Сочинение честь и бесчестие война и мир. Честь и бесчестие — аргументы ЕГЭ Честь в войне и мире

Тема чести и бесчестья в романе "Война и мир"

В начале XX века Л.Н. Толстого называли "учителем в жизни и в искусстве" и эти строки до сих пор выражают отношение к нему людей XXI века, наследие гениального писателя продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет здесь ответ на свои вопро-сы, он открывает тайны человеческой души, сознания с самого начала человечества, детства. Произведения Л.Н Толстого читают, помнят и любят люди всего мира. Они близки и понятны всем, потому что в них ставятся веч-ные проблемы жизни, которые волнуют всех людей и которые они сами переживали неоднократно.
Это прежде всего проблема нравственной чистоты людей, их души.
Чем же так привлекают нас герои произведений Л.Н. Тол-стого? Они привле-кают нас своей неповторимостью, своим ярким индивидуаль-ным характером, своеобразием, богатством души.
Его герои, как живые люди, заставляют нас думать, мечтать, переживать, чувствовать так же, как и они. Благодаря мастерству писателя поневоле представля-ется, что действующие лица произведений существуют, продолжая свой путь где-то рядом, их можно реально увидеть, обратиться к ним с наболевшим вопрасами. Иногда даже кажется, что попал в другое из-мерение, в ту жизнь, которой живут герои, в ту среду общества, которую описывает Л.Н. Толстой. Образы, созданные Толстым, отличаются от всех остальных литературных героев. Их можно узнать из тысячи других, потому что таких живых, реальных персонажей не было еще ни у одного автора. герои романов Л.Н.Тостого всегда живут в душе каждого из нас.
Мне очень дорог роман Л.Н. Толстого "Война и мир". Сколько прекрасных вечеров я провела за этим произведением! В моей душе роман оставил неизгладимое впечатление. Я восхищаюсь автором за его умение показать читателям все секреты человеческой души. Да, в его романе "душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе". Н.Н. Страхов очень точно отметил это. Я думаю, Л.Н. Толстой правдиво и без прикрас показал все душевные пере-живания героев, внутренний мир каждого из них. А это говорит о великом понимании автором человеческой души. Роман "Война и мир" - просто величайшее произведение! В нем с точностью изо-бражен мир человеческой души, ее богатство и недостатки. В романе много действующих лиц, но мне кажется, их можно поделить на две большие группы. В первой группе находятся люди. потерявшие свое духовное начало. глухие к велениям совес-ти, зову сердца, свою душевную пустоту прячут за благозвучны-ми, лицемерными речами. К ним относятся семейства Курагиных. Друбецких. А.П.Шерер и ее "важные" гости. Л.Н. Толстой непримирим к ним: авторскими ироничными комментариями со-провождает он почти каждое их слово и движение. Другая группа - это члены старых дворянских семей, сохра-нивших определенные традиции, имеющих богатое духовное на-следие. Писатель испытывает к ним откровенную симпатию, хотя и не замалчивает господствующих здесь сословных предрассудков. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов - любимые герои Толстого. Именно они выражают его раздумья и переживания.
Автор заставляет своих героев быть предельно искренними, добрыми, благородными.
А.Болконский и Н.Ростова и- мои любимые персонажи, именно их переживания и раздумья, духовные искания писатель показал со всей присущей ему писательской силой.
Андрей Болконский - натура богатая, цельная,волевая.Он- человек долга, чести, готовый отдать все ради благородной цели. Мысли Андрея Болконского благородны. хотя он тратит весь свой талант и пытливый ум в петербургских салонах, среди фальшивых масок. Мне кажется, мастерство Л.Н.Толстого в изображении души заключаеся в том, что он показал человека в разных ситуациях, ведь душевное состояние человека постоянно меняется, оно ищет высшего, находится в поисках истины человеческого бытия. Впервые увидев его салоне А.П.Шерер "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно", нам кажется, что он скучный флегматик общества, но пояление Пьера заставляет забыть об этом: Л.Н.Толстой не раз использует слово " добры й", взгляд. улыбка, эти мелкие детали. в наибольшой степени показывают нам душу героя. Андрей стремится к своему Тулону, он идет на войну, в этом проявилась его любовь к Родине. Меня, как читат!
еля, поразило, то как Л.Н.Толстой изобразил сцену прощания отца с сыном, он показал, что такое истинно болконский дух, отношение отца с сыном. кажутся порой странными, но име
нно это показывает семейные традиции гордого и доблестного рода Болконских.
Поле Аустерлица, "началось. вот оно" вот какие мысли веют от о всюду, в этой строчке можно услышать голос народа, русское бесстрашие и нескончаемую любовь к родине.Поле Аустерлица, кончился бой, раненый князь Андрей. Это сцена, на мой взгляд, апогей писательского дара Л.Н.Толстого. Показать чувства и размышления тяжело раненого так, как это сделал Толстой. по-моему. еще не удавалось никому в литературе.Князь Андрей открыл глаза, он увидел небо, только одно небо. И его поразило то, чего он никогда не замечал: как оно спокойно. "Да! Все пустое, все об-ман, кроме этого бесконечного неба", - думал Андрей. Так по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял, что кро-ме войны и славы существует простая человеческая жизнь с ее радостями и невзгодами. Ему хотелось любить и быть любимым, наверное, как и всем смертным людям. Это сцена заставила меня посмотреть на многие вещи по- другому, она,словно, проткрыла для меня занавес души человека, попавшего в сложную ситуацию.После Аустерлица жизнь героя очень сильно изменилась: смерть жены. рождение сына. Он стал совсем другим. изменение в душе героя автор показал диалога х с Пьером, его впечатлениеми "…его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый" Толстой часто использует словосочетание "мертвый взгляд", это выражет состояние души героя, он словно замер,не стремится к лучшему, высокие духовные стремления – вот. что основа жизни, писатель показал, что герой утратил это, в этом и заключается талант Толстого, что он показал духовный крах, кризис и одновременно то,как человек прелодлевает это с помощью великого чувства любви. Это возрождение писатель показал в встречах с дубом в мае и июне.Дуб в мае:"старый с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами". состояние дуба э!
то состояние души героя, его отношение к окружающему миру. Неизгладимый след в душе Андрея Болконсконского оставила встреча с юной Ростовой и душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд", это духовно-нравственное возрождение Л.Н.Толстой открывает через "тот самый дуб"." Старый дуб весь преображенный… Ни корявых пальцев. ни болячек. ни старого горя и недоверия ничего не было видно". Дуб снова возвратился к жизни и наш герой вновь жив морально, полон сил, энергии, пропало то апатичное отношение к миру "Нет, жизнь не кончена в 31 год, - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. -Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это"С помощью описания природы Толстой показал не только мировосприятие и духовное обновление, но и то как природы влияет на душу человека.Эта связь внутренней жизни человека с жизнью природы особенно ощутима, потому, что Толстой говорит о природе одухотворяя ее. наделяя человечески!
ми чертами; глядя на дуб князь Андрй видит не ветви,не кору, не наросты на ней, а " пальцы", "руки"," старые болячки". "Надо жить так, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь. чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!"- вот какому выводу приходит герой после пережитых им незнакомых чувств.
В продолжение всего повествования о судьбе Андрея Л.Н. Тол-стой очень реально изображает душу героя, его стремление к но-вой жизни. Это еще раз доказывает, что в романах Л.Н. Толстого "душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе".Толстой раскрыл душу своих героев, он показал душевное состояние людей очень глубоко и правдиво. Мы видим обога-щение души человеческой и ее возрождение. И в заключение хочу сказать: "Толстой - замечательный русский писатель!" Роман Л.Н. Толстого, я думаю, всегда будет привлекать своей правдой и неповторимостью. Толстой, как никто другой, сумел изобразить с огромной художественной силой все движения че-ловеческой души.

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.

Текст сочинения:

Благородным и честным человеком был князь Андрей Болконский, герой романа Л. Н. Толстого Война и мир. Для него понятия жизни и чести были неразделимы. Князь Андрей был честен не только по отношению к окружающим людям, но и перед самим собой.
Болконский может быть холоден, например, со своей женой, которая не может существовать вне светского общества, но ласков и нежен с Пьером, взрослым ребенком, который так же чужд свету, как сам князь Андрей.
Решение пойҭи на войну Болконский принял, отчасти подогреваемый общим стремлением дворянской молодежи совершить подвиг, защищая отечество, но была и другая причина: желание порвать с привычным кругом, найҭи иную жизнь, отличную от той, которую он вел прежде.
В своих ҭщеславных мечтах он рисовал себя спасителем русской армии. Но после Шенграбен-ского сражения, после паники и неразберихи отступления союзных войск все оказалось не таким уж геройским, как ему мечталось.
Накануне наступления русских у Аустерлица князь Андрей вновь ощущает прилив честолюбивых порывов. Смерть, раны, личная жизнь все откатывается на второй план. На переднем плане лишь герой, князь Андрей, и любящие его люди, которых он не знает и никогда не будет знать, но которые (ах, мечты, мечты!) никогда не забудуҭ его подвига...
Послушная судьба (а точнее олицетворяющая ее рука великого писателя) предоставила честолюбивому князю такую возможность. Решительная минута наступила! Болконский подхватил знамя из рук убитого солдата и повел батальон в атаку. Но ранение отмежевало его от реальных собыҭий, и высокое небо с невзрачными серыми облаками заставило его ощуҭить свою ничтожность перед вечностью. Ощуҭил он также и еще большее ничтожество смерҭи. И даже Наполеон, на фоне этого вечного неба, показался ему ничтожным. Старательно возводимые идеалы рухнули за одно мгновение.
Болконский, вернувшись домой, решил больше никогда не служить в войсках. Стал уповать на спокойную семейную жизнь. Но это совсем не значиҭ, что в нем пошатнулись понятия чести и благородства. Именно эҭи качества позволили ему устремить свои мысли к вечности и любви. Об этом они много беседовали с Пьером Безуховым. Однажды весной по своим делам Болконскому нужно было увидеться с графом Ростовым, и по дороге к нему князь Андрей проезжал мимо огромного старого дуба. Дуб привлек внимание князя тем, что на нем не было ни единого зеленого листика. Дуб как бы олицетворял собой финал жизни. Возле этого дуба князь Андрей пришел к философскому выводу, что он, человек, равно как и дерево, должен доживать свой век также несуетливо и терпеливо. Главное не приносить никому зла и не требовать к себе участия.
Но вскоре его жизнь круто изменилась: он встретил и полюбил Наташу Ростову. Возвращаясь от Ростовых, князь заметил, что старый дуб зазеленел, и это он воспринял как символ, призывающий его к действию, к жизни, к счастью. Болконский занялся законодательной работой, но вскоре к ней охладел. Из всех чувств, посетивших его душу в день встречи с Ростовыми и вековым деревом, теплилось только чувство любви к Наташе. Но князь Андрей был человеком чести и не мог простить Наташе обман. Он вновь возвращается в действующую армию и во время Бородинского сражения получает ҭяжелое ранение. На перевязочном пункте он встретил Курагина, тоже ҭяжело раненного, вспомнил Наташу, но почувствовал не раздражение, а любовь и сострадание к эҭим людям. Болконский в минуҭы собственного страдания понял, за что и как Бог любиҭ людей, и слезы умиления обожгли его воспаленные щеки. В этот миг князь Андрей любил всех людей на земле, не разделяя их на близких и врагов. Тогда же он пришел к мысли, что смерть пробуждение от жизни.
Я уверен, что великодушие и всеобъемлющая любовь, которые ощуҭил князь Андрей в криҭический моменҭ своей жизни, это чувства, доступные далеко не всем людям, находящимся в одинаковых условиях с Болконским. Эҭи чувства могуҭ возникнуть только в честной, благородной душе. Человек, для которого понятия чести ничего не значат, никогда не прозреет душой, никогда не заплачет о родном и невозвратном.
Сложен и противоречив путь Андрея Болконского. Он был не идеалом добродетели. Жил для себя. Гордыня мешала ему проявить великодушие даже к самым близким людям. Но в нем было изначально заложено зерно, которому суждено было прорасти в благоприятных условиях. Это зерно честь. Освобожденная от гордыни честь помогла князю Андрею преодолеть свой эгоизм, сблизила его на войне с простым народом, который тепло назвал его наш князь.
Князь Андрей покинул этот свет в полной гармонии с людьми и с самим собой. Автор романа, проведя своего героя таким сложным путем к вершинам духа, видимо, сам считал, что именно такой путь самый верный из всех людских путей, ведущих к совершенству души. Это путь чести, освобождающейся от гордыни, эгоизма и других недобрых спуҭников нашей жизни.

Права на сочинение "Князь Андрей человек чести" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

В "Войне и мире" около шестисот действующих лиц. "Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний, для того, чтобы выбрать из них одну миллионную, ужасно трудно", - жаловался писатель. Такие трудности Толстой испытывал во время работы над каждым из больших произведений. Но особенно велики они были, когда писатель создавал "Войну и мир".

Это и естественно, ведь действие романа длится более пятнадцати лет и охватывает" громадное количество событий. Писателю действительно пришлось обдумать "миллионы возможных сочетаний" и выбрать из них лишь самые нужные, самые яркие и правдивые. Толстой в течение года написал пятнадцать вариантов начала "Войны и мира". Как явствует из сохранившихся рукописей, он пробовал начать роман авторским вступлением, в котором давалась оценка исторических событий 1812 года, потом сценой, которая происходит то в Москве, то в Петербурге, то в имении старого князя Болконского, то за границей. Чего добивался писатель, столько раз меняя начало романа? Это можно понять, прочитав сцену, которой открывается "Война и мир". Толстой показывает великосветский салон фрейлины Анны Павловны Шерер, где встречаются именитые гости и ведут оживленный разговор о том, что более всего волновало в ту пору русское общество, - о предстоящей войне с Наполеоном.

Читая эту сцену, мы знакомимся со многими действующими лицами и среди них с двумя главными героями романа - Андреем Болконским и Пьером Безуховым. Толстой нашел такое начало произведения, которое сразу же вводит нас в атмосферу предвоенной эпохи, знакомит с главными действующими лицами, показывает, как сталкивались их взгляды и мнения при оценке самых острых вопросов времени. И уже с этой первой сцены и до конца романа мы с неослабевающим интересом и волнением следим за тем, как развертываются события и как все большее число людей становится их участниками. Следует все же заметить, что есть в "Войне и мире" эпизоды, где образ Кутузова показан противоречиво. Толстой полагал, что развитие всех событий, совершающихся в мире, не зависит от воли людей, а предопределено свыше.

Писателю казалось, что и Кутузов думал так же и не считал нужным вме шиваться в развитие событий. Но это решительно противоречит тому образу Кутузова, который создан самим же Толстым. Писатель подчеркивает, что великий полководец умел понимать дух войска и стремился им управлять, что все помыслы Кутузова и все его действия были устремлены к одной цели - разгромить врага. Противоречиво нарисован в романе и образ солдата Платона Каратаева, с которым Пьер Безухое повстречался и подружился в плену. Каратаеву присущи такие черты, как незлобивость, покорность, готовность простить и забыть любую обиду. Пьер с удивлением, а потом с восторгом слушает карата-евские рассказы, всегда кончавшиеся евангельскими призывами всех любить и всех прощать. Но тому же Пьеру пришлось увидеть страшный конец Платона Каратаева.

Когда партию пленных французы гнали по осенней грязной дороге, упал от слабости и не мог встать. И конвоиры безжалостно пристрелили его. Нельзя забыть эту страшную сцену: у грязной лесной дороги лежит убитый Каратаев, а около него сидит и воет голодная, одинокая, замерзающая собачонка, которую еще так недавно он спас от гибели... К счастью, "каратаевские" черты были несвойственны русским людям, защищавшим свою землю.

Читая "Войну и мир", мы видим, что не Платоны Каратаевы победили армию Наполеона. Это сделали бесстрашные артиллеристы скромного капитана Тушина, храбрые солдаты капитана Тимохина, кавалеристы Уварова, партизаны ротмистра Денисова. Победили врага русская армия и русский народ. И это с огромной силой показано в романе. Не случайно в годы второй мировой войны книга Толстого была настольной для людей разных стран, боровшихся с нашествием фашистских орд Гитлера.

И всегда она будет служить для всех свободолюбивых людей источником патриотического воодушевления. Из эпилога, которым заканчивается роман, мы узнаем о том, как жили его герои после окончания Отечественной войны 1812 года. Пьер Безухое и Наташа Ростова соединили свои судьбы, нашли свое . Пьера по-прежнему волнует вопрос о будущем его родины.

Он стал членом тайной организации, из которой позднее выйдут декабристы. К его горячим речам внимательно прислушивается юный Николенька Болконский, сын князя Андрея, умершего от раны, полученной на Бородинском поле. О будущем этих людей можно догадаться, вслушавшись в их беседу. Николенька спрашивает Пьера: "Дядя Пьер... Ежели бы папа был жив...

он бы согласен был с вами?" И Пьер отвечает: "Я думаю, что да..." В конце романа Толстой рисует сон Николеньки Болконского.

Они с Пьером идут на трудный и славный впереди огромного войска. Проснувшись, Николенька принимает твердое решение: жить так, чтобы быть достойным памяти своего отца. "Отец! Отец!

Думает Николенька. - Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен". Этой клятвой Николеньки Толстой завершает сюжетную линию романа, как бы приоткрывая завесу в будущее, протягивая нити от одной эпохи русской жизни к другой, когда на историческую арену вышли герои 1825 года - декабристы.

Проблема благородства во все времена была одной из самых важных для общества. Она по сей день остается значительной и, вероятно, не потеряет актуальности никогда. В каждом человеке есть и честь, и бесчестие, и в зависимости от ситуации и, прежде всего, от самого человека одно из этих противоположных качеств может преобладать над другим. Этот непростой вопрос всегда волновал общественность и поэтому нашел отражение во многих произведениях классической литературы.

Ярким примером такого произведения является роман Льва Николаевича Толстого

“Война и мир”.

Герои Толстого неоднозначны с точки зрения чести и бесчестия. Есть среди них персонажи, для которых благородство не значит ровным счетом ничего. Среди этих героев выделяется Элен Курагина. Ради своего удовольствия и выгоды она готова забыть про честь и благородство. Узнав, что Пьеру Безухову в наследство досталось целое состояние, она буквально заставляет его сделать предложение. Став графиней Безуховой, Элен бесстыдно заводит роман на стороне и не скрывает этого; когда же Пьер говорит жене, что им лучше расстаться, она не прячет своих корыстных интересов: “Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние”. Это ли не бесчестие?

Для некоторых героев честь превыше всего. Это и старый князь Болконский, воспитывающий детей в строгости ради того, чтобы взрастить в них благородство, деятельность, ум, патриотизм; это и Андрей Болконский, воюющий не ради славы, а для того, чтобы защитить Родину, проявляющий великодушие к человеку, которого ненавидел и имел на это вескую причину; это и Пьер Безухов, который, не будучи военным человеком, идет на Бородинское поле просто потому, что не может остаться в стороне.

Но есть в романе и такие персонажи, о благородстве которых сложно сделать однозначный вывод. Федор Долохов – именно такой герой. И честь, и бесчестие уживаются в этом человеке. Он бесчестно заводит роман с женой Пьера Безухова и сам же нагло ему на это намекает. И он же накануне сражения при всех просит у Пьера прощения “со слезами, выступившими ему на глаза”.

На примере своих героев Толстой по-разному раскрывает проблему чести и бесчестия, актуальную во все времена.


Другие работы по этой теме:

  1. Как в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” развивается тема чести и бесчестия? Тема эта задается уже эпиграфом к произведению – рус­ской народной пословицей “Береги честь...
  2. Прочитав повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя:...
  3. С рождения человек обладает врожденными качествами. Одни легко идут на контакт с самого раннего возраста. Другие любят помогать людям. Третьи не уважают своих родных и...
  4. “Война и мир” явилась не только самым крупным произведением Толстого, но и величайшим произведением мировой литературы XIX века, как оценил его М. Горький. В “Войне...
  5. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что мы понимаем под словом честь? Об этом в своей публицистической статье рассуждает современный писатель Д. Гранин. Автор поднимает...
  6. В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” каждый из героев сталкивается с необходимостью отстаивать свое представление о чести. Так, Татьяна решается первой признаться в любви...
  7. Честь – это моральные качества, достойные уважения. Жить по законам чести – это значит быть совестливым, благородным, мужественным, честным, надежным. Это значит иметь достоинство, уметь...

Тема чести и бесчестья. В «Войне и мире» около шестисот действующих лиц. «Обду­мать и передумать все, что может случиться со всеми будущи­ми людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний, для того, чтобы выбрать из них одну миллионную, ужасно трудно», - жало­вался Толстой. Такие трудности писатель испытывал во время работы над каждым из больших произведений. Но особенно велики они были, когда писатель создавал «Войну и мир». Вспомним, что действие этого романа длится более пятнадца­ти лет и охватывает громадное число событий. Писателю дей­ствительно пришлось обдумать «миллионы возможных сочетаний» и выбрать из них лишь самые нужные, самые яр­кие и правдивые.

Толстой в течение года написал пятнадцать вариантов нача­ла «Войны и мира». Как можно увидеть из сохранившихся ру­кописей, он пробовал начать роман авторским вступлением, в котором давалась оценка исторических событий 1812 года, по­том сценой, которая происходит то в Москве, то в Петербурге, то в имении старого князя Болконского, то за границей. Чего добивался писатель, столько раз меняя начало романа? Это можно увидеть, прочитав сцену, которой открывается «Война и мир». Толстой показывает великосветский салон фрейлины Анны Павловны Шерер, где встречаются именитые гости и ве­дут оживленный разговор о том, что более всего волновало в ту пору русское общество, - о предстоящей войне с Наполеоном. Читая эту сцену, мы знакомимся со многими действующими лицами и среди них с двумя главными героями романа - Анд­реем Болконским и Пьером Везуховым.

Толстой нашел такое начало произведения, которое сразу же вводит нас в атмосферу предвоенной эпохи, знакомит с главными действующими лицами, показывает, как сталкива­лись их взгляды и мнения при оценке самых острых вопросов времени. И уже с этой первой сцены и до конца романа мы с не­ослабевающим интересом и волнением следим за тем, как раз­вертываются события и как все большее число людей становится их участниками.

Следует все же заметить, что есть в «Войне и мире» сцены, где образ Кутузова показан противоречиво. Толстой полагал, что развитие всех событий, совершающихся в мире, не зави­сит от воли людей, а предопределено свыше. Писателю каза­лось, что и Кутузов думал также и не считал нужным вмешиваться в развитие событий. Но это решительно противо­речит тому образу Кутузова, который создан самим же Тол­стым. Писатель подчеркивает, что великий полководец умел понимать дух войска и стремился им управлять, что все по­мыслы Кутузова и все его действия были устремлены к одной цели - разгромить врага.

Противоречиво нарисован в романе и образ солдата Платона Каратаева, с которым Пьер Безухов повстречался и подружил­ся в плену. Каратаеву присущи такие черты, как незлобие, по­корность, готовность простить и забыть любую обиду. Пьер с удивлением, а потом с восторгом слушает каратаевские рас­сказы, всегда кончавшиеся евангельскими призывами всех любить и всех прощать. Но тому же Пьеру пришлось увидеть страшный конец Платона Каратаева. Когда партию пленных французы гнали по осенней грязной дороге, Каратаев упал от слабости и не мог встать. И конвоиры безжалостно пристрели­ли его. Нельзя забыть эту страшную сцену: у грязной лесной дороги лежит убитый Каратаев, а около него сидит и воет го­лодная, одинокая, замерзающая собачонка, которую еще так недавно он спас от гибели…

К счастью, «каратаевские» черты были несвойственны рус­ским людям, защищавшим свою землю. Читая «Войну и мир», мы видим, что не Платоны Каратаевы победили армию Наполеона. Это сделали бесстрашные артиллеристы скромно­го капитана Тушина, храбрые солдаты капитана Тимохина, кавалеристы Уварова, партизаны ротмистра Денисова. Побе­дили врага русская армия и русский народ. И это с огромной силой показано в романе. Не случайно в годы Второй мировой войны книга Толстого была настольной книгой людей разных стран, боровшихся с нашествием фашистских орд Гитлера. И всегда она будет служить для всех свободолюбивых людей ис­точником патриотического воодушевления.

Из эпилога, которым заканчивается роман, мы узнаем о том, как жили его герои после окончания Отечественной вой­ны 1812 года. Пьер Безухов и Наташа Ростова соединили свои судьбы, нашли свое счастье. Пьера по-прежнему волнует во­прос о будущем его Родины. Он стал членом тайной организа­ции, из которой позднее выйдут декабристы. К его горячим речам внимательно прислушивается юный Николенька Бол­конский, сын князя Андрея, умершего от раны, полученной на Бородинском поле.

О будущем этих людей можно догадаться, вслушавшись в их беседу. Николенька спросил Пьера:

« - Дядя Пьер… Ежели бы папа был жив… он бы согласен был с вами? »

И Пьер ответил:

«- Я думаю, что да…»

В конце романа Толстой рисует сон Николеньки Болконско­го. «Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска», - снилось Николеньке. Они шли на трудный и славный подвиг. С Николенькой был отец, ободрявший и его, и дядю Пьера. Проснувшись, Николенька принимает твердое решение: жить так, чтобы быть достойным памяти своего отца. «Отец! Отец! - думает Николенька. - Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен *.

Этой клятвой Николеньки Толстой завершает сюжетную линию романа, как бы приоткрывая завесу в будущее, протя­гивая нити от одной эпохи русской жизни к другой, когда на историческую арену вышли герои 1825 года - декабристы.

Так заканчивается произведение, которому Толстой, по его признанию, посвятил пять лет «непрестанного и исключи­тельного труда».