Балет щелкунчик история создания кратко. Все, что вы хотели знать о балете “Щелкунчик”

18 декабря 1892 года в Мариинском театре состоялась премьера «Щелкунчика». Не все балетоманы и критики по достоинству оценили тогда постановку, но со временем она так сильно полюбилась зрителям, что сегодня без нее невозможно представить новогодний репертуар самых известных театров мира. К юбилею «Щелкунчика» АиФ.ru собрал любопытные факты о балете.

1. Музыку к «Щелкунчику» Чайковский сочинял в настоящих творческих муках. С самого начала сюжет не вызывал у композитора особого восторга: он только закончил «Пиковую даму», в проекте находилась опера «Иоланта», ему было не до сказок. К тому же в процессе работы над балетом умерла его любимая сестра Александра . О ее смерти он узнал случайно, из газет, поскольку родные пытались скрыть этот факт и отсрочить сильнейший удар для композитора. Существует мнение, что трагическая музыка во втором акте балета — это не что иное, как воспоминания Петра Ильича о родном человеке, которые он перенес в ноты.

2. Считается, что балет поставил Мариус Петипа , на самом деле балетмейстер лишь написал некий план действий для Чайковского, чтобы ему легче было сочинять музыку, а всю основную работу проделал его коллега Лев Иванов.

Артисты балета Императорского Мариинского театра в первой постановке балета «Щелкунчик». Фото: Public Domain

3 . В самом начале «Щелкунчик» шел в один вечер с «Иолантой». Идея показать зрителям двухактный балет и одноактную оперу принадлежала директору императорских театров Ивану Всеволожскому , который и заказал оба этих произведения Чайковскому.

4 . После революции хореография Иванова в «Щелкунчике» была утеряна. Однако, благодаря педагогу и режиссеру Николаю Сергееву, — не до конца. Он занимался записью танца по системе В. И. Степанова . На тот момент это был единственный доступный способ передачи знаний другому поколению танцовщиков, хотя далеко не все коллеги Сергеева с уважением относились к его труду. В 1918 году хореограф эмигрировал в Европу и захватил с собой все имеющиеся записи, что помогло ему возродить за границей не только «Щелкунчика», но и многие другие постановки Мариинского театра.

Сцена из балета «Щелкунчик» в постановке Мариинского театра, 1892 г. Фото: РИА Новости

5 .В Большом театре Щелкунчик впервые был показан в 1919 году в редакции Александра Горского . Но сценическая жизнь постановки была недолгой. Аналогичная судьба ожидала редакцию Фёдора Лопухова , которую он реализовывал в Ленинграде. Руководство театра назвало ее «художественным произволом». Зато версия «Щелкунчика» Василия Вайнонена пользовалась успехом и шла на сцене Большого театра больше тридцати лет.

6 . Начиная с 1966 года на сцене главного театра страны идет «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича. Много лет тому назад хореограф специально ставил балет под двух главных исполнителей: Екатерину Максимову и Владимира Васильева . В «Щелкунчике» Григоровича используются лишь мотивы сценария Иванова. Кроме того, финал балета идет вразрез с некогда главным правилом Императорского театра, которое гласит, что все спектакли должны заканчиваться хорошо. У Юрия Николаевича Мари в конце понимает, что свадьба с принцем и их счастливая жизнь были всего лишь сном. Его постановку многие называют не просто сказкой, а сказкой с философским смыслом.

7 . Только в США идет около 150 вариантов «Щелкунчика». Одни хореографы пытаются возродить первоначальную версию балета благодаря архивам, другие создают свои интерпретации. Николай Цискаридзе , который танцевал принца в классических и альтернативных постановках, а также видел многие из них, как-то сказал по этому поводу следующее: «Я видел тысячи версий этого спектакля, иногда такие чудовищные, что я вам даже описать не могу. На сцене происходил такой абсурд, но музыка Чайковского спасает все!»

8 . Традиционно именно в «Щелкунчике» могут попробовать свои силы начинающие танцовщики. Например, в Мариинском театре проходят два варианта балета: в одном участвуют учащиеся и студенты Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, в другом — уже состоявшиеся артисты.

9 . Партию Щелкунчика-принца исполняли многие известные артисты балета. Одним из них был Николай Цискаридзе. Бывший премьер Большого театра много лет выходил на сцену 31 декабря, отмечая таким образом не только Новый год, но и свой собственный день рождения.

10. Увидеть «Щелкунчик» 31 декабря мечтают многие. Еще в 60-е попасть на новогодний спектакль было практически невозможно. Ситуацию усугубляли перекупщики, которые продавали билеты в 3-4 раза дороже их номинальной стоимости. В наше время почти ничего не поменялось. Однако в этом году дирекцией Большого театра были введены особые правила покупки билетов, которые помогли многим зрителям осуществить свою заветную мечту и увидеть балет по приемлемой стоимости.

Щелкунчик Чайковского, пожалуй, один из самых любимых русских балетов. Он всегда является украшением репертуара. В дни новогодних и рождественских праздников пользуется особым успехом у публики, а музыка Чайковского звучит в эти дни повсюду, создавая ощущение праздника и счастья.

Впервые Щелкунчик появился в Мариинском театре в 1892 году. Когда директор Мариинского театра князь Всеволожский предложил Чайковскому написать новый балет, то композитор смутился. Либретто, сочиненное Мариусом Петипа, по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», повествовало о приключениях девочки Клары, сражениях Щелкунчика с Мышиным королем и празднике в волшебном царстве сладостей Конфетюренбурге.

Именно сюжет о Конфетюменбурге привел Чайковского в ужас. Однако положение было безвыходным, не принять срочного и почетного предложения от Императорского театра композитор не смог. Чайковский писал в отчаянии своему брату о том, что никогда не чувствовал себя таким несчастным: «Я тщательно напряг все силы для работы, но ничего не выходило кроме мерзости». Жаловался он и директору Мариинского театра князю Всеволожскому: «Выходит что-то бесцветное, сухое, спешное и скверное».

К счастью, премьеру удалось отложить. Тому был уважительный повод - Чайковский отправился в долгое путешествие за океан в Нью Йорк, где должен был принять участие в открытии зала Карнеги Холл. Отсрочка помогла, за это время композитор смог найти ключ к непокорному сюжету, он задумал написать балетную симфонию о детстве, о взрослели души, чудесах рождественской ночи, сражении света и тьмы и о победе любви. Так в творческих муках родилась одна из самых прекрасных и самых глубоких партитур Чайковского.

Наслаждайтесь праздниками, зимними прогулками, прекрасной музыкой и русской кухней в новом ресторане La Russ на Дворцовой площади. Приглашаем вас посетить и подробнее ознакомиться с меню и шоу программой.

П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»

Самое волшебное и новогоднее произведение П.И. Чайковского, известное по всему миру – балет «Щелкунчик». Зачастую в классических операх или балетах есть один или несколько известных номеров, которые становятся знаковыми для произведения и горячо любимыми публикой. О «Щелкунчике» этого не скажешь, потому что весь балет состоит из таких «хитов»! Пожалуй, это самое узнаваемое произведение во всем мире. Чего только стоит завораживающий Танец феи Драже, нежнейший Вальс Цветов, череда танцев: Шоколад, Кофе, Чай и многие другие. Да и кто из детей, в конце концов, не мечтал оказаться на месте Мари и Щелкунчика в этом сказочном месте из шоколада, карамели, зефира и прочих вкусностей?!

Краткое содержание балета Чайковского «Щелкунчик» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Штальбаум советник медицины, именно в его доме разворачиваются все события
Мари дочка Штальбаума, получившая в подарок Щелкунчика
Фриц брат Мари, сломавший Щелкунчика на празднике
Дроссельмейер крестный Мари, подаривший ей Щелкунчика и рассказавший о чудесном городе
заколдованный принц
Фея Драже правительница в волшебном городе Конфитюренбурге
Принц Коклюш принц из сказочного города, встречающий девочку и Щелкунчика
Король мышей злой повелитель враждебной армии мышей, напавший на Щелкунчика

Краткое содержание «Щелкунчика»


Основные события в балете разворачиваются на кануне большого и светлого праздника - Рождества.

В доме Штальбаума собрались гости и крестный Мари, который пришел с кучей подарков для детей. Среди них заметно выделяется кукла, предназначенная для колки орехов – Щелкунчик. Довольно неуклюжая игрушка с широкой улыбкой сразу понравилась девочке Мари. Уже все дети ушли спать, а она все не могла расстаться с Щелкунчиком.

Девочка так заигралась, что не заметила, как вокруг все стало меняться. Елка стала огромных размеров и послышался странный шорох. В комнате появилась армия мышей, а сам Щелкунчик внезапно ожил, превратившись в прекрасного юношу. Он тут же собрал себе армию из солдатиков и отправился на врага, но их силы были неравны. Мари, увидев это, решила помочь Щелкунчику и кинула своим башмачком в Короля мышей. Враги испугались внезапной атаки и разбежались.


Когда Мари очнулась, перед ней оказался ее крестный – Дроссельмейер, представший в образе волшебника. Он рассказал об удивительном сказочном мире, в который достаточно непросто попасть, преодолевая снежную бурю. Но Мари вместе с Щелкунчиком отправляются в эту страну. Они оказываются в чудесном городе Конфитюренбурге, где кругом много сладостей и гостей, встречающих их. Фея Драже устраивает пышный бал в их честь и Мари становится настоящей принцессой, после того, как Щелкунчик рассказал, как она спасла его. Когда торжество заканчивается, волшебник помогает Мари вернуться домой из своего чудесного путешествия.

Фото :





Интересные факты о Щелкунчике

  • Сохранились сведения, что на первом представлении балета в Мариинском театре (декабрь 1892 года) публика была необычайно удивлена именно силой звучания оркестра. В особенности привлек их внимание музыкальный инструмент челеста.
  • Начиная с постановок «Щелкунчика», появилась традиция отдавать второстепенные роли ученикам хореографических училищ.
  • Танец «Кофе» основан на народной грузинской колыбельной.
  • Согласно содержанию немецкой легенды, щелкунчики приносят удачу и оберегают дом. Поэтому эти деревянные механические куклы были популярны как рождественские подарки для детей.


  • Елка, которую устанавливают обычно на сцене в первом акте, весит около тонны.
  • Во время нежного танца снежинок на сцену падает конфетти, общая масса которого около 20 кг.
  • За весь спектакль на сцене демонстрируется около 150 различных костюмов.
  • Для полноценной работы всего оборудования, нанесения грима и смены костюмов за кулисами во время выступления должно находится около 60 человек.
  • Для освещения балета применяется обычно до 700 осветительных приборов.
  • На одну пачку Феи Драже уходит 7 слоев тюля.


  • Существует некая путаница в именах девочки (Мари, Маша или Клара). На самом деле, как указано в первоисточнике, Клара – это всего лишь кукла девочки, которую зовут Марихен. На французский манер ее имя звучит как Мари, именно такая версия досталась директору Императорских театров Всеволжскому. В советских постановках, начиная с 1930 года, балет русифицировался и девочка Мари получила имя Мария, а ее брат стал Мишей. Также праздник Рождество заменили на Новый Год.
  • Перед тем, как приступить к написанию балета, Чайковский сначала полностью написал сюжет со слов Всеволжского и уже после принялся сочинять музыку.
  • Волшебный город Конфитюренберг из второго акта так же придумал Всеволжский.
  • Самый большой шелкунчик был сделан в Германии и имел высоту более 10 метров.
  • Франк Рассел Гэли исполнил партию Щелкунчика в рекордном возрасте, на тот момент ему было 74 года и 101 день.

Популярные номера «Щелкунчика»

Вальс цветов (слушать)

Марш из I действия (слушать)

Танец Феи Драже (слушать)

Вальс снежных хлопьев (слушать)

Па-де-де Мари и Щелкунчика - адажио (слушать)

Музыка


Петр Ильич воплощает уже известную ему тематику в балете – преодоление враждебных сил благодаря силе любви. Музыка насыщается новыми выразительными образами. Интересно наблюдать за тем, как совмещается здесь выразительность с изобразительностью, яркая театральность и глубочайший психологизм.

Музыкальная ткань балета очень яркая и насыщена сильными, запоминающимися номерами. Так, перед сценой роста елки из первого акта звучит необычайная по выразительности музыка. Начинается она призрачно, передавая мышиную суету. Постепенно она приобретает более широкий размах, трансформируясь в разворачивающуюся мелодию.

Постарался, чтобы музыка очень тонко передавала всё содержание сказки, происходящее на сцене: барабанный бой, фанфары или писк мышей. Особенно любим у публики Дивертисмент II акта, который заключает в себе череду танцев на балу в сказочной стране. Это и яркий испанский танец – Шоколад, волнующий восточный – Кофе, характерный китайский – Чай, а также необычайно яркий и живой – Трепак. Далее идет изящный танец пастушков, Матушка Жигонь и жемчужина Дивертисмента – Вальс цветов с его завораживающей мелодией. Танец Феи Драже привлекает своей изысканностью, а настоящей лирической и драматической кульминацией смело можно назвать адажио.

Накануне Страстной седмицы, православные верующие празднуют (так иначе называется церковный праздник Вход Господень в Иерусалим ).

Посвящен праздник тожественному въезду Иисуса в Иерусалим. На молодом ослике Иисус Христос въехал в столицу Иудеи под восхищенные возгласы толпы, устилающей путь ему ветками финиковых пальм, как царю или победителю.


В нашей "северной" стране пальмы не растут (за исключением разве что города Сочи и его окрестностей), вот и заменили на Руси пальмовые ветви веточками вербы. В Вербное воскресенье верующие составляют букеты из веточек вербы с пушистыми почками, освящают их в храмах и ставят дома, как символ праздника.

Целый год, до следующего Вербного воскресенья, несколько веточек хранятся за иконой, принося в дом мир и благополучие.

Традиции и обычаи Вербного воскресенья:

Издавна сложились традиции празднования этого дня.

С утра с небольшим букетиком вербы следует посетить службу в церкви , где происходит освящение веточек . Число веток вербы должно соответствовать количеству членов вашей семьи.

После освящения верба приобретает чудодейственную силу: избавляет от болезней, злых духов, порчи и прочих бед.

По завершении службы вся семья собирается на праздничный обед. Именно в день Вербного воскресенья разрешено в Великий пост приготовить на обед различные блюда с рыбой.

Обычай с давних времен не разрешает работать в этот день . Однако, это правило действует только первую половину дня , как правило до окончания церковной службы. Ведь домашних дел, особенно в сельской местности, невозможно избежать. Старайтесь по возможности в этот день не стирать, а вот заниматься с землей можно.

Существуют еще обычаи, связанные с вербой, собранной и освященной в Вербное воскресенье:

* Веточки вербы обладают поистине чудесными свойствами. Собранные в этот день, они способны отгонять болезни и несчастья. Поэтому на пути домой из храма многие люди легонько стегают друг друга вербой.

* Почки вербы, если их носить с собой, придают силы мужчинам . А молодые женщины используют почки вербы как оберег и помощник в зачатии ребенка . Есть поверие, что если съесть 9 почек вербы (можно запеченных в хлебцах), то это убережет от зубной боли, бесплодия, боли в горле, и прочих болезней.

* Если постегать девушку по спине прутиком цветущей вербы, то непременно вскоре появится жених и свадьба не за горами.

* В хозяйствах пекут специальные хлебцы , в которые подмешивают почки вербы. Если такой хлеб скормить скоту или домашним питомцам, то животные начнут (продолжат) хорошо расти и не будут болеть. Также, чтобы уберечь живность от бед, можно окроплять животных ветками вербы, смоченными святой водой.

А вот какие приметы связаны с погодой на Вербное воскресенье:

* Если в этот день ветрено и пасмурно - значит всю летнюю пору не жди тепла, лето обещает быть холодным.

* Если светит солнце и тепло - весна будет теплая и лето наступит рано.

Дата Вербного воскресенья ежегодно различается и в 2019 году приходится на 21 апреля 2019 года.

То есть, у православных верующих в России:
* Дата Вербного воскресенья в 2019 году - 21 апреля 2019 года.

Во многих странах Вербное воскресенье называют Пальмовым воскресеньем, поскольку именно ветви пальм стелили на дорогу во время въезда Иисуса в Иерусалим. Однако, поскольку на большей территории России пальмы не растут, пальмовые ветви люди заменили ветками вербы, на которых как раз в это время начинают набухать почки. Соответственно, изменилось и название праздника.

31 декабря 2019 года будет рабочим или выходным днем в России:

Последний день 2019 года - 31 декабря - выпадает на вторник.

Поскольку в эту дату нет никаких официальных праздников и не предусмотрены переносы выходных дней, совпадающих с праздничными, 31 декабря 2019 года является рабочим днем.

Отвечаем на другие популярные вопросы, связанные с последним рабочим днем 2019 года:

* 31 декабря 2019 года это праздничный день или нет? - Нет, это обычный день (не праздничный).

* Является ли 31.12.19 г. предпраздничным днем? - Да, в 2019 году 31 декабря - предпраздничный рабочий день , предшествует официальному нерабочему праздничному дню.

* 31 декабря 2019 - сокращенный рабочий день или нет? - Да, это сокращенный на 1 час рабочий день.

* Во сколько можно в этот день уйти с работы? - Обычно, в последний рабочий день года работодатели отпускают сотрудников домой сразу после обеда .

* Оплачивается ли 31.12.19 г. в двойном размере? - Нет , расчет оплаты за этот день стандартный.

Сабантуй 2019 - какого числа будет (в селах, столицах, городах, всероссийский, сельский):

Сабантуй - это национальный летний праздник ряда тюркских народов, проживающих в России. Дословно переводится как "праздник плуга" и знаменует окончание весенних полевых работ. Вначале фестиваль проводился исключительно в сельской местности, но позднее стал отмечаться также и в городах.

Сабантуй не имеет единой даты празднования, и в разных уголках России и мира в 2019 году будет отмечаться в разное время. Начнется проведение веселых фестивалей с начала июня (после завершения мусульманского поста Рамадан 2019), а закончится в июле.


Ниже приводим информацию о том, какого числа будет проводиться Сабантуй 2019-го года: для Республики Татарстан и Республики Башкортостан (регионов РФ, где праздник традиционно отмечают с давних времен), для столицы России города Москвы, для второй столицы - Санкт-Петербурга, для всероссийского, сельского и общеевропейского Сабантуя (у которых ежегодно меняются не только даты, но и места проведения), а также для некоторых других точек земного шара.

Какого числа будет проводится Сабантуй в 2019 году (список дополняется и актуализируется):

* В Башкортостане даты празднования для каждого населенного пункта региона (в том числе и для столицы - Уфы) утверждаются ежегодно Указом Главы РБ примерно в середине мая. Башкирский Сабантуй пройдет со второй половины мая 2019 года по середину июля 2019 года (числа различны для каждого населенного пункта ). Опубликован Указ будет на портале правовой информации РБ.

* 8-9 июня 2019 года - в Новосибирской области пройдет 19-й Федеральный Сабантуй . Центральной площадкой фестиваля станет Михайловская набережная в городе Новосибирске.

* 8 июня 2019 года и 9 июня 2019 года - в городах, райцентрах и селах Республики Татарстан, в том числе: в Нижнекамске, Альметьевске, Зеленодольске , Бугульме, Елабуге, Лениногорске, Чистополе, Заинске, Нурлатах, Азнакаеве, Бавлах (за исключением Казани, Наб. Челнов и Нижнекамска, где торжества пройдут позднее).Даты утверждены Указом Президента Республики Татарстан номер УП-178 от 21.03.2019 г.

* 15 июня 2019 года - в Екатеринбурге . Для города данное событие является юбилейным, тридцатым по счету. Площадкой Сабантуя в Столице Урала станет парк культуры имени В.В.Маяковского.

* 16 июня 2019 года - Общеевропейский Сабантуй , пройдет в городе Таллин (Эстонская Республика). Место проведения - парк Таммсааре в центре столицы Эстонии.

* 16 июня 2019 года - в городах Набережные Челны и Нижнекамск (Республика Татарстан).

* 29 июня 2019 года - юбилейный, 10-й Всероссийский сельский Сабантуй . Пройдет в селе Камыщла Самарской области.

* 29 июня 2019 года - в Санкт-Петербурге . Проводится традиционно в деревне Энколово Всеволожского района Ленинградской области.

* 6 июля 2019 года - Сабантуй в Москве . Московское празднование неизменно собирает огромное количество посетителей, около 150 тысяч человек. Место проведения фестиваля в столице России - парк "Коломенское".

Пожалуй, ни одно другое сочинение Чайковского не пользуется сегодня такой популярностью, как «Щелкунчик». Эта музыка давно стала частью мировой музыкальной культуры.

**
Литературной основой для создания балета послужила сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (нем. Nußknacker und Mausekönig). Эта сказка впервые была опубликована в 1816 году в Берлине .
В 1838 году сказку перевел на французский язык литератор Эмиль Лабедолльер (фр. Émile Gigault de La Bédollière). Перевод попался на глаза Александру Дюма (отцу). Сюжетная линия сказки сложна и закручена многовитковой спиралью, поэтому легко распадается на несколько частей. И не удивительно, что пересказывают ее, как правило, по частям. Дюма поступил также, он написал свою версию сказки Гофмана, выбрав из сюжета, то, что его больше тронуло.
Вот по этому литературному варианту директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский и задумал новый балет для постановки в Мариинском театре.
Музыку заказали Петру Ильичу Чайковскому. К этому времени Чайковский уже заслужил звание одного из великих реформаторов балетной музыки: он принёс в классическую интерпретацию новую динамику, сквозное действие музыкальных тем и образов.
Либретто спектакля разработал главный балетмейстер театра Мариус Петипа и передал композитору подробно расписанную программу балета. Либретто состоит из двух весьма обособленных частей, разных по стилю и по художественным достоинствам. Первое действие органически связано с миром сказок Гофмана, полно своеобразия и тонкой театральности. Второе действие — «царство сластей» — представляет собой разросшийся до грандиозных размеров праздничный дивертисмент, несущий печать «роскошной» зрелищности, свойственной балетам «старого» типа. Чайковский не сразу нашел музыкальное видение спектакля, но в итоге нужный аспект был найден, и это стало очередной победой композитора - партитура оказалась намного богаче и сложнее традиционных произведений для балета. Образная содержательность музыки Чайковского позволяет забыть о зрелищных излишествах второго действия, превращая его в самый прекрасный бал в жизни юной героини, где танцуют Шоколад, Пряники, Чай, Кофе, Пастила….
Музыка к балету, пожалуй, одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского. В ней отчетливо проявляются богатство и многосторонность замысла «Щелкунчика»: сквозь невинную сказку и пестроту театрального зрелища просвечивают глубокие пласты правды жизни — светлую мечту оттеняют первые тревоги, а в кипение молодых сил вторгаются скорбь и горечь.
**
Источники.