Из чего отлит памятник медный всадник. Памятник Петру I (Медный всадник)

Она кажется невероятной, на первый взгляд. Петр I ли стоит, расправив длань, на берегах Невы? Потом понимаешь, для сомнения, есть все основания

Памятник Петру I, стоящий на Сенатской площади Санкт-Петербурга, называют еще «Медный всадником». Последнее не вызывает никакого сомнения. Мы видим вздыбленного коня, на нем, скорее, не российского самодержца, а римского патриция или кого-то похожего на него, и его длань, распростёртую над землей

По официальной версии, это памятник Петру I, который изготовлен по приказу императрицы Екатерины II, архитектором Фальконе в 1778 году. Открытие его состоялось еще через четыре года.

Официальной версии не поверил и более внимательно присмотрелся памятнику исследователь и историк Алексей Кунгуров. Он заметил много непонятного и даже удивившего его. Начиная с камня, на котором установлен постамент. Его масса, по разным источникам, от 1700 до 2500 тонн. Такая махина неподъемна даже для современных механизмов, не говоря уже о банальной лошадиной тягловой силе. Даже представить сложно, каким способом камень подняли, на что погрузили и как привезли в Питер.

Дальше количество вопросов нарастает, как снежный ком. С какого перепугу автор обрядил Петра в римскую или греческую тогу, нацепил ему меч и лавровый венок на голову? Героизация образа? Тогда искажение пропорций тела Петра I тоже надо отнести к этой же причине. Непропорционально сложенный, узкоплечий, он предстает перед нами былинным красавцем с аршинной саженью в плечах, налитым силой телом


очему у всадника на коне отсутствуют стремена и седло, которое заменяет какая-то шкура?

На фото это хорошо видно

Без сёдел и стремян ездили на лошадях разве что скифы и сарматы. Предание гласит, что они умели управлять лошадьми даже с помощью мысли. Но к чему эти, откровенно архаичные детали, образу великого самодержца

Но больше всего меня удивило наличие некоего отростка, похожего на змею, под задними ногами коня. Это что? Если, действительно, змей, то как он увязывается с образом Петра? С зеленым змием, разве что, боролся, но такая версия выглядит смешной.

Или на этом.

Конь, человеческая фигура на нем, вся композиция памятников, действительно, похожи друг на друга. Явное сходство замысла, исполнения, сюжета.

В доказательство того, что такие памятники ставили на Руси, исследователь приводит картину японского художника, который бывал в наших краях и добросовестно зарисовал увиденное.

Почему убрали дракона, а хвост оставили? - возникает логичный вопрос. Посмотрите на следующий снимок и поймете - хвост одна из точек опоры и крепления памятника к камню. Без нее он бы не смог стоят. Поэтому специалисты по переделке вынужденно оставили хвост.

Тогда кому же был изначально поставлен памятник? Георгию Победоносцу или ещё какому неизвестному нам герою древности. Вам так не кажется? Если в руку бронзового Петра вложить копьё, а у ног коня сотворить змею, получится, без всякого сомнения, готовый Победоносец.

Алексей Кунгуров утверждает, что если внимательно присмотреться к рукавам рубахи и краю накидки всадника, то можно увидеть вообще невообразимое - вышитый свастичный узор, который носили только славянские воины. А ведь Пётра I никак нельзя отнести к хранителям российской истории и ее почитателям. Он решительно и безжалостно истреблял все традиции и обычаи, в угоду нового европейского порядке, введенного им. Тогда свастика здесь причем?

«Очень похоже на то, что фамилией Фальконе просто прикрыли нечто, что хотели уничтожить, исказить или утаить от нас с вами, - считает Алексей Кунгуров.И продолжает. - Приведённый краткий анализ наталкивает на мысль о том, что памятник «Медный всадник» подвергался переделке, что изначально он был поставлен совсем другому герою - настоящему».

Где находится памятник Петру I «Медный всадник», и почему он так называется? На первый вопрос ответ дадут многие, а вот над вторым наверняка задумаются почти все. Между тем, история одного из символов Санкт-Петербурга стоит того, чтобы ее узнать.

С детства известные строки «Люблю тебя, Петра творенье…», посвященные Санкт-Петербургу, «Медный всадник». Поэма дала «народное» название одному из самых известных памятников России – монументу царя-реформатора Петра Первого. Это имя прочно вошло в обиход, и мало кто отдает себе отчет, что на самом деле конная статуя Петра отлита из бронзы.

Увековечить память создателя северной столицы задумала Екатерина Вторая, считавшая себя последователем его реформ. Просвещённая императрица состояла в дружеской переписке с Вольтером и Дидро, которые дали превосходные рекомендации французскому скульптору Этьену-Морису Фальконе. Контракт был заключен без лишних проволочек, и в 1766 году скульптор прибывает в Россию и начинает работу.

Интересно, что творение француза коренным образом отличалось от того, как представляли его себе российские государственные чины и даже сама Екатерина. По их задумке, Петра Первого надлежало изобразить державным правителем, величественно восседающим на коне, подобно римским императорам. Невероятно, но автору удалось отстоять свои идеи. Кто изображен на памятнике «Медный всадник» в итоге? Мы видим не просто самодержца и военачальника, а великого царя – благодетеля своей страны, развернувшего ее историю к развитию и процветанию.

На создание шедевра потребовалось более десяти лет. Вначале была создана гипсовая статуя Петра, сидящего верхом на коне. Вылепить голову императора доверили помощнице Фальконе Мари Анн Колло. Сам мастер был сосредоточен на коне – настолько для воплощения его идей была важна пластика лошади, необходимость точно передать ее движение. Лепил он с натуры – в помещении бывшего деревянного дворца императрицы Елизаветы была создана мастерская со специальным помостом, где всадники ставили на дыбы своих коней.

На изготовление статуи ушло три года. Последующие 10 лет заняла отливка статуи, которой руководил сначала французский мастер Эрсман, затем сам Фальконе, а завершали работы архитектор Ю.М. Фельтен и литейных дел мастер Екимов. Процесс шел с большими трудностями, и Фальконе уехал из России в 1778 году, так и не окончив отливку.

В первый раз памятник был представлен публике в 1769 году, после окончания работ над гипсовой статуей. Монумент в бронзе был торжественно открыт в столетнюю годовщину вступления Петра Первого на престол 7 августа 1782 года в высочайшем присутствии императрицы Екатерины Второй. Примечательно, что самого Фальконе на открытии не было – его попросту не пригласили.

В качестве постамента был выбран огромный Гром-камень, найденный в небольшой деревне под Санкт-Петербургом. Доставка его заняла полгода. За это время Гром-камень преодолел почти восемь километров по суше, затем был погружен на корабль и перевезен по Финскому заливу до Санкт-Петербурга. Камень весом в 2500 тонн и высотой в 11 метров был выгружен на специально построенном причале и доставлен в место установки памятника. Все это время над камнем трудилось множество людей, чтобы придать ему определенную форму. Но Екатерина самолично остановила эти работы, желая, чтобы камень сохранил свой естественный вид и гигантский размер.

Величественный памятник установлен на Сенатской площади Санкт-Петербурга рядом со зданиями Адмиралтейства. С ним связано множество интересных фактов.

  • Фальконе настаивал, что памятник должен быть установлен без ограды. Однако заграждение все-таки появилось. А в наше время оно снято, и памятник полностью соответствует задумке автора.
  • Змея, раздавленная копытом коня, была вылеплена Федором Гордеевым.
  • После открытия монумента площадь была на время переименована в Петровскую.
  • Есть легенда, что как-то гуляя по Сенатской площади, Великий князь Павел встретил там призрак Петра. Император сказал наследнику, что он обязательно увидит его здесь еще раз. Это обещание было выполнено.
  • Фальконе удалось настоять на своем и в вопросе выбора места установки своего творения. Екатерина Вторая видела памятник в центре площади, но автор смог убедить ее переместить статую ближе к берегу Невы.
  • В годы основания Санкт-Петербурга на месте памятника была расположена первая деревянная Исаакиевская церковь.

Великолепный монумент не раз вдохновлял поэтов, писателей и художников. У его подножья проходило . И сейчас Медный всадник – едва ли не главный символ Санкт-Петербурга, навеки запечатлевший творца одного из самых красивых городов на планете.

В Санкт-Петербурге

На самом деле памятник совсем не медный - он был отлит из бронзы, а название своё получил уже благодаря одноимённой поэме Пушкина)


Медный всадник был создан в 1768-1770 скульптором Этьеном Фальконе, его голову вылепила ученица скульптора, а змею по его замыслу вылепил Фёдор Гордеев. Окончательная отливка всадника была завершена лишь в 1778 году


Камень для монумента всадника искали долго, но подходящего так и не нашли, поэтому в газете "Санкт-Петербургские ведомости" вскоре появилось обращение к частным лицам с предложением помочь проекту


С момента размещения объявления прошло совсем немного времени и камень был найден - им оказалась глыба, давно присмотренная казённым крестьянином Вишняковым для собственных нужд. Он так и не нашёл способа расколоть её на куски, потому указал на неё капитану Ласкари, руководителю поисковых работ в этом проекте


Глыбе дали название Гром-камень, но место, в котором он был найден сегодня точно не известно


Для перевозки глыбы был предпринят целый ряд мер, от создания специальной платформы, перекатываемой по шарам из сплава на основе меди, до системы применения рычагов при погрузке камня на эту платформу. Для того, чтобы вытащить камень из земли и погрузить его на платформу были задействованы силы тысяч людей, ведь весил он более 1 600 тысяч тонн. Интересной особенностью отделки камня является то, что надлежащую форму ему придавали 46 каменотёсов прямо во время транспортировки


Эта не имеющая себе аналогов отделочная операция длилась на протяжении всего пути, с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года, когда Горм-камень прибыл на берег Финского залива, на сооружённую специально для его погрузки пристань


Для транспортировки глыбы по воде был создан также специальный корабль. В итоге этих нечеловеческих усилий, 26 сентября 1770 года Гром-камень торжественно прибыл на Сенатскую площадь

За перемещением Гром-камня с интересом наблюдала вся Европа. По пути многократно происходили ситуации, грозившие крахом всем начинаниям, но руководители работ каждый раз находили выход из сложившегося положения. В честь успешного окончания перевозки глыбы была создана памятная медаль с надписью "Дерзновению подобно"


Фальконе впал в немилость Екатерины II в 1778 году и был вынужден уехать из страны. Его место занял скульптор Фельтен, под руководством которого Медный всадник был завершён и торжественно открыт 7 августа 1782 года


Медный всадник стал первым конным памятником царю. Правитель изображён в условной одежде, на вздыбленном коне, а о его роли полководца-победителя говорит лишь висящий у пояса меч, да лавровый венок, венчающий его голову

Концепцию Медного всадника разрабатывали совместно Екатерина II, Вольтер и Дидро. Они пришли к выводу, что памятник должен был символизировать победу человека над природой, которую изображал бы Гром-камень - вот почему современность была возмущена тем, что Фальконе обтесал и отполировал грандиозную каменную глыбу


На постаменте высечена надпись "Петру первому Екатерина вторая, лето 1782", которая дублируется латинским аналогом на обратной стороне. Она отражает замысел Екатерины II установить линию преемственности между деятельностью Петра I и своей собственной

К концу XVIII столетия о памятнике было сложено множество легенд, а в начале XIX столетия Медный всадник стал одной из популярнейших тем в русской поэзии

Например рассказывают, что в 1812 году, в самый разгар Отечественной войны, обеспокоенный перспективой захвата Петербурга французами Александр I приказал эвакуировать из города самые ценные произведения искусства, для чего статс-секретарю Молчанову было выделено несколько тысяч рублей. Но в это время майор Батурин добился встречи с близким другом царя князем Голицыным и поведал тому, что снится ему один и тот же сон, в котором всадник на Сенатской площади спускается с пьедестала и устремляется ко дворцу Александра I на Каменном острове. Вышедшему ему навстречу царю Пётр I говорит: "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию.. Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!" После чего всадник поворачивается и возвращается на своё место. Князь Голицын, поражённый рассказом Батурина, передаёт его рассказ государю, который, выслушав его, отменил свой первоначальный приказ об эвакуации Медного всадника


Вполне возможно, что именно эта легенда легла в основу пушкинского "Медного всадника", также есть мнение, что именно из-за этого сказания во время Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был спрятан, в отличие от остальных скульптур Петербурга


А если посмотреть с такого ракурса, то получается очень даже интересный памятник лошадке…=)


"Медный всадник" — памятник первому российскому императору Петру I, стал одним из символов Санкт-Петербурга . Его торжественное открытие, приуроченное к 20-летию царствования императрицы Екатерины II, состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года на Сенатской площади.

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла .

Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьена-Мориса Фальконе, давно мечтавшего создать монументальное произведение. Эскиз из воска был сделан мастером еще в Париже, а после приезда его в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить царя как "созидателя, законодателя и благодетеля своей страны", который "простирает десницу над объезжаемой им страной". Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внес изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.

Отливка памятника состоялась в конце августа 1774 года. Но выполнить ее за один раз, как рассчитывал Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар.

Самоотверженность и находчивость литейного мастера Емельяна Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. За время между первой и второй отливкой мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу. Верхняя часть статуи была отлита летом 1777 года.

Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Летом 1778 года отделка монумента была в основном завершена. В память об этом Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778". В августе того же года скульптор покинул Россию , не дождавшись открытия монумента.

Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда французского скульптора из России вел архитектор Юрий Фельтен .

Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.

Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита массой около 1,6 тысячи тонн к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Сначала его везли по суше на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже. По рисунку архитектора Юрия Фельтена камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: "Петру Первому Екатерина Вторая". Установкой памятника руководил скульптор Гордеев .

Высота скульптуры Петра I составляет 5,35 метра, высота постамента — 5,1 метра, длина постамента — 8,5 метра.

В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.

Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.

Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.

Сенатская площадь после открытия памятника получила название Петровская, в 1925-2008 годах называлась площадь Декабристов. В 2008 году ей вернули прежнее название — Сенатская.

Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра .

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент был укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен деревянный футляр.

"Медный всадник" неоднократно реставрировался. В частности, в 1909 году была спущена накопившаяся внутри памятника вода и заделаны трещины, в 1912 году в скульптуре были просверлены отверстия для стока воды, в 1935 году устранены все вновь образовавшиеся дефекты. Комплекс реставрационных работ был осуществлен в 1976 году.

Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города.

В День города в Санкт-Петербурге официальные праздничные мероприятия традиционно на Сенатской площади.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Пожалуй, мало найдется в мире настолько узнаваемых памятников, как знаменитый «Медный всадник», установленный на Сенатской площади Санкт-Петербурга.

В течение двух столетий он является символом Северной столицы, ее гордостью и местом паломничества туристов. С ним связано немало петербургских легенд, одна из которых послужила сюжетом для одноименной поэмы Пушкина. Но кто же изображен на памятнике «Медный всадник»?

Замысел памятника

«Медный всадник» был торжественно предъявлен публике во время царствования императрицы Екатерины. Это случилось 7 августа 1782 года, спустя ровно сто лет после того как на престол государства Российского взошел самый известный монарх в истории нашей страны – Петр Первый. Именно его конное изваяние стало впоследствии называться Медным всадником.

Екатерина всегда считала себя продолжательницей дела Петра по укреплению мощи и славы России, увеличению ее территории и богатства. Нет ничего удивительного, что к столетию коронования великого императора она задумала создать ему величественный памятник. Для этого в Россию был приглашен наиболее известный скульптор Франции того времени Этьен-Моррис Фальконе.

Художник согласился работать за достаточно скромное вознаграждение, вдохновившись возможностью создать действительно величественное произведение монументального искусства.

История создания памятника

Хотя Екатерина желала видеть традиционный памятник в европейском стиле, где Петр был бы представлен в виде древнеримского императора, Фальконе сразу же отверг эту идею.


Он видел памятник совершенно другим – мощным и в то же время летящим, подвижным, воплощающим стремление к новым горизонтам.

В то время никто еще не создавал конную статую, изображавшую вздыбленного коня. Главная сложность заключалась в том, чтобы точно рассчитать ее вес и сделать так, чтобы памятник получился устойчивым при опоре всего на три небольшие точки – задние копыта и кончик хвоста коня.

Немало времени занял поиск пьедестала для памятника – огромной цельной скалы в форме волны. Она была найдена после долгих поисков возле Лахты, и немалых трудов стоило доставить глыбу весом 1600 тонн в Петербург. Для этого была выстроена специальная дорога с деревянными рельсами, обитыми медью, по которым скалу катили с помощью тридцати стальных шаров. Транспортировка пьедестала заняла почти год и сама по себе стала блестяще выполненной инженерной задачей.

Еще больше трудностей возникло во время отливки статуи. Она была задумана пустотелой изнутри, причем передняя часть должна была иметь более тонкие стенки, чем задняя. Обилие мелких деталей и сложность выполнения работы приводили к многочисленным ошибкам и переделкам, что, в свою очередь, увеличивало срок изготовления памятника.


Фальконе пришлось самому изучить литейное дело, так как мастера, назначенные ему в помощь, плохо понимали, что хочет от них скульптор. Статуя была полностью отлита только в 1777 году, после нескольких неудачных попыток.

Фальконе так и не пришлось увидеть главный труд своей жизни полностью завершенным: Екатерина разгневалась на него за многочисленные задержки, и ему пришлось уехать из России домой, во Францию.

Скульптуру заканчивали А. Сандоц, завершивший наружную отделку памятника, Ю. Фельтен, руководивший установкой статуи на постамент, и Ф. Гордеев, изваявший змею, которую топчет конь Петра и которая символизирует врагов России.

Легенды, связанные с Медным всадником

Великолепный памятник стал причиной появления множества легенд. Некоторые из них внушали ужас – как, например, рассказы о том, что в безлунные ночи статуя императора оживает, соскакивает с пьедестала и скачет по улицам выстроенного им города. Другие же были основаны на реальных событиях.


Так, говорят, что на идею памятника Фальконе натолкнул случай, произошедший с Петром на берегу Невы. Однажды царь поспорил со своими приближенными, что перепрыгнет с одного берега Невы на другой. Это происходило примерно в том месте, где сейчас стоит памятник. Император взял разбег на коне, воскликнул: «Бог и я!» - и перелетел на другой берег. Разумеется, он тут же захотел повторить прыжок и, закричав: «Я и Бог!» - послал коня в прыжок.

Однако на этот раз конь рухнул в ледяную воду Невы примерно на ее середине, и царя пришлось вытаскивать на лодках. С тех пор, как говорят, Петр никому не позволял ставить себя выше, чем Бог.