Что стало с сыном паганини ахиллесом. Никколо Паганини: биография, интересные факты, творчество. Маленький герой и любимая муза

Имя Николо Паганини известно даже тем, кто ни разу не был на скрипичном концерте. Фигура этого знаменитого итальянского скрипача-виртуоза, гитариста, композитора была окружена легендами еще при его жизни. Впечатляла прежде всего сама внешность Паганини, описание которой оставили его великие современники Гете и Бальзак: мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и — самое главное — тонкие сверхгибкие пальцы какой-то невероятной длины, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей. При этом Паганини имел очень своеобразный характер, совершал непонятные, плутовские поступки. В толпе, слушавшей его импровизации на римских улицах, одни говорили, что он в сговоре с дьяволом, другие — что его искусство — музыка небес, ангельские голоса. Многие вплоть до XX века верили слухам, что в молодости Никколо прибег к помощи хирурга, который сделал ему операцию, чтобы повысить гибкость рук.

Никколо́ Пагани́ни (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782, Генуя — 27 мая 1840, Ницца) — итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор.

Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков

Скрипичные произведения Паганини — одни из труднейших для исполнения. Далеко не каждый виртуоз в состоянии точно следовать указаниям автора. Сам же он без видимых усилий извлекал из скрипки невероятные трели, исполнял сложнейшие вариации на одной струне. Он играл так, что слушателям казалось, будто где-то спрятана вторая скрипка, играющая одновременно с первой. Другого Паганини человечество до сих пор не получило.

Секрет невероятной скрипичной техники Паганини объяснил американский врач Майрон Шенфельд. В статье, которая была опубликована в "Журнале Американской медицинской ассоциации", он доказывает, что музыкант страдал редкой наследственной болезнью, так называемым синдромом Марфана. Болезнь эта была описана в 1896 г. французским педиатром А.Марфаном. Она вызвана наследственным пороком развития соединительной ткани и характеризуется поражением опорно-двигательного аппарата, глаз и внутренних органов. Причины ее недостаточно изучены. У больных синдромом Марфана характерная внешность: бледная кожа, глубоко посаженные глаза, худое тело, неловкие движения, "паучьи" пальцы. Это абсолютно совпадает с описанием облика Паганини.

В конце жизни великий музыкант почти лишился голоса. Это лишнее свидетельство в пользу того, что у Паганини был синдром Марфана. Нередкое осложнение этой болезни — сильная хрипота, афония, вызываемая периодическим параличом верхнего гортанного нерва. Сохранился дневник врача, лечившего Паганини. То, что он пишет о заболевании своего пациента, во многом совпадает с классическими симптомами синдрома Марфана: астеническое сложение, резко выраженные кифоз и сколиоз, "птичье" выражение лица, узкий череп, выступающий или срезанный подбородок, глаза с синими склерами, разболтанность суставов, диспропорции в величине туловища и конечностей, кисти и стопы длинные с тонкими "паукообразными" пальцами. Вот откуда демоническая внешность Паганини.

Существует придание, что в первую же ночь после того, как Тереза Паганини родила второго ребенка, во сне ей явился ангел, который возвестил: «Этому мальчику суждено стать музыкантом, и он прославит вашу фамилию на весь мир…» Она не придала этому сну никакого значения и вскоре надолго забыла о нем, подумав: «Хватит мне муженька, который вместо того чтобы искать работу, дни напролет бренчит на мандолине…» Потом прошло время, Тереза родила еще троих детей, и все они так шумели в их маленьком ободранном дворике, что сводили ее с ума. Но мальчик Николо с крючковатым как у отца носом не был похож на остальных. Оказалось, он обладал абсолютным слухом и часто заворожено слушал звон церковных колоколов их родной Генуи и игру своего отца, для которого игра на мандолине была последней возможностью заработать гроши для пропитания семьи…

Однажды отец протянул Николо свой старенький музыкальный инструмент, предлагая сыграть. Пятилетний мальчик взял в руки мандолину, провел пальцами по струнам и, услышав волшебные звуки, …улыбнулся. Так как времени у бывшего портового рабочего Антонио Паганини было вдосталь, он стал обучать Николо игре на инструменте с мыслью в будущем брать его с собой на вечеринки и торжества — ведь так больше заплатят! К его удивлению, сын очень быстро освоил мандолину. И тогда Антонио решил купить ему скрипку все с той же корыстной целью: когда он научит играть на ней сына, у них будет маленький ансамбль. …У Николо начались изнурительные занятия по обучению игре на скрипке. Как мальчик ни хотел убежать на улицу, где резвились соседские дети, но отец был непреклонен. Однажды на ужином Тереза вспомнила тот странный сон-пророчество о судьбе Николо... После этого занятия стали затягиваться на 8-10 часов, и пока паренек не выучивал заданное ему отцом, Антонио не выпускал его из подвала. Часто за неприлежание он наказывал сына, оставляя его без еды…

Антонио Паганини своего добился - его сын Николо стал играть лучше него самого. В 9 лет он уже прекрасно исполнял вариации «Корманьолы» и другие свои сочинения. Отца и сына стали чаще приглашать на торжества и больше платить. Они выступали теперь не только перед простолюдинами, но и перед знатными людьми. На рубеже 18 и 19 веков меценатство в Западной Европе было в почете, и каждый состоятельный человек стремился чем-то помочь нуждающимся, зная, что эта помощь угодна Богу. Встретился такой богатый человек и в жизни Николо. Маркиз Джанфранко де Негри однажды услышал игру Николо на скрипке и был так поражен, что решил дать деньги на дальнейшее обучение талантливого подростка. Так для Николо Паганини наступило время учебы у признанных скрипачей того времени - сначала у Антонио Черветто и Джиакомо Косты, потом у виолончелиста Гаспаро Гиретти, который учил его сочинять музыку. Известный музыкант Алессандро Ролле, прослушав игру юного дарования, был так поражен, что долго молчал, а потом признался, что ему "нечему учить этого молодого человека".

В начале 1800-х начались первые гастроли скрипача Николо Паганини по родной Италии - они принесли ему оглушительный успех. Его виртуозная игра привлекала тысячи слушателей, о нем говорили как о чуде. Николо все больше тяготился опекой своего отца, и как только ему поступило предложение стать первой скрипкой в оркестре города Лука, сразу же согласился и переехал туда. При этом время от времени он продолжал давать сольные концерты во время гастролей в Пизе, Флоренции, Болонье и других городах. Обыватели, присутствовавшие на его выступлениях, часто передавали из уст в уста, что, видно, смычком Паганини водит дьявол, что простой человек не может так играть… С 1805 года Николо стал служить первой скрипкой оркестра при дворе сестры Наполеона Бонапарта Элизы Бачокки, позднее возглавил ее оркестр. Вскоре между знатной дамой и скрипачом вспыхнула страсть, которая продолжалась четыре года. Но Элиза не разрешала ему нигде гастролировать, а это не нравилось Николо. Элизе Паганини посвятил свое сочинение «Любовные сцены» для струн си и ля. Элиза потребовала продолжения, и через некоторое время музыкант создал сонату «Наполеон» для одной струны соль (при исполнении обоих произведений ненужные струны снимали). Так как Николо виртуозно владел техникой игры на скрипке, его исполнение всегда производило фурор. Элиза, не скрывая своих чувств, смотрела на него влюбленными глазами. Но Николо уже мало было этой любви, он рвался увидеть мир, хотел сыграть на лучших концертных сценах Европы. Как только представилась возможность, Паганини покинул двор Бачокки, чтобы гастролировать как свободный художник.

В это время Николо сочинил много произведений для скрипки, сам исполнял их на концертах, вызывая неизменный восторг. Несмотря на то, что, по воспоминаниям современников, он был некрасив, женщины были от него и его игры без ума и даже падали на его концертах в обморок. Любовные приключения со знатными дамами и простолюдинками завели его так далеко, что он не избежал неприятного инцидента, который испортил его репутацию - в 1814 году в Генуе дочь портного Анджелина Каванна, с которой он познакомился после концерта, забеременела от него. Когда Николо об этом узнал, он поспешил отправить ее к своим друзьям, пока она не разрешится от бремени. Но отец девушки обвинил Николо в похищении дочери и ее изнасиловании и подал на него в суд. Ребенок, едва родившись, умер, но судья приговорил Николо выплатить в пользу Анджелины 3 тысячи лир. Репутация Паганини в глазах обывателей была подпорчена, и он поспешил покинуть родину, чтобы поскорее забыть этот инцидент.

Гастролируя по Европе, Паганини всегда собирал полные залы восторженных слушателей, которые, видя его виртуозную игру, были уверены, что скрипачу помогает дьявол. Паганини и сам поддерживал слухи о своем сверхчеловеческом таланте, уверенный, что это способствует успешной карьере. Так, когда в 1828 году из-за болезни он потерял все зубы, Николо объяснил это «прикосновением дьявола к своей внешности».

…В конце 1816 года в Венеции Паганини встретил начинающую певицу Антонию Бьянки и взялся обучать ее музыке. Совместные занятия завели молодых людей так далеко, что в итоге Николо увез красавицу с собой. …До 1821 года скрипач дал много концертов в разных городах Европы. Он подготовил и издал свои сочинения — 24 каприса, — впоследствии вошедшие в мировую музыкальную сокровищницу человечества. Но со временем постоянное нервное напряжение, интенсивный гастрольный график подорвали и без того слабое здоровье Николо - в конце 1821 года он тяжело заболел туберкулезом и длительное время находился между жизнью и смертью. В тот период его отношения с Антонией прервались, так как Николо в сопровождении матери уехал лечиться в Пию. А по Европе поползли слухи, что скрипач Николо Паганини умер. В те годы чахотка являлась серьезной болезнью. Николо, к счастью, смог избежать смерти, но мучительный кашель так остался у него на всю жизнь. Когда он опять встретился с Антонией Бьянки в 1824 году, она уже была знаменитой певицей и блистала на лучших сценах родной Италии. Между молодыми людьми вспыхнули прежние чувства, а через год у них родился сын, которого назвали Ахиллом. Впрочем, их совместная жизнь длилась всего лишь три года.

Антония не смогла противостоять соблазнам богемной жизни — Николо не раз приходилось уводить ее из шумных компаний, закрывать на многое глаза. Однако когда он получил неопровержимые доказательства измены жены, то решился на разрыв, отсудив в свою пользу опеку над сыном. Возможно, оставшись один, он также пустился во все тяжкие и спустя какое-то время заболел сифилисом. Весьма распространенное в те годы лечение этой болезни лекарством на основе ртути окончательно подорвало здоровье Николо Паганини. В последние годы жизни гениальный скрипач мало гастролировал, но много сочинял музыки, в том чисте сонаты и концерты для скрипки...

В октябре 1839 года уже очень больной Паганини в последний раз приехал на родину, в Геную. А меньше, чем через год, 27 мая 1840 года, в Ницце, когда гениальному скрипачу было только 50 лет, его не стало. Здесь можно было бы поставить точку в рассказе о Николо Папанини, но, увы… Нужно признать, что некий злой рок преследовал Паганини и после его смерти. Дело в том, что тело гениального скрипача по каким-то таинственным причинам не предавали земле, а когда это случилось, могилу его дважды тревожили. Сначала усопшего Паганини не похоронили из-за запрета церкви, потому что он, якобы, отказался от причастия перед смертью. Но если Николо Паганини, как свидетельствуют зарубежные источники, умер от рака гортани, то, возможно, на смертном одре он просто физически не смог — из-за мучительных болей — произнести ни слова. Священники же восприняли его поведение как отказ. После смерти Паганини, когда Ахилл привез гроб с телом отца, чтобы похоронить его в Генуе, ему было отказано во въезде в город. Долгие пять лет Ахиллу пришлось хранить гроб в глубоком подвале, пока он через суд добивался разрешения на захоронение. Когда же Ахилл Паганини наконец его получил и предал тело земле, по странной необъяснимой причине гроб был снова выкопан — с какой-то целью чешский скрипач уговорил это сделать Ахилла.

…Лишь в 1876 году тело Николо Паганини навсегда опустили в землю родной Генуи. В наши дни его гробница является одной из достопримечательностей этого итальянского города, которую ежегодно посещают тысячи туристов. Любимая скрипка Николо Паганини «Ил Канноне» (Пушка), созданная великим Джузеппе Гварнери, теперь хранится в Ратуше Генуи. Один раз в месяц специально назначенный куратор вынимает ее из витрины и играет… произведения Николо Паганини. И, кажется, это сам великий скрипач выводит смычком свое знаменитое левое пиццикато…

1 ноября 2005 года скрипка работы мастера Карло Бергонци, принадлежавшая Никколо Паганини, приобретена на аукционе «Sotheby’s» в Лондоне за 1,1 миллиона долларов (стартовая цена составила 500 тысяч долларов) председателем попечительского совета Фонда скрипичного искусства Максимом Викторовым.

РОЗА СОРТА "НИКОЛО ПАГАНИНИ (NICCOLO PAGANINI)"

Посмертное путешествие Паганини

Вдоль северного побережья Италии недалеко от острова Сент-Онора, есть красная, ощетинившаяся как дикобраз, скала - она называется Сен-Ферреоль. Небольшое количество земли, неизвестно откуда взявшейся, накопилось в трещинах и щелях скалы, и там выросла особая порода лилий, а также прелестные синие ирисы, семена которых словно упали с небес. На этом причудливом рифе в отрытом море было погребено и скрыто в течение пяти лет тело . Легенда это или реальность, никто теперь об этом не узнает…

Великий скрипач умер в Ницце от чахотки 27 мая 1840 года, прожив 57 лет и семь месяцев. Все эти годы были прожиты им без отдыха и покоя. Но судьбе было этого мало: прошло еще почти столько же времени - пятьдесят шесть лет, прежде чем прах скрипача обрел, наконец, покой.

Легендарная личность Паганини еще при жизни породила ряд полуфантастических историй. Но самой невероятной кажется легенда о нетленном теле великого маэстро, которого, прежде чем захоронить спустя 56 лет после кончины, освидетельствовали несколько авторитетных лиц. Они утверждали, что Паганини лежал в деревянном ящике без всяких признаков разложения, а это явный признак как минимум исключительности, а быть может, и высшей духовности.

Более десяти раз гроб с останками великого композитора предавали земле и откапывали вновь. Даже при жизни Паганини не проделывал без остановок столь долгий путь, какой совершило его уже бездыханное тело. «Паганини продал душу дьяволу, - кричала людская молва. – И после смерти ему не найти успокоения!» Трудно сказать, насколько соответствует истине первая часть этого утверждения. Но то, что тело умершего маэстро действительно долгое время не знало покоя, - абсолютная истина.

Трудно еще найти в истории человечества такую личность, вокруг которой родилось бы столь невероятное количество слухов, забавных историй и фантастических легенд. Даже самые выдающиеся люди того времени, друзья и доброжелатели Паганини, говорили, что есть в нем что-то «дьявольское». «Адски-божественным скрипачом» назвал Паганини Шуберт. Гёте, слушая его игру, видел перед собой «столб огня». Вот что рассказывает Генрих Гейне о Паганини во «Флорентийских ночах» устами глухого художника, который в порыве вдохновения несколькими взмахами карандаша точно уловил черты таинственного образа скрипача: «Поистине, сам дьявол водил моей рукой, когда мы стояли вместе с ним перед Альстерским павильоном в Гамбурге, где Паганини должен был дать свой первый концерт. - Да, мой друг, продолжал он, - справедливо то, что все про него говорят, - что, когда Паганини был капельмейстером в Лукке, он влюбился в одну театральную примадонну, приревновал ее к какому-то ничтожному аббату, быть может, стал рогоносцем, а затем, по доброму итальянскому обычаю, заколол свою неверную возлюбленную, попал в Генуе на каторгу и продал себя, наконец, чёрту, для того, чтобы стать лучшим в мире скрипачом».

На беду, в своих восторгах великие оказались весьма неосторожны. То, что говорилось из чувства восхищения, получило превратное истолкование. То, что для гениев было образом, метафорой, для простых обывателей это были иносказания, которые в прямом смысле обогащались их собственными домыслами. Человек, обладавший колоссальным талантом, невероятным трудолюбием, благородством натуры и тонкостью души, обрел славу убийцы и страшного колдуна, подписавшего контракт с дьяволом. Даже газеты просвещенного Лейпцига и те намекали, что игра Паганини – промысел нечистого.

Надо сказать, что в то время, в Германии была создана благодатная почва для всего необычного, страшного и загадочного Воображение Гофмана, Жанна Поля и Гёте вернули в моду образ мессера Дьявола, и не было никакого основания сомневаться в том, что Паганини, как доктор Фауст, подписал с ним контракт. В Вене один господин уверял, будто отчетливо видел, что за спиной музыканта стоял дьявол в красном, с рогами на голове и хвостом между ног и водил его рукой, держащей смычок, и что между ними было поразительное сходство. По всей Европе музыкальные критики сообщали в своих газетах об этом вполне серьезно. Может быть, поначалу Паганини и не возражал против таких слухов, потому как они возбуждали любопытство, подогревали к нему интерес и умножали его известность. Но по мере того, как, слухи, разрастаясь, достигли невероятных размеров и распространились так широко, что стали доставлять ему немало неприятностей, - Паганини брался за перо и принимался опровергать вымыслы клеветников и завистников.

Конечно же, великий скрипач вовсе не был безгрешен, и нелегкое испытание дурной славой, выпавшее на его долю, стало естественной реакцией общества на независимое поведение талантливого и эксцентричного музыканта. Было чрезвычайно трудно не озлобиться на весь мир и смиренно пройти сей тернистый путь. Надо сказать, что это стоило Паганини немалых душевных и физических сил, и далеко не всегда ранимая личность экзальтированного музыканта могла сдержать негодование.

Находясь в Праге в 1829 году, Паганини в своем письме другу Джерми жаловался: «Если бы ты знал, сколько врагов тут у меня, ты бы просто не поверил. Я не делаю никому зла, но те, кто меня не знает, расписывают меня как самого последнего негодяя - жадного, скупого, мелочного и т.д. И я, чтобы отомстить за все это, официально заявляю, что еще больше повышу цены входных билетов на академии, которые дам во всех других странах Европы».

И хотя Паганини часто выступал с благотворительными концертами, всегда раздавал бесплатные билеты артистам и студентам-музыкантам, щедро одаривал родственников и благотворительные общества, - дурную молву ничем нельзя было заглушить. А ведь этот человек обладал поистине добрым сердцем, иначе, чем можно было бы объяснить благородный поступок по отношению к тем, кто считался его врагом. Согласно посмертному завещанию непревзойденный виртуоз безвозмездно дарил все свои драгоценные скрипки не только друзьям-музыкантам, но и недругам, талант которых он был способен оценить! Нельзя умолчать о той помощи, которую оказал Паганини своему коллеге - композитору Берлиозу, еще никому не известному на тот момент времени, и находящемуся в крайне затруднительном материальном положении. Тем самым маэстро обеспечил талантливому начинающему композитору безбедное существование на пять лет вперед. Однако в мелочах Паганини действительно проявлял скупость, и это объясняется, видимо, привычкой экономить, сохранившейся с детства, когда он жил в бедности. Так, например, он не любил тратить деньги на одежду и часто покупал ее у старьевщиков, упрямо с ними торгуясь.

В последние годы жизни скрипач тяжело болел и очень беспокоился о будущем своего сына Акилле, о близких и родных, которым он все еще пытался помочь. Это обстоятельство побуждало его влезать в финансовые авантюры, в которых он ровным счетом ничего не смыслил, и в конечном итоге все это оборачивалось для скрипача огромными материальными потерями и бесконечными судебными разбирательствами.

Паганини оказался жертвой хитрости и сутяжничества недоброжелателей, которые постарались сделать так, чтобы дурная слава маэстро затмила его несравненную одаренность и светлые стороны натуры великого музыканта.

Он выходил на сцену с бесстрастным лицом, брал в руки скрипку – и мгновенно преображался. Губы складывались в сардоническую улыбку. Глаза метали молнии. Поза его была некрасива, неестественна, корпус невероятно искривлён. Худоба невероятная. Когда он кланялся, казалось, кости его скрипят и вот-вот рухнут грудой наземь. Паганини раскачивался как пьяный, подталкивал одну ногу другой, выставляя ее вперед. Руки вскидывал то к небу, то протягивал их к людям – взывал о помощи в своей великой скорби, и зал приходил в исступление… сохранился портрет Паганини в ранней юности – он и красив, и строен. Но прошло несколько лет, и фигура музыканта изменилась самым страшным образом! На какой дыбе было переломано его тело? Тысячи скрипачей изнуряют с утра до ночи свой организм теми же упражнениями – но лишь тело Паганини было перекроено таинственным портным на особый демонический лад. Впалая грудь его с левой стороны, где он держал скрипку, значительно расширилась, а рука заметно вытянулась. Пальцы, вроде бы не длиннее, чем у обычных людей, во время игры растягивались, удлинялись вдвое! Руку в локте Никколо легко поворачивал назад. А кисть! Она жила самостоятельно: просто отрывалась от запястья! И как легко извлекал он из одной и той же струны самые высокие и самые низкие ноты! Как-то на спор скрипач сыграл арию на шелковом шнурке от лорнета. Но значит ли это, что Паганини был безбожником? Действительно ли он отверг в час смерти святое причастие? Нет, крещенный в малолетстве, Никколо всегда был добрым католиком. И сына своего Акилле, родившегося в 1825 году, единственную свою радость, свою всепоглощающую любовь, заставлял неукоснительно исполнять все христианские обряды. Так что вовсе не убеждения Паганини стали причиной трагедии.

Великий скрипач был болен всю жизнь. Его постоянно мучил холод – даже в жару он кутался в шубу, по ночам изводил кашель. За два года до кончины туберкулез горла отнял у музыканта речь. И по странному совпадению, в тот же день потеряла голос и его любимая скрипка Гварнери! Инструмент удалось починить, а вот голос к маэстро уже не вернулся. Один лишь Акилле, приблизив ухо к губам отца, мог угадывать произнесенные им слова. И вот епископ Ниццы послал на виллу графа Чесолле, где умирал Паганини, каноника, исповедника прихода. Каноник знал, чего хочет от него епископ, и в угоду того извратил события. Якобы Паганини наотрез отказался произнести имя Святого Иисуса и Марии. И даже не осенил себя крестным знаменем!

На самом деле всё было иначе. Приступ кашля вдруг скрутил Николо. Он поднял было руку, чтобы осенит себя крестом и … не успел. Не хватило какой-то минуты, может быть, мига. Рука, что 40 лет, послушная гению, вдыхала человеческую душу в кусок безжизненного полированного дерева, та, что сделала миллионы и миллионы могучих взмахов, приподнялась и плетью упала вниз…

Сразу после смерти Паганини, его станки были забальзамированы по всем правилам того времени и выставлены в зале. Толпы людей приходили взглянуть и проводить в последний путь музыканта, столь виртуозно владевшего своим инструментом, что его заподозрили в связях с нечистой силой.

Между тем сына Паганини Акилле, и без того убитого горем, ожидал новый удар судьбы. Доменико Гальвано, епископ Ниццы, обрушил на Паганини обвинение в ереси: «Нечестивец, он перед смертью оказался принять святое причастие!», и на этом основании запретил церковное захоронение его останков на местном кладбище. Вот оно последнее и несокрушимое доказательство дьявольской сущности скрипача, о которой все говорили уже давно!

Посмертное завещание Никколо Паганини заканчивалось так: «Запрещаю какие бы то ни было пышные похороны. Не желаю, чтобы артисты исполняли реквием по мне. Пусть будет исполнено сто месс. Дарю мою скрипку Генуе, чтобы она вечно хранилась там. Отдаю мою душу великой милости моего творца».

Написавший эти строки, разумеется, не был еретиком, и уж тем более, неверующим человеком. И все же…

Началась жуткая одиссея праха великого музыканта. На кораблях он бороздил моря, на простых телегах могильников и на мрачных катафалках отправлялся с одного места на другое, но всякий раз словно неприступная стена вставала на пути к кладбищу.

Сначала два месяца тело Паганини пролежало в подвале виллы графа Чесолле. Но стали роптать слуги: им чудилось, будто остатки излучали зыбкий свет, слышались стоны призрака. Нашлись фанатики, задавшиеся целью похитить тело «сатанинского скрипача», чтобы бросить его в болото. Опасаясь насилия, друзья покойного под охраной людей Чессоле переместили его в погреб госпиталя. В сентябре 1841 года 16-летний Ахиллe в сопровождении друзей отправился в Рим, где был принят его святейшеством главой католической церкви папой Григорием XVI, как сын кавалера ордена Золотой шпоры. Папа обещал ему защиту, содействие и доведение дела до справедливого решения. Он назначил специальную комиссию для вторичного строжайшего расследования. Между тем, клерикалы Ниццы и скрытые за ними силы (иезуиты) не на шутку были встревожены известием о том, что папа под давлением мирового общественного мнения назначил особую комиссию из высокопоставленных лиц, имевшую задание беспристрастно выяснить подлинные обстоятельства дела, какими бы они ни были. Воинствующие мракобесы приняли решение уничтожить останки Паганини, с тем чтобы поставить мир перед свершившимся фактом. Чессоле ответил контрмерой: в сопровождении отряда вооруженных солдат он ночью перевез гроб в военный госпиталь в Виллафранке, поместил в потайную подземную кладовую, лично запер ее и взял с собой ключ. Однако там взбунтовались местные служащие, которые, казалось бы, должны были быть привычны к мертвецам. И на них тело Паганини наводило непередаваемый ужас. Людям регулярно слышались стоны и вздохи призрака, сопровождаемые звуками страстной музыки. И вновь друзья Паганини были вынуждены пуститься в дорогу вместе с печальным грузом… Снова тайком, снова ночью – тело перевезли к старой фабрике по производству оливкового масла. Здесь гроб и закопали. Но вскоре выяснилось, что от фабричных отходов земля там столь ядовита, что может разъесть не только дерево, но и железо.

Друзья попытались переправить останки Никколо в Геную, его родной город. Однако губернатор запретил ввоз праха на территорию герцогства. Тогда граф Чесолле на свой страх и риск темной безлунной ночью, в бурю, перевез гроб друга в одно из своих владений, где какое-то время он был прикопан у подножия сарацинской башни. Друзья Никколо обратились к королю Карлу Альберту. Тот изумился и велел передать свое удивление архиепископу Генуи: дескать есть такое «высочайшее желание» - чтобы прах Паганини захоронили «в святом месте» с «подобающей пышностью». Но … не все могут короли. Кардинал оставил просьбу без внимания. Ги де Мопассан, воодушевленный этой невероятной эпопеей, написал в одном из своих романов, «что гроб из орехового дерева с телом музыканта более пяти лет покоился на пустынном скалистом острове Сент-Онора, пока сын Паганини добивался в Риме высочайшего разрешения предать его земле».

Друзья не оставляли усилий захоронить маэстро по-христиански на кладбище. И в 1844 году останки гениального музыканта морем были переправлены в Геную. Сделано это было по несогласному указу самого короля, но «желания» его были куда скромнее. Все должно было произойти незаметно, «прах помещен в скромном месте, без погребальной процессии». Ведь запрет церкви снят не был. Акилле все же добился разрешения отслужить мессу по отцу. Лишь после этой искупительной церемонии пармский епископ разрешил ввезти тело музыканта в герцогство. Но не на кладбище. 28 лет пролежал многострадальный прах под кипарисами в саду одной из вилл.

Уже давно лежали в могилах епископы Ниццы и Генуи. Состарился, ушёл из жизни Акилле. И только сын его, Аттиле, внук Никколо Паганини, добился наконец отмены страшного запрета епископа Ниццы. В 1876 году останки великого музыканта были захоронены на пармском кладбище. Но еще дважды тревожили прах Никколо. Невероятно, но в 1893-м году вновь пошли слухи, что из-под земли доносятся странные звуки, словно там находится живое существо. В присутствии внука Аттиле и чешского епископа Ондржичека гроб вскрыли. Присутствующие увидели прекрасно сохранившееся лицо великого музыканта. То был добрый знак свыше…

В 1897 году прах Паганини перенесли на новое пармское кладбище. На могиле поставлен памятник - бюст Паганини, окруженный колоннадой.

Так закончилась скорбная одиссея. 57 лет прожил на свете Никколо Паганини, и 56 кочевали его останки по Италии в поисках последнего приюта…

Впрочем, и это, по-видимому, еще не последнее путешествие бессмертного музыканта. Генуэзцы считают, что он должен закончить свой земной путь там, где начал и где покоится под стеклом его верная спутница - скрипка Гварнери Дель Джезу. Место в генуэзском Пантеоне ему приготовлено...

Какое же проклятие преследовало великого Паганини? В чём секрет этой посмертной эпопеи? Может, и впрямь тут замешаны мистические законы и высшие силы? Не будем спешить с выводами. Замечено, что тела людей, вкусивших при жизни власти или славы, не имеют покоя после смерти. Вспомните хотя бы египетских фараонов, Наполеона, Ленина, Чарли Чаплина... Их останки подвергались ограблениям, их забальзамированные тела препарировали любопытные ученые, их мумии развезли по всему свету и выставили в музеях на всеобщее обозрение… Вряд ли в этом повинны какие-то потусторонние силы, сами люди, движимые любовью или ненавистью к великим умершим, не дают им покоя...

На постере: «Музыка» в образе великого итальянского скрипача и композитора Николо Паганини (скульптурная композиция Марины Лукьяновой)

Фильм «Никколо Паганини» - 4серии
Когда-то давно смотрела по ТВ, но отрываясь туда-сюда, а сейчас посмотрела нормально. Сильно.
«О фильме»
Партию скрипки в фильме исполняют Леонид Коган и (после смерти Когана) Михаил Гантварг.

И нашла потрясающий, это даже не пост, а рассказ-жизнеописание Паганини с портретами, рисунками, музыкой, и самим фильмом собственно. Источник здесь, «Никколо Паганини (27.10.1782 - 27.05.1840)»
Но я передеру под кат, чтобы не пропало вдруг, бывает.

________________________________________ ______

Ференц Лист еще полтора столетия назад в своем некрологе по поводу смерти Паганини выразил это в словах, оказавшихся пророческими:

«Ничьей славе не сравниться с его славой, не сравниться и чьему-нибудь имени с его именем… Никогда ничьим следам не совпасть с его гигантскими следами… И я решительно утверждаю: второго Паганини не будет. Такое сочетание колоссального таланта и особых обстоятельств жизни, которые вознесли его на самую вершину славы, - это единственный случай в истории искусства… Он был велик…»

Никколо Паганини родился 27 октября 1789 года в Генуе (Италия). Переулок, в котором жили его родители, назывался Черная кошка. Отец Никколо, Антонио Паганини, был когда-то портовым грузчиком, после чего стал мелким лавочником. Его хобби была игра на мандолине, неимоверно раздражавшая и жену, и соседей. Мать Никколо звали Тереза Боччардо. Николо был ее вторым ребенком. Он родился очень маленьким и в детстве много болел. Однажды во сне Тереза увидела ангела, который сообщил ей, что ее сына ждет великое будущее, что он станет известнейшим музыкантом.
С малолетства отец заставляет Никколо по много часов подряд играть на скрипке. Он даже запирает ребенка в темном сарае, чтобы тот не сбежал от занятий. Антонио Паганини, не сомневаясь в правдивости сна своей жены, мечтает сделать из младшего сына великого скрипача, тем более, что старший сын не радует отца успехами на этом поприще. В итоге постоянные занятия окончательно подрывают и без того неважное здоровье Никколо, и периоды неустанной игры на скрипке чередуются теперь с болезнями. Многочасовые занятия доводят ребенка до каталепсии - состояния между жизнью и смертью. Никколо не подает признаков жизни, и родители собираются его похоронить, но внезапно мальчик пошевелился в гробу.
Как только Никколо подрос, к нему начинают приглашать учителей. Первым становится генуэзский скрипач и композитор Франческо Ньекко.
Слава о необычайно одаренном мальчике разносится по городу. Заниматься с Никколо раз в неделю начинает первый скрипач капеллы собора Сан-Лоренцо Джакомо Коста.


(Ghost at Palazzo Ducale - Genoa)

Свой первый концерт Никколо Паганини дает1794 год. Мальчик попадает в круг профессиональных музыкантов, он восхищается ими, а они им. Аристократ, маркиз Джанкарло ди Негро, берет на себя заботы о мальчике и его образовании.
Восьмилетний Никколо Паганини сочиняет свое первое музыкальное произведение - скрипичную сонату в1797 году. Сразу за ней последовали еще несколько вариаций.
Благодаря маркизу ди Негро Никколо продолжает образование. Теперь он занимается с виолончелистом Гаспаро Гиретти. Новый учитель заставляет своего воспитанника сочинять музыку без инструмента, руководствуясь лишь внутренним слухом. На небольшой период Паганини сочиняет 24 фуги для фортепьяно в четыре руки, два скрипичных концерта и несколько пьес. Ни одно из этих произведений не дошло до нашего времени.

Начало 1800-х годов - первые гастроли. Сначала Никколо выступает в Парме, и выступления проходят с огромным триумфом. После Пармы молодой человек получает приглашение выступить при дворе герцога Фердинанда Бурбонского. Отец Николо понимает, что наконец-то пришла пора зарабатывать на таланте сына деньги и берет на себя организацию гастролей по всей Северной Италии. Паганини с большим успехом выступает во Флоренции, в Пизе, Болонье, Ливорно, Милане. Но активная гастрольная деятельность не отменяет учебы и продолжения занятий, и Николо под руководством отца продолжает обучение игре на скрипке.
В этот период Никколо Паганини сочиняет 24 каприса.
Зависимость от сурового отца начинает все более тяготить подросшего сына, и он использует первую же возможность, чтобы избавиться от нее. В городе Лукке ему предлагают место первого скрипача, и он тут же соглашается.

В Лукке Паганини вскоре поручают руководство городским оркестром. При этом не запрещают вести концертную деятельность, и Никколо выступает в соседних городах.
Первая любовь. В течение трех лет Паганини не гастролирует, он, по его собственному выражению, лишь «с удовольствием щиплет струны гитары». Музой музыканта становится некая «синьора Диде». Паганини пишет музыку, и за этот период на свет появляются 12 сонат для скрипки и гитары.
Паганини возвращается в Геную, где снова занимается только сочинением и не выступает.
В 1805году Никколо возвращается в Лукку. Он служит камерным пианистом и дирижером оркестра.

В Лукке Никколо влюбляется в Элизу, сестру Наполеона и жену правителя герцогства Феличе Бачокки. Элизе посвящается «Любовная сцена», написанная для струн «Ми» и «Ля». В ответ капризная княгиня требует сочинения для одной струны. Паганини «принимает вызов» и через несколько недель появляется соната «Наполеон» для струны «Соль». И в первом, и во втором случае остальные струны со скрипки во время исполнения снимаются.
В 25 августа 1805 года - соната «Наполеон» с огромным успехом исполнена Паганини на придворном концерте. Этот же период - Паганини завершает «Большой скрипичный концерт» ми-минор.
Никколо устает от отношений с Элизой, герцогским двором, светом. Он активно гастролирует, стараясь пореже возвращаться в Лукку.
Элиза становится владелицей Тосканского герцогства со столицей во Флоренции. Она дает бал за балом, и здесь уже никак нельзя обойтись без ее возлюбленного музыканта.

Никколо Паганини 1808 – 1812 года работает во Флоренции. С 1812 год фактически сбежав из Флоренции, Паганини переезжает в Милан и регулярно посещает театр «Ла Скала». Лето 1813 года – в «Ла Скале» Никколо смотрит балет Зюсмайера «Свадьба Беневенто». Особое впечатление на музыканта производит танец ведьм. В тот же вечер Паганини принимается за работу, и через несколько месяцев в той же «Ла Скале» представляет свои Вариации для скрипки с оркестром на тему этого танца. Так как композитор задействовал в своей музыке никем не используемые ранее выразительные скрипичные средства, успех был феерическим.
Конец 1814 года – Паганини приезжает в Геную с концертами. На родине он знакомится с дочерью местного портного Анджелиной Каванной. Между ними вспыхивает сильное чувство, и Никколо продолжает свои концертные путешествия уже не один. Вскоре выясняется, что Анджелина беременна. Паганини, опасаясь скандала, отправляет девушку к своим родственникам, живущим недалеко от Генуи.
Происходит скандал. Анджелину находит отец и тут же подает на музыканта в суд за похищение и изнасилование его дочери. Дочь рожает ребенка, но тот вскоре умирает. Дело получает широкую огласку, и общество отворачивается от Паганини. Суд приговаривает его к штрафу в размере трех тысяч лир в пользу Анджелины.
Судебный процесс срывает гастроли Никколо Паганини в Европе, для которых уже написан новый концерт Ре-мажор (известный нам как Первый концерт).

Конец 1816 года – Паганини едет выступать в Венецию. Здесь он знакомится с певицей хора Антонией Бьянки. Композитор берется обучать девушку пению и в результате увозит ее с собой. Паганини работает в Риме и Неаполе.
Конец 1810-х годов – Паганини собирает для издания свои 24 каприса. 11 октября 1821 года – последнее выступление в Неаполе. Конец 1821 года – состояние здоровья Никколо резко ухудшается. У него ревматизм, кашель, туберкулез, лихорадка…

Музыкант вызывает к себе мать и вместе они переезжают в Павию, к одному из лучших докторов того времени Сиро Борда. По Италии ходят слухи, что композитор скончался. Более или менее обретя здоровье, Паганини не играет – у него слабы руки. Музыкант преподает игру на скрипке маленькому сыну одного из купцов Генуи. С апрель 1824 года – снова концерты, сначала в Милане, после чего в Павии и в Генуе. Паганини почти здоров, но от мучительного кашля ему не удастся избавиться на протяжении всей жизни. Этот же период – связь Паганини и Антонии Бьянки (ставшей к тому времени известной певицей) возобновляется. У них рождается сын Ахилл.
Никколо Паганини сочиняет «Военную сонату», «Польские вариации» и три скрипичных концерта. 1828 – 1836 годы – последний концертный тур Паганини. Сначала он отправляется в Вену вместе с Антонией и сыном. В Вене Никколо сочиняет «Вариации на австрийский гимн» и задумывает «Венецианский карнавал».

Август 1829 – февраль 1831 года – Германия. Весна 1830 года – в Вестфалии Паганини покупает себе титул барона. Никколо делает это ради сына, так как титул перейдет ему по наследству. После этого события Паганини отдыхает от концертов в течение полугода. Он завершает Четвертый концерт, почти заканчивает Пятый, сочиняет «Любовную галантную сонату».
Выступления Никколо Паганини во Франции проходят с ошеломляющим успехом. Все чаще на своих концертах музыкант играет с гитарным сопровождением.
Декабрь 1836 года – Ницца, где Паганини выступает с тремя концертами. Состояние его здоровья резко ухудшается.
Паганини в последний раз в октябре 1839 года посещает Геную.


Могила Паганини в Парме.

Останки, не нашедшие покоя.

Неоднократно перезахоранивали гроб с останками.
Официальная версия гласит, что Паганини скончался в Ницце, в мае 1840 г. Его останки забальзамировали, но епископ Ниццы, преподобный Доменико Гальвано, запретил хоронить музыканта на местном кладбище, так как при жизни музыканта обвиняли в связях с нечистой силой, и церковь объявила его еретиком. Тогда друзья решили доставить гроб с телом в родной город маэстро Геную. Но генуэзский губернатор Филиппе Паолуччи отказался впускать судно с останками «еретика» в гавань. Шхуне пришлось три месяца простоять на рейде. При этом суеверные матросы корабля утверждали, что по ночам из орехового гроба доносятся вздохи и звуки скрипки…
Наконец, было получено разрешение перенести гроб в подвал замка графа Чессоле, при жизни бывшего другом Паганини. Но через некоторое время слуги стали жаловаться, что из гроба в темноте исходит дьявольский свет. Останки великого скрипача отвезли в морг лазарета в Виллафранке. Вскоре служащие морга также стали жаловаться на то, что мертвец ведет себя беспокойно – стонет, вздыхает и играет на своей скрипке…

Андреа дель Кастаньо «Петрарка». Фреска виллы Кардуччо. 1450-1451 гг.Что же приключилось с мертвым скрипачом дальше? Ги де Мопассан в одном из своих романов излагает версию, согласно которой многострадальные останки Паганини более 5 лет покоились на пустынном скалистом острове Сент-Онора. Все это время сын музыканта добивался от римского папы разрешения предать тело отца земле…
Однако граф Чессоле в своих мемуарах излагает совсем другие факты. В частности, он сообщает, что в 1842 г. Паганини захоронили у подножия башни на мысе Сент-Оспис. В апреле 1844 г. останки выкопали и перевезли в Ниццу, а оттуда в мае 1845-го – на виллу Чессоле.
Церковь никак не давала разрешения похоронить музыкального гения по христианскому обряду. Это произошло только в 1876 г., спустя 36 лет после смерти Паганини.
Тем не менее, в 1893 г. гроб откопали снова, так как пошли слухи, что из могилы доносятся странные звуки.

Когда уже сгнивший ящик из орехового дерева был вскрыт в присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека Ондржичека, то оказалось, что тело практически истлело, но голова очень хорошо сохранилась… Опять пошли слухи о связи музыканта с дьяволом.

В 1897 г. останки снова были перезахоронены.

Секрет техники Паганини

Имя Николо Паганини известно даже тем, кто ни разу не был на скрипичном концерте. Фигура этого знаменитого итальянского скрипача-виртуоза, гитариста, композитора была окружена легендами еще при его жизни. Впечатляла прежде всего сама внешность Паганини, описание которой оставили его великие современники Гете и Бальзак: мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и - самое главное - тонкие сверхгибкие пальцы какой-то невероятной длины, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей. При этом Паганини имел очень своеобразный характер, совершал непонятные, плутовские поступки. В толпе, слушавшей его импровизации на римских улицах, одни говорили, что он в сговоре с дьяволом, другие - что его искусство - музыка небес, ангельские голоса. Многие вплоть до XX века верили слухам, что в молодости Никколо прибег к помощи хирурга, который сделал ему операцию, чтобы повысить гибкость рук.
Скрипичные произведения Паганини - одни из труднейших для исполнения. Далеко не каждый виртуоз в состоянии точно следовать указаниям автора. Сам же он без видимых усилий извлекал из скрипки невероятные трели, исполнял сложнейшие вариации на одной струне. Он играл так, что слушателям казалось, будто где-то спрятана вторая скрипка, играющая одновременно с первой. Другого Паганини человечество до сих пор не получило.
Секрет невероятной скрипичной техники Паганини объяснил американский врач Майрон Шенфельд. В статье, которая была опубликована в "Журнале Американской медицинской ассоциации", он доказывает, что музыкант страдал редкой наследственной болезнью, так называемым синдромом Марфана. Болезнь эта была описана в 1896 г. французским педиатром А.Марфаном. Она вызвана наследственным пороком развития соединительной ткани и характеризуется поражением опорно-двигательного аппарата, глаз и внутренних органов. Причины ее недостаточно изучены. У больных синдромом Марфана характерная внешность: бледная кожа, глубоко посаженные глаза, худое тело, неловкие движения, "паучьи" пальцы. Это абсолютно совпадает с описанием облика Паганини.
В конце жизни великий музыкант почти лишился голоса. Это лишнее свидетельство в пользу того, что у Паганини был синдром Марфана. Нередкое осложнение этой болезни - сильная хрипота, афония, вызываемая периодическим параличом верхнего гортанного нерва. Сохранился дневник врача, лечившего Паганини. То, что он пишет о заболевании своего пациента, во многом совпадает с классическими симптомами синдрома Марфана: астеническое сложение, резко выраженные кифоз и сколиоз, "птичье" выражение лица, узкий череп, выступающий или срезанный подбородок, глаза с синими склерами, разболтанность суставов, диспропорции в величине туловища и конечностей, кисти и стопы длинные с тонкими "паукообразными" пальцами. Вот откуда демоническая внешность Паганини. Шенфельд пишет: "Маловероятно, чтобы талантливый музыкант на заре успешно начатой карьеры стал бы так рисковать своими руками, особенно учитывая примитивное состояние тогдашней хирургии". Да Паганини и не было необходимости прибегать к операции, чтобы добиться большей длины и гибкости пальцев. Вместо хирурга это сделала болезнь.
Но сам по себе синдром Марфана вовсе не располагает к музыкальной одаренности. За исключением Паганини, среди больных им не было выдающихся музыкантов. Что же касается Паганини, то болезнь лишь придала ему большие технические возможности, а великим музыкантом, оставившим огромное творческое наследие, включающее, кроме произведений для скрипки с другими инструментами и оркестром, также более 200 пьес для гитары, он стал благодаря своему великому таланту.
__________________
Фильм Никколо Паганини

Факты:

Россини сказал: «В своей жизни мне пришлось плакать трижды: когда провалилась постановка моей оперы, когда на пикнике в реку упала жареная индейка и когда я услышал игру Паганини».

Паганини никогда не ложился спать, не бросив прощальный взгляд на чародейку-скрипку, что владела им безраздельно.«Ты сделала меня несчастным, – шептал он, нежно касаясь рукой своей извечной мучительницы. – Лишила беззаботного золотого детства, украла мой смех, оставив взамен страдания и слезы, сделала пожизненно своим пленником… Мой крест и моя радость! Кто бы знал, что за талант, дарованный мне свыше, за счастье обладать тобой я заплатил сполна».
При жизни Паганини почти не печатал своих сочинений, опасаясь, что будет раскрыта тайна его исполнения. Написал же он 24 этюда для скрипки соло, 12 сонат для скрипки и гитары, 6 концертов и несколько квартетов для скрипки, альта, гитары и виолончели. Отдельно для гитары Никколо Паганини написал около 200 пьес.


______________
читать книги

Буккер Игорь 17.11.2012 в 16:00

Самый легендарный скрипач в истории европейской музыки − Никколо Паганини. Музыкальных записей этого композитора и исполнителя не существует, но тем острее слушатель осознает, что второго такого Паганини не будет никогда. На протяжении всей недолгой жизни маэстро ему сопутствовали любовные скандалы. Была ли в жизни Паганини любовь к женщине, которая превосходила бы его любовь к музыке?

Никколо Паганини (Niccolò Paganini) родился 27 октября 1782 года в Генуе. Впрочем, сам Никколо предпочитал убавлять себе два года, утверждая, что он появился на свет в 1784 году. И подписывался он по-разному: Niccolò, или Nicolò, а иногда − Nicolа. Со своим первым концертом Паганини выступил тринадцатилетним подростком. Постепенно красивый мальчик, который покорил генуэзскую публику 31 июля 1795 года, превращался в нескладного юношу с нервными жестами. Получился "гадкий утенок" наоборот. С годами его лицо приобрело мертвенную бледность, ввалившиеся щеки пересекли преждевременные глубокие морщины. Лихорадочно блестевшие глаза глубоко запали, а тонкая кожа болезненно отзывалась на любое изменение погоды: летом Никколо обливался потом, а зимой покрывался испариной. Его костлявая фигура с длинными руками и ногами болталась в одежде, словно у деревянной марионетки.

"Постоянные упражнения на инструменте не могли не вызвать некоторых искривлений торса: грудь, довольно узкая и круглая, по свидетельству доктора Беннати, в верхней части впала, и левая сторона, оттого что музыкант все время держал здесь скрипку, стала шире правой; перкуссия прослушивалась лучше с правой стороны результат перенесенного в Парме плеврального воспаления легких, пишет биограф Паганини итальянка Мария Тибальди-Кьеза (Maria Tibaldi-Chiesa). − Левое плечо поднималось намного выше правого, и, когда скрипач опускал руки, одна оказывалась намного длиннее другой".

При такой внешности о пылком итальянце еще при его жизни ходили самые невероятные слухи. Выдумали историю, будто бы за убийство жены или любовницы музыканта заключили в тюрьму. Ходили слухи, что на его скрипке якобы оставалась только одна, четвертая, струна, и он научился играть на ней одной. А в качестве струны он использует жилы убитой женщины! Поскольку Паганини прихрамывал на левую ногу, судачили, будто бы он долго сидел на цепи. На самом деле еще не опытный юноша-музыкант был типичным генуэзцем, который азартно отдавался своей страсти: будь-то игра в карты или флирт с хорошенькими девушками. К счастью, от карточной игры он вовремя сумел излечиться. Чего не скажешь о любовных похождениях Паганини.

О первой пассии Паганини известно очень мало. Ее имя и место их встреч Никколо не назвал даже своему другу. В расцвете своей молодости Паганини уединился в тосканском имении некой знатной дамы, которая играла на гитаре и передала Никколо свою любовь к этому инструменту. За три года Паганини написал 12 сонат для гитары и скрипки, которые составляют второй и третий его опусы. Словно очнувшись от чар своей Цирцеи, Никколо в конце 1804 года бежит в Геную, чтобы снова взять в руки скрипку. Любовь к таинственной тосканской подруге, а через нее и к гитаре помогла музыканту. Иное расположение струн, чем на скрипке, сделало пальцы Паганини удивительно гибкими. Став виртуозом, музыкант перестал интересоваться гитарой и лишь изредка писал для нее музыку. А вот такой привязанности как к этой знатной даме, которая, вероятно, была старше него, Паганини никогда не испытывал ни к одной женщине. Впереди его ждала полная приключений жизнь бродячего музыканта и одиночество...

Женщины в ней тоже появлялись. Много лет спустя Паганини расскажет своему сыну Акилле, что у него был роман со старшей сестрой Наполеона, великой герцогиней Тосканской Элизой Бонапарт, которая была на тот момент государыней Лукки и Пьомбино. Элиза наградила скрипача титулом "придворного виртуоза" и назначила капитаном личной гвардии. Надев пышный мундир, Паганини получил, в соответствии с дворцовым этикетом, право появляться на торжественных приемах. Связь с некрасивой, но умной женщиной, к тому же сестрой самого французского императора, тешила тщеславие Никколы. Скрипач возбуждал ревность Элизы, которая на пять лет была старше Паганини, гоняясь за юбками.

Однажды Паганини заключил пари. Он взялся продирижировать целой оперой с помощью скрипки, на которой будут всего две струны − третья и четвертая. Он выиграл пари, публика неистовствовала, а Элиза предложила музыканту, "сделавшему невозможное на двух струнах", сыграть на одной струне. 15 августа, в день рождения императора Франции, он исполнил сонату для четвертой струны под названием Наполеон. И снова оглушительный успех. Но успех у "своих" дам уже прискучил Паганини.

Как-то проходя мимо одного дома, он приметил в окне смазливое личико. Некий цирюльник вызвался помочь маэстро устроить любовное свидание. После концерта нетерпеливый любовник на крыльях любви помчался в назначенное место. У распахнутого окна, глядя на луну, стояла девушка. Увидев Паганини, она принялась кричать. Тогда музыкант вскочил на низкий подоконник и спрыгнул вниз. Позднее Никколо разузнал, что та девушка потеряла рассудок из-за неразделенной любви, и по ночам все время смотрела на луну, надеясь, что оттуда прилетит ее неверный возлюбленный. Сводня рассчитывала обмануть душевнобольную, но она не приняла гения музыки за своего парня.

После трех лет пребывания при дворе Элизы, Паганини испросил у нее разрешение удалиться в отпуск. Начались его странствования по городам Италии.

В 1808 году в Турине Никколо познакомился с любимой сестрой императора, очаровательной 28-летней Полиной Бонапарт. Как и ее сестра, она тоже была старше него, но только на два года. От туринцев Полина получила ласковое прозвище Красная Роза, в отличие от Белой Розы − Элизы. В букете Паганини появился еще один роскошный цветок. С ранней юности красавица была довольно ветреной и Наполеон поспешил ее выдать замуж. После смерти супруга, генерала Леклерка, Полина вышла замуж за князя Камилло Боргезе − мужчину привлекательного, но не соответствовавшего требованиям темпераментной корсиканки и к тому же глупого. Муж настолько раздражал Полину, что вызвал приступы неврастении. Любители чувственных утех, Полина и Никколо, приятно проводили время в Турине и в замке Ступиниджи. Их страстные натуры быстро воспламенились и так же быстро охладели. Когда у музыканта случилось сильное расстройство желудка, Полина подыскала ему замену.

Слухи о "долгих годах тюрьмы", в которой якобы просидел Паганини - чистый вымысел, но основанный на реальных событиях. В сентябре 1814 года скрипач выступал с концертами в Генуе, где в его объятия бросилась 20-летняя Анджелина Каванна. Это была не любовь, а похотливая связь и о ней стоит в двух словах сказать, чтобы развенчать один из мифов, связанных с именем Никколо Паганини. Несмотря на имя Анджелина, что на итальянском означает "ангелочек", госпожа Каванна оказалась потаскухой, которую родной отец за разврат выгнал из дому. Сделавшись любовницей скрипача, Анджелина вскоре забеременела. Биограф маэстро Тибальди-Кьеза указывает, что это еще не доказывает отцовство Паганини, так как девушка "продолжала встречаться и с другими мужчинами". Никколо взял ее с собой в Парму, а весной отец Анджелины вернулся с ней в Геную, и 6 мая 1815 года по обвинению в похищении и насилии над его дочерью Паганини арестовали. В заключении музыкант пробыл до 15 мая. Спустя пять дней Паганини в свою очередь подал в суд на портного Каванна, чтобы заставить его выплатить компенсацию. Младенец умер в июне 1815 года. Процесс закончился 14 ноября 1816 года решением не в пользу скрипача, которого обязали уплатить три тысячи лир Анджелине Каванна. За несколько месяцев до судебного постановления Анджелина вышла замуж за человека по фамилии... Паганини. Вот правда, он не был музыкантом и родственником скрипача. Однофамильца звали Джованни Батиста.

МУЗЫ МУЗЫКАНТА НИККОЛО ПАГАНИНИ

Один из наиболее ярких личностей музыкальной истории , несмотря на довольно демонический внешний вид, никогда не испытывал недостатка в поклонницах. Ему не было и 20, когда появилась богатая и знатная любовница, увозившая юного виртуоза в поместье «отдохнуть» после концертов. До 40 лет он подбирал себе женщин по трем критериям: большая грудь, тонкая талия и длинные ноги… Именно благодаря таким женщинам есть большое музыкальное наследие.

Радости свободы Никколо Паганини

Во всех столицах Европы начала XIX века появились портреты странного человека. Бледное, словно восковое, лицо, спутанные черные волосы, большой крючковатый нос, горящие как угли глаза и огромный шарф, укутывающий всю верхнюю половину тела. При взгляде на портрет люди шептали: «На черта похож». Таков был маэстро Паганини – композитор и скрипач, равного которому не было, нет и едва ли будет. Журналисты обвиняли музыканта во всех смертных грехах, подливала масла в огонь и церковь. Шлейф несуразных «разоблачений» сопровождал Никколо по всей Европе. Ну, а маэстро более интересовало собственное творчество.

Великий скрипач появился на свет 1782 года. Отец был музыкантом-любителем. Именно он привил сыну любовь к музыке и скрипке. Мальчик научился виртуозной игре еще в раннем детстве, и вскоре в Генуе уже не могли найти учителя, который обучил бы юного исполнителя чему-нибудь новому.

В шестнадцать лет закончился нелегкий этап его жизни – он перестал зависеть от воли отца. Вырвавшись на свободу, Паганини предался ранее недоступным «радостям жизни». Он как будто наверстывал упущенное. Никколо стал вести беспутную жизнь и играть не только на скрипке и гитаре, но и в карты. Жизнь великого маэстро состояла из концертов, поездок, болезней и всевозможных сексуальных приключений.

Любовь творит чудеса!

В связи с первой любовью Паганини не гастролировал в течение трех лет. Музой музыканта становится некая «синьора Диде». Композитор пишет музыку, и за этот период на свет появляются 12 сонат для скрипки и гитары.

В 1805 году Элиза Бонапарт Бачокки, вступила во владение маленьким герцогством Лукка, подаренным ей Наполеоном. Она скучала по блестящему двору, оставленному в Париже, и желала иметь нечто подобное здесь, в Италии. С практичностью, достойной семейства Бонапарт, принцесса Элиза в короткий срок собрала придворный оркестр и пригласила на должность капельмейстера-дирижера «первую скрипку Республики Лукка». Это звание молодой Паганини завоевал в 1801 году, соревнуясь за право играть в соборе во время религиозных празднеств. Одновременно Никколо должен был обучать игре на скрипке принца Феличе Бачокки, мужа Элизы.

Вскоре, открыв безграничные возможности Никколо как непревзойденного композитора и желая блеснуть в глазах придворной публики, Элиза попросила Паганини приготовить для нее на очередном концерте сюрприз – маленькую музыкальную шутку с намеком на их отношения. И Паганини сочинил знаменитый «Любовный дуэт» («Любовную сцену») для двух струн, имитирующий диалог гитары и скрипки. Новинку приняли с восторгом, и августейшая покровительница уже не просила, а требовала: свою очередную миниатюру маэстро должен сыграть на одной струне!

Никколо Паганини – неистощимый виртуоз

Идея понравилась Никколо , и спустя неделю на придворном концерте прозвучала военная соната «Наполеон». Успех превзошел все ожидания и еще больше подогрел фантазию Паганини – мелодии одна красивее другой выпархивали из-под чутких пальцев композитора чуть ли не каждый день. Апофеозом непростых отношений принцессы Элизы и ее придворного музыканта стали 24 каприса, написанные в 1807 году на одном дыхании! И до сих пор это уникальное сочинение остается вершиной творческого наследия Паганини .

Этот романтический плен мог продолжаться и дальше, но придворная жизнь изрядно тяготила Никколо . Он жаждал свободы действий… Их последний разговор произошел в 1808 году. Он объяснил Элизе, что хочет сохранить свою индивидуальность. Хоть их связь и длилась 4 года, ей ничего не оставалось, как мирно расстаться с Никколо

Снова гастроли и …

Музыкант вернулся к выступлениям по городам Италии. 20 лет продолжалась на родине его триумфальная концертная деятельность. Причем он выступал иногда и в качестве дирижера. Его игра часто вызывала истерики у прекрасной половины зала, но дамы слетались на концерты, как мотыльки на огонь. Один из романов великого музыканта закончился скандалом. Никколо познакомился с некоей Анджелиной Каванна. Дочь портного собрала последние деньги, чтобы попасть на концерт и посмотреть на таинственного виртуоза. Дабы убедиться, что перед публикой действительно выступает сам Сатана, девушка проникла за кулисы. Ей казалось, что вблизи она сумеет разглядеть какие-то признаки нечистой силы, окружающей музыканта.

Страсть вспыхнула внезапно, и, закончив выступления, Паганини пригласил девушку поехать с ним на гастроли в Парму. Вскоре стало ясно, что у Анджелины будет ребенок, и Паганини тайком отправил ее к друзьям. Отец разыскал дочь и подал на Никколо в суд за похищение и насилие над ней. Скрипача арестовали и посадили в тюрьму. Через 9 дней выпустили, заставив заплатить денежную компенсацию. Начался утомительный судебный процесс. За то время, что тянулись судебные слушания, ребенок успел родиться и умереть, но в конце концов Паганини отделался лишь очередной денежной компенсацией и пятном на репутации.

Где счастье? Близко?

Скандал, связанный с дочерью портного, ничему не научил влюбчивого музыканта. 34-летний Никколо увлекся 22-летней Антонией Бьянки – молодой, но талантливой певицей, которой Паганини помогал с подготовкой сольного выступления. Их отношения нельзя было назвать простыми: Антония, с одной стороны, поклонялась Никколо , с другой – слегка побаивалась, но при этом без зазрения совести изменяла ему с певцами из хора, молодыми аристократами и простыми лавочниками. Однако Антония умела быть нежной. Она трогательно ухаживала за Никколо , когда он болел, следила за тем, чтобы он не простужался и хорошо питался. С ней музыкант чувствовал себя уютно и старался не думать о изменах. Правда, ее неверность была столь очевидной, что не заметить этого не мог даже слепой. Паганини то пытался мстить Антонии, заводя интрижку за интрижкой, то выгонял из дома, но за очередной ссорой всегда следовало примирение.

Одиночество отступает

В 1825 году Антония родила сына Ахилла. Никколо души не чаял в своем наследнике, ему доставляло удовольствие купать ребенка, менять ему пеленки. Если малыш долго плакал, отец брал в руки скрипку и, вспоминая собственное детство, извлекал из инструмента пение птиц, скрип телеги или голос Антонии – после этого мальчик тотчас успокаивался. После рождения ребенка отношения Никколо и Антонии вроде бы наладились, но оказалось, что это было лишь затишье перед бурей. Однажды музыкант услышал, как Антония объясняет маленькому Ахиллу, что его отец не обычный человек, связан с добрыми, а может, и не совсем добрыми духами. Этого Паганини стерпеть не смог, и в 1828 году навсегда расстался с Антонией Бьянки, добившись единоличной опеки над сыном.

Скоротечность счастья Никколо Паганини

Паганини работает как одержимый. Дает один концерт за другим и просит за выступления немыслимые гонорары: Никколо старался обеспечить сыну достойное будущее. Бесконечные гастроли, тяжелая работа и слишком частые концерты постепенно подрывали здоровье музыканта. Однако публике казалось, что волшебная музыка льется из его скрипки как бы сама собой.

скрипка

В 1840 году болезнь отняла у Паганини последние силы. Умирая от туберкулеза, музыкант не мог даже поднять смычок и лишь перебирал пальцами струны своей скрипки. 1840 года в 57 лет виртуоз скончался. Церковники запретили предавать его земле, потому что он не исповедался. По одной версии, тайно похоронили в местечке Валь-Польчевера, рядом с загородным домом его отца. Лишь спустя 19 лет сын великого скрипача Ахилл добился того, чтобы останки Паганини были перенесены на кладбище в Парме. По другой версии, прах музыканта долгие годы хранила Элеонора де Лука – единственная женщина, истинная любовь. Только к ней он время от времени возвращался. Она же была единственным, не считая родственников, человеком, упомянутым в завещании великого скрипача.

Паганини часто говаривал, что хочет жениться, но ему так и не удалось зажить тихой семейной жизнью, несмотря на все усилия. Но, тем не менее, каждая встреченная в его жизни женщина оставляла неизгладимый след, отраженный в нотах, написанных музыкантом.

ФАКТЫ

Россини сказал: «В своей жизни мне пришлось плакать трижды: когда провалилась постановка моей оперы, когда на пикнике в реку упала жареная индейка и когда я услышал игру Паганини».

«Ты сделала меня несчастным, – шептал он, нежно касаясь рукой своей извечной мучительницы. – Лишила беззаботного золотого детства, украла мой смех, оставив взамен страдания и слезы, сделала пожизненно своим пленником… Мой крест и моя радость! Кто бы знал, что за талант, дарованный мне свыше, за счастье обладать тобой я заплатил сполна».

Паганини никогда не ложился спать, не бросив прощальный взгляд на чародейку-скрипку, что владела им безраздельно.

При жизни Паганини почти не печатал своих сочинений, опасаясь, что будет раскрыта тайна его исполнения. Написал же он 24 этюда для скрипки соло, 12 сонат для скрипки и гитары, 6 концертов и несколько квартетов для скрипки, альта, гитары и виолончели. Отдельно для гитары написал около 200 пьес.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена