Анализ эпизода смерти. "Испытание смертью". Болезнь и смерть Базарова. Анализ эпизода смерти Где умер базаров

Эпизод смерти Базарова - один из самых главных в произведении. Будучи развязкой идеи произведения, данный эпизод играет ключевую роль в романе, являясь ответом на вопрос: «Возможно ли жить, отвергая все человеческие чувства и признавая только лишь разум?»

Базаров возвращается домой к родителям человеком отличным от того, каким он был ранее. Он начинает избегать одиночества, раньше являвшегося неотъемлемой частью его жизни и помогавшее ему работать.

Он все время ищет компании: пьет чай в гостиной, гуляет в лесу с отцом, потому что оставаться одному для него становится невыносимым. В одиночестве его мыслями овладевает Одинцова, женщина, которую он любит, разрушившая его непоколебимую веру в отсутствие романтических чувств. Из-за этого Базаров становится менее внимательным и менее сосредоточенным на работе. И, по этой самой невнимательности, он получает легкий порез, впоследствии ставший для него роковым.

Базаров, как опытный врач, прекрасно понимает, что жить ему остается немного. Понимание скорой неизбежной смерти срывает с него маску бесчувствия. Он беспокоится о своих родителях и пытается оградить их от переживаний, до последнего скрывая болезнь от них.

Когда же состояние Базарова совсем ухудшается, и он перестает вставать с постели, ему не приходит в голову даже мысли пожаловаться на боль. Он размышляет о жизни, иногда вставляя свои характерные ироничные шутки.

Понимая, что времени ему осталось совсем мало, Базаров просит прислать Одинцову, чтобы увидеть ее в последний раз перед смертью. Она приезжает, одетая полностью в черное, словно на похороны. Увидев умирающего Базарова, АС окончательно осознает, что не любит его. Базаров рассказывает ей все о том, что у него в душе. Он по-прежнему не жалуется, а лишь рассуждает о жизни и своей роли в ней. Когда Е.В. просит Одинцову подать ему стакан с водой, она даже не снимает перчаток и боязливо дышит в страхе заразиться. Это еще раз доказывает отсутствие в ней романтических чувств по отношению к Базарову. У умирающего Базарова все же зарождается маленький огонек надежды на взаимность любви, и он просит ее поцелуя. АС выполняет его просьбу, но целует его лишь в лоб, то есть так, как обычно целуют покойников. Для нее смерть Базарова не является важным событием, и она уже мысленно попрощалась с ним.

Анализируя данный эпизод, мы видим, что болезнь и понимание скорой смерти окончательно превращает Базарова из независимого нигилиста в обычного человека со своими слабостями. В свои последние дни он уже не таит в себе никаких чувств и открывает свою душу. И умирает он сильным человеком, не жалуясь и не показывая боли. Поведение Одинцовой показывает отсутствие у нее любви Базарову. Ее визит к умирающему – лишь вежливость, но никак не желание увидеть героя в последний раз и попрощаться.

Данный эпизод неразрывно связан с другими в данном произведении. Он является развязкой главного конфликта произведения, логически продолжая всю идею романа, а особенно 24 главу. В этой главе происходит дуэль между Кирсановым и Базаровым, из-за чего последнему и приходится уехать обратно домой к родителям.

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что данный эпизод играет одну из ключевых ролей в произведении. Являясь развязкой, он подводит к концу историю человека, отвергавшего все чувства, и показывает, что жить, отрицая человеческие радости и руководствуясь лишь разумом, - все-таки невозможно.

Смерть Базарова


Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Базаров - сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Жизненная позиция Евгения заключается в том, что он все отрицает: взгляды на жизнь, чувство любви, живопись, литературу и другие виды искусства. Базаров - нигилист.

Вначале романа происходит конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми, между нигилистом и аристократами. Взгляды Базарова резко отличаются от убеждений братьев Кирсановых. В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров побеждает. Поэтому происходит разрыв по идеологическим соображениям.

Евгений знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, с женщиной умной, красивой, спокойной, но несчастной. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Герой видит, что Одинцова высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Неразделенная любовь.

К «мнимым» последователям Базарова относятся Ситников и Кукшина. В отличие от них, для которых отрицание - всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность, Базаров с уверенностью в своих силах отстаивает близкие ему взгляды. Пошлость и ничтожество.

Базаров, приехав к родителям, замечает, что ему становиться скучно с ними: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может поговорить так, как он говорит с Аркадием, даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем, поэтому решает уехать. Но вскоре приезжает обратно, где помогает отцу лечить больных крестьян. Люди разного поколения, разного развития.

Базарову нравиться работать, для него работа является удовлетворением и самоуважением, поэтому он близок к народу. Базарова любят ребятишки, прислуга и мужики, потому что они видят в нем простого и умного человека. Народ – его понимание.

Тургенев считает своего героя обреченным. У Базарова две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.

Смерть Базарова стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Евгений ждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви, так же становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения. Перед смертью он силен, спокоен и невозмутим. Смерть героя дала ему время, чтобы оценить сделанное и осознать свою жизнь. Непонятен оказался его нигилизм, - ведь его самого теперь отрицают и жизнь, и смерть. Мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение, и в то же время помним, что перед нами - обыкновенный человек со своими страхами и слабостями.

Базаров - романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в его жизни. Но все же судьба совершила переворот в жизни Евгения, и Базаров начинает понимать то, что когда-то отвергал. Тургенев видит его нереализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.

Д.И. Писарёв утверждает, что «Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения». Так же критик утверждает, что надо жить, «пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, и вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры».

Смерть Базарова - символична: для жизни недостаточными оказались медицина и естественные науки, на которые так уповал Базаров. Но с авторской точки зрения смерть закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Автор любил Базарова и многократно говорил, что он – «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.

Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. Мы представляем его умным, рассудительным, но в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим. Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему, и Базарову неловко/Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

«Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

Евгения Базарова ни в коем случае нельзя назвать «лишним человеком». В отличие от Онегина и Печорина он не скучает, а много работает. Перед нами очень деятельный человек, у него «в душе силы необъятные». Одной работы ему мало. Чтобы действительно жить, а не влачить жалкое существование, как Онегин и Печорин, такому человеку нужна философия жизни, ее цель. И она у него есть.

Мировоззрений двух политических направлений дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении наиболее активных представителей этих направлений разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова построен сюжет романа. По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, - свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная...

Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя. Базаров умирает от заражения крови и перед смертью признает себя ненужным для России человеком. Базаров пока одинок, поэтому обречен, но его сила духа, мужество, стойкость, упорство в достижении цели делают его героем.

Базаров ни в ком не нуждается, он одинок в этом мире, но совершенно не чувствует своего одиночества. Писарев писал об этом: «Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело от этого одиночества, он весь поглощен собою и работою»

Перед лицом смерти даже самые сильные люди начинают обманывать себя, тешить несбыточными надеждами. Но Базаров смело смотрит в глаза неизбежности и не боится ее. Он лишь сожалеет, что жизнь его была бесполезна, потому что он не принес никакой пользы Родине. И эта мысль доставляет ему много страданий перед смертью: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...»

Вспомним слова Базарова: "Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, - тогда я изменю свое мнение о самом себе". Налицо культ силы. "Волосатый", - так высказался Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: длинные волосы, балахон с кистями, красные неухоженные руки. Конечно, Базаров - человек труда, не имеющий времени заняться своей внешностью. Это вроде бы так. Ну, а если это "намеренное эпатирование хорошего вкуса"? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь. Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважение...

Рассуждая чисто по-человечески, Базаров не прав. В доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал. Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор. Его суждения бескомпромиссны. "Зачем я стану признавать авторитеты?"; "Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта"; он низводит высокое искусство до "искусства наживать деньги". Позже достанется и Пушкину, и Шуберту, и Рафаэлю. Даже Аркадий заметил другу о дяде: "Ты его оскорбил". Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: "Воображает себя дельным человеком!", опустился до того, чтобы поставить "свою жизнь на карту женской любви", "мы, физиологи, знаем, какие это отношения" между мужчиной и женщиной...

В X главе романа во время диалога с Павлом Петровичем Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Этот диалог заслуживает особого внимания. Вот Базаров утверждает, что общественный строй ужасен, и с этим нельзя не согласиться. Далее: Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено! А вот с этим согласится далеко не всякий.

Есть ощущение, что Тургенев сам растерялся, исследуя характер нигилиста. Под напором базаровской силы и твердости, уверенности писатель несколько смутился и начал думать: "А может, так надо? А может, я старик, переставший понимать законы прогресса?" Тургенев явно сочувствует своему герою, а к дворянам относится уже снисходительно, а подчас и сатирически.

Но одно дело субъективный взгляд на героев, другое дело объективная мысль всего произведения. О чем же она? О трагедии. Трагедии Базарова, который в жажде "долго делать", в увлеченности своим богом-наукой попрал общечеловеческие ценности. А ценности эти - любовь к другому человеку, заповедь "не убий" (стрелялся на дуэли), любовь к родителям, снисходительность в дружбе. Он циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми недалекими, падкими на моду, убогими, но все же людьми. Евгений исключил из жизни своей высокие мысли и чувства о "корнях", нас питающих, о Боге. Он говорит: "Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть!"

Трагедия героя также в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует и Фенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается! Мужики, назвавшие его "шутом гороховым", чувствуют его внутреннее презрение к ним. Трагедия его и в том, что он непоследователен и в отношении к народу, именем которого прикрывается: "...Я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет - ну, а дальше?"

Интересно, что Базаров перед смертью вспоминает лес, то есть тот мир природы, который он раньше по существу отрицал. Даже религию теперь он призывает на помощь. И получается, что герой Тургенева в своей короткой жизни прошел мимо всего, что так прекрасно. А теперь эти проявления подлинной жизни словно торжествуют над Базаровым, вокруг него и поднимаются в нем самом.

Сначала герой романа делает слабую попытку бороться с болезнью и просит у отца адский камень. Но затем, поняв, что умирает, он перестает цепляться за жизнь и довольно пассивно отдает себя в руки смерти. Для него ясно, что утешать себя и других надеждами на исцеление - дело напрасное. Главное теперь - умереть достойно. А это значит - не хныкать, не расслабляться, не поддаваться панике, не предаваться отчаянию, сделать все, чтобы облегчить страдание стариков-родителей. Нисколько не обманывая надеждами отца, напоминая ему, что все теперь зависит только от времени и темпов течения болезни, он тем не менее бодрит старика своею собственной стойкостью, ведением разговора на профессиональном медицинском языке, советом обратиться к философии или даже к религии. А для матери, Арины Власьевны, поддерживается ее предположение о простуде сына. Эта забота перед смертью о близких очень возвышает Базарова.

У героя романа нет страха перед смертью, нет боязни расстаться с жизнью, он очень мужествен в эти часы и минуты: "Все равно: вилять хвостом не стану", - произносит он. Но его не покидает обида за то, что гибнут напрасно его богатырские силы. В этой сцене мотив силы Базарова особенно подчеркнут. Сначала он передан в восклицании Василия Ивановича, когда Базаров выдернул зуб у заезжего разносчика: "Эдакая сила у Евгения!" Затем сам герой книги демонстрирует свою мощь. Ослабленный и гаснущий, он вдруг поднимает стул за ножку: "Сила-то, сила вот вся еще тут, а надо умирать!" Властно преодолевает он свое полузабытье и говорит о своем титанизме. Но этим силам не суждено проявить себя. "Обломаю дел много" - эта задача гиганта осталась в прошлом как нереализованное намерение.

Очень выразительной оказывается и прощальная встреча с Одинцовой. Евгений больше не сдерживает себя и произносит слова восторга: "славная", "такая красивая", "великодушная", "молодая, свежая, чистая". Он говорит даже о своей любви к ней, о поцелуях. Он предается такому "романтизму", который раньше привел бы его в негодование. И высшим выражением этого становится последняя фраза героя: "Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет".

Природа, поэзия, религия, родительские чувства и сыновняя привязанность, красота женщины и любовь, дружба и романтизм - все это берет верх, одерживает победу.

И тут встает вопрос: почему же Тургенев «убивает» своего героя?

Но причина гораздо глубже. Ответ кроется в самой жизни, в социальной и политической обстановке тех лет. Общественные условия в России не давали возможности для осуществления стремлений разночинцев к демократическим преобразованиям. К тому же сохранялась их оторванность от народа, к которому они тянулись и для которого боролись. Они не могли осуществить той титанической задачи, которую перед собой ставили. Они могли бороться, но не побеждать. Печать обреченности лежала на них. Становится ясно, что Базаров был обречен на неосуществимость своих дел, на поражение и гибель.

Тургенев глубоко убежден в том, что Базаровы пришли, но время их еще не пришло. Что остается орлу, когда он летать не может? Думать о гибели. Евгений среди своих будней нередко задумывается о смерти. Бесконечность пространства и вечность времени он неожиданно сопоставляет со своей короткой жизнью и приходит к выводу о "собственном ничтожестве". Поразительно, что автор романа плакал, когда заканчивал свою книгу смертью Базарова.

По словам Писарева, "умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг". И этот последний свой подвиг совершает тургеневский герой. Наконец, отметим, что в сцене смерти возникает мысль о России. Трагично то, что родина теряет своего большого сына, настоящего титана.

И тут вспоминаются слова Тургенева, сказанные по поводу смерти Добролюбова: "Жаль погибшей, напрасно потраченной силы". Такое же авторское сожаление чувствуется и в сцене смерти Базарова. И то, что мощные возможности оказались напрасно потраченными, делают смерть героя по-особому трагической.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Испытание смертью»
По роману "Отцы и дети"

1. Нетипичная ситуация порога.

2. Законы нового времени.

3. Мужество и боязнь.

В романе И. С. Тургенева Испытание смертью занимает не центральное место. Однако и этот эпизод, связанный с образом Базарова, играет немаловажную роль для понимания такой неоднозначной личности, как Евгений Базаров. Когда человек стоит на самом важном пороге своей жизни - смерти, он сталкивается с нетипичной для него ситуацией. И каждый будет себя вести в этом случае по-разному. Поведение человека в данном случае предсказать просто невозможно. Как и не удастся отгадать действия окружающих. Ивану (Сергеевичу Тургеневу удалось приоткрыть эту завесу.

Через Испытание смертью проходит центральный герой романа - Евгений Базаров. Начинается все с заражения при вскрытии трупа умершего от тифа мужика. В отличие от сына большое потрясение новость вызывает у отца. «Василий Иванович вдруг побледнел весь и, ни слова не говоря, бросился в кабинет, откуда тотчас ж вернулся с кусочком адского камня в руке». Отец хочет все сделать по-свое-му, так как считает, что сын халатно отнесся к своей ране. 11оведение Базарова непонятно: то ли он смиряется со своей участью, то ли просто не хочет жить.

Некоторые критики писали о том, что Тургенев специально умертвил Базарова. Эта личность стала провозвестником нового времени. Но окружение оказалось неспособным не только принять, но и понять его. Аркадий Кирсанов сначала поддается влиянию своего товарища, но со временем отдаляется от Евгения. Базаров остается одиноким в своих взглядах на меняющийся мир. Поэтому, наверное, можно согласиться с критиками в том, что исчезновение его из повествования - наиболее приемлемый конец романа.

Базаров - «ласточка» новых идей, но при появлении «холодов» он, подобно этой птице, исчезает. Возможно, поэтому он сам так равнодушно относится к своей ране. «Это <прижечь ранку> бы раньше надо сделать; а теперь, по настоящему, и адский камень не нужен. Если я заразился, так уж теперь поздно».

Евгений достаточно мужественно относится к своей болезни, остается равнодушным ко всем проявлениям своего недуга: головным болям, жару, отсутствию аппетита, ознобу. «Базаров уже не вставал в тот день и всю ночь провел в тяжелой полузабывчивой дрёме». Начинается самый важный этап в приближении смерти. Она забирает у Евгения последние силы. Он смиряется и с этим проявлением заболевания. Утром он даже пытается встать, но у него кружится голова, кровь идет носом - и он снова ложится. Показав стойкое отношение главного героя к неизбежной смертью, какое-то скрытое смирение перед судьбой, писатель обращается к его окружению.

Отец проявляет много излишнего беспокойства. Он как врач понимает, что его сын умирает. Но не смиряется с этим. Арина Власьевна замечает поведение мужа и пытается понять, что происходит. Но этим она только вызывает его раздражение. «Тут он <отец> спохватился и принудил себя улыбнуться ей в ответ; но, к собственному ужасу, вместо улыбки у него откуда-то взялся смех».

Раньше и сын, и отец только ходили вокруг самого обозначения заболевания. Но Базаров также спокойно называет все своими именами. Теперь он прямо говорит о том пороге, к которому его подвела жизнь. «Старина, - начал Базаров сиплым и медленным голосом, - дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь». Возможно, такая холодность к своему заражению происходит у Базарова потому, что он считает это всего лишь неприятной случайностью. Он скорее всего не осознает, что пришел конец. Хотя довольно четко дает наказы отцу, который отмечает, что сын говорит «совершенно как следует».

Красные собаки, что бегают и делают стойку над Евгением во время его бреда, заставляют его начать задуматься над смертью. «Странно!» - говорит он. - Хочу остановить мысль на смерти, и ничего не выходит. Вижу какое-то пятно... и больше ничего». Наступление смерти оказывается новой страницей в жизни главного героя. Он не сталкивался с этим чувством раньше и не знает, как себя вести. Испытания как такового не получается. Ведь если говорить об испытании, то только применительно к проявлениям заболевания, которое Базаров проходит стойко и спокойно. Возможно, что он сам желает смерти, так как понимает, что его жизнь и идеи пока не нужны и слишком кардинальны для этого мира.

Перед смертью Евгений хочет видеть только двух человек - Аркадия и Одинцову. Но потом говорит, что Аркадию Николаевичу ничего говорить не надо, ведь «он теперь в галки попал». Его товарищ теперь далек от него, и поэтому Базаров не хочет видеть его перед смертью. А кроме друга остается только один человек, любимая женщина Евгения, - Анна Сергеевна.

Он пытается вернуть ощущения любви, поэтому хочет в последний раз взглянуть на ту, что заняла место в его сердце.

Однако Одинцова оказывается не такой мужественной. Она решилась поехать к Базарову в ответ на его сообщение. Отец Базарова принимает ее как спасительницу, тем более что она привезла доктора. Когда же наконец Одинцова увидела Базарова, она уже знала, что он не жилец на свете. И первое впечатление - холодный томительный испуг, первые мысли - если бы действительно она любила его. Но Евгений хотя и сам ее пригласил, саркастически отнесся к ее присутствию: «Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих».

И вот здесь проявляется на словах отношение Базарова к смерти. Он считает это старым явлением. Возможно, это ему виднее как человеку не первый год связанному с медициной. «Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство, и фьюить!»

Сарказм так и сохраняется в речи Базарова. Горькая ирония заставляет Одинцову содрогнуться. Он пригласил ее приехать, но говорит не приближаться, так как болезнь заразная. Боясь заразиться, Анна Сергеевна не снимает перчаток, когда подает ему напиться, при этом еще и боязливо дышит. И поцеловала она его только в лоб.

Эти два героя по-разному подходят к такому понятию, как смерть. Кажется, что Базаров знает о ней все и поэтому так спокойно относится и к ее проявлению, и к ее приходу. Одинцова же постоянно чего-то боится, то внешнего вида больного, то заразиться. Она не проходит испытания смертью, возможно, потому, что сама не стоит на этом ключевом пороге. У отца Базарова на протяжении всего заболевания сына остается надежда, что все исправится, хотя как врач он сам знает последствия проявления подобных признаков заболевания. Базаров же сам подтверждает, что смерть наступила внезапно. Он много хотел сделать: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!» А теперь вся задача гиганта - умереть, хотя «никому до этого дела нет...» Испытание смертью Евгений проходит благородно, мужественно, и гигантом он остается до самой последней минуты.

Финал каждого произведения, будь то роман или пьеса, или рассказ, всегда как бы подводит черту, подводит итог всей книге. И то, как оборачивается финал отдельно взятой книги, имеет огромной значение в понимании всего произведения. “Отцы и дети” не являются тому исключением. И. Тургенев не от чистой фантазии “убивает” главного героя, Евгений Васильевича Базарова. Последние главы, описывающие его предсмертные агонии, несут огромный идейный смысл.

На протяжении всего романа Евгений Базаров презентовал себя как нигилиста, человека,

Отрицающего все. Но нигилисты – это еще только зернышко революционного движения, зарождающегося в России. Еще не пришло их время, они предвосхитили свою, революционную эпоху. В этом заключается трагизм и самого произведения и судьбы главного героя.

Умирает Базаров от случайного пореза пальца во время вскрытия трупа человека, умершего от тифа. Базаров сам заражается этой смертельной болезнью, и жить ему осталось считанные дни.

Однако главный герой перед лицом смерти проявляет силу воли и мужество. Даже когда он сообщает о заражении своему отцу, он как бы с небрежностью говорит об этом: “Ну, вот я и попросил

Уездного врача [вскрыть тифозного мужика]; ну, и порезался”.

Базаров чувствует приближение неотвратимого конца: “Если я заразился, так уж теперь поздно”. Но он не струсил, не попытался обмануть себя, он остался верен и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм и стойкость Евгения, но и человечность его поведения. Он становится ближе к нам перед смертью: в нем ярко раскрывается романтик, и он произносит фразу, которую боялся произнести раньше: “Я люблю Вас!”

Несмотря на то, что умирает Базаров случайно, сама смерть его – это закономерный конец романа. И. Тургенев сам определяет своего главного героя как “обреченного на погибель”.

Тому существует две причины: одиночество и внутренний конфликт.

Базаров обречен на одиночество. Ни родители, ни Кирсановы, ни Одинцова не являются близкими, понимающими его людьми. Базаров одинок хотя бы потому, что все отрицает. Но именно это отрицание ставит его в тупик, когда звучит вопрос: “А что дальше?” Но ответа на этот вопрос нет. Поэтому и убеждения самого героя бесперспективны.

Базаров умирает, потому что был загнан в тупик своей теорией. Его возвращение в родительский дом выглядит как бегство от самого себя, от собственной души. С одной стороны, Базаров уверен в своих взглядах. Но с другой стороны, он понимает, что не может совладать со всей сложностью чувств. Поэтому Тургенев приводит к смерти не столько Базарова как личность, сколько его идеи. Он показывает, что нигилизм не имеет будущего.

Перед самым концом в Базарове высвобождается от нигилизма, составляющего его ценностную картину мира почти до самой смерти. Он обретает мужественные черты, поэтому Евгений может смело взглянуть в лицо смерти. Он не дрогнул перед этим последним испытанием, выпавшим на его долю. Не сумевший полностью раскрыть себя при жизни, Базаров показал все, на что он способен, перед лицом смерти. Тяжелая, бессмысленная смерть не озлобляет Базарова, а наоборот, он пытается не показывать своих страданий, он утешает своих родителей, заботится о них пред самой смертью и, наконец, обретает покой.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. На протяжении всего романа “Отцы и дети” автор пытается показать полноформатную фигуру главного героя Евгения Базарова со всех сторон. И...
  2. В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман “Отцы и дети”, который посвятил памяти великого...

В 60-ых годах XIX века Россию охватывает новое течение «нигилистов» и И.С. Тургенев с интересом изучает его основы, его направления. Он создает прекрасный роман «Отцы и дети», главный герой которого является ярым представителем нигилистов.

Перед читателями появляется . На протяжении всего романа автор пытается раскрыть черты его характера, манеру поведения, повадки и жизненные принципы.

Евгений был трудолюбивым человеком, который изучал естественные науки, посвящал все свое время исследованиям. Герой придерживается мнения о том, что обществу нужны только полезные науки, такие как физика, математика или химия. Они могут принести намного больше пользы, чем обычная поэзия и стихотворения.

Базаров слеп по отношению к окружающим красотам природы, он не воспринимает искусства, не верит в религию. По принципам нигилистов, он пытается разрушить все, что оставили и передали предки. По его мнению, нужно очистить место для того, чтобы создавать что-то новое. Но, созидание – это уже не его забота.

Главный герой необычайно умен и остроумен. Он независим и самостоятелен. Однако, такая жизненная позиция достаточно опасная, ведь она в корень противоречит нормальным законам человеческого существования.

Глубокие изменения происходят в душе героя после того, как он влюбляется в Анну Одинцову. Теперь Евгений понимает, что такое чувства, что такое романтика. И самое главное, появившиеся эмоции абсолютно не подвластны разуму, ними трудно управлять. Все, чем жил Евгений ранее, разрушено. Все жизненные теории нигилистов развеяны. Базаров не знает, как ему жить дальше.

Чтобы навести порядок в мыслях, герой уезжает в родительский дом. И там с ним случается несчастье. При вскрытии тифозно больного, Евгений заражается вирусом. Теперь, он умрет! Но, желание жить в нем разгоралось все сильнее и сильнее. Он понимал, что ни химия, ни медицина не спасут его от смерти. И в такую минуту, Базаров задумывается над существованием настоящего Бога, который мог бы чудом исправить всю ситуацию.

Он просит родителей помолиться за него. Именно теперь, перед самой смертью, Евгений понимает ценность жизни. Он по-другому смотрит на своих родителей, которые безумно любили сына. Он переосмысляет свою любовь к Анне. Он зовет Одинцову к себе, на прощание и женщина выполняет просьбу Евгения. Именно в минуты общения с любимой, Базаров раскрывает истинную сущность своей души. Только вот теперь он понимает, что совершенно бессмысленно прожил свою жизнь, что не оставил после себя ничего.

Тургеневский герой был наделен и умом, и силой, и трудолюбием. Он был хорошим человеком, который попал под влияние нигилизма. И что произошло в конечном итоге? Именно нигилизм убил все человеческие порывы в его душе, разрушил все светлые мечты, к которым может стремиться человек.