Орловский александр осипович – галерея произведений (43 изображения). Значение орловский александр осипович в краткой биографической энциклопедии Александр осипович орловский 1825 литография

Но что-то добрый витязь наш?
Вы помните ль нежданну встречу?
Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу!

А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила»

В продолжении темы о русских художниках польского происхождения:

Орловский, Александр Осипович (Alexandre Orlowsky); - русский художник польского происхождения, академик батальной живописи, известный рисовальщик; род. в 1777 г. в Варшаве, ум. в Петербурге 2 марта 1832 г.

Александр Орловский. Автопортрет

Александр орловский родился в Варшаве, в довольно обеспеченной семье, у отца был небольшой бизнес – содержал корчму в Седльцах. Художественные способоности – страсть к рисованию, у него появилась ещё в детстве..
Именно там, в небольшом польском городке, талантливого юношу заметила чета князей Чарторижских, богатых людей и известных меценатов.


Изабелла Чарторижская, потрет К. Войняковского, 1796 г.

На портрете изображена польская принцесса Изабелла Чарторижская, урожденная фон Флеминг, – супруга князя Адама Казимира Чарторижского. В 1801 году
в Пулавах, родовой усадьбе дворянского рода Чарторижских, Изабелла основала первый в Польше музей.
Случай познакомил с его рисунками княгиню Чарторижскую. . Княгиня Чарторыжская, заметила в будущем художнике склонность к рисованию.
И при её содействии Орловский был отправлен в Варшаву и отдан в ученье к живописцу Норблену (Norblin de la Gourdaine), наиболее известному своими рисунками из польской жизни, в которых он метко схватывал особенности польского типа.


Жан-Пьер Норблен де ла Гурден - автопортрет

Жан-Пьер Норбле́н де ла Гурде́н- польский художник французского происхождения; живописец, график и гравёр, один из создателей польской жанровой живописи;
Ученик Франческо Казановы в Дрездене. Познакомился с князем Адамом Казимиром Чарторыйским и был приглашён обучать рисованию его детей и затем у приехал в Польшу.

В Польше сделался королевским придворным живописцем и основал в Варшаве художественную школу, существовавшую с 1774 по 1804 год.

Автор многочисленных жанровых сцен, портретов польских аристократов, полотен с историческими сюжетами, сцен в духе Ватто. Создал серию иллюстраций к поэме Игнацы Красицкого «Мышеида». Был свидетелем событий в Варшаве во время восстания Костюшко и запечатлел их в рисунках и полотнах. В особенности он известен своими аквафортными гравюрами, в числе 94-х листов, явившимися в свет уже после его смерти.

Норблен не дал Орловскому систематического художественного образования, предоставив ему вполне свободный выбор сюжетов для его рисунков и карикатур, склонность к которым живой и наблюдательный Орловский обнаружил очень рано.


Битва рыцарей с татарами. 1798

Движимый патриотизмом и любовью к приключениям, Орловский, в 1794 году, поступил на службу в польское войско, участвовал в нескольких битвах восстания Костюшко и, будучи ранен в одной из них, вернулся в Варшаву. Здесь он стал вести беспорядочную жизнь и даже пристал к труппе фокусника. Он оказался в ужасном положении, пока Норблен не разыскал его и вновь не принял его к себе.


Штурм Праги. 1797

Норблен, ценя его артистическое дарование, старался отклонить его от этих похождений и снова принял в свой дом. С той поры Орловский посвятил себя всецело искусству, которое вскоре доставило ему некоторую известность среди варшавян.


Битва русских и поляков на мосту. 1801

Но и это пребывание у Норблена не было долговременным. Дурной образ жизни Орловского привел к размолвкам между ним и его учителем, кончившимся тем, что Орловский ушел от Норблена, и в течение года вел бродячую жизнь. Просьба горячо его любившего и ценившего его талант Норблена и насмешки товарищей вернули наконец Орловского к занятиям живописью; скоро он достиг и некоторой известности.


А.О.Орловский. Голова пьяницы

Для дальнейшего своего образования Орловский решил отправиться в Италию и для того, чтобы добыть себе средства, пустился странствовать по Литве, изучая в то же время нравы дворянства и черты народного характера; но в материальном отношении это путешествие ему не принесло никакой пользы.
По возвращении в Варшаву, он нашёл покровителя в лице князя Юзефа Понятовского, который принял в нем участие и назначил ему жалованье, обеспечившее Орловскому безбедное существование.
Так Орловский вошёл в моду у польской аристократии.


Портрет польского шляхтича, 1820

Ранний, варшавский период творчества художника отмечен интересом к освободительной войне польского народа, вылившейся в восстание под предводительством Т. Костюшко.

Существуют зарисовки Орловского, запечатлевшие эпизоды этого события ("На бивуаке", "Группа солдат Костюшко в лагере", "Битва под Рацлавицами", все 1798, и др.).


Битва под Рацлавицами. Александр Орловский.

Не довольствуясь приобретенной им известностью и не оставляя своих надежд на поездку в Италию, Орловский в 1802 г. приехал в Петербург, где и прожил до конца жизни


Орловский Александр Осипович. Бега на Неве. 1814г.

Здесь сначала он не имел успеха; но случай свел его с меценатом графом Далицким, через которого он попал в лучшие петербургские дома и приобрел расположение многих влиятельных лиц, как, например, Нарышкина и графа Станислава Потоцкого.
Последний представил его великому князю Константину Павловичу, который поместил Орловского в своем Мраморном дворце и доставил ему должность придворного живописца.


Орловский Александр Осипович. Портрет великого князя Константина Павловича. 1802г.

Должность эта состояла "в исполнении требований великого князя, заказывавшего ему разные рисунки по предметам, относившимся до образования и преобразования русской армии и до современных событий, в которых она со славой участвовала". Его рисунки и карикатуры, а также и некоторые крупные картины доставили ему большую известность в Петербургском обществе.


А. де Коленкур. Посол Наполеона в России.

Арма́н Огюсте́н Луи́ де Коленку́р (фр. Armand Augustin Louis de Caulaincourt, 1773-1827, Париж) - герцог Виченцы, французский дипломат, оставивший мемуары о походе Наполеона в Россию.


Башкир на рыжей лошади

Знакомство с послом Наполеона Коленкуром,по просьбе которого Орловский исполнил серию рисунков, изображающих быт северных народов, доставило ему известность и за границей.


Верховой казак, конвоирующий крестьянина.1820-е.Акварель

Любя искусство и стремясь к более точному реальному изображению жизни, Орловский счел необходимым ближе ознакомиться с новым своим отечеством, и в этих целях предпринял ряд поездок по России. После долгих странствований и стараний самолюбивого и энергичного Орловского, в 1809 г. Академия Художеств за картину "Бивуак казаков" признала его академиком батальной живописи.


Орловский А.О. Казаки на бивуаке.

Дабы ближе познакомиться с Россией, ездил в Москву, Новгород и другие местности империи; путешествовал, кроме того, по Франции, Италии и Германии.


Ночной бивуак казаков, 1809

В 1819 г. Орловский был причислен к Генеральному Штабу для сочинения рисунков военных костюмов.

В 1809 г. Орловский был избран в академики; в 1824 г. "через министра народного просвещения" ему выдана привилегия на печатание его литографических рисунков с запрещением их копировки.

Уже с 1803 г. он значился в списке "получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям". В Мраморном дворце, принадлежавшем великому князю, ему была предоставлена квартира из трех комнат с окнами на Неву.


Курдский кавалерист. 1819

Значение Орловского в истории русского искусства заключается в том, что он в своих картинах и еще более рисунках является одним из первых представителей в нашем искусстве реального направления и отчасти - жанровой живописи. Предметом его живописи чаще всего служили сцены из военной жизни, казаки, башкиры, бой со зверями и особенно удававшиеся ему лошади. Его картины, несмотря на некоторые технические недостатки, отличаются жизненностью и живостью колорита.
Известен Орловский также как литограф и гравер.


Схватка казака с тигром. 1811

В 1819 г. он был причислен к генеральному штабу, для сочинения рисунков военных костюмов. Орловский - талантливый, бойкий, но нестрогий рисовальщик, умевший схватывать характерные черты изображаемых лиц и фигур и придавать им движение, но впадавший при этом зачастую в утрировку.


Орловский произвел несчетное множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков, рассеянных в альбомах особ Царской Фамилии и любителей искусства. Многие из этих произведений, изображающих преимущественно казаков, башкиров и др. всадников, мчащиеся тройки и сцены простонародной жизни, были им самим литографированы.


Кораблекрушение. 1809. Масло

Всадники на вздыбленных конях, кораблекрушения и бури на море - таковы сюжеты его композиций того времени.
Яркая индивидуальность и выразительность свойственны "Автопортрету в красном плаще" (1809) и "Автопортрету в черкеске" (ок. 1820).


Орловский Александр Осипович. Автопортрет в черкеске.

Сильный характер и романтический пафос сближали его с поколением русских людей периода наполеоновских войн.
Достоверностью и в то же время героической приподнятостью отличаются его образы героев Отечественной войны 1812

ОРЛОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ОСИПОВИЧ

Орловский, Александр Осипович - известный художник (1777 - 1832). Родился в Варшаве. Учился у Норблена-де-Гурденя. В 1794 г. поступил на службу в польское войско и участвовал в нескольких битвах; затем вел беспорядочную жизнь и даже пристал к труппе фокусника. Норблен старался отклонить его от этих похождений и снова принял в свой дом. С той поры Орловский посвятил себя всецело искусству. В течение года он изучал в Литве нравы дворянства и народный быт. В 1802 г. приехал в Петербург, где попал в милость к великому князю Константину Павловичу. Чтобы ближе познакомиться с Россией, ездил в Москву, Новгород и другие местности империи. За картину: "Бивуак казаков" ему присуждено звание академика. В 1819 г. причислен к генеральному штабу для сочинения рисунков военных костюмов. Орловский - талантливый, бойкий, но нестрогий рисовальщик, умевший метко схватывать характерные черты изображаемых лиц и фигур и придавать им движение и жизни. Кроме картин масляными красками (например, находящиеся в музее Александра III "Казак, убивающий тигра", "Коровы на пастбище", "Отдых охотников", "Домашний скот на пастбище", "Морской вид", "Кораблекрушение"), ему принадлежит несчетное множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков (большая часть их - в том же музее). Многие из этих произведений, изображающих преимущественно казаков, башкиров и других всадников, мчащиеся тройки и сцены простонародной жизни, были им самим литографированы. С его именем и связано начало художественной литографии в России (см. XXIV, 693 сл.). - Ср. Верещагин "А.О. Орловский" (СПб., 1913).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОРЛОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ОСИПОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОРЛОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ОСИПОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Orlowski) Александр Осипович , польский и русский живописец и график, представитель романтизма. Испытал влияние Я. …
  • ОРЛОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ОСИПОВИЧ
    живописец-баталист и жанрист (1777—1832), род. в Варшаве. Кн. Чарторыжская, случайно заметив в будущем художнике склонность к рисованию, отдала его в …
  • ОРЛОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР ОСИПОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? живописец-баталист и жанрист (1777?1832); род. в Варшаве. Княгиня Чарторыжская, случайно заметив в будущем художнике склонность к рисованию, отдала его …
  • АЛЕКСАНДР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Жеан, мастер арбалетов. Бельгия. …
  • ОРЛОВСКИЙ в Справочнике Телефонных кодов городов России и мобильных операторов.
  • ОРЛОВСКИЙ
    687510, Агинский Бурятского АО, …
  • ОРЛОВСКИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    403921, Волгоградской, …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре значений Еврейских имен:
    (муж.) Это имя евреи дают в честь Александра Великого, царя Македонии. Талмуд рассказывает, что когда Александр увидел первосвященника Иерусалимского Храма, …
  • АЛЕКСАНДР в Библейской энциклопедии Никифора:
    1Мак 1:1 - Македонский царь, сын Филиппа 11-го, величайший из завоевателей. Его славная история без сомнения известна каждому читателю всемирной …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    1) имя Париса, когда он жил с пастухами и не знал о своем происхождении. 2) сын Еврисфея, царя Микен, и …
  • АЛЕКСАНДР в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Alexander, ??????????), называемый Великим, царь Македонии и победитель Азии, родился в Пелле в 356 г. до Р. X. Он был …
  • АЛЕКСАНДР
    Alexander, АЛЕКСАНДР1) см. Paris; 2) племянник тирана Полифрона Ферэйского (в Фессалии), убил его и сам сделался тираном в 369 г. …
  • АЛЕКСАНДР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912-913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г.Александр царствовал с Константином, сыном …
  • АЛЕКСАНДР в биографиях Монархов:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912—913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г. Александр царствовал с Константином, …
  • ОСИПОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Осипович - псевдоним беллетриста Андрея Осиповича Новодворского (XXVIII, …
  • ОСИПОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    1. Наум Маркович — писатель. Сын рыбака. В 1885 сблизился с кружком народовольцев-лопатинцев. Подвергался арестам. В тюрьме и ссылке …
  • ОРЛОВСКИЙ в Литературной энциклопедии:
    К. (псевдоним Константина Федоровича Головина) — беллетрист, критик и публицист. Р. в богатой дворянской семье, учился в Петербургском университете, …
  • ОРЛОВСКИЙ
    (Orlowski) Александр Осипович (1777-1832) польский и российский живописец и график. Представитель романтизма. Острохарактерные картины польского быта, сцены Польского восстания 1794. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом энциклопедическом словаре:
    VIII (Alexander) (в миру Пьетро Оттобони Pietro Ottoboni) (1610-1691), папа Римский с 1689. Кардинал (1652) и епископ Брешии (1654). Добился …
  • ОСИПОВИЧ НОВОДВОРСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    литературное имя талантливого беллетриста Андрея Осиповича Новодворского. Род. в 1853 г. в обнищавшей польской шляхетской семье Киевской губ. Нужда ее …
  • ОРЛОВСКИЙ ГОЛОВИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Орловский — псевдоним писателя Константина Федоровича Головина. Родился в 1843 г., образование получил в СПб. университете, служил в министерстве государственных …
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Александр Ярославич Невский. - 2-й сын великого князя ЯрославаВсеволодовича, правнука Мономахова, род. 30 мая 1220 г., на великомкняжении Владимирском был …
  • АЛЕКСАНДР в Современном энциклопедическом словаре:
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словарике:
    I (1777 - 1825), российский император с 1801. Старший сын императора Павла I. В начале царствования провел реформы, подготовленные Негласным …
  • ОСИПОВИЧ
    ОСИП́ОВИЧ А., см. Новодворский …
  • ОРЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОРЛ́ОВСКИЙ ЦЕНТРАЛ, в России центр. каторжная тюрьма, уголовная и политическая. Осн. в Орле в 1908. Крайне жестокий режим. После Окт. …
  • ОРЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОРЛ́ОВСКИЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ "СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО", осн. в 1976, до 1990 наз. Орловский обл. т-р юного зрителя. Худ. …
  • ОРЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОРЛ́ОВСКИЙ ТЕАТР им. И.С. Тургенева, драматический, осн. в 1815 графом С.М. Каменским как крепостной театр, с 1835 наз. Орловский драм. …
  • ОРЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОРЛ́ОВСКИЙ РЫСАК, легкоупряжная порода лошадей. Выведена в кон. 18 - нач. 19 вв. в Воронежской губ. (Хреновский кон. з-д). Ж-ные …
  • ОРЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОРЛ́ОВСКИЙ Пав. Еф. (1896-1974), юрист, ч.-к. АН СССР (1953). Тр. по гражд. …
  • ОРЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОРЛ́ОВСКИЙ Кир. Прокофьевич (1895-1968), один из руководителей партиз. движения в Вел. Отеч. войну в Белоруссии, Герой Сов. Союза (1943), Герой …
  • ОРЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОРЛ́ОВСКИЙ (наст. фам. Смирнов) Бор. Ив. (1796-1837), рос. скульптор. В монументальных произв. на героич. нац. темы сочетал портретность изображений с …
  • ОРЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОРЛ́ОВСКИЙ (OrLowski) Ал-др Осипович (1777-1832), польск. и рос. живописец и график. Писал острохарактерные картины польск. быта ("Сцена в корчме", 1795-96), …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР СЕВЕР (Alexander Severus) (208- 235), рим. император с 222, из династии Северов. В 231-232 вёл успешную войну с …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР НЕВСКИЙ (1220 или 1221-1263), князь новгородский в 1236-51, вел. князь владимирский с 1252. Сын кн. Ярослава Всеволодовича. Победами над …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1866-1933), рус. вел. князь, внук имп. Николая I, адм. и ген.-адъютант (1909). В 1901-05 главноуправляющий торг. мореплаванием и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1301-39), вел. князь владимирский (1325-27) и тверской (1325-27 и с 1337). Сын кн. Михаила Ярославича. Соперничал с Иваном …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МАКЕДОНСКИЙ, Александр Великий (356-323 до н.э.), один из величайших полководцев древности, царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II; …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I КАРАГЕОРГИЕВИЧ (1888-1934), с 1921 король Югославии (до 1929 Кор-во сербов, хорватов и словенцев). Участник Балканских войн 1912-13, в …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР КАЗИМИРОВИЧ, Ягеллон (1461- 1506), вел. князь литовский с 1492, король польский с 1501. Сын Казимира IV. При нём усилилась …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР ДОБРЫЙ (?-1432), молд. господарь с 1400. Содействовал укреплению независимости молд. гос-ва, успешно боролся против османской агрессии, поощрял торговлю и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР БАТТЕНБЕРГ, см. Баттенберг …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР АФРОДИСИЙСКИЙ, др.-греч. философ перипатетич. школы (кон. 2 - нач. 3 вв.). Комментатор Аристотеля, оказал влияние на падуанскую школу, П. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР VI (1431-1503), папа Римский с 1492. В 1493 издал буллы о разделе сфер влияния в Зап. полушарии между Испанией …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (?-1181), папа Римский с 1159. Стремился к верх. власти папства над светскими государями. В борьбе с Фридрихом I …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (?-1605), царь Кахети с 1574. Боролся с иран. агрессией. В 1587 присягнул на верность рус. царю Фёдору Ивановичу. …


Александр Осипович Орловский.
Художник-чудак.

Историк русского искусства барон Николай Николаевич Врангель в одной из своих работ дал такую характеристику художнику Александру Осиповичу Орловскому:

"Первый поэт войны и мира, поэт героического эпоса. Курьезный оригинал, о котором говорят все, но жизнь которого мало известна. Легендарная личность, герой невероятных похождений, забавный чудак, дикий самодур и изысканный коллекционер редкостей. Первый художник быта, насмешник-карикатурист, портретист, живописец животных, пейзажист, может быть скульптор. Поляк, ученик француза, проведший полжизни в России. Художник, солдат, странствующий актер, любимец Великого князя Константина. Атлет, обманутый муж, "ленивый, преленивый" автор тысяч рисунков. Странная смесь способностей и недостатков, характерная фигура тревожной и мирной жизни Александровского времени. Его рисунки - целый дневник эпохи романтической и увлекательной".
Действительно так и есть, хотя часто авторство Орловского даже и не обозначается при печатании его рисунков и литографий. А встречаются они в исторической литературе довольно часто, но только имя художника в настоящее время почти совсем забыто.

О жизни художника известно очень мало, его относили к чудакам и оригиналам. Говорят, что именно поэтому его очень полюбил Великий князь Константин Павлович, брат императора Александра I. Благодаря его покровительству художник не бедствовал и был защищен от тех, кто становился персонажами его карикатур.

Орловский Александр Осипович родом был из Польши, где в городке Седлеце его отец содержал корчму. Рисовать начал рано и каким-то образом смог показать свои рисунке княгине Изабелле Чарторыжской, которая в 1793 году отправила мальчика на обучение к художнику Я.П Ноблину в Варшаву.

Весной 1794 года началось польское восстание под предводительством Тадеуша Костюшко и как истинный поляк, переживающий за свою Родину, Орловский не остался в стороне от этого события. Он много рисует батальных сцен, делает зарисовки военных, солдат. Восстание было подавлено, Польша не смогла получить независимость. А художник в 1802 году уезжает с Родины и до конца жизни обосновывается в Петербурге.

С 1803 года Орловский значится в особом списке у Великого князя Константина Павловича с указанием на то, что он находится среди "получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям" . Благодаря этому покровительству Александр Осипович может свободно работать: он делает карандашные рисунки, пишет маслом картины военной тематики, пейзажи, портреты, виды Петербурга и его окрестностей, выполняет иллюстрации по заказу писателей и поэтов... За картину "Бивуак казаков" (1809) его удостоивают звания академика "как знаменитого художника, труды которого давно известны Академии".

У А.Н.Бенуа в книге "Русская живопись в XIX веке. Первые портретисты" читаем про А.О.Орловского:

"...его... заметил великий князь Константин Павлович, большой охотник до всяких чудаков, и...взял его к себе во дворец, после чего он, разумеется, стал пользоваться таким успехом, что не поспевал справляться с заказами. Особенно способствовали этому его карикатуры. Было принято возить его на балы, на ужины, на обеды, в интимные кружки и на парадные фестивали, и всюду он должен был показывать свои штуки, до бесконечности разнообразные. В час времени создавал он громадные композиции, разливал по столам чернильные кляксы в виде всяких кикимор и животных, с престидижитаторской ловкостью рисовал карандашом, мазал пальцами, спичками, носом всякую всячину; то принимался делать шаржи на присутствующих, аллегории на злобы дня, то рисовал костюмы для маскарадов или народные сценки в юмористическом духе. Тут же принимал он участие в крупной карточной игре, как ни в чем не бывало проигрывал пол своего состояния или вдруг выигрывал невероятные суммы, которые на следующий же день растрачивал до последней копейки на покупку всякого исторического старья (как характерно для времени!) на толкучке: лат, пик, шлемов, панцирей, старинных костюмов. Дом его мало-помалу от всего этого принял вид какого-то средневекового мрачного арсенала, куда, впрочем, с охотой приходили похохотать и поспорить русские бары и польские паны."
Оригинальность Орловского была притчей во языцах. Так М.Пыляев в своей книге "Замечательные чудаки и оригиналы" рассказывает о нем:
"...известный художник Орловский очень часто выходил из дому в наряде лезгинца, с кинжалом и в папахе. Орловский был мужчина высокого роста, смуглый, черноглазый и силы большой, наряд черкеса очень шел к нему, нередко ему сопутствовали два его камердинера, из которых один желтолицый, узкоглазый калмык в своем родном одеянии, и другой – черный как смоль араб в широких шальварах, куртке и чалме."
Кроме того Орловского не обошло стороной и модное в то время увлечение масонами. Он был членом масонской ложи "Соединенные друзья" и ложи "Палестина", запрещенных императором Александром I и потому строго законспирированных. На почве этого он часто общался с представителями театральной и литературной среды Петербурга с И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, Д. В. Давыдовым, которые любили его и даже отводили ему место в своих произведениях.

После себя Александр Осипович Орловский оставил огромное количество рисунков, но как водится все как-то "распылилось" и разошлось по рукам. И опять А.Н.Бенуа об А.О. Орловском:

"Не было же у него школы потому, что на него глядели как на чудака, фокусника, налепили ему не особенно важную в то время кличку русского Ваувермана и сейчас же после смерти забыли даже те, у кого были богатейшие собрания его рисунков и набросков, сваленных в одну кучу, в одни альбомы со всякими силуэтами, любительскими карикатурами и помарками заезжих шарлатанов."

ПАМЯТИ ЖИВОПИСЦА ОРЛОВСКОГО.
Грустно видеть, Русь святая,
Как в степенные года
Наших предков удалая
Изнемечилась езда.

То ли дело встарь: телега,
Тройка, ухарский ямщик;
Ночью дуешь без ночлега,
Днем же — высунув язык.

Но зато как всё кипело
Беззаботным удальством!
Жизнь — копейка! бей же смело,
Да и ту поставь ребром!

Но как весело, бывало,
Раздавался под дугой
Голосистый запевало,
Колокольчик рассыпной;

А когда на водку гривны
Ямщику не пожалеть,
То-то песни заунывны
Он начнет, сердечный, петь!

Север бледный, север плоский,
Степь, родные облака —
Всё сливалось в отголоски,
Где слышна была тоска;

Но тоска — струя живая
Из родного тайника,
Полюбовная, святая,
Молодецкая тоска.

Сердце сердцу весть давало,
И из тайной глубины
Всё былое выкликало,
И все слезы старины.

Не увидишь, как проскачешь,
И не чувствуешь скачков,
Ни как сердцем сладко плачешь,
Ни как горько для боков.

А проехать ли случится
По селенью в красный день?
Наш ямщик приободрится,
Шляпу вздернет набекрень.

Как он гаркнет, как присвиснет
Горячо по всем по трем, —
Вороных он словно вспрыснет
Вдохновительным кнутом.

Тут знакомая светлица
С расписным своим окном;
Тут его душа девица
С подаренным перстеньком.

Поравнявшись, он немножко
Вожжи в руки приберет,
И растворится окошко, —
Словно солнышко взойдет.

И покажется касатка,
Белоликая краса.
Что за очи! за повадка!
Что за русая коса!

И поклонами учтиво
Разменялися они,
И сердца в них молчаливо
Отозвалися сродни.

А теперь, где эти тройки?
Где их ухарский побег?
Где ты, колокольчик бойкий,
Ты, поэзия телег?

Где ямщик наш, на попойку
Вставший с темного утра,

И загнать готовый тройку
Из полтины серебра?

Русский ям молчит и чахнет,
От былого он отвык;
Русским духом уж не пахнет,
И ямщик уж не ямщик.

Дух заморский и в деревне!
И ямщик, забыв кабак,
Распивает чай в харчевне
Или курит в ней табак.

Песню спеть он не сумеет,
Нет зазнобы ретивой,
И на шляпе не алеет
Лента девицы мило́й.

По дороге, в чистом поле
Колокольчик наш заглох,
И, невиданный дотоле,
Молча тащится, трёх-трёх,

Словно чопорный германец
При ботфортах и косе,
Неуклюжий дилижанец
По немецкому шоссе.

Грустно видеть, воля ваша,
Как, у прозы под замком,
Поэтическая чаша
Высыхает с каждым днем;

Как всё то, что веселило
Иль ласкало нашу грусть,
Что сыздетства затвердило
Наше сердце наизусть,

Все поверья, всё раздолье
Молодецкой старины —
Подъедает своеволье
Душегубки-новизны.

Нарядились мы в личины,
Сглазил нас недобрый глаз,
И Орловского картины —
Буква мертвая для нас.

Но спасибо, наш кудесник,
Живописец и поэт,
Малодушным внукам вестник.
Богатырских оных лет!

Русь былую, удалую
Ты потомству передашь:
Ты схватил ее живую
Под народный карандаш.

Захлебнувшись прозой пресной,
Охмелеть ли захочу,
И с мечтой из давки тесной
На простор ли полечу, —

Я вопьюсь в твои картинки
Жаждой чувств и жаждой глаз,
И творю в душе поминки.
По тебе, да и по нас!


П.А. Вяземский 1833















Рисунки Алексанра Осиповича Орловского.







Ланской А.О. Портрет девочки

Орловский Александр Осипович

Цена по возрастанию Цена по убыванию

Орловский Александр Осипович
(1777-1832)

Мастерство замечательного рисовальщика и живописца Александра Осиповича Орловского сформировалось на его родине - в Польше. Именно там талантливого юношу из зажиточной семьи, проживавшей в небольшом польском городке, заметила чета князей Чарторижских, богатых людей и известных меценатов. Александр Орловский был определен в обучение к

Придворному живописцу княжеского двора.
В 1802 году Александр Орловский прибывает в Петербург с тем, чтобы избрать его постоянным местом жительства. К этому времени он сделал множество зарисовок жизни поляков, в том числе эскизов, посвященных событиям недавнего польского восстания, непосредственным участником которого был молодой художник.

Несмотря на это, в Петербурге А.О. Орловский пользуется благосклонностью царского двора. Особенно близок он к семье великого князя Константина Павловича. От того и дела у А. Орловского идут неплохо. Известность приносят ему замечательные акварели, быстро выполняемые художником. Одним из первых в России он обращается к технике литографии, создавая замечательные образцы этого вида изобразительного искусства. Увлекается и живописью. За картину «Ночной бивуак казаков» (1809) А.О. Орловскому присваивают звание академика. Он пишет жизнь Петербурга и его окрестностей, привозит из частых путешествий зарисовки быта России провинциальной.

Прожил А.О. Орловский сравнительно недолго, но жизнь его была насыщена работой, любопытными путешествиями, знакомством со многими представителями русского искусства, среди которых - И.А. Крылов, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, наконец, А.С. Пушкин, призывавший в одном из своих стихотворений:

Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу!

А. О. Орловский родился в обеспеченной польской семье. Отец его содержал корчму в провинциальном городке Седлеце, где мальчика и его первые талантливые рисунки увидела княгиня Изабелла Чарторижская. Покровительствуя незаурядному дарованию, она отправила Орловского (ок. 1793) на обучение в варшавскую мастерскую художника Я.-П. Норблина, бывшего придворным живописцем князей Чарторижских.

Ранний, варшавский период творчества художника отмечен интересом к освободительной войне польского народа, вылившейся в восстание под предводительством Т. Костюшко.

Существуют зарисовки Орловского, запечатлевшие эпизоды этого события ("На бивуаке", "Группа солдат Костюшко в лагере", "Битва под Рацлавицами", все 1798, и др.).

В 1802 г. художник приехал в Петербург, где и прожил до конца жизни. Вначале судьба была к нему благосклонна. Покровительство А. Чарторижского, близкого к императору Александру I, способствовало тому, что Орловский оказался на службе у великого князя Константина Павловича.

Уже с 1803 г. он значился в списке "получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям". В Мраморном дворце, принадлежавшем великому князю, ему была предоставлена квартира из трех комнат с окнами на Неву.

Талантливый рисовальщик, Орловский создал многочисленные карандашные, акварельные, пастельные произведения романтического характера. Недаром А. С. Пушкин посвятил ему строки своего известного стихотворения: Бери свой быстрый карандаш, Рисуй, Орловский, ночь и сечу! Всадники на вздыбленных конях, кораблекрушения и бури на море - таковы сюжеты его композиций того времени.

После создания картины "Бивуак казаков" (1809) его удостоили звания академика "как знаменитого художника, труды которого давно известны Академии". Большое место в творчестве художника занимал портрет. Яркая индивидуальность и выразительность свойственны "Автопортрету в красном плаще" (1809) и "Автопортрету в черкеске" (ок. 1820). Сильный характер и романтический пафос сближали его с поколением русских людей периода наполеоновских войн.

Темпераментной манерой рисунка, оригинальным цветовым решением, достигнутым соединением черного итальянского карандаша с красновато-охристой сангиной, отмечены портреты архитектора Ч. Камерона (1809), композитора М. Клементи (1810), А. М. Ланской (1816). Жанровые акварельные зарисовки, изображавшие типы рабочего люда Петербурга - разносчиков, каменщиков, стекольщиков, составили целую серию, предвосхитившую более поздние произведения И. С. Щедровского и А. Г. Венецианова.

В рисунках и литографиях 1810-х гг. получила отражение зрелищная сторона жизни столицы: "Бега на Неве", "Лихач" и др. Сочувствием к судьбам людей обездоленных проникнуты рисунки "Привал арестантов", "Нищие крестьяне у кареты" (оба 1815) и др. С 1816 г. художник одним из первых в России обратился к технике литографии и выполнил ряд отдельных листов и альбомов-серий, получивших широкое признание у современников ("Тетради на тему русского народного быта", 1825-26, и др.). Человек широкого кругозора, прогрессивно настроенный, художник состоял членом масонской ложи "Соединенные друзья", а также ложи "Палестина", запрещенных Александром I и потому строго законспирированных.

Знакомый с представителями театральной и литературной среды Петербурга, он общался с И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, Д. В. Давыдовым, которые любили и ценили его. И. А. Крылов заказывал художнику иллюстрации для изданий своих басен. Кроме того, Орловский исполнил портрет знаменитого баснописца (1812). Однако после кончины великого князя Константина Павловича Орловский лишился службы, квартиры и средств к существованию. Некоторое время состоял при военно-топографическом депо, но это продолжалось недолго. Подорванное здоровье, отсутствие поддержки привели художника к смерти.

Орловский Александр Осипович

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ Художник-чудак А.О. Орловский

Историк русского искусства барон Николай Николаевич Врангель в одной из своих работ дал такую характеристику художнику Александру Осиповичу Орловскому: "Первый поэт войны и мира, поэт героического эпоса. Курьезный оригинал, о котором говорят все, но жизнь которого мало известна. Легендарная личность, герой невероятных похождений, забавный чудак, дикий самодур и изысканный коллекционер редкостей. Первый художник быта, насмешник-карикатурист, портретист, живописец животных, пейзажист, может быть скульптор. Поляк, ученик француза, проведший полжизни в России. Художник, солдат, странствующий актер, любимец Великого князя Константина. Атлет, обманутый муж, "ленивый, преленивый" автор тысяч рисунков. Странная смесь способностей и недостатков, характерная фигура тревожной и мирной жизни Александровского времени. Его рисунки - целый дневник эпохи романтической и увлекательной ". Действительно так и есть, хотя часто авторство Орловского даже и не обозначается при печатании его рисунков и литографий. А встречаются они в исторической литературе довольно часто, но только имя художника в настоящее время почти совсем забыто.

Орловский А.О. Портрет польского шляхтича 1820

О жизни художника известно очень мало, его относили к чудакам и оригиналам. Говорят, что именно поэтому его очень полюбил Великий князь Константин Павлович, брат императора Александра I. Благодаря его покровительству художник не бедствовал и был защищен от тех, кто становился персонажами его карикатур.

Орловский А.О. Автопортрет

Орловский Александр Осипович родом был из Польши, где в городке Седлеце его отец содержал корчму. Рисовать начал рано и каким-то образом смог показать свои рисунке княгине Изабелле Чарторыжской, которая в 1793 году отправила мальчика на обучение к художнику Я.П Ноблину в Варшаву.

Орловский А.О. Рыцарь

Орловский А.О. Портрет польского дворянина

Орловский А.О. Резня в Праге 1810

Орловский А.О. Битва за Костюшко 1801

Орловский А.О. Портрет Тадеуша Костюшко

Весной 1794 года началось польское восстание под предводительством Тадеуша Костюшко и как истинный поляк, переживающий за свою Родину, Орловский не остался в стороне от этого события. Он много рисует батальных сцен, делает зарисовки военных, солдат. Восстание было подавлено, Польша не смогла получить независимость. А художник в 1802 году уезжает с Родины и до конца жизни обосновывается в Петербурге.

Орловский А.О. Портрет императора Александра I на фоне Петропавловской крепости

(колоризация черно-белого рисунка)

Орловский А.О. Портрет великого князя Константина Павловича 1802

С 1803 года Орловский значится в особом списке у Великого князя Константина Павловича с указанием на то, что он находится среди "получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям ". Благодаря этому покровительству Александр Осипович может свободно работать: он делает карандашные рисунки, пишет маслом картины военной тематики, пейзажи, портреты, виды Петербурга и его окрестностей, выполняет иллюстрации по заказу писателей и поэтов... За картину "Бивуак казаков" (1809) его удостоивают звания академика "как знаменитого художника, труды которого давно известны Академии".

Орловский А.О. Петербург Сенная площадь 1820

Орловский А.О. Черкесы

Орловский А.О. Казаки на бивуаке

Орловский А.О. Верховой казак, конвоирующий крестьянина

Орловский А.О. Казачий патруль

Орловский А.О. Рядовой лейб-гвардии Казачьего полка

У А.Н.Бенуа в книге "Русская живопись в XIX веке. Первые портретисты" читаем про А.О.Орловского: "...его... заметил великий князь Константин Павлович, большой охотник до всяких чудаков, и...взял его к себе во дворец, после чего он, разумеется, стал пользоваться таким успехом, что не поспевал справляться с заказами. Особенно способствовали этому его карикатуры. Было принято возить его на балы, на ужины, на обеды, в интимные кружки и на парадные фестивали, и всюду он должен был показывать свои штуки, до бесконечности разнообразные. В час времени создавал он громадные композиции, разливал по столам чернильные кляксы в виде всяких кикимор и животных, с престидижитаторскои ловкостью рисовал карандашом, мазал пальцами, спичками, носом всякую всячину; то принимался делать шаржи на присутствующих, аллегории на злобы дня, то рисовал костюмы для маскарадов или народные сценки в юмористическом духе. Тут же принимал он участие в крупной карточной игре, как ни в чем не бывало проигрывал пол своего состояния или вдруг выигрывал невероятные суммы, которые на следующий же день растрачивал до последней копейки на покупку всякого исторического старья (как характерно для времени!) на толкучке: лат, пик, шлемов, панцирей, старинных костюмов. Дом его мало-помалу от всего этого принял вид какого-то средневекового мрачного арсенала, куда, впрочем, с охотой приходили похохотать и поспорить русские бары и польские паны."

Орловский А.О. Всадник 1819

Орловский А.О. Портрет молодой дамы


Орловский А.О. Морской вид

Орловский А.О. Крестьянин на телеге 1812


Орловский А.О. Быстрая тройка

Орловский А.О. Автопортрет в строю казацком

Оригинальность Орловского была притчей во языцах. Так М.Пыляев в своей книге "Замечательные чудаки и оригиналы" рассказывает о нем: "...известный художник Орловский очень часто выходил из дому в наряде лезгинца, с кинжалом и в папахе. Орловский был мужчина высокого роста, смуглый, черноглазый и силы большой, наряд черкеса очень шел к нему, нередко ему сопутствовали два его камердинера, из которых один желтолицый, узкоглазый калмык в своем родном одеянии, и другой - черный как смоль араб в широких шальварах, куртке и чалме ." Кроме того Орловского не обошло стороной и модное в то время увлечение масонами. Он был членом масонской ложи "Соединенные друзья" и ложи "Палестина", запрещенных императором Александром I и потому строго законспирированных. На почве этого он часто общался с представителями театральной и литературной среды Петербурга с И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, Д. В. Давыдовым, которые любили его и даже отводили ему место в своих произведениях.

Орловский А.О. Мужской портрет

Орловский А.О. Портреты-карикатуры на архитектора Джакомо Кваренги 1811

Орловский А.О. Портрет Левушки Пушкина 1822

Орловский А.О. Портрет Дениса Давыдова 1814

После себя Александр Осипович Орловский оставил огромное количество рисунков, но как водится все как-то "распылилось" и разошлось по рукам. И опять А.Н.Бенуа об А.О. Орловском: "Не было же у него школы потому, что на него глядели как на чудака, фокусника, налепили ему не особенно важную в то время кличку русского Ваувермана и сейчас же после смерти забыли даже те, у кого были богатейшие собрания его рисунков и набросков, сваленных в одну кучу, в одни альбомы со всякими силуэтами, любительскими карикатурами и помарками заезжих шарлатанов ."

Рисунки Алексанра Осиповича Орловского


Орловский А.О. После боя

Орловский А.О. Польский дворянин

Орловский А.О. Пьяницы

Орловский А.О. Портрет мужчины с бородой 1822

Орловский А.О. Портрет танцовщика Луи Антуан Дюпора 1809

Орловский А.О. Портреты Ланской А.М и Ланского А.П. 1816-1817

Ланской А.О. Портрет девочки

Орловский А.О. Любовная пара 1822

Орловский А.О. Кошка

Орловский А.О. Собака

Орловский А.О. Голова лошади

Орловский А.О. Подорожная

ПАМЯТИ ЖИВОПИСЦА ОРЛОВСКОГО

Грустно видеть, Русь святая,
Как в степенные года
Наших предков удалая
Изнемечилась езда.

То ли дело встарь: телега,
Тройка, ухарский ямщик;
Ночью дуешь без ночлега,
Днем же — высунув язык.

Но зато как всё кипело
Беззаботным удальством!
Жизнь — копейка! бей же смело,
Да и ту поставь ребром!

Но как весело, бывало,
Раздавался под дугой
Голосистый запевало,
Колокольчик рассыпной;

А когда на водку гривны
Ямщику не пожалеть,
То-то песни заунывны
Он начнет, сердечный, петь!

Север бледный, север плоский,
Степь, родные облака —
Всё сливалось в отголоски,
Где слышна была тоска;

Но тоска — струя живая
Из родного тайника,
Полюбовная, святая,
Молодецкая тоска.

Сердце сердцу весть давало,
И из тайной глубины
Всё былое выкликало,
И все слезы старины.

Не увидишь, как проскачешь,
И не чувствуешь скачков,
Ни как сердцем сладко плачешь,
Ни как горько для боков.

А проехать ли случится
По селенью в красный день?
Наш ямщик приободрится,
Шляпу вздернет набекрень.

Как он гаркнет, как присвиснет
Горячо по всем по трем, —
Вороных он словно вспрыснет
Вдохновительным кнутом.

Тут знакомая светлица
С расписным своим окном;
Тут его душа девица
С подаренным перстеньком.

Поравнявшись, он немножко
Вожжи в руки приберет,
И растворится окошко, —
Словно солнышко взойдет.

И покажется касатка,
Белоликая краса.
Что за очи! за повадка!
Что за русая коса!

И поклонами учтиво
Разменялися они,
И сердца в них молчаливо
Отозвалися сродни.

А теперь, где эти тройки?
Где их ухарский побег?
Где ты, колокольчик бойкий,
Ты, поэзия телег?

Где ямщик наш, на попойку
Вставший с темного утра,

И загнать готовый тройку
Из полтины серебра?

Русский ям молчит и чахнет,
От былого он отвык;
Русским духом уж не пахнет,
И ямщик уж не ямщик.

Дух заморский и в деревне!
И ямщик, забыв кабак,
Распивает чай в харчевне
Или курит в ней табак.

Песню спеть он не сумеет,
Нет зазнобы ретивой,
И на шляпе не алеет
Лента девицы мило́й.

По дороге, в чистом поле
Колокольчик наш заглох,
И, невиданный дотоле,
Молча тащится, трёх-трёх,

Словно чопорный германец
При ботфортах и косе,
Неуклюжий дилижанец
По немецкому шоссе.

Грустно видеть, воля ваша,
Как, у прозы под замком,
Поэтическая чаша
Высыхает с каждым днем;

Как всё то, что веселило
Иль ласкало нашу грусть,
Что сыздетства затвердило
Наше сердце наизусть,

Все поверья, всё раздолье
Молодецкой старины —
Подъедает своеволье
Душегубки-новизны.

Нарядились мы в личины,
Сглазил нас недобрый глаз,
И Орловского картины —
Буква мертвая для нас.

Но спасибо, наш кудесник,
Живописец и поэт,
Малодушным внукам вестник.
Богатырских оных лет!

Русь былую, удалую
Ты потомству передашь:
Ты схватил ее живую
Под народный карандаш.

Захлебнувшись прозой пресной,
Охмелеть ли захочу,
И с мечтой из давки тесной
На простор ли полечу, —

Я вопьюсь в твои картинки
Жаждой чувств и жаждой глаз,
И творю в душе поминки.
По тебе, да и по нас!