Фредерик Францишек Шопен. Биографическая справка. Непревзойденный творец мелодий

Фридерик Шопен относится к числу композиторов, сыгравших основополагающую роль в национальной музыкальной культуре. Подобно Глинке в России, Листу в Венгрии, он стал первым польским музыкальным классиком. Но Шопен - это не только национальная гордость поляков. Не будет преувеличением назвать его одним из самых любимых слушателями всего мира композиторов.

Шопену пришлось жить и творить в трудную для польского народа эпоху. С конца XVIII века Польша, как самостоятельное государство, перестала существовать, ее поделили между собой Пруссия, Австрия и Россия. Не удивительно, что вся I половина XIX века прошла здесь под знаменем национально-освободительной борьбы. Шопен был далек от политики и не принимал непосредственного участия в революционном движении. Но он был патриотом, и всю жизнь мечтал об освобождении своей Родины. Благодаря этому всё творчество Шопена оказалось тесно связано с самыми передовыми устремлениями эпохи.

Трагичность положения Шопена как польского композитора заключалась в том, что он, горячо любя родную страну, был оторван от нее: незадолго до крупнейшего польского восстания 1830-го года он выехал за границу, откуда ему никогда уже не суждено было вернуться на Родину. В это время он был на гастролях в Вене, затем отправился в Париж и на пути туда, в Штутгарте, узнал о падении Варшавы. Это известие вызвало у композитора острейший душевный кризис. Под его влиянием сразу изменилось содержание шопеновского творчества. Именно с этого момента начинается подлинная зрелость композитора. Полагают, что под сильнейшим впечатлением трагических событий был создан знаменитый «Революционный» этюд, прелюдии a-moll и d-moll, возникли замыслы 1-го скерцо и 1-й баллады.

С 1831 г. жизнь Шопена связана с Парижем, где он жил до конца своих дней. Таким образом, его творческая биография складывается из двух периодов:

  • I - ранний варшавский ,
  • II - с 31 года - зрелый парижский .

Вершиной первого периода стали сочинения 29-31 годов. Это 2 фортепианных концерта (f-moll и e-moll), 12 этюдов ор.10, «Большой блестящий полонез», баллада № I (g-moll). К этому времени Шопен блестяще завершил учебу в «Высшей школе музыки» в Варшаве под руководством Эльснера, завоевал славу замечательного пианиста .

В Париже Шопен познакомился со многими крупнейшими музыкантами, писателями, художниками: Листом, Берлиозом, Беллини, Гейне, Гюго, Ламартином, Мюссе, Делакруа. На протяжении всего зарубежного периода он неиз-менно встречался с соотечественниками, в частности с Адамом Мицкевичем.

В 1838 году композитор сблизился с Жорж Санд, и годы их совместного проживания совпали с наиболее продуктивным периодом шопеновского творчества, когда им были созданы 2, 3, 4 баллады, сонаты b-moll и h-moll, фантазия f-moll, полонез-фантазия, 2, 3, 4 скерцо, был завершен цикл прелюдий. Обраща-ет на себя внимание особый интерес к крупномасштабным жанрам.

Крайне тяжелыми были последние годы Шопена: катастрофически развивалась болезнь, мучительно переживался разрыв с Жорж Санд (в 1847 г.). В эти годы он не сочинил почти ничего.

После смерти композитора сердце его было перевезено в Варшаву, где хранится в костеле св. Креста. Это глубоко символично: сердце Шопена всегда принадлежало Польше, любовь к ней была смыслом его жизни, она стимулировала всё его творчество.

Тема родины - главная творческая тема Шопена , которая определила основное идейное содержание его музыки. В шопеновских сочинениях бесконечно варьируются отзвуки народных польских песен и танцев, образы национальной литературы (например, навеянные поэмами Адама Мицкевича - в балладах) и истории.

При том, что Шопен мог питать свое творчество лишь отзвуками Польши, тем, что сохранила его память, музыка его прежде всего польская. Национальная характерность - это самая замечательная черта шопеновского стиля, и именно она в первую очередь определяет его неповторимость. Интересно, что собственную индивидуальную манеру Шопен нашел очень рано и не изменял ей никогда. Хотя его творчество прошло ряд этапов, между ранними и поздними сочинениями нет столь резкого отличия, которое характеризует, к примеру, стиль раннего и позднего Бетховена.

В своей музыке Шопен всегда очень прочно опирается на польские народные истоки, на фольклор . Особенно наглядна эта связь в мазурках, что закономерно, ведь жанр мазурки непосредственно перенесен композитором в профессиональную музыку из народной среды. Следует добавить, что прямое цитирование народных тем вовсе не характерно для Шопена, как и связанная с фольклором бытовая простота. Фольклорные элементы удивительным образом сочетаются с неподражаемым аристократизмом. В тех же мазурках музыка Шопена насыщена особой духовной утонченностью, артистизмом, изяществом. Композитор как бы возвышает народную музыку над бытом, поэтизирует ее.

Еще одна важнейшая черта шопеновского стиля - исключительное мелодическое богатство. Как мелодист он не знает себе равных во всей эпохе романтизма. Шопеновская мелодия никогда не бывает надуманной, искусственной и обладает удивительным свойством сохранять одинаковую выразительность на всем своем протяжении (в ней совершенно нет «общих мест»). Достаточно вспомнить лишь одну шопеновскую тему, чтобы убедиться в сказанном - о ней с восторгом сказал Лист: «Я отдал бы 4 года жизни за то, чтобы написать этюд № 3» .

Антон Рубинштейн назвал Шопена «бардом, рапсодом, духом, душой фортепиано». Действительно, все самое неповторимое в шопеновской музыке - ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии - связано с фортепиано. Произведений с участием других инструментов, человеческого голоса или оркестра у него совсем немного.

Несмотря на то, что за всю свою жизнь композитор выступил публично не более 30 раз, а в 25-летнем возрасте фактически отказался от концертной деятельности из-за физического состояния, слава Шопена-пианиста стала легендарной, с ней могла соперничать разве что слава Листа.



Фредерик Шопен - гениальный музыкант, обладавший редким мелодическим даром, виртуозный пианист, чьи произведения отличаются глубоким лиризмом, доходчивостью, тонким и чутким ощущением настроений национальных песен, танцевальных мотивов. Этот человек сумел по-новому истолковать и передать многие музыкальные жанры, сделать более романтичными и в то же время драматичными различные музыкальные жанры (прелюдию, вальс, мазурку, полонез, балладу и т.д.). Это композитор, которого считают национальным достоянием, и в честь которого открыто много музеев, созданы памятники, названы музыкальные заведения.
1 марта 1810 года в польской деревне Желязова-Воля, расположенной неподалёку от Варшавы, появился на свет будущий музыкальный гений - Фредерик Францишек Шопен. Интерес и способности к музыке родители мальчика заметили ещё в раннем возрасте и всячески его поддерживали. Будучи ещё маленьким пятилетним ребёнком, Шопен уже выступал в концертах. А в 7 лет его отдали учиться музыке у знаменитого в то время польского пианиста Войцеха Живного. И уже спустя всего пять лет обучения Фредерик превратился в настоящего виртуозного пианиста, ничуть не уступающего взрослым опытным музыкантам. А в 1817г. будущий композитор сочиняет своё первое музыкальное произведение (полонез).
Начиная с 1819г. Шопен музицирует в качестве пианиста в различных аристократических салонах Варшавы. В 1822г. он заканчивает своё обучение у В. Живного и поступает на учёбу к известному варшавскому музыканту Юзефу Эльснеру, у которого берёт уроки композиции. В 1823г. Фредерик поступает учиться в лицей г. Варшавы. В это же время подрастающий композитор путешествует и посещает различные оперные театры в Праге, Варшаве, Берлине. Ему удаётся завоевать расположение и покровительство влиятельного в то время польского князя А. Радзивилла и стать вхожим в польское высшее общество.
1826г. ознаменовался для Ф. Шопена поступлением в Главную школу музыки, находящуюся в г. Варшава. Во время учёбы в этой консерватории талантливый юноша сочиняет ряд пьес, среди которых Вариации для фортепиано с оркестром (опера Моцарта «Дон Жуан»), Первая соната и др. Окончив в 1829г. обучение, молодой человек выступает в концертах в качестве пианиста в Кракове, Варшаве, исполняя также и свои произведения. Эти выступления пользовались огромным успехом и принесли юному дарованию заслуженную популярность и среди слушателей, и в музыкальных кругах.


В 1830г. музыкант отправляется в гастрольное турне в Берлин, Вену. И эти выступления также увенчались небывалым успехом. Но в этом же году на родине пианиста, в Польше происходит восстание, закончившееся поражением. Шопен был сторонником польской независимости, и это неприятное известие весьма огорчило музыканта. Он отказался возвращаться в Польшу и остался жить во Франции, где и был признан лучшим пианистом современности. Молодой человек знакомится с парижскими аристократами, музыкальной и художественной элитой Франции. Он много путешествует. В 1835-36гг. совершал поездки в Германию, 1837г. - в Англию. Эти годы становятся периодом расцвета его творческой деятельности.
Но Шопен известен нам не только как гениальный пианист и композитор, он проявил себя ещё и достаточно талантливым педагогом. Он обучал будущих пианистов по своей авторской методике, что помогло им полностью раскрыть талант и в будущем стать настоящими виртуозами. В это же время, в 1837г. он знакомится с французской писательницей Жорж Санд, молодой и достаточно эмансипированной особой. Их отношения складывались непросто и спустя десять лет, в 1847г. пара рассталась. Расставание не лучшим образом отразилось на здоровье Шопена, у которого ещё с 1837г. наблюдались первые приступы астмы.
В 1848г. композитор окончательно поселился в Лондоне, где и продолжал заниматься преподаванием. От концертной деятельности он отказался в связи с пошатнувшимся здоровьем, Последнее выступление пианиста произошло в ноябре 1848г. А в октябре 1849г. великий композитор умирает от туберкулёза лёгких.

Юстина Кжижановска (1782–1861),
мать польского композитора Фредерика Шопена

Юстина Кжижановска происходила из семьи обедневших шляхтичей. Она рано потеряла родителей. Семья графини Людвики Скарбек, находившаяся в родстве с Кжижановскими, взяла осиротевшую девочку к себе на воспитание. В доме Скарбеков Юстина получила прекрасное образование. По сохранившимся свидетельствам, мать Шопена владела французским и немецким языками, была чрезвычайно музыкальна, прекрасно играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Повзрослев, Юстина стала помогать графине вести большое хозяйство в поместье Жилеза–Воля.

Отцом Шопена был француз-эмигрант Николя Шопен, сын виноградаря. Сохранилось его письмо французской родне, из которого следует, что он эмигрировал в Польшу, чтобы уклониться от призыва в армию. В Польше Николя якобы оказался в повстанческом войске Тадеуша Костюшко. Однако известно, что в действительности он работал на табачной фабрике. За время проживания в Польше ему удалось освоить польский язык. Заметив, что французский язык у польской шляхты в большой моде, он занялся его преподаванием.

У графини Людвики Скарбек было пятеро детей. К этим детям и пригласили Николя Шопен в качестве учителя французского. Об отце Шопена биографы писали, что он был основательным и экономным, опрятным и исполнительным - «хороший учитель французского, но без особого блеска». «Его отношение к искусству было прозаичным. Позже он (Николя) сделает попытку освоить скрипку, но ни в коем случае его нельзя было назвать артистичной личностью».

Возвращаясь к знакомству Юстины с будущим отцом Фредерика Шопена, надо заметить, что их брак состоялся только через четыре года. Николя долго присматривался к «пани мажордом», как шутливо называли Юстину домашние. Она была скромной девушкой, но с изысканными манерами, некрасивой, но обаятельной и рассудительной. Их свадьба состоялась в 1806 году. Невесте было 24 года, жениху - 35.

Отношения Николя и Юстины строились не на страстной любви, а на глубоком уважении друг к другу. Графиня Скарбек выделила молодожёнам один из флигелей в своей усадьбе. В 1807 году у них родилась старшая дочь Людвика, а 22 февраля 1810 года появился мальчик - будущий великий композитор. Фредерик родился слабым и болезненным ребёнком. Своей беспомощностью он сразу приковал к себе всё внимание матери.

К этому времени сыновья Скарбеков подросли и пришло время отдавать их в учебное заведение. Графиня Людвика с помощью знакомых подыскала для Николя место преподавателя французского языка в Варшавском лицее. А Юстина на деньги графини открыла пансион для мальчиков из благородных семей. В числе первых шести пансионеров были двое сыновей Людвики Скарбек. Пансион Юстины славился в Варшаве как самый лучший. Плата за проживание в нём была очень высокой. Мать Шопена создала прекрасные условия не только для проживания юных аристократов, но и для их всестороннего развития. Юстина заботилась о досуге своих питомцев. Мальчики постоянно были заняты музыкой, живописью и домашним театром.

Юстина - сильная, умная, талантливая женщина была всецело предана мужу и детям. Особым вниманием и заботой она окружила маленького Фредерика. Из-за частых болезней мальчик был лишён подвижных игр и занятий, присущих его возрасту, и чтобы он не скучал, мама развлекала его при помощи музыки и чтения книг. Юстина подарила сыну счастливое детство, наполнила его чудесной польской музыкой и пением. Звуки полонеза и мазурки вызывали у Фредерика неописуемый восторг. Незнакомые чувства переполняли его душу, когда он слушал, как поёт мама. Его эмоции поочередно менялись от бурных проявлений радости до душераздирающего плача. Так, через безграничную любовь и музыку Юстина раскрыла душу своего маленького сына. В четыре года она начала обучать Фредерика игре на пианино.

Своей матери Шопен был обязан и первыми музыкальными впечатлениями, и привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям, и первыми уроками игры на фортепиано. К пяти годам маленький Шопен уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные с Юстиной, и с удовольствием разыгрывал дуэты со своей старшей сестрой Людвикой. Кроме Фредерика в семье было три дочери: Людвика, Эмилия и Изабелла.

Юстина - выдающаяся личность, неутомимая труженица и любящая мать, заботилась о материальном положении семьи и старательно раскрывала таланты детей. Все дочери в семье Шопенов, как и Фредерик, под руководством Юстины получили прекрасное домашнее образование, великолепно играли на пианино. Однако центральное место в жизни матери занимал сын. Только у сыновей могла быть карьера и признание в обществе; дочерей, даже очень талантливых и образованных, родители готовили к замужеству и успешному материнству.

В 1817 году, в возрасте семи лет состоялось первое выступление маленького пианиста. Биографы как бы ставят в упрёк матери Шопена, что она не присутствовала на этом концерте. Хотя известно, что в это время она тяжело болела. Мудрая мама вручила Фредерику талисман, чтобы он был спокоен и уверен в её любви. Юстина сшила своими руками для его дебютного костюма широкий кружевной воротничк. Белоснежная импозантная деталь эта выгодно выделяла его среди остальных юных дарований, одетых в стандартные чёрные костюмчики с короткими брючками и белыми носочками. Впечатлительный мальчик испытал настоящую эйфорию от своего наряда. Как об этом вспоминал сам Шопен, в этот день он наслаждался счастьем не из-за восхищения его игрой на пианино, а из-за комплиментов по поводу его прекрасного воротничка. Эти комплименты он с восторгом описывал часами. Так Юстина открыла Шопену ещё один чудесный мир - мир высокой моды, что в будущем сыграет немаловажную роль в его карьере.

К сожалению, как сказал Ярослав Ивашкевич, издавший одну из лучших биографий Ф. Шопена, «…меньше всего мы знаем о его матери, хотя должны были знать больше всего. Влияние матери на Фредерика, очевидно, было самым значительным». По воспоминаниям современников, «дом Шопенов был исключительно приятный, а его душой была мать Фредерика Шопена, женщина обаятельная и мягкая, что, впрочем, она передала своему единственному сыну. От неё он унаследовал и талант к музыке». (Е. Косцельская).

Как было принято во все времена, мало кто из исследователей уделял внимание биографиям матерей великих людей. По всеобщему убеждению, существовавшему вплоть до XXI века, причиной гениальности человека могла быть только его врожденная особенность или генетическая предрасположенность, унаследованная от отца, деда или прадеда, исключительно по отцовской линии. Мысль о том, что человеческий гений – это результат творчества матери гения, никогда не посещала ни историков, ни исследователей. По этой причине мы сегодня почти ничего не знаем ни о родословных матерей великих людей, ни о жизни самых влиятельных женщин мира – Гениальных Матерей.

Зато отцам великих людей часто приписывались несуществующие достоинства и заслуги. Так, например, отец Шопена, впервые взявший в руки скрипку в сорокалетнем возрасте, почувствовал себя новым Леопольдом Моцартом. Он стал водить Фредерика выступать на званых вечерах, светских салонах, а бывало, и во дворцах - желающих услышать игру «польского Моцарта» было более чем достаточно.

Это было время, когда в Европе и России после феномена Амадея Моцарта возникла «мода» на юные дарования. Правящая элита сделала заказ обществу на высокое искусство, и за него хорошо платили. Бедные родители выбивались из сил, собирая последние деньги, чтобы купить музыкальный инструмент и нанять учителя для своего чада. В то время, как отцы муштровали детей (Моцарт), а порой и били (Паганини, Бетховен), Гениальные Матери с любовью и нежностью раскрывали души гениев в своих детях, творили судьбы великих людей. Собственно, отцы начинали замечать одарённого ребенка среди своих порой многочисленных отпрысков, когда тому исполнялось уже 5–7 лет. Благодаря Гениальным Матерям, целое созвездие великих музыкантов, художников, поэтов и писателей осветило Европу и Россию в XIX веке. По этим причинам все самые великие деятели искусств рождались примерно в одно и то же время, в одних местах.

Совершенно очевидно, что все «чудо-дети» не родились гениальными музыкантами, художниками или поэтами. Просто им больше повезло: они стали любимцами своих матерей с первых минут своего рождения. Одни - потому что были рождены после смерти брата или даже двух (Шекспир, Моцарт, Бетховен, Гоголь, Глинка, Куприн), другие - потому что были первенцами или единственными сыновьями (Рафаэль, Шопен, Пастер, Пикассо), третьи - потому что родились недоношенными и нежизнеспособными (Кеплер, Ньютон, Вольтер), четвёртые - потому что были самыми младшими (Вагнер, Менделеев, Махатма Ганди).

И эта Материнская любовь оказалась той всемогущественной творческой силой, которая как бы распечатывала, раскрывала потенциал ребёнка. Чем сильнее любовь и мощнее личность матери, тем грандиознее её творение. Никто из гениев, попав младенцем в ситуацию «маугли», не смог бы даже заговорить. Раскрытые дети могут стать великими с одинаковым успехом в любой из наук и искусств, где бы смогла самовыражаться их душа. В случае с Фредериком Шопеном свою роль сыграла среда, в которую он был погружён с самого рождения, которую, опять же, создала для него мать.

Это детство гениев никто никогда не изучал, а сами они, как и обычные люди, ничего не помнят об этом периоде своей жизни и уверены, что уже родились такими.
Что касается Шопена, мы можем только догадываться, какая колоссальная работа была проделана Юстиной Кжижановской.

В 13 лет Фредерик поступил в лицей, который закончил через три года. Там он проявил все свои разносторонние способности. Он свободно говорил и читал на французском и немецком языках, прекрасно рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его артистический талант был настолько ярким, что он мог бы стать превосходным театральным актером.

После лицея Фредерик поступил в консерваторию, и с этого же времени началась его артистическая деятельность. Шопен стал выступать с концертами в Вене и в Кракове. 1 ноября 1830 года он уехал из Варшавы, и, как оказалось, навсегда. В начале Фредерик прибыл в Дрезден, затем немного пожил в Вене, и наконец, решил уехать в Англию, проездом через Париж. Впоследствии, когда Шопен окончательно поселился в Париже, он часто шутил: «Я здесь только проездом».

В 1832 году Фредерик Шопен был уже одним из самых популярных Парижских пианистов. «Я вращаюсь в самом высшем обществе - среди князей и министров. Каким образом я к ним попал, я и сам не знаю: это случилось как-то само собой» (Из письма Шопена другу).

В Париже Фредерик обрёл настоящую славу. Его виртуозная игра на пианино, изысканные манеры и чуть утомлённый голос произвели потрясающий эффект на избалованных французов. Его неподражаемый стиль в одежде: шёлковые плащи, перчатки из кожи ягнёнка светло-лавандового цвета, известного как цвет Шопена, – всё это создало не только неповторимый образ гениального композитора, но и породило целое направление в парижской моде. Судьба Шопена складывалась, казалось бы, на редкость счастливо: его, аристократа по материнской линии, великого музыканта, принимали и встречали как князя. Он давал многочисленные концерты, заключал выгодные контракты с издателями. Его уроки игры на фортепиано были самыми дорогими, люди к нему записывались в очередь. Фредерик Шопен быстро и с редкой для музыканта лёгкостью вошёл в избранный круг людей искусства.

В августе 1835 года произошло самое радостное для Шопена событие: в Карлсбаде (ныне Карловы Вары) состоялась его долгожданная встреча с родителями. «Наша радость неописуема. Мы обнимаемся - и что же можно ещё? Мы вместе ходим, ведём мамочку под руку... Ласкаемся и покрикиваем друг на друга... Вот оно осуществилось, это счастье, счастье и счастье». (Из письма мужу сестры). Это счастье продлилось почти месяц. Простившись с родителями, Шопен больше никогда их не увидел.

Всё в жизни Фредерика произошло так, как задумала его Гениальная Мать. Это она научила его любить музыку, раскрыла его творческие способности. Всё предусмотрела Юстина. Даже то, что Шопен воспитывался и дружил с мальчиками из благородных семей, живущих в её пансионате, даже кружевной воротничок, который стал началом его неповторимого образа - всё было её творением. И всё сбылось. Кроме счастья…

В феврале 1837 года Юстина Кжижановска написала из Варшавы в Париж своему сыну Фридерику: «Нет такого счастья на земле, которого я бы тебе не пожелала, дорогой Фрыцко. Сердце моё переполнено чувствами... Пани Водзыньска говорила мне, что ты обещал ей рано ложиться спать, чему я очень рада, так как это необходимо для твоего здоровья; однако ты не сдержал данного ей слова. Это особенно важно сейчас, когда свирепствует такой сильный грипп. Пиши нам часто, ибо, поверь мне, что как только проходит месяц, а от тебя нет письма, то каждый из нас начинает обманывать других, выискивая причины, объясняющие твое молчание, и успокаивая друг друга, а про себя думая иное. Не беспокойся о нас, береги своё здоровье - оно важнее всего для нашего счастья. От души обнимаю тебя, бесконечно привязанная Мать».

Разлука с матерью и с Родиной стала для композитора причиной постоянной скрытой тоски. По-настоящему Фредерик Шопен был спокоен и счастлив только рядом с мамой. К тоске по дому и семье прибавилась любовь к Жорж Санд, которая принесла больше горя, чем счастья, и подорвала и без того слабое здоровье Шопена. Он мечтал о своей семье и безупречной женщине, всецело преданной мужу и детям, которая была бы похожа на его мать. Как говорила Жорж Санд о Фредерике Шопене, «мать была его единственной страстью и единственной женщиной, которую он действительно любил».

Польский композитор и пианист Фредерик Францишек Шопен (польск. Szopen, Fryderyk Franciszek) родился 22 февраля (по другим источникам 1 марта) 1810 года в деревне Желязова Воля под Варшавой в семье школьного учителя.

Когда Шопену исполнилось 7 лет, его начали учить игре на фортепиано. Тогда же, в 1817 году, был издан сочиненный им полонез соль-минор.

В 1823 году Шопен поступил в Варшавский лицей, продолжив заниматься музыкой с директором Варшавской консерватории Иосифом Эльснером. В 1825 году его пригласили выступить перед российским императором Александром I, и после концерта он получил награду - бриллиантовый перстень. В 16 лет Шопен был принят в консерваторию, ее окончание в 1829 году формально завершило музыкальное образование композитора. В том же году Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. В 1830 году Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем отправился в поездку по Западной Европе. Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, который иногда называют «революционным». Это произошло в 1831 г., и после этого Шопен никогда не возвращался на родину.

В 1831 году он поселился в Париже , поразив публику своими мазурками и полонезами - жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора. Эти пьесы впервые привнесли в западноевропейскую музыку славянский элемент, что постепенно изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики XVIII в. оставили своим последователям.

В Париже Шопен был принят в высших кругах парижской аристократии, познакомился с популярными пианистами и композиторами.
Между тем, у него развивался туберкулез легких, первые симптомы которого обнаружились еще в 1831 году. Вскоре Шопен фактически отказался от карьеры виртуоза, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории, и сосредоточился на композиции, публикуя свои опусы.

В 1837 году начался его роман с баронессой Дюдеван, которая приобрела широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Зиму 1838 - 1839 годов Шопен и Жорж Санд провели на острове Майорка (Испания), что благотворно повлияло на здоровье композитора. Его связь с писательницей продолжалась около 10 лет. После разрыва с Жорж Санд (1847) здоровье Шопена резко ухудшилось.

16 февраля 1848 года он дал свой последний концерт в Париже. Начавшаяся несколько дней спустя революция вынудила Шопена выехать в Великобританию , где он провел семь месяцев, играя в аристократических салонах (в том числе для королевы Виктории) и давая уроки.
По возвращении в Париж Шопен уже не был в силах заниматься с учениками; летом 1849 года он написал свое последнее произведение - Мазурку f-moll соч. 68.4.

Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849 года. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта. Шопена похоронили (согласно его желанию) на парижском кладбище Пер-Лашез рядом с могилой его любимого итальянского композитора Винченце Беллини. На гроб высыпали горсть родной польской земли из подаренного когда-то друзьями серебряного кубка. Сердце Шопена, как он завещал, было захоронено в одном из костелов Варшавы.

Творчество Шопена оказало влияние на многие поколения музыкантов. Композитор по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Шопен был одним из немногих композиторов, сочинявших только для фортепиано. Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хор, в его наследии нет ни одного струнного квартета.

Шопен сочинил более полусотни мазурок (их прототип - польский танец с трехдольным ритмом, похожий на вальс) - небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски.

За всю жизнь Шопен дал не более тридцати публичных концертов, в основном выступая в домах своих друзей. Его исполнительский стиль был весьма своеобразен, по отзывам современников, этот стиль отличала ритмическая свобода - он продлевал одни звуки за счет сокращения других

С 1927 г. в Варшаве каждые пять лет проводятся международные конкурсы пианистов имени Шопена . В 1934 г. организован Институт Шопена (с 1950 г. - Общество им. Ф. Шопена). Общества Шопена существуют в Чехословакии, Германии, Австрии, до 2-й мировой войны 1939 - 45 гг. существовало во Франции. В 1932 в Желязовой-Воле открыт Дом-музей Шопена, в 1985 г. - основана Международная федерация обществ Шопена.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Вопрос о дате появления на свет величайшего польского композитора Фредерика Франсуа Шопена до сих пор будоражит умы его биографов, в отличие от бесспорного признания его таланта и благодарности за невероятное музыкальное наследие. Согласно его прижизненным записям он родился 1 марта 1810 года, а если верить официальной записи о крещении в приходской церкви города Брохова — 22 февраля. Место рождения творца не подлежит сомнению: местечко Желязова Воля, что в Мазовецком воеводстве, расположившемся на реке Утрата в 54 километрах к западу от Варшавы. Деревенька принадлежала в те времена семье графа Скарбека.


Семья композитора

Его отец Николя, уроженец столицы Лотарингии города Маринвиля, независимого герцогства, управляемого королем Польши Станиславом Лещинским вплоть до его смерти в 1766 году, а затем перешедшему под управление Франции. Он перебрался в Польшу в 1787 году, достаточно хорошо владея французским, немецким, польским языком, основами бухгалтерского учета, каллиграфией, литературой и музыкой. В 1806 году в Брохове Николя женился на Жюстине Кржижановской и этот брак оказался вполне успешным и долговечным. Чета прожила вместе счастливых 38 лет. Через год после заключения брака, появилась на свет их первая дочь Людвика в Варшаве, сын Фридерик, в Желязовой Воле, а затем еще две дочери: Изабела и Эмилия в Варшаве. Частые переезды семьи были обусловлены политической обстановкой в стране. Николя работал наставником детей герцога Скарбека, который в зависимости от военной ситуации во время войны Наполеона с Пруссией и Россией, а позднее во время польско-русской войны и вплоть до неудавшегося нападения Наполеона на Россию переезжал с места на место. С 1810 года Николя перевозит свою семью в столицу Варшавского Великого Герцогства, получив должность преподавателя в общеобразовательной средней школе. Первая квартира семьи располагается в Саксонском дворце, в правом крыле, где и размещалось учебное заведение.

Ранние годы Шопена

С раннего возраста Фредерик был окружен живой музыкой. Мать играла на фортепьяно и пела, а отец аккомпанировал ей на флейте, или на скрипке. По воспоминаниям сестер мальчик проявлял неподдельный интерес к звукам музыки. В раннем возрасте Шопен начал демонстрировать художественные таланты: он рисовал, писал стихи и исполнял музыкальные произведения без какого-либо обучения. Одаренный ребенок начал сочинять собственную музыку и в семь лет кое-что из ранних творений уже было опубликовано.

Шестилетний Шопен брал регулярные уроки игры на фортепиано под руководством чешского пианиста Войцеха Живного, который работал в то время частным учителем и был одним из педагогов в школе отца. Несмотря на создаваемое педагогом ощущение некоторой старомодности и комичности, Войцех обучал талантливого ребенка игре на произведениях Баха и Моцарта. У Шопена никогда не было другого учителя фортепиано. Уроки давались ему одновременно с сестрой, с которой они играли в четыре руки.

В марте 1817 года семья Шопена вместе с Варшавским лицеем переезжает во дворец Казимеж, в правое крыло. В этом году зрители услышали его первые композиции: полонез си — бемоль мажор и военный марш. С годами партитура первого марша была утрачена. Год спустя он уже выступал публично, играя произведения Адальберта Гировеца.

В том же году, благодаря усилиям приходского священника, полонез ми минор был опубликован с посвящением Виктории Скарбек. Один из первых маршей же исполнялся военным оркестром во время военных парадов на Саксонской площади. Варшавский журнал публикует первый отзыв о творчестве молодого таланта, акцентируя внимание на том, что в восьмилетнем возрасте у автора налицо все составляющие настоящего музыкального гения. Он не только с легкостью исполняет самые сложные пьесы на фортепиано, но и является композитором с исключительным музыкальным вкусом, перу которого принадлежит уже несколько танцев и вариаций, поражающих даже экспертов. 24 февраля 2018 года на благотворительном вечере во Дворце Радзивиллов, Шопен играет. Публика тепло принимает талантливого исполнителя, нарекая его вторым Моцартом. Он начинает активно выступать в лучших аристократических домах.

Отроческие годы молодого композитора

В 1821 году Фредерик написал полонез, который посвятил своему первому учителю. Произведение стало самой ранней из сохранившихся рукописей композитора. Молодой Шопен к 12 годам заканчивает обучение у Живного и начинает изучать основы гармонии и теорию музыки в частном порядке у Юзефа Элснера, основателя и директора Варшавской консерватории. Параллельно юноша берёт уроки немецкого языка у пастора Ежи Тетзнера. Он посещал Варшавский лицей с сентября 1823 по 1826 год, а чешский музыкант Вильгельм Вюрфель давал ему уроки игры на органе в первый год обучения. Элснер, признав тот факт, что стиль Шопена был исключительно оригинальным, не стал настаивать на применении традиционных методик обучения и предоставил композитору свободу в развитии по индивидуальному плану.

В 1825 году юноша выступил с импровизацией в евангелической церкви, на новом инструменте, изобретенным Бруннером, чем-то напоминающим механический орган, перед Александром I, во время его посещения Варшавы. Впечатленный талантами молодого человека, русский царь подарил ему кольцо с бриллиантом. Издание «Польский вестник» отмечало, что все присутствующие слушали с наслаждением задушевное пленительное исполнение и восхищались мастерством.

Впоследствии Шопен не раз будет играть свои произведения на малоизвестных инструментах. Согласно воспоминаниям его современников, композитор даже сочинял пьесы для исполнения на новых инструментах, но их партитуры до наших дней не сохранились. Каникулы Фредерик провел в городе Торунь на севере Польши, где юноша посетил дом Коперника, а также другие исторические здания и достопримечательности. Его особенно впечатлила знаменитая ратуша, самая большая особенность которой заключалась в том, что в ней столько окон, сколько дней в году, столько же залов, сколько месяцев, столько же комнат, сколько недель, а вся его конструкция являла собой невероятный образчик готического стиля. В том же году он становится школьным органистом, играя по воскресеньям в церкви в качестве аккомпаниатора для хора. Среди произведений этого периода можно выделить полонезы и мазурки, предназначенные для танцев, также его первые вальсы. В 1826 году он заканчивает своё обучение в лицее, а в сентябре начинает работать под крылом ректора Элснера, которая в качестве факультета изящных искусств входит в состав Варшавского университета. В этот период появляются первые признаки расстройства здоровья и Шопен, под присмотром врачей Ф. Ремера и В. Мальца, получает назначения для лечения, которые подразумевают соблюдение жесткого режима дня и диетического питания. Он начинает посещать частные уроки итальянского языка.

Годы путешествий

Осенью 1828 года юноша отправляется вместе с другом отца Яроцким в Берлин. Там, приняв участие во всемирном конгрессе исследователей природы, он рисует карикатуры на ученых, дополняя изображения огромными бесформенными носами. Фредерик также критически реагирует на излишний романтизм. Однако поездка дала ему возможность познакомится с музыкальной жизнью Берлина, которая и была главной целью путешествия. Видев Гаспара Луиджи Спонтини, Карла Фридриха Цельтера и Мендельсона, Шопен не заговорил ни с кем из них, поскольку не осмелился представить себя. Особое впечатление оставило знакомство с целым рядом оперных произведений в театре.

После посещения Берлина, Шопен побывал в Познани, где в соответствии с семейной традицией, присутствовал на приёме архиепископа Теофила Ворики, родственника Скарбеков, известного своим патриотизмом, а в резиденции губернатора Великого княжества Познань, герцога Радзивилла, он играет произведения Гайдна, Бетховена и импровизирует. По возвращению в Варшаву продолжает работу под руководством Элснера.

В начале зимы он принимает активное участие в музыкальной жизни Варшавы. На концерте в доме Фридерика Бухгольца он играет «Рондо до мажора» на двух роялях с Джулианом Фонтаной. Он выступает, играет, импровизирует и развлекается в варшавских салонах, периодически давая частные уроки. Принимает участие в постановках любительского домашнего театра. Весной 1829 года Антоний Радзивилл посетил дом Шопена, а вскоре композитор сочинил для него «Полонез до мажора» для фортепиано и виолончели.

Почувствовав, что Фредерику нужно профессионально расти и совершенствоваться, отец обращается к министру народного образования Станиславу Грабовскому за грантом для сына, чтобы тот мог посетить зарубежные страны, в частности Германию, Италию и Францию, для продолжения образования. Несмотря на поддержку Грабовского, его просьба отклоняется министром внутренних дел графом Тадеушем Мостовским. Несмотря на препятствия, родители, в конце концов, в середине июля отправляют сына в Вену. Прежде всего он посещает концерты и оперу, слушает музыку в исполнении местной дивы — пианистки Леопольдины Благетки, по заверению которой сам Фредерик — виртуоз, способный вызвать фурор у местной публики.

На австрийской сцене он успешно дебютировал в конце 1829 году. Аудитория была в восторге от его исполнительской техники, дополненной поэтической выразительностью. В Австрии Шопен сочинил мажорное скерцо, минорную балладу, и другие произведения, в полной мере продемонстрировавшие его персональный сочинительский стиль Шопена. В Австрии ему удается опубликовать несколько своих работ. В том же году он вернулся домой для подготовки к концертному туру, на этот раз через Германию и Италию. 7 февраля 1830 года, семье и друзьям, он представляет свой концерт ми минор с аккомпанементом небольшого оркестра.

Жизнь и смерть в Париже

В течение следующих нескольких лет Шопен много выступал в странах Европы, одной из которых была Франция. В Париже он поселился в 1832 году и достаточно быстро установил дружеские взаимоотношения с молодыми музыкальными дарованиями, среди которых были: Лист, Беллини и Мендельсон. Тем не менее, тоска о Родине давала о себе знать. Горячо желая принимать деятельное участие в политической борьбе своего народа, он не находил себе места.

Во Франции он начинает работать всерьез как частный учитель фортепиано. Из-за подорванного здоровья публичные выступления становились все реже. Тем не менее, он стал заметной фигурой в парижских художественных кругах. Его окружение составляли музыканты, писатели и художники, а также богатые и талантливые женщины. Весной 1836 года болезнь обострилась. Вероятнее всего, заболевание легких, мучившее композитора было быстро развивающимся туберкулезом.

На вечеринке в резиденции графини, Шопен впервые встречается 32-летней писательницей Амандиной Авророй Дюдеван, известной как Жорж Санд. В конце 1837 года у Санд возникают тесные отношения с Шопеном, который к тому времени расстался с Марией Водзинской. В надежде на целебный климат Испании, Фредерик, Жорж и её дети Морис и Соланж перебираются на Майорку.

На вилле, среди кедров, кактусов, апельсинов, лимонов, алоэ, инжира, граната, под бирюзовым небом, у лазурного моря улучшение, однако, не наступило. Несмотря на недуг, композитор завершил свои двадцать четыре прелюдии на Майорке. В феврале они вернулись во Францию. К этому времени во время приступов кашля уже стали появляться кровотечения. Пройдя курс лечения в Париже состояние композитора улучшилось. Согласно впечатлениям Санд, Шопен настолько привык витать в облаках, что жизнь или смерть для него ничего не значат и он плохо осведомлен о том, на какой планете живет. Жорж, осознав серьезность дел со здоровьем супруга посвятила свою жизнь детям, Шопену и творчеству.

После поправки здоровья, семья на лето поселилась в деревенском доме Санд в местечке Ноан к югу от Парижа. Здесь Шопен сочиняет «Ноктюрн соль мажор» и три мазурки из опуса номер 41. Он работает над завершением «Баллады фа мажор» и сонаты. Летом он чувствует себя не стабильно, но при каждой возможности бросается к фортепиано и сочиняет. Весь следующий год композитор проводит с семьей. Шопен дает по пять уроков в день, в его супруга пишет до 10 страниц за ночь. Благодаря репутации и развитию издательского дела Шопен удачно продает свои партитуры. Редкие концерты Шопена приносят семье по 5000 франков. Публика жаждет услышать великолепного музыканта.

В 1843 году здоровье музыканта продолжает ухудшаться. Он принимает гомеопатическое лечение. В октябре 1843 года Фредерик с сыном Санд Морисом возвращается из деревни в Париж, а его жена с дочерью задерживается на месяц на природе. Смерть, в возрасте четырнадцати лет в Вене, в 1845 году его самого талантливого ученика Карла Фильца, который повсеместно считался блестящим пианистом и самым близким по стиле игры поразила Шопена. Все больше времени чета проводит в деревне. Среди постоянных гостей появляется Полина Виардо, чей репертуар Шопен слушает с восторгом.

Различие в темпераментах и ревность помешали отношениям с Санд. В 1848 году они расстались. Шопен совершил гастрольный тур по Британским островам, выступив в последний раз 16 ноября 1848 года в лондонской гильдии для беженцев из Польши. В письмах семье он писал, что если бы Лондон не был таким темным, а люди были бы не такими тяжелыми, и если бы не было ни запаха угля, ни туманов, он бы изучил английский, но англичане сильно отличаются от французов, к которым Шопен привязался. Шотландские туманы не добавили ему здоровья. В начале 1849 года увидели свет его последние произведения: «Вальс в миноре» и «Мазурка соль минор».

Он вернулся в Париж, его здоровье постепенно ухудшалось. Иногда случаются приличные дни, когда он путешествует в карете, но чаще его мучают удушающие приступы кашля. Он не выходит по вечерам. Тем не менее продолжает давать уроки игры на фортепиано.

В два часа ночи 17 октября 1849 года в возрасте 39 лет Шопен умирает. Польша потеряла своего величайшего музыканта, а весь мир настоящего гения. Его тело похоронено на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце доставлено в церковь Святого Креста в Польше, близь Варшавы.

Места в Варшаве, тесно связанные с именем композитора:

  • Саксонский дворец;
  • Казимировский Дворец;
  • Ботанический сад;
  • Дворец Красиньских;
  • Варшавский лицей;
  • Консерватория;
  • Университет Варшавы;
  • Дворец Радзивиллов;
  • Голубой дворец;
  • Дворец Морштын;
  • Национальный театр.

Слушать: Лучшее, Фредерик Шопен