Лингвистическая викторина «Будь грамотным – будь успешным! Международный день грамотности: да будет свет

Международный день грамотности – международный праздник, отмечаемый в системе ООН 8 сентября. Эта дата была принята в 1966 году ЮНЕСКО согласно рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности».

На сегодняшний день во всем мире число грамотных людей составляет в среднем четыре миллиарда. Несмотря на такие успехи, более 860 миллионов человек взрослого населения все еще остаются неграмотными. Также приблизительно 100 миллионов детей и молодых людей не посещают школу. Многие дети, подростки и взрослые, охваченные различными образовательными программами, не соответствуют требованиям к грамотности, предъявляемым современным обществом. Существует необходимость в расширении программ распространения грамотности, направленных на группы учащихся, нуждающихся в особом внимании.

Грамотность всегда важна,
Это нам не ново:
Одну букву изменил -
И другое слово.

С грамотности Днём, друзья,
Вас хочу поздравить,
Пожелать вам запятые
В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,
Как же правильно писать,
И в хорошем настроеньи
Постоянно пребывать.

Грамотным быть нынче модно -
Знать родной язык свой четко,
Подобрать правильно слова,
И думала чтоб верно голова.

С Днем грамотности тебя я поздравляю,
Не делать ошибок в словах пожелаю,
Учись и трудись, и книги читай,
Систематически речь свою развивай!

Сегодня важный и особенный день - Международный день грамотности. Хочется, конечно, выразить признание тем, кто обогатил наши знания, кто просвещает людей, распространяя грамотность среди населения. Вы преображаете и обогащаете нашу жизнь. Спасибо вам и с праздником! Всем остальным же хочется пожелать знать и уважать родной язык, писать грамотно, тогда не будет недопонимания.

Знать, где «о» писать, где «а»,
Точку где поставить,
Это нужно знать всегда,
Каждого заставить!
И не надо тут юлить:
« Пишем, как умеем!»
В жизни каждый должен быть
Просто грамотеем.

Как говорят: грамматика не распутная, но она не против, чтоб все на Земле ею пользовались. И это самое верное из всех возможных пожеланий на сегодняшний день. С Международным Днем Грамотности, пусть же самой большой проблемой общества будут те, кто путает «тся» и «ться».

Давайте сегодня вспомним, как велик и могуч наш язык! Прекрасно звучание грамотной речи, приятна она человеческому слуху. Легко читать красиво сложенный текст. С днем грамотности, с днем чистого слога! За знания, тягу к наукам, за труд простого школьного учителя.

Грамоте учён не многий,
Это скверно, это факт.
Очень часто человек красив,
А рот откроет - прям дурак!

В международный день грамотности
Учитесь, пожалуйста, друзья!
Читайте книги, словари,
Неграмотными быть обидно, нельзя!

День грамотности отмечает
Сегодня вся планета.
Достойна эта сфера
Большого пиетета.

Желаю грамотными быть
И к лучшему стремиться.
Пред образованным ведь дверь
Любая отворится.

Классный час для учащихся 1-4 класса. Международный день распространения грамотности

Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школа № 47 городской округ Самара
Описание: Данный материал могут использовать учителя начальных классов и среднего звена для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Международному дню распространения грамотности.
Цель: Знакомство детей с данным праздником.
Задачи:
- познакомить детей с праздником «Днем грамотности»;
-способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;
-способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
-развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.

Ход классного часа


Учитель
Международный день распространения грамотности отмечается по решению ЮНЕСКО с 1966 года 8 сентября. Отмечается он не только в России, но и во многих странах мира.
Общество прилагает все усилия по распространению грамотности в мире..Сегодня мы проводим урок, посвященный этой дате.
Угадайте загадку:
Пером сеют,
Глазами жнут.
Головой едят.
Памятью переваривают.
(Грамота)
А что для вас значит быть грамотным?
(Ответы детей)
1 чтец
Есть день грамотности в мире.
Значит, встретим мы его.
Он нам дорог, очень сильно,
Этот день важней всего.

Ни к чему тут сомневаться.
Всем ведь грамотность нужна.
Без нее не расписаться,
Эта тонкость так важна!

Пожелаем мы всем в мире
Правил горы изучить.
Пусть познанья станут шире.
Время книгу открывать!
2 чтец
В международный грамотности день
Мне пожелать вам лучшего не лень:
Чтобы запас словарный пополняли,
Про грамотность свою не забывали!
В день грамотности поздравляю!
И от души я вам желаю,
Чтоб сталкиваться приходилось
С интеллигентными людьми!
3 чтец
Чтоб речь всегда была приятна,
Чтобы она звучала складно,
И чтобы лучшее случилось -
Чтоб люди знания свои

Всегда старались приумножить,
Ведь это сделать нам несложно -
Лишь нужно больше всем читать,
И речь, и разум развивать!

В праздник грамотности ныне
Вам желаем не делать ошибок
Ни в словах, ни в поступках по жизни,
Ну а знаний багаж свой - расширить!

1 чтец
Что может в мире быть важней на свете,
Чем – объясниться с близким по душам?
Слова понятны будут даже детям,
Ведь правил своды все ж под силу нам.

Нет, грамотеи не переведутся,
Хоть и ошибки удивляют всех.

На этот праздник можно улыбнуться.
Осилить можем этот мы орех.

Мы поздравляем всех на этот праздник.
Желаем грамотности – целый пир!
Желаем, чтоб, сродни бутонам в вазе,
Она смогла бы заполнять наш мир.

2 чтец
В школе буквы изучают,
В школе правила зубрят.
Это важно, каждый знает.
Ни к чему свой прятать взгляд.

Поздравляем в праздник этот.
Мы торопимся признать:
Это правило бессмертно!
Надо горы покорять!
3 чтец
Мы желаем в день наставший:
Не пугают пусть слова.
Сила грамотности нашей
Как обычно, здесь права!
1 чтец
В письме электронном, то ли в обычном
Делать ошибки отнюдь неприлично!
Чтоб каждый запомнил правила эти
День грамоты есть на нашей планете!
С праздником этим я всех поздравляю
Писать без ошибок всем сердцем желаю!
2 чтец
Пусть текст набирается и ручкой пишется
По правилам, а не просто как слышится!
Без грамоты, друзья мои, да-да-да,
Я вам точно говорю – никуда.
3 чтец
Все хотят быть грамотными и хотят учиться.
В этом деле очень важно вовсе не лениться.
И тогда все двери – только для тебя!
Улыбнется нежно, ласково судьба.
Все, что ты захочешь, только не ленись,
Все тебе на блюдечке сама предложит жизнь.
Учитель
Продолжите пословицы о грамотности
Выбирай книгу, (как выбираешь друга.)
Грамоте учиться – (всегда пригодится.)
Золото добывают из земли, (а знания из книг.)

Мир освещается солнцем, (а мир знаньем.)
Неграмотный как слепой, (а книга глаза открывает.)
Хорошая книга – (лучший друг.)

Учитель
А без чего невозможно стать грамотным?
Что поможет нам в преодолении неграмотности? Отгадайте загадки.
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу.
(Буквы.)

Какая водица для грамотных годится?
(Чернила.)

На странице букваря –
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит.)

У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф.)

Поселились мудрецы
В застеклённые дворцы, в тишине наедине
Открывают тайны мне.
(Книга.)

Сама молчит,
А сто друзей научить может.
(Книга.)
1 чтец
Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И - не сходя при этом с места -
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать – ХОДИТ ГЛАЗАМИ:
За ручку с мамой, после - сами.
Ходить - ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз,
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы
И вы пошли, пошли, пошли –
И слово первое прочли!
От слова к слову - как по кочкам –
Помчитесь весело по строчкам...
И так научитесь читать –
Как бегать,
прыгать...
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы станете как птицы...
Ведь необъятен и велик,
Как небо –
мир волшебный книг!
Учитель
Большая проблема стоит перед миром. Это борьба с неграмотностью. Во многих странах неграмотными остаются 860 миллионов взрослых и более 100 миллионов детей не посещают школу.
Грамотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». Почему важно быть грамотным?
А множество детей и взрослых и посещают школу, но их грамотными назвать нельзя. Так как в современном мире не менее важным, чем письмо и чтение, стала и компьютерная грамотность.
День грамотности стал одним из главных в школах, и высших заведениях России. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность - не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным. . К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться. И помните, что главное на пути к свету - саморазвитие и самообразование.
Предлагаю вам показать свой уровень грамотности.
Попробуйте исправить ошибки:




К словам из левого столбца нужно подобрать соответствующие по употреблению слова из правого столбца


Учитель
Объясните значение фразеологизмов



3 чтец
Пусть грамота ошибки исправляет,
И ты не прекращай её учить,
Кто учиться, тот многое познает,
И проще будет нам в России жить.
Работай с пунктуацией и чаще,
За книгу вечерком садись, читай,
Пусть будет жизнь твоя разнообразней,
Лишь знания, не бойся – поглощай.


Презентация на тему: Международный день распространения грамотности

День грамотности.

(конкурсная программа для учеников 1-4 классов)

Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.

1 .Учитель: С каждым годом все большее количество людей учится читать и писать, в мире сейчас свыше 4 миллиардов человек считаются грамотными. Но еще более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а около 100 миллионов детей не ходят в школу.

Что же такое грамотность? "Грамотностью называют умение человека осмысленно читать и писать простые тексты на родном языке. Для ребенка минимальной степенью грамотности считается регулярное посещение начальной школы" (Большая советская энциклопедия).

Международный день грамотности - один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года

1-чтец

Грамотность всегда важна,

Это нам не ново:

Одну букву изменил -

И другое слово.

С грамотности Днём, друзья,

Вас хочу поздравить,

Пожелать вам запятые

В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,

Как же правильно писать,

И в хорошем настроении

Постоянно пребывать.

2 .Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.
Менее 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию.
Около 20 % взрослого населения мира неграмотны.

Ликвидация безграмотности в СССР началась с 1918 года. Тогда массово стали открывать школы для подростков, а также неграмотных взрослых. Были созданы спецкурсы, занимающиеся подготовкой учителей для работы с неграмотным население. К 30-м годам проблема неграмотности перестала носить острый социальный характер, к 40-м годам задача ликвидации неграмотности была почти решена, а уже в 50-е годы СССР стал практически полностью грамотной страной.

Напомним, что каждый год Международный день грамотности проходит под разными девизами. В этом году девиз Международного дня грамотности – The Power of Literacy (переведём его на русский язык, перефразируя Френсиса Бэкона, так: «Грамотность – сила!» Чтобы современного человека можно было причислить к категории грамотных людей, ему не достаточно уметь только считать и писать. В наше время необходимо быть всесторонне развитой личностью.

2-чтец

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

Прочти, пожалуйста! Прочти!

Не надо умолять сестрицу:

Ну, почитай еще страницу!

Не надо звать.

Не надо ждать.

А можно взять

3 .Грамотность является одним из прав человека, средством расширения личных свобод и возможностей, а также инструментом развития индивидуального человеческого потенциала и общества в целом. Возможности получения дальнейшего образования также определяются уровнем грамотности.

Грамотность лежит в основе базового образования для всех, она является обязательным условием для искоренения нищеты, ограничения роста населения, достижения гендерного равенства и обеспечения устойчивого развития, мира и демократии. Программа «Образование для всех» (ОДВ) основана на распространении грамотности, и для этого есть веские причины.

Качественное базовое образование дает учащимся навыки, необходимые в последующей жизни и для дальнейшего обучения. Грамотные родители с большей вероятностью отдадут своих детей в школу. У грамотного человека больше возможностей для получения непрерывного, продолжающегося образования, а грамотные общества обладают лучшими механизмами адаптации к возникающим проблемам развития.

3-чтец

Грамотным быть -

Хорошо,

А неграмотным -

Ужасно!

Если в школу

Не ходить,

Можно стать

Совсем

Несчастным!

4.ГРАМОТА , грамата ж. уменье читать и писать; иногда одно только первое, уменье читать. Народ говорит: знать грамоти . || Граматой назыв. всякое царское письмо, писание владетельной особы; ныне рескрипт; || свидетельство на пожалование лицу или общине прав, владений, наград, отличий. || Народ зовет граматой или граматкой всякое письмо или записку, и даже всякий клок бумажки. Живи в тиши, а к нам граматки пиши . Пишет граматки, да просит памятки. Грамоте учиться, всегда пригодится. Грамота тверда, да язык шепеляв . По старой памяти, что по грамате . По грамоте осекся, цифирь не далась. И сам тому не рад, что грамоте горазд. Грамота не соха. Живая грамота, устная речь. Мертвая грамата (крепость) не на вольного

Азбука наука, а ребятам бука (мука).

Выбирай книгу, как выбираешь друга.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Испокон века книга растит человека.

Книга не пряник, а к себе манит.

Книга не самолет, а за тридесять земель унесет.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Мир освещается солнцем, а мир знаньем.

Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.

С книгами знаться – ума набраться.

Хорошая книга – лучший друг.

5. Самые древние русские книги, дошедшие до нашего времени, относятся к XI столетию. Но рукописные книги, конечно, существовали и раньше. Они пришли к нам вместе с принятием христианства. Руси требовались грамотные люди. В то время дети учились читать и писать в церковноприходских школах по книгам, которые были на Руси: Апостол, Евангелие и Псалтирь. Вот как пишет поэтесса Н.Кончаловская:

5чтец.И в старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголы

И учитель для науки

По субботам всех порол.

Вот какой чудной в начале

Наша грамота была!

УЧИТЕЛЬ: Посвящение в читатели первоклассников.(дарят буклеты)

Загадки для первоклассников:

1. Тридцать три сестрички –

Ростом невелички.

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет. (Буквы.)

2 .Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш, авторучка.)

3 .Языка не имеет,

А у кого побывает,

Тот много знает. (Книга.)

4 .У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.)

5. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Конкурсная программа.Презентация.

Литература:

1.В.И.Даль. Пословицы русского народа. Москва: И. «ЭКСМО»,2007г.

2.Мой школьный праздник: сценарии, конкурсы, викторины.- Донецк: И. «Донеччина»,2006г.

3.Презентация «Международный День Грамотности» и «Конкурсная программа»

Сценарий к Международному дню грамотности

для учащихся 4 классов

Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.

Слайд 1

Нишан

Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.

Слайд 2

Амантур

Ежегодный Международный день грамотности (International Literacy Day) отмечается по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года.

Cлово грамота (от греческого grámmata - чтение и письмо) на Руси X-XVII века означало письменный документ. Грамотный человек – это тот, кто мог прочитать документ-грамоту. С древних времён у всех народов умение читать и тем более писать почиталось особо.

Ангелина

День грамотности - лучший праздник,

Чтоб правил свод в сознанье обновить.

Коль в школе был ты двоичник-проказник,

Ты можешь скоп ошибок сотворить.

Нишан

Запомни, позвонИт, а не позвОнит,

Не "покладу", а просто "положу".

При этом что-либо "кладут", не "ложут".

Запомни это, я тебя прошу!

Амантур

Сегодня грамотность - залог успеха,

Коль ты такой серьёзный человек,

Поверь, и вовсе будет не до смеха,

Напишешь если вместо "снега" - "снек".

Ангелина

Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.

Нишан

Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.

Учитель.

Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Нам нужно поделить вас на команды, так как вы сидите по рядам, следовательно, первый ряд – первая команда, второй ряд – вторая команда и третий ряд – третья команда. Мои помощники будут следить за баллами, которые вы будете получать за правильные ответы. Сразу обговорим правила, я задаю вопрос каждой команде по очереди, если вы не отвечаете, то право ответить переходит другой команде. Если кто-то из команды выкрикнул ответ, то с команды списывается 1 балл. И так вы готовы?

А как же команда и без названия, разминка «Угадай название»:

Слайд 3

1команда – Название вашей команды обозначает название предмета и отвечает на вопрос Кто? Что? (Имя существительное)

2 команда – Название вашей команды обозначает признак предмета и отвечает на вопрос Какой? Какие? (Имя прилагательное)

3 команда – Название вашей команды обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? Что сделать? (Глагол)

Молодцы с разминкой вы справились, продолжаем первый конкурс называется «Добавь букву»

Нишан

Грамотность всегда важна,

Это нам не ново:

Одну букву изменил -

И другое слово.

Слайд 4

Необходимо добавить 1 букву в середине, в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:

Газ – глаз;

Порт (место стоянки кораблей) – спорт;

Глагол (3 команда)

Банк – банка.

Нишан

Грамотным быть –

А неграмотным –

Если в школу

Не ходить,

Можно стать

Несчастным!

Второй конкурс «Скажи одним словом»

Слайд 5

Имя существительное (1 команда)

Шестьдесят минут -…(час).

Имя прилагательное (2 команда)

Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)

Глагол (3 команда)

Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)

Третий конкурс «Загадки – шутки»

Слайд 6

Имя существительное (1 команда)

Чем кончается день и ночь?(Ь)

Имя прилагательное (2 команда)

Что стоит посередине земли?(М)

Глагол (3 команда)

Чем кончается лето и начинается осень?(О)

Четвертый конкурс «Отгадай слова»

Слайд 7

Имя существительное

Его корень в слове снежинка,

Приставка в слове подъехал,

Суффикс в слове лесник,

Окончание в слове ученик. (Подснежник)

Имя прилагательное

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода. (Завязка)

Глагол

Его корень в слове «писать»,

Приставка в слове «рассказывать»,

Суффикс в слове «сказка»,

Окончание в слове «рыба». (Расписка)

Пятый конкурс «Кто кого»

Слайд 8

Как можно больше слов собрать из букв за 1 минуту.



Слайд 9

Проверка:

Мрак ** грамм

маг ** мама

гамма ** ирга

кара ** грим

миг ** гам

Тир ** агат

игра

тигр

марка

магма

рама

Шестой конкурс для всех
На скорость!
Как сказать правильно

Слайд 10

У рыб нет зубов

у рыб есть зубы

У рыбов нет зубов

У рыбей нет зубов

Слайд 11

В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.

1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)

2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)

3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)

1. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)

2. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)

3. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)

1. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)

2. Сколько букв в русском алфавите? (33)

3. Для чего людям нужна речь? (Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)

1. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

2. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)

3. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)

Ведущий 1

Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. В вашем классе нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть.

С грамотности Днём, друзья,

Вас хочу поздравить,

Пожелать вам запятые

В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,

Как же правильно писать,

И в хорошем настроении

Постоянно пребывать.

Слайд 12-13

В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.

Загадки:

Тридцать три сестрички –

Ростом невелички.

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет.

Умный Ивашка

Всю жизнь в одной рубашке.

По белому полю пройдёт –

Каждый след его поймёт.

(Карандаш.)

Языка не имеет,

А у кого побывает,

Цель. Познакомить учащихся с историей праздника.

Прививать желание быть грамотным.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход классного часа .

Учитель: Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

(Через книги, телевизор, компьютер).

Учитель: Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычное путешествие - виртуальное.

В течение первых столетий своего существования язычники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками. Но факт остается фактом: славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.

Почему возникла славянская письменность (беседа)
- Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?
- Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году. Первопечатником был Иван Федоров.)
- Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?
- Как выглядели старинные книги?
- Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?
- Каковы были правила обращения с книгой в Древней Руси?

Какие из этих правил дошли до наших дней?

Просмотр фильма «Письменность и книги на Руси»

Учитель: Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре.

Гра́мотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Учитель: Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

История возникновения праздника

Ученик 1. В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.

Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности ( International Literacy Day) – 8 сентября.

Ученик 2. Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена координатором всех мероприятий.

Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.

Каждый год в этот день проводят международные конференции на разнообразные темы («Грамотность обеспечивает развитие» (2006 год), «Грамотность и здоровье» (2007 год) и т.д.).

Ученик 3. И День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.

Традиции Дня грамотности

8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.

Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.

В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.

В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка.

Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.

Интересные факты о грамотности

1. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.

2. Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай.

3. В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.

4. Всероссийская перепись населения, показала, что в России на 2010 год 91% россиян имеет среднее школьное и высшее образование.

Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.

Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным – быть престижным.

Решение учредить 8 сентября Международным днем грамотности было принято в 1966 году на 14-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Начиная с 1 января 2003 года ЮНЕСКО взяла на себя роль координатора по реализации на международном уровне мероприятий, проводимых в рамках инициативы "Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций". В этом году завершается многолетняя программа по содействию развития образования в мире, в ходе которой около 90 млн. человек стали грамотными благодаря помощи разных стран, общин и международных организаций.

Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
Учитесь на совесть и только на "5"!
С ошибкой писать - тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок - основа основы!
Давайте же будем язык свой любить