Оловянный солдатик добрые и злые персонажи. Сказка стойкий оловянный солдатик - ганс христиан андерсен

Сказочная и удивительная история «Стойкий оловянный солдатик» всегда интересна детям, так как рассказывает о сильной, но короткой любви двух героев, которые за весь сюжет не говорят ни одного слова. Но заканчивается эта история о сильной любви трагично и печально.

Сборник Андерсена «Сказки, рассказанные детям»

В 1935 году в Дании выходит небольшая книга уже известного детского писателя. Этот сборник имел огромнейший успех и моментально расходился в продаже. Даже сам автор не ожидал, что его небольшие, но поучительные сказки будут пользоваться таким успехом.

В этот сборник вошла и сказочная история «Стойкий оловянный солдатик», краткое содержание которого есть в этой статье. После выхода данной книги появилась в Дании и новая традиция: книгу Ханса Христиана Андерсена теперь стали переиздавать в одно и то же время. Каждый раз она выходила из печати накануне Рождества и новогодних праздников, и ее приобретали родители, чтобы сделать приятный и долгожданный подарок своим детям.

Краткое содержание сказки «Стойкий оловянный солдатик»

На день рождения малышу преподносят подарок. Это двадцать пять маленьких солдатиков, сделанных из олова. Но вот только один из них сильно отличается от остальных. А все потому, что когда игрушки делали, то при отливе материала оказалось мало, и воин остался без одной ноги. В сказочной и поучительной истории Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» краткое содержание помогает понять основную идею произведения. Ночью игрушки оживают. И это уже интересно малышам, ведь они мечтают, чтобы так было.

Когда все игрушки в комнате мальчика оживают, то солдатик, который наблюдал за всем, увидел маленькую и хрупкую танцовщицу, в которую сразу же влюбился. Танцовщица была прекрасна! Каждое ее движение, каждый взмах руки - все это было великолепно. Но автор в сказке «Стойкий оловянный солдатик», краткое содержание всегда интересует детей разного возраста, показывает и то напряжение, и тишину, которая воцаряется в комнате, когда появляется страшный тролль. Он сразу же замечает солдатика и, увидев, что тому понравилась танцовщица, делает предупреждение, чтобы он даже не смотрел на нее.

Но воин совсем не обращал внимания на грозного тролля и продолжал любоваться тонкой и хрупкой балериной. Тогда злодей пообещал, что обязательно с ним разберется. Так и происходит в сказке «Стойкий оловянный солдатик», краткое содержание продолжим тем, что утром игрушку поставили на подоконник, а окно было открыто. Подул ветер, он не смог устоять на одной ноге и выпал. Пока он лежал под окном, прошел дождь.

Вскоре игрушку находят мальчишки, они сделали небольшой кораблик из бумаги и посадили в него солдатика, пустили в канаву. По дороге сначала происходит столкновение с крысой, а затем, когда корабль переворачивается, игрушку проглатывает рыба. Она попадает на стол хозяина того дома, где раньше и жил солдатик из олова. И все же конец печален: игрушку мальчик швыряет в камин. Туда же ветер уносит и танцовщицу.

Экранизация

Сказку Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», краткое содержание которой есть в этой статье, экранизировали и в России, и за рубежом. Самой лучшей работой является мультипликационный фильм с одноименным названием, который вышел на экраны в 1976 году.

Хотя до этого уже были попытки экранизировать сказку Андерсена. Первая состоялась в 1934 году. Режиссером был Аб Айверкс, а мультфильм назывался «Джек в коробке». Были и другие попытки.

Цель:

  • Создать условия, способствующие осознанию философского смысла сказки.
  • Развивать образное мышление, творческие способности, способность воспринимать различные виды искусств.
  • Воспитывать любовь к художественному слову, формировать интерес детей к классическому искусству; в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.

Ход урока

  • Сегодня на уроке мы вновь отправимся в путешествие необыкновенное. (Звучит сказочная музыка).
  • А значит мы отправимся куда, мы отправимся в: (сказку) - хором дети.
  • Что такое сказка?

(Сказка - это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра со злом) - говорит ученик.

Какие бывают сказки?

Что у них общего и чем они отличаются?

Много общего в темах, языке, образах. Однако - народная сказка - это результат коллективного творчества, а авторская создается определенным писателем.

Какие недостатки людей осуждаются в сказках?

(Лень, жадность, безделье, скупость и т.п.)

А какие положительные человеческие качества высоко оцениваются в сказках?

(трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, стойкость и сила духа).

- "Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок". А.С. Пушкин (на доске)

Эти слова принадлежат А.С. Пушкину.

Как вы понимаете эти слова?

(Сказка всегда чему-то учит, много в ней сказочного, вымышленного, но она мудра и поучительна). - говорит ученик.

I. Сообщение темы.

У меня в руках старая оловянная ложка. С нее то и начнется наше путешествие:

А). Прочитайте заглавие сказки.

Что можно узнать из заглавия?

Прочитайте значение слова СТОЙКИЙ.

На доске:

  1. Прочный, неослабевающий;
  2. Непоколебимый, упорный, твердый духом.

Физминутка.

Б). Рассмотрите иллюстрации.

Что можно предположить?

(Путешествие будет захватывающим, увлекательным, опасным).

Значит, в каком значении по-вашему мнению, употреблено слово стойкий в заглавии?

(Непоколебимый, упорный, твердый духом).

Как вы думаете, какая это сказка?

1. Грустная или веселая?

2. Волшебная или анималистическая?

Что о нем вам известно? (Выступление детей).

В). Обобщение учителем.

Геннадий Цыферов в книге "Мой Андерсен" пишет: "Знаешь ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит:"

Если в смешную сказку добавить каплю чистой грусти, она тоже звенит. Всякий раз после сказки Андерсена мы словно слышим звон, долгий и робкий. Потом даже можно забыть о чем она, но робкий звон всегда останется в сердце.

Учитель: Многие литературные сказки берут свое начало из народной сказки.

Как вы думаете, что могло послужить толчком к написанию сказки?

Может быть кто-то знает?

Предположения детей:

Ученик: - Рассказывают, что однажды, шел Андерсен по улице. Маленький мальчик играл у окна. Когда он увидел любимого сказочника, то. Подарил ему оловянного солдатика. Утверждают, что так и родилась сказка.

Физминутка.

III. Итак мы отправляемся в путешествие:

Продолжаем работу по сказке. И в конце урока мы должны ответить на самый главный вопрос:

Какие чувства в читателе вызывает эта сказка?

Вывод учителя:

В первых же фразах сказки звучат два главных мотива произведения и вообще произведений Андерсена.

Мотив светлой радости, связанной с ожиданием чуда. Прочитайте отрывок стр. 38 ((ч.I)1).

Мотив грусти, печали, от понимания кратковременности, хрупкости чуда. стр. 38 (2). Они лежали, все двадцать пять, в картонной коробке. В ней было темно и тесно:

IV. Анализ сказки (выборочное чтение).

I часть

Ключевой вопрос:

Почему так сложилась судьба оловянного солдатика?

На этот вопрос мы сможем ответить только в ходе анализа сказки.

Чем был интересен последний солдатик? (стр. 38, 3)

(он особый, самый замечательный:)

Что говорит о его внутренних качествах?

(Да, он умеет видеть красоту. (стр. 38, 4))

Что сближало солдатика и танцовщицу?

(он увидел свое сходство, родство пока внешнее с ней (стр. 39, 5))

О чем он подумал?

(Вот бы мне такую жену: (стр. 39,6))

О чем говорят его первые слова?

Учитель: (Красота танцовщицы вызывает у него эгоистическое желание, корыстную мысль: "Вот бы мне:"

Он забывает обо всем: о своем воинском долге, о своем главном назначении на земле, но разумом понимает он нереальность осуществления своего желания).

Поэтому возникает новая мысль, какая? (стр. 39, 7)

("Но познакомиться с ней:")

(Поухаживать для игры, для забавы).

Как эти мысли и чувства характеризуют солдатика?

Раскрывают ли они главное в нем?

(ведь легкомыслие, игривость не соответствует тому образу героя, который создается в тексте сказки)

Каким мы видим солдатика в сказке?

(серьезным, влюбленным)

Андерсен хотел показать, что в человеке изначально заложено добро и зло, такова человеческая природа и он сам делает выбор и несет ответственность за этот выбор.

II часть

Расскажите, что делали игрушки ночью? (стр. 39, 1)

О чем говорит характер и сама последовательность этих игр?

Что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома?

(Игрушки играют так же, как дети: сначала в гости, потом в войну, и заканчивают балом).

(Это говорит о культуре девочки и женщины, об уважительном отношении мальчиков и девочек, о дружбе и согласии, любви и поэзии в этом доме.)

Где даже птицы разговаривают как? (стр. 39, 2) (дети)

Какое чудо произошло с солдатиком и танцовщицей (стр. 39, 3)

(Зародились таинственная и бескорыстная любовь)

"Вдруг выскочил:"

Чем интересна была табакерка? (стр. 39, 5)

Кто такой тролль?

(Злой волшебник, чертенок)

Откуда он взялся и за что мстит солдатику?

(Тролль - это воплощение внутреннего зла, которое есть в каждом человеке, а в солдатике проявилось в виде низких чувств: зависти, о которых мы говорили раньше. И за это мстит ему тролль).

Что случилось утром? (стр. 40, 6)

Что выпало на долю нашего героя? (Испытания)

И первое испытание солдатик выдержал как? (Достойно стр. 40, 7)

Почему он не стал кричать и звать на помощь? (стр. 40, 8)

Какие еще испытания на прочность воли выпали солдатику? (III ч. 40-42, 1,2,3)

Вывод: Даже в трудную минуту человек должен постоянно помнить о чувстве собственного достоинства, о чести. Начиная с того момента, когда солдатика начал испытывать тролль, герой осознал свое высшее назначение и остается воином с чистой и бескорыстной любовью уже до самого конца сказки. Во всех испытаниях он ни в чем не изменяет себе: он держится стойко, как полагается настоящему солдату и во время опасного плавания, в бумажной лодке, и когда большая водяная крыса плыла за ним вдогонку, свирепо щелкая зубами и когда стал тонуть, и в желудке у большой рыбы. В молчаливой стойкости оловянного солдатика, в его поведении раскрывается истинно христианское отношение к миру: у него нет ненависти к гадкому троллю из табакерки, он не проклинает "уличных мальчишек", он со смирением принимает свою судьбу и стойко переносит все испытания, перед грозящей гибелью, помня только о своей чести и "милой плясунье".

Какие чудеса произошли? Почему? (стр. 42, 1)

(Заслуженная награда за стойкость).

Вывод: Вот это "чудное мгновение" и есть счастье. Такое счастье дается недаром, не приходит само. Его нужно заслужить, выстрадать, пройти через искушение, победить зло и достойно выдержать испытание.

Прочитайте, что чувствовал солдатик, оказавшись в печке. (стр. 42, 2)

Что осталось от танцовщицы и от солдатика? (стр. 43, 3)

V. Итог.

Счастливый ли конец у сказки?

(И да и нет)

Итак, мы вновь подошли к самому главному вопросу, проблеме сказки.

В этой сказке двойной смысл:

Стойкость - умение уверенно стоять на одной ноге. И второй - стойкость - это сила духа. Происшествия в сказке детские, а чувства настоящие, достойные уважения. И читатель вместе с оловянным солдатиком преодолевает, побеждает в себе слабость. Душа очищается, становится сильнее духом.

Услышали ли вы "звон грусти" в этой сказке?

О чем звенит сказка "Стойкий оловянный солдатик"?

Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие с великим сказочником, оно будет продолжаться всегда, всю жизнь. Андерсен верный друг и добрый советчик для всех детей, а значит и для всех людей. В сказках Андерсена рядом живут слезы и смех, горе и радость - все как в настоящей жизни.

А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику "Королю сказок" в столице Дании, Копенгагене воздвигнут памятник. А также памятник одному из героев сказок - Русалочке. Русалочка стала символом датской столицы и уже много лет сидит на берегу моря и смотрит вдаль.

VI. Домашнее задание. Нарисуйте эскиз памятника любимым вами героям сказок Андерсена и объясните свой выбор.

Герой сказки Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» (1838), символ несгибаемого мужества и упорства. Его судьба описана кратко, но она полна событий, хотя и неправдоподобных, но убедительных в этом волшебном мире, где в сложном единстве сосуществуют люди, звери и игрушки. Он - один из двадцати пяти игрушечных солдатиков, «родных братьев по матери - старой оловянной ложке», которых подарили на день рождения маленькому мальчику. От своих братьев Стойкий Оловянный Солдатик

Отличался тем, что был одноногим (не хватило олова), но стоял на своей одной ноге надежно и крепко.

В игрушечном мире детской, куда попали солдатики, было много чудесного, но больше всего героя привлекла бумажная Танцовщица, тоже стоявшая на одной ножке, - другую она подняла так высоко, что солдатик ее не увидел и решил, что они с Танцовщицей товарищи по несчастью. Конечно, он только мечтать мог, что такая красавица всерьез обратит на него внимание. Но случилось так, что судьба С. О.С. сложилась на редкость удивительно. Он - натура, по-солдатски и, так сказать, по-оловянски простая, однако не по-игрушечному чинная и деликатная - прожил коротенькую и удивительную жизнь. Отдельные подробности его столкновения с внешним миром, куда он попал, вывалившись из окна, фантасмагоричны: чего стоит, например, крыса, требовавшая паспорт у проплывавшего на лодочке из газетной бумаги солдатика.

Удачно миновав столкновения с крысой, он целиком очутился во власти водной стихии (из ручейка попал в реку) и даже, подобно библейскому Ионе, оказался в чреве, правда, не кита, а неизвестной рыбы, из которой вновь был выдворен в свою старую детскую, к тем же детям и игрушкам. Но его судьба, несмотря на свою примечательность, не задалась с самого начала, с той самой недостающей ноги. Эта история закончилась плохо. Кто-то из мальчишек швырнул его в камин, и он превратился в маленький кусочек олова. Расплавился до самого сердца. И все же история закончилась хорошо - ворвавшийся в комнату ветер швырнул в печку и маленькую бумажную Танцовщицу. Так они погибли вместе.

Главными героями этой сказки знаменитого датского сказочника можно назвать:

  • Стойкого оловянного солдатика
  • Бумажную танцовщицу
  • Тролля из табакерки

Поговорим о каждом из них отдельно и постараемся понять, какими создал их Ханс Кристиан Андерсен. А еще ответим на вопрос — чему они могут нас научить или от чего предостеречь.

Стойкий оловянный солдатик

Солдатик — центральный персонаж этой сказочной истории, тот герой, вокруг которого построен весь её сюжет. Именно его приключения, мысли и чувства описывает Андерсен на протяжении всего повествования. Главное его определение — стойкий, как в прямом, так и в переносном смысле. Он твёрдо стоит на своей одной ноге и храбро проходит через все невзгоды, попадая в сложные ситуации.

Это, безусловно, положительный герой, который может научить таким важным качествам, как сила духа, умение не сдаваться, даже тогда, когда кажется, что выхода нет. А ещё он умеет любить по-настоящему. Он самозабвенно влюблен в ту, которая показалась ему похожей на него, а значит, в чем-то очень близкой. Она, как и он, умела стоять на одной ножке и при этом смотрелась просто замечательно. Никакие угрозы и препятствия не смогли изменить чувства солдатика к маленькой бумажной балерине.

Бумажная танцовщица

Она не произносит ни слова на протяжении всей сказки и даже не двигается. Поэтому её характер трудно понять. Но главное, что своим мастерством и красотой она привлекла внимание солдатика, зародила в его душе настоящее чувство — любовь с первого взгляда.

Её же чувства раскрываются только в самом конце, когда она отправляется вслед за солдатиком в пекло камина и погибает вместе с ним. Всё в этой сказке не настолько явно, быть может, это только сквозняк. Но, тем не менее, хочется верить, что это именно любовь, и каждый из нас может решить по-своему. Такова эта история.

Тролль из табакерки

Он завистлив, зол и, вероятно, умеет колдовать, наводя чары, которые заставляют детей делать очень странные вещи. Например, ни с того ни с сего бросать красивую игрушку в огонь.

Возможно, что таким способом сказочник намекнул на не всегда хорошее поведение, с которым каждый из нас сталкивается в своей жизни. Возможно, это козни злобного тролля? Если так, то всё может закончиться очень печально. Например, так как закончилась эта грустная сказка. Поэтому важно не давать ему возможности управлять собой.

Можно сказать, что этот герой олицетворяет собой все наши худшие мысли, чувства и порывы. Может быть потому все в этой сказке неявно и через «возможно» и «может быть». Ведь нам всегда хочется думать, что всё зло не от нас самих, и на самом деле мы добрые и хорошие.

Тексты сказок кажутся ребенку чем-то добрым в любом случае. Только с возрастом, когда человек подрастает, ему чудится, что сказки на самом деле не детские произведения, а очень даже взрослые, философские и глубокие. Конечно, весьма важно и то, как подана та или иная история. Сегодня мы поговорим о произведении «Стойкий оловянный солдатик». Краткое содержание его ждет читателя в этой статье.

«Неправильный» оловянный солдатик

История начинается с того (если опустить вступление автора), что мальчику из обеспеченной семьи дарят на день рождения коробку с оловянными солдатиками. Их всего 25. И последнему немного не повезло: не хватило олова, и поэтому он получился одноногим. Даже по тем скупым описаниям, которые оставляет автор, читатель понимает, что солдатик очень расстраивается из-за своей непохожести на других. И вот, о чудо! В комнате он видит балерину небесной красоты. Ангел, а не балерина. И что удивительно, она тоже стоит на одной ноге.

Здесь нужно прервать рассказ о произведении «Стойкий оловянный солдатик» (краткое содержание которого - в фокусе нашего внимания) и сказать: балерина, разумеется, не была одноногой, она настолько высоко подняла другую ногу, что солдатик ее просто не заметил.

Служивый притаился за табакеркой на столе и из своего укрытия наблюдал за девушкой. Она его не видела, он же за ней зорко на неё смотрел. Ночью, когда люди уже спали, игрушки начали веселиться. Не двигались только двое - солдат и балерина.

Мрачное пророчество тролля

Вдруг из табакерки, где ни разу в жизни не держали табака, выскочил тролль и начал подначивать солдата, что он, мол, не так уж хорош для такой прекрасной балерины. Военный не слушал. Тогда тролль пригрозил ему, что утром с влюбленным случится нечто ужасное. На этом месте произведения «Стойкий оловянный солдатик» (краткое содержание, надеемся, дает это почувствовать) у читателя замирает сердце, он спрашивает себя: «Что же будет с бедным воином?»

Мытарства оловянного солдатика

Ребенок утром нашел солдатика и поставил его на окно. Оно случайно открылось, и солдатик выпал. Неизвестно, был в этом замешан тролль или нет. Мальчик вместе с нянькой выбежали на улицу, но сколько ни искали, найти не могли. Тем временем пошел дождь. Нет, даже целый ливень. Мальчик ушел. Другие уличные дети нашли оловянного храбреца (ведь он за все это время не потерял присутствия духа) и пустили его в по канавке. Дети в это время радостно хлопали в ладоши и кричали. Герою же произведения «Стойкий оловянный солдатик» (краткое содержание неспешно движется к финалу) было не до смеха. Ведь для него канавка - это целая река, и эта река направлялась к водопаду - большому каналу. К тому же он встретил на своем пути крысу. Она спрашивала у него почему-то паспорт или пропуск, но воды увлек солдатика прочь от Зубастой. Корабль начал тонуть, а вместе с ним и солдатик. Потом темнота поглотила его, но это была не смерть, а лишь брюхо рыбы.

Превратности судьбы

Далее излагаем пунктиром. Солдатика извлекла из брюха рыбы кухарка. Рыба, естественно, была поймана и попала на рынок, а затем на кухню. И удивительное дело: путешественник попал в тот же самый дом. Его поставили на то же самое место. Правда, радость храбреца была недолгой. Один из детей, которые были в доме (самый маленький мальчик) подхватил его и бросил в печку. Конечно, его подговорил тролль, но от этого не легче.

Что случилось с героем далее, догадаться несложно - он расплавился. Замечательно описывает эту сцену Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик» - произведение, которое стоит читать только в полном объеме, тем более что оно небольшое. Но самый драматичный момент автор оставляет напоследок.

Балерина, повинуясь внезапному порыву ветра, отправляется в печку за героем. Влюбленные (теперь уже можно так сказать) погибают рука об руку. Наверное, солдату было не страшно и не больно умирать рядом с любимой.