«Ибо прах ты и в прах возвратишься…. Ибо прах ты и в прах возвратишься

Наверное желающих воевать за территории поубавилось, если бы они читали Библию. Бог проговорил первому человеку слова: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».(Быт.3:19) Ключевые слова этого места из Писания «ибо прах ты и в прах возвратишься».

Нет другого Бога, кроме библейского.

«Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это. Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это». (Ис.45:5-8)

Есть один Создатель всего, и это ни лидеры и боги религий, которых люди чтут как богов и учителей. Все религии на земле придуманы сатаной для того, чтобы увести человека от Бога.

Есть интересная библейская история Нового Завета, которая говорит нам как легко принять за Бога тех, кто не есть настоящим Богом. Давайте ее прочтем:

«В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же [идола] Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и [принеся] венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав [о сем], разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши». (Деян.14:8-17)

Бог попустил всем народам ходить своими путями. Другими словами дал выбор кому служить. Они служили и служат тем кого выбрали или тем, кого навязали. Они считают, что верят так как надо, но это великое заблуждение. Если это было не опасно служить другим богам, разве сатана придумывал бы религии? Ни одна религия не может спасти человека от ада и геенны огненной. Все люди грешники. Никто из них не может спастись без Богом посланного Спасителя. Этим Спасителем был, есть и будет Иисус Христос. Другого Спасителя не бывает.

Религия обманывает людей, что можно спастись добрыми делами, от молить грехи, переселиться в другую жизнь, пойти на небо только потому, что человек принадлежит какой-то религии, убив неверного. Ничто это не спасает человека от ада и геенны огненной. Грешники на небо не попадают.

Земля и все, что на ней, не принадлежит людям. Поэтому воевать за то, что тебе не принадлежит, нет смысла. Прах ты и в прах уйдешь. Для чего тебе чужие земли?

«Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее». (Пс.23:1-2)

Бог дает людям землю в аренду, кому хочет ее дать. У людей нет выбора распоряжаться землей.

«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем…» (Деян.17:26-28)

Если Бог не дает какую-то землю какому-то народу, то бесполезно ее завоевывать, все равно вернется к тем, кому Он ее предопределил. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию. Пределы обитания и есть территория проживания, которую не выбирают народы.

Все люди смертны. Как говорят: «Все мы умрем, но ни в одно время». Это как бы расслабляет людей. Их ошибочное мнение, что конец человеческого бытия могила, обман. В прах пойдет только тело. Душу в могилу не закопаешь. Птицей она не улетает. Просто так в рай не попадает. Слова: «Куда Бог пошлет», ошибочны. Сам человек выбирает где ему быть в вечности.

«И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется». (Деян.2:21)

Почему человеку в это трудно поверить? Потому, что это слишком просто для него.

Смерть — это не прекращение существования. Смерть — это отделение души от тела и души от Бога.

Тем, кто говорит, что душа смертна и она может спать, скажу словами из Писания:

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». (Матф.10:28) Обратите внимание на слова «а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». Там плачь и скрежет зубов.

«Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло». (Иак.4:13-16)

Пока человек жив, он может иметь выбор. После смерти выбора нет.

«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им». (Втор.30:19,20)

Дорогой друг! Возможно, ты не задумывался о духовных вещах, но они существуют. Живя на земле, ты можешь служить, сам того не осознавая, либо Богу, либо дьяволу. Быть благословенным либо проклятым. Отправить душу на небо, либо в ад. Нет никакой середины. Написано: «Все согрешили и лишены славы Божьей». Ни один грешник не может попасть в рай. Написано: «Ибо возмездие за грех смерть». Бог послал Сына Своего Иисуса Христа умереть за наши грехи. Там на Кресте Голгофы Иисус был наказан, чтобы ты был прощен. Он был изранен, чтобы ты был исцелен. Он взял вину за твои грехи на Себя, чтобы ты был оправдан. Он принял твой грех, чтобы ты стал праведным (оправданным) в глазах Божьих. Его казнили, чтобы ты мог получить вечную жизнь. Он стал проклятым, чтобы ты стал благословенным. Он стал нищим, чтобы ты стал богатым. Он понес твой стыд, чтобы ты получил Его славу. Он пережил отвержение, чтобы ты был принят в Божью семью. Божью милость нельзя купить или заслужить. Она дается даром, по вере, при покаянии. Не неси ношу, которая тебе не по силам. Признай свои грехи и обратись к Богу в молитве. Не существует грехов, которых Бог не мог бы простить.
Не обмани себя. Деноминации и собрания не спасают. Спасает Иисус Христос. Написано: «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Подумай об этом серьезно. Если умрешь в грехах, а мы все грешники, значит, попадешь в ад. Это будет самой величайшей глупостью, которую ты сделаешь на этой земле. Чтобы этого не произошло, молись вслух: «Отец Небесный! Во имя Иисуса Христа я прихожу к Тебе. Твое Слово говорит: «Всякий кто призовет имя Господне, спасется». Я молюсь и прошу Тебя, Иисус войди в мое сердце, и стань моим Господом и Спасителем. Прости мне всякий мой грех, и помоги мне следовать за Тобой. Отец, Сын и Дух Святой. Аминь.

На прошлой неделе в Румынии с помпой прошли похороны самозваного короля Флориана Чиоба, скоропостижно скончавшегося на турецком курорте. Почему "самозваного"? Потому что никакого всемирного цыганского собора не проходило. Разговоры о роскошных похоронах (не нравится самому такое словосочетание, а как иначе?) и сейчас не утихают.

Роскошная жизнь баронов из вроде бы кочующего племени у всех на слуху и без моего упоминания. Тут даже внешний вид российских олигархов блекнет на фоне золотых крестов с цепями куда более толстыми, чем у дворовых овчарок.

Ну их, этих баронов! Пусть красуются, коль нравится тяжести таскать и гипертонии не мешает. Мы же о царских похоронах говорим!

С древних времен хоть и по разному, но человечество верило в загробный мир. Каждый готовился к нему в меру своих возможностей. У монархов эти самые возможности были более, чем обширными. Вспомним хотя бы египетских фараонов, саркофаги коих дошли до наших дней. Даже спустя тысячи лет мы можем созерцать в Каирском музее прах некогда всемогущих властителей Тутмоса I, Марнепты или Аменхотепа II. Все благодаря искусству бальзамирования! Грандиозные размеры пирамиды Хеопса и сейчас покоряют воображение туристов.

Да и разве только египетские цари отличались повышенной верой в потустороннее бытие? Разве не тем же занимались их шумерские или вавилонские коллеги в Месопотамии? В Крыму до сих пор под степными курганами покоятся останки скифских вождей в окружении слуг и жен, зарытых для дальнейшего обслуживания господина. Искусно изготовленные драгоценности и предметы обихода из чистого золота тоже прилагались...

В советское время страсть к сохранению тела вождя сохранялась даже у... атеистов. По плану усыпальницы галикарнасского царя Мавсола в Москве отгрохали монументальное сооружение, более известное нам, как мавзолей Ленина. Даже Сталину удалось 8 лет полежать рядом со старшим товарищем по партии. Удивляет трогательная забота безбожников о сохранении телес.

Древние старались ради бессмертной души, а вам... вам это зачем?! Чтобы помнили благодарные потомки? Нескромно как-то ведете себя, товарищи вожди народа...

Примеру Ленина последовали лидеры коммунистических партий Болгарии (Димитров), Вьетнама (Хо Ши Мин), Кореи (два последних Кима), Монголии (Сухэ-Батор), Китая (Мао Цзе Дун) и даже раздумывали над постройкой мавзолея для неугомонного команданте Чавеса. Просто поветрие какое-то нашло на господ коммунистов!

Библия передала слова Бога о смертной кончине вполне определенно еще при начале создания человека:

- "В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Книга Бытия гл.3. ст.19).

Итак, хоть бальзамируй, хоть в обычную могилу ложи, итог один - тлен ждет всякую плоть! Для могильного червя нет разницы: царское перед ним тело или последнего бомжа, усопшего на городской помойке. Просто бальзамирование представляется жалкой попыткой затягивания процесса разложения. Так сказать, умышленное недопущение червя к принадлежащему ему по праву закона природы наследию.

Возвратимся к умершему Флориану Чиобе - непризнанному официальными международными структурами фараону мирового цыганства. Если бы только Тутмос I из эпохи XVIII династии мог знать в каких условиях будет пребывать его румынский собрат по короне, то он бы и не пытался высекать гробницу в "Долине царей", стесняясь аскетической обстановки своего убогого жилища.

Египетский владыка мог посостязаться разве что в количестве участников погребальной церемонии. Уж на Тутмоса-то точно должны были собраться больше 7 тысяч. Только на этом лидерство египтянина и заканчивается. Чего только стоит гроб Чиобе с... кондиционером. Не исключено, что и обувка на покойном с подогревом: вдруг холодно станет ногам?

Опять же, ничего не могу сказать о наличии караоке или сотового телефона с интернетом в могильных апартаментах, но телевизор с плазменным экраном и ДВД-проигрывателем вроде имеется. Устав лежать, Флориан может встать, посидев на нехилом кресле, полюбовавшись в зеркале. Можно "дернуть" коньячка и примерить женские туфельки. Одежды-обуви полно в однокомнатных пенатах. Не пойму только почему нет гостиной для приема посетителей? Оплошка вышла! Ну да никто не совершенен...

Куда вам, фараоны, до комфорта цыганского короля! Поплачьте от зависти и перевернитесь в своих саркофагах, если их еще не утащили грабители ваших скромных гробниц. И все же сарказм сарказмом, а природу не дано обмануть никому. В любые побрякушки облеки труп - жизни в нем все равно не появится. За Лениным целый институт присматривает, но медленному усыханию строгий надзор не мешает.

И как после всего не согласиться с еще одной библейской мудростью:

- "Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву" (Книга Екклесиаст гл.9, ст.4)?

Самому безродному попрошайке из карпатского табора на украино-венгерской границе, живущему в картонно-деревянном сарае и не имеющего сменного белья, сейчас куда лучше, чем мертвому королю в шикарной горнице с кондиционером. Можно сколько угодно спорить о значимости одного и другого, но один видит звезды своими очами и вдыхает во всю грудь утренний воздух, а другой гниет потихоньку.

Как бы ты, Флориан Чиоба, не мудрил, но будучи взят из праха, ты туда все равно возвратишься. Только чуть-чуть позже, чем обычно...

На фото загробные покои Чиобы

Ты будешь терпеть это, доколе не наступит конец твоей жизни, когда ты разрешишься в землю, из которой и был образован. Хотя Я дал тебе природу телесную, по Моему человеколюбию, но это тело (произошло) из земли и будет опять землею: «земля еси и в землю отыдеши» . Чтобы этого не было, Я повелел вам не касаться того древа, присовокупив: «в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» . Я не хотел этого, но так как с Моей стороны сделано все, а ты сам устроил себе это, то не вини никого другого, но приписывай все своей беспечности. Здесь рождается у нас еще другой вопрос, который, если вам угодно, мы решим вкратце, и затем окончим слово. «Рече , – сказано, – Бог: в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» ; а оказывается, что они после преслушания и вкушения жили еще много лет. Это представляется недоумением только для тех, которые поверхностно относятся к приведенным словам. Но кто слушает с добрым размышлением, для того ясно сказанное, и для внимательного не представляет никакого недоумения. Хотя они (Адам и Ева) прожили много лет, но с той уже минуты, как услышали: «земля еси, и в землю отыдеши» , они получили смертный приговор, сделались смертными и, можно сказать, умерли. Указывая на это, Писание и сказало: «в оньже аще день снесте, смертию умрете» – вместо того, чтобы сказать: получите приговор – быть уже смертными. Как в человеческих судах, человек приговоренный к отсечению головы, будучи затем посажен в темницу, хотя бы и долго пробыл там, будет проводить жизнь не лучше мертвых, так как уже предан смерти приговором, – так подобным же образом и прародители с того самого дня, в который услышали смертный приговор, хотя и долго еще прожили, но по приговору уже умерли.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 17.

Свт. Амвросий Медиоланский

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься

Возникает вопрос: что стало причиной смерти Адама - природа дерева или Бог? Если мы припишем причину смерти дереву, тогда, видимо, плод этого дерева окажется сильнее животворного дуновения Бога, ибо способен умертвить того, кого оживило Божие дуновение. Если же мы посчитаем Бога виновником смерти, тогда нас обвинят в сходном нечестии: ведь если Бог мог простить и не простил, Он безжалостен, а если не мог простить, Он бессилен.

Посмотрим, как следует разрешить это затруднение. Если не ошибаюсь, причиной смерти стало непослушание, и потому человек сам для себя сделался причиной смерти, а вовсе не Бог был ее виновником. Ведь если врач предпишет больному остерегаться того, что считает для него вредным, а тот не пожелает воздерживаться от запретного и умрет, то не врач, но скорее он сам будет повинен в собственной смерти. Так и Бог, словно хороший врач, запретил Адаму вкушать от того, что окажется для него вредоносным.

О рае.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься

Свт. Филарет (Дроздов)

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься

Пот есть знамение изнурительного труда. На таковой труд осуждается человек вместо райского делания, укрепляющего и услаждающего. Из многих видов труда Бог указует на земледельческий, не так, как на неизбежную обязанность для каждого, но так, как на естественную и необходимую потребность для всех. Но да сбудется слово суда Божия - те, которые не трудятся для снискания телесной пищи, подвергают себя изнурительному напряжению сил, дабы дать пищу своим желаниям и страстям, и в самом уклонении от труда находят новый труд. Впрочем, Сам Бог иногда или отягчает, или облегчает сие осуждение, по своему особенному Промыслу (Пс. 126:2) .

Ты персть и в персть возвратишься . Сие заключение осуждения, по–видимому, показывает, что телесная смерть неизбежна для человека, независимо от осуждения, по естеству его. Но, по слову Божию (Быт. 2:17) , всякая смерть есть наказание, и, по древнему Церкви учению, Бог создал человека в нетлении (Прем. 2:23) . Человек и в состоянии непорочности был земля по своему происхождению; но сия земля закрыта и ограждена была от тления образом Божиим и силою древа жизни; по совлечении образа Божия она обнажается и с удалением от древа жизни предается естественному разрушению. Достойно примечания, что все наказания, которыми Бог поражает здесь человеков, суть временные и оканчиваются смертью телесною. Сие показывает, что он обрел уже способ и предопределил избавить человека от осуждения вечного, как то и действительно открыл в осуждении змия. Итак, те, которые подвергнутся вечному осуждению, безответны пред Богом и не имеют права жаловаться на прародителей.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Исаак Сирин

В поте лица твоего снеси хлеб твой . И долго ли будет сие? - …Дондеже возвратишися в землю, от неяже взят еси , и которая возрастит тебе терния и волчцы. Вот тайны делания жизни сей, пока ты живешь! Но с той ночи, в которую Господь излиял пот, пременил Он пот, изведший терния и волчцы, на пот, проливаемый в молитве и вместе в делании правды. Пять тысяч и пятьсот с лишком лет Бог оставлял Адама трудиться на земле, потому что дотоле не у явися святых путь , как говорит божественный Апостол (Евр.9:8) . В последок же дней пришел и заповедал свободе один пот заменить другим потом, дозволил не отдохновение от всего, но пременение всего; потому что, за продолжительность злострадания нашего на земле, оказал нам Свое человеколюбие. Посему если престанем проливать на земле пот, то по необходимости пожнем терния. Ибо по той же необходимости оставление молитвы есть делание отелесения земли, которая естественно произращает терния. Действительно же страсти суть терния, и произрастают в нас от сеяния в тело (см.: Гал.6:8). Пока носим на себе образ Адамов, необходимо носим в себе и страсти Адамовы. Ибо невозможно земле не произращать прозябений, свойственных природе ее. Порождение же ее естества есть земля тел наших, как гласит Божие свидетельство: земля, от неяже взят еси . Та земля произращает терния, а сия разумная - страсти.

Слово 19.

Прп. Симеон Новый Богослов

Он как бы так сказал ему: Я говорил тебе покаяться, чтоб остаться в прежнем твоем состоянии, но как ты жесток сердцем и нераскаян, то удались от Меня. Этого отдаления тебя от Меня будет достаточно для твоего наказания: ты земля, и в землю пойдешь. Уразумел ли ты теперь, что Адам за то, что не покаялся и не сказал: согрешил я, изгнан из рая, осужден проводить жизнь в трудах и потах и отойти в землю, из которой взят?

Слова (Слово 66-е).

Прп. Ефрем Сирин

в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от неяже взят еси: яко земля еси, и в землю отидеши

Прп. Максим Исповедник

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься

Прп. Иустин (Попович)

Экономическая проблема ­= этическая. Спаситель показал, что это этическая проблема. Всеблагий Господь решает ее полностью - не по желанию дьявола («повели этому камню сделаться хлебом »), но по Своей безмерной любви - умножает пять хлебов и две рыбы: Безгрешный властвует над этим, разрешает это. Значит, чем больше греха, тем меньше хлеба. Безгрешный справляется с этой проблемой легко. Так и люди, если бы они остались без греха, решали бы эту проблему Христом, Словом. И отсюда то Божие изречение после грехопадения первых людей: В поте лица твоего будешь есть хлеб , и земля - терния и волчцы произрастит она тебе . Физический голод - близнец духовного; физическое мучение - близнец духовного; физическая болезнь - близнец духовной.

Общежитие святых апостолов и всех святых: решение экономической проблемы проистекает из решения проблемы духовной, нравственной и подается через выздоровление души. Только здоровые души способны это решать. Для чистых все чисто : чисто и в отношении познания, нет неразрешимых проблем.

Подвижнические и богословские главы.

Прав. Иоанн Кронштадский

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься

Вот тебе, неблагодарная тварь, наказание за то, что ты богодарованными тебе силами не умела поддержать себя в твоем достоинстве. Посмотри на твое начало: из земли, из грязи, из бездушной материи Бог создал какую дивную тварь, состоящую из прекрасного тела и еще прекраснейшей души, одаренной разумом и свободою. Вместо того, чтобы жить да благословлять и благодарить Бога и повиноваться Ему для своего же блага – вечного совершенства, человек забылся в своей красоте и в своем величии, тварь сама захотела быть Божеством. Хорошо видела она своим светлым умом, как совершен и велик Господь Бог; уста ее не произносили благословений и благодарности Творцу, она пошла прямо наперекор Ему: сделала то, что запрещено было делать под опасением смерти, и – увы! – прекрасное создание – душа, едва не обречено было на вечное мучение, а сосуд души, сделанный руками Премудрого Художника, потерял навсегда то удивительное благообразие и ту прочность, какую имел он во время невинности первых людей, так что с течением времени он непременно разрушается, делаясь опять тем, из чего он сделан, разлагаясь на те составные начала, из которых состоит. Всякий человек и ныне, поживши на земле, сколько Бог пошлет жить, непременно наконец возвращается в землю, от неяже взят бысть. Что было бы с нами, если бы не восставил нас от нашего падения Господь Бог наш?

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Августин

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься

Блж. Феодорит Кирский

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься

Лукавый совершил такого рода утонченнейший обман, [использовав] дьявольскую зависть и женское легкомыслие; но прежде губитель нашего естества, чтобы быть более убедительным, сам искушал Адама. И тот был изгнан из рая и отправлен на родную землю, получив в удел пот, изнурительный труд и бедствия; будто некой узде, он был предан земным трудам, страданиям и другим жизненным невзгодам. Поскольку он не смог благоразумно перенести ту [райскую] жизнь без забот и печалей, то оказался неразлучно связанным с несчастьем, чтобы, вследствие переносимых от труда болезней, быть удаленным от благоденствия. Смертью же Законодатель [Спаситель] пресек борьбу с грехом, своей карой выказав человеколюбие. Ведь когда Установитель законов [Господь] связал со смертью преступление, оказалось так, что он прекратил это наказание, управив его во спасение. Смерть настигает всякое живое существо, прекращает действие болезни, избавляет от тягот, от пота освобождает, скорби и заботы изгоняет, завершает телесные страдания. Благодаря такого рода человеколюбию, Судия уничтожил наказание.

О воплощении Слова.

Ориген

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься

Смерть - не то, что думает о ней чернь; она отвечает неизменному основанию веры и истины. Невежды и неверующие считают, будто плоть наша после смерти так истлевает, что от ее существа не остается почти ничего. Мы же, верующие в воскресение плоти, разумеем, что в смерти она лишь претерпевает изменение, но существо ее остается постоянным и волею Творца некогда вновь будет возращено к жизни и вторично изменено. И если сначала она была взята из праха земного, а затем расторгнута смертью, то теперь, вторично созданная из праха и пепла (ибо прах ты , - сказано, - и в прах возвратишься ), она воскреснет из праха и после того, в соответствии с заслугами обитавшей в ней души, перейдет в славу «духовного тела».

О началах.

Священный льняной хитон , говорит Господь, должен надевать он (Лев 16:4) . Лен происходит от земли; значит, священный льняной хитон должен надевать истинный Первосвященник - Христос, принимающий природу земного тела; о теле же сказано, что прах оно и в прах возвратится. Итак, Господь и Спаситель мой, желая воскресить обратившееся в прах , воспринял тело, чтобы восставить его из земли и вознести на небо. И образ этого таинства являют слова закона о том, что первосвященник должен надевать льняной хитон . Но и слово священный добавлено не напрасно: ведь хитон плоти Христовой - священный , ибо не от семени мужа был зачат, но порожден от Святого Духа.

Гомилии на Книгу Левит.

Быт 3:14 ...и будешь есть прах во все дни жизни твоей;..
Быт 3:19 ...ибо прах ты и в прах возвратишься...
Быт 18:27 ...вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:..
Исх 32:20 ...и сжег его в огне, и стер в прах , и рассыпал по воде,..
Втор 9:21 ...разбил его и всего истер до того, что он стал мелок, как прах ,..
Втор 9:21 ...и я бросил прах сей в поток, текущий с горы...
Втор 28:24 ...и прах с неба будет падать, падать на тебя,..
1Цар 4:12 ...одежда на нем была разодрана и прах на голове его...
2Цар 1:2 ...одежда на нем разодрана и прах на голове его...
2Цар 15:32 ...одежда на нем была разодрана, и прах на голове его...
2Цар 22:43 ...Я рассеваю их, как прах земной,..
3Цар 18:38 ...и дрова, и камни, и прах , и поглотил воду, которая во рве...
4Цар 13:7 ...и обратил их в прах на попрание...
4Цар 23:4 ...и велел прах их отнести в Вефиль...
4Цар 23:6 ...и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах ,..
4Цар 23:6 ...и бросил прах ее на кладбище общенародное;..
4Цар 23:12 ...и низверг оттуда, и бросил прах их в поток Кедрон...
4Цар 23:15 ...и сжег сию высоту, стер в прах , и сжег дубраву...
2Пар 1:9 ...как прах земной,..
2Пар 34:4 ...и резные и литые кумиры изломал и разбил в прах ,..
2Пар 34:7 ...и кумиры разбил в прах ,..
Иов 4:19 ...которых основание прах ,..
Иов 10:9 ...и в прах обращаешь меня?..
Иов 16:15 ...Вретище сшил я на кожу мою и в прах положил голову мою...
Иов 20:11 ...и с ним лягут они в прах ...
Иов 22:24 ...и будешь вменять в прах блестящий металл,..
Иов 30:19 ...Он бросил меня в грязь, и я стал, как прах и пепел...
Иов 34:15 ...вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах ...
Пс 1:4 ...но они – как прах , возметаемый ветром [с лица земли]...
Пс 7:6 ...и славу мою повергнет в прах ...
Пс 17:43 ...я рассеваю их, как прах пред лицем ветра,..
Пс 29:10 ...будет ли прах славить Тебя?..
Пс 34:5 ...да будут они, как прах пред лицем ветра,..
Пс 71:9 ...падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах ;..
Пс 118:25 ...Душа моя повержена в прах ;..
Еккл 3:20 ...все произошло из праха и все возвратится в прах ...
Еккл 12:7 ...И возвратится прах в землю, чем он и был;..
Ис 5:24 ...и цвет их разнесется, как прах ;..
Ис 17:13 ...и были гонимы, как прах по горам от ветра...
Ис 25:12 ...низвергнет, повергнет на землю, в прах ...
Ис 26:5 ...поверг его, поверг на землю, бросил его в прах ...
Ис 34:7 ...и прах их утучнеет от тука...
Ис 34:9 ...и прах его – в серу,..
Ис 40:12 ...и вместил в меру прах земли,..
Ис 41:2 ...Он обратил их мечом его в прах ,..
Ис 47:1 ...Сойди и сядь на прах , девица, дочь Вавилона;..
Ис 49:23 ...и лизать прах ног твоих,..
Ис 52:2 ...Отряси с себя прах ;..
Ис 65:25 ...а для змея прах будет пищею:..
Иер 13:24 ...Поэтому развею их, как прах , разносимый ветром пустынным...
Плач 3:29 ...полагает уста свои в прах ,..
Иез 26:4 ...и вымету из него прах его...
Дан 2:35 ...сделались как прах на летних гумнах,..
Ам 2:7 ...Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных,..
Мих 7:17 ...будут лизать прах как змея,..
Соф 1:17 ...и разметана будет кровь их, как прах ,..

Мф 10:14 ...отрясите прах от ног ваших;..
Мк 6:11 ...то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших,..
Лк 9:5 ...то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших...
Лк 10:11 ...и прах , прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам;..
Деян 13:51 ...Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию...
1Кор 4:13 ...мы как сор для мира, как прах , всеми попираемый доныне...

1Мак 2:63 ...ибо он обратился в прах свой, и замысел его погиб...
3Езд 7:32 ...и прах тех, которые молчаливо в нем обитают,..
Прем 2:3 ...Когда она угаснет, тело обратится в прах ,..
Прем 5:14 ...Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах , уносимый ветром,..
Сир 44:23 ...обещал умножить его как прах земли,

Согласно иудаизму, тело покойного должно быть предано земле максимально быстро, а захоронению как таковому предшествует целый ряд ритуалов. Наш специальный репортаж посвящен специфике работы еврейских похоронных братств. Давид Блох и Ифтах Ильягуев - о противодействии вскрытию, отправке тела в Израиль и других этапах последнего пути

Еврейские похороны отличаются точной последовательностью действий и наполнены уважением к умершему. Давид Блох, глава ритуального ведомства «Хевра Кадиша» при Главном раввинате России, делится случаем из практики: «Как-то раз к нам обратились жена и дети недавно скончавшегося еврея, человека светского, который работал психотерапевтом. Вдова – русская, одна из дочерей – монахиня. Я объяснил все законы, состоялись еврейские похороны. Спустя какое-то время пришла дочь, попросила заказать поминальную молитву “Кадиш”. Говорит: “Папа снится, папа тревожит. Я свечку поставила – не помогает”. Через две недели после того, как в синагоге начали читать кадиш, женщина сообщила, что покойный перестал являться ей во сне».

Чтобы отдать дань уважения умершему и достойно проводить его в последний путь, похороны организуются по особой традиции. Помогает в этом «Хевра Кадиша», в переводе с иврита – «Святое общество», еврейское похоронное братство. На территории Москвы действуют две еврейских ритуальных службы. Это «Хевра Кадиша» при Хоральной Синагоге и «Хевра Кадиша» при Главном раввинате России.

Обратиться в «Хевра Кадиша» необходимо настолько быстро, насколько это возможно. Оператор отправит по нужному адресу сотрудника службы и проконсультирует насчет дальнейших действий. В противном случае после скорой помощи приедет городская служба, и тело заберут в морг, что может существенно осложнить предотвращение вскрытия. Вскрытие запрещено еврейским законом и считается проявлением неуважения к покойному, поэтому одна из задач, стоящих перед агентом, – договориться, чтобы тело не вскрывали. Для случаев, когда по каким-либо причинам это сделать невозможно, в «Хевра Кадиша» при Главном раввинате России есть свой морг.

Из-за специфики российского законодательства похоронить человека в течение суток с момента его смерти чаще всего не представляется возможным. Обычно это происходит на следующий день. Не хоронят в субботу и праздники.

Если в момент смерти человек находился за пределами Московской области, в обязанности «Хевра Кадиша» входит доставить тело в город или область. Возможна и отправка «груза-200». Для этого родственникам необходимо оформить документы на отправку, а та «Хевра Кадиша», к которой обратился клиент, выступит как принимающая сторона.

Покинуть мир, очистившись

Московские «Хевра Кадиша» сотрудничают со следующими функционирующими еврейскими кладбищами: Малаховским, Салтыковским, Перловским и Востряковским. В дополнение к списку «Хевра Кадиша» при Главном раввинате России работает еще с Новомосковским кладбищем. Чтобы получить место на любом из них, необходимы документы, подтверждающие еврейство покойного. Это свидетельство о рождении, свидетельство о рождении матери либо документ, подтверждающий прохождение гиюра. Если человек не был алахическим евреем, в «Хевра Кадиша» при Главном раввинате России родственникам помогут с организацией похорон, однако захоронение будет сделано на муниципальном кладбище, без проведения религиозного обряда. В «Хевра Кадиша» при Хоральной Синагоге может быть достаточно устного подтверждения родственников, что умерший был евреем. В таком случае похороны пройдут также на муниципальном кладбище, но с полным соблюдением всех традиций.

Вскрытия лучше избежать, если это возможно, и это – отдельная проблема в организации еврейских похорон. Обычно сотрудникам «Хевра Кадиша» удается договориться, чтобы оно не проводилось, но, если умерший был младше пятидесяти лет, ничем не болел и нигде не наблюдался, шансы избежать процедуры стремятся к нулю. То же самое касается несчастных случаев, криминала и смертей при невыясненных обстоятельствах. К счастью, подобное происходит достаточно редко.

«Конечно же, когда человек умирает при невыясненных обстоятельствах – это уже уголовное дело, тут ничего не сделаешь, в абсолютном большинстве случаев тело вскрывают, но иногда все же получается договориться, – рассказывает Ифтах Ильягуев, ответственный за «Хевра Кадиша» при Хоральной Синагоге. – Но бывают случаи абсолютно нелепые. Несколько лет назад хоронили одного еврея. Выпал из окна – уголовное дело. Человек был влиятельный: подключили все связи, сделали звонки во все службы, в морг, с трудом удалось закрыть вопрос о вскрытии. Раннее утро, помощник с нужными бумагами поехал к моргу, я прибыл чуть позже. Он меня увидел, идет навстречу, а выражение лица такое странное. Спрашивает: “Знаешь, что случилось? Его уже вскрыли. – Как вскрыли?! – Да. В шесть утра”. У нас бумаги уже все на руках были, что не нужно вскрывать, а пришли в шесть утра санитары и – именно его, первого – вскрыли. Ну как такое могло произойти?»

Покойника не принято оставлять одного – рядом всегда должен кто-то находиться. Сначала работниками «Хевра Кадиша» проводится таара – обряд омовения. Считается, что человек приходит в этот мир чистым, и когда он покидает его, нужно помочь ему очиститься от физической и духовной нечистоты. Умершего тщательно омывают теплой водой, сопровождая действия соответствующей молитвой. Из-за скромности тело мужчины омывается мужчинами, тело женщины – женщинами. После омовения умершего одевают в саван, причем это – комплекс одежд: штаны, рубашка, верхняя рубашка, головной убор. Затем тело заворачивают в талит. Лицо покойного должно быть закрыто.

После таары выполняется обряд прощания. Присутствующие на похоронах могут попрощаться с умершим, попросить прощения за что-либо, если не успели это сделать при жизни. Раввин читает молитву. После этого тело опускают в землю.

Путь в Израиль

Если родственники хотят похоронить умершего в Святой земле, или такова была воля покойного, и в «Хевра Кадиша» при Главном раввинате России, и в «Хевра Кадиша» при Хоральной Синагоге помогут с организацией похорон в Израиле. Сразу после обращения московская «Хевра Кадиша» начинает собирать необходимый пакет документов для перевозки тела. Например, не обойтись без справки о бальзамации – приходится проводить процедуру, как бы та не противоречила еврейской традиции, иначе авиакомпания не сможет взять на себя ответственность за сохранность тела. Понимающий человек сделает разрез – чтобы было незаметнее – на руке покойного, в который введет формалин.

Очень важно получить разрешение от израильского «Хевра Кадиша», поскольку это гарантия, что тело встретят. При отправке в Россию оно не требуется, но в Израиле с правилами перевозки в разы строже, и иметь разрешение нужно обязательно. В аэропорту тело будут встречать работники «Хевра Кадиша», а не родственники умершего, даже если они проживают там.

Если родственники покойного живут в Израиле, они могут сами связаться с местной «Хевра Кадиша» и договориться о покупке места на кладбище, если же нет – за них это сделает московская «Хевра Кадиша». После приобретения участка земли на кладбище выдается документ, подтверждающий сделку. Когда все необходимые бумаги получены, агент от «Хевра Кадиша» идет в посольство Израиля, чтобы получить одобрение на отправку тела. Это – еще один необходимый документ, без которого отправить «груз-200» не получится.

Рассчитывать на помощь «Хевра Кадиша» в организации похорон в Израиле могут как граждане Израиля, так и граждане Российской Федерации. Однако если гражданин Израиля может рассчитывать на государственные выплаты и страхование, то гражданин РФ вынужден будет оплачивать все расходы самостоятельно.

«Главное не бояться, – говорит напоследок Давид. – Часто люди не понимают, что такое настоящие еврейские похороны, и не хотят этого делать. Или почему так часто делается кремация? Потому что ее гораздо дешевле сделать. И гораздо легче оформить! Кремация – дело пары звонков, а похороны – нет. Люди ленятся что-то предпринять, что-то сделать. Но есть правила. Есть человеческий долг. Не надо думать, что из-за чего-то можно пренебречь правильным проведением похорон. Какие могут быть дела, когда умер близкий человек? Это просто отговорки. Почему хоронят на нееврейских кладбищах или сжигают? Это лень. Надо думать не о себе. Надо думать о том, кто умер».

«Хевра Кадиша» при Главном раввинате России