В какие годы создавался роман эпопея война. История создания романа «Война и мир. История создания романа война и мир толстого

Каждый из нас в школьные годы был увлечен историей судьбы и любви главных героев гениального творения Льва Николаевича Толстого под названием «Война и мир». Наташа Ростова и Андрей Болконский, Пьер Безухов — эти имена мы знаем с детства, ведь через этих персонажей автор передал нам проблемы девятнадцатого века и то как люди с ними боролись. Давайте вместе проследим историю создания «Война и мир».

Толстому удалось сотворить произведение, которое стало популярным во всем мире, которое он создавал много лет упорно трудясь. Многие глобальные события, происходящие в нашей стране в начале девятнадцатого века подтолкнули писателя на выражение своих мыслей в таком формате. Восстания крестьян и декабристов, отмена крепостного права, победа в Отечественной воне с Наполеоном, все это дало понять и осознать насколько могущественным и сильным может быть объединение всего народа.

В каждом отдельном герое, в изображении всего русского народа и в его характере в целом, которые указаны в романе, мы можем уловить обоснованный, продуманный взгляд писателя и его выводы, которые он сделал, изучая историю своей родины, посетив места сражений, описанные в его работе. Трагические судьбы, острые любовные линии, переживания героев смогли передать всю атмосферу, которая происходила в тот тяжелый период времени.

Основная мысль, главная сюжетная линия романа «Война и мир» кратко.

Создавалось произведение достаточно долго, известно что Толстой много раз переписывал первый том своего романа, менялся сюжет, менялась и основная мысль. К чему же пришел все — таки автор?

«Мысль народная». Этой любимой фразой автора можно охарактеризовать произведение. Пришел он к этой мысли на основе изучения истории. Что помогло нам победить Наполеона в страшной войне? Именно объединение всех людей в единое целое, такую крепкую стену врагу трудно сломать. Но и копаясь внутри всех событий того времени, можно найти много интересного в судьбе и характере каждого, кто прошел ту войну.

Справка . Изначально задумка была рассказать о судьбе одного смелого декабриста, но в ходе написания добавились еще несколько сюжетных линий. Семья Ростовых, Болконских и Пьер Безухов являются главными героями, наблюдая за которыми мы углубляемся в начало 19 века и можем прочувствовать хотя бы малую часть того, что довелось испытать им. На их примере мы видим, что несмотря на военные действия и на то что происходит вокруг, нужно всегда иметь веру, любить и просто жить. Помимо личной жизни героев существует сюжетная линия исторических событий.

Период работы над романом.

Писатель задумался о написании романа задолго до его выхода в свет. В далеком 1856 году он начал работу и только в 1861 году решился прочесть первую главу Тургеневу. Было много разных пробных названий, разных сюжетов. Сначала планировалось описывать совершенно другие события, но вскоре Лев Николаевич забросил свои рукописи и позже начал совсем иное повествование, которое в последствии было признано гениальным и дошло до наших дней.

Шесть лет Толстой работал над своим легендарным произведением. Это длилось в период с 1863 по декабрь 1869 года.

Какие источники использовались для написания романа

Автором было изучено огромное количество материала, документов и хроник, которые относились к 1812 году. Он смог собрать большую библиотеку из книг, описывающих биографию как Александра Первого, так и Наполеона. Но все эти источники лишь сбивали его и путали мысли. Ввиду этого у Толстого начало складываться свое мнение и отношение ко всем историческим личностям и событиям. Он решил доверится своему внутреннему голосу и начать самостоятельно собирать исторические факты, которые нашли свое место в романе.

Для работы он начал использовать записи современников, собирал информацию в статьях газет и журналов, читал письма генералов. Лично посетил место, где происходили трагические события и прожил пару дней в Бородине. Поездка вдохновила на продолжение работы и дала особенный настрой и душевный подъем.

Мысли и переживания Толстого в период написания

Роман-эпопея пропитан размышлениями, переживаниями, чувствами и мыслями автора. Текстом он смог донести все что было внутри него, все свое миросозерцание на события тех лет. Философские мысли в исторических главах составляют неотъемлемую часть того мировоззрения, которое не простым путем сложилось в нем и принесло долгожданное спокойствие и счастье.

В основе лежит мысль о том, что историческими моментами в жизни людей управляют неумолимые законы. Не достаточно даже стремления и воли отдельных выдающихся личностей, они не могут повлиять на развитие истории. Человек, который ставит цели перед собой и идет к их достижению, направив все свои силы, думает о том, что он свободен в своих действиях. Он не только не свободен, но и не всегда приходит к тем результатам, которые надеется увидеть. Исторический процесс складывается как раз из того что делает большое количество людей, независимо от их личных целей и стремлений.

Толстой знал, что во всех грандиозных исторических событиях народное объединение являлось решающей частью. Это осознание роли народных масс в истории ложится в основу рассказа исторического прошлого, которое нам дарит “Война и мир”. Понимание этого облегчило автору художественное создание образа того самого народного единства изобразив его участие в войне. Описывая войну писатель обращает внимание на свойства русских людей — они не сгибаются перед самым страшным нашествием врага, о их воле и патриотизме, они готовы умереть, но не сдадутся никогда тому, кто на них нападает. Также Толстой показывает нам и более подробный образ Кутузова, как исторического деятеля той эпохи. Именно его образ помог Льву Николаевичу очень глубоко и понятно раскрыть характер, который был у народа во время Отечественной войны 1812 года. Она показывает нам доверие армии к своему полководцу и делает из него настоящего популярного исторического деятеля. Данная глубокая и очень верная мысль руководила автором когда он создавал образ Кутузова в “Войне и мире”.

В отступлениях и главах, где Толстой выражал свои философские мысли он часто повторял что думает о том, что исторические события случаются только потому, что должны совершиться, а если мы стараемся понять и объяснить эти явления, то они сразу же становятся еще более не понятными.

Роль одной личности в целой истории ничтожно мала. На сколько бы не был гениальным и выдающимся человек, ему все равно будет не под силу управлять движением истории по своему желанию. Историю создает все человечество, все народные массы, а не один человек, который поставил себя выше других и взял на себя право управлять ходом событий.

Из всего этого следует, что Толстой не отрицал роль человека в истории и не сводил ее к нулю. Тот кто участвует в событиях, одарен умом и способен вникать события, улавливать смысл происходящего, кто приближен к народу, тот заслуживает право называться великим и гениальным. Таких очень мало, один из них-это Кутузов, а вот Наполеон является полной его противоположностью.

Заключение

Одним из самых великих творений по праву называют роман-эпопею “Война и мир”. Это самое выдающееся создание Толстого, которому удалось занять особенное место в его творчестве, а также в развитии художественной культуры всех людей на земле. Эта книга принесла ему славу во всем мире и дала основание признать его одним из самых гениальных писателей- реалистов.

Роман «Война и мир» получил большой успех. Отрывок из романа под названием «1805 г. » появился в «Русском вестнике» 1865 г. ; в 1868 г. вышли три его части, за которыми вскоре последовали остальные две (всего 4 тома) .
Признанный критикой всего мира величайшим эпическим произведением новой европейской литературы, «Война и мир» поражает уже с чисто технической точки зрения размерами своего беллетристического полотна. Только в живописи можно найти некоторую параллель в огромных картинах Паоло Веронезе в венецианском Дворце дожей, где тоже сотни лиц выписаны с удивительною отчётливостью и индивидуальным выражением [источник?] . В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты и на пространстве целого царствования Александра I[источник?] . Что еще более возвышает его достоинство как эпоса - это данная им психология русского народа. С поражающим проникновением изобразил Толстой настроения толпы, как высокие, так и самые низменные и зверские (например, в знаменитой сцене убийства Верещагина) .
Везде Толстой старается схватить стихийное, бессознательное начало человеческой жизни. Вся философия романа [источник? ] сводится к тому, что успех и неуспех в исторической жизни зависит не от воли и талантов отдельных людей, а от того, насколько они отражают в своей деятельности стихийную подкладку исторических событий. Отсюда его любовное отношение к Кутузову, сильному не стратегическими знаниями и не геройством, а тем, что он понял тот чисто русский, не эффектный и не яркий, но единственно верный путь, которым можно было справиться с Наполеоном [источник?] . Отсюда же и нелюбовь Толстого к Наполеону, так высоко ценившему свои личные таланты; отсюда, наконец, возведение на степень величайшего мудреца скромнейшего солдатика Платона Каратаева за то, что он сознает себя исключительно частью целого, без малейших притязаний на индивидуальное значение. Философская или, вернее, историософическая мысль Толстого большей частью проникает его великий роман - и этим-то он и велик - не в виде рассуждений, а в гениально схваченных подробностях и цельных картинах, истинный смысл которых нетрудно понять всякому вдумчивому читателю.
В первом издании «Войны и мира» был длинный ряд чисто теоретических страниц, мешавших цельности художественного впечатления; в позднейших изданиях эти рассуждения были выделены и составили особую часть. Тем не менее, в «Войне и мире» Толстой-мыслитель отразился далеко не весь и не самыми характерными своими сторонами. Нет здесь того, что проходит красною нитью через все произведения Толстого, как писанные до «Войны и мира» , так и позднейшие - нет глубоко пессимистического настроения. И в «Войне и мире» есть ужасы и смерть, но здесь они какие-то, если можно так выразиться, нормальные. Смерть, например, князя Андрея Болконского принадлежит к самым потрясающим страницам всемирной литературы, но в ней нет ничего разочаровывающего и принижающего; это не то, что смерть гусара в «Холстомере» или смерть Ивана Ильича. После «Войны и мира» читателю хочется жить, потому что даже обычное, среднее, серенькое существование озарено тем ярким, радостным светом, который озарял личное существование автора в эпоху создания великого романа.
В позднейших произведениях Толстого превращение изящной, грациозно кокетливой, обаятельной Наташи в расплывшуюся, неряшливо одетую, всецело ушедшую в заботы о доме и детях помещицу производило бы грустное впечатление; но в эпоху своего наслаждения семейным счастьем Толстой все это возвёл в перл создания.

Шестидесятые годы 20 века — это время работы Толстого над романом «Война и мир» (1864-1869). Эти годы были периодом большого общественного возбуждения, напряженного противостояния, которые развернулись вокруг крестьянского вопроса. Реформа 1861 г. об отмене крепостного права не разрешила по сути вопроса о крестьянине, о его взаимоотношениях с барином.

Большое количество восстаний, которыми ответило крестьянство на реформу, наглядно показывали недовольство и возмущение, вызванные реформой в крестьянской массе. Проблема «мужика» по-прежнему стояла в центре общественной жизни. Публицистика и художественная литература с особой остротой и трепетом поднимали проблемы крестьянства и будущего Росиии.

Романы и повести насыщаются публицистикой, становится популярным жанр злободневного очерка. Усиливается интерес к истории: важнейшие вопросы эпохи рассматриваются в свете исторического прошлого; обычным явлением становятся публичные лекции по истории. Толстой задумал столкнуть две эпохи: зпоху первого революционного движения в России — эпоху декабристов, и шестидесятые годы — эпоху революционных демократов.

Летом 1863 года Толстой начал писать повесть о декабристе, вернувшемся в 1856 году из Сибири. Но скоро он бросил начатое и перешел к 1825 году, эпохе «заблуждений и несчастий» своего героя. Так, отойдя от 1856 к 1805 году, Толстой намеревается «провести уже не одного, а многих … героев и героинь через исторические события 1805, 1807,1812, 1825 и 1856 годов». Этот грандиозный замысел Толстой не осуществил. Остановившись вначале на событиях 1805-1814, Толстой усиленно собирает и изучает необходимые ему материалы.

При этом особенное внимание он уделяет воспоминаниям и письмам людей того времени, которые дали бы ему возможность показать общественную атмосферу эпохи и домашний быт его героев. На этой стадии работы писателя в центре его внимания был «мир», а исторические события должны были служить лишь этапами и фоном для развертывания жизни дворянских семей. Через два года Толстой приходит К намерению раздвинуть рамки изображаемой им жизни. У него возник замысел исторического романа. На первый план в романе выдвигались теперь исторические деятели и общественная жизнь.

Их изображение требовало большого знания эпохи и понимания причин крупнейших исторических событий начала XIX века. Чтобы приобрести эти знания, писатель изучает русские и иностранные работы о войне 1812 года. Решив вначале показать только помещичью Россию, дворянство, Толстой в окончательной редакции романа нарисовал обширную картину жизни и менталитета помещичьей, а также крестьянской России.

В 1862 году Толстой приступил к созданию обширнейшего по размерам и вместе с тем величайшего по художественным достоинствам произведения — романа «Война и мир». Он работал над ним при самой благоприятной внешней обстановке, живя почти безвыездно в Ясной Поляне, в спокойном и бодром настроении, поддерживаемом в нем счастливой семейной жизнью. Только при таких условиях и возможно была создание такого колоссального произведения, с громадной массой крупных и мелких фигур, очерченных с одинаковой жизненностью. Толстой работал над своим трудом не торопясь, несколько раз переделывал и переписывал. Приступая к своему труду,

Толстой основательным образом познакомился с эпохой, которую хотел изобразить: перечитал массу исторических и других научных сочинений, касающихся эпохи, записок и мемуаров современников и т. п. Кое-что он заимствовал и из фамильных воспоминаний: изобразил, например, свою мать в лице княжны Марьи Болконской, характеру Николая Ростова придал черты своего отца, а в князе Андрее дал портрет одного из своих двоюродных дядей. Кроме того, Толстой пользовался также различными частными, не опубликованными документами: письмами, дневниками, записками, доверенными ему для изучения эпохи.

На основе этого разнообразного материала он и создал свою громадную картину русской жизни в один из наиболее важных моментов ее истории. Картина эта поражает широтой размеров и богатством содержания. Если Белинский назвал когда-то «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», то с еще большим правом это название подходит к произведению Толстого.

Произведение “Война и мир” было результатом безумного авторского усилия, которому Толстой отдал почти семь лет своей жизни. Роман полностью переписывался семь раз (в этом классику помогали его домочадцы, особенно жена), сохранилось более 5 тысяч страниц, исписанных с обеих сторон, исследователи считали 34 варианта начала произведения. Все это указывает на титанический труд, огромные силы, отданные писателем своему детищу. И результат превзошел все ожидания: И. Тургенев, самый популярный в то время прозаик, признал, что с выходом на литературную арену романа “Война и мир” Толстой занял почетное первое место среди всех современных писателей. И. Гончаров скаламбурил в письме к Тургеневу так: “Он стал настоящим литературным львом”.
Замысел романа возник в 1856 году после того как Лев Николаевич встретился с декабристом С. Волконским и его женой, которые вернулись из сибирской ссылки, это и стало началом истории романа. Впечатление от общения с этими людьми было громадным, и Толстой решает создать роман о декабристе, вернувшемся из ссылки и оценивающем себя и своих единомышленников в 1825 году и современный облик России. Так были созданы и главы романа под названием “декабристы” (1860). Однако главный герой был не совсем понятен самому писателю: почему он имеет право выносить приговор всему обществу и почему можно ему верить? Поэтому время действия произведения несколько раз меняется. Сначала Толстой обращается к 1825 году – эпохе “несчастий и заблуждений” своего главного на то время героя. Но даже в этот период герой не был понятен автору, так как это был уже сформовавшийся человек. Лишь затем писатель переходит к 1812 году – времени, когда формировались характеры и идеалы декабристов. Так появляются наброски к роману “Три поры” (1863), указывающие, что классик задумал трилогию о декабристе, охватывающая 1812, 1825 и 1856 годы. Но личность главного героя отступила на второстепенный план, интерес писателя привлекли другие персонажи, временные рамки и содержание произведения вновь расширились: “Как по мне было совестно описывать наше торжество в победной борьбе против Наполеоновской Франции, не указав и о наших неудач. Возвратившись от 1856 к 1805 году, я намерен с этого времени провести даже не одного, а множество персонажей через события исторической действительности 1805, 1812, 1856 годов”. В 1864 году был написан и опубликован отрывок “С 1805 по 1814 год. Роман графа Л. Н. Толстого. 1805 год. Часть 1. Глава 1”. Здесь главным героем был еще декабрист и его семья, хотя четко прослеживается авторский интерес к эпохе наполеоновских сражений. Толстой интенсивно изучает в Румянцевском архиве исторические документы, акты и рукописи, масонские книги 1810–1820-и годов, мемуары современников, фамильные архивы Толстых и Волконских. В роман вводятся реальные исторические фигуры – Александр І и Наполеон, усложняется жанровая структура произведения, оно выходит за рамки семейно-бытовой хроники. Заголовок с 1805 года становится рабочим названием произведения, под которым с 1865 роман частями появляется в печати. После публикации первых двух частей писатель делает наброски последующих частей произведения, назвав его “Все хорошо, что хорошо кончается”, где должен быть счастливый финал, где оставались в живых Петя Ростов и Андрей Болконский. Но Толстого заинтересовала “мысль народная” в истории войны 1812 года. Писатель изучает многочисленные источники, русские и зарубежные, об Отечественной войне 1812 года, встречается участниками боевых действий, сам в сентябре 1867 года посещает Бородинское поле, составляет карту сражения. Именно в этот период возникло нынешнее название произведения “Война и мир”, сам роман получил окончательное оформление, соединив черты многих жанров, а Бородино становится его кульминацией.
Произведение печаталось частями, по мере их написания, в журнале “Русский вестник” в 1865-1869 годах. После его завершения Толстой, готовит роман к отдельному изданию, перерабатывает его еще раз. Меняется структура произведения (вместо шести томов останутся четыре, часть философских размышлений переместится в эпилог). Автор проводит стилистическую правку: под влиянием критики Н. Страхова, В. Черткова, И. Тургенева переводит французский текст на русский язык (впоследствии от этого изменения отказался).
Поскольку роман вызвал колоссальное число откликов, Толстой пишет несколько статей о своем детище: Наброски предисловия романа “Война и мир” (1868). В них писатель разъясняет некоторые вопросы жанра, структуры, стиля своего произведения, дает характеристику своим героям.
Теги: История создания романа-эпопеи “Война и мир”, история создания романа Толстого “Война и мир”, История о создании произведения “Война и мир”, как создавался роман “Война и мир”.

(No Ratings Yet)

  1. ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” “Война и мир” Л. Н. Толстого – русская национальная эпопея. М. Горький, давший высокую оценку этому произведению, говорил автору: “Без ложной...
  2. Роман “Портрет Дориана Грея” имел реальную основу. У Оскара Уайльда в приятелях был художник по имени Бэзил Уорд. Уайльд, встретив однажды в его мастерской чрезвычайно красивого натурщика, воскликнул: “как жаль,...
  3. Писатель хотел назвать роман “Морской кок, или Остров сокровищ: история для ребят” впоследствии его название изменилось. Роберт Стивенсон вспоминал: “Я нарисовал карту необитаемого острова; она была очень старательно и (так...
  4. Реализм Толстого в изображении войны 1812 года в романе “Война и мир” I. “Героем моей повести была правда”. Толстой о своем взгляде на войну в “Севастопольских рассказах”, ставшем определяющим в...
  5. Дж. Р. Р. Толкиен – сегодня это имя знает не только каждый школьник, но и практически все родители. Великая сказка, неподражаемая эпопея всколыхнула литературный мир запада еще в середине пятидесятых...
  6. Сейчас поговорим о том, как и когда великий русский драматург и знаток человеческих душ Федор Михайлович Достоевский написал свой бессмертный роман “Преступление и наказание”. Всем известно, что роман был создан...
  7. Роман-эпопея “Война и мир” (1863-1869) сначала замышлялся Л. Н. Толстым как роман о декабристе, вернувшемся из ссылки в обновленную реформами Москву. Изменение первоначального замысла: Толстой от эпохи настоящего невольно перешел...
  8. Лев Николаевич Толстой, гениальный русский писатель практически 7 лет ваял свой бессмертный труд “Война и мир”. О том, как тяжело давался один великих творений автору говорят сохранившиеся и дошедшие, как...
  9. В романе “Война и мир” Л, Н, Толстой предстает перед читателем не только как гениальный писатель, но и как философ и историк. Писатель создает собственную философию истории. Изложению взглядов писателя...
  10. И. С Тургенев Роман “Отцы и дети” История создания Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) принадлежит к числу писателей, внесших наиболее значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века. Замысел...
  11. Наибольшее влияние на Написание романа оказали события из личной жизненной копилки автора и сложившиеся общественно-политическая обстановка в Российском государстве 60-х годов XIX века. Замысел произведения возник задолго до 1866 года....
  12. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” “Я старался писать историю народа”, – говорил Лев Николаевич Толстой о замысле романа “Война и мир”. И действительно, его величайшее по...
  13. В основу сюжета “Вишневого сада” положены хорошо известные автору проблемы: продажа дома за долги, попытка одного из друзей отца выкупить дом Чеховых, наконец, “освобождение” Ани сродни состоянию писателя после “таганрогского...
  14. Выдающийся русский драматург и дипломат, поэт и композитор настоящий русский дворянин Александр Сергеевич Грибоедов вернувшись из заграничной командировки в 1816 году, был приглашен на один из аристократических вечеров. Жеманство, лицемерие...
  15. Прекрасным источником для духовного совершенствования человека является русская классика второй половины XIX века, которая представлена писателями той эпохи. Тургенев, Островский, Некрасов, Толстой – это лишь малая часть той выдающейся плеяды...
  16. “Война и мир” Льва Николаевича Толстого – это эпическое полотно, описывающее события войны 1812 года, поднимающее многие проблемы того времени. Это и общество, и семья, и история, и крестьянская реформа,...
  17. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ поэмы “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Отсчет в истории создания бессмертного творения Н. Гоголя “Мертвые души” можно начать с 7 октября 1835 года. Этим числом датировано письмо Гоголя к Пушкину: “Начал...
  18. Проблема жанра. “Война и мир” – произведение, уникальное не только для русской, но и для мировой литературы, прежде всего с точки зрения его жанра. Еще современники писателя отметили сложность и...
  19. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” является одним из лучших произведений мировой литературы. “Война и мир” – не просто эпическое повествование об исторических событиях того времени. Основной проблемой, которую...
  20. Своеобразие композиции. Важнейшая особенность романа-эпопеи – сложная многоуровневая композиция. Каждая часть и каждый том, наконец, все произведение имеют свою кульминацию и развязку. В эпопее несколько сюжетных линий, которые тесно переплетаются....
  21. Творческая история трагедии “Фауст”- дело всей жизни Й. Гете, итог не только немецкого, а и европейского Просветительства. Недаром она переведена на многие языки. Трагедия “Фауст” называют “поэтическим завещанием человечеству от...
  22. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА – НАРОД (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) Л. Н. Толстой указывал, что в создании “Войны и мира” его вдохновляла “мысль народная”, имея в виду...
  23. A. H. Островский Драма “Гроза” История создания и постановки драмы “Гроза” С деятельностью великого русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823- 1886) связана целая эпоха в развитии русского театра. За сорок...
  24. Н. А. Некрасов. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” История создания. Вопрос о композиции Поэзия Николая Алексеевича Некрасова (1821-1877) – это поэзия глубокого анализа, сильного чувства, высоких идей. Она заставляет... Какова функция образа кометы в контексте событий романа Л. Н. Толстого “Война и мир”? Формируя развернутое суждение на литературную тему, подчеркните, что природные явления часто воспринимались людьми как вестники важнейших...
  25. Впервые романа Диккенса был опубликован под заголовком “Оливер Твист, или Путь приходского мальчика” в журнале “Смесь Бентли” с февраля 1837 г. (работу над ним писатель начал в 1836 г.) по...
История создания романа Война и мир

1. История создания романа:

Создавался автором на протяжении семи лет (1863-1869гг);
замысел романа менялся несколько раз, о чём говорят названия ранних редакций: "Три поры", "Всё хорошо, то хорошо кончается", "1805 год";
первоначально в основу сюжета должна была быть положена история жизни главного героя (декабриста), который в 1856 г, вместе с семьёй возвращается из ссылки;
чтобы объяснить причину пребывания героя в Сибири автор вынужден обратиться к истории 1825 г;
молодость героя приходится на 1812 г, откуда и намеревается Толстой по-новому замыслу начать роман;
чтобы рассказать о победах русской армии в войне 1812 г, Толстой считает необходимым рассказать и о трагических страницах истории, которые относятся к 1805 г. "Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама".

Таким образом, замысел романа менялся Толстым несколько раз и приобрёл окончательный вариант: " Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825, 1856 года". Л. Н.Толстой

Обратившись к событиям Отечественной войны России с Наполеоном в 1812 году, писатель, вопреки официальным данным, показал подлинным героем и защитником Родины не царя и его предшественников, а народ русский. «Я старался писать историю народа», - отмечал автор. Не случайно «зерном» своего романа Толстой считал стихотворение Лермонтова «Бородино», прославляющее героизм русских солдат.

По своей теме «Война и мир» - исторический роман . В нём передан самый «запах и звук» далёкой эпохи. Не нарушая исторической правды, автор связывает прошлое с волнующими вопросами настоящего.
Четыре тома охватывают события 1805-1814 годов. Эпилог переносит читателя в 20-е годы, когда в России зарождались тайные общества будущих декабристов.

В романе более 500 действующих лиц. Многие из них прослежены на протяжении десятилетия, предстают в военной обстановке и мирном домашнем кругу.

Первые два тома рассказывают о войнах с Наполеоном, которые велись за пределами России на австрийских землях. Центральными эпизодами являются здесь Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. (1805 – 1807 гг)

В третьем и четвёртом томах говорится о нашествии Наполеона на Москву и изгнании французов из России. Особое значение приобретает здесь знаменитая Бородинская битва (1812г) – «узел», кульминация всего романа, по мнению Толстого «Русские бились за свою землю, это удесятерило их силы и определило нашу нравственную победу».

Показав решающую роль народа в исторических событиях общенационального значения, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею.


2. Особенности жанра.

"Это не роман, ещё менее историческая хроника "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось".
Л.Н. Толстой.

В наше время историки и литературоведы назвали "Войну и мир" как роман-эпопея.

Роман-эпопея - крупная, монументальная форма эпической литературы, отражающая процесс в его всеобщности, "панорамности" изображения событий и человеческих судеб.

Характерные черты:
произведение большого объёма;
многогеройность;
обилие сюжетных линий.

3. Смысл названия романа.

История создания романа.ppt

История создания романа.ppt

Человек, по Толстому, - сам мир. Л.Н. Толстова в романе больше интересует внутренний мир близких ему героев. Описывая их внутреннюю жизнь, автор использует свой любимый прием "Диалектику души". Изображение внутреннего мира человека сочетается с изображением другого мира, частью которого являются его герои. В романе мы видим целую палитру миров. Такое понимание мира ассоциируется с образом шара. Мир – шар предстает как замкнутая сфера. Он имеет свои законы, необязательные в других мирах. Один мир нередко враждебен другому.

Идея мира – одна из главных в романе. От мира отдельного человека к всеобщему единению с людьми, к единению с природой, с Вселенной. И только такой человек по-настоящему счастлив