгранной лицевой поверхности камня достичь этого было непросто. Складки одежд и пряди волос персонажей проработаны, прорезаны живописными углублениями, с расчетом на игру света и тени. Лицо царя худое, с сильно запавшими щеками и выделяющимися высокими скулами, портретно. Последнее обстоятельство особенно ясно подтверждает высокий художественный уровень исполнения памятника. Становится несомненным восприятие нововавилонскими художниками реалистических достижений аккадского искусства. Пластику старовавилонского периода столь же ярко представляет диоритовая мужская голова от статуи, возможно, царя Хаммурапи. При монументальной компактности общего объема головы все части ее переданы пластически мягко и живописно. Несомненна портретность резких, волевых, даже суровых черт узкого лица с впалыми щеками. Памятники 18 в. до н.э. из города-государства Мари, на среднем Евфрате, с западной окраины Вавилонии, являются ценнейшим свидетельством о стиле старовавилонского искусства. Главой Мари был правитель Зимрилим. Археологическими раскопками открыты руины дворца Зимри-лима. который представлял собой обширный архитектурный ансамбль. Строили этот дворец из сырцового кирпича на протяжении второй половины 3 тысячелетия до н. э. На нижних цокольных частях стен были нанесены декоративные орнаментальные полосы. Высокими художественными качествами отличается и алебастровая статуя богини Иштар из ее храма во дворце Зимрилима. Будучи немногим более одного метра в высоту, она очень монументальна. Это качество сообщает статуе спокойная фронтальная постановка, а также очень небольшая расчлененность общего цилиндрического объема фигуры и каждой ее части, выделенной лишь крупной массой. Платье богини мягко ниспадает до земли тяжелым колоколом. Легкие складки, опоясывающие одеяние оживляют эту колоннообразную форму. Слегка выступают из-под приподнятого спереди края юбки пальцы и ступни богини. Верхняя часть скульптуры - торс и голова в сферической шапке - тиаре, которая увенчана двумя массивными большими рогами, плавно загнутыми надо лбом,-завершает это изваяние подобно капители. Богиня представлена красивой женщиной с широким лицом, дышащим внутренней силой. Двумя перекрученными косами лежат на ее покатых плечах крупные пряди волос. Массивны округлые серьги в шесть рядов круглых бусин ожерелья. Она поддерживает у талии двумя руками массивный кувшин. Это - богиня, в чьей власти истоки жизни. Чистую ключевую воду - «воду жизни» несет она людям в этом сосуде. Из просверленного через статую отверстия, из горла кувшина, когда-то в ответ на моления выливалась, конечно, с помощью жрецов, струя воды. Город-государство Мари в течение почти четырех десятилетий был союзником Вавилона. Но в конце этого срока существование его было пресечено захватническим походом царя Хаммурапи. Воины Хаммурапи, осадив и взяв город и дворец, разграбили все и разрушили.

Нововавилонское искусство.(7-6 вв. до н. э.) С конца 2 тысячелетия до н. э., после падения касситской династии, Вавилония находилась в состоянии полной экономической и политической беспомощности. Новое кратковременное возвышение Вавилона началось с конца 7 в. до н.э., когда (в 626 году до н.э.) верховную власть в Вавилоне захватил военачальник Набопаласар. Ему удалось включить в состав Вавилонии бывшие владения Ассирии, а также большую часть Двуречья, Элама, всю Сирию, Финикию и Палестину. Развитие культуры времени Нового Вавилона происходило под сильным воздействием культуры разгромленной им Ассирии.

Архитектура. Архитектура была главным видом нововавилонского искусства Ярким свидетельством этого является город Вавилон, превращенный за десятилетия его последнего расцвета в целостный по планировке и стилю архитектурный ансамбль. Расположенный на обоих берегах Евфрата, Вавилон имел в плане вид вытянутого прямоугольника и был разделен рекой на две части. Более древние районы, так называемый Старый город, находились на восточном берегу. Обороне Вавилона служили четыре комплекса зубчатых стен с башнями - контрфорсами из сырцового и обожженного кирпича с добавлением каменной кладки, а также глубокий ров. Длина внутренней стены была свыше 3 км, а внешних - 18 км. Попасть в город можно было через восемь ворот-бастионов, посвященных разным богам. От каждых ворот начинались прямые широкие улицы, прецессионные дороги, которые четко делили город на большие участки. Внутри этих кварталов проходили улицы, в отличие от шумерийских довольно регулярно спланированные, но не широкие: расстояние между глухими стенами жилых домов по их сторонам было не свыше 4 м. Типичная планировка возведённых из сырцового кирпича жилищ, усадеб Вавилона - группировка помещений вокруг центрального двора Святилище бога Мардука-Эсагила. В городе, который был средоточием религиозной жизни державы, существовало 53 значительных крупных храма н несколько сотен небольших святилищ и алтарей. Главнейшим из них было святилище верховного бога Мардука-Эсагила, представлявшее собой священный участок площадью в 16 гектаров. Его обширная территория была выделена среди жилых кварталов города тем, что ее окружала двойная стена, массивностью своей создавшая впечатление крепостной твердыни: в стене имелось 12 входов-ворот. Главные - «священные» ворота вводили на территорию святилища Мардука-Эсагилы с самой важной процессионной дороги, проложенной от ворот Иштар. Напротив этих ворот, на другой стороне священного участка, находился громадный массив прославленного зиккурата, так называемой Вавилонской башни.

В начале 3 тысячелетия до н.э. рост классовых противоречий привел к образованию в Двуречье первых небольших рабовладельческих государств, в которых были еще очень сильны пережитки первобытно-общинного строя. Первоначально такими государствами стали отдельные города (с прилегающими сельскими поселениями), обычно расположенные в местах древних храмовых центров. Между ними шли непрекращавшиеся войны за обладание главными ирригационными каналами, за захват лучших земель, рабов и скота.

Раньше других на юге Двуречья возникли шумерийские города-государства Ур, Урук, Лагаш и др. В дальнейшем экономические причины вызвали тенденцию к объединению в более крупные государственные образования, что обычно совершалось при помощи военной силы. Во второй половине 3 тысячелетия на севере возвысился Аккад, правитель которого, Саргон I, объединил под своей властью большую часть Двуречья, создав единое и могущественное Шумеро-Аккадское царство. Царская власть, представлявшая интересы рабовладельческой верхушки, в особенности со времени Аккада, стала деспотической. Жречество, являвшееся одной из опор древневосточной деспотии, разработало сложный культ богов, обожествило власть царя. Большую роль в религии народов Двуречья играло поклонение силам природы и пережитки культа животных. Боги изображались в виде людей, зверей и фантастических существ сверхъестественной силы: крылатых львов, быков и т. п.

В этот период закрепляются основные черты, характерные для искусства Двуречья раннерабовладельческой эпохи. Ведущую роль играла архитектура дворцовых построек и храмов, украшенных произведениями скульптуры и живописи. Обусловленное военным характером шумерийских государств, зодчество носило крепостной характер, о чем свидетельствуют остатки многочисленных городских сооружений и оборонительные стены, снабженные башнями и хорошо укрепленными воротами.

Основным строительным материалом построек Двуречья служил кирпич-сырец, значительно реже обожженный кирпич. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н.э. применение искусственно возведенных платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием. Жилые дома иногда были и двухэтажными, с глухими стенами на улицу, как это часто бывает и поныне в восточных городах.

О древнем храмовом зодчестве шумерийских городов 3 тысячелетия до н.э. дают представление развалины храма в Эль-Обейде (2600 г. до н.э.); посвященного богине плодородия Нин-Хурсаг. Согласно реконструкции (впрочем, не бесспорной), храм стоял на высокой платформе (площадью 32x25 м), сложенной из плотно утрамбованной глины. Стены платформы и святилища в соответствии с древнешумерийской традицией были расчленены вертикальными выступами, но, кроме того, подпорные стены платформы были обмазаны в нижней части черным битумом, а вверху побелены и таким образом членились также и по горизонтали. Создавался ритм вертикальных и горизонтальных сечений, повторявшийся и на стенах святилища, но в несколько иной интерпретации. Здесь вертикальное членение стены прорезывалось по горизонтали лентами фризов.

Впервые в украшении здания были применены круглая скульптура и рельеф. Статуи львов по бокам входа (древнейшая привратная скульптура) были выполнены, как и все другие скульптурные украшения Эль-Обейда, из дерева, покрытого по слою битума медными прочеканенными листами. Инкрустированные глаза и высунутые языки, сделанные из цветных камней, придавали этим изваяниям яркий красочный облик.

Вдоль стены, в нишах между выступами стояли очень выразительные медные фигурки идущих быков (илл. 16 а). Выше поверхность стены украшали три фриза, находившиеся на некотором расстоянии один от другого: горельефный с выполненными из меди изображениями лежащих бычков и два с плоским мозаичным рельефом, выложенным из белого перламутра на черных шиферных пластинках. Таким образом создавалась цветовая гамма, перекликавшаяся с окраской платформ. На одном из фризов были довольно наглядно изображены сцены хозяйственной жизни, возможно, имевшие культовое значение (илл. 16 б), на другом - шествующие вереницей священные птицы и животные.

Техника инкрустации была применена и при выполнении колонок на фасаде. Одни из них были украшены цветными камнями, перламутром и раковинами, другие - металлическими пластинками, прикрепленными к деревянному основанию гвоздями с расцвеченными шляпками.

С несомненным мастерством исполнен помещенный над входом в святилище медный горельеф, переходящий местами в круглую скульптуру; на нем изображен львиноголовый орел, когтящий оленей (илл. 17 6). Эта композиция, повторяющаяся с небольшими вариантами на целом ряде памятников середины 3 тысячелетия до н.э. (на серебряной вазе правителя Энтемены, вотивных пластинках из камня и битума и др.), была, видимо, эмблемой бога Нин-Гирсу. Особенностью рельефа является вполне четкая, симметрическая геральдическая композиция, которая в дальнейшем стала одним из характерных признаков переднеазиатского рельефа.

Шумерийцами был создан зиккурат - своеобразный тип культовых построек, в течение тысячелетий занимавший видное место в архитектуре городов Передней Азии. Зиккурат возводился при храме главного местного божества и представлял высокую ступенчатую башню, сложенную из кирпича-сырца; на вершине зиккурата помещалось небольшое сооружение, венчавшее здание, - так называемое «жилище бога».

Лучше других сохранился много раз перестраивавшийся зиккурат в Урет воздвигнутый в 22 - 21 веках до н.э. (реконструкция). Он состоял из трех массивных башен, сооруженных одна над другой и образующих широкие, возможно, озелененные террасы, соединявшиеся лестницами. Нижняя часть имела прямоугольное основание 65x43 м, стены доходили до 13м высоты. Общая высота здания достигала в свое время 21 м (что равняется пятиэтажному зданию наших дней). Внутреннего пространства в зиккурате обычно не было или оно было сведено к минимуму, к одной небольшой комнате. Башни зиккурата Ура были разных цветов: нижняя - черная, обмазанная битумом, средняя - красная (естественного цвета обожженного кирпича), верхняя - белая. На верхней террасе, где помещалось «жилище бога», происходили религиозные мистерии; оно же, возможно, служило одновременно обсерваторией жрецам-звездочетам. Монументальность, которая достигалась массивностью, простотой форм и объемов, а также ясностью пропорций, создавала впечатление величия и мощи и являлась отличительной чертой архитектуры зиккурата. Своей монументальностью зиккурат напоминает пирамиды Египта.

Пластика середины 3 тысячелетия до н.э. характеризуется преобладанием мелкой скульптуры, главным образом культового назначения; исполнение ее еще достаточно примитивно.

Несмотря на довольно значительное разнообразие, которое представляют собой памятники скульптуры различных местных центров Древнего Шумера, можно выделить две основные группы - одну, связанную с югом, другую - с севером страны.

Для крайнего юга Двуречья (города Ур, Лагаш и др.) характерна почти полная нерасчлененность каменного блока и очень суммарная трактовка деталей. Преобладают приземистые фигуры с почти отсутствующей шеей, с клювообразным носом и большими глазами. Пропорции тела не соблюдены (илл. 18). Скульптурные памятники северной части южного Двуречья (города Ашнунак, Хафадж и др.) отличаются более вытянутыми пропорциями, большей проработкой деталей, стремлением к натуралистически точной передаче внешних особенностей модели, хотя и с сильно преувеличенными глазными впадинами и непомерно большими носами.

Шумерийская скульптура по-своему выразительна. Особенно наглядно она передает униженное раболепие или умиленное благочестие, столь свойственное главным образом статуям молящихся, которые знатные шумерийцы посвящали своим богам. Существовали определенные, установившиеся с глубокой древности позы и жесты, которые постоянно можно видеть и в рельефах и в круглой скульптуре.

Большим совершенством в Древнем Шумере отличалась металлопластика я другие виды художественного ремесла. Об этом свидетельствует хорошо сохранившийся погребальный инвентарь так называемых «царских гробниц» 27 - 26 вв. до н.э., открытых в Уре. Находки в гробницах говорят о классовой дифференциации в Уре этой поры и о развитом культе мертвых, связанном с обычаем человеческих жертвоприношений, имевших здесь массовый характер. Роскошная утварь гробниц мастерски выполнена из драгоценных металлов (золота и серебра) и различных камней (алебастр, ляпис-лазурь, обсидиан и др.). Среди находок «царских гробниц» выделяются золотой шлем тончайшей работы из гробницы правителя Мескаламдуга, воспроизводящий парик с мельчайшими деталями затейливой прически. Очень хорош золотой кинжал с ножнами тонкой филигранной работы из той же гробницы и другие предметы, поражающие разнообразием форм и изяществом отделки. Особенной высоты достигает искусство золотых дел мастеров в изображении животных, о чем можно судить по прекрасно выполненной голове быка, украшавшей, видимо, деку арфы (илл. 17 а). Обобщенно, но очень верно передал художник мощную, полную жизни голову быка; хорошо подчеркнуты раздутые, как бы трепещущие ноздри животного. Голова инкрустирована: глаза, борода и шерсть на темени сделаны из ляпис-лазури, белки глаз из раковин. Изображение, повидимому, связано с культом животных и с образом бога Наннара, которого представляли, судя по описаниям клинописных текстов, в виде «сильного быка с лазурной бородой».

В гробницах Ура найдены также образцы мозаичного искусства, среди которых лучшим является так называемый «штандарт» (как его назвали археологи): две продолговатые прямоугольные пластинки, укрепленные в наклонном положении наподобие крутой двускатной крыши, сделанные из дерева, покрытого слоем асфальта с кусочками ляпис-лазури (фон) и раковинами (фигуры). Эта мозаика из ляпис-лазури, раковин и сердолика образует красочный орнамент. Разделенные на ярусы согласно уже сложившейся к этому времени традиции в шумерийских рельефных композициях, эти пластинки передают картины битв и сражений, повествуют о триумфе войска города Ура, о захваченных рабах и дани, о ликовании победителей. Тематика этого «штандарта», призванного прославить военную деятельность правителей, отражает военный характер государства.

Лучшим образцом скульптурного рельефа Шумера является стела Эаннатума, получившая название «Стелы Коршунов» (илл. 19 а, 6). Памятник выполнен в честь победы Эаннатума правителя города Лагаша (25 в. до н.э.) над соседним городом Уммой. Стела сохранилась в обломках, однако они дают возможность определить основные принципы древнего шумерийского монументального рельефа. Изображение разделено горизонтальными линиями на пояса, по которым и строится композиция. Отдельные, часто разновременные эпизоды развертываются в этих поясах и создают наглядное повествование о событиях. Обычно головы всех изображенных находятся на одном уровне. Исключением являются изображения царя и бога, фигуры которых делались всегда в значительно большем масштабе. Таким приемом подчеркивалась разница в социальном положении изображенных и выделялась ведущая фигура композиции. Человеческие фигуры - все совершенно одинаковы, они статичны, их разворот на плоскости условен: голова и ноги повернуты в профиль, в то время как глаза и плечи даны в фас. Возможно, что такая трактовка объясняется (как и в египетских изображениях) стремлением показать человеческую фигуру так, чтобы она воспринималась особенно наглядно. На лицевой стороне «Стелы Коршунов» изображена большая фигура верховного бога города Лагаша, держащего сеть, в которую пойманы враги Эаннатума На обороте стелы Эаннатума изображен во главе своего грозного войска, шествующего по трупам поверженных врагов. На одном из обломков стелы летящие коршуны уносят отрубленные головы вражеских воинов. Надпись на стеле раскрывает содержание изображений, описывая победу лагашского войска и сообщая, что побежденные жители Уммы обязались платить дань богам Лагаша.

Большую ценность для истории искусства народов Передней Азии имеют памятники глиптики, то есть резные камни - печати и амулеты. Они часто заполняют пробелы, вызванные отсутствием памятников монументального искусства, и позволяют полнее представить художественное развитие искусства Двуречья. Изображения на печатях-цилиндрах Передней Азии (I class="comment"> Обычной формой печатей Передней Азии является цилиндрическая, на округлой поверхности которой художники легко размещали многофигурные композиции.). отличаются нередко большим мастерством исполнения. Выполненные из различных пород камней, более мягких для первой половины 3 тысячелетия до н.э. и более твердых (халцедон, сердолик, гематит и др.) для конца 3, а также 2 и 1 тысячелетий до н.э. чрезвычайно примитивными инструментами, эти маленькие произведения искусства являются иногда подлинными шедеврами.

Печати-цилиндры, относящиеся ко времени Шумера, весьма разнообразны. Излюбленными сюжетами являются мифологические, чаще всего связанные с очень популярным в Передней Азии эпосом о Гильгамеше - герое непобедимой силы и непревзойденной смелости. Встречаются печати с изображениями на темы мифа о потопе, о полете героя Этаны на орле к небу за «травой рождения» и др. Для печатей-цилиндров Шумера характерна условная, схематичная передача фигур людей и животных, орнаментальность композиции и стремление заполнить изображением всю поверхность цилиндра. Как и в монументальных рельефах, художники строго придерживаются расположения фигур, при котором все головы помещаются на одном уровне, отчего животные часто представлены стоящими на задних лапах. Часто встречающийся на цилиндрах мотив борьбы Гильгамеша с хищными животными, наносившими вред домашнему скоту, отражает жизненные интересы древних скотоводов Двуречья. Тема борьбы героя с животными была очень распространена в глиптике Передней Азии и в последующее время.

«Голосувалка» в прошлом посте как-то не очень всех вдохновила, отвечали вяленько, поэтому на этот раз я придумала другую «заманушку». Задам я вам вопросы-«викторинки», для самоконтроля, будете сами себе отвечать. А правильные ответы почитаете в конце этого поста.

Знаете ли вы,

1. 1. Что значат эти слова? - Чавин, Сант-Августин, Паракас, Тиауанако, Уари, Тайрон, Мочика, Чибча, Чиму.

2. 2. Что такое «этнопсихология»?

3. 3. Кто такие хананеи?

Если вы видите такое, смело восклицайте: "Шумер!". Это цилиндрические каменные печати (слева), а справа - современные глиняные "ленты", на которых оставлен отпечаток. Полюбуйтесь, какое утонченное мастерство резчика!

Ужас-ужас! Опять проблема - с чего начать?! Как осветить искусство почти 2000 летней цивилизации, чтобы и самое главное сказать, и в кучу подробностей не удариться (а их много интересных), и самой не заснуть, и чтоб вы не разбежались?!

Мы с вами уже договорились, что в эпоху раннего Бронзового века наиболее значимыми цивилизациями Евразии были Шумерская, Хараппская и Египетская. Хараппскую мы разобрали, теперь идем дальше.

Слева - череп с украшениями, найденный в Уре - захоронение "Царицы Па-Аби", ок. 2600 днэ. Справа - реставрированные украшения

Хоть Шумерская цивилизация и почти ровесница Хараппской, но артефактов осталось побольше, хранятся они в самых приличных музеях мира, и даже в некоторых неприличных (типа Бостонского, на сайте которого нельзя тырить картинки). Творения древних мастеров (в основном - гончаров и скульпторов) можно увидеть в Лувре, в Берлинских музеях, в Британском, во многих американских, и, конечно, в Багдадском (если вы туда попадете). Довольно много фигурок, печатей, осколков, бусин, горшков и флаконов - без ста грамм не разберешься, как обычно: «Ой, пойдем лучше картины смотреть!» (см. опрос в предыдущем посте).


Это - не реставрация, а фотография. Так до сих пор живут "болотные арабы" в Ираке. Примерно так же выглядели первые поселения шумеров в болотистой местности Междуречья.

Вот что вы, лично вы, представляете, услышав слово «Шумер»?У меня, до того, конечно, как я произвела это скромное исследование, в мыслях появлялось что-то вроде: «Ы-ы-ы-ы… Что-то древне. Очень-очень древнее. Что-то в теплых странах». И еще: «Да-а-а!!! Они были крутые! От них все, вроде бы, пошло. Или не от них?». А потом: «Ну, и бог с ними!».

Керамика Убейдской культуры (4500-5500 днэ). Этих коренных жителей Месопотамии потеснили шумеры, придя откуда-то с гор

А может, познакомимся поближе? Зачем это нам? А мы таким образом проследим, как эта цивилизация Бронзового века повлияла на дальнейшие культуры Междуречья, и как те, в свою, очередь повлияли на более близкую нам Грецию.

Начать я решила с картинок. Надергаю, думаю, их из Сети, а там разберемся. Оказалось, многие картинки подписаны примерно так: «Статуя жреца. Шумер». Или того «лучше»: «Древняя статуэтка. Месопотамия». Весьма информативно! Месопотамия-то небольшая относительно, но ведь это же котел древних цивилизаций! Просто многослойный пирог археологических культур!А что значит Месопотамия, вы знаете? Что значит «Что за идиотский вопрос?», я вот не знала, что Двуречье, Междуречье и Месопотамия - одно и то же. Просто «месо-потамия» - это и есть «междуречье» на греческом и латинском языках. Реки даже я знаю - Тигр и Евфрат.


Карта древнего Междуречья (3500-2500 д.н.э.). Я выделила основные города Шумера и Аккада и нанесла изображения самых ярких находок . Чем глубже в древность, тем изолированее и независемее друг от друга существовали шумерские города.

Чтобы вы поняли, о чем я говорю, когда ругаюсь насчет «обтекаемых» подписей к фотографиям, посмотрите на табличку, которую я составила. Это основные цивилизации и культуры, населявшие Междуречье в древности. Мне так легче соображать, кто кому кто, да и вам понятнее.

А ведь это еще не все! Были еще и неолитические культуры.Убейд, например. Раньше убейдских поселений в Месопотамии ничего не нашли - может, и не было их, некоторые ученые предполагают, что здесь вообще плескались воды Персидского залива, а может, их просто занесло многометровыми наслоениями ила от частых паводков. Четвертое, а может и пятое тысячелетие до нашей эры, вы можете себе это представить?!Нет еще ни Китайской стены, ни Московского Кремля, ни египетских пирамид! Таинственные племена-аборигены создавали удивительную для такой древности керамику! Причем, мастерство проявлялось и в росписях, и в форме изделий. Убейдская культура - первая цивилизация Месопотамии. Только потом откуда-то на их голову свалились шумеры и вытеснили их с насиженных мест. Или смешались с ними?


Еще одна табличка - основные города Шумера. Интенсивность окраски означает рассцвет. Границы возникновения и угасания города на самом деле размыты, ориентироваться приходится на последние упоминания и т.п. Все, больше табличками вас не мучаю!

Вообще на рубеже 4-3 тысячелетия в Междречье вполне мирно уживались три этнические группы:шумеры, пришедшие откуда-то с Северо-Востока и жившие в Нижней Месопотамии, представители Убейдской культуры и племена семитов, селившихся где-то посерединке. Потом шумеры прогнали убейдцев, а позже их самих завоевали семиты, которые к тому времени назывались красиво - царство Аккад, вот и стали они Шумеро-Аккадом.

Находки, сделанные в Уре (прим. середина 3000 днэ) . Золотые, каменные, серебряные сосуды, золотой шлем, пластинка с козлами из раковины, полуфигурка богини, каменная голова женщины, золотое оружие.

Шумеры сами не принадлежали к семитской семье, они были индо-европейцами, причем, предположительно, средиземноморского типа (говорят, такие люди сейчас иногда встречаются в Ираке) - это подтвердили антропологические исследования человеческих останков.Невысокие, смуглые, с прямыми носами, черноволосые, с густой растительностью на теле, которую тщательно удаляли - чтобы вшей не кормить. Даже лицо брили, но некоторые социальные группы носили и бороды. Во многих найденных мною статьях говориться, что у них были большие глаза и уши; авторы, видимо, ориентируются на скульптурные изображения. Однако это всего лишь стилизация. Представьте, что наши потомки через две тысячи лет раскопают храм и найдут икону. И ученые того времени будут писать: «У жителей Восточной Европы были продолговатые лица, большие глаза и очень тонкие длинные носы. И все время печальное выражение лица».


Иракские дети. Может быть, шумеры выглядели так.
Чудовищно, но я еле нашла в Сети фотографии обычных деток из Ирака - на большинстве снимков они изувечены, с оторванными конечностями, залиты кровью, с обженными лицами и т.п.. Люди, что вы делаете?!

Конечно, художники и скульпторы того времени были скорее ремесленниками, чем творцами. Свои произведения они делали на заказ: для украшения помещений, для прославления богов, для увековечивания памяти правителей и их подвигов. Техническое мастерство со временем шлифовалось, а вот выразительность и «темперамент» изображений в боле развитого шумерского искусства утерялся по сравнению с более древними формами. Фигуры стали более статичными.

Шумерские статуэтки

Что вдохновляло художника того времени? То же, что и современного: окружающая природа, религия, другие общественные идеи, страхи, почтение к власти, непочтение к врагам. Материалы использовались те, что были наиболее доступны: в основном, глина, ее было очень много. Камня в Междуречье мало, дерева почти совсем нет. Металлы привозились из других стран, как и слоновая кость. Вообще, это была суровая земля - между горами и соленым морем, пустыня чередуется с болотами, засуха сменяет наводнения. Условия для жизни, а тем более для процветания, не самые лучшие.

Ранняя шумерская керамика

Видимо, шумеры были действительно уникальным народом, который проявлял необыкновенную смекалку и фантазию в постоянной борьбе с недружелюбной природой. Еще в додинастический период они освоили систему дренажа и ирригации, научились строить каналы. Дома они возводили из кирпича: поначалу - из высушенного на солнце, позже - из обожженного. У богатых людей жилище имело 2-3 этажа, до 12 комнат. Как и у хараппцев, была канализация, туалетные комнаты. Ели за столами, не на полу!Несмотря на острый дефицит дерева, столяры, по-видимому, было очень искусны! Из дерева в богатых домах изготавливали мебель, музыкальные инструменты.

Поздняя шумерская керамика

Если вы немного внимательнее рассмотрите шумерские древности, вы не только «наметаете глаз», но и получите немалое удовольствие. Рассматривая все эти таблички и статуэтки, я понимаю, почему любители оживления мифологии приписывают шумерам инопланетное и даже чуть ли не божественное происхождение, пытаются связать их с происхождением всех народов мира и т.д. Во всех этих фигурках вождей, божеств и жрецов сквозит какая-та (не побоюсь использовать парадокс!) первобытная свежесть, незамутненное любопытство и жажда жизни!

Находки из Урука. А уважительно относились к бычкам, да?

Очень необычно при наших традиционных представлениях о древности! В конце концов, это просто красиво! Когда вы рассматриваете предмет искусства, чтобы понять, насколько он красив (ну, противоречивые он у вас вызывает чувства при первичном восприятии!), представьте, что ЭТО будет всегда стоять у вас на комоде или висеть на стене и долгие месяцы «мозолить глаза». На стену из шумерских штуковин вешать не чего - живопись если и была, то вы знаете ее пренеприятное свойство - под слоями песка и ила она быстро приходит в негодность, а вот статуэтки - пожалуйста! Любую - добро пожаловать на мою полочку у компьютера! Будем перемигиваться и даже тихонько беседовать украдкой от близких.


Принц Гудеа из Лагаша (22 век д.н.э.). Видимо, этот правитель был весьма энергичен и пользовался немалым уважением - столько его изображений сохранилось! Или культ личности?

Лупоглазая компания фигурок из Эшнуны, наверное, самая типичная и самая подходящая для понимания шумерского искусства. Статуэтки, несомненно, культовые. Но в них нет ни угрозы, ни величия, ни безжизненной статичности, хоть все герои запечатлены в одинаковых строго симметричных позах. Все они разные, все - отдельный характер и статус. Хочется по-детски бросить все, схватить их, спрятаться за копировальную машину в копи-руме и поиграть в «дочки-матери» или «солдатики» (какой там у вас гендер, я не знаю!). Почему такое детское узнавание? Почему к ним непроизвольно тянется рука?


Статуэтки из Эшнуны (2900-2600 днэ)

Может, просто мастерство древнего скульптора было наивным и несовершенным, и поэтому «в доску своим»? Возможно, он хотел сделать нечто значительное и духовное, а получилась компания пучеглазых чудиков. А может быть, эта дружелюбная простота и наивное очарование зеркально отражают жизненную философию и мировоззрение древних шумеров. Надежные жилища, высокие, как для древности, технологии, огромные храмы, цветущая цивилизация между болотами и пустыней, «немилитаристское» изобразительное искусство, масса поэтических образцов, запечатленных на глиняных табличках и вот эти очаровательные фигурки - весьма симпатичный след в истории оставили загадочные шумеры.


Стела Нарамсина (Шумеро-Аккад, 2300). После завоевания Шумера Аккадом, в искусстве наметилась тенденция к милитаризации

Ведь не зря некоторые исследователи (гораздо более глубокие и вдумчивые, чем я) сравнивают предполагаемую философию шумеров с идеями Платона!

А украшения! Это нечто!!! Особенно богатый «урожай» находок был обнаружен в Уре Леонардом Вулли в 1927-28 годах. Он раскопал 16 не разграбленных царских захоронений 2700-2600 днэ, в которых обнаружили прекрасно сохранившиеся предметы искусства - украшения, богато инкрустированные музыкальныеинструменты, золотой шлем и многое другое.

Драгоценности, найденные в Уре при раскопках царских захоронений

После исследований было установлено, что после смерти царицы, например, ее приближенные следовали за ней, принимая яд. Знаменитая арфа с головою быка была обнаружена в руках арфиста, который, похоже, музицировал до последнего мгновения жизни. Эта находка по своей ценности ничуть не уступает знаменитому «троянскому» кладу Шлимана или открытию погребения Тутанхомона, но, почему-то, гораздо менее известна.


Еще драгоценности

Я просто сбилась с ног (или с пальцев), молотя по клавиатуре и рыская по сайтам, в поисках шумерской керамической посуды - нашла буквально пару изображений!Я думаю, они есть, описаний керамики в Интернете предостаточно, но вот изображений почему-то нет. Зато множество керамики убейдского периода, дошумерской. Пишут, что ранняя шумерская керамика была на нее очень похожа - на светлом фоне несложные орнаменты красного, оранжевого и коричневого цветов. Такие уж тогда были краски. Синюю и зеленую придумали гораздо позже. Со временем, когда шумерская цивилизация развивалась и шла вперед, керамика изменилась - она стала рельефной. Сосуды украшали выпуклыми орнаментами и головами животных. А вот глиняных табличек и фигурок очень много - как-никак, глины с речных берегов здесь было просто завались!

Другие находки Ура - штандарт "Война и мир" (вверху), фигурка "Козел в огороде в кустах", Царская арфа, настольная игра, серебранная арфа. А еще они там нашли что-то вроде салазок!

Камень был редок, как я уже говорила, но самые прекрасные и виртуозные скульптурные изображения Шумера,дошедшие до нас, выполнены именно из камня. Довольно много - из стеатита или «мыльного камня». Характерная особенность шумерской скульптуры - «большеглазость». Все культовые фигурки из Эшнуны стоят в одинаковой позе и глаза у них буквально вылуплены от изумления!Длинные юбки, нередко -с фестончатыми краями - как у мужчин, так и у женщин. Руки практически всегда на особый манер сложены перед грудью. Бросаются в глаза мудреные прически и бороды на некоторых мужских статуях - словно накрученные раскаленными щипцами. Такие же мы позже будем видеть и на Вавилонских изображениях.


Лодка Тура Хейердала "Тигрис". На таких жители Междуречья переплывали Персидский залив и достигали Красного моря

Особо узнаваемый атрибут шумеров - огромные постройки культового назначения -зиккураты. Традицию возведения подобных построек потом переняли ассирийцы и вавилоняне. Ученые считают, что легендарная Вавилонская башня как раз и была зиккуратом. Это было что-то вроде ступенчатых пирамид, взгроможденных одна на другую. Они имели столь необычный вид, что нынешние любители пофантазировать приписывают им внеземное происхождение. Предполагают, что зиккураты шумеры возводили, тоскуя по своей древней родине - они, как считается, спустились где-то с гор, на вершинах которых они молились богу Неба. За последние сто лет раскопано несколько зиккуратов. К сожалению, все они лежат в зонах боевых конфликтов, вдали от туристических маршрутов. Знаменитый зиккурат в Уре, лихо подновленный по приказу Хусейна, находится неподалеку от американской военной базы. Лучше всех сохранился без всяких перестроек зиккурат неподалеку от Суз (Шуш в Иране).

Порт в Эриду и тростниковая ладья (реконструкция)

Главные государства древнего мира в третьем втором тысячелетии до нашей эры не разделялись такими расстояниями, как нынешний мир. И хотя транспорт в те времена был попроще, но все-таки жители главных государств того времени - Хараппской цивилизации, Шумера и Египта - умудрялись поддерживать отношения. В Египте, в археологических слоях 3200-3500 днэ при раскопках были обнаружены предметы роскоши, привезенные из Шумера. В египетских и шумерских находках одного периода - 3-го тысячелетия днэ- часто присутствует один и тот же мотив - мифологические животные с длинными переплетенными шеями. И т.д.


Шумерский город (кажется, реконструкция из журнала "Вокруг Света")

С хараппцами шумеры тожеобщались, скорее всего. И вообще онибыли чужды ксенофобии. Активно контактировали с окружающими народами, путешествовали и торговали с дальними странами. Может быть, поэтому их искусство такое разнообразное и полиморфное - художники шумера с готовностью впитывали культуру других народов, рождая новые, оригинальные и самобытные формы. Помните, был такой классный норвежец Тур Хейердал? Друг нашего Юрия Сенкевича. Когда-то я читала книги о его путешествиях «На «Ра» через Атлантику» и «Экспедиция «Тигрис»». Так вот Тигрис - это была тростниковая лодка, на которой Хейердал выплыл из Ирака, пересек Персидский залив, достиг Пакистана (Хараппская цивилизация) и затем в Красное море (Египет).



Зиккурат в Уре, восстановленный по приказу Саддама Хусейна

Этим он доказал, что жители Месопотамии вполне могли путешествовать на таких лодках в весьма отдаленные регионы. Глиняные печати, в большом количестве обнаруженные в Пакистане и на территориях Шумера, весьма сходны. Только хараппцы чаще использовали плоские, а у шумеров больше находят цилиндрические. По всей видимости, контактировали шумеры и с эламитами (нынешний Иран), некоторые «перепевы» наблюдаются в произведениях искусства двух государств. Некоторый воинственный, агрессивный мотив привнесла аккадская культура - после объединения двух царств слияние культур, пусть частичное, однозначно наблюдалось. Шумеро-аккадские мотивы мы, несомненно, наблюдаем в более поздних артефактах Вавилонии и Ассирии.


Зиккурат. Реконструкция


Питер Брейгель "Вавилонская башня"

Куда делся Шумер? А по всей видимости, никуда. Он был завоеван ипоглощен Вавилонской империей в середине второго тысячелетья днэ , а потом попросту растворился в ней.

А еще шумеры придумали четыре времени года, минуту из 60 секунд, знаки зодиака. Похоже, именно у них была первая письменность - клинописная, на которой они много писали, причем не только амбарно-торговые записи, но и поэмы. И врачевание у них было (кажется, даже первыми воду заговаривали), и первые школы.

С ними связывают чуть ли не все европейские и половину азиатских культур. Влияние их мифологии присутствуют в библии. Их изучают представители практически всех наук, а особенно усердно - уфологи. И если правда, что все мы произошли от одной матери-Евы, какой-то мутировавшей обезьяны из центральной Африки, то тогда в каждом из нас есть парочка генов от древних шумеров. Прислушайтесь к себе - не хочется ли вам взглянуть на небо, задуматься, а потом вылепить из глины что-нибудь чудесное?

Ну, и правильные ответы «самовикторины».

1. Подсказываю, добавляя еще два - инки и ацтеки. Я перечислила древние культуры американского континента. Самые старые из них берут начало во втором тысячелетии до нашей эры. Представляете - и там тоже кипела жизнь! Мы их пока изучать не будем, я даже плохо представляю, где это. Это вообще на Земле?

2. Наука такая, конечно же. Изучает психологию народов, этносов. Молодая наука, возникшая на стыке других. Так, согласно этой науке, люди, живущие на равнинах, более склонны к сплоченности, к преодолению трудностей совместными усилиями, однако при этом на них нехорошо влияет однообразный «плоский» пейзаж, и они особо уязвимы для печали и депрессий.

3. Так народы Палестины в библейские времена называли финикийцев. Это был торговый народ мореплавателей, селившийся на побережье Средиземного моря (Левант), основавший такие города, как Тир и Карфаген. Недавно британский ученый-генетик Спенсер Уэлс взял ДНК материал из зубов в древних захоронениях и сравнили ее с ДНК жителей современного Ливана. После этого можно с уверенностью сказать, что современные ливанцы - прямые потомки хананеев (финикийцев).

Кто прочитал - молодец!
До новых встреч!

Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.

Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.

Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Известно только, что в IV тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу III тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из который становятся Ур, Урук, Лагаш, Jlapca и др. Они поочередно играют ведущую роль в объединении страны.

История Шумера знала несколько взлетов и падений. Особого выделения заслуживают XXIV-XXIII вв. до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удаюсь подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет шумерский и становится главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Культура Шумера

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия — как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело также скотоводство. металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла — ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами — Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико — неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров — о сотворении мира, всемирном потопе — оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах — насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города — богу Ану и богине Инанне. Оба храма — прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н.э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах — горельефы лежащих бычков. У входа в храм — две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки — зиккураг, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик — «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н.э.), который входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая имеет в основном общие этнические черты.

В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода является портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость. Это редкое по выразительности произведение почти ничем не отличается от современных.

Высокого уровня достигла шумерская литература. IТомимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывай, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его в конце концов покоряет Вавилония.

Вавилония

Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.

Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). От его времени остались два значительных памятника. Первый из них - Законы Хаммурапи — стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 до н.э.). При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.

Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святил и ше Мардука — главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.

Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии гастрономии и математике. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

Ассирия

Третья могущественная держава Месопотамии — Ассирия — возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.

В художественной культуре Ассирии — как и во всем Двуречье — ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшур-банапала в Ниневии.

Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события.

Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.

В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшур-банапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».

Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика — этого уже достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.