Могучее царство ф шопена вдали от родины. Урок музыки "образы камерной музыки в творчестве фридерика шопена". Вокально - интонационная работа

Открытый урок в 6 классе по предмету «Музыка» по программе

Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Тема: «Могучее царство Ф. Шопена»

Цель: Познакомить учащихся с творчеством Фредерика Шопена и осознание стилистических особенностей его музыки.

Задачи:

ПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Создать условия для целостного представления о жизни и творчестве Фредерика Шопена.
  2. Развить умение определять музыкальные произведения на слух;
  3. Владеть первоначальными певческими навыками.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Формировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные

Использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Развитие музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного исполнения.

Ресурсный материал :

  1. Видеоряд: фрагмент Вальса №7 Ф. Шопена в исполнении Д. Мацуева, Ноктюрн №20 Ф. Шопена отрывок из х/ф «Пианист» Романа Полански (2002г), песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г);
  2. Аудиозапись «Русский вальс» А. Пахмутовой;
  3. Карточки для работы в паре;
  4. Тексты песен;
  5. Портрет Ф. Шопена.

Ход урока:

  1. Организационный момент

(Нацелить внимание обучающихся на урок.)

Учитель:

Здравствуйте.

Внимание на экран!

(Просмотр видео: фрагмент Вальса №7 Ф Шопена в испллнении Д.Мацуева).

Учитель:

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса лёгкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк…

Лев Озеров

II. Актуализация.

Учитель:

Его называли «гением фортепиано», он был прекрасным пианистом, и все свои произведения создавал только для любимого инструмента. Он не написал ни одной оперы и ни одной симфонии, но его вальсы, мазурки, полонезы, ноктюрны не оставляют никого равнодушными.

О каком композиторе идёт речь?

Учащиеся:

Фредерике Шопене (прикрепить портрет на доску)

Учитель:

Как можно назвать всё, что творил этот великий гений, если он король своего фортепианного творчества?

Учащиеся:

Царство.

Учитель:

Синоним слов: мощный, значительный, величественный?

Учащиеся:

Могучий

Учитель:

А теперь сформулируем тему:

Учащиеся:

- «Могучее царство Ф. Шопена»

III. Сообщение темы.

Учитель:

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством великолепного польского композитора Фредерика Шопена.

В этом году 22 февраля исполнилось бы 205 лет со дня рождения этого великого гения фортепиано. Вот какие строки написал про композитора поэт Лев Озеров:

Учащиеся:

Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,

Царит ли полонез, я тут как тут.

Гостиные Варшавы, Петербурга,

Парижа, Вены, Праги – мой маршрут.

И где б я ни был, как не волновался,

Какой бы жребий не избрал земной –

Царит ли полонез, скользит ли вальс

Ликует ли мазурка – ты со мной.

Со мною ты в движении степенном.

Мерцает музыка, светло, темно.

И это так задумано Шопеном,

Не всё ль равно вчера или давно.

IV. Постановка задач

Учитель:

Шопен жил и творил в 19 веке. За свою короткую жизнь, 39 лет, он создал большое количество фортепьянных произведений, которые живут в наших сердцах по сей день. Примером послужил Вальс №7, прозвучавший в начале урока, в исполнении пианиста Дениса Мацуева. И в хореографическом репертуаре Шумиловской школы искусств есть танец «Вальс с веерами» под эту прекрасную мелодию.

А когда человека провожают в последний путь, звучат звуки знаменитого шопеновского Траурного марша из сонаты №2 (IIIч.)

Учитель:

Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Учащиеся:

Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.

V. Работа по теме.

(просмотр слайдов под музыку Ноктюрна №1)

Учитель:

Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне – предместье Варшавы.

Но в 20лет композитору пришлось навсегда покинуть Польшу, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение. Недолго прожил в Вене, после чего переехать в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг композитор Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак. Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей Авророй Дюдеван, известной под псевдонимом Жорж Санд. В течение восьми лет она была подругой композитора.

Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, чахоткой, но причина смерти по предположению была в остановке сердца, композитор переживал из-за разрыва отношений с Жорж Санд.

Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора перевезли в Варшаву и поместили в одну из колонн костёла Святого Креста под памятной доской с надписью: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

(музыка прекращает звучать)

Очень часто люди искусства, композиторы, музыканты, поэты, художники были вынуждены покидать свою Родину по разным причинам. Но их творчество, всегда пронизано любовью к Родине, народными мотивами и их собственными переживаниями. Музыка помогала выживать в трудных жизненных ситуациях.

Польский пианист Владислав Шпильман родился в Польше в 1911 году, в семье евреев. Окончил Университет имени Фредерика Шопена. После прихода нацистов к власти работал в Польше на варшавском радио, занимался сочинением симфонической музыки и музыки к фильмам. После того, как в 1939 году Германия оккупировала Польшу (23 сентября Шпильман сыграл свой последний концерт в живую на радио, после чего польское радио перестало работать) семья Шпильманов оказалась в варшавском гетто. Во время погрузки в поезд один из еврейских полицейских (он был знаком со Шпильманами) вытолкнул Владислава из толпы, отделив от семьи. Родителей, сестёр и брата он больше не увидел. Не выдержав, он скоро сбежал из гетто и скитался по знакомым по польскому Радио. Чудом несколько раз избегал смерти, чуть не умер от недоедания.

После окончания войны опять работал на радио. Написал мемуары, основанные на воспоминаниях о пережитом им во время войны. Они были изданы под названием «Гибель города». По этой книги был поставлен фильм в 2002 году режиссёра Романа Полански (еврея по происхождении, родившегося в Париже, выросшего в Польше) «Пианист» сыгравший главную роль Эдриен Броуди стал самым молодым обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль . В сего у фильма 3 «Оскара». В 1998 г. вышло переиздание мемуаров – «Пианист: необычайная история о выживании одного человека в Варшаве в 1939-1945 гг.». Издание переведено на 38 языков.

Внимание на экран. Музыка Фредерика Шопена Ноктюрн № 20 Отрывок из фильма «Пианист».

(просмотр отрыва из к/ф «Пианист»)

Учитель:

Что объединяет Ф. Шопена и В. Шпильмана?

Учащиеся:

Любовь к Родине.

Учитель:

Музыка Шопена всегда разная. От лёгкого вальса и торжественного полонеза к задумчивому ноктюрну. Её часто используют в аранжировках и современные исполнители.

ФИЗМИНУТКА

Учитель:

Мелодия - точное повторение Вальса №7.

Учитель:

Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен». Но его любовь к Родине неизменна. А для нас Родина – это Россия.

VII. Работа над песней


Разучивание песни «Русский вальс»

VI. Рефлексия

Учитель:

(Раздаются карточки для работ в паре)

РАБОТА В ПАРЕ

Оценки:

САМООЦЕНКА

VII. Итог урока.

Учитель:

Российская певица и композитор Елена Ваенга написала песню, которую назвала «Шопен» и использовала мелодию Ноктюрна №1 в аранжировке.

Внимание на экран (просмотр видеоряда. Песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г);)

Учитель:

Всем спасибо! До свидания!

Фридерик Шопен


В отличие от многих своих предшественников и современников, Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры.

Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в области фортепианной музыки.

Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года недалеко от Варшавы, столицы Польши, в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец - француз. Семья Шопена жила в имении графа Скарбека, где отец служил домашним учителем. После рождения сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском лицее (среднем учебном заведении) , и вся семья переехала в столицу. Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. Ещё не умея говорить, ребёнок начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца.

Родители полагали, что Фридерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Вскоре его педагогом стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Живный. Чуткий и опытный воспитатель, он привил своему ученику любовь к музыке классиков и особенно к произведениям И.С. Баха. Клавирные прелюдии и фуги Баха впоследствии всегда лежали у композитора на рабочем столе.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время было издано одно из первых его сочинений - полонез для фортепиано соль-минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее общее образование. Уже в детстве Фридерик свободно владел французским и немецким языками, живо интересовался историей Польши, читал много художественной литературы. Тринадцати лет он поступил в лицей и через три года успешно его закончил. В годы учения проявились разносторонние способности будущего композитора. Юноша хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его мимический талант был настолько ярким, что он мог бы стать театральным актером. Уже в юные годы Шопен отличался остротой ума, наблюдательностью и большой любознательностью.

С детства у Шопена проявилась любовь к народной музыке. По рассказам его родителей, во время загородных прогулок с отцом или товарищами мальчик мог подолгу простаивать под окном какой-нибудь хаты, откуда доносились народные напевы. Бывая летом на каникулах в имениях своих товарищей по лицею, Фридерик и сам принимал участие в исполнении народных песен и плясок. С годами народная музыка стала неотъемлемой частью его творчества, сроднилась с его существом.

После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки. Здесь его занятиями руководил опытный педагог и композитор Иосиф Эльснер. Эльснер очень скоро понял, что его ученик не просто талантлив, а гениален. Среди его заметок сохранилась краткая характеристика, данная им юному музыканту: "Изумительные способности. Музыкальный гений". К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом Польши. Достиг зрелости и его талант композитора. Об этом свидетельствуют два концерта для фортепиано с оркестром, сочиненные в 1829-1830 годах. Эти концерты неизменно звучат и в наше время и являются любимыми произведениями пианистов всех стран.

Тогда же Фридерик познакомился с юной певицей Констанцией Гладковской, учившейся в Варшавской консерватории. Гладковской суждено было стать первой любовью Фридерика. В письме своему другу Войцеховскому он признавался: "...у меня, быть может, к несчастью, есть уже свой идеал, которому я верно служу, не разговаривая с ним уже полгода, который мне снится, воспоминанием о котором стало Adagio моего концерта, который вдохновил меня, чтобы написать сегодня утром этот вальсик, посылаемый тебе". Именно под впечатлением этого юношеского чувства любви Шопен сочинил одну из лучших песен "Желание" ("Если б я солнышком на небе сияла") .

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену. Его концерты прошли с огромным успехом. Шопен, его друзья и родные поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Ему казалось, что он навсегда покидает родину. Наконец, осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей. Трогательно простился с ним его учитель Эльснер. В предместье Варшавы, где проезжал Шопен, он вместе со своими учениками исполнил специально для этого случая написанное им хоровое произведение. Шопену было двадцать лет. Счастливая юношеская пора, полная поисков, надежд, успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена. Он расстался с родиной навсегда.

Помня хороший приём, оказанный ему в Вене, Шопен решил начать там свои концерты. Но, несмотря на усиленные хлопоты, ему так и не удалось дать самостоятельный концерт, а издатели соглашались напечатать его произведения только бесплатно.

Неожиданно с родины пришла тревожная весть. В Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен решил прервать концертное турне и вернуться в Польшу. Он знал, что среди восставших - его друзья, может быть, и отец. Ведь в дни молодости Николай Шопен принимал участие в народном восстании под предводительством Тадеуша Костюшки. Но родные и друзья настойчиво советуют ему в письмах не приезжать. Близкие Шопену люди боятся, что преследования могут коснуться и его. Пусть лучше он останется свободным и служит родине своим искусством. С горечью композитор покорился и направился в Париж. В дороге Шопена настигло потрясшее его известие: восстание жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы, сосланы в Сибирь.

С мыслями о трагических судьбах родины непосредственно был связан созданный ещё до приезда в Париж самый знаменитый этюд Шопена, получивший название "революционного". В нём воплотился дух ноябрьского восстания, а также гнев и скорбь.

Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж. Здесь он прожил до конца своей жизни. Но Франция не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в своем творчестве Шопен оставался поляком. И даже своё сердце после смерти он завещал отвезти на родину.

Шопен "завоевал" Париж сначала как пианист. Он сразу же поразил слушателей своеобразным и необычным исполнением. В то время Париж был наводнен музыкантами из самых различных стран. Наибольшей популярностью пользовались пианисты-виртуозы: Калькбреннер, Герц, Гиллер. Игра их отличалась техническим совершенством, блеском, ошеломлявшим публику. Вот почему первое же концертное выступление Шопена прозвучало таким резким контрастом. По воспоминаниям современников, исполнение его было удивительно одухотворённым и поэтичным.

О первом концерте Шопена сохранилось воспоминание прославленного венгерского музыканта Ференца Листа, также начавшего в то время свой блестящий путь пианиста и композитора: "Нам вспоминается его первое выступление в зале Плейеля, когда аплодисменты, возраставшие с удвоенной силой, казалось, никак не могли достаточно выразить наш энтузиазм перед лицом таланта, который, наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства, открыл собою новую фазу в развитии поэтического чувства". Шопен покорил Париж, как когда-то покорили Вену Моцарт, Бетховен. Подобно Листу, он был признан лучшим пианистом мира.

На концертах Шопен большей частью исполнял свои собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, концертные рондо, мазурки, этюды, ноктюрны, Вариации на тему из оперы Моцарта "Дон Жуан". Именно об этих вариациях писал выдающийся немецкий композитор и критик Роберт Шуман: "Шапки долой, господа, перед вами гений". <

Музыка Шопена, как и его концертные выступления, вызывала всеобщее восхищение. Выжидали только музыкальные издатели. Они публиковали произведения Шопена, но, как и в Вене, бесплатно. Поэтому первые издания не принесли Шопену дохода. Он вынужден был давать уроки музыки по пять - семь часов ежедневно. Эта работа обеспечивала его, но отнимала слишком много времени и сил. И даже впоследствии, будучи композитором с мировым именем, Шопен не мог позволить себе прекратить эти так сильно изнурявшие его занятия с учениками.

Вместе с ростом популярности Шопена как пианиста и композитора расширяется круг его знакомых. В числе его друзей - Лист, выдающийся французский композитор Берлиоз, французский художник Делакруа, немецкий поэт Гейне. Но как бы интересны ни были новые друзья, предпочтение он отдавал всегда своим соотечественникам. Ради гостя из Польши он изменял строгий порядок своего рабочего дня, показывая ему достопримечательности Парижа. Часами мог он слушать рассказы о родине, о жизни родных и друзей. С юношеской ненасытностью наслаждался народными польскими песнями, а на понравившиеся стихи нередко писал музыку. Очень часто эти стихотворения, превращенные в песни, попадали обратно в Польшу, становились достоянием народа. Если же приходил близкий друг, польский поэт Адам Мицкевич, Шопен сразу садился за фортепиано и играл для него часами. Вынужденный, как и Шопен, жить вдали от родины, Мицкевич тоже тосковал по ней. И только музыка Шопена немного ослабляла боль этой разлуки, переносила его туда, далеко, в родную Польшу. Именно благодаря Мицкевичу, исступленному драматизму его "Конрада Валленрода", родилась Первая баллада. И Вторая баллада Шопена связана с образами поэзии Мицкевича.

Встречи с польскими друзьями были особенно дороги композитору и потому, что своей семьи у Шопена не было. Его надежда жениться на Марии Водзиньской, дочери одного из богатых польских вельмож, не осуществилась. Родители Марии не пожелали видеть свою дочь замужем за музыкантом, хотя бы и всемирно известным, но добывающим средства для жизни трудом. На многие годы он связал свою жизнь со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, выступавшей в печати под псевдонимом Жорж Санд.

Судя по "музыкальным портретам" Констанции Гладковской и Марии Водзиньской, Шопен превыше всего ценил в них созданное его воображением обаяние чистоты. В Жорж Санд можно было найти все что угодно, только не это. К тому времени она пользовалась скандальной репутацией. Шопен не мог не знать этого. Но Лист и его подруга Мари д"Агу высоко ценили литературное дарование Жорж Санд и именно об этом беседовали с Шопеном и Мицкевичем, подчёркивая, что они ценят её прежде всего как писательницу. Они же способствовали появлению Жорж Санд на музыкальных вечерах у Шопена. Нужно сказать, что об истории отношений Шопена с Жорж Санд не так много достоверной информации.

Далеко не все согласны с самой Жорж Санд, изображавшей ангела-хранителя Шопена перед его друзьями и описывавшей им свое "самопожертвование" и "материнские заботы" о композиторе. Лист в книге, изданной ещё при жизни Жорж Санд, весьма недвусмысленно обвинил её в том, что именно она была причиной его безвременной смерти.

Войцех Гжимала, один из ближайших друзей Шопена, также считал, что Жорж Санд, "которая отравила все его существование", была виновницей его гибели. "Ядовитым растением" называл её Вильгельм Ленц, ученик Шопена, до глубины души возмущавшийся тем, как нагло, высокомерно и пренебрежительно обращалась Жорж Санд с Шопеном даже в присутствии посторонних.

С годами Шопен давал концерты все реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей. Он отдался всецело творчеству. Появились его сонаты, скерцо, баллады, экспромты, новая серия этюдов, поэтичнейшие ноктюрны, прелюдии и по-прежнему любимые мазурки и полонезы. Наряду со светлыми лирическими пьесами всё чаще из-под его пера выходили произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма.

Такова Вторая соната (с похоронным маршем) , принадлежащая к числу высших достижений композитора, всей польской музыки и романтического искусства в целом. Юзеф Хоминьский, характеризуя первые две части сонаты, говорил: "После героической борьбы похоронный марш является уже, очевидно, последним актом драмы". Шопен рассматривал похоронный марш как эмоциональный итог, драматически завершающий развитие образов. Мы вправе назвать эту драму, образы которой развертываются в сонате Шопена, национальной трагедией.

Похоронный марш Шопена признан наиболее выдающимся произведением данного жанра. Этот марш занял особое, исключительное место не только в музыкальной литературе, но и в жизни человечества, ибо трудно найти более возвышенного, более прекрасного и более трагического воплощения чувства скорби.

Жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины. Издание произведений Шопена уже не встречает препятствий, брать у него уроки считается большой честью, а услышать его игру - редким счастьем, доступным немногим избранным.

Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его друг Ян Матушиньский, вслед за ним - горячо любимый отец. Ссора и разрыв с Жорж Санд сделали его совсем одиноким. Шопен так и не смог оправиться от этих жестоких ударов. Обострилась болезнь легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал. Средства его иссякли.

Чтобы поправить свое тяжёлое материальное положение, Шопен предпринял поездку в Лондон по приглашению английских друзей. Собрав последние силы, больной, он дает там концерты, уроки. Восторженный прием вначале радует его, вселяет бодрость. Но сырой климат Англии быстро оказал свое губительное действие. Беспокойная жизнь, полная светских, часто пустых и бессодержательных развлечений, начала утомлять его. Письма Шопена из Лондона отражают его мрачное настроение, а нередко и страдание. "Я же ни беспокоиться, ни радоваться уже не в состоянии - совсем перестал что-либо чувствовать - только прозябаю и жду, чтобы это поскорее кончилось", - писал он одному из своих друзей.

Свой последний концерт в Лондоне, оказавшийся последним в его жизни, Шопен дал в пользу польских эмигрантов. По совету врачей он спешно возвратился в Париж. Последним произведением композитора была мазурка фа-минор, которую он уже не мог сыграть, записал лишь на бумаге.

Единственный известный снимок композитора, сделанный в год его смерти в 1849. Фотография находится в частной коллекции

По его просьбе из Польши приехала его старшая сестра Людвика, на руках которой он умер.

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Обоснование

Организационный момент (вступительное слово учителя)

Эмоциональный настрой

Актуализация опорных знаний

Показ презентации

Этап углубления в тему.

Этап усвоения новых знаний.

Пластическое интонирование

Этап углубления в тему.

Систематизация и обобщение новых знаний.

Вокально-хоровая работа.

Пластическое интонирование.

Рефлексия.

«Как многогранна музыка…

Она звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны любви,

Печали, памяти, мечты…» Слайд 1-2

Звучит Вальс №7 Фридерика Шопена

По мере сообщения детей нового материала происходит показ слайдов с портретами. Слайды 2-7

О каком композиторе нам рассказали ребята?

Какая музыка сопровождала выступление ребят?

Да, это Вальс №7, написанный в 1829 году и по выражению самого композитора «не для танца».

Как прозвучала музыка для передачи настроения, характера музыки?

Ф.Шопен не писал ни опер, ни балетов. Большая часть его произведений – фортепьянные пьесы, полонезы, мазурки, вальсы, этюды. Но каждое его произведение – это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Слайд 8

Послушайте следующие строки из сохранившегося письма: «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?» Слайд 9

Как вы думаете, к кому могут быть обращены эти строки?

Дослушаем до конца: «Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки. Вижу дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией: не то песни, не то любимого танца – мазурки. И так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался!...» Слайд 10

Так к кому же в своем письме обращался композитор?

Конечно, ведь тема Родины красной нитью проходит через все творчество Ф.Шопена. Сегодня я хочу вам напомнить одно из таких сочинений – это Прелюдия №20.

Давайте представим себя дирижёрами и будем управлять исполнителями во время слушания музыки: форте- широкий взмах рук над головой, пиано- на уровне груди, пианиссимо- на месте.(динамический контраст).

Слушание Прелюдии № 20.

    Как звучит эта музыка?

    Какой контраст вы услышали в музыке?

    Подберите слова для передачи характера, настроения музыки.

Как вы думаете, какой образ рисует нам музыка Шопена?

Судьба Ф.Шопена тесно переплелась с судьбой Родины. Признанный лучшим пианистом Польши, композитор должен был отправиться с концертами в Европу. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Он писал: «…нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, а как должно быть горько умирать на чужбине – не там, где жил.» И все же 20-летний композитор покидает Польшу. Когда из Польши пришла весть о начале народного восстания и его жестоком подавлении, Ф.Шопен решил прервать концертное путешествие и вернуться на Родину, однако родные и друзья, боясь за его жизнь, отговорили композитора от этого шага: пусть он служит Родине своим искусством. «Я проклинаю час своего отъезда…», - пишет в письмах композитор, - «Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных претворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано». Слайды 11-16

Свое горе, гнев, возмущение он излил в музыке. Как творческий отклик на происходящие в Польше события в 1831 году появилось также сочинение Шопена – знаменитый этюд №12,названный «Революционный». Слайд 17

Настройте свои сердца и постарайтесь понять, какими чувствами наполнена музыка. Послушайте этюд №12.Слайд18

Слушание.

Какой образ возникает у вас, когда вы слушаете эту музыку?

Что напоминает эта музыка: эпическое повествование, взволнованный рассказ, драматическую декламацию?

Музыке какого композитора созвучно это произведение Шопена: Чайковского, Бетховена, Рахманинова, Грига?

Мы послушали и проанализировали музыкальные произведения, посвященные Родине.

Какие контрастные чувства они у вас вызвали? Какие контрастные музыкальные образы мы услышали?

Что интересного узнали о Шопене?

Каким человеком перед нами раскрылся Шопен?

Какие музыкальные произведения Шопена вам запомнились, понравились?

Для какого инструмента писал композитор?

К какой сфере музыки – вокальной или инструментальной (камерной или симфонической) относятся произведения польского гения?

Что означает понятие камерная музыка?

Какие тайны искусства и жизни открываются, когда звучат произведения Шопена? Слайд 22

Продолжаем работу над песней

«Баллада о гитаре и трубе» Яна Френкеля. Слайд 23

Есть ли в музыке изобразительность?

В каком жанре написана песня?

Что такое баллада?

(заранее сделаны ксерокопии песни на весь класс). Во время разучивания песни обратить внимание на трудные мелодические скачки, твёрдую атаку звука, добиваться ясной артикуляции, четкой дикции.

Работа по формированию чистого унисона и развитию гармонического слуха.Продолжение работы:

по формированию светлого, полетного, свободного звучания голо­ са;

по расширению динамического диапазона голоса: пение от меццо- пиано к пиано и меццо-форте;

по освоению по движных нюансов (крещендо, деминуэндо);

по развитию подвижности голоса: от среднего темпа к медленному и быстрому;

по воспитанию у детей эстетического отношения к пению и музыке;

по развитию у учащихся умения слышать и словесно выражать качество пения (отдельных учеников, группы, хора), давать словесную характеристику пению; певческим дыханием;

певческим звукообразованием: формирование умения пользоваться мягкой атакой как одним из основных способов звукоизвлечения; развитие умения тянуть звук, работа над округлением гласных; выработ­ка умения петь, используя различные штрихи (легато - связно, нон лега­то - раздельно, стаккато - отрывисто);

певческой дикцией: выработка умения четкого произношения звуков, слогов, слов в пении; четкое произношение согласных, протяжное пение гласных; легкое пение безударных окончаний; раздельное произ­ ношение согласных, стоящих в конце слова и в начале другого слова;

певческой установкой: воспитание сознательного отношения к выполнению правил пения;

воспитанием навыка выразительного пения (через чистоту и со­ держательность интонирования, тонкость динамических оттенков, разно­ образие, тембровых красок, глубокое осмысление содержания песен, их эмоциональное переживание);

воспитание в детях способности собственного поиска интонационного
воплощения образа (как наиболее эффективного способа развития инто­национного слуха);

развитие способности воспринимать, переживать, исполнять музы­ку как живое образное искусство;

освоение основных элементов музыкальной речи, понимание их выразительных свойств (интонация, мелодия, ритм, темп, динамика и др.);

стимулирование творческого отношения детей к исполнительской деятельности.

Давайте возьмем в руки воображаемые инструменты - гитару и трубу и споём песню.

Исполнение песни.

Оценка работы на уроке.

Сообщения учащихся:

1 ученик:

Родина замечательного композитора 19 века Ф.Шопена – Польша. Он родился 22 февраля 1810 года в Железновой Воле неподалеку от Варшавы. В этом году исполнилось 200 лет со дня его рождения.

2 ученик:

Судьба распорядилась так, что долгие годы композитор жил и писал свои музыкальные произведения на чужбине.

3 ученик:

Свои музыкальные послания отчизне, своему народу Ф.Шопен наполнил любовью и страданием, восторгом и отчаянием.

4 ученик:

Любимым инструментом Ф.Шопена было фортепиано. Душа фортепиано – так называли польского гения. Будучи прекрасным пианистом, он написал для фортепиано множество сочинений. Среди них вальсы, полонезы, мазурки, прелюдии, этюды. О нем говорили, что «клавиши под его руками начинают петь».

1 ученик: - Умер композитор вдали от Родины в Париже, но завещал похоронить свое сердце на Родине, в Варшаве. Поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Шопена. Слайд 19-20

Фридерик Шопен.

Вальс.

Взволнованно, нежно, возвышенно, мечтательно, задумчиво, грустно, проникновенно, поэтично, сердечно, светло, лирично.

Музыка звучит как светлое воспоминание о Родине, о родной природе.

Композитор обращается к своей матери или к кому-то из своих близких людей.

К своей Родине.

Включенность в активное музицирование.

Сначала громко, затем тихо и совсем тихо.

Динамический.

Музыка звучит взволнованно, величественно, сурово, возвышенно, мужественно, как воспоминание, размышление.

Образ человека нелегкой судьбы, образ человека, разлученного с Родиной.

Горе, гнев, возмущение.

Варианты ответов.

Мнения ребят разделяться.

В процессе обсуждения приходят к выводу, что музыке Бетховена – трагизм и героизм; Рахманинова – богатое фортепианное звучание.

Ответы детей.

Как человек, горячо любящий свой народ, природу, преданный своей родине

Ответы детей

Фортепиано.

Инструментальная, камерная.

Комнатная музыка, предназначенная для домашнего музицирования, а позднее зазвучала наряду с симфонической музыкой в концертных залах.

Шедевры фортепианной музыки.

«Баллада о гитаре и трубе».

Да. Изобразительность гитары и трубы в голосе и аккомпанементе.

Жанр вокальной баллады?

Так называют вокальную и инструментальную пьесу романтического характера. В вокальной балладе повествование строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки, тесно связанной с поэтическим текстом.

Коллективная работа класса над исполнительским мастерством, над вокальными трудностями.

Учащиеся имитируют игру на гитаре и трубе.

Исполнение песни.

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

Звучание музыки настраивает на восприятие нового материала.

Знакомство с творчеством Ф.Шопена

Развитие мотивов учебной деятельности.

Расширение кругозора

Кульминация в драматургии урока;

Актуализация нового материала по теме урока;

Знакомство с новым муз. произведением; формирование умения следить за развитием художественного образа; эмоционально-образное восприятие.

Определение характера и особенности исполнения этюда.

Создание ситуации общения, обеспечивающей проявление инициативы, самостоятельности и естественного самовыражения.

Диагностика усвоения материала.

Сопоставление звучания вальса и прелюдии.

Метод сравнения и обобщения.

Проникновение в интонационно-образную природу музыки.

Вокализированное исполнение помогает в работе над интонационной четкостью. Разучивание текста способствует осмыслению и передачи в собственном исполнении образного содержания песни.

Разучивая и исполняя, постигаем эмоционально-нравственный стиль произведения, формируем личностную оценку.

Формирование навыков адекватной самооценки.


Психолого–педагогическая характеристика

6 А класса МБОУ СОШ №11.

В классе обучается 21 человек, из них 11 мальчиков, 10 девочек. У большинства учащихся сформировано эмоционально-положительное отношение к учебе.

Высокий уровень обучаемостиимеют 8 человек (Агафонов Д., Барабанова В., Егорушика Н., Исакова Д.,Кахидзе М., Мочкаева Т., Фильцина М., Шарабанов П.)У этих детей хорошая работоспособность, высокий уровень абстрактно-логического мышления. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации, аналогии) превышает возрастные нормы. Учащиеся быстро включаются в учебный процесс и способны полно, разносторонне и целостно усваивать материал. Они эмоционально устойчивы, у них развиты все виды памяти (особенно зрительная и слуховая). Мотивами для учения учащихся этой группы выступают познавательные потребности и интересы, понимание значимости знаний.

Вторую группу составляют учащиеся со средним уровнем обучаемости. В нее входят Бурхина П., Егорушин В., Кузнецов Д., Лёвин И., Макаров Н., Мурзина Ю., Шекуров А.. Уровень развития произвольного внимания средний, в пределах возрастной нормы. Уровень работоспособности средний. У этих детей больше развито наглядно-образное мышление. Преобладает зрительно-кинестетическая память. Они постепенно, с трудом запоминают новый учебный материал, но удерживают его в памяти достаточно долго. Учащиеся с трудом устанавливают причинно-следственные связи, анализируют, делают выводы, обобщения. Этих ребят необходимо побуждать к активной деятельности на уроке.

Третью группу составляют учащиеся с низким уровнем обучаемости: Галанов С., Забродин Ю., Карманович М., Кузяев П., Фуникова Л., Шамина Е. Объем, устойчивость и концентрация внимания у них на нижней границе возрастной нормы. Отсутствует способности к длительной и стойкой сосредоточенности и удерживанию внимания. Переключение с одного вида деятельности на другой происходит с трудом. Быстро проявляется утомление. Уровень самостоятельности низкий. Эти учащиеся нуждаются в постоянной помощи, контроле со стороны учителя. У них слабо развиты все виды памяти, они с трудом усваивают материал, медленно запоминают и быстро забывают. Словарный запас небольшой, речь развита слабо. Затрудняются делать выводы, дают односложные ответы.

По уровню развития музыкальных способностей класс можно разделить на три группы.

Высокий уровень . Агафонов Д.,Барабанова В., Егорушика Н., Исакова Д., Кахидзе М., Мочкаева Т., Фильцина М., Шарабанов П.,А. Они обладают способностью чисто интонировать, имеют хорошее чувство ритма, хороший слух, их диапазон голоса составляет 1,5 октавы. Эти учащиеся владеют навыками в использовании средств музыкальной выразительности, у них развито чувство ансамбля, они умеют слушать друг друга.

Средний уровень музыкальных способностей имеют. Бурхина П., Егорушин В., Кузнецов Д., Лёвин И., Макаров Н., Мурзина Ю., Шекуров А.Они не всегда способны чисто интонировать, они испытывают сложности в воспроизведении ритмических трудностей, у этих ребят диапазон голоса составляет от октавы до 1,5 октавы.

Низкий уровень имеют Галанов С., Забродин Ю., Карманович М., Кузяев П., Фуникова Л., Шамина Е.

У этих ребят нет интонационной чистоты в исполнении песен, отсутствуют навыки в использовании средств музыкальной выразительности, они испытывают сложности в воспроизведении ритмических трудностей. У них нарушена координация между слухом и голосом, поэтому их диапазон невозможно определить. Эти учащиеся не обладают чувством ансамбля. Звукоизвлечение у этих учащихся – форсированное.

В целом, класс доброжелательный, трудолюбивый, подвижный. Учащиеся проявляют выраженный интерес к музыке как к предмету.

Тема урока : Могучее царство Шопена. Вдали от Родины.

Тема года : «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Тип урока : урок расширения и углубления знаний.

Цель урока : выявить контраст музыкальных образов, воплощённых в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, этюдах).

Задачи урока .

Образовательные :

    Познакомить с шедеврами фортепианной музыки Ф.Шопена;

    Обучить умению коллективно размышлять о музыке и её авторе;

    Научить определять в звучании особенности музыкального жанра.

Развивающие :

    развитие познавательной активности, умения анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать об услышанном, делать выводы;

    развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию и воображение;

    развивать вокально-хоровые навыки, музыкальную память и слух.

Воспитательные :

    воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к творчеству Шопена;

    воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств.

Необходимое оборудование .

Раздаточный материал: карточки с распечаткой текста песни Яна Френкеля «Баллада о гитаре и трубе» для вокальной работы.

Техническое оснащение : компьютер, экран, мультимедийный проектор для показа презентации, музыкальный центр, фортепиано.

Место урока : урок расширения и углубления знаний темы: «МогучеецарствоШопена. Вдали от Родины» является 19 в теме года «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Характеристика исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся

Понимают жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различают лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Имеют представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

Знают имена русских и зарубежных композиторов, приводят примеры их сочинений.

Умеют по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная).

Владеют навыками музицирования: исполняют песни(народные, классического репертуара, современных авторов), напевают запомнившиеся мелодии знак4омых музыкальных сочинений.

Анализируют различные трактовки одного и того же произведения. Аргументируют исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывают образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Познакомить учащихся с биографическими сведениями, с музыкальными произведениями великого польского композитора Фридерика Шопена.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обращение к известным произведениям камерных жанров Ф.Шопена с целью повторения;
  • Продолжение знакомства с творчеством Ф. Шопена, создателем гениальных произведений камерных жанров;

Воспитательные:

  • Приобщение детей к сокровищам мировой музыкальной классики;
  • Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  • Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности;
  • Развивать вокально-хоровые навыки;
  • Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока : комбинированный.

Методы:

  • Повторение пройденного методом устного опроса;
  • Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки);
  • Анализ музыкальных произведений, формулирование выводов в ходе беседы;
  • Хоровое исполнение песни «Приходят к дедушке друзья» музыка Н. Никифоровой, слова В. Савельева;

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);
  • синтезатор.

Материалы:

  • слайдовая презентация;
  • музыкальные произведения Ф. Шопена: попурри на пройденные в разных классах произведения, сделанное в программе Audacity, этюд 12 «Революционный», «прелюдия 24»;
  • нотный материал;
  • текст песни «Приходят к дедушке друзья» музыка, слова - Приложение ;
  • музыкальные фонограммы.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1

Звучит «Полонез ля-мажор» Ф. Шопена. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.

Слайд 2 (Тема урока)

II. Работа по теме урока

1. Беседа по теме урока

Учитель: Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?

Ученики: Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.

Учитель: А может быть, кто-нибудь из Вас назовёт жанры, которые относятся к камерной музыке?

Ученики: Баркарола, серенада, пьеса, романс, песня, прелюдия, вальс…

Учитель: Молодцы! Ваши ответы практически исчерпывающе подготовили появление на слайде определения камерной музыки.

Слайд 3

Учитель: Камерная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов, также для пения, предназначенная для исполнения в небольшом помещении. Многие из известных нам композиторов, как русских, так и зарубежных сочиняли произведения камерных жанров. Может быть, кто-нибудь мне поможет вспомнить их имена? Только давайте условимся, что, называя композитора, Вы приводите пример музыкальных произведений камерного жанра.

Ученики: Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Детский альбом»; Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Времена года»; Людвиг Ван Бетховен «Сурок»; Николо Паганини «Каприс 24»; Франц Шуберт «Баркарола»…

Учитель: Все ответы абсолютно правильные, но у нас сегодня встреча, с не менее прекрасными произведениями камерных жанров. А вот о каком композиторе сегодня пойдёт речь, ответите мне Вы, после музыкальной иллюстрации.

Слайд 4 (во время иллюстрации нотных фрагментов звучит попурри из произведений Ф. Шопена, сделанного в программе Audacity: Полонез ля-мажор, Вальс 2 си-минор, Прелюдия 7 ля-мажор, Мазурка 1 си-бемоль мажор).

Учитель:

Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной –
Все это …

Ученики: Фредерик Шопен.

Учитель: А кто-нибудь узнал, фрагменты из каких произведений прозвучали?

Ученики: Вальс, мазурка, полонез, прелюдия.

Учитель: (часто дети не узнают произведений и тогда …)

Поэт Владимир Ефремович Шостак сказал о Фридерике Шопене: «…Поэт мелодии народной…». Какие жанры польской народной музыки сейчас прозвучали?

Ученики: Мазурка, полонез.

Учитель : Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом.

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды, которые, как показало время, он оправдал. Его учителя всегда восторженно о нём отзывались. Так, пианист Войцех Живный, который начал заниматься с 9-летним мальчиком отмечал, что исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. В итоге, Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

В 16 лет Шопен был принят в Варшавскую консерваторию, по окончании которой, в 1829 году директор консерватории и педагог Шопена Юзеф Эльснер сделал следующую запись: «Удивительные способности. Музыкальный гений».

Слайд 5

Стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем начал собираться в поездку по Западной Европе.

Казалось бы, что всё в творческой карьере молодого композитора и пианиста складывается как нельзя лучше, но, что мы читаем в его так называемом «Штутгартском дневнике»?

Слайд 6

«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Как вы думаете, почему Шопена одолевают такие мрачные мысли?

Ученики: Может быть, он не хочет расставаться со своими родными А, возможно, его интуиция подсказывала ему, что в этом путешествии его ожидает что-то трагическое.

Учитель: Каждый из Вас по-своему прав. Какое же решение принимает Шопен?

Ученики: Для молодого и талантливого музыканта важнее всего признание публики, причём не, только на родине в Польше, но и за рубежом. Я, думаю, что Шопен всё-таки поехал в Западную Европу.

Учитель: Дата отъезда была назначена. Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Слайд 7

Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши (перевод с армянского В. Звягинцевой). В 5 классе мы познакомились с этим стихотворением и мне кажется, что самое время его вспомнить. (кто-то из детей читает наизусть).

Горсть земли
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.

Учитель: Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении русским царским правительством польского восстания и взятии Варшавы. Тогда в Штутгарте, Шопен ничего не знал о судьбе своих родных.

Слайд 8

Только в Париже Шопену стало известно, что его семья и друзья не пострадали при взятии Варшавы. Но Польша… Фридерик решил вернуться на родину, но отец Шопена настоял на том, чтобы сын оставался за границей и не возвращался в Варшаву. Патриотическому делу он будет служить своим искусством. Шопен в отчаянии. И вновь обратимся к записям в его дневнике.

Слайд 9

«Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».

2. Слушание и обсуждение

Слайд 10

Звучит Этюд 12 «Революционный» без каких-либо комментариев.

Учитель: Какое название бы Вы дали только, что прозвучавшему произведению?

Ученики: «Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина»…

Учитель: Уже в тех названиях, которые Вы предложили, раскрывается тот образ, который композитор стремился передать средствами музыкальной выразительности. А какие особенности музыкального языка Вы хотели бы подчеркнуть особенно?

Ученики: Быстрый, стремительный темп, как сметающий всё на своём пути. Лавина звуков сверху вниз, как будто сердце оборвалось. Призывные интонации в верхнем регистре, как боевой клич: «Не сдаваться»…

Учитель: Молодцы! И, несмотря на то, что музыка сама говорит за себя, Шопен счёл нужным пояснить свои намерения выразительными ремарками: «Быстро, с огнём», и далее «страстно», «с силой», «сжато» или вдруг после громкой призывной фразы её повторение, как бы слышимое издалека «вполголоса» и вновь «со страстью». Ну, а теперь пришло время сказать Вам, как же называется это произведение: (На слайде 10 анимационно выводится Этюд 12 «Революционный»)

Слайд 11

Один из известных музыковедов, Асафьев Борис Владимирович, характеризуя образный строй прелюдий Шопена сказал следующее: «… сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет. Озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвётся и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали».
Б.Асафьев

Как Вы думаете, можем ли мы найти в этом высказывании эпитеты соответствующие образному строю этюда?

Ученики: Конечно, можем!

3. Творческая работа

Слайд 12

Учитель: Я прошу Вас объединиться в группы и сделать творческую работу, а именно написать синквейн – (пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии), отображающий суть музыкального образа. Думаю, что высказывание Б.Асафьева Вам поможет.

  • Сформулировать тему синквейна одним существительным.
  • Двумя глаголами дополнить характеристику музыки.
  • Охарактеризовать произведение с помощью трёх прилагательных.
  • Одним предложением из 4 слов выразить собственное отношение к музыке.
  • Слово – резюме, характеризующее суть.

Учитель: А теперь в каждой группе выберете чтеца, который представит нам плоды Вашего творчества.

Ученики: Читают сочинённые синквейны.

4. Заключение

Учитель: Я хочу поблагодарить Вас за творчество и задать ещё один вопрос: а что же такое этюд? Что это за жанр камерной музыки?

Ученики: Это произведение, в котором композитор ставит технические задачи.

Учитель: Не могу с Вами не согласиться, но технические навыки исполнителя оттачиваются, благодаря неоднократному повторению одного и того же приёма, а как же быть с этюдом Шопена?

Ученики: Но в этом произведении один и тот же технический приём повторяется неоднократно, а именно нисходящая последовательность звуков в быстром темпе?

Учитель: Совершенно верно, причём этот приём, назовём его «рокочущий пассаж», исполняется левой рукой, что делает это произведением одним из самых сложных в фортепианной литературе. Итак, Шопен виртуозно соединил…? Может быть, в классе есть желающие подвести итог всему сказанному?

Ученики: Он соединил технические задачи с воплощением музыкального образа.

Слайд 13 (Определение этюда)

Учитель: В продолжение разговора о камерных жанрах в творчестве Фридерика Шопена, послушайте Прелюдию 24 и ответьте на вопрос: Что вам напоминает Прелюдия 24 Шопена:

  • эпическое повествование;
  • взволнованный рассказ;
  • драматическую декламацию?

Можем ли мы сказать, что музыкальный образ, созданный композитором в прелюдии созвучен музыкальному образу этюда?

Слайд 14-16 (слушание Прелюдии 24)

Ученики: Ответы детей.

III. Работа над песней.

В истории каждой страны были трагические страницы, которые нашли отражение в музыкальной летописи. К 65-летию Великой Победы я написала песню на слова В. Савельева «Приходят к дедушке друзья». Предлагаю Вам послушать и начать разучивание. Показ песни. Разучивание 1 куплета.

Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.

Список литературы.

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с. 98-101.
  2. Воронов Ю., Блокада. – Лениздат, 1986.

Список сайтов

  1. Стихотворение А. Граши «Горсть земли» www.muz-urok.ru/shopen.htm
  2. www.musicschool2.ru/shopen/page/6/
  3. muz-strana.narod.ru/index.files/Page864.htm
  4. www.maykapar.ru/articles/revolut.shtml
  5. Нотная библиотека Ф. Шопена www.royalpiano.ru/notes/chopin.html
  6. Информация о синквейне ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн
  7. Музыкальные файлы classic.chubrik.ru/Chopin/





Судьба Шопена тесно переплелась с судьбой Родины. Признанный лучшим пианистом Польши, композитор должен был отправиться с концертами в Европу. Он присел: «… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, - а как, должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».


В 1830 – 1831 г.г в Польше началось национально- освободительное восстание против власти Российской империи Шопен писал… Я проклинаю час своего отъезда… Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись, бушую на фортепиано…






Глубокие думы о себе самом и своем несуществующем более Отечестве, свои радости и отчаяния, свои восторги и мечты, минуты счастья и гнетущей горести, солнечные сцены любви, лишь изредка прерываемые тихими и спокойными картинами природы, - вот где область и могучее царство Шопена, вот где совершаются им великие тайны искусства под именем сонат, прелюдий, мазурок, полонезов, скерцо, этюдов…», - писал В. Стасов.