История персонажа. Бэтмен против Супермена, удаленная сцена с большим спойлером! Кадр из фильма "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости"

Вселенная «DC» предлагает поклонникам знакомство с супергероями и с людьми, способности которых серьезно превышают человеческие ресурсы. Среди таких персонажей – Лекс Лютор, гениальный ученый и злодей, чью историю описывают комиксы о . Заклятый враг криптонианца, он – ключевая фигура среди антагонистов супергероев и член Лиги Несправделивости.

История создания

Полное имя героя – Александр Джозеф Лютор. Авторами персонажа стали Джерри Сигел и Джо Шустер. Они вписали его в легенду о Супермене как главного отрицательного героя. Первое появление Лекса Лютора произошло на страницах 23 выпуска серии «Action Comics», где Лютору была отведена эпизодическая роль игрока на банджо. В 1940 году его изображали с копной рыжих волос.

Создатели предлагали различные вариации персонажа, меняя характер и внешность. Герой становился злобным профессором, гениальным сумасшедшим и бизнесменом со своими взглядами на мораль. Несчастный случай, произошедший в лаборатории, изменил внешний облик Лекса: он стал лысеть. На деле виной тому стала ошибка художника, но задумка пришлась по вкусу креативным разработчикам «DC».

Герой задуман главным антагонистом Супермена. Для него отсутствует понятие нравственности, а полную власть предоставляют интеллект, связи и деньги. Первая вариация Лекса демонстрировалась публике в качестве гения, применяющего знания ради собственной выгоды. Затем образ модифицировали, и на страницах комиксов Лютор появился как преступник, которому однажды удалось занять кресло президента США.


В современных циклах комиксов персонаж представлен ученым, который имеет отношение к холдингу «ЛексКорп», занимающемуся технологическими разработками. С начала развития вселенной «DC» Лютор обзавелся двойником по имени Алексей.

Комиксы «DC»

Какова же история злодея? Комиксы подробно описывают биографию, объясняя мотивацию поступков героя. Семья Лютора не была благополучной. Мальчик часто терпел побои, что повлияло на формирование характера ребенка. Будучи выходцем из Трущоб Самоубийц, расположенных в Метрополисе, Лекс мечтал о другой жизни. Он выносил коварный план: выкрав страховой полис родителей, Лекс подстроил автокатастрофу, в результате которой из-за гибели семьи получил внушительную выплату.


Мальчика отдали на воспитание в приемную семью. Названные родственники усыновили мальчика только ради его наследства. Достигнув совершеннолетнего возраста, он перевел все свои сбережения на счет, доступ к которому имел единолично. Узнав о хитрости пасынка, приемные родители решили воспользоваться его чувствами к их родной дочери. Они уговаривали ее соблазнить подростка, но Лена отказалась, и в порыве гнева отец убил ее. Смерть любимой стала отправной точкой внутриличностного перелома Лекса Лютора. Его первой жертвой стал Перри Уайт, приемный отец. Дочь, появившуюся на свет спустя 10 лет, Лекс назовет в честь Лены.

Супермен привлек внимание Лекса Лютора своими способностями, и их взаимоотношения стали второй линией развития событий в цикле комиксов. Лютор был на яхте, захваченной террористами во время вечеринки, и наблюдал за действиями супергероя. Он подстроил атаку бандитов, чтобы нанять Кларка Кента. Осознание того, что криптонианец не будет подчиняться ему, породило в злодее ненависть. Он поклялся убить Супермена. Желая клонировать супергероя, Лекс создал Бизарро и киборга по имени Металло. Последний обладал сердцем из криптонита.


Из этого же материала было создано кольцо Лютора. Благодаря ему, герой находился в виртуальной броне и не видел опасности даже в Человеке из стали. Радиация от криптонита подкосила здоровье бизнесмена. У него обнаружили рак, давший метастазы. Лютор инсценировал свою смерть в авиакатастрофе. Использовав клон тела, созданный для применения его гениального мозга, Лютор выдал себя за собственного сына, обладателя рыжей шевелюры и компании «ЛексКорп» в качестве наследства. В таком образе герой соблазнил . Клон не выдержал атаки временем. Он быстро старел и лысел. первой обнаружила обман.

Лютор оказался закован в чужом теле, но демон Нерон спас его, предложив сделку. Лютор продал свою душу в обмен на здоровье. Суд оправдал героя, и он занялся политикой. Став президентом, Лютор наложил мораторий на топливо, изготавливаемое из минерального сырья, и восстановил Готэм. В этот период происходит знакомство с . Занимая пост руководителя страны, Лютор продолжал проворачивать махинации, пользуясь армией, супергероями и даже инопланетянами.


Защитники Америки решили убрать Лекса с поста президента. В ходе перипетий герой использует веном, сводящий его с ума. В момент битвы Бэтмена против Супермена раскрывается тайна контактов с инопланетянами, целью которых стала продажа Думсдэя. Герой был опозорен и стал банкротом. Он не убил Супермена, Брюс Уэйн способствовал краху его полномочий, союзники предали бизнесмена. От былого триумфа Лекса Лютора остался только костюм с белым воротничком.

Враги и союзники

Ненависть к окружающим, зародившаяся в Лексе Люторе в детстве, нашла благодатную почву для развития впоследствии. Герой не гнушался грязными ухищрениями ради достижения собственных целей, подпитываемый гневом. Среди его врагов оказывались все, кто боролся за добро и справедливость. Супергерои вызывали у персонажа зависть, переросшую в ненависть. Альтер-эго, способное на положительные поступки, раздражало Лютора, и он всячески пытался задушить его в себе. Союзниками героя выступали всего несколько человек, среди них его дочь и Супергёрл.


Все близкие и родственники Лекса Лютора погибли. При отсутствии понимания, любви и заботы ученый с комплексом самовосхваления и маньяческими наклонностями видел врага в каждом, кто противоречил ему.

Экранизации

Персонаж неоднократно появлялся в кинематографических и телевизионных проектах, посвященных вселенной «DC». В фильме «Супермен» 1978 года в образе Лютора на экранах выступил актер Джин Хэкмен. Он же воплотил героя в последующих лентах франшизы. В ленте 2006 года «Возвращение Супермена» исполнителем роли злодея стал .


Фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» подарил фанатам интересную интерпретацию героя. Его сыграл . В отличие от работ предшественников, актер сделал упор на гениальность персонажа, граничащую с безумием. Критики говорили о том, что эта версия Лютора выиграла бы в сравнении против . К слову, многие ожидали его появления в «Отряде самоубийц».


В числе телевизионных проектов персонаж использован в сериалах «Лоиси и Кларк: Новые приключения Супермена», «Тайны Смолвиля» и «Супергёрл».


Он также появлялся на экране в мультипликационных проектах. Так, в сериале «Лига справедливости» он оказывается в теле , меняясь с ним местами. В серии виртуальных интернет-проектов Лекс Лютор выступает против .

Цитаты

Пренебрежение к окружающим и мания величия, доведенная до безумия, просматриваются в поступках Лекса Лютора и его словах.

«Глас народа должен быть услышан. Я президент! Боже, благослови Америку. Боже благослови меня!», - говорит Лекс, хороня всяческие надежды на справедливую власть ради людей, а не в угоду своим интересам.

Чтобы понять первопричины жестокости героя, не нужно самостоятельно разбираться в лабиринтах его взаимоотношений с другими персонажами. Он все выносит на поверхность, оправдывая любые действия:

«Мой отец все подвергал проверке, каждый поступок. Проиграл - неудачник, сочувствуешь кому-то - слабак. Таково мое воспитание».

Лекс Лютор относится к числу отрицательных персонажей, достойных восхищения. Биография ученого небогата на радостные события, а его интеллектуальные способности достойны восхищения. Несмотря на выступление за силы зла, Лекс Лютор является живым доказательством своим же словам:

«Любой злодей так же велик, как и его герой».

Лекс Лютор: Итак, если человек не может убить бога, это сделает дьявол!

Я некоторое время колебался, стоит ли писать отдельный обзор о Люторе “Бэтмен против Супермена” (отнюдь не лучшей, на мой взгляд, версии образа), и в итоге решил сделать задачу поинтереснее. Поскольку Лекс Снайдера и Айзенберга может похвастать теми же рыжими волосами, что были у персонажа в его самых первых комиксах, я сначала брошу взгляд на эти ранние истории знаменитого злодея, затем расскажу о некоторых других рыжих Люторах, а уже потом перейду к последней кинематографической инкарнации.
Коварный преступник дебютировал в “Приключенческих комиксах. № 23” (“Европа в войне. Часть II”; апрель 1940 г.) , во второй части сюжета о войне между европейскими государствами Галонией и Тораном. После того, как взрыв уничтожает прибывшую в Галонию из Торана мирную делегацию, посланный туда как военный корреспондент Кларк Кент начинает подозревать галонийского генерала Лупо. Надев костюм Супермена, он видит, как Лупо направляется в загадочную пещеру, и решает его допросить. Однако стоит генералу упомянуть имя таинственного Лютора, желающего втянуть в войну весь континент, как его разрезает пополам зеленый луч, после чего пещера рушится. Кларк пытается убедить представителей обеих стран, что ими манипулирует безумец, но ему никто не верит. Тем не менее, рыжий Лютор в своем убежище, висящем высоко в стратосфере дирижабле, решает, что журналист знает слишком много, и велит своему лысому помощнику устранить Кента. Вместо Кларка к нему приводят Лоис Лейн. Журналистка узнает, что злодей использует на своих подручных гипноз, однако на лысом это не работает, и его удается уговорить передать Кенту послание. Добравшись до дирижабля, Стальной Человек встречается лицом к лицу с рыжим, который в лучших суперзлодейских традициях делится с ним своим планом: ослабить войной страны, захватить власть над ними, а затем и над всем миром. Он пытается уничтожить героя зелеными лучами, лишающими его сил, однако Супермен разрушает его машину, роняет дирижабль на землю и пребывает в уверенности, что враг погиб во взрыве. Что ж, в те времена защитники добра явно относились к таким вещам проще…
В “Супермене. № 4” (“Вызов Лютора”; весна 1940 г.) злодей возвращается, нацелившись на новое оружие, вызывающее землетрясения. Он похищает автора этого изобретения, профессора Мартинсона, а когда тот отказывается сотрудничать, бросает вызов криптонианину: если его суперсилы превзойдут научный гений Лютора, тот откажется от своих планов, если нет, герой не будет ему мешать. Супермен легко выходит победителем во всех соревнованиях: он летает и быстрее, и выше, чем созданные рыжим суперсамолеты, поднимает огромный валун, выстаивает и против гранаты, и против снаряда из пушки и т. д. Признавая поражение, преступник освобождает профессора. Однако вскоре выясняется, что, пока Стальной Человек соревновался с Лютором, помощники последнего похитили оружие, и теперь он угрожает разрушить город землетрясениями. Рыжий использует изобретение против Супермена, безуспешно пытаясь похоронить его заживо, и успевает смыться до того момента, когда борец со злом вылезает из-под земли.
В другой истории из того же выпуска, “Подводный город Лютора” , неутомимый негодяй реализует значительно более масштабный план: крадет нефть из месторождений по всей планете, затапливает Тихоокеанское побережье, поднимает на поверхность город с затонувшего континента и выращивает в лаборатории динозавров и прочих монстров, с помощью которых планирует захватить власть. Он также похищает Кларка и Лоис, чтобы они не смогли больше помешать ему. Супермен побеждает в схватке спущенного на него Лютором динозавра и затапливает древний город, на рыжего же нападают созданные им же твари.
В “Супермене. № 5” (“Угроза ладана Лютора”; лето 1940 г.) злодей появляется с серыми волосами. На этот раз он устраивает экономический кризис в стране, подчиняя себе ведущих финансистов с помощью наркотика. Стальной Человек проникает на встречу Лютора с его подручными, прикинувшись одним из них, разрушает самолет врага, и тот тонет. В следующем сюжете со злым гением, в “Супермене. № 10” (“Невидимый Лютор”; май-июнь 1941 г.) , волосы у него уже отсутствуют. Он оставляет Метрополис без воды, требуя 100 миллионов долларов, и использует становящиеся невидимыми машины, одна из которых и позволяет ему уйти безнаказанным.

Историю под названием “Когда титаны сталкиваются” из “Супермена. № 17” (июль-август 1942 г.) стоит упомянуть по той причине, что, хоть в ней Лютор и лысый, в более позднем пересказе этих же событий во “Всезвездном эскадроне. № 20” (апрель 1983 г.) волосы у него рыжие. С помощью камня с другой планеты он становится сильнее криптонианина, вырастает до размеров гиганта, лишает героя суперсил и устраивает террор небывалых масштабов. Защитнику добра удается справиться с ним с помощью хитрости: он говорит злодею, что тот не может ходить по потолку, Лютор бросается доказывать обратное, камень падает у него с шеи – и он снова становится обычным человеком, однако опять ускользает.
Через четыре десятилетия о рыжем преступнике вспомнил автор Марв Волфман . В комиксе “DC комикс представляет. Ежегодник № 1” (“Кризис на трех Землях”; 1982 г.) лысый Лекс в фиолетово-зеленой форме терроризирует город на танке с криптонитовым лучом, но Супермен справляется с ним за считанные минуты. Тем временем в параллельной вселенной, на Земле-2, рыжий Лютор, которого, оказывается, зовут Алексеем , пускает ракеты в здание редакции, где работают все друзья тамошнего Стального Человека, однако герой устраняет угрозу и находит убежище врага. В тюрьме лысый Лекс Земли-1 с помощью своего изобретения контактирует с Алексеем Земли-2 и меняется с ним местами, чтобы каждый из них смог уничтожить чужого Супермена (железная логика злого гения…). И действительно: гравитационные ленты Алексея забирают силы Супермена Земли-1 и забрасывают его далеко в космос, а уменьшающий луч Лекса отправляет криптонианина Земли-2 в царство атомов. Однако Лоис Земли-2, схватив оружие злодея, возвращает герою нормальный размер, а Стальной Человек Земли-1 освобождается от пут и спасает от рыжего свою Лоис. Тогда оба Лютора отправляются на Землю-3 и объединяются с Ультраменом, злым Суперменом из Преступного Синдиката; кровожадный Алексей предлагает попросту уничтожить две первые Земли, чем шокирует Лекса. Узнав о заговоре, Лоис Земли-3 обращается за помощью к самому гениальному человеку на планете, доктору Александру Лютору , и тот, связавшись с Суперменами, предупреждает их об опасности. Он также находит управу на Ультрамена, пока криптониане обезвреживают архи-врагов и спасают миры.
Последним выходом Алексея был “Кризис на бесконечных Землях” , где он сделал роковую ошибку, позарившись на место лидера огромной армии суперзлодеев: у роботического Мозговика с посмевшими перечить ему разговор был короткий. В том же “Кризисе” Александр и Лоис Земли-3 отправляли своего новорожденного сына подальше из погибающего мира, и он, повзрослев в рекордные сроки, становился важной фигурой в борьбе с Анти-Монитором. А через два десятилетия этот же Александр-младший, или просто Алекс, будучи сильно недовольным “послекризисным” DCU, вместе с Супербоем-Праймом устраивал “Бесконечный Кризис” с целью вернуть “многоземелье”, почти убивал Найтвинга и в итоге погибал от рук Джокера. В мире же “Новых 52” Александр Лютор Земли-3 оказался злым вариантом Шазама, желающим уничтожить всех членов Преступного Синдиката, забрав у них суперсилы; он был убит Лексом основной Земли в мини-серии “Зло навеки” .
Наконец, нельзя забывать о том, что “послекризисный” магнат Лекс Лютор во время своего первого появления в мини-серии “Стальной Человек” (1986) Джона Бирна тоже мог похвастать рыжими волосами, хотя он быстро вернулся в лысый режим. Именно на этом варианте злодея основано большинство его современных версий, в том числе, в каком-то смысле, самая свежая кинематографическая инкарнация.
В тот момент, когда в “Стальном Человеке” во время битвы Супермена с Зодом в кадре появился бензовоз с надписью “Лекскорп”, стало очевидно, что выхода Лекса DC Extended Universe ждать придется недолго. Тем не менее, его появление именно в “Бэтмен против Супермена” изначально выглядело сомнительно – просто потому, что в отношении Супермена Бэтмен и Лютор, по большому счету, играют одну и ту же роль с разными знаками. Они оба представляют то, что человечество может противопоставить всемогуществу криптонианина: обширные ресурсы, интеллект, изобретательность, силу волу. Когда один из них играет за Стального Человека, дополняя его, а другой против, оба уместны, но когда оба против, потенциал одного из них необходимо приглушить, чтобы роли не дублировались. В результате в фильме это произошло с обоими.
Изобретая своего Лекса, Дэвид С. Гойер и Зак Снайдер двинулись в сравнительно оригинальном направлении. Гойер говорил о нем как о злодейском Билле Гейтсе, на счету у которого 50, 60 или 70 миллиардов, Снайдер называл современной комбинацией Ричарда Брэнсона и Бреда Питта (с волосами). В январе 2014 г. на роль был выбран Джесси Айзенберг . Интересно, что сначала режиссер предлагал ему роль Джимми Ольсена – очевидно, в его ранних планах она была намного больше, потому что в итоге свелась к очень быстро убитому агенту ЦРУ. Когда актер отказался, Снайдер через месяц предложил ему сыграть главного злодея. Еще более интересно то, что, по слухам, до 30-летнего Айзенберга на роль Лютора рассматривался 57-летний Брайан Крэнстон: выходит, первоначальная концепция образа была совсем другой, и лишь после согласия “оскаровского” номинанта Зак и Дэвид остановились на варианте с молодым миллиардером-наследником. “Исполнение Джесси роли позволяет нам исследовать эту интересную динамику, а также повести персонаж в некоторых новых и неожиданных направлениях”, — заявлял постановщик.
Актер не был фаном комиксов в детстве (хотя его отец и кузен обожали Супермена), но ему понравился сценарий, и он провел собственное исследование в плане книжек с картинками. Съемки, по его словам, заняли дней 150. Работу с Аффлеком и Кэвиллом Джесси в шутку называет обескураживающей, потому что никакие тренировки не помогли б ему быть на одном физическом уровне с ними, в результате чего он предпочитал читать в своей трейлере.

Выбор на роль Айзенберга вызвал настороженную реакцию фанов. Несмотря на несомненный талант актера, его считали слишком молодым и недостаточно угрожающим для роли. Джесси счел странным, что его считают неподходящим для образа, который он еще на экране не воплотил, но уверял всех, что его Лекс будет совсем новым: “Когда ты делаешь подобное кино и играешь персонажа, уже сыгранного ранее, чем дальше уходишь от этих предыдущих инкарнаций, тем лучше. Потому что есть шансы, особенно с парнем вроде Джина Хэкмана или Кевина Спейси, что тебя не сравнят благосклонно”.
Александр Джозеф “Лекс” Лютор-младший, 31-летний сын эмигранта из Восточной Германии, нефтяного и машинного магната, умершего в 2000 г., заставляет вспомнить Лекса Лютора II из комиксов 90-х – австралийского сына Лекса, оказавшегося его клоном с пересаженным мозгом оригинала. Однако сходство между ними заканчивается на возрасте и цвете волос. Концепция образа в “Бэтмен против Супермена” кажется вполне реалистичной: типичный молодой современный хозяин жизни, разгуливающий в молодежной одежде, разъезжающий на байке и поддерживающий спортивную форму (когда мы видим его в первый раз, он играет – и неплохо – в баскетбол). Впечатление портит подача материала (неглупых, в принципе, реплик) – преувеличенная мимика, неуместная жестикуляция и манера речи, которую один из критиков сравнил с “психованной писклявой игрушкой”, грубовато, но не без оснований. Актерское это решение, или же режиссерское, или (что наиболее вероятно) обоих вместе, удачным его назвать трудно. Второй раз подряд “мрачный и серьезный” DC Extended Universe выводит в виде типичного комиксового психо-злодея персонаж, который относится к совсем другому типажу, однако в сравнении с Лютором Айзенберга Зод Шэннона с его взором горящим кажется образцом сдержанности. Лекс “Бэтмен против Супермена” напоминает абсолютно всех частично комичных, гротескных Бэт-злодеев, от Горшина до Керри, от Ромеро до Леджера, в то время как должен был стать чем-то действительно новым и оригинальным – первым настоящим Лексом Лютором большого экрана.

А ведь есть в этой роли места, которые могли бы сделать ее отличной. Кормление политика конфеткой с руки – убийственно точная характеристика абсолютно любого Лютора-миллиардера независимо от возраста. Момент, когда Лекс, произнося торжественную речь о силе разума, в итоге “ломается”, замолкает и заканчивает ее непонятно чем, по-хорошему интригует и заставляет задуматься. Уничтожение всего этажа в Вашингтоне, включая свою собственную помощницу, только для того, чтобы подставить Супермена, — классический Люторовский ход, украшенный изысканным элементом в виде “чайка”. И сцена, где он роняет слезу над трупом Зода (Майкл Шэннон в съемках не участвовал, просто его лицо прикрепили к модели Грегу Плитту), который, по идее, должен олицетворять для него зло худшее, чем Кларк, странна и многозначительна: кого он имеет в виду, говоря о полете к Солнцу, покойника или себя? Он заранее подписал себе приговор и готов ко всему? О последнем свидетельствует его решение создать Думсдея, существо, которое невозможно контролировать, без малейшего страха за свою жизнь (безумие и бесстрашие – это две очень разные вещи).
“У персонажа есть сердцевина в реальности, — считает исполнитель. — У Лютора есть предыстория, которая трагична, и эмоциональная внутренняя жизнь, которая аутентична…
Назвать его себя возвеличивающим – это все равно, что сказать, что “Титаник” был парусником. Он нарциссист первого порядка, но также усложнен таким образом, что он ужасно беспокойный, соперничающий и мстительный. Он смотрит на Супермена не как на того, кого надо разрушить, но как на истинную угрозу для человечества”.
“Я чувствую, что как только Айзенберг обнаружил, кто Лекс, он принял это, — заявлял Снайдер. — Как только ты вроде как начинаешь изучать Лекса, немного страшно быть этим парнем… Я думаю, что Джесси не был защищен от реальности играть суперстрашный персонаж”.
К сожалению, не вышли в фильме ключевые моменты, которые могли бы стать выигрышными. Когда Лекс наконец-то встречается с ненавистным ему супергероем лицом к лицу впервые (обмен репликами с Кларком и Брюсом, поданный еще в трейлере, не считается, хотя это забавнейший тизер, ненавязчиво намекающий, что он знает все секретные личности на этой планете), наступает разочарование. Двойное разочарование потому, что делает-то рыжий все правильно: изобретает не оставляющий Супермену выхода план, слегка пощупав Лоис, без раздумий бросает ее с крыши (уже за это одно можно пожать руку), наконец, на пару секунд ставит на колени практически всемогущее существо. Эффект портит, с одной стороны, опять же подача материала, вновь в стиле нервного дергающегося однозначного злодея. А с другой – мотивация, привязка к сильно не любившему родителю. Историческая справка: ни один Лютор не любил своего отца, и ни один не мотивировал этим свою ненависть к Супермену, у него всегда находились другие, чаще всего более взрослые, причины.
К неудачам следует отнести и финальный визит Темного Рыцаря в камеру Лекса. Здесь уместна цитата из уважаемого классика.
Нил Гайман: “Он был в тюрьме, но тюрьма не могла удержать его ум”.

Следует признать, даже перед гневным лицом Темного Рыцаря (и перспективой получить Бэт-клеймо) Лютор Айзенберга не просит пощады. Но, с другой стороны, все, что он может, – максимально психопатически предвещать явление наиболее стабильного “Биг Бэда” DC. (Что покажется массовому зрителю повторением и подражанием с марвеловским Таносом, который на самом деле был смоделирован с Дарксайда пополам с Метроном. Но это тема для отдельной головной боли.) Да, пожалуй, это будет именно лорд Апоколипса, учитывая, что в выброшенной в Интернет не вошедшей в окончательный монтаж сцене (“Communion”) Лекс повстречался со, скорее всего, Степпенволфом. Не спасает положение и сцена “облысения”, которую Джесси называет величайшей со своим участием и которая оказалась простым тюремным бритьем.
Несмотря на все промахи, ставить крест на этом Люторе, как и на DC Extended Universe в целом, пока рано. Айзенберг – отличный актер, у которого хорошо выходят персонажи с интеллектом, поэтому, если провести серьезную работу над ошибками, его Лекс еще может стать развлекательным и впечатляющим злодеем, тем более что Джесси совсем не против вновь его сыграть.

Какой смысл гнаться за мелочами, когда гораздо приятнее осваивать такие высоты, которые другим и не снились?

Лекс Лютор всегда, сколько себя помнил, стремился быть первым во всем. Эту мысль, о важности собственного превосходства, ему внушали с раннего детства. Но даже когда не стало отца, человека, никогда не верившего в собственного сына, считая его ни на что не способным, Лекс не смог избавиться от сомнений, поселившихся в его душе. Теперь уже не нужно было постоянно доказывать что-то, можно было оставить все, забыться в бесцельном безделье и начать прожигать жизнь впустую.

Цель оправдывает средства, так было всегда.

Люди были подобны открытым книгам, Лекс всегда мог буквально читать все их ничтожные стремления и мечты. И всегда одно и то же. Как же это было скучно! Каждый старался отхватить кусок побольше, выбрать место поближе к солнцу. Такое существование ничем не отличалось от жизни животного. Лютор Младший не мог позволить себе опуститься до такого.

Люди перестали тянуться к великому. Люди забыли о своем предназначении: нести лучи просветления в этот мир.

Раз никто не хотел брать в свои руки такую ответственность, то Лекс Лютор сам сможет обо всем позаботиться. Он привнесёт порядок и справедливость в Метрополис, а потом и в Готем.
Это легко, нет ничего невозможного. А ещё легче будет после того, когда лживый божок падет в рукотворную бездну, свергнутый всеми теми, кто помог ему подняться.

Лютор готов уничтожить все вокруг, каждый раз, когда узнает об очередном героическом подвиге Супермена. С чего вдруг он решил, что у него есть хоть малейшее право считать себя выше всех законов и устоев? Его исключительность была вычурна, его желание помогать всем и каждому разило лживостью. Лекс был уверен - несчастные глупцы просто не видели всей той правды, которую он сам раскусил уже давно.
Боги становятся богами, когда в них верят.

Он знал, что Кларк Кент и Брюс Уэйн придут на этот вечер. Точнее, придут Супермен и Бэтмен, облачившись в личину своей второй натуры. Какой же наивностью с их стороны было полагать, что никому не удастся узнать их маленький секрет.

А ведь действительно, встретив этого журналиста на улице, среди серой гудящей толпы, за оправой очков Лекс не смог бы увидеть взгляд бесчестного лжеца, коим являлся выходец из далекого космоса. Строгий костюм идет ему больше обычных цветных тряпок.

Его уверенности и манере держаться можно было позавидовать. Лекс скользнул взглядом по волевым чертам лица, невольно проведя языком по своим губам.

С какой же радостью Лютор смотрел на них обоих, радуясь вовсе не долгожданной встрече, которая для него была именно таковой, а скорому скоропостижному концу двух героев.

Когда Супермен решил тайно проследить за тем, куда направился Брюс, Лекс последовал за ним.

Кент, вы заблудились? - наигранно удивленно спросил молодой гений, застав мужчину в одном из коридоров.

Кажется, ошибся этажом. - он поправил свои очки, чуть растерянно смотря на Лютора.

Да, в таком большом доме легко заблудиться в первый раз. - «Особенно когда суешь свой длинный нос не в свои дела», про себя добавил Лекс, - Скажите, Кларк - он делает акцент на его имени, - какого ваше мнение, касательно бесчинств Супермена в Метрополисе?

Такая провокация не проходит незаметно. От неискушенного взгляда легко укрылось бы то мимолетное выражение, тенью пробежавшее по лицу Кларка Кента. Только вот Лекс всегда умел подмечать мельчайшие детали.

Я считаю… - Лютор склонил голову набок, лукаво улыбаясь. – Он действовал так, как того требовали обстоятельства.

А это достаточный повод для возведения вокруг его фигуры целого культа?

Нельзя отбирать у них надежду. – Лекс не смог сдержать смешка.
В воздухе повисло молчание. В отдалении ещё слышался гул и разговоры гостей светского вечера. Супермен хочет как-то развеять недосказанность, ожидая ответа от Лекса, но тот, вздернув подбородок, искрящимися глазами всматривается в его лицо.

Апофеоз накала напряжения достигает своего пика. Это сравнимо с моментом прорыва плотины тоннами воды. Все находит сплошной непроглядной волной.
Трудно вспомнить, кто из них первым потянулся к чужим губам за горячим живым поцелуем. Кларк положил руки на талию молодого ученого, Лекс на миг отпрянул, только чтоб глотнуть воздуха, перед тем как увлечь героя в новый поток страсти. Ладони легли на плечи Сына Криптона. Он и правда казался не человеком, а одной сплошной гранитной статуей. Лекс выдохнул в чувственные губы.

Аккуратнее. Не раздави мне ребра. – Лютор действительно подозревает, что Супермен может не рассчитать свою силу.

Не волнуйся. – с нотками искренней заботы в голосе успокаивает его Кларк.
Хриплый хохот переходит в мертвую тишину. От осознания того, что чертов пришелец всё это время был в курсе того, что Лекс давно раскусил его, хочется рассмеяться ему в лицо, а потом долго биться головой об стену.
Лекса буквально вжимают в стену, не выпуская из рук. Какой-то шум неподалеку отвлекает их внимание.

Если Кларк Кент не хочет быть замеченным в таком компрометирующем положении, ему нужно срочно исчезнуть. – Кларк приподнимает одну бровь. - Или отправиться на поиски более укромного места.

Кровать жалобно скрипнула под весом двух тел. До чуткого слуха Супермена доносились оглушительные частые удары чужого сердца.
Запоздалое чувство волнения слабо маячило на задворках сознания.
Попытка перевернуться оказалась провальной. Лекс поморщился, свирепым взглядом сверля прозрачную синеву напротив.

Оказаться под своим заклятым врагом, что может быть хуже? Только то, как этот факт, щекоча и без того натянутые нервы, заставляет все тело дрожать в томлении предвкушения. К удивлению Лекса, кожа криптонца не отличается на ощупь от человеческой, разве что сейчас она была особенно горячей. Придавленный тяжестью тела Кларка, Лютор мог только слабо ерзать, приобнимая его за шею. Они так близко, что кончики их носов почти касаются друг друга.

Внутри все клокочет, вскипая оттенками контрастных чувств. Злость, похоть, страх, недоверие, смятение от собственного противоречивого, но такого необходимого желания. Кларк приподнимается, смотря на парня. В такой момент он видел его настоящего: растерянного, без маски бесконечной фальши и напускной радости.

Пропустив меж пальцев струящиеся пряди длинных волос, Супермен склоняется к Лексу, трепетно целуя. Противиться физическому притяжению труднее, чем убеждать самого себя в жгучей ненависти к тому, на ком сошелся в один миг весь мир.

Боль не отрезвляет, скорее наоборот, заставляет провалиться в дымку сводящего с ума возбуждения, граничащего с непонятным, мучительным удовольствием.

Это так неправильно! Стонать и выгибаться под резкими частыми толчками, с каждой минутой желая большего. Кларку нравится доводить Лекса до исступления. Он окончательно растерял всю свою спесь, и особенно приятно от того, что всему виной именно он, Супермен.

Лексу Лютору кажется абсолютно нечестным, что этот пришелец так легко смог добиться от него ответной отдачи. Это он должен пасть перед ним на колени, бросив свою гордость к его ногам. Лекс утешает себя мыслью о том, что обязательно добьется этого, любой ценой.

Все заканчивается так же сумбурно, как и началось. Под прикрытыми веками вспыхивают слепящие искры, тело пронзает дрожь, за которой подступает оглушительная разрядка.

Я уничтожу тебя. – нараспев говорит Лютор, все ещё лежа на пурпурных простынях. В отличие от Кларка он не спешит одеваться.

Супермену остается лишь ухмыльнуться в ответ.

***
Погром несравним с тем, что было год назад. На месте, где располагались остатки криптонского корабля, остались сплошные развалины. Раны, полученные от битвы с Бэтменом, а после ещё и с озверевшей инопланетной тварью, доставляют тупую боль. Если поблизости остались люди он обязан им помочь, не смотря на собственное изнеможение.

Супермен слышит звук, доносящийся из груды перекошенных железных балок. Надрывные тяжелые вздохи, словно этот некто уже и не надеется выбраться. К удивлению, Кларк не ощущает внутри себя злости и праведного гнева, который было бы вполне логично испытывать при виде виновника всего творящегося хаоса. Лекс выглядит растрепанным и обозленным. Если бы не сломанная нога, отдающая чудовищной болью, он бы накинулся на Супермена голыми руками. Даже если это и звучит как абсолютная глупость.

Какое благородство! Само высшее божество спустилось к главному грешнику! – громко заявляет Лютор, горящими глазами осматривая фигуру в синем, – Ну, давай, ты ведь за этим сюда явился? Поглумиться, придавить ногой мерзкую гадюку, плюющую ядом в твою сторону! – он окончательно теряет остатки самообладания, переходя на крик.

Кларк, не обращая внимания на начинающуюся истерику Лекса, легко берет его на руки, стараясь не причинить лишнего неудобства.

Пусти меня! – шипит парень.

Хочешь умереть под грудой бетона и арматуры? – с легким цинизмом спрашивает Супермен, взлетая вверх.

Тебе не терпится сдать меня властям? Конечно, спасения мира ведь недостаточно для моего полного унижения.

У Лекса перехватывает дыхание от чувства полета и большой высоты, хоть он и старается не показать этого. Они зависают в воздухе.

У тебя ещё будет масса возможностей погибнуть, но не сейчас. – уверенно говорит Кларк.

Безумная улыбка озаряет лицо Александра Лютора. Нельзя позволить себе быть двуличным, поэтому он не позволит тому крохотному чувству привязанности, появившемуся при их первой встрече, загубить свою главную цель. В следующий раз Лекс доведет дело до конца.

C финансовой точки зрения новый комиксный суперблокбастер «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости » состоялся. Он уже собрал более 400 миллионов долларов, и ему вполне по силам преодолеть планку в миллиард долларов. Критики, однако, разнесли фильм по кочкам, и у поклонников комиксов тоже нашлось немало претензий. В частности, многие профессионалы и непрофессионалы сошлись на том, что из картины не ясно, почему Лекс Лютор прилагает столько усилий для уничтожения Супермена. Действительно, эта тема раскрыта невнятно, поскольку Лютор часто говорит метафорами и обиняками. Но если осмыслить слова Лютора в контексте фильма, то его мотивация окажется вполне прозрачной. И раз это для многих камень преткновения, то мы решили рассказать, как мы понимаем поступки суперзлодея. Эта статья не рекомендуется тем, кто еще не видел картину, но мы все же постарались свести спойлеры к необходимому минимуму.

Чтобы понять логику Лютора и Бэтмена в фильме Зака Снайдера , нужно осознать, что начало картины воскрешает в памяти американцев чудовищные события 11 сентября 2001 года. Конечно, по сути своей воспроизведенное в «Бэтмене против Супермена» сражение Супермена с криптонцами в небе над Метрополисом, которое мы уже видели в «Человеке из стали », имеет мало общего с терактами радикальных исламистов. Но с точки зрения тех, кто в те дни бессильно взирал в небо, разница была невелика.

11 сентября террористы в Нью-Йорке не просто разрушили небоскребы и убили тысячи американцев. Они унизили государство, которое тратит на свою армию больше, чем все его противники и союзники вместе взятые. Да, Америка никогда не была безопасной страной. Но после развала СССР и всего советского блока единственной угрозой для американцев стали другие американцы. И тут такой афронт. Символы американского капитализма уничтожили люди с ножами для резки картона. И эта трагедия породила колоссальную психологическую травму, несравнимую с реакцией на теракты в привычных к ним странах. Для Израиля палестинские преступления - страшная рутина. Для Америки же 11 сентября было днем крушения мироздания. И это немедленно проявилось во всем - прежде всего в готовности на любые нарушения чужих и собственных прав и свобод, лишь бы никогда больше не почувствовать столь же бессильными.

Кадр из фильма "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости"

Наложим эту реальную ситуацию на трагедию вымышленного Метрополиса. Что почувствовали американцы и все земляне в тот день, когда война пришельцев превратила многие небоскребы в руины? Очевидно, тот же экзистенциальный ужас перед крушением мироздания. Для публики, наблюдавшей за катастрофой из зрительного зала, финал «Человека из стали» был демонстрацией героизма Супермена - хорошо знакомого и понятного поклонникам комиксов. Но для вымышленных землян Супермен был столь же страшен, как его инопланетные враги. И не важно, на чьей он стороне. Американские атомные бомбы тоже на стороне американцев - но разве это делает их менее ужасающим оружием? А Супермен куда страшнее атомных бомб и президентов с «атомными чемоданчиками», поскольку он может уничтожить Землю и остаться в живых, а для землян применение сверхмощного оружия - самоубийство.

Чем выше взлетаешь, тем больнее падать, и самым шокирующим сражение над Метрополисом было для тех, кто потратил всю свою жизнь на то, чтобы никогда больше не чувствовать себя беспомощным. «Бэтмен против Супермена» показывает, как эта трагедия повлияла на Бэтмена, и он проводит параллель между событиями в Метрополисе и гибелью родителей Брюса Уэйна. В том, что случилось с семьей Брюса, не было вины маленького мальчика, но дети верят, что мир вращается вокруг них, и боль от потери родных всегда была для Уэйна смешана с чувством стыда от того, что он не смог их защитить. Поэтому Бэтмен потратил десятилетия на превращение себя в борца с преступностью, которого нельзя застать врасплох.

И вот, после всех его подвигов, в день битвы над Метрополисом Уэйн вновь почувствовал себя беспомощным мальчишкой, которому нечего противопоставить злодеям. Даже не зная об этом, Супермен унизил Бэтмена так, как его не унижали с детства. И это становится ключевой мотивацией Темного Рыцаря, хотя, конечно, он придумывает и более героические причины для охоты на Супермена.

Фильм Снайдера не показывает, где был и что чувствовал Лекс Лютор в день битвы над Метрополисом. Но он проводит параллель между суперзлодеем и супергероем, и чувства Бэтмена можно использовать как ключ к чувствам Лютора. Мы узнаем из картины, что отец Лекса, которого все окружающие считали блистательным бизнесменом и воплощением Американской Мечты (Лютор-старший сбежал в Штаты из советской ГДР), был домашним тираном и что чувство беспомощности, которое накрыло маленького Уэйна в день гибели его родителей, было для маленького Лекса страшной повседневностью. И когда парень наконец-то избавился от отцовского гнета, он использовал свою корпорацию, чтобы стать закулисным вершителем судеб мира.

Промо-кадр к фильму "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости2

Это совершенно иное поведение, чем в случае Бэтмена, но если разобраться, это тот же феномен - человек с посттравматическим синдромом делает все возможное и невозможное, чтобы всегда быть на коне и чтобы никто в мире не мог ему помешать. Поэтому Супермен своим появлением унизил Лекса так же, как он унизил Бэтмена. Что повлекло предсказуемое и одержимое противодействие. «Карфаген должен быть разрушен!» - как говорили римляне, опасавшиеся соседства с африканской империей.

При этом, если Бэтмен, в принципе, способен поверить, что Супермен ему не враг и что с ним можно сотрудничать (пусть и держа про запас криптонитовое оружие на случай предательства), то для Лютора этот вопрос закрыт. Он не верит в героическое благородство, поскольку годами видел истинное лицо своего отца, скрытое от всех, кроме членов семьи. И чем громче люди прославляют «божественного» Супермена, тем сильнее Лютору хочется его опозорить и уничтожить. В детстве Лекс не мог противостоять отцу, богу для всего мира и демону для своего сына. Теперь же у него есть шанс метафорически расквитаться, и никакое преступление ради этого не кажется ему слишком страшным. Со стороны это может показаться нелепым, но для того, кто страдает посттравматическим синдромом вкупе с нестабильностью психики, это вполне осмысленное поведение.