Можно ли ходить в театр одной. Отвечаем на письма читателей

Батюшка, грех ли ходить в театр и заниматься актерской деятельностью?

Давайте обратимся к древнему авторитетному источнику, который занимает первое место во всех собраниях правил восточной Православной Церкви. Правила святых апостолов содержат следующий пункт: «Взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина». «Позорищная» женщина — та, что участвует в представлении зрелищ на сцене. Правила ставят таковую в один ряд с блудницами, второбрачными и т. п. Казалось бы, вопрос закрыт: актрисы подобны блудницам, и благочестивому человеку театр лучше обходить стороной. Однако, давайте разбираться.

Византийский историк XII века Иоанн Зонара дает пояснение этому пункту апостольских правил: «Ибо нельзя поверить, чтобы оставались целомудренными таковыя, которыя живут — как попало и без стыда ведут беседы со всяким встречным». Ему вторит и антиохийский Патриарх, византийский канонист, Феодор Вальсамон: «Cомнительно их целомудрие по причине худых обстоятельств их жизни». То есть профессия актрисы вульгарна и недопустима не сама по себе (мы выделяем из общего ряда именно актерскую составляющую, поскольку именно она является предметом нашего разговора), а именно потому, что она связана с каким-то бесстыдством и нарушением целомудрия. И действительно, со времен апостолов вплоть до средних веков театр представляет собой аккумуляцию языческой культуры и религии. Все, что старательно изживала христианская Церковь в миру, скурпулезно консервировалось за кулисами театров. Здесь можно увидеть имитацию жертвоприношений, древних богов, которых подчас изображали сами христиане (отсюда такой решительный и жестокий посыл в адрес представительниц актерской профессии), оголенных женщин и прямой блуд. То есть Церковь осуждает именно содержательную составляющую театральной сферы.

Но со временем театр, как и другие различные сферы культуры, просвещается светом евангельской проповеди. Наша русская культура буквально насквозь пропитана христианскими мотивами; и величайшие произведения Достоевского и Гоголя, который называл, например, искусство, театр ступенью к христианству, уже едва ли можно назвать языческими. Классическая форма наполняется совершенно новым содержанием, и Церковь призвана к тому, чтобы эти формы культурной жизни человека освящать.

Однако и сегодня на сцене можно увидеть не то что языческие, но явно антихристианские постановки. Именно о таковых писал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой». Поэтому пред каждым христианином сегодня стоит выбор: идти на этот спектакль или же нет, а еще и друзей отговорить. Но есть множество произведений и постановок, которые способствуют сохранению христианской культуры в нашем постмодернистском обществе. Такой досуг крайне полезен для души современного человека, который нередко впитывает евангельские ценности через театральные постановки. Хотя и нужно быть крайне осторожным при просмотре театральной афиши: ведь человеку гораздо интереснее низменные чувства и страсти, нежели сфера небесного, а потому непристойных и вульгарных постановок сегодня, к сожалению, гораздо больше.

Что касается самой актерской профессии, то здесь опять же дело в посыле. Какова цель вашей работы? Просто набить карманы, невзирая на то, какую мерзость вы играете на сцене? Или же все-таки вы желаете своей игрой пробудить в зрителе что-то доброе, истинное, тот духовный росток, который взойдет с вашей помощью до самых Небес? Существуют целые театры духовной направленности, такие, как, например, русский духовный театр «Глас» и театр русской драмы «Камерная сцена» в Москве. Если христианин выбирает для себя актерскую стезю, для него должен быть ряд правил и табу — то есть отказ представлять непристойности вне зависимости от предлагаемого гонорара. Необходимо воспринимать актерскую работу как служение Богу через служение ближним своим, тогда все станет на свои места.

Мы с мужем женаты восемнадцать лет, нас венчали в Церкви. Сейчас я хочу c ним расстаться, так как все чаще стали ругаться и стали совершенно чужими людьми друг другу. Как пройти обряд развенчания?

Православная Церковь знает лишь Таинство Брака, в котором двое становятся единой плотью, в котором они сочетаются на Небесах, в Вечности. О каком же разводе может идти речь?! «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Раз обещались друг другу, нужно хранить верность до конца. Понятно, что сложно, порой невыносимо, но через преодоление скорбей обретается настоящее счастье. Сохраните свою семью! Ведь вина в том, что вы стали друг другу чужими, лежит и на Вас в том числе. Святитель Иоанн Златоуст говорит о высоком призвании женщины в брачном союзе: «Муж должен думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного». Что же будет, если Вы расстанетесь с любимым человеком? Какой ответ дадите перед Богом? Как будете доживать свой век на земле в одиночестве?

Ваш брак венчан, а потому вы призвали в свои отношения Самого Христа, Который некогда пребывал в Кане Галилейской, благословив брачный союз. А теперь что же, собираетесь разрушить этот организм? По слову святителя Иоанна Златоуста, «Разводиться — дело противное как природе, так и Божественному закону. Природе — поскольку рассекается одна плоть, закону — поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять». И далее он говорит о необходимости сохранения этих отношений: «Как во время болезни мы не отсекаем больного члена, а исцеляем его, так будем поступать и с женой. Если есть в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй порок».

Библия называет единственно возможной причиной развода мужа и жены грех прелюбодеяния, совершенный одним из членов семьи. В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве причин, которые могут послужить расторжению брачного союза, еще ряд грехов или недостатков: заболевание неизлечимой болезнью, медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм, длительное безвестное отсутствие и т. п. Среди этих причин нет «все чаще стали ругаться и стали чужими друг другу». Апостол Павел пишет: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; … Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор. 7:20). Если ваша семья претерпевает скорби — это нормальное состояние для брака, но это не повод к началу бракоразводного процесса, а скорее возможность что-то изменить в отношениях — в этом и есть настоящая жертвенная любовь.

В любом случае призываю Вас с мужем обратиться к местному священнику, который сможет изучить все обстоятельства вашей жизни и брачных недугов и дать необходимые советы и рекомендации.

Батюшка, меня поразила красота богослужения в храме, и я всем сердцем хочу служить в алтаре. Как этого достичь?

Желание послужить Богу прекрасно, причем это служение не ограничивается только алтарной частью храма. Важно понимать, что служить Богу человек может на любом месте и в любое время: за рулем своего автомобиля, у токарного станка, в кабинете своего офиса, у себя дома и т. п. Однако служение именно в Церкви, Доме Божием, — действительно особая честь, к которой Господь призывает особенным образом: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16).

Можно выделить два признака призвания к церковному служению: внешнее и внутреннее. Внутреннее есть то, когда юноша или девица горячо желают служить Богу в храме, заботиться о Церкви Божией. При этом человек должен внутренне искать не славы, величия или обогащения, но руководствоваться искренним стремлением послужить Господу своей жизнью. Возможность петь на клиросе за богослужением, возносить молитвы от лица всего собрания, помогать в алтаре, безусловно, является честью, которую Бог оказывает человеку.

Нужно испытать свое внутреннее желание служить Богу. Для этого рекомендую Вам начать не со служения в алтаре, но входить в храм постепенно. Для начала можно начать с притвора: как правило, именно здесь хранятся швабры, метелки, моющие средства — все для уборки храма. Вот и попросите по благословению настоятеля у одной из дежурных возможности помогать в уборке храма после службы. Если после нескольких недель/месяцев желание служить Богу не остынет в сердце, молитва останется горячей, тогда можно переходить в следующую часть храма — основное храмовое пространство. Здесь можно попроситься следить за подсвечниками, читать или петь на клиросе, помогать людям, которые впервые переступили порог храма. Если душа пройдет и это испытание, то смело можно проситься допустить вас до помощи в алтаре Господнем. Думаю, что такого потрудившегося на славу юношу, показавшего, что служение в храме для него чрезвычайно важно, выразившего готовность служить в любом месте и времени, с охотой примут в алтарь, и из вас получится замечательный пономарь.

Важно всегда хранить в своем сердце при этом память о прошлом: ведь гонения на Церковь были совсем недавно. Кого в первую очередь коснулась эта трагедия? Священнослужители и активные деятели Церкви оказались на передовой, шли на смерть за имя Божие. Готов ли я к такому подвигу? Готов ли быть с Богом не только в теплом, благоухающем храме, но и на печально известном Бутовском полигоне? Эти вопросы тоже чрезвычайно важны в церковном служении, так как на каждом служителе лежит ответственность за всю Церковь.

Также важен при вступлении в церковное служение и внешний фактор, которым является призвание Церковью. Если на служение призывает духовник, настоятель храма или епископ, то следует воспринять это как волю Божию и с благоговеньем вступить в тот круг обязанностей, который требуется от вас исполнить.

Если же ни первое, ни второе условие в вашей жизни не проявляется, то, быть может, стоит оставить эту затею хотя бы на время. Надо помнить, что в церковной жизни есть еще масса служений, выходящих за рамки богослужебной жизни: социальное служение, образовательная деятельность, работа с молодежью, катехизация и т. п. Каждое из этих служений по-своему очень важно и незаменимо в жизни Церкви. Апостол Павел говорит: «И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор. 12:27-28). Поэтому, быть может, Господь хочет, чтобы Вы проявили себя в одном из этих качеств. Прислушайтесь к своему сердцу, в котором Бог желает открыть для вас волю Свою, присмотритесь к внешним обстоятельствам, через которые Господь также может действовать и направлять Вас.

Стоит ли ходить детям в театр?

Авантюрная комедия про мошенника и плута Скапена, который наделен остроумием, смелостью, умением выходить из любой сложной ситуации. Хохотали до упаду! Замечательный спектакль - веселый, искрометный! Все актеры просто замечательные! Красочные костюмы артистов сделали спектакль незабываемым. «Комедия необходима сегодня - существует потребность в добром, обаятельном юморе» - уверен режиссер спектакля.

Глупость, жадность и коварство отступают перед силой любви, если на помощь приходят верность, здравый смысл и немножко плутовства! Актер Данила Дзыгар, сыгравший Скапена, получил приз за лучшую мужскую роль, был отмечен и Семен Спесивцев, сыгравший роль Арганта. Ему достался приз в номинации «Лучшее воплощение персонажа».

В конце спектакля на сцене опять появился В. Спесивцев и в заключение сказал несколько, слов, которые нам приятно было услышать: «Фонвизин-это начало русского театра, которое будет вечно». Спасибо труппе театра и его директору за замечательные, очень интересные и неординарные постановки, за новые идеи, за молодёжный взгляд на театральное искусство!

После каждого спектакля мы получаем очень позитивный настрой и заряд интеллектуальной энергии. И, несомненно, каждому хочется высказать своё мнение об увиденном. Они часто сравнивают происходящее на сцене с действительностью. И ещё один не маловажный момент, дети учатся вести себя в общественных местах, забывают о своих гаджетах, у некоторых возникает желание прочитать книгу после увиденного, в их глазах отражается чудо. Моя задача выполнена!

Желаю всем родителям и учителям быть добрыми консультантами в мире искусства, пусть ваши дети будут успешными в жизни, с непрерывной тягой к знаниям и высокими ценностными ориентациями. В современной гонке мы часто забываем о простых вещах, которые, пожалуй, играют очень важную роль в жизни. Видеть прекрасное – это способность, которую надо развивать. Не упустите этот момент. Театр вам в помощь!

Вечер, при котором вам предстоит отправиться в театр, может представлять собой двойное удовольствие. Выбрав на сайтеафиша понравившийся спектакль или балет в вашем городе, вы сможете насладиться просмотром, а также продемонстрировать окружающим свои наряды и показать безупречность собственного вкуса. Как одеться в театр правильно? Однако, для посещения театра платье нужно уметь выбирать правильно.
Как одеться в театр правильно?
Ведь стилисты утверждают, что даже для разных театров есть свои специфические правила, касающиеся внешнего облика посетителей. Наиболее торжественный из поводов нарядиться изысканно, конечно, появляется по случаю посещения балета или оперы.
Но здесь нужно сделать одну оговорку. Возможно, если вы решите отправиться в театр в вечернем платье, дополненном фамильными бриллиантами, то окружающие могут посмотреть на вас с некоторым изумлением.
Ведь преимущественная часть публики в аналогичном заведении считает нормальным появляться в джинсах и далеко не новых свитерах.
Поэтому, учитывая такие особенности, совершенно необходимо отыскать разумную грань между современной реальностью и определенной строгостью внешнего вида, которая является желательной в нормальном обществе при посещении культурного заведения.
Каким должен быть наряд для театра
Вооружитесь таким правилом, которое даст вам верное представление о том, каким должен быть ваш наряд для театра. Чем более масштабным, красивым и дорогим является само здание театра и обстановка в нем, тем более нарядной и изысканной должна быть ваша одежда.
Уместно в этом отношении привести такую классификацию. Платье с открытой линией плеч в пол на ряду с роскошными драгоценностями и перчатками уместно одевать в театр, если вы идете на торжественную премьеру.
Также такой наряд будет уместен, если вы отправляетесь в театр с мировой известностью или громким “именем”, которые располагаются в столичных городах. Наиболее часто такой из нарядов выбирается для похода в оперный театр. Однако этот наряд отлично подойдет и для посещения драматического театра, если случай отличается особой торжественностью.
В платье, длина которого доходит до щиколоток, в фасоне которого предусмотрен любой вид рукава или без таковых, можно пойти на балет или любую оперу. Но платье в этом случае лучше одевать без перчаток. Наряд уместно дополнить роскошными драгоценностями или качественной бижутерией.
В этом случае вы можете оказаться одетой наряднее, чем большинство других дам. Однако это не будет выглядеть напыщенно или слишком чрезмерно. В платье средней длины с закрытыми плечами или даже длинным рукавом, не предусматривающим наличие перчаток, в принципе, возможно отправиться на любой балет или оперу в театре любого уровня. Можно сказать, что подобный наряд будет универсальным для походов в театры.

Как одеться в Большой театр
В дополнение к такому варианту одежды одевайте скромные, но изящные украшения или хорошую бижутерию с содержанием жемчуга и поделочных камней. Если речь не идет о посещении премьеры в Большом театре или ином заведении подобного уровня, тогда вполне допустимо облачиться в блузку с юбкой.
Но такие элементы гардероба должны быть достаточно нарядными и по возможности дополненными красивой бижутерией.
Профессионалы дают и такие советы по поводу выбора наряда для театра и как одеться в театр правильно. Не стоит в театр “выгуливать” имеющееся в вашем гардеробе платье с очень оригинальным или замысловатым фасоном. Не подойдет и наряд очень кричащих тонов или с кринолинами. Ведь вам придется довольно долго сидеть в нешироком виде кресла.
Всегда для театра предпочтительным будет простой, но элегантный покрой платья. Материал должен быть в благородных цветах и нарядной фактуры. По традиции в драматический театр нужно одеваться менее нарядно, нежели при посещении оперы.
Такая традиция идет еще с тех времен, когда оперный жанр представлял собой развлечение для элитных слоев населения. Раньше спектакли ставились для широкой публики, и их могли смотреть все, кто пожелает от простолюдинов до знати.

В каком наряде допустимо ходить в театр сегодня?
В каком же наряде допустимо ходить на спектакль в театр сейчас? Универсальным вариантом может быть облегающее платье либо наряд средней длины, близкий по фасону к вечернему. Открывать плечи не стоит.
И по возможности старайтесь обходиться без слишком глубокого декольте. Ваш облик должен олицетворять собой скромность и интеллигентность, что и характерно для частых посетительниц театров. Сочетание в виде блузки и юбки тоже будет допустимым. Но юбка, естественно, не должна быть чересчур короткой.
В костюме тоже можно пойти в театр, но он не должен быть чрезмерно строгим и мрачным в плане цвета. Многим женщинам не понятно, можно ли в театр приходить в брюках. При традиционном подходе на них накладывается жесткое табу, как на возможный вариант. Однако в современных реалиях это правило повсеместно нарушается.
Если и у вас велико желание отправиться в театр в брюках, тогда можно и одеть их. Но конечно, это не должны быть джинсы. Брюки можно дополнить нарядным жакетом либо красивой классической блузкой. Однако, такой наряд будет допустим, если вы идете не на премьеру спектакля, и он не отличается особой торжественностью. Сегодня в домах культуры нередко проводятся и неформальные театральные постановки.
Аналогичного жанра спектакли могут даже проводиться в кафе или в отдельном доме. И это будет тем самым случаем, когда можно полностью расслабиться в плане выбора наряда. Как одеться в театр правильно – забудьте обо всех табу и правилах. Надевайте по этому поводу то, что вам более нравится.
Но и тут старайтесь не выглядеть уныло и, что называется, серо. Определившись с тем, в каком именно наряде вы отправитесь в театр, пора подумать и о дополнении наряда разными аксессуарами. По этому поводу в отношении театральных посещений также сложились определенные правила.

Аксессуары для театра
Конечно, посещение театра не мыслимо без маленькой изящной сумочки. Есть даже отдельные модели сумок, которые называются театральными. В качестве варианта допустимо дополнять наряд красивым ридикюлем. Но и это не является обязательным требованием.
Театральные сумочки представляют собой словно отдельное направление моды. Такие сумочки не просто очень маленькие, они непременно делаются из нарядного фактурного материала. Нередко их дополняют всевозможные декоративные элементы в виде блесток, бисера, вышивки или кружева.
Чаще всего одевается такая сумочка на плечо посредством длинной блестящей цепочки. Но сумочку можно носить и просто в руках.
Еще один аксессуар, который всегда будет уместным в обстановке театра, это веер. В особенности его рекомендуется брать, если сама одежда будет отличаться особой торжественностью. Ведь в зрительном зале театра может быть изрядно душно.
Поэтому веер сможет пригодиться по своему прямому назначению. Веер, однако, нужно подбирать под ткань и оттенок одежды. Наиболее нарядным вариантом веера будет, конечно, тот, что изготовлен из перьев.
Но веер из ткани, резного дерева или костяных пластин тоже допустим, если он сочетается с вашим нарядом. В театре допустимой, как ни странно, будет и вечерняя шляпка. Причем она по фасону может быть абсолютно любой.
Нередко дамы одевают в театр “ложную шляпку” на заколке или обруче. Однако перед самим спектаклем шляпку лучше снять. Иначе вы будете загораживать обзор людям, сидящим позади вас.

Обувь для театра
Единственно приемлемым вариантом обуви для посещения театра являются туфли. И даже, идя в театр, а тем более на оперную постановку в холодное время года, их нужно взять с собой, чтобы в театре переобуться.
Посещение театра в сапогах считается дурным тоном!!!
Если модель вашего платья предполагает наличие шлейфа, то допустимо на ноги одевать балетки. Ведь шлейф очень легко цепляется за каблук, что может помешать вашей безопасности.
Существуют определенные ограничения в отношении наряда для театра.

Что нельзя надевать в театр
Они состоят в так называемых нарядах-табу. К ним относятся, во-первых, джинсы и шорты. Такая одежда в крайнем случае окажется уместной для представления в провинциальном театре или на неформальной постановке на квартире.
В театре не допустимо появляться в “радикальном” мини. Ведь вы идете не в клуб, поэтому и ноги оголять не стоит. Не подойдут для посещения театра кружевные колготки или в сеточку. Ваш вид будет в них в изысканном интерьере театра чересчур пошлым.
Одежда, в которой принято посещать театр, должна быть максимально элегантной и красивой. Подчеркнутая сексуальность в образе совершенно не допустима.
Слишком буднично одеваться в театр нельзя, например, в свитер или футболку. Равно как и приходить в это культурное заведение в кроссовках, шлепанцах, сандалиях или сапогах. Не будет свидетельством имеющегося у вас стиля обилие блестящих тканей, блесток или тому подобных элементов.
Превращать себя в новогоднюю елку не стоит, если вы отправляетесь в театр. В остальном ориентируйтесь на собственные предпочтения и следите за тем, чтобы ваш наряд был не только уместным для театра, изысканным и элегантным, но также максимально удобным для вас.
Как одеться в театр правильно мы рассказали – приятных впечатлений!

Так сложилось, что театральный этикет во многом повторяет этикет официальных торжеств и приёмов, поэтому у него есть много условностей и ограничений. АиФ.ru напоминает основные принципы поведения в театре.

1. Отправляясь в театр, позаботьтесь о своём гардеробе. В XXI веке женщинам уже не нужно надевать на спектакль вечернее платье, а мужчинам смокинг, если этого не требует специальный дресс-код. Однако приходить в театр рекомендуется одетыми более празднично, чем обычно. Мужчины могут надеть тёмный костюм, светлую рубашку и галстук, а женщины преобразить свой наряд, дополнив его аксессуарами. Однако не следует усердствовать — лучше одеться скромнее, чем выглядеть нелепо.

Дамам следует запомнить, что освежать непосредственно перед спектаклем свои духи — дурной тон. Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В зале смешаются десятки ароматов, которые у некоторых зрителей могут вызвать головокружение или даже аллергическую реакцию.

2. Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать спутника в театр, но в любом случае билеты контролёру должен предъявлять мужчина. Он же при входе в театр открывает перед женщиной дверь.

По правилам этикета на спектакль нужно приходить заблаговременно. Двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы без спешки сдать верхнюю одежду в гардероб и приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей.

3. Как известно, театр начинается с вешалки. В гардеробе мужчина должен помочь спутнице снять пальто и только потом раздеться сам. Сдав верхнюю одежду, номерки мужчина оставляет у себя, причём не носит их на пальце, как кольцо, а сразу кладёт в карман.

Помните, что разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра в антракте и перед представлением — бестактно. Если нужно что-то поправить, приведите себя в порядок в туалетной комнате.

4. В зрительный зал мужчина входит первым, он же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра.

К своему месту следует проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство тихим голосом или кивком головы (если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно; если же проход узкий, то надо встать и пропустить проходящего). Первым между рядами всегда проходит мужчина, а за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.

5. Занимайте свои места в зале не позже третьего звонка. Если они в середине ряда, то следует сесть на них заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих по краям от вас. Если же ваши места расположены не в середине ряда, то можете позволить себе немного задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине зрителей.

6. Если вы обнаружили, что ваши места заняты — предъявите сидящим на них свои билеты и вежливо попросите их освободить. Если же произошла ошибка и на одно место было выписано сразу несколько билетов, то обратитесь к служащим театра, они обязаны решить возникшую проблему.

Помните, что занимать чужие места неприлично. Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать, что это их места. А, во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у всего зала вас будут «прогонять».

7. Опаздывать в театр неприлично (только в ложу можно входить после того, как в зале погасили свет). В остальных случаях служащие театра имеют право не пустить вас в зал до антракта. Но если вам позволили войти, то сделайте это как можно тише и садитесь на первое свободное место. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо — в антракте вы сможете занять те, которые указаны в билете.

8. Заняв места в зрительном зале, не следует класть руки на оба подлокотника — это может причинить неудобство вашему соседу. Не стоит сидеть очень близко, прильнув друг к другу, так как сидящие сзади могут не увидеть за вами сцену.

Закидывать ногу на ногу, широко расставлять ноги, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами тоже неприлично.

9 . Даже если вам кажется, что в зрительном зале стало душно, не используйте программку в качестве веера. И помните, что нельзя рассматривать в театральный бинокль людей в зале. Он предназначен исключительно для того, чтобы наблюдать за действием на сцене.

10. Главное правило в театре — соблюдение полной тишины. Перед началом спектакля отключите мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам. Не обсуждайте во время действия игру актёров, а также неуместное поведение других зрителей. Допустимо сделать тихим голосом замечание зрителям, которые нарушают порядок, но помните, что это обязанность служащих театра.

Если вы простужены, то лучше пропустите зрелище: ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале. И, конечно же, во время спектакля недопустимо есть, шуршать сумками, пакетами, постукивать ногами.

11. Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила поведения, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко. Если женщина хочет остаться во время антракта на месте, спутник остаётся с ней. А если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает её.

12. Уход из зала во время действия — явный показатель низкой культуры зрителя. Даже если вы разочарованы спектаклем, дождитесь антракта и только тогда покиньте театр. Безусловно, недопустимо засыпать во время спектакля, даже если у вас выдался тяжелый день, а постановка оказалась скучной.

Показывать чрезмерное удовольствие от происходящего на сцене во время действия также считается дурным тоном. Аплодисменты должны быть органичными: отдельные хлопки, прозвучавшие в полной тишине, могут сбивать актёров. Но после окончания спектакля можете не скрывать своих положительных эмоций. Аплодисменты — выражение признательности зрителей, а вот свист, крики, топанье ногами в театре недопустимы.

13. Если вы хотите подарить цветы особенно понравившемуся вам актёру, то сделайте это в самом конце спектакля, при этом не поднимаясь на сцену. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники представления выстроятся на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Также можно передать букет артисту через служащего театра.

14. По окончании спектакля сразу не бегите в гардероб, чтобы получить свою одежду. Артисты выходят на поклон зачастую не один раз, поэтому дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете неспешно покинуть зрительный зал.

Если в силу каких-либо обстоятельств зрителю нужно раньше уйти из театра, то по негласным правилам последний акт он смотрит на балконе, затем, никого не потревожив, уходит.

15. Чтобы не тратить время на стояние в очереди гардероба, можно переждать, прогулявшись в фойе, и обсудить увиденное представление.

В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а затем подать верхнюю одежду своей спутнице.

Многие воспринимают театр как искусство эстетское, «для высоколобых», где одни условности, неестественные интонации, заломленные руки. Time Out исследует причины, по которым люди не ходят на спектакли, и разрушает мифы о театре.

7. Кино лучше

Дело вкуса. Безусловно, в театре артисты играют иначе, чем в кино, с другими интонациями, громкостью голоса, с большей условностью, возможно, наигранностью. Но отсутствие крупных планов, киношных декораций или натурных съемок, невозможность снять второй дубль действует на зрителя еще сильнее — эмоции и жизнь артистов на сцене бьют сильнее. Пожалуй, это можно сравнить с концертом и музыкальным альбомом: первый — живой и «драйвовый», второй — выверенный, вылизанный. Не знаем, что лучше, но почему-то все стремятся увидеть и услышать своих любимых исполнителей на сцене.

6. Ничего не пойму

Очень может быть. Хотя сомнительно, что абсолютно все считывают аллюзии, аллегории и метафоры, разбросанные даже в популярных фильмах. Да, чтобы понять некоторые постановки, требуются определенные знания и насмотренность, но почему бы не пойти на другие, сделанные при помощи более доступного языка? Если вам трудны работы Диденко, Богомолова или Серебренникова, сходите на постановки Волчек, Женовача, Яновской или покойного Фоменко.

И помните, что искусство — это зеркало: если вы что-то в нем заметили, значит оно там есть. Как в фильме Вырыпаева: «А чего тут понимать, ты просто ощущай и все. Ты не головой, а сердцем ощущай».

5. Ненатурально


Если вы не можете соотнести себя с героями постановки, понимаете, что не сталкивались с такими людьми в жизни, они кажутся вам пластиковыми и фальшивыми, то вы смотрите плохой спектакль (запомните фамилию режиссера и не ходите на него больше). В хорошем — вам препарируют действительность, вывернут человеческие чувства, мысли, мотивы, поступки, конфликты и все покажут, как в анатомическом театре. В какой форме наблюдать — комедии или драмы — уже ваш выбор. Здесь не обязательно помогут разобраться в человеческой природе, но точно зададут вопросы, которые заставят задуматься, что никогда не помешает.

4. Слишком современно

Некоторые, напротив, думают, что театр в Москве — это голые люди, провокации и «пощечины вкусу». Он разный, самый разный, начиная от Малого театра и заканчивая Новым пространством Театра Наций. Искусство может быть каким угодно: авангардным или традиционным, но, по большому счету, единственный критерий — качество постановки. Если она талантливо сделана, то в какой бы форме не была выпущена, вы все равно ее оцените.

3. Слишком старомодно

Если ходить на «нафталиновые» постановки, то так может показаться. Но театр как искусство современное всегда актуален, или даже безвременен. Благо, у нас достаточно ярких и интересных режиссеров. Спектакли в Театре Наций, МХТ, СТИ, «Мастерской Петра Фоменко», театре Вахтангова, «Современнике», «Электротеатре», «Практике», «Театре.DOC», «Гоголь-центре» никак нельзя назвать архаичными и несовременными (есть даже театр Кирилла Ганина, где актеры на сцене абсолютно голые).

2. Времени нет

Если вы настолько загружены, то едва ли будете читать эту статью. А раз читаете, значит ленитесь и отмазываетесь. Новые сезоны любимых сериалов или Civilization VI никуда не уйдут, а магию, которая рождается на сцене каждый день, можно упустить. В театре у каждого есть редкая возможность видеть и ощущать, как на наших глазах совершается что-то гораздо больше нас самих.

1. Дорого

Жалко отдать за билет стоимость ужина в приличном, но не изысканном ресторане? Не судите о стоимости билетов лишь по премьерным постановкам, о которых рассказывают в медиа. Если хотите сходить в театр недорого, есть несколько правил.

Не бегите на премьеры сразу же (скорее всего, билеты раскуплены или остались самые дорогие): через полгода или в следующем сезоне ажиотажа уже не будет (редкие исключения, например, «Рассказы Шукшина» в Театре Наций).

Не стоит брать места в первом ряду партера, если вы не хотите, конечно, чтобы капли пота артистов летели на вас (да и оттуда ничего не видно, приходиться все время крутить головой). Из середины партера, начала амфитеатра, даже с бельэтажа или балкона можно прекрасно смотреть постановки. Все зависит от размеров зала и вашего зрения. Вы удивитесь, когда узнаете, на какие спектакли можно купить билеты в пределах 1500 рублей, если рассматривать не «топовые» места.

И еще один лайфхак — узнайте в кассе, когда открывается продажа билетов на следующий месяц, в этот день вы успеете выбрать спектакль на свой вкус и кошелек.

Фото «Гоголь-центр»