Сочинение на тему «Любовь в жизни князя Андрея Болконского. Сочинение на тему: Любовь и война в романе Война и мир, Толстой Как любовь меняет человека война и мир

Является человеком, который живет и мыслит неординарно. Он постоянно ищет ответы на главные вопросы - о предназначении каждого индивида, смысле существования, поиске жизненных ценностей.

Любовь для Андрея Болконского на каждом этапе его пути была то разочарованием, то спасением. В двадцать лет в нем впервые вспыхнуло непреодолимое влечение, жгучая страсть к внешне красивой Лизе. Он принял юную влюбленность за настоящую, неподдельную и сильную любовь, немедленно связав себя узами брака с очаровавшей его девушкой.

Однако через какое-то время наступило печальное прозрение. Розовая пелена ушла с его глаз, обнажив ужасную действительность. Под маской красоты пряталось пустое и глупое создание. Правда оказалась настолько невыносимой, что Андрей начал тяготиться супругой, презирать в ней полнейшее отсутствие ума и души. Он мечтал вернуть все назад, но, увы, обратной дороги не было. Это причиняло молодому человеку мучения и сильную боль.

Потом Болконский отправился на поля сражения, желая снискать славу и почести. Но и здесь его постигла неудача - он был серьезно ранен. Данное событие стало очередным переломным моментом в судьбе. Андрей осознал, что его стремления фальшивы, что жить нужно для семьи и себя самого. Он забыл о лживых героях, перестал видеть счастье в подвигах.

Дома изменившийся князь не успел реализовать новые взгляды и радужные мечты. Его жена умерла при родах. Пусть особой привязанности у него к ней и не было, смерть женщины стала серьезным испытанием. Он понял, что безгранично виноват перед супругой, что не имел права забывать об обязанностях мужа. Лиза хоть и не отличалась умом, но была очень милой и доброй.

Душевную рану Болконского смогла излечить очередная любовь - Наташа Ростова. Ее позитив, умение быть счастливой всегда, радоваться простым вещам, заглушили переживания и терзания мужчины, окрылили его. В жизни Андрея после знакомства с Наташей начался новый виток, полный надежд и светлых стремлений.

Однако через год князь разочаровался и в Ростовой, ведь она легкомысленно увлеклась другим человеком. Хоть девушка и была ему дорога, Болконский не смог перебороть гордость и высокомерность, ощущая себя слишком совершенным, чтобы прощать. Он опять возвращается на Отечественную войну.

Затем последовало второе ранение. И оно вновь заставило Андрея переосмыслить действительность. В нем родилась любовь ко всем окружающим. Он больше не чувствовал обиды, ненависти к людям. Даже начал сочувствовать заклятому врагу, Анатолию, с которым ему изменила Наташа. Увы, именно в этот счастливый момент, когда мужчина только пришел к осознанию истинных жизненных идеалов, конец неотвратимо приближался к Болконскому. Рана была смертельной.

Примечательно то, что в последние минуты князя рядом с ним вновь оказалась Ростова. Девушка тоже сильно изменилась. Андрей был рад их встрече, хоть и при таких скорбных обстоятельствах. Он не сетовал на судьбу, не жалел о случившемся горе, а чувствовал несказанное счастье от того, что видел любимую, говорил с ней.

Жизнь и смерть князя Болконского не прошли бесследно. Они отразились на людях, с которыми он был знаком. Многие тепло вспоминали о нем, и эти думы побуждали их к философскому мышлению, к желанию творить добро и справедливость на земле.

О. В. Ланская

КОНЦЕПТ "ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

На материале романа Л.Н. Толстого «Война и мир» анализируется концепт "любовь", представленный в тексте оппозициями «любовь - бедность», «любовь - жертва», «любовь -долг» и др., разными лексико-семантическими, лексико-тематическими, ассоциативными группами, ключевыми словами улыбка, взгляд, путаница, жертва, слово и др., которые отражают особенности сознания русского человека и определяют один из фрагментов языковой картины мира.

Ключевые слова: концепт, лексико-семантические группы, лексико-тематические группы,

ассоциативные группы, ключевое слово.

Современная наука о слове активно рассматривает проблемы, связанные с характеристикой ключевых концептов русской культуры, среди которых особое значение имеет концепт "любовь", один из основных в русской языковой картине мира. Данный концепт в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрывает сущность человеческого бытия, ментальность русского человека, определяет реалии действительности, взаимоотношения разных героев, в том числе Сони и Николая Ростова. В связи с этим цель, которую мы ставим в данной статье, заключается в следующем: определить содержание концепта "любовь", выявить особенности его структуры, а также способы речеязыкового воплощения.

Номинация любовь, занимающая в концепте ядерную позицию, употребляется в тексте в значении: «... состоянье любящаго, страсть, сердечная привязанность, склонность; вожделенье, охота, расположенье къ чему» [Даль 2004-2006: II, 282].

С точки зрения «нравственной философии», номинация любовь определяется как «сложное явление, простые элементы которого суть: 1) жалость, преобладающая в любви родительской; 2) благоговение (р1е1а8), преобладающее в любви сыновней и вытекающей из нее религиозной, и 3) исключительно присущее человеку чувство стыда, которое в соединении с двумя первыми элементами - жалостью и благоговением образуют человеческую форму половой или супружеской любви» [Соловьев 1995: II, 57]. То есть номинация любовь на онтологическом уровне воспринимается как осознание себя в мире существом, обладающим душой и разумом. В сознании русского человека лексема любовь имплицирует, в первую очередь, такие значения,

как «жалость», «уважение», «стыд», «чувство привязанности», «влечение», «страсть» и др.

Дальняя периферия концепта "любовь" представлена через оппозиции «любовь - бедность», «любовь - долг», «любовь - жертва» и др., которые, в свою очередь, вербализуются разными лексическими рядами, антонимами и синонимами, лексико-семантическими и лекси-ко-тематическими группами.

Одним из вербализаторов концепта "любовь " является лексема улыбка, которая в словарях имеет разные толкования. Как известно, по И.И. Срезневскому, улыбка - это знак душевной радости [Срезневский 1958: III, 1201]. По В.И. Далю, «улыбка, улыбочка ж. ухмыленье, осклабленье, усмЪшка. Есть улыбка веселья, улыбка умиленья, улыбка жалости, скорби, насмк>шки» [Даль 1995: IV, 490]. В Словаре современного русского литературного языка улыбка - это «движение мышц лица (губ, глаз), показывающее расположение к смеху (от радости, удовольствия, презрения и т.п.) [БАС 1948-1965: XVI, 560]. М. Фасмер считает, что «слова лыбить, улыбаться естественнее всего объяснять как родственные лоб, др.-русск. лъбъ «череп» с удлинением вокализма корня ъ > ы; <...> Развитие значения носило первоначально экспрессивный характер: «скалиться, подобно черепу» > «улыбаться» [Фасмер 2004: II, 539]. То есть, по данным словарей, номинация улыбка, в первую очередь, репрезентирует значения «радость», «жалость», «скорбь», а также «насмешка».

В тексте же номинация улыбка приобретает новые значения в связи с тем, что улыбкой можно «выражать свое отношение к кому-, чему-либо, отвечать на что-либо» [БАС 1948-1965: XVI, 558]. Так, при описании приема посетителей в день именин двух Наталий номинация улыбка по-разному характеризует отношения

Сони и Николая, а также Николая и Жюли Кара-гиной и является ключевой: Жюли, дочь Караги-ной, обратилась к молодому Ростову: - Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, - сказала она, нежно улыбаясь ему [Толстой 1979-1981: IV, 55]. Наречие нежно (в сочетании с деепричастием улыбаясь), образованное от прилагательного нежный в значении «ласковый, проявляющий привязанность, любовь» [БАС 1948-1965: VII, 872], свидетельствует о заинтересованности Жюли, стремлении понравиться молодому человеку, привлечь к себе его внимание. Эпитеты с кокетливой, невольная, притворно улыбавшейся, притворную определяют чувства, которые испытывают герои в этот момент. Кокетливая улыбка Николая - это стремление понравиться Жюли. При этом слово кокетливый употребляется в тексте в значении «склонный к кокетству, старающийся нравиться лицам другого пола» [БАС 1948-1965: V, 1129]. В то же время улыбка у Николая невольная. Притворная же улыбка Сони, то есть улыбка неискренняя, - это попытка скрыть ревность, которую испытывала героиня. Номинация улыбка имплицирует значения «вежливость» и «обман», которые связаны с представлениями о правилах приличия, существовавшими в начале Х1Х в. в высшем обществе. Отсюда использование в тексте синтагмы считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору, глагола обмануть, то есть скрыть свои подлинные чувства.

Значение концепта "любовь", выявленное в тексте через оппозиции «бедный - богатый», «любовь - жертва», «любовь - благодарность», «любовь - долг», зафиксировано также в синтагмах я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, я неблагодарная, рада бы всем пожертвовать, маменька никогда не позволит ему жениться на мне [Толстой 1979-1981: IV, 85-86].

В свою очередь, указанные оппозиции связаны с синтагмой считаешь себя связанным словом [Толстой 1979-1981: V, 12]. Номинация слово имеет в этом случае следующее толкование: «5. Только ед. Обязательство выполнить что-либо; обещание, уверение» [БАС 1948-1965: XIII, 1236]. Дать слово - значит согласиться на брак.

В любви Сони есть нечто неестественное, у нее нет уверенности в Николае, в будущем. Она слушает то, что говорят ей Вера, Наташа, графиня. Возможно, положение бедной родственницы, бедного человека, которому напоминали, что он

взят в дом из милости (например, разговор Сони с Верой), сформировало характер героини [Толстой 1979-1981: IV, 85-86]. Отсюда стремление отблагодарить, принести себя в жертву. Трагедия Сони заключается в том, что она не может быть искренней, что для нее, с точки зрения Л.Н. Толстого, в любви существует выбор между свободой и несвободой и нет понимания того, что «свобода не может быть дана человеку человеком, что «каждый человек только сам может освободить себя» [Толстой 2007: 503]. Существует какая-то заданность в ее чувстве. Отсюда неоднозначность понимания номинаций, используемых в тексте. Так, Наташа говорит Николаю о Соне: Она кого полюбит, так навсегда. Я этого не понимаю. Я забуду сейчас [Толстой 19791981: V, 12]. Забуду для Наташи - значит просто любить, чувствовать себя счастливой каждую минуту. В характере же Сони ярко выражена потребность жить прошлым, постоянно оценивать то, что происходит. Отсюда употребление наречия всегда, синтагмы я буду любить его всегда, использование глаголов разного вида: буду любить (несов. вида) и забудь (сов. вида), - с помощью которых зафиксировано действие завершенное и незавершенное, обозначающее любовь в прошлом, настоящем и будущем и любовь в прошлом.: Так она говорит, что ты это все забудь... Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен [Толстой 1979-1981: V, 12]. Номинация же свободен имплицирует значение «неискреннее благородство», на что и указывает противительный союз а с противительно-уступительным грамматическим значением, при котором «действие второй части противоречит естественному следствию из действия первой части» [Кустова и др. 2007: 226].

Был только один момент в жизни Сони, когда она предстала совсем в ином свете. Это святочная ночь. Как известно, святки - «особое время, когда окружающий человека мир стоит на пороге новой жизни, переходит в новое состояние» [Никитина 2006: 313]. Изменения, которые произошли в облике Сони, отражены в тексте, в первую очередь, через номинации с семой «портрет». Это черкес, с нарисованными пробочными усами и бровями; в своем мужском платье; с черными бровями и усами, какое-то совсем новое, милое лицо [Толстой 1979-1981: V, 290-292]; блестящие глаза, счастливую, восторженную, из-под усов делающую ямочки на щеках, улыбку [Толстой 1979-1981: V, 297]. При этом ключевое слово черкес, по М. Фасмеру, по-

видимому, восходит к осетинскому *сагка8 -орел [Толстой 1979-1981: IV, 344]. Орел же, в свою очередь, воспринимается как символ храбрости, духовного зрения [Шейнина 2003: 120]. Само же переодевание во время святок отражает «символику земного плодородия и деторождения, единство жизни и смерти, начало умирающее и рождающее» [Костюхин 2004: 68].

Чувство Николая к Соне меняется с течением времени. Синтагма любовь Сони при характеристике Н. Ростова приобретает в тексте отрицательную коннотацию и связано с чувством страха, с мыслью о том, что придется расстаться с тихой и спокойной жизнью в полку: Он (Ростов - О.Л.) чувствовал, что рано или поздно придется опять вступить в тот омут жизни с расстройствами и поправлениями дел, с учетами управляющих, ссорами, интригами, с связями, с обществом, с любовью Сони и обещанием ей [Толстой 1979-1981: V, 248]. Значение синтагм омут жизни и житейская путаница раскрывается при использовании однородных членов. В одном ряду оказываются номинации расстройства, поправление (дел), учеты (управляющих), ссоры, интриги, связи, общество и любовь (Сони), обещание (ей), которые фиксируют пространство дома как пространство чужое. Воспоминание о Соне, о путанице заставляют Ростова в один из моментов [Толстой 1979-1981: II] даже отказаться от поездки домой, и только письмо, в котором сообщалось, что все имение пойдет с молотка и все пойдут по миру [Толстой 1979-1981: V, 248], изменило его решение.

В предложениях Да я и не люблю ее, Да, не так люблю, как надо глагол люблю с отрицательной частицей не обозначает отсутствие чувства; в синтагме же не так люблю отрицание не фактически фиксирует не отсутствие любви, а обретение совсем иного чувства. Синтагма не так люблю значит отсутствие духовного начала, той высшей, духовной жизни [Толстой 1979-1981: VII, 32], которая казалась Николаю Ростову столь привлекательной. То есть не люблю и не так люблю - это текстовые антонимы, которые на уровне концепта, его ядерного компонента, выявляют новые приращения смысла, восходящие к прямому значению номинации люблю. В свою очередь, номинация любовь имеет текстовый синоним счастье и связано с оппозицией «любовь (счастье) - горе (раздоры)» (письмо Сони Николаю из Троицы): Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облаго-

детельствовало, - писала она, - и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что, несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня [Толстой 1979-1981: VII, 34]. По сути, в данном предложении героиня пишет, в первую очередь, о своих чувствах (об этом свидетельствует употребление местоимений мне, я, моя), о чувствах, которые испытывала графиня, и только в конце предложения появляются местоимения вас, ваша со значением принадлежности другому лицу. Письмо это было продиктовано тем, что у Сони появилась надежда на воссоединение Наташи и Андрея Болконского, а следовательно, на невозможность заключения брака между Николаем Ростовым и княжной Марьей. Отсюда возникновение значения «эгоизм», имплицитно представленного в номинации жертва. То есть Соня в своем стремлении принести себя в жертву не была искренней. Это и привело к окончательному решению вопроса о браке Сони и Николая.

Таким образом, концепт "любовь" представлен в тексте оппозициями «любовь - бедность», «любовь - жертва», «любовь - долг» и др., разными лексико-семантическими, лекси-ко-тематическими, ассоциативными группами, ключевыми словами улыбка, взгляд, путаница, жертва, слово и др., которые отражают особенности сознания русского человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» и определяют один из фрагментов языковой картины мира.

Список литературы

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2004-2006.

Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору. М., 2004.

Кустова Г.И., Мишина К.И., Федосеев В.А. Синтаксис современного русского языка: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М., 2007.

Никитина А.В. Русская демонология. СПб.,

Соловьев Вл.С. Любовь // Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. / Под ред. С.С. Аверинцева. Т. 2. М., 1995.

Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 3. М., 1958.

БАС - Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. / Под ред. В.В. Виноградова. М.; Л., 1948-1965.

Толстой Л.Н. Война и мир // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1979-1981. Т. 4-7.

Толстой Л. Н. Об истине, жизни и поведении. М., 2007.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 2004.

Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. М.; Харьков, 2003.

CONCEPT «LOVE» IN THE NOVEL «WAR AND PEACE» BY L.N. TOLSTOY

The concept «love» is analysed on the basis of the novel «War and Peace» written by L.N. Tolstoy. This concept is represented in the text by oppositions «love - poverty», «love - sacrifice», «love -duty» etc., by different lexico-semantic, lexico-thematic, associative groups, such keywords as smile, glance, muddle, sacrifice, word etc., which reflect the Russian man"s mentality and determine a fragment of linguistic world picture.

Key words: rnncept, lexico-semantic groups, lexico-thematic groups, associative groups, keyword.

Лев Николаевич Толстой в своем знаменитом романе "Война и мир" в качестве основной мысли выделял "мысль народную". Эта тема наиболее многогранно и ярко отразилась в отрывках из произведения, в которых описывается война. Что же касается "мира", в его изображении преобладает "мысль семейная". Она также играет очень важную роль в интересующем нас произведении. Тема любви в романе "Война и мир" во многом помогает автору раскрыть эту мысль.

Любовь в жизни персонажей романа

Практически все персонажи произведения подвергаются испытанию любовью. К нравственной красоте, взаимопониманию и истинному чувству приходят не все из них. Кроме того, это происходит не сразу. Героям приходится пройти через ошибки и страдание, искупающее их, очищающее и развивающее душу.

Жизнь Андрея Болконского с Лизой

Тема любви в романе "Война и мир" раскрывается на примере нескольких героев, одним из которых является Андрей Болконский. Его путь к счастью был тернистым. В возрасте 20 лет, будучи неопытным юношей, ослепленным внешней красотой, он решает жениться на Лизе. Но к Андрею очень быстро приходит угнетающее и мучительное понимание того, что он ошибся жестоко и неповторимо. В разговоре со своим другом, Пьером Безуховым, он произносит почти в отчаянии слова о том, что не следует жениться до того, как сделал все, что мог. Андрей говорит, что многое дал бы, чтобы сейчас не быть связанным семейными узами.

Болконскому со своей женой не приносила спокойствия и счастья. Более того, он ею тяготился. Супругу свою Андрей не любил. Он ее, скорее, презирал, относясь к ней как к ребенку из глупого пустого света. Болконского угнетало ощущение того, что его жизнь бесполезна, что он стал идиотом и придворным лакеем.

Душевный перелом Андрея

У этого героя впереди было гибель Лизы, душевный перелом, тоска, усталость, разочарованность, презрение к жизни. В то время Болконский напоминал дуб, который стоял презрительным, сердитым и старым уродом между улыбающимися березами. Это дерево не желало подчиняться обаянию весны. Однако вдруг в душе Андрея поднялась путаница молодых надежд и мыслей, неожиданная для него самого. Как вы, вероятно, догадались, тема любви в романе "Война и мир" получает дальнейшее развитие. Герой уезжает из имения преображенным. Опять перед ним на дороге дуб, но теперь он не уродливый и старый, а покрытый зеленью.

Чувство Болконского к Наташе

Тема любви в романе "Война и мир" очень важна для автора. По мысли Толстого, это чувство - чудо, которое возрождает нас к новой жизни. к Наташе, девушке, столь непохожей на вздорных и пустых женщин света, появилось у Болконского не сразу. Оно обновило его душу, перевернуло ее с невероятной силой. Андрей стал теперь совершенно другим человеком. Он будто вышел на свет из душной комнаты. Правда, даже чувство к Наташе не помогло Болконскому смирить свою гордыню. Ему так и не удалось простить Наташе ее "измены". Только после того как он получил смертельную рану, он переосмыслил свою жизнь. Болконский после душевного перелома понял страдания, раскаяние и стыд Наташи. Он осознал, что был жесток, разорвав отношения с ней. Герой признался, что любит ее еще больше, чем прежде. Однако уже ничто не могло удержать Болконского в этом мире, даже пламенное чувство Наташи.

Любовь Пьера к Элен

Тема любви в романе Толстого "Война и мир" раскрывается также на примере Пьера. Судьба Пьера Безухова чем-то похожа на судьбу Андрея, его лучшего друга. Подобно ему, увлекшемуся в юности Лизой, Пьер, только что возвратившийся из Парижа, влюбился в Элен, которая была кукольно красива. При раскрытии темы любви и дружбы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" следует отметить, что чувство к Элен было у Пьера по-детски восторженным. Пример Андрея не научил его ничему. Безухову пришлось на собственном опыте убедиться в том, что внешняя красота далеко не всегда является внутренней, душевной.

Несчастливый брак

Этот герой ощущал, что между ним и Элен не существует преград, что эта девушка была ему страшно близка. Над Пьером имело власть ее мраморное прекрасное тело. И хотя герой понимал, что это нехорошо, он все-таки поддался чувству, которое эта развратная женщина внушила ему. В итоге Безухов стал ее мужем. Однако брак не был счастливым. Чувство мрачного уныния, разочарования, презрения к жизни, к себе и к жене охватило Пьера спустя некоторое время после жизни с Элен. Ее загадочность обернулась глупостью, душевной пустотой и развратом. Об этом стоит упомянуть, если вы пишете сочинение. Тема любви в романе Толстого "Война и мир" освещается с новой стороны во взаимоотношениях между Пьером и Наташей. О том, как эти герои, наконец, обрели свое счастье, мы сейчас и поговорим.

Новая любовь Пьера

Безухов, встретив Наташу, подобно Андрею, был поражен ее естественностью и чистотой. В его душе чувство к этой девушке начало робко расти уже тогда, когда Наташа и Болконский полюбили друг друга. Пьер был рад за них, однако эта радость смешивалась с грустью. Доброе сердце Безухова, в отличие от Андрея, поняло Наташу и простило ее за случай с Анатолем Курагиным. Несмотря на то что Пьер старался презирать ее, он смог увидеть, насколько она измучена. И тогда душу Безухова впервые переполнило чувство жалости. Он понял Наташу, возможно, потому, что ее увлечение Анатолем напоминало его собственное увлечение Элен. Девушка поверила в то, что Курагин обладал внутренней красотой. В общении с Анатолем она, подобно Пьеру с Элен, ощущала, что между ними нет преграды.

Обновление души Пьера Безухова

Путь жизненных исканий Безухова продолжается после размолвки со своей супругой. Он увлекается масонством, затем участвует в войне. Безухова посещает полудетская идея о том, чтобы убить Наполеона. Он видит, как горит Москва. Далее ему уготованы тяжелые минуты ожидания своей смерти, а затем плен.

Душа Пьера, очистившаяся, обновленная, прошедшая через страдания, сохраняет любовь к Наташе. Вновь повстречав ее, он обнаруживает, что эта девушка также сильно изменилась. Безухов не узнал в ней прежнюю Наташу. В сердцах героев проснулась любовь, к ним вдруг вернулось "давно забытое счастье". Ими овладело, по выражению Толстого, "радостное сумасшествие".

Обретение счастья

Жизнь проснулась в них вместе с любовью. Сила чувства вернула Наташу к жизни после длительной душевной апатии, которая была вызвана гибелью князя Андрея. Девушка думала, что с его смертью ее жизнь кончена. Однако любовь к матери, возникшая в ней с новой силой, показала Наташе, что любовь все еще жива в ней. Сила этого чувства, составляющего сущность Наташи, была способна вызывать к жизни людей, которых любила эта девушка.

Судьбы княжны Марьи и Николая Ростова

Тема любви в романе Льва Толстого "Война и мир" раскрывается также на примере взаимоотношений княжны Марьи и Николая Ростова. Судьбы этих героев складывались непросто. Некрасивая внешне, кроткая, тихая княжна обладала прекрасной душой. При жизни своего отца она даже не надеялась когда-либо выйти замуж, воспитывать детей. Анатоль Курагин был единственным, кто сватался к ней, да и то только лишь ради приданого. Конечно же, он не мог понять нравственной красоты и высокой одухотворенности этой героини. Это удалось сделать лишь Николаю Ростову.

Толстой в эпилоге своего романа говорит о духовном единении людей, которое является основой семейственности. В конце произведения появилась новая семья, где соединились столь разные, казалось бы, начала - Болконских и Ростовых. Читать роман Льва Николаевича очень интересно. Вечные темы в романе "Война и мир" Л. Н. Толстого делают это произведение актуальным и в наши дни.

ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"

В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой “мысль народную”. Наиболее ярко и многогранно, эта тема отражена в тех частях произведений, которые повествуют о войне. В изображении “мира” преобладает “мысль семейная”, играющая в романе очень важную роль.

Испытанию любви подвергаются практически все герои “Войны и мира”. К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание и очищающее душу.

Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского. Двадцатилетним неопытным юношей, увлеченным и ослепленным “внешней красотой”, женится он на Лизе. Однако очень быстро к Андрею пришло мучительное и угнетающее понимание того, как “жестоко и неповторимо” он ошибся. В разговоре с Пьером Андрей почти в отчаянии произносит слова: “Никогда, никогда не женись. . . до тех пор, пока ты не сделал все, что мог. . . Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!”

Семейная жизнь не приносила Болконскому счастья и спокойствия, он тяготился ею. Жену свою он не любил, а скорее презирал как дитя пустого, глупого света. Князь Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности своей жизни, уравнивающей его с “придворным лакеем и идиотом”. Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы, и глубокий душевный перелом, и усталость, тоска, презрение к жизни, разочарованность. Болконский походил в то время на дуб, который “старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами” и “не хотел подчиняться обаянию весны”. “Неожиданная путаница молодых мыслей и надежд” поднялась в душе Андрея. Он уезжал преображенным, и вновь перед ним дуб, но не старый, уродливый дуб, а покрытый “шатром сочной, темной зелени”, так что “ни болячек, ни старого недоверия, ни горя - ничего не было видно”.

Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе, так непохожей на пустых, вздорных женщин света, пришло к князю Андрею позже и с невероятной силой перевернуло, обновило его душу. Он “казался и был совсем другим, новым человеком”, и как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Правда, даже любовь не помогла князю Андрею смирить гордыню, он так и не простил Наташе “измены”. Лишь после смертельной раны и душевного перелома и переосмысления жизни Болконский понял ее страдания, стыд и раскаяние и осознал жестокость разрыва с ней. “Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, - сказал он тогда Наташе, но уже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.

Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его лучшего друга. Так же как и Андрей, в юности увлекшийся Лизой, только что приехавший из Парижа, по-детски восторженный Пьер увлекается “кукольной” красотой Элен. Пример князя Андрея не стал для него “наукой”, Пьер на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является красотой внутренней - душевной. Пьер чувствовал, что между ним и Элен нет преград, она “была страшно близка ему”, ее прекрасное и “мраморное” тело имело власть над ним. И хотя Пьер чувствовал, что это “нехорошо почемуто”, он безвольно поддался чувству, внушаемому ему этой “развратной женщиной”, и в конце концов стал ее мужем. В результате горькое чувство разочарования, мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время после свадьбы, когда “загадочность” Элен обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом.

Встретив Наташу, Пьер, так же как и Андрей, был поражен и привлечен ее чистотой и естественностью. Чувство к ней уже робко начало вырастать в его душе, когда Болконский и Наташа полюбили друга. Радость от их счастья смешивалась в его душе с грустью. В отличие от Андрея, доброе сердце Пьера поняло и простило Наташу после случая с Анатолем Курагиным. Хотя он и старался презирать ее, но увидел измученную, исстрадавшуюся Наташу, и “еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера”. И любовь вошла в его “расцветшую к новой жизни душу”. Пьер понял Наташу, быть может, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Наташа поверила во внутреннюю красоту Курагина, в общении с которым она, так же как и Пьер с Элен, “с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды”. После размолвки с женой путь жизненных исканий Пьера продолжается. Он увлекся масонством, потом была война, и полудетская идея убийства Наполеона, и горящая - Москва, страшные минуты ожидания смерти и плен. Прошедшая через страдания, обновленная, очистившаяся душа Пьера сохранила в себе любовь к Наташе. Встретившись с ней, тоже сильна изменившейся, Пьер не узнал Наташу. Они оба верили, что после всего пережитого смогут ощутить эту радость, но любовь проснулась в их сердцах, и вдруг “пахнуло и обдало давно забытым счастьем”, и забили “силы жизни”, и овладело ими “радостное сумасшествие”.

“Проснулась любовь, проснулась и жизнь”. Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Она думала, что жизнь ее кончена, но возникшая с новой силой “любовь к матери показала ей, что сущность ее - любовь - еще жива в ней”. Эта всеокружающая сила любви, вызывавшая к жизни любимых ею людей, на которых была направлена.

Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой, княжна при жизни отца и не надеялась выйти замуж, растить детей. Единственный сватавшийся, да и то ради приданого, Анатоль, конечно, не мог понять ее высокой одухотворенности, нравственной красоты.

В эпилоге романа “Война и мир” Толстой возвеличивает духовное единение людей, составляющее основу семейственности. Создавалась новая семья, в которой соединялись, казалось бы, разные начала - Ростовых и Болконских. “Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое”.

Пример выполнения задания 17.3 на ЕГЭ по литературе с примерами и цитатами из текста.

Широко известен тот факт, что Лев Николаевич Толстой был благосклонно принят при дворе и какое-то время вращался в избранных кругах. Однако с возрастом писатель начал осознавать, как много лжи и фальши скопилось в этом высшем обществе, как притворно люди ведут себя по отношению друг к другу, как бесчестье прикрывает себя вуалью аристократического происхождения. Постепенно он покинул свет и начал искать правду среди простых крестьян и ремесленников, с которыми общался и открывал для себя много простого, но, в то же время, нового и удивительного. Именно поэтому в своей книге «Война и мир» автор поднимает тему истинности и ложности наших ценностей, понятий и принципов.

Абсолютно все составляющие в романе, начиная с названия и заканчивая идеями, строятся на контрастах: Кутузов и Наполеон, военные баталии и мирные сцены, искренние герои и лжецы. Противопоставляя одно другому, Толстой дает понять, что есть истинное и ложное в красоте, патриотизме и любви. Каждый человек должен определить это для себя, чтобы лучше понять мир, людей и, конечно же, самого себя.

Истинный и ложный патриотизм в романе Война и мир

В романе «Война и мир» есть настоящие и ложные, квасные патриоты. К примеру, многие дворяне перестали говорить по-французски и обрядились в сарафаны и кафтаны, когда началась война 1812 года. Князь Ростопчин, генерал-губернатор Москвы, и вовсе источал из себя безвкусные, наигранные, ура-патриотические воззвания, и это вместо того, чтобы действительно помочь и поддержать напуганных, отчаявшихся людей, покидавших родную землю.

Истинный патриотизм проявили простые люди, которые, будучи небогатыми, все равно сжигали свои дома, вещи, пашни, лишь бы ничего не оставить врагу, не помогать ему пожитками и кровом добраться до Москвы. Оставшись обездоленными, эти неизвестные герои шли в леса и организовывали партизанские отряды, а потом наносили французам сокрушительные удары, рискуя жизнью ради освобождения родины. В то же время многие дворяне не видели разницы между русским царем и иностранным захватчиком: свои личные интересы они ставили выше национальных. Они спокойно принимали захватчиков и лебезили перед ними ради сохранения своих привилегий.

Истинный и ложный героизм в романе Война и мир

Об истинном и ложном героизме задумывается князь Андрей, когда идет на войну ради славы. При Шенграбене он участвует в битве и видит подвиг батареи скромного и неловкого капитана Тушина, прорыв отряда капитана Тимохина, который обращал французов в бегство, смельчака Долохова, героически пленившего французского офицера. Герой не может разобраться, кто из них настоящий герой, хотя ответ лежит на поверхности. К примеру, Долохов требовал награды за свой поступок, хвастался им на построении, а Тушина за его скромность едва не лишили командования, и лишили бы, если бы за него не заступился Болконский. Кто же из них герой? Корыстный Долохов или неизвестный герой Тушин? Как решить, ведь оба они рисковали жизнью ради общей цели?

В битве при Аустерлице Андрей поднимает солдат на смертельный кровопролитный бой, которого можно было бы избежать. Герой, как и Долохов, польстился на славу и не считал головы, по которым шел к ней. Недаром Кутузов учил его беречь жизни, но Болконский этому совету не внял. Это и есть ложный героизм, в чем князь убедился на собственном опыте.

Истинная и ложная красота в романе «Война и мир»

Толстой описывает множество некрасивых женщин, ведь его задача – изобразить правду жизни. Например, о Наташе Ростовой он пишет: «Некрасивая, худая…», не забывает упомянуть некрасиво растянувшийся рот плачущей девушки, ее угловатость и несовершенства на лице. О княжне Болконской он и вовсе высказывается прямо: «Некрасивая княжна Марья…».

Зато завсегдательница салонов и балов Элен — ослепительная красавица. Она великолепно сложена, ее плечи вскружили даже самые горячие головы.

Однако истинная красота для Толстова заключается не во внешности: «Некрасивая княжна Марья всегда хорошела, когда плакала, а плакала она всегда не от обиды, а от грусти или жалости». Душа этой девушки была прекрасна и светила изнутри, когда ей давали волю. Наташа Ростова тоже красива в своем милосердии и простосердечии. Так же ее несравнимая ни с чем прелесть проявлялась в творчестве, ведь Наташа великолепно пела и талантливо танцевала.

Таким образом, истинная красота всегда выражается в естественности, доброте, творчестве, но никак не в аппетитных формах, лишенных духовного содержания. Тому, кто не понимает истинной красоты, не обрести счастья и гармонии в жизни, как Пьеру Безухову, который обманулся в Елен.

Смысл романа «Война и мир» заключается в перманентом движении к истине, ведь только те герои, которые смогли это движение совершить, поняли себя и обрели счастье.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!