Сообщение о творчестве джордж гершвина. Гершвин Джордж — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Чем знаменит джордж гершвин

ДЖОРДЖ ГЕРШВИН

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ВЕСЫ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: АМЕРИКАНЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: МОДЕРНИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «РАПСОДИЯ В СТИЛЕ БЛЮЗ»

ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: ВО ВСЕХ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКАХ АВИАКОМПАНИИ «ЮHAЙTEД ЭРЛАЙНЗ»

МУДРЫЕ СЛОВА: «ВСЕ ЭТИ РАЗГОВОРЫ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ - ПОЛНАЯ ЧУШЬ. МОЯ ЗАДАЧА - СОЧИНЯТЬ ХИТЫ».

Джорджем Гершвином были недовольны все. Верно, он был мастер на все руки: сочинял и зажигательные, веселые мелодии для кино и сцены, и энергичные, насыщенные драматизмом оркестровые произведения. Однако музыкальные критики упрекали Гершвина в простоватости и потакании вкусам публики, а кино- и театральных продюсеров тревожила чрезмерная сложность и «непонятность» его музыки.

Гершвин пожимал плечами и продолжал сочинять как серьезную, так и не очень серьезную музыку - и, в общем, не прогадал. Сегодня, когда границы между классической и популярной музыкой прочерчены не столь резко, как прежде, произведения Гершвина воспринимают с благодарностью везде, где бы их ни исполняли.

А ХИТЫ, ОНИ КАК-ТО САМИ СОБОЙ ПОЛУЧАЮТСЯ

Мойше Гершовиц и Роза Брускина прибыли в Нью-Йорк на волне эмиграции русских евреев, спасавшихся от погромов; поселились они в Нижнем Ист-сайде. Вероятно, эти двое были знакомы еще по Санкт-Петербургу, и 21 июля 1895 года Мойше и Роза-теперь уже Моррис Гершвин и Роуз Брускин - поженились. У них родилось четверо детей: Израэль в 1896 году, Яков в 1898-м, Артур в 1900-м и Фрэнсис в 1906 году. Ни одного знакомого имени? Это оттого, что Израэль и Яков превратились в Айру и Джорджа, стоило им выпорхнуть из родного гнезда.

Страстный интерес к музыке проснулся в Джордже довольно рано. Одно из его детских воспоминаний: босой, в штанах на лямках, он стоит у входа в непрезентабельный игровой зал, слушая, как кто-то бренчит на фортепиано. В 1910 году родители купили подержанное пианино - в квартиру на третьем этаже его внесли через окно - с целью учить Айру музыке. Джордж немедленно плюхнулся на табурет и заиграл популярный мотив. Родители оторопели - Айра же вздохнул с облегчением, больше с музыкой к нему не приставали.

Освоив с преподавателем игру на фортепиано, пятнадцатилетний Джордж бросил школу и пошел работать. Он нанялся в музыкальную издательскую фирму на экзотическую должность «включателя песен»- в его обязанности входило заучивать все свежие популярные мелодии, а затем исполнять их в барах, театрах-варьете и кафе. Работать приходилось много, платили Гершвину мало, но по ходу дела он знакомился с людьми, и вот уже молодого Гершвина приглашают аккомпанировать бродвейским актерам на репетициях. Затем он начал писать песни - проходные, по большей части, но некоторые были вполне достойными. Например, песня «Лебедь» (Swanee), записанная Элом Джолсоном, пользовалась огромной популярностью. Айра взялся помогать Джорджу с текстами, и вскоре братья наладили бизнес по производству песен для бродвейских спектаклей.

КОГО ВОЛНУЕТ, ЧТО ГОВОРЯТ КРИТИКИ?

Песенным творчеством Гершвин не довольствовался. В 1910-е годы и в начале 1920-х он изучал композицию и теорию музыки, несмотря на то что его гонорары на Бродвее взлетели до небес. Затем наступил один прекрасный день в самом начале 1924 года. Айра сидел, читая газету, пока Джордж с приятелем играли в бильярд, и вдруг Айра спросил брата, известно ли тому, что Пол Уайтменждет от него джазовый концерт. Уайтмен, дирижер с классическим образованием, вознамерился доказать, что джаз может быть вполне жизнеспособным ответвлением серьезной музыки. Ранее он обсуждал с Гершвином идею концерта, но Джордж почему-то запамятовал, что Уайтмен определил срок сдачи работы.

У Гершвина в запасе оставалось всего пять недель, когда он принялся за «Рапсодию в стиле блюз». Он задумал это произведение как «музыкальный калейдоскоп» Америки, и со дня премьеры, 12 февраля 1924 года,

«Рапсодии» сопутствовал бешеный успех. Правда, музыкальные критики восторгов публики не разделяли, заявляя, что Гершвин всего лишь нанизал на одну нитку ряд известных песен. Кроме того, автора упрекнули в том, что он воспользовался услугами профессионального оркестратора; в отличие от бродвейских песенников, настоящие композиторы считают оркестровку неотъемлемой частью композиции и занимаются ею сами.

Гершвин обиделся и решил доказать критикам свою состоятельность. Так на свет появился Концерт для фортепиано с оркестром фа мажор, полностью оркестрованный Гершвином, - мол, нате вам! Премьера состоялась в декабре 1925 года; Айра Гершвин позже говорил, что это был самый отчаянный поступок Джорджа в его жизни. И действительно, на Гершвина обрушился поток уничижительной критики. Некий рецензент утверждал, что концерт даже нельзя назвать хорошим джазом, до того он «неоригинален, банален, а местами попросту скучноват».

Но Джордж упорно не желал отказываться от концертной формы. Посетив в 1928 году Европу, он написал симфоническую поэму «Американец в Париже», впервые исполненную в том же году и опять снискавшую противоречивые отклики - от «приторного набора звуков… вульгарного, затянутого и пустопорожнего» до «радостной, бесшабашной, притягательной музыки».

ОПЕРА ПРИХОДИТ НА БРОДВЕЙ

В 1929 году рынок ценных бумаг рухнул и в падении увлек за собой Бродвей. Гершвину удавалось существовать на авторские отчисления и доходы от концертных выступлений, причем гастрольные маршруты иногда уводили его далеко от крупных городов - в Сиу-Фоллз, например, публика была сплошь в рабочих комбинезонах.

Кроме того, композитор задался целью написать первую подлинно американскую оперу. В основу либретто был положен роман Дюбоза Хейуорда «Порги», повествующий о чернокожих бедняках, обитателях выдуманного квартала Сомовий ряд (Кэтфиш-Роу) в Чарльстоне, штат Южная Каролина. Гершвин хотел создать серьезную оперу, а ни в коем случае не мюзикл; то есть все диалоги не проговариваются, но поются.

Однако заинтересовать этой работой оперные театры Гершвин не сумел, и премьера «Порги и Бесс» состоялась 10 октября 1935 года в бродвейском театре «Олвин». И критики, и публика пребывали в недоумении: куда они попали - на оперу или на мюзикл? Гершвин внес дополнительную путаницу, назвав свое произведение «фольклорной оперой», хотя на самом деле он рассчитывал, что «Порги и Бесс» отнесут к категории «Аиды». Критика в целом отозвалась о «Порги» как о претенциозной бродвейской поделке.

О ТАКОЙ РАБОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО МЕЧТАТЬ

Бродвей продолжал хандрить, зато ласковое солнце Южной Калифорнии призывно подмигивало Гершвину. Киностудия «РКО пикчерс» предложила Джорджу и Айре 55 000 долларов в придачу к возможности поработать с Фредом Астером и Джинджер Роджерс.

Из Нью-Йорка Джордж уезжал без особой охоты. Он покидал не только любимый город, но и женщину, с которой был близок последние десять лет, - Кей Свифт. Они познакомились в 1925 году, в ту пору Кей была замужем за удачливым банкиром и воспитывала троих детей. Но чувства Джорджа и Кей оказались столь сильны, что они наплевали на условности и своих отношений не скрывали. Поначалу муж Свифт терпел этот роман, но в 1936 году все же развелся с Кей. Гершвин и Свифт обрели свободу, однако, вместо того чтобы пожениться, решили повременить со свадьбой, пока Джордж не вернется из Голливуда. Плейбой Гершвин, похоже, не очень стремился связывать себя узами брака. «Почему я должен ограничиваться одной женщиной, если у меня их может быть столько, сколько захочу?»

МНОГИЕ ПОЛАГАЛИ, ЧТО ГОЛОВНЫЕ БОЛИ ГЕРШВИНА И ГОЛОВОКРУЖЕНИЯ - РЕЗУЛЬТАТ УДАРА ШАЛЬНЫМ МЯЧОМ ПО ГОЛОВЕ, ПОЛУЧЕННОГО НА ПОЛЕ ДЛЯ ГОЛЬФА.

В Голливуде Джордж, Айра и его жена Леонора поселились в особняке в испанском стиле с теннисным кортом на заднем дворе. Среди их соседей был зачинатель модернизма Арнольд Шёнберг, с которым Гершвин регулярно играл в теннис. Фильм Джорджа и Айры «Потанцуем?» вышел на экраны в 1937 году, но это был уже седьмой фильм с парой Астер-Роджерс, мало чем отличавшийся от предыдущих, и публике наскучило смотреть одно и то же, а самим звездам надоело повторяться.

Тем временем у Гершвина начались жуткие мигрени и головокружения. Близкие видели в этих симптомах последствия игры в гольф с писателем-юмористом П.Г. Вудхаузом, когда мяч случайно угодил в голову композитора. Другие полагали, что Гершвину просто неуютно в Голливуде; последним Гершвин верил больше и обратился не к терапевтам, но психоаналитикам. 10 июля 1937 года Гершвин потерял сознание и впал в кому. Спинномозговая пункция показала рак, и Джорджа доставили в экстренную хирургию. Доктора обнаружили неоперабельную опухоль, разъедавшую мозг композитора. На следующий день, 11 июля, Гершвин скончался; ему было всего тридцать восемь лет.

Сегодня споры о том, серьезный композитор Джордж Гершвин или только эстрадный, давно забыты. Со временем стало ясно: он был и талантливым сочинителем популярных песен, и выдающимся автором «музыки для умников». А как еще охарактеризовать человека, который мог написать песню «Тот, кто меня бережет» («Someone То Watch Over Ме») и «Рапсодию в стиле блюз», песню «Обнимая тебя» (Embraceable You) и Концерт для фортепиано с оркестром фа мажор, композицию «Восхитительный ритм» (Fascinating Rhythm) и симфоническую поэму «Американец в Париже».

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?

В какой-то момент Джорджу и Айре надоело, что их не хотят признавать «серьезными» музыкантами, и они решили отомстить. В песенке «Миша, Яша, Тоша, Саша» братья посмеялись над русскими музыкантами, завоевавшими американские концертные залы, - в то время натурализовавшихся русских иммигрантов постоянно попрекали сочинением популярной музыки. В песенке были такие строчки:

Сэмми, Макси, Джим и Джон,

Один убыток от таких имен,

Зато Миша, Яша, Тоша, Саша -

Наваристая каша.

ЦВЕТ КОЖИ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Судьба оперы «Порти и Бесс» складывалась исключительно трудно. В 1942 году «Порти» возродили на Бродвее, изрядно укоротив, и к тому же диалоги не пелись, но проговаривались. В таком виде «Порти» разошлась по другим театрам, а в 1959 году добралась и до широкого экрана. В фильме, снятом Отто Преминджером, играли самые прославленные чернокожие актеры - Сидней Пуатье, Дороти Дэндридж, Сэмми Дэвис-младший и Перл Бэйли. Критики обвинили экранизацию в высокомерном отношении к черным и возмутились многочисленными музыкальными купюрами. Вскоре фильм сняли с экрана, и сейчас его не найти даже на дисках.

Оперные труппы игнорировали «Порги и Бесс» вплоть до 1976 года, пока оперный театр «Хьюстон Гранд опера» не поставил «Порги» так, как ее задумывал Гершвин. Музыковеды начали менять свое отношение к этому произведению, и спустя некоторое время «Порти» провозгласили вехой в истории американской оперы. Тем не менее вопрос о трактовке образов афроамериканцев никуда не делся. Многие певцы и критики обвиняли «Порти» в навязывании стереотипов. Певица Грейс Бамбри, исполнявшая партию Бесс в знаменитой постановке 1985 года в «Метрополитен-опера», так говорила о своей роли: «Мне казалось, что эта роль унижает мое профессиональное достоинство. Я слишком много работала, чтобы добиться того, что имею, и все мы прошли невероятно долгий путь, так зачем нам нужно скатываться в 1935 год?» Однако Бамбри приняла участие в постановке, потому что ««Порги» - часть американской культуры, часть подлинной американской истории, нравится нам это или нет».

СПОКОЙНОЙ НОЧИ, ОСКАР, ГДЕ БЫ ТЫ НИ БЫЛ

Одним из лучших исполнителей музыки Гершвина был пианист и композитор Оскар Левант (1906–1972). В профессиональном смысле у Леванта и Гершвина много общего. Оба происходили из семей русско-еврейских иммигрантов; оба поначалу прославились популярными песнями, хотя сочиняли и серьезную музыку. Познакомились они в 1928 году и немедленно подружились. Когда Гершвину хотелось опробовать новое сочинение на двух роялях, за второй инструмент он предпочитал приглашать Леванта. Гершвин частенько предлагал другу сыграть вместо него на концерте, если сам по каким-то причинам не мог этого сделать.

После смерти Гершвина Левант сыграл самого себя в биографическом фильме о Гершвине «Рапсодия в стиле блюз» (1945), хотя авторы фильма столь свободно обошлись с жизнью композитора, что Левант пожаловался: «Даже вранье про Джорджа, и то исказили». Он также выступил в роли композитора в фильме «Американец в Париже» (1951) с Джином Келли и Лесли Карон в заглавных ролях; в фильме звучали песни Гершвина.

Леванта знали не только как пианиста и композитора, но и как невротика, наркомана и человека, который за словом в карман не полезет. Он был частым гостем радио-шоу «Прошу информации!», а также «Шоу Джека Паара». (Паар любил заканчивать свою передачу словами: «Спокойной ночи, Оскар Левант, где бы ты ни был».) Левант, не смущаясь, рассказывал слушателям о своих неврозах, фобиях, навязчивых состояниях, вредных привычках, курсах психоанализа, которые он проходил, и шоковой терапии. В некогда запретную тему душевных болезней он привносил юмор и обезоруживающую прямоту. «Грань между гениальностью и безумием очень тонка, - говорил Левант, - и я ее стер».

Левант умер от инфаркта в 1972 году. Похоронен он в Лос-Анджелесе, и, вопреки упорным слухам, на его надгробии не написано: «Я ведь говорил им, что был болен».

КТО ЧЕМ СЛАВИТСЯ

Однажды на вечеринке Левант спросил Гершвина так, чтобы всем было слышно:

Джордж, если бы ты мог начать все сначала, ты бы опять влюбился в себя по уши?

Гершвин лишь улыбнулся в ответ:

Оскар, сыграй-ка нам попурри из твоего единственного хита.

В ЧУЖИХ РУКАХ ЛОМОТЬ ВЕЛИК…

Рассказывают, что Гершвин обращался за советом к великим композиторам своего времени; впрочем, проверке эти истории не поддаются. В одной байке говорится, что Гершвин просил Мориса Равеля позаниматься с ним. И Равель якобы ответил:

Зачем тебе становиться второсортным Равелем, когда ты уже первосортный Гершвин?

В другой истории утверждается, что Гершвин обращался к Игорю Стравинскому с просьбой об уроках по композиционному мастерству. Стравинский поинтересовался, сколько Гершвин зарабатывает в год. Услышав ответ, Стравинский задумчиво произнес:

Скорее уж мне следует у вас поучиться.

Из книги «Битлз» - навсегда! автора Багир-заде Алексей Нураддинович

Джордж Харрисон 1. Wonderwall Music (1968 год)2. Electronic Sounds (1969 год)3. All Things Must Pass (3 L.P.) (1970 год)4. The Concert For Bangla Desh (3 L.P.) (1972 год)5. Living In The Material World (1973 год)6. Dark Horse (1974 год)7. Extra Texture (Read All About It) (1975 год)8. The Best Of George Harrison (1976 год)9. Thirty Three And ? (1976 год)10. George Harrison (1979 год)11. Somewhere in England (1981 год)12. Gone Troppo (1983

Из книги The Beatles автора Хантер Дэвис

5. Джордж Джордж Харрисон - единственный из «Битлз», выросший в большой и дружной семье. Он самый младший из четырех «Битлз» и самый младший из четырех детей Харолда и Луизы Харрисон. Джордж родился 25 февраля 1943 года в доме № 12, Арнолд-Гроув, Уэйвертри, Ливерпуль.Миссис

Из книги Джон, Пол, Джордж, Ринго и я (Реальная история ‘Битлз’) автора Бэрроу Тони

33. Джордж Джордж поселился в длинном одноэтажном, окрашенном в яркие цвета «бунгало» в Эшере. «Бунгало» стоит на частной территории, принадлежащей компании «Нэйшенел Траст», в поместье, как две капли воды похожем на угодья, окружающие дома Джона и Ринго. Через ворота,

Из книги Я. Истории из моей жизни автора Хепберн Кэтрин

Джордж Я нашёл Джорджа самым беззаботным и дружелюбным из битлов. Когда мы встретились впервые, он много улыбался и был хорошим слушателем, наименее потакающим своим желаниям из четверых, демонстрирующим неподдельный интерес ко всему, что было сказать другим людям. В

Из книги Вашингтон автора Глаголева Екатерина Владимировна

Джордж Кьюкор «Сегодня вечером никаких дел, Джоанна, я иду к Джорджу. Ты знаешь: Джордж Кьюкор, кинорежиссер».Он был моим другом. Я появилась в Голливуде всего через несколько лет после него. Он же приехал в 1929 году. И взял меня сниматься в «Билле о разводе»: в роли Сидни,

Из книги Великие американцы. 100 выдающихся историй и судеб автора Гусаров Андрей Юрьевич

ДЖОРДЖ Джорджу Вашингтону одиннадцать лет. Это угловатый долговязый мальчик с белой веснушчатой кожей и рыжеватыми волосами. В детстве его заставляли носить корсет, чтобы плечи были вывернуты назад, а грудь выпячена вперед, придавая ему благородную осанку.Смерть отца

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

«Голубая рапсодия» Джордж Гершвин (George Gershwin) (26 сентября 1898, Нью-Йорк - 11 июля 1937, Голливуд) В бостонском театре «Колониэл» 30 сентября 1935 года состоялась премьера оперы «Порги и Бесс», созданная на основе романа Д. Хэйворда. Постановка в четырех актах вызвала бурные овации

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

БАЛАНЧИН ДЖОРДЖ Настоящее имя – Георгий Мелитонович Баланчивадзе(род. в 1904 г. – ум. в 1983 г.) Выдающийся балетмейстер XX века, искусство которого способствовало формированию нового направления в хореографии. Вернул на балетную сцену чистый танец, оттесненный на второй

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

ВАШИНГТОН ДЖОРДЖ (род. в 1732 г. – ум. в 1799 г.) Первый президент США. Главнокомандующий армией колонистов в борьбе за независимость в Северной Америке в 1775–1783 гг. Председатель Конвента (1787) по выработке Конституции США. Джордж Вашингтон стоял у истоков национальной

Из книги Дальше – шум. Слушая ХХ век автора Росс Алекс

СОРОС ДЖОРДЖ (род. в 1930 г.) Финансист. Благотворитель. Создатель сети благотворительных фондов в странах бывшего СССР, Восточной Европы и Южной Африки. Доктор Новой школы исследований Оксфордского университета. Имеет почетное звание борца за благотворительность. Когда

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

ГЕРШВИН ДЖОРДЖ (род. в 1898 г. – ум. в 1937 г.) Выдающийся американский композитор и пианист, крупнейший представитель симфонического джаза. На долю этого композитора выпала великая честь сделать в американской музыке то, что еще в XIX в. осуществили Глинка в России, Монюшко

Из книги Дело: «Ястребы и голуби холодной войны» автора Арбатов Георгий Аркадьевич

СОРОС ДЖОРДЖ (род. в 1930 г.) Американский финансист. Благотворитель. Создатель сети благотворительных фондов в странах бывшего СССР, Восточной Европы и Южной Африки. Доктор Новой школы исследований Оксфордского университета. Имеет почетное звание борца за

Из книги автора

25. Джордж Сорос (род. 1930) Один из самых влиятельных финансистов в истории человечества, миллиардер, инвестор, писатель, философ, состояние которого в настоящее время оценивается в 20 миллиардов долларов ФИЛОСОФ, КОТОРЫЙ СТАЛ ФИНАНСИСТОМ Имя Джорджа Сороса хорошо известно

Из книги автора

Гершвин “Я часто слышу музыку в самом сердце шума, – говорил Джордж Гершвин, объясняя происхождение “Рапсодии в стиле блюз”. Воплощая Эру джаза каждой клеткой своей утонченной натуры, Гершвин был совершенным феноменом американской музыки первой половины XX века,

Из книги автора

Из книги автора

Джордж Буш (старший) В один из моих первых приездов в Америку мой друг со студенческих лет Виктор Исраэлян, работавший в Нью-Йорке в нашей миссии в ООН, предложил познакомить меня с американским послом в этой организации Джорджем Бушем. Его штаб-квартира была в одном из

ГЕРШВИН, ДЖОРДЖ (Gershwin, George) (настоящее имя – Яков Гершович) (1898–1937), американский композитор. Родился 26 сентября 1898 в Бруклине. Занимался в разное время с такими музыкантами, как Ч.Хамбитцер, Э.Киленьи, Р.Гольдмарк и И.Шиллингер. В юности не закончил школу, его привлекла американская индустрия популярной музыки, т.н. Тин-Пэн-Элли, где он подвизался сначала музыкальным поденщиком, потом автором песен. Добился успеха постановкой своей музыкальной комедии Ля-ля, Люсиль (La, la, Lucille, 1919). Вскоре он буквально взлетел к высотам славы с песней Суони (Swanee), которую исполнял Эл Джолсон (1919–1920). Впоследствии Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино, большинство на весьма удачные либретто своего брата Айры Гершвина (1896–1983). Их музыкальное воплощение отмечено остротой ритма, самобытностью интонаций, остроумием. Среди самых известных спектаклей на музыку Гершвина: Будьте добры, леди (Lady, be good, 1924), Безумная (Girl Crazy, 1930) и сатирические шоу Пусть гремит оркестр (Strike Up the Band, 1930) и О тебе я пою (Of Thee I Sing, 1931). За последнее произведение автор был удостоен Пулитцеровской премии.

Первую и не слишком удачную попытку введения элементов джаза в композицию традиционного типа Гершвин предпринял в одноактной опере 135-я улица (135th Street), написанной для шоу Дж.Уайта Скандалы 1923 года. Но уже следующее произведение в подобной смешанной манере – Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром (Rhapsody in Blue, 1924) буквально перевернула американский музыкальный мир. Несколько рыхлое по форме, иной раз злоупотребляющее повторами, это сочинение благодаря исключительной оригинальности и живости мелодики, ритма, а главное благодаря ярко национальному облику получило широкое международное признание; можно сказать, что гершвиновская Рапсодия – наиболее часто исполняемое во всем мире произведение, созданное американским автором. За ней последовал фортепианный концерт фа мажор (1925), тоже не блещущий совершенством формы и, быть может, менее оригинальный по материалу, но привлекающий своей эмоциональностью. Поездка в Европу вдохновила Гершвина на создание программной симфонической сюиты Американец в Париже (An American in Paris, 1928), обаятельного сочинения, в котором проявилось и растущее мастерство автора. Вершиной творческого пути Гершвина стала балладная опера Порги и Бесс (Porgy and Bess, 1935) по пьесе Д.Хейуарда Порги. Это не только самая зрелая музыка Гершвина (в частности, песни из этой оперы – в числе лучших среди созданных композитором за всю жизнь), но и лучшая американская опера. Умер Гершвин в Голливуде 11 июля 1937.

Джордж Гершвин биография и творчество американского композитора изложены в этой статье.

Джордж Гершвин краткая биография

Родился будущий композитор 26 сентября 1898 года в семье еврейского эмигранта из Одессы. Настоящее его имя – Янкель Гершовиц.

Детство провел в районе Ист-Сайд, Нью-Йорк. Родители даже не подозревали, каким музыкальным талантом обладал Джордж, пока не купили пианино для его старшего брата. Взяв пару уроков музыки у разных педагогов, Гершвин решил посвятить свою юность е многочасовым импровизациям за музыкальным инструментом.

Через 2 года состоялся первый композиторский дебют Джорджа Гершвина: его музыка прозвучала на сцене одного из music-холлов на Бродвее. Композитора заметили нью-йоркские продюсеры. Одно из музыкальных произведений Гершвина, - это песня «Swanee», - вошла в мюзикл «Синдбад».

В 1919 году был поставлен мюзикл «Ла Ла Люсиль», музыка к которому была полностью написана Гершвиным. За 6 лет композитор создал музыку к более 40 спектаклям. Слава композитора быстро его нашла, но он не собирался останавливаться. По словам Джорджа, он мечтал стать «настоящим композитором». Гершвин не стеснялся просить об уроках композиции таких знаменитых современников как: Шенберга, Стравинского, Равеля, оттачивая свою игру на фортепиано.

С 1920 по 1924 года Гершвин плотно работает, сочиняя ежегодно десятки произведений, среди которых знаменитая опера «Blue Monday». Тяготение Джорджа к блюзу и джазовой музыке ярко проявляется в их совместной деятельности с джаз-бэндом Пола Уайтмена. Для этого коллектива Гершвин сочиняет «Рапсодию в стиле блюз». На премьере, которая прошла с большим успехом, присутствовал сам .

Кроме сочинения классических произведений, Джордж Гершвин пишет с успехом музыку для театральных представлений и Голливуда. В 1932 году он получает Пулитцеровскую премию (кстати, впервые эту премию вручили за музыкальную постановку), а уже в 1935 году проходит удачная премьера самого большого и масштабного произведения композитора – опера «Порги и Бесс».

(1899-1937) американский композитор и пианист

Джордж Гершвин считается основоположником американской оперы. Но он не меньше известен как автор многочисленных музыкальных комедий, оперетт, джазовой музыки. В его творчестве удачно соединились не только различные жанры и направления музыкального искусства, но и разные музыкальные традиции, представленные в американском обществе, которые он впитывал с детства.

Гершвин родился в рабочем районе Нью-Йорка в семье еврейских эмигрантов из России. Мальчик не очень хорошо учился в школе, там ему было скучно, но в 10 лет, впервые услышав игру на виолончели, он увлекся музыкой, и как оказалось, на всю жизнь. Он стал учиться играть на пианино и быстро достиг больших успехов. Однако настоящего музыкального образования Гершвин не получил. У семьи просто не было денег оплачивать его уроки, и пришлось до всего доходить самому.

С шестнадцати лет он начинает работать пианистом-продавцом в музыкальном салоне на Бродвее и вместе со своим старшим братом Ароном (1896-1983) пишет эстрадные песни. По некоторым данным, они написали вместе около 300 песен. Среди них - «Кто-то любит меня», «Фантастический ритм», «Туманный денек».

Уже в восемнадцать лет Гершвин создает свою первую оперетту, за которой последуют десятки новых. Он работает очень много и плодотворно. Его привлекают различные направления музыкального искусства. Кроме эстрадной музыки и оперетт, он пишет ревю, лирические и сатирические музыкальные комедии, музыку к кинофильмам. В 1922 году появилась его одноактная опера «135-я стрит».

Вместе с известными американскими исполнителями и композиторами Роджером, Берлином и Портером он пишет для бродвейских театров вначале куплеты для исполнения одновременно с танцем, а затем и мюзиклы.

Расцвет творчества Гершвина пришелся на период становления джаза, создания в начале XX века особой джазовой традиции, в которой гармонично соединялись текст и музыка, ритм и мелодия. Большое значение придавалось также импровизации: мелодия должна была звучать так, как будто она рождалась на глазах у зрителей.

Одновременно Гершвин начинает работать в инструментальных жанрах. Его «Рапсодия в блюзовых тонах» (1924) для фортепиано с оркестром считается одной из знаменитых джазовых оркестровок. Под впечатлением поездки в Европу в 1928 году была написана симфоническая сюита «Американец в Париже».

В творчестве Гершвина все было новым и необычным. Его произведения привлекали прежде всего тем, что в них соединялись традиции европейской музыкальной классики и афро-американского фольклора. Мелодическая изобретательность, острота ритмов придавала его музыке необычайную выразительность. К тому же, обладая высокой исполнительской культурой, Гершвин и в своей музыке сохранил характер импровизации.

Вершиной творчества композитора считается опера «Порги и Бесс» (1935). Либретто написали Д.Хейуард и брат композитора - поэт А.Гершвин на основе одноименной пьесы Д.Хейуарда и его жены. В свою очередь пьеса была создана по роману Д.Хейуарда, который использовал реальное происшествие, случившееся в штате Южная Каролина, о чем сообщалось во многих американских газетах. Бездомный калека-негр застрелил жену, за что его посадили в тюрьму. Правда, в опере Гершвина эта история не заканчивается трагедией. Бесс просто уезжает, а Порги отправляется на ее поиски.

Для того чтобы лучше и точнее изобразить быт и психологию своих героев, Гершвин уехал из Нью-Йорка в Южную Каролину и почти год жил в негритянском рыбачьем поселке Фолли-Айленд недалеко от Чарлстона. Здесь он изучал местный фольклор, особенности произношения, слушал и записывал песни. Он даже сам пел в негритянском хоре.

Сочинение оперы заняло 11 месяцев, а еще 9 месяцев - оркестровка. Премьера «Порги и Бесс» состоялась 30 сентября 1935 года в Бостоне и имела огромный успех. Реальная драма предстала перед слушателями в новой, необычной трактовке. К тому же сама опера отличалась от традиционных не только новизной композиции, но и совершенно новыми для данного жанра мелодиями и использованием непривычных музыкальных инструментов - банджо, африканского барабана. Сам композитор называл свое произведение народной оперой, поскольку в нем представлено все богатство негритянского фольклора, в том числе спиричуэле, псалмы, трудовые песни, регтаймы, блюзы, вместе с эстрадным бродвейским джазом.

Работа над многоактной оперой потребовала от I ершви-на более глубокого проникновения в тайны музыкальной классики. Он начинает серьезно изучать контрапункт и гармонию, упражняться в сочинении фуг. Все это, а также его богатый опыт сочинителя легкой музыки нашло свое выражение в опере «Порги и Бесс» и отразилось в ее структуре, где свободно сочетаются хор и соло, пение, речитатив и резкие возгласы. Кроме того, Гершвин первым из американских композиторов создал оперу-драму, где партии героев органически вплетены в занимательную музыкальную канву. Особое значение приобретают здесь и массовые сцены, различные по характеру (трагические и лирические) и способу исполнения (хоровые и танцевальные).

В своей ставшей знаменитой опере, других музыкальных произведениях Гершвин проявил себя как композитор-новатор, сумевший создать собственный стиль и обогативший мелодику, казалось бы, давно устоявшихся жанров.

К сожалению, Гершвин умер от опухоли мозга, когда ему было всего 38 лет.

Джордж Ге́ршвин (англ. George Gershwin, настоящее имя Jacob Gershowitz - Я́ков, или Дже́йкоб Гершовиц; 1898-1937) - американский композитор.

Будущий композитор родился 26 сентября в 1898 году в Бруклине. Его семья эмигрировала из России. У Джорджа очень рано проявился незаурядные музыкальные способности и абсолютный слух. Он начал учиться играть на фортепиано, которое было куплено для его старшего брата, ставшего позже тоже знаменитым композитором и пианистом. Семья жила невероятно бедно. Джордж даже не получил нормального образования, чего уж заикаться про музыкальное. Его карьера музыканта началась в 15 лет, когда он стал работать тапером в модном нотном магазине.

В 18 лет Гершвин стал автором музыки, которая стала использоваться для спектакля на Бродвее. Молодой композитор быстро завоевал всеобщее признание. Много внимания привлекали его лирические песни. В 1919 году он написал песню «Swanee». Она принесла славу Гершвину. В исполнении Эла Джонсона эта песня стала хитом. В 25 лет Джордж был признанным мастером развлекательных жанров. Он также был автором нескольких оперетт, мюзиклов и джазовых песен. В 1923 году он впервые использовал негритянские народные мелодии в одноактовой опере «135 улица». Увы, опера не имела успеха на Бродвее, так как там привыкли к комедиям, а не к бытовым драмам.

В 1924 году Джорджа Гершвина просят написать произведение, которое сочетало бы в себе черты джаза и классической симфонической музыки. Так и родился его первый шедевр, названный «Рапсодия в стиле блюз». Это произведение сделало Гершвина одним из самых популярных композиторов в США. Оно также получило широкое международное признание. Сегодня «Рапсодия в стиле блюз» наиболее популярное и часто исполняемое произведение автора.

Несмотря на широкое признание, Гершвин сильно страдал от того, что не получил нормальное музыкальное образование. Он брал три урока в неделю по музыке и усердно работал на них. В 1928 году он побывал в Европе, где общался со многими знаменитыми композиторами того времени. В этом же году он написал произведение «Американец в Париже», сюита.

Джордж Гершвин вернулся в Америку и начал тесно сотрудничать с Голливудом. Он начал писать музыку для кинофильмов. Известность Гершвина постоянно росла. Каждый год в Нью-Йорке устраивали концерты, состоящие из его произведений. Он выступает как дирижер на этих концертах. Стоит отметить, что Джордж хоть и писал мелодии, под которые танцевала вся Америка, но сам он не танцевал никогда. Всю жизнь он провел холостяком. Не курил, пил алкогольных напитков мало, страдал от нервного истощения. За музыку к сатирическому шоу «О тебе я пою» он был удостоен Пулитцеровской премии. В 1935 году он написал национальную американскую оперу «Порги и Бесс». Именно эта опера стала самым высоким творческим достижением композитора. Она получила признание в мире. Вошла в репертуар множества театров. Джордж Гершвин даже стал членом Итальянской Академии музыки. Однако болезнь подрывала силы композитора. В расцвете славы он скончался. Это было в 1937 году. Некрологи писали: «Ушла из света надежда американской музыки».