Анализ стихотворения Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы. «Учись у них — у дуба, у берёзы…», анализ стихотворения Фета, сочинение

Учись у них — у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Анализ стихотворения «Учись у них — у дуба, у березы» Фета

На протяжении всей жизни Фет подчеркивал тесную связь человека с природным миром. В позднем периоде творчества в пейзажной лирике поэта все чаще появляются философские мотивы. Фет уже многого добился в жизни, он вышел в отставку, чтобы полностью отдаться поэтической деятельности. Он по праву может подводить итоги своего жизненного пути. Произведения поэта становятся глубокими размышлениями о старости, которая аллегорически изображается через природные явления. Один из характерных примеров таких стихотворений — «Учись у них – у дуба, у березы» (1883 г.).

Фет призывает читателей учиться у деревьев спокойно воспринимать житейские трудности и неудачи, которые он сравнивает с зимней «жестокой порой». Деревья ничем не защищены от свирепых морозов и метелей, которые заставляют трескаться кору. Последние листья, являющиеся единственным напоминанием о счастливых летних днях, обрывают порывы сильного ветра. Эти одинокие листочки подобны человеческим надеждам, которые неумолимо тают в трудной ситуации. Деревья никак не выражают своих страданий и стойко переносят лютый холод. Фет ставит в пример их безграничное терпение и заявляет: «Молчи и ты!».

Деревья знают, что зима не может продолжаться вечно. В любом случае нельзя терять веры и надежды, потому что все равно настанет весна. Она принесет с собой тепло и новые надежды, пробудит спящие жизненные силы. На простом примере неизбежной смены времен года Фет показывает, что никогда нельзя сдаваться под напором жизненных обстоятельств. Поэт многое повидал в жизни, ему было хорошо известно, что вслед за неудачами обязательно придет счастье. Как бы не были велики беды и страдания, они подчинятся вечному циклическому закону жизни. Нельзя падать духом под ударами судьбы. Бессмысленные мольбы и причитания не дадут никакого результата. Человек может перенести неприятные минуты только с гордо поднятой головой.

Старость Фета не стала причиной его уныния. Он прекрасно понимал, что жизнь подходит к концу, но, посвятив себя служению природы, научился подражать ей. Даже в преклонном возрасте поэт находит яркие и счастливые моменты. Финальная строчка («переболит скорбящая душа») подчеркивает несгибаемый оптимизм автора и его огромный запас жизненных сил.

Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы… », о котором пойдёт речь, написано 31 декабря 1883 года русским поэтом Афанасием Фетом … День, когда оно родилось, совершенно особенный. И не только для Фета, но и для каждого человека. Почему?

Это последний день уходящего года, канун Нового года. Каким настроением обычно пронизан этот день? Чем наполнен?

В этот день всегда много радостной, предпраздничной суеты: люди готовятся к празднику, наряжают ёлки, покупают подарки, накрывают столы — все живут ожиданием чудесной новогодней ночи, настроение у всех приподнятое, радостное. Так ли у Фета?

Прочитаем его стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы … ».

Можно ли по настроению, которым пронизано стихотворение, отнести его к предновогодним? Почему?

Шестиклассники дружно отвечают «нет!» и наперебой приводят свои аргументы: оно совсем не радостное, а скорее печальное, в нём нет ожидания праздника, его автор будто
и не чувствует, что приближается Новый год. Заставим их задуматься.

Но ведь человек проживает каждый год своей жизни по-разному: у кого-то всё складывается благополучно, у кого-то случаются тяжёлые болезни, утраты и другие скорби, кто-то переезжает или меняет род деятельности, у кого-то рождаются дети, а у кого-то уходят из жизни родные или близкие, да мало ли ещё что может происходить в жизни человека … Поэтому и приближающийся Новый год можно встречать с разным настроением.

Давайте ещё раз перечитаем стихотворение и посмотрим: может быть, в нём всё-таки есть какое- то ощущение жизненного рубежа, когда человек останавливается, оглядываясь назад, на то, что было в его жизни, и в то же время пытается заглянуть вперёд, в будущее. (Ведь и мы, прежде чем встретить Новый год, всегда провожаем старый.) Найдите в стихотворении такое выражение, которое говорит о том, что в уходящем году для лирического героя стихотворения было что-то тяжёлое, больное. («Скорбящая душа»).

Объясните значение слова скорбь и образованного от него слова скорбящая.

Как выясняется, дети не знают точного лексического значения этого слова. В лучшем случае они говорят о печали. Дополним и уточним их толкование. Скорбь — состояние крайней душевной печали, вызванное бедой, несчастьем, неудачей, ударами судьбы, утратами (обычно в связи с чьей-либо смертью); скорбящая — значит «находящаяся в состоянии скорби».

Но есть ли в стихотворении и такие слова, которые подсказывают, что «скорбящая душа» надеется на перемены, на лучшее? Если есть, найдите их. Это строки, в которых высказывается надежда на животворящую силу весны, способную возродить «скорбящую душу» к жизни:

Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Поинтересуемся у детей, в каком смысле употреблено слово гений.

Как и следовало ожидать, шестиклассники воспринимают это слово только в одном значении: человек с выдающимися способностями. Поэтому слова Фета они толкуют как способность весны совершать что-то невозможное, удивительное. В каком-то смысле дети и правы, но нужно познакомить их и с другими толкованиями этого слова, что обогатит их восприятие.

Гений — в римской мифологии дух — покровитель человека, рода, местности; а в книжной речи гений — олицетворение, высшее проявление чего-либо, например: гений фантазии, гений красоты и т. п.

Если мы учтём все эти значения слова гений, то какой предстанет перед нами весна?

Весна наделена способностями и силой гения — покровителя человека, в ней сосредоточены чудодейственное тепло и жизнь, которые она передаёт ему, она становится
олицетворением силы жизни … Какие части речи помогают почувствовать её стремительность, энергию, силу, что, собственно, и является воплощением жизни?

Это прежде всего глагол промчится. А дополняют его существительные тепло и жизнь.

На что надеется лирический герой стихотворения?

«Переболит скорбящая душа», то есть успокоится, утешится, всё плохое уйдёт в прошлое. Что помогает ему верить в это, надеяться на лучшее? (Природа.) Каким видит поэт последний день уходящего года? Опишите его, отталкиваясь от стихотворения.

Это очень суровый и холодный день. Недаром поэт говорит о нём: «Жестокая пора!» Мороз трещит, обламывает ветви обледенелых деревьев. А ветер завывает в вершинах, срывает с них старые сухие листья, осыпает с ветвей снег, закручивает снежные вихри.

Снег то летит большими хлопьями, то превращается в колючую порошу, сквозь которую трудно что-то разглядеть. Всё живое притаилось где-то под крышей или забилось в норки. Небо серое, безрадостное. Почему у нас возникает ощущение холодной, морозной зимы?

Какие художественные средства помогают её почувствовать?

Картину холодной суровой зимы помогают создать эпитеты («жестокая пора», «лютый холод»), олицетворения («всё злей метель», она «сердито рвёт последние листы», деревья плачут: «на них застыли слёзы»).

Почему взгляд поэта привлекают дуб и берёза? Что обычно связывается с образами этих деревьев в народной поэзии? Берёза и дуб — самые распространённые и привлекательные деревья русского пейзажа. Берёза — кудрявая, белоствольная, с тонкими ветвями, трепещущими резными листиками, красавица в любую пору года.

Дуб — раскидистый, мощный, с великолепной кроной, узнаваемый издалека и влекущий взор. Берёза обычно ассоциируется с молодой красивой девушкой, дуб же — с могучим богатырём: ведь именно он — самое долголетнее и крепкое дерево в русских лесах, именно в нём видится трепетной красавице (берёзе, рябине, калине) надёжный и желанный защитник (вспомните слова народной песни: «Как бы мне, рябине, к дубу перебраться…»)

Дуб — символ мужественности и крепости, берёза — символ женственной хрупкости и красоты. Как переносят суровую зиму дуб и берёза? Что помогает им справиться с этим испытанием? От лютого холода на них треснула кора, сквозь неё проступила смола — -слёзы » , и всё же они не жалуются: «стоят, молчат ».

Они умеют терпеть … И знают, что когда-нибудь стужа кончится и они вновь зазеленеют и расцветут.

К кому обращены слова поэта: «Учись у них — у дуба, у берёзы»? И чему надо учиться у них? Эти слова поэта обращены прежде всего к самому себе, но, конечно, и к нам, читателям. Тяжело переносить скорби, они сковывают душу, как «холод лютый » , но нужно набраться терпения, как набрались его стойкие и молчаливые дуб и берёза, и верить, что «переболит скорбящая душа » , вернётся к жизни …

Какое действие оказывают на лирического героя плачущие, но не сетующие на судьбу дуб и берёза?

Они одновременно и утешают его, и подают надежду, и заставляют стыдиться своей слабости: «они стоят, молчат; молчи и ты!». По сути дела, воплощением чего стали в стихотворении дуб и берёза? Они стали воплощением стойкости, мужества, силы духа, терпения, надежды. А что же воплощают в себе зима и весна в стихотворении?

Зима символизирует тяжёлые испытания и скорби, а весна воплощает в себе полноту, красоту, радость и гармонию жизни, возрождение и обновление. Как вы думаете, почему «портрет» зимы в стихотворении более развёрнутый, чем «портрет» весны?

Зима тянется долго, люди многие дни не видят солнца, это вызывает печаль, хандру, зима кажется бесконечной. Её однообразие и продолжительность дают возможность раз-
глядеть эту «жестокую пору » со всех сторон. Зато весна пролетает почти мгновенно, захлёстывая нас радостью и каждодневным обновлением …

Её характеризуют два ёмких слова: тепло и жизнь. Как соотносятся эти образы-символы — зима и весна? Они противопоставлены друг другу. Это антитеза. Найдите слова и выражения, которые характеризуют зиму и весну.

Зима — «жестокая», её «холод лютый» «хватает» за сердце, заставляет плакать деревья («напрасные на них застыли слёзы»), ломает кору берёзы и дуба; «всё злей метель», она «сердито рвёт последние листы»…

Весна же исполнена тепла и жизни, она стремительна и радостна: Но верь весне. Её промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Благодаря ей всё оживает «для ясных дней, для новых откровений».

Что значит «для новых откровений»? Как вы понимаете слово откровение?

«Наверно, это какие-то открытия » — предполагают дети. Уточняем значение слова.

Откровение – это

  1. Изъявление, сообщение кому-либо Божественной воли.
  2. Что- либо неведомое до сих пор, открывающее новое, неизвестное, дающее новое толкование, объяснение чему-либо и т. п.
  3. Способность острого восприятия, глубокого проникновения в сущность вещей, явлений, свойственная кому-либо, чему-либо. Теперь, обогащённые знанием всех лексических значений этого слова, вы можете более точно объяснить выражение «для новых откровений».

Попытаемся расширить ваше прежнее толкование. «Новые откровения » — это новое открытие жизни и её ценностей. Душа, переболевшая скорбями, воскресшая от уныния, острее воспринимает мир и ценит жизнь во всех её проявлениях, обретает способность проникать в суть вещей и явлений, новые истины становятся её достоянием, она снова живёт в согласии с небом и с собой…

Можем ли мы утверждать, что это стихотворение представляет собою развёрнутую аллегорию человеческой жизни? Вспомним, что такое аллегория. Аллегория (от греч. аllёgогiа- иносказание) — литературный приём, основой которого является иносказание: изображение отвлечённого понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделённого жизненными реалиями.

В художественной литературе аллегория используется как средство усиления поэтической выразительности. Образное, предметное её воплощение создаёт дополнительные, а порой и новые художественные и смысловые оттенки. Кто подсказал поэту эту аллегорию? Природа, а конкретно дуб и берёза, стоически переживающие испытания «жестокой поры».

Благодаря им поэт, а вместе с ним мы, получаем замечательный урок жизни: «Они стоят, молчат; молчи и ты!» То есть будь стойким в любых испытаниях, научись терпеть, верь в добрые перемены.

Известный литературовед Н. Н. Скатов так написал о поэзии А.Фета: «Оригинальность Фета состоит в том, что очеловеченность природы сочетается у него с природностью
человека».

Попробуйте объяснить эти слова.

Коряво, но правильно дети говорят о том, что человек — это тоже часть природы, он связан с нею и во многом зависит от неё, поэтому не удивительно, что с древних времён люди одухотворяют природу, наделяют её какими-то человеческими свойствами, берут у неё уроки жизни.

И в фольклоре, и в художественной литературе мы часто встречаем образы, взятые из мира природы, и через природу учимся понимать и самих себя. Это можно увидеть и на примере стихотворения Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы … ». Отсюда и параллель между жизнью человека и природы, вызвавшая к жизни выразительную аллегорию.

Аллегория широко используется не только в литературе, но и в живописи. Мы можем найти множество картин, названия которых начинаются со слова «аллегория». Особенно
их много на тему времён года.

Предлагаем рассмотреть несколько репродукций картин различных художников, которые изображали аллегорию зимы и весны (например, В.Боровиковского «Зима в виде старика»; Д.Арчимбольдо «Зима», «Весна»; Давида Теннирса Младшего «Зима»; Элизабет Сонрель «Зима»; Ю.Бекховой «Зима»; Натаниэля Шмитта «Аллегория зимы»; С.Боттичелли «Весна»; А.Мухи «Весна»; Андерсон «Весна» и др.) и выбрать из них те, которые созвучны стихотворению Фета по настроению.

Подчеркнём при этом, что аллегория в живописи может быть даже сложнее по восприятию, чем в художественной литературе, она требует искусствоведческих знаний, так как многие детали, изображённые на картине, нуждаются в объяснении, ибо имеют определённый смысл, который, возможно, известен не всем.

Дети с интересом рассматривают картины, задают вопросы, но выбирают из предложенного ряда картину Боровиковского «Зима в виде старика», потому что, на их взгляд, старик, изображённый на картине, выглядит очень удручённым, замёрзшим, одиноким, что соответствует настроению лирического героя в начале стихотворения. А вот весну они предпочитают в исполнении Андерсон, потому что она дана в движении, в её портрете много ярких красок, она радостная: там, где она ступает, расцветают цветы и зеленеют травы — жизнь начинается сначала…

Теперь, когда анализ стихотворения завершён, когда его художественные образы закрепились в детском сознании, перейдём к обобщению и попросим шестиклассников определить тему и идею произведения.

Тема стихотворения – изображение неразрывной связи жизни человека и природы, их необходимости друг другу.

Идея — призыв верить в лучшее, уметь с достоинством переносить любые испытания и никогда не падать духом.

Анализ стихотворения Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы»

2.3 (46.67%) 3 votes

Центральным мотивом творчества А.Фета является описание природы. Природа неразрывно связана с жизнью и судьбой человека. В своих стихотворениях поэт использует разнообразные художественно — изобразительные средства. Одним из наиболее ярких произведений Фета является стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы» , написанное в декабре 1883 года .

Фет показал внутреннюю связь мира природы и мира человека , одушевляя природу, создавая пейзажные картины, отражающие во всей полноте состояние души человека.

Первая строчка содержит основную идею стихотворения. Дуб и береза – традиционные деревья средней полосы России. Дуб символизирует мужчину, стойкость и мужество, береза символизирует женщину, нежность и трепетность. Но оба эти дерева стойко переносят лютую зиму для того, чтобы встретить весну и снова радоваться ей: «застыли слезы», «треснула…кора». Поэт призывает учиться стойкости и мужеству у дуба и березы: «Они стоят, молчат; молчи и ты!». По мнению поэта, человек должен уметь стойко переносить все жизненные невзгоды и страдания.

Поэт использует олицетворения для описания суровой зимы: «все злей», «сердито рвет», «за сердце хватает». Эпитеты тоже преимущественно посвящены описанию зимы – «холод лютый», «жестокая пора», «напрасные слезы». Таким образом, он хочет подчеркнуть силу и мощь «зимы», которым вынуждены противостоять и человек, и природа. Фет ассоциирует «зиму» и душевную дисгармонию человека: беду, горе, неустроенность, тревогу, беспокойство.

Вся третья строфа стихотворения посвящена человеку, где поэт призывает: «Но верь весне.», потому что как и в природе зиму обязательно сменит весна, так и для человеческой души наступят «ясные дни», «новые откровения», когда «гений весны» принесет с собою тепло и жизнь. Весна выступает не просто временем года, а верным другом, который обязательно придет и поможет в трудную минуту и торжествует добро, красота, гармония: «Переболит скорбящая душа».

Написал стихотворение «Учись у них - у дуба, у берёзы…» в 64 летнем возрасте. Оно тепло было встречено читателями.

Шёл последний день 1883 года. Зимой поэт жил в Москве и, как всегда, много писал. Вышеназванное лирическое произведение было создано утром и уже отредактировано до начала новогоднего вечера. Один из исследователей творчества Фета определил появление стихотворения так - «вырвал из души…»

Тема природы и человека всегда волновала Фета. Её он раскрывает и в стихотворении «Учись у них - у дуба, у берёзы…». Раскрывает он её настолько полно и серьёзно, что начинаешь верить автору, начинаешь извлекать уроки из его коротких, но мощных строк. Писатель призывает человека мириться с тяготами, невзгодами, трудностями подобно дубам и берёзам суровой зимой. Деревьям бывает очень не просто пережить зимнее время года. Стоят они, одинокие, безлистные в заснеженном и равнодушном лесу. Кора на них треснула, все ветви и сучья - в ледяной изморози. Тяжело им, безрадостно, холодно и тоскливо. Но гордо несут сильные деревья свой зимний крест. Это испытание послано им свыше, и они молча терпят его. Писатель обращает внимание читателя и на выносливость могучего дуба, и на стойкость нежной берёзки. И это не случайно. Ведь все люди - и слабые, и сильные - живут в жестоком мире, где горе, несчастье и беда обязательно застигнут врасплох и оборвут крылья. Фету важно донести до читателя мысль о том, что любую боль можно перенести и можно заставить себя жить дальше с верой и любовью в опустошённом сердце. Воззвание к молчанию по Фету - это воззвание к смиренности и покорности. Мир огромен, величав, иногда надменен - ему невозможно всех утешить и обогреть. Утешение каждый должен находить в вере, в обновлённых мыслях, в надежде, в любви к рядом живущим и в светлой памяти об ушедших. Поэт верит, чтобы вместе с красавицей-весной к людям придёт и красота в помыслах, душах, поступках. С теплом на улице появится и тепло в сердце, оттает оно от долгого холода.

Стихотворение состоит из 3 строф. В каждой строфе - свой сюжет. Мини-сюжеты образуют общее для произведения содержание. Из 1 строфы видно, что берёза и дуб стоят в зимнем лесу. Зима, по словам автора, выдалась жестокая. Деревья зябнут. Стужа меняет их внешний облик. Но они всё равно стоят. Автор побуждает читателя учиться у деревьев мужеству.

2 строфа помогает почувствовать движение зимней катастрофы. Природа рвёт и мечет: метель лютует, злится мороз, ветер яростно срывает последние листочки с ветвей. Но деревья по-прежнему немы. Их молчанием восхищается поэт, призывая людей поступать также.

Из 3 строфы льётся на читателя надежда. После холодной зимы всегда приходит живая и тёплая весна. Она вносит ясность в прежнюю тревогу, она дышит признаниями и искренностью, она лечит боль от потерь и скорби.

В строке ударение падает на 2, 4, 6, 8 и 10 слог: [у-чи́сь-у ни́х-у-ду́-ба-у́-бе-рё-зы ]. Пятистопный ямб . Рифма перекрёстная, женская; мужская.

Изобразительные средства языка (тропы) помогают понять «живую» связь между жизнью деревьев и жизнью человека:

  • олицетворения , метафоры : слёзы застыли, метель сердито рвёт, за сердце хватает холод, они (деревья) молчат, гений промчится, верь весне.
  • эпитеты : жестокая пора, напрасные слёзы, холод лютый, ясных дней, скорбящая душа.

Лирический герой - человек, который призывает к смирению и стойкости в любых условиях жизненных перипетий. В образе лирического героя можно увидеть людей, которые верят в лучшее будущее и просят разочарованных в жизни терпеть и ждать. Деревья же распускаются весной, несмотря ни на что…

Жанр стихотворения - лирическое стихотворение. Можно в нём заметить черты послания и элегии. Я бы его назвала стихотворением-советом.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета

Стихотворение ” Учись у них – у дуба, у березы” было написано Афанасием Фетом уже на склоне лет и получилось необычайно проникновенным. Краткий анализ “Учись у них – у дуба, у березы” по плану поможет ученикам 6 класса понять, почему оно было так тепло встречено читателями. Этот разбор можно использовать на уроке литературы, чтобы объяснить материал.

Краткий анализ

История создания – произведение написано в 1883 году в Москве, при этом опубликовано оно было только два года спустя, в 1885-м.

Тема стихотворения – человек и природа, их взаимодействие.

Композиция – линейная одночастная.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Олицетворения “метель рвет листы”, “метель все злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.

Эпитеты “жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.

Метафоры “застыли слезы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью” .

История создания

В конце 1883 года Афанасий Фет находился в Москве. Это был период, когда он много писал – и одним из стихов стал “Учись у них – у дуба, у березы”, написанный в последний день уходящего года. Это произведение, как отмечают биографы”, было буквально вырвано из сердца 64-летнего поэта. Неудивительно, что публика приняла его очень тепло. При этом в печать стихотворение попало только в 1885 году.

Тема

Афанасий Афанасьевич львиную долю своего творчества посвятил человеку и природе, и “Учись у них – у дуба, у березы” также рассматривает именно ее. Сквозь призму природных явлений автор показывает жизнь человека, в которой есть место для тягот и невзгод. Переносить их, по его мнению, следует так, как деревья переносят зимний холод: стойко и молча.

Фет не зря выбрал в качестве примера березу и дуб: он хочет сказать, что испытания могут настигнуть и слабых, и сильных. И вынести их также придется и тем, и другим.

Композиция

Первая строфа показывает читателю зимний лес. Стоящие в нем деревья терпят невыносимую муку от зимней стужи, но все же продолжают стоять, ожидая момента, когда эта мука закончится.

Вторая строфа демонстрирует зимнюю катастрофу в движении: к холоду прибавляется ветер, но деревья продолжают проявлять чудеса стойкости.

И не зря – в третьей строфе у них появляется надежда, ведь приходит весна с ее оживляющим теплом. Фет старается показать, что в какой-то момент боль от всех потерь излечится и в жизнь снова придет радость.

Жанр

Это произведение относится к жанру пейзажно-философской лирики. С одной стороны, автор показывает зимний пейзаж, с другой – призывает человек посмотреть на него как на пример для подражания. Использованный поэтом прием олицетворения позволяет глубже раскрыть философскую мысль. Его также можно считать и стихотворением-советом от умудренного жизнью старого человека.

Написано стихотворение пятистопным ямбом, при этом Фет использует перекрестную рифмовку с мужской и женской рифмой.

Средства выразительности

Несмотря на достаточно скромный объем произведения, в нем использовано действительно много художественных средств, помогающих раскрытию философской мысли, которая в него вложена. Это:

  • Олицетворения – “метель рвет листы”, “метель все злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.
  • Эпитеты – “жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.
  • Метафоры – “застыли слезы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью” .

Все эти приемы характерны для лирики Фета, они помогают человеку понять существующую между ним и окружающим миром крепкую связь.