Василий поленов краткая биография. Василий Дмитриевич Поленов: картины и биография

Известный художник-живописец-пейзажист, Василий Дмитриевич Поленов в своих произведениях отражает свой внутренний мир. Он непревзойдённый пейзажист. В его полотнах природа нашего удивительного края - средней полосы России, изображена так, что создается впечатление, что она продолжает там жить и радовать его почитателей. Всем поклонникам таланта Поленова известна любовь к дорогому его сердцу родовому деревенскому дому-усадьбе, основанному им в средней полосе России, в Тульской области. Там же, вокруг дома, заложил и основал Василий Поленов потрясающий парк, находящийся на живописных берегах реки Оки, дошедший до нас совсем без изменений.

Друзья и соратники прозвали его Великим Рыцарем Красоты или Живописи Поэтом - за его непревзойдённое понимание и передачу природных красот Среднерусской полосы. Из всех четырёх времён жизни года В. Д. Поленов очень любил осень. Только осенью в средней полосе России играют краски.

Он говорил, что буйство цветов и оттенков в природе так и просится на холст. Зимой преобладает белый цвет, а весна и лето – все мыслимые и немыслимые оттенки зелёного. И только каждой осенью происходит перерождение художника. Каждый год в течении своей жизни, Поленов В. Д. со своими детьми или один с первого по десятое октября, бросал все свои дела и отправлялся в пешие походы по берегу любимой реки Оки писать свои потрясающие воображение пейзажи, смотреть и восхищаться Золотой Осенью, когда безраздельно царствуют Красота и Вдохновение. Ведь именно на этот период времени года приходится самый пик осенней гармонии в многоцветности. Здесь он нашёл для себя целостное обобщение образа русской природы. Здесь он написал самые знаменитые свои произведения-пейзажи.

Полотна, прославившие его на весь мир, - это и «Ранний снег», написанный им в 1891г, и написанные в 1893г. полотна «Лето на Оке», «Осень на Оке близ Тарусы», «Золотая Осень». Знаменитые картины «Стынет» 1892 г. и «Разлив на Оке» 1918 г. Именно в этих работах можно увидеть и почувствовать, как безгранично любил В. Д. Поленов свою малую Родину. В этих работах видна душа Мастера, которую он так старательно, чутко и радостно растрачивал на свои пейзажи, на которых, как нигде передано состояние и величие природы.

Произведения кисти Василия Поленова, при всей своей простоте восприятия многогранны, сложны, а иногда даже весьма противоречивы. Как и сам художник, с его талантом многогранным, сложным, а иногда, также как и его произведения-картины противоречивым.

Помимо своего постоянного занятия живописью, Поленов занимался, и надо отметить довольно успешно, архитектурой, музыкой, театром и прикладным искусством, где также достиг больших высот. Он один из тех редких людей, которые одарены редким качеством – разносторонними талантами.

У Поленова был талант, переданный ему от родителей при рождении, это незаурядный дар, как архитектора, так и музыканта: исполнителя и композитора. Он прекрасно играл на клавишных инструментах, на скрипке и аккордеоне. Он попробовал себя на сцене как артист и режиссёр. Был известным для своего времени талантливым театральным педагогом и Учителем живописи. У него была целостная гражданская позиция, которую он везде пропагандировал и отстаивал. Он был достаточно известным и активным борцом за справедливое отношение к низшим слоям общества в своё время. Именно он – первый из Русских живописцев заинтересовался такими областями в искусстве, которые ранее не привлекали внимание знаменитых мастеров-живописцев. Это и книжная иллюстрация, и сценическое оформление, и прикладное искусство. Он считал, искусство - это и есть счастье и радость бытия, иначе оно ничего не может стоить в жизни. Он был убежден, что проявление искусства во всех его видах может преобразовывать мир по закону красоты.

Сам Поленов считал, что не мог бы жить без занятий искусством. Он любил все виды искусства. Занятия архитектурой приносили заработок и удовольствие. А занятия поэзией и скульптурой наслаждение и радость. А без живописи и музыки его в жизни просто не было бы. И это понятно, потому что в Поленове, в его стремлении охватить разные области искусства, родился новый тип художника, которому подвластно любое из направлений искусства. Это явление - Поленов В. Д. - первый в России художник-универсал.

Во второй половине 19 века начинается подъём русской пейзажной живописи, одним из ярких представителей данного направления живописи является выдающийся художник Поленов Василий Дмитриевич. Его кисти принадлежат такие работы как "Московский дворик", "Золотая осень", "Бабушкин сад" и др. Данная статья посвящена описанию биографии, творчества знаменитого художника.

Биография художника: раннее детство

Русский художник Василий Поленов родился в Санкт-Петербурге двадцатого мая 1844 года, в семье состоятельных потомственных дворян. Отец будущего художника, Дмитрий Поленов, был знаменит как археолог и биограф, а его мать, Мария Алексеевна, занималась картинной живописью и написанием детских рассказов. Детские годы маленький Василий провел в столице, но семья в летнее время часто выезжала в потомственное имение бабушки Марии Алексеевны, которое располагалось в Тамбовской губернии. Девственная природа, рассказы и предания бабушки оказали сильное влияние на будущего живописца, кроме того она часто устраивала художественные конкурсы, в которых наиболее часто одерживали победы Василий и его сестра Елена. Также любовь к живописи Василию Поленову приобщала и мать, которая занималась рисованием с сыном, к тому же она позже наняла ему репетитора. Им стал знаменитый художник и педагог Павел Чистяков, который в то время еще сам обучался в художественной академии. Чистяков с самого начала приобщал Василия к пристальному изучению природы.

В. Д. Поленов в годы студенчества

В 1861 году Василий Поленов поступает учиться в мужскую гимназию, которая располагалась в Петрозаводске. После окончания обучения в гимназии будущий художник в 1863 году поступает в Санкт-Петербургский университет на факультет физико-математических наук. Но Поленов не оставил свое увлечение живописью, и после окончания занятий на факультете посещал художественную академию. Помимо занятий рисованием юноша увлекался пением, он часто посещал оперный театр и пел в студенческом хоре. Вскоре совмещать учебу в университете и занятия живописью стало довольно сложно, и Василий решает взять академический отпуск и полностью посвятить свое время рисованию. В 1867 году Василий Поленов оканчивает художественную академию с серебряной медалью. После этого юноша возвращается в университет, но переводится на другой факультет - юридический.

Взрослые годы

В 1867 году Василий Поленов совершает свою первую заграничную поездку, и там он посещает Всемирную парижскую выставку. Наибольшее впечатление оказал на художника раздел выставки, который был посвящен народным художественным промыслам самых разных стран. После ее посещения художник загорелся целью получить золотую медаль от художественной академии. Первым этапом для получения награды являлось написание Василием Поленовым картины по библейскому сюжету. Вскоре в 1869 году художник представил работу «Иов и его друзья», которая была отмечена малой наградой. Это означало, что художник может далее продолжить участие в конкурсе. Новым этапом соревнования стало написание картины на тему "Воскрешение дочери Иара". В финал конкурса вышли два художника - Василий Поленов и Иван Репин. Оба представили замечательные полотна. Конкурсное жюри неожиданно не стало выбирать одного победителя и вручило золотые медали и Поленову, и Репину. В дальнейшем художники сблизились, и в 1872 году вместе решают отправиться в заграничное путешествие.

Вместе с Ильёй Ефимовичем Репиным была посещена Венеция, Флоренция и Париж, который так впечатлил Поленова, что он решает остаться здесь жить. В Париже пишет Василий Дмитриевич Поленов картину «Арест графини Дэтремон», за которую он в дальнейшем получил должность академика в Российской Академии наук. В 1874 году живописец по приглашению И. Е. Репина приезжает в Нормандию, где работает над картиной "Нормандский берег". В 1876 году возвращается в Россию и становится придворным художником императорской семьи. Вскоре он вместе с наследником престола Александром отправляется на войну с Турцией.

После окончания войны Василий Поленов возвращается в Москву и становится преподавателем в училище живописи и зодчества. Через его руки прошли многие успешные в дальнейшем художники: Левитан, Головин, Коровин и многие другие. В это время художник продолжает писать, и в 1877 году он представляет свою картину «Московский дворик», которая была очень тепло принята, а сам он стал родоначальником нового жанра в живописи - интимный пейзаж. В этот период художник примыкает к среде художников-передвижников, среди которых у него в это время было много знакомых. В 1882 году Василий Дмитриевич женился на дочери купца Наталье Якунчиковой, от этого брака у пары родилось 6 детей.

В конце 19 века Василий Дмитриевич, будучи очень знаменитым и популярным художником, решает оставить шумную Москву и переехать в российскую глубинку, в Тулу. Здесь на берегу Оки художник построил дом, а к нему были приставлены мастерские, где позже Поленов обучал рисованию местных ребят. Основанная Поленовым усадьба получила название Борок.

Во время революций Василий Поленов находился у себя в имении Борок и активно занимался обучением местных детей, устраивал с ними театральные кружки и обучал их рисованию. В это время им написано одно из лучших его произведений "Разлив на Оке", которое высоко было отмечено критиками. В целом советская власть положительно относилась к личности Поленова и не притесняла его. Более того, в 1924 году состоялась выставка его картин в Третьяковской галерее, а в 1926 году В. Д. Поленов был удостоен звания Народного художника. Такое отношение власти к личности объясняется во многом тем, что художник не критиковал, по крайней мере публично, новую власть и тем, что он был ярким благотворителем и стремился улучшить народное просвещение в стране. Умер Василий Поленов 18 июля 1927 года в своей усадьбе, здесь же на берегу Оки он и был захоронен.

Поленовский дом

Помимо деятельности в живописи В. Д. Поленов также был активным благотворителем и меценатом. Так, в 1915 году он вместе С. И. Мамонтовым открывает первое в России и мире учреждение, которое должно было оказывать помочь деревенским и фабричным театрам. Новое учреждение получило позже название Поленовский дом. В конце 1916 года по проекту Поленова и на его же средства к главному зданию достраивают особняк, в котором находился зрительный зал, рассчитанный на 300 человек, библиотека, комнаты для репетиций и мастерские. В годы революций деятельность данного учреждения была фактически приостановлена. В начале 20-х годов Поленовский дом был подчинен наркомату просвещения и переименован. Вскоре зданию было возвращено новое имя, и оно стало называться Дом театрального просвещения им. В. Д. Поленова. В этот период в учреждении организована работа литературного, музыкального, художественно-технического и школьного театров, кроме того, начат выпуск собственного журнала "Народный театр". Но основным направлением деятельности дома становится развитие театров и других форм творческой самодеятельности в сельской местности. В 1930 году учреждение вновь переименовано и получило имя ЦДИСК им. Н. К. Крупской. Данное название сохранилось вплоть до 1991 года, когда было переименовано в Российский Дом народного творчества. В 2016 году зданию было вновь присвоено имя художника В. Д. Поленова.

Обзор творчества художника. Картина Василия Поленова "Московский дворик"

После возвращения Поленова в 1877 году из-за границы, где художник знакомился с полотнами выдающихся художников мира, он останавливается в Москве и снимает квартиру недалеко от храма Спаса на Песках. Именно вид из этого окна послужил для художника идеей написания картины. В 1878 году представляет Василий Дмитриевич Поленов "Московский дворик" на выставке передвижников. Это была его дебютная работа в этом обществе, и сам он называл её пробной. Но к его большому удивлению, картина имела оглушительный успех, а его самого сделала одним из самых узнаваемых художников своего времени. После окончания выставки полотно Василия Дмитриевича Поленова "Московский дворик" было выкуплено Третьяковым для своей галереи.

Описание картины

На картине представлен обычный московский двор второй половины 19 века, с его стоящими по соседству особнячками и более простыми домами, сверкающими на солнце куполами храмов и заросший травой. На заднем плане крестьянская девушка, неся ведра, идет по тропинке к колодцу, а рядом с ней деловито пасутся куры. Недалеко от неё, греясь в лучах солнца, стоит запряженная лошадь, она ждет своего хозяина и в любую минуту готова отправиться в путь. На среднем плане можно увидеть трех маленьких детей, двое из них что-то рассматривают в траве, а третий находится от них отдельно и плачет, но никто не обращает на него внимания. На переднем крае изображена девочка чуть постарше тех трех, она очень увлеченно рассматривает сорванный цветок. В целом на полотне художник изобразил будничную суету, которая прекрасна своей повседневностью и безмятежностью.

Василий Поленов: "Бабушкин сад"

Отличительной чертой творчества Василия Дмитриевича является то обстоятельство, что художник умел передавать в своих картинах настроение персонажей. «Бабушкин сад» является ярким доказательством этого. Полотно создавалась Поленовым в то же время, и в том же месте, что и «Московский дворик». Данная картина совмещает в себе пейзаж с жанровой сценой.

Описание картины

На переднем плане художник изобразил двух людей, внучку и ее престарелую бабушку, они вместе прогуливаются по дорожке, которая проходит через давно не ухоженный сад. Бабушка одета в старый наряд темного цвета, а внучка одета по моде того времени, в платье нежно-белого цвета. Фигуры бабушки и внучки являются противопоставлением старого и нового времени. Это еще подчеркивает старинный особняк на заднем плане, который был некогда величавым и ухоженным, но сейчас дом сильно обветшал и потерял свое былое величие. Но все же просмотр картины не вызывает чувство печали, а скорее, вызывает чувство ностальгии по ушедшему времени и вселяет надежду на светлое будущее.

Картина Василия Поленова "Золотая осень"

Данная картина была написана В. Д. Поленовым в 1893 году в своей усадьбе Борок, расположенной на берегу реки Оки. К пейзажной тематике Василий Дмитриевич пристрастился еще во время заграничной поездки с Ильей Репиным, и она стала занимать важное место в его творчестве. Отличительными чертами пейзажа Поленова являются чистота цвета, чёткость рисунка, скрупулезно выверенная композиция. Картина Василия Дмитриевича «Золотая осень» является ярким представителем подобного стиля художника.

Описание картины

На заднем плане картины изображен изгиб реки Оки, вокруг него строится вся композиция работы. Так, пожелтевшая осенняя листва берёз органично гармонирует с голубой гладью реки и таким же бескрайним небом с его куцыми облаками. Также в глаза бросается величественный дуб, чья листва еще продолжает оставаться зеленой. В целом данная картина является олицетворением нового художественного жанра - интимный пейзаж.

Таким образом, Василий Поленов - это один из самых талантливых художников 19 века, писавших свои работы в пейзажном жанре. Творчество Поленова пользовалось популярностью, как при жизни художника, так и после смерти, а его картины выставлялись в самых знаменитых картинных галереях.

Известный художник-живописец-пейзажист, Василий Дмитриевич Поленов в своих произведениях отражает свой внутренний мир. Он непревзойдённый пейзажист. В его полотнах природа нашего удивительного края - средней полосы России, изображена так, что создается впечатление, что она продолжает там жить и радовать его почитателей. Всем поклонникам таланта Поленова известна любовь к дорогому его сердцу родовому деревенскому дому-усадьбе, основанному им в средней полосе России, в Тульской области. Там же, вокруг дома, заложил и основал Василий Поленов потрясающий парк, находящийся на живописных берегах реки Оки, дошедший до нас совсем без изменений.

Друзья и соратники прозвали его Великим Рыцарем Красоты или Живописи Поэтом - за его непревзойдённое понимание и передачу природных красот Среднерусской полосы. Из всех четырёх времён жизни года В. Д. Поленов очень любил осень. Только осенью в средней полосе России играют краски.

Он говорил, что буйство цветов и оттенков в природе так и просится на холст. Зимой преобладает белый цвет, а весна и лето – все мыслимые и немыслимые оттенки зелёного. И только каждой осенью происходит перерождение художника. Каждый год в течении своей жизни, Поленов В. Д. со своими детьми или один с первого по десятое октября, бросал все свои дела и отправлялся в пешие походы по берегу любимой реки Оки писать свои потрясающие воображение пейзажи, смотреть и восхищаться Золотой Осенью, когда безраздельно царствуют Красота и Вдохновение. Ведь именно на этот период времени года приходится самый пик осенней гармонии в многоцветности. Здесь он нашёл для себя целостное обобщение образа русской природы. Здесь он написал самые знаменитые свои произведения-пейзажи.

Полотна, прославившие его на весь мир, - это и «Ранний снег», написанный им в 1891г, и написанные в 1893г. полотна «Лето на Оке», «Осень на Оке близ Тарусы», «Золотая Осень». Знаменитые картины «Стынет» 1892 г. и «Разлив на Оке» 1918 г. Именно в этих работах можно увидеть и почувствовать, как безгранично любил В. Д. Поленов свою малую Родину. В этих работах видна душа Мастера, которую он так старательно, чутко и радостно растрачивал на свои пейзажи, на которых, как нигде передано состояние и величие природы.

Произведения кисти Василия Поленова, при всей своей простоте восприятия многогранны, сложны, а иногда даже весьма противоречивы. Как и сам художник, с его талантом многогранным, сложным, а иногда, также как и его произведения-картины противоречивым.

Помимо своего постоянного занятия живописью, Поленов занимался, и надо отметить довольно успешно, архитектурой, музыкой, театром и прикладным искусством, где также достиг больших высот. Он один из тех редких людей, которые одарены редким качеством – разносторонними талантами.

У Поленова был талант, переданный ему от родителей при рождении, это незаурядный дар, как архитектора, так и музыканта: исполнителя и композитора. Он прекрасно играл на клавишных инструментах, на скрипке и аккордеоне. Он попробовал себя на сцене как артист и режиссёр. Был известным для своего времени талантливым театральным педагогом и Учителем живописи. У него была целостная гражданская позиция, которую он везде пропагандировал и отстаивал. Он был достаточно известным и активным борцом за справедливое отношение к низшим слоям общества в своё время. Именно он – первый из Русских живописцев заинтересовался такими областями в искусстве, которые ранее не привлекали внимание знаменитых мастеров-живописцев. Это и книжная иллюстрация, и сценическое оформление, и прикладное искусство. Он считал, искусство - это и есть счастье и радость бытия, иначе оно ничего не может стоить в жизни. Он был убежден, что проявление искусства во всех его видах может преобразовывать мир по закону красоты.

Сам Поленов считал, что не мог бы жить без занятий искусством. Он любил все виды искусства. Занятия архитектурой приносили заработок и удовольствие. А занятия поэзией и скульптурой наслаждение и радость. А без живописи и музыки его в жизни просто не было бы. И это понятно, потому что в Поленове, в его стремлении охватить разные области искусства, родился новый тип художника, которому подвластно любое из направлений искусства. Это явление - Поленов В. Д. - первый в России художник-универсал.

Васи́лий Дми́триевич Поле́нов (20 мая 1844, Санкт-Петербург - 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) - русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник Республики (1926).

Молодые годы

Василий Поленов родился в многодетной, культурной дворянской семье 20 мая (1 июня) 1844 года в Петербурге.

Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным археологом и библиографом. Мать, Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью. Дядя художника, М. В. Поленов (1823-1882), был сенатором.

Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки В. Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Николая Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Гаврилы Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль».

Наиболее одарёнными среди детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с П. П. Чистяковым стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах, сам, будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры.

В 1861-1863 годах Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске. В память об этом на здании установлена мемориальная доска.

В 1863 году, окончив гимназию, поступил, вместе с братом Алексеем, на физико-математический факультет Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещал Академию Художеств; занимался не только в рисовальных классах: ещё слушал лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов, увлекался музыкой Вагнера, сам пел в студенческом хоре Академии, сочинял музыкальные произведения.

Вскоре Поленов стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Затем временно оставил университет, полностью погрузившись в занятия живописью. В 1867 году окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. С января 1868 года возобновил занятия в университете, теперь - на юридическом факультете.

Первую зарубежную поездку Поленов совершил летом 1867 года, посетив Всемирную парижскую выставку. В экспозиции был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Незабываемые впечатления от увиденного легли в основу диссертации, которую Поленов защитил в университете.

Обзор творчества

В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» - большую золотую медаль.

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году, Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 году звание академика.

Летом 1874 года работает в Нормандии (курортное местечко Вёль), куда его пригласил И. Е. Репин, находившийся там также в качестве пенсионера академии. Здесь Поленов открывает новые для себя задачи пейзажной живописи («Нормандский берег», «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия»).

Возвратившись в 1876 году в Россию, вскоре отправился на русско-турецкую войну, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III).

С 1870-х Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. В 1882-1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.

В 1877 Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI Передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра - «интимного пейзажа». С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем преумножит, поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью христианства.

В 1881-1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма.

В 1883-1884 в Италии продолжает работу над картиной «Христос и грешница», в 1887 она экспонируется на XV-ой выставке передвижников.

В 1888 пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

Дом на Оке

Будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. Мечтал поселиться на лоне природы. В 1890 приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села на деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница», построил дом по собственному оригинальному проекту, и при доме художественные мастерские. Усадьба была названа Борок. Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. Поленов построил народный театр для крестьян и церковь в Бёхове.

В настоящее время в усадьбе Борок (современное название Поленово) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина. Его первым директором был сын художника, биолог, профессор Московского университета Дмитрий Васильевич Поленов (1886-1967).

В 1899 во второй раз отправился на Ближний Восток с целью сбора материала для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа», которую завершил в 1909. Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала центральным событием в мире живописи.

В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905 г. Поленов и Валентин Серов вышли из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович.

В 1906 - в Большом зале Московской консерватории исполнена опера Поленова «Призраки Эллады».

В 1907 путешествует по Германии и Италии. В 1910-1911 - снова посещает Европу.

В 1910-1918 годах Поленов вёл в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.

В 1914 в Москве устраивается выставка картин цикла «Из жизни Христа» для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне.

В 1915-1916 годах по инициативе и эскизам Поленова архитектор О. О. Шишковский возвёл на Зоологической улице в Москве Дом для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров; с 1921 года это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова («Театральный дом»).

В 1918-1919 живёт в Борке, пишет картину «Разлив на Оке».

В 1924 прошла первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая 80-летию художника.

В 1926 Поленову присвоено звание народного художника Республики.

Поленов очень любил лето, а длинные июльские дни, когда берёза достигает полного листа, называл «центральными» в году. Именно в такой день, будучи в глубоко преклонном возрасте, он и ушёл из жизни.

Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды. Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест. В имении Имоченицы Олонецкой губернии 10-летний городской житель Вася Поленов когда-то впервые близко познакомился с природой.

Семья

В. Д. Поленов был женат с 1882 на Наталье Васильевне Якунчиковой (1858-1931), дочери московского купца и промышленника В. И. Якунчикова. От этого брака родилось шесть детей: двое сыновей (один из которых, Федя, умер во младенчестве) и четыре дочери.

  • Поленов, Алексей Яковлевич
    • Поленов, Василий Алексеевич + первый брак - Марья Андреевна (ур. Хоненева) (1786-1814) + второй брак - Елена Матвеевна (ур. Бороздина) (05.12.1856)
      • Поленов, Матвей Васильевич (1823-1882) - русский юрист, сенатор Правительствующего Сената, тайный советник
      • Поленов, Дмитрий Васильевич (1806-1878) - археолог, библиограф + Мария Алексеевна, урожденная Воейкова
        • Хрущова, Вера Дмитриевна (1844-1881) + Хрущов, Иван Петрович (1841-1904). Брак бездетный.
        • Поленова, Елена Дмитриевна (1850-1898) - художница
        • Поленов, Василий Дмитриевич - художник + Наталья Васильевна Якунчикова
          • Поленов, Федя (1884-1886)
          • Поленова-Ляпина, Мария Васильевна (1891-1976). С 1924 - в эмиграции
          • Наталья Васильевна (младшая) (1898-1964)
          • Сахарова-Поленова, Екатерина Васильевна + Сахаров, Константин Вячеславович
          • Поленова, Ольга Васильевна (1894-?)
          • Поленов, Дмитрий Васильевич (1886-1967) + Анна Павловна
            • Поленов, Фёдор Дмитриевич (1929-2000) + Лобанова, Ирина Николаевна.
              • Лев Федорович Поленов+ Золотова,Елена Михайловна.
                • Поленова Анна
                • Поленов Иван
              • от второй жены, Натальи Николаевны Грамолиной, - Наталья Фёдоровна Поленова (р.1975, Москва) - директор Дома-музея В.Д.Поленова,

Поленовский Дом

В декабре 1915 года на Медынке (ныне Зоологическая, 13) был торжественно открыт "Поленовский Дом" - первое в мире учреждение, осуществлявшее помощь деревенским и фабричным театрам. Он был создан русским художником В.Д. Поленовым и промышленником-меценатом С.И. Мамонтовым в результате преобразования «Комиссии содействия устройству деревенских театров» при «Союзе сценических деятелей», образованной в 1909 году.

В 1915-1916 году для «Поленовского дома» был построен необычный особняк архитектором Осипом Шишковским (по эскизам и собственному оригинальному проекту Василия Поленова, на его же средства, при поддержке Саввы Мамонтова). В здании располагались зрительный зал на 300 мест, библиотека, кабинеты для репетиций, мастерские, прокатный склад портативных декораций. Деятельность Поленовского Дома не прерывалась в самые трудные дни революционного лихолетья и гражданской войны. Любительские и профессиональные театры подчинили Наркомпросу как «Подотдел рабоче-крестьянского театра» ТЕО Наркомпроса.

В январе 1921 года Подотдел РКТ был преобразован в Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова («Театральный дом») для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров. В это время в Доме организуются новые отделы: литературный, музыкальный, школьного театра, художественно-технический. Начинает выходить журнал «Народный театр».

С 1925 года основным направлением ДТП им. В.Д. Поленова становится развитие сельской художественной самодеятельности.

19 февраля 1930 года "Поленовский Дом" получает новое название - Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им.Н.К. Крупской (ЦДИСК). Затем решением Наркомпроса одобрен проект создания краевых и областных домов искусств. Первые 19 ДИСКов стали основой вновь создаваемой методической службы народного творчества. Их организаторами были выпускники трехгодичных мастерских Центрального Дома.

В 1936 году ЦДИСК был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества им. Н.К. Крупской Комитета по делам искусств при Наркомпросе СССР. В этом качестве он просуществовал до 1958 года, осуществляя методическое руководство художественной самодеятельностью всего Советского Союза.

В 1958 году ВДНТ был переименован в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). А в 1978 году он получил новое здание в Сверчковом переулке.

В 1979 году ЦДНТ стал Всероссийским научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительной работы им. Н.К. Крупской. В новом здании в Сверчковом переулке, Дом расширяет свою выставочную деятельность. В фойе второго этажа организуются небольшие камерные, но очень современные по своему наполнению экспозиции. Перед перестройкой ВНМЦ вступила в Международную организацию по народному творчеству при ЮНЕСКО (IOV). 80-е годы стали временем оживления международных контактов ВНМЦ. Работая на основе договоров о сотрудничестве с коллегами из стран социализма, они обменивались рабочими визитами и знакомились с опытом друг друга.

В 1991 г. ВНМЦ был преобразован в Государственный Российский Дом народного творчества, сохранив за собой роль головной методической организации в сфере поддержки, сохранения и развития народного художественного творчества и культурного наследия народов Российской Федерации. Функции по культурно-досуговой деятельности переданы вновь организованному в то самое время Центру ремесел. После расформирования Министерства культуры СССР и Всесоюзного НМЦ в коллектив ГРДНТ влились новые сотрудники. Ныне директор ГРДНТ - Пуртова Тамара Валентиновна. Адрес ГРДНТ: Сверчков переулок, 8, строение 3.

29 декабря 2016 года Государственному Российскому Дому народного творчества, как учреждению-правопреемнику "Поленовского дома", по письменному согласованию с представителями семьи наследников художника - правнучкой Н.Ф. Поленовой – директором музея заповедника В.Д. Поленова и невесткой сына Н.Н. Грамолиной - заместителем директора по научной работе музея-заповедника В.Д. Поленова, в соответствии с утвержденным приказом Министерства культуры РФ от 1 июня 2011 №686, вернули историческое имя русского художника, академика живописи В.Д. Поленова.

Память

  • В январе 1921 года в Москве был создан Дом театрального просвещения имени Василия Дмитриевича Поленова. В 1925 году он был переименован в Центральный Дом искусства в деревне имени Василия Дмитриевича Поленова. Приказом Наркомпроса РСФСР от 19 февраля 1930 года был переименован в Центральный дом народного творчества имени Надежды Константиновны Крупской
  • 29 декабря 2016 года Государственному Российскому Дому народного творчества возвращено историческое имя В.Д. Поленова.
  • В Петрозаводске на бывшем здании Олонецкой губернской мужской гимназии, где обучался Василий Поленов (ныне в здании расположен Музей изобразительных искусств Республики Карелия), установлена мемориальная доска в честь Василия Поленова.
  • В честь В. Д. Поленова астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид (4940) Polenov, он был открыт 18 августа 1986 года.
  • В 2010 году в издательстве «Молодая гвардия» была выпущена книга М. И. Копшицера «Поленов» из серии «Жизнь замечательных людей».
  • Государственный музей-усадьба Василия Дмитриевича Поленова (село Поленово).
  • Единственный в России памятник художнику установлен 8.10.2017 года в Подольске, в парке «Дубрава» микрорайона «Климовск». Авторы памятника- заслуженный художник Российской Федерации, скульптор Александр Рожников и архитектор Михаил Тихомиров.

Главные произведения

  • «Московский дворик» (1878)
  • «Бабушкин сад» (1879)
  • «Лето» (1879)
  • «Заросший пруд» (1880)
  • «Больная» (1886)
  • «Христос и грешница» (1887)
  • «Золотая осень» (1893)
  • «Среди учителей» (1896)
  • «Исполнялся премудрости» (1896-1909)

Художник Василий Поленов это один из ярчайших представителей в русской живописи второй половины 19 века и начала 20 века. Его пейзажи полны романтики, красоты восприятия и одухотворенности. Автор знаменитых картин "Московский Дворик", "Христос и грешница" и конечно картина "Бабушкин сад"

Василий Дмитриевич Поленов Биография. Художник родился в 1844 году 1 июня в благородной многодетной семье дворян проживавшей в столице в Санкт Петербурге. Глава семьи Поленовых Дмитрий Васильевич был очень образованным человеком, его познания были тесно связаны с археологией, попутно увлекался описанием книг, различных обзоров литературы, заметки в журналах и др.

Мама Поленова М. А. была творчески подкована, увлекалась живописью, историей, а также была замечена, как детский писатель. В семье она заботливо обучала детей рисованию и живописи, картины нарисованные детьми обсуждались на семейном совете, лучшие работы поощрялись наградами. Дополнительно с детьми по основам живописной грамоты занимались художники из академии художеств, все это очень способствовало развитию молодого художника и вступлению во взрослую жизнь.

По развитию в рисовании от Василия также не отставала и его младшая сестричка Елена, в будущем он и она станут профессиональные художниками. Василий вместе с сестрой с 1856 года обучаются под присмотром молодого художника Чистякова П. П., который занимается с ними в течении пяти лет. Паралельно Поленов учится в гимназии и заканчивает данное заведение в 1863 г и поступает в университет изучая основы физики и математики.

Творческий потенциал молодого художника был разносторонен по вечерам как вольнослушатель он посещает уроки в академии, активно занимается музыкой, даже пытается писать свои музыкальные произведения, посещает концертные залы, театры, участвует в различной студенческой самодеятельности, поет на сцене и в последствии на постоянной основе посещает академию художеств занимаясь в натурном классе.

Не определенный в своем истинном предназначении на некоторое время он покидает обучение в университете, полностью отдав себя живописным познаниям в академии и заканчивает курсы в 1867 году с серебряными медалями. Едет за границу на всемирную выставку во Францию, где представлены на то время образцы различных современных народных промыслов, впоследствии для Поленова это будет тема для защиты диссертации в университете.

В 1868 году он опять поступает в университет изучает на данном этапе основы юриспруденции.

В 1869 году активно занимается живописью в надежде на получение золотых медалей, и в конце концов он добивается своего, за картину "Иов и его друзья" его награждают малой золотой медалью, которая давала следующее право в соревновании художников в получении долгожданной большой золотой медали по академическому заданию необходимо написать картину "Воскрешение дочери Иаира". Конечно задача была не простая, тем более в соревновании с ним участвовал Илья Репин.

В 1871 году оба художника справились с заданием на отлично, с некоторыми различиями работ друг от друга, картины получили положительные отзывы и художники были награждены большими золотыми медалями с правом на поездку в Европу.

Закончив университет с защитой диссертации в 1872 году они с Репиным посещают заграничные государства. Поленов едет в Германию, затем в Италию, его впечатляет заграничная жизнь с ее укладом, он посещает музеи и галереи, выставки, впитывая все необходимое в познании европейской живописи и различных ремесел. В последствии он посетит Францию, зачарованный красотой этого города он живет и работает некоторое время В Париже, где под впечатлением напишет картину "Арест графини д’Этремон", собственно за это произведение по возвращении на родину ему присваивают почетное звание академика в 1876 году. В этом же году в должности придворного художника едет в зону русско-турецких военных действий.

Будучи академиком Поленов преподает в училище живописи в Москве, под его руководством стали настоящими художниками, Костантин Коровин, Иссаак Левитан, Абрам Архипов и много других.

Живя в Москве Василий Поленов влюбляется в московские улочки, находя в них поистине живописные места, украшенные красивыми церковными храмами с золочеными куполами и в 1878 году он создает просто неповторимый шедевр своего творчества картину с ласковым названием "Московский дворик", сюжет которого, художник приметил в одном из арбатских закоулков. Данное произведение принесло художнику впечатляющий успех и популярность а его стиль написания, стал восприниматься современниками, как новый стиль, обозначенный интимным пейзажем.

В 1879 году Поленов вступил в ряды художников передвижников и часто выставляет свои работы на выставках, среди которых картина "Бабушкин сад" и "Заросший пруд" получила много добрых отзывов, это произведение Стасов обозначил, как наилучшую колоритно живописную работу среди пейзажистов на то время.

В 1881 году Поленов вместе с Праховым А. В. и Абамелек-Лазарев С.С. посещают ближний восток, побывав в Египте, Сирии и Палестине. За время поездки по ближнему востоку Художник исполнял различные этюды с натуры и пейзажи "Нил у Фиванского хребта", "Нил, вдали пирамиды".

В 1882 году художник возвращается в Россию, привезенные работы после поездки были проэкспонированы в 1885 году на передвижной выставке, где их увидел Павел Третьяков, зачаровавшись работами он приобретает их.

В 1882 году Василий Поленов женится, его избранницей становится Якунчикова Н. Б. родственница Мамонтовой Е. Г. В 1883 году он снова едет за границу на этот раз вместе с супругой и посещает Италию,обосновавшись в столице Италии в Риме, где вынашивает замысел к картине на тему из жизни Христа В 1887 году художник пишет картину "Христос и грешница", самое интересное что Христа Поленов изобразил не совсем традиционно, как простого человека с мудрым разумом и чистой душой. Картина была выставлена в этом же году на передвижной выставке и была куплена императором Александром 3-м.

В1890 годы художник уезжает из столицы в Тульскую область, где приобретает дом на берегу Оки а позднее по его замыслу ему построили дом вместе мастерскими, в которых он собирает художников, местных сельских детишек обучает живописи и рисунку. Это имение было названо Борок. Насытившись деревенскими видами Поленов много работает и создает ряд живописных произведений с красотами окрестностей реки Оки "Ранний снег", "Летом на Оке", "Осень на Оке близ Тарусы", "Золотая осень"

Много работая с пейзажной темой Поленову не давало покоя тема из Евангелия, он поэтому замыслу создал много работ и в 1909 году многие из них были продемонстрированы в разных городах России в Петербурге, в Твери и в Москве.

Василий Поленов много времени уделяет работе в театре, исполняя различные декорационные работы это способствовало его дружбе с Савой Мамонтовым.

По замыслу художника в 1915 году построено театральное здание с различными мастерскими для постановки сцен. Сам принимает участие в разработке сценариев и режиссерских постановках.

После Октябрьской революции 1917 года он переезжает в свое имение Борк, где участвует в организации крестьянских театральных кружков. Он много работает с молодежью, Поленов преподает живописные основы детям.

Продолжает заниматься творчеством, пишет картину пишет картину в 1919 году "Разлив на Оке". В 1924 году ему 80 лет в знак данного события устраивается его персональная выставка в залах Третьяковской галереи В 1926 году за различные заслуги советское государство присваивает ему звание народного художника России.

В 1827 году летом 18 июля Поленов скончался, его похоронили на берегу реки Ока в окрестностях села Бехово.