Легенда о сестрах горгоне медузе и ее. Горгона Медуза и горгоны из греческих преданий - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Медуза горгона. Миф о происхождении

Все знают такое существо из древнегреческой мифологии, как Горгона Медуза . Наиболее известна эта Горгона по истории с Персеем, который отправляется за её головой в царство мёртвых. Медуза известна тем, что является чудовищем, охраняющим подземное царство, на её голове вместо волос кишат змеи, а взгляд обращает любого в камень.

В дев-горгон было три: Эврила (далеко прыгающая), Сфено (могучая) и Медуза (стражница). Однако именно Медуза является самой известной из трёх сестёр. Согласно мифологии, Медуза некогда была прекрасной девушкой, однако после того, как бог Посейдон овладел Медузой в храме Афины, богиня Афина превратила девушку и её сестёр в чудовищ. Впоследствии появились и другие интерпретации и версии появления горгон и, в частности, самой главной из них — Медузы, и всё же, исследователи древних верований считают, что данный миф является позднейшим древнегреческим мифотворчеством. Поздние мифы, которые сегодня знает каждый школьник, немного отличаются от древнейших поверий, но именно более древние поверья в Медузу Горгону, со змеями вместо волос и взглядом, превращающим в камень, могут рассказать про общность древнегреческих мифов и мифологии других языческих стран, в частности мифологии древних славян.

Может показаться, что такого существа, как Горгона Медуза в нашей мифологии не наблюдается, однако если «копнуть» глубже, то становится понятно, что Медуза Горгона соответствует богиням подземного мира. На это указывает сразу несколько факторов:

1. Миф о путешествии Персея в подземный мир и битва с хозяйкой подземного царства Медузой. Данный сюжет, который имеет своё собственное название — « », наблюдается практически во всех языческих верованиях, что говорит об их общности. Данный сюжет повествует о том, как некий герой отправляется в подземное царство мёртвых, где встречается с хозяйкой или хозяином этого царства, в результате чего зачастую дело заканчивается битвой и победой героя. Впоследствии, в некоторых верованиях, претерпевших испытание временем и эпоху двоеверия, путешествие в мир мёртвых из подземелья было перенесено в тёмный лес. В славянских сказках, которые являются видоизменёнными мифами, герой отправляется в тёмный лес, чтобы сразиться с Бабой Ягой () или Бессмертным, то есть с хозяйкой или хозяином мира мёртвых.

2. Змеи на голове. Практически во всех языческих верованиях земли, змеи и ящерицы являются олицетворением подземного царства мёртвых, поэтому не удивительно, что царицу мира мёртвых Медузу наделили таким экзотическим атрибутом. В славянских мифах и сказках мы можем найти информацию о некой старой змеихе, которая охраняет подземный мир или о хозяйке медной горы в виде ящерицы, или о боге Ящере — властителе подводного и подземного миров. Волосы-змеи не просто так появились на голове у Медузы. По всей вероятности, это некое остаточное явление от изначальных поверий древних греков или их более ранних предков, в которых хозяйка подземного мира представлялась в виде огромной змеихи, существа со змеиными чертами или вовсе клубком змей. Таким же образом в скифской языческой культуре появилась змееногая богиня Табити.

3. Самый главный фактор, который указывает на то, что Горгона Медуза является той самой властительницей мира мёртвых и сравнима со славянской Мораной или даже со славянским Кощеем, — взгляд. Как известно, у Медузы взгляд мертвящий, превращающий всё живое в камень. Интересно, что именно мертвящий и насылающий беды взгляд приписывают богам подземного мира и в других традициях. У славян Кощею, а затем и его христианскому соответствию — святому Касьяну, приписывались беды, которые он может насылать, просто взглянув на человека или на животное. От взгляда бога мёртвых человек может умереть или заболеть. Вспомним того же , который также соответствует подземному богу Кощею, и который известен своим особенным взглядом.

Исследователи древних традиций считают, что такое поверие прошло сквозь тысячелетия со времён праиндоевропейцев и относится к зимнему времени года. Как известно, боги подземного мира покровительствуют не только смерти и мёртвым, но также зиме и холодам. В древности считали, что от взгляда подземного бога или богини вода превращается в лёд (каменеет), деревья и вся природа умирает, на землю опускается «белая смерть». Именно с этими поверьями и сравнивают взгляд Горгоны Медузы — царицы мира мёртвых, которая под воздействием времени, мифотворчества древнегреческих авторов и неверного истолкования древних мифов новыми поколениями греков, превратилась из могучей богини мира мёртвых в обычное чудовище.

Советский мультфильм «Персей»:

Климатическая техника для создания в своём доме комфортной обстановки. Качественный кондиционер для квартиры можно приобрести уже сейчас в интернет-магазине http://www.kievkomfort.com.ua/ . Большой ассортимент продукции, а также необходимые услуги по установке и обслуживанию.

Греческая мифология очень богата на разных чудовищ. Горгона Медуза - образ, который и по сей день часто упоминается в рассказах и известных кинофильмах. Легенда о Медузе является одной из самых интересных и популярных.

Медуза Горгона — персонаж греческой мифологии

Образ Медузы

Из всех Горгон самой популярной стала Медуза - младшая дочь и единственная, кто мог погибнуть от рук человека.

Она выглядит как чудовище с женской головой. Тело Медузы покрыто плотными чешуйками. Эта броня настолько сильна, что ни один меч, кроме Гермесового, не смог бы навредить ей. Лицо Горгоны искажено в яростной и ужасной гримасе, а глаза пылают гневом и красным пламенем. Взгляд её настолько страшен, что превращал в камень любого, кто хоть раз решился посмотреть на неё.

Афина и Медуза Горгона

Стало известно, что Медуза не всегда была такой ужасной. В юности её красоте завидовали все, а длинные волосы были предметом зависти среди простого народа. Образ юной красавицы не укрылся и от взгляда богов.

Посейдон преследовал девушку, пока она не спряталась в храме богини Афины. Там он, приняв образ птицы, обесчестил её. После того как это случилось, богиня мудрости разгневалась на девушку за осквернение священного храма, и в порыве ярости превратила её роскошные волосы в ужасных змей, а тело и лицо изуродовала чешуей. С тех пор Горгона вынуждена прятаться в своей пещере, она проклята на всю жизнь быть чудовищем, превращающим всё живое в камень.

По одной из версий, Эвриала и Сфено попросили богов сделать их такими же, как их сестра, добровольно. По другой - Афина превратила их в чудовищ после связи Медузы и Посейдона.

Богиня Афина превратила Медузу в страшное чудовище

Персей и Горгона

Существует легенда, в которой полубогу Персею было дано задание убить Медузу. Помочь в этом ему согласились Афина и Гермес. Богиня подарила герою зеркальный щит из меди, а Гермес - меч, способный пробить прочную чешую.

О логове, где прячется Медуза, знали только грайи - сестры горгон и гесперид. Богини хаоса имели один глаз на троих, пока одна держала его в руках, две остальные были слепы.

В момент передачи глаза старухи были беззащитны, чем и воспользовался Персей, выхватив его. Грайи были так напуганы утратой, что проговорились о месте обитания Горгоны, после этого полубог сжалился и вернул их глаз.

Смерть чудовища

После того как Персей узнал о логове Горгоны, он немедленно отправился туда. Благодаря зеркальному щиту герой мог видеть всё происходящее, не опасаясь, что Медуза превратит его в камень. Уличив момент, Персей смог обезглавить чудовище острым мечом Гермеса. Из обезглавленного тела вышли дети Посейдона - и Хрисаор, а из её крови появились шипящие змеи, уничтожающие всё, что увидят. Кровь, вытекшая из левой части головы чудовища, была способна убивать своим ядом, а из правой - даровала жизнь и выздоровление.

Герой спрятал голову Медузы в мешке, а сам скрылся от Эвриалы и Сфено с помощью шапки-невидимки.

Голова Медузы

Отрубленная голова Медузы даже после смерти сохраняла способность превращать в камень одним лишь взглядом. Когда Посейдон послал Кето, мать горгон, уничтожить Эфиопию, то с помощью головы Персей смог победить её.

Позже герой использовал её против Полидекта и его приспешников, которые преследовали мать Персея.

В современном варианте голову чудовища изображают на броне и доспехах, в центре щита. Есть фрески, где воины используют орудия с головой Горгоны для устрашения врагов. Статуи Афины часто украшают таким образом, рисуя Горгону на плече или груди богини.

Персонаж в кино

Образ Горгоны можно встретить в большом количестве современных фильмов и сериалов.

  1. Оригинальный образ Медузы появляется в фильме «Перси Джексон и похититель молний». Цикл фильмов о Перси Джексоне основан на мифах Греции, поэтому появление чудовища неудивительно.
  2. «Битва титанов». Фильм, рассказывающий о судьбе и приключениях Персея, сына Зевса, на земле. Горгона имеет классическую версию себя из легенд. Герой побеждает её, а затем использует голову в борьбе с морским монстром.
  3. «Доктор Кто». Во второй серии шестого сезона появляется чудовище, из древнегреческих мифов, существующее в Земле Фантастов.
  4. «Путешествие ». Сначала Горгона изображается как антагонист главных героев, но вскоре меняет свое мнение и присоединяется к команде.
  5. В сериале «Атлантида» Медуза показана как красивая девушка, объект внимания Геркулеса, но в одной из серий она предстает в классическом образе из мифов.

Заключение

Образ Медузы, самой известной из всех Горгон, является очень популярным и по сей день. Персонажа можно увидеть не только в фильмах и сериалах, но и на картинах, в произведениях писателей. Голова чудовища изображена на логотипе известной во всём мире компании Versace.

Горгоны Горгоны

(Γοργόνες). Три страшных чудовища, один взгляд на которых обращал людей в камень: Эвриала, Сфеню и Медуза. Они были дочери Форкиса и Кето. Головы их были покрыты змеями вместо волос, у них были крылья, страшные зубы и когти. Из трех Горгон одна Медуза была смертная и была убита Персеем.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГОРГОНЫ

(Γοργώ, Γοργών), в греческой мифологии чудовищные порождения морских божеств Форкия и Кето, внучки земли Геи и моря Понта. Г. - три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза. Старшие - бессмертные, младшая (Медуза) - смертная. Г. обитают на крайнем западе у берегов реки Океан, рядом с граями и Гесперидами. Отличаются ужасным видом: крылатые, покрытые чешуёй, со змеями вместо волос, с клыками, со взором, превращающим всё живое в камень. Персей обезглавил спящую Г. Медузу, глядя в медный щит на её отражение (Apollod. II 4,2); из крови Медузы появился крылатый Пегас - плод её связи с Посейдоном (Неs. Theog. 270-286). В мифе о Г. отразилась тема борьбы олимпийских богов и их героического потомства с хтоническими силами.
А. т.-Г.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Горгоны

Три сестры (Фено, Эвриала и Медуза), крылатые женщины-чудовища со змеями вместо волос, с клыками; взгляд Горгоны превращал все живое в камень. Дочери морского божества Форкиса и его сестры Кето, сестры грай, дракона Ладона и Гесперид. Из трех Горгон единственная смертная - Медуза, ее убил Персей. Обитали горгоны на западе у берегов Океана, рядом с Гесперидами. Вначале горгоны были прекрасными девушками. Афина стала завидовать им, и по ее инициативе девушек изгнали на крайний Запад. Там их облик постепенно изменился: головы горгон покрылись чешуей дракона, у них выросли огромные клыки, медные руки и золотые крылья. Однако и это не утолило зависть Афины. Для убийства смертной Медузы она избирает Персея, который с помощью богов справился с заданием.

// Владислав ХОДАСЕВИЧ: Горгона

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Римская копия головы Медузы, украшавшей щит на статуе Афины Парфенос Фидия
(около 438 до н. э.).
Мрамор.
Мюнхен.
Глиптотека.

Антефикс Вулки храма Аполлона в Вейях.
Около 500 до н. э.
Рим.
Музей виллы Джулия.

Фрагмент рельефного украшения амфоры из Беотии.
Начало VII в. до н. э.
Париж.
Лувр.

Картина Караваджо.
Около 1600.
Флоренция.
Галерея Уффици.

Фрагмент статуи Б. Челлини «Персей».
Бронза.
1554.
Флоренция.
Лоджия деи Ланци.

Роспись краснофигурной гидрии «художника Пана».
470—460 до н. э.
Лондон.
Британский музей.





Смотреть что такое "Горгоны" в других словарях:

    В греч. мифологии: страшные существа преисподней, три сестры: Сфено, Евриале и Медуза, со змеями, вместо волос, с огромными зубами и медными копытами; один вид их окаменял людей. Самая страшная из них Медуза; голова её была отсечена Персеем и… … Словарь иностранных слов русского языка

    Горгоны - Горгоны. Караваджо. Голова Медузы. Ок. 1600. Галерея Уфицци. ГОРГОНЫ, в греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями вместо волос; взгляд горгон превращал все живое в камень. Из трех горгон единственная смертная Медуза (была… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями вместо волос; взгляд Горгоны превращал все живое в камень. Из трех Горгон единственная смертная Медуза … Большой Энциклопедический словарь

    ГОРГОНЫ, в греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями вместо волос; взгляд горгон превращал все живое в камень. Из трех горгон единственная смертная Медуза (была обезглавлена Персеем). Ее голову прикрепила к своему щиту эгиде Афина … Современная энциклопедия

    В греческой мифологии чудовища женского рода. Гомер вИлиаде говорит, что Голова Г. находится на эгиде Зевса, а в Одиссее Г. страшилище подземного царства. Как у Гомера, так и у Еврипида, порассказу которого Г. рождена землей и убита Афиной, речь… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Горгона. Горгоны (греч … Википедия

    Горгоны - Персей, мёртвая горгона Медуза и Афина. Роспись гидрии. 470 460 гг. до н. э. Персей, мёртвая горгона Медуза и Афина. Роспись гидрии. 470 460 гг. до н. э. Горгоны в мифах древних греков чудовищные порождения морских божеств. Их три сестры: Сфено,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    В греческой мифологии, три ужасного вида девы с крыльями, когтями и змеями вместо волос. Горгоны (Сфено, Эвриала и Медуза) были дочерьми Форкия и Кето. Медуза была смертной, и впоследствии ее обезглавил Персей; обычно ей одной приписывалась… … Энциклопедия Кольера

    В греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями вместо волос; взгляд Горгоны превращал всё живое в камень. Из трёх Горгон единственная смертная Медуза. * * * ГОРГОНЫ ГОРГОНЫ, в греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями… … Энциклопедический словарь

    В древнегреческой мифологии крылатые женщины чудовища, взгляду которых была присуща магическая сила превращать в камень всё живое. Согласно одному из мифов, Г. было три; из них единственная смертная Медуза, которой отрубил голову Персей.… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • ИБИ. Красный кефир. ИБИ. Марк. Прощание Горгоны. Практикум по хакерскому сталкингу. Часть 1 (комплект из 3 книг) , С. Трофимов, П. Маккиавелли. Вашему вниманию предлагается комплект из 3 книг серии "Хакеры Сновидений" : С. Трофимов "ИБИ. Красный кефир", С. Трофимов "ИБИ. Марк. Прощание Горгоны" и П. Маккиавелли "Практикум по…

Миф о Сцилле и Харибде
Миф о Сцилле и Харибде был необычайно популярен в древнем мире. Именно с этими чудовищами пришлось столкнуться легендарному Одиссею. Как оказалось, древние не преувеличивали смертельной опасности приближения к тому месту, где чудовища подстерегали мореплавателей.
Сцилла и Харибда, жившие по обеим сторонам узкого пролива, губили проплывавшие между ними корабли.

В «Одиссее» Гомера дано описание этих страшилищ.
«…Спокойно плыл все дальше корабль, но вдруг услышал я вдали ужасный шум и увидел дым. Я знал, что это Харибда. Испугались мои товарищи, выпустили весла из рук, и остановился корабль. Обошел я моих спутников и стал их ободрять.
- Друзья! Много бед испытали мы, многих избежали опасностей, - так говорил я, - опасность, которую предстоит нам преодолеть, не страшнее той, которую мы испытали в пещере Полифема. Не теряйте же мужества, налегайте сильнее на весла! Зевс поможет нам избежать гибели. Направьте дальше корабль от того места, где виден дым и слышится ужасный шум. Правьте ближе к утесу!

Ободрил я спутников. Изо всех сил налегли они на весла. О Сцилле же ничего не сказал им. Я знал, что Сцилла вырвет у меня шесть спутников, а в Харибде погибли бы мы все. Сам я схватил копье и стал ждать нападения Сциллы.
Быстро плыл корабль по узкому проливу. Мы видели, как поглощала морскую воду Харибда; волны клокотали около ее пасти, а в глубоком чреве, словно в котле, кипели морская вода, тина и земля. Когда же изрыгала она воду, та бурлила вокруг со страшным грохотом, а соленые брызги взлетали до самой вершины утеса. Бледный от ужаса, смотрел я на Харибду. В это время вытянула все свои шесть шей ужасная Сцилла и своими шестью громадными пастями с тремя рядами зубов схватила шесть моих спутников. Я видел лишь, как мелькнули в воздухе их руки и ноги, и слышал, как призывали они меня на помощь. У входа в свою пещеру сожрала их Сцилла, напрасно несчастные простирали с мольбой ко мне руки. С великим трудом миновали мы Харибду и Сциллу и поплыли к острову бога Гелиоса - Тринакрии…»
Теперь мы знаем, что речь шла об узком проливе между Сицилией и материком, называемом сегодня Мессинским.

Миф о Сцилле и Харибде веками будоражил мореходов, которые принимали его за истину. Да и как было не принимать, если древнеримский поэт Вергилий Марон доказывал реальность существования этих чудовищ: «Лучше потратить несколько дней, чтобы обогнуть это проклятое место, только бы не увидеть в мрачной пещере ужасную Сциллу и ее черных псов, от воя которых рушатся скалы…»
Но были в те времена и попытки реально объяснить трудности плавания через Мессинский пролив. Помпилий Мела отмечал, что Сицилийский пролив очень тесен и сильное течение в нем направляется попеременно то в Этрусское море (сегодня Тирренское), то в Ионическое, что создает особую опасность. Сцилла - это скалистый мыс, рядом с которым находится селение Сцилла.
Верно, Мессинский пролив довольно узок: в северной части его ширина едва достигает 3500 м. В нем бывают сильные приливно отливные течения, скорость которых достигает 10 км/ч. Здесь часто образуются огромные водовороты. Все это и породило миф о Сцилле и Харибде.

А как же столбы дыма и ужасающий грохот? Апеннинский полуостров (особенно южная его часть), равно как и Сицилия, является зоной повышенной сейсмической активности. Только за XVII-XIX вв в районе Мессинского пролива произошло свыше 20 разрушительных землетрясений. Более опасного в этом отношении места нет во всем бассейне Средиземного моря. Например, 5 февраля 1763 года землетрясение продолжалось всего 2 минуты, но этого хватило, чтобы сровнять с землей большинство селений в Калабрии и северо восточной части Сицилии.

При этом сползли в море большие участки побережья, в морских водоворотах бурлила вода, перемешанная с землей, растительностью, тиной (совсем как в рассказе Одиссея). В одной только Мессине погибли 30 тысяч человек. Землетрясение, моретрясение, цунами взвили воды пролива так, что оголилось дно. Всего в тот страшный день погибло свыше 100 тысяч человек (по другим данным - 160 тысяч). Подобные катастрофы происходили здесь и в древности, о чем наверняка был наслышан Гомер, описавший бесчинства Сциллы и Харибды.

)))))Леньтяка)))Ну как замануху не бросить

Гомер упоминает лишь одну гону, а Гесиод говорит о трех - сестры Стено , Эвриала и Медуза. Стено и Эвриала бессмертны, и лишь смертна.
В одном из позднейших миф происхождении горгон сказано следующее.
В незапамятные времена сестры Стено, Эвриала и Медуза были красными морскими девами. Увидел однажды горгону Медузу владыка морей Посейдон и полюбил ее. Не понравилось это олимпийцам - слишком красива и горда была Медуза, а соперничество с богами непростительно для простых смертных. Беспечность Медузы и ее счастливый смех вызвали гнев в душе богини-воительницы Афины. Жестоко покарала Афина Медузу и ее сестер, обратив их в крылатых чудовищ.
Укрылись сестры - горгоны на отдаленном острове, затерянном в океане. И люди рассказывали друг другу страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах. Все быстро позабыли о былой красоте горгон и с нетерпением ждали, когда же явится герой, который избавит мир от отвратительной Медузы, под взглядом которой все живое становится камнем. Ибо такова была воля Афины.
Победить Медузу выпало герою Персею, сыну Зевса. Боги помогли Персею, оснастив его в дорогу крылатыми сандалиями, шлемом-невидимкой и сумкой, принимавшей размеры и форму предмета, который в нее клали. Афина же одарила героя блестящим круглым щитом.
Стремительно, как птица, полетел Персей над океаном. И вот перед ним скалистый остров, омываемый свинцовыми водами. Мирно спят сестры, не ведая об опасности. Снится им, что снова вольными морскими девами плещутся они в ласковых волнах. Улыбаются во сне горгоны. Сверкают на солнце их золотые перья и чешуя. Шевелятся на головах змеи.
Кружится над островом Персей. Как сразить ему Медузу, если нельзя встречаться с ней взглядом?
И вдруг взгляд героя упал на блестящий щит - подарок Афины. Как зеркало, отражал щит и море, и скалы. Возрадовался Персей. Теперь он сможет сразиться с горгонами. Ринулся юноша вниз. Сверкнул меч, и голова Медузы оказалась в руках Персея. Из шеи обезглавленной Медузы хлынул поток алой крови, и из него - о чудо! - появился крылатый, ослепительно белый конь Пегас и вслед за ним - Хрисаор (Золотой Лук). Взмыли они в синее нес скрылись из виду. Герой бросил голову Медузы в свою сумку и полетел прочь. Проснулись горгоны Стено и Эвриала. Увидели они обезглавленное тело младшей сестры и поняли, что довершила свою месть суровая Афина. С воплем ужаса взмыли горгоны над островом. Они хотели мстить убийце, растерзать его стальными когтями. Но поздно.
Персей, невидимый в своей волшебной шапке, улетел прочь от острова, унося в сумке боевой трофей. Вскоре сама воительница Афина прикрепила голову Медузы к своему щиту (Эгиде).

Бигирисданова Ольга
Пожарова Олеся

Медуза Горгона

Краткое содержание мифа

«Медуза», Караваджо
1598-99, Уффици
Изображение отрезанной
головы Горгоны

Горгоны - в греческой мифологии чудовища, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини земли Геи и бога моря Понта. Горгоны - это три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза. Медуза, в отличие от старших сестер, существо смертное. В незапамятные времена сестры были красными морскими девами и обитали на крайнем западе, у берегов мировой реки Океан, поблизости от сада Гесперид.

Горгона Меду́за (греч. Μέδουσα, точнее Медуса — «стражник, защитница, повелительница») — наиболее известная из сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Но родилась она вовсе не страшным чудовищем, а прекрасной морской девой. Она была настолько привлекательной, что бог морей Посейдон решил возлечь с ней. Но место для этого выбрал не совсем удачное - храм Афины. Афина была вне себя от ярости, и мало того, что превратила Горгону в крылатое чудовище, но еще и наделила ее ужасающей силой - превращать в камень все живое своим взглядом. Кроме того, Афина превратила в монстров и ее ни в чем неповинных сестер. Сестры Медузы были вынуждены скрывать от всех свой безобразный облик, и перебрались «на край земли», на затерянный отдаленный остров. И люди рассказывали друг другу страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах. Все быстро забыли о былой красоте горгон и с нетерпением ждали, когда появится герой, который избавит мир от отвратительной Медузы, под взглядом которой все живое становится камнем. Такова была воля Афины.

Одним из заданий, данных Персею царем Полидектом, было убийство горгоны Медузы. Справиться с чудовищем герою помогли боги — Афина и Гермес. По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух — сестёр грай, (которые были также сёстрами горгон), имевших на троих один глаз и один зуб. Хитростью Персей похитил у них зуб и глаз, а вернул в обмен на крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку Аида. Грайи показали Персею путь к горгонам. Гермес подарил ему острый кривой нож. Вооружившись этим подарком, Персей прибыл к горгонам. И вот перед ним скалистый остров, где мирно спят сестры, не ведая об опасности. Взгляд героя упал на блестящий щит — подарок Афины. Как зеркало, отражал щит и море, и скалы. Возрадовался Персей. Теперь он сможет сразиться с Горгоной медузой. Ринулся юноша вниз. Сверкнул меч, и голова Медузы оказалась в руках Персея. Из шеи обезглавленной Медузы хлынул поток алой крови, и из него появился крылатый, ослепительно белый конь Пегас и вслед за ним — Хрисаор (Золотой Лук). Взмыли они в синее небо и скрылись из виду. Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней все живое. Локальная легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились кораллы. Герой бросил голову Медузы в свою сумку и полетел прочь. Проснулись горгоны Стено и Эвриала. Увидели они обезглавленное тело младшей сестры и поняли, что довершила свою месть Афина. С воплем ужаса взмыли горгоны над островом. Они хотели мстить убийце, растерзать его стальными когтями. Но Персей, невидимый в своей волшебной шапке, улетел прочь от острова, унося в сумке боевой трофей.

Кровь горгоны Медузы, обладающая губительными и живительными свойствами, была собрана Афиной в два сосуда, и подарена прославленному врачевателю Асклепию, которому поклонялись как основателю медицины. Асклепий с помощью крови Медузы, взятой из левой части тела мог оживлять людей, а из крови, взятой из правой части тела мог мгновенно умертвить.

Голова Медузы, сохранила и после смерти способность превращать в камень все живое. И когда победитель Медузы приземлился рядом с дворцом титана Атланта, Персей превратил его в гору, показав голову горгоны. Вскоре отрубленная голова Медузы была передана Афине, и та прикрепила ее к своему легендарному щиту - эгиде - получившему эпитет «горгонеон», а сама Афина стала называться Горгопа - богиня со страшным взглядом. Позднее в Древнем Риме изображение змеевласой головы Медузы стало одним из наиболее популярных на металлических украшениях, служивших воинскими знаками отличия.

Образы и символы мифа

Медуза Горгона скульптора Бернини

Образ Медузы Горгоны представляется устрашающим и опасным: «Вместо волос у Горгоны — шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У Горгоны медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгоны все живое превращается в камень» - так описывает горгону древнегреческий поэт Гесиод (ок. 700 до н.э), в поэме «Теогония» («Происхождение богов»). Действительно, облик ее был ужасен, и слово «gorgos» в переводе означает «страшный, грозный». В зависимости от обстоятельств ее жертва окаменевает, теряет дар речи, лишается чувств или умирает. Силу Медузы можно обратить против нее самой или использовать в борьбе с другими противниками. Все жители боялись Горгону и считали ее воплощением зла и жестокости. Но если помнить ее историю, то медуза Горгона - образ невинно убиенной героини, которая пострадала из-за своей красоты.

Кровь Горгоны обладала одновременно целительными и губительными свойствами. Асклепий, которому Афина отдала ее, с помощью крови Медузы, взятой из левой части тела мог оживлять людей, а из крови, взятой из правой части тела мог мгновенно умертвить. Интересно то, что Асклепий изображается всегда с посохом, обвитым змеей - порождением крови горгоны Медузы.

Древнегреческий путешественник и писатель Павсаний (2 в. н.э.) упоминает о том, что в храме Асклепия в Эпидавре жили несколько прирученных змей.

А изображение змеи, обвивающей чашу, появилось в XVI веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу (1493-1541), и сегодня стало символом медицины.

Медуза Ронданини
ок. I в. н. э. Мрамор
Мюнхен, Глиптотека

Самый важный символический элемент мифа - голова медузы Горгоны. И в отрубленном состоянии она обладала теми же способностями превращать людей в камень. Показав лик Медузы Кето, Персей превратил ее в камень и спас Андромеду, царскую дочь, которую предназначили в жертву Кето. Перед этим он превратил в камень титана Атланта, поддерживающего небесный свод неподалеку от острова горгон, и тот превратился в гору Атлас в современном Марокко. В средневековых книжных легендах владение головой горгоны приписывалось Александру Македонскому, чем объяснялись его победы над всеми народами. В знаменитой помпейской мозаике доспех царя украшен на груди изображением головы горгоны. Остров Сицилия традиционно считается местом, где жили горгоны и была убита Медуза. Её изображение до сих пор украшает флаг этого региона.

Эмблема Versace

Голова Горгоны изображалась на военных медалях, а затем и на украшениях конской сбруи, иногда на доспехах и щитах - дабы устрашать и повергать в ужас противника. Образ Медузы на воинских надгробных памятниках, возможно, играл охранительную функцию, призванную защищать могилу от разорителей. Голова медузы также стала эмблемой дома Versace.

Возникновение образа Медузы Горгоны зачастую связывают с преданием о "дурном глазе", однако наиболее приемлемой кажется следующая теория: с давних времен, Медуза Горгона совмещает в себе одновременно ужас и очарование, её образ нельзя понимать однозначно - это олицетворение единства в человеке хаоса и порядка, красоты и коварства, самоограничения и развращенности.

Итак, можно говорить, что Медуза Горгона - это не просто древний вымышленный персонаж, а символ, являющийся своеобразным зеркалом человеческих душ.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Горгона - персонаж очень известный и сформировавшийся уже к VIII веку до рождества Христова. Во времена Гомера образ Горгоны был настолько известен, что он запросто упоминает её в своих произведениях, не углубляясь в описание её образа или историю. Вообще в гомеровские времена горгону активно изображали на монетах и в изобразительном искусстве, одним словом, в то время медуза отсутствием внимания не страдала. Имя «Горгона» известно с глубокой древности. Задолго до Гомера греки называли «горгонейоном» маску-талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий. Уже в те древние времена мифы о Горгоне и Медузе тесно переплелись и эти имена практически стали синонимами. В гомеровские времена изображения Медузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий.

После Гомера, Горгона упоминалась в литературных трудах Гесиода, Эсхила, Овидия.
Овидий дает не только историю битвы с Персеем, убившим Горгону, но также излагает всю родословною Медузы.

Медуза Горгона - «воплощение дурного глаза». Среди мифов народов Скандинавии, Индии, австралийских аборигенов и американских индейцев немало таких, в которых говорится о людях, обращенных в камень «дурным взглядом». Изображения на боевых щитах служили «средством» против «дурного глаза». Их можно было видеть на носу кораблей, зданиях, воротах, медальонах. Хотя миф о медузе Горгоне не был ни причиной, ни следствием поверья о «дурном сглазе», именно благодаря ему в обиход вошли маски-талисманы (горгонейоны).

Социальное значение мифа

Ограда летнего сада

Медуза стала жертвой, красивой и трогательной в своей гибели. Медуза Горгона — одна из самых известных фигур греческой и римской мифологии. Яркость ее описаний в европейской литературе и изображений в искусстве в значительной мере зависит от того, насколько близки творения позднейших писателей, художников к античным источникам.

Образ медузы был использован и в живописи, и в литературе, и в архитектуре.

На старинных картах звёздного неба Персей традиционно изображается держащим в руке голову Медузы; её глаз — переменная звезда Алголь (бета Персея).

Голова Медузы в период классицизма и ампира, воскресившего античные мотивы, в том числе и этот — горгонейон, стала традиционным декоративным элементом, сопутствующим военной арматуре в украшении зданий и оград. К примеру, она является очень часто встречающимся мотивом в чугунном и кованном декоре Санкт-Петербурга, красуясь, в частности, на ограде 1-го Инженерного моста и решетке Летнего сада.

Такие великие художники, как Леонардо Да Винчи, Караваджо, Рубенс, Бёклин не оставили миф о медузе без внимания. И отразили ее образ в своих произведениях.

Образ Медузы продолжал жить в сказаниях и легендах, но только в средневековье вернулся в литературу и изобразительное искусство. Типичным для средневекового восприятия Горгоны можно считать отрывок из девятой песни «Ада» Данте. Ее образ в интерпретации христианина Данте выступает как сочетание красоты и ужаса; Медуза — олицетворение противоречивых желаний, ей противопоставлен образ добродетельной Мательды.

В «Фаусте» Гете медуза бродит по шабашу, приняв образ Гретхен, чем смущает главного героя.

На бронзовой скульптуре Персея работы Челлини (1553) герой держит за волосы голову Горгоны (по которой одной только и можно догадаться, что изображен именно Персей). Горгона совсем не выглядит опасной. Более того, ее лицо — копия лица Персея: тонкие брови, чувственные губы, правильной формы нос и немного прикрытые глаза. Даже их волосы похожи - на голове Медузы не змеи, а мелкие кудри.

Перуцци. Персей и Медуза. 1511. Фреска

Медуза Челлини — непревзойденное изображение этого сложного и противоречивого образа в искусстве, как и Медуза Овидия в литературе. Все последующие творцы не смогли выйти из тени этой прекрасной статуи. Глуповатый Персей у Караваджо, похоже, больше обеспокоен тем, чтобы змеи с головы Медузы не укусили в нос его самого. Так же мало впечатляет фигура Персея в звездном атласе Яна Гевелиуса (1687): герой тащит за собой по небесному пространству голову Горгоны с полным, плоским лицом размером едва ли не с торс Персея.

Новый взгляд на историю Медузы, сложившийся к началу XX века, нашел воплощение в скульптуре ученицы Родена Камиллы Клодель «Персей и голова Медузы» (1898 — 1902). Отразилось в ней и то, что незадолго до того, как к ней пришел замысел скульптуры, ваятельница поссорилась со своим учителем. Ее Горгона не выглядит ужасным существом. Но и не прекрасной женщиной. Изогнув левую руку, Персей держит ее голову над своей. Морщины на обвисших щеках Медузы подчеркивают контраст между нею и юным Персеем. Скульптура Клодель скорее изображает достойную зрелую женщину, в результате трагических недоразумений попавшую под власть молодого, глуповатого победителя.

Горгона Медуза является знаковым символом для современных феминисток. В частности, они возражают против использования образа невинно убиенной героической женщины в качестве логотипа модного дома Versace.

Итак, медуза Горгона воспринималась во все времена неоднозначно, она вызывала много споров и дискуссий, но то, что о ней говорили великие творцы искусства и культуры, заслуживает огромного уважения и внимания к медузе. И сегодня миф о медузе Горгоне не утратил своей актуальности, и каждый может извлечь из него частицу полезного.