Сочинения для всех классов. Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья Настроение которое оставляет картина друзья

Картина "Друзья" Широкова - одно из самых известных и популярных произведений автора. Его сюжет очевиден, а персонажи дают богатую пищу для размышлений. Именно поэтому по этой картине часто пишут сочинения в российских школах, анализируя увиденное, задумываясь о смысле настоящей дружбы и верности.

Описание картины

На картине "Друзья" Широкова можно увидеть человека и собаку. Подросток в синей футболке и сланцах сидит на диване рядом со своим псом.

Пес черный с белыми лапами. Он сложил голову у ног хозяина в ожидании любви и ласки. Юноша бережно одной рукой гладит собаку, делясь с ней любовью и передавая ей свою заботу.

У обоих достаточно грустный взгляд. Что произошло, чем они опечалены, неизвестно. Это остается за кадром, зрителю приходится об этом только догадываться.

Художник Широков

Он появился на свет в 1931 году на Урале, в небольшом поселке под названием Касли. Окончил художественное училище в Свердловске. То, что он свяжет свою судьбу с живописью, решил еще в юности. После продолжил образование в Ленинграде. В Северной столице он в 1958 году получил диплом художественно-промышленного училища имени Мухиной. После этого поселился и жил в Перми. Работал в местном государственном институте искусств и культуры.

Стиль живописи

Он считается ярким представителем "сурового стиля" живописи. Это особое направление в социалистическом реализме, крайне популярное на рубеже 50-60-х годов.

Данный стиль характеризуется тем, что мастера пытаются воспеть судьбы современников, как правило, простых людей - рабочих, студентов. Особое внимание они уделяют их силе воли, энергии. Художники "сурового стиля" живописи воспевают романтику трудовых будней. Их полотна максимально лаконичны и обобщены. Выразительности удается достичь за счет плоскости цвета, а также линейных контуров фигур.

Некоторые считают "суровый стиль" настоящей советской Реформацией в искусстве. Это новый тип взрослого и ответственного героя, который обладает собственным опытом и знаниями, искренней верой в свое дело, имеет мощную внутреннюю мотивацию, поэтому не нуждается в дополнительных стимулах со стороны партии или церкви. К этому стилю можно отнести и картину Е. Широкова "Друзья".

Значение дружбы

Размышляя над этой картиной, многие справедливо замечают, что не существует на свете человека, который был бы равнодушен к дружбе. Человека, который бы в ней не нуждался. Ведь друг - это самое родное и близкое существо.

Интересно, что не обязательно им должен быть человек. Особенно в моменты одиночества и депрессии люди зачастую находят родственные души в братьях наших меньших. Такую же ситуацию мы можем наблюдать на картине "Друзья" Широкова.

Это тот случай, когда человек и собака нашли друг друга, уверены, что каждый сию минуту придет другому на помощь. Найти такого друга тяжело, особенно в детстве. Так что дружба с животными особенно распространена среди подростков. Так человек может реализовать такую важную потребность в общении. Именно такую ситуацию мы можем увидеть на картине Е. Н. Широкова "Друзья".

Когда друг - это пес

Лучшим другом героя этого полотна стал пес. Зритель обязательно заметит, что между человеком и собакой на картине Е. Н. Широкова "Друзья" как будто проскальзывает некая связь, невидимая глазу. Появляется твердая уверенность, что они никогда не предадут и не бросят друг друга, а останутся верными на долгие годы.

Собака, будучи всегда рядом, защитит юношу в трудную минуту опасности, готовая пожертвовать ради него собственной жизнью. И таких примеров из истории мы знаем немало.

Художественные особенности

Примечательно, что давая описание картины Широкова "Друзья", нужно отметить, что на ней преобладают темные тоны. Но при этом художнику удается добиться еле уловимого чувства легкости и теплоты. Он его достигает с помощью тонкого сочетания четких и выверенных контуров с холодными красками.

В школе часто задают задание написать сочинение по картине "Друзья" Е. Н. Широкова, потому что именно такие произведения искусства помогают понять, что такое настоящая дружба.

Не зря автор выбрал именно собаку, чтобы донести свою мысль до зрителя. Ведь именно это животное исконно ассоциируется с верностью и преданностью, неотъемлемыми составляющими настоящей дружбы. Собака всегда предана своему хозяину, она не ищет сиюминутной выгода, ее любовь безгранична, она всегда готова прийти на помощь.

Характеристика композиции

Для того чтобы написать толковую работу, необходимо составить план сочинения по картине Широкова "Друзья". Классический выглядит так: биография художника, описание композиции и сюжета, психологические особенности. На них остановимся поподробнее.

Вообще, стоит отметить, что творчество этого автора отличается особенной психологической выразительностью. Яркий пример - полотно, которому посвящена эта статья. Композиция картины выстроена таким образом, что оба героя находятся в самом центре полотна. Поэтому зритель их на психологическом уровне воспринимает, как равноценных персонажей.

Грусть подростка, который одной рукой опирается о пол, а другой гладит собаку, явно передалась его питомцу. Это может быть неудача в школе, например, плохая отметка, или фиаско в любовных делах. Из-за неразделенной любви в подростковом возрасте переживают практически все. А могут быть неприятности в семье, ссоры с родителями или десятки других подобных причин. Об этом нам остается только догадываться.

Темные краски

Кажется, что художник выбрал максимально темные краски и тона для этого произведения. У подростка темные волосы, а одет он в темно-синюю футболку, серые брюки и сандалии. Собака преимущественно черная.

Они сидят на фоне светло-серой стены, на которой отражаются их силуэты. Таким способом художник в очередной раз подчеркивает подавленное состояние героев. Предметы, которые их окружают, выглядят унылыми и будничными. Поэтому они не в состоянии привлечь мало-мальское внимание зрителя. Основной акцент именно на героях и их взаимосвязи.

Два друга

Судя по этой картине, можно сделать однозначный вывод, что перед нами не пес и его хозяин, а два друга. Эту же мысль подтверждает и название картины. Художник как бы дает нам подсказку.

Если внимательно присмотреться к этой картине, то можно заметить, что в действительности подросток, скорее всего, уже поведал грустную историю своему четвероногому другу. Это можно заметить по его приподнятому уху. Конечно, собака не в силах помочь советом или поддержать друга словами. Но она может выслушать и взглядом выразить сочувствие, а в определенных моментах это еще важнее.

Если вспомнить себя в таком возрасте, то можно с определенной долей уверенности заявить, что уже через час-полтора грусть парнишки пройдет, и он побежит играть с друзьями или гонять мяч в футбол, позабыв обо всех своих бедах. Можно не сомневаться, что в этом ему поможет как раз поддержка его четвероногого друга.

У многих эта картина вызывает противоречивое ощущение. С одной стороны, грусть, в которую погружены персонажи, не может не навевать печальные мысли. С другой стороны, начинаешь им искренне завидовать, потому что они доказывают, что существует на свете настоящая дружба, а мальчик и его пес являются яркими подтверждениями этому. Поэтому верится, что в действительности у героев все будет в порядке, все проблемы и невзгоды обойдут их стороной. Пес и дальше будет верным и преданным товарищем, а его юный хозяин по-прежнему будет бережно за ним ухаживать.

Неподдельное восхищение вызывает мастерство, с которым написана эта картина. Скупые, местами даже мрачные краски передают большое количество эмоций и переживаний. Это и грусть, и стремление помочь близкому и дорогому человеку, и спокойствие о завтрашнем дне, который непременно будет лучше нынешнего.

На примере этой картины можно убедиться в том, что художнику удается показать всю суть отношений между людьми и животными. Свое отражение находят такие важные чувства, как понимание, взаимовыручка, преданность, способность поддержать в трудный момент любым способом. Все это и есть составляющие понятия настоящая дружба. Не случайно именно собака долгие годы считалась самым преданным другом человеку. Она готова помогать ему и поддерживать в самых сложных ситуациях.

Любой человек нуждается в друге, в общении и в его поддержке. Но проблема заключается в поиске этого самого друга. Хочется найти не просто друга в радости, но и того, кто подаст руку помощи в горести. Таких друзей сложно отыскать среди людей, а вот среди животных дружба, преданность и поддержка всегда будет обеспечена. Животные, особенно если говорить о собаках, никогда не предадут и будут служить верно до последнего своего дыхания. Дружба между человеком и животным самая крепкая и именно эту дружбу изображает Широков на одной из своих картин под названием Друзья.

Е.Н. Широков Друзья

Наша страна славится талантливыми людьми, среди которых много талантливых художников. Если говорить о второй половине двадцатого века, то стоит выделить талантливого художника-портретиста Е.Н. Широкова. Это художник, который писал полотна на разные темы, используя жанр натюрморта, пейзажа, тематической живописи. Но наиболее востребованными и популярными картинами становились полотна, что были выполнены в портретном жанре. К этому стилю написания относится и рассматриваемая нами картина Широкова Друзья, по которой мы пишем в 7 классе.

Описание картины

Сюжет картины Друзья простой и незамысловатый, но сколько тепла и любви исходит от данной работы. Это истинная дружба, крепкая, преданная, верная.
Большую часть полотна занимают главные герои — мальчик и пес.

Парень в голубой футболке и серых штанах присел на красную подстилку, где до этого спал его верный пес. Скорее всего у мальчика возникли какие-то проблемы. Может родители ругали, возможно проблемы в школе. Не важно. Главное, ему нужна поддержка и он хочет выговориться. Здесь на помощь приходит собака, с которой у них теплые дружеские отношения. Мальчик гладит пса по спине, и скорее всего рассказывает о случившемся. Ведь пес даже навострил свое ухо, чтобы все услышать и морально поддержать.

Сам пес продолжает лежать. Он угольно-черный и только белые пятна на лапах, как будто надела собака носки. Животное ухоженное, его шерсть блестит, глаза спокойные, хоть и слегка грустные. Оно и понятно, пес переживает вместе с хозяином. Ухоженность пса говорит о том, насколько ответственный у него хозяин и как сильно он его любит и дорожит. Оба героя картины расположились на подстилке.

Говоря о фоне, то его как такового, и нет. Позади парня расположена стена серого цвета. Автор специально не использовал никакие акценты, чтобы все внимание зритель уделил главным героям картины, рассматривая внимательно каждую деталь.

Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» часто встречается в школьной программе. по картине? Как написать текст от имени мальчика и от первого лица? Обо всем этом расскажем в статье, предоставив примеры работ.

по картине?

Чтобы написать сочинение по картине, нужно в первую очередь ориентироваться на то, что изображено на ней. Конечно, как и в каждом сочинении, здесь должна быть вступительная часть, основная и заключительная.

Во вступительной части можно написать краткие сведения о художнике, интересные факты создания произведения или описать общую концепцию метким афоризмом. Например, если писать сочинение по картине Е. Широкова «Друзья», то уместно будет использовать высказывания о дружбе и преданности.

Основная часть тоже зависит от сюжета. Так, если на полотне нарисованы:

  • Пейзаж . Его нужно подробно описать, уделив внимание даже самым незначительным деталям. Обратить внимание на то, что художник изобразил на переднем и заднем плане и написать свои мысли относительно того, что он хотел этим показать.
  • Историческое сражение . В первую очередь, кратко рассказать о нарисованном историческом событии. При описании картины обратить внимание не только на главных героев, но и других участников сражения, описать их выражение лиц и позы и определить, что именно хотел изобразить автор (ликование от предстоящей победы, равнодушие к происходящему, горечь поражения и т. д.)
  • Портрет . Описывая личность, изображенную на портрете, нужно уделить внимание ее выражению лица, почувствовать настроение, попытаться передать чувства, что он вызывает. Разрез глаз, мелкие морщинки, линия рта - все это нужно учитывать на написании текста.

Закончить сочинение можно размышлениями о том, чем понравилась или не понравилась картина. Можно написать о том, какими приемами пользовался автор, чтобы добиться желаемого эффекта, или же описать актуальность изображенного действия в современных реалиях.

От имени персонажа

Чтобы описание картины не показалось простым занятием, в школьной программе его немного усложнили. Поэтому часто приходиться ломать голову над тем, как написать сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» от имени мальчика, что на ней нарисован. Это действительно сложное задание, ведь только художник знает все о своем персонаже.

Первое, что нужно сделать, это попытаться понять его настроение, а потом представить себя на месте героя. В качестве сюжетной завязки можно описать ситуацию, которая вызвала то или иное настроение. Например, в сочинении по картине Е. Широкова «Друзья» можно написать, что мальчик с кем-то поссорился, поэтому и грустит. В основной части описать то, что изображено на картине, но от имени ее героя. К примеру, использовать такие вводные, как: «В моей комнате…», «Я вижу…», «Передо мной…» и т. д.

От первого лица

Немного легче выполнить сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» от первого лица. Основная суть такого задания - показать свой личный взгляд на произведение. Поэтому стоит использовать такие вводные, как:

  • «я вижу»;
  • «я думаю»;
  • «мне кажется»;
  • «с моей точки зрения» и т. д.

Здесь главное помнить, что в этом задании ключевую роль играет личное местоимение «Я». Даже в сочинении по картине Е. Широкова «Друзья» основное место займут размышления автора о том, как он видит дружбу.

Пример 1: Что думает мальчик?

Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» от имени мальчика можно представить следующим образом:

«Сегодня, впрочем, как и всегда, обо мне забыли. Иногда мне кажется, что я невидимка. Те, кого звал раньше друзьями, больше не обращают на меня внимание. Из окна я слышу, как они играют в футбол и веселятся. Наверное, человеческой дружбе свойственно заканчиваться.

Снова вокруг меня серые стены, на кухне из крана тихо капает вода. Я уселся на красную собачью подстилку, чтобы не так остро ощущать свое одиночество. Странно, я помню, как принес его еще совсем щенком, а сейчас у него такая красивая, блестящая и гладкая шерсть, что хочется прикоснуться. Моя собака. Единственное существо, что всегда рядом. Вот даже сейчас он оттопырил ухо и готов выслушать все, что я ему скажу. Если бы люди умели так же.

Возможно, завтра все будет по-другому и в моей жизни настанет новая эпоха. Но сегодня - это сегодня. Дружок, давай еще немного так посидим, а потом гулять пойдем. Без твоей поддержки я бы уже давно упал духом».

Пример 2: От первого лица

Что касается сочинения по картине Е. Широкова «Друзья» от своего имени, то здесь писать несколько проще. Ведь автор точно знает, о чем он сам думает.

«В жизни люди редко замечают тех, кто их поддерживает. И часто этим кем-то может быть вовсе не человек. Не зря говорят, что собака - друг человека. На картине Е. Широкова «Друзья» показано безмолвное единение двух душ. И не имеет значения, что один из этих двоих - пес.

Мне кажется, что особенной эту картину делает задний фон: серое полотно с нарисованной в левом верхнем углу линией, которая показывает, что это стены. Думаю, художник специально обделил вниманием интерьер, чтобы показать, насколько тесна связь между друзьями. Они словно находятся в другом, своем собственном мирке. А там у них все делится поровну: и радость, и горе, и мысли. Я уверен, в своем мире они могут разговаривать друг с другом, это только на полотне изображен мальчик с собакой, а в месте, где соединяются их души, это два равноценных друг другу товарища. Думаю, об этом и хотел сказать автор».

Вот так создаются сочинения по картине: немного понимания происходящего и все готово.

Урок развития речи 7 класс

по картине Е.Широкова «Друзья»

7 класс

Цели урока:

Подготовить учащихся к описанию человека и животного изображенных на картине;

Закрепить умения использовать деепричастиями и наречиями в своей речи;

Собрать материал для написания сочинения по картине;

Дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника.

Оборудование урока:

Мультимедийная презентация к уроку, опорный конспект.

ХОД УРОКА

Рассказ о художнике

- Евгений Николаевич Широков (род. 28.03.1931 ) народный художник СССР, один из ведущих художников Урала, яркий мастер русского реалистического искусства II пол. XX века. Награжден орденами «Знак почета»(1981) и «Петр Великий», дипломом Академии художеств(1979), медалями и грамотами Министерства культуры СССР и РСФСР, Верховного Совета РСФСР(1973). Слайд 2
Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства - Государственной Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом.
Имя Широкова, особенно в 1960-1980-е годы, было окутано легендами, являлось одним из наиболее ярких художественных символов Перми. Его работы с нетерпение ждали, они всегда вызывали заинтересованную реакцию у зрителей, художников, искусствоведов.

Для произведений Е. Широкова характерна мощная пластика, продуманность, прочувствованность, глубина психологических характеристик. Слайд 3

У него были свои постоянные зрители, многочисленные и преданные почитатели.
В Перми Широков оказался первым художником, который своей позицией и творчеством смог заставить и власть, и общество всерьез заговорить об изобразительном искусстве. Среди пермских художников он имеет самое большое количество публикаций в центральной прессе, уже не говоря о местной и региональной.
У Евгения Николаевича есть ученики: с 1993 года он - профессор отделения живописи факультета искусств Пермского государственного института искусств и культуры.
Широков Почетный гражданин Перми (1998) и Пермской области (1999). С полным основанием можно утверждать, что у Широкова счастливая творческая судьба.

- Эпиграфом к сочинению я предлагаю предложение из стихотворение И.Тургенева «Собака». Читаем текст, с учениками выбираем наиболее подходящее для описания чувств, которые возникают при просмотре полотна: Слайд 4

«Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой».

Перед нами картина Е.Широкова «Друзья». Слайд 5

О том, что у собаки и человека отношения особые, и говорить не стоит. Сколько фильмов снято про мальчиков и собак! Но они не идут ни в какое сравнение с полотном Широкова, в его реалистичностью и необычностью. Художник на подсознательном уровне пытается донести до нас, что животное может выслушать и облегчить страдания, всегда будет рядом и никогда не предаст.

Беседа по картине: (ведем черновик с основными тезисами, выбираем главное)

Кто изображен на полотне?

На картине мальчик из 20 века, одетый в синюю футболку, темно-синие штаны и сандалии.

Свою собаку он просто обожает, да и она в восторге от прикосновений хозяина и его присутствия. Черная лоснящаяся шерсть, ухоженная, словно шелковая, передает всю любовь мальчика к домашнему животному. Его породу сложно назвать, но это не так важно, ведь глядя в его умные глаза, мы замечаем, что помимо красоты они светятся умом и здоровьем.

А еще у этого животного очень забавные лапки, словно одеты в элегантные белые носочки. Голова, лежащая на них занимает практически весь передний план картины. В добрых глазах-бусинках читается понимание проблем его ближайшего друга. Одно ухо приподнято, видно, что животное внимательно слушает мальчика, стараясь не пропустить ни одного его слова.

Можем ли мы понять по внешнему виду мальчика, какое у него настроение?

И пес, и хозяин грустны. Но первый переживает о печалях человека, а не о своих. Животные могут слушать, понимать и сочувствовать – вот что зритель видит на полотне. И в этом заключается их преданная дружба человеку. Скорее всего, мальчик рассказал ей что-то печальное из своей жизни. Собака загрустила вместе с ним, приняла его эмоции, как свои. Мы можем только догадываться, что произошло со школьником на самом деле: друзья не позвали его гулять, получил он «двойку» или был наказан родителями за проступок. Видно только одно – в жизни этого ребенка произошла несправедливость, спасти от которой может только общение с животным. Расположение героев полотна относительно друг другу, практически одинаковое выражение глаз передают самые теплые, искренние и дружеские чувства. Собака для мальчика – не просто домашний питомец, а друг, благодарный слушатель и советчик. И, здесь вы можете смело вспоминать Тургенева, сказавшего о том, что в животном и человеке «одна и та же жизнь».

Что изображено на заднем плане картины?

Примечательно, что задний фон картины художник четко не выписывает. Размытые стены – вот то, что окружает друзей. Но если посмотреть на чем они сидят, то зрители нисколько не удивится. Это собачья подстилка. Не кровать, не пол, и не кресло. Скорее всего, животное даже и не знало об обидах, а мальчик пришел именно к нему, ведь только с ним вместе и на его территории он чувствует себя уверенно и спокойно.

Можно ли цветом передать чувства и эмоции?

Что касается колористических особенностей картины «Друзья», то все оттенки передают настроение мальчика и собаки. Задний фон окружает грязно-серая стена – лучшее подтверждение безрадостности и мрачности домашней атмосферы, подавленность ребенка и его угнетенное состояние. Кроме этого, серый фон несет и другую смысловую нагрузку – он становится отражением четкости фигур.

Красно-коричневый собачий коврик и желтый пол на фоне образов главных героев, выполненных темными красками, кажутся несколько неуместными. Но Широков не был бы Широковым, если не достиг гармонии. Зритель не просто видит грусть – он ее ощущает, и, в первую очередь, благодаря колористическим решениям произведения.

Холодные тона красок, используемые художником, выполняют еще одну функцию – они становятся контрастом для теплых душевных человеческих чувств.

Удалось ли художнику передать основную мысль своего полотна, что человек и животное тоже могут быть друзьями?

Удивительно, но друзья на картине здесь не люди. Дружба, показанная Широковым, уникальна. Она заключается в единстве душ, умении любить и быть преданным. Собаке и мальчику даже не нужно разговаривать – им важно уметь слушать сердце своего друга. Возможно, мальчик на картине не нашел среди людей такого же преданного и честного друга, которого обрел в лице пса. Такое потрясающее родство душ не может не активизировать все самые теплые чувства зрителей.

Работа достойна восхищения хотя бы потому, что Широкову удалось передать не просто позы героев, а самое важное в человеческом мире – эмоции. Видно, что художник вложил всю свою любовь в каждый мазок кисти, все свои воспоминания из детства, и всю свою любовь к животным.

Всего две фигуры на грязно-сером фоне: человек и животное – а мы уже видим практически хрестоматийный пример понятия «дружба». Это и взаимопомощь, и умение выслушать и поддержать в горе, и преданность, и желание быть нужным своему другу.

Мальчику на картине «Друзья» очень повезло: он нашел то, что находят немногие – преданное живое существо, которое будет не просто его любить, а и охранять, и оберегать. Черный пес на картине «Друзья» - это настоящий Полкан из русских сказок, который дарит свою привязанность только самым лучшим людям.

Примерный план сочинения: Слайд 6

Эпиграф: «Это не животное и не человек меняются взглядами,
это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга».

1.Евгений Широков – замечательный русский художник.

2. Описание картины «Друзья»:

А)Описание главных героев.

Б)Описание изображенного на заднем плане картины

В) Значение и цвет в описании картины художника

3.Настроение, которое оставляет картина.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Дружба - это особые отношения между людьми, построенные на бескорыстии, доверии, симпатии, общих интересах и взаимном уважении. Настоящий товарищ никогда не предаст, он первым протянет руку помощи в трудных ситуациях и не отвернётся от человека даже в том случае, если весь мир будет против него.

Но не только людям знакомо это бесценное чувство. Крепкая дружба способна возникнуть между человеком и его четвероногим питомцем. Тёплым взаимоотношениям людей и животных посвящено немало книг и фильмов. Нашла эта тема своё отражение и в живописи. Ярким примером, характеризующим товарищество между ребёнком и собакой, является картина замечательного уральского живописца Евгения Широкова "Друзья".

Биография художника

Несмотря на до сегодняшнего дня занимается преподавательской деятельностью: заведует кафедрой живописи в Институте искусства и культуры города Перми. С 1993 года - профессор.

Творчество Евгения Николаевича

Сегодня картины Широкова можно увидеть в 15 российских музеях, включая знаменитую Третьяковскую галерею. Произведения художника относятся к так называемому суровому стилю живописи. Это течение возникло в 50-60-х годах прошлого столетия. Сюжеты произведений, написанных в суровом стиле, реалистически воспевали трудовые будни простых людей. Кисти Широкова принадлежат картины "Хлеб фронту", "Мальвы", "Баллада о земле", "Посреди России", портреты Дмитрия Кабалевского, Виктора Астафьева, Юрия Гагарина, Сергея Миронова и других известных людей. Есть у живописца и свой собственный автопортрет. К числу самых узнаваемых произведений мастера относится его работа "Друзья", написанная в 1979 году.

История создания

Существует мнение, что Евгений Николаевич изобразил на полотне своего сына. История создания таким образом, имеет жизненные корни. Ведь искренние и тёплые взаимоотношения между человеком и животным не такая уж и редкость. До 1986 года картина находилась в семейной коллекции живописца, затем автор подарил её Пермской художественной галерее.

Описание картины Е. Широкова "Друзья" следует начинать с характеристики её главных героев. На переднем плане полотна изображены мальчик-подросток и его пёс: они расположились рядом на красно-коричневом тёплом покрывале, расстеленном на полу комнаты. То, что живописец поместил ребёнка и собаку в центральную часть холста, указывает на равноценность этих двух персонажей. Широков Евгений Николаевич не прорисовывал картины, благодаря чему всё внимание зрителей сосредоточено на мальчике и его четвероногом друге.

Описание ребёнка

Подросток, нарисованный на полотне, ничем не отличается от других мальчишек советской эпохи. Он темноволосый, смуглый, на вид ему около 14 лет. На герое картины тёмно-синяя летняя футболка, такого же цвета носки, серые брюки и простые открытые сандалии. Уличная одежда указывает на то, что он недавно пришёл откуда-то и ещё не успел переодеться. Художник Широков изобразил мальчугана в сидячем положении со скрещенными ногами. Одной рукой он опирается на пол, другой - гладит своего пса.

Лицо у подростка очень грустное: опущенные вниз глаза и надутые губы указывают на то, что он сильно расстроен. Неизвестно, какие события испортили настроение хозяину собаки. Возможно, его обидели сверстники или наказали родители, а быть может, он получил в школе плохую отметку и теперь боится признаться в этом маме с папой.

Верный пёс

Единственным, кому может поведать мальчуган о своих проблемах, является его четвероногий питомец. Для ребёнка собака - это не просто домашнее животное. Она - верный друг, который хоть не умеет разговаривать, но всегда понимает и поддерживает своего хозяина. По мальчика видно, насколько он любит своего пса. Животное, как и подросток, является главным героем картины «Друзья». Е. Н. Широков изобразил его на переднем плане вместе с мальчиком, благодаря чему внимание зрителей достаётся обоим персонажам в равной степени.

Неизвестно, какой породы собака на картине. Она среднего размера, с короткой чёрной шерстью и белыми лапами. По ухоженному внешнему виду животного можно судить о том, что о нём достойно заботятся. Его чёрная шерсть блестит на свету, а плед, на котором он лежит, чистый и опрятный. Продолжая описание картины Е. Широкова «Друзья», следует отметить, что пёс такой же грустный, как и его хозяин. Мальчик нежно гладит своего питомца по спине и делится с ним самым сокровенным. Четвероногий друг, хоть и лежит в спокойной позе, но вовсе не думает засыпать. Он внимательно поднял одно ухо и слушает мальчугана. По грустным глазам животного видно, что ему полностью передалось настроение подростка. Хоть собака не может утешить своего хозяина словесно, она искренне сочувствует ему.

Общение друзей

В тёмных и спокойных тонах написана картина «Друзья». Е.Н. Широков не использовал при создании своего шедевра ярких красок, дабы ничем не отвлекать внимания окружающих от эмоций, которые испытывают главные герои. Вся картина пронизана грустью, однако тоски при знакомстве с ней у человека не возникает, ведь она воспевает верную дружбу. По сюжету видно, что мальчуган неразлучен со своим любимцем и привык делиться с ним любыми проблемами. Издавна известно, что домашние животные - самые лучшие психологи, и после общения с ними людям всегда становится легче на душе. Вероятнее всего, мальчик выговорится своему верному псу, и проблема, испортившая ему настроение, уже не будет казаться ребенку неразрешимой. Чувствуя поддержку со стороны четвероногого друга, он сможет достойно справиться с любыми невзгодами, выпавшими на его судьбу.

Смысл произведения

Делая описание картины Е. Широкова «Друзья», следует постараться раскрыть весь её глубокий смысл. На полотне живописец изобразил не просто расстроенного мальчика и его собаку. Он мастерски смог передать всё то, что заключается в понятии «дружба». Бескорыстному и верному псу всё равно, кто его владелец. Ему неинтересно благосостояние и положение в обществе этого человека. Всё, что необходимо животному, - ласка и забота. Чувствуя хорошее отношение к себе, собака никогда не предаст своего хозяина. К сожалению, во взаимоотношениях между людьми встретить такую искренность, честность и бескорыстие получается нечасто.

Описание картины Е. Широкова «Друзья» в школе

Полотно, изображающее трогательную дружбу мальчика и пса, знакомо всем ученикам средних классов. В соответствии со школьной программой дети должны с помощью учителя проанализировать картину, а затем написать по её сюжету сочинение. Изучение этого позволяет не только развить у подрастающего поколения художественное чутьё, но и сформировать такое важное человеческое качество, как умение дружить.